Идол — образ сотворенный человеком для поклонения. Идолы жертвы и духи это


ЛЕШИЙ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ - smelding

ЛЕШИЙ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ [Mar. 10th, 2010|09:59 am]

smelding

Старая, но, по-видиммому, все еще актуальная еще моя статья.                                                                                        
Удивительный народ нынешние русские язычники – или, если угодно, славяне, родноверы и пр. Такое иной раз прочтешь… да вот несколько примеров (имена ничьи не называю, ибо не ставлю целью кого-то лично уличать, а говорю о настрое, о направлении мыслей).

Открываю книгу о славянских Богах. На светописи – создатели сей книги в славянских одежках и с посохами волховскими. А в книге сказано, что-де на образ Перуна оказал влияние дружинный вождь «эпохи военной демократии». Да ведь всякому язычнику, кажется, должно быть ясно, что все наоборот было – это Метатель Молний вдохновлял Своим образом дружинных вождей. Иное позволительно писать православному Петухову или безбожнику Рыбакову. А уж если в язычники – не говорю уж в «волхвы»  - мостишься, то будь добр школьный истмат с его «бытие определяет сознание» на полати закинуть, за траченные молью валенки.

Сказать-то легко! Ведь все мы – и пишущий сие не исключение – учились и древность любезную постигали по книгам, где подобный взгляд был самим собою разумеющимся. И многие до сих пор от этого избавиться не могут, полагая, что «Эволюция», «Развитие», «Прогресс» – это что-то в действительности существующее, как Солнце, скажем, или Земля, или дубы с березами. В общем, явная вещь, а не чья-то идеологическая выдумка. До смешного доходит – некий вьюнош даве на одном форуме выдал – «предки, мол, завещали идти вперед, а не топтаться на месте». Вроде не в тех годах, чтоб савецкое «Время, вперед!» так уж помнить, а вот поди ж ты! И не то даже важно, где он это «завещание» Предков обрел, в какой-такой «сайнтье-веде». Боюсь, если спросить у вьюноша, где этот самый рекомый «перед» находится и зачем именно в него идти, ничего вразумительного он не ответит. Между тем эти заклинания про «идти вперед» и впрямь заповедь, только не славянских Предков, а заморской религии под названием Гуманизм. И на славянском сайте они уместны не более чем «Аллилуйя!» или «Аллах акбар!». Даже хуже, потому что чуждость этих заклинаний Родной Вере мы прекрасно осознаем, а вот болтовню про «развитие», «эволюцию», «подсознание», «архетипы» многие считают с нею вполне совместимой. Да нет, други-братья. Несовместимы они.

Это все была  присказка, и не к сказке, а к самой, что ни есть, были. Потому как одним из таких вот въевшихся тихою сапой в нашу подкорку заблуждений является представление об «эволюции религии». Мол, сперва была вера в какие-то безличные «силы», потом – в духов, потом духам стали идолы ставить, жертвы приносить, потом – Богами назвали, ну а там уж и до единобожия недалеко. Надо сказать, что многие ученые уже в этой схемке сильно сомневаются. Однако ученых этих мало кто читает, а читают популярные книжки да учебники. А в них – все то же. Силы – духи - идолы и жертвы - Боги. 

Более того, иные язычники – не станем, опять-таки, пальцами тыкать – нашли такой подход очень удобным. Мол, Боги, кумиры, жертвы, обряды – все это «позднее». Потому-де христиане это все так «легко» победили (как это «легко» было – особый разговор). И возрождать это не надо, а возрождать надо «исконное» язычество, заключающееся в почитании «Сил Природы». Откуда взялось это «исконное» почитание, если одно из первых известий о славянах (Прокопий Кесарийский, 6 век) говорит о поклонении Богу-Громовику и принесению быков в жертву? Особенно хороши подобные рассуждения в сочетании с наставлениями «ничего не выдумывать». Да ведь «времена, когда у славян ни идолов, ни храмов не было» и есть как раз выдумка! И то, что выдумывали ее ученые люди, дела не спасает – Фоменко, скажем, он тоже академик.

Что было на самом деле, полезно рассмотреть на примере самого обычного лешего. Тут уж не надо никаких устремлений в доисторические глубины  – все свершалось на глазах пишущего люда, и было им прилежно засвидетельствовано.

Почитание лешего за последние полтысячи лет и впрямь претерпело немалые перемены.  Вот только как они стыкуются с рассуждениями ученых о «развитии религии»?

Самое раннее упоминание о лешем относится к XV веку. В Чудовском списке «Слова св. Григория» упоминаются люди, которые «молятся, как язычники … и Лесному Богу»(1).

Итак, в первом упоминании о лесном Хозяине он назван именно Богом! Спустя три века Богом лешего, кажется, не величали, но поклонялись изображениям лешего. Один такой кумир XVIII века сохранился до наших дней. (2, см иллюстрацию в начале статьи)

Проходит еще век. Этнограф и собиратель народных поверий Н. Н. Харузин на русском Севере застает самое настоящее поклонение лешему, правда, уже без идолов, а просто в «особых местах», приносят лешему жертвы и читают молитвы – именно молитвы, а не «слова»-заговоры(3)!

В более поздние времена – да и в те самые, в более близких к цивилизации местах – лешему уже не кладут жертв, не молятся, а просто – знают об его существовании.

Еще через век, «в деревне конца ХХ в. сохраняются представления о разнообразно проявляющейся, действующей нечистой силе (часто неопределенного облика), которая может напугать или «унести», «увести» людей… «уводит» голосом мужа, в болоте «гонятся, плачут, хлопают в ладоши»»(4).

Итак, от Лесного Бога с идолами к духу, которому, однако, молятся и приносят жертвы. От него – к духу, о котором просто знают, что он есть, и, наконец, к безличному «водит» наших старших современников. Направление прямо противоположное выдуманной учеными «эволюции религии». Где же основания думать, что в других случаях было по-другому?

Очень любопытно, что у прикамского народца удмуртов когда-то были идолы, но под влиянием православных миссионеров, боровшихся с «идолопоклонством», от идолов удмурты отказались и стали обходиться фетишизмом – почитанием священных предметов – крыла тетерева, хвоста белки, щучьей головы и пр. А почитаемые удмуртами деревья и камни часто располагаются на месте куалы – деревянного родового храмика(5). То есть опять все «развивалось» в направлении, противоположном прописанному в учебниках по истории религии: от идолов к фетишам, от храмов к священным камням и деревьям. Вот факт, а «эволюция религии» и «просто почитание Природы» – выдумки. И выдумки, к сожалению, очень удобные: ведь пока кумир вытесываешь, пока его ставишь – глядишь, матч футбольный по телеку пропустил или сериал детективный, про бандитов. Да и пива выпить не успеешь. И правильные пацаны не поймут. И вообще – платят мне за это, что ли?

Другое дело, если можно не напрягаясь потусоваться в хорошей компашке «на природе», дерябнуть пивка под «Слава… (нужное вписать)», да потешиться рассуждениями про бездуховность окаянных америкотов. А там, «почтивши Природу», и домой – к телевизору родному.

Только вот стоит ли таких называть язычниками?

 

1.Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М.: Эксмо, 2003. С. 354.

2.Русская деревянная скульптура. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 27-28, илл. на с. 30.

3.Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии//Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Литера, 1994. С. 178.

4.Власова М. О незнаемом //Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука. 1998, С. 607.

Comments:

Хорошая статья.

Ну что-то тебя сегодня поперло. Интересно, но не со всем можно согласиться.

"До смешного доходит – некий вьюнош даве на одном форуме выдал – «предки, мол, завещали идти вперед, а не топтаться на месте»."

А разве нет? Разве вся история, в том числе и дохристианская русского народа не этому учит? Разве не познание мира является одним из составляющих языческого мировоззрения? Разве, то что ты делаешь изучая, творя не есть это самое "идти вперед"? Не знаю, Озар, Не знаю, но тут мне кажется, ты все же не прав.

Я один из тех, кто говорит, о том что нужно идти вперед, а не назад в землянки и лапти.

"Даже хуже, потому что чуждость этих заклинаний Родной Вере мы прекрасно осознаем, а вот болтовню про «развитие», «эволюцию»,"

Смотря, что иметь под понятием эволюции. Если обратиться к книге Тимощук и Русановой, но на примере развития от жертвенных ям до появления крупных городов-святилищ эволюция очень хорошо прослеживается.

Всякой эпохе соответствует свое движение вверх или вниз и то, что в постязыческий или христианский период шло принижение роли Русских Богов, сведение их до уровня низших духов, не значит, что сейчас нужно остановиться и не идти вперед. Твои же труды, твои книги делают очень много для развития и эволюции Русского язычества, а ты это отрицаешь.

я не знаю, что такое "вперед", но вот до того, чтоб быть достойными называться язычниками - нам идти и идти. причем против течения, так сказать.в ломящемся к обрыву стаде - уже оставаться гна месте великое благо.

(Deleted comment)

умозрительно вроде бы как да, не нужен. Но вот предки же зачем-то ставили. а поскольку, полагаю, они о нем знали чуток побольше моего, то тут я их авторите полностью признаю.

И многие до сих пор от этого избавиться не могут, полагая, что «Эволюция», «Развитие», «Прогресс» – это что-то в действительности существующее, как Солнце, скажем, или Земля, или дубы с березами.Озар, может этого всего действительно не существует, но вот гонка вооружений имеет место быть. Сподручно ли выживать с каменными топорами и кремниевыми стрелами против танков и вертолетов?

так называемый техпрогресс - это совсем друга скрипочка. Да, есть, да, надо принимать во внимание.Так же, как и тот факт, что племена, лет полтораста назад знавшие одни каменные топоры и кремневые - а не кроемниевые))))) - стрелы чувствуют себя в центрах техпрогресса весьма так непринужденно. В отличеи от наций, там искони обитавших, и эти полтора столетия двигавших данный прогресс.

>>> А уж если в язычники – не говорю уж в «волхвы» - мостишься, то будь добр школьный истмат на полати закинуть

Чушь. Если язычник то обязательно должен быть таким же долбанутым как православнутые?

то есть предпочитаешь быть таким же долбанутым, как совки?

Прощу прощения за офтоп,Озар.Но прочитав достаточно давно в какой то ветке ваше отношение к ВК,с удивлением обнаружил эту статью:

http://www.rodnovery.ru/spvk.html

Подделка?

нет, скорее ошибки молодости - больше пятнадцати лет все же прошло.для меня как раз последним звонком в отношении ВК и стало обнаружение "огнебога Семаргла" у Гальковского в перечне иных версий, причем у сторонников школы заимствования.

"Более того, иные язычники – не станем, опять-таки, пальцами тыкать – нашли такой подход очень удобным. Мол, Боги, кумиры, жертвы, обряды – все это «позднее»."Ага, в духов, силы природы верят? Ну, дык пусть и именуют себя приверженцами мистицизма, тотемизма и прочего. Благо с язычеством такой подход мало чего общего имеет.

"школьный истмат с его «бытие определяет сознание» на полати закинуть, за траченные молью валенки."Не надо ничего закидывать, ибо это тоже знания - надо лишь уметь анализировать и делать правильные выводы, отметая ненужное.Да и тезис "бытиё определяет сознание" местами верен. То же самое христианство - наглядный пример, с адаптацией сначала под феодализм, потом под капитализм.

знания знаниями, а мировоззрение мировоззрением.

Прогресс, развитие. Слов понаучили, а значения до сих пор не знаете. Регулярно убеждаюсь: и сторонники безудержного прогресса, и его противники (непризнающие самого явления) это разные лики одного идола. Не понимают, что штука это сложная, не описываемая элементарными линейными функциями. Прогресс не всегда прямо идет, есть такие вещи как регресс, дегенерация, приспособление, возвратное движение. То самое что противники прогресс принимают за отсутствие прогресса. Развитие ведь проходит через разные стадии, в том числе и через деградацию на каком-то участке пути.

Любопытно было бы увидеть Ваше определение прогресса. Если можно, подальше от пресловутой "спирали развития". Не окажете любезность?

"На светописи – создатели сей книги в славянских одежках и с посохами волховскими".А подробней?

это не вы с ВСК)))а вторую пару товарищей, написавших книгшу про славянских Богов и сфоткавшихся для оной в рубаха и при посохах ты, полагаю, и сам угадаешь)))

From: ukrkruk2010-03-11 11:36 am (UTC)

дякую

(Link)

за статью. наконец-то я понял весь негативный смысл вкладываемый тобой в "прогресс" и "эволюцию", а ране не совсем догонял чем это пану эти явления не угодили. теперь догнал. категорически согласен по освещённому вопросу, посколько более болезненного поискать ещё - у нас по крайней мере, ни единого не встречал чтобы просто верил, а не выдумывал всякую околонаучную хрень и околесицу и звания волхвов, жрецов, и чорт ещё знает кого раздавал на обе стороны..да, к слову, они себя и "язычниками"-то не называют, всё больше "православными родноверами" да "руськими вЄдистами"

А у меня обратная ситуация. Как только задаёшь православному батюшке неудобный вопрос, он делает умное лицо и изрекает: "А ты верь, не мудрствуя лукаво; вера она в объяснениях не нуждается". И таких "верующих" - каждый первый.

[User Picture]From: svart_ulfr2010-03-11 02:26 pm (UTC)

Спасибо за статью, интересно...

(Link)

Хотя в полной мере с Вами не соглашусь. болтовню про «развитие», «эволюцию», «подсознание», «архетипы» многие считают с нею вполне совместимой. Да нет, други-братья. Несовместимы они.

Был в XIX веке некто Шишков (это в его адрес Пушкин писал - "...Шишков, прости, не знаю как перевести" ), славянофил, борец с засилием иностранных слов, который фразу "франт идёт по бульвару из театра" переводил как "хорошилище грядёт по гульбищу из ристалища" .

Почему бы человеку XXI века не использовать термины, понятия и сами идеи, которые человеку дают школа, ВУЗ, книги? Не хочу, разумеется, пускаться и в другую крайность, навроде "стрел Перуна с разделяющимися боеголовками» , при этом не вижу ничего предрассудительного в той же идее архетипов.

[User Picture]From: and_kammerer2010-03-11 04:12 pm (UTC)

Re: Спасибо за статью, интересно...

(Link)

не все это понимают. Стронники вертикального прогресса и отрицающие прогресс суть два лика одного идола.

Признаюсь, я тоже заметил постепенное упрощение и угасание церемоний в религиях всех народов, где остались язычники. Думаю это временное явление и связано оно с тем, что на носителей религии уже давно идут гонения их уничтожают физически и потомки забывали или теряли часть информации. Потом сами людишки измельчали и не могут уже напрямую общаться с духами и узнать что им надо. Раньше, думаю, могли, потому и знали в точности что, как и в какой последовательности делать.

ой, недавно читал одного авторитетного римского автора времен Октавиана Августа, он тааак круто описал "прогрессизм" и "эволюцию" и "развитие разума" по своей теме что прям таки забыл что читаю автора 1го века. Это к тому что у язычника такое отношение вполне может быть, по крайней мере - исторический пример.

это ненароком не Тит Лукреций Кар был? так из него язычник, как из Дидро католик...

Наши прапрадеды в своём жизненном пути следовали за предками, их взгляд был устремлен к отцам и дедам - там свет, т.е. "идти вперёд" для них означало "идти в направлении своих отцов и дедов". Впереди, перед глазами,- прошлое, будущее - за спиной.Люди Нового времени, вывороченного наизнанку, идут "задом наперёд": устремляются в будущее - в темень, на предков только оглядываются.Я тоже думаю, что по возможности нужны избегать слов, чуждых нашим предкам: "прогресс", "регресс", "эволюция". Так мы вернее отыщем к ним тропинку.А ещё я думаю: надо внимательней отнестись к своим родным бабушкам, дедушкам. У большинства из нас бабушки и дедушки жили на земле, крестьянствовали - есть чему у них поучиться. У меня бабуля в бога верила, а в церкву не ходила; и говорила будто пела: всё присказками да поговорками. Всё потому, что на земле жила - не в городе. Родная вера, она глубинная - ни 1000-летие христианства, ни 70 лет советской власти, ни 20 лет либерализма окончательно загасить её не могли. Она не исчезала, она в нас. Только не нужно рубить с плеча: язычники - не язычники, христиане - не христиане... Тише едешь - дальше будешь.

"Только не нужно рубить с плеча: язычники - не язычники, христиане - не христиане..." - полностью согласен. Такие светлые бабушки - вид практически исчезнувший, у них мироощущение, принципиально отличное от нашего, кем бы мы себя ни называли.

smelding.livejournal.com

Идол — образ сотворенный человеком для поклонения

Сегодня наши рассуждения коснуться темы идола.Как ни странно, даже сегодня многие религиозные конфессии оправдывают поклонение идолам.Порой на них изображают маленького Бога и Его мать, и сегодня подобные рисунки являются нормой в большинстве стран. Чем старее такая картина, тем больше ее авторитет и буквальная цена.При общение с последователями подобного вероучения мы сможем услышать оправдание подобного рода: Бог слишком далек, что бы напрямую обратиться к нему, по этой причине у нас есть эти «картины». Возможны и иные варианты…

Сегодня мы будет искать ответы в Библии, что Живое Слово Бога скажет нам?Понятие идол

Идол — в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) — изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природ-ным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим 1.25)

25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

(Рим.1:25)

Так, Ваал, бог солнца и природных сил вообще, изображался в виде человека с чертами быка; Молох, бог огня — с бычьей головой и человеческими руками; Дагон — с человеческой головой и туловищем рыбы; Астарта — в виде женщины со многими грудями и полумесяцем на голове, стоящей на льве и т.д.Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Цар 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него.Но после возвращения из вавилонского плена (куда они и были отданы Богом за этот их великий грех), они больше никогда не были идолопоклонниками в таком явном виде.

Однако, они продолжали грешить, поклоняясь новым, невидимым (точнее — многоликим) идолам — коммерции, наукам, определенным идеологиям и т.п., которым они научились в плену.В коммерции евреи особенно преуспевали с тех пор и Господь не случайно сказал им: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6.24).

В более широком смысле, идол — это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога.

Египетское пленение

Из истории еврейского народа обращение к мертвому богу описано не один раз. И в каждом подобном месте поклонение идолу осуждается Богом. Примером может послужить исхода из пленения египетского народа, когда в отсутствие Моисея, народ сделал себе идола:

19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,

(Пс.105:19-21)

12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.13 И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, [который будет] сильнее и многочисленнее их.15 Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета [были] в обеих руках моих;16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь;

(Втор.9:12-16)

Идол против Живого Бога

В Библии есть место, когда мертвого бога пытались противопоставить Живому Богу. Жрецы Ваалама так и не смогли создать огонь и доказать силу мертвого бога. А Илия попросил залить водой жертвенник так, что бы вода попала в ров.

34 и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте [то же] в третий раз. И сделали в третий раз,35 и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему.37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.39 Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!

(3Цар.18:34-39)

Суть идола

Хорошие стихе описывающими ошибку обращения человека к мертвому богу можно найти у Исаии.

9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.

(Ис.44:9-12)

Практически вся глава дает полное разъяснение для человека прошлого и человека настоящего — какие ошибки в поклонении Богу не допускаются.Далее мы можем узнать и процессе сотворения идола руками человека. И какаю бы при этом благую цель не преследовал бы человек, рук дела его никогда не будет являться частью поклонения к Богу.

12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.13 Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.15 И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

(Ис.44:12-16)

Любой образ стоящий у человека в углу квартиры за светлой занавеской — является черной стеной в отношениях с Истинным Богом. Бог столетия назад ненавидел обращения человека к идолам, так и сегодня молитва через посредника, кроме Иисуса Христа — является поклонением  ложным, угодным только сатане.

17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».

(Ис.44:17)

Можно молиться перед картинкой, можно дотрагиваться до нее, но это только обман. Спасти может только Бог, только через кровь Нового Завета и только черед одного посредника!

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

(1Тим.2:5)

Вот, что говорит Бог дальше:

18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, [и] сердца их, чтобы не разумели.19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»

(Ис.44:18-20)

Сотворенное человеком для еды, является так же частью идола. И как видно из книги Исаии — это пыль!

Каким бы не было оправдание человека ищущего посредника перед богом (кроме Иисуса), ставящего идола в уголок комнаты, жаждущего прикосновения к картинам, покупающего дело рук человека для поклонения — Бог говорит так:

15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.

(Втор.27:15)

Удалите из своей жизни идола — дело рук человека!

Ищите истину?

Обратитесь к Библии, откройте и начните читать. Вы увидете, какого поклонения ищет Бог:

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Иоан.4:23,24)

bible-help.ru

Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения

Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения

Язычество – это древнейшая религия, характерной чертой для которой были жертвоприношения. Жертвоприношение в язычестве – это то, что необходимо богам и природе. А потребности последних подобны тем, какие есть у людей. Вообще жертва по-другому называлась словом треба.

Язычество и жертвоприношение

Жертвоприношение в славянском язычестве – это доподлинно известный факт. Своим богам, а точнее их идолам, приносили мясо животных, зерно, цветы, какие-то материальные ценности. Делали это для того, чтобы задобрить бога, попросить его о чем-либо или отблагодарить. Также жертвоприношение было типичным обрядом для разного рода праздников. Жертвоприношения в язычестве осуществлялись не только для богов, но и для других существ и духов, например, для домового. Кроме того, задобрить таким образом могли и предков в так называемые поминальные дни.

Славяне были уверены, что, если не принести жертву тому или иному божеству или духу, то они могут разгневаться. А их гнев точно не приведет ни к чему хорошему. Славянское язычество предполагало дифференцированные жертвоприношения. То есть подход в этом деле был индивидуальным. Для каждого бога или духа была своя треба.

Жертвы чаще всего приносили на капища (так назывались в свое время языческие храмы), где были установлены идолы богов. Если же требу нужно было принести домовому, лешему и другим духам, то соответственно – в место их обитания.

Разновидности жертвоприношений

Жертвы у славян подразделялись на кровавые и бескровные. Вторые приносили духам, предкам, женским божествам. Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения Например, для предков типичной требой была еда, для богини Лады – женщины приносили живые цветы и ягоды, для банника – веник и мыло и так далее. Что же касается кровавых жертв, то таковых, по мнению древних славян, требовали главные боги, особо почитаемые. К ним относятся Перун, Ярило. В качестве требы в этом случае выступали животные, птицы и под вопросом – люди. Если все-таки приносили мясо животных, то после праздника или ритуала его съедали сами люди. А кости и другие несъедобные «составляющие» использовали для гаданий. После этого их бросали в воду, костер или закапывали.

  • Типичной требой, например, для земли было зерно. Ведь оно олицетворяет урожай, а значит должно принести удачу в его сборе.
  • Также треба могла быть столовой. Это принесение в жертву пищи, которую ест сам человек. Он как бы делится своей трапезой с богом. И пища эта должна быть взята из общего «котла», откуда питаются все.
  • Строительная треба – это принесение лошади или домашней птицы.
  • Свадебной требой был петух.
  • Для здоровья и плодовитости скота закалывали белого ягненка.

Человеческие жертвы у славян: да или нет

Спорным остается вопрос, были ли у славян-язычников человеческие жертвы? Есть письменные источники, в которых четко говорится о них. Они относятся к десятому веку новой эры. Причем такие жертвы приносили только особо почитаемым божествам. По данным археологических раскопок, в качестве жертвы приносили даже детей. Были найдены костные останки человеческих скелетов на одном из капищ. Но где вероятность, что это были не захоронения?

Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения

Сторонники неоязычества ссылаются на Славяно-Арийские Веды и Велесову книгу, в которых нет даже намека на принесение кровавых, а тем более человеческих жертв. Мол, славяне были очень мирными и приносили своим богам молоко, зерно, напитки. Однако летописи зарубежных авторов, археологические источники говорят о совершенно противоположном. Приведем несколько примеров:

  • В начале десятого века новой эры один арабский автор писал об обряде захоронения какого-то богатого славянина. И в качестве жертвоприношения на нем были куры, собаки, коровы, кони и... девушка.
  • По данным других средневековых авторов, на похоронах мужчины часто были жертвоприношения «в виде» вдовы усопшего.
  • Например, в летописи «Повесть временных лет» говорится о принесении в жертву Перуну молодого человека-христианина (было это, якобы, в 983 году). Выбор этого несчастного юноши определил жребий. Подобные истории также описаны в отношении богов Святовита, Триглава.
  • Известно, что после крещения Руси шла ожесточенная борьба христианства и язычества. Так вот, однажды язычники буквально растерзали епископа и принесли его тело в жертву. Было это во второй половине одиннадцатого века. Об этом случае мы узнаем от одного немецкого летописца.

Получается, что сами славяне не хотели афишировать и оставлять свои потомкам хоть какую-то информацию о человеческих жертвах? Ведь все источники, из которых мы узнаем о подобных деяниях, написаны не ими, а сторонними наблюдателями. Или последние сфабриковали факты, фальсифицировали их? Но для чего им это было нужно? В любом случае, было ли человеческое жертвоприношение и славянское язычество как-то связаны, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Оставляем решение этого вопроса Вам как пищу для размышлений.

Славенский Искон. Кровавые жертвоприношения на Руси?

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Идолы принимают человеческие жертвы?

Idoly prinimayut chelovecheskie zhertvy 1...В перуанском поселке, протянувшемся вдоль берега высокогорного озера Титикака, поручик полиции Альфредо Гонсалес выглянул в окно своего кабинета и убедился, что дождь так и не перестал. Сегодня, 17 февраля 1986 года, минул месяц, как он льет почти беспрерывно. А вода в озере поднялась настолько, что оно вышло из берегов, и устремившиеся вниз по горным склонам потоки заливают и крушат дома, уничтожают плодородные поля. Этот сильнейший паводок уже лишил многих крестьян и крыши над головой, и скудных средств к существованию.

УБИЙСТВО ОСТАЛОСЬ НЕРАСКРЫТЫМ

Когда в дверях показалась заплаканная индианка Леукария Лимачи, Гонса-лес подумал, что это очередная жертва стихии пришла просить о помощи. К сожалению, он мог лишь выразить ей сочувствие и постараться утешить: средства на материальную помощь давно кончились.

Оказалось, однако, что Леукарию привело к нему дело совершенно иного рода. Она сообщила поручику, что этой ночью был обнаружен зверски изуродованный труп ее мужа, Клементе. Ему отрезали голову, при этом с лица содрали кожу, которая теперь жутким капюшоном свисала с затылка. Окровавленные останки нашли втиснутыми в расселину скалы на склоне близлежащей горы Санта-Барбара. По мнению Леукарии, обстоятельства смерти мужа указывали на то, что он стал жертвой ритуального убийства.

Гонсалес не мог поверить, что люди все еще продолжают следовать этим варварским обычаям. Альфредо приступил к проведению обычного расследования. Но, несмотря на все усилия, не удалось выявить ни мотивов преступления, ни совершивших его людей. И по истечении положенного срока дело было закрыто.

К РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИСТУПАЕТ ЖУРНАЛИСТ

А тем временем в местной печати появились статьи, основанные на распространяющихся среди местных жителей слухах. В них высказывалось предположение, что смерть Клементе была как-то связана с древним ритуалом местных индейцев, который именовался «дань Земле». Во время выполнения связанного с ним обряда индейцы должны были приносить человеческие жертвы, чтобы умилостивить разгневавшуюся землю. В нынешнем случае жертва нужна была для того, чтобы остановить начавшийся потоп.

Одна из статей попала в руки американского журналиста Патрика Тернея, в то время как раз собиравшего материалы для книги о человеческих жертвоприношениях в Южной Америке. Узнав о безрезультатности полицейского расследования, журналист решил отправиться в Перу, чтобы разобраться в этом случае. После многочисленных бесед с жителями поселка он собрал улики, подтверждающие правоту Леукарии, утверждавшей, что ее муж был убит приверженцами древнего кровавого культа.

Все указывало на то, что группа шаманов, которых индейцы называют *уа-тирис», выбрала Клементе в качестве жертвы для ритуального убийства. Как утверждает Терней, шаманы решили, что разрушительное наводнение стало карой, которую мать-земля и боги гор наслали на людей за пренебрежение старой религией.

Idoly prinimayut chelovecheskie zhertvyКРОВАВЫЕ РИТУАЛЫ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Для западного человека мысль о том, что принесение в жертву человеческой жизни может умилостивить гнев мифических богов, представляется совершенно иррациональной. Однако подобные верования все еще живут во многих регионах Южной Америки. И подтверждением этому может служить тот факт, что Клементе Лимачи стал после смерти объектом культа. Жители поселка регулярно навещали его могилу и молились ему, словно святому. А шаманы настойчиво утверждали, что дух Клементе помогает им при совершении магических обрядов. Терней спросил одного из них, почему тот так уверен, что ему помогает именно дух Клементе.- Ты не понимаешь? - удивился шаман. - Он же постоянно является ко мне. Вот и сейчас он здесь, рядом с нами. Разве ты его не видишь?

В Южной Америке принесение в жертву людей имеет очень давнюю историю, уходящую корнями во времена инков. В XVI и XVII веках испанские священники сообщали из «осваиваемых» земель Нового Света о торжественных ритуалах, во время которых инки, чтобы обрести благосклонность богов, приносили им в жертву детей. При этом на алтарь несли самых здоровых и красивых - непривлекательных, больных и дефективных боги, по убеждению жрецов, отвергали. А родителям избранника было чем гордиться: ведь их отпрыск отныне присоединялся к окружению богов!

Еще более кровавые обряды совершались в городах ацтеков, на территории современной центральной Мексики. Ацтеки считали себя ответственными за все мироздание и были убеждены, что если они не предложат богам достаточного количества человеческой крови, то наступит конец света. Позтому в ацтекских храмах каждый день происходила жестокая ритуальная резня, а тела принесенных в жертву людей умащали благовониями и сжигали на кострах.

Но это - в прошлом, в эпоху Средневековья, когда и в Старом Свете множество людей, обвиненных святой инквизицией в ереси или связях с нечистой силой, подвергались аутодафе - публичному сожжению живыми на костре. Но в наши дни?..

СОВРЕМЕННЫЕ ШАМАНЫ-ПАЛАЧИ

В 80-х годах XX века на территории Перу и Боливии был широко известен могущественный колдун по имени Максимо Коа. И «специализировался» он как раз на ритуальных убийствах. К услугам этого «специалиста» нередко прибегали главари южноамериканских картелей из сферы наркобизнеса, верившие подобно древним инкам и ацтекам, что с его помощью смогут обеспечить себе успех в делах.

Шаман-убийца приносил в жертву богам исключительно женщин, при этом предпочитал молоденьких, которых сначала непременно насиловал. После выбора будущей жертвы он посредством различных уловок заманивал ее в специально оборудованный «жертвенник» - помещение, где вместе со своими подручными одурманивал несчастную алкоголем и наркотиками. Затем происходило изнасилование, нередко - групповое.

- Ну а потом, когда наступает соответствующий момент, - откровенничал в кругу своих заказчиков и почитателей Коа, - мы отрезаем ей голову. Случается, что  соответствующий момент не наступает. Тогда мы закапываем ее в землю живой. Современница Максимо Коа, 85-летняя шаманка Мачи Роса, считала человеческие жертвы совершенно нормальным и весьма полезным обычаем. Она, как и другие шаманы из ее культурного окружения, была уверена, что такие жертвы могут предотвращать не только катастрофы, вызываемые силами природы, но также и те, которые возникают из-за деятельности человека.

- В давние времена, когда мы приносили в жертву детей, - рассказывала она Патрику Тернею, - землетрясений, ураганов и других бедствий было меньше. А теперь мачи (шаманы) уже не могут этого делать, потому что тут же появляется полиция и сажает их в тюрьму.

Чтобы избежать недоразумений с полицией, шаманы из поселений, затерявшихся в перуанских и боливийских джунглях, время от времени укладывают на дорогах камни в местах особенно опасных поворотов, что нередко приводит к авариям со смертельным исходом. Шаманы верят, что человеческая кровь способна умилостивить духа дороги и обеспечить безопасность другим путникам.

О ПОПЫТКЕ НАУЧНОГО ОПРАВДАНИЯ... ДЕТОУБИЙСТВ

И в заключение информация о, мягко говоря, необычной теории американского ученого, профессора психологии, доктора Стивена Пинкера. В книге How the Mind Works («Как работает разум»), вышедшей в 1997 году, автор утверждает, что все поступки, даже такие жестокие, как, например, детоубийство, были в нас запрограммированы в процессе эволюции. Он пишет, что женщину, убивающую своего новорожденного ребенка, не обязательно надо считать сумасшедшей или исчадием ада. Она могла следовать подсознательному инстинкту, повелевающему ей принести свое дитя в жертву во имя всеобщего блага. А источник этого инстинкта восходит к доисторическим временам, когда у людей было широко распространено умерщвление младенцев в тех случаях, когда всему племени грозила голодная смерть.

В конце 1990-х годов в США произошла серия трагедий, когда девочки-подростки убили своих новорожденных детей. Одна из таких юных мам убежала из дому и разрешилась от бремени в гостиничном номере. Задушив новорожденного, она выбросила его в контейнер для мусора. Это и другие убийства из упомянутой серии, казалось бы, не укладываются в теорию профессора Пинкера, поскольку почти все девочки хорошо учились, были из достаточно состоятельных семей и принадлежали к белой расе. Однако профессор утверждает, что если мамы-подростки действовали инстинктивно, то условия жизни не имеют никакого значения, а их поступок нельзя считать преступлением.

Вадим ИЛЬИН

Тайны ХХ века №17 (май 2013) 

 

asonov.com


Смотрите также