Основные понятия Парфюмерии.Ноты. Аккорды. Примеры базовых аккордов. Одоратика. АНФЛЕРАЖ. МАЦЕРАЦИЯ.Это самый древний метод получения ароматических веществ из растений. Горячий анфлераж называют «мацерацией» (от латинского «macerare» — «размягчать»).Высушенное сырье погружается в стеклянный сосуд с теплым растительным маслом или нагретым животным жиром. Под воздействием тепла ароматические молекулы переходят в масло. Сырье несколько дней на свету, периодически емкость встряхивают. Процедура повторяется 20-25 раз с этим же маслом и постоянной сменой растительного сырья. Затем масло фильтруется через несколько слоев ткани и переливается в сосуд из темного стекла. В итоге получали помадку. Для обогащения запаха добавляли смолы, пряности, душистые эссенции. Полученный продукт может быть использован в качестве массажного масла. ДИСТИЛЛЯЦИЯ.В 12 веке появились способы дистилляции ароматов, что способствовало дальнейшему развитию парфюмерии — густые жирные составы стали промывать в спирте, который также имел свойство поглощать запах. Смесь жира и спирта тщательно взбивали и долго отстаивали, пока вещества не разделялись на слои. Эту операцию повторяли несколько раз, а потом спирт фильтровали для окончательного удаления следов жира.ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.С 1889 года на парфюмерных фабриках Парижа начинают изготавливать синтетические душистые вещества, имитирующие натуральные запахи. Переход парфюмерии в стадию промышленного производства, обязан органической химии. Она позволила выделять те соединения, запах которых представлял интерес, и воссоздавать их синтезом. Парфюмеры могли дать волю своему воображению и создавать различные сочетания запахов.КОНЦЕНТРАЦИЯ.Духи — это самый концентрированный и стойкий раствор. Они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 96% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества. Парфюмированная вода — это дневные духи, следующий по концентрации вид парфюмерной продукции. В них содержится 5-25% концентрата растворенного в 96% спирте. Туалетная вода содержит 6-15% концентрата и 85% спирт. Одеколон — 6% парфюмерной композиции в 70-80% спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.НОТЫ.Духи состоят из трех нот — верхние (головные), средние (сердечные) и нижние (базовые) ноты. Это ароматические вещества, создающие формулу аромата.Верхние ноты, как правило, имеют цитрусовое или зеленое направление. При вдыхании парфюма именно они ощущаются в первыми. Это самые нестойкие ароматы. Они улетучиваются очень быстро, через 10-20 минут.Средние ноты, как правило, цветочные (иланг-иланг, роза, жасмин, лаванда, мускатный шалфей, тубероза, мимоза, нарцисс и др.). Именно они формируют направленность и окраску аромата.Базовые нижние ноты раскрываются очень медленно, они очень насыщенные, стойкие и глубокие. К ним можно отнести ваниль, ирис, корень фиалки, пряные и древесные ароматы, амбру, мускус, бензойную смолу и др.Поэтому, при покупки нового аромата необходимо сделать пробу на коже и оставить на несколько часов.АККОРД.Аккорд – это понятие, заимственное парфюмерами из области музыки. Если нажать одновременно несколько нот, то в результате мы слышим единое звучание — аккорд. Аккорды могут быть очень красивыми, гармоничными и приятными на слух. Они могут быть мажорными и минорными, тихими и громкими. Так же и с ароматами. Если совместить несколько различных ароматов, то получиться нечто новое. Если ноты находятся в балансе, то вы слышите прекрасный аромат, а если нет, то это какофония (неблагозвучие). Пример гармоничного аккорда: Бергамот, лимон, роза, иланг-иланг, жасмин, гваяковое дерево, ирис, ваниль.Аккорды, как правило состоят из нескольких нот. Например, 5 или 7 или более нот. Они переплетаются друг с другом и создают основу, на которой базируется дальнейшая работа парфюмера. Он добавляет в основной аккорд мизерные количества компонентов. Так же как композитор оранжирует основную тему, добавляя новыми инструментальными партиями. Парфюмеры используют аккорды, созданные ранее другими дизайнерами, чтобы на их основе получить совершенно отличные по звучанию композиции путем добавления новых или необычных и не использовавшихся ранее ингредиентов. Открытие новых аккордов продолжается по сей день.Примеры аккордов: Амбровый аккорд (Ambre accord):Помимо амбровых нот, в его состав может входить ванильные, коричные, остро-пряные; сухие оттенки фруктовых запахов. Вместе с бальзамическими нотами: бензоин, толу-бальзам, лабданум. Амбреиновый аккорд (Ambrein accord):Бергамот, ваниль или ванилин, кумарин и цибетин (пахучий секрет, вырабатываемый железами виверры или циветты. (Виверра, циветта — род хищных млекопитающих в Юго-Вост. Азии) составляют амбрейновый аккорд, вместе с бальзамическими нотами, такими как: бензоин, опопонакс, толу-бальзам, лабданум. Лучше всего сочетается с древесными и розовыми нотами. Шипровый аккорд (Chypre):Это гармоничная свежесть бергамота и дубового мха.Хорошо комбинируется о всеми видами роз и жасмином. База содержит, пачули, кедр и лабданум. Фужеровый (Fougere): Фужере — (Папортник) присутствует лаванда, пачули, дубовый мох и кумарин, бобы тонка и сенный абсолют. Как правило Фужерный аккорд используют для создания мужского парфюма. Мелиссовый аккорд (Mellis accord): Он включает в себя душистое вещество бензил-салицилат, евгенол с пачули, гидроксицитронеллол, специи, древесные ноты и кумарин вместе с бальзамическими нотами. АБСОЛЮ (АБСОЛЮТ)Абсолют, в отличие от эфирного масла обладает очень высокой концентрацией и интенсивностью аромата. Если абсолю вдохнуть непосредственно из флакона, то можно ощутить крайне приторный запах, который может вызвать отвращение. Поэтому абсолю в парфюмерии применяется в разбавленном виде.Абсолю производят при помощи экстракции растворителями, посредством дистилляции паром. ФЛАНКЕР.Фланкер – это аромат, произведенный по Известному аналогу с некоторыми изменениями. В отличие от подлинного в фланкере может быть изменена концентрация некоторых компонентов, или может быть изменена формула парфюма: добавлены или изъяты компоненты.Иногда фланкер имеет более красивую окраску, в отличие от оригинала. АЛЬДЕГИДЫ.Альдегиды – это синтетические душистые вещества. Их используют для придания структуры и объема аромату. Альдегиды позволяют сгладить, погасить и объединить солирующие ноты в единое звучание, где нет «выпячивания» определенного аромата, а все звучит как полифония. Душистые вещества не позволяют «кричать и заявлять о себе» в общем хоре композиции. НОРМЫ.Производители ароматических веществ рекомендуют парфюмерам определенные концентрации различных нот. Так были установлены Нормы по ароматическим веществам. Превышающая доза (Сверхдоза) – это техника, которая заключается в использовании большего количества ароматического вещества от рекомендуемого, соблюдая при этом предельную норму.Если парфюмер допускает ошибку, при создании аромата, в результате может получиться нечто новое, более яркое и изысканное. ШЛЕЙФ.Шлейф – это след, оставленный ароматом. Это нечто, едва уловимое, ускользающее и воздушное. Существование «правильного» шлейфа говорит о качестве парфюма. Идеально, если шлейф держится достаточно долго на коже, около четырех часов. ГРУППЫ АРОМАТОВ (Направаление).Ароматы подразделяются на следующие группы: цветочные, восточные, древесные, амбровые, кожные и шипровые. ОДОРАТИКА (Одоранты) Понятие, не имеющее ничего с парфюмерией, а скорее к криминалистике, медицине и психологии. Одора́нты (от латинского odor — «запах») — вещество, используемое в качестве примеси к газу для придания ему предупреждающего опасность запаха. В высоких концентрациях все одоранты ядовиты, но для придания запаха опасным, не имеющим запаха газам, одоранты добавляют в них в столь незначительных концентрациях, что не представляют угрозу здоровью. Наиболее часто используемые одоранты — серосодержащие органические соединения, обладающее резким неприятным запахом. www.olga-sharova.ruОсновные понятия Парфюмерии. Духи понятие
Основные понятия Парфюмерии. | | Блог Ольги Шаровой
Азбука парфюмерных терминов
Журнал Casual представляет Вашему вниманию мини-азбуку парфюмерных терминов, чтобы Вы могли не только без труда разбираться в тонкостях парфюмерии и общаться на одном языке с продавцом, но и выбирать правильный аромат без его помощи. Тем более что каждый новый сезон дарит так много парфюмерных новинок.
Абсолю – самый концентрированный ингредиент в парфюмерии, даже по сравнению с эфирными маслами. Его получают из растений не путем дистилляции выжимки, а экстракции. Результат - чистый качественный материал, который лежит в сердце ароматной композиции.
Альдегиды. Chanel №5 - первый альдегидный, синтетический аромат, изобретенный в 1921 г. С тех далеких пор редкие высококачественные духи не содержат эти химические компоненты. История утверждает, что альдегиды содержатся в эфирных маслах: в 1803 году из горького миндаля было выделено новое вещество со специфическим запахом. А с открытием альдегидных соединений химикам удалось синтезировать и еле уловимый запах земляники, и ароматы свежескошенной травы, выглаженного белья, старых книг, и много чего еще. Однако формулу парфюмов обогащают альдегидами еще и для того, чтобы придать букету глубину и многогранность. Кроме Chanel №5, яркими представителями цветочно-альдегидных ароматов являются: Arpege Lanvin, Madame Rochas, Climat Lancome.
Амбра - так же, как и мускус - продукт жизнедеятельности, образующейся в пищеварительном тракте кашалота. В парфюмерии более всего ценится белая или серая амбра. Это наиболее редкий и ценный ее вид. Получается он в процессе взаимодействия с морской водой и солнцем на протяжении сотен лет. Продукт меняет цвет – от почти черного до серебристо-белого цвета. Из-за сложности добычи (амбру "собирают" на берегах океанов и в морской воде, где обитает это гигантское млекопитающее) парфюмеры нашли способ получать амбру либо синтезированным путем, либо из смол (растительная амбра). Благодаря этому компоненту образовалось целое семейство ароматов – «амбровые», однако как таковых духов с "запахом амбры" не существует. Этот ценный ингредиент используют в качестве закрепителя ароматической композиции. Он придает парфюму неуловимую сексуальность, делает его теплее и соблазнительнее. Не зря амбру называют афродизиаком – она потрясающе действует как на мужчин, так и на женщин. Самыми яркими представителями ароматов, где ярче всего проявляется драгоценный ингредиент – амбра, являются: Shalimar Guerlain, L'Interdit de Givenchy, Cerruti 1881 pour Femme, Tresor Lancome.
Афродизиаки - к ним относятся запахи, способные привлечь внимание противоположного пола. Название этой категории ароматов дала Афродита, богиня любви и красоты, известная соблазнительница. Афродизиаки раздражают нервную систему, усиливая сексуальное влечение, а еще способствуют образованию эндорфинов, которые лишь усиливают эффект. Чтобы проверить действие подобных ароматов на себе, Вам не нужно искать на упаковке слово "афродизиак," главное, чтобы в составе были правильные ингредиенты: ваниль, корица, восточные специи, нероли, иланг иланг, сандал, апельсин, жасмин.
Блоттер - это та самая бумажка, на которую консультанты в магазинах наносят аромат, чтобы дать Вам его понюхать. В дословном переводе с английского blotter - это промокашка. Изначально, ее использовали для снятия с пера излишков чернил, а потом кто-то заметил, что пористая структура позволяет услышать полное звучание аромата - так появились бумажные блоттеры. Некоторые парфюмерные компании пошли дальше: стали изготовлять и использовать керамические, каменные и даже стеклянные модели. Фактически используемый материал может быть любым: главное, чтобы он не вступал в реакцию с компонентами духов или спиртом и не искажал аромат. Но, в любом случае, понять, подходит ли Вам парфюм, Вы сможете, если нанесете его на кожу и дадите ему раскрыться (на это уйдет около 30-ти минут).
Дистилляция - основной метод, позволяющий добывать из растений эфир. Для этого их помещают в чан и нагревают. В результате конденсации остаются дистиллированная вода и эфирные масла, которые, не растворяясь, оказываются на ее поверхности. Предполагается, что дистилляция была изобретена арабами до X века, у Авиценны она упоминается, как метод получения эфирных масел. По сей день в парфюмерии путем дистилляции получают основную часть ароматических компонентов.
Мускус - ароматический компонент, выделяемый железами некоторых видов животных, в частности ондатры, мускусной утки, некоторых видов крокодилов, представителей семейства кошачьих и парнокопытных. Он им нужен, чтобы метить территорию и обольщать особей противоположного пола. В парфюмерии мускус используется для того, чтобы увеличить стойкость аромата и придает ему чувственный благородный оттенок. К сожалению, получение этого вещества связано с убийством животных, поэтому в конце ХХ века ассоциации защиты животных и окружающей среды, в том числе WWF, начали кампанию против использования натурального цибетина и мускуса животных. IFRA (Международная парфюмерная ассоциация) поддержала их с этой инициативой и настоятельно рекомендовала всем производителям ароматов воздержаться от использования этого компонента. Альтернатива нашлась: такое растение, как лабданум, обладает схожим запахом. Именно его и используют чаще всего для производства мускусных ароматов. Также мускусоподобное вещество содержится в корне анжелики, семенах амбретты, корне дягиля аптечного, семенах гибискуса, и гальбануме. Если Вам встретятся очень дорогие духи или туалетная вода с мускусом, то скорее всего, они произведены в Саудовской Аравии. Там есть несколько ферм, где добывают нужный компонент без вреда для животных. Взрослых особей оленя на время усыпляют снотворным, в мускусный мешочек вводят катетер, с помощью которого буквально сцеживают драгоценное вещество. Но поскольку, этот способ дорогостоящий – стоимость мускуса доходит до 100 евро за 1 грамм, это автоматически увеличивает себестоимость аромата в несколько раз. Самыми яркими представителями ароматов, с преобладанием растительного мускуса, являются: Very Irresistible Givenchy, Pure Poison Dior, Crystal Noir Versace, Jadore Dior, Amor Amor Cacharel.
Ольфактивная пирамида - обычно нарисована на упаковке парфюма, и если Вы знаете, как ее правильно трактовать, можно больше ни о чем не спрашивать консультанта. Ольфактивную пирамиду составляют ароматические компоненты, входящие в парфюмерную композицию. Поскольку каждый из них раскрывается в определенный промежуток времени, было решено выстраивать их в пирамиду. На вершине располагаются самые нестойкие ноты (так называемые верхние), в середине - со средней скоростью выветривания (ноты сердца), а в основании пирамиды – самые долгоиграющие (их называют нижними, или шлейфом).
Ориентальный аромат - он же восточный, парфюм с компонентами, которые ассоциируются с одноименной культурой. К ним относятся почти все ароматы специй, пачули, ванили, мускуса и жасмина. Ориентальные ароматы несколько тяжеловатые, густые, пряные оттенком с экзотической нотой.
Феромоны – собирательное название летучих веществ, выделяемых животными и людьми для невербальной коммуникации и привлечения внимания в момент возбуждения. Создатели некоторых ароматов утверждают, что добавляют синтезированные молекулы феромонов в ароматы-афродизиаки, но проверить это, к сожалению невозможно: поскольку, эти важные компоненты не имеют запаха и вызывают бурную реакцию окружающих, работая на бессознательном уровне.
Фужерный аромат. В переводе с французского fougere - папоротник. Но фужерные ароматы не имеют запаха этого растения, которое, кстати, почти не пахнет. И если честно, то фужерные или папоротниковые ноты - это не что иное, как, миф и еще раз миф. Появление данного типа ароматов датируется концом XIX в., когда дом Houbigant выпустил духи "Королевский папоротник" (Fougere Royale). Необычный аромат пах лавандой, дубовым мхом, ванилью и бергамотом. Именно это сочетание придавало парфюму свежую растительную тональность, которую французы окрестили "la fougere". С тех пор, если духи или туалетная вода содержат ноты лаванды, дубового мха, и кумарина (вещество с запахом сена), их называют фужерными. Самыми яркими представителями фужерных ароматов, являются: Jicky Guerlain, Egoist Platinum Chanel, Davidoff Cool Water, Eau de Tsar Van Cleef&Arpels, Boss Hugo Boss.
Шипровый аромат. В 1917 году знаменитый французский парфюмер Франсуа Коти создал знаменитый Chypre (в переводе с франц. Кипр). Аромат был женским, что уже само по себе было смелым заявлением. На фоне привычных легких цветочных духов, сочетание бергамота, дубового мха, пачули и ладана, звучало, по меньшей мере, странно. Однако этот аромат до того понравился публике, что женщина, попробовавшая его один раз, отправлялась на поиски в парфюмерные лавки со словами: "Шипр, шипр " . Так Chypre стал именем нарицательным, и теперь этим словом называют группу ароматов в ольфактивной пирамиде которой всегда присутствует бергамот (лимон), пачули и дубовый мох – остальное добавляется по вкусу парфюмера. Самыми яркими представителями шипровых ароматов, являются: фруктовый шипр - Mitsouko Guerlain, альдегидный шипр - Aromatic Elixir Clinique, цветочный шипр - Dioressence Christian Dior, зеленый шипр - Eau du Soir Sisley.
Эфирное (эссенциальное) масло получило свое название скорее по недоразумению - ничего общего с маслами (кроме текстуры) эфирное масло не имеет. Это ароматная смесь летучих веществ, которая добывается из растений несколькими способами (паровой дистилляцией, холодным отжимом, экстракцией). Если Вы капните этим веществом (без примесей) на бумагу или ткань, через 15-20 минут оно улетучится. Однако химики заметили, что удержать эфир можно, если растворить его в жирном масле, воске или спирте. Последний вариант парфюмерные компании используют чаще всего.
- Воспроизведение материала запрещено -
www.casual-info.ru
Признаки качественных ароматов
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Предисловие
Основные понятия в парфюмерии
Запах и аромат
Создание нового аромата
Структура аромата
Ароматические компоненты
Растительное сырье
Сырье животного происхождения
Синтетические ароматические вещества
Классификация ароматов
Альдегидные
Амбровые
Древесные
Зеленые
Кожаные
Ориентальные (восточные)
Пряные
Фруктовые
Фужерные (папоротниковые)
Цветочные
Цитрусовые
Шипровые
Признаки качественных ароматов
Парфюмерные стандарты
Духи (parfum)
Парфюмированная вода (Eau de parfum)
Туалетная вода (Eau de toilette)
Парфюмированный дезодорант (Deo parfum)
Средство после бритья (After shave)
Классификация духов
Класс «Люкс»
Класс «А»
Класс «В»
Класс «С»
Правила выбора ароматов
Парфюм для себя
Ароматерапия
Этикет использования ароматов
Несколько неоригинальных советов мужчинам по выбору подарков
Пользуйтесь услугами консультантов
Ни дня без аромата
Как пользоваться духами
Так сколько же нужно духов?
Духи иногда нужно менять
Ваш «гардероб ароматов»
Как хранить духи
Вместо послесловия
Предисловие
Обращение с ароматом — это искусство, которое может чудесным образом обогатить вашу жизнь, но, к сожалению, ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, — ему необходимы только любовь и желание заставить запахи воздействовать на себя, желание прийти в согласие с ними. Потому что запахи имеют свой характер, индивидуальность, стиль, настроение, вкус.
Среди человеческих ощущений нет более загадочного, неуловимо ускользающего, чем обоняние. Однажды овладев человеком, запах спустя многие десятилетия может вернуть ему былые ощущения. Магическая сущность ароматов неподвластна ни строгому научному анализу, ни поэтическим вольностям, хотя во все времена и наука, и поэзия пытались постичь их тайну. Диапазон влияния запахов на человека настолько широк и разнообразен, что люди подчас не могут объяснить, чем пленяет их тот или иной запах.
С древних времен женщины стремились подчеркнуть свое обаяние и привлекательность чарующим и загадочным запахом. Аромат, волнующий душу, — одно из самых известных нам удовольствий. Впечатление от запаха, невесомое и мимолетное, глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Сегодня считается модным обращаться к духам для усиления остроты ощущений во время различных эмоциональных состояний, ведь ароматы могут вызывать ассоциации, «разжигать» чувственность, соединять сознание и подсознание.
Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Среди зимы волшебство парфюмерных ароматов подарит нам запахи тенистого леса и медовое благоухание цветущих садов, а в летний зной принесет ощущение свежего морозного ветра. Мимолетный запах может воскресить воспоминание о давно прошедшем, о любимой, оживить счастливые и печальные события прошлого. Запахи запечатлеваются в памяти, пробуждая картины и образы минувшего почти так же, как и фотографии.
Духи — это и средство обольщения, и средство наслаждения. Какое невероятное удовольствие испытываешь, когда, выбирая аромат, открываешь флакон и легкое облачко окутывает тебя! Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами.
Нанося духи, сливаешься всем существом с чудом творения запаха. Так хочется постичь их скрытую суть! Почему так сильна их власть? Почему один и тот же аромат становится для каждого, употребляющего его, своим, неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как подобрать аромат в подарок? Как предложить аромат другим? Как правильно пользоваться духами? Попробуем дать ответы на эти и многие другие вопросы.
Основные понятия в парфюмерии
Запах и аромат
«Запах» — исконно русское слово. Когда-то слово «пах» означало «дуновение, ветер», а впоследствии в глаголе «пахнуть»приобрело другое значение — «издавать запах».
Каждый из нас способен распознавать до четырех тысяч различных запахов, а очень чувствительный нос — до десяти тысяч. Органы обоняния обладают быстрой реакцией. Нервные окончания, расположенные в носу, оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме.
Ароматические вещества воздействуют непосредственно на активные обонятельные рецепторные точки средней носовой раковины, которые связаны с определенной частью головного мозга, отвечающей за наши чувства и эмоции.
Неприятные запахи угнетают человека, раздражают и способствуют подавленности, тошноте, рвоте, обмороку. Приятные запахи нормализуют деятельность нервной системы, улучшают зрение в сумерках и цветоощущение, помогают воскресить в памяти события прошлого. Влияние запахов на психологическое и физическое состояние человека известно с древних времен. Древние индийские книги, египетские папирусы, Библия, Коран описывают эффекты применения натуральных ароматических веществ — от магических до эстетических, лекарственных.
В Коране сказано: «Духи — это пища, пробуждающая дух, а дух — это верблюд, на котором человек едет и которым удается увлекать».
Конфуций (551–479 гг. до н. э.): «Твоя добродетель, как духи, которые придают красоту и удовольствие не только твоему сердцу, но и тем, кто тебя знает».
Ван Вэй — китайский философ (618–907 гг.):«Действие духов тебя очищает и восстанавливает, укрепляя твои мысли спокойствием и умиротворением».
Авиценна – персидский философ, врач, математик, поэт (980–1037 гг.): «Розовое масло повышает возможности разума и увеличивает скорость мышления».
Название «духи» (parfum) пришло из Франции, но истоки его в латыни: (per fumus) — «воскурение, ароматизация воздуха путем дымления».
Способность духов создавать настроение или вызывать воспоминания делает их весьма эффективным средством выражения. Специалисты разных направлений по-своему определяли духи.
«Жидкий пленник в хрустальных стенах» — таким словами воспел духи великий Шекспир.
«Смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенных и ароматических рядов» — сделали вывод химики.
«Самое рафинированное дополнение туалета, раскрывающее умение женщины одеваться» — отмечают модельеры.
«Духи — это симфония» — так определили духи музыканты.
Знаменитая Коко Шанель сказала: «Духи — это невидимое, однако незабываемое и непостижимое украшение. Духи предвещают прибытие женщины и звучат после ее ухода». Звучание духов таких марок, как Kenzo, Lancôme, Chanel, заставило трепетать многих мужчин, которые, кстати, столкнулись не только с прелестями этих соблазнительных ароматов, но и с их ценой, выраженной весьма существенным количеством денежных знаков.
«Духи заставляют звенеть сердечные струны сильнее, чем звуки и взгляды...» Правильно подобранные духи делают свою обладательницу загадочной, волнующей и желанной. Духи служат символом роскоши и признаком хорошего вкуса. И женщина, стремящаяся создать собственный неповторимый образ, подчеркнуть свою индивидуальность и изысканность, отводит им немалую роль.
Создание нового аромата
Авторами ароматов являются парфюмеры. В состав композиции входит 150–300 компонентов. Сначала по рецептуре, разработанной парфюмером, изготавливается смесь. Далее ее растворяют в самом качественном из имеющихся спиртов. Соотношение душистой смеси и спирта определяется самим продуктом (духи, парфюмированная или туалетная вода). В спирт добавляют немного воды; обычная концентрация спирта — от 70 до 85 %, в зависимости от конечного продукта. Свежеприготовленная смесь должна несколько недель «созревать». Потом ее охлаждают и фильтруют, чтобы абсолютная прозрачность жидкости сохранилась навсегда. Иногда добавляют немного красителя, но чаще всего цвет духов зависит просто от цвета ароматических веществ. Порой в состав вводят немного антиокислителя, чтобы аромат оставался стойким.
Композиции аромата запатентовать невозможно, ведь аромат не имеет общепринятых единиц измерения. Достаточно заменить или убрать один компонент — и это будет совсем другой аромат. Основной критерий восприятия достаточно субъективен и относится к чувственному восприятию.
Ароматические компоненты
Композиции духов парфюмеры создают из смеси натуральных веществ растительного и животного происхождения, растворенных в специальном спирте. В настоящее время в распоряжении парфюмеров имеется около 3500 душистых веществ.
Растительное сырье применяется в парфюмерии в виде спиртовых настоев и растворов, полученных из душистых частей растений: листьев (пачули), семян и плодов (гвоздика, корица, ваниль, кориандровое семя, бобы тонка), корней (ветивер, ирис, аир), а также некоторых лишайников и растений (дубовый мох, ладанник).
Кроме указанных видов растительного сырья, применяются также душистые вещества, называемые смолами и бальзамами. Это сложные смеси органических соединений, содержащиеся во многих растениях. Они используются в парфюмерии в виде настоев и растворов и представляют собой фиксаторы, способствующие сохранению запаха духов.
Самым дорогим компонентом является масло жасмина (1 кг экстракта жасмина стоит 30 000 DM, а его синтетический заменитель — 10 DM), поэтому оно обязательно входит в самые дорогостоящие духи. Не менее дорого масло розы. Чтобы получить 1 кг розового масла, необходимо 700 кг лепестков, и стоит оно 10 000 DM. А чтобы выжать масло из ириса, нужно дубить его корни без малого два года.
В противоположность большинству растительных веществ (особенно цветов и пряностей или древесины), вещества животного происхождения — мускус, амбра, цибетин, бобровая струя —источают запахи, которые невозможно квалифицировать как приятные.
Запахи животного происхождения способны облагораживать, «округлять» запах, придавать духам утонченность и темперамент. Они ценны еще и тем, что устанавливают гармонию между запахом духов и кожей человека.
Амбра — это вещество, образующееся в кишечнике кашалота, который регулярно выбрасывает его после того, как проглотит тонны планктона, осьминогов и рыб. Живущее стаями животное освобождается от амбры спонтанно, и драгоценное вещество собирают на поверхности моря или у побережья Индийского океана и австралийских морей.
Мускус. Носителем мускуса является кабарга — безрогий олень. Половые железы самца вырабатывают вещество красноватого цвета, похожее на свежий мед. Со временем оно затвердевает и становится черного цвета. Запах мускуса очень резкий. Это вещество, как и амбра, обладает эрогенными свойствами и в составе духов ведет к гармонии в композиции ароматов, усиливая совокупность запахов, придавая им теплоту, почти плотскую насыщенность и чувственность.
Цибетин —вещество с резким мускусным запахом, выделяемое специальными железами хищного млекопитающего рода виверр — цибетовой кошки.
Бобровая струя (кастореум). Под хвостом обладателей шикарной шубы расположены грушевидные мешочки. Это не железы, а особый, ни на что не похожий орган, имеющийся только у этого животного. Желтоватая маслянистая струя источает едкий дегтярный и кожаный запах.
Эти составляющие очень дорогие, поскольку многие животные занесены в Красную книгу (например, 1 кг мускуса абсолют стоит 750 000 DM, что в три раза дороже золота).
Синтетические ароматические вещества —это большая группа органических соединений, получаемых химическими или физико-химическими методами из продуктов растительного происхождения или синтезируемых из разнообразного химического сырья. Эти вещества, отдельными нотами вплетаясь в ткань композиции душистых веществ, начинают звучать в руках опытного парфюмера, придавая запахам несравненную прелесть и усиливая стойкость духов.
От того, сколько в духах натуральных и синтетических веществ соответствующего качества, зависит их класс и цена.
Структура аромата
Натуральные духи — живые: они изменяются во времени, подобно бутону, который превращается в цветок. Их изменчивость объясняется физическим явлением — медленным и постепенным переходом вещества из твердого или жидкого состояния в парообразное.
Духи — это смесь множества компонентов с различной степенью летучести. Наиболее летучие испаряются первыми и дают духам первоначальные запахи (головная, или начальная нота, которая создает первое спонтанное впечатление о духах). Эти запахи держатся несколько минут и как бы подготавливают нас к основному аромату. К этой группе эфирных масел относятся масла бергамота, лаванды, апельсина, лимона, а также запахи розового дерева, тимьяна, кориандра, эстрагона или розмарина.
Затем в течение нескольких часов испаряются среднелетучие вещества с примесью труднолетучих. Эти ароматы составляют ядро, и по ним определяют тип запаха духов. Называют их нотами сердца. Именно в сердце звучит лейтмотив (или главная мелодия), который и определяет аромат, делает его узнаваемым, отличным от других. Сердцевинная нота может быть представлена запахами розовой эссенции, жасмина или герани, гальбана, вербены, померанца, некоторых альдегидов и т. д. Длительность сердечных аккордовопределяет время истинного звучания данной парфюмерной композиции.
Конечной или шлейфовой нотой, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов, называют «душой» композиции. Она обеспечивает силу и стойкость аромата, создавая облако волшебства на длительное время. Конечную ноту создают тяжелые составляющие запаха.
Однородность, тонкость, «округлость», равновесие всех трех нот создают впечатление единства.
Классификация ароматов
Не существует универсальной системы классификации ароматов, каждая фирма-производитель имеет свою систему. Предлагаем обобщенную классификацию, которая, на наш взгляд, не вызывая серьезных расхождений, объединяет эти системы.
Альдегидные
Ароматы этого семейства составлены из синтетических компонентов — альдегидов (чистые химические соединения), и это обеспечивает их разнообразие. Нагреваясь от кожи, эти ароматы становятся насыщенными и более яркими. Ароматы семейства отличаются высокой интенсивностью.
Древесные
Это семейство включает духи с теплыми оттенками, такими как сандал и пачули, иногда сухими, как кедр и ветивер, а также содержит подсемейство морских, содержащие ноты водяного жасмина, амариллиса, нимфея, мяты и древесных ароматов: мирт, мускус, голубой ирис. В мужских композициях наряду с древесными нотами присутствуют лавандовые и цитрусовые.
Зеленые
Ароматы в этом семействе включают розмарин, лаванду, сосну, можжевельник, гиацинт и гальбанум. Это аромат листвы и свежесрезанной травы, пьянящий запах свежих овощей и незрелых фруктов.
Кожаные
В этом семействе объединены духи с сухими нотами, в которых слышен характерный запах кожи. Насыщенный, терпкий аромат сочетает характерные ноты дыма и сожженного дерева с оттенками кожи, пряностей и табака.Это семейство ароматов часто используется в одеколонах, дезодорантах, гелях.
Ориентальные (восточные)
Густой, магический, слегка дурманящий аромат, насыщенный оттенками пряностей, бальзамов, мускуса, благородной древесины, расцвеченный томным цветочным дыханием. Важнейшими составляющими являются янтарь, ваниль, восточные деревья, а также продукты животного происхождения — кастореум, сивет. Эти духи лучше всего подходят для вечерней одежды, хотя большинство людей плохо переносят столь плотный аромат.
Пряные
Терпкий, немного колючий аромат, основанный на сочетании имбиря, корицы, кардамона, дополненный оттенками гвоздики, базилика и лаванды.
Фруктовые
Свежий насыщенный аромат с обилием фруктовых и цветочных нот. Разнообразие оттенков яблока, абрикоса, нероли, ананаса, дыни и малины определяет характер аромата — от свежего и бодрящего до теплого и томного. Ароматы чистые и свежие, как цитрусовые, мягкие и теплые, как персик.
Фужерные (папоротниковые)
Это в основном мужские запахи, современные и очень модные. Французское слово «fougere» переводится как папоротник. В 1882 году совладелец фирмы Houbigant Поль Парке создал аромат Fougere Royale (Королевский папоротник), ставший прототипом всех фужерных запахов. Сочетание кумарина, лаванды, дубового мха, бергамота и герани определяет суховатую растительную тональность, присущую всем «папоротниковым» ароматам.
Цветочные
Это семейство самое большое, поскольку группирует духи, главной темой которых является цветок — фиалка, гвоздика, роза, гардения, лилия, тубероза и нарцисс. Цветочные духи могут состоят из комбинации нескольких различных цветочных ароматов. Характерная черта ароматов этой группы — наличие сложной и яркой цветочной составляющей.
Цитрусовые
Яркая искристая свежесть лимона, мандарина и грейпфрута подчеркнута теплыми древесно-мускусными и амбровыми оттенками. Легкое и свежее чувство этих духов хорошо подойдет для уик-энда. В этом семействе находятся одеколоны, используемые юношами и девушками.
Шипровые
Название «шипровые» пошло от острова Кипр, и его первым использовал Francois Coty, выпустив духи с тем же названием в 1917 г. Ароматы этого семейства основаны на аккордах дубового мха, лабданума, пачули и бергамота. Это чистые, свежие, чуть горьковатые запахи.
Признаки качественных ароматов
Критерий качества аромата базируется на принципе равновесия: аромат долго сохраняется на коже и легко испаряется в пространстве. Чем успешнее аромат соединяет в себе эти противоположности, тем большую популярность он имеет. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а развивается постепенно, разворачивается и согретый теплотой кожи, держится, не ослабевая, создавая «симфонию».
Качественные ароматыимеют в основе композиции натуральные ингредиенты и обладают характером, утонченностью, стойкостью.
Характер — это узнаваемость, которая достигается выраженностью основной темы или аккорда в композиции аромата. Трудно узнаваемый аромат имеет расплывчатые очертания и «слабый» характер.
Утонченность аромата зависит от красоты и сложности композиции, а также связана с психологическим восприятием запахов. Например, последние годы европейцы, покупая мыло с запахом яблока и сирени, воспринимают эти ароматы как «простые», а эти запахи стали ассоциироваться с дешевыми товарами. А аромат «Красной Москвы» пробуждает у 20–30 летних мужчин детские воспоминания, потому что это «мамин» аромат. Многограный и многослойный состав ароматических веществ придает духам более изысканные и утонченные звучания.
Стойкость духов зависит от компонентов, которые присутствуют в композиции аромата; от того, к какому семейству относится этот аромат — к цитрусовому или амбровому, к цветочному или шипровому, к дневному или вечернему, а также от того, что находится во флаконе — духи или туалетная вода, деопарфюм или парфюмированная вода.
Парфюмерные стандарты
Ассоциация парфюмеров Франции разработала стандарт соотношений пахучего концентрата, спирта и воды, закрепив его за различными видами парфюмерной продукции.
Духи (parfum) — это самый дорогой и стойкий вид ароматической жидкости, содержащий 15–22% масел. Аромат основы в композиции составляет больше половины, а поскольку именно основа содержит закрепители, духи являются наиболее стойким видом парфюмерии. Это в основном вечерняя парфюмерия, но созданы и специальные дневные композиции, в основном для женщин. Минимальная стойкость духов — 6 часов.
Парфюмированная вода (Eau de parfum) занимает промежуточное положение между духами и туалетной водой. Содержит 10–15 % масел. Запах более легкий и менее стойкий. Пропорции между головной, сердечной и конечной нотами примерно одинаковые. Используется как дневные духи. Минимальная стойкость — 3 часа.
Туалетная вода(Eau de toilette) содержит 8–10 % масел (в некоторые марки добавляется до 1,5 % воды). Головные ноты являются доминирующими, поэтому туалетную воду легко выбирать по первому впечатлению. Лучше использовать в летнее время года.
Одеколон (Eau de Cologne) содержит 5–10 % масел и 1,5 % воды. Это традиционно мужской вид парфюмерии, но созданы и женские марки. Самый легкий вид парфюмерной продукции, так как головные и сердечные ноты занимают в композиции до 90 %.
Парфюмированный дезодорант(Deo parfum) содержит 3–5 % масел и 2 % воды, и чаще всего входит в серию парфюмерии с общим названием. Обычно усиливает аромат при комплексном употреблении набора. Иногда обладает антибактериальными свойствами. В жаркое время года может использоваться вместо туалетной воды.
Средство после бритья(After shave) содержит 2 % масел. Это — один из самых дорогих видов мужской парфюмерии, так как, кроме 2 % ароматических масел, содержит 2 % смягчающих и увлажняющих субстанций.
Классификация духов
Часто покупатели в салонах магазинов спрашивают: «От чего зависит стоимость парфюма?» Для грамотного ответа на вопрос важно иметь представление о классах парфюмерной продукции.
Духи класса «Люкс» производятся на основе натуральных компонентов. Это духи «ручной» сборки и иногда их выпускают партиями от 1 до 10 флаконов. Стоимость одного флакона таких духов достигает нескольких тысяч долларов, а концентрация масел в композиции может превышать 22 %.
Духи класса «А», содержащие большое количество натуральных компонентов, производятся на французских фабриках. Они подлежат ручной расфасовке и кожаному пломбированию (на последней операции, называемой «бодрюшат», на колпачок флакона надевается размоченная в специальном составе кожа кишечника быка, тонкая, как пергамент, и очень хрупкую при высыхании). Цена таких духов высока.
Духи класса «В» — это лицензионные духи, которые выпускаются в ОАЭ, Болгарии, Голландии и других странах и полностью или на 90 % состоят из синтетических заменителей натуральных компонентов. Цена таких духов ниже. Упаковка упрощена. Внутренняя часть коробочки, колпачок проще, чем у французских духов, пломбирование может отсутствовать вовсе. Нет тиснения торговой марки на дне флакона. Экстракты класса «В» используются в производстве кремов, парфюмированных гелей для душа, лосьонов, мыла, пудры и других видов парфюмерных линий с общим названием.
Духи класса «С»являются 100 % подделкой или непатентованным аналогом типа «Chenel» вместо «Chanel», «Fiji» вместо «Fidji, «Magic Noire» вместо «Magie Noire». Эти экстракты используются в производстве мыла и моющих средств.
Настоящие французские духи класса «Люкс» и класса «А» стоят достаточно дорого. Стоимость французского парфюма в магазине складывается из стоимости ароматной композиции (10 %), дизайна флакона (40 %), торговой марки и рекламы (40 %).
Индустрия распространения ароматов, пытаясь сделать духи более доступными, шла в различных направлениях: удешевление ароматических веществ, замена их на синтетические, упрощение упаковки и снижении рекламы, поэтому покупателю трудно разобраться в качестве предлагаемых духов. От процентного содержания ароматических веществ также зависит стоимость различных видов парфюмерной продукции.
Правила выбора ароматов
Выбирая аромат, очень важно знать, для чего вы его покупаете. Независимые женщины выбирают ароматы, следуя только своим ощущениям и чувствам. Другие женщины же выбирают парфюмерию, следуя чужому совету или приобретая модный запах без пробы. Такой выбор бывает не всегда верен, ведь аромат нужен вам для удовольствия и здоровья, а также для создания благоприятных отношений с окружающим миром. Поэтому в этом разделе есть три методики выбора: как выбрать аромат для себя, аромат для здоровья и аромат для окружающих.
Итак, аромат для себя легко подобрать, если создать благоприятную обстановку для общения с ароматами. Если вы не будете торопиться и прочувствуете воздействие аромата на вашей коже, то информация по ароматерапии закрепит ваш выбор (потому что аромат – это и возможность улучшить здоровье). А материал по правилам пользования ароматами в обществе даст возможность приобрести аромат для конкретных задач и случая. Только соединив три составляющие этого раздела вы будете абсолютно уверены в правильном выборе аромата.
Выбор аромата для себя
Создайте подходящую обстановку. Покупка духов — дело важное, ведь они будут долгие дни и недели определять вашу ауру и атмосферу, в которой вы живете.
Чтобы оценить духи, нужны определенные условия: спокойная обстановка, отсутствие посторонних запахов, расслабленность, время. Прежде чем нанести капельку духов на кожу, убедитесь в том, что выбранное место не пахнет ни другими духами, ни мылом, ни кремом.
Уловите три ноты аромата.Для того чтобы ощутить аромат, необходимо самое малое количество душистых веществ. Нанесите небольшое количество парфюма на запястья и дайте возможность испариться основному количеству спирта с поверхности кожи (5–10 сек). Не растирайте парфюмерную жидкость, этим вы нарушите порядок раскрытия аромата! Дайте парфюму время согреться на коже. Вдохнув аромат через 10 сек, вы сможете познакомиться с начальными нотами. Спустя 5 минут начинают звучать сердечные ноты — главная мелодия аромата.
Следует учитывать, что обоняние — весьма утомляемый орган. Если мы некоторое время вдыхаем какой-либо запах, то вскоре перестаем ощущать его. Для полного восстановления обонятельной чувствительности необходим перерыв до трех минут.
Затем в течение достаточно длительного времени следует внимательно слушать развитие ароматической мелодии на коже.
От начала до конца выбор за вами. Взаимодействуя с кожей, запах меняется. Появление неприятных «лишних» нот в звучании — признак того, что от аромата следует отказаться. Важный аспект правильного выбора: если при вдыхании аромата с кожи человек испытывает радость, у него улучшается настроение, значит на 80 % аромат подходит. Ваш аромат — это тот парфюм, который максимально соответствует вашей коже, темпераменту и возрасту. Его задача — усилить запах вашего тела и «преподнести» его окружающим. Удачно подобранные духи становятся нашим тайным союзником.
Никогда не пользуйтесь ароматами, от которых вам хоть чуть-чуть не по себе. Принцип «стерпится-слюбится» в данном случае не работает. В результате такой терпимости вскоре, кроме морального дискомфорта, может развиться физический — головная боль.
Правильно ли выбран аромат — точно ответит только проба на коже. Существенное влияние на выбор аромата оказывает собственный запах кожи, так как он имеет индивидуальные отличия, в частности, из-за химического и микробиологического состава ее поверхности. Жирная, острая пища придает коже более интенсивный запах. Еще более на свойства вашей кожи могут повлиять принимаемые лекарственные препараты, витамины и прочие фармакологические вещества.
Чем правильнее выбран запах, тем быстрее наступает «привыкание». Нос перестает воспринимать аромат, который, слившись с запахом кожи, становится частью облика. В противном случае, если выбор сделан неверно, аромат постоянно будет напоминать о себе, создавая эмоциональный дискомфорт. Хорошо иметь при себе небольшой флакончик, чтобы изредка «подновлять» ароматический образ.
Ароматерапия
Духи обладают совершенно уникальными свойствами ароматерапии и, воздействуя на внутреннее состояние, возвращают нам затраченную энергию и жизненные силы. Духи призваны доставлять удовольствие, но не забудьте посмотреть его составляющие компоненты и их терапевтические воздействия на организм. Тогда отобрав даже несколько ароматов, вы сможете более уверенно дать предпочтение одному их них зная, что он усилит вашу работоспособность, а не расслабит вас на работе или создаст романтическое настроение для свидании. Духи — та же ароматерапия, потому не жалейте времени на поиск любимого запаха. Спектр благотворного воздействия ароматов очень широк.
Освежающее действие — эфирные масла кананги, пихты, иммортеля, мяты курчавой, мяты перечной, лаванды, мандарина, бигардии, апельсина, лимона и ветивера.
Бодрящее действие — аромат лимона, свежесть зелени.
Повышение работоспособности — жасмин.
Расслабляющее и успокаивающее действие — иланг-иланг (кроме того, масло иланг-иланга стимулирует выработку гипофизом эндорфинов, оказывающих болеутоляющее действие, вызывающих эйфорию и обостряющих сексуальные желания). Расслабляющим воздействием обладают также базилик, гальбанум, иммортель, ромашка, лаванда, мелисса, мимоза, бигардия, апельсин, роза, сандал, ваниль и кедр.
Успокаивающее действие — укроп, герань, жасмин, ромашка, мелисса, бигардия, ваниль, полынь лимонная.
Против депрессий и тяжелых душевных состояний — бергамот.
Болеутоляющее действие, ощущение легкости и внутренней раскрепощенности — грейпфрут.
Стимулирующее действие — эфирные масла кориандра, мускатника, гвоздики, мяты перечной, вербены, розмарина, можжевельника, иссопа и лимона.
Очищающее действие — масла герани, лаванды, лимонника, мускатника, апельсина, розы, розмарина, шалфея, лимона и аира.
Гармонизирующее действие — масла кананги, гальбанума, герани, жасмина, майорана, мандарина, мимозы, апельсина, розы и сандала.
Чувственное действие — эфирные масла бергамота, кананги, герани, жасмина, кардамона, мандарина, бигардии, апельсина, пачули, розы, сандала, иланг-иланга, полыни лимонной.
Укрепляющее действие — эфирные масла дудника, лаванды, мелиссы, мускатника, мяты перечной, розмарина, вербены, кедра, лимона, ветивера и полыни.
Антистрессовое действие — эфирные масла бергамота, гальбанума, герани, жасмина, кориандра, лаванды, мимозы, бигардии и пачули.
megapredmet.ru