Самым известным коктейлем из книги является так называемая "Слеза Комсомолки". Помните, как там в книге: "Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со "слезой комсомолки" просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой "слезы" – память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм – и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?.."Рецептура простая:Лаванда — 15 г.Вербена — 15 г.«Лесная вода» — 30 г.Лак для ногтей — 2 г.Зубной эликсир — 150 г.Лимонад — 150 г.Приготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости жимолость можно заменить повиликой. Это неверно и преступно! Режьте меня вдоль и поперёк — но вы меня не заставите помешивать повиликой «слезу комсомолки», я буду помешивать её жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают «слезу комсомолки» повиликой.Крайне трудно будет ныне найти лосьон "Лесная вода". Так что, создать настоящую "Слезу комсомолки" практически невозможно ныне :-) "Вербена" и "Лаванда" -это одеколоны, но вроде пока выпускаются :-)С днем рождения, Веничка! Топ-5 смертоносных коктейлей от Венедикта Ерофеева. Дух женевы
"Слеза комсомолки" и еще несколько ядерных рецептов от Венечки Ерофеева.
Другой коктейль, под названием "Поцелуй тети Клавы" гораздо проще: "Объяснить вам, что значит "поцелуй"? А "поцелуй" значит: смешанное в любой пропорции пополам-напополам любое красное вино с любой водкой. Допустим: сухое виноградное вино плюс "перцовка" или "кубанская" – это "первый поцелуй". Смесь самогона с 33-м портвейном – это "поцелуй, насильно данный", или проще, "поцелуй без любви", или еще проще, "Инесса Арманд". Да мало ли разных "поцелуев"! Чтобы не так тошнило от всех этих "поцелуев", к ним надо привыкнуть с детства". Хотя правильнее было бы совмещение водки с розовым вином, или самогона с красным крепленым :-)
Дальше у нас идет Ханаанский бальзам. Как писал Ерофеев: "Пить просто водку, даже из горлышка, – в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном – в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан "ханаанского бальзама" – в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек".Рецептура у этого коктейля не сложная.Денатурат (технический спирт) – 100 г.Бархатное пиво – 200 г.Политура очищенная – 100 г.Политура — это жидкость для обработки древесины. Но ее надо очистить перед употреблением: в 1 литр жидкости нужно добавить 100 грамм соли, взболтать, удалить образовавшуюся пену и осадок. И только после этого использовать для коктейля. "Бархатное" - это пастеризованный темный эль, который сегодня варят многие пивоварни.Способ приготовления "Ханаанского бальзама" тоже прост и незатейлив - все смешать и взболтать до однородной консистенции черно-бурого цвета.
Следующий коктейль носит красивое название "Дух Женевы". В книге сказано так: "В нем нет ни капли благородства, но есть букет. Вы спросите меня: в чем загадка этого букета? Я вам отвечу: не знаю, в чем загадка этого букета. Тогда вы подумаете и спросите: а в чем же разгадка? А в том разгадка, что "белую сирень", составную часть "духа Женевы", не следует ничем заменять, ни "жасмином", ни "шипром", ни "ландышем". "В мире компонентов нет эквивалентов", как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. То есть, "ландыш серебристый" – это вам не "белая сирень", даже в нравственном аспекте, не говоря уж о букетах".Точный рецепт такой:Духи "Белая сирень" — 50 г.Средство от потливости ног — 50 г.Пиво "Жигулевское" — 200 г.Лак спиртовой – 150 г.
Прикольно, что коктейль можно точно воспроизвести. Ибо духи "Белая сирень" до сих пор в продаже :-))) При производстве этого коктейля важно помнить принцип Джеймса Бонда - "смешать, но не взбалтывать" :-)))
Ну и последний коктейль на сегодня - "Сучий потрох". "Теперь я предлагаю вам последнее и наилучшее. "Венец трудов, превыше всех наград", как сказал поэт. Короче, я предлагаю вам коктейль "сучий потрох", напиток, затмевающий все. Это уже не напиток – это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? – борьба за освобождение человечества"Итак:Пиво "Жигулевское" — 100 г.Шампунь "Садко – богатый гость" — 30 г.Резоль для очистки волос от перхоти – 70 г.Средство от потливости ног – 30 г.Дезинсектакль для уничтожения мелких насекомых – 20 г.Как Вы понимаете, его ныне не воспроизвести. И, к счастью :-))) Ибо....Резоль - это аэрозоль против перхоти, я такого даже не видел. Дезинсектакль – 5%-ый раствор ДДТ (применяемого в быту химического исектицида) в бензине, керосине и других органических растворителях, прозрачный, с зеленоватым оттенком. А такого шампуня как "Садко-богатый гость" -вообще никогда не существовало. Ерофеев его выдумал :-))Вот такие вот дела.Приятного времени суток.
id77.livejournal.com
Топ-5 смертоносных коктейлей от Венедикта Ерофеева
Встречайте – Топ-5 жутких, невообразимых, несомненно отравных, но очень изящных, эстетичных и литературных рецептов коктейлей авторства незабвенного Венички Ерофеева!
Суббота, самое время отдохнуть и расслабиться. Только собрал рябины и решил приготовить изысканный и сложный напиток – рябиновое вино – как вспомнил, что сегодня – великий день для всех русских алкоголиков-эстетов и почитателей постмодернистской литературы! Ровно 77 лет назад мир переменился, впервые отразившись в гениальных глазах нового Бахуса – писателя Венедикта Ерофеева, автора поэмы в прозе «Москва – Петушки».
Как же не поздравить читателей «Ромового Дневника» с выдающейся датой и не отдать дань памяти этому великому, хоть и недооцененному человеку? Встречайте – Топ-5 жутких, невообразимых, несомненно отравных, но очень изящных, эстетичных и литературных рецептов коктейлей авторства незабвенного Венички!
Внимание! Редакция «Ромового Дневника» заранее предостерегает своих читателей от приготовления и – не дай бог! – дегустирования любых напитков, описанных в данной статье! Они представлены исключительно в ознакомительно-юмористических целях, а употреблять их без риска для жизни могли разве что советские алкаши-маргиналы. Кроме того, я уверен, что и сам Ерофеев Венедикт, цитаты из которого знают даже люди, весьма далекие от литературы, никогда не пробовал подобные зелья – иначе мы с вами вряд ли могли бы наслаждаться его произведениями.
Итак, поехали.
Пятое место. «Поцелуй тети Клавы»
Этот коктейль – единственный в нашем списке, пригодный для употребления нормальным человеком. Хотя как раз нормальный человек вряд ли захочет его употребить. Напиток прост до безобразия и безобразен до тошноты. Нам понадобится:
- Водка.
- Крепленое розовое вино.
Все это смешивается в произвольных количествах, Ерофеев в «Москве-Петушки» рекомендовал пропорцию 1:1. Вариация этого коктейля была изобретена вашим покорным слугой – «Поцелуй Дьявола» делается из портвейна и перцовки, его я описывал в статье о коктейлях с портвейном.
«Объяснить вам, что значит «поцелуй»? А «поцелуй» значит: смешанное в любой пропорции пополам-напополам любое красное вино с любой водкой. Допустим: сухое виноградное вино плюс «перцовка» или «кубанская» – это «первый поцелуй». Смесь самогона с 33-м портвейном – это «поцелуй, насильно данный», или проще, «поцелуй без любви», или еще проще, «Инесса Арманд». Да мало ли разных «поцелуев»! Чтобы не так тошнило от всех этих «поцелуев», к ним надо привыкнуть с детства»
Четвертое место. «Слеза комсомолки»
В состав входит:
- Лимонад – 150 граммов.
- Зубной эликсир – 150 граммов (зубной эликсир часто пили во время антиалкогольных кампаний, о нем я говорил в статье о сухих законах).
- «Лаванда» – 15 граммов. Этот лосьон для лица 35%-ной крепости также был распространен в советское время.
- Вербена – 15 граммов. Одеколон «Вербена» продается и по сей день.
- Лесная вода – 30 граммов. Самый ядовый советский лосьон, содержание спирта –около 70%.
- Лак для ногтей – 2 грамма. От цвета лака будет зависеть и цвет готового напитка.
«Приготовляемую таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек — но вы меня не заставите помешивать повиликой «Слезу комсомолки», я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают «Слезу» не жимолостью, а повиликой…»
Бронзовая медаль. «Дух Женевы»
Ядовитость коктейлей все усиливается. От «Духа Женевы» уже вполне можно испустить дух. В него входит:
- Жигулевское пиво – 200 граммов.
- Спиртовой лак – 150 граммов.
- «Белая Сирень» – 50 граммов. Эти духи очень любили советсткие женщины и, конечно, алкоголики, сейчас они, к счастью, не выпускаются.
- Антиперсперант для ног – 50 граммов.
Ингредиенты нужно аккуратно смешать, не взбалтывая, чтобы не вспенилось пиво.
Серебро. «Сучий Потрох»
«Сучий потрох», напиток, затмевающий все. Это уже не напиток — это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? — борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте)
- Жигулевское пиво – 100 граммов
- Шампунь «Садко». Ерофеев называл его «Садко – богатый гость», но такого шампуня никогда не существовало.
- Уже знакомый нам антиперсперант для ног – 30 граммов.
- Аэрозоль от перхоти – 70 граммов.
- Дезинсекталь от насекомых – 20 граммов. Дезинсекталь – это 5-процентный раствор ДДТ в керосине или другом растворителе.
Все ингредиенты смешать и настоять на сигарном табаке в течение недели, после чего «напиток» объявляется готовым.
И лидер нашего списка – «Ханаанский Бальзам»
Нам нужно:
- Пиво бархатное – 200 граммов. Венечка рекомендовал сорта «Останкинское» или «Сенатор».
- Денатурат – 100 граммов. Без комментариев.
- Очищенная политура – 100 граммов. Политура – это жидкость для полировки деревянных поверхностей, с бутиловым спиртом и древесной смолой. По словам Ерофеева «как очистить политуру – всякий младенец знает. Почему-то никто в России не знает отчего умер Пушкин, — а как очищается политура — это всякий знает.»
Ингредиенты смешиваются до получения однородной черно-бурой жидкости.
Вот и все, на этом наш Топ окончен. Читайте хорошую литературу и пейте хороший алкоголь! Напоследок – еще одна цитата из «Москвы-Петушки»:
Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах!
therumdiary.ru
АКОГОЛЬНАЯ ПОЭМА "МОСКВА-ПЕТУШКИ" | ARTотека еды
Поэма в прозе “Москва — Петушки”, оконченная Венедиктом Васильевичем Ерофеевым в 1970 году, стала культовым произведением литературы двадцатого века и одним из любимейших для нескольких поколений российской интеллигенции. Это история лирического героя Венички, интеллектуального алкоголика трудной судьбы и нежной души, добирающегося электричкой с Курского вокзала до станции Петушки, где его ждут любовница и ребенок, а само место назначения представляется ему Эдемом, где измученная душа, наконец-то, обретет покой.
Повествование, предстает перед читателем одновременно трагикомической мистерией, психоделическим трипом и отшлифованным алмазом российской постмодернистской прозы, огранка которого, в исполнении Ерофеева, иронично подражает мухинскому дизайну граненого стакана.
Лексика поэмы «Москва-Петушки» изрядно наперчена матом, пропитана парами алкоголя и нафарширована философией, а текстовая структура произведения на две трети состоит из иронически переработанных автором отсылок к советским реалиям эпохи застоя, к наследию классической литературы, библейским притчам и трудам марксизма-ленинизма. В тексте угадываются реминисценции многих известных произведений, некоторых кинофильмов и опер. Ерофеев предвосхитил свое время, став одним из первых писателей, создавший произведение в том формате, который сейчас именуют гипертекстом.
Даже форма и название ерофеевской поэмы являются ироничной интерпретацией романа Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», который точно так же поделен на главы в соответствии со станциями по пути следования. При этом поэма читается так легко, что создается иллюзия ее простоты. Это качество делает ее схожей с романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сочиненная Ерофеевым поэма является псевдо-автобиографической: в ней он использовал многие факты из своей жизни, но густо закрасил их поверху художественным вымыслом.
Венедикт Васильевич Ерофеев
С ранних лет Венедикт Ерофеев отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Школу он окончил с золотой медалью. Далее продолжил обучение, вначале — на филологическом факультете МГУ, потом в Коломенском и Владимирском педагогических институтах. Не смотря на успехи в учебе, отовсюду юноша был отчислен за прогулы. Что не повлияло на его тягу к словесному искусству. Уже в 17-летнем возрасте он пишет свое первое сочинение «Записки психопата». Но прославился Ерофеев только в 70-тых, в первую очередь, как автор поэмы “Москва-Петушки”. Поначалу поэма распространялась в «самиздате» из рук в руки, так же, как кассеты с записями песен Владимира Высоцкого и Аркадия Северного. Только 18 лет спустя после написания, выдающееся произведение было официально опубликовано в России.
Сейчас поэма «Москва — Петушки» переведена на многие языки, по ней поставлены многочисленные спектакли, а цитаты из нее так же, как фразы из фильмов Гайдая или строчки басен Леонида Филатова — стали народным достоянием и частью российского фольклора. Например, единственная фраза главы «Серп и Молот — Карачарово» — “И немедленно выпил” — стало мемом советской интеллигенции.
Пестрый коллаж, созданный Ерофеевым из советских газетных штампов, скрытых и прямых цитат, взятых из различных источников мировой культуры можно бесконечно и со вкусом разбирать по косточкам. Как это делают с косточками вяленой воблы или раковыми шейками под пиво забавные персонажи картин Владимира Любарова.
Литературные критики десятилетиями ломают копья в спорах о достоинствах и загадках ерофеевской прозы, тем самым, лишь подчеркивая неординарность автора, которому удалось в малой литературной форме продемонстрировать школу высокой сатиры и игровой литературы, динамично развивающейся от Стерна и Карамзина до Барроуза и Пелевина.
Ерофеев умудрился воплотить в литературном герое собирательный образ русского народа, которым — как утверждал Н. Бердяев — «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».
Кстати, второй, более модерновой попыткой создать обобщенный портрет национальной души, был фильм режиссера Александра Рогожкина “Особенности национальной охоты”, который изначально готовился как экранизация “Москва-Петушки”. Но в результате, для осуществления попытки, ему потребовались пять крепко пьющих русских мужиков с ружьями и разными амплуа: “официальный русский” -генерал с окурком сигары в зубах, “новый русский” со сносным “бейсик инглиш”, “старый русский” — философствующий инженер-технарь, “казенный русский”-следователь МВД и “фольклорный” русский — егерь с повадками Ивана-дурака в шинели и шапке-ушанке. Еще и финский историк-охотовед для отдушки.
Поэтому так сложно найти среди образцов западной культуры достойного соперника главному персонажу “Москва-Петушки”. По сравнению с духовными страданиями и суждениями Венички, жалкими выглядят рефлексии спивающегося учителя-неудачника Майлза, показанные в американском фильме “На обочине”. А используемые иногда сравнения романа «Москва-Петушки» с произведениями Чарльза Буковски (из-за чрезмерного увлечения алко-тематикой), вовсе не корректны. Буковски – явный представитель так называемого «грязного реализма», а в поэме Ерофеева, напротив, просматривается популярная концепция М.Бахтина о карнавальности культуры и религиозность самого Венички. Пусть даже выражает он ее по-своему:
Почему же ты молчишь?» — спросит меня Господь, весь в синих молниях. Ну, что я ему отвечу? Так и буду: молчать, молчать…”.
Очевидно, передать страдания дремучей и загадочной русской души Ерофееву помогло то, что материалом для творчества ему служила собственная неустроенная жизнь. С 1958 по 1975 Ерофеев жил без прописки. Его носило по всему Советскому Союзу. Он работал грузчиком в магазине Коломны, подсобником каменщика и приёмщиком стеклотары в Москве, истопником-кочегаром во Владимире, дежурным отделения милиции в Орехово-Зуеве, библиотекарем в Брянске, монтажником кабельных линий связи в различных городах России, Литвы и Белоруссии. Многое из этого нашло отражение в сюжете поэмы «Москва — Петушки», которую он сочинял урывками, между работой и выпивкой.
Такой образ жизни вели тогда многие представители неофициального искусства. Например, группа художников из Санкт-Петербурга, названная по имени одного из них – «Митьки́». Они зарабатывали на жизнь в котельных, а в свободное время рисовали картины и тайком устраивали их выставки. Часто те превращались в веселые оргии с неумеренными возлияниями. Не случайно энциклопедия Lurkmore определяет митьков, как «художников по холсту водкой», что на первом этапе существования группы вполне соответствовало действительности. В народе даже ходила шутка: «На красный горбачевский террор митьки ответили белой горячкой».
Но если митьки сделали водку и тельняшку формальными символами своего андеграундного движения, то Венедикт Ерофеев стал исследователем метафизики пьянства. Алкоголь — генеральная линия всего сюжета поэмы.
Герой проходит все ступени опьянения — от первого спасительного глотка до его мучительного отсутствия, от похмельного возрождения до трезвой смерти. В соответствии этому пути выстраивается и композиция повествования. По мере продвижения к Петушкам наращиваются элементы бреда, абсурда. Мир вокруг клубится, реальность замыкается на болезненном сознании героя, который слышит голоса ангелов, видит всяческие химеры.
«Ерофеев — сам такой. Автор глубокий и темный, он обрушивает на читателя громаду хаоса, загадочного, как все живое. У Ерофеева нет здравого смысла, логики, закона и порядка. Пренебрегая злобой дня, Веничка всегда смотрел в корень: человек как место встречи всех планов бытия»
( Александр Генис, Логос водки )Филологическая проза Венедикта Васильевича Ерофеева предназначена исключительно для интеллигентской среды читателей. В иронической форме он ведет скрытую полемику с классическим мировозрением на тему грехопадения, часто затрагиваемую в произведениях Чехова, Тургенева, Достоевского.
Для многих героев Достоевского (например, капитана Лебядкина) пьянство – существенная сторона их образа жизни. Задумав роман «Пьяненькие», Достоевский вместо него создал «Преступление и наказание» — великий роман о больной совести, где муки совести пьяницы Мармеладова оттеняют трагедию души Раскольникова. Но если прочесть драматический монолог Семена Мармеладова — «обращение к Богу» — то моментально возникает ассоциация с текстом поэмы Ерофеева.
Иную, созданную автором аллюзию, можно усмотреть в том, что Веничка, на подобие Христа, творит «винное чудо»: коктейли с дивными названиями и неведомым вкусом.
Сарказм автора заключается в том, что Христос, согласно притче, обращал чистую воду в вино на радость людям, а Веничка, смешивая всякую крепленую дрянь в коктейли, — желает утолить свои страдания. Именно страданиям и крестному пути Венички посвящена глубинная часть поэмы. Но в рамках избранной эстетики, алкоголик Веня здесь — травестийный Христос.
Впервые появился тип героя, которого не знала ни русская советская, ни русская классическая литература. Это двойственный образ, созданный на конфликте точек зрения, в духе сократовской традиции: каким его видят со стороны и каким он сам себя ощущает. Для большинства читателей, Веничка — безумно обаятельный и трогательный алкоголик. Но загадкой остается его внутренняя сущность, задрапированная нескончаемыми разговорами об алкоголе и правилах распития спиртных напитков, исполненных в форме гротеска, присущего произведениям Ф. Рабле, Л. Стерна, Гоголя и Салтыкова-Щедрина.
Так, в главе «Электроугли — 43-й километр» автор дает рецепты приготовления различных коктейлей, как то: «Ханаанский бальзам», «Сучий потрох», «Дух Женевы», «Слеза комсомолки», “Поцелуй тети Клавы”. За поэтическими названиями скрываются настолько неудобоваримые сочетания ингредиентов, что можно свихнуться от одной только мысли, что и в самом деле существуют люди, которые смешивают и реально пьют эти адские смеси.
Приведем несколько веничкиных рецептов, предварительно сделав предупреждение: не вздумайте готовить дома коктейли, описанные в книге и статье!
Лучше обратите внимание на саркастичные и уморительно смешные пояснения, которыми снабжает свои рецепты сам Веничка.
Итак, «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах» (В.В.Ерофеев, Москва-Петушки)
Коктейль “Ханаанский бальзам”
Ингредиенты:Денатурат — 100 гБархатное пиво — 200 гПолитура очищенная — 100 г
Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан “Ханаанского бальзама” — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек.
Итак, перед вами “Ханаанский бальзам” (в просторечьи его называют “черно-буркой”). Жидкость в самом деле черно-бурого цвета, с умеренной крепостью и стойким ароматом. Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпившем этот коктейль вызревают вульгарность и темные силы.
Коктейль “Дух Женевы”
Ингредиенты:Средство от потливости ног — 50 гПиво жигулевское — 200 гЛак спиртовой — 150 г
В нем нет ни капли благородства, но есть букет. Вы спросите меня: в чем загадка этого букета? Я вам отвечу: не знаю, в чем загадка этого букета. Тогда вы подумаете и спросите: а в чем же разгадка? А в том разгадка, что “Белую сирень”, составную часть “Духа Женевы”, не следует ничем заменять, ни жасмином, ни шипром, ни ландышем. “В мире компонентов нет эквивалентов”, как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. То есть “Ландыш серебристый” — это вам не “Белая сирень”, даже в нравственном аспекте, не говоря уже о букетах.
“Ландыш”, например, будоражит ум, тревожит совесть, укрепляет правосозание. А “Белая сирень” — напротив того, успокаивает совесть и примиряет человека с язвами жизни…И как мне смешон поэтому тот, кто, приготовляя “Дух Женевы”, в средство от потливости ног добавляет “Ландыш серебристый”!
Коктейль “Слеза комсомолки”
Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то, и другое. А в случае со “Слезой комсомолки” просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой слезы, — память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? и куда девалась вся твердая память?
Ингредиенты:Лаванда — 15 гВербена — 15 гЛесная вода — 30 гЛак для ногтей — 2 гЗубной эликсир — 150 гЛимонад — 150 г
Приготовляемую таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек — но вы меня не заставите помешивать повиликой “Слезу комсомолки”, я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают “Слезу” не жимолостью, а повиликой…
Коктейль “Сучий потрох”
Это напиток, затмевающий все. Нет, это не напиток — это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? — борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что:
Пиво жигулевское — 100 гШампунь “Садко богатый гость” — 30 гРезоль для очистки волос от перхоти — 70 гСредство от потливости ног — 30 гДезинсекталь для уничтожения насекомых — 20 гВсе это неделю настаивается на табаке сигарных сортов — подается к столу…
Мне приходили письма, кстати, в которых досужие читатели рекомендовали еще вот что: полученный таким образом настой еще откидывть на дуршлаг. То есть — на дуршлаг откинуть и спать ложиться… Это уже черт знает что такое, и все эти дополнения и поправки — от дряблости воображения, от недостатков полета мысли; вот откуда эти нелепые поправки…Итак, “Сучий потрох” подан на стол. Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет…
Коктейль “Поцелуй тети Клавы”
Объяснить вам, что значит “Поцелуй”? А “Поцелуй” значит: смешанное в пропорции пополам-напополам любое красное вино с любою водкою. Допустим: сухое виноградное вино плюс перцовка или кубанская — это “Первый поцелуй”. Смесь самогона с 33-м портвейном — это “Поцелуй, насильно данный”, или, проще, “Поцелуй без любви”, или, проще, -“Инесса Арманд”. Да мало ли разных “Поцелуев”! Чтобы не так тошнило от всех этих “Поцелуев”, к ним надо привыкнуть с детства.
У меня в чемоданчике есть кубанская. Но нет сухого виноградного вина. Значит, и “Первый поцелуй” исключен для меня, я могу только грезить о нем. Но — у меня в чемоданчике есть полторы четвертинки российской и розовое крепкое за рупь тридцать семь. А их совокупность и дает нам “Поцелуй тети Клавы”. Согласен с вами: он невзрачен по вкусовым качествам, он в высшей степени тошнотворен, им уместнее поливать фикус, чем пить его из горлышка, — согласен, но что же делать, если нет сухого вина, если нет даже фикуса? Приходиться пить “Поцелуй тети Клавы”…»
В заключении хочется сказать, что хотя книга и была написана Ерофеевым более 40 лет назад, но ее прочтение в очередной раз дает возможность почувствовать настроение того времени, представить исчезающие пейзажи и колоритные типажи, населявшие их.Исчезнувшие марки вин (этикетки) периода запоя застоя можно увидеть в пятиминутном фрагменте из м/ф “Митьки никого не хотят победить”. Ностальгия.
Похожие статьиwww.art-eda.info
от «Слезы комсомолки» до «Сучьего потроха»
Коль надоело пить — не пей вовсе. Коль надоело пить одно и то же — попробуй рецепты Ерофеева.
Фотография с сайта, посвященного творчеству Венедикта Ерофеева
Алкоголизм в России — больше чем алкоголизм. Ведь как, скажите, обсуждать судьбы, чаянья и капризы нашей многострадальной отчизны? Как вести серьезный философский диспут? Как получать удовольствие от жизни? Вести сухопутный разговор? Радоваться трезвому взгляду? Э, нет!
Быть может, это в корне неправда (так и есть), но без благодушия (получаемого известными способами) все это не имеет решительно никакого смысла. Но если иного смысла не остается — почему бы не разнообразить этот смысл? Коктейлями Венедикта Ерофеева, например.
И тут, напоследок предупредив вас о том, что совместимы с жизнью, дай бог, только две субстанции из нижеперечисленных, мы передаем слово маэстро.
«Ханаанский бальзам»
Кадр из фильма «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), 1965
Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан «ханаанского бальзама» — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек.
Короче, записывайте рецепт «ханаанского бальзама». Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах:
— Денатурат — 100 г.
— Бархатное пиво — 200 г.
— Политура очищенная — 100 г.
Итак, перед вами «ханаанский бальзам» (его в просторечии называют «чернобуркой») — жидкость в самом деле черно-бурого цвета, с умеренной крепостью и стойким ароматом. Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпимшем этот коктейль вызревает вульгарность и темные силы. Я сколько раз наблюдал!..
«Дух Женевы»
Кадр из фильма «Сталкер», 1979
У меня было так: я выпил целый флакон «серебристого ландыша», сижу и плачу. Почему я плачу? — потому что маму вспомнил, то есть вспомнил и не могу забыть свою маму. «Мама», — говорю. И плачу. А потом опять: «мама!» — говорю, и снова плачу. Другой бы, кто поглупее, так бы сидел и плакал. А я? Взял флакон «сирени» — и выпил. И что же вы думаете? Слезы обсохли, дурацкий смех одолел, а маму так даже и забыл, как звать по имени-отчеству.
И как мне смешон поэтому тот, кто, приготовляя «дух Женевы», в средство от потливости ног добавляет «ландыш серебристый»! Слушайте точный рецепт:
— «Белая сирень» — 50 г.
— Средство от потливости ног — 50 г.
— Пиво «жигулевское» — 200 г.
— Лак спиртовой — 150 г.
«Слеза комсомолки»
Кадр из фильма «Такси-блюз», 1990
Но если человек не хочет зря топтать мироздание, пусть он пошлет к свиньям и «ханаанский бальзам», и «дух Женевы». А лучше пусть он сядет за стол и приготовит себе «слезу комсомолки». Пахуч и странен этот коктейль. Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен.
Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со «слезой комсомолки» просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой «слезы» — память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?..
Даже сам рецепт «слезы» благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, лишался.
— Лаванда — 15 г.
— Вербена — 15 г.
— «Лесная вода» — 30 г.
— Лак для ногтей — 2 г.
— Зубной эликсир — 150 г.
— Лимонад — 150 г.
Приготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости жимолость можно заменить повиликой. Это неверно и преступно! Режьте меня вдоль и поперек — но вы меня не заставите помешивать повиликой «слезу комсомолки», я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают «слезу комсомолки» не жимолостью, а повиликой...
«Сучий потрох»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979
Это уже не напиток — это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? — борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте):
— Пиво «жигулевское» — 100 г.
— Шампунь «Садко — богатый гость» — 30 г.
— Резоль для очистки волос от перхоти — 70 г.
— Средство от потливости ног — 30 г.
— Дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых — 20 г.
Все это неделю настаивается на табаке сигарных сортов — и подается к столу...
Мне приходили письма, кстати, в которых досужие читатели рекомендовали еще вот что: полученный таким образом настой еще откидывать на дуршлаг. То есть: на дуршлаг откинуть и спать ложиться... Это уже черт знает, что такое, и все эти дополнения и поправки — от дряблости воображения, от недостатка полета мысли; вот откуда эти нелепые поправки...
«Поцелуй тети Клавы»
Кадр из фильма «Отпуск в сентябре», 1979
А теперь давайте подумаем с вами вместе: что бы мне сейчас выпить? Какую комбинацию я могу создать из этой вшивости, что осталась в моем чемоданчике? «Поцелуй тети Клавы»? Пожалуй, что да. Из моего чемоданчика никаких других «поцелуев» не выжмешь, кроме «первого поцелуя» и «поцелуя тети Клавы». Объяснить вам, что значит «поцелуй»? А «поцелуй» значит: смешанное в любой пропорции пополам-напополам любое красное вино с любой водкой. Допустим: сухое виноградное вино плюс «перцовка» или «кубанская» — это «первый поцелуй». Смесь самогона с 33-м портвейном — это «поцелуй, насильно данный», или проще, «поцелуй без любви», или еще проще, «Инесса Арманд».
Да мало ли разных «поцелуев»! Чтобы не так тошнило от всех этих «поцелуев», к ним надо привыкнуть с детства.
У меня в чемоданчике есть «кубанская». Но нет сухого виноградного вина. Значит, и «первый поцелуй» исключен для меня, я могу только грезить о нем. Но у меня в чемоданчике есть полторы четвертинки «российской» и «розовое крепкое» за рупь тридцать семь. А их совокупность и дает нам «поцелуй тети Клавы». Согласен с вами: он невзрачен по вкусовым качествам, он в высшей степени тошнотворен, им уместнее поливать фикус, чем пить его из горлышка, — согласен, но что же делать, если нет сухого вина, если нет даже фикуса? Приходится пить «поцелуй тети Клавы»...
«Москва — Петушки»
Это интересно:
Профессор Сокал: Постмодернист и ученый, одурачивший научное сообщество >>
Топ-4 лучших форм для льда >>
7 правил грамотного приготовления коктейлей >>
7 тычков в бок киносноба: малоизвестные фильмы, которые стоит посмотреть >>
Ночная жизнь или танцы на барной стойке: 7 советов новичку >>
Секс перед сном: работодатель точно скажет «спасибо» >>
playboyrussia.com
Рецепты от Ерофеева
Пить просто водку, даже из горлышка, - в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном - в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан "Ханаанского бальзама" - в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек. Какой компонент "Ханаанского бальзама" мы ценим превыше всего? Ну, конечно, денатурат. Но ведь денатурат, будучи только объектом вдохновения, сам этого вдохновения начисто лишен. Что же, в таком случае, мы ценим в денатурате превыше всего? Ну, конечно: голое вкусовое ощущение. А еще превыше тот миазм, который он источает. Чтобы этот миазм оттенить, нужна хоть крупица благоухания. По этой причине в денатурат вливают в пропорции 1:2:1 бархатное пиво, лучше всего останкинское или сенатор, и очищенную политуру. Не буду вам напоминать, как очищается политура, это всякий младенец знает. Почему-то никто в России не знает отчего умер Пушкин, - а как очищается политура - это всякий знает. Короче, записывайте рецепт "Ханаанского бальзама". Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах:
Денатурат - 100 г Бархатное пиво - 200 г Политура очищенная - 100 г
Итак, перед вами "Ханаанский бальзам" (его в просторечьи называют "черно-буркой") - жидкость в самом деле черно-бурого цвета, с умеренной крепостью и стойким ароматом. Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпившем этот коктейль вызревают вульгарность и темные силы. Я сколько раз наблюдал!
Дух ЖеневыВ нем нет ни капли благородства, но есть букет. Вы спросите меня: в чем загадка этого букета? Я вам отвечу: не знаю, в чем загадка этого букета. Тогда вы подумаете и спросите: а в чем же разгадка? А в том разгадка, что "Белую сирень", составную часть "Духа Женевы", не следует ничем заменять, ни жасмином, ни шипром, ни ландышем. "В мире компонентов нет эквивалентов", как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. То есть "Ландыш серебристый" - это вам не "Белая сирень", даже в нравственном аспекте, не говоря уже о букетах. "Ландыш", например, будоражит ум, тревожит совесть, укрепляет правосозание. А "Белая сирень" - напротив того, успокаивает совесть и примиряет человека с язвами жизни... У меня было так: я выпил целый флакон "Серебристого ландыша", сижу и плачу. Почему я плачу? - потому что маму вспомнил, то есть вспомнил и не могу забыть свою маму. "Мама", - говорю. И плачу. А потом опять: "Мама", говорю, и снова плачу. Другой бы, кто поглупее, так бы сидел и плакал. А я? Взял флакон "Сирени" - и выпил. И что же вы думаете? Слезы обсохли, дурацкий смех одолел, а маму так даже и забыл, как звать по имени-отчеству. И как мне смешон поэтому тот, кто, приготовляя "Дух Женевы", в средство от потливости ног добавляет "Ландыш серебристый"! Слушайте точный рецепт:
Средство от потливости ног - 50 г Пиво жигулевское - 200 г Лак спиртовой - 150 гСлеза комсомолки
Пахуч и странен этот коктейль.Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен. Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то, и другое. А в случае со "Слезой комсомолки" просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой слезы, - память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм - и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? и куда девалась вся твердая память? Даже сам рецепт "Слезы" благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, - лишился.
Лаванда - 15 г Вербена - 15 г Лесная вода - 30 г Лак для ногтей - 2 г Зубной эликсир - 150 г Лимонад - 150 гПриготовляемую таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек - но вы меня не заставите помешивать повиликой "Слезу комсомолки", я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают "Слезу" не жимолостью, а повиликой...
Сучий потрохЭто уже не напиток - это музыка сфер. Что самое прекрасное в мире? - борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте):
Пиво жигулевское - 100 г Шампунь"Садко - богатый гость" - 30 г Резоль для очистки волос от перхоти - 70 г Средство от потливости ног - 30 г Дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых - 20 гВсе это неделю настаивается на табаке сигарных сортов - подается к столу... Итак, "Сучий потрох" подан на стол. Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолко одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет.
tipplers.narod.ru
Тот самый дух Женевы.
25 НОЯБРЯ 2016
872
Сергей Косенко
Путешественник
Люди, бывающие в Женеве лишь наездами, связывают образ этого города в первую очередь с банками, часами и шоколадом. Что ж, и того, и другого, и третьего здесь предостаточно. Но славен этот город не только такими вполне осязаемыми понятиями, но еще и кое-чем «нематериальным», что принято называть «духом Женевы».
Истоки сего умонастроения или, точнее, характера женевцев берут свое начало в далеком прошлом. Республика по своему государственному устройству, Женева, в 1602 году успешно отразила нападение герцогства Савойского, но в 1792 году была аннексирована Францией. Обретя независимость в 1814 году после разгрома Наполеона, она в 1815 году присоединилась к нейтральной Швейцарии, став ее 22-м кантоном.
Видимо, все эти перипетии истории помогли гражданам Женевы выработать прочное и оригинальное коллективное сознание – стремление решать любые споры мирными средствами, путем переговоров и компромиссов. Сам девиз города - «Post Tenebras Lux » (После мрака - свет) – уже говорит о многом и прежде всего о твердой приверженности женевцев идеям свободы, демократии, гуманизма, веротерпимости. Город всегда был гостеприимен к пришельцам, давал им приют и убежище (около 49% жителей Женевы в 2015 году составляли иностранцы), в результате чего здесь выработалась уникальная смесь конфессий и культур, особый стиль толерантности и миролюбия. Не случайно именно в Женеве, спустя два года после окончания Второй мировой войны, решил обосноваться Всемирный совет церквей. В городе протестантов с давних пор прекрасно уживались католическая и православная церкви, синагога и мечеть.
Парадоксально, но факт: три самых знаменитых женевца были иностранцами. Француз Жак Кальвин (1509-1564) прожил в Женеве основную часть своей жизни и здесь умер. Значимость его учения вышла далеко за рамки Швейцарии. Как известно, кальвинизм, развитый впоследствии английскими пуританами, определил облик всего англосаксонского мира, став для него руководством к действию на многие века. Именно кальвинизм лег в основу рационального мироустройства и прагматичной жизненной философии западной цивилизации, которая добилась выдающихся успехов в развитии и продолжает оказывать влияние на весь мир.
В Женеве 28 июня 1712 года родился и долго жил другой выдающийся француз Жан-Жак Руссо, противоречивый вольнодумец эпохи Просвещения, глашатай свободомыслия, провозгласивший теорию «общественного договора», которая стала прообразом современной «прямой демократии». Наконец, здесь же великий гуманист Анри Дюнан, парижанин по происхождению, вместе с четырмя единомышленниками основал в феврале 1863 года общество защиты раненых на поле боя – предтечу нынешнего Международного Комитета Красного Креста (МККК), эмблема которого известна всем и каждому на этой земле.
Задолго до создания Лиги Наций в Женеве звучали голоса видных коренных и пришлых горожан в пользу создания конфедерации европейских народов по швейцарскому образцу. В 1912 году здесь обосновалась Международная лига женщин за мир и свободу, дважды ставшая лауреатом Нобелевской премии мира (в 1931 и 1946 гг.). В 1901 году Нобелевская премия мира была присуждена Анри Дюнану, а в 1910 году – Международному бюро мира, разместившемуся в Женеве, президент которого Шон МакБрайд в свою очередь стал лауреатом этой премии в 1974 году. В1931 году Нобелевская премия мира была присуждена Нансеновскому бюро по делам беженцев, также располагавшемуся тогда на берегах Женевского озера. Четыре раза был удостоен Нобелевской премии мира МККК.
Среди ярких выразителей «духа Женевы» нельзя не упомянуть о Шарле Пикте де Рошмоне, памятник которому установлен перед зданием Государственного совета в Старом городе. Этот женевский дипломат на Венском конгрессе в 1815 году добился от европейских держав, при активной поддержке со стороны России, согласия на признание нейтралитета Швейцарии. Он же вел переговоры о вступлении Женевы в Швейцарскую конфедерацию. Упомянуть при этом следует и другого деятеля Женевы, имя и заслуги которого были недооценены при жизни – Жака де Селлона, умершего в 1839 году в полном забвении (как, впрочем, и Анри Дюнан в 1910 году). А ведь именно де Селлон первым в Европе, задолго до учреждения Лиги Наций, выдвинул идею создания Сообщества мира, объединяющего глав всех «цивилизованных» государств. Первые члены Сообщества собирались в принадлежавшем де Селлону прекрасном особняке на улице Гранж, что в Старом городе. В 1955 году этот особняк был выкуплен Женевской республикой и в нем разместилась коллекция графини Зубовой, о чем стоит сказать особо.
Графиня Розарио Джулия Зубова (1892-1984), урожденная Ларрекея, была дочерью выходца из Пруссии и матери-аргентинки и считалась одной из самых богатых наследниц в Аргентине. Беззаботные детство и юность она провела между Буэнос-Айресом, Берлином, Лондоном и Женевой, а в 1922 году в богатом предместье Женевы Колоньи вторым браком сочеталась с русским графом Сергеем Платоновичем Зубовым (1881-1964). В 1924 году у них родилась дочь Татьяна, которая в возрасте 33-х лет трагически погибла в автомобильной катастрофе в Уругвае. В память о дочери графиня Зубова в 1959 году передала в дар городу Женеве свое уникальное собрание драгоценных предметов и мебели вместе с помещением, превращенным в открытый для публики музей Татьяны Зубовой (Старый город, улица Гранж 2). Некоторые предметы искусства и мебели из коллекции Зубовой обязаны своим происхождением императорскому дворцу в Пекине, Павловскому и Строгановскому дворцам в Санкт-Петербурге, мастерским лучших краснодеревщиков Франции и Шотландии XVIII века. Сегодня в великолепном помещении музея городские власти проводят различные торжественные мероприятия, например, принимают послов и консулов.
Что же касается Де Селлона, то сей гуманист и филантроп оставил и другой яркий след в истории Женевы. В 1820 году в своей летней резиденции на окраине города (недалеко от нынешнего расположения Дворца Наций ООН) он велел соорудить храм в виде ротонды, посвященный миру. К сожалению, этот храм был разрушен в 1946 году упавшим деревом, но остался обелиск, взведенный рядом в честь создания Сообщества мира, украшенный гуманными изречениями и назиданиями, в том числе призывавшими к отмене смертной казни. Позднее обелиск был перенесен в другое место и сегодня его можно увидеть на кладбище квартала Пти-Саконнэ. А вот другой женевец, Альфред Бертран, завещал городу свой парк на левом берегу озера, куда, кстати, после выхода из тюрьмы, захаживал на отдых знаменитый французский офицер Альфред Дрейфус (в защиту которого от пожизненного заключения в 1894 году страстно выступил Эмиль Золя).
Сегодня Женева остается флагманом мировой дипломатии. Наряду с Европейским отделением ООН, около 20 специализированных учреждений системы ООН (в т.ч. ВОЗ, ВОИС, ММО, МОТ, МСЭ, УВКБ) и других международных организаций здесь действуют дипломатические представительства более 200 государств и около 170 неправительственных организаций, в общей сложности более 40 тыс. человек. Недурно для города с населением в 200 тыс. и кантона с населением в 190 тыс.человек. Кстати, первым помещением заседаний Лиги Наций в 1920 году стал импозантный отель «Националь» на набережной Женевского озера, получивший впоследствии название Дворец Вильсона в честь американского президента, одного из основателей Лиги Наций. В этом здании сегодня расположено Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека.
Хотя русские разных поколений и сословий любили бывать в Женеве, вряд ли можно говорить о каком-то русском вкладе в «дух Женевы». Достоевскому, например, вообще не понравилась размеренная швейцарская жизнь. Изящная русская церковь всегда ориентировалась в основном на обеспеченную, благополучную русскую эмиграцию первого поколения, которая ничем особенным в духовном плане себя не проявила, ориентировалась на местные обычаи. И слава богу. После 1991 года в банковский «рай» Женевы ринулись многомиллионные частные российские капиталы сомнительного происхождения. Но поскольку женевцы и швейцарцы вообще - народ честный и дотошный, их вскоре разочаровала и напугала репутация новорусских денег, они стали допытываться о легальности их происхождения, ссылаться на свои «правильные» законы и порядки, да и банковские проценты здесь по российским меркам невелики. Все это не устроило уже многих русских и постепенно прилив денег и важных персон из Московии стал затихать и перемещаться в другие, более вольготные края, где им не угрожал бы строгий «дух Женевы». Тем не менее, богатые русские продолжают с удовольствием наезжать на берега Лемана в основном ради комфорта и спокойствия, обожают местные фешенебельные пятизвездочные палаццо и гастрономические рестораны. А те в свою очередь уже набрали вышколенный русскоязычный персонал для ублажения требовательных гостей из России. Многие селят здесь свои семьи, своих жен или подруг, отдают деток учится в престижные частные школы. Дорого, но надежно. Отрадно, однако, что великолепный зал Виктория, где когда-то с успехом пел Шаляпин, всегда наполняется до отказа, если выступает известный русский дирижёр, музыкант или оркестр.
И, кто знает, если бы, родимые нувориши как следует прониклись бы духом Женевы, суть которого составляют терпимость, порядочность, законопослушание, то, глядишь и уважения и к российскому бизнесу и к россиянам здесь прибавилось бы. Опять же на благо России.
swiss-rus.ru
Москва - Петушки
m-petushki.narod.ru