Исполненные Святым Духом. Исполнение святым духом


Золотые зёрна мудрости » Большая христианская библиотека

Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 33405    Все тексты автора Пётр Шатров

Исполнение Духом Святым

«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:31-33).

«Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13:9-11).

«Ибо он [Варнава] был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11:24).

«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян. 6:3).

«А ученики исполнялись радости и Духа Святого» (Деян. 13 52).

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).

Исполнение Святым Духом является величайшим секретом радости в наших сердцах, победы над грехом, силы молитвы и плодотворного служения Господу.

Исполнение Духом является обычно повторяющимся в соответствии с необходимостью в жизни верующего опытом.

Исполнение Духом Святым приводит к радостному пению, благодарности и подчинению друг другу в братском уважении (Еф. 5.19-20).

Исполнение Святым Духом сопровождается наделением силой и бесстрашием для служения Богу, а также силой переживать трудности и лишения жизни.

«Исполняйтесь Духом!» В этом величайшая нужда каждого чада Божия. Никто из верующих не может вести сильной и духовно здоровой жизни, не имея полноты Духа Святого.

Жизнь под руководством Духа Святого — вот путь к исполнению Его полнотой.

Иметь полноту Духа Святого — это значит изучать Библию, мыслить, говорить и поступать, как учит Библия.

Мы сможем исполняться Духом Святым, если будем назидаться псалмами и духовными песнями.

Полнота Духа — это не получение Духа в большем количестве. Полнота Духа — это наши взаимоотношения с Ним.

Разница между рождением от Духа и исполнением Духом — это великая тайна.

Апостолы и первые ученики Христа очень хорошо могли отличать возрождение от исполнения Духом Святым в себе и в других.

Каждого обращенного и возрожденного христианина, если он не был исполнен силою Свыше, апостолы старались привести к исполнению Духом Святым.

«Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян. 2:17). Разве каждый из нас, наши города, наша страна, все люди во всех странах не принадлежат ко «всякой плоти»?

«Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17-18). В день Пятидесятницы это обетование исполнилось отчасти, хотя об этом сказано много (мы знаем о пророках и пророчествующих девицах), и все-таки в последние дни это должно случиться в большей мере. Разве мы не нуждаемся в исполнении этого обетования?

Как вы можете быть исполнены Святым Духом?

1. Верующий, желающий быть исполненным Святым Духом, должен найти успокоение в смерти Христа на кресте как единственном надежном основании для прощения грехов и нашего помилования.

2. Чтобы быть исполненным Духом Святым надо оставить всякий известный нам грех, полностью отрешиться от греха.

3. Чтобы быть исполненным Святым Духом, нужно открыто исповедать Христа перед этим миром. Святой Дух не дается тем, кто пытается быть тайным учеником, но только тем, кто следует за Христом, публично исповедует Его перед лицом мира сего.

4. Чтобы быть исполненным Духом Святым, нужно полностью и безоговорочно отдать всю свою жизнь Богу.

5. Для исполнения Святым Духом должно просить об этом Отца Небесного (Лк. 11:13).

6. Для исполнения Святым Духом надо иметь веру, которая просто верит Богу на слово.

Исполнение Духом Святым требует предварительного очищения, эта истина выражена двумя повелениями Слова Божия:

1 «И не оскорбляйте, — точнее: не огорчайте, — Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). «Оскорблять» (греческий глагол ?????) означает: «сокрушать, огорчать, причинять страдания, причинять печаль или горе». Это одно из тех слов, которые прямо или косвенно имеют отношение к любви. Нельзя огорчить того, кто нас не любит; его можно рассердить, но не огорчить или опечалить.

Дух Святой есть Дух любви, мягкосердия, сострадательности, чистоты и чуткости. Огорчать Его — это значит причинять Ему скорбь или боль. Но как нам узнать, что Его огорчает? Это мы можем узнать из смысла тех имен, которыми Его называет Слово Божие и которые определяют Его природу

Он — Дух истины (Ин. 14: 17). Все, что ложно, фальшиво и лицемерно, огорчает Его.

Он есть Дух веры (2 Кор. 4:13), поэтому все то, что относится к сомнению, неверию, недоверию, заботе, страхам, огорчает Духа Святого. Не сомневаетесь ли вы в Его святом Откровении, в святом Слове Божием? Всецело ли вы доверяетесь основным истинам Писания о спасении? Не тревожитесь ли вы постоянной нездоровой заботой о вашей службе, детях и здоровье? Если да, то вы огорчаете Духа веры и Он не может наполнить вас Собою!

Он есть Дух благодати (Евр. 10:29). Все жестокое, грубое, немилосердное, неблагодарное, злобное, непрощающее и непримирительное огорчает Его. Нет ли у вас кого-нибудь, кому вы не готовы простить? Нет ли кого-нибудь, с кем вы в ссоре? Нет ли в вашем сердце горечи или ропота против Бога? Не ропщете ли вы на обстоятельства в вашей собственной жизни? В таком случае не просите об исполнении Духом Святым, а прежде очистите себя!

Он есть Дух святости (Рим. 1:4), поэтому все нечистое, оскверняющее и низкое огорчает Его. Не предаетесь ли вы нечистым помыслам? Не читаете ли вы книги грязного содержания? Не слушаете ли вы нечистых разговоров и анекдотов? Если да, то вы огорчаете Духа Святого.

Он есть Дух силы, любви и целомудрия (2 Тим. 1:7). Его огорчает наше духовное бессилие, наше бесплодие и бесчинство, необузданность, беспорядочность и невоздержанность. Не озлоблены ли вы чем-либо несправедливым, и не отравлена ли ваша жизнь ненавистью к кому-нибудь? Не уступаете ли вы постоянно своим вожделениям, плотским похотям и слабостям характера или темперамента? Все это огорчает Духа Святого.

Он есть Дух жизни (Рим. 8:2). Все имеющее характер равнодушия, безразличия, холодности, духовного безразличия и бесчувствия огорчает Духа Святого. Не живете ли вы целыми днями без Слова Божия? Не предпочитаете ли вы непристойных развлечений и увеселений дому молитвы? Все это огорчает Духа жизни.

Он есть Дух славы (1 Пет. 4:14). Все мирское, земное, плотское огорчает Его. Не плотской ли вы верующий, и не по плоти ли вы поступаете? (Гал. 5:16). Не любите ли вы мира сего? Не принадлежит ли ваше сердце земному? Это тоже огорчает Духа Святого.

«Быть исполненный Святым Духом» — это значит, что Он руководит нашей жизнью и производит в нас все возрастающий плод Духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.

«Быть исполненным Святым Духом» — это значит ощущать Его влияние на наше сердце, побуждающее нас к молитве, которая исходит не от нас самих.

Весь секрет победы христианской жизни заключается в том, чтобы Святому Духу, живущему в нас, было дано неограниченное право управлять всей нашей жизнью.

Простота сердца, смирение, внутренний мир и любовь в нас должны предварять исполнение Святым Духом.

В человеке, исполненном Духом Святым, обитает дух величия — не слепая отважность, не гордость, покрытая пышностью, не блеск естественных добродетелей, нечистых в своем источнике, но истинная возвышенность мыслей, занятых Богом, обширность созерцаний, ограничивающихся только вечностью, благородство чувств, рожденных и воспитанных Словом Божиим.

В человеке, исполненном Духом Святым, обитает дух смирения, которое среди богатства благодати Божией усматривает в себе одну бедность и недостоинство, чтобы тем более возвеличить Бога.

В человеке, исполненном Духом Святым, действует дух силы, с которым христианин — не бессильный пленник собственных чувств, со всех сторон открытых нападениям врага, побежденный прежде сражения, и чтобы усмирить одну страсть, покоряется другой, но — добрый воин, облеченный во всеоружие Божие (Еф. 6:11), все могущий в укрепляющем его Иисусе Христе (Флп. 4:13).

Нам нужна помощь Духа Христова, если мы думаем служить успешно. Поэтому всякий раз, когда нас призывают исполнить какое-либо дело в служении Христу, мы должны молиться снова и снова: «Господи, исполни меня Твоим Духом».

Каждый христианин нуждается в повторных исполнениях Святым Духом. Все это независимо от того, как бы отчетливо и чудесно крещение Святым Духом не имело у него уже места в прошлом.

Церковь наших дней ни в чем так не нуждается, как в новом исполнении силой Свыше — силой Духа Святого.

Есть много христиан, которые однажды были крещены Духом Святым, пережили великую радость и были использованы для служения чудесным образом, но пытались продвигаться вперед в дальнейшем служении с помощью силы, полученной годы тому назад. Теперь их жизнь является сравнительно безрадостной и, бессильной. Мы нуждаемся в постоянном исполнении Духом Святым

После исполнения Духом Святым надо ожидать искушения от диавола, притом с такой силой, как никогда, потому что только в этом вооружении ты страшен врагу, а Дух Святой, располагающий тобою, поведет тебя навстречу ему.

Одно из двух неизбежно для человека: быть или храмом Духа Святого, или гнездилищем врага Божия.

Бессилие духовное — это не что иное, как отсутствие Духа Святого. Недостаток духовных плодов также является следствием отсутствия Духа Святого.

Мы потеряем помазание Духа Святого в том случае, если не будем стремиться к тому, чтобы снова и снова просить об исполнении Святым Духом перед каждым новым заданием в нашем служении на ниве Господней.

«Быть исполненным Духом Святым» — значит быть под Его господством: интеллект, чувства, воля и физические силы представляются на Его усмотрение, чтобы достичь Божией цели.

soteria.ru

Исполненные Святым Духом - Союз ЕХБ

ЧАСТЬ I.

Насущная нужда.

Постоянное повторение в Деяниях Св. Апостолов трех слов или фраз до того поразительно, что оно ярко обнаруживает руководящую мысль этой книги и всю суть описываемого в ней дела Господня. Первое из этих слов «свидетельство о Христе»  - под различными терминами встречается 23 раза, и одним этим словом выражается вся работа, для которой ученики Господни тогда, равно как и теперь, были предназначены. Второе слово, «воскресенье» в выражениях «живой по страдании Своём», «воскресший», «восставший из мертвых» повторяется 27 раз; и, так сказать, передает нам особенный факт и свойство Иисуса Христа, к которому должно относиться свидетельство. Третье - это имя Святого Духа, упомянуто 52 раза и носит смысл силы, которою работа должна была производиться с полной уверенностью - в успехе.

Мы почти наверно можем сказать, что первая, из этих трех идей была принята за эти последнее годы, как истинное определение христианского труда и притом с всеобщим единогласием, не имеющим себе равного со времени первых дней Церкви. Тысячи христиан различных стран дружно ответили на призыв сделаться свидетелями Христовыми и действительно вступили в число последних, доказывая то и жизнью, и устами своими. Только за последние годы также замечательный факт воскресения Господа Иисуса, столь выдающейся в Деяниях, стал выдаваться и в христианском учении. Постоянно возрастающими массами провозглашается великая истина, что «Христос не только исключительно «умер», но что Он и воскрес». Второе далеко опережает первое: оно соответствует возрастанию от младенчества до возмужалости во Христе, так, как ведет душу от познания примирения и прощения далее, к познанию освобождения и победы. „Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более. примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:10; прочитайте 1Иоан. 2, стихи 12, 13 и 14).

Но если принять в соображение третью великую мысль этой книги силу, чрез которую должно совершаться свидетельство воскресшему Христу, - Духа Святого, то становится ясно, как мало об ней учат, говорят, мало ее понимают и знают. Разве не хорошо назвал один писатель благую весть о Святом Духе «утраченным Евангелием»? Не утраченная ли это истина для большинства христиан, даже таких, которые свидетельствуют о воскресении Христа? Убедимся в этом на следующем примере, который легко мог бы подвернуться. Если, например, в какой-либо христианской общине или церкви возникнет какая-нибудь новая работа и понадобятся сотрудники, пусть Пресвитер объявит об этом, прибавив следующие слова: «Братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, «исполненных Святого Духа» и мудрости; их поставим на эту службу; и представьте нам имена их к будущему Воскресенью». Много ли найдется христианских общин, которым поденный запрос не показался бы странным и почти непонятным. В огромном большинстве случаев братья, расходясь после собрания, стали бы так рассуждать об этом: «Какой странный способ выражаться! Что он хочет этим сказать? Каких таких людей ему нужно? Что значить по-настоящему «исполненных Духа Святого?». И вряд ли кто мог бы дать удовлетворительный ответ. Если вышесказанное верно рисует, то удивлений, которое могло бы быть вызвано подобным заявлением, а большинство пресвитеров должны будут сознаться, что так оно на самом деле и есть,- то где искать причину этого, и в чем заключается затруднение? Определение истинно верующего, бывшее общепринятым у первых христиан, в наши дни или вовсе не существует и потому неизвестно, или же, если и существует, совершенно не замечается и не признается; а между тем по-настоящему не должно этого случаться. Мы не станем утверждать или выдавать за достоверный факт, что упомянутая характеристика верующего обыкновенно, даже вовсе, не существует. Но мы можем сказать с уверенностью, которую поддержит с нами большинство сведущих христиан, что если это проявление благодати и существует в верующем, то редко его назовут настоящим именем. Причина этого, по-видимому, заключается в том, что признаки присутствия Святого Духа обыкновенно не известны, и действия Его часто приписываются исключительно плотским причинам. Факт этот может проверить каждый сам, лишь слегка вникнув в современный разговор. Во многих местах временное пребывание миссионеров часто сопровождается обращениями грешников, возвращением отпадших, обновленьем духовной жизни, проявленьем новых сил для труда и многими другими благословениями, которые Св. Писание приписывает исключительно присутствию и действию Св. Духа (1 Кор. 12). Однако, если вы послушаете людей, среди которых явились эти благословения, какому источнику они их приписывают? Большей частью - усердию, ясности выражения, могуществу, силе и убедительности проповедника, отчасти хорошей подготовительной работе местных сотрудников, отчасти молитвенным собраниям, предшествовавшим приезду миссионера. Или же, наоборот, если не было видно особенного благословения, то этот отрицательный результат тотчас приписывают недостаткам проповедника, дурной погоде, не допустившей больших собраний или вообще какой бы то ни было второстепенной причине. Конечно, подобное суждение вероятно одинаково ошибочно в обоих случаях. В первом - присутствие и сила Св. Духа были проявлены, но как это всегда случается, результаты не были приписаны прямо Ему. Во втором случае, где никаких последствий не было, их недостаток не был объяснен отсутствием силы Св. Духа. Таково заключение, к которому мы пришли бы от разговора даже с истинными христианами, хотя в писанных по этому поводу статьях и в устных проповедях слава может быть и будет часто воздана Тому, кому она следует - Богу, Духу Святому. Дело в том, что на вопрос, предложенный Апостолом Павлом ученикам в Ефесе: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» - тысяча христиан нашего времени не могли бы из собственного опыта дать на это удовлетворительный ответь, и следовательно просьба отыскать людей, исполненных Духа Святого», только смутила и озадачила бы их; не внушив им однако ясного понимали того, что именно требуется.

Прежде чем разобрать смысл этой фразы, мы хотели бы заявить, что-то, о чем мы здесь сожалеем, не есть безусловный недостаток в подобных мужчинах и женщинах. Они несомненно существуют тысячами в наше время, но что-же из этого, даже если бы они существовали десятками и сотнями тысяч? Отсутствие знакомства с источником этой силы и благословения, неуменье распознавать присутствие и действие Святого Духа - вот что лишает многих возможности пользоваться этим обетованием, причиняя большой вред Церкви. Незнание это, неуменье различать, имеет очень серьезный последствия для мира, для Церкви и для славы Божией. Когда Мир спрашивает причину и хочет узнать источник некоторых феноменов в христианской жизни, ему обыкновенно не указывают на истинную причину т. е. на проявления Духа Святого в возрождение, обновление, освящение и получение силы. Таким образом, не знающим Господа, которым дозволено приписывать эти перемены естественными причинами, никогда не указывается на присутствие или очевидность действия Святого Духа. Также, когда замечательные благословения во времена духовного обновления среди христиан вообще или в отдельных личностях, «исполненных Духа Святого», приписывают естественным причинам, а не действию Святого Духа, то это влечет за собой неминуемо ущерб, потому что если приходится иногда доказывать христианам, что подобный благословения должны-бы были проявляться и в их жизни, они сейчас имеют готовое извинение: «Мой темперамент и характер не такой, как у тех христиан; мои обстоятельства и положение так исключительны, что я не могу достичь до их состояния радости и мира, деятельности и силы». Не есть ли это повторение извинений Моисея третьей и четвертой главы Исхода? «Кто я, чтобы мне идти?., они не поверять мне», «человек я не речистый... пошли другого, кого можешь послать!» - Что ответил Бог? – «Кто дал уста человеку? Не Я ли, Господь?» Нельзя ли ответить и тем, которые уверяют, что полнота евангельских благословений не для них: «Кто возродил вас, кто создал вас во Христе Иисусе? Родились ли вы от Духа Святого? Так почему же вам в естественном течении: духовного возраста не быть крещенными, исполненными, водимыми, наученными, освященными Духом Святым? Но ущерб терпят и не одни христиане. Как в древности, когда народ Израильский по неверию не мог войти в землю обетованную, какой довод привел Моисей, говоря с Господом? «Услышать Египтяне и скажут жителям земли сей, народы которые слышали славу Твою, скажут: «Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне» (Чис. 14:13:16), Также, когда Израиль был побежден при Гае, довод Иисуса Навина был подобен этому: «О, Господи, что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи .. услышать….  И что сделаешь тогда имени Твоему великому? (И. Н.7:8,9). То же можно сказать и в обсуждаемом нами случае. Недостаток обещанной силы Духа Святого дает противникам повод говорить против Бога, и им ничего нельзя возразить, когда они злословят имя Его. До ныне еще приложимо к нам, христианам, слово: «ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24). И когда мы заглянем в себя и спросим себя о причине нашей немощи и отсутствия проявления силы Его, то вот она: Его слава дана иному, Его дело приписано другим силам, Он огорчен и не прославлен; потому то и оставляет Он храмы Свои лишенными могущества, что они не облечены силою Его. Довольно ли было сказано, достаточно ли приведенных Примеров, чтобы доказать, как велика и насущна наша нужда - нужда обладать полнотой Духа Святого и понимать ее? Перейдем теперь ко второй части - рассмотрим теорию тех великих сокровищ, который Господь предоставил в наше распоряжение, и разберем этот вопрос в трех следующих отношениях:

1)       Каждый христианин не только должен быть верующим, но и иметь полноту Духа Святого (Еф.5:18).

2)       Каждый христианин должен узнавать действия Святого Духа и различать признаки Его присутствия (Деян.6:3;11:24).

3)       Каждый христианин должен, всякий успех приписывать Святому Духу, а следовательно, находить причину очевидной неудачи в том факте, что Дух не присутствует во всей силе (1Фес. 1,:5).

Обращаюсь ко всем, читающим и слушающим эти слова с усердной просьбой беспристрастно рассмотреть эти три пункта. Если они справедливы, то касаются каждого верующего, равно как, и всей Общины Христовой. Они изъясняют причину бывшей неудачи и надежду будущего успеха в служении Господу. Они побуждают нас забывая заднее, простираться вперед и сделаться тем, чем Бог готов нас сделать - мужчинами и женщинами, исполненными Святого Духа».

ЧАСТЬ II

Запас с избытком...

1)       Каждый христианин не только должен быть верующим, но и иметь полноту Духа Святого. Для подтверждения этих слов достаточно двух примеров. О подобном состояли души Апостол Петр говорит в Деяниях 2:39: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Последней частью этого стиха всякий язычник включен в обетование, и посему полнота Духа Святого предназначена на то, чтобы дополнять предшествующую ей благодать «прощение грехов» (38). В Еф.5:18, еще дается приказание: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом. Значит послушный христианин здесь приглашается к выполнении второй части текста не менее, чем первой, -  другими словами, - для него столько-же важно обладать последним преимуществом, как и избегать первого греха.

Часто говорят, а еще вероятно чаще думают, того не высказывая, что разбираемая нами фраза хорошо характеризуем особенную благодать, свойственную некоторым выдающимся христианам, но недоступную для всякого верующего, а потому к нему и не относящуюся. Следствием подобного мнения является, факт, что люди, разделяющие этот взгляд, вовсе не интересуются обетованьем полноты Святого Духа, не ищут как бы повиноваться призыву Еф.5:18. и не ожидают получить благодать, обетованную в Деян.2:39. Но стоит только добросовестно рассмотреть эти два места Св. Писания, чтобы навсегда отказаться от подобного понимания. И мало этого: разбор этих двух текстов непременно убедит каждую верующую совесть, что не брать верою и не усваивать себе того, что Бог предназначил для каждого верующего — значить бесславить Бога. В данном случае полный упрека вопрос Иисуса Навина должен бы конечно звучать сегодня и в наших ушах: «Долго ли вы будете не радеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь, Бог отцов ваших?" (И.Н.18:3). И всякий из нас, слышащий это и признающий, что оно относится и к нам, должен-бы «встать и пойти» (18) получать эту предложенную нам благодать.

— На вопрос о том, каким образом дается эта полнота Духа и что испытываем при этом ее получающий, нельзя дать ответа одинакового для всех случаев. Если «дух (ветер), дышащий где хочет есть символ действия, производимого Духом Святым в рожденном от Духа, то это-же сравнение можем быть применено и к дальнейшему развитию духовного роста, и к переходу христианина из одного опыта духовного в другой. Для одного его можно уподобить тихому веянию летнего ветра, незаметному в начале его появления; для другого - свежему ветерку, приводящему в движение все окружающие деревья, для третьего оно подобно урагану, предшествуемому тяжелым затишьем, в котором первый же порыв тотчас замечается, так что можно точно определить час, даже минуту его возникновения. Нечего нам заниматься способом или временем, избираемым Богом для раздачи Своих даров еще менее имеем мы право наш личный опыт принимать за мерило, применимое и к другим. Мы сюда вполне можем отнести слова одного христианина, так выражающегося о возрождении: «Бывают дни, в которые ты не видишь, как солнце восходить, но ты хорошо знаешь, когда оно уже взошло». Итак, достаточно для нас признать, что обетование возвещено, дар предложен и повеление восполняться Духом Святым, произнесено; пусть же каждый из нас, как послушное дитя, ищет этого дара для себя, а получив его из руки Отца, побуждает затем к получению его и других.

2)       Каждый христианин должен уметь узнавать действия Святого Духа и различать признаки его присутствия. Это - непременное следствие всего вышеизложенного. Так как мы там говорили о вполне определенном благословении, сопровождающем обращение и дополняющем последнее, то понятно, что оно так же ясно может нами различаться, как и самое обращение, -  иначе такое замечательное и многозначащее выражение, как «полнота Духа» пришлось бы отнести к какой-нибудь едва заметной перемене. Очевидно, что подобное состояние души хорошо было известно в первой времена Церкви. Требование апостолов и поступок всей церкви в ответь на это требование в Деян.6:3-5, ясно это подтверждают. «Братия, изберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу... И избрали Стефана мужа, исполненного веры и Духа Святого... Также и в описании Варнавы (Деян.11:24) сказано: «Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры». Такое определение требуемых людей не встретило никакого затруднение все множество верующих слышит, понимает и действует.

Очень важно рассмотреть, какими именно признаками они руководились в своем суждении, чтобы и нам научиться, как узнавать проявление полноты Духа в каком виде ожидать ответа на нашу молитву об этой полноте и когда мы можем благодарить за полученный ответь.

Книга Деяний дает нам удовлетворительный ответь относительно этих отличительных признаков и знамений, потому, что каждый раз что там упоминается об этой полноте, последняя непременно сопровождалась явными последствиями, чрез который люди немедленно узнавали о его присутствие Деян.2:4. «И исполнились все Святого Духа и начали говорить на других языках». (Также и в 10:46; 19:6). Деян.4:8-13. «Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им... Видя смелость Петра и Иоанна». (Это самое слово «смелость» также переведено «с дерзновением» Деян.2:28-29, 31; 2Кор.3:12; Евр. 3:6. «упование» Евр.10:35 и по своему корню обозначает «речь», как элемент, в котором эта смелость, это дерзновение или упование проявлялось, Деян.4:31. «Исполнились все Святого Духа и говорили слово Божия с дерзновением» Деян.6:3-10. «исполненных Святого Духа и мудрости... мудрости и Духа, которым он и говорил» Деян.6:5... «Исполненного веры и Духа Святого» (Сравни ст. 8, «исполненный веры и силы» с 11:24). Деян.7:55. «Будучи исполнен Духа Святого воззрев на небо, увидел славу Божию». (Сравни Иоанн11:40). Деян.9:31. «При утешении от Святого Духа». Деян.13:9-11. «Савл... исполнившись Духа Святого., сказал: «Рука Господня на тебя: ты будешь слеп», - Деян.13:52. «Исполнялись радости и Духа Святого».

Подведя общий итог перечню всех этих знаков, сопровождавших полноту Духа Святого, мы найдем, что за исключеньем дара «других языков, - по-видимому присущему только первым дням Церкви, - упомянуты следующие характеристичный знамения: свобода и сила речи, мудрость в действиях и выражениях, вера, ясность духовного взгляда, утешение, радость и власть произносить суд именем Господа. Сравнение этого перечня с перечислением проявления Духа Святого в Кор.12:8-10;28—31. заставит и нас искать такого-же разнообразия в разных случаях, какое было и в первые дни Церкви. Насколько разнообразны были обстоятельства и звание верующих, настолько были различны и дары и проявления Духа. Другими словами, является новое божественное приспособление к уже занимаемому положению; Богом данная способность к делу, каждого; езда колесницы на смазанных колесах; жизнь деятельная, но без напряжения, смеха и суеты; таково практическое применение полноты Духа. У одного оно выразится в практической мудрости и искусстве изложения, у другого в силе речи, которая или покоряет слушателей Евангелию, или же возбуждает в них ожесточенное сопротивление, третьего - в могучей вере, в молитве или жизни. Но во всех это будет ничто другое, как действие полноты Духа Святого, (Фил. 2:12-13) иначе говоря, живая деятельность при полном спокойствии души, отсутствии трения в жизни; члены тела, работающее в полной гармонии, так-как они руководимы, наполнены и объяты одним и тем же Духом, одною и той же жизнью.

Относительно здесь описанного практического опыта следует тщательно рассмотреть три пункта. Во-первых, что в повелении Еф.5:18. «Исполняйтесь Духом», повелительное наклонение «исполняйтесь» поставлено в настоящем времени и означает постоянство действия. Как в Рим. 6: 11 «почитайте себя мертвыми» означает «всегда считайте себя мертвыми», так и здесь мы можем это повеление перефразировать таким образом: «будьте всегда полны Духа».

Итак, здесь идет речь не об однократном действии, не имеющем нужды в повторении, но о постоянной зависимости от силы Святого Духа, постоянном черпании из Его полноты, чтобы самим быть наполненными. Некто стоял однажды у громадного резервуара, снабжающего водой все водопроводы города Глазго, Он спросил у служащего, там жившего, не случается-ли иногда, что огромное количество потребляемой воды превосходит запас, содержащийся в резервуаре? «Этого никогда не может случиться», уверенно ответил служащий. То же самое можно сказать и о нашем источнике воды живой - Духе Святом. Мы можем, мы обязаны постоянно почерпать из полноты по мере нужды нашей и должны также знать, что неистощимый океан всегда для нас готов. Во-вторых, следует заметить, что понятие «полноты» чего-бы то ни было уже исключает возможность присутствия там чего-либо другого. Таким образом, сказанное в Гал.5:16. оказывается возможным и объясняется Еф.5:18. Обоюдное исключение - вот отношение, в которых стоят друг к другу царствие Божие и власть сатаны. Итак, обсуждаемый нами предмет вызывает и требует той полной отдачи, такого покорения себя Богу, которое открывает дверь и отдает Ему все сердце, предоставляя Ему также и все тело, чтобы Он в нем прославился. В-третьих, каждый раз, когда упоминается разбираемая нами фраза, мы видим, что она непременно касается пользы других и служения Богу и человеку, а не исключительно личной пользы или частного духовного приобретения. По мере того как Дух нас наполняет Он также должен и изливаться из нас; таким путем душа наша развивается постепенно и из состояния восприятия переходит в состояние деятельности и служения более зрелого возраста.

Таков богатый запас, назначенный Господом для полного развития слуг Его, Пусть же никто из нас не складывает рук пред явным призывом к служению, говоря, что-то или другое дело ему не по силам. Конечно это выше «его» сил, но не выше силы и дара Господа, если только это дело действительно необходимо для полноты вашей христианской жизни свидетельства или служения Христова. Ревнуйте об этих высших дарах. Просите их, ожидайте их, принимайте и употребляйте их, чтобы «вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол.4:12).

3)       Перейдем к последнему из трех предложенных на рассмотрение пунктов, который опять-таки истекает из предыдущих. Каждый христианин должен приписывать успех в духовном служении присутствию Святого Духа, а, следовательно, и находить причину очевидной неудачи в том факте, что, Он не присутствует в силе. Основываясь на Св. Писании, мы видим, что апостолы приписывали успех, сопровождавший их труды Святому Духу - Богу, как силе, живущей и действующей в Его слугах. В Деян.3:12-16 мы читаем: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силой или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама... прославил Сына Своего Иисуса... и имя Его укрепило его. Деян.5:32. «Свидетели сему мы и Дух Святой, которого Бог дал повинующимся Ему» -  Деян.14:27. «Они рассказали все, что сотворил Бог с ними». - Деян.15:4. Возвестили все, что Бог сотворил с ними... рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». - Деян.21:19... «рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его».

Итак, в каждом отчете о своей успешной работе они прямо утверждали, что это сделал Бог, и в каждом новом кризисе своей жизни и деятельности они обращались к Нему и признавали Его руководство. (Деян.13:2; 15:28;16:6,7,10). Не делать этого и присваивать успех себе в каком-бы то ни было отношение - это значит закрыть в трубе кран, отчего течение непременно остановится. Правда, что кран всегда существует, но он может быть открыть со стороны потока, и тогда вода льется беспрепятственно. И в наше время ощущается сильная нужда в этом духе сознательной зависимости. Во-первых, ради молодых христиан, чтобы они Могли всегда слышать, что именно есть истинный источник силы и благословения. Если они думают, что особенные дары свойственны только известным людям, они не смеют ожидать их для себя; но если им будет ясно указываться, что дар от Бога, - это будет для них поощрением искать их и для себя. Во-вторых, это необходимо для назидания христиан вообще. Разве не приходилось нам слышать, как иногда христиане отзываются о своих пастырях? основательный, но спящий; тверд в убеждениях, но в общем слаб; ясный, но холодный» и т. д. Спросите-же вы их чем этому можно помочь, и они навряд-л сумеют вам на это ответить или ответить какими-нибудь общими местами, как-то: «Хотелось-бы нам, чтобы он был поусерднее, теплее, чтобы мог воодушевить, вдохновить». Если бы они посмотрели на это обстоятельство с точки зрения Св. Писания, то поняли-бы в чем тут недостаток и обратились-бы к единственному источнику помощи. Они сказали-бы тогда, что это - недостает полноты Духа и обратили бы это замечание в настоятельную определенную молитву, которая знает, чего она хочет и ждет ясного и точного ответа. Если с другой стороны мы возьмем людей, очевидно работающих в силе Святого Духа, то мы видим, как редко христиане приписывают эту силу её истинному источнику. Затем они причиняют ущерб тем, которые их слушают, потому что они не направляют их к Тому, кто один может объяснить и даровать эту силу; причиняют ущерб себе, потому что остаются покойными, воздавая славу человеку вместо того, чтобы постоянно возноситься мыслями и словами к Источнику Живому; они причиняют наконец ущерб всей Церкви, потому что подобный взгляд привязывает ее к земному, ставя ее в зависимость от людей, как это было с Коринфянами в их младенческом состояние (1Кор. 1:12; 3:4-7).

Наконец. приписывать силу её настоящему Источнику в высшей степени важно не только для всех христиан вообще, но еще более для самих проповедников. Их истинный успех, — не тот, что определяется числом слушателей или внешним блеском, но тот, который заслуживает похвалу Божию, зависит от полного понимания этой истины, которая и должна быть испытана, исповедуема и доказана на деле. Могучее и непрестанное благословение в деле Божием, - будь то обращение грешников, дарованное Петру (Деян.2), или же сопротивление, вызванное Стефаном (Деян.7), или наставление верующих, как у Акилы и Прискиллы (Деян. 18) зависит от упомянутой характеристики делателей: они должны быть «исполнены Духа Святого».

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1908  № 10

baptist.org.ru

Что значит быть исполненным Святым Духом? Библейское исследование.

Андреас Кестенбергер — старший преподаватель Нового Завета в Международном университете «Тринити»

Одна популярная брошюра призывает «плотских христиан» начать «исполненную Духом жизнь» через исповедание грехов и предоставление всех сфер своей жизни Богу. Так можно достичь «жизни с избытком», которую обещал Иисус (Иоан. 10:10) и «исполниться Духом» (Еф. 5:18). Хотя за этим учением, несомненно, стоят достойные похвалы мотивы — кто будет спорить, что многие не достигают библейского идеала христианина и отчаянно нуждаются в обновлении своего посвящения Господу? — богословие и терминологию, на которых базируется этот принцип, необходимо пересмотреть, чтобы увидеть, действительно ли они библейские. Данная статья, после краткого обзора ВЗ фона, будет посвящена детальному изучению всех мест НЗ, касающихся «исполнения» Святым Духом или людей, «полных Святого Духа». Автор надеется, что данное исследование даст ясный библейский ответ на вопрос: «Что значит быть исполненным Святым Духом?»

  1. Сошествие Святого Духа или исполнение Святым Духом в ВЗ

ВЗ говорит о «сошествии» или «исполнении» человека Святым Духом для исполнения служения пророка (Иез. 2:2; 3:24) или произнесения определённого пророчества (1 Цар. 10:6, 10; 19:23; Мих. 3:8). Дух уполномочивает избранное орудие Божье для исполнения определённой задачи или служения, будь то строительство Храма или управление Божьим народом, включая навык ведения войны (Исх. 28:3; 31:3-5; 35:31; Втор. 34:9; Суд. 3:10; 6:34; 11:29; 14:19; 1 Цар. 16:13; 2 Пар. 15:1; 20:14) 3. В LXX употребляются следующие греческие термины, эквивалентные «сошествию»: γίνομαι (Суд. 3:10; 6:34; 11:29; 1 Цар. 19:23; 2 Пар. 15:1; 20:14), ἔρχομαι (оба слова со значением «сходить на»; Иез. 2:2; 3:24), ἐνδύναμαι («уполномочивать, поручать»; Суд. 6:34) и πίπτω («снисходить на, падать на»; Иез. 11:5). Терминология слова «исполнять» включает в себя πίμπλημι, ἐμπίμπλημι (Исх. 28:3; 31:3; 35:31; 40:35; Втор. 34:9; 3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:1-2; Ис. 11:3; Мих. 3:8; Агг. 2:7), πληρόω (Пс. 71:19; Соф. 1:9; Ис. 40:4; Иер. 31:12-13) и πλήρης (Ис. 6:1, 3; Иез. 43:5; 44:4). Все эти термины, означающие «исполнять», обычно переводят еврейское слово מלא («наполнять, быть наполненным»). Глаголы πίμπλημι и πληρόω по большей части совпадают по смыслу, но первый глагол встречается чаще. Изучая эти места Писания, можно сделать четыре наблюдения, представляющих интерес для настоящего исследования.

  1. Связь терминов со значением «исполнять» с храмовой терминологией. Ряд текстов сообщают о Храме, наполненном славой Божьей (Исх. 40:34-35; 3 Цар. 8:10-11; 2 Пар. 5:13-14; 7:1-2; Агг. 2:7; Иез. 10:4; 43:5; 44:4). Однако слава Божья не ограничивается размерами Храма. Вся земля сейчас полна или вскоре будет наполнена славой Божьей (см. Чис. 14:21; Пс. 71:19; Ис. 6:3; 11:9; Агг. 2:14).
  2. Эсхатологический аспект. Эсхатологический элемент при употреблении слов со значением «исполнять» в ВЗ наиболее очевиден в Иез. 36:26-27, где Бог обещает заключить новый завет, подразумевающий дарование «духа нового», даже «духа Моего (Божьего)». Тексты, где говорится о наполнении славой Божьей всей земли, подобным образом, раздвигая естественные границы и указывая на глобальные масштабы присутствия Божьего, несут в себе эсхатологическую коннотацию (напр., Пс. 71:19; Ис. 6:3). Такой эсхатологический элемент часто связан с коллективным аспектом.
  3. Коллективный аспект. В Иез. 36:26-27 обещание о даровании нового духа относится в основном не к отдельным людям, но ко всему обществу (особ. ст. 6, 14; см. также Деян. 23:6; 26:6-8). Видение поля сухих костей, пробуждающихся к жизни — это эсхатологическое описание восстановленного сообщества нового завета (см. также Иоан. 10, особ. ст. 16). Увиденное пророком есть часть нового творения, наделённого дыханием Божьим.

Коллективный аспект можно видеть и в эсхатологическом тексте Ис. 63:10-11. Здесь говорится о возмущении Израиля против Бога, несмотря на избавление во время исхода. Люди восстали против Бога и «огорчили Святого Духа» (ст. 10), хотя именно Бог «вложил в сердце его Святого Духа Своего» (ст. 11; LXX ἐν αὐτοῖς). Таким образом, сказано, что Дух Святой действовал в обществе завета Господня, однако народ Божий Его огорчил. Это место обнаруживает близкую концептуальную связь с Еф. 4:30; 5:18.

  1. Индивидуальный аспект. В ветхозаветные времена Дух Святой иногда «сходил» на людей, которые были Его избранными орудиями. Это были военачальники (судьи) или руководители (пророки). В основном это происходило не в ответ на молитву народа, но по суверенной божественной инициативе. Дух Святой сходил, чтобы наделить избранного Богом человека всем необходимым для исполнения данного ему поручения.

Этот фон будет полезен для последующего исследования. В учении Павла о том, что верующие — это «храм» Святого Духа, и предвидении восстановленного эсхатологического общества завета можно увидеть тесную связь с ВЗ откровением. Опять же, концепция «схождения» Святого Духа или «исполнения» Святым Духом определённых избранных людей для удостоверения их как Божьих представителей и исполнения ими определённых задач, представляет собой предшествующее и, возможно, информирующее богословие для новозаветного учения об исполнении Святым Духом.

  1. «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18)

Примечательно, что Ефесянам 5:18 — единственное место об исполнении Святым Духом во всех посланиях Павла (здесь используется греч. πληρόω) . Этот факт должен предостеречь от того, чтобы строить всю пневматологию или даже подход к христианской жизни только вокруг этого момента10. Следующие наблюдения помогут верно понимать этот текст.

Во-первых, используемая здесь терминология связана с опьянением от вина в предыдущем стихе (см. также Лук. 1:15; см. Деян. 2:4 и 2:13). Таким образом, «исполнение Духом» должно восприниматься в метафорическом смысле «наполнения» кого-нибудь данной субстанцией, будь то материальная (вино) или духовная (Дух Святой).

Во-вторых, в связи с 5:17, пребывание в состоянии опьянения вином соответствует нерассудительности12, а исполнение Духом — мудрости. Мудрость, естественно, происходит от христианской зрелости (см., напр., 1 Кор. 2:6; см. также Исх. 31:3-5; 35:31). Этот факт, похоже, недостаточно отражен в богословии, разъясняющем Ефесянам 5:18 в терминах исповедания грехов и «исполнения Духом», так как внимание оказывается обращено в основном на саму просьбу об исполнении, а не на процесс возрастания.

В-третьих, в повелении Павла верующим в Ефесе «исполняться Духом» нет ясной ссылки на то, что они должны просить о таком «исполнении». Необходимость просить об этом иногда усматривают в том, что Павел дал такое повеление. Таким образом, необходимость просить об исполнении вполне может соответствовать библейскому учению в целом. Однако, даже если это так, очевидно, что речь здесь идёт не о средстве обеспечения такого исполнения, но о необходимости для верующих быть исполненными Духом, каковы бы ни были средства достижения такого состояния.

Эта мысль подтверждается тем, что грамматически повеление «исполняйтесь» стоит в пассивном залоге, и это один из примеров конструкции с божественным пассивом, где Бог — подразумеваемое действующее лицо. Таким образом, основное внимание в тексте обращено к Богу, исполняющему Духом, второстепенная же тема — ответственность верующих жить благочестиво и мудро по отношению к Богу и людям в церкви и вне её. Дух, несомненно, уже пребывает в верующих. Бог желает от христианских общин и отдельных верующих, чтобы они более и более проявляли присутствие в них Святого Духа (см. Рим. 8:14; Гал. 5:16, 25).

Текст Ис. 63:10-11 очень поучителен. Бог вложил Духа в сердце Израиля, а народ Божий огорчил Его. Господь уже даровал Свой Дух в среду Своего народа. Всё, что было нужно, — это не огорчать Его, быть Ему послушными. Мы можем заключить, что в НЗ нет ни одной ссылки, где заповедуется просить об исполнении Святым Духом. Хотя это не решающий аргумент против такой практики, следовало бы поостеречься уделять чрезмерное внимание молитве об исполнении Духом, как чему-то обязательному для каждого верующего.

В-четвёртых, настоящее время глагольной формы, видимо, передает желание Павла, чтобы верующие были исполнены Духом постоянно (см. Деян. 13:52 ниже). Жизнь христиан должна быть отмечена присутствием Духа, что проявится в благоразумной жизни (Еф. 5:15-17), искреннем поклонении (5:19-20), в прославляющих Бога правильных взаимоотношениях (5:21-6:9). Таким образом, мысль Павла, как видно, заключается не в том, чтобы верующие просили об исполнении Духом, а, скорее, он призывает их проводить жизнь, пронизанную Его присутствием.

В-пятых, направленность этого текста не только индивидуальная, но и коллективная. Плоды жизни, исполненной Духом, проявляются во взаимоотношениях: будь то отношения христиан во время богослужения, дома или на рабочем месте. Такой коллективный аспект «исполнения Духом» часто недостаточно учитывается в богословии «исполненной Духом жизни», где говорится в основном об индивидуальном — даже сокровенном — опыте.

В-шестых, повеление в Ефесянам 5:18, главным образом, следует понимать в контексте экклезиологии Павла, а не антропологии. Очевидно, главной заботой Павла был общий рост Церкви и её эффективность, особенно в свете эсхатологической перспективы соединения всего земного и небесного «под главою Христом» (1:10). К такому же завершению апостол приводит своё более раннее учение о том, что Церковь — это Тело Христа (см. 1:23; 2:16; 4:4, 12, 16; 5:23, 28, 30; см. также Рим. 12:4-5; 1 Кор. 12; Кол. 1:18; 3:15). Учение о подчинении Богом всего сущего единому Главе — то есть, Христу (Еф. 1:10) — задает соответствующий ракурс для остальной части послания.

Далее Павел говорит о единстве иудеев и язычников в одном теле, используя сравнение с храмом, и описывает Божий народ как «святой храм в Господе», который «устрояет[ся] в жилище Божие Духом» (2:21-22). В заключительной молитве первой части послания в 3:14-21 Павел применяет данное учение ко всей церкви. Главы 4-6 раскрывают это более подробно. В единстве Духа (4:3) Божье новозаветное общество должно достигать «меры полного возраста Христова» (4:13), что подразумевает использование духовных даров, отвращение от греха, внутреннее обновление и духовное разобщение с миром.

В свете ВЗ представления о славе Божьей, наполняющей Храм, и учения Павла, что теперь Храм Божий — это верующие, то есть, новозаветное общество (cм.: 1 Кор. 3:16; 6:19-20; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:20-21; см. также 1 Пет. 2:4-5), фон для правильного понимания текста Еф. 5:18, по-видимому, будет состоять из истории спасения, эсхатологии и коллективного аспекта. Народ Нового завета должен стать новым храмом Божьим, Его «новым творением». Церковь должна быть новым народом Божьим, который не огорчает Святого Духа, Которого Он поселил в них (4:30; см. Ис. 63:11). Народ Нового завета — это также исполнение пророчества Иезекииля о восстановлении Израиля, воскрешенного Богом и наделенного «новым духом» (см. Иез. 36:26-27; гл. 37; см. также Гал. 6:16).

В-седьмых, также следует обратить внимание на молитвы Павла, чтобы верующим «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19), или чтобы они были «исполнены плодов праведности» (Флп. 1:11), или «исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9; см. 2:9-10; см. также Рим. 15:13-14) 23. Можно задать вопрос, свидетельствуют ли эти молитвы, что для отдельного человека допустимо просить об исполнении Святым Духом? Принимая во внимание присущий нашему времени индивидуализм, надо подчеркнуть, что Павел молился за общину в целом, а не за отдельных людей. Таким образом, в этих случаях Павел заботился прежде всего о духовном росте и зрелости церкви, а не о переходе отдельных людей от «плотского» состояния в сферу духовного процветания. В то же время, нужно признать, что церкви исполнены Духом, когда их члены исполнены Духом. Значит, было бы неправильно абсолютно разграничивать индивидуальное и коллективное исполнение Духом.

Итак, когда в Ефесянам 5:18 Павел использует выражение «исполняйтесь Духом» в противовес выражению «упивайтесь вином», то призывает верующих жить мудро, зрело, что должно проявляться в коллективном служении и поклонении, а также в правильных христианских взаимоотношениях. Церковь коллективно должна быть Божьим духовным сообществом, Телом Христовым, местом, где ныне Бог обитает Своим Духом. Отдельные верующие, как члены этого Тела, должны проявлять присутствие Духа и избегать всего, что может огорчить Его или помешать Его действиям. Нет прямого указания, что верующим нужно просить об исполнении Духом Святым, так что следует, по меньшей мере, остерегаться чрезмерного внимания к этому элементу. Поскольку Дух Святой уже обитает в верующих, их основные усилия должны быть направлены на то, чтобы присутствие Духа всё более и более проявлялось как индивидуально, как и коллективно, точно так же, как верующие должны хранить единство духа в союзе мира.

III. Евангелие от Луки/Деяния

Другие тексты, говорящие об «исполнении» Святым Духом, находятся в писаниях Луки. Три раза они встречаются в Евангелии от Луки, и все в первой главе (1:15, 41, 67; греческий глагол πίμπλημι). В 1:15 ангел, явившись Захарии, объявил, что Иоанн Креститель «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Как и в Ефесянам 5:18, в этом тексте исполнение Духом противопоставляется употреблению вина. Интересно, что истинность этих слов подтверждается в 1:44, когда младенец во чреве Елисаветы радостно взыграл, как ликует исполненный Духа Святого человек, когда беременная Мария посетила её. В 1:41 о Елисавете говорится, что она «исполнилась Святого Духа», назвав Марию в своём благословении «Матерью Господа моего» (ст. 43). Наконец, отец Иоанна Захария исполнился Святого Духа, что проявилось в пророчестве о служении его сына (ст. 67). Как замечает Деллинг, все эти ссылки находятся в рамках истории спасения, как её описывает Лука: «Дух пророчества побудил Елисавету (1:41) и Захарию (1:67) превознести Бога за исполнение обещанного спасения в сыновьях Марии и Елисаветы».

В книге Деяний есть ещё шесть мест, где говорится, как отдельные люди или группы людей исполняются Духом (2:4; 4:8, 31; 9:17; 13:9: πίμπλημι; 13:52: πληρόω). Первое место описывает то, что испытали верующие в день Пятидесятницы, и ещё об этом событии говорится, что они «будут крещены Духом Святым» 26 в 1:5, и что Он «сошел» (ἐπιπίπτω) на них 11:15 27. В 4:8 Пётр, «исполнившись Духа Святого», защищается перед синедрионом после того, как он исцелил хромого (см. Деян. 3; см. также Мф. 10:17-20). В Деян. 4:31, сразу после этой защиты верующие, когда молились, впрочем, не обязательно об исполнении Духом, исполнились Святого Духа, и, в результате, говорили Слово Божье с дерзновением.

Следующие два текста относятся к апостолу Павлу. В 9:17 поручение Анании пойти к Савлу связано с исполнением Савла Духом, а это событие связано с его прозрением и крещением (9:18). Так же Савл (Павел), исполнившись Святого Духа (см. 4:8), порицает волхва, который препятствовал его проповеди перед проконсулом на Кипре. Это порицание приводит к временному ослеплению волхва, а также к вере проконсула (13:11-12). Наконец, из 13:52 мы узнаём, что ученики «исполнялись радости и Духа Святого». В этом тексте греческий глагол стоит в имперфекте (см. Еф. 5:18 где используется настоящее время), что очень важно, так как здесь содержится упоминание о том, что люди исполнялись Духом постоянно, а не просто в определенный момент времени. Следовательно, вот что должно быть свойственно верующим: постоянно быть исполненными Духом.

Оставшиеся пять текстов относятся к людям «полным* Духа»: один в Евангелии от Луки (4:1) и четыре в книге Деяний (6:3, 5; 7:55; 11:24; см. также 6:8; греческое πλήρης). В Луки 4:1 сказано, что Иисус был «полный Духа Святого» после крещения. В Деяния 6:3 сообщается о семи мужах, избранных из еллинистов для служения вдовам, а в 6:5 — об одном из них (о Стефане). Этот Стефан, написано, «полный Духа Святого» (7:55) незадолго перед мученической смертью описал видение прославленного Иисуса. Наконец, Варнава описывается подобным образом в 11:24 в связи с его учительством и наставнической деятельностью в Антиохии. Разница между выражениями «исполниться Духом» и «полный Духа», вероятно, сводится к рассмотрению одного события (в первом случае) или общей характеристики (во втором случае). Однако Деяния 7:55, где Стефан, «полный Духа» рассказывает видение (см. также 6:15), свидетельствует, что это различие не такое строгое.

Подводя итог, кажется, что большинство этих мест довольно сильно напоминает ВЗ явление «схождения» Духа на человека и наделения его силой для исполнения какой-то задачи. В некоторых местах также присутствует коллективный аспект (Деян. 2:4; 4:31; 13:52). Особенно следует обратить внимание на текст 2:4, где излияние Духа существенно для истории спасения как исполнение эсхатологического пророчества Иоиля. Как и у Павла в Ефесянам 5:18, ни в одном из рассмотренных текстов у Луки не упоминается молитва об исполнении Духом отдельных людей. Во всех случаях инициатива принадлежит Богу, а исполнение Духом связано не с исповеданием грехов, а с особым призывом на служение.

  1. Соотношение между Ефесянам 5:18 и текстами в Луки/Деяниях: богословская интеграция

Как соотносятся между собой богословие Павла и Луки об исполнении Духом? Хотя они имеют разные акценты, очевидно, что богословские позиции этих авторов сочетаются и взаимно дополняют друг друга. В единственном месте, где Павел говорит об исполнении Духом (Еф. 5:18) коллективный элемент, хотя и находится в центре внимания, явно включает в себя также индивидуальный аспект. В Луки/Деяниях некоторые тексты посвящены коллективно-эсхатологическому аспекту (напр., Деян. 2:4; 4:31; 13:52), а другие говорят об исполнении Духом отдельных людей (см. Лук. 1:14, 41, 67; Деян. 4:8; 7:55; 9:17; 13:9).

Складывается впечатление, что эти два направления в учении основаны на разных аспектах ВЗ богословия о Духе. Эсхатологический и коллективный элемент, представленный в Ефесянам 5:18, а также в Деяния 2:4 и других текстах, можно видеть в ВЗ в Исайи 63:10-11; Иез. 36:26-27 и в 37 главе. Израиль был Божьим народом завета, посреди которого Бог поместил Своего Духа. Пророки предвидели эсхатологический сценарий, в котором Божьи действия в Его народе завета больше не встретят никаких препятствий.

Терминология «исполнения», связанная с Храмом, наполненным славой Божьей, возможно, дает информирующее богословие для учения Павла о том, что отдельные верующие и вся община — это храм Духа Святого. На самом деле, как уже отмечалось в обзоре ВЗ фона, слава Божья наполняет не только Храм, но и всю вселенную. Псалмопевцы, как и пророки, предвидели время, когда всё творение будет наполнено познанием славы Божьей. Эта тема далее развивается в учении Павла о том, что верующие и церковь — это новое творение, начаток будущего осуществления Божьих целей (см. Рим. 8:18-28; см. также Откр. 21:22).

Вторым элементом, формирующим фон НЗ учения об исполнении Святым Духом, вероятно, были тексты об отдельных личностях, исполненных Духом, или о том, как Дух «был на», «объял» или «сошел на» определённых людей в результате суверенного Божьего действия, отмечая их как избранных представителей, подготавливая и наделяя силой для исполнения определённой задачи. Таким образом, в книге Деяний мы видим Петра, Стефана, Павла «исполненных Духом» для проповеди, мученичества или духовной войны. В 4:31 все собравшиеся исполнились Духом, чтобы смело провозглашать евангелие. Последний текст показывает определённую степень слияния двух направлений учения, когда Дух Святой наделяет силой не просто отдельных проповедников Божьих, а всю церковь для свидетельства о Боге. Эта же церковь, независимо от отдельных исполнений, таких как это, должна также быть наполненным Духом Божьим храмом, местом поклонения и провозглашения Божьей истины и благости (см. Еф. 5:18; Деян. 13:52).

  1. Выводы

Каковы будут выводы из сделанного исследования текстов ВЗ и НЗ, касающихся «исполнения» Святым Духом? Сфокусируем внимание на вопросе, заданном в начале, то есть, основано ли на Писании современное представление, что падающие, спотыкающиеся верующие (так называемые «плотские христиане») должны покаяться и попросить об исполнении Святым Духом, и что это серьёзный шаг на пути к истинному христианскому посвящению.

  1. Ни один текст явно не призывает верующих просить об исполнении Святым Духом. Но, скорее, Бог Своей властью принимает решение исполнить верующих Духом, когда им нужно защищаться (Деян. 4:8), говорить Слово Божье (4:31), когда они противостоят духовной оппозиции (13:9) или в других обстоятельствах, когда они нуждаются, чтобы Дух Святой наделил их силой для исполнения особого поручения или преодоления трудностей в служении. В целом, инициатива исполнения Святым Духом, вопреки преобладающему сегодня представлению и практике, на самом деле принадлежит не верующим, а Богу.

Это не означает, что верующие не могут искренне желать или даже молиться о таком исполнении. Однако, это указывает, что критикуемое здесь богословие исполнения Духом неверно отражает расставленные Библией акценты. Вместо того, чтобы чрезмерно заботиться о том, исполнены ли они Духом или нет, современных верующих надо призывать к послушанию и благоразумию, к проявлению присутствия Святого Духа как коллективно, так и индивидуально. Хотя они могут желать или даже молиться об исполнении Духом, это исполнение никак не ограничено только теми случаями, когда верующие об этом просят, но Бог может исполнить их Духом, когда сочтёт это необходимым ввиду особых возможностей для служения или перед лицом духовной оппозиции.

  1. Во всех этих случаях исполнялись Духом не спотыкающиеся христиане, которые раскаиваются в своих грехах или еще как-то стремятся исправить свою неполноценную христианскую жизнь. Объектом такого исполнения были довольно посвящённые и благочестивые христиане, исполнявшие своё служение. Ни разу такое исполнение Духом в Писании не связано с покаянием или исповеданием грехов. Поэтому неясно, на каком основании сегодня это связывают с исполнением Духом. То есть, нельзя сказать, что христиане не должны исповедовать свои грехи (см., напр., 1 Иоан. 1:9). Они призваны это делать, однако, на другом основании, например, чтобы пребывать в постоянном общении с Духом Божьим и другими верующими (см. 1:6-10). Также есть предупреждения не угашать или не огорчать Святого Духа (см. 1 Фес. 5:19; Еф. 4:30). Но, опять же, эти термины не говорят о связи исповедания грехов с исполнением Духом.
  2. В основном, постоянное исполнение Святым Духом как индивидуально в жизни верующего, так и коллективно в общине следует понимать в рамках роста в духовной зрелости и в рамках христианского служения. В жизни исполненного Духом человека или церкви проявляется постоянное возрастание в мудрости, в том числе, исполненное благодарности поклонение и богоугодные взаимоотношения. Вопрос о «плотских» верующих нигде не связан с таким «исполнением Святым Духом». В этой ситуации, однако, следует заметить, что тщательное изучение таких мест, как 1 Кор. 3:1-4, показывает, что там говорится не об отдельной категории «плотских» верующих, но о «младенцах во Христе» (значит, настоящих верующих), которые не живут согласно своим христианским принципам, а потому остаются незрелыми. Итак, точнее будет делить людей на две категории (верующие и неверующие) и признавать, что верующие находятся на разных стадиях в процессе духовного роста. И, что важнее всего, представление, что «плотские христиане» каким-то образом могут избавиться от своего неполноценного состояния просто исповедав грехи и «исполнившись Духа», — недопустимое упрощение. Более того, оно противоречит отмеченным выше акцентам на мудрость, веру и христианский характер в библейских текстах об исполнении Духом.
  3. Заключение

В свете этих наблюдений, сделанных в данном обзорном исследовании всех относящихся к теме библейских текстов, можно заключить, что к богословию, изложенному в упомянутой выше популярной брошюре, следует относиться с недоверием. Должны ли мы также заключить, что не стоит обращать внимания на проблемы, которые пытается решить такое учение? Это, безусловно, было бы опрометчиво. Есть очень много христиан с мирскими ценностями, которые не возрастают в христианской жизни так, как должны. Однако, следует заметить, что долгий путь к зрелости подразумевает постепенное умственное и духовное обновление (Еф. 5:17; Рим. 12:1-2), а также практику (Евр. 5:14), а не просто молитвы об исполнении Святым Духом.

Истинное ученичество — сложный и длительный процесс. Верующие должны совершать свое спасение, зная, что Бог действует в них, достигая Своей благой цели (Флп. 1:6; 2:12). Что касается исполнения Духом, центральное место здесь занимает Бог, Который суверенно исполняет Духом верующих в ответ на их молитвы или желания, но, в любом случае, делает это ради Своей славы или по Своему собственному решению и инициативе. Так что надо советовать верующим оставить чрезмерную озабоченность вопросом, исполнены ли они Духом, а лучше думать о том, чтобы в послушании вести христианскую жизнь, для которой все больше и больше будет характерно присутствие Духа Божьего. Иногда верующие бывают так сильно заняты служением, что даже не задумываются об исполнении Духом, но суверенный Бог, дарующий Духа, тем не менее, исполнит их Духом, если сочтёт это необходимым.

Автор надеется, что это краткое исследование поставит вопрос об исполнении Духом на более твёрдое библейское основание и будет способствовать дальнейшему обсуждению этой важной темы. Исполнение Духом, конечно же, лишь малая часть библейского учения о различных ролях Святого Духа. Святой Дух, будучи одним из Лиц Троицы, живет в каждом верующем (см., напр., Иоан. 14:17). Он учит и направляет его (см. Иоан. 16:13; см. также примеры из книги Деяний). Он даёт утешение, смелость и уверенность, и делает еще многое другое. Каждому верующему Он даёт духовные дары (см., напр., 1 Коринфянам 12-14) и производит «плод Духа» (Гал. 5:22-24). Таким образом, важно, чтобы мы ценили разные способы, которыми Дух помогает нам и благословляет нас. Да продолжит Его служение приносить угодные Богу плоды для Его славы и нашего блага, и да живём мы жизнью, исполненной Его присутствия.

propovedi.ru

www.gazetaprotestant.ru


Смотрите также