День Святой Троицы. Эль греко сошествие святого духа


Эль Греко.

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

 (700x541, 179Kb)

"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). 

 (569x699, 136Kb)

"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

 (543x698, 163Kb)

"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

 (498x699, 118Kb)

"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 (531x699, 118Kb)

"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание

 (699x513, 70Kb)

"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург

 (603x699, 133Kb)

"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

 (638x699, 179Kb)

" Снятие пятой печати" 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция 

 (626x699, 177Kb)

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

 (401x698, 145Kb)

"Благовещение" 1596-1600

 (549x699, 133Kb)

"Иоанн Евангелист" 1595-1605

 (565x698, 223Kb)

"Погребение графа Оргаса" 1586

 (478x699, 131Kb)

"Поклонение пастухов" 1610

 (569x699, 129Kb)

"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"

 (530x699, 161Kb)

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

 (567x699, 149Kb)

"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595

 (475x699, 158Kb)

"Мученичество святого Маврикия" 1581

 (699x586, 77Kb)

"“Изгнание торгующих из храма”

 (425x698, 131Kb)

"Троица 1577-1579" 

 (385x700, 131Kb)

"Святой Мартин и нищий" 1597-1599

 (513x699, 107Kb)

"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595

"Святой Иосиф с юным Христом"

 (699x541, 155Kb)

"Лаокоон" 1604-1614

 (528x699, 105Kb)

"Мария " фрагмент "Святого семейства"

 (382x698, 61Kb)

"Крещение Христа"

 (389x698, 104Kb)

"Иоан Креститель"

 (665x700, 157Kb)

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"

"Апостол Пётр"

 (550x700, 44Kb)

"Апостол Лука, как художник" 1608

 (539x699, 61Kb)

"St. Matthew Апостол Матфей"

 (438x571, 277Kb)

"Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614"

 (538x699, 124Kb)

"Апостол Павел" 1614

 (500x675, 208Kb)

"Апостол"

 (338x450, 27Kb)

"Apostle St. James the Greater Giclee"

 (559x700, 109Kb)

"Женский портрет"

 (565x699, 23Kb)

"Рыцарь с рукой на груди"

 (700x549, 184Kb)

"Христос, исцеляющий слепого" 1577

 (456x698, 59Kb)

"Святое семейство" 1594-1604

 (474x699, 127Kb)

"Мадонна заступница" 1603

 (700x567, 154Kb)

"Моление о чаше"

"Благовещение" 

 (412x698, 56Kb)

"Совлечение одежд"

 (372x699, 112Kb)

"Распятие"

 (560x700, 57Kb)

"Св. Иероним, как кардинал" 1600

 (464x600, 66Kb)

"Портрет дамы с цветком"

"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"

 (699x505, 31Kb)

"Портрет Джулио Кловио"

 (699x578, 72Kb)

"Тайная вечере"

 (318x699, 44Kb)

"Воскресение"

 (489x699, 63Kb)

"Благовещение Марии"

 (418x699, 145Kb)

"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"

 (542x699, 190Kb)

"Поклонение имени Христа"

 (401x698, 63Kb)

"Поклонение пастухов" 1600

 (508x699, 53Kb)

"Святой Себастьян" 1610-1614

" Портрет художника Хорхе Мануэля"

 (519x699, 123Kb)

"Папа Пий IV" Париж, частное собрание

 (576x699, 57Kb)

"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600

 (481x699, 69Kb)

"Кающаяся Мария Магдалина"

"Святое семейство" ок. 1577-1579

 (410x614, 50Kb)

 (467x683, 36Kb)

"Иисус"

 (545x698, 43Kb)

"Христос на кресте" ок. 1577

 (700x524, 134Kb)

"Пиета"

 (300x699, 38Kb)"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо   http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124231173/

art.mirtesen.ru

День Святой Троицы. Религии — Путеводитель по Израилю

Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы, называемый Троицын день, празднуют в следующее воскресенье.

Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы, отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2:1, на 50 день после Пасхи.

В Новом Завете

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме,

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

—Деян.2:2-4

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление.

Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов».pinterest button Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Эль Греко (1541–1614), Public Domain

Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина»  (Деян.2:13). В ответ на такую реакцию:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».—Деян.2:14-18

Название и толкование

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).

Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его»  (Деян.1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет:

«Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

Как богословский термин «харизма» — это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.

Иконография

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы.

Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)pinterest button Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век) unknown, Public Domain

В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника).

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:

  • 12 апостолов, причём место Иуды Искариота занял Матфий;
  • иногда — Богородица (появляется на иконах с XVII века, но известна и по миниатюрам VI века).

Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа — отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию, связанную с переносом на плоскость традиционной подкупольной композиции Сошествия, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь.

Здания, написанные на фоне, — изображение первого этажа дома в Иерусалиме, где имело место чудо. Кроме того, нередко можно увидеть аллегорию вселенной, лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян.2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня.

Сошествие Святого Духа(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)pinterest button Сошествие Святого Духа(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век) anonimus, Public Domain

В нижней части иконы в тёмном пространстве может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа (иногда это пространство оставляется пустым, ассоциируясь с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых). Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян.2) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, отпавшего Иуды (ср. Деян.1:16) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Традиционным толкованием образа царя является образ народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь. В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос».

К Троице (Сергей Коровин, 1902 год)pinterest button К Троице (Сергей Коровин, 1902 год) [показать]Сергей Алексеевич Коровин (1858–1908), Public Domain

По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:

«…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот».

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии.

guide-israel.ru

Великая Испания. Эль Греко - Журнал обо всём

. Это цитата

Великая Испания. Эль Греко

Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит, ( родился в Ираклионе в 1541 году) - художнике эпохи Позднего Возрождения.Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.

Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Одна из самых любимых картин Эль Греко - пейзаж "Вид Толедо" 1604-1614

Вид Толедо. 1604—1614. Музей Метрополитэн, Нью-Йорк (624x700, 81Kb)

Автопортрет (669x700, 127Kb)

Предполагаемый "Автопортрет" Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк

damazkwiatemwew322osachok15901 (464x600, 66Kb)

Апостолы Петр и Павел, 1592 (604x700, 111Kb)

"Апостолы Петр и Павел" 1587-1592, Эрмитаж

el_greco_poet_ercilla_y_zuniga_1590_1600 (659x700, 311Kb)

"Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga" 1590-1600

El Greco The burial of Count Orgaz (570x700, 207Kb)

"The burial of Count Orgaz" / "Погребение графа Оргаса" 1586

18141-190604-469e8688b36d89f688fd4174f6e988e4 (450x375, 77Kb)

Святое семейство 1585 (582x700, 148Kb)

"Святое семейство" 1585

Дама в меховой шубе 1577 - 1580 (542x700, 130Kb)

"Дама в мехах" 1577-1580

Вероятно, «Дама в мехах» - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.

Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

Святое семейство со святой Анной и младенецем Иоанном Крестителем 1595 - 1600 (446x700, 115Kb)

"Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем" 1595 - 1600

Христос как Спаситель 1610 - 1614 (536x700, 139Kb)

"Христос как Спаситель" 1610 - 1614

Мадонна с младенцем и Святой Martina и Святой Агнес 1597 - 1599 (384x700, 116Kb)

"Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес" 1597 - 1599

Поклонение пастухов 1612 - 1614 Музей Прадо (389x700, 111Kb)

"Поклонение пастухов" 1612 - 1614, Музей Прадо

Мученичество святого Маврикия 1580 - 1582 (457x700, 181Kb)

"Мученичество святого Маврикия" 1580 - 1582

El_Greco_Christ_on_the_Cross_Adored_by_Donors_1585_90 (454x700, 116Kb)

"Christ on the Cross Adored by Donors" 1585-1590

el_greco Сошествие Святого Духа (300x700, 80Kb)

"Сошествие Св. духа" 1604-14, Прадо

El Greco. La Piedad (1575-77) (507x700, 80Kb)

"La Piedad" 1575-1577

80dad8c6d269 (410x614, 50Kb)

Благовещение (507x700, 59Kb)

"Благовещение"

Коронация Богоматери 1591 - 1592 Прадо (700x687, 149Kb)

"Коронация Богоматери" 1591 - 1592, Прадо

4676686_el_greko (467x683, 36Kb)

el_greco_christ_healing_the_blind_1577_8 (700x549, 184Kb)

"Чудо исцеления слепого" / "Сhrist healing the blind" 1574-1578 Метрополитен

el_greco Тайная вечаре (700x578, 72Kb)

"Тайная вечеря"

Молитва святого Доминика 1585-1590 (531x700, 100Kb)

"Молитва святого Доминика" 1585-1590

greco Святое семейство (574x700, 139Kb)

"Святое семейство"

Благовещение Марии (489x700, 63Kb)

"Благовещение Марии"

Портрет Антонио де Коваррубиас (460x571, 70Kb)

"Портрет Антонио де Коваррубиас"

el_greco_baptist (389x700, 81Kb)

"Иоанн Креститель"

El_Greco Христос на кресте. Ок. 1577. (546x700, 121Kb)

"Христос на кресте" Ок. 1577

greco6 (464x600, 74Kb)

"Портрет кавалера с рукой на груди" 1577–1579

Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

Портрет монаха Ортенсио Парависино (570x700, 110Kb)

"Портрет монаха Ортенсио Парависино" 1609

Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

Мадонна покрова (475x700, 56Kb)

"Мадонна покрова"

Рождество Христово (487x700, 121Kb)

"Рождество Христово"

Поклонение пастухов 1610 (479x700, 112Kb)

"Поклонение пастухов" 1610

Распятие (372x700, 101Kb)

"Распятие" 1596

la Pieta (700x528, 116Kb)

"Пьета"

Resurreccion_ ВОСКРЕСЕНИЕ Prado (318x700, 89Kb)

"Воскресение" 1584-1594

Святая троица. 1577-79. Музей Прадо (396x700, 118Kb)

"Святая троица" 1577-79, Музей Прадо

Иоанн Богослов. 1595-1605 (563x700, 54Kb)

"Иоанн Богослов" 1595-1605

Эсполио (Срывание одежд с Христа). 1577–1579 Catedral de Toledo (413x700, 56Kb)

"Эсполио" (Срывание одежд с Христа) 1577–1579

Portrait of the Artist's Son Jorge Manuel Theotokopoulos (488x700, 36Kb)

"Portrait of the Artist's Son Jorge Manuel Theotokopoulos"

Святая Вероника с Нерукотворным Образом. (665x700, 152Kb)

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом" 1579

Portrait of a Cardinal (435x700, 137Kb)

"Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara"

Антонио де Коваррубиас ок. 1600, Париж , Лувр (587x700, 42Kb)

"Антонио де Коваррубиас" ок. 1600, Париж , Лувр

Диего де Коваррубиас (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва , 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко (577x700, 48Kb)

"Диего де Коваррубиас" (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва , 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко

Поклонение имени Иисуса (432x700, 618Kb)

"Поклонение имени Иисуса" или "Видение Филиппа ІІ"

6 (500x640, 163Kb)

"Благовещение"

A Prelate by El Greco, 1605 (586x700, 50Kb)

"Портрет прелата Франциско де Пиза" 1601-1609

El Greco - Coronation of the Virgin, 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection (600x453, 80Kb)

"Coronation of the Virgin" 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection

8 (700x473, 57Kb)

lКрещение Христа (402x700, 98Kb)

"Крещение Христа"

Моление о чаше (650x580, 161Kb)

"Моление о чаше"

Giulio Clovio (700x505, 31Kb)

"Giulio Clovio"

El_Greco_Апостол Лука Панселина (553x700, 102Kb)

"Апостол Лука Панселина" 1602-1606

Св.Иероним. как кардинал.1600 (560x700, 119Kb)

"Св.Иероним, как кардинал" 1600

Святое семейство с Марией Магдалиной (531x700, 138Kb)

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

Благовещение (501x700, 55Kb)

"Благовещение"

Благовещение .. (377x700, 55Kb)

"Благовещение"

Благовещение detail 1 (700x513, 67Kb)

"Благовещение", деталь верхней части картины

Эль Греко - Христос на кресте 1600 - 1610 (429x700, 70Kb)

"Христос на кресте" 1600 - 1610

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины "Пир у Симона-Фарисея" (Чикаго, Институт искусств), "Вознесение Марии" (Толедо, церковь Санта Крус), "Встреча Марии и Елизаветы" (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера "Снятие пятой печати" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

Christ on a cross 1610 (402x700, 74Kb)

"Христос на кресте" 1610

Святой Ильденфонс 1610-1614 Эскориал (323x700, 98Kb)

"Святой Ильдефонс" 1610-1614 Музей Эскориал

Вознесение Марии. 1612-1613 (335x700, 102Kb)

"Вознесение Марии" 1612-1613

Пир в доме Симона 1608 - 1614 (491x700, 173Kb)

"Пир в доме Симона фарисея" 1608 - 1614

Снятие пятой печати 1610-1614 (638x700, 152Kb)

"Снятие пятой печати" 1610-1614

Лаокоон ок.1610 Вашингтон, Национальная галерея (700x553, 131Kb)

"Лаокоон" ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея

Христос Распятый на фоне Толедо 1604 - 1614 (427x700, 85Kb)

"Христос Распятый на фоне Толедо" 1604 - 1614

Обручение Марии 1613-1614 Будапешт (500x656, 141Kb)

"Обручение Богоматери" 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт

Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.

Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».

В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.

Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

Дворянин с рукой на груди 1580 Музей Прадо (541x700, 68Kb)

"Дворянин с рукой на груди" 1578 - 1580, Музей Прадо

Portrait of an Elder Nobleman 1584 -1594 (483x700, 117Kb)

"Портрет пожилого дворянина" 1584 -1594

Автопортрет. Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588 (495x700, 53Kb)

"Автопортрет" великого Эль Греко - Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588

kolybanov.livejournal.com

Эль Греко.

Эль ГРЕКО. Эль Греко.Александр_Ш_Крылов все записи автора

 (669x699, 150Kb)"Автопортрет"Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

 (700x541, 179Kb)

"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). 

 (569x699, 136Kb)

"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

 (543x698, 163Kb)

"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

 (498x699, 118Kb)

"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 (531x699, 118Kb)

"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание

 (699x513, 70Kb)

"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург

 (603x699, 133Kb)

"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

 (638x699, 179Kb)

" Снятие пятой печати" 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция 

 (626x699, 177Kb)

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

 (401x698, 145Kb)

"Благовещение" 1596-1600

 (549x699, 133Kb)

"Иоанн Евангелист" 1595-1605

 (565x698, 223Kb)

"Погребение графа Оргаса" 1586

 (478x699, 131Kb)

"Поклонение пастухов" 1610

 (569x699, 129Kb)

"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"

 (530x699, 161Kb)

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

 (567x699, 149Kb)

"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595

 (475x699, 158Kb)

"Мученичество святого Маврикия" 1581

 (699x586, 77Kb)

"“Изгнание торгующих из храма”

 (425x698, 131Kb)

"Троица 1577-1579" 

 (385x700, 131Kb)

"Святой Мартин и нищий" 1597-1599

 (513x699, 107Kb)

"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595

 (350x700, 130Kb)

"Святой Иосиф с юным Христом"

 (699x541, 155Kb)

"Лаокоон" 1604-1614

 (528x699, 105Kb)

"Мария " фрагмент "Святого семейства"

 (382x698, 61Kb)

"Крещение Христа"

 (389x698, 104Kb)

"Иоан Креститель"

 (665x700, 157Kb)

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"

 (554x699, 64Kb)

"Апостол Пётр"

 (550x700, 44Kb)

"Апостол Лука, как художник" 1608

 (539x699, 61Kb)

"St. Matthew Апостол Матфей"

 (438x571, 277Kb)

"Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614"

 (538x699, 124Kb)

"Апостол Павел" 1614

 (500x675, 208Kb)

"Апостол"

 (338x450, 27Kb)

"Apostle St. James the Greater Giclee"

 (559x700, 109Kb)

"Женский портрет"

 (565x699, 23Kb)

"Рыцарь с рукой на груди"

 (700x549, 184Kb)

"Христос, исцеляющий слепого" 1577

 (456x698, 59Kb)

"Святое семейство" 1594-1604

 (474x699, 127Kb)

"Мадонна заступница" 1603

 (700x567, 154Kb)

"Моление о чаше"

1270607547_pic56 (507x699, 134 Kb)

"Благовещение" 

 (412x698, 56Kb)

"Совлечение одежд"

 (372x699, 112Kb)

"Распятие"

 (560x700, 57Kb)

"Св. Иероним, как кардинал" 1600

 (464x600, 66Kb)

"Портрет дамы с цветком"

 (659x699, 113Kb)

"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"

 (699x505, 31Kb)

"Портрет Джулио Кловио"

 (699x578, 72Kb)

"Тайная вечере"

 (318x699, 44Kb)

"Воскресение"

 (489x699, 63Kb)

"Благовещение Марии"

 (418x699, 145Kb)

"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"

 (542x699, 190Kb)

"Поклонение имени Христа"

 (401x698, 63Kb)

"Поклонение пастухов" 1600

 (508x699, 53Kb)

"Святой Себастьян" 1610-1614

 (489x698, 122Kb)

" Портрет художника Хорхе Мануэля"

 (519x699, 123Kb)

"Папа Пий IV" Париж, частное собрание

 (576x699, 57Kb)

"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600

 (481x699, 69Kb)

"Кающаяся Мария Магдалина"

 (575x700, 115Kb)

"Святое семейство" ок. 1577-1579

 (410x614, 50Kb)

 (467x683, 36Kb)

"Голова Христа"

 (545x698, 43Kb)

"Христос на кресте" ок. 1577

 (700x524, 134Kb)

"Пиета"

 (300x699, 38Kb)

"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо   http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124231173/

s30556663155.mirtesen.ru

Эль Греко. - Эпоха Возрождения

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

 (700x541, 179Kb)

"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). 

 (569x699, 136Kb)

"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

 (543x698, 163Kb)

"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

 (498x699, 118Kb)

"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 (531x699, 118Kb)

"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание

 (699x513, 70Kb)

"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург

 (603x699, 133Kb)

"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

 (638x699, 179Kb)

" Снятие пятой печати" 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция 

 (626x699, 177Kb)

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

 (401x698, 145Kb)

"Благовещение" 1596-1600

 (549x699, 133Kb)

"Иоанн Евангелист" 1595-1605

 (565x698, 223Kb)

"Погребение графа Оргаса" 1586

 (478x699, 131Kb)

"Поклонение пастухов" 1610

 (569x699, 129Kb)

"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"

 (530x699, 161Kb)

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

 (567x699, 149Kb)

"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595

 (475x699, 158Kb)

"Мученичество святого Маврикия" 1581

 (699x586, 77Kb)

"“Изгнание торгующих из храма”

 (425x698, 131Kb)

"Троица 1577-1579" 

 (385x700, 131Kb)

"Святой Мартин и нищий" 1597-1599

 (513x699, 107Kb)

"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595

 (350x700, 130Kb)

"Святой Иосиф с юным Христом"

 (699x541, 155Kb)

"Лаокоон" 1604-1614

 (528x699, 105Kb)

"Мария " фрагмент "Святого семейства"

 (382x698, 61Kb)

"Крещение Христа"

 (389x698, 104Kb)

"Иоан Креститель"

 (665x700, 157Kb)

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"

 (554x699, 64Kb)

"Апостол Пётр"

 (550x700, 44Kb)

"Апостол Лука, как художник" 1608

 (539x699, 61Kb)

"St. Matthew Апостол Матфей"

 (438x571, 277Kb)

"Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614"

 (538x699, 124Kb)

"Апостол Павел" 1614

 (500x675, 208Kb)

"Апостол"

 (338x450, 27Kb)

"Apostle St. James the Greater Giclee"

 (559x700, 109Kb)

"Женский портрет"

 (565x699, 23Kb)

"Рыцарь с рукой на груди"

 (700x549, 184Kb)

"Христос, исцеляющий слепого" 1577

 (456x698, 59Kb)

"Святое семейство" 1594-1604

 (474x699, 127Kb)

"Мадонна заступница" 1603

 (700x567, 154Kb)

"Моление о чаше"

1270607547_pic56 (507x699, 134 Kb)

"Благовещение" 

 (412x698, 56Kb)

"Совлечение одежд"

 (372x699, 112Kb)

"Распятие"

 (560x700, 57Kb)

"Св. Иероним, как кардинал" 1600

 (464x600, 66Kb)

"Портрет дамы с цветком"

 (659x699, 113Kb)

"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"

 (699x505, 31Kb)

"Портрет Джулио Кловио"

 (699x578, 72Kb)

"Тайная вечере"

 (318x699, 44Kb)

"Воскресение"

 (489x699, 63Kb)

"Благовещение Марии"

 (418x699, 145Kb)

"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"

 (542x699, 190Kb)

"Поклонение имени Христа"

 (401x698, 63Kb)

"Поклонение пастухов" 1600

 (508x699, 53Kb)

"Святой Себастьян" 1610-1614

 (489x698, 122Kb)

" Портрет художника Хорхе Мануэля"

 (519x699, 123Kb)

"Папа Пий IV" Париж, частное собрание

 (576x699, 57Kb)

"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600

 (481x699, 69Kb)

"Кающаяся Мария Магдалина"

 (575x700, 115Kb)

"Святое семейство" ок. 1577-1579

 (410x614, 50Kb)

 (467x683, 36Kb)

"Голова Христа"

 (545x698, 43Kb)

"Христос на кресте" ок. 1577

 (700x524, 134Kb)

"Пиета"

 (300x699, 38Kb)"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо   http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124231173/

16-centure-ru.livejournal.com

Сошествие Святого Духа | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Св.Онуфрий

Отрочество Богоматери

Экстаз св.Терезы

Эта скульптурная группа установлена в римском соборе св.Петра, для создания которого Бернини много сделал и в качестве архитектора. Сюжет состоит в том, что ангел вонзает в сердце святой золотую стрелу. Этот знак приобщения к божественному началу вызывает у Терезы одновременно мучительный и сладостный экстаз: бессильно повисла рука, запрокинулась голова, с уст срывается крик желанной муки, а складки её монашеского одеяния извиваются в судорожном трепете.

 

Свою высшую цель спиритуализм видел в том, чтобы вырваться из тенёт земной оболочки, прикоснуться к небесному чуду. Непосредственным его выражением стал поворот к глубокой религиозности. Особенно ощутимо это было … в Испании, которая являлась едва ли не главным оплотом католицизма. Вот почему именно в испанской живописи находим особенно много соответствующих изображений. Одно из них, очень характерное – «Отрочество Богоматери»(около 1660), принадлежащее кисти Франсско Сурбарна (1598–1664).

 

Франсиско Сурбаран

В трогательном образе ребенка высвечена особая, целомудренная чистота и через неё – искренность и истинность религиозного чувства: поза и жест подчёркивают кротость, набожность, ангельский лик девочки. Всем этим своеобразно и впечатляюще раскрывается сакральное – очищенное от бытового, суетного, обращённое в «горние выси» (старинное слово горний используется для обозначения сугубо духовного понятия: находящийся в вышине, нисходящий с небес).

 

* * *

Подобно тому, что было во времена Средневековья, в искусстве вновь выдвигается фигура божьего человека, отшельника, аскета, ведущего затворнический образ жизни, отрешившегося от мирских соблазнов. Испанский художник Хуспе де Рибра ([Хусэпэ дэ Рибэра] 1591–1652) очерчивает типичный контур такой фигуры в картине «Св.Онуфрий» (1637).

 

Хусепе де Рибера

Дух смирения, истовость молитвы, тело, изнурённое постами, атрибуты религиозного подвижника (череп, чётки), достигшего высот духовного величия (жезл, корона) – всё говорит о полной отданности служению Богу.

 

Экспрессивнее и острее, чем кто-либо из живописцев, выразил идею спиритуализма Эль Грко ([Грэко] 1541–1614, настоящая фамилия Теотокопули). Данное ему прозвание указывает на происхождение (из Греции), но свою подлинную родину он обрел в Испании, где были так сильны религиозно-мистические настроения. И именно через мистическую настроенность, то есть через стремление передать находящееся за пределами разума и не поддающееся объяснению, он чаще всего и воплощал спиритуалистические мотивы. Одна из его работ такого рода – «Сошествие Святого Духа» (около 1608) – раскрывает ситуацию массового экстаза.

 

Эль Греко

Исполняемому большой группой людей обряду радения отвечают гипертрофированно вытянутые, изогнутые тела, экзальтированные жесты и лица, искажённые сильнейшим духовным напряжением. Воссозданная здесь атмосфера загадочного таинства свидетельствует о полном иррационализме происходящего.

 

В своём высшем и общечеловеческом выражении спиритуализм был нацелен на воплощение сгущённой, концентрированной духовности. Это подразумевало, что нравственная сущность ценилась в человеке прежде всего и превыше всего. Ещё раз обратимся к Эль Греко. Персонажами его картины«Апостолы Пётр и Павел» (около 1587–1592) являются святые, но, по сути, показаны две неординарные человеческие личности, в облике которых всемерно подчёркнута одухотворённость, нравственная красота и чистота.

 

Эль Греко

Апостолы Пётр и Павел

Благородство облика, особая выразительность глаз, которые светятся незаурядным умом – это люди, помыслы которых сосредоточены на высоком.

 

По-своему и очень широко воплощало идею спиритуализма эпохи Барокко музыкальное искусство. Воплощало также прежде всего через религиозное начало. С одной стороны, обслуживая церковный ритуал и создавая у прихожан соответствующую настроенность. С другой стороны, используя возможности чисто художественного воздействия, музыка стремилась погрузить слушателя в его внутренний мир, в сокровенное, в молитвенный разговор наедине с собой либо вознести его в надличные выси, где витала душа, жаждущая Бога, что олицетворяло категории вечного и бесконечного. В любом случае это было таинство, священнодействие, и музыкальное искусство, начиная с Позднего Возрождения, резко повернуло в этом направлении, что находим и в творчестве двух самых крупных композиторов XVI века, какими были глава римской полифонической школы Палестрна(Джовнни Пьерлуджи да Палестрина, около 1525–1594) и один из завершителей эволюции нидерландской композиторской школы Орландо Лссо(около 1532–1594).

Но у культовой музыки существовал ещё один путь выражения религиозного чувства (он был характерен для протестантской церкви): не в отстранении от реального человека и реально человеческого, а в сопричастности к нему, пребывая на земле и обращаясь к молящимся с проповедью, беседой или раздумьем, однако сохраняя при этом высокую духовную настроенность.

Самая примечательная фигура в этом плане – ГенрихШютц, основоположник немецкой музыкальной классики, родившийся ровно за столетие до Баха (1585–1672). У него мы находим и соответствующий жанр: «Священные симфонии», написанные для многоголосного хора. В них слышится проповедь христианского мирочувствия, за которой стоит нечто большее – утверждение идеала жизни чистой, целомудренной, отрешённой от мелочно-обыденного.

 

Генрих Шютц

refac.ru


Смотрите также