Проповеди митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Где дух господень там свобода


Читаем Апостол. 24 октября. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 3, ст. 12–18.

 

12. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

15. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;

16. но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

17. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

18. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

(2 Кор. 3, 12 -18)

 

Очень интересный отрывок, наполненный глубоким смыслом. Апостол Павел говорит здесь о том противостоянии, которое существует между иудеями и христианами, и рассуждает, в чем именно оно заключается. Где тот водораздел, который разъединяет с иудеями, народом богоизбранным, но при этом отвергшим Мессию, Сына Божиего и отделившего самого себя от христианства Нового Израиля?

Первый стих сегодняшнего отрывка как раз и говорит о том, что мы, христиане, люди во Христе, имеем надежду и действуем с великим дерзновением. Дальше следует это противопоставление: а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. О чем же идет речь? Те из вас, кто читал книгу Бытия, по крайней мере, книгу Исход, понимают, что здесь говорится об исходе Израиля из Египта и о том, как Господь общался с Моисеем, когда тот получил десять заповедей. Что происходило после общения Моисея с Господом? Возвращаясь к людям и общаясь с ними, Моисей накрывал свое лицо покрывалом, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

С одной стороны, сияние, шедшее от лица Моисея, было очень ярким, поскольку так проявлялось влияние общения с Самим Господом. Чтобы оно не ослепляло людей, Моисей и покрывал свое лицо. С другой стороны, по мере прохождения времени сияние это становилось более блеклым. Как считают некоторые толкователи, Моисей накрывал свое лицо покрывалом еще и для того, чтобы люди не видели этого процесса: как лицо его из яркого становилось все менее наполненным светом. Тем самым люди могли бы видеть, что закон – это нечто преходящее, то, что должно быть преодолено. Видя, что сияние сходит на нет на лице Моисея, люди могли бы уразуметь эту мысль и уже тогда отнестись к закону в каком-то смысле как к чему-то, что не так строго требуется соблюдать. На том этапе закон играл немалую роль, об этом мы подробно говорили, изучая Послание к Галатам, и будем говорить еще, когда дойдем до Послания к Римлянам. На тот момент люди действительно должны были полагать на закон все свои упования и видеть его как проявление воли Божией. Именно через закон люди тогда могли узнать волю Божию.

Дальше, в 14-м стихе, говорится: но умы их ослеплены. Можно перевести это точнее, как ожесточены, мысли, помышления иудейского народа ожесточены, ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Речь идет о том, что люди, не принявшие Христа, в первую очередь это иудеи, до сих пор не сняли этого покрывала с лица Моисея (это очень красивая метафора) и не увидели, что закон есть нечто преходящее и теперь пришел его конец. Когда пришел Христос, человек уже уповает на благодать, на Христа, а не на заповеди закона.

Мы помним слова из Послания к Галатам о том, что если бы был такой закон, который мог бы животворить, то праведность была бы от закона. Но закон может только указывать на то, что правильно и что неправильно, что можно и что нельзя, спасти человека закон не может – спасает благодать. Поэтому до ́ лжно было прийти благодати. И иудеи, которые не приняли Христа, до сих пор не сняли с лица Моисея этого покрывала и не видели, что сияние его поблекло, значит пришло время, когда эпоха закона отходит, а приходит эпоха благодати. Как и написано у апостола Павла: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. То есть когда иудеи становятся верующими во Христа, то с их сердца снимается это покрывало, тогда человек видит, что теперь во Христе Иисусе он живет совсем по-другому, совсем иной жизнью.

17-й стих – своего рода лозунг, который подытоживает это рассуждение апостола Павла: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. То есть Господь пришел нас спасти через благодать, Он посылает нам Утешителя, Духа Святаго, и спасает нас через Него. Господь дал нам веру, основанную уже на духе, а не на букве закона. Поэтому Господь есть Дух, в переносном, а не прямом смысле, так как Господом у апостола Павла обычно называется Христос, а Дух – это Дух Святой, и поэтому здесь нельзя видеть прямого тождества.

Речь идет о том, что Господь спасает нас через дарование Духа Святаго, а где Дух Святой, Дух Господень, там и свобода. Прекрасные слова. Мы уже неоднократно говорили, что истинное понимание свободы возможно, только когда человек находится во Христе, когда он одновременно свободен от греха, от смерти и от ига закона. Потому что человек, находясь во Христе, постоянно получает подсказку от Духа Святаго, постоянно водим Им, и Дух Святой, конечно, направляет такого человека на благие дела. Получается, что человек совершает благо, но вместе с тем делает это не под давлением закона, а по велению своего сердца, где живет Дух Святой и руководит сердце христианина. Поэтому где Дух Святой, там свобода и от анархии, греховности и от ига закона одновременно.

Таков победоносный возглас апостола Павла: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода!

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь.

 

Иерей Михаил Ромадов

tv-soyuz.ru

Пинская церковь ЕХБ Где Дух Господень там свобода.

                                                                                                  Где Дух Господень там свобода.

 

Троица – Великий праздник, который празднуют все христиане. Это день, в который Дух Святой сошел на Апостолов, положив начало Церкви. Он имеет и много других названий. Но люди быстро привыкают к названиям и, к сожалению, не всегда вникают в суть. Но мы с вами зададимся вопросом – что это значит для нас? Какое влияние оказывает на нас присутствие Духа Святого?

 

Свобода.

 

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор.3:17,18)

Одно из величайших благ, которое Дух принес в нашу жизнь это свобода. Но «свобода» это непростое понятие и с ним нужно быть очень осторожным. Во-первых, мы знаем, что свобода может быть истолкована и как вседозволенность. Это может касаться как одежды, поведения и богослужения – что хочу то ношу, как хочу так прославляю. Так же это может касаться и наших убеждений – во что хочу, в то и верю, как хочу так и толкую. Послание к Галатам:

 

•К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. (Гал.5:13)

 

Но есть и другая сторона медали. Многие люди в церкви боятся этого слова и очень переживают, чтобы не было лишней свободы. И иногда это принимает очень нездоровые формы. В том же послании Галатам Апостол Павел пишет:

 

•…а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. (Гал.2:4,5)

 

Свобода соблазняла этих людей, они предпочитали ограничить всех своими рамками, понятиями и культурой. Они подсматривали и подглядывали за Павлом, искали повода в его словах и делах, чтобы обвинить его в отступлении от Бога. Фарисеи возлагали на людей бремена неудобоносимые, потому что сами не были свободны и других порабощали. Но Павел говорит, что он не уступил им, чтобы сохранилась истина благовествования.

Чтобы нам не впасть в эти крайности, необходимо обстоятельно разобраться с понятием «свобода».

 

Свобода от осуждения.

 

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. (Рим.8:1,2)

Наше спасение начинается с оправдания. Первое что делает Господь – это прощает вам ваши грехи, списывает долги, другими словами – оправдывает.  Если вы обратились ко Христу, то вы свободны от осуждения и от закона греха и смерти. Что это за закон греха и смерти? Это тот самый закон, который осуждал меня. Таким образом, свобода от осуждения подразумевает свободу от закона. И вот здесь у нас появляются первые сомнения и страхи – а не опасно ли это для человека: освобождать его от закона? Не принесет ли такая свобода проблем в его жизнь?

И действительно, мы видим множество примеров, когда свобода приводила к печальным последствиям. Первыми, кто неправильно употребил свою свободу, были Адам и Ева. Начиная от них, вся история человечества свидетельствует о том, что свобода может приносить не только добрые плоды. Освободившись от египетского рабства, еврейский народ так и не достиг земли обетованной, потому что не обрел свободы внутренней. В Евангелии мы читаем о том, как многие ученики, не будучи понуждаемы Христом следовать за ним, отошли от Него. Так может, надо было все-таки держать их в каких-то рамках?

Но эту свободу дал Господь. И Адаму и ученикам. А Бог не может дать чего-то во зло, Он не может ошибаться. Для Бога важно, чтобы человек принимал свободные решения.

 

Свобода от греха.

 

Тот факт, что освободившись от осуждающего действия закона, человек может не правильно воспользоваться свободой, приводит нас к одной важной мысли.  Наша проблема не в законе, а в грехе. И поэтому истинная свобода это не свобода от закона, а свобода от греха. Однажды в беседе с иудеями Господь сказал:

 

•Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:31,32)

 

Реакцией иудеев было возмущение – да они никому не были рабами! Но вот что отвечает им Христос:

 

•истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.(Иоан.8:34, 35)

 

Иудеи говорили, что они дети Авраама, а Христос напомнил им, что у Авраама было двое детей, и сына рабыни пришлось отослать. И если вы не понимаете истинной свободы, то остаетесь сыном рабыни и придет время, когда вас придется отослать ни с чем. Можно быть законником и быть рабом греха, можно быть либералом и так же быть рабом греха. Парадокс, но находясь на разных полюсах и воюя друг с другом из-за внешних различий, и те и другие по сути своей остаются плотскими. Они сражаются за правильное понимание свободы, но остаются несвободными.

 

Но не для этого Господь освободил нас от закона.

 

Преображение от Духа.

 

Давайте вернемся к прочитанному в начале отрывку.

 

•Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор.3:17,18)

 

Я хочу, чтобы мы ясно поняли идею, содержащуюся в этих словах. Когда Моисей общался с Богом на горе Синай, то от этого общения он стал отражать Славу Божию. Эта слава сияла на его лице и была настолько сильной, что израильтяне не могли смотреть на нее и боялись ее. Поэтому Моисей вынужден был полагать покрывало на лицо. И дальше Павел говорит, что, во-первых, новозаветное служение еще более славно, а во-вторых, мы действуем более дерзновенно и не полагаем никакого покрывала. Мы можем не бояться, как боялись израильтяне, потому что Бог не осуждает нас, ибо он освободил нас от закона. Он сделал это для того, чтобы мы отражали Его славу и являя ее друг другу, сами преображались от Господня Духа. И истинная слава Божья состоит не во внешнем сиянии лица, не в красоте богослужения, не в богатстве храмовой отделки. Истинная слава – в преображенном человеке, живущем не по плоти, но по духу.  

Если мы не в состоянии явить друг другу славу Божию – в наших делах, словах, в наших мыслях и поступках, в наших отношениях и любви друг ко другу, то значит мы не способны быть служителями НЗ. Если вместо славы Божией мы являем друг другу зависть, споры, разногласия и соблазны – то это не то, для чего Господь создал Церковь.

Но Господь дал нам способность быть служителями Нового Завета. Эта способность в нас от Духа Святого, и сегодня, когда мы празднуем сошествие Его на землю, Господь хочет нам напомнить , какую способность Он нам дал.

 

baptistchurch.by

Проповеди митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила

В Евангелии от Иоанна звучат слова Господа: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Апостол Павел во втором Послании к Коринфянам говорит: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). В современном мире люди часто не имеют понятия об истинном смысле слова «свобода» и подразумевают под ней стремление жить, игнорируя все законы и не желая нести ответственности за свои поступки… Но о чем же говорил Христос?

— Прежде всего, обратимся к толкованию Священного Писания. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «… Он говорит: если вы пребудете в Моем слове и вере, то "познаете истину", то есть Меня, ибо Я есмь Истина (Ин. 14, 6»… Если познаете Меня, Который истинен, то "истина освободит вас", то есть Я освобожу вас от грехов».В жизни есть обычная свобода, земная, это наша воля в выборе добра или зла, и есть духовная свобода, это уже избрание пути греха или добродетели. Избрать путь добродетели своими силами человек не может. Своими силами он может противиться греху, но победить его, победить страсть не может. Это делает благодать Божия, а она приходит только тогда, когда мы в состоянии принять ее, когда наше сердце смиренно. Неслучайны слова преподобного Исаака Сирина: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны». Смирение словно некий сосуд, в который Господь вливает Свою благодать. Стяжав эту добродетель, мы обретаем другую, самую высокую, – любовь. Это как у монеты две стороны: с одной – смирение, с другой – любовь.

Духовная свобода - в первую очередь свобода от греха. В жизни случаются ситуации, которые подчас не все психологи могут правильно объяснить. К примеру, желая усыновить ребенка из детского дома, будущие родители сначала присматриваются к маленькому человечку, ему объясняют, что, если он будет себя хорошо вести, то будет жить в семье с мамой и папой. Берут ребенка на воскресенье, а после выясняется, что у мамы пропала золотая сережка или еще что-нибудь ценное. Ребенка уличают в воровстве, он плачет. Часто люди не понимают, а что происходит-то? Логики нет. Есть понятие «рабство», рабу приказали под страхом смерти, и он идет воровать. Так и грех порабощает человека.

Святой блаженный Августин описал путь духовного роста следующим образом: «Не могу не грешить – могу не грешить – не могу грешить».

Свобода воли выражается в нравственном самоопределении личности перед добром или злом. Свобода духовная, в отличие от внешних свобод, означает власть человека над своим эгоизмом, греховными наклонностями, чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается правильной духовной жизнью.

Духовной свободой обладают святые, очистившиеся от страстей. Апостол Павел называет таких людей «новыми». Они способны контролировать свои чувства и быть их хозяевами.

В современном мире под свободой понимается некий произвол человеческих страстей. Но свободы не бывает без ответственности. Александр Солженицын говорил, что мы увлеклись идеями свободы, но забыли, что самое мудрое измерение свободы - это дальновидное самоограничение. Вместо нравственности, скромности и чистоты царит произвол инстинктов, эгоизма и плоти. Такое происходит, потому что утрачивается понятие греха. Сейчас доминирует свобода без ответственности, свобода от всего…

Апостол Павел в послании к Галатам говорил: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). И вот опять слова апостола: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8). Если человек борется со страстями, он все более освобождается, но не просто как от груза. Его зрение приобретает другой кругозор, человек начинает видеть вещи правильно.

Те, кто отвергает идею духовной свободы, насаждают свободу плоти. Проходят десятилетия, меняются светские законы: что было безнравственно, стало нравственно. Но есть неизменный закон – Божий. Именно он делает человека свободным. Нехристианское понимание свободы как возможности выбора разрушает общество, а христианское оздоравливает его. Скажем, за философские идеи никто свою жизнь не отдавал, а за религиозные убеждения люди шли на смерть. Если государство хочет жить долго, оно обречено на христианство, на Православие. Опыт показывает – когда люди были на высоте духовной жизни, по-другому шла жизнь каждого человека, семьи, благоприятно развивались общественные отношения. И наоборот, когда Православная вера ослабевала, появлялись нестроения.

Человеческой свободе присущ постоянный конфликт: одного пункта с другим, одного человека с другим, причем у каждого своя правда, и нет представления, что ей можно пожертвовать ради чего-то. В Православии есть закон Божий, пред которым мы складываем свои «правды» и, поднимая руки, говорим: «Господи, как благословишь». «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» - вот слова Божией Матери (Лк. 1:38). Человек, говоря «я Твой раб, Господи», получает свободу, отрекается от греха. Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными.

Человек любит другого человека, и эта любовь возвышает его. Вот так же любовь Божия способна возвысить людей. Бог призвал нас к подлинной свободе. Что она дарует человеку? Мир, любовь и огромную радость. Состояние радости определяет, где свобода, а где псевдосвобода. Раскрепощение инстинктов лишает радости, и человек употребляет разные суррогаты, чтобы ее искусственно получить. Люди теряют состояние радости, потому что умножается грех.

Единственной Истиной, которая может сделать нас свободными, является Сам Бог. «Я есть путь и истина и жизнь», - сказал о Себе Иисус Христос (Ин. 14:6). Только принимая Его в свою жизнь, стараясь следовать образам мышления и поведения, о которых говорил Господь, мы сможем обрести свободу, избавиться от скорби и пребывать в радости, несмотря ни на какие внешние обстоятельства.

elitsy.ru

«…Где дух Господень, там свобода»

В Липецке и Задонске 11-12 декабря прошёл ХI Международный форум «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». На этот раз девизом были избраны слова святого апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «…Где дух Господень, там свобода». Форум посвящён 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, 70-летию Великой Победы, Году литературы

А организованы и проведены Чтения Липецкой епархией и управлением внутренней политики Липецкой области при содействии Липецкого государственного педагогического университета, Липецкого государственного технического университета и Липецкого областного института развития образования.

Почётный председатель Свято-Тихоновских образовательных чтений — митрополит Липецкий и Задонский Никон.

 

«Не позволяй душе лениться!»

 

…И снова в стенах нашего педагогического университета собрались люди, чьи души воистину неленивы. Перед началом открытия Чтений тихо беседуют друг с другом, радуются встречам, покупают книги, смотрят православные фильмы.

Для меня словно моментальные снимки — красивые, скромные косынки, кружевные шарфы на головах женщин, молодых и старых.

В холле перед актовым залом — книги. Множество. Книжная миниатюра. Подарочные издания к Рождеству. Детские православные книги.

Женщина целует образок Тихона Задонского, выполненный в виде книжной закладки. Это чудесный традиционный подарок Чтений. Каждый участник получает специально изготовленный пакет солнечно-жёлтого цвета с символикой Свято-Тихоновских чтений, куда вложен большой том с напечатанными в нём прошлогодними докладами — воистину бесценное издание! — и программа Чтений нынешних. Ещё заботливо вложены блокнот, авторучка (тоже с символикой!) и та самая книжная закладка — всем этим так приятно пользоваться. В нынешнем году каждому положили ещё книги и диски с лекциями и беседами Алексея Ильича Осипова, известного богослова, педагога, публициста, профессора Московской духовной академии.

Студенты филологического факультета и секции теологии ЛГПУ исполнили для собравшихся литературно-музыкальную композицию «…И в сердце светит Русь», посвящённую Году литературы и 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина.

Два пленарных заседания с выступлениями и докладами. Доклад профессора Московского государственного института международных отношений (университета МГИМО) Владимира Юрьевича Катасонова о православном понимании экономики.

Появился на Чтениях и открытый микрофон, позволяющий задать вопрос и вступить в диалог с докладчиками.

А к вечеру всё общество разошлось по разным аудиториям, где состоялись секционные заседания. На этот раз работало 15 секций. Назову только некоторые: «Духовно-нравственное просвещение детей и молодёжи в воскресной школе», «Русская и болгарская культура, церковная живопись и дизайн: архивные исследования и современные проблемы», «Социальное служение Русской Православной Церкви», «Наследники Александра Невского», «Православное краеведение и паломнический туризм»…

 

«И из дыма вышла саранча на землю…»

 

 

Мы с вами пойдём в аудиторию № 207, где проходит секция «Семья как основа национальной безопасности».

Председатели секции — священник Алексий Шумаков, руководитель отдела по вопросам защиты семьи, материнства и детства Липецкой епархии, клирик Христо-Рождественского храма Липецка, и Юрий Николаевич Алексеев, председатель Липецкого отделения Общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС).

Основными докладчиками секции стали члены липецких региональных отделений РВС и Общероссийской общественно-политической организации «Суть времени». Это они перед началом Чтений раздавали брошюру «Информационная безопасность детей», изданную РВС. По экземпляру брошюры приготовили и для каждого участника секции. Это одно из немногих изданий, где кратко, лаконично говорится о том, как уберечь детей от опасностей виртуального мира.

С докладом об информационной без­опасности в контексте духовно-нравственного воспитания молодёжи выступил профессор Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель Липецкого отделения Объединения православных учёных Владимир Николаевич Малыш. А содокладчиками стали его студентки Яна Приладных и Нина Баженова.

Выступила член РВС Наталия Геннадь­евна Пыркина. Говоря о таких субкультурах, как готическая, анимэ и анимэшники, панки, неформалы, рэперы, эмо и других, она процитировала последнюю Книгу Священного Писания — Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис): «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр; Апок. 9:3—4). Вот в каких словах выразил апостол Иоанн Богослов то, что угрожает людям, человечеству: «престол сатаны», «глубины сатанинские», «сатанинское сборище». Воистину глубины сатанинские захватывают в полон наших детей.

От родителей же часто можно слышать: «Сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьёт, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром».

Но вот что говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Международном съезде православной молодёжи: «…можно назвать три проблемы: первая — это информация и её влияние, второе — это стремление к удовольствиям и третья — это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество». И здесь патриарх делает очень важное пояснение: «Речь идёт не о предметах, а о мировоззрении».

 

Такое духовное единение…

 

И тут в заседании секции наступил удивительный, трепетный момент, которого никто даже не ожидал. Наталия Геннадьевна так закончила своё выступление:

— Труд души — вот что изымается у человека, погружённого в виртуальный мир. Поэтому хотелось бы закончить своё выступление стихотворением Николая Заболоцкого, которое поэт написал в 1958 году:

Не позволяй душе лениться!

И аудитория вдруг подхватила:

— Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Как же радовались собравшиеся, что сумели вспомнить эти прекрасные строки и прочитали их вместе! Взрослые люди, они не забыли тех идеалов, которые усвоили ещё в своём детстве. Это был момент такого откровения, такого духовного единения!..

 

Святитель Тихон: «Козлищам злые люди уподобляются…»

 

Слово взял Юрий Николаевич Алексеев:

— Есть у нас такая поговорка: «Иваны, не помнящие родства». А что будет с теми, кто не только забыл, но и поверил, что у него другая история его рода-племени? Более мерзкая и отвратительная?

То, что он сказал дальше, просто удивительно:

— За примерами с новым взглядом на историю далеко ходить не надо. Вот что поведал на страницах журнала «Огонёк» кандидат технических наук Гелий Малькович Салахутдинов, как он сам отрекомендовывается иностранным учёным, «...я очень нехороший человек». Предваряя интервью, журналист Александр Никонов, кокетничая, пишет: «Боюсь, сегодняшняя наша статья также вызовет море злобных откликов. <…> Во всяком случае, очень на это рассчитываем… <…> Итак… <…> …впервые на нашей исторической сцене весь вечер поёт и пляшет человек трудной судьбы…». Далее его собеседник делится своими «научными» открытиями: «Циолковский — городской сумасшедший. <…> Точно, никаких открытий Ломоносов не делал!.. <…> Оказалось, действительно, не Попов радио изобрёл… <…> Русский учёный Петров никакой электрической дуги не открывал. <…> Все изобретения, вся наука при­шли к нам из-за границы». Заканчивает журналист интервью так: «Спасибо вам за вашу борьбу. За то, что помогаете нам по капле выдавливать из себя циолковских…»

— Знаете, у меня нет слов! — проговорил Юрий Николаевич. – Действительно, сплясал. Приходит на ум изречение святителя Тихона Задонского: «Козлищам злые люди уподобляются, так как немалое сходство между козлищами и злыми людьми. Козлища почти любой скот рогами своими бодают и обижают. Так и злые люди всякого человека, доброго и злого, или делом, или словом обижают. В козлищах примечается гордость, так как ходят всё больше по высоким и крутым местам, а часто и на здания восходят. Так и злые люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда стараются в стаде быть впереди. Так и злые люди всегда хотят над другими начальствовать или быть на первом месте. Козлища, когда их влекут куда или бьют, не молчат, а кричат. Так и злые люди, когда их наказывают, не терпят, а ропщут, а часто и хулят: какая-де моя вина? чем я согрешил? и прочее».

– И вот, — рассуждает Юрий Николаевич Алексеев, — для того чтобы Майданом в России даже не пахло, движение «Суть времени» приступило к созданию «Комитета в защиту исторической правды». Мы обращаемся ко всем неравнодушным гражданам — необходима совместная работа в поисках истины, по освобождению истории от мифотворчества и пропаганды.

А потом аудитории была показана стенгазета «Шаги истории», которая выпускается РВС еженедельно, большим тиражом, и распространяется по всей стране. У нас, на историческом факультете ЛГПУ, в школах Липецка и области есть возможность читать её и узнавать свою историю. Настоящую историю. Которую должны знать дети и не забывать взрослые.

 

АКСИО: отношение к современному образованию

 

АКСИО — социологический центр, чьи опросы — самые представительные, чьи анкеты — самые серьёзные и нелукавые. Об этом рассказал гость Свято-Тихоновских чтений из Рязани Михаил Васильевич Дёмин. Он приехал, чтобы прочитать доклад «Отношение граждан России к состоянию современного образования» вместо заболевшего автора — своего товарища по РВС и «Сути времени» Павла Даниловича Мильхикера. В анкетировании, проведённом в России летом, участвовало более 24-х тысяч респондентов, в том числе и в Липецке.

Вот некоторые результаты:

– Граждане, получившие образование в годы реформ (14—35 лет), удовлетворены своим образованием почти в два раза меньше, чем люди, получившие образование ещё в СССР.

– Господин Фурсенко, будучи министром образования и науки, говорил, что главная цель — «взрастить квалифицированного потребителя», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». По результатам анкетирования АКСИО, подавляющее большинство граждан России считает: главная цель образования — это как раз воспитание человека-творца!

– Что же делать с российским образованием? Сводный рецепт граждан России восходит, что неудивительно, к традициям советского образования: хорошее образование — это хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.

И о реформах образования в целом:

— Это навязчивое реформаторство является антинародным в буквальном смысле слова.

 

Война против семьи

 

С докладом «Бэби-боксы — один из элементов войны против семьи» выступил активист РВС Антон Витальевич Дорошенко.

В Липецкой области и представить невозможно такое, чтобы мать вкладывала своего новорождённого ребёнка в специальный ящик, который втягивается внутрь, дверца захлопывается, и всё…

— Те, кто продвигает бэби-боксы в нашей стране, — рассказывает Антон Витальевич, — уверяют, что это спасает от инфантицида — убийства матерями нежеланных новорождённых детей. Однако в двенадцати регионах России, где по инициативе общественных организаций такие ящики всё-таки установили, детей туда никто не приносит. В правовом аспекте эти ящики нарушают Семейный кодекс РФ по девяти статьям. В морально-смысловом аспекте анонимная ниша под названием «бэби-бокс» позволяет подбросить внутрь всё, что угодно, включая взрывное устройство.

— Из анализа большинства приговоров, — сообщил Антон Дорошенко, — вынесенных по статье 106 УК РФ (убийство матерью новорождённого ребёнка), явствует, что умысел на убийство возник у женщин задолго до родов. В связи с чем они не становились на учёт в женских консультациях, скрывали беременность от родных и знакомых, не обращались за медицинской помощью во время родов. Убийства совершали в первые сутки, в основном сразу после рождения ребёнка. И бэби-бокс не помог спасти ни одну загубленную младенческую жизнь.

И ещё:

— Институт немецкой молодёжи обнаружил, что службы анонимного отказа от детей, использовавшие бэби-боксы, не смогли предоставить информацию о судьбе каждого пятого из оставленных детей. Следы оказались утерянными. Возможно, использовались органы младенцев, и для таких дельцов никакой учёт нежелателен. Есть о чём подумать, ведь Совет Федерации недавно внёс на рассмотрение Госдумы законопроект об установлении в России бэби-боксов.

 

«Дети России — детям Донбасса»

 

Доклад этот был одним из последних на секции, а добрый лозунг — гуманитарная акция «Родительского Всероссийского Сопротивления», которая ведётся с началом боевых действий в Донбассе.

— Мне, как человеку светскому, невоцерковленному, — признался координатор липецкого отделения «Суть времени» Иван Иванович Заболотный, — трудно подобрать соответствующие слова, но думаю, что слово «благодать» подходит очень точно. Помогая, в том числе материально, другим, мы получаем духовное благо, которое невозможно перевести в область материального.

В полуразрушенных войной городах и сёлах Донбасса детские сады или школы становятся чем-то вроде очагов жизни.

РВС в рамках акции адресно доставляет то, что требуется конкретной школе или детскому саду. Собирается всё это силами детей российских школ, согласно заявкам, поданным нуждающимися. Таким образом, в школы Донбасса отправляются учебные принадлежности, канцтовары, учебники, книги, развивающие игрушки, спортинвентарь, вещи первой необходимости, продукты питания, одежда и многое другое.

Вместе с гуманитарной помощью российские дети передают подарки и сделанные своими руками рисунки и письма. Получают ответы из Донбасса. Завязывается переписка. Это для сверстников российских детей в Донбассе — бесценная поддержка. Наша общая помощь важна именно сейчас, дети Донбасса не должны терять драгоценные месяцы и годы учёбы, как бы ни складывалась политическая и военная ситуация.

Мы очень дорожим заработанным доверием людей на поприще гуманитарной помощи, и не только в рамках проекта «Дети России — детям Донбасса». Ведь мы несём ответственность за доверенную нам возможность помогать людям, а также содействовать помощи одних детей — другим. Именно в этом и состоит одна из главных добродетелей христиан.

Вот как завершил своё выступление докладчик:

— Был в эпоху Просвещения в Ирландии такой политический деятель и пуб­лицист Эдмунд Бёрк. Сохранилось его изречение: «Для торжества зла достаточно, чтобы достойные люди бездействовали». Но ещё раньше, в Псалтири, появилась такая мудрость: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися». Те, кто делает необходимое, нужное, доброе дело, должны быть вместе. Так собирают людей «Суть времени» и «Родительское Всероссийское Сопротивление». Тем самым я призываю всех нас на бой со злом, и именно силой добра, взаимовыручки и сострадания.

Таким светлым призывом завершился для нас первый день Свято-Тихоновских чтений.

 

Фото Юрия АЛЕКСЕЕВА и Антона ДОРОШЕНКО

 

Война против истории

Юрий Николаевич Алексеев, председатель Липецкого регионального совета «Родительского Всероссийского Сопротивления»:

- Сегодня мало найдётся людей, которые под напором буквально лавины фактов станут отрицать наличие войны с историей. Например: «22 августа 2015 года министр юстиции Эстонии Урмас Рейсланд выступил с предложением учредить суд, который имел бы статус межгосударственного органа, для расследования преступлений коммунистического режима, отметив, что их следует расследовать так же, как расследуются преступления нацизма».

Это один из свежих примеров. Начиналось всё с обвинений в пособничестве СССР Гитлеру, в развязывании Второй мировой войны путём участия в разделе Польши — знаменитый пакт Молотова-Риббентропа (и, о ужас! — секретные протоколы к нему, хотя мы знаем, что секретные протоколы к договорам — обычная практика того времени). И полное отрицание или замалчивание Мюнхенского сговора и участия Польши в хищническом разделе Чехословакии.

Мы, считая историю наукой, полагали, что это дело учёных — выяснять истину. Пускай они там пороются в архивах, изучат документы, запишут на «скрижалях» воспоминания очевидцев, обобщат всё и систематизируют, а нам выдадут результат. Так, наверное, и происходит в какой-нибудь точной науке. Например, в геологии нужно найти руду. А найти её можно только там, где она залегает. Поэтому геологам не указывают, где бурить. Другое дело — история. Есть нужный результат, вот вы под него и подводите свою науку. И выросла «плеяда» псевдоучёных, сделавших историю служанкой грязных политиков. У них, обезумевших, стали прямо на глазах разрастаться аппетиты. Сначала: «Ну, вы признайте!..», потом: «Ну, покайтесь!..», далее — «А давайте приравняем фашизм и коммунизм!» А теперь: «Вот заплатите нам много-много миллиардов за оккупацию!» И, уверяю вас, это ещё не финиш. Дальнейшая их цель — полное уничтожение России. И угроза эта вполне реальна.

Давайте посмотрим, что произошло на Украине. «Свидомые» псевдоучёные, разработав учение о древних украх, договорились до того, что Украина — центр европейской цивилизации. От голосов настоящих учёных отмахнулись, силой навязали учебные программы в школе. И вот результат: «зигующие» украинские школьники, Майдан и разрушение Украины.

Итак, что же такое война с историей? Это всего лишь одно из слагаемых войны с врагом? Ведь воюют не только при помощи армий. Известно много примеров экономических войн, когда при помощи фальшивых ассигнаций расстраивали финансы врага.

Мне представляется, что целью наших врагов является не просто победа, а полное разрушение нашего общества путём потери идентичности, ведь представление народа о себе тесно связано с представлением народа о своей истории. Вот как это ёмко изложено у нашего великого историка Василия Осиповича Ключевского: «Ведь только во сне твоё сознание становится вне истории, и то лишь одно сознание, а твой грезящий аппарат остаётся в её сфере, в области культуры; твоё одеяло, которое даёт тебе возможность грезить, не стуча зуб об зуб, и твоя добросовестная хозяйка, накормившая тебя безопасным обедом, — ведь это продукты культуры, плоды просвещения, истории. <…> Идя по тротуару, ты видишь, что встречный обходит тебя слева, и ты норовишь посторониться вправо… <…> Ты думаешь, что всё это так просто и естественно… <…> …что мир создался с правилом держаться правой стороны… <…> Нет, это не природа, а история. Это не сотворилось, а выработалось, стоило много трудов, ошибок, вдохновенных замыслов…»

Источник: http://itogi.lpgzt.ru/aticle/51653.htm

rvs.su


Смотрите также