Наряду с искусством в эпоху верхнего палеолита возникает другая важная форма общественного сознания – религия. Религия также возникла из практических потребностей и помогала человеку приспособиться к окружающей среде. Религия как понятие. Термин Religio (лат.) означает связь человека с высшей силой, с Богом. Обычно религию определяют как веру в Бога, а Бога как «сверхъестественное существо». Именно это определение содержит современная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: «Бог – сверхъестественное существо в религиозных верованиях. Вера в Бога – основа всякой религии». Однако такое определение не охватывают все виды религии и прежде всего религию людей первобытного общества. Дело в том, что для первобытного человека не существовало ничего «вне» или «над» природой. Поэтому если определять религию как веру в сверхъестественные т. е. надприродные (supernatural) силы, то следует сделать вывод о том, что в первобытном обществе вообще не было религии. Известный английский этнолог Джеймс Фрезер (1854–1941), автор книги «Золотая ветвь» дал более общее определение религии: «религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни». В этом определении автор не использует понятие Бога как сверхъестественной силы и определяет суть религии как веру в то, что в мире существуют силы, стоящие выше человека и способные влиять на его судьбу в зависимости от поведения самого человека. С этими силами можно вступить в контакт и определенным поведением расположить их к себе. Умиротворение и почитание этих сил составляет суть религии и приводит к складыванию определенного культа – системы обрядов. Функции религии. Вера в высшие силы появилась прежде всего потому, что она помогала преодолеть страх перед непонятными, но грозными явлениями окружающей природы. Непонятное всегда вызывает страх. Любое приемлемое объяснение помогает преодолеть или ослабить этот страх. Религия давала необходимое объяснение и тем самым помогала человеку приспособиться к окружающему миру. Она также открывала человеку возможность вступить в контакт с грозными силами и расположить их к себе при помощи специальных обрядов. Эту функцию религии называют компенсаторной, так как она восполняет бессилие людей перед объективными условиями их существования. Для первобытной религии эта функция являлась главной. Постепенно все более важную роль играла мировоззренческая функция: религия объясняла человеку весь окружающий мир и отвечала на все сложные вопросы бытия: о жизни и смерти человека, его роли в мире и т. п. Затем складывается регулятивная функция религии: с помощью религиозных идей и установок осуществляется управление поведением людей: налагаются разного рода запреты (табу), предписываются определенные действия. Происхождение религии. Первобытный человек чувствовал себя частью, но не «царем» природы, стоящим выше других существ. Поэтому он приписывал явлениям природы те черты, которыми обладал сам. Так, он наделял способностью к пониманию и сознательному действию животных и ряд других природных явлений в окружающем мире. Эти способности человек связывал с представлением о «душе», «духах». Английский этнограф Э. Тейлор, автор знаменитой книги «Первобытная культура», определил веру первобытных людей в существование души и духов в природе как «анимизм» (anima – душа). По его мнению, понятие «душа» возникло у человека из необходимости дать ответ на вопросы: – что отличает живое тело от мертвого? – чем являются образы людей, которые он видел во сне? Ответом стали представления о душе как некем бестелесном начале, которое давало телу жизнь и которое могло приходить во сне в виде «маленького двойника» человека. Осознав наличие души у себя, человек наделил душой (духами) окружавшие его явления природы. Человек общался с явлениями природы в зависимости от соотношения сил: одни силы человек почитал, с другими готов был соперничать, третьих рассматривал как подчиненных ему. Из такого различного отношения и родились две формы общественного создания: магия и религия. Магия основана на вере в то, что человек определенной системой действий и обрядов способен подчинить или использовать силы природы. Так, после охоты, человек совершает обряды, чтобы отвести от себя гнев «духа» зверя, убитого на охоте. При этом охотник верит, во-первых, в то, что зверь обладает душой и способен вступить в контакт с человеком в ходе магических обрядов, а во-вторых, в то, что охотник способен путем обрядов подчинить себе ситуацию, обернуть ее в свою пользу. Этнографы в XIX – XX вв. смогли зафиксировать у многих народов веру в производственную, демографическую, охранительную и деструктивную (порча) магии. Исторический материал показывает, что корни таких видов магии уходят в далекое прошлое. Магию роднит с религией вера в одушевленность явлений природы и в возможность взаимодействия с ними, но отличает отношение к ним. Как уже отмечалось, для религии характерно обращение к силам, которые стоят выше человека и, безусловно, признаются им таковыми. И человек стремится не подчинить себе, а умиротворить вышестоящие силы. В первобытном обществе и у отсталых народов границы между магией и религией относительны и порой трудноразличимы. Тем не менее, общий критерий отличия можно сформулировать: если анимизм проявляет себя как форма умиротворения и почитания духов природы, он является религией; если речь идет о подчинении духов природы, анимизм проявляет себя как магия. Стремление усилить эмоциональное воздействие наиболее важных обрядов вело к их усложнению и к появлению специально подготовленных лиц – колдунов (шаманов). Первоначально колдуны были отправителями только магических обрядов. Однако тогда, когда проявляется принцип почитания некой высшей силы, колдуны превращаются в служителей религиозного культа. Формы первобытных верований. Этнографический материал показывает, что религиозные верования редко существуют в чистой форме анимизма – просто как вера в духов. Как правило, анимизм сосуществует и переплетается с целым рядом других форм верований, которые могут выступать то как элементы религии, то как элементы магии. Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма. Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род». Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов. Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований. Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса). Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными. От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли. studfiles.net Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности. Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм. Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов). Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива. К ранним формам религии относится магия. Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах. Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.). Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия. Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы. У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм». Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.). Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету. Анимизм — вера в существование души и духов. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов. Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях. Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями. Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу. На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно. students-library.com История развития религии прошла длительный и непростой путь. В своем примитивном сознании древнейшие люди обожествляли различные явления природы. Именно так и появились первые формы религиозных представлений. Рассмотрим, что такое анимизм, в чем его специфика и роль в развитии религиозного представления. Наверное, никогда не удастся выяснить, что именно стало причиной возникновения в первобытном сознании стремления верить в существование высших – божественных сил. Вероятнее всего, сталкиваясь с могучими силами природы – грозами, снегопадами, ураганами, ливнями – и будучи не в силах объяснить их природу, наши далекие предки стали считать, что каждым явлением управляет собственный дух. Так, есть дух ветра, дух солнца, дух земли и так далее. Чтобы задобрить этих невидимых, но всесильных существ, люди стали совершать различные ритуалы, приносить им жертвы. Именно так и появились первые религиозные представления. Духи пока не имели какого-либо материального воплощения. Позднее, когда человек научится строить города и займется земледелием, скотоводством, ремеслами, его зависимости от сил природы снизится. Поэтому и боги, пришедшие на смену духам, приобретут человеческий облик. Итак, первые религиозные верования – анимизм, тотемизм, фетишизм – появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда люди занимались охотой и собирательством, жили в пещерах или примитивных землянках, уже создавали себе примитивное оружие и орудия труда. Вероятнее всего, огня в тот период они еще не знали. Самые древние формы религиозных верований принято называть проторелигиями, то есть примитивными, упрощенными формами религиозных представлений, свойственных нашим далеким предкам. Именно они и стали основой, благодаря которым развилось язычество, а позднее – три ведущие мировые религии. Исследователи религии и историки выделяют 4 проторелигии: Мы вряд ли когда-либо узнаем, какая из них появилась ранее, ученые полагают, что возникли они примерно в одно и то же время, при этом верования отдельных древнейших племен причудливо переплели в себе черты различных проторелигий. Рассмотрим, что такое анимизм и в чем его отличие от прочих форм древнейших религиозных представлений. В научной литературе под термином «анимизм» принято понимать существующее в большинстве древних верований обожествление сил природы, вера в душу и нематериальных духов. Эта проторелигия очень важна, поскольку именно в рамках нее формируется такое сложное представление, как вера в нематериальную составляющую, душу, именно на этой основе позднее будет создано учение о бессмертной душе. Сам термин впервые был использован немецким исследователем Георгом Шталем в 1708 году и происходит от латинского слова «анима» - душа. Какие же черты были присущи этому древнейшему верованию? Именно в рамках анимизма появился погребальный культ. Еще во времена кроманьонцев появилась традиция хоронить умерших в лучших украшениях, с оружием, предметами быта. Чем знатнее и уважаемее был почивший, тем больше орудия и оружия клали в его могилу. Казалось бы, зачем это делать, гораздо разумнее было бы передать эти вещи живым, использовать на охоте или в войне. Но древние люди уже имели какие-то представления о том, что после смерти физической оболочки его дух продолжит свой путь. И подобные ритуальные обряды подчеркивали дань уважения почившему. Еще один пример – культ предков. Например, в Западной Новой Гвинее у примитивных народов ранее была традиция хранить в дом корвар – череп прародителя, который находился на почетном месте. Позднее череп был заменен на изображение предка. Считалось, что он оберегает жилище и приносит удачу членами рода. Оба культа говорят о том, что наши предки верили в загробную жизнь, а их представления о мире не ограничивались только материальными. Рассмотрим формы анимизма, древнейшей из которых была вера в то, что за каждым явлением природы стоит собственный дух. Будучи не в силах понять сущность того или иного стихийного бедствия, древние люди начали одухотворять силы природы, полагая, что каждой из них управляет дух. Постепенно духи становятся разумными, наделяются внешним обликом, характерными чертами характера, появляются мифы и целая система мифологии, в рамках которой человек стремился объяснить окружающий его мир. Анимизм, постепенно развиваясь, перешел в политеизм, характерный Древнему Египту, Греции, Риму, славянским странам и многим другим. Важнейшая особенность анимизма – подразделение мира на материальный и духовный. Поэтому еще одна форма верования – убежденность в существовании некоего загробного мира, куда попадает человеческая душа после смерти тела. Интересно, что схожие представления проявляются у древних народностей, которые были географически разобщены друг от друга. Еще одна проторелигия, остатки которой можно обнаружить в наши дни в особенностях религиозных верований отсталых племен – тотемизм. Рассмотрим определение, особенности этого представления и сравним тотемизм и анимизм. Можно выделить такие отличительные черты: Появление этой проторелигии, как полагают исследователи, было связано с тем, что в жизни древних людей животные и растения были очень важны, служили основным источником пищи, без них было бы невозможным само существование человечества. Говоря о том, что такое анимизм и чем он отличается от тотемизма, следует отметить, что в первом случае существовало множество духов, каждый из которых отвечал за свое явление природы или стихию. А свойствами тотема наделялось одно конкретное животное или растение. В отдельных племенах, например, у индейцев, оба верования переплелись: многие племена имеют собственные тотемы, при этом верят в существование духов природы. В проторелигиях можно отметить и общее – если религия анимизм предполагала проведение обрядов для задабривания духов (как природных, так и предков), то тотемизм подразумевал задабривание тотемных существ. Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения. Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям. В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте. Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии – вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы. Еще одна древнейшая проторелигия – магия, при этом нередко в ней органичным образом переплетаются черты трех предыдущих. Сравним магию и анимизм: Постепенно во многих племенах появились свои маги, которые занимались лишь проведением специальных обрядов, они пользовались уважением, нередко их боялись даже самые отважные воины. Магия сохранилась и в наше время, многие люди верят в то, что при помощи специальных обрядов можно привлечь удачу в бизнесе, добиться благосклонности избранника. Иногда современные черные колдуны используют свои способности со злым умыслом, насылая проклятия. Кто-то относится к магии скептически, но, поскольку это верование существует уже много тысяч лет, полностью отрицать его значимость не следует. Не менее интересным является и явление шаманизма, которое, несмотря на свою древность, практикуется и по сей день. Шаманы проводят свои ритуалы, во время которых впадают в транс и общаются с миром духов. Цели подобных обрядов довольно разнообразны: Рассмотрим особенности анимизма и шаманства. Оба религиозные верования связаны с миром духов, однако если первый подразумевает под собой веру в их существование и непосредственное участие в человеческих судьбах, то шаманы, погружаясь в транс, общались с этими нематериальными существами, спрашивали у них совета, просили помощи. Именно поэтому шаманам нередко приписывались функции жреца, их уважали и почитали. Мы рассмотрели, что такое анимизм и как он связан с прочими проторелигиями. Интересно, что это древнейшее религиозное представление сохранилось по сей день; именно благодаря наблюдению за примитивными народами, проживающими в отдалении от цивилизации, помогает исследователям заполнить проблемы в изучении истории религий. Подобные верования можно встретить у коренных африканских народностей, саамов, папуасов Океании. Древнейшие проторелигии свидетельствуют о том, что сознание первобытного человека была не таким уж примитивным, он понимал, что, помимо материального мира, существует еще и духовная сфера. И посильными ему средствами пытался объяснить непонятные предметы и явления. www.syl.ruЧто такое анимизм? Определение и понятие. Духи у первобытных людей определение
1.2.3. Первобытная религия: функции и формы
Первобытные религиозные верования.
Что такое анимизм? Определение и понятие :: SYL.ru
Зарождение религии
Виды проторелигий
Определение
Особенности верования
Формы
Тотемизм
Отличие от анимизма
Фетишизм
Магия
Шаманизм
Анимизм в современном мире
Смотрите также