Дух, душа и тело. Душа дух


Душа и дух. В чём разница между этими понятиями?

Многие люди считают понятия «душа» и «дух» одинаковыми по смыслу. Но так ли это на самом деле? Как православные люди объясняют эти два слова: душа и дух — в чем разница?

Каждый человек состоит из трех сущностей: души, духа и тела. Они гармонично объединяются в единое целое. Потеря одного компонента означает потерю самого человека.

Что такое душа?

Душа — это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Что такое дух?

Дух — это самая высокая сущность, которая также живет в теле человека. Если душа может быть у растения или животного, то дух может быть только у существа, обладающего высшим разумом. В священном писании говорится, что дух — это дыхание жизни.

Благодаря духу, люди выделяются из всего живого мира и становятся превыше всего. Формирование духа происходит еще в детском возрасте. Это воля и знания, сила и самопознание. Дух выражается тем, что стремится к Господу, отбрасывая все мирское и греховное.

Именно дух тянется к гармонии и всему высокому, что есть в жизни.

Господь Бог спас нас, чтобы мы больше не совершали греховных дел, а жили в духе. Мы должны стать не высоконравственными, высоко духовными людьми. Многие добрые люди не являются духовными. Они просто живут, совершая мирские дела, но в них не чувствуется присутствие духа. А есть те, кто, по сути, вел обычную жизнь, но был богат духовно.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух — совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать в Библии. Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

Читайте также:

Староверы и старообрядцы: в чём разница?

Старообрядцы и староверы: в чём разница между двумя религиозными сообществами

religiya.temaretik.com

Душа, дух — воплощение

Подборка ответов, которые были получены в ходе спиритических сеансов от духов высокого ранга. Сеансы проводились в самое различное время и через посредство нескольких медиумов. Материал был систематизирован Кардеком и с соответствующими комментариями и дополнениями. Цель воплощения

• Какое назначение воплощения духов?

– «Бог вменяет воплощение для того, чтоб привести духов к совершенству; для кого-то это искупление, для кого-то поручение. Но для достижения совершенства, им необходимо претерпеть все превратности телесного существования: в этом состоит искупление. У воплощения также имеется и другая цель, и это – непосредственное вовлечение духа во всеобщее дело созидания; что бы достичь эту цель он в каждом мире берет себе такое тело, которое бы гармонировало с основной материей данного мира, дабы выполнять там приказы Божественные. Все устроено так, чтобы, содействуя общему делу, он сам продвигался».

• Имеет ли дух, с самого начала шедший по пути добра, необходимость в воплощении?

– «Все созданы простыми и несведущими; они обучаются в битвах и терзаниях телесной жизни. Бог, по справедливости, не мог дать им счастья без труда и работы и, следственно, без заслуг».

• Однако тогда что пользы духам двигаться по пути добра, если это не освобождает их от тягот телесной жизни?

– «Польза та, что они приходят к цели быстрей; а тяготы жизни зачастую суть следствия несовершенства самого духа; меньше несовершенства – меньше мучений; кто не завистлив, не ревнив, не скуп, не честолюбив.., у того не будет и страданий, которые порождаю эти недостатки».

О душе

• Что такое душа?

– «Воплощенный дух».

• Чем была душа до соединения с телом?

– «Духом».

• Выходит, души и духи абсолютно одно и то же?

– «Да, души суть не что иное, как духи. До соединения с телом, душа является одним из разумных существ, населяющих Тонкий мир и облачающихся временно в плотскую оболочку, что бы очиститься и приобрести знания и опыт».

• Есть ли в человеке еще что-то, кроме души и тела?

– «Есть посредствующая связка, которая соединяет душу и тело».

• Какая природа этой связки?

– «Полуматериальная, т. е. промежуточная между духом и телом. И необходимо, чтобы она была именно такой, или бы дух и тело не могли бы сообщаться друг с другом. При помощи этой самой связки дух воздействует на материю, и наоборот».

Примечание. Человек, таким образом, образован из трех составляющих частей:

1. Тела, или существа материального, аналогичного животным и оживленного тем же жизненным началом;

2. Души, или воплощенного духа, для которого тело служит обиталищем;

3. Посредующего начала, или перисприта, субстанции материальной, которая служит духу первой оболочкой и соединяет душу с телом.

• Независима ли душа от жизненного начала?

– «Тело это только – оболочка; мы все время повторяем вам это».

• Возможно ли что бы тело существовало без души?

– «Да, и все таки как только тело умирает, душа его покидает. До рождения еще нет окончательного соединения между душой и телом; но после того, как соединение это произошло, смерть тела разрывает нити, связывающие его с душой, и душа оставляет его. Органическая жизнь может оживить тело без души, но душа не может существовать в теле, лишенном органической жизни».

• Чем было бы наше тело, если бы в нем не было души?

– «Неразумным куском мяса, чем угодно, но не человеком».

• Один и тот же дух, способен ли он в одно и то-же время воплотиться в два различных тела?

– «Нет, дух не делим и не сможет оживить одновременно двух различных существ».

• Что можно сказать о мнении тех, кто рассматривает душу как начало материальной жизни?

– «Это вопрос слов, не сути; мы не придаем этому значения; начните с того, чтобы понимать самих себя».

• Некоторые из духов, и до них некоторые их философов, определили душу как искру одухотворяющую, исходящую из великого Целого; отчего это противоречие?

– «Противоречий тут нет; все зависит от значения слов. Почему у вас нет одного слова на каждую вещь?».

Примечание. Слово «душа» используют для выражений понятий довольно разных. Кто-то называет так жизненное начало, и если применять образные выражения, то вполне возможно в этом смысле сказать, что «душа есть искра одухотворяющая, исходящая из великого Целого». Последние слова дают указания на вселенский источник жизненного начала, часть которого усваивается всяким живым существом и возвращается к Целому после смерти этого существа.

Эта идея не исключает собой идеи о существе нравственном, независимом, отличном от материи и сохраняющем свою индивидуальность. И вот это-то существо тоже называют «душой», и именно в этом значении возможно говорить, что душа есть воплощенный дух. Давая душе разные определения, духи говорили в соответствии с тем значением, какое они придавали этому слову, и с земными идеями, которыми они все еще были проникнуты. Все это из за недостаточности и несовершенства человеческого языка, не имеющего по одному слову на каждую идею, в чем и есть источник многих недоразумений и споров: вот почему Духи Высшие говорят нам, чтобы мы прежде выяснили значение слова.

• Есть ли истина во мнении тех, кто считает, будто душа внешняя по отношению к телу, и она окружает его, а не находится внутри?

– «Душа не заперта в теле, как птица в клетке; она лучится и изливается вовне, как свет сквозь стеклянный колпак или как звук вокруг источника звука; в этом смысле возможно говорить, что она внешняя, но душа из-за этого не становится оболочкой тела. У души имеются две оболочки: одна тонкая и легкая, это первая, та, которую ты называешь периспритом; другая – грубая, материальная и тяжелая: это тело. Душа – средоточье всех этих оболочек, как орех внутри скорлупы».

• Что можно сказать о теории, согласно которой душа у детей дополняется и достраивается в каждом жизненном периоде?

– «Дух един; он целостен как у детей, так и у взрослых; развиваются же и дополняются только органы или орудия проявления души. Это опять-же следствие принятое за причину».

• Почему все духи не определяют душу одинаковым образом?

– «Не все духи одинаково просвещены об этих материях; есть духи еще ограниченные, не понимающие вещей абстрактных; это так-же как дети среди вас; еще есть духи мнимо-ученые, разбрасывающиеся словами, чтоб придать себе значимости: это опять-же бывает и у вас. И еще, сами сведущие духи могут объясняться по разному, другими словами и выражениями, которые имеют по сути тот же смысл, особенно когда речь заходит о вещах, которые ваш язык бессилен выразить ясно; и тогда необходимы образы и сравнения, которые вы, однако, понимаете буквально».

• Что надо понимать под «мировой душой»?

– «Это вселенское жизненное и разумное начало, из которого рождаются индивидуальности. Но те, что используют эти слова, часто сами себя не понимают. Слово „душа“ до такой степени податливо, что каждый толкует его по воле своей фантазии. Подчас душу приписывали и вашей планете, Земле; под этим надо понимать совокупность преданно-бескорыстных духов, которые направляют, когда вы слушаете их, ваши действия по пути добра и являющихся наместниками Всевышнего на вашей планете».

• Как могло так произойти, чтобы столько древних и современных философов в течении целой вечности спорили о психологической науке, не найдя при этом истины?

– «Такие люди были предвестниками извечного спиритического Учения; они проложили пути. Они были людьми и, конечно, могли заблуждаться; зачастую они принимали свои собственные идеи за свет истины; но сами их заблуждения, выявляя все „за“ и „против“, послужили тому, чтобы указать истину. При этом среди этих заблуждений имеются великие истины, открыть которые вам позволит сопоставление».

• Находится ли душа в каком-либо определенном и конкретном месте тела?

– «Нет, но предпочтительней она находится в голове у великих мыслителей и всех тех, кто много думает, и в сердце у тех, кто много чувствует и все действия которых преисполнены человеколюбия».

• Что можно сказать о мнении тех, кто помещает душу в некий центр жизненности?

– «Это означает, что дух живет больше в этой части вашей организации, потому как именно туда ведут все ощущения. Но те, кто помещают ее в то, что они называют центром жизненности, смешивают ее с жизненным флюидом, или началом. По крайней мере, можно сказать, что местоположение души скорей в тех органах, которые служат для интеллектуальных и нравственных проявлений».

Материализм

• Почему анатомы, физиологи и вообще занимающиеся естественными науками, настолько часто придерживаются материализма?

– «Физиологи все сводят к тому, что они видят или что они способны увидеть. Это всего лишь человеческая гордыня, мнящая себя всезнающей и которая не может допустить самой мысли о том, будто что-либо может превзойти людское понимание. Само их знание переполняет таких людей самонадеянностью; они считают, что в природе не может быть ничего от них сокрытого».

• Не прискорбно ли, что материализм это как следствие тех самых изысканий, каковые, наоборот, должны были бы показать человеку превосходство и величие Разума, правящего Вселенной? Возможно ли из этого заключить, что исследования эти опасны?

– «Неправда то, что материализм это следствие этих изысканий: только сам человек извлекает из исследований этих ложные выводы, потому как он способен злоупотребить чем угодно, даже самым прекрасным. Небытие, однако, может ужаснуть больше, чем они желают показать, и в так называемых „вольнодумцах“ больше бахвальства, чем настоящего мужества. Большинство из них материалисты лишь потому, что им нечем заполнить пустоту эту; у разверзающейся пред ними бездны укажите им точку опоры – и они в спешке станут хвататься за возможность спастись».

Примечание. Есть люди, из-за некого искажения разума своего не усматривают в органических существах ничего, кроме действия материи, и сводящие к нему все наши мысли и поступки. В теле человека они смогли увидеть лишь электрическую машину; механизм жизни они изучали только как работу органов тела; они часто могли видеть, как жизнь угасает с разрывом связующей нити, но они не увидели ничего, кроме этой нити; они искали, не остается ли там еще чего, и потому как не находили ничего, кроме мертвой материи, потому как не видели, как душа покидает тело и не смогли поймать ее каким-то образом, то из этого сделали вывод, что все можно объяснить свойствами материи и что, таким образом, смерть означает абсолютное исчезновение мысли, небытие сознания – печальный вывод, если бы только оно было так: потому как тогда добро и зло стали бы бесцельными; человек оказался бы созданным только для того, чтобы думать единственно о самом себе и поставить выше всего свои услаждения и удовлетворения своих материальных аппетитов; общественные узы оказались бы разорваны, а самые святые чувства и привязанности безвозвратно потерянными и разбитыми.

К счастью, такие идеи довольно далеки от того, чтобы быть всеобщими, можно даже сказать, что они не общепризнанны и ограниченны, представляя собой только индивидуальные мнения, потому как нигде они не были возведены в учение. Общество, которое основано на таких началах, несло бы в себе самом зародыш своего распада, и члены его пожирали бы друг друга, как хищные звери.

У человека существует инстинктивная мысль о том, что не все заканчивается для него вместе с жизнью; у него инстинктивное отвращение к небытию. Напрасно он гонит от себя мысли о неотвратимом грядущем: когда приходит последний миг, мало тех, кто не спросил бы себя, что будет с ним; потому как в самой идее о том, чтоб безвозвратно уйти из жизни, есть что-то душераздирающее. В действительности, кто мог бы безразлично взирать на полное и окончательное отделение свое от всего, что дорого ему, от всего, что он любит? Кто мог бы бесстрастно смотреть на разверзающуюся пред ним бездонную бездну небытия, в которой навсегда канут все наши способности и силы, все наши надежды, и сказать себе:

«Да! От меня не останется ничего, ничего, лишь пустота. Все кончено для меня безвозвратно, еще несколько дней – и само воспоминание обо мне сотрется в памяти тех, что пережил меня, а в скором времени за этим не останется никакого следа и о пребывании моем на этой планете. Даже добро, совершенное мной, будет позабыто неблагодарными, которых я обязал. И не существует ничего, ничего, чтоб как-то скрасить все это, и единственное, что меня ждет, так то только, что тело мое станут грызть черви!».

Настолько жутка, настолько леденяще жуткая эта картина! Религия учит нас, что так не возможно, и разум подтверждает нам это; но будущее это существование, смутно и неопределенно, не содержит в себе ничего, что бы удовлетворяло любовь нашу к положительному, и именно это порождает у многих сомнение. Пусть у нас есть душа, но что такое душа человека? Обладает ли она какой-либо формой и наружностью? Ограниченное она существо или неопределенное? Одни говорят, что она – дыханье Божье, другие, что искра, третьи – что она часть великого Целого, жизненное и разумное начало; но о чем все это говорит нам? Что нам до того, есть ли у нас душа, если после она теряется в безбрежности, будто капля в океане?!

Потеря индивидуальности – не то же ли это для нас, что и небытие? Еще говорят, что душа нематериальна; но ни одна нематериальная вещь не сможет как-то соотнестись с нами, для нас она – ничто. Вера в духовную жизнь учит нас, что счастливы или несчастны мы будем в зависимости от содеянного нами добра и зла; но какое оно тогда, это счастье, ожидающее нас в Царстве Божьем? А адское пламя – реальность это или символ? Сама церковь понимает его именно в этом последнем смысле, но какие тогда эти страдания? Где находится ад? Словом, что делается, что наблюдается в мире ином, который ожидает нас всех? Никто, говорят, не возвращался оттуда, чтоб рассказать нам это.

Но именно это и неправильно, именно в этом и заблуждение, потому как назначенье Спиритизма, его историческая миссия в том и состоит, чтоб просветить нас на этот счет, чтобы не рассуждениями, но при помощи самих фактов позволить нам как бы руками дотронуться до будущности этой и увидеть ее своими глазами.

Источник

gipotezy.com

Дух и Душа. Чем отличаются дух и душа?

 

 

По истине святая троица. Но если с телом более не менее понятно, его уже давно разобрали на запчасти, изучили и обследовали, измерили и взвесили, то вот душу и тем более дух там так и не нашли. И путаница очень сильная, многие так и не поняли разницу между духом и душой. Но давайте разберёмся вместе. Мы знаем (слышали, читали) что, Тот, кто всё это создал, есть Дух и Его частичка есть в каждом из нас, сотворённого из материи, но при этом по Его образу и подобию. Это аксиома, с которой просто глупо спорить. Ибо как только дух покидает тело (костюм), человек признаётся мёртвым и от его физической оболочки избавляются.

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело — это лишь часть души, наделенная пятью чувствами

 

Дух есть во всём и везде, когда дерево сгорает в огне что остаётся? пепел, прах, а треск костра, который так завораживает и есть момент выхода духа из древесины. Дух фактически оживотворяет всё вокруг. Он есть в минералах, растениях, животных. Но вот именно душа нас так сильно от всех этих низших царств природы и отличает. Она начинает формироваться, по-видимому, очень давно, наверно ещё в минеральном царстве. Какое то время она находиться в латентном состоянии, потом начинает развиваться, наполняясь опытом окружающего мира. И уже к состоянию человека она сформирована достаточно хорошо, но далеко не совершенна. И вот находясь в состоянии человеческого царства, душа продолжает свой поистине бесконечный Путь. Она является фактической прослойкой между духом и телом.

 

Для духа, тело есть инструмент познания окружающего его мира. Сам дух, напрямую до определённого времени, не может управлять телом, ибо это есть конечная цель воплощения человека. Тела, в которых дух напрямую проявляется, нам известны под именами Будда, Иисус, Магомет, Серафим Саровский, и многие другие известные и ещё не меньше безызвестные святые. Смотрите, как интересно получается. Дух, заточённый в теле действуя напрямую, уже есть конечный результат, значит, ему нужен какой-то промежуточный инструмент, начинает формироваться душа представительница сил добра. Но и у тела есть мозг — представитель сил зла (материи). Про эти две силы можете подробней почитать здесь. Эти две силы постоянно оказывают влияние и давление.

 

Сила материи воздействует на мозг, заставляя человека повиноваться своей низшей природе, своим животным инстинктам, оставшимися ещё в человеке от его пребывания в животном царстве. Если кто не знает, то человек как таковой, начинает своё путешествие издалека. Когда Он отделил от себя часть, то, что называется искрой божьей, эта частичка начала свою эволюцию, проходя по очереди все царства природы. Минеральное, растительное, животное и, наконец, становится человеком. Именно поэтому в нашем организме есть все виды и наследия этих царств. В нас есть как минералы, так и растительность, так и животные инстинкты.

 

Животная природа человека в виде инстинктов заставляет человека размножаться, добывать пищу и зачастую совершать далеко не нравственные поступки. На начальном уровне развития человек большую свою часть живёт тем, что удовлетворяет свою низшую, животную природу. Это ещё называется низшим я человека. В то время как у него есть и высшее Я, его дух. Вот именно это высшее Я и воздействует на душу, заставляя человека задумываться и совершать совершенно другие поступки. Часто можно услышать да и каждый из вас нет нет да и ощутит некую борьбу внутри себя. Это и есть борьба этих двух сил, чёрного (мозг) и белого (душа) волков. Иногда человек чувствует, что его просто разрывает какая то сила, одна тянущая в одну сторону другая в другую. Эта борьба вечна и бесконечна, ибо это и есть сам процесс эволюции. Но если человек не в состоянии отказаться от искушений, и своей низшей природы он становится на путь инволюции. Судьба таких людей весьма печальна и незавидна. Хотя таких и мало.

 

Дух для тела является фактически атомным реактором, бесперебойным поставщиком жизненной энергии. Потому что, материальная пища служит всего лишь топливом для развития клеток организма, но именно силы творческие, даются самим духом. Помните, когда вы хорошо покушаете, вам ничего уже не хочется, именно поэтому: художник должен быть голодным. И вы также наверно не раз слышали, что про какого-то человека говорят: он духом святым питается, мол, долго может не есть. Эти все приметы и поговорки ничто иное, как олицетворение работы этих структур. Мозг также эволюционирует вместе с телом, в нём появляется интеллект, который, к слову сказать, на определённом уровне развития становится опасным. И мозгу постоянно нужна энергия. Кто много занимается умственной деятельность прекрасно знает, что проголодаться можно во много раз быстрее, чем, если бы вы просто копали землю. Да и учёные уже знаю, что работа мозга поглощает неимоверное количество энергии. А тут рядом такой источник! Целый атомный реактор, но как мозгу добраться к духу?! Когда между ними душа? Вот тут мозг и начинает свою зловещую игру, под названием «духовный рост». Человек кидается во все тяжкие, куда только может, кто в церковь, кто в секту, кто в буддизм (модно ведь), кто начинает ходить на разные пикапы, курсы, тренинги самосовершенствования, духовного развития и пошло и поехало! Главное что сам мозг и нашёптывает человеку, что он уже духовно развит и держит бога за бороду. Печальное зрелище конечно, но человек и через это тоже должен пройти.

 

Но как же мозгу удаётся обмануть душу? Очень просто. Только тогда, когда душа ещё совсем молодая, и без жизненного опыта. Дело в том, что эволюция духа и материи не идёт параллельно, произошёл сдвиг. Вы только посмотрите, как материя довела до совершенства тела человеческие? Какие красивые мужчины и женщины рождаются на Земле, а духовность сильно отстаёт. Представьте себе на секундочку, каким бы стал мир, если бы при внешней красоте тела внутренняя красота души была бы такой же?! Возможно, это и было бы то совершенство, к которому все так упорно стремятся.

 

Вот мозг и увлёкся интеллектом и начал находить разного рода оправдания своим низменным поступкам, оправдания нарушениям законов божьих, тем самым сотворяя затычки для совести. А совесть это подступы к сердцу. Но каждый раз, подпадая под законы справедливости, законы воздаяния, кармические законы, получая каждый раз по заслугам, толи мозгу надоедает хитрить и лукавить, толи душа становиться постарше, но так или иначе, человек перестаёт служить силам тьмы и становиться на путь света и добра.

 

И вот когда душа, пройдя через все мытарства материи, набравшись опыта, став мудрой, воссоединяется с самим Духом, человек и достигает уровня святости, уровня сознания Христа и Будды. Он понимает и знает разницу между добром и злом, знает, где правда и где ложь. Урок можно считать оконченным, человеку более не надо возвращаться в класс Земля, и его душа и высшее Я идут совершенствоваться далее. Ибо как сказано: в доме Отца Моего обителей много.

 

Подытожим, дух извечен, бессмертен, от Него он пришёл, к Нему он и вернётся. Душа формируется в ходе эволюции, но может и пойти в обратную сторону, тем самым погибнуть. То есть все записи ваших жизней, воспоминания и всех воплощениях, весь опыт сотрётся, все личности сотрутся, не успев стать индивидуальностью. Есть опасность смерти души. Если в лесу срубить одно дерево или даже десяток, от этого лес не перестанет быть лесом. Так и Он не перестанет Им быть, Он отделит от Себя ещё искру, которая начнёт весь путь эволюции с самого начала. Когда говорят о бессмертии души её просто путают с духом. Хотя количество погибших душ за отведённый промежуток времени ничтожно мал, всё равно есть риск её потерять. И в тоже время, когда душа воссоединяется с духом, она воистину становится бессмертной. Также не стоит путать духовного человека с душевным.

 

«Помните, что душа всегда добра; ей может не хватать Знаний в трёх мирах, поэтому она может быть несовершенной, но зла в ней нет»

 

«Дух Мой уже среди вас и учит живых, мёртвых не замечая»

 

 

selfpickup.ru

Азбука Спасения - Душа есть дух

 

Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом — как образ Божий своим Первообразом — удовлетвориться не может. 

Святитель Тихон Задонский

 

 

 

Святитель Тихон Задонский 

Душа есть дух, потому не утоляется ничем земным

Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом — как образ Божий своим Первообразом — удовлетвориться не может. От Бога произошла, в Боге и находит удовлетворение. Нет таковой вещи, которою бы утолиться могла, кроме Бога.

Все в своем месте упокоевается: тело на земле, как взятое от земли; воздух к воздуху идет; огонь стремится в высоту; птица на дереве, рыба в воде имеет себе упокоение; душа же, как дух, — в своем Первообразе – Боге. Солнце, луна, звезды и все небо хороши и прекрасны, но радуют тело, земля со всеми плодами и украшением своим хороша, но утоляет тело, вода хороша, но прохлаждает тело; сладко пение птиц, но сладко для тела; приятна музыка, но приятна телу; пища и питие хороши, но то и другое насыщает и прохлаждает тело. Так и о прочих творениях понимай. Но души ничто созданное утолить, насытить, прохладить, утешить и возвеселить не может. Есть иной покой, которым она успокаивается, есть пища, которою питается, есть питие, которым прохлаждается, есть свет, которым просвещается, есть красота, которою увеселяется, есть центр, к которому стремится и, достигнув его, ничего более не ищет. Бог и Его божественная благодать – все для души: покой, пища, питие, свет, слава, честь, богатство, утешение, радость, веселие и все блаженство, которым тогда удовлетворится, когда найдет его. И чем более ныне ищет Его, тем более желает Его, и до тех пор будет желать и желаемого искать, пока лицом к лицу не увидит. И тогда, чем более будет пить от этого живого и приснотекущего Источника, тем более будет жаждать Его, без страдания и без пресыщения, всю Вечность. Бог чем более видится, тем более желается. Поэтому и бывает, что духовной печали души ничто не может утешить, кроме Бога и Его святого слова.

Нет тебе части с землею, тебе, небесной. Ты – образ Божий, ищи свой Первообраз. Ибо, подобное стремится к подобному: воды текут в море, прах возвращается в землю, птицы с птицами, и звери со зверями, и скоты со скотами, и рыбы с рыбами, и человек с подобным себе человеком, то есть добрый с добрым,и злой со злым водится, и все ищет подобного себе. Ищи и ты Того, Кому подобна, и стремись к Нему, как огонь в высоту. Там твой покой, здесь не найдешь покоя. Весь свет обойди, ничего не найдешь, что бы тебя удовлетворило. ...Ты, душа моя, не найдешь здесь в этом мире себе покоя. Все прекрасное мира сего есть тленное вещество, суета, прах, земля – все ценное в нем. Ты – дух невещественный, бессмертный, нет тебе никакого покоя в них. Дух не упокоевается в веществе, но дух в Духе находит покой... Небо и весь свет не удовлетворят тебя, ибо нет подобия между тобою и светом. Обратись же к твоему Создателю, Который тебя по образу Своему сотворил. В Нем одном твой покой обретешь, как в своем центре.

Дух бессмертен, потому утоляется не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством. Так бедный человек, потеряв Источник живой воды – Бога, копает мутные колодцы в созданиях и от них ищет прохлады своей душе! Но копай, копай, бедная душа, сколько хочешь этих колодцев – твоей жажды от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать. Знаешь ли, где найти живую воду? Слышишь, вот призывает к Себе живой Источник: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37), и еще: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). От этого Источника черпает душа и прохлаждается, напояется и увеселяется так, что уже не жаждет вовеки. Христос обретает покой в душе человеческой, и душа обретает покой, когда Христос посещает ее.

 

 

 

 Святитель Феофан Затворник

Душа и дух

Если б я говорил, что у нас внутри душа, да и только, и потом прибавил, что она одинакового происхождения с душою животных, то следовало бы смутиться. А я говорю, что у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту человека. Следовательно, тут нечем смущаться, опасаясь низвесть человека в ряд животных. Обычно мы говорим: душа-душа. А по существу дела следовало бы говорить «душа-дух» или «дух-душа». Принимая слово «душа» яко дух-душа... я никак не скажу, что она одного происхождения с душою животных, ибо дух от Бога, а принимая ее отдельно от духа, говорю так.

Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? — Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек — Ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отраждаются от родителей или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть.

Св. отцы различают дух, душу и тело: Антоний Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. Они не говорят, какого свойства суть души наши. Но, сопоставляя то, что пишет св. Антоний о родах живых тварей, нахожу, что, по его разуму, душа наша одной природы с душою животных.

Душа животного и человека; отношение духа к душе

Душа — существо духовное — не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особная личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим.

Дух человека. Душа мира и животных

О мире я так думаю. Основа мира вещественного — атомы. Но атомы не все одинаковы: они разные, как разные стихии. Сами, однако ж, они ни движения, ни соединения взаимного иметь не имеют. Все производят действующие в них силы. Какие это силы? Я допускаю лествицу невещественных сил душевного свойства. Взаимное притяжение, химическое сродство, кристаллизация, растения, животные производятся соответствующими невещественными силами, которые идут, возвышаясь постепенно. Субстракт всех сих сил — душа мира. Бог, создав сию душу невещественную, вложил в нее идеи всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их, по мановению и возбуждению Божию.

Душа создана вместе со словом: да будет свет! Свет сей — эфир — есть оболочка души. Словами да будет творилось нечто новое... Во второй день — твердь. Когда Бог говорил: да изведет земля... то Ему внимала душа мира и исполняла повеленное. Она выделяла из себя всякого рода растительные души, которые и дали разнообразные растения и потом стали воспроизводить их по роду своему. То же по слову Божию: да изведет земля душу живу всякую, — душа выделила души животных, которые и произвели разные роды животных. Когда надлежало сотворить человека, то не земле дается повеление: да изведет, а в тайне Пресвятой Троицы произносится: «Сотворим...» Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животною. В сию душу вдунут дух — Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать и в Нем все свое довольство иметь и ни в чем, кроме Его. Сей дух, соединяясь с душою животного, поднял ее над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет как у животных... до смышлености, а далее начинается ряд сил хоть душевного свойства, но выше души... рассудок, воля, вкус. Еще далее — страх Божий, совесть, недовольство тварным, стремление к Богу. Это совсем отрешенные от души проявления духовные. Можно еще между душою и духом поместить душевно-духовность: идеальничающий ум, перестраивающая все заново воля и творчество (в искусствах). Это гениальность с умовой, практической и художественной стороны.

Дух в душе или душа в духе

Это все естественные проявления. Они очень не в настоящем виде являются на опыте по причине расстройства сил в падении. Благодатные действия являют дух и духовность в настоящем их виде. Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира. А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горе — это по смерти. Так вот где вашей химии источник. В некоей химической душе. В этой душе есть инстинктивно чуемый образ того, что надо сделать из стихий. Она их забирает и строит свое. В растении есть и химическая душа. Но она в услужении у души растительной. В животном есть они обе, но состоят в услужении у души животной. Или так: душа животных, умея действовать как животное, умеет и то производить, что свойственно душе растительной и химической. Равно растительная душа, умея делать свое, умеет делать и химическое.  

 

 

 

Осипов Алексей Ильич 

Доктор богословия. Профессор МДА

Душа вступает там в единение с миром духов...

Душа, будучи по природе жительницей того мира, освобождаясь от дебелого тела, становится способной свойственным ей образом видеть тот мир. Там душе всё открывается. И если, как пишет апостол Павел, в земных условиях мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, то там лицем к лицу (1 Кор. 13:12) - то есть так, как есть в действительности. Это видение или познание, в отличие от познания земного, носящего в основном характер внешний, объективный, приобретает по смерти тела характер сопричастности познаваемому.

Сопричастность в данном случае означает единение познающего с познаваемым. Душа вступает там в непосредственное общение, единение с миром духов, поскольку сама является таким же духом. Но с какими духами соединяется душа? - С теми, которым она в наибольшей степени подобна по своему духовному состоянию. Можно полагать, что каждая добродетель имеет своего духа, своего ангела - так же, как и каждая страсть имеет своего духа, своего демона.

Как можно понять происходящее с душой (по исходе из тела) в период с 3-го по 9-й день? Почему-то обычно считают, что душа испытывается только на мытарствах. Однако, нет сомнений, что душа познается не только в искушениях злом, страстями, но и когда оказывается перед лицом добра. Разница лишь в том, что первое сопряжено с видением демонов, их угроз и потому со страданиями, а второе, напротив, восхищает душу созерцанием красоты добродетелей ангелов, святых, их любви. Но и в этом случае душа «сдает экзамены».  В чем они заключаются? В выявлении того, какие добрые свойства приобрела душа во время земной жизни, к чему высокому, чистому она стремилась, каким идеалам служила.

Так вот, после трех дней начинаются эти своего рода испытания личности на добро. Душа проходит перед лицом всех добродетелей (по Апостолу, это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и т.д. – Гал. 5:22). Например, оказывается перед лицом милосердия. Воспримет ли она его как ту духовную драгоценность, к которой стремилась, хотя бы и не смогла в полноте осуществить ее в условиях земной жизни, или, напротив, приобретенная жестокость оттолкнет душу от этой добродетели, как от чего-то чуждого и неприемлемого? Соединится ли она с духом милосердия или отвергнет его? Так, в течение шести земных дней происходит испытание души на предмет ее отзывчивости на добро, на любовь, на целомудрие… В результате этого «экзамена» она уже без «розовых очков» увидит всё свое действительное добро, а не мнимое, увидит подлинное лицо своих добродетелей и добрых дел.

Это будет иметь огромное значение для ее последующего самоопределения. Несомненно, по меньшей мере, одно, что душа, стремившаяся в своей земной жизни к истине, правде, любви, и увидевшая здесь всю их божественную красоту, конечно же, устремится к ним всеми своими силами и станет единой с ними в меру своей духовной чистоты. И потому она уже не будет испытываться на мытарствах, как об этом свидетельствует и Сам Господь (Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь – Ин. 5:24), и пример святых, которые прямо восходили в обители небесные. Отсюда становится понятным, почему души усопших вначале познают рай, а не ад - зачем душе, показавшей произволение к Богу и способной принять Царство Божие, переживать соприкосновение со злом, с отвратительным безобразием, с демонами?

Самый замечательный пример – благоразумный разбойник. Он первый, вошедший в рай без искушения мытарствами, хотя по всем земным меркам справедливости должен был подвергнуться им во всей силе. Этот факт говорит о великом значении Жертвы Христовой, освобождающей каждого искренне смирившегося и кающегося от власти, и мучений демонских, как в земной жизни, так и по смерти. Потому можно твердо верить, что христиане, живущие по евангельской совести, уже в девятый день наследуют жизнь вечную, избегнув всех мытарств.

 

azbukaspaseniya.ru

Душа и дух

Душа является нашей стержневой сущностью, источником жизни. Она служит внутренним навигатором в жизненном путешествии, указующим путь эволюции. Она обеспечивает нашу энергетическую жизнеспособность, вдыхает жизнь в физическое тело и помогает переживать самые мрачные времена, даруя утешение, надежду и вдохновение. Она наш внутренний целитель, контролирующий работу тела во время болезни.Душа взывает к нам посредством интуиции, предлагая бесконечное множество возможностей, предостерегая о возникновении нездоровых мыслей или неверно избранном пути. В ней записана история всего, что происходило с нами на земном физическом плане — как в этой жизни, так и в прошлых воплощениях.Душу нельзя увидеть, но можно ощутить посредством живой материи нашего тела и мыслей. Она пользуется ими обоими как средством физического выражения, давая возможность нашей духовной природе проявиться во внешнем мире. Во многих религиозных учениях душа описана как Сердце Бога, Небесная Колесница, соединяющая нас с Источником и Вселенной, а также как средство личной эволюции и духовного развития. Главное для нее — качество жизни и отношения, которые у нас складываются с другими. По мере того как одни циклы бытия сменяются другими, душа ведет энергетические записи всего происходящего с нами в наших клетках и энергетическом теле. Эти уроки имеют колоссальную важность; они — истинный дар жизни.Посредством возникающих в уме мыслей душа извещает нас, когда мы действуем в согласии с нашей духовной природой, а когда нет. Ей на помощь приходят эмоции: когда мы счастливы, радостны и довольны, мы с ней созвучны. Если же мы рассержены, подавлены и не удовлетворены — этого нет. Эти послания легко прочесть: все, что требуется от нас, это настроиться на волну собственных эмоций.Всякого рода боли, неприятные ощущения, напряжение, стресс, эмоциональные кризисы, негативные телесные проявления и сами болезни — все это попытки души привлечь наше внимание к нездоровым мыслям. Их задача — повысить наше осознание существующего сопротивления, нежелания или неготовности изменить отжившие модели, отпустить прошлое и выйти за пределы зоны комфорта и всего привычного.Когда с нами случается что-то из перечисленного, это не значит — ни в коем случае, — что душа желает причинить телу вред. Она понимает, что, будучи людьми, мы имеем склонность порождать мыслеформы, вызывающие ограниченность мышления. Мы поддаемся желанию поглубже спрятать эмоциональные раны, питающие наш страх перемен и порождающие неуверенность в себе. Душа прекрасно осведомлена: чтобы мы сделали шаг вперед в развитии личности и духовности, нас нужно пнуть чуть посильнее, вот она и пользуется разными телесными неприятностями, чтобы донести до нас необходимость что-то в своей жизни изменить.В процессе эволюции именно душа вызывает к жизни все события и определяет Божественную работу, которую нам предстоит совершить, давая возможность учиться, расти и преодолевать нездоровые привычки мышления. Это позволяет нам изменять ограничивающие модели поведения, мешающие нам наслаждаться желаемым состоянием здоровья и качеством жизни. Когда энергия души покидает тело в момент смерти, все, что остается, — это физическая оболочка, тут же начинающая разрушаться и разлагаться. Душа возвращается к своей энергетической природе и ожидает новой возможности возродиться в физическом теле.

ДУХ

Дух — это энергетическая линия жизни между душой, умом и физическим телом. Он выступает «коммуникативным интерфейсом» между ними и дает возможность душе выражать свои побуждения посредством человеческого опыта. Дух — это аура, образующая энергетическое тело, которое окружает и пронизывает физическое тело человека. Он соткан из вибраций; своими волнообразными колебаниями и энергетическими рисунками он воспроизводит обитель души и магнетически привлекает события, способствующие личностному росту и продвижению души по пути ее эволюции.Он невидим, однако его присутствие ощущается через живую материю физического тела. Являясь интерфейсом для ума, дух, между тем, не вносит свой вклад в порождение мыслей наравне с душой. Он выступает скорее передатчиком этих мыслей во внешний мир, а затем принимает их в виде информации, соединенной с энергией, которая не доступна восприятию физическими органами чувств.Дух занимает то же пространство, что и физическое тело, и создает электромагнитную оболочку души. Эта структура, пусть и скрытая от обычного глаза, повторяет физическое тело и соединяет его в единое целое с душой. Соответственно, то, что влияет на одно, влияет и на другое. Раз нездоровые мысли рушат защитные силы физического «Я», открывая его всем недугам, то и энергию духа они портят — блокируют ее, мешая духу выступать интерфейсом для души, ума и тела.Дух — это энергетический «переводчик» побуждений души, отвечающий за распределение их по телу. Вибрации духа, как и вибрации души, более тесно связаны с той частью головного мозга, которая пользуется символами и метафорами, а также эмоциями для обратной связи. Он — независимый посредник между душой и умом, и его основная задача — следить за тем, чтобы создаваемое нами в уме передавалось вовне. Это и позволяет нашим мыслям возвращаться к нам в виде событий. Вместе душа и дух составляют энергетическое тело — внутренний отражатель происходящего во внешнем мире.Дух не просто наблюдает за тем, что болезнь делает с телом. Он рисует расширенную картину: как проблема влияет на способность души выполнять ее эволюционную задачу. Благодаря своей вибрационной природе он воздействует на тело, чтобы устранить все, что мешает душе проявить себя физически. Поскольку дух не может повлиять на качество порождаемых нами мыслей, он отражает их влияние на нас — ментально, эмоционально и физически. Так привлекается внимание к разобщенности души, ума и тела. Эта утрата единства может проявить себя усталостью, недомоганием, смятением мыслей, взрывом эмоций или депрессией.В момент смерти дух открывает душе путь, по которому она, покидая тело, вновь перемещается в царство Света и энергии.

Кэрол  Ритбергер

Похожие статьи

astro-germes.com

Тело, Душа, Дух — часть 1

Каждый человек имеет представление о том, что такое физическое тело. Оно пребывает в нашей материальной вселенной, и его реальность не вызывает у нас сомнений. А вот «душа», и тем более, «дух», для сознания большинства современных людей  — явления непонятные, а для некоторых – и вовсе недоступные.

Наша речь пестрит старинными оборотами с упоминанием этих слов, но истинная суть их  затерялась где-то в глубине веков. Так же, как большинство наших пословиц и поговорок, значение слов «душа» и «дух» урезалось и исказилось. В повседневной речи  эти понятия стали для нас взаимозаменяемыми, и мы перестали их различать, а потом и замечать… Но где-то в скрытых уголках сознания каждого из нас хранится это важное знание.  Я предлагаю извлечь его на свет божий, и отряхнуть от всего налёта чужих домыслов, убеждений и верований.

Начнём с более близкого нам понятия – «душа». Если Вы произнесите это слово и вслушаетесь в  свои ощущения, скорее всего Вы найдёте в его звучании нечто мягкое, женское, чувственное, лёгкое.  В памяти всплывут эпитеты, которые мы используем в сочетании со словом «душа»: «светлая, чуткая, ранимая, мягкая, чёрствая, гнилая». Мы знаем, что есть люди  «большой души», а есть те, у кого «мелкая душонка» или совсем «бездушные».

Качества души мы определяем по способности человека сочувствовать, сопереживать, дарить любовь и заботу. Чем более восприимчивы мы к чувствам другого человека, тем более чуткая наша душа. Чем больше существ мы можем взять под своё крыло, тем она шире. Когда мы закрываемся от других и заботимся только о себе, душа черствеет. Погружаясь в низкие эмоции и замышляя зло – прогнивает и движется к полному разложению.

Наша Душа живёт своей жизнью – она «болит, мечется, изнывает, рвётся на части, стремится на волю, просит праздника». Иногда всё это вопреки разуму и вразрез с состоянием тела. Переживание чувственного опыта  — смысл её жизни.  Но не путайте чувства души с эмоциями и ощущениями тела.

Для получения телесного опыта нам нужен непосредственный физический контакт. Чем более плотный контакт, тем более интенсивные ощущения. Душе же необходимо соприкосновение с более тонкими вибрациями: звуком, запахом, цветом, флюидами, исходящие от другого человека, энергетикой места. И чем глубже они проникают в душу, тем сильнее её чувства.

Если тело стремится прикоснуться, то Душа жаждет соединиться и слиться. Чтобы познать в полной мере чувства другого существа ей нужно стать с ним одним целым. И тогда чужие радости и горести превращаются в её собственный опыт, расширяя и обогащая его.

Душа, так же как наше тело, стремится к наслаждениям. Удовольствие для тела – это ощущение наполненного желудка, стимуляция «эрогенных зон», полное расслабление или наоборот, активность, стимулирующая выработку адреналина. Удовлетворение души – в созвучных ей вибрациях: приятных ароматах, сочетаниях цветов, чарующих мелодиях, душевной беседе и  в тех состояниях, которые позволяют ей переживать единство со всё большим числом живых существ.

Душа так же точно привязывается к источникам своих наслаждений – любимым людям, местам, занятиям, как и тело к сахару, алкоголю, наркотикам. Это приводит к страданиям. Зачастую именно боль души мы стремимся компенсировать телесными удовольствиями. Конечно, бывает и наоборот.

Давайте сравним боль физического тела и душевную. Болевые ощущения в теле – это сигнал о нарушении целостности тканей или превышении порога чувствительности рецепторов: слишком сильное давление, слишком громкий звук, прикосновение к чрезмерно горячему или холодному.  Душа «болит» от сильных давящих чувств и от разрыва с тем, с чем она успела соединиться и к кому умудрилась прирасти.

Телу Души присущи и свои болезни. Они вызываются всё тем же нарушением целостности её границ, рождающим кровоточащие раны, отравлением негативными эмоциями, всевозможными паразитами в виде тонкополевых сущностей и нарушением обмена энергией между душой, телом и окружающим пространством. Все эти болезни находят своё отражение в физическом и ментальном телах. И мы безуспешно пытаемся лечить последние, когда причина находится совсем на другом уровне.  Если душа не дышит, вы не вылечите астму и бронхит. Не поборите алкоголизм, пока в теле души сидят паразиты.  Не пройдёт боль в груди, пока не затянется душевная рана.

Иногда  мы теряем ощущение границ собственной души, ослабляем естественную защиту, и тогда становимся ранимыми. Посторонний, а иногда и близкий человек, вторгаясь в интимное пространство наших чувств, по неосторожности или невежеству может ранить нас в самое сердце. Слишком близко соприкасаясь с потёмками чужой души, мы подхватываем всевозможные «болячки».  Потом нам приходится сражаться с ними, нарабатывая иммунитет или способы защиты.

Такие испытания проходит каждый в своём развитии. В юности мы  учимся управлять своими чувствами и эмоциями так же, как в детстве своим телом. «Спотыкаясь и падая» в отношениях с другими людьми, мы получаем травмы, а иногда и задеваем тех, кто рядом.  Этот опыт призван сделать нас  более внимательными и осторожными по отношению к чувствам окружающих и в проявлении собственных. Совершая ошибки и испытывая боль, мы должны научиться с уважением принимать чужое несовершенство и страдания.

Зрелость Души определяется  разнообразием и глубиной  чувственного опыта, а также тем, как она его использует. Уверенные, уравновешенные, гибкие, в меру интенсивные проявления чувств завораживают нас так же, как движения хорошего танцора, мастерски управляющего своим телом.

Но не этому нас зачастую учат взрослые, да и всё общество, коллективная Душа которого замерла на стадии эгоцентричного ребёнка. Как младенцы, неспособные оценить все тяготы забот своих родителей, мы круглосуточно требуем от окружающих душевного тепла, взамен  не давая даже простого спасибо. Наш душевный обмен, подобно общению малолетних бандитов,  сводится к плевкам друг другу в душу. При этом ценится количество, объём, изощрённость и меткость попаданий.

Большинство людей настолько зацикливаются на своём теле, развитии ума и неких сверхспособностей, что абсолютно забывает о самом главном – росте Души. Некоторые даже пытаются перепрыгнуть этот процесс, переключившись сразу на «духовное развитие». Важно помнить, что незрелая душа часто путает «истинное светило со светом лампочки» и ловится на псевдодуховные учения, собирающие свою жатву.

Перед тем, как пускаться на поиски высокой духовности, познакомьтесь поближе со своей Душой, прислушайтесь к ней. Её язык – это искренние неэгоистичные чувства.  Её голос — это голос Совести. Многие из нас разучились слышать и понимать свою Душу, ориентируясь только на доводы Разума и ложного Эго. Мы заглушаем её крики о помощи, искренние порывы, стремление реализовать свою миссию на Земле, и  погрязаем в депрессиях и неудовлетворённости.

Помните, что Вы не человек разумный, обладающий душой, а Душа, обладающая человеческим телом и разумом.

tara.center


Смотрите также