Само название «духи», или «парфюм», происходит от латинских слов «per», что означает «через», и «fumus» - «дым». Более благозвучное название для духов придумали французы – в буквальном переводе «parfum», или «парфюм», означает ни что иное как приятный аромат дымящегося ладана, которым в древности пользовались для совершения религиозных ритуалов. Именно ладан, по сути, и был «прародителем» духов – ладан не только сжигали во время религиозных церемоний, но и вымачивали в воде и масле, а полученной ароматной жидкостью натирали кожу, чтобы она приятно пахла. Первые шаги Изобретателями первых духов по праву считаются египтяне: в древнем Египте не только зародились первые технологии изготовления духов, но и существовали целые парфюмерные лавки, где богатые горожане приобретали разнообразные духи и ароматические смеси для личного пользования. Египетские секреты изготовления духов позаимствовали древние греки – они же придумали и способ изготовления первых жидких духов, которые, впрочем, разительно отличались от тех духов, что выпускаются сегодня. Древнегреческие духи фактически представляли собой смесь плотных, густых масел и ароматных порошков – ароматные жидкости хранились в специальных бутылках из алебастра и золота, а позволить себе духи могли лишь самые богатые греки. А настоящую революцию в производстве духов произвели арабы: Авиценна, легендарный арабский врачеватель и ученый, впервые придумал способ получения ароматных эфирных масел из цветов и трав с помощью сложного процесса дистилляции (именно этим, чуточку усовершенствованным, способом получения эфирных масел пользуются и по сей день). До научных открытий Авиценны жидкие духи представляли собой смесь масел и истолченных ароматных трав или лепестков цветов с сильным ароматом. А Авиценна нашел способ изготовления розовой воды – мягкой, приятно пахнущей розами жидкости, которая моментально стала популярной.История духов в Средние века и эпоху Возрождения С каждым десятилетием и столетием духи набирали все большую популярность, и к семнадцатому столетию стали почти «королевской» роскошью. В далеком 1656 году духи во Франции были настолько популярными, что французские мастера придумали способ изготовления душистых кожаных перчаток – выделанная кожа вымачивалась в специальных ароматических смесях и приобретала тонкий приятный аромат. «Королевский» статус духи обрели в восемнадцатом столетии, когда во главе Франции оказался король Людовик XV, который настолько любил духи, что парфюмерам приходилось делать новые духи для его апартаментов ежедневно. Во времена правления Людовика XV духи использовались не только для нанесения на кожу: ими активно «поливали» одежду, вееры и даже мебель, пользовались ими во время умывания. Еще одним страстным поклонником духов был Наполеон, который тратил почти два литра фиалкового одеколона в неделю и шестьдесят флаконов жидкого экстракта жасмина в месяц. Его супруга Жозефина любила духи не меньше самого Наполеона: она пользовалась ими столь часто, что даже спустя несколько десятилетий после ее смерти в будуаре Жозефины витал тонкий аромат мускусных духов. А в Великобритании во времена правления Елизаветы I существовала традиция использования духов в общественных местах по приказу самой королевы, не переносившей неприятных запахов. «Химическая» революция Научные открытия, которые пришлись на девятнадцатое столетие, заложили основу современной парфюмерной индустрии: стремительный скачок в развитии такой науки, как химия, позволил парфюмерам впервые за всю историю существования духов экспериментировать с химическими соединениями и разнообразными оттенками ароматов. Именно благодаря этим открытиям парфюмерам удалось синтезировать альдегиды – летучие вещества с интенсивным ароматом, которые чуть позже легли в основу культового аромата Chanel №5. И, наконец, с наступлением нового двадцатого века в парфюмерной индустрии начался настоящий бум: новые парфюмерные бренды начали появляться стремительно, как грибы после дождя, и выпускать все большее количество всевозможных духов. Сегодня новые духи появляются в продаже практически еженедельно. Статьи по теме www.womenclub.ru Кто изобрел духи? Пожалуй, с самых первых дней существования люди начали пользоваться духами. Кстати, слово «парфюмерия» заимствовано из латыни: там слово «фумус» обозначало «дым». Это наводит нас на мысль, что древние люди, чтобы получить аромат, сжигали приятно пахнущую древесину, смолы или листья. Мы знаем, что египтяне использовали духи более 5000 лет назад. Но первыми, кто догадался получать ароматную воду из лепестков роз, были арабы. Произошло это 1300 лет назад. Арабы использовали воду не только в качестве духов, но и как лекарство. А самым древним было розовое масло, т. е. эфирное масло, изготовленное из лепестков роз. Полгектара розовых кустов давали 1 тонну лепестков. Из них получали полкилограмма масла. Неудивительно, что такие духи были слишком дорогими. Такие цветы, как розы, фиалки, жасмин, нарциссы и апельсиновый цвет, используются сегодня для приготовления духов. А вы знаете, что древесину кедра и сандалового дерева, листья лаванды и перечной мяты, листья герани, фиалковый корень и корень имбиря также применяют в парфюмерии? Древние люди изготавливали духи из цветов, извлекая эссенцию с помощью воды. Этот процесс получил название «анфлераж», или извлечение из цветов ароматических веществ. В деревянные рамы помещали кусочки стекла и клали сверху слой очищенного свиного сала. Это приспособление покрывали лепестками и накладывали одно на другое. Лепестки сменяли до тех пор, пока очищенное сало не впитает нужное количество эссенции. В современном методе получения эссенции используют особо чистый растворитель, извлеченный из нефти. Его пропускают через свежие лепестки, пока он не пропитается маслом. Затем растворитель убирают, а духи очищают с помощью спирта. Сегодня наука соперничает с природой в изобретении новых запахов. Химики получают искусственные запахи из угольной смолы, скипидара и других подобных материалов, и вы не сможете отличить их от натуральных запахов. Парфюмер-специалист может создать такой цветочный аромат, который невозможно получить из настоящих цветов. Первого русского парфюмера звали Анри Брокар (1836–1900), а на Руси он принял имя Генриха Афанасьевича. С 1861 года Брокар жил в России и работал на парфюмерной фабрике Гика. В 1863 году он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов, такой способ вытяжки, при котором концентрация аромата, а соответственно и его стойкость, повышались во много раз. В 1864 году Брокар открыл в Москве фабрику по производству различной парфюмерной продукции. Одно из его изобретений – цветочный одеколон. Для его производства Брокар использовал растения, встречающиеся и в России: жасмин, фиалку, розу. Вначале Брокар сам создавал композиции своих духов. Один из его шедевров – духи «Москва», производство которых продолжается уже более 100 лет. В 1918 году фабрика Брокара была национализирована, но не прекратила своей работы. Сегодня она называется фабрикой «Новая заря» и является ведущей российской фирмой, сотрудничающей с признанными законодателями моды – французскими парфюмерами. Сегодня на ней создано примерно 100 видов духов. Следующая глава > info.wikireading.ru До XVI века основными производителями мыла считались Испания и Италия – две страны, в которых была развита морская торговля. Купцы, отправляясь за товарами, привозили с собой от арабов и духи. Но ситуация изменилась до неузнаваемости через сто лет, в XVII веке. Теперь о былых лидирующих позициях этих стран никто не вспоминал. На смену двум большим государствам пришел маленький город Грассе, который и стал мировой столицей парфюмерии на многие века. Когда-то город Грассе имел славу исключительно изготовителя кожаных изделий, а именно перчаток. В один момент стало модно ароматизировать эти изделия, особенно те их них, которые попадали во дворец короля, в Версаль. В один прекрасный день Екатерина Медичи решила отправить в Грасс своего персонального парфюмера, чтобы он прямо здесь ароматизировал ей перчатки. Он, в свою очередь, с заданием справился, но так и остался жить в этом городе. Поначалу в городе оставались и кожевники, но в последствие монопольным делом стало производство духов. Французская парфюмерия действительно зародилась в XVII веке, в эпоху Людовика XIV. Он выразил желание развивать это ремесло, поскольку считал эго делом будущего. В это время начали появляться первые парфюмеры, которые получили специальное образование. Помимо парфюмерии, они также продолжали заниматься ароматизацией перчаток, начали создавать крема с запахом. Уже в это время наиболее популярными становятся ароматы розы и лаванды, жасмина. Бытует мнение о том, что духи изобрели именно во Франции с целью борьбы с неприятным запахом. В этой мысли есть и доля правды: в те далекие времена о современной ванне никто и подумать не мог, человечество прибегало к гигиеническим обмываниям крайне редко, поэтому и запах, исходивший от их тел, оставлял желать лучшего. Но дело в том, что французам надлежит лишь историческая роль активных пользователей ароматов. Никакого «велосипеда» они не придумали – ведь экстракт запаха из растений научились добывать еще арабы. Тем не менее, сконцентрировав в Грассе всю парфюмерную мощь, французы постепенно упрощали и совершенствовали систему изготовления духов, создавали новые сорта растений, которые бы давали большее количество плодов. Например, сейчас во Франции можно встретить два вида лаванды – настоящая, фактически дикая, и та, которую используют для массового изготовления духов. Цветок последней выглядит крупнее, да и сам куст по размеру куда больше традиционной лаванды. Со временем парфюмеры научились добавлять аромат не только в воду, но и в искусственные средства гигиены. Так, например, они создали натуральное мыло ручной работы, умело соединив в нем и волшебный запах, и полезные свойства. В состав его обычно входит лаванда, которая, помимо аромата, обладает антибактериальным воздействием на кожу человека. Поэтому, даже сейчас, спустя десятки и сотни лет, оно стабильно производится и пользуется широкой популярностью.Купить мыло ручной работы можно как и в Москве так и во Франции.Также можно найти мыло туалетное цена,которого почти не отличается. В развитии парфюмерного бизнеса на сегодняшний день Франция, безусловно, занимает лидирующие позиции. Следует вспомнить также и о понятии классики – именно здешние парфюмеры-умельцы способны создать то, что впоследствии станет эталоном на многие годы. Среди таких бессмертных ароматов – Chanel № 5. Сегодня, как и много десятилетий назад, он пользуется все той же популярностью. Это как хорошее вино – со временем становится только лучше. galleryfon.com Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от чумы. Французские духи — это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией. Кто и когда придумал духи Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом. Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии. Духи кто придумал
История духов - как Франция стала законодательницей парфюмерной моды
Кто изобрел духи?. Кто есть кто в мире открытий и изобретений
Франция изобрела духи, чтобы не мыться!
Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии
В древних цивилизациях аромат был частью культа гигиены и здоровья/Фото: www.klik.gr
Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.
Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?
Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.
Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.
Европейские парфюмеры начали использовать ингредиенты животного происхождения. Кадр из фильма Парфюмер. История одного убийцы.
Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.
Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.
Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме
Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.
Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.
Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.
Среди парфюмеров доля инфицированных чумой была существенно ниже./Фото: upload.wikimedia.org
Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.
Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней
В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.
В эпоху Просвещения духи продавали в красивых флаконах из хрусталя с инкрустациями./Фото: svistanet.com
В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.
В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.
В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.
В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.
Источник:https://kulturologia.ru/blogs/050118/37319/
hi.bengun.ru
Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии
Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от чумы.
Французские духи — это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией.Кто и когда придумал духи
Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.
Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.
В древних цивилизациях аромат был частью культа гигиены и здоровья/Фото: www.klik.gr
Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.
Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?
Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.
Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.
Европейские парфюмеры начали использовать ингредиенты животного происхождения. Кадр из фильма Парфюмер. История одного убийцы.
Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.
Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.
Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме
Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.
Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.
Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.
Среди парфюмеров доля инфицированных чумой была существенно ниже./Фото: upload.wikimedia.org
Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.
Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней
В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.
В эпоху Просвещения духи продавали в красивых флаконах из хрусталя с инкрустациями./Фото: svistanet.com
В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.
В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.
В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.
В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.
Современные компании выпускают парфюмерные композиции на любой вкус./Фото: anaman.net
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050118/37319/
www.mgorskikh.com
Кто придумал парфюм и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии (+ худ. фильм)
Французские духи — это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией.
Кто и когда придумал духи
Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.
Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.
В древних цивилизациях аромат был частью культа гигиены и здоровья/Фото: www.klik.gr
Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.
Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?
Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.
Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.
Европейские парфюмеры начали использовать ингредиенты животного происхождения. Кадр из фильма Парфюмер. История одного убийцы.
Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.
Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.
Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме
Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.
Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.
Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.
Среди парфюмеров доля инфицированных чумой была существенно ниже./Фото: upload.wikimedia.org
Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.
Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней
В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.
В эпоху Просвещения духи продавали в красивых флаконах из хрусталя с инкрустациями./Фото: svistanet.com
В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.
В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.
В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.
В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.
И в тему наделавший в свое время много шуму фильм "Парфюмер"
Рекомендуется к просмотру:
www.stena.ee