Сошествие Святого Духа Икона новгородской школы конца XV в. Икона духа святого


Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" и её религиозное значение

Есть праздник, пришедший к нам из первых годов христианства. Он носит название День Святой Троицы. Иногда его называют Пятидесятницей. Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет событие, в память которого он был установлен.

Исполнение пророчеств

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов

Икона "Сошествие Святого Духа" зрительно передаёт нам исполнение как ветхозаветных, так и новозаветных пророчеств о явлении Святого Духа и его очистительном крещении. Этот великий момент, когда на ближайших учеников и последователей Иисуса снизошла обещанная им благодать Божья, описан во 2-й главе книги "Деяния апостолов".

В ней говорится о том, как апостолы, выполняя повеление Христово, данное им на Елеонской горе, не покидали Иерусалим, а ежедневно собирались в Сионской горнице, ожидая обетованного им утешителя ― Духа Святого. С ними вместе пребывала и Пресвятая Дева Мария. В книге описывается, как на десятый день ожидания, утром, все неожиданно услышали шум, наполнивший горницу. Он походил на звуки ветра, несущегося в бешеных порывах.

Чудо, ниспосланное апостолам

Далее произошло то, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» являет нам во всех подробностях. Неожиданно взорам собравшихся предстали языки пламени, которые, проплыв над ними, почили на каждом из учеников Христовых. Отныне каждый, исполнившись Духа Святого, обрёл благодать Божью. Этот дар наделил апостолов многими качествами, которые ранее были им не присущи. Он отверз их умы, прежде ограниченные рамками земного, тварного мира, для постижения Божественных истин.

Сошествие Святого Духа на апостолов икона

Но не только способность в полной мере понимать слово Божие стяжали в этот миг апостолы. Святой Дух наделил их и всеми необходимыми душевными и физическими качествами для проповеди этого слова среди людей. Им предстояло обратить к свету истины многие народы, и для общения с ними апостолы получили способность проповедовать на чуждых им языках, что привело в смятение свидетелей, оказавшихся поблизости.

Заключение Нового Завета

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображает тот великий миг, который явился рождением Вселенской Церкви Христовой. То, что произошло в Сионской горнице, ознаменовало собой заключение Нового Завета, пришедшего на смену Ветхому, чьи законы были высечены на каменных скрижалях, полученных Моисеем на горе Синай. В связи с этим становится понятна символика, заложенная в пятидесяти днях, прошедших от воскресения Христова до события, в память которого написана икона «Сошествие Святого Духа».

Как Синайский закон был получен евреями на пятидесятый день по выходу их из Египта, где они пребывали в состоянии духовной смерти, так и новый, Сионский, закон Христос даровал людям на пятидесятый день по исшествии своём из гроба, где им была попрана смерть, властвовавшая над миром со времён первого грехопадения. По этой причине именно Пятидесятницей часто называют сошествие Святого Духа на апостолов. Икона, изображающая это событие, также порой именуется этим названием.

Икона Сошествие Святого Духа

Сведения о ранних иконах данного типа

Как было сказано выше, праздник, установленный в память этого дня, отмечался ещё на заре христианства. Когда же свет истинной веры воссиял на Руси, то вместе с ним унаследовали наши предки и традицию празднования особых дней, отмеченных в церковном календаре. Эти праздники нашли широкое отражение в иконописи. Известно, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» появилась очень рано, но в течение веков её иконографический тип претерпел значительные изменения.

Можно проследить этот процесс, используя дошедшие до нас изображения или свидетельствующие о них исторические документы тех лет. Что же представляла собой самая ранняя, известная ныне икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»? Описание её говорит о том, что по своему типу она была близка иконе «Вознесение Господне». Это объясняется очень просто: в давние времена оба этих праздника были объединены в один.

Изменения, внесённые византийскими мастерами

Однако со временем византийские мастера внесли в её написание изменения, ставшие впоследствии той композиционной схемой, которой придерживались во все последующие века. Так, например, в более поздних канонических изображениях часто отсутствует фигура Богородицы. Объясняется это тем, что ей принадлежит совершенно иная, важная роль ― телесное рождение Спасителя, тогда как внимание зрителей должно быть сконцентрировано на Святом Духе и его вмешательстве в домостроительство.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов описание

По той же причине византийские мастера отказались и от фигуры Христа. В целом же в поисках оптимального композиционного решения они обратились к широко распространённой в изображениях Древней Греции и Рима схеме ― учитель и ученики. Она представляла собой фигуру учителя и учеников, сидящих полукругом и внемлющих ему.

Окончательный вариант иконы

На этой основе и был написан ими образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона представляла сидящих овалом апостолов, над головами которых обозначены языки огня. Центральное же место учителя оставалось на иконах свободным, так как на нём подразумевалось присутствие Святого Духа. Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур апостолов Петра и Павла, которые, согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовали, но в силу своих заслуг стали изображаться вместе с остальными учениками Христа.

В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне, изображаемой в нижней части иконы. Она символизирует народы, получившие от Святого Духа свет богопознания. Описанная здесь композиция может считаться наиболее распространённой, тогда как нередко приходится видеть и иные её варианты. Одним из них является китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото ее представлено в статье.

Китайская икона Сошествие Святого Духа на апостолов

В течение многих веков эта икона была неотъемлемой частью храмов и в России, и на Западе. Сюжет, заложенный в её основу, давал вдохновение многим поколениям иконописцев и художников, представителей самых различных направлений живописи. В этом нет ничего удивительного, так как данная тема, исполненная гуманизма, всегда была и будет близка людям независимо от того, в какую историческую эпоху они родились.

religiya.temaretik.com

Сошествие Святого Духа значение и фото

Сошествие Святого Духа.

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.).

xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Сошествие Святого Духа Икона новгородской школы конца XV в.. Смысл икон

Сошествие Святого Духа

Икона новгородской школы конца XV в.

Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа»[376], – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа начинаются сошествием обещанного от Отца (Деян. 1:4) Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. После поклонения Святой Троице в первый день праздника (воскресенье), на следующий день Церковь воздает особое почитание Святому Духу, видимым образом сошедшему на учеников Христовых.

Хотя Деяния апостольские (2:1-13) говорят, что Сошествие Святого Духа сопровождалось шумом и всеобщим смятением, на иконе мы видим как раз обратное: стройный порядок и строгую композицию. В отличие от Вознесения, где апостолы жестикулируют, здесь позы их выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают некоторые – слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь.

Чтобы понять противоречие между текстом Деяний и композицией иконы, следует помнить, что икона обращается к верующим и потому указывает не на то, что видели в этом событии внешние, непосвященные люди и что дало им повод утверждать, будто апостолы вином исполнены суть (Деян. 2:13), а на, что открыто людям, причастным этому событию, членам Церкви, – внутренний смысл происходящего. Пятидесятница есть огненное крещение Церкви. Будучи завершением откровения о Святой Троице, она является завершительным моментом образования Церкви, открывающим ее жизнь в полноте ее благодатных дарований и установлений. Если икона Святой Троицы дает указание на тайну Божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира. В Пятидесятницу «не действием уже, как прежде (в пророках и учениках Христовых до Сошествия Святого Духа. – Л. У.), но существенно присутствует <…> сопребывает и сожительствует Дух»[377].

Сошествие Св. Духа на апостолов. Новгород. Конец XV в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Служба праздника противополагает смешение языков в столпотворении вавилонском и их единение в день Сошествия Святого Духа: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа»[378]. Ибо нужно было, говорят отцы Церкви[379], чтобы народы, утерявшие единство языка и рассеянные при строении земной башни, снова обрели это единство и собрались при духовном строении Церкви, огнем любви сплавляемые в ее единое святое тело. «Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь, единая по естеству, но множественная по лицам, имея Главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся»[380]. Это единение по образу Святой Троицы, этот четкий и ясный внутренний строй Церкви, ее единое тело, исполненное благодати Святого Духа, и показывает нам икона Пятидесятницы. Двенадцать апостолов, включенные в одну определенную форму, дугу, прекрасно выражают здесь единство тела Церкви при множественности ее членов. Все подчинено здесь строгому и величавому ритму, который подчеркивается еще тем, что апостолы представлены в обратной перспективе; фигуры их увеличиваются по мере удаления от переднего плана. Их расположение завершается свободным, никем не занятым местом. Это место Божества, указывающее на невидимое присутствие невидимого Главы Церкви – Христа. Поэтому некоторые древние изображения Пятидесятницы завершаются этимасией (?????????), уготованным престолом, символом невидимого присутствия Бога. В руках одних (евангелистов) книги, у других свитки как знак полученного ими дара учительства. Из сегмента круга, выходящего за пределы доски и символизирующего небо, на них нисходит двенадцать лучей или огненных языков в знак крещения Духом Святым и огнем по пророчеству Иоанна Предтечи (см.: Мф. 3:11) и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются и на венчиках, непосредственно над головами апостолов. Этим указывается на то, что Дух Святой снисшел в виде языков, седших на главы апостолов в знак освящения главного и владычествующего члена тела и самого ума и «в означение царского достоинства почивания во святых»[381].

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика. Церковь Осиос Лукас. Фокида. XI в.

Внутреннее единство, выраженное в подчинении фигур апостолов единой форме и общему ритму, отнюдь не налагает на них печати однообразия. Здесь нет ни одного движения, которое повторялось бы в двух фигурах. Это отсутствие однообразия также соответствует внутреннему смыслу происходящего. Дух Святый «является в виде разделенных языков по причине разных дарований», – говорит свт. Григорий Богослов[382]. Поэтому Он сошел на каждого члена Церкви в отдельности, и хотя Дух один и тот же <…> дары Его различны <…> и служения различны <…>. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания <…> иному дары исцелений и т. д. (1 Кор. 12:4—13).

Предание говорит, что во исполнение пророчества (Иоил. 2:28–29) Дух Святый сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними единодушно вкупе (Деян. 2:1), т. е. на всю Церковь. Поэтому на нашей иконе изображены апостолы, и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел (сидящий с апостолом Петром во главе апостольского круга), и из числа семидесяти евангелист Лука (третий сверху на левой стороне), и евангелист Марк (третий сверху на правой стороне).

В древних манускриптах внизу композиции изображается толпа народа, упоминаемая в Деяниях апостольских. Однако уже очень рано она была заменена одной символической фигурой царя, олицетворяющей собой народ или народы, с надписью «??????». Объяснение этой фигуры находится в сборниках XVII в.: «…чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков? <… > человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех, а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша»[383].

Сошествие Св. Духа на апостолов. Фрагмент мозаики собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Воспроизведенная здесь икона принадлежит к величайшей эпохе русской иконописи и представляет собой один из лучших образцов иконы Пятидесятницы[384], наиболее совершенно выражающий экклезиологический смысл праздника, связанный с центральным догматом христианства о Триедином Боге. С этим догматом коренным образом связана жизнь Церкви, ибо триединство, т. е. единство природы и множественность лиц, есть тот принцип, по которому живет и строит Царствие Божие на земле Церковь. Как каноническая структура ее, так и принцип всякого христианского строительства (церковная община, монастырь и т. д.) есть отражение Божественной триединой жизни в земном плане. Поэтому и обе иконы, выносимые для поклонения в праздник Пятидесятницы, по существу своему являют образ внутренней жизни Церкви.

Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в. Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Иконы России: Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) – один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Деян. 2: 1-13). Это событие является исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем", Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и знаменует собой начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется с IV века.

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа.

Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция – Bibl. Laur. Plut. I, 56). Изображения Пятидесятницы присутствуют в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе, в венецианском соборе святого Марка IX–XIII веков), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах. На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII – IX веков, восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого – нисходящие лучи пламени – от благословляющего их с небес Спасителя.

Празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи ГТГ. 2 тт. М., 1963.

2. Лазарев В. Н. История византийской живописи. 2 тт. М., 1986.

3. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

4. Битбунов Г. Святая Пятидесятница. Интернет-ресурс: Pravoslavie.ru

5. Успенский Л. Праздник и иконы Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 06. С. 50–58.

6. Нефедова Н. Иконография Пятидесятницы: сложный путь создания образа. Интернет-издание: «Татьянин день».

7. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. М., 1915.

8. Прот. Николай Озолин. Православная иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции византийского извода / Пер. М.: Православное братство "Споручница грешных", 2001.

9. Прот. Николай Озолин. Троица" или "Пятидесятница? // Философия русского религиозного искусства. М., 1993, с. 385–395.

10. Прот. Николай Погребняк. Рождение Церкви Христовой. Заметки об иконографии Сошествия Духа Святого на апостолов // Московские епархиальные ведомости, 2003, № 4–5.

11. Языкова И.К. Иконография Святой Троицы // Богословие иконы. М., 1995.

www.iconrussia.ru

Икона Сошествие Святого Духа

Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие).

Размер: 202 х 135,5 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос

Уточняющая датировка: 15 в., начало

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Публикуемая икона относится к одному из вариантов иконографии Сошествия Святого Духа, сформировавшемуся в византийском искусстве XIV века. С небес на апостолов нисходит огонь Святого Духа в виде лучей; он дарует им чудесное познание разных языков и способность проповедовать Евангелие по всему миру. Главным новшеством, привнесенным в иконографию сюжета в XIV веке, является изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке входа в триклиниум и держащего перед собой на белом плате двенадцать свитков. Ранее на этом месте могли быть представлены Престол Уготованный, символизирующий незримое присутствие Господа, или, чаще, группа фигур, олицетворяющая народы, среди которых проповедуют апостолы. Кроме того, в XIV веке сидящие апостолы начинают изображаться беседующими друг с другом, в более непринужденных и свободных позах. Несмотря на множество интерпретаций изображения старца, на большинстве икон надпись свидетельствует, что это "Космос" (на публикуемой иконе она приведена неточно - "Отомосъ"), Наиболее ранний пример подобной иконографии в новгородском искусстве - икона из праздничного ряда иконостаса Софии Новгородской, выполненного византийскими мастерами около 1341 года.

Стилистическая справка

Художественные особенности произведения позволяют датировать его концом XIV - началом XV века. В стиле иконы много черт, свидетельствующих об усвоении традиций византийского поздне-палеологовского искусства: пространственность организации композиции, свобода и вариативность поз апостолов, объемность архитектурных кулис. Золотой ассист на одеждах персонажей подчеркивает классическое понимание формы, которая строится и цветовыми моделировками, и линиями. Насыщенный колорит построен на сочетании довольно темных, глубоких цветов, что характерно для многих новгородских икон позднего XIV века. Однако гибкость контуров фигур, напоминающие рублевские произведения типы ликов, смягченность и прозрачность образов свидетельствует в пользу создания иконы в начале XV столетия.

Происхождение

Собор новгородского Свято-Духова монастыря, поступила в музей в 1929 году.

Фрагменты

Библиография

icons.pstgu.ru


Смотрите также