Парфюмерия в античности. Духи античные


Духи своими руками. Античный мир, серия "История ароматов"

С помощью набора “Духи своими руками. Античный мир” вы сможете повторить и превзойти достижения парфюмеров Древней Греции и Рима. Создавайте свои собственные духи и совершите захватывающее путешествие в таинственный мир Античности!

История ароматов. Античный мир

В каждом наборе серии “История ароматов” мы предлагаем вам открыть для себя волшебный мир ароматов определенной исторической эпохи.  И конечно же, изучая историю парфюмерии, нельзя обойти период античности.

Слово “аромат” происходит от греческого ἄρωμα -"благоухание", "благовоние". А “парфюм” – от латинского per fumum, то есть “через дым”. И это неудивительно – запахам, благовониям, различным ароматным маслам в античном мире уделяли самое больше внимание.

Греки унаследовали пристрастие к сильным ароматам еще от египтян. Как и жители долины Нила, эллины активно использовали ароматизированные продукты в повседневной жизни. Во время приема ванны, до и после еды считалось правилом хорошего тона покрывать свое тело маслами и мазями, как в целях гигиены, так и для удовольствия. Для ароматических процедур использовались ладан, мирра, кассия, корица и лаванда.

Ароматы использовались и во время религиозных церемоний. Жители Эллады приписывали ароматам божественное происхождение. Усопшие, чьи тела были парфюмированы, погребались вместе с личными предметами, куда обязательно входил флакон с благовониями.

Экзотические ароматы были позже чрезвычайно популярны и в Древнем Риме. Религиозные и погребальные ритуалы, а так же повседневное применение ароматных продуктов создали гигантский спрос на благовония. В результате сложилась целая система регулярных торговых связей Рима с Индией, странами Африки и Аравийского полуострова, откуда поступали ароматные ценности.

Римляне наделяли ароматы целебными свойствами, а продавцы ароматизированных продуктов часто одновременно выступали в роли знахарей и целителей. Римлянам же принадлежит идея использовать стеклянные сосуды для бальзамов, ампулы для духов.

Духи своими руками. Набор “Античный мир”

А теперь от теории - к практике! Набор “Античный мир” представляет собой настоящую лабораторию, в которой можно изучить историю парфюмерии, узнать базовые принципы создания духов, а главное – поэкспериментировать с составлением собственных парфюмерных композиций.

Вы сможете создать собственными руками два вида духов – жидкие и твердые. В комплекте есть все необходимые составляющие, специальное оборудование для смешивания ингредиентов, а также красочная инструкция с ценными советами и секретами мастерства древних парфюмеров.

Набор создай духи своими руками поможет любознательной школьнице больше узнать о свойствах окружающих веществ. Эффектно и доступно проиллюстрирует некоторые главы школьного учебника по химии, сделав эту сложную и скучную для многих девочек науку более увлекательной и близкой.

Работа с натуральными эфирными маслами поможет расслабиться после насыщенного школьного дня и почувствовать гармонию. Провести все предлагаемые опыты можно без предварительной подготовки в домашних условиях, достаточно внимательно прочитать понятное и простое описание каждого их экспериментов в прилагаемой к развивающему набору брошюре.

Способствует развитию познавательной активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, воображения, творческих способностей, абстрактного мышления.

Духи своими руками. Что входит в набор “Античный мир”?

В комплекте есть все необходимое:

  • набор эфирных масел (пачули, сосны, лаванды, перечной мяты),
  • масло жожоба,
  • пчелиный воск,
  • пчелиный воск,
  • две стеклянные пробирки,
  • пять пипеток,
  • флакон для твердых духов,
  • флакон-роллер,
  • пять блоттеров (бумажных полосок-тестеров)
  • красочная инструкция

Материалы и упаковка

  • Материал: пластик, масла, воск, стекло, бумага.
  • Объем каждого эфирного масла: 5 мл.
  • Масса воска: 30 г.
  • Размер упаковки: 30 см х 27,5 см х 9,5 см.

101slon.ru

Парфюмерия в античности - aromatherapy.com.ua

Древний ЕгипетДаже если духи, в современном понятии, с использованием спирта и не существовали в древнем Египте, пахучие вещества в этой крупной цивилизации играли огромную роль, их применяли в двух сферах: при окуривании и при изготовлении мазей и бальзамов.

Окуривание происходило достаточно просто: нужно было лишь положить дерево, пряность, плод или смолу на источник тепла и ждать, пока запах распространится. Этот метод был вскоре перенят храмами, где постепенно простые компоненты вытеснялись все более сложными смесями, об этом свидетельствуют рецепты в виде иероглифов, найденные в Эдфу и в Филах. Например, ингредиентами известного благовония Kyphi были мирра, мастиковое дерево, ягоды можжевельника, семена пажитника, фисташки, их толкли, потом просеивали. Полученный порошок смешивали с вином, а затем с продуктом, полученным на основе смолы хвойных деревьв и меда.

Для улучшения эффекта окуривания египтяне использовали два вида емкостей: металлический сосуд с горящими углями и “руку с ладаном”, в виде рукава из дерева или бронзы, оканчивающегося раскрытой ладонью, на которой покоился сосуд с ладаном. Что касается мазей и парфюмированных масел, их наносили на здоровую или больную кожу для использования в косметических или терапевтических целях. Дистилляция (от лат. distillatio – стекание каплями, то есть перегонка, разделение жидких смесей на отличающиеся по составу фракции) была еще неизвестна, а отсюда – и чистый спирт, поэтому использовали жиры (растительные масла, животный жир) для поглощения запахов цветов или смол. К этой основе добавляли красители и целебные продукты. Мази хранили в вазах, чаще всего из алебастра, или в сосудах для вина. Находили также маленькие флаконы из фаянса, камня или керамики обычно в форме животных! Позднее появились стеклянные флаконы: кувшины с ручками, амфоры, вазы и сосуды, украшенные разноцветными рисунками.

От Древней Империи до конца Средней Империи пахучие вещества, в основном, использовали в религиозных целях:

погребальные;смазывания;богослужение;обряды очищения.Используемые по праздникам в период Новой Империи (1580-1085 гг. до н.э.), когда каждое празднование имело свой особый аромат, душистые продукты стали объектом светского применения, даже если они и были изготовлены священниками. Женщины использовали мази и парфюмированные масла для своих туалетов или для омоложения и не обходились без них во время любовных ритуалов.

Греция

Следуя опыту египтян, греки обогатили гамму ароматизированных продуктов и увеличили их применение, как в религии, так и в повседневной жизни. Во время принятия ванны, до и после еды считалось правилом хорошего тона покрывать свое тело маслами и мазями, как в целях гигиены, так и для удовольствия.

Греки приписывали ароматам божественное происхождение. Усопшие, чьи тела были парфюмированы, погребались вместе с личными предметами, куда обязательно входил флакон с благовониями. Сосуды сферической формы позволяли легко наносить мазь непосредственно на кожу. Они изготавливались в Коринфе, так же как и вазы из алебастра или кувшины с одной ручкой, украшенные античными рисунками. Начиная с VI в. до н.э., флаконы, изготовленные в Родосе, становились все более оригинальными: ступни, обутые в сандалии, божества, животные, сирены…

Рим

Под влиянием Востока и греческого мира, римляне поспешили занять достойное место в области парфюмерии, несмотря на то, что Юлий Цезарь сдерживал использование экзотических ароматов. Религиозные и погребальные ритуалы, повседневное применение ароматных продуктов стали настолько популярны, что благодаря расширению торговли их распространение дошло до Индии, Африки и Аравийского полуострова.

Римляне наделяли ароматы целебными свойствами, и продавцы ароматизированных продуктов часто тесно соприкасались с медициной. Римлянам принадлежит идея использовать стеклянные сосуды для бальзамов, ампулы для духов.

Исламский мир

Наступление эпохи христианства положило конец использованию парфюмерии на Западе как в повседневной жизни, где она стала синонимом бесполезности, так и в религиозной, когда исчезли специфические погребальные ритуалы.

Наоборот, арабы поддержали это искусство торговлей цветочными пряностями, изобретением перегонного куба (по-арабски “al’inbiq” значит “ваза”) и улучшением техники дистилляции.

Что касается изысканности и места, которое занимали благовония в жизни арабов для того, чтобы их оценить достаточно лишь взглянуть на сады Альхамбра в Гренаде. И не подтвердил ли это Магомет, отметив, что больше всего на свете он любил “женщин, детей и духи”? И нужно было дожидаться крестовых походов на Святую Землю, чтобы Европа через нескольких венецианских верующих, привлеченных более получением удовольствия, чем ведомых верой, снова пристрастилась к использованию духов и мыла.

От средних веков к классикеПадение Римской Империи, нашествия варваров и бесконечные войны погрузили западный мир в мрачный период, где не было места парфюмерии. Необходимо было дождаться XII в. и расширения торговых отношений, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов в крупных городах позволило углубить знания в области производства парфюмерии, чему немало способствуют алхимические знания и мастерство применения дистилляции, пришедшие от арабов. И если ладан и мирра оставались священными благовониями, то короли, господа и придворные открывали для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Красавицы опрыскивали свои наряды и жилища так, будто они участвовали в религиозной церемонии. Они принимали ванны из цветочных вод и смазывали себя ароматическими маслами, как это делали афинянки, хотя более сдержанно, чем в Античности. Средневековье широко распространяло практику обливаний и ванн. И на свет появился новый сосуд, помандер для мускуса, амбры, смол и парфюмированных масел. Такой металлический шар позволял запаху выходить наружу через ажурные украшения. Этим испарениям приписывали терапевтические свойства, прогоняющие чуму и эпидемии, облегчающие пищеварение, предохраняющие женские органы или лечащие мужскую импотенцию…

Очень быстро Венеция стала столицей парфюмерии, поскольку была центром переработки пряностей с Востока. Путешественник по имени Марко Поло из одного из своих путешествий привез перец, мускатный орех и почки гвоздики. Благодаря арабским морякам, захватывающим с собой в дорогу пряности и довозящим их до Индии и Цейлона, становятся известны также корица, имбирь, шафран, кардамон. Там они пополняют свои запасы азиатскими товарами из Китая и Малайзии. Что касается Европы, то она уже давно выращивает анис, тимьян, базилик, шалфей, кумин…

Вторая половина XIV в. являлась свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Первая, “Вода королевы Венгрии”, на основе розмарина, заслуживает того, чтобы мы остановились на ее происхождении. Легенда гласит, что в 1380 г. она была  подарена королеве Венгрии Елизавете одним монахом! Государыня, в возрасте 70 лет была очень больна, и когда она попробовала воду (напоминаем, что эти воды пили) вновь обрела здоровье. Она так помолодела, что король Польши предложил ей выйти за него замуж. Открытие Америки в XV в. приводит к потере Венецией ее привилегированного положения.

Португальцы, а затем Испанцы в свою очередь развивали торговлю пряностями (ваниль, какао, табак, корица…). В XVI в. в этой области проявили себя также голландцы. В отличие от своих предшественников, занятые только лишь торговлей, они следили за производством сырья на местах и улучшали сельскохозяйственные технологии. В то время появилось много самых разнообразных ароматических вод, состоящих из одного компонента (розовая, лавандовая, флердоранжевая) или же включавших цветы и пряности с добавлением мускуса и амбры. Помимо фармацевтических свойств они позволяли маскировать запахи тела. И если средневековье придавало большое значение гигиене, то в эпоху Возрождения ароматическая вода способствовала победе над чумой и миазмами. Духи хранились во флаконах или в ампулах, выдутых из стекла. Находят также флаконы, изготовленные по венецианским технологиям, из хрусталя или из белого молочного цвета стекла, напоминающего восточный фарфор. Очень много металлических флаконов из недрагоценных и драгоценных материалов. Встречались помандеры, разбитые на несколько частей, как дольки апельсина, позволяющие заполнять каждую часть своим ароматом.

В XVII в. парфюмерия познавала необыкновенный успех. Можно даже говорить о некотором неистовстве, обратно пропорциональном чистоте! Пудры и парфюмированные воды покрывали лица и парики двора Короля-Солнца. В 1656 году появилась корпорация перчаточников-парфюмеров. Спустя некоторое время увлечение аристократии перчатками натолкнулось на несовершенство методов дубления, при которых оставался тошнотворный запах на коже. Тогда решили  отдушивать перчатки сильными запахами. Корпорация перчаточников под покровительством Людовика XIII, а затем и Людовика XIV воспользовалась случаем и захватила монополию на распространение парфюмерии в ущерб аптекарям, производителям продуктов дистилляции, алхимикам. В XVII веке жасмин, тубероза и роза присоединились к гамме продуктов для производства духов. Что касается флаконов, они были все более и более разнообразны. Помандер стал более “демократичным” и оставался в моде до конца XVIII века. Существовало множество маленьких флаконов из прозрачного, окрашенного или матового стекла. Черненое серебро познало откровенный успех, так же как и медь, серебро, золото с эмалью или твердые камни. Период барокко стал свидетелем появления шкатулок для духов и для флаконов в виде экзотических фигурок.

Эпоха ПросвещенияВек философов и Революции являлся также и веком парфюмерии. Двор Людовика XV получил названием “парфюмированный двор” благодаря запахам, которые ежедневно распространялись не только от кожи, но и от одежды, вееров и мебели.

Ароматические воды продолжали играть немаловажную роль и конкурировали с туалетными уксусами. Уксусам приписывали несравнимое дезинфицирующее  свойство. Самый известный из них, “Уксус четырех воров”, сделал чудо в Марселе во время ужасной чумы 1720 г. Четыре человека, не стеснявшиеся грабить трупы, избежали заражения благодаря этой продукции собственного изобретения. Пойманные мошенники избежали наказания, раскрыв властям секрет чудодейственной микстуры, который был расклеен на всех стенах зараженного города, однако можно поспорить, что действенность уксуса была в том, что он отгонял насекомых, главных переносчиков болезни.

Но настоящая революция в XVIII в., которая намного продвинула вперед историю парфюмерии, связана с одеколоном. Эта ароматическая вода со свежим запахом, состоящая из розмарина, нероли (флерд’оранжа), бергамота и лимона, имела различное употребление: добавлялась в воду во время принятия ванн (что делали все чаще в XVIII веке), в вино, на сахар, в воду для полоскания рта, в воду для стирки, для инъекций, в пластырь… История его происхождения настолько противоречива, что она заслуживает того, чтобы ей посвятили целое издание! В эту беспощадную борьбу за авторство вступают две семьи: Фемини и Фарина. Наиболее странная гипотеза выдвигается семьей Фарина, происхождением из Эмили, претендующей на создание обсуждаемой воды, которую нужно было бы назвать водой из Болоньи! Более распространенная  версия приводит нас в монастырь Санта Мария Новелла во Флоренции, где в XIV веке верующие готовят acqua regina. Успех ее был такой, что в XVII веке некий Джованни Пауло Фемини использовал все средства соблазнения, чтобы выведать рецепт у настоятельницы монастыря…

Будучи аптекарем в Кельне, он поспешил изготовить и продать свою находку, которую сначала назвал “Eau admirable”, а потом “Еаи de cologne”. Позднее Фемини вызвал из Италии своего племянника, Джон Мария Фарина, который продолжал дело своего дяди до 1766 г. Но история на этом не остановилась, и вскоре другие Фарина претендовали на авторство по изобретению одеколона. В 1865 г. в Кельне насчитывалось 39 лавок с этой вывеской. Некий Жан-Мари Фарина начал работать в Париже в 1 806 г. как парфюмер. Качество выпускаемой им продукции и его коммерческие способности определили известность парфюмера. Одним из самых крупных потребителей этой ароматической воды был Наполеон, который капал ее на сахар.

На заре современностиКак в искусстве и промышленности в парфюмерии происходили глубокие изменения в XIX в. Эволюция запахов, с появлением современной химии, позволила получить такую картину ароматов, которую мы наблюдаем сегодня.

Французская революция не изменила вкус общества к духам. Выпустили даже духи, названные “Parfum a la guillotine”! В эпоху Директории снова осмелились показать свою склонность к роскошной продукции, в том числе и к духам. Наконец, Империя поощряла широкое применение парфюмерной продукции, Наполеон и его окружение сами стали ее крупными потребителями. А Жозефину, сохранившую со времен своей креольской юности страсть к сильным запахам, называли “сходящей с ума по мускусу”. Ее туалетная комната в Мальмэзоне была настолько пропитана запахами, смесью мускуса, сивета, ванили и амбры, что даже семьдесят лет спустя этот запах еще чувствовался. Она тратила ежегодно целое состояние на свои любимые духи фирм Любен и Убиган. Что касается Императора, то его отношение к духам было очень противоречивым. Он их не любил, какими бы прекрасными ни были запахи, и часто выходил из будуара Жозефины, т.к. не мог просто дышать таким насыщенным ароматами воздухом. Однако, не проходило и дня, чтобы его слуга не мазал его с головы до ног одеколоном, тем самым, который выпускал Жан-Мари Фарина. Парфюмер даже создал для него специальный флакон в виде валика, чтобы Император мог носить его в сапогах. Он покупал до 60 таких флаконов в месяц, т.к. говорил, что это ароматная вода стимулировала работу его “серого вещества”.

Запахи стимулировали и чувственные желания Бонапарта, о чем свидетельствовали его письма. Разве не писал он Жозефине: “Не мойся, я спешу и через 8 дней я буду здесь, у твоих ног”? С Реставрацией пришел более спокойный период в мире ароматов. Стали ценить мягкие и цветочные запахи в ущерб животным ароматам. Во время правления Людовика XVIII модные духи назывались “Les Larmes de I’aurore” (“Слезы зари”) или “L’Eau des belles” (“Вода красавиц”), в то время как в эпоху Карла Х пользовались духами “Dame Blanche” (“Белая дама”) или “Troubadour” (“Трубадур”). Позднее романтизм ввел в моду соли, постоянные спутницы расслабленных красоток.

Вторая Империя и императрица Евгения привили вкус к пьянящим духам на основе пачули, которые постепенно изменялись к запахам все более тонким, плодам трудов парфюмеров. Город Грасс стал очень быстро самым крупным центром по производству сырья растительного происхождения, в частности,  благодаря культурам жасмина, розы и апельсиновых деревьев. Город уже давно имел косвенные связи с парфюмерией через дубильные мастерские и через профессию перчаточников-парфюмеров, которая постепенно превращалась в профессию парфюмера. Создание в 1724 г. Устава парфюмеров Грасса, использование первых современных перегонных аппаратов окончательно определило специализацию города. В период между 1770 и 1900 гг. появились крупные фабрики, названия которых отметили начало промышленного этапа в парфюмерии: Ширис (1768 г.), Л.Т. Пивер ( 1774 г.), Лантье (1795 г.), РурБертран-Дюпон (1820 г.), Созьо (1840 г.), Роберте (1850 г.) и Пэйан-Бертран (1854 г.).

А вскоре и Париж стал коммерческим партнером Грасса и городом-маяком парфюмерии. Кроме таких имен как Убиган, Любен или Л.Т. Пивер, находили всегда вывеску Жан-Мари Фарина. Эта марка, проданная некоему Леонсу Колла, была впоследствие передана двум кузенам, Арманду Роже и Шарлю Галле.

Фирма Роже и Галле сыграла значительную роль в современной парфюмерии благодаря великолепным духам, мылу высокого качества, а также упаковке и этикеткам редкой красоты. Появилось новое имя, давшее рождение целой династии парфюмеров – “Герлен”.

Пьер-Франсуа Паскаль Герлен, молодой медик-химик, открыл в 1828 г. магазин на улице Риволи, чтобы продавать в нем пудры, авторские духи, среди которых L’Eau de Cologne imperiale”, принесший ему престижный титул “поставщика ее величества императрицы Евгении”. Сыновья Эме и Габриель переняли дело отца, закончив век великолепным творением: Jicky. Но прогресс в XIX в., определивший переход парфюмерии в стадию промышленного производства, обязан органической химии. Она позволила исследователям выделять соединения, запах которых представлял интерес и воссоздавать их синтезом. Парфюмеры могли дать волю своему воображению и создавать сочетания запахов, не существующих в природе. Так родилась новая профессия парфюмера, которая познала всю славу в XX в. и открыла парфюмерии различные пути в выборе творческого стиля. Что касается флаконов, их изготовление также не избежало индустриализации, но, становясь более прогрессивным, производство сохраняло качество. Все еще высоко ценится хрусталь; Богемия, Франция и Великобритания отличаются необыкновенным мастерством в этой технике. Важным открытием века было изобретение в 1870 г. Брийя-Савареном пульверизатора.

aromatherapy.com.ua

Парфюмерия в античности

Хоть в Древнем Египте не было современных духов с использованием спирта, ароматические вещества здесь играли огромную роль, применяли их в 2-х сферах: при изготовлении бальзамов и мазей и при окуривании. Окуривание было достаточно простым процессом: требовалось лишь положить пряность, дерево, смолу или плод на источник тепла и терпеливо ждать, как запах будет распространяться. Вскоре этот  метод переняли храмы, в которых простые элементы стали вытесняться более сложными составами. Об этом свидетельствуют найденные в Филах и Эдфу рецепты в виде иероглифов. К примеру, компонентами популярного благовония Kyphi были мастиковое дерево, мирра, семена пажитника, ягоды можжевельника, а также фисташки, которые сначала толкли, после чего просеивали. Полученный порошок потом смешивали с вином, а затем с особым продуктом, полученным на основе меда и смолы хвойных деревьев.

Чтобы улучшить эффект окуривания древние египтяне использовали 2 вида емкостей: металлическую емкость с горящими углями и «руку с ладаном», напоминающую рукав из бронзы или дерева, который оканчивался раскрытой ладонью с сосудом с ладаном. Что же касается парфюмированных масел и мазей, то их наносили на больную или здоровую кожу в терапевтических или косметических целях.

В то время о дистилляции и чистом спирте соответственно не знали. Поэтому применялись жиры (животный жир, растительные масла) для поглощения ароматов смол или цветов. К этому добавляли целебные продукты и красители. Мази хранились в вазах, в основном из алебастра, а также в сосудах для вина. Археологи находили еще и маленькие флаконы из камня, фаянса или керамики обычно в виде животных. Позже появились и стеклянные флакончики: вазы, амфоры, кувшины с ручками, сосуды с красивыми разноцветными рисунками.

От Древней Империи и до конца Средней Империи ароматические вещества использовали в основном в религиозных целях: в погребальных обрядах, для смазывания, в богослужениях, при обрядах очищения. В период Новой Империи (1580-1085 гг. до нашей эры), когда каждый праздник был овеян своим собственным чудесным ароматом, ведь запахи использовали при праздниках постоянно, пахучие вещества стали объектом светского применения, даже если и были изготовлены они священниками. Женщины применяли парфюмированные масла и мази для омоложения, для своих туалетов, а также не обходились без них и во время любовных обрядов.

Следуя опыту египтян, греки решили обогатить гамму пахучих продуктов и увеличить их применение не только в религии, но и в обычной жизни. До и после еды, во время принятия ванн, они покрывали свое тело мазями и маслами, не только в целях гигиены, но и для своего собственного удовольствия. Это считалось правилом хорошего тона.

Ароматам греки приписывали божественное происхождение. Умершие, чьи тела были пропитаны ароматами, были похоронены вместе со многими личными вещами, в том числе и с флакончиком с благовониями. Благодаря сосудам сферической формы парфюмированную мазь было легко наносить непосредственно на кожу. Сосуды эти изготавливали в Коринфе, как и кувшины с одной ручкой и вазы из алебастра. С VI века до н.э., сосуды, изготовленные в Родосе, были более оригинальными: сирены, животные, божества, ступни, обутые в сандалии…

Римляне тоже решили погрузиться в мир парфюмерии и занять в этом ремесле достойное место, даже несмотря на то, что Юлий Цезарь старался сдерживать использование римлянами экзотических запахов. Погребальные и религиозные обряды, а также повседневное использование ароматических веществ стало настолько популярным, что благодаря развитию торговли они распространялись до Африки, Индии и Аравийского полуострова.

Римляне были уверены, что ароматы обладают удивительными целебными свойствами. Кстати, продавцы ароматических продуктов нередко тесно были знакомы с медициной.

Римляне впервые стали использовать стеклянные сосуды (ампулы для духов, флаконы для бальзамов), а техника выдувания стекла изобретена была ранее, в 1 в. до н.э. в Сирии.

С наступлением эпохи христианства на Западе исчезла потребность в использовании ароматических веществ, как в обычной жизни, так и в религиозной, когда объекты погребения исчезли. Парфюмерное же искусство, наоборот, поддержали арабы торговлей цветочными пряностями, улучшением техники дистилляции и изобретением специального перегонного куба. Лишь взглянув на сады Альхамра в Гренаде, можно судить о изысканности ароматов и месте, которое они занимали в жизни всех арабов. Да и то же самое подтвердил Магомет, сказав, что больше всего в жизни он любит «женщин, детей и духи». Европа же снова пристрастилась к использованию духов и мыла через некоторое время.

aromo.ru


Смотрите также