Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, / дому Иаковля из людей варвар.
Стих 1: По исходе Израиля из Египта, / дома Иакова из народа чуждого. Пс 113:1
Молитвами Богородицы, / Спасе, спаси нас.
По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.
И другий лик. Стих 2: Бысть Иудея святыня Его, / Израиль область Его.
Стих 2: Стала Иудея святыней Его, / Израиль – владением Его. Пс 113:2
Молитвами Богородицы, / Спасе, спаси нас.
По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.
Стих 3: Море виде и побеже, / Иордан возвратися вспять.
Стих 3: Море увидело – и побежало, / Иордан обратился вспять. Пс 113:3
Молитвами Богородицы, / Спасе, спаси нас.
По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.
Стих 4: Что ти есть, море, яко побегло еси? / И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?
Стих 4: Что тебе, море, что ты побежало, / и тебе Иордан, что обратился ты вспять? Пс 113:5
Молитвами Богородицы, / Спасе, спаси нас.
По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.
Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, / Спасе, спаси нас.
Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.
Стих 1: Возлюбих, яко услышит Господь / глас моления моего.
Стих 1: Я возрадовался, что услышит Господь / глас моления моего. Пс 114:1
Спаси ны, Сыне Божий, / во Иордане крестивыйся, поющия Ти: / аллилуия.
Спаси нас, Сын Божий, во Иордане крестившийся, / поющих Тебе: аллилуия.
Стих 2: Яко приклони ухо Свое мне, / и во дни моя призову.
Стих 2: Ибо склонил Он ухо Своё ко мне, / и во все дни мои буду Его призывать. Пс 114:2
Спаси ны, Сыне Божий:
Спаси нас, Сын Божий:
Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, / скорбь и болезнь обретох и Имя Господне призвах. Стих 3: Охватили меня муки смертные, беды адские постигли меня; / скорбь и муку я встретил, и имя Господне призвал. Пс 114:3 – 4А
Спаси ны, Сыне Божий:
Спаси нас, Сын Божий:
Стих 4: Милостив Господь и праведен, / и Бог наш милует.
Стих 4: Милостив Господь и праведен, / и Бог наш милует. Пс 114:5
Спаси ны, Сыне Божий:
Спаси нас, Сын Божий:
Слава, и ныне: Единородный Сыне:
Слава, и ныне: Единородный Сын:
Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, / яко в век милость Его.
Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, / ибо вовек милость Его! Пс 117:1
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.
При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!
Стих 2: Да речет убо дом Израилев: / яко Благ, яко в век милость Его.
Стих 2: Пусть же скажет дом Израилев, / что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:2
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:
Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:
Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: / яко Благ, яко в век милость Его.
Стих 3: Пусть же скажет дом Ааронов, / что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:3
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:
Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:
Стих 4: Да рекут убо вси, боящиися Господа: / яко Благ, яко в век милость Его.
Стих 4: Пусть же скажут все боящиеся Господа, / что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:4
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:
Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:
Благословен грядый во Имя Господне, / благословихом вы из дому Господня, / Бог Господь и явися нам.
Благословен Грядущий во имя Господне, / благословили мы вас из дома Господня; / Бог – Господь, и Он явился нам! Пс 117:26 – 27А
Тропарь: Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:
Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:
Слава, и ныне:
Слава, и ныне:
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"
Вместо же трисвятаго поем: Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. Аллилуия. (3)
Вместо Трисвятого: Сколько вас во Христа ни крестилось, / во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3)
Благословен грядый во Имя Господне, / Бог Господь и явися нам. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
Благословен Грядущий во имя Господне, / Бог – Господь, и Он явился нам. Стих: Прославляйте Господа, ибо Он благ, / ибо вовек милость Его. Пс 117:26А, 27А, 1
Чадо Тите, явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом.
Сын мой Тит, явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские вожделения, целомудренно, и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревнитель добрых дел.
Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновлением Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя.
Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной. Тит 2:11–14; 3:4–7
Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни. Стих: Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих.
Стих: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Стих: Голос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь – на водах многих. Пс 28:1, 3
Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же, Иисус рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И, крестився, Иисус взыде абие от воды, и се отверзошася Ему Небеса, и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с Небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих.
В то время приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: "Мне нужно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?" Но Иисус в ответ сказал ему: "Допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду". Тогда он допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божия, нисходящего как голубь и спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: "Это – Сын Мой Возлюбленный, на Котором Мое благоволение!" Мф 3:13–17
Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.
Величай, душа моя, / честью высшую Небесных воинств / Деву Пречистую Богородицу.
Ирмос, глас 2: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, / обаче, Благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.
Ирмос, глас 2: Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, / и даже высший мира ум теряется, – как воспевать Тебя, Богородица; / но как Благая, залог верности прими, / ведь Ты знаешь и любовь божественную нашу, / ибо Ты – Защитница христиан, Тебя мы величаем.
И до отдания.
И до отдания.
Явися благодать Божия спасительная всем человеком.
Явилась благодать Божия, спасительная всем людям. Аллилуия. (3) Тит 2:11
На трапезе бывает утешение братии велие. И ядим рыбу, и сыр и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду или пяток. И чтется слово Златоустаго, емуже начало: Вси вы, во благодушии:
azbyka.ru
Упоминание о начале празднования Богоявления относится уже к III веку. Изначально празднование Богоявления («Явление Бога во плоти») включало в себя целый спектр воспоминаний: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение.
Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики – гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Они учили, что именно в момент Крещения на Иордане в человека Иисуса вселился Бог, соделав его Богочеловеком-Христом. Такой взгляд на природу Христа будет осужден Церковью на III Вселенском соборе в 431 году.
Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как их богослужение, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому празднику еретиков противопоставить свой такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.
Воспоминание отдельного празднования Рождества Христова стало постепенно выделяться под влиянием римской практики со второй половины IV века. Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки. Этот период соединяет оба праздника как бы в одно торжество.
Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане.
Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника.
Тропарь, глас 1:
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение:
В событии Крещения Господня явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению», то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя...
Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).
Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» (Лк. 3:21), несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.
... и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение.
Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий. «… и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). По словам святого Иоанна Златоуста, целью сошествия Святого Духа было указать Божество Спасителя при крещении Его и народу, и Крестителю, как говорит Предтеча о Спасителе: «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).
Явлейся Христе Боже…
Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.
…и мир просвещей, слава Тебе.
День Крещения Господня или Богоявления называется также Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), то есть язычников, находящихся во тьме греха и неведения. А также потому, что в древности в навечерие Богоявляения были крещаемы оглашенные. Поскольку крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется Просвещением.
Кондак праздника как всегда более краток, чем тропарь, но в своем содержании он более указывает на внутренний смысл праздника более, чем на внешнюю его сторону.
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней...
Во время Крещения Иисуса Святая Троица была явлена не прикровенно и образно, как это было в Ветхом Завете, а явно и открыто всем людям, всей вселенной. Употребляя слово «днесь» (в сей день), песнописец открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении для нас не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу и стали фактом нашей христианской жизни.
...и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос всенародно вступил в свое открытое служение для искупления мира. С этого дня он просвещал мир светом учения, чудес, благодати. По вознесении же Господь послал на землю Духа Святого, и его ученики получили возможность исполняться, запечатлеваться нетварным светом, благодатию Святого Духа, как, например, первомученик и архидиакон Стефан в синедрионе, где «видели лице его, как лице Ангела»
(Деян. 6:15).
...в разуме поющих Тя:
После открытого явления Святой Троицы мы можем разумно, в полноте знания воспевать Господа.
...пришел еси и явился еси...
Слова «пришел если»
относятся преимущественно к Рождеству Христову, которое совершилось тайно, как говорит об этом блаженный Иероним: «в рождении своем Сын Божий явился Миру сокровенно». Слова же «явился еси» – к Крещению Господню, совершившемуся явно для людей. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не тот день, в который родился Христос, называем Богоявлением, но тот, в который Он крестился».
В этой строчке гимнограф указывает, что Христос и родился, и крестился как Бог («Свет Непреступный») в опровержение гностиков, утверждавших, что Христос родился как человек (подробнее об учении гностиков смотри в начале статьи).
...Свет Неприступный.
Апостол Павел так называет Бога в своем послании к Тимофею: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).
Участвуя в праздничном богослужении, мы призваны не просто вспоминать события Крещения Господня. Давайте постараемся во время богослужения пережить тайну явления Бога Слова в нашем мире, ведь, как это отмечает протоиерей Александр Шмеман: «празднования Рождества и Крещения в отдельности друг от друга развились в христианском мире в эпоху жарких христологических споров и, бесспорно, помогли усвоению веры, закрепленной в постановлениях первых вселенских соборов. А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить, насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью».
***
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
***
В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.
Тропарь праздника. Киевский распев.
***
Тропарь праздника. Знаменный распев.
valaam.ru На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, / благоволил еси родитися на земли / от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
На престоле огневидном / восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом / благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, / не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе; / потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. / Слава всеблагому Твоему изволению; / слава промыслу Твоему; / слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!
Всех Господь обрезание терпит / и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, / дает спасение днесь миру. / Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, / и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
Всех Господь обрезание претерпевает / и согрешения человеческие, как благой, отсекает, / дает в сей день спасение миру; / радуется же на небесах и иерарх Творца / и светоносный божественный служитель таинств Христовых Василий.
Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
По всей земле прошел голос твой, / ибо приняла она слово твоё: / им ты истины веры богодостойно изложил, / природу всего существующего изъяснил, / человеческие обычаи благоукрасил, – / царственный священник, отче преподобный, / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.
Явился ты непоколебимым основанием Церкви, / оделяя всех людей неприкосновенным достоянием / и запечатывая его твоими учениями, / открывающий небесное Василий преподобный.
Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыйта себе, якоже в раи прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.
Готовься Завулон, и украшайся Неффалим, / Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку. / Радуйся, Адам с праматерью, / не скрывайтесь, как прежде в раю, / ибо увидев вас нагими Он явился, / чтобы облечь в прежнюю одежду. / Христос явился все творение желая обновить.
Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.
Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / "Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!"
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, / и, Тому Единому работати пламенне вожделев, / непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, / умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, / избранник возлюблен Божия Матере явился еси. / Сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
От юности ты возлюбил Христа, блаженный / и, Ему Одному служить пламенно возжелав, / непрестанною молитвою и трудом в пустыне подвизался, / и умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / избранником возлюбленным Божией Матери явился. / Потому мы взываем тебе: / "Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!"
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, / в Саровскую обитель вселился еси / и, тамо ангельски пожив, / многим путь был еси ко спасению, / сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави / и даром исцелений и чудес обогати. / Темже вопием ти: / радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, / в Саровскую обитель ты вселился / и, там ангельски пожив, / стал для многих путем ко спасению. / Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил / и даром исцелений и чудес обогатил. / Потому мы взываем тебе: / "Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!"
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.
Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.
Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / "Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!"
Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество / милости ради безмерныя, / Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, / одеждею мя одевая, / славы древния обнаженна люте.
Всех от множества согрешений освобождая, / Христе, Благосердный, по безмерной милости, / в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек, / чтобы облечь в одежду древней славы / меня, обнаженного бедственно.*
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"
Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже, за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающаго нам велию милость.
Память праведника чтится похвалами, / тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, / ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, / ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. / Потому за истину пострадав с радостью, / благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, / подъемлющего грех мира / и подающего нам великую милость.
Плотскаго Твоего пришествия убоявся, / Иордан страхом возвращашеся, / пророческое же служение исполняя, / Иоанн трепетом спряташеся, / Ангельския чини ужасахуся, / зряще Тя, во струях плотию крещаема; / и вси, сущии во тьме, озаряхуся, / воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.
Пришествия Твоего во плоти устрашившись, Иордан / в трепете вспять обращался; / духовное же служение исполняя, Иоанн / в страхе уклонялся; / ангельские полки изумлялись, / увидев Тебя, в струях плотью крещаемым, / и все, пребывавшие во тьме, озарялись, / воспевая Тебя, явившегося / и просветившего все.
Первопрестольников преемниче, / столпе Православия, истины поборниче, / новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою, / темже, яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, / чтущия достойно святую память твою.
Первосвятителей преемник, столп Православия, / истины поборник, новый исповедник, святитель Филипп, / положивший душу за паству твою! / Как имеющий дерзновение ко Христу, / моли за и город твой и за людей, / почитающих по достоинству святую память твою.
Православия наставника и истины провозвестника, / Златоустаго ревнителя, / Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим, / пищею словес своих разумно чада своя питающа, / той бо языком хваление пояше, / устнама же пение вещаше, / яко таинник Божия благодати.
Православия наставника и истины провозвестника, / Златоусту подражателя, Российское светило, / Филиппа премудрого восхвалим, / пищею слов своих духовно детей своих питающего; / ибо он языком хвалу воспевал, / а устами песнопение возглашал, / как служитель таинств Божией благодати.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш, / моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню / и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, / и сделался светилом вселенной, / сияя чудесами, Феодосий, отче наш, / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Насажден во дворех Господа твоего, / преподобными твоими добродетельми красно процвел еси / и умножил еси чада твоя в пустыни, / слез твоих тучами напаяемая, / стадоначальниче Божий Божественных дворов. / Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.
Насажденный во дворах Господа твоего, / светлейшими твоими добродетелями ты расцвел прекрасно / и умножил детей твоих в пустыне, / слез твоих дождями орошаемой, / Божий начальник стад и их Божественных дворов. / Потому мы взываем: "Радуйся, отче Феодосий!"
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев Богодухновенное удобрение, Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, / светильник вселенной, архиереев Богодухновенное украшение, Савва премудрый, / учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Яко первосвятителя великаго, и Апостолов сообщника, / Церковь прославляет тя, людей твоих, преподобне, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти: / радуйся, отче Савво Богомудре.
Как первосвятителя великого и Апостолов сопричастника, / прославляет тебя Церковь народа твоего, преподобный; / но, как имеющий дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да взываем тебе: / "Радуйся, отче Савва богомудрый!"
Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди первозванному Андрею / и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Слова Божия служительница, / в апостольской проповеди первозванному Андрею / и прочим Апостолам подражавшая, / просветительница Иверии и лира Духа Святого, / святая равноапостольная Нина, / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Приидите днесь вси, / воспоим избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, / Богоматере ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.
Придите сегодня все, / воспоем избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, / Богоматери ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.
Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Ревнителю Илии нравом подражая, / за Крестителем прямыми путями следуя, отче Антоний, / ты сделался обитателем пустыни / и вселенную утвердил молитвами твоими. / Потому ходатайствуй пред Христом Богом / о спасении душ наших.
Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, / отцев начальниче, Антоние.
Житейские волнения отринув, / безмятежно жизнь ты завершил, / Крестителю всячески подражая, преподобнейший! / С ним тебя и почитаем, отче отцов Антоний!
Делы возсиявше Православия, / все погасивше злославие, / победителие победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, / дарующа нам велию милость. Воссияв деяниями в защиту православия, / все угасив неправомыслие, / вы сделались победителями, носящими трофеи; / благочестием всех обогатив, / Церковь величественно украсив, / по достоинству обрели вы Христа Бога, / по молитвам вашим дарующего всем великую милость.
Священноначальницы величайшии благочестия, / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, / верою чтущия Тя.
Иерархи величайшего благочестия / и доблестные защитники Церкви Христовой! / Храните всех, воспевающих: / "Спаси, Милостивый, с верою чтущих Тебя!"
Веселися, пустыня нераждающая, / благодушствуй, неболящая, / яко умножи тебе чада муж желаний духовных, / благочестием насадив, / воздержанием воспитав добродетелей в совершенство. / Того молитвами, Христе Боже, / умири живот наш.
Веселись, пустыня не рождающая, / возрадуйся, не мучившаяся родами, / ибо умножил тебе детей муж желаний Духа, / благочестием их насадив, / воздержанием воспитав к совершенству в добродетелях. / Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.
В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, / и в Божественней памяти твоей, преподобне, / благодушие прият многих твоих чудес, / от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны, / яко да поем: аллилуия.
В священном рождении твоем радость обрело творение / и в божественной памяти твоей, преподобный, / веселья исполнилось ради многих твоих чудес; / от них подай обильно душам нашим / и очисти нас от скверн греховных, / дабы мы пели: "Аллилуиа!"
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих Богодухновенное удобрение, / Максиме премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, / светильник вселенной, / монашествующих Богодухновенное украшение, Максим премудрый, / учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, / сосуд избран показа тя, всеблаженне, / являюща Божественная концем, / неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, / и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, / Пресущную, Безначальную.
Свет Трисиянный, вселившийся в душу твою, / явил тебя, всеблаженный, избранным сосудом: / ты открываешь Божественное концам земли, / непостижимое для разума излагая, Максим блаженный, / и Троицу всем провозглашая ясно, / Сверхсущественную, Безначальную.
Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, / страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.
Сиянием Духа озаряем, / ты от Божией Премудрости удостоился искусства красноречия, / неведением омраченные сердца людей светом благочестия просвещая, / явился пресветлым Православия светильником, Максим преподобный. / Потому, ревнуя о Всевидящем, / ты, лишенный отечества и странник, / в Российской стране жил как пришелец. / Страдания в темницах и заточение от самодержца претерпев, / ты десницею Всевышнего венчаешься и чудодействуешь преславно. / Будь и о нас ходатаем неизменным, / почитающих с любовью святую память твою.
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием / неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате, / паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси, / якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы, / непрестанно веселиши, Максиме досточудне, сего ради молим тя: / моли Христа Бога грехов оставление низпослати / верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.
Богодухновенным Писанием и проповедью Богословия / неверующих суетное мудрование обличил ты, всем богатый; / но особенно жизнь православных исправляя, / на стезю истинного познания их наставил; / как свирель Богогласная, услаждая разум слышащих, / ты непрестанно веселишь нас, Максим, достойный удивления. / Потому молим тебя: / "Моли Христа Бога грехов прощение ниспослать / с верою воспевающим всесвятое твое успение, Максим, отче наш!"
Пастырская свирель Богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, / спастися душам нашим.
Пастырская свирель богословия твоего / победила трубы риторов, / ибо, как взыскавшему глубин Духа, / и красота слова была дарована тебе. / Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий / о спасении душ наших.
Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: / радуйся, отче, / Богословия уме крайнейший.
Богословским языком твоим / сплетения риторов расторгнув, славный, / православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, / и, нося ее, она взывает с нами, твоими чадами: / "Радуйся, отче, богословия ум высочайший".
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа, / но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, / моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать / вселенную просветила; / нестяжания сокровище для мира ты собрал, / высоту смиренномудрия нам показал. / Но, словами твоими нас наставляя, / отче Иоанн Златоустый, / моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, / Иоанне Златоусте.
Возвеселилась таинственно святая Церковь / возвращению священных твоих мощей, / и, сокрыв их как золото многоценное, / воспевающим тебя непрестанно подает / исцелений благодать по твоим ходатайствам, / Иоанн Златоуст.
И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Игнатие. / Моли Христа Бога / спастися душам нашим. И нравам Апостольским сопричастником / и престола их наследником став, / делами ты, богодухновенный, / восхождения к созерцанию достиг; / потому слово истины право возвещая, / ты за веру пострадал до крови, / священномученик Игнатий, / ходатайствуй пред Христом Богом / о спасении душ наших.
От востока днесь возсиявый / и тварь всю просветивый ученьми, / мученичеством украсися, Богоносный и Божественный Игнатий.
От востока сегодня воссиявший / и все творение озаривший своими учениями, / мученичеством украсился / Богоносный и Божественный Игнатий.
Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.
Апостолам единомысленные / и вселенские учители, / Владыку всего молите / мир вселенной даровать / и душам нашим великую милость.
Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: / труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, / Едине Прославляяй святыя Твоя.
Священных и богогласных проповедников, / высших из учителей, Господи, / Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; / ибо труды и подвиг их / признал Ты высшими всякой жертвы, / Один, Прославляющий святых Твоих.
Чудеса святых Твоих мученик / стену необориму нам даровавый, Христе Боже, / тех молитвами советы языков разори, / Церковь Святую укрепи, / яко един Благ и Человеколюбец.
Чудеса святых Твоих мучеников / как стену неприступную Ты даровал нам Христе Боже; / по молитвам их замыслы язычников расстрой, / могущество христиан укрепи, / как Один Благой и Человеколюбец.
От Божественныя благодати дар чудес приемше святии, / чудодействуете непрестанно, / вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, / Кире Богомудре со Иоанном славным: / вы бо Божественнии врачеве есте.
От Божественной благодати дар чудес приняв, святые, / вы чудодействуете непрестанно, / все наши страсти отсекая врачеванием невидимым, / Кир Богомудрый с Иоанном славным: / ибо вы – Божественные врачи.
azbyka.ruМолитвы на Крещение Господне 19 января. И дух в виде голубине извествоваше
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. Литургия
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯНАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
НА ЛИТУРГИИ
НА ЛИТУРГИИ
Антифон 1, псалом 113, глас 1:
Антифон 1, глас 1
Антифон 2, псалом 114, глас 2:
Антифон 2, глас 2
Антифон 3, псалом 117, глас 1:
Антифон 3, глас 1
Тропарь, глас 1:
Тропарь, глас 1
Входное:
Вход
Кондак, глас 4:
Кондак, глас 4
Прокимен, глас 4:
Прокимен, глас 4
Апостолк Титу (зачало 302):
АпостолПослание к Титу, зачало 302А
Аллилуия, глас 4:
Аллилуия, глас 4
Евангелие от Матфея (зачало 6):
Евангелие от Матфея, зачало 6
Вместо Достойно:
Вместо "Достойно"
Причастен:
Причастен
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!
Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"
Тропари и кондаки января
ТРОПАРИ И КОНДАКИ ПРАЗДНИКОВЯНВАРЬ
1 ЯНВАРЯ.ПО ПЛОТИ ОБРЕЗАНИЕГОСПОДА, БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГОИИСУСА ХРИСТА
Тропарь праздника, глас 1:
Тропарь, глас 1
Кондак праздника, глас 3:
Кондак, глас 3
СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ (379)
Тропарь святаго, глас 1:
Тропарь, глас 1
Кондак святаго, глас 4:
Кондак, глас 4
2 ЯНВАРЯ.ПРЕДПРАЗДНСТВО БОГОЯВЛЕНИЯ
Тропарь предпразднства, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак предпразднства, глас 4:
Кондак, глас 4
ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА,САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1833)
Тропарь, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 2:
Кондак, глас 2
5 ЯНВАРЯ.НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ(КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)
Тропарь предпразднства, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак предпразднства, глас 4:
Кондак, глас 4
Иный кондак предпразднства, глас 2:
Иной кондак, глас 2
6 ЯНВАРЯ.СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА, БОГАИ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Тропарь, глас 1:
Тропарь, глас 1
Кондак, глас 4:
Кондак, глас 4
7 ЯНВАРЯ.СОБОР ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИИ КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
Тропарь, глас 2:
Тропарь, глас 2
Кондак, глас 6:
Кондак, глас 6
9 ЯНВАРЯ.СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА,МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЙ РОССИИ, ЧУДОТВОРЦА (1570)
Тропарь, глас 8:
Тропарь, глас 8
Кондак, глас 3:
Кондак, глас 3
11 ЯНВАРЯ.ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО,ОБЩИХ ЖИТИЙ НАЧАЛЬНИКА (529)
Тропарь, глас 8:
Тропарь, глас 8
Кондак, глас 8:
Кондак, глас 8
12 ЯНВАРЯ.СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО (1237)
Тропарь, глас 8:
Тропарь, глас 8
Кондак, глас 8:
Кондак, глас 8
14 ЯНВАРЯ.ПРЕСТАВЛЕНИЕ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ,ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ (335)
Тропарь, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 2:
Кондак, глас 2
17 ЯНВАРЯ.ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО (356)
Тропарь, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 2:
Кондак, глас 2
18 ЯНВАРЯ.СВЯТИТЕЛЕЙ АФАНАСИЯ (373) И КИРИЛЛА (444),АРХИЕПИСКОПОВ АЛЕКСАНДРИЙСКИХ
Тропарь, глас 3:
Тропарь, глас 3
Кондак, глас 4:
Кондак, глас 4
20 ЯНВАРЯ.ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ ВЕЛИКОГО (473)
Тропарь, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 8:
Кондак, глас 8
21 ЯНВАРЯ.ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА (662)
Тропарь, глас 8:
Тропарь, глас 8
Кондак, глас 6:
Кондак, глас 6
ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ГРЕКА (1556)
Тропарь, глас 8:
Тропарь, глас 8
Кондак, глас 8:
Кондак, глас 8
25 ЯНВАРЯ.СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА,АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО (389)
Тропарь, глас 1:
Тропарь, глас 1
Кондак, глас 3:
Кондак, глас 3
27 ЯНВАРЯ.ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙСВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА (438)
Тропарь, глас 8:
Тропарь, глас 8
Кондак, глас 1:
Кондак, глас 1
29 ЯНВАРЯ.ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙСВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА (107)
Тропарь, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 4:
Кондак, глас 4
30 ЯНВАРЯ.СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Тропарь, глас 4:
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 2:
Кондак, глас 2
31 ЯНВАРЯ.МУЧЕНИКОВ БЕССРЕБРЕНИКОВКИРА И ИОАННА И С НИМИ МУЧЕНИЦ АФАНАСИИИ ДОЧЕРЕЙ ЕЕ ФЕОДОТИИ, ФЕОКТИСТЫ И ЕВДОКСИИ (311)
Тропарь, глас 5:
Тропарь, глас 5
Кондак, глас 3:
Кондак, глас 3
Молитвы на Крещение Господне 19 января
Совершенно все православные христиане 19 января празднуют поистине необыкновенный праздник – Крещение Господне. В статье представлены основные молитвы на Крещение Господне, а также молитва читаемая перед принятием «святой воды».
Молитвы Крещения Господня
Тропарь Крещения Господня
глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Кондак Крещения Господня
глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.
Перевод: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»
Величание Крещения Господня
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Перевод: Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.
Молитва Богоявлению (Крещению Господню)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: “Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва перед принятием "Святой воды"
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:
Приметы на Крещение
Приворотная сила крещенской воды
Преображение на Крещение и заговор перемирия 19 января
dengi-i-udacha.ru
Крещение Господне + Православный Церковный календарь
Тропарь Крещения Господня
глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.Кондак Крещения Господня
глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.Задостойник
глас 2
Величай, душе моя,/ Честнейшую горних воинств// Деву Пречистую Богородицу. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию,/ изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице;/ обаче, благая сущи, веру приими,/ ибо любовь веси Божественную нашу:// Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.Элистинская епархия:
Алатырская епархия:
Архангельская епархия:
Астанайская епархия:
Барнаульская епархия:
Бежецкая епархия:
Белгородская епархия:
Белевская епархия:
Берлинско-Германская епархия:
Борисоглебская епархия:
Брюссельско-Бельгийская архиепископия:
Бузулукская епархия:
Валуйская епархия:
Витебская и Оршанская епархия:
Владивостокская епархия:
Владикавказская епархия:
Владимирская епархия:
Вологодская епархия:
Волынская епархия:
Воронежская епархия:
Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :
Выборгская епархия:
Вяземская епархия:
Галичская епархия:
Глазовская епархия:
Гомельская епархия:
Ейская епархия:
Екатеринбургская епархия:
Екатеринодарская епархия:
Елецкая епархия:
Енисейская епархия:
Железногорская епархия:
Житомирская епархия:
Запорожская епархия:
Ижевская епархия:
Иркутская епархия:
Искитимская епархия:
Ишимская епархия:
Йошкар-Олинская и Марийская епархия:
Казанская епархия:
Калачевская епархия:
Калининградская епархия:
Каменская епархия:
Канашская епархия:
Касимовская епархия:
Кемеровская епархия:
Киевская епархия:
Кинельская епархия:
Кинешемская епархия:
Козельская епархия:
Костанайская епархия:
Костромская епархия:
Котласская епархия:
Красноярская епархия:
Криворожская епархия:
Кудымкарская епархия:
Курганская епархия:
Ливенская епархия:
Липецкая епархия:
Минская епархия:
Московская епархия (городская):
Московская епархия (областная):
Муромская епархия:
Нарвская епархия:
Нарьян-Марская епархия:
Нижегородская епархия:
Новогрудская епархия:
Новокузнецкая епархия:
Новосибирская епархия:
Норильская епархия:
Омская епархия:
Оренбургская епархия:
Орловско-Болховская епархия:
Отрадненская епархия:
Пензенская епархия:
Пермская епархия:
Петрозаводская епархия:
Пинская епархия:
Полоцкая и Глубокская епархия:
Псковская епархия:
Рыбинская епархия:
Рязанская епархия:
Салехардская епархия:
Самарская епархия:
Санкт-Петербургская епархия:
Саранская епархия:
Сарапульская епархия:
Саратовская епархия:
Сердобская епархия:
Симбирская епархия:
Скопинская епархия:
Смоленская епархия:
Ставропигиальные монастыри РПЦ:
Сурожская епархия:
Сыктывкарская епархия:
Таллинская епархия:
Тамбовская епархия:
Тверская епархия:
Тернопольская епархия:
Тобольская епархия:
Томская епархия:
Тульская епархия:
Уржумская епархия:
Ханты-Мансийская епархия:
Харьковская епархия:
Чебоксарская епархия:
Челябинская епархия:
Череповецкая епархия:
Чистопольская епархия:
Шадринская епархия:
Южно-Сахалинская епархия:
Якутская епархия:
Ярославская епархия:
Александровская епархия:
days.pravoslavie.ru