С днем рождения, Веничка! Топ-5 смертоносных коктейлей от Венедикта Ерофеева. Дух женевы


"Слеза комсомолки" и еще несколько ядерных рецептов от Венечки Ерофеева.

Здравствуйте уважаемые.Многие из Вас еще по внешкольному чтению проходили знаменитый опус Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки". Да даже кто и не читал, наверняка знают наизусть целую главу из этого философского алкотрипа. Не верите? А зря :-) Это глава «Серп и Молот — Карачарово», состоящая из одной единственной фразы — «И немедленно выпил…». Кстати, в первом издании она была несколько больше. Там до ключевой фразы, ставшей мемом еще до того, как это стало мейнстримом, было примерно страница отборнейшего мата. Но, не прошло цензуру...:-)Ну так вот. Для родившегося за пределами бывшей 1/6 части суши вся эта ситуация, описанная в книге абсурдна и утопична. Но мы то с Вами знаем - что она абсолютно жизненна, и реальна. И уж конечно, вполне реальны те коктейли, которые описывает автор. Не в коем случае не советую Вам их создавать в домашних условиях и дегустировать, но рецептуру приведу :-))

Самым известным коктейлем из книги является так называемая "Слеза Комсомолки". Помните, как там в книге: "Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со "слезой комсомолки" просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой "слезы" – память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм – и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?.."Рецептура простая:Лаванда — 15 г.Вербена — 15 г.«Лесная вода» — 30 г.Лак для ногтей — 2 г.Зубной эликсир — 150 г.Лимонад — 150 г.Приготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости жимолость можно заменить повиликой. Это неверно и преступно! Режьте меня вдоль и поперёк — но вы меня не заставите помешивать повиликой «слезу комсомолки», я буду помешивать её жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают «слезу комсомолки» повиликой.Крайне трудно будет ныне найти лосьон "Лесная вода". Так что, создать настоящую "Слезу комсомолки" практически невозможно ныне :-) "Вербена" и "Лаванда" -это одеколоны, но вроде пока выпускаются :-)

Другой коктейль, под названием "Поцелуй тети Клавы" гораздо проще: "Объяснить вам, что значит "поцелуй"? А "поцелуй" значит: смешанное в любой пропорции пополам-напополам любое красное вино с любой водкой. Допустим: сухое виноградное вино плюс "перцовка" или "кубанская" – это "первый поцелуй". Смесь самогона с 33-м портвейном – это "поцелуй, насильно данный", или проще, "поцелуй без любви", или еще проще, "Инесса Арманд". Да мало ли разных "поцелуев"! Чтобы не так тошнило от всех этих "поцелуев", к ним надо привыкнуть с детства". Хотя правильнее было бы совмещение водки с розовым вином, или самогона с красным крепленым :-)

Дальше у нас идет Ханаанский бальзам. Как писал Ерофеев: "Пить просто водку, даже из горлышка, – в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном – в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан "ханаанского бальзама" – в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек".Рецептура у этого коктейля не сложная.Денатурат (технический спирт) – 100 г.Бархатное пиво – 200 г.Политура очищенная – 100 г.Политура — это жидкость для обработки древесины. Но ее надо очистить перед употреблением: в 1 литр жидкости нужно добавить 100 грамм соли, взболтать, удалить образовавшуюся пену и осадок. И только после этого использовать для коктейля. "Бархатное" - это пастеризованный темный эль, который сегодня варят многие пивоварни.Способ приготовления "Ханаанского бальзама" тоже прост и незатейлив - все смешать и взболтать до однородной консистенции черно-бурого цвета.

Следующий коктейль носит красивое название "Дух Женевы". В книге сказано так: "В нем нет ни капли благородства, но есть букет. Вы спросите меня: в чем загадка этого букета? Я вам отвечу: не знаю, в чем загадка этого букета. Тогда вы подумаете и спросите: а в чем же разгадка? А в том разгадка, что "белую сирень", составную часть "духа Женевы", не следует ничем заменять, ни "жасмином", ни "шипром", ни "ландышем". "В мире компонентов нет эквивалентов", как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. То есть, "ландыш серебристый" – это вам не "белая сирень", даже в нравственном аспекте, не говоря уж о букетах".Точный рецепт такой:Духи "Белая сирень" — 50 г.Средство от потливости ног — 50 г.Пиво "Жигулевское" — 200 г.Лак спиртовой – 150 г.

Прикольно, что коктейль можно точно воспроизвести. Ибо духи "Белая сирень" до сих пор в продаже :-))) При производстве этого коктейля важно помнить принцип Джеймса Бонда - "смешать, но не взбалтывать" :-)))

Ну и последний коктейль на сегодня - "Сучий потрох". "Теперь я предлагаю вам последнее и наилучшее. "Венец трудов, превыше всех наград", как сказал поэт. Короче, я предлагаю вам коктейль "сучий потрох", напиток, затмевающий все. Это уже не напиток – это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? – борьба за освобождение человечества"Итак:Пиво "Жигулевское" — 100 г.Шампунь "Садко – богатый гость" — 30 г.Резоль для очистки волос от перхоти – 70 г.Средство от потливости ног – 30 г.Дезинсектакль для уничтожения мелких насекомых – 20 г.Как Вы понимаете, его ныне не воспроизвести. И, к счастью :-))) Ибо....Резоль - это аэрозоль против перхоти, я такого даже не видел. Дезинсектакль – 5%-ый раствор ДДТ (применяемого в быту химического исектицида) в бензине, керосине и других органических растворителях, прозрачный, с зеленоватым оттенком. А такого шампуня как "Садко-богатый гость" -вообще никогда не существовало. Ерофеев его выдумал :-))Вот такие вот дела.Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

Топ-5 смертоносных коктейлей от Венедикта Ерофеева

Встречайте – Топ-5 жутких, невообразимых, несомненно отравных, но очень изящных, эстетичных и литературных рецептов коктейлей авторства незабвенного Венички Ерофеева!

Суббота, самое время отдохнуть и расслабиться. Только собрал рябины и решил приготовить изысканный и сложный напиток – рябиновое вино – как вспомнил, что сегодня – великий день для всех русских алкоголиков-эстетов и почитателей постмодернистской литературы! Ровно 77 лет назад мир переменился, впервые отразившись в гениальных глазах нового Бахуса – писателя Венедикта Ерофеева, автора поэмы в прозе «Москва – Петушки».

Как же не поздравить читателей «Ромового Дневника» с выдающейся датой и не отдать дань памяти этому великому, хоть и недооцененному человеку? Встречайте – Топ-5 жутких, невообразимых, несомненно отравных, но очень изящных, эстетичных и литературных рецептов коктейлей авторства незабвенного Венички!

Внимание! Редакция «Ромового Дневника» заранее предостерегает своих читателей от приготовления и – не дай бог! – дегустирования любых напитков, описанных в данной статье! Они представлены исключительно в ознакомительно-юмористических целях, а употреблять их без риска для жизни могли разве что советские алкаши-маргиналы. Кроме того, я уверен, что и сам Ерофеев Венедикт, цитаты из которого знают даже люди, весьма далекие от литературы, никогда не пробовал подобные зелья – иначе мы с вами вряд ли могли бы наслаждаться его произведениями.

Итак, поехали.

Пятое место. «Поцелуй тети Клавы»

Этот коктейль – единственный в нашем списке, пригодный для употребления нормальным человеком. Хотя как раз нормальный человек вряд ли захочет его употребить. Напиток прост до безобразия и безобразен до тошноты. Нам понадобится:

  • Водка.
  • Крепленое розовое вино.

Все это смешивается в произвольных количествах, Ерофеев в «Москве-Петушки» рекомендовал пропорцию 1:1. Вариация этого коктейля была изобретена вашим покорным слугой – «Поцелуй Дьявола» делается из портвейна и перцовки, его я описывал в статье о коктейлях с портвейном.

«Объяснить вам, что значит «поцелуй»? А «поцелуй» значит: смешанное в любой пропорции пополам-напополам любое красное вино с любой водкой. Допустим: сухое виноградное вино плюс «перцовка» или «кубанская» – это «первый поцелуй». Смесь самогона с 33-м портвейном – это «поцелуй, насильно данный», или проще, «поцелуй без любви», или еще проще, «Инесса Арманд». Да мало ли разных «поцелуев»! Чтобы не так тошнило от всех этих «поцелуев», к ним надо привыкнуть с детства»

Четвертое место. «Слеза комсомолки»

В состав входит:

  • Лимонад – 150 граммов.
  • Зубной эликсир – 150 граммов (зубной эликсир часто пили во время антиалкогольных кампаний, о нем я говорил в статье о сухих законах).
  • «Лаванда» – 15 граммов. Этот лосьон для лица 35%-ной крепости также был распространен в советское время.
  • Вербена – 15 граммов. Одеколон «Вербена» продается и по сей день.
  • Лесная вода – 30 граммов. Самый ядовый советский лосьон, содержание спирта –около 70%.
  • Лак для ногтей – 2 грамма. От цвета лака будет зависеть и цвет готового напитка.

«Приготовляемую таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек — но вы меня не заставите помешивать повиликой «Слезу комсомолки», я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают «Слезу» не жимолостью, а повиликой…»

Бронзовая медаль. «Дух Женевы»

Ядовитость коктейлей все усиливается. От «Духа Женевы» уже вполне можно испустить дух. В него входит:

  • Жигулевское пиво – 200 граммов.
  • Спиртовой лак – 150 граммов.
  • «Белая Сирень» – 50 граммов. Эти духи очень любили советсткие женщины и, конечно, алкоголики, сейчас они, к счастью, не выпускаются.
  • Антиперсперант для ног – 50 граммов.

Ингредиенты нужно аккуратно смешать, не взбалтывая, чтобы не вспенилось пиво.

Серебро. «Сучий Потрох»

Это уже – несомненно смертельное средство.

«Сучий потрох», напиток, затмевающий все. Это уже не напиток — это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? — борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте)

  • Жигулевское пиво – 100 граммов
  • Шампунь «Садко». Ерофеев называл его «Садко – богатый гость», но такого шампуня никогда не существовало.
  • Уже знакомый нам антиперсперант для ног – 30 граммов.
  • Аэрозоль от перхоти – 70 граммов.
  • Дезинсекталь от насекомых – 20 граммов. Дезинсекталь – это 5-процентный раствор ДДТ в керосине или другом растворителе.

Все ингредиенты смешать и настоять на сигарном табаке в течение недели, после чего «напиток» объявляется готовым.

И лидер нашего списка – «Ханаанский Бальзам»

Нам нужно:

  • Пиво бархатное – 200 граммов. Венечка рекомендовал сорта «Останкинское» или «Сенатор».
  • Денатурат – 100 граммов. Без комментариев.
  • Очищенная политура – 100 граммов. Политура – это жидкость для полировки деревянных поверхностей, с бутиловым спиртом и древесной смолой. По словам Ерофеева «как очистить политуру – всякий младенец знает. Почему-то никто в России не знает отчего умер Пушкин, — а как очищается политура — это всякий знает.»

Ингредиенты смешиваются до получения однородной черно-бурой жидкости.

Вот и все, на этом наш Топ окончен. Читайте хорошую литературу и пейте хороший алкоголь! Напоследок – еще одна цитата из «Москвы-Петушки»:

Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах!

therumdiary.ru

АКОГОЛЬНАЯ ПОЭМА "МОСКВА-ПЕТУШКИ" | ARTотека еды

Поэма в прозе “Москва — Петушки”, оконченная Венедиктом Васильевичем Ерофеевым в 1970 году, стала культовым произведением литературы двадцатого века и одним из любимейших для нескольких поколений российской интеллигенции. Это история лирического героя Венички, интеллектуального алкоголика трудной судьбы и нежной души, добирающегося электричкой с Курского вокзала до станции Петушки, где его ждут любовница и ребенок, а само место назначения представляется ему Эдемом, где измученная душа, наконец-то, обретет покой.

Повест­во­ва­ние, пред­ста­ет перед чита­те­лем одно­вре­мен­но  тра­ги­ко­ми­че­ской мисте­ри­ей, пси­хо­де­ли­че­ским три­пом и отшли­фо­ван­ным алма­зом рос­сий­ской пост­мо­дер­нист­ской про­зы, огран­ка кото­ро­го, в испол­не­нии Еро­фе­е­ва, иро­нич­но под­ра­жа­ет мухин­ско­му дизай­ну гра­не­но­го ста­ка­на.

Лек­си­ка поэ­мы «Москва-Петуш­ки» изряд­но напер­че­на матом, про­пи­та­на пара­ми алко­го­ля  и нафар­ши­ро­ва­на фило­со­фи­ей, а тек­сто­вая струк­ту­ра про­из­ве­де­ния на две тре­ти состо­ит из иро­ни­че­ски пере­ра­бо­тан­ных авто­ром отсы­лок к совет­ским реа­ли­ям эпо­хи застоя, к насле­дию клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры, биб­лей­ским прит­чам и тру­дам марк­сиз­ма-лени­низ­ма. В тек­сте уга­ды­ва­ют­ся реми­нис­цен­ции мно­гих извест­ных про­из­ве­де­ний, неко­то­рых кино­филь­мов и опер. Еро­фе­ев пред­вос­хи­тил свое вре­мя, став одним из пер­вых писа­те­лей, создав­ший про­из­ве­де­ние в том фор­ма­те, кото­рый сей­час име­ну­ют гипер­тек­стом.

Даже фор­ма и назва­ние еро­фе­ев­ской поэ­мы явля­ют­ся иро­нич­ной интер­пре­та­ци­ей рома­на Ради­ще­ва «Путе­ше­ствие из Петер­бур­га в Моск­ву», кото­рый точ­но так же поде­лен на гла­вы в соот­вет­ствии со стан­ци­я­ми по пути сле­до­ва­ния. При этом поэ­ма чита­ет­ся так лег­ко, что созда­ет­ся иллю­зия ее про­сто­ты. Это каче­ство дела­ет ее схо­жей с рома­ном Миха­и­ла Бул­га­ко­ва «Мастер и Мар­га­ри­та».

Сочи­нен­ная Еро­фе­е­вым поэ­ма явля­ет­ся псев­до-авто­био­гра­фи­че­ской: в ней он исполь­зо­вал мно­гие фак­ты из сво­ей жиз­ни, но густо закра­сил их повер­ху худо­же­ствен­ным вымыс­лом.

Вене­дикт Васи­лье­вич Еро­фе­ев

С ран­них лет Вене­дикт Еро­фе­ев отли­чал­ся неза­у­ряд­ной эру­ди­ци­ей и любо­вью к лите­ра­тур­но­му сло­ву. Шко­лу он окон­чил с золо­той меда­лью. Далее про­дол­жил обу­че­ние, вна­ча­ле — на фило­ло­ги­че­ском факуль­те­те МГУ, потом в Коло­мен­ском и Вла­ди­мир­ском педа­го­ги­че­ских инсти­ту­тах. Не смот­ря на успе­хи в уче­бе, ото­всю­ду юно­ша был отчис­лен за про­гу­лы. Что не повли­я­ло на его тягу к сло­вес­но­му искус­ству. Уже в 17-лет­нем воз­расте он пишет свое пер­вое сочи­не­ние «Запис­ки пси­хо­па­та». Но про­сла­вил­ся Еро­фе­ев толь­ко в 70-тых, в первую оче­редь, как автор поэ­мы “Москва-Петуш­ки”. Пона­ча­лу поэ­ма рас­про­стра­ня­лась в «сам­из­да­те» из рук в руки, так же, как кас­се­ты с запи­ся­ми песен Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го и Арка­дия Север­но­го. Толь­ко 18 лет спу­стя после напи­са­ния, выда­ю­ще­е­ся про­из­ве­де­ние было офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ва­но в Рос­сии.

Сей­час поэ­ма «Москва — Петуш­ки» пере­ве­де­на на мно­гие язы­ки, по ней постав­ле­ны мно­го­чис­лен­ные спек­так­ли, а цита­ты из нее так же, как фра­зы из филь­мов Гай­дая или строч­ки басен Лео­ни­да Фила­то­ва —  ста­ли народ­ным досто­я­ни­ем и частью рос­сий­ско­го фольк­ло­ра. Напри­мер, един­ствен­ная фра­за гла­вы «Серп и Молот — Кара­ча­ро­во» — “И немед­лен­но выпил” — ста­ло мемом совет­ской интел­ли­ген­ции.

Пест­рый кол­лаж, создан­ный Еро­фе­е­вым из совет­ских газет­ных штам­пов, скры­тых и пря­мых цитат, взя­тых из раз­лич­ных источ­ни­ков миро­вой куль­ту­ры мож­но бес­ко­неч­но и со вку­сом раз­би­рать по косточ­кам. Как это дела­ют с косточ­ка­ми вяле­ной воб­лы или рако­вы­ми шей­ка­ми под пиво забав­ные пер­со­на­жи кар­тин Вла­ди­ми­ра Люба­ро­ва.

 

Лите­ра­тур­ные кри­ти­ки деся­ти­ле­ти­я­ми лома­ют копья в спо­рах о досто­ин­ствах и загад­ках еро­фе­ев­ской про­зы, тем самым, лишь под­чер­ки­вая неор­ди­нар­ность авто­ра, кото­ро­му уда­лось в малой лите­ра­тур­ной фор­ме про­де­мон­стри­ро­вать шко­лу высо­кой сати­ры и игро­вой лите­ра­ту­ры, дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щей­ся от Стер­на и Карам­зи­на до Бар­ро­уза и Пеле­ви­на.

Еро­фе­ев умуд­рил­ся вопло­тить в лите­ра­тур­ном герое соби­ра­тель­ный образ рус­ско­го наро­да, кото­рым — как утвер­ждал Н. Бер­дя­ев — «мож­но оча­ро­вать­ся и разо­ча­ро­вать­ся, от него все­гда мож­но ожи­дать неожи­дан­но­стей, он в выс­шей сте­пе­ни спо­со­бен вну­шать к себе силь­ную любовь и силь­ную нена­висть».

Кста­ти, вто­рой, более модер­но­вой попыт­кой создать обоб­щен­ный порт­рет наци­о­наль­ной души, был фильм режис­се­ра Алек­сандра Рогож­ки­на “Осо­бен­но­сти наци­о­наль­ной охо­ты”, кото­рый изна­чаль­но гото­вил­ся как экра­ни­за­ция “Москва-Петуш­ки”. Но в резуль­та­те, для осу­ществ­ле­ния попыт­ки, ему потре­бо­ва­лись пять креп­ко пью­щих рус­ских мужи­ков с ружья­ми и раз­ны­ми амплуа: “офи­ци­аль­ный рус­ский” -гене­рал с окур­ком сига­ры в зубах, “новый рус­ский” со снос­ным “бей­сик инглиш”, “ста­рый рус­ский” — фило­соф­ству­ю­щий инже­нер-тех­нарь, “казен­ный русский”-следователь МВД и “фольк­лор­ный” рус­ский — егерь с повад­ка­ми Ива­на-дура­ка в шине­ли и шап­ке-ушан­ке. Еще и фин­ский исто­рик-охо­то­вед для отдуш­ки.

Поэто­му так слож­но най­ти сре­ди образ­цов запад­ной куль­ту­ры достой­но­го сопер­ни­ка глав­но­му пер­со­на­жу “Москва-Петуш­ки”. По срав­не­нию с духов­ны­ми стра­да­ни­я­ми и суж­де­ни­я­ми Венич­ки, жал­ки­ми выгля­дят рефлек­сии спи­ва­ю­ще­го­ся учи­те­ля-неудач­ни­ка Май­л­за, пока­зан­ные в аме­ри­кан­ском филь­ме “На обо­чине”. А исполь­зу­е­мые ино­гда срав­не­ния рома­на «Москва-Петуш­ки» с про­из­ве­де­ни­я­ми Чарль­за Буков­ски (из-за чрез­мер­но­го увле­че­ния алко-тема­ти­кой), вовсе не кор­рект­ны.  Буков­ски – явный пред­ста­ви­тель так назы­ва­е­мо­го «гряз­но­го реа­лиз­ма», а в поэ­ме Еро­фе­е­ва, напро­тив, про­смат­ри­ва­ет­ся попу­ляр­ная кон­цеп­ция М.Бахтина о кар­на­валь­но­сти куль­ту­ры и рели­ги­оз­ность само­го Венич­ки. Пусть даже выра­жа­ет он ее по-сво­е­му:

Поче­му же ты мол­чишь?» — спро­сит меня Гос­подь, весь в синих мол­ни­ях. Ну, что я ему отве­чу? Так и буду: мол­чать, мол­чать…”.

Оче­вид­но, пере­дать стра­да­ния дре­му­чей и зага­доч­ной рус­ской души Еро­фе­е­ву помог­ло то, что мате­ри­а­лом для твор­че­ства ему слу­жи­ла соб­ствен­ная неустро­ен­ная жизнь. С 1958 по 1975 Еро­фе­ев жил без про­пис­ки. Его носи­ло по все­му Совет­ско­му Сою­зу. Он рабо­тал груз­чи­ком в мага­зине Колом­ны, под­соб­ни­ком камен­щи­ка и при­ём­щи­ком стек­ло­та­ры в Москве, истоп­ни­ком-коче­га­ром во Вла­ди­ми­ре, дежур­ным отде­ле­ния мили­ции в Оре­хо­во-Зуе­ве, биб­лио­те­ка­рем в Брян­ске, мон­таж­ни­ком кабель­ных линий свя­зи в раз­лич­ных горо­дах Рос­сии, Лит­вы и Бело­рус­сии. Мно­гое из это­го нашло отра­же­ние в сюже­те поэ­мы «Москва — Петуш­ки», кото­рую он сочи­нял урыв­ка­ми, меж­ду рабо­той и выпив­кой.

Такой образ жиз­ни вели тогда мно­гие пред­ста­ви­те­ли неофи­ци­аль­но­го искус­ства. Напри­мер, груп­па худож­ни­ков из Санкт-Петер­бур­га, назван­ная по име­ни одно­го из них – «Мить­ки́». Они зара­ба­ты­ва­ли на жизнь в котель­ных, а в сво­бод­ное вре­мя рисо­ва­ли кар­ти­ны и тай­ком устра­и­ва­ли их выстав­ки. Часто те пре­вра­ща­лись в весе­лые оргии с неуме­рен­ны­ми воз­ли­я­ни­я­ми. Не слу­чай­но энцик­ло­пе­дия Lurkmore опре­де­ля­ет мить­ков, как «худож­ни­ков по хол­сту вод­кой», что на пер­вом эта­пе суще­ство­ва­ния груп­пы вполне соот­вет­ство­ва­ло дей­стви­тель­но­сти. В наро­де даже ходи­ла шут­ка: «На крас­ный гор­ба­чев­ский тер­рор мить­ки отве­ти­ли белой горяч­кой».

Но если мить­ки сде­ла­ли вод­ку и тель­няш­ку фор­маль­ны­ми сим­во­ла­ми сво­е­го анде­гра­унд­но­го дви­же­ния, то Вене­дикт Еро­фе­ев стал иссле­до­ва­те­лем мета­фи­зи­ки пьян­ства. Алко­голь — гене­раль­ная линия все­го сюже­та поэ­мы.

Герой про­хо­дит все сту­пе­ни опья­не­ния — от пер­во­го спа­си­тель­но­го глот­ка до его мучи­тель­но­го отсут­ствия, от похмель­но­го воз­рож­де­ния до трез­вой смер­ти. В соот­вет­ствии это­му пути выстра­и­ва­ет­ся и ком­по­зи­ция повест­во­ва­ния. По мере про­дви­же­ния к Петуш­кам нара­щи­ва­ют­ся эле­мен­ты бре­да, абсур­да. Мир вокруг клу­бит­ся, реаль­ность замы­ка­ет­ся на болез­нен­ном созна­нии героя, кото­рый слы­шит голо­са анге­лов, видит вся­че­ские химе­ры.

«Еро­фе­ев — сам такой. Автор глу­бо­кий и тем­ный, он обру­ши­ва­ет на чита­те­ля гро­ма­ду хао­са, зага­доч­но­го, как все живое. У Еро­фе­е­ва нет здра­во­го смыс­ла, логи­ки, зако­на и поряд­ка. Пре­не­бре­гая зло­бой дня, Венич­ка все­гда смот­рел в корень: чело­век как место встре­чи всех пла­нов бытия»

( Алек­сандр Генис, Логос вод­ки )

Фило­ло­ги­че­ская про­за Вене­дик­та Васи­лье­ви­ча Еро­фе­е­ва пред­на­зна­че­на исклю­чи­тель­но для интел­ли­гент­ской сре­ды чита­те­лей. В иро­ни­че­ской фор­ме он ведет скры­тую поле­ми­ку с клас­си­че­ским миро­возре­ни­ем на тему гре­хо­па­де­ния, часто затра­ги­ва­е­мую в про­из­ве­де­ни­ях Чехо­ва, Тур­ге­не­ва, Досто­ев­ско­го.

Для мно­гих геро­ев Досто­ев­ско­го (напри­мер, капи­та­на Лебяд­ки­на) пьян­ство – суще­ствен­ная сто­ро­на их обра­за жиз­ни. Заду­мав роман «Пья­нень­кие», Досто­ев­ский вме­сто него создал «Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние» — вели­кий роман о боль­ной сове­сти, где муки сове­сти пья­ни­цы Мар­ме­ла­до­ва отте­ня­ют тра­ге­дию души Рас­коль­ни­ко­ва. Но если про­честь дра­ма­ти­че­ский моно­лог Семе­на Мар­ме­ла­до­ва — «обра­ще­ние к Богу» — то момен­таль­но воз­ни­ка­ет ассо­ци­а­ция с тек­стом поэ­мы Еро­фе­е­ва.

Иную, создан­ную авто­ром аллю­зию, мож­но усмот­реть в том, что Венич­ка, на подо­бие Хри­ста, тво­рит «вин­ное чудо»:  кок­тей­ли с див­ны­ми назва­ни­я­ми и неве­до­мым вку­сом.

Сар­казм авто­ра заклю­ча­ет­ся в том, что Хри­стос, соглас­но прит­че, обра­щал чистую воду в вино на радость людям, а Венич­ка, сме­ши­вая вся­кую креп­ле­ную дрянь в кок­тей­ли, — жела­ет уто­лить свои стра­да­ния. Имен­но стра­да­ни­ям и крест­но­му пути Венич­ки посвя­ще­на глу­бин­ная часть поэ­мы. Но в рам­ках избран­ной эсте­ти­ки, алко­го­лик Веня здесь — тра­ве­стий­ный Хри­стос.

Впер­вые появил­ся тип героя, кото­ро­го не зна­ла ни рус­ская совет­ская, ни рус­ская клас­си­че­ская лите­ра­ту­ра. Это двой­ствен­ный образ, создан­ный на кон­флик­те точек зре­ния, в духе сокра­тов­ской тра­ди­ции: каким его видят со сто­ро­ны и каким он сам себя ощу­ща­ет.  Для боль­шин­ства чита­те­лей, Венич­ка — безум­но оба­я­тель­ный и тро­га­тель­ный алко­го­лик. Но загад­кой оста­ет­ся его внут­рен­няя сущ­ность, задра­пи­ро­ван­ная нескон­ча­е­мы­ми раз­го­во­ра­ми об алко­го­ле и пра­ви­лах рас­пи­тия спирт­ных напит­ков, испол­нен­ных в фор­ме гро­тес­ка, при­су­ще­го про­из­ве­де­ни­ям Ф. Раб­ле, Л. Стер­на, Гого­ля и Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на.

Так, в гла­ве «Элек­тро­угли — 43-й кило­метр» автор дает рецеп­ты при­го­тов­ле­ния раз­лич­ных кок­тей­лей, как то: «Хана­ан­ский баль­зам», «Сучий потрох», «Дух Жене­вы», «Сле­за ком­со­мол­ки», “Поце­луй тети Кла­вы”. За поэ­ти­че­ски­ми назва­ни­я­ми скры­ва­ют­ся настоль­ко неудо­бо­ва­ри­мые соче­та­ния ингре­ди­ен­тов, что мож­но свих­нуть­ся от одной толь­ко мыс­ли, что и в самом деле суще­ству­ют люди, кото­рые сме­ши­ва­ют и реаль­но пьют эти адские сме­си.

При­ве­дем несколь­ко венич­ки­ных рецеп­тов, пред­ва­ри­тель­но сде­лав пре­ду­пре­жде­ние:  не взду­май­те гото­вить дома кок­тей­ли, опи­сан­ные в кни­ге и ста­тье!

Луч­ше обра­ти­те вни­ма­ние на сар­ка­стич­ные и умо­ри­тель­но смеш­ные пояс­не­ния, кото­ры­ми снаб­жа­ет свои рецеп­ты сам Венич­ка.

Итак, «Жизнь дает­ся чело­ве­ку один раз и про­жить ее надо так, что­бы не оши­бить­ся в рецеп­тах» (В.В.Ерофеев, Москва-Петуш­ки)

Коктейль “Ханаанский бальзам”

Ингре­ди­ен­ты:Дена­ту­рат — 100 гБар­хат­ное пиво — 200 гПоли­ту­ра очи­щен­ная — 100 г

Пить про­сто вод­ку, даже из гор­лыш­ка, — в этом нет ниче­го, кро­ме том­ле­ния духа и суе­ты. Сме­шать вод­ку с оде­ко­ло­ном — в этом есть извест­ный каприз, но нет ника­ко­го пафо­са. А вот выпить ста­кан “Хана­ан­ско­го баль­за­ма” — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще мета­фи­зи­че­ский намек.

Итак, перед вами “Хана­ан­ский баль­зам” (в про­сто­ре­чьи его назы­ва­ют “чер­но-бур­кой”). Жид­кость в самом деле чер­но-буро­го цве­та, с уме­рен­ной кре­по­стью и стой­ким аро­ма­том. Это уже даже не аро­мат, а гимн. Гимн демо­кра­ти­че­ской моло­де­жи. Имен­но так, пото­му что в выпив­шем этот кок­тейль вызре­ва­ют вуль­гар­ность и тем­ные силы.

 

Коктейль “Дух Женевы”

Ингре­ди­ен­ты:Сред­ство от пот­ли­во­сти ног — 50 гПиво жигу­лев­ское — 200 гЛак спир­то­вой — 150 г

В нем нет ни кап­ли бла­го­род­ства, но есть букет. Вы спро­си­те меня: в чем загад­ка это­го буке­та? Я вам отве­чу: не знаю, в чем загад­ка это­го буке­та. Тогда вы поду­ма­е­те и спро­си­те: а в чем же раз­гад­ка? А в том раз­гад­ка, что “Белую сирень”, состав­ную часть “Духа Жене­вы”, не сле­ду­ет ничем заме­нять, ни жас­ми­ном, ни шипром, ни лан­ды­шем. “В мире ком­по­нен­тов нет экви­ва­лен­тов”, как гово­ри­ли ста­рые алхи­ми­ки, а они-то зна­ли, что гово­ри­ли. То есть “Лан­дыш сереб­ри­стый” — это вам не “Белая сирень”, даже в нрав­ствен­ном аспек­те, не гово­ря уже о буке­тах.

“Лан­дыш”, напри­мер, будо­ра­жит ум, тре­во­жит совесть, укреп­ля­ет пра­во­со­за­ние. А “Белая сирень” — напро­тив того, успо­ка­и­ва­ет совесть и при­ми­ря­ет чело­ве­ка с язва­ми жиз­ни…И как мне сме­шон поэто­му тот, кто, при­го­тов­ляя “Дух Жене­вы”, в сред­ство от пот­ли­во­сти ног добав­ля­ет “Лан­дыш сереб­ри­стый”!

Коктейль “Слеза комсомолки”

Пью­щий про­сто вод­ку сохра­ня­ет и здра­вый ум, и твер­дую память или, наобо­рот, теря­ет разом и то, и дру­гое. А в слу­чае со “Сле­зой ком­со­мол­ки” про­сто смеш­но: выпьешь ее сто грамм, этой сле­зы, — память твер­дая, а здра­во­го ума как не быва­ло. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удив­ля­ешь­ся: отку­да взя­лось столь­ко здра­во­го ума? и куда дева­лась вся твер­дая память?

Ингре­ди­ен­ты:Лаван­да — 15 гВер­бе­на — 15 гЛес­ная вода — 30 гЛак для ног­тей — 2 гЗуб­ной элик­сир — 150 гЛимо­над — 150 г

При­го­тов­ля­е­мую таким обра­зом смесь надо два­дцать минут поме­ши­вать вет­кой жимо­ло­сти. Иные, прав­да, утвер­жда­ют, что в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти мож­но жимо­лость заме­нить пови­ли­кой. Это невер­но и пре­ступ­но. Режь­те меня вдоль и попе­рек — но вы меня не заста­ви­те поме­ши­вать пови­ли­кой “Сле­зу ком­со­мол­ки”, я буду поме­ши­вать ее жимо­ло­стью. Я про­сто раз­ры­ва­юсь на части от сме­ха, когда вижу, как при мне поме­ши­ва­ют “Сле­зу” не жимо­ло­стью, а пови­ли­кой…

Коктейль “Сучий потрох”

Это напи­ток, затме­ва­ю­щий все. Нет, это не напи­ток — это музы­ка сфер. Что самое пре­крас­ное в мире? — борь­ба за осво­бож­де­ние чело­ве­че­ства. А еще пре­крас­нее вот что:

Пиво жигу­лев­ское — 100 гШам­пунь “Сад­ко бога­тый гость” — 30 гРезоль для очист­ки волос от пер­хо­ти — 70 гСред­ство от пот­ли­во­сти ног — 30 гДезин­сек­таль для уни­что­же­ния насе­ко­мых — 20 гВсе это неде­лю наста­и­ва­ет­ся на таба­ке сигар­ных сор­тов — пода­ет­ся к сто­лу…

Мне при­хо­ди­ли пись­ма, кста­ти, в кото­рых досу­жие чита­те­ли реко­мен­до­ва­ли еще вот что: полу­чен­ный таким обра­зом настой еще отки­ды­вть на дур­шлаг. То есть — на дур­шлаг отки­нуть и спать ложить­ся… Это уже черт зна­ет что такое, и все эти допол­не­ния и поправ­ки — от дряб­ло­сти вооб­ра­же­ния, от недо­стат­ков поле­та мыс­ли; вот отку­да эти неле­пые поправ­ки…Итак, “Сучий потрох” подан на стол. Пей­те его с появ­ле­ни­ем пер­вой звез­ды, боль­ши­ми глот­ка­ми. Уже после двух бока­лов это­го кок­тей­ля чело­век ста­но­вит­ся настоль­ко оду­хо­тво­рен­ным, что мож­но подой­ти и целых пол­ча­са с рас­сто­я­ния полу­то­ра мет­ров пле­вать ему в харю, и он ниче­го тебе не ска­жет…

Коктейль “Поцелуй тети Клавы”

Объ­яс­нить вам, что зна­чит “Поце­луй”? А “Поце­луй” зна­чит: сме­шан­ное в про­пор­ции попо­лам-напо­по­лам любое крас­ное вино с любою вод­кою. Допу­стим: сухое вино­град­ное вино плюс пер­цов­ка или кубан­ская — это “Пер­вый поце­луй”. Смесь само­го­на с 33-м порт­вей­ном — это “Поце­луй, насиль­но дан­ный”, или, про­ще, “Поце­луй без люб­ви”, или, про­ще, -“Инес­са Арманд”. Да мало ли раз­ных “Поце­лу­ев”! Что­бы не так тош­ни­ло от всех этих “Поце­лу­ев”, к ним надо при­вык­нуть с дет­ства.

У меня в чемо­дан­чи­ке есть кубан­ская. Но нет сухо­го вино­град­но­го вина. Зна­чит, и “Пер­вый поце­луй” исклю­чен для меня, я могу толь­ко гре­зить о нем. Но — у меня в чемо­дан­чи­ке есть пол­то­ры чет­вер­тин­ки рос­сий­ской и розо­вое креп­кое за рупь трид­цать семь. А их сово­куп­ность и дает нам “Поце­луй тети Кла­вы”. Согла­сен с вами: он невзра­чен по вку­со­вым каче­ствам, он в выс­шей сте­пе­ни тош­но­тво­рен, им умест­нее поли­вать фикус, чем пить его из гор­лыш­ка, — согла­сен, но что же делать, если нет сухо­го вина, если нет даже фику­са? При­хо­дить­ся пить “Поце­луй тети Кла­вы”…»

В заклю­че­нии хочет­ся ска­зать, что хотя кни­га и была напи­са­на Еро­фе­е­вым более 40 лет назад, но ее про­чте­ние в оче­ред­ной раз дает воз­мож­ность почув­ство­вать настро­е­ние того вре­ме­ни, пред­ста­вить исче­за­ю­щие пей­за­жи и коло­рит­ные типа­жи, насе­ляв­шие их.Исчез­нув­шие мар­ки вин (эти­кет­ки) пери­о­да запоя застоя мож­но уви­деть в пяти­ми­нут­ном фраг­мен­те из м/ф “Мить­ки нико­го не хотят побе­дить”. Носталь­гия.

Похо­жие ста­тьи

www.art-eda.info

от «Слезы комсомолки» до «Сучьего потроха»

Коль надоело пить — не пей вовсе. Коль надоело пить одно и то же — попробуй рецепты Ерофеева.

Фотография с сайта, посвященного творчеству Венедикта Ерофеева

Алкоголизм в России — больше чем алкоголизм. Ведь как, скажите, обсуждать судьбы, чаянья и капризы нашей многострадальной отчизны? Как вести серьезный философский диспут? Как получать удовольствие от жизни? Вести сухопутный разговор? Радоваться трезвому взгляду? Э, нет!

Быть может, это в корне неправда (так и есть), но без благодушия (получаемого известными способами) все это не имеет решительно никакого смысла. Но если иного смысла не остается — почему бы не разнообразить этот смысл? Коктейлями Венедикта Ерофеева, например.

И тут, напоследок предупредив вас о том, что совместимы с жизнью, дай бог, только две субстанции из нижеперечисленных, мы передаем слово маэстро.

«Ханаанский бальзам»

Кадр из фильма «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), 1965

Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан «ханаанского бальзама» — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек.

Короче, записывайте рецепт «ханаанского бальзама». Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах:

—  Денатурат — 100 г.

—  Бархатное пиво — 200 г.

—  Политура очищенная — 100 г.

Итак, перед вами «ханаанский бальзам» (его в просторечии называют «чернобуркой») — жидкость в самом деле черно-бурого цвета, с умеренной крепостью и стойким ароматом. Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпимшем этот коктейль вызревает вульгарность и темные силы. Я сколько раз наблюдал!..

«Дух Женевы»

Кадр из фильма «Сталкер», 1979

У меня было так: я выпил целый флакон «серебристого ландыша», сижу и плачу. Почему я плачу? — потому что маму вспомнил, то есть вспомнил и не могу забыть свою маму. «Мама», — говорю. И плачу. А потом опять: «мама!» — говорю, и снова плачу. Другой бы, кто поглупее, так бы сидел и плакал. А я? Взял флакон «сирени» — и выпил. И что же вы думаете? Слезы обсохли, дурацкий смех одолел, а маму так даже и забыл, как звать по имени-отчеству.

И как мне смешон поэтому тот, кто, приготовляя «дух Женевы», в средство от потливости ног добавляет «ландыш серебристый»! Слушайте точный рецепт:

— «Белая сирень» — 50 г.

— Средство от потливости ног — 50 г.

— Пиво «жигулевское» — 200 г.

— Лак спиртовой — 150 г.

«Слеза комсомолки»

Кадр из фильма «Такси-блюз», 1990

Но если человек не хочет зря топтать мироздание, пусть он пошлет к свиньям и «ханаанский бальзам», и «дух Женевы». А лучше пусть он сядет за стол и приготовит себе «слезу комсомолки». Пахуч и странен этот коктейль. Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен.

Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со «слезой комсомолки» просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой «слезы» — память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?..

Даже сам рецепт «слезы» благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, лишался.

— Лаванда — 15 г.

— Вербена — 15 г.

— «Лесная вода» — 30 г.

— Лак для ногтей — 2 г.

— Зубной эликсир — 150 г.

— Лимонад — 150 г.

Приготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости жимолость можно заменить повиликой. Это неверно и преступно! Режьте меня вдоль и поперек — но вы меня не заставите помешивать повиликой «слезу комсомолки», я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают «слезу комсомолки» не жимолостью, а повиликой...

«Сучий потрох»

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979

Это уже не напиток — это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? — борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте):

— Пиво «жигулевское» — 100 г.

— Шампунь «Садко — богатый гость» — 30 г.

— Резоль для очистки волос от перхоти — 70 г.

— Средство от потливости ног — 30 г.

— Дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых — 20 г.

Все это неделю настаивается на табаке сигарных сортов — и подается к столу...

Мне приходили письма, кстати, в которых досужие читатели рекомендовали еще вот что: полученный таким образом настой еще откидывать на дуршлаг. То есть: на дуршлаг откинуть и спать ложиться... Это уже черт знает, что такое, и все эти дополнения и поправки — от дряблости воображения, от недостатка полета мысли; вот откуда эти нелепые поправки...

«Поцелуй тети Клавы»

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре», 1979

А теперь давайте подумаем с вами вместе: что бы мне сейчас выпить? Какую комбинацию я могу создать из этой вшивости, что осталась в моем чемоданчике? «Поцелуй тети Клавы»? Пожалуй, что да. Из моего чемоданчика никаких других «поцелуев» не выжмешь, кроме «первого поцелуя» и «поцелуя тети Клавы». Объяснить вам, что значит «поцелуй»? А «поцелуй» значит: смешанное в любой пропорции пополам-напополам любое красное вино с любой водкой. Допустим: сухое виноградное вино плюс «перцовка» или «кубанская» — это «первый поцелуй». Смесь самогона с 33-м портвейном — это «поцелуй, насильно данный», или проще, «поцелуй без любви», или еще проще, «Инесса Арманд».

Да мало ли разных «поцелуев»! Чтобы не так тошнило от всех этих «поцелуев», к ним надо привыкнуть с детства.

У меня в чемоданчике есть «кубанская». Но нет сухого виноградного вина. Значит, и «первый поцелуй» исключен для меня, я могу только грезить о нем. Но у меня в чемоданчике есть полторы четвертинки «российской» и «розовое крепкое» за рупь тридцать семь. А их совокупность и дает нам «поцелуй тети Клавы». Согласен с вами: он невзрачен по вкусовым качествам, он в высшей степени тошнотворен, им уместнее поливать фикус, чем пить его из горлышка, — согласен, но что же делать, если нет сухого вина, если нет даже фикуса? Приходится пить «поцелуй тети Клавы»...

«Москва — Петушки»

Это интересно:

Профессор Сокал: Постмодернист и ученый, одурачивший научное сообщество >>

Топ-4 лучших форм для льда >>

7 правил грамотного приготовления коктейлей >>

7 тычков в бок киносноба: малоизвестные фильмы, которые стоит посмотреть >>

Ночная жизнь или танцы на барной стойке: 7 советов новичку >>

Секс перед сном: работодатель точно скажет «спасибо» >>

playboyrussia.com

Рецепты от Ерофеева

      Пить просто водку, даже из горлышка, - в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном - в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан "Ханаанского бальзама" - в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек.      Какой компонент "Ханаанского бальзама" мы ценим превыше всего? Ну, конечно, денатурат. Но ведь денатурат, будучи только объектом вдохновения, сам этого вдохновения начисто лишен. Что же, в таком случае, мы ценим в денатурате превыше всего? Ну, конечно: голое вкусовое ощущение. А еще превыше тот миазм, который он источает. Чтобы этот миазм оттенить, нужна хоть крупица благоухания. По этой причине в денатурат вливают в пропорции 1:2:1 бархатное пиво, лучше всего останкинское или сенатор, и очищенную политуру.      Не буду вам напоминать, как очищается политура, это всякий младенец знает. Почему-то никто в России не знает отчего умер Пушкин, - а как очищается политура - это всякий знает.      Короче, записывайте рецепт "Ханаанского бальзама". Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах:

Денатурат - 100 г Бархатное пиво - 200 г Политура очищенная - 100 г

      Итак, перед вами "Ханаанский бальзам" (его в просторечьи называют "черно-буркой") - жидкость в самом деле черно-бурого цвета, с умеренной крепостью и стойким ароматом. Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпившем этот коктейль вызревают вульгарность и темные силы. Я сколько раз наблюдал!

Дух Женевы

     В нем нет ни капли благородства, но есть букет. Вы спросите меня: в чем загадка этого букета? Я вам отвечу: не знаю, в чем загадка этого букета. Тогда вы подумаете и спросите: а в чем же разгадка? А в том разгадка, что "Белую сирень", составную часть "Духа Женевы", не следует ничем заменять, ни жасмином, ни шипром, ни ландышем. "В мире компонентов нет эквивалентов", как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. То есть "Ландыш серебристый" - это вам не "Белая сирень", даже в нравственном аспекте, не говоря уже о букетах.      "Ландыш", например, будоражит ум, тревожит совесть, укрепляет правосозание. А "Белая сирень" - напротив того, успокаивает совесть и примиряет человека с язвами жизни...      У меня было так: я выпил целый флакон "Серебристого ландыша", сижу и плачу. Почему я плачу? - потому что маму вспомнил, то есть вспомнил и не могу забыть свою маму. "Мама", - говорю. И плачу. А потом опять: "Мама", говорю, и снова плачу. Другой бы, кто поглупее, так бы сидел и плакал. А я? Взял флакон "Сирени" - и выпил. И что же вы думаете? Слезы обсохли, дурацкий смех одолел, а маму так даже и забыл, как звать по имени-отчеству.      И как мне смешон поэтому тот, кто, приготовляя "Дух Женевы", в средство от потливости ног добавляет "Ландыш серебристый"!      Слушайте точный рецепт:

Средство от потливости ног - 50 г Пиво жигулевское - 200 г Лак спиртовой - 150 г

Слеза комсомолки

     Пахуч и странен этот коктейль.Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен.      Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то, и другое. А в случае со "Слезой комсомолки" просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой слезы, - память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм - и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? и куда девалась вся твердая память?      Даже сам рецепт "Слезы" благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, - лишился.

Лаванда - 15 г Вербена - 15 г Лесная вода - 30 г Лак для ногтей - 2 г Зубной эликсир - 150 г Лимонад - 150 г

     Приготовляемую таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек - но вы меня не заставите помешивать повиликой "Слезу комсомолки", я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают "Слезу" не жимолостью, а повиликой...

Сучий потрох

     Это уже не напиток - это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? - борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте):

Пиво жигулевское - 100 г Шампунь"Садко - богатый гость" - 30 г Резоль для очистки волос от перхоти - 70 г Средство от потливости ног - 30 г Дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых - 20 г

     Все это неделю настаивается на табаке сигарных сортов - подается к столу...      Итак, "Сучий потрох" подан на стол. Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолко одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет.

tipplers.narod.ru

Тот самый дух Женевы.

25 НОЯБРЯ 2016

872

Сергей Косенко

Путешественник

Люди, бывающие в Женеве лишь наездами, связывают образ этого города в первую очередь с банками, часами и шоколадом. Что ж, и того, и другого, и третьего здесь предостаточно. Но славен этот город не только такими вполне осязаемыми понятиями, но еще и кое-чем «нематериальным», что принято называть «духом Женевы».

Истоки сего умонастроения или, точнее, характера женевцев берут свое начало в далеком прошлом. Республика по своему государственному устройству, Женева, в 1602 году успешно отразила нападение герцогства Савойского, но в 1792 году была аннексирована Францией. Обретя независимость в 1814 году после разгрома Наполеона, она в 1815 году присоединилась к нейтральной Швейцарии, став ее 22-м кантоном.

Видимо, все эти перипетии истории помогли гражданам Женевы выработать прочное и оригинальное коллективное сознание – стремление решать любые споры мирными средствами, путем переговоров и компромиссов. Сам девиз города - «Post Tenebras Lux » (После мрака - свет) – уже говорит о многом и прежде всего о твердой приверженности женевцев идеям свободы, демократии, гуманизма, веротерпимости. Город всегда был гостеприимен к пришельцам, давал им приют и убежище (около 49% жителей Женевы в 2015 году составляли иностранцы), в результате чего здесь выработалась уникальная смесь конфессий и культур, особый стиль толерантности и миролюбия. Не случайно именно в Женеве, спустя два года после окончания Второй мировой войны, решил обосноваться Всемирный совет церквей. В городе протестантов с давних пор прекрасно уживались католическая и православная церкви, синагога и мечеть.

Парадоксально, но факт: три самых знаменитых женевца были иностранцами. Француз Жак Кальвин (1509-1564) прожил в Женеве основную часть своей жизни и здесь умер. Значимость его учения вышла далеко за рамки Швейцарии. Как известно, кальвинизм, развитый впоследствии английскими пуританами, определил облик всего англосаксонского мира, став для него руководством к действию на многие века. Именно кальвинизм лег в основу рационального мироустройства и прагматичной жизненной философии западной цивилизации, которая добилась выдающихся успехов в развитии и продолжает оказывать влияние на весь мир.

В Женеве 28 июня 1712 года родился и долго жил другой выдающийся француз Жан-Жак Руссо, противоречивый вольнодумец эпохи Просвещения, глашатай свободомыслия, провозгласивший теорию «общественного договора», которая стала прообразом современной «прямой демократии». Наконец, здесь же великий гуманист Анри Дюнан, парижанин по происхождению, вместе с четырмя единомышленниками основал в феврале 1863 года общество защиты раненых на поле боя – предтечу нынешнего Международного Комитета Красного Креста (МККК), эмблема которого известна всем и каждому на этой земле.

Задолго до создания Лиги Наций в Женеве звучали голоса видных коренных и пришлых горожан в пользу создания конфедерации европейских народов по швейцарскому образцу. В 1912 году здесь обосновалась Международная лига женщин за мир и свободу, дважды ставшая лауреатом Нобелевской премии мира (в 1931 и 1946 гг.). В 1901 году Нобелевская премия мира была присуждена Анри Дюнану, а в 1910 году – Международному бюро мира, разместившемуся в Женеве, президент которого Шон МакБрайд в свою очередь стал лауреатом этой премии в 1974 году. В1931 году Нобелевская премия мира была присуждена Нансеновскому бюро по делам беженцев, также располагавшемуся тогда на берегах Женевского озера. Четыре раза был удостоен Нобелевской премии мира МККК.

Среди ярких выразителей «духа Женевы» нельзя не упомянуть о Шарле Пикте де Рошмоне, памятник которому установлен перед зданием Государственного совета в Старом городе. Этот женевский дипломат на Венском конгрессе в 1815 году добился от европейских держав, при активной поддержке со стороны России, согласия на признание нейтралитета Швейцарии. Он же вел переговоры о вступлении Женевы в Швейцарскую конфедерацию. Упомянуть при этом следует и другого деятеля Женевы, имя и заслуги которого были недооценены при жизни – Жака де Селлона, умершего в 1839 году в полном забвении (как, впрочем, и Анри Дюнан в 1910 году). А ведь именно де Селлон первым в Европе, задолго до учреждения Лиги Наций, выдвинул идею создания Сообщества мира, объединяющего глав всех «цивилизованных» государств. Первые члены Сообщества собирались в принадлежавшем де Селлону прекрасном особняке на улице Гранж, что в Старом городе. В 1955 году этот особняк был выкуплен Женевской республикой и в нем разместилась коллекция графини Зубовой, о чем стоит сказать особо.

Графиня Розарио Джулия Зубова (1892-1984), урожденная Ларрекея, была дочерью выходца из Пруссии и матери-аргентинки и считалась одной из самых богатых наследниц в Аргентине. Беззаботные детство и юность она провела между Буэнос-Айресом, Берлином, Лондоном и Женевой, а в 1922 году в богатом предместье Женевы Колоньи вторым браком сочеталась с русским графом Сергеем Платоновичем Зубовым (1881-1964). В 1924 году у них родилась дочь Татьяна, которая в возрасте 33-х лет трагически погибла в автомобильной катастрофе в Уругвае. В память о дочери графиня Зубова в 1959 году передала в дар городу Женеве свое уникальное собрание драгоценных предметов и мебели вместе с помещением, превращенным в открытый для публики музей Татьяны Зубовой (Старый город, улица Гранж 2). Некоторые предметы искусства и мебели из коллекции Зубовой обязаны своим происхождением императорскому дворцу в Пекине, Павловскому и Строгановскому дворцам в Санкт-Петербурге, мастерским лучших краснодеревщиков Франции и Шотландии XVIII века. Сегодня в великолепном помещении музея городские власти проводят различные торжественные мероприятия, например, принимают послов и консулов.

Что же касается Де Селлона, то сей гуманист и филантроп оставил и другой яркий след в истории Женевы. В 1820 году в своей летней резиденции на окраине города (недалеко от нынешнего расположения Дворца Наций ООН) он велел соорудить храм в виде ротонды, посвященный миру. К сожалению, этот храм был разрушен в 1946 году упавшим деревом, но остался обелиск, взведенный рядом в честь создания Сообщества мира, украшенный гуманными изречениями и назиданиями, в том числе призывавшими к отмене смертной казни. Позднее обелиск был перенесен в другое место и сегодня его можно увидеть на кладбище квартала Пти-Саконнэ. А вот другой женевец, Альфред Бертран, завещал городу свой парк на левом берегу озера, куда, кстати, после выхода из тюрьмы, захаживал на отдых знаменитый французский офицер Альфред Дрейфус (в защиту которого от пожизненного заключения в 1894 году страстно выступил Эмиль Золя).

Сегодня Женева остается флагманом мировой дипломатии. Наряду с Европейским отделением ООН, около 20 специализированных учреждений системы ООН (в т.ч. ВОЗ, ВОИС, ММО, МОТ, МСЭ, УВКБ) и других международных организаций здесь действуют дипломатические представительства более 200 государств и около 170 неправительственных организаций, в общей сложности более 40 тыс. человек. Недурно для города с населением в 200 тыс. и кантона с населением в 190 тыс.человек. Кстати, первым помещением заседаний Лиги Наций в 1920 году стал импозантный отель «Националь» на набережной Женевского озера, получивший впоследствии название Дворец Вильсона в честь американского президента, одного из основателей Лиги Наций. В этом здании сегодня расположено Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека.

Хотя русские разных поколений и сословий любили бывать в Женеве, вряд ли можно говорить о каком-то русском вкладе в «дух Женевы». Достоевскому, например, вообще не понравилась размеренная швейцарская жизнь. Изящная русская церковь всегда ориентировалась в основном на обеспеченную, благополучную русскую эмиграцию первого поколения, которая ничем особенным в духовном плане себя не проявила, ориентировалась на местные обычаи. И слава богу. После 1991 года в банковский «рай» Женевы ринулись многомиллионные частные российские капиталы сомнительного происхождения. Но поскольку женевцы и швейцарцы вообще - народ честный и дотошный, их вскоре разочаровала и напугала репутация новорусских денег, они стали допытываться о легальности их происхождения, ссылаться на свои «правильные» законы и порядки, да и банковские проценты здесь по российским меркам невелики. Все это не устроило уже многих русских и постепенно прилив денег и важных персон из Московии стал затихать и перемещаться в другие, более вольготные края, где им не угрожал бы строгий «дух Женевы». Тем не менее, богатые русские продолжают с удовольствием наезжать на берега Лемана в основном ради комфорта и спокойствия, обожают местные фешенебельные пятизвездочные палаццо и гастрономические рестораны. А те в свою очередь уже набрали вышколенный русскоязычный персонал для ублажения требовательных гостей из России. Многие селят здесь свои семьи, своих жен или подруг, отдают деток учится в престижные частные школы. Дорого, но надежно. Отрадно, однако, что великолепный зал Виктория, где когда-то с успехом пел Шаляпин, всегда наполняется до отказа, если выступает известный русский дирижёр, музыкант или оркестр.

И, кто знает, если бы, родимые нувориши как следует прониклись бы духом Женевы, суть которого составляют терпимость, порядочность, законопослушание, то, глядишь и уважения и к российскому бизнесу и к россиянам здесь прибавилось бы. Опять же на благо России.

swiss-rus.ru

Москва - Петушки

Москва - Петушки (В. Ерофеев) Ханаанский бальзамДух ЖеневыСлеза комсомолкиСучий потрох Ханаанский бальзам &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspКакой компонент "ханаанского бальзама" мы ценим превыше всего? Ну, конечно, денатурат. Но ведь денатурат, будучи только объектом вдохновения, сам этого вдохновения начисто лишен. Что же, в таком случае, мы ценим в денатурате превыше всего? Ну, конечно: голое вкусовое ощущение. А еще превыше? А еще превыше тот миазм, который он источает. Чтобы этот миазм оттенить, нужна хоть крупица благоухания. По этой причине в денатурат вливают в пропорции 1:2:1 "бархатное" пиво, лучше всего "останкинское" или "сенатор", и очищенную политуру. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе буду вам напоминать, как очищается политура, это всякий младенец знает. Почему-то в России никто не знает, отчего умер Пушкин,- а как очищается политура - это всякий знает. &nbsp&nbsp&nbsp&nbspКороче, записывайте рецепт "ханаанского бальзама". Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах: &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Денатурат - 100 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Бархатное пиво - 200 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Политура очищенная - 100 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИтак, перед вами "ханаанский бальзам" (его в просторечии называют "чернобуркой") - жидкость в самом деле черно-бурого цвета, с умеренной крепостью и стойким ароматом. Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпимшем этот коктейль вызревает вульгарность и темные силы. Я сколько раз наблюдал!.. Назад Дух Женевы &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ нем нет ни капли благородства, но есть букет. Вы спросите меня: в чем загадка этого букета? Я вам отвечу: не знаю, в чем загадка этого букета. Тогда вы подумаете и спросите: а в чем же разгадка? А в том разгадка, что "белую сирень", составную часть "духа Женевы", не следует ничем заменять, ни "жасмином", ни "шипром", ни "ландышем". "В мире компонентов нет эквивалентов", как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. То есть, "ландыш серебристый" - это вам не "белая сирень", даже в нравственном аспекте, не говоря уж о букетах. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСлушайте точный рецепт: &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp "Белая сирень" - 50 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Средство от потливости ног - 50 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Пиво "жигулевское" - 200 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Лак спиртовой - 150 г.Назад Слеза комсомолки &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНо если человек не хочет зря топтать мироздание, пусть он пошлет к свиньям и "ханаанский бальзам", и "дух Женевы". А лучше пусть он сядет за стол и приготовит себе "слезу комсомолки". Пахуч и странен этот коктейль. Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со "слезой комсомолки" просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой "слезы" - память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм - и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?.. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДаже сам рецепт "слезы" благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, лишался. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Лаванда - 15 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Вербена - 15 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp "Лесная вода" - 30 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Лак для ногтей - 2 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Зубной эликсир - 150 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Лимонад - 150 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПриготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости жимолость можно заменить повиликой. Это неверно и преступно! Режьте меня вдоль и поперек - но вы меня не заставите помешивать повиликой "слезу комсомолки", я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают "слезу комсомолки" не жимолостью, а повиликой... Назад Сучий потрох &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТеперь я предлагаю вам последнее и наилучшее. "венец трудов, превыше всех наград", как сказал поэт. Короче, я предлагаю вам коктейль "сучий потрох", напиток, затмевающий все. Это уже не напиток - это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? - борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что ( записывайте): &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Пиво "жигулевское" - 100 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Шампунь "Садко - богатый гость" - 30 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Резоль для очистки волос от перхоти - 70 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Средство от потливости ног - 30 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp - &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых - 20 г. &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВсе это неделю настаивается на табаке сигарных сортов - и подается к столу... &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspМне приходили письма, кстати, в которых досужие читатели рекомендовали еще вот что: полученный таким образом настой еще откидывать на дуршлаг. То есть: на дуршлаг откинуть и спать ложиться... Это уже черт знает, что такое, и все эти дополнения и поправки - от дряблости воображения, от недостатка полета мысли; вот откуда эти нелепые поправки... &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИтак, "сучий потрох" подан на стол. Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет. Назад

m-petushki.narod.ru


Смотрите также