Монтескье выдающийся политический мыслитель. Французский философ монтескье в трактате о духе законов писал


Французский писатель Шарль Монтескье: краткая биография

Шарль Монтескье – французский писатель, мыслитель и юрист, чьё имя глубоко укоренилось в истории формирования государственно-правовых учений. Он получил известность благодаря теории разделения властей, которая своим существованием обязан именно французскому философу. Однако история его жизни выходит далеко за пределы одного этого понятия.

Детство

Чем только ни занимался на своём пути Шарль-Луи де Секонда, более известный как Шарль Монтескье. Биография его начинается в фамильном замке Лабред, неподалёку от Бордо, в 1689 году. Его отец Жак был довольно суровым, и маленький Шарль воспитывался в патриархальных условиях. О матери известно мало, помимо того, что в её приданое входил вышеупомянутый замок Ла-Бред, а сама она отличалась особой религиозностью и склонностью к мистицизму. Она умерла, когда мальчику было 7 лет, а спустя 3 года отец отправил его в колледж при монастыре Жюльи, основанный ораторианцами. Несмотря на то что это было духовное училище, образование он получил светское. Именно там он изучил античную литературу и увлёкся философией, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь.

Шарль Монтескье

Изучение права

Монтескье повезло родиться в эпоху Просвещения, когда повсюду утвердилось господство мысли и разума. В 1705 году он вернулся из колледжа в родной дом, где всё свободное время стал уделять освоению юриспруденции. Это была скорее вынужденная необходимость, чем истинная страсть, да и право в те времена считалось крайне сложным для понимания. Необходимость изучения законов была продиктована тем, что Шарль Монтескье в будущем должен был занять парламентский пост, который перейдёт к нему по наследству. В 1713 году погибает отец Шарля, а сам он остаётся на попечении дяди.

Монтескье Шарль

Наследство барона де Секонда

Ещё при жизни дядя приложил большие усилия, дабы женить своего племянника. Его достопочтенной избранницей стала Жанне Лартиг. Выбор этот основывался отнюдь не на любви и даже не на внешних данных девушки, а исключительно на размере её приданого. Заключение брака сулило несколько трудностей, связанных с религиозными вопросами, однако их удалось обойти благодаря юридическому образованию Шарля. В 1715 году состоялось венчание. Спустя год умирает дядя, и после его кончины юноше в наследство достаётся титул барона. Отныне он – Монтескье Шарль Луи де Секонда. Помимо этого, к нему в собственность переходят большое состояние и пост председателя Парламента Бордо. По большей части он выполнял там функции судьи, в чём у него уже был опыт, так как ранее он работал советником и был вице-президентом в городском суде.

Шарль Монтескье биография

Карьера

Шарль Монтескье никогда по-настоящему не увлекался правом, однако в течение десяти лет ответственно подходил к выполнению своих обязанностей в парламенте. В 1726 году он продаёт свою должность, как в те времена было широко распространено, и перебирается в Париж. Несмотря на то что эта работа не была жизненным призванием Монтескье, он получил неоценимый опыт, который пригодится ему в написании будущих произведений. Таким образом, после переезда начинается его активная писательская деятельность. Он публикует множество работ и сочинений на различные темы. Помимо этого он становится членом политического клуба «Антресоль», где активно обсуждались мировые новости, ежедневные события и работы участников. Примерно в это же время он посещает Французскую академию, и параллельно с тем продолжает писать.

Шарль Монтескье краткая биография

Основные произведения

Ещё при жизни в родном Бордо Шарль Монтеске написал множество эссе и сочинений на тему естественных наук. Среди них можно выделить такие как «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах». Помогло ему в этом членство в Бордоской академии, где он проводил множество экспериментов. Естествознание – это ещё одна область, которая вызывала интерес писателя, однако главные его произведения всё же касались государства, права и политики. В 1721 году в свет выходит его роман под названием «Персидские письма», который тут же вызывает бурю обсуждений. К сожалению, он был запрещён, но это лишь благотворно отразилось на его успехе, потому что автор весьма удачно вывел образы общества того времени.

Но ключевым произведением в его библиографии, о котором, наверное, наслышан каждый, стал трактат «О духе законов». Работа над ним заняла много лет, на протяжении которых Шарль объездил практически всю Европу, изучая политическое устройство, нравы, обычаи и право Германии, Англии, Италии и Голландии. В каждой из стран он собрал много полезной информации, которая пригодилась ему в написании главной книги жизни. В 1731 году его путешествия заканчиваются, и Монтескье возвращается на родину, где все последующие годы проводит в кропотливой работе и размышлениях над двумя томами «О духе законов», которые печатают в 1748 году.

Шарль Монтескье французский писатель

Философия и основные идеи

Идеи, изложенные в книге «О духе законов», стали крайне значимыми в развитии государственности не только Франции, но и всего мира. Он говорит о разделении власти на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Он также отмечает, что их слияние может привести к беспределу, и такая модель должна существовать во всех государствах, невзирая на их формы правления. Термин «теория разделения властей» впервые упомянул и истолковал в своём труде Шарль Монтескье. Философ и мыслитель Джон Локк также причастен к разработке основных положений этой теории, однако доработал и усовершенствовал её именно французский писатель.

Одной из важнейших тем в его творчестве является соотнесение законов и жизни каждого отдельного общества. Он много говорит о взаимосвязи обычаев, нравов и религии с законодательством, которая характерна для отдельных форм правления. В этом ему очень помогли те знания, которые он приобрёл за годы путешествий. Впоследствии многие идеи, заложенные в произведении «О духе законов», стали основополагающими для Конституции США и других значимых нормативно-правовых актов.

Шарль Монтескье философ

Личная жизнь и смерть

Сложно ответить на вопрос о том, каким человеком был Шарль Монтескье. Краткая биография, скорее, раскрывает его вклад в историю политической и правовой мысли, но о чертах характера умалчивает. Известно, что он не был верным супругом, но к жене относился с уважением. Она стала матерью двух прекрасных девочек и мальчика, которых Шарль, безусловно, любил. Практически всю свою жизнь он посвятил науке, чтению и размышлениям. Работал по большей части в библиотеке, где рождались его великие произведения.

Говорят, что он был замкнутым человеком, почти всё свободное время проводил в одиночестве, и открывался исключительно близким друзьям. В свет он выходил редко, чаще всего в салоны, где ни с кем не общался, а лишь наблюдал за обществом, собравшимся там. В 1754 году Монтескье поехал в Париж, чтобы оказать правовую помощь своему другу, профессору Ла-Бомелю. Там он заболел пневмонией и скончался 10 февраля 1755 года. Однако его произведения до сих пор считаются культовыми и обрели вечную жизнь.

fb.ru

Монтескье выдающийся политический мыслитель Разъяснение правовых понятий

Главная Разъяснение правовых понятий

Сохраненные деньги для руководителя не лишние. Перед тем как переделывать шаблон, как правило необходимо внимательно посмотреть изложенные в нем пункты кодексов. На время переработки они могут утратить актуальность. Верно изготовленный пример окажется не лишним в решении неудобств при написании ответственного претензионного письма. Это поможет сэкономить на найме адвоката.

Монтескье – Шарль Луи Монтескье, выдающийся французский мыслитель, являлся одним из основателей теории разделения властей. Главными сочинениями Монтескье стали книги «О духе законов» и «Персидские письма», в которых автор дал острую критику основным принципам феодального правосудия и уголовного права, а также, сформулировал и их положительные программы. Выступая за ограничение круга уголовно наказуемых преступлений, и смягчение наказаний, в частности касаемо смертной казни, Монтескье пытался как-то повлиять на решение проблем в области установления причин преступности и предупреждения преступлений.

В других словарях: найдено 7 статей

Монтескье, Шарль Луи (Montesquieu) (1689-1755) французский просветитель, правовед, политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления», в работе.

Монтескье (Montesquieu) Ш. (1689-1755) выдающийся французский мыслитель, философ, правовед, историк. Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, был членом Бордоской и Парижской академий. Его сочинения "Персидские письма" (1721), "Об обязанностях" (1725), "Размышления.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (Charles Louis de Secondat, baron de Montesquieu, 1689—1755) — знаменитый французский политический писатель, историк и социолог, родоначальник европейского либерализма. Происходил из старинного гасконского феодального.

Монтескье Шарль Монтескье Шарль(Montesquieu) Монтескьё (Montesquieu),

Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689 - 1755)

Французский философ, писатель, правовед. Являлся автором учения о разделении властей (законодательной, исполнительной и судебной).

(Charles-Louis de Secondat, baron de La Brde et de Montesquieu)

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

(1689-1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред.

МОНТЕСКЬЕ Монтескье (Montesquieu) Шарль Луи де (18.01.1689-10.02.1755) - французский философ-просветитель, историк, правовед и писатель; участник "Энциклопедии". Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, член Бордоской академии. По своим.

МОНТЕСКЬЕ МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се-конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в.

Транскрипкия слова: [monteske ]

Политические учения европейского Просвещения

Читайте также:

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента: во-первых, его социальный и нравственный идеал, во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле “царство разума”, в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Начиная с греков и римлян, размышления о политике в той или иной мере были сравнительной политикой. Последняя начиналась там и тогда, где и когда люди замечали, что другими правят не так, как нами. Почему? Что лучше? Однако до появления работы Ш. Монтескье “О духе законов” все эти размышления еще не были “научными”.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – французский политический философ, автор книги “О духе законов”, “вождь законодательной Европы”, родоначальник, наряду с Вольтером французского Просвещения.

Революционно-демократические идеи французских просветителей оказали серьезнейшее влияние на подготовку сил революции во Франции, их использовали вожди американской революции, они нашли отражение в статьях Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в Конституции США 1791 г.

Монтескье стал родоначальником современной политико-правовой теории, отразившей интересы не только утверждающейся буржуазии, идейное наследие этого мыслителя стало важной частью мировой сокровищницы юридической науки. Идейно-теоретическое наследие Монтескье довольно противоречиво (как и вся эпоха буржуазно-демократических революций конца ХVIII-ХIХ вв.), содержит немало компромиссов, но последовательно антифеодально, антимонархично, демократично и гуманистично. Эти идеи отразили разворачивающуюся во Франции к середине XVIII в. острую политическую борьбу между сторонниками монархии и поднимающимся революционно-демократическим движением, между официальной идеологией феодально-абсолютистского строя, теологией и церковью, с одной стороны, и идеями Просвещения о свободе и равенстве, с другой, разработанная Монтескье политико-правовая доктрина оказала огромнейшее влияние на все историческое развитие Франции, выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся мыслителей XVIII в.

Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию явилась его идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную и детально разработанная теория законов. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье жестко критикует и отвергает все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотической властью.

В работах “Персидские письма” (1721), “Размышления о причинах величия и падения римлян” (1734) он сформулировал принцип закономерности общественно-политического развития народов, четко разделил государство и общество, выдвинул идею об обусловленности государственного строя соответствующими условиями географической среды (климатом, почвой, рельефом, территорией) на облик народа и его законодательство.

Политическая свобода ускоряет прогресс экономики, промышленности и торговли, что, в свою очередь, укрепляет и обогащает общество. Политическая стабильность достигается за счет четкого разделения властей, что лучше гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод и утверждает право основным регулятором взаимоотношений “человек – общество – государство”. Монтескье решительно выступал за всеобщее равенство людей, за всеобщее избирательное право.

Монтескье связывал идеи политической свободы с принципом гражданской свободы человека (“безопасность граждан”). Под свободой понимается “право делать все, что дозволено законом”. Для обеспечения и осуществления свободы и предотвращения переворотов, тирании необходимо строгое соблюдение законов, утверждение в обществе “принципа законности” (идея правления закона). По Монтескье, законы общества имеют объективные принципы, “это необходимые отношения”; законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни”. Мир в обществе и между государствами, народами – первый естественный закон человечества.

Важной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных типах законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом, божественным правом (правом религии), церковным (каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Плодотворной явилась для политической теории идея устранения крайностей имущественного неравенства в обществе, о долге государства обеспечить каждому гражданину средства к жизни.

К теории общественного договора в целом относится и учение Монтескье о происхождении государства, его сущности. Государство – это результат сознательной деятельности людей, это исторический продукт развития общества. “Государство – это общество, где есть законы”. Поэтому задачи государства – силой заставлять отдельных граждан выполнять законы, выражающие общее благо, примирять социальные противоречия и состояние войны, вражды людей.

В работе “О духе законов” Монтескье выделяет три формы правления: республика, монархия и деспотия. Каждой соответствует и свой принцип правления: добродетель, честь и страх, произвол. Мыслитель подчеркивал историческую закономерность двух форм – монархии (особенно конституционной) и республики. Симпатия Монтескье на стороне республиканцев, ибо республика утверждает новые жизненные принципы равенство, свободу, любовь, патриотизм. Она дает в руки народа и его представителей верховную власть.

Еще в начале XVIII века Монтескье призывал к созданию органов народного представительства, ограничивающих монархию (в виде сословного парламента). Выделяя соответственно причину разделения труда в государстве на три направления власти (законодательную, исполнительную и судебную), Монтескье выдвигает идею распределения власти пропорционально социальным слоям общества. Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, по Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству; 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Монтескье замечает, что может так быть, что “при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным”.

Актуальной для современного политического развития является гипотеза Монтескье о зависимости формы государственного правления от размеров территории страны: небольшие государства имеют в основном республиканскую форму правления, средние – монархический режим, а обширные государства – деспотии.

Как последовательный гуманист и демократ, Монтескье развивает идеи демократического правления, когда “верховная власть в республике принадлежит всему народу”. Демократия является “умеренной формой правления”, ее основные учреждения формируются на основе волеизъявления масс (народное собрание, институт судей, сенат). Принципы демократии – политическая добродетель, взаимное уравновешение властей, умеренность и сдерживание власти через народное представительство.

Учение Монтескье о “духе законов” и разделении властей оказало существенное влияние на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – выдающийся французский философ, моралист и политический мыслитель, автор труда “Об общественном договоре” (1762 г.), один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей во всей истории политико-правовых учений. Теоретические выводы о политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье. Руссо открыто выступал выразителем интересов мелкой буржуазии, в определенной мере и якобинцев периода Великой французской революции.

Политические идеи Руссо непосредственно связаны с его философским учением и социальной теорией.

Основные принципы его концепции – это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм. Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса, называл “золотым веком человечества”, где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. “Нарождающееся (догосударственное) общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род [. ] не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных”. Выход состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы “наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому. ”

В противовес такому направлению развития общества Руссо предлагает свою концепцию “создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями”. В результате такого договора “вместо отдельных лиц создается условное коллективное Целое. Это Целое получает в результате свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это юридическое лицо (person publique) некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою – при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства”. Руссо делает акцент в своих политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому гражданин в них часто поглощается обществом.

Наиболее подробно Руссо развивает идею народного суверенитета (что отражало интересы плебейско-демократических сил Франции), из которой выводит принцип постоянного народного контроля за государственными организациями через демократический “трибунал”. Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, а закономерны и справедливы.

Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власти государства. Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал Руссо в работе “Об общественном договоре”, являются принципы свободы, равенства, демократии и соблюдения общественного договора.

Теория разделения властей находит свое дальнейшее развитие в учении Руссо. Он подчеркивает, что “всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них – моральная, другая – физическая. Первая – это воля, определяющая акт, вторая - сила, его исполняющая”. У политического организма те же движители, в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую – под названием власти исполнительной.

Законодательную власть Руссо характеризует как “сердце государства”. “Не законами живо Государство, а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет”.

Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения собственности.

Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально-политическую практику.

Другие проекты

МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ (Montesquien) Шарль Луи (1689-1755) - выдающийся французский политический мыслитель, один из основателей теории разделения властей. Главное сочинение М. "О духе законов" (1748) представляет собой одну из первых попыток естественнонаучной трактовки общественных явлений. Определив понятие закона как "необходимого отношения, вытекающего из природы вещей". М. отождествил законы природы и законы юридические, оговорившись, что первые гораздо совершеннее вторых. По мысли М. законы, господствующие в общественной жизни, не являются результатом произвола законодателя, они предопределяются климатом и почвой страны и ее протяженностью, численностью, родом занятий, богатством и нравами ее жителей.

Теория разделения властей излагается М. на примере конституционной монархии Англии. Следуя отчасти Дж. Локку, М. различает три власти: законодательную, исполнительную и судебную, соединение которых в одном органе неминуемо приводит к деспотизму. Так, "если бы судебная власть была соединена с законодательной, власть над жизнью и свободой граждан стала бы произволом, ибо законодатель был бы и судьей: если бы она была соединена с властью исполнительной, судья смог бы сделаться тираном". По самой природе своей эти власти должны принадлежать разным органам. Законодательство - всему народу, кроме тех граждан, которые "стоят так низко, что не могут иметь собственной воли"; поскольку непосредственное осуществление власти народом в больших государствах невозможно, то оно совершается через представителей, причем рядом с палатой депутатов следует выделить палату лордов, потому-то "во всяком государстве есть люди, отличающиеся преимуществами рождения, богатства или почестей, и если бы они были смешаны с народом. то общая свобода стала бы для них рабством". Власть исполнительную целесообразно предоставить наследственному и ни от кого не зависимому хонархг/, который сам подбирает себе министров. Судебная власть, как наиболее непосредственно угрожающая свободе граждан, должна быть вверена самому народу в лице его периодически собираемых представителей - присяжных: в целях наилучшего ограждения личной свободы следует, чтобы всегда "судьи были одного общественного положения с подсудимым". процессы же политические надо предоставить верхней палате парламента. Но недостаточно разделить эти власти; необходимо еще установить равновесие между ними. предоставив каждой возможность тормозить и останавливать другую. Это. по мнению М. в совершенстве выполнено английской "неписаной" конституцией посредством права палат контролировать исполнительную власть, регулярно утверждать налоги и привлекать к ответственности министров и, с другой стороны, права вето и роспуска палат у монарха. Учение М. весьма сильно повлияло на Конституцию США 1787 г. а через нее - на последующее конституционное развитие большинства государств. В самой Франции воззрения М. нашли отражение в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, устанавливающей, что "всякое общество, в котором. нет разделения властей, не имеет конституции".

Свои уголовно-правовые воззрения наиболее полно М. изложил в книгах "Персидские письма" (1721) и уже упомянутой "О духе законов". В первой (по жанру это роман в форме переписки между друзьями) дана острая критика основных принципов феодального уголовного права и правосудия. Во второй им сформулирована положительная программа в этих областях. М, выступал за решительное ограничение круга уголовно наказуемых деяний, в особенности в религиозной сфере и в связи с оскорблением монарха. При этом он сформулировал важнейший принцип:

уголовный закон должен карать "одни только внешние действия", решительно отвергая возможность уголовной ответственности за мысли и слова, не сопровождаемые действиями. М. настаивал на том, чтобы каждое преступление было "определено точно" в уголовном законе и чтобы "судья не отступал от буквы закона". Им выдвинут и обоснован принцип соразмерности (соответствия) наказания совершенному лицом преступлению. Исходя из того что смертная казнь была одним из распространенных наказаний эпохи феодализма. М. выступил за ее решительное сокращение, в частности против ее применения за религиозные преступления, за оскорбление монарха и с некоторыми оговорками за имущественные преступления. В целом он выступал за общее смягчение наказаний. М. пытался решить проблему причин преступности. При решении этой проблемы он был связан своей общеметодологической концепцией: по его мнению, количество преступлений увеличивается по мере удаления от севера к югу. Несомненной заслугой М. является выдвижение на первый план стоящей перед уголовным законом задачи предупреждения преступлений. Предупреждение преступлений М. связывал с улучшением нравов людей.и общества.

Ваш комментарий о книге

Источники:mosadvokat.org, slovarionline.ru, studopedia.ru, www.gumer.info

Следующие статьи:

bfmac.com

Социально-философские воззрения Ш. Л. Монтескье

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

КАФЕДРА ИКТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социальная философия»

на тему

«социально-философские воззрения Ш.-Л.Монтескье»

Выполнил: студент группы С-84

Калашников Г.В.

Проверил: д.ф.н.

Дробан А.Т.

1. Введение 3

2.Литературное творчество Монтескье 5

3.Социально-философские взгляды Монтескье 6

3.2.Деизм 6

3.3.Теория познания 7

3.4.Об обществе и его законах 7

3.5.Учение о праве и государстве и о разделении власти 9

3.6.Монтескье о России 12

4.Заключение 14

5.Список литературы 15

1. Введение

Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.

В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе “третьего сословия” возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя.

Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Написанные им “Персидские письма” (1721) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян” (1734) с восторгом читались и перечитывались современниками. “Дух законов” (1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших политических и юридических умов не только Франции, но и всего мира. В “Рассуждениях” Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания нравов французского общества. В “Духе законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским, монархическим или деспотическим.

В детальной разработке учения о законах общежития Монтескье не связывает себя целиком натуралистическими абстракциями. Его задача юридическая, и решается она на широкой основе сопоставлений политического строя и законодательства Англии и Франции с республиканским и императорским Римом. Монтескье - первый ученый, применивший сравнительный метод при изучении вопросов права и философии права.

Сравнительный метод доставил Монтескье материал для обоснования его взгляда на главнейшие типы государственного устройства, на условия их процветания и упадка. Из того или иного определенным образом толкуемого им принципа - аристократической республики, демократической республики, монархии, деспотии - Монтескье выводит наиболее целесообразные при данном строе законы и нормы государственного устройства, виды и пределы полномочий властей и т.д. В это юридическое исследование вторгается, однако, мощная струя натуралистических взглядов на причины общественных явлений. Сама возможность существования различных типов государственного устройства объясняется у Монтескье не социально-историческими условиями возникновения государств различного типа. Она выводится из соответствия между образом правления и физическими свойствами страны, ее пространственным протяжением, ее климатом и лишь затем из образа жизни народа, из его главных занятий, из степени его материального благосостояния, из его религиозных взглядов, нравов и т.д.

Во всех типах правления Монтескье исследует условия, при которых они выполняют свое назначение - обеспечивают личную свободу, и условия, при которых они вырождаются в деспотизм.

Основная гарантия свободы - учреждения, сдерживающие и ограничивающие произвол. В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть, т.е. любовь к республике, преданность каждого лица к общегосударственному делу.

Вразрез с учением Гоббса Монтескье провозгласил первым законом естественного права не “войну всех против всех”, а мир.

Для общества, вышедшего из первоначального, “естественного” состояния, основным принципом международного права Монтескье считал закон, согласно которому народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла.

  1. Литературное творчество Монтескье

В “Персидских письмах” Монтескье осмеял деспотические формы абсолютизма во Франции, прежде всего за то, что в ней плохо живется крестьянам и ремесленникам, а за их счёт благоденствуют господствующие классы: “Чтобы один человек жил наслаждаясь, нужно чтобы сотня других работала без отдыха”. Однако сам Монтескье не делал непосредственных революционных выводов из своей критики феодализма. Он видел спасение для Франции в конституционной монархии по английскому образу.

Большое прогрессивное значение имела философско – историческая работа Монтескье “Размышления о причинах величина и падения римлян “. В ней автор пытается доказать на примере Римской империи, что только там, где граждане свободны и независимы, где господствуют республиканские нравы, общество в состоянии успешно развиваться. В обществах, где граждане отказываются от свободомыслия и становятся на путь рабства, государство теряет свое величие и, в конечном счёте, терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

Из книги следовал прямой политический вывод: народ Франции должен навсегда покончить с королевским деспотизмом и феодально – сословными отношениями. В этой же книге нашли отражение исторические взгляды Монтескье . Он отказывается от теологического понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности исторического процесса.

Венцом всех научных и литературных трудов Монтескье было произведение “ О духе законов “, над которым он работал 20 лет. Этот труд состоит из 31 книги по 20 и более глав. Здесь Монтескье критикует феодально-религиозный подход к обществу и его закономерностям, разоблачает феодально-сословную монархию, выступает против реакционных династических войн.

Деспотизм провозглашался типом власти, противоречащим природе человека. Бесправному и беззащитному состоянию гражданина при деспотической власти противопоставлены гарантии строгой законности и личной безопасности. В учении о наказании он проводит твердое различие между действием и образом мыслей. Он настаивает на том, что наказанию подлежит только совершенное человеком действие, а не мысли, расходящиеся с существующими верованиями или установлениями. Карать за образ мыслей - значит уничтожать всякие гарантии свободы. Жестокости и бессмысленности фанатизма Монтескье противопоставляет принцип полной веротерпимости. Он возвышает свой голос против отвратительной практики пыток. Одним из первых он выступает в защиту негров и требует запрещения рабовладения.

Основной методологической посылкой автора является положение: “ Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей “.

Говоря о судебной власти и организации судов Монтескье отдавал предпочтение судам присяжных заседателей. Обосновывая такую организацию судов, Монтескье писал: «Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда».

Монтескье не нравилась существовавшая в то время во Франции система законодательства. В значительной части она состояла из законов, утверждавших архаичные феодальные порядки. Он указывал на необходимость изменения законов, устанавливающих ответственность за преступления. «Наказание должно быть соразмерно вине».

  1. Социально-философские взгляды Монтескье

    1. Деизм

Монтескье не отрицал религии. Он был одним из ранних представителей деизма, учения, которое хотя и признавало бога в качестве творца вселенной, но утверждало, что бог не вмешивается в дела природы. Деисты выступали в защиту просвещения, отвергали церковную веру в чудеса. С позиций деизма Монтескье боролся против схоластики, деизм был для него орудием пропаганды свободомыслия и передовых научных знаний. Объявляя бога творцом природы, он подчёркивает, что божество само действует по “неизбежным” законам, которые неизменны и не зависят от произвола.

Монтескье категорически выступает против признаваемого теологами понятия “чуда”. Он утверждает, что бог не в состоянии нарушить естественный ход вещей, управлять миром помимо законов, ему присущих. Он приходит к выводу, что природа, будучи созданием бога, уже не может быть уничтожена его усилиями, - существование мира будет бесконечным.

Монтескье не ограничивался критикой духовенства и церковной организации, но пытается критиковать религиозное мировоззрение по существу. Вопросы религии не имеют никакого отношения к науке. Только разум, наука могут помочь человеку познать объективный материальный мир, содействовать улучшению жизни. Отсюда он делает вывод: наука не должна быть служанкой религии. Религия обращается не к уму, а к сердцу.

С точки зрения Монтескье, важно, чтобы религия умеряла и смягчала деспотизм, улучшала нравы подданных и правителей.

Деисты превращали бога в конституционного монарха, который царствует, но не управляет, стоит во главе Вселенной, но не вмешивается в дела, причём не вмешивается не потому, что не желает, а потому, что не может. Этим они признавали объективное и независимое существование материи.

Монтескье оспаривает Платона как объективного идеалиста за предвзятый, от “мира идей” подход к Вселенной. “Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей”, заявляет Монтескье, солидаризируясь с римским философом Лукрецием Каром, последователем материалистической линии Демокрита-Эпикура.

И люди и животные подчиняются законам, которые не ими созданы, то есть объективным законам природы. В качестве разумных существ люди создают в обществе искусственные законы. Но законы природы - законы особого рода. Их никто не в состоянии изменить по своему произволу.

    1. Теория познания

Признав первичность материи и вторичность сознания, установив объективную связь явлений, Монтескье поставил вопрос о том, каким путём и насколько верно познаёт человек материальный мир, его окружающий.

В 18 веке среди церковных деятелей была широко распространена объективно-идеалистическая теория познания Платона. Он утверждал, что в человеке находится вечная душа, когда-то пребывавшая в потустороннем мире. Поэтому, если человек что-то знает, то это означает не что иное, как воспоминания его души о пребывании в сверхчувственном мире. Знание - это воспоминание. Что касается конкретных вещей и явлений материального мира, то мы не можем сказать о них ничего определённого.

Монтескье отрицал эти религиозно-идеалистические догмы. Он строил свою гносеологию на признании объективного существования природы. Действуя на человека, природа вызывает в его сознании различные представления о действительности. Знание идёт извне, от природных вещей и явлений к человеку как части природы.

Признавая огромную роль опыта, Монтескье доказывал, что без разума, без рациональной обработки чувственных знаний невозможно познать действительность. Он прямо возражал против теории врождённых идей, против учения об априорном, то есть независимом от опыта характере знаний. Сначала человек ощущает только свои непосредственные нужды, затем приучается к выводам и обобщениям. Познание - процесс. Человек наталкивается на ряд трудностей, которые постепенно преодолеваются. Познавая, люди улавливают причинную связь явлений и на этом основании предугадывают события.

Монтескье вместе с материалистами признавал, что познание - это отражение в человеческой голове объективно существующего материального мира.

    1. Об обществе и его законах

Для Монтескье вопросы социологии играли первенствующую роль. Это объясняется тем, что Франция стояла перед лицом коренных социальных перемен.

Монтескье, как социолог, быстро завоевал признание во всех странах, его идеи были знаменем передовой буржуазии в борьбе против средневековых теорий общества и государства.

Монтескье стремился подойти к обществу со светской точки зрения, решительно выступал против Августина, рассматривавшего историю как борьбу двух начал - земного и духовного. Не менее решительно опровергал он Фому Аквинского, выводившего власть государя из “божьей воли”, утверждавшего, что общественная жизнь зависит от

“божественного права”. Монтескье считал бессмысленностью искать божественное предопределение в социальных явлениях. Теологический подход к истории неизбежно ведёт к фатализму. Если бог всем руководит, то людям ничего не остаётся, как сидеть и ждать.

Монтескье критиковал мировоззрение фаталистов: “Учение о неумолимой судьбе, которая всем управляет, обращает правителя в невозмутимого зрителя; он думает, что бог уже сделал всё, что нужно”. Не менее опасен фатализм подданных. Граждан, примирившиеся с деспотизмом, теряет право называться гражданином, он становится рабом и заслуживает презрения.

Монтескье приходит к выводу, что общественная жизнь представляет собой закономерный процесс, причём законы общества не навязаны ему извне, а существуют в нём самом.

Сводя, как и все идеалисты, реальные отношения, господствующие в обществе, к борьбе идей, Монтескье высказывал замечательные догадки о необходимости выведения идей из самой жизни. Он признавал, что за идеями скрываются интересы отдельных сословий, а применительно к Франции понимал, что речь идёт о борьбе бесправного третьего сословия против двух привилегированных сословий феодального общества - дворянства и духовенства.

Монтескье по-своему определяет понятие рабства. Он включает в него и крепостничество. Наряду с гражданским рабством, которое он определяет как безусловную власть одного человека над жизнью и имуществом другого, есть ещё политическое рабство, то есть бесправие граждан перед лицом государства.

Гражданское рабство приносит вред всему обществу, как рабам, так и рабовладельцам. Политическое рабство лишает народы элементарных человеческих прав и опровергает экономические доводы в пользу рабовладельческих и крепостнических отношений, сводящиеся к тому, что, будучи свободными, люди якобы не захотят выполнять особо тяжёлые работы.

Нет столь тяжёлой работы, утверждает Монтескье, которую нельзя было бы заменить машиной. Совершенные орудия производства, управляемые человеком, дадут всем людям радостную, счастливую и зажиточную жизнь. Как идеолог молодой прогрессивной буржуазии, Монтескье смело выдвигал идею: техника и наука должны освободить человечество от наиболее тягостных форм физического труда.

Монтескье полагал, что старый строй объективно себя изжил и должен уступить место новому строю. Однако это должно произойти путём компромисса между аристократией и третьим сословием.

Монтескье говорит об отсутствии в первобытном обществе частной собственности. Он заявляет, что, отказавшись от естественной независимости, чтобы жить под властью гражданских законов, люди отказались и от естественной общности имущества. Таким образом, частная собственность рассматривается как сравнительно более поздний продукт исторического развития. Частная собственность превращается, по его мнению, как бы в высшее проявление цивилизации. Он старается доказать, что даже признание примата общественного блага над частным не даёт никому права лишить человека хотя бы самой ничтожной части его имущества.

Подчёркивая объективность некоторых основополагающих законов общественного развития, Монтескье по существу рассматривал их как законы природы (естественные законы), продолжающие действовать в обществе. Он считает географическую среду решающей причиной возникновения различных форм государственной власти и законодательства.

Холодный климат делает людей более крепкими, а, следовательно, и более активными, трудоспособными, целеустремлёнными. Жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию. Он считает, что климат влияет на государственный строй, значит, что королевский деспотизм во Франции находится в полном противоречии с её климатом. При этом следует помнить, что ссылки на климат ведут к оправданию деспотичных режимов, якобы отвечающих определённой географической среде.

    1. Учение о праве и государстве и о разделении власти

Теория разделение властей — политико-правовая теория, которая гласит, что государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролируемые друг другом) ветви. Обычно это законодательная, исполнительная и судебная. Предложена она английский философом-материалистом, создателем идейно-политической доктрины материализма Джоном Локком (1632-1704). Сам же термин (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica) ввел Монтескье.

Появление теория разделения властей было подготовлено всем предшествующим развитием политической и социальной мысли, различными концепциями идеального государственного устройства, сводами наставлений монархам и другими формами выражения философских и политических мыслей. Также, безусловно важным для появления концепции был и накопленный практический опыт организации государственно-правовой жизни.

Отдельные идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Гесиод, Гераклид и др. Ограничение абсолютной власти государя моральными критериями и божественной властью, было описано такими европейскими мыслителями как Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, из древнерусских – митрополит Иларион Киевский и Даниил Заточник. Но это были, в основном, мысли об ограничении власти монарха моральными и религиозными принципами, без предложения эффективных методов достижения этой цели. Также для развития политической мысли необходимо было отвергнуть идею о том, что миром управляет божественный промысел или фортуна, т.е. сделать возможным и потенциально полезным анализ правил и закономерностей в политической жизни страны.

В XVII веке, прежде всего, в Англии стали распространять республиканские взгляды. В привычных для тех времен монархиях верховная власть практически всегда принадлежала одному лицу, а разделялась только по вертикали, т.е. образую некую строгую пирамиду. Такие порядки долгое время казались незыблемыми, но события английской революции, хотя одним из основных мотивов её и был религиозный, сильно подтолкнули вперед политологическую мысль. Эти обстоятельства и привели к появлению доктрины разделения властей. «Отцом-основателем» этой научной теории, был уроженец Бристоля, сын судейского чиновника Джон Локк (1632 – 1704). Свои идеи о важности разделения властей Локк изложил в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

Объединив в себе новые идеи, новый опыт теория разделения властей впервые со времени появления государства предоставила способ сколько-нибудь эффективного ограничения насилия и произвола со стороны власти.

Самым эффективным из множества способов виделся принцип распределения государственной власти между различными частями государственного аппарата.

Джон Локк решительно выступал против традиционного отношения к монархии, прямо отвергая ее: «…абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».

Всего Дж. Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Стоит отметить, что Локк не выделял отдельно судебную власть, а считал её составным элементом исполнительной власти. Также Локк подчеркивал, что федеративная и исполнительная власть могут находиться в одних и тех же руках, тогда как законодательную власть совершенно необходимо отделять от исполнительной и федеративной, и, более того, она должна олицетворять верховную власть в стране. В целом Дж. Локк отдавал в соотношении властей первенство по важности законодательной власти, признавая ее «не только верховной властью в государстве, но и священной, неизмененной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».

Локк считал, что только такой институт, как государство, а не какой бы то ни было иной носитель власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» – сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

Первые попытки оптимизации государственной власти, предпринятые англичанами, стали примером для народов континентальной Европы. Наиболее полно английский опыт государственного строительства был воспринят в среде просветителей монархической Франции, где с середины XVIII в. начинается процесс активного формирования принципов, которые потом будут использованы для глубокой модернизации французского общества.

После оформления во Франции абсолютизма, который ярко характеризует фраза Людовика XIV: «Государство – это Я» проблема ограничения самодержавной власти монарха в этой стране становится очень важной. Это спровоцировало французскую интеллигенцию на создание работ посвященных способам ограничения власти монарха.

Наиболее подробную разработку теория разделения властей получила в работах Монтескье. Его концепция разделения властей была описана в книге «О духе законов» (1748). Основная её мысль – это, утверждение, что злоупотребление властью можно не допустить, если различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Это было первое в европейской политической теории заявление о необходимости создания того, что сегодня называют система сдержек и противовесов. Он предложил не только концепцию, но и конкретную реализацию такой системы.

Монтескье считал, что устройство государства должно обеспечивать политическую свободу граждан, а также справедливость и устойчивость политической системы.

Способ разделения властей ему представлялся как одновременное существование трех частей государственного аппарата. Каждая из этих частей должна иметь свою определенную область компетенции.

Монтескье писал, что существует три типа власти:

  • законодательная власть, существующая для принятия, отмены или исправления законов
  • власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, т.е. объявление войны, заключение мира, дипломатия, обеспечение безопасности государства
  • и власть исполнительная, ведающая вопросами права. Занимается разрешением споров граждан и наказанием преступников
Вторую власть, таким образом, он называет просто исполнительной, а третью законодательной.

Монтескье отмечал, что крайне важно не допустить концентрации власти в одних руках. Ведь если одна и та же группа людей сможет создавать законы, исполнять их и наказывать тех, кто им не следует, то их произволу не будет никакого ограничения.

Самой важной из трех Монтескье считал законодательную власть: «…если бы она была совершенно свободна в своих действиях, то могла бы правомерным образом уничтожить другие власти…». Таким образом, он не только предостерегал от чрезмерного её усиления, но также и отмечал её важность.

Для лучшего осуществления законодательным органом власти своей функции в системе сдержек и противовесов он считал, то он должен состоять из знати, где должность передается по наследству и обосновывал это таким образом: «Законодательный корпус, состоящий из знатных, должен быть наследственным. Он является таким уже по самой своей природе. Кроме того, необходимо, чтобы он был очень заинтересован в сохранении своих прерогатив, которые сами по себе ненавистны и в свободном государстве неизбежно будут находиться в постоянной опасности. Но так как власть (наследственная) может быть вовлечена в преследование своих отдельных интересов, забывая об интересах народа, то необходимо, чтобы во всех случаях, когда можно опасаться, что имеются важные причины для того, чтобы ее развратить, как, например, в случае законов о налогах, все ее участие в законодательстве состояло бы в праве отменять, но не постановлять».

В своем труде Монтескье отдавал исполнительную власть в руки монарха: «Исполнительная власть должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими; напротив, все, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним. Если бы не было монарха и если бы законодательная власть была вверена известному количеству лиц из числа членов законодательного собрания, то свободы уже не было бы: обе власти оказались бы объединенными, так как одни и те же лица иногда пользовались бы – и всегда могли бы пользоваться – и той и другой властью». Так он обозначил соотношение численности верхнего аппарата между этими двумя ветвями власти. Небольшая для исполнительной, большая для законодательной, эта пропорция сохраняется и современных политических системах.

Помимо уже описанных исполнительной и законодательной ветвей власти хорошему государству требовалась еще одна. Это судебная власть, она, помимо всего прочего, должна осуществлять роль арбитра при политическом кризисе, будь он большим или малым и локальным.

Таким образом, Монтескье создал прогрессивный проект государственного устройства и сумел придать принципу разделения властей юридический смысл.

Теория разделения властей не получили широкого распространения при его жизни. Но уже спустя несколько десятилетий на нее обратили внимание деятели американской и французской революций конца XVIII-го века.

В Конституции США (1787г.) был заложен принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и др. суды). А также разделение власти между федеральным и местным уровнем (отдельными штатами).

В первой конституции Франции (1791г.), было также закреплено разделение властей: исполнительная отдавалась королю, законодательная законодательному собранию (фр. le corps législatif).

Декларация прав человека и гражданина (1789г.), статья 16: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».

    1. Монтескье о России

Многие представители французской общественной мысли 18 века, в особенности просветители, c большим интересом относились к русскому народу, его истории и культуре. Вольтер и Дидро надеялись найти в русской императрице Екатерине просвещённую государыню, которая произведёт необходимые реформы “сверху”, без революции “снизу”, которой опасались даже самые радикальные философы 18 столетия.

В “Персидских письмах” Монтескье характеризует русского государя как неограниченного властителя над жизнью и имуществом своих подданных. Вместе с тем Монтескье в книге “О духе законов” высоко ценит патриотизм русского народа, доказанный в войне со шведами, выносливость русских солдат, их настойчивость, твёрдость духа при поражении, их умение в конечном счёте добиваться победы.

Будучи верен своему географизму, Монтескье рассматривал холодный русский климат и обширные территории в числе главных причин возникновения самодержавия.

Монтескье заявляет, деспотический режим и интересы прогрессивного развития экономики находятся в глубоком противоречии. Россия прежде всего нуждается в торговле, а торговля требует денежных операций. Однако эти операции наталкиваются на деспотические законы, воспрещающие денежные отношения с иностранными государствами.

Русский народ состоит из крепостных, фактически являющихся рабами, и из духовенства и дворянства, являющихся политическими рабами царя. Стране не хватает прежде всего третьего сословия, которое должно состоять из ремесленников и купцов. Монтескье говорил о необходимости изменения экономического и политического строя, отмены крепостничества, уничтожения несправедливых законов и поощрения деятельности третьего сословия. Его социально-политическая программа для России в ряде решающих вопросов совпадает с его программой политических реформ во Франции.

При этом императрица, стремившаяся прослыть просвещённой государыней, объявляла себя сторонницей Монтескье. Используя в интересах деспотической формы правления географизм Монтескье: “Никакая другая власть на таком пространстве не может действовать и была бы не только вредна, но прямо разорительна для граждан”.

  1. Заключение

Многие античные, средневековые и более поздних социологов выводили общественные законы, исходя из какого-то абстрактно-логического постулата, а не из реального происходившего исторического процесса.

Попытки Монтескье понять соотношение между объективными закономерностями природы и общества и законами, создаваемыми людьми, особый интерес к материальным условиям жизни общества имеют глубоко прогрессивный характер.

  1. Список литературы

Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф. “Западно-европейская

философия 18 века” Москва: “Высшая школа”, 1986. Нарский И. С. ”Западно-европейская философия 17 века” Москва: “Высшая

Школа”, 1974.

Волгин В. “Развитие общественной мысли во Франции 18 века.” Москва, “Высшая школа”, 1958 Монтескье Ш. “Избранные произведения.” - изд. Мысль , 1955

flatik.ru


Смотрите также