Полный список мультфильмов Миядзаки: читай и смотри. Духи леса миядзаки


Ласковый и нежный зверь: Котобус, лесные духи и другие чудные питомцы Хаяо Миядзаки

В коротком ролике корейского художника, который разошёлся недавно по интернету, персонажи великого аниматора Хаяо Миядзаки попадают в реальные пейзажи: Тоторо летит над городом, зацепившись за зонтик, рыбка Поньо бежит по воде, а Котобус — по зелёному лугу. «Перемотка» сочла это достаточным поводом, чтобы вспомнить об этих и других диковинных существах прославленного сказочника.

 

 

 

Свин-Сильвер

«Остров сокровищ» (Dobutsu Takarajima, 1971)

Картина, вышедшая к 20-летию Toei Animation — студии, которая подарила нам многих великих режиссёров, в том числе и Хаяо Миядзаки. В «Зверином острове сокровищ» (так аниме Хироси Икэда называется в оригинале) мастер, например, поработал с ключевой анимацией, раскадровкой и эскизами фонов.

От появляющегося здесь в образе свиньи грозного пирата Джона Сильвера, очевидно, ведёт своё происхождение другой, не менее выдающийся хряк: итальянский ас Марко Пагго по прозвищу Порко Россо из мультфильма-автопортрета Миядзаки. Процесс освинения в творчестве японца вообще занимает очень важное место, см. также «Унесённых призраками». Что касается «Звериного острова сокровищ», то все его персонажи — антропоморфные животные, кроме Джима и внучки капитана Флинта Кэти. Этот факт в дальнейшем так и не получит объяснения, но так даже интереснее.

 

Омы

«Навсикая из долины ветров» (Kaze no tani no Naushika, 1984)

«Навсикая» — экранизация собственной манги Миядзаки и первое его аниме, снятое на студии Ghibli (хотя формально оно вышло раньше, чем студия была основана). Мультфильм рассказывает о постапокалиптической Земле, на которой тысячу лет назад случилась страшная катастрофа, названная в летописях и легендах «семь дней огня». Человечество практически прекратило своё существование. Его остатки ютятся в небольших поселениях-государствах, разбросанных среди огромного Леса, в котором произрастают странные деревья и грибы невиданного размера с ядовитыми спорами, из-за которых люди вынуждены носить противогазы или дыхательные маски. Также в Лесу обитают насекомые-мутанты, крупнейшие из которых — Омы, похожие на гигантских бронированных мокриц, но наделённые разумом. Кстати, увлечение Навсикаи (названной в честь героини гомеровской «Одиссеи») Омами Миядзаки позаимствовал из древней японской легенды о «благородной деве, которая любила насекомых».

Когда аниме было показано в Америке на телеканале HBO, оно сменило не только название («Воины ветра» вместо «Навсикаи»), но и было жесточайшим образом перемонтировано. Диалоги, сюжет и имена некоторых персонажей были изменены — так, например, Навсикая превратилась в принцессу Зандру. Омы в этой версии предстали перед зрителями в виде кровожадных чудищ. Миядзаки был крайне возмущен таким обращением со своей картиной, поэтому в дальнейшем на любое издание фильмов студии Ghibli за пределами Японии накладывалось вето на перемонтаж. Известен случай, когда сооснователь компании Miramax Харви Вайнштейн предложил чуть сократить для американского проката «Принцессу Мононоке» и в ответ получил от генпродюсера Ghibli Тосио Судзуки декоративную катану с ёмким сообщением No cuts — «Не резать».

 

Котобус

«Мой сосед Тоторо» (Tonari no Totoro, 1988)

Феликс, Том из «Тома и Джерри», Матроскин, котёнок по имени Гав — каждый из этих и многих других анимационных котов обладал своей неповторимой харизмой. Но только у Котобуса из «Моего соседа Тоторо» глаза светились как фары. Похожий на гусеницу, милый и пушистый наполовину кот, наполовину автобус помог Сацуки найти потерявшуюся младшую сестрёнку Мэй. И хотя у этого персонажа была второстепенная роль, он стал ничуть не менее популярным, чем вынесенный в название Тоторо.

Котобус, равно как и другие персонажи Миядзаки, был спародирован в «Симпсонах». Его обликом вдохновлялись создатели мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», когда придумывали своего летающего бизона Аппу. А сам Миядзаки, в фильмографии которого есть не менее примечательные кот в сапогах и кот Зизи на службе у ведьмы Кики, не удержался и снял короткометражный сиквел «Тоторо» под названием «Мэй и котёнкобус» о дружбе девочки и сына Котобуса. Его, как и другие короткометражки мастера, показывают в музее студии Ghibli. Впрочем, при большом желании следы «Мэй и котёнкобуса» можно найти и в интернете.

 

Сисигами

«Принцесса Мононоке» (Mononoke-hime, 1997)

Мононоке называются зловещие лесные духи, к которым относится и девочка по имени Сан — пусть она человек, зато была выращена богиней-волчицей Моро. Один из ключевых мононоке этой истории — бог леса Сисигами. Его кровь может вылечить любую болезнь, а голова дарует бессмертие — собственно, поэтому за ней и охотится странствующий монах Дзико-Бо. Ночью Сисигами становится огромным духом, которого люди называют Ночным скитальцем, а с рассветом превращается в оленя с нескольким десятков рогов. Как говорил Миядзаки в одном интервью: «В моём фильме Сисигами это не доброе божество, которое благословляет людей. Я представил себе существо, которое собирает и отдаёт жизнь именно ночью. Вот потому я и наделил его отдельно дневной и ночной формой. Так что он путешествует из одного леса в другой по ночам».

 

Хаку

«Унесённые призраками» (Sen to Chihiro no kamikakushi, 2001)

Хаку — мальчик с зелёными глазами, который умеет превращаться в дракона с изумрудной гривой (его настоящее имя Нигихаями Кохаку Нуси, что переводится как «хозяин янтарной реки»). Когда колдунья и управляющая купален «Абура-я» Юбаба забрала имя Хаку, он забыл о своём прошлом, и только дружба с девочкой по имени Тихиро, сумевшей понять дракона, вернула ему воспоминания. В итоге Хаку помог Тихиро выбраться из мира духов и вернуть родителей, которые превратились в свиней. На прощание мальчик говорит главной героине, что как только он закончит все свои дела, он вернётся в реальный мир, где они обязательно встретятся. Ещё один дракон встречается в спродюсированных Миядзаки «Сказаниях Земноморья», которые по-ученически тщательно снял его сын Горо.

 

Поньо

«Рыбка Поньо на утёсе» (Gake no ue no Ponyo, 2008)

До рыбки Поньо у Миядзаки уже были мультфильмы про морские организмы: как привычные, так и странные. Но в этом парафразе «Русалочки» аниматор скрестил морской организм с привычной главной героиней его аниме — девочкой.

Поньо, чьё настоящее имя Брюнхильда (привет «Нибелунгам»), — плод союза могущественного колдуна и морской богини. Умеющая прицельно и презрительно плеваться рыбка отращивает себе руки и ноги, после того как её сердце начинает нежно трепетать при виде пятилетнего мальчика по имени Сооскэ. Поскольку автор этой истории не Ганс Христиан Андерсен, Поньо не превратится в морскую пену, а наоборот — найдёт у любимого взаимность и устроит настоящий шторм с ураганом.

peremotka.co

8 лучших аниме Хаяо Миядзаки - Что посмотреть

Хаяо Миядзаки — добрый сказочник-аниматор. Все созданные им аниме наполнены добром и волшебством. Очень старательно нарисованы и продуманы. Его персонажам искренне сопереживаешь. Все ленты подходят для всех, хотя чаще всего, по задумке автора, возраст аудитории мультфильма совпадал с возрастом ее главных героев. Почти во всех его аниме есть вода, ветер и те или иные летающие аппараты. Отец Хаяо был директором фабрики, которая делала детали для самолетов и то, что он постоянно находился рядом с ними, развилось в огромное его увлечение авиацией.

Навсикая из долины ветров Кадр: Studio Ghibli

Эта лента считается первым аниме студии Гибли, хотя была создана немного раньше официального ее основания. И это второй полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки. Он снял его по манге, которую сам придумал и сам рисовал. Можно сказать, что это то самое аниме, которое задаст тон всем остальным его работам. В нем есть самолеты, баланс сил в природе и подняты важные вопросы об экологии. Сюжет мультфильма разворачивается в мире, где тысяча лет прошла с окончания страшной войны — «семи дней огня», в мире, который покрыт огромным лесом и где люди стремятся жить в гармонии с природой.

Небесный замок Лапута Кадр: Studio Ghibli

Огромный летающий остров Лапута — старинная легенда, которую никто никогда не видел. Найти который можно только тому, у кого есть кристалл Летающего камня. Сита — девочка-подросток, потомок владельцев Лапуты. И у нее есть этот самый кристалл. Кто только не охотится на Ситу, чтобы завладеть Лапутой, на которой есть и богатства, и страшное оружие...

Мой сосед Тоторо Кадр: Studio Ghibli

Тоторо — дух-хранитель леса, большое и милейшее существо, которое подружится с двумя маленькими девочками. И будет помогать им и заботиться о них. Вместе с Тоторо в этом мире существует еще котобус, маленькие духи леса и сусуватари — черные чернушки. Чернушки потом еще появятся в аниме «Унесенные призраками». Эта лента сделала студию Гибли прибыльной, а Тоторо стал ее символом. Огромный дух-хранитель очень полюбился людям. А покататься на котобусе с мышами-габаритами — мечта всех детей и редакторов Титра.

Ведьмина служба доставки Кадр: Studio Ghibli

Тринадцатилетняя ведьма Кики, по традиции, должна пройти годовую стажировку, в городе, где никто ее не знает. Но Кики умеет только летать на метле, и то не так уж хорошо. Миядзаки сталкивает девочку с вопросами взросления, поиска своего места в жизни, одиночества, принятия мира и принятия миром. А еще у Кики будет друг — мальчик, бредящий самолетами.

Порко Россо Кадр: Studio Ghibli

Алый Свин — летчик-ас, участник первой мировой войны, разочаровался в людях до такой степени, что частично превратился в свинью. Он летает на своем самолете где-то на Адриатике и охотится на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и яхты. А на него охотится другой ас. Возможно для создания образа Порко Россо автор опирался на реально существовавшего аса первой мировой — Красного барона, летчика, на счету которого более восьмидесяти побед в бою.

Унесенные призраками
Кадр: Studio Ghibli

Десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в новый город, они идут гулять, сворачивают не на ту тропку и попадают в волшебный мир. В мир, куда боги приходят отдыхать. В мир, где колдунья Юбаба управляет банями-купальнями и ресторанами, а людей превращает в свиней. Красивое аниме, с бескрайней водой, богами, духами, чернушками сусуватари. Лента, в которой воспитывается характер Тихиро.

Ходячий замок Кадр: Studio Ghibli

По словам Миядзаки, прообразом замка стала наша «избушка на курьих ножках». Но замок огромен, хаотичен и как будто скроен из сотни разных объектов. А еще он меняется по ходу фильма. Завораживающий своей красотой мультфильм про шляпницу Софию, у которой злая Ведьма Пустоши отняла красоту и молодость.

Рыбка Поньо на утесе Кадр: Studio Ghibli

Мультфильм про дружбу пятилетнего мальчика и рыбки Поньо, дочки колдуна и морской богини. Поньо влюбляется в Сооске и теперь мечтает превратиться в человека. Это аниме — особое прочтение сказки про русалочку. Доброе и очень красивое.

Ветер крепчает Кадр: Studio Ghibli

Прощальная лента Хаяо Миядзаки посвящена страсти всей его жизни — самолетам. В мультфильме рассказывается о японском конструкторе самолетов Дзиро Хорикоси. О его судьбе, жизни, самолетах, которые он строил. Это грустное и очень светлое аниме, о страсти к делу всей жизни.

А вы знали что «Гибли», название студии Хаяо Миядзаки — одно из названий ветра сирокко?

22 декабря 2015

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

www.ivi.ru

Что надо знать, чтобы понимать Миядзаки • Arzamas

23 ноября 2016Искусство, Антропология

Странные сцены, удивительные существа и непонятные детали в мультфильмах Миядзаки отсылают к японской культуре, религии, искусству. Отыскав источники, можно выяснить, какие ассоциации Миядзаки вызывает у самих японцев

Автор Елизавета Ванеян

Духи и божества

1 / 4

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

2 / 4

Герои фильма «Мой сосед Тоторо» (1988) у дерева ТотороStudio Ghibli

3 / 4

Деревья с симэнава в Никко, ЯпонияOZinOH / Flickr / CC BY-NC 2.0

4 / 4

Цукумогами. Япония, XVII векKyoto University Library

В начале «Унесенных призраками» мы видим, как семья из трех человек едет по маленькому городу или деревне в поисках нового дома, в который они должны переехать. Герои заезжают на лесную дорогу, понимают, что свернули не туда, пытаются проехать насквозь и попадают в заброшенный парк развле­чений, который, как потом выяснится, населен духами. И даже не просто духами. В кадре, где показано начало заброшенной дороги, можно заметить тории — деревянные ворота особой формы, всегда обозначающие вход в синто­истское святилище. Также, если смотреть фильм по-японски, можно услышать, что персонажи-духи называются не юрэй — то есть призраками, а ками. Ками — это божества синтоизма, которые, согласно японскому мировоззрению, насе­ляют весь окружающий мир: есть ками гор, ками рек, ками помойки. Есть могущественные ками, которые отвечают сразу за целый комплекс явлений: например, Инари — божество урожая, риса, а заодно и удачного бизнеса, а Ама­тэрасу — ками солнца и верховная богиня. Рукотворные старинные вещи тоже могут стать ками и называются цукумогами: в фольклоре часто встреча­ются зонты и фонари, ставшие цукумогами.

Ками могут жить в древних деревьях или камнях. Такие дома духов выделяют­ся специальным жгутом из рисовой соломы с зигзагообразными бумажными лентами (яп. симэнава). Симэнава обвивает камфорное дерево в аниме «Мой сосед Тоторо» (1988) — а Тоторо и есть могущественный дух этого дерева.

Хозяин леса и демоны-мононокэ

1 / 5

Духи-кодама в фильме «Принцесса мононокэ» (1997)Studio Ghibli

2 / 5

Хозяин леса в фильме «Принцесса мононокэ» (1997)Studio Ghibli

3 / 5

Цилинь (кирин). Гравюра Шэнь Цюаня. 1730-е годыNagasaki Museum of History and Culture

4 / 5

Байцзэ (хакутаку). Япония, XVIII векMiho Museum

5 / 5

Дайдарабочи. Иллюстрация Кацукавы Сюнъэя к сборнику рассказов о привидениях «Теперь, давным-давно...». 1790 год© The Trustees of the British Museum

Миядзаки практически в каждом своем фильме поднимает проблему двой­ственного восприятия человеком высших сил. Наиболее полно эта тема рас­крывается в фильме «Принцесса мононокэ». В нем Миядзаки изображает противостояние людей, пытающихся покорить первозданный лес «во благо цивилизации», и тех, кто населяет этот лес — мифических существ, животных-полубожеств и девушки, выросшей среди волков.

Само слово мононокэ обозначает демона, фантом. В отличие от ками, с кото­рыми можно иметь дело (хотя и они могут быть источниками опасности), мононокэ всегда враждебная по отношению к человеку сила. В древней и средневековой японской литературе это слово употребляли, чтобы описать необычные и нездоровые состояния, от болезни до ревности: «В меня вселился мононокэ». Соответственно, в зависимости от того, как персонажи мультфиль­ма называют существ из леса — «ками» или «мононокэ», — мы понимаем, как они относятся к этим высшим силам — с уважением и благоговением или со страхом и отвращением.

Одна из главных таких амбивалентных фигур в «Принцессе мононокэ» — Хозя­ин леса, удивительное существо с чертами оленя и дракона и мордой, похожей на человеческое лицо, при каждом шаге которого вырастают и тут же погибают цветы и трава. В полночь Хозяин леса превращается в полупрозрачного велика­на. В основе этого образа несколько мифологических существ: два положи­тельных и одно отрицательное. Во-первых, это цилинь (кит.), или кирин (яп.), — чудесное химерическое животное, олицетворяющее мир и процветание. Этот образ родился в китайских текстах, но постепенно распространился по всему Дальнему Востоку  В Средние века кирином считали жирафа, и с тех пор в современном японском языке жираф по-прежнему называется кирин.. Во-вторых, байцзэ (кит.), или хакутаку (яп.), — бык с че­ловеческим лицом и глазами на боках, защитник путников. Наконец, третий прототип — дайдарабочи, существо из японского фольклора, чья главная характеристика — огромный, больше гор, рост. Дайдарабочи с людьми не считается и может ими даже питаться.

Хотя Хозяин леса некоторыми персонажами и воспринимается отрицательно, в целом это скорее образ ками, божества. Настоящим мононокэ, однозначно отрицательной силой, в этом аниме является страшное и странное состояние — черные червяки, кишащие на теле тех, кто поддается всепоглощающей ярости.

Очищение

1 / 2

Купальня духов в фильме «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

2 / 2

Старый дом в фильме «Мой сосед Тоторо» (1988)Studio Ghibli

Кажется, что очищение пространства и уборка — довольно распространенный мотив: вспомнить хотя бы Геракла и Авгиевы конюшни или диснеевскую Бело­снежку. Однако у Миядзаки он встречается гораздо чаще, чем где бы то ни бы­ло еще. За этим стоит японское отношение к чистоте, основанное на синтоиз­ме, частично впитавшем древние, близкие шаманизму обычаи. Центральное место в синтоизме занимает очищение (яп. о-хараэ) — как духовное, так и те­лесное. Любое загрязнение требует очищения, и почти все может осквернить — смерть, рождение, грех, болезнь: неслучайно, например, при входе в синтоист­ское святи­лище нужно сполоснуть рот и руки.

Героини почти всех фильмов Миядзаки сталкиваются с необходимостью спра­виться с грязью, неустроенностью. В «Моем соседе Тоторо» и «Ведьминой службе доставки» им нужно просто привести в порядок старый дом. За­дача, стоящая перед Тихиро из «Унесенных призраками», гораздо сложнее: она попадает на работу в купальню духов и должна сначала очистить чудовищно грязную ванную, а потом искупать там зловонное божество. 

Миядзаки с огромным удовольствием изображает чистоту после чудовищной грязи — и в этом проявляется сакральное отношение к чистоте, к которой стремятся адепты синтоизма и которое очень характерно для современного японского общества.

Превращение в зверей

1 / 2

Главный герой фильма «Порко Россо» (1992)Studio Ghibli

2 / 2

Родители Тихиро в фильме «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

Тема превращения в свинью впервые возникает у Миядзаки в «Порко Россо», где главный герой, по сути, сам насылает на себя проклятие и из-за не­нависти к себе становится свиньей. В «Унесенных призраками» в свиней превращаются родители Тихиро, главной героини, после того как без спроса принимаются за еду в ресторане для духов. Эту жуткую сцену можно объяснить с помощью японско-буддийского фольклора  Познакомиться с ним можно, например, про­читав сборник «Японские легенды о чудесах IX–XI веков» (1984, пер. А. Н. Мещерякова).: перерождение в следующей жизни в жи­вотное как наказание за жадность и присвоение чужого добра — частый мотив японских легенд. Такое наказание подчеркивало силу кармы и неминуемого воздаяния. Правда, свиней в средневековой Японии не разво­дили, поэтому чаще всего в фольклоре фигурировал бык: становясь тягловым животным, человек получал шанс отработать причиненный им вред.

В начале фильма Тихиро пребывает в угнетенном настроении и обижена — на своих родителей и на саму себя. Постепенно она учится быть терпеливой по отношению к окружающим ее странным существам, а потом прощает родителей и спасает их. Этот мотив спасения родителей ребенком также характерен для буддийских легенд: будучи прощен, родитель получает шанс на новое рождение. 

Бумажные птицы

1 / 3

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

2 / 3

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

3 / 3

ХитогатаWikimedia Commons

Один из главных героев «Унесенных призраками», юноша по имени Хаку, пре­вращается в дракона, которого преследует стая маленьких бумажных фигурок. Нетрудно предположить, что прообраз этих птиц — хитогата (яп. «кукла»), небольшие листы бумаги в форме человеческих фигур, которые используются в синтоистском обряде Великого очищения. Участник может купить в святили­ще заготовку, написать на ней свое имя, дунуть и положить в стопку фигурок других людей. Во время ритуала жрец бросит все листки хитогата в реку, и они заберут с собой невезения и болезни. Этот образ разлетающихся бумажных фи­гурок Миядзаки и использовал в своем фильме.

Роботы

Кадр из фильма «Небесный замок Лапута» (1986)Studio Ghibli

Герои аниме «Небесный замок Лапута» пытаются найти путь к утерянной стране на летающем острове — Лапуте. Для этого они используют девочку, чьи предки правили погибшей цивилизацией Лапуты и которой подчиняются многофункциональные роботы. Эти медлительные гиганты с обтекаемыми формами и длинными руками — один из самых интригующих элементов фильма и творчества Миядзаки в целом. 

Буддизм, появившийся в Японии в первой половине VI века, играет важнейшую роль в политике и культуре страны до сих пор. Сакральный центр буддийского храма — статуи Будды и бодхисатв, существ, помогающих достичь просветле­ния. Иногда эти фигуры напоминают людей, иногда их черты совсем не похо­жи на человеческие: длинные руки, опускающиеся ниже колен, короткие шеи, перепонки между пальцев. Создавая статуи, скульпторы пытались создать образ Великого существа, упоминающегося в различных буддийских текстах.

Роботы из «Небесного замка Лапуты» напоминают статуи Будды и бодхисатв: те же простые, обтекаемые формы, элементы, вставляющиеся друг в друга, как в конструкторе, длинные руки ниже колен, широкая грудная клетка. Эти образы знакомы каждому японцу, и, вероятно, именно они стали для Миядзаки источником вдохновения. 

Источники

  • Виноградова Н. А. Скульптура Японии III–XIV веков.

    М., 1981.

  • Григорьева Т. П. Буддизм в Японии.

    М., 1993.

  • Ермакова Е. М., Комаровский Г. Е., Мещеряков А. Н. Синто — путь японских богов. В 2 т.

    СПб., 2002.

  • Мещеряков А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм.

    М., 1987.

  • Японские легенды о чудесах IX–XI веков. Пер. с яп. А. Н. Мещерякова.

    М., 1984.

  • Paine R. T., Soper A. The Art and Architecture of Japan.

    New Haven, 1992.

  • Screech T. Obtaining Images: Art, Production, and Display in Edo Japan.

    Honolulu, 2012.

История, Антропология

Краткая история советской кухни

Самодельные книги рецептов, искусство украсить стол и секрет популярности винегрета

arzamas.academy

Месяц Хаяо Миядзаки — Духи! — Кавай & реалистичное аниме

Во множестве культовых аниме фигурируют духи леса и природы. Отмечу, что далеко не все из них являются ёкай — традиционными японскими существами. Некоторые мифические сущности были почерпнуты из других культур, что не делает аниме с их участием менее захватывающими.Итак, сегодня речь пойдет исключительно о шедеврах:1285022881.13076574640164_tumblr_l2k06mgYlF1qal7u9o1_5002236332

 

 

 

 

 

 

 

Вашему вниманию: «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками» и «Мой сосед Тоторо».

Я могла бы создать отдельную статью о каждом из этих аниме или же не описывать их вообще, ведь они являются классикой анимации. Эти фильмы для любителя аниме — всё равно, что букварь для школьника. Поэтому вы, скорее всего, их уже видели и на описании сюжета я не стану настаивать.

Но, тем не менее, в каждой из этих работ отдельная роль отводится духам, призракам и мифическим существам.Так что, если вы любите японскую мистику, устраивайтесь поудобнее.

5a6c9d84ff5f3accd7e52fcff78 В «Принцессе Мононоке» духом выступает сама Мать-природа. Лес изображается живым существом, а также домом для множества маленьких духов. Дикая и свободолюбивая Мононоке смогла существовать в гармонии с этим потрясающим миром, полным замечательных существ.

Это аниме действительно раскрывает мощь природы и наглядно показывает всю её красоту. При том, что главная сюжетная линия несколько иная, эта картина также учит ценить окружающий мир со всеми его чудесами и прелестями.

kinopoisk.ru«Унесённые призраками» — это целый калейдоскоп, энциклопедия всевозможных ёкай. Фильм сам знакомит зрителя с японским фольклором, постепенно расписывая значение каждого духа. Это чудесное сочетание мифа и прозаичной реальности, где проходящий герой — девочка Тихиро.

Потрясающие приключения среди духов, первые жизненные трудности и горький опыт, а также настоящая дружба — вот, что такое «Унесённые призраками». Сюжет совершенно уникальный, ничего похожего на это вы не увидите. Смотреть всем.

my-neighbour-totoro-1988- (1) Хотя многие считают «Мой сосед Тоторо» детским аниме, я советую его людям любого возраста.Если в предыдущих аниме бывают духи злые и добрые, то в «Тоторо» они выступают исключительно в позитивном свете. Также, в отличии от «Мононоке» и «Унесённых», здешние ёкай — почти полностью созданы фантазией Миядзаки.Идея аниме вполне прозаична: беречь природу и верить в чудеса. Однако, она представлена так легко и понятно, что вы сами поверите в любое чудо.

trikky.ru

Что надо знать, чтобы понимать Миядзаки

Духи и божества

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001), Studio Ghibli

В начале «Унесенных призраками» мы видим, как семья из трех человек едет по маленькому городу или деревне в поисках нового дома, в который они должны переехать. Герои заезжают на лесную дорогу, понимают, что свернули не туда, пытаются проехать насквозь и попадают в заброшенный парк развле­чений, который, как потом выяснится, населен духами. И даже не просто духами. В кадре, где показано начало заброшенной дороги, можно заметить тории — деревянные ворота особой формы, всегда обозначающие вход в синто­истское святилище. Также, если смотреть фильм по-японски, можно услышать, что персонажи-духи называются не юрэй — то есть призраками, а ками. Ками — это божества синтоизма, которые, согласно японскому мировоззрению, насе­ляют весь окружающий мир: есть ками гор, ками рек, ками помойки. 

Цукумогами. Япония, XVII век, Kyoto University Library

Есть могущественные ками, которые отвечают сразу за целый комплекс явлений: например, Инари — божество урожая, риса, а заодно и удачного бизнеса, а Ама­тэрасу — ками солнца и верховная богиня. Рукотворные старинные вещи тоже могут стать ками и называются цукумогами: в фольклоре часто встреча­ются зонты и фонари, ставшие цукумогами.

Ками могут жить в древних деревьях или камнях. Такие дома духов выделяют­ся специальным жгутом из рисовой соломы с зигзагообразными бумажными лентами (яп. симэнава).

Деревья с симэнава в Никко, Япония, OZinOH / Flickr / CC BY-NC 2.0

Симэнава обвивает камфорное дерево в аниме «Мой сосед Тоторо» (1988) — а Тоторо и есть могущественный дух этого дерева.

Герои фильма «Мой сосед Тоторо» (1988) у дерева Тоторо, Studio Ghibli

Хозяин леса и демоны-мононокэ

Миядзаки практически в каждом своем фильме поднимает проблему двой­ственного восприятия человеком высших сил. Наиболее полно эта тема рас­крывается в фильме «Принцесса мононокэ». В нем Миядзаки изображает противостояние людей, пытающихся покорить первозданный лес «во благо цивилизации», и тех, кто населяет этот лес — мифических существ, животных-полубожеств и девушки, выросшей среди волков.

Само слово мононокэ обозначает демона, фантом. В отличие от ками, с кото­рыми можно иметь дело (хотя и они могут быть источниками опасности), мононокэ всегда враждебная по отношению к человеку сила. В древней и средневековой японской литературе это слово употребляли, чтобы описать необычные и нездоровые состояния, от болезни до ревности: «В меня вселился мононокэ». Соответственно, в зависимости от того, как персонажи мультфиль­ма называют существ из леса — «ками» или «мононокэ», — мы понимаем, как они относятся к этим высшим силам — с уважением и благоговением или со страхом и отвращением.

Духи-кодама в фильме «Принцесса мононокэ» (1997), Studio Ghibli

Одна из главных таких амбивалентных фигур в «Принцессе мононокэ» — Хозя­ин леса, удивительное существо с чертами оленя и дракона и мордой, похожей на человеческое лицо, при каждом шаге которого вырастают и тут же погибают цветы и трава. В полночь Хозяин леса превращается в полупрозрачного велика­на.

Хозяин леса в фильме «Принцесса мононокэ» (1997), Studio Ghibli

В основе этого образа нескольких мифологических существ: два положи­тельных и одно отрицательное. Во-первых, это цилинь (кит.), или кирин (яп.), — чудесное химерическое животное, олицетворяющее мир и процветание. Этот образ родился в китайских текстах, но постепенно распространился по всему Дальнему Востоку.

Цилинь (кирин). Гравюра Шэнь Цюаня. 1730-е годы, Nagasaki Museum of History and Culture

Во-вторых, байцзэ (кит.), или хакутаку (яп.), — бык с че­ловеческим лицом и глазами на боках, защитник путников.

Наконец, третий прототип — дайдарабочи, существо из японского фольклора, чья главная характеристика — огромный, больше гор, рост. Дайдарабочи с людьми не считается и может ими даже питаться.

Дайдарабочи. Иллюстрация Кацукавы Сюнъэя к сборнику рассказов о привидениях «Теперь, давным-давно...». 1790 год © The Trustees of the British Museum

Хотя Хозяин леса некоторыми персонажами и воспринимается отрицательно, в целом это скорее образ ками, божества. Настоящим мононокэ, однозначно отрицательной силой, в этом аниме является страшное и странное состояние — черные червяки, кишащие на теле тех, кто поддается всепоглощающей ярости.

 

Очищение

Кажется, что очищение пространства и уборка — довольно распространенный мотив: вспомнить хотя бы Геракла и Авгиевы конюшни или диснеевскую Бело­снежку. Однако у Миядзаки он встречается гораздо чаще, чем где бы то ни бы­ло еще. За этим стоит японское отношение к чистоте, основанное на синтоиз­ме, частично впитавшем древние, близкие шаманизму обычаи. Центральное место в синтоизме занимает очищение (яп. о-хараэ) — как духовное, так и те­лесное. Любое загрязнение требует очищения, и почти все может осквернить — смерть, рождение, грех, болезнь: неслучайно, например, при входе в синтоист­ское святи­лище нужно сполоснуть рот и руки.

Купальня духов в фильме «Унесенные призраками» (2001) Studio Ghibli

Героини почти всех фильмов Миядзаки сталкиваются с необходимостью спра­виться с грязью, неустроенностью. В «Моем соседе Тоторо» и «Ведьминой службе доставки» им нужно просто привести в порядок старый дом. За­дача, стоящая перед Тихиро из «Унесенных призраками», гораздо сложнее: она попадает на работу в купальню духов и должна сначала очистить чудовищно грязную ванную, а потом искупать там зловонное божество. 

Старый дом в фильме «Мой сосед Тоторо» (1988) Studio Ghibli

Миядзаки с огромным удовольствием изображает чистоту после чудовищной грязи — и в этом проявляется сакральное отношение к чистоте, к которой стремятся адепты синтоизма и которое очень характерно для современного японского общества.

Превращение в зверей

Тема превращения в свинью впервые возникает у Миядзаки в «Порко Россо», где главный герой, по сути, сам насылает на себя проклятие и из-за не­нависти к себе становится свиньей. 

Главный герой фильма «Порко Россо» (1992) Studio Ghibli

В «Унесенных призраками» в свиней превращаются родители Тихиро, главной героини, после того как без спроса принимаются за еду в ресторане для духов. Эту жуткую сцену можно объяснить с помощью японско-буддийского фольклора: перерождение в следующей жизни в жи­вотное как наказание за жадность и присвоение чужого добра — частый мотив японских легенд. Такое наказание подчеркивало силу кармы и неминуемого воздаяния. Правда, свиней в средневековой Японии не разво­дили, поэтому чаще всего в фольклоре фигурировал бык: становясь тягловым животным, человек получал шанс отработать причиненный им вред.

Родители Тихиро в фильме «Унесенные призраками» (2001) Studio Ghibli

В начале фильма Тихиро пребывает в угнетенном настроении и обижена — на своих родителей и на саму себя. Постепенно она учится быть терпеливой по отношению к окружающим ее странным существам, а потом прощает родителей и спасает их. Этот мотив спасения родителей ребенком также характерен для буддийских легенд: будучи прощен, родитель получает шанс на новое рождение. 

Бумажные птицы

Один из главных героев «Унесенных призраками», юноша по имени Хаку, пре­вращается в дракона, которого преследует стая маленьких бумажных фигурок. 

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001) Studio Ghibli

Нетрудно предположить, что прообраз этих птиц — хитогата (яп. «кукла»), небольшие листы бумаги в форме человеческих фигур, которые используются в синтоистском обряде Великого очищения.

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001) Studio Ghibli

Участник может купить в святили­ще заготовку, написать на ней свое имя, дунуть и положить в стопку фигурок других людей. Во время ритуала жрец бросит все листки хитогата в реку, и они заберут с собой невезения и болезни. Этот образ разлетающихся бумажных фи­гурок Миядзаки и использовал в своем фильме.

Хитогата, Wikimedia Commons

Роботы

Герои аниме «Небесный замок Лапута» пытаются найти путь к утерянной стране на летающем острове — Лапуте. Для этого они используют девочку, чьи предки правили погибшей цивилизацией Лапуты и которой подчиняются многофункциональные роботы. Эти медлительные гиганты с обтекаемыми формами и длинными руками — один из самых интригующих элементов фильма и творчества Миядзаки в целом. 

Буддизм, появившийся в Японии в первой половине VI века, играет важнейшую роль в политике и культуре страны до сих пор. Сакральный центр буддийского храма — статуи Будды и бодхисатв, существ, помогающих достичь просветле­ния. Иногда эти фигуры напоминают людей, иногда их черты совсем не похо­жи на человеческие: длинные руки, опускающиеся ниже колен, короткие шеи, перепонки между пальцев. Создавая статуи, скульпторы пытались создать образ Великого существа, упоминающегося в различных буддийских текстах.

Кадр из фильма «Небесный замок Лапута» (1986)Studio Ghibli

Роботы из «Небесного замка Лапуты» напоминают статуи Будды и бодхисатв: те же простые, обтекаемые формы, элементы, вставляющиеся друг в друга, как в конструкторе, длинные руки ниже колен, широкая грудная клетка. Эти образы знакомы каждому японцу, и, вероятно, именно они стали для Миядзаки источником вдохновения. 

Автор: Елизавета ВанеянИсточник: Аrzamas.academy

 

spb.media

Полный список мультфильмов Миядзаки: читай и смотри

worldХаяо Миядзаки – он как Дедушка Мороз, только лучше. Он какой-то Дедушка Тепло!

В его неподражаемых мультиках все детальки складываются, как кусочки пазла в картинку, в единый мир, глубокий и разноцветный. Тут под бездонным небом простираются красивенные пейзажи, милые герои и странные существа решают вполне непридуманные проблемы, вертятся причудливые фантастические механизмы и играет неземная музыка Джо Хисаиси. Зимние каникулы – самое время завалиться в подушки пересмотреть все-все его режиссерские работы, где всё доброе, красивое и со смыслом. Pics.ru собрал их для тебя!

Люпен III, сериал (1971–1972, 1977–1980)

lupanХитрый и изворотливый вор Люпен, внук легендарного Арсена Люпена, побеждает всех врагов. Он вроде Робин Гуда, так что мы ему симпатизируем. Это, конечно, еще даже не дебют, это просто первая серьезная работа, в которой участвовал будущий мэтр. И тут только начинают прослеживаются некоторые смутно родные и узнаваемые элементы, вроде необычной рисовки, не совсем характерной для традиционного аниме.

Солнце Юки (1972)

yukiПо популярной манге об удочеренной девочке-сироте планировался сериал – но, к сожалению, не сложилось. Осталась нам на память пятиминутная короткометражка – уже первая полностью самостоятельная работа Миядзаки как режиссера. Ничего толком понять и распробовать не успеваешь, но уже присутствуют свинки – любимые звери аниматора. В коллекциях поклонников, которые собирают каждую мелочь, пригодится и эта.

Конан – мальчик из будущего, сериал (1978)

konanКрасивая постапокалиптическая картина, рассказывающая добрую и лиричную историю о любви в сложных условиях “после третьей мировой”. Отважный мальчик Конан рвется спасать в буквальном смысле свалившуюся ему на голову умницу-красавицу Лану от злобных прихвостней технологичной Индастрии. Тут есть злобный тиран, смешной дружок, эпические битвы и победа добра над злом. Хотя по сравнению с будущими шедеврами еще не рожденной тогда студии “Гибли” это, конечно, только тренировка.

Люпен III: Замок Калиостро (1979)

kaliostrПервый полнометражный мультфильм Миядзаки в течение многих лет назывался в Японии лучшим аниме. Все тот же хитрый и веселый воришка, зрелищные приключения в джеймс-бондовском духе – в зрителе просыпается девятилетний мальчишка, даже если зритель – тридцатидевятилетняя девчонка! Пока что не наблюдается никаких причудливых фэнтези-миров, которых мы уже так ждем, насмотревшись “Унесенных призраками”. Но то, как нарисован замок Калиостро, уже что-то такое предвещает…

Навсикая из долины ветров (1984)

navsИ вот он, пожалуй – уже полноценный, во весь рост миядзакинский Миядзаки: волшебный и трогательный, причудливый и по-хорошему наставительный. Сюжет вновь постапокалиптический, и не в первый и не в последний раз звучит любимая тема мастера – экология. Юная принцесса, которая не трогала и козявки и с мухами дружила, пытается добиться мира между людьми – и мира людей с природой. Любовь Навсикаи к природе может и должна спасти человечество. Среди прочей фауны нам встречается прикольный белколис – тоже не в последний раз.

Великий детектив Холмс, сериал (1984–1985)

decМиядзакиному “перу” из этой версии Холмса принадлежит шесть серий – и мы можем заметить их по тому, что именно в них более проработаны картинки, подробно и с любовью вырисованы все детальки. Данный японский Холмс – более детский и добрый, чем его европейские братья, а также с чувством, с толком, с удовольствием напичканный всякой необычной техникой.

Небесный замок Лапута (1986)

laputДля этой-то вещи и была создана знаменитая Studio Ghibli. Теперь Миядзаки-сан строит свой мир в полный рост. В данном случае строит он его на зависшем между землей и небом летающем острове. Девочка Сита упала с неба (ага, узнаем ход!) в руки Пазу, мальчика, работающего на шахте. На шее у нее таинственная штуковина, которая должна привести их в заветное обетованное место. Для тех, кто начал смотреть фильмографию по порядку, уже встречаются старые добрые знакомые: белколисы из “Навсикаи” и робот из “Люпена”.

Мой сосед Тоторо (1988)

totoroМаленькие сестренки Сацуки и Мэй живут обычной (но с такой любовью и тщательностью изображенной!) жизнью. Только вот мама в больнице, а папа вечно замотан… И тут они встречают странное существо Тоторо. Его уже знает весь мир, но на всякий случай: это такой лесной дух, похожий на гигантского плюшевого зверика, выдуманный самим Миядзаки. Добрая история, которая приковывает к экранам малышей, умиляет и смягчает взрослых. После нее очень хочется кататься на котобусе, встречать чернушек, проявлять и получать заботу и помощь.

Ведьмина служба доставки (1989)

vedmЮная ведьмочка Кики должна на некоторое время буквально “выйти в люди”. И вот по достижению 13-летия, захватив котика, она в них выходит, работает, снимает жилье, общается, сталкиваясь с очень даже человеческими чувствами и проблемами. Кроме полетов на метле, никаких особых колдунств в мультике не наблюдается. И все равно как-то все сказочно.

Порко Россо (1992)

porcoНаверное, самый взрослый из миядзакиных мультиков. Его герой Марко Паготт, он же Порко Россо, никакой не человек. Он им был… Но выжив в военной мясорубке, летчик ни с того ни с сего превратился в настоящего, нефигурального свина. Один он такой теперь в мире, где все стали чужими. Однако он продолжает летать, любить, ненавидеть (фашистов) и бороться (с воздушными пиратами). Ретро-самолетики, живописная Адриатика, нехарактерный для мультиков открытый финал.

Что это? (1992)

chtoСовсем коротюсенькая короткометражка – мало того, еще и неизвестно о ком. Неведома зверушка, некто вроде зеленого лупоглазого поросенка, явно и сама не понимает, кто она такова. Знает ли ответ на этот вопрос в студии Nippon TV, неизвестно, но они взяли эту марсианскую хрюшу себе в талисманы.

На старт! (1995)

startИ опять короткометражка (и одновременно клип на песню японского дуэта “Chage and Aska”), на сей раз с большем смысловой нагрузкой. Действие происходит в глубоко радиоактивном будущем – режиссера “вдохновил” взрыв на Чернобыльской АЭС – а девушка с крыльями ангела явная родственница Навсикаи из долины ветров.

Принцесса Мононоке (1997)

monoИ вновь происходит противостояние природной стихии (духи Леса, принцесса Мононоке) и рациональных техно-людей (госпожа Эбоси, жители Железного города). И посредине – схлопотавший проклятие и вовлеченный в это противостояние принц Аситака. Мультфильм впечатляющий, эпический и подвигающий на непростые размышления, однако довольно “кровожадный и беспощадный”, так что малышам-дошколятам его показывать не стоит.

Унесенные призраками (2001)

unesenГениальная вещь, на два часа прилепляющая тебя к экрану с раскрытым ртом. Девочка Тихиро не то чтобы совсем потеряла родителей – они несколько пожадничали с угощениями и превратились в свиней. Тут и начинается ее увлекательный путь, где на каждом шагу все страньше и страньше. Ей встречаются самые загадочные существа – колдуньи, духи, глубоко таинственный Безликий и не до конца понятный мальчик Хаку… Завораживающие картинки, словно перенесенные призраками из забытых снов, полный психодел, но дозу хочется увеличивать. Именно после этой работы многие влюбились в Миядзаки по уши.

Охота на кита (2001)

kitaПо сравнению с сюрреалистичными “Призраками” – отдых в детской. Простенький 16-минутный мульт о том, как детишки расфантазировались, очутились посреди океана – и встретили большого и доброго (типа Тоторо) кита. Повеселились и вернулись.

Вымышленные летающие машины (2002)

machinШестиминутная короткометражка, в которой наши старые знакомцы свинки поднимаются в воздух на всяческих фантастических летательных аппаратах. И сам режиссер в образе свина рассказывает об устройстве и истории всех этих удивительных махин. “Небо, самолет, свинья” – фирменное триединство!

Великий день Коро (2002)

koroПятнадцатиминутный мультик с нежным карандашным фоном и нежными мимимишностями между девочкой и ее щенком. Малыш Коро сбежал, когда его маленькая хозяйка оставила калитку открытой – и весь день переживал разнообразные приключения и знакомства. Просто, мило, трогательно.

Мэй и Кот-автобус (2002)

kotКотобус из мультфильма про Тоторо – такой классный персонаж, что не зазорно посвятить ему и отдельную ленту, или хотя бы короткометражную ленточку. Тут автобус – даже не кот, а котенок, игривый и непоседливый. И он приводит девочку-подружку в целый мир кошачьих транспортных средств! Это сплошное ня.

Ходячий замок (2004)

hodiachБыли у Миядзаки мультфильмы больше для малышей, скорее для подростков, явно для взрослых… А этот он сам назвал анимацией для пожилых. Тут злые чары превратили юную барышню в старушку, как в “Сказке о потерянном времени”… И между прочим, ходячий замок – ближайший родственник нашей родной избушки на курьих ножках! Но главная фишка картины, конечно, не в этом. Она философская, романтичная, колдовская – и примагничивает к экрану намертво.

В поисках дома (2006)

vpoiskahОтвлеклись от прекрасного, забегались, заработались? Назад к природе! Сэнсей напомнит о ней каждой своей короткометражкой, каждой любовно выписанной букашкой. В этом мультике рыжая Фуки выбирается из города в лес – и попадает в странный дом, населенный одними насекомыми. Нелегкая это работа – искать гармонию с природой! Но Фуки старается.

Водяной паук Мон-мон (2006)

monmonПаучок Мон-Мон, живущий под водой в воздушном пузырьке, однажды встретил капризную красавицу водомерку. Он к ней так и этак, а она – от него… Превратности любви, проблема маленького человека и большого сердца за неприметной внешностью – в общем, целый роман-эпопея в пятнадцати минутах, посвященных мелким козявкам.

День, когда я приобрела звезду (2006)

zvezduОдного бездомного мальчика приютила фермерша, и он за это помогал ей продавать овощи. Однажды у него сломалась тележка – и не было бы счастья, да несчастье помогло: благодаря этому случаю у него появились чудо-семена, из которых можно вырастить не морковку и не редиску, а целую планету. Опять целый отдельный мир в считанных минутах!

Рыбка Поньо на утесе (2008)

ponioДружба мелкой рыбки и маленького мальчишки возвращает в самое детсадовское детство. Малыши пищат, взрослые зрители честно признаются: “Меня очень давно так сильно не каваило!” Так что если вдруг стресс, мрачняк и тлен – обкладывайся детишками, или котишками, или подушками, или просто падай – и смотри “Рыбку Поньо”.

Мистер Тесто и Принцесса Яйцо (2010)

testoОднажды Тесто ожило и сбежало… Сюжет “Колобка”, ага? Однако, миядзакино тесто тусит не в одиночестве, а с дружественным яйцом, а бегут они не от доброй старушки, а от японской Бабы Яги. К воспеванию природы присоединяется ода труду. Но все равно не занудно, а смешно и мило.

Ветер крепчает (2013)

veterМальчик бредит небом и мечтает летать, но ему мешает близорукость. И все же он движется к своей мечте – и учится строить самолеты. Здесь нет колдунств и призраков, а есть такие вещи как история, упорство, воображение, совесть… Реалистично и щемяще. Получилось серьезное кино, только нарисованное. Миядзаки официально сообщил, что этой работой завершает свою карьеру. Очень, очень нам это жалко. Но спасибо тебе, добрый дедушка Хаяо, за наше счастливое всё!

Текст: Юля Шекет

Не забудь поделиться статьей:

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

pics.ru

Полнометражные аниме Миядзаки Хаяо: список, описание и отзывы

Существует много способов отвлечься от суровой практичности современного мира, не все они полезны для здоровья и безопасны, хотя есть варианты, самый светлый из которых — сказки. Хаяо Миядзаки - настоящий творец сказок, ведь его анимационные фильмы - это не просто аниме, а своеобразная философия. Полнометражные аниме Миядзаки Хаяо, список которых можно смело рекомендовать и детям, и взрослым, дают возможность отдохнуть душой, поднимая её на новый уровень развития, ближе к свету.

аниме миядзаки хаяо список

Волшебные миры Миядзаки

Первый полнометражный анимационный фильм Хаяо Миядзаки появился 1979 году, это был «Люпен III: Замок Калиостро». Прекрасный образец дорогостоящей и кропотливой работы, тотальной анимации, этот фильм стал своеобразным провозвестником скорого появления любимой поколениями людей студии «Гибли» (Studio Ghibli).

Работа Миядзаки всегда отличалась подчёркнутым вниманием к мелочам. Это тот самый редкий случай, когда мультипликационная картина прекрасна целиком, а не только рассказанной историей. Все аниме Миядзаки Хаяо, список которых прилагается ниже, наполнены любовью к миру. Тщательная прорисовка природы, дождевых капель, трогательная нежность к повседневности во всех её проявлениях, это не пресловутый японский менталитет, а скорее, нечто лучшее из общечеловеческих качеств.

Полнометражные аниме Хаяо Миядзаки — список лучшего

Многие поклонники творчества Миядзаки советуют смотреть его фильмы в хронологическом порядке. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу, несмотря на то что это очень разные истории, происходящие в разных мирах.

Итак, аниме Миядзаки Хаяо, список полнометражных фильмов в хронологическом порядке:

  1. «Люпен III: Замок Калиостро» — 1979.
  2. «Навсикая из Долины ветров» — 1984.
  3. «Небесный замок Лапута» — 1986.
  4. «Мой сосед Тоторо» — 1988.
  5. «Ведьмина служба доставки» — 1989.
  6. «Порко Россо» — 1992.
  7. «Принцесса Мононоке» — 1997.
  8. «Унесённые призраками» — 2001.
  9. «Ходячий замок» — 2004.
  10. «Рыбка Поньо на утёсе» — 2008.
  11. «Со склонов Кокурико» (сценарий) — 2011.
  12. «Ветер крепчает» — 2013.

Конечно, это не все работы мастера, Хаяо Миядзаки работал также над аниме-сериалами, принимал участие в работах других режиссёров, выступая в качестве сценариста, делал раскадровки, эскизы, работал над анимацией и монтажом. Поэтому было бы несколько преждевременно говорить о том, что «Ветер крепчает» была последней работой мастера. На самом деле существует куда больше аниме Миядзаки Хаяо, список работ, в которых он принимал участие, получился бы очень длинным. Это всего лишь последняя режиссёрская работа, и сердце мастера ещё будет дарить щедрое тепло благодарным зрителям.

хаяо миядзаки аниме список лучших

«Унесённые призраками»

Предлагаем вам познакомиться ближе с некоторыми творениями Хаяо Миядзаки. Аниме, список лучших произведений открывает прекрасная история «Унесённые призраками».

Маленькая Тихиро с родителями переезжает в крохотный городок, почти деревню. Она расстроена переездом и думает, что ничего интересного её не ждёт. Но скоро девочка попадает в странный волшебный мир, где её родители превращаются в свиней, вокруг ходят страшные чудовища и призраки, и очень хочется домой, но дорога утонула в море.

Там Тихиро знакомится с мальчиком по имени Хаку, который на самом деле оказывается белым драконом. Он помогает ей избежать злого колдовства ведьмы Юбабы, Тихиро находит множество друзей, спасает родителей и возвращается домой. Это очень славная история, в которой доброта есть во всех героях, даже если сначала они кажутся злыми, жадными или глупыми.

все аниме хаяо миядзаки список

«Принцесса Мононоке»

Совсем другое по тональности произведение Хаяо Миядзаки, аниме, список лучших продолжает «Принцесса Мононоке». Эту историю можно назвать экологической драмой, несмотря на то что она про людей и отчасти про животных.

Аситака, принц в своих землях, встал на пути обезумевшего демона, уничтожающего всё на своём пути, и на него было наслано проклятье. Демон оказался одним из стражей леса, которого ранили железной пулей, и от этого он потерял рассудок и погрузился во мрак. Чтобы снять проклятье, Аситака отправился искать земли, в которых было рождено это злое железо.

Принц нашёл Железный город, в котором правит госпожа Эбоси. Город наступает на лес, вырубает деревья, добывает руду и плавит железо, поэтому гигантские звери воюют с ним, но безуспешно. Приёмная человеческая дочь огромной белой волчицы, принцесса Мононоке, стремится убить госпожу Эбоси, спасти природу, но ненависть порождает только ненависть и смерть.

Аситака и принцесса Мононоке не смогли спасти Духа леса, голову которого затребовал сам император, но они спасают лес, возвращают Духу леса его голову, а он взамен исцеляет всех больных, а задымленный Железный город становится зелёным и цветущим островом.

мультики аниме хаяо миядзаки список

Мой сосед Тоторо

В отличие от предыдущего фильма этот можно смело относить в категорию «детские мультики-аниме Хаяо Миядзаки». Список продолжает славная история «Мой сосед Тоторо».

Сестричкам Сацуки и Мэй всего девять и четыре года, пока их мама в больнице, они вместе с папой переезжают в деревенский дом. Старшая сестра ходит в школу, папа ездит на работу, все с нетерпением ждут, когда же вернётся мама. А ещё в лесу живет огромный и пушистый Тоторо, хранитель леса, маленькие лесные духи собирают жёлуди, по полям и горам носится гигантский Котобус — кот-автобус на двенадцати лапах. И пусть сёстры глупо поссорились из-за ерунды, но они любят друг друга, всё заканчивается хорошо и мама непременно поправится.

полнометражные аниме хаяо миядзаки список

«Ведьмина служба доставки»

Эта история про маленькую ведьму по имени Кики. Ей уже пора садиться на метлу и улетать из дома, чтобы найти свой собственный город и приносить людям пользу. С ней отправляется чёрный кот Зизи. Она встречает разных людей, и хороших, и неприятных, у неё появляются настоящие друзья. Эта добрая история о том, как девочка задумывается о своей жизни, боится будущего и своей непохожести на всех, поэтому начинает терять волшебную силу. Но стоит ей забыть о себе, чтобы спасти других людей, как магия возвращается.

Добром и бесконечной верой в людей переполнены все аниме Хаяо Миядзаки, список далеко не полон. Здесь есть всё — вечные ценности, интересные бытовые детали, но больше всего в творениях Миядзаки надежды и веры. Веры в добро.

fb.ru


Смотрите также