Ритуалы индейцев Центральной Америки. Духи индейцев


Мир злых духов североамериканских индейцев — Тайное становиться явным

Североамериканские индейцы известны своим уникальным фольклором и самобытной культурой. Их быт строился на постоянном взаимодействии с силами природы: индейцы верили что  рядом с ними обитают различные духи добрые и злые, которые влияют на их жизнь.

По их поверьям, создал саму жизнь и людей Великий Дух, способный пользоваться силами животных. Иногда он изображался, как некий парный предмет, чтобы показать двойственность человеческого начала (добро и зло). Множество Духов сопутствовало индейцам в повседневности, они им поклонялись, просили помощи и защиты. А злых Духов они просили их не беспокоить и не приносить вреда. Но эти Демоны продолжали наводить ужас на целые  индейские поселения и народы.

Вендиго. Злой дух индейцев Северной Америки.Вендиго, устрашающий дух Мороза и Стужи. Вендиго принимал облик чудовища, отдаленно напоминающего человека. По некоторым преданиям, Вендиго это и есть бывший переродившийся человек, сердце которого обратилось в лед. Его отличает ужасная худоба и торчащие из его тела кости, отсутствие носа и губ, нескольких пальцев и ушей, спина его покрыта накидкой из белой шерсти, а питается это существо исключительно человечиной. По одной версии, оно запасает человеческое мясо на долгую зиму, пряча его в котлах и на ветвях деревьев. По другой – Вендиго искусный охотник, использующий свои способности, чтобы до смерти напугать свою жертву.

АчериДух-демон, принимающий форму маленькой девочки или скелета ребенка. Носит детскую одежду и обладает неестественным черным цветом глаз. Этот Дух спускается по ночам с гор и приходит в селения, где и поет свою ритуальную песнь. Этот Дух приносит болезни и смерти всем, кто его увидит или услышит его пение, а также детям и старикам. Чтобы защититься от Ачери, индейцы использовали красную нить, повязав ее на своей шее.

НайтакаВодный монстр, по некоторым поверьям достигающий 15 метров в длину. Обитает это чудовище в озере Оканаган, Канада. По преданиям местных индейцев, на берегу у этого озера один человек убил почтенного старца, за что и был превращен в морского монстра. Говорят, что Найтака нередко использовал в пищу человеческое мясо, и поэтому с лёгкостью топил своим хвостом суда, переправляющиеся через это озеро.

ДсонокваМстительный дух великанш-людоедок, обладающих длинными медными когтями и угольно-черной кожей. По преданиям, эти духи приманивали к себе детей с помощью свиста и уносили их в корзинах, чтобы затем съесть. Но говорили, что если удачно застать Дсонокву врасплох, то она сможет поделиться своим богатством. Если же Дсонокву сжечь, то её пепел превратится в опасных москитов.

СтикиниПо поверьям индейцев это злые колдуны или колдуньи, которые обладают способностью обращаться в огромную сову. В облике совы они охотятся за сердцами людей, которые помогают им продлить их жизнь. Стикини вытаскивают сердце прямо через рот человека, чтобы потом приготовить из него омолаживающее зелье. Крик Стикини слышен за многие километры, а тем, кто по несчастью услышал крик Стикини грозит смерть.

УнктехиОгромный подводный рогатый змей, встречающийся у разных племен под разными именами. По различным версиям в этих змеев могли превращаться люди, отведавшие их мяса или использующие темную магию. По одной легенде племени тетон, первой Унктехи стала злая ведьма. Изначально она не имела определенной формы, только голову и один рог на ней. Затем стали видны огненные глаза, горящие голодом и ненавистью, тело стало длинным и покрытым прочной броней, а клыки выросли до устрашающих размеров.

Дзи-дзи-бон-даОб этом существе известно очень мало, но среди северных американцев ходили легенды, что оно настолько страшно и уродливо, что боится собственного отражения в воде.

Понравилась статья ? Поделись с друзьями

ufo-mir.ru

Ритуалы индейцев Центральной Америки. Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса

Ритуалы индейцев Центральной Америки

По верованиям древних индейцев, загробный мир так же реален, как и мир земной. Любой человек сотворен богом и отправлен в этот мир. Человек рожден безгрешным, он подобен нежному цветку, драгоценному камню. В своей жизни он должен стремиться совершать только добрые дела. Если же он ведет неправильную жизнь, то будет наказан за это после смерти.

Представления об аде у древних индейцев не было. Они верили, что после смерти грешник должен искупить свои грехи, работая в доме бога. Там он будет испытывать муки ровно год, а затем отправится в вечное жилище мертвых (преисподнюю). Владыка преисподней — Миктлантекутли. Рядом с ним всегда находится его супруга Миктлансиуатль.

Индейцы покойных почитали. По их верованиям, умерший покидал этот земной мир и продолжал свою жизнь в другом. Насколько для человека был важен загробный мир, можно судить по постройкам древних городов ацтеков, инков и майя.

Древние майя в городах строили ритуальные тропы. Их называли «белыми путями». Это были абсолютно прямые мостовые, которые связывали крупные культовые строения — так называемые Большие дома — с малыми храмами. Самая длинная из этих дорог тянется на 99 км и соединяет города Коба и Якусана. Эти дороги предназначались для перевозки покойников на кладбища. Один из исследователей писал, что «белая дорога мертвых» поражает воображение, так как «она прямая как стрела и гладкая, как линейка». Дорога нигде не сворачивает, а словно прорезает равнину, пока не достигнет святилища.

Когда человек умирал, то, по верованиям древних индейцев, он совершал путь в страну мертвых. Когда душа достигала края мира, ей надлежало отправиться сначала на небо в дом бога, а затем спуститься вниз в преисподнюю.

Согласно христианской традиции, после смерти близкого человека живым следует молиться за упокой его души. Это объясняется тем, что человек может умереть с какими-либо грехами на душе и оказаться беспомощным в ином мире. Находясь в греховной тьме, на месте мучения, покойники лишены возможности очиститься от грехов, освободиться от горькой участи, так как после смерти нет покаяния. Что же им может помочь, как не милосердие живых? Чтобы изменить их загробную участь, необходима искренняя и бескорыстная земная молитва.

Индейцы считали, что, если человек много грешил, ему надлежало искупить свои грехи в доме бога. Тому, кто в жизни предавался плотским утехам, надлежало терзать свое тело колючками — острые шипы насквозь пронзали тело грешника. Тот же, кто говорил дурные слова, дважды в день обязан был протягивать ивовую лозу сквозь язык и уши. Этим он расплачивался за все злые выражения и оскорбления, что когда-либо слетали с его языка и которыми он навредил своим ближним.

Чтобы умерший благополучно достиг Страны мертвых, ему на грудь клали специальный пергамент. Он должен был оберегать душу, когда она, покинув дом бога, шла трудным путем в вечную обитель мертвых Шикомемиктлан. На этом пути душе встречались две сталкивающиеся горы, которые преграждали путь. Затем душу на дороге поджидал гигантский змей. Миновав змея, душа проходила мимо логова огромной зеленой ящерицы.

Пройти этот путь душе очень трудно, но ее будет сопровождать собака. Ацтеки верили, что собака, принесенная в жертву на могиле покойного, поможет ему справиться со всеми трудностями и опасностями, подстерегающими на подземном пути.

Над умершим совершали погребальный обряд. Индейцы считали, что если не сделать этого и не произнести положенных слов, то душа не сможет достигнуть обители мертвых, а будет вечно блуждать неприкаянной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Злые Духи индейцев Северной Америки — Альтернативный взгляд Salik.biz

Североамериканские индейцы известны своим уникальным фольклором и самобытной культурой. Их быт строился на постоянном взаимодействии с силами природы: индейцы верили что рядом с ними обитают различные духи добрые и злые, которые влияют на их жизнь.

По их поверьям, создал саму жизнь и людей Великий Дух, способный пользоваться силами животных. Иногда он изображался, как некий парный предмет, чтобы показать двойственность человеческого начала (добро и зло). Множество Духов сопутствовало индейцам в повседневности, они им поклонялись, просили помощи и защиты. А злых Духов они просили их не беспокоить и не приносить вреда. Но эти Демоны продолжали наводить ужас на целые индейские поселения и народы.

Вендиго. Злой дух индейцев Северной Америки

Вендиго, устрашающий дух Мороза и Стужи. Вендиго принимал облик чудовища, отдаленно напоминающего человека. По некоторым преданиям, Вендиго это и есть бывший переродившийся человек, сердце которого обратилось в лед. Его отличает ужасная худоба и торчащие из его тела кости, отсутствие носа и губ, нескольких пальцев и ушей, спина его покрыта накидкой из белой шерсти, а питается это существо исключительно человечиной. По одной версии, оно запасает человеческое мясо на долгую зиму, пряча его в котлах и на ветвях деревьев. По другой – Вендиго искусный охотник, использующий свои способности, чтобы до смерти напугать свою жертву.

Ачери

Дух-демон, принимающий форму маленькой девочки или скелета ребенка. Носит детскую одежду и обладает неестественным черным цветом глаз. Этот Дух спускается по ночам с гор и приходит в селения, где и поет свою ритуальную песнь. Этот Дух приносит болезни и смерти всем, кто его увидит или услышит его пение, а также детям и старикам. Чтобы защититься от Ачери, индейцы использовали красную нить, повязав ее на своей шее.

Найтака

Водный монстр, по некоторым поверьям достигающий 15 метров в длину. Обитает это чудовище в озере Оканаган, Канада. По преданиям местных индейцев, на берегу у этого озера один человек убил почтенного старца, за что и был превращен в морского монстра. Говорят, что Найтака нередко использовал в пищу человеческое мясо, и поэтому с лёгкостью топил своим хвостом суда, переправляющиеся через это озеро.

Дсоноква

Мстительный дух великанш-людоедок, обладающих длинными медными когтями и угольно-черной кожей. По преданиям, эти духи приманивали к себе детей с помощью свиста и уносили их в корзинах, чтобы затем съесть. Но говорили, что если удачно застать Дсонокву врасплох, то она сможет поделиться своим богатством. Если же Дсонокву сжечь, то её пепел превратится в опасных москитов.

Стикини

По поверьям индейцев это злые колдуны или колдуньи, которые обладают способностью обращаться в огромную сову. В облике совы они охотятся за сердцами людей, которые помогают им продлить их жизнь. Стикини вытаскивают сердце прямо через рот человека, чтобы потом приготовить из него омолаживающее зелье. Крик Стикини слышен за многие километры, а тем, кто по несчастью услышал крик Стикини грозит смерть.

Унктехи

Огромный подводный рогатый змей, встречающийся у разных племен под разными именами. По различным версиям в этих змеев могли превращаться люди, отведавшие их мяса или использующие темную магию. По одной легенде племени тетон, первой Унктехи стала злая ведьма. Изначально она не имела определенной формы, только голову и один рог на ней. Затем стали видны огненные глаза, горящие голодом и ненавистью, тело стало длинным и покрытым прочной броней, а клыки выросли до устрашающих размеров.

Дзи-дзи-бон-да

Об этом существе известно очень мало, но среди северных американцев ходили легенды, что оно настолько страшно и уродливо, что боится собственного отражения в воде.

salik.biz

Общение с духами у американских индейцев

Представители трёх индейских племён говорили мне, что мёртвые возвращаются и разговаривают с живыми. Более того, мёртвые поют, так как в некоторых случаях ритмичная форма общения является более понятной, чем обычная речь.  Песенный ритм уменьшает пропасть между живыми и мёртвыми, и через этот ритм духи рассказывают о своём опыте, чувствах, переживаниях. Такие песни были записаны мной в связи с изучением индейской музыки для Бюро Американской Этнологии Смитсоновского Университета.

В пустыне Аризоны у подножия мексиканских гор я разговаривал с Женщиной-Совой, к которой духи приходят петь свои песни. Женщина-Сова принадлежит к племени Папаго (Papago) и обладает силой исцелять больных. Она рассказала, что первый раз духи пришли к ней, когда она горевала о смерти своего первого мужа. Они показали ей дорогу, которую знаю только духи, хотя она находилась недалеко от индейской деревни. Существуют развилки дорог, одна ветвь которых  уходит к землям духов, другая уходит в небытие. Весь день духи остаются рядом с могилами своих тел, но ночью они идут по этой дороге в земли духов, где танцуют до рассвета или занимаются обычной повседневной жизнью. Духи отвели Женщину-Сову на какую-то возвышенность, где она оставалась до рассвета и её умершие родственники навещали её и разговаривали с ней.  Ранним утром духи вернули её обратно домой.

Мёртвые, которых она видела, были такими же, как в жизни: ни старше, ни моложе и они были довольны своим новым состоянием. Когда её родственники погибли, и их духи нашли её, чтобы успокоить, она поняла, что должна изучать песни духов. Иногда она видит дух и слышит его песню почти сразу после его смерти, а иногда дух ждёт год, чтобы появиться перед ней. Женщина-Сова поёт эти песни при лечении больных, и она знает так много песен, что если она будет петь непрерывно от заката до рассвета, то петь ей придётся 4 дня подряд. Она обучала этим песням Сивариано Гарсиа (Sivariano Garcia), который исполняет их, когда она ухаживает за больными со своим магическим совиным веером.

  Женщина-Сова позволила мне записать её песни на фонограф, но просила, что бы они исполнялись так, как обычно поёт Гарсиа. Она помогала ему с выбором мелодий, так как сама напевает мягче, чем Гарсиа. Для каждой части ночи свои специальные песни.Дух индейца, который был случайно убит вблизи города Тусон (Аризона) дал ей одну из первых песен.

Слова песни:Серые неясыти прилетели синим вечером,Они говори о чём-то,Они махали крыльями и ухали.

  Большинство песен посвящены путешествию духа через тьму, потому что все духи путешествуют ночью. После смерти одного старого человека, его дух вернулся, чтобы дать эту песню:

Я не могу понять, что я вижуЯ вхожу в темнотеЯ не могу понять, что я вижу

  Молодой человек, умерший в 1912 году, совершил много успешных путешествий, потому что напевал песню:

В той дали лежит земля духаТам земля духов, я вижуВот впереди, передо мной, я вижу, стоит дух.

  Существующее разнообразие в мотивах песен напрямую зависит от личности духа. Через своего переводчика я спросил, о монотонности стиля трёх следующих мелодий. Он ответил: «Эти песни дал ей Хосе Гомес (Jose Gomez). Он умер два года назад. Он был медленный и сонный, но он дал ей три песни. Духи обычно дают только две». Следующая песня, данная Гомесом, очень поэтична:

Великой ночью моё сердце выйдетГремя, придёт ко мне тьмаВеликой ночью моё сердце выйдет на улицу.

  Дух Франциско Пабло (Francisco Pablo), который умер в 1913 году, дал следующую песню:

Я не уверен, бегу на восток или на западНо я бегу дальше и дальшеЯ думаю, что бегу к востокуНизкая цепь горК ним я бегуС вершины этих гор я увижу рассвет

  Имя духа, давшего следующую песню, известно только Женщине-Сове и Сивариано Гарсиа:

Утренняя звезда взошла,Утренняя звезда взошла,Я пересекаю горы, идя на свет звезды.

  Вокруг людей общающихся с духами и знающих об их путешествиях возникает странная изоляция. В племени Юма (Yuma) я записал песню у человека по имени Чарльз Уилсон (Charles Wilson), который знает землю духов и посещает её. Он слушает разговоры духов и видит, что они понимают друг друга, но он среди них как чужой и не понимает их слов. Юма утверждают, что умирающие люди иногда общаются на незнакомом языке, принадлежащим всех бестелесным духам. Уилсон является тихим, добрым человеком, трудолюбивым и умелым в своей повседневной жизни, но он редко общается с людьми и «сам себе на уме».

  «Пляска Духа» у индейцев Арапахо (Arapaho), с его трансом и трагедией, отдельная история. Танцоры падали на землю, исчерпав все свои силы после нескольких часов непрерывного танца. В состоянии транса они разговаривали с мёртвыми друзьями и родственниками.  «Пляска Духа», во время которого происходит общение с мёртвыми, так же получила распространение у индейцев Пауни (Pawnee).  В их песнях часто используются слова: «Даль, откуда я, родственники идут» и прочие:

Они пришли оттудаОни говорят:«Здесь хорошо! Там, где мы находимся»Они приходят оттуда.

  В другой песне Пауни рассказывается о том, какой приём был оказан хорошему человеку, когда он достиг земли духов. Слова песни такие:

Желанный, приходи, желанный

Все духи говорятВот он идётВсем известно, что он совершал великодушные дела

  Эта история связана со смертью маленькой девочки, отец которой был вне себя от горя. Однажды ночью он услышал её голос, который звал его в лес. Отправившись туда, он нашёл свою маленькую дочь, которая рассказала ему, как она счастлива в землях духов. Мой переводчик добавил, что после этого события мужчина перестал горевать.

  При изучении этого материала, создалось впечатление, что индейцы, которые могут свободно общаться с мёртвыми, в то или иное время претерпели какие-то невыносимые страдания. Уилсон же, тихий, вдумчивый человек, увидев духов вернувшихся на землю, услышал их разговор, но не смог понять его.

  Танцоры «Пляски Духа» очнувшись от транса, поведали, что духи сказали им: «Женщина-Сова, сломала барьеры, общаясь с мёртвыми лицом к лицу, распознала их особенности, пошла с ними в страну теней и вернулась обратно».

By Frances Densmore

Ссылки по теме:

Пару песен залил на файлообменник:

Танец духов у других племён: http://www.ghostdance.com/songs/songs.htmlВот тут можно послушать: http://publicdomainreview.org/2013/04/02/james-mooneys-ghost-dance-recordings-1894/http://www.hanksville.org/daniel/lakota/Ghost_Dance.htmlhttp://www.pbs.org/weta/thewest/resources/archives/eight/gddescrp.htmhttp://en.wikipedia.org/wiki/Ghost_Dance

russellab.livejournal.com

Общение с духами у американских индейцев

Представители трёх индейских племён говорили мне, что мёртвые возвращаются и разговаривают с живыми. Более того, мёртвые поют, так как в некоторых случаях ритмичная форма общения является более понятной, чем обычная речь.  Песенный ритм уменьшает пропасть между живыми и мёртвыми, и через этот ритм духи рассказывают о своём опыте, чувствах, переживаниях. Такие песни были записаны мной в связи с изучением индейской музыки для Бюро Американской Этнологии Смитсоновского Университета.

В пустыне Аризоны у подножия мексиканских гор я разговаривал с Женщиной-Совой, к которой духи приходят петь свои песни. Женщина-Сова принадлежит к племени Папаго (Papago) и обладает силой исцелять больных. Она рассказала, что первый раз духи пришли к ней, когда она горевала о смерти своего первого мужа. Они показали ей дорогу, которую знаю только духи, хотя она находилась недалеко от индейской деревни. Существуют развилки дорог, одна ветвь которых  уходит к землям духов, другая уходит в небытие. Весь день духи остаются рядом с могилами своих тел, но ночью они идут по этой дороге в земли духов, где танцуют до рассвета или занимаются обычной повседневной жизнью. Духи отвели Женщину-Сову на какую-то возвышенность, где она оставалась до рассвета и её умершие родственники навещали её и разговаривали с ней.  Ранним утром духи вернули её обратно домой.

Мёртвые, которых она видела, были такими же, как в жизни: ни старше, ни моложе и они были довольны своим новым состоянием. Когда её родственники погибли, и их духи нашли её, чтобы успокоить, она поняла, что должна изучать песни духов. Иногда она видит дух и слышит его песню почти сразу после его смерти, а иногда дух ждёт год, чтобы появиться перед ней. Женщина-Сова поёт эти песни при лечении больных, и она знает так много песен, что если она будет петь непрерывно от заката до рассвета, то петь ей придётся 4 дня подряд. Она обучала этим песням Сивариано Гарсиа (Sivariano Garcia), который исполняет их, когда она ухаживает за больными со своим магическим совиным веером.

  Женщина-Сова позволила мне записать её песни на фонограф, но просила, что бы они исполнялись так, как обычно поёт Гарсиа. Она помогала ему с выбором мелодий, так как сама напевает мягче, чем Гарсиа. Для каждой части ночи свои специальные песни.Дух индейца, который был случайно убит вблизи города Тусон (Аризона) дал ей одну из первых песен.

Слова песни:Серые неясыти прилетели синим вечером,Они говори о чём-то,Они махали крыльями и ухали.

  Большинство песен посвящены путешествию духа через тьму, потому что все духи путешествуют ночью. После смерти одного старого человека, его дух вернулся, чтобы дать эту песню:

Я не могу понять, что я вижуЯ вхожу в темнотеЯ не могу понять, что я вижу

  Молодой человек, умерший в 1912 году, совершил много успешных путешествий, потому что напевал песню:

В той дали лежит земля духаТам земля духов, я вижуВот впереди, передо мной, я вижу, стоит дух.

  Существующее разнообразие в мотивах песен напрямую зависит от личности духа. Через своего переводчика я спросил, о монотонности стиля трёх следующих мелодий. Он ответил: «Эти песни дал ей Хосе Гомес (Jose Gomez). Он умер два года назад. Он был медленный и сонный, но он дал ей три песни. Духи обычно дают только две». Следующая песня, данная Гомесом, очень поэтична:

Великой ночью моё сердце выйдетГремя, придёт ко мне тьмаВеликой ночью моё сердце выйдет на улицу.

  Дух Франциско Пабло (Francisco Pablo), который умер в 1913 году, дал следующую песню:

Я не уверен, бегу на восток или на западНо я бегу дальше и дальшеЯ думаю, что бегу к востокуНизкая цепь горК ним я бегуС вершины этих гор я увижу рассвет

  Имя духа, давшего следующую песню, известно только Женщине-Сове и Сивариано Гарсиа:

Утренняя звезда взошла,Утренняя звезда взошла,Я пересекаю горы, идя на свет звезды.

  Вокруг людей общающихся с духами и знающих об их путешествиях возникает странная изоляция. В племени Юма (Yuma) я записал песню у человека по имени Чарльз Уилсон (Charles Wilson), который знает землю духов и посещает её. Он слушает разговоры духов и видит, что они понимают друг друга, но он среди них как чужой и не понимает их слов. Юма утверждают, что умирающие люди иногда общаются на незнакомом языке, принадлежащим всех бестелесным духам. Уилсон является тихим, добрым человеком, трудолюбивым и умелым в своей повседневной жизни, но он редко общается с людьми и «сам себе на уме».

  «Пляска Духа» у индейцев Арапахо (Arapaho), с его трансом и трагедией, отдельная история. Танцоры падали на землю, исчерпав все свои силы после нескольких часов непрерывного танца. В состоянии транса они разговаривали с мёртвыми друзьями и родственниками.  «Пляска Духа», во время которого происходит общение с мёртвыми, так же получила распространение у индейцев Пауни (Pawnee).  В их песнях часто используются слова: «Даль, откуда я, родственники идут» и прочие:

Они пришли оттудаОни говорят:«Здесь хорошо! Там, где мы находимся»Они приходят оттуда.

  В другой песне Пауни рассказывается о том, какой приём был оказан хорошему человеку, когда он достиг земли духов. Слова песни такие:

Желанный, приходи, желанный

Все духи говорятВот он идётВсем известно, что он совершал великодушные дела

  Эта история связана со смертью маленькой девочки, отец которой был вне себя от горя. Однажды ночью он услышал её голос, который звал его в лес. Отправившись туда, он нашёл свою маленькую дочь, которая рассказала ему, как она счастлива в землях духов. Мой переводчик добавил, что после этого события мужчина перестал горевать.

  При изучении этого материала, создалось впечатление, что индейцы, которые могут свободно общаться с мёртвыми, в то или иное время претерпели какие-то невыносимые страдания. Уилсон же, тихий, вдумчивый человек, увидев духов вернувшихся на землю, услышал их разговор, но не смог понять его.

  Танцоры «Пляски Духа» очнувшись от транса, поведали, что духи сказали им: «Женщина-Сова, сломала барьеры, общаясь с мёртвыми лицом к лицу, распознала их особенности, пошла с ними в страну теней и вернулась обратно».

By Frances Densmore

Ссылки по теме:

Пару песен залил на файлообменник:

Танец духов у других племён: http://www.ghostdance.com/songs/songs.htmlВот тут можно послушать: http://publicdomainreview.org/2013/04/02/james-mooneys-ghost-dance-recordings-1894/http://www.hanksville.org/daniel/lakota/Ghost_Dance.htmlhttp://www.pbs.org/weta/thewest/resources/archives/eight/gddescrp.htmhttp://en.wikipedia.org/wiki/Ghost_Dance

indian-land.livejournal.com

Индейские духи убивают болтунов | Шаманизм и ведизм

Серые скалы и заливные луга, высокогорные плато и узкие каньоны, бескрайние пустыни и зеркала голубых озёр все это — Аризона. Сказочная контрастная природа создала ей славу самого прекрасного и загадочного штата Америки. Того, кто провёл на этой земле хотя бы несколько дней, уже не удивляют происходящие здесь чудеса.

Журнал: Тайны 20-го века №19, сентябрь 2008 годаРубрика: МагияАвтор: Елена Гатчина

Вакатан соглашается помочь

Но начнём с самого начала. Раньше этими территориями безраздельно владели индейцы навахо. Сейчас они предпочитают жить в резервациях, но не забыли ни о своём славном прошлом, ни о своих обычаях, ни о сакральных знаниях, передающихся из поколения в поколение……Это случилось в 1958 году. Волею случая старая индианка попала в госпиталь, хотя обычно навахо не доверяют белым докторам и довольно успешно лечатся у своих шаманов. Диагноз, который ей поставили, оказался неожиданным и зловещим: запущенная форма туберкулёза. Поразмыслив, индианка решила умереть не в холодных больничных стенах, а в родном вигваме, и уговорила мужа забрать её домой. Муж выполнил волю умирающей, но, не желая мириться с происходящим, обратился к шаману племени с просьбой исцелить жену.Шаман в сопровождении мужа больной поднялся на скалу и обратился к отцу духов — Вакатану, — заклиная послать ему помощников для исцеления женщины. Когда стихли последние слова молитвы, налетел сильный порыв ветра, и шаман удовлетворенно кивнул застывшему в тревожном ожидании мужу: Вакатан согласился прислать духов-помощников, которые помогут победить болезнь.

Трубка мира для духов-помощников

Люди племени тем временем спешно строили вигвам из стволов молодых деревьев, покрывали его шкурами бизонов. Внутрь вигвама положили раскалённые на костре камни. В этой самодельной парильне шаман должен был очиститься перед началом лечебного ритуала «ювипи». Тем временем вокруг вигвама, где лежала больная, собрались люди племени. В ожидании шамана они били в барабаны и пели специальные заклинания, известные каждому навахо с детства.И вот шаман откинул шкуру, закрывающую входа парильню, и появился перед собравшимися. В его руке курилась голубым дымком священная трубка. Казалось, он стал выше ростом, его взгляд был устремлён к горизонту, за которым скрывалось уходящее на ночлег солнце. Над прерией зазвучала молитва, в которой призывались духи-помощники, отпущенные Вакатаном на землю для помощи больной женщине. Называя имя духа, шаман протягивал ему священную трубку, предлагая перед началом ритуала сделать затяжку. Когда видимые одному только шаману духи покурили, выразив тем самым согласие помочь в деле исцеления, несколько индейцев набросили на него покрывало, стянули его верёвкой с прикреплёнными к ней маленькими кожаными узелками с табаком, помогли войти в вигвам к больной и сесть рядом с земляным алтарём, на котором лежали узелки с табаком, приготовленные для духов. В центре вигвама, над очагом, кипел бульон, которым предстояло угоститься духам-помощникам, в отдалении постанывала лежащая без чувств больная.

Чудесное исцеление

Старики-индейцы расселись вдоль стен. Ударили барабаны, затрещали погремушки, старики запели пиршественную песню, в которой духам обещалось роскошное угощение. Внезапно в полутьме вигвама замерцали искры, их было так много, что они напоминали облачко кружащейся мошкары. Шаман, не поднимаясь с места, стал просить духов об исцелении больной, и в ту же секунду сверкающее облачко окутало тело пожилой женщины. Прошло совсем немного времени, огонь в очаге вспыхнул так, словно в него плеснули бензина, а больная вдруг села и слабым голосом попросила есть.В свете очага стало видно, что шаман уже больше не связан, а узелки с табаком, положенные на алтарь, теперь разбросаны по полу вигвама.Вскоре пожилая женщина выздоровела и прожила ещё десять лет, хотя белые врачи подписали ей смертный приговор…

С тонким миром шутить опасно

Возможно, кто-то лишь скептически усмехнётся, прочитав эту историю. Однако существуют серьёзные научные работы, где описываются подобные ритуалы и, более того, положительные результаты, которых с помощью этих ритуалов удавалось добиться.Получить сведения о сакральных знаниях американских индейцев необычайно сложно — они не любят говорить о сверхъестественных силах с чужаками. И все же некоторым этнологам удавалось завоевать доверие индейцев и в результате не только получить интересующие их сведения, но даже принять участие в колдовских ритуалах. Но понять, каким образом индейские шаманы предсказывают будущее, исцеляют больных или умудряются увидеть события, происходящие за сотни и тысячи километров от них, всё-таки невозможно. Они никому не раскрывают шаманские тайны, потому что боятся мести духов, которые способны даже умертвить болтуна.

Обряд поиска видений

Для того чтобы вызвать духов-помощников, индейские шаманы далеко не всегда впадают в транс. Во время ритуала используются барабаны, погремушки, свистки, все присутствующие молятся и поют песни. Шаман выполняет при этом руководящую роль, но и все люди племени обладают в той или иной степени чародейскими способностями. Может быть, такими способностями их наделяют имеющиеся у каждого духи-покровители. Индейцы считают, что если у человека нет такого духа, то он беззащитен перед враждебным потусторонним миром. Поэтому каждый мужчина-индеец обязательно хотя бы раз в жизни совершает обряд поиска видений. Во время этого обряда он постится, молится и занимается самоистязанием до тех пор, пока кто-либо из духов не соглашался ему покровительствовать. Если этот дух оказывается сильным, то индеец, получивший прочную связь с потусторонним миром, может даже стать шаманом, при более слабом духе-покровителе он остаётся обычным воином, но может принимать участие в колдовских обрядах племени и рассчитывать на покровительство невидимого, но реально существующего мира.Индейский шаман не путешествует в страну духов, он вызывает их к себе и расспрашивает о причинах болезни и методах лечения или просит ответить на вопросы, волнующие людей племени.Существует множество свидетельств очевидцев, подтверждающих наличие у краснокожих племён необъяснимых с материальной точки зрения способностей. Сами же индейцы не видят в этом ничего особенного. Они знают, что ни один человек не может рассчитывать в этой жизни лишь на самого себя. Только при сверхъестественной помощи он может добиться успеха в жизни.

 

Канал сайта
Добавить комментарий

bagira.guru

Ожившие духи чилийских индейцев – Вся Соль

Один шаг маленькой чилийской девочки изменил представление человечества о своей истории. В Патагонии, неподалеку от города Пуэрто-Монтт, был найден окаменевший след ребенка, который, как установили ученые, оставлен 12,5 тысяч лет назад.

Для большинства из нас все эти тысячелетия – это лишь абстрактные цифры. Но дело в том, что господствовавшая до последнего времени теория заселения Америки (так называемая парадигма Кловиса) утверждала: люди в Западное полушарие пришли из Сибири через Берингов пролив (который тогда был не проливом, а частью суши), и произошло это 11,5 тысяч лет назад. После чего представители этой самой древней культуры Кловиса медленно заселяли Америку с севера на юг.

В зале шедевров

Но даже если бы пришельцы из Сибири передвигались не пешком, а летали на самолетах, в тот момент, когда они добрались бы до Чили, они застали бы там местных жителей, которые поселились на самом Юге Южной Америки как минимум за тысячу лет до того. Данный казус не опровергает парадигму Кловиса, он лишь добавляет к этому уравнению новое неизвестное: какая-то часть первобытного населения Америки пришла не через Берингов пролив, а откуда-то еще.

Впоследствии были сделаны новые открытия, которые датировали первое появление человека на территории современной Чили гораздо более ранней эпохой – 33.000 лет назад. Чили, таким образом, оказалась самым древним из известных мест обитания человека во всей Америке. Культуры инков, майя, не говоря уже об ацтеках, – это малые дети по сравнению с древностью цивилизации в Чили.

Музей доколумбового искусства в Сантьяго-де-Чили

Было бы вполне естественно, чтобы в Чили существовал музей, который каким-то образом соответствовал этой, достаточно неожиданной для большинства наших современников ситуации. И такой музей действительно есть, это Чилийский музей доколумбового искусства (Museo Chileno de Arte Precolombino).

Он очень отличается от всех подобных музеев, что нам доводилось видеть в Латинской Америке, – от знаменитого Национального музея антропологии в Мехико до Casa Larco в Лиме, возможно, лучшего в мире частного собрания доколумбовой керамики Перу. Идея всех этих и им подобных музеев заключается в том, чтобы максимально полно представить историю собственных национальных культур. Мексика – это ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки и т.д. Перу – инки и доинкские цивилизации. Даже в маленькой Панаме имеется антропологический музей с наивным названием Музей панамского человека (Museo del Hombre Panameño), как если бы такой человек действительно существовал на заре человеческой истории.

Музей доколумбового искусства в Сантьяго-де-Чили

Идея чилийского музея совершенно иная. Его экспозиция пытается объять все культуры, когда-либо населявшие Южную и Северную Америки и оставившие после себя материальные следы.

Несколько лет назад в Перу мы побывали в древнем городе Чан-Чан, столице исчезнувшей культуры Чиму, существовавшей до инков. И вот сейчас встречаю керамику из Чан-Чана в чилийском музее.

Керамика культуры Чиму с Севера Перу

В Зале шедевров собраны лучшие экспонаты из всей коллекции музея. И удивительное дело: при всех отличиях, о которых лучше судить специалистам, они создают ощущение единой доколумбовой культуры, существовавшей в Западном полушарии до того, как его открыли для себя европейцы. В какой-то момент вы перестаете присматриваться к табличкам с пояснениями и просто получаете наслаждение от великих творений человеческого гения. Это, возможно, самое сильное впечатление, которое выносишь от посещения музея.

В зале шедевров через какое-то время перестаешь смотреть на пояснительные таблички и просто получаешь удовольствие

Другие залы разбиты по культурно-географическому принципу: от Мезоамерики до Карибов и Амазонии. Огромное информационное панно помогает посетителю соотнести различные культуры в разных регионах по эпохам, что само по себе очень занимательно, поскольку позволяет проследить, какие разные цивилизации существовали одновременно на гигантских просторах Америки, какие из них наследовали каким или вдруг без очевидной причины исчезали, как это, например, произошло с майя.

Скажем прямо, по богатству коллекций музей в Сантьяго-де-Чили заметно уступает своим более именитым конкурентам. Это особенно заметно в отношении керамики. Перуанский музей Casa Larco – результат подвижнической работы одного человека, Рафаэля Ларко, – хранит такое количество великолепных образцов керамики, что их приходится выставлять, как на складе, рядами на стеллажах. Но тут уж ничего не поделаешь: в Перу стоит капнуть, и из земли появится исторический черепок. В Чили такого богатого наследия нет.

Наглядное пособие по истории доколумбовых культур Америки

Хотя, например, на севере Чили в раскопках найдены многочисленные следы пребывания инков, которые в своем безудержном стремлении к завоеванию мира дошли до горных районов пустыни Атакама. Между прочим, в музее выставлен великолепно сохранившийся кипу, или «компьютер инков» — огромная сеть узелков, заменявших инкам письменность. В этом конкретном кипу 586 веревок, разбитых на 10 секторов, каждый из которых вмещает 13 уровней информации, содержащих в общей сложности более 15 тысяч единиц информации. Смысл этой древнейшей базы данных до сих пор не расшифрован; предполагается, что это может быть опись налогов, которые инки взимали с местного населения.

Кипу: инки не знали колеса, но изобрели прообраз компьютера — узелки на веревках

Поскольку коллекция чилийского музея менее всего напоминает нагромождение древностей, каждый экспонат представлен по отдельности, и вы можете задержать на нем внимание. Можно не только часами рассматривать узоры на древних сосудах, но даже разглядеть какие-то курьезы.

Все, что вы хотели знать о шаманах Карибского бассейна, но не догадывались об этом

Так, в одном из залов мы заметили резные деревянные палочки, отдаленно напоминающие рожок для обуви. В действительности это специальные приспособления, с помощью которых шаманы в Амазонии вызывали у себя рвоту. Прежде, чем начинать ворожбу, шаман избавлялся от всего лишнего, и уж затем одурманивал себя разного рода галлюциногенными субстанциями, чтобы впасть в транс.

Эти нехитрые приспособления позволяли шаманам Амазонии приготовить себя к ворожбе

Самое неожиданное впечатление от музея – это раздел, где представлена культура индейцев мапуче. Из всех доколумбовых культур, с которыми столкнулись испанские конкистадоры, именно чилийские мапуче оказали им наиболее яростное сопротивление (до прихода испанцев они так же мужественно сражались с инками). Сопротивление продолжалось три века подряд; испанцы методично выдавливали мапуче все дальше на юг, в сельву Патагонии и дальше, к ледяным торосам Магелланова пролива. Но жизненная сила мапуче оказалась такова, что этот народ не полностью ассимилировался до сих пор.

В одном из залов вы замираете перед собранными в группу деревянными изваяниями. Это что-то вроде кладбища мапуче. Каждому деревянному идолу соответствует один дух ушедшего в небытие индейца.

Мне эта скульптурная группа напомнила тотемы, которые вырезали из цельного дерева канадские индейцы и которые выставлены в великолепном музее истории в Оттаве. Наверное, это очень дилетантское сравнение. Но мне оно ценно тем, что закольцовывает то впечатление единства древней культуры Америки, от Севера до Юга, которое мы вынесли, проведя несколько часов в Чилийском музее доколумбового искусства.

И последнее, что необходимо добавить, — это сам музей. Он размещается в колониальном здании бывшей таможни Сантьяго. Снаружи музей представляет собой довольно мрачный каменный куб, внешность которого не менялась с тех пор, как он был построен два века назад. А вот внутреннее пространство полностью преобразилось усилиями знаменитого чилийского архитектора Смиляна Радича (в Чили довольно многочисленна община выходцев из бывшей Югославии, в основном хорватов; Радич – серб по происхождению). Архитектор убрал скрипящие деревянные полы, заменив их черным гранитом, что само по себе создало драматический эффект, который умело подчеркивается освещением, благодаря которому древние экспонаты буквально парят в воздухе.

Зал, посвященный культуре предков современных чилийцев

Поскольку Радич не мог особенно экспериментировать с самой структурой интерьеров здания, он углубился в землю и выстроил самое поразительное – зал доколумбовой чилийской культуры, который находится в подземном этаже.

Несомненно, работа Смиляна Радича превратила скромный до недавнего времени региональный музей в один из лучших музеев Латинской Америки.

Во время нашего путешествия по Чили нам посчастливилось подробно познакомиться с другой работой Радича – винодельней Vik, которая просто потрясает воображение. Тарелка инопланетян, приземлившаяся в горной долине, устланной зеленым ковром виноградников, — самое слабое, что можно сказать об этом фантастическом архитектурном проекте. В один из ближайших дней мы с вами туда и направимся.

Ожившие духи чилийских индейцев

5 | Голосов: 9

Поделиться ссылкой:

www.vsyasol.ru


Смотрите также