Д. Самойлов (Кауфман) — поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года. Стихотворение «Сороковые» было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале «Новый мир». Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего: Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны. В мире — дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал? Центральная часть стихотворения — это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него — «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями: Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности. Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны. Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замурзанной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность!»). sochineniye.ru Давид Самойлов - писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком. И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые. Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение - где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли. И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать анализ произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей. Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем. Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война. Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже. Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы. Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание. Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора. sochinyshka.ru Разделы: Литература Цели:
Оборудование: портреты Д.Самойлова,
Е.А. Евтушенко, музыкальное
сопровождение - песня “Землянка” (“Бьется в
тесной печурке огонь...” на слова А. Суркова) Эпиграф: Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.Н.Старшинов Ход урока. Эмоциональное вступление к уроку -
прослушивание песни о войне, в котором
отразилось чувство защитников Родины.
“Землянка” (“Бьется в тесной печурке огонь...”
на слова А. Суркова). Приложение 1. I. Сообщение новых знаний 1. Вступительное слово учителя. Все мы знаем 1941-1945 годы, годы Великой
Отечественной войны. Не только простой народ
участвовал в этой войне. И писатели, и поэты,
такие, как А.Гайдар, А.Алиш, М.Джалиль,
А.Твардовский, М.Шолохов, Д.Самойлов, брали в руки
винтовки и шли в бой. Они сражались не только с
помощью оружия, главным их оружием было перо.
Центральная тема их произведений – это тема
войны. И сегодня мы с вами познакомимся с этими
поэтами – Д.Самойловым и Е.А.Евтушенко. Самойлов Давид Самуилович родился в 1920 году в
Москве, умер в 1990 году в Таллинне. Настоящая его
фамилия – Кауфман. Мальчик рос в сугубо
интеллектуальной семье. Будучи студентом, он
добровольно ушел на фронт. Был рядовым бойцом,
разведчиком. Война, естественно, отложилась в его
поэзии – в частности, вошедшее в поговорку
стихотворение “Сороковые, роковые...”,
написанное в 1961 году. 2. Выразительное чтение стихотворения
“Сороковые, роковые...” и его анализ. А) Учитель выразительно прочитывает
стихотворение, учащиеся внимательно слушают.
Затем прочитывает стихотворение один ученик из
класса (возможно, заранее подготовленный) Б) Словарная работа - Мы с вами прочитали стихотворение Д.Самойлова
“Сороковые, роковые...”, и нам здесь встретились
непонятные слова, давайте разберем их. Как вы
понимаете значение этих слов?
В) Беседа по содержанию стихотворения. - Какими словами рисует поэт картину войны? Что
увидели вы за скупыми строками первых двух строф?
( Суровое лицо войны рисуется поэтом при
помощи таких картин, как извещенья похоронные,
перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух
строфах картину разорванного войной мира
дополняют звуковые образы, созданные
аллитерациями на букву “р”: “соРоковые”,
“Роковые”, “фРонтовые”, “похоРонные”,
“пеРестуки”, “Рельсы”, “пРостоРно”,
“погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения
вызывают у читателя чувства тревоги,
непоправимой беды, горя.) - Как меняется настроение стихотворения, когда
поэт вспоминает себя на войне? Каким видится вам
герой стихотворения? (Сначала автор изображает
страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает
вспоминать себя в это время, и настроение
меняется, становится веселым и озорным. Он
вспоминает себя, каким он был веселым, задорным.
Автор стихотворения видится нам человеком
мудрым, многое повидавшим на своем пути.) - Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою
юность? (Вспоминая свою юность, автор испытывает
чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она
разрушила юношеские мечты, желания, надежды.
Автор говорит о несовместимости,
противоположности юности и войны) - Какие художественные детали создают образ
войны в строфе “Сороковые, роковые...”?
(Художественные детали: извещенья похоронные,
перестуки эшелонные, гудят накатанные рельсы) Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет
сказать о том, как противостоят и как
несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и
война – ужасная, кровопролитная. 3. Слово учителя о Е.А.Евтушенко. - Но не только писатели, побывавшие на поле
битвы писали произведения о войне, о ее ужасающих
последствиях, о том, сколько горя принесла война.
Одним из таких писателей является Евтушенко
Евгений Александрович, который не сражался с
врагами, но точно мог передать настроение войны в
своих произведениях, ее влияние на человека
простого и бедного. Он родился 18 июня 1933 года на станции Зима
Иркутской области. Он – поэт, прозаик, критик,
публицист, кинорежиссер. Родители – геологи,
мать впоследствии певица, заслуженный работник
культуры РСФСР. Он рос и учился в Москве, посещал
поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом
Литературного института им. М.Горького.
Евтушенко занимался преподавательской
деятельностью в США, интенсивными творческими
исканиями в других литературных жанрах и видах
искусства. Евтушенко был редактором многих книг,
вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и
телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам
выступал с чтением стихов А.Блока, В.Маяковского,
Н.Гумилева и других. Евтушенко – почетный член Академии искусств,
действительный член Европейской академии
искусств и наук. 4. Выразительное чтение стихотворения
Е.А.Евтушенко “Мед”. А) Учитель выразительно прочитывает
стихотворение, учащиеся внимательно слушают.
Затем прочитывает стихотворение один ученик из
класса (возможно, заранее подготовленный) Б) Словарная работа - Мы с вами прочитали стихотворение, и нам здесь
встретились непонятные слова, давайте разберем
их. Как вы понимаете значение этих слов? отрез – кусок ткани на платье, костюм; рука...гнушалась явными отрепьями – не брала, с
отвращением отбрасывала поношенную, ветхую
одежду; цедиться – медленно литься через узкое
отверстие; здесь: через воронку в бутылку; глядел согбенно и безропотно – сгорбившись,
покорно смотрел; сановно – здесь: высокомерно от сознания
своего почетного положения, сана; пособить (просторечное) – помочь. В) Беседа по содержанию стихотворения. - Какое впечатление произвела на вас история,
рассказанная поэтом? (Эта история очень грустная,
печальная. Стихотворение производит чувство
отвращения к богатым, скупым и чувство жалости к
бедным и беспомощным.) - Раскройте значение метафоры “ и горе
выстроилось в очередь, простое, горькое, нагое”.
(В этой метафоре под словом “горе”
подразумевается весь народ, народ бедный,
беззащитный, беспомощный. Это означает, что в
очередь выстроились простые люди, а не богачи) - Какие чувства испытывает рассказчик к
продавцу меда и к людям в очереди? Ответ
подтвердите цитатами из стихотворения. (Автор
испытывает чувство отвращения к продавцу меда,
точнее чувство ненависти: “Был продавец из этой
сволочи”. К людям же, стоящим в очереди, он
испытывает чувство жалости: “горе выстроилось в
очередь, простое, горькое, нагое”) - Что говорят вам, читателям, такие
художественные детали, как “рука купеческая с
кольцами” и рюмочка “с колечком маминым на
дне”. Какой момент в стихотворении завершает
этот ряд деталей, превращая колечко в символ?
(Здесь “рука купеческая с кольцами”
противопоставлена “колечку маминому на дне”.
“Колечко, выпавши из рюмочки упало вслед саней
умчавшихся” завершает ряд деталей. Мамино
колечко было символом надежды, веры в выживание,
но все надежды разрушены). - Как поэт подчеркивает богатство и высокое
положение неожиданного покупателя? Какой
подтекст в строке: “Они всегда договорятся”?
(Уже при первом появлении неожиданного
покупателя мы можем судить о его богатстве и
знатности, так как у него и сани красивые,
расписаны розами на спинке, да и сам внешний вид:
“важный лоб, торжественный, как в раме”, говорит
о его положении в обществе. Продавец меда –
человек богатый, и в строчке: “Они всегда
договорятся”,- мы сразу замечаем разницу между
простым народом и этими богачами. У этих богачей
одинаковые мысли цели, они оба хотят одного:
богатства. И эта строчка покупателя говорит о
том, что они поймут друг друга.) - Когда и с какой целью поэт использует прием
противопоставления, контраста? (В последних
строках автор использует прием
противопоставления. Здесь мед, который ел богач,
противопоставляется меду, прилипшему к усам
навеки. Купив мед, и лишив, возможно, единственной
надежды на выживание, богач совершил ужасный
поступок, который никто не сможет исправить, то
есть к усам прилип не мед, а на совести этого
богача то горе, беды, лишения и, возможно, смерть
людей. И за все в ответе этот богач). Во время обсуждения стихотворений можно
записать в тетрадь по литературе ключевые слова
и выражения для анализа этих поэтических
текстов. III. Подведение итогов урока. - С какими поэтами мы сегодня познакомились? - С какими их стихотворениями мы познакомились? - С какими чувствами авторы вспоминают о
военных годах? Сегодня мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия
Великой Отечественной войны”, так как поэтов,
выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах,
более тысячи. Я советую вам дополнительно
почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы,
Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда
Асадова, Расула Гамзатова. IV. Постановка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений о Великой
Отечественной войне. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! Эти ставшие уже хрестоматийными строки принадлежат Давиду Самойлову. «Где бы ни звучала эта строфа, – писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!». Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» целого поколения поэтов – поколения 40-х годов. В 1938–41 гг. учился в московском Институте философии, литературы и искусства. В 1941 Самойлов студентом был мобилизован на рытьё окопов, где заболел и получил отсрочку от фронта до 1943 года. Эвакуировался в Самарканд, пошёл добровольцем в военное училище, осенью 1942 попал пулемётчиком на передовую. Оборона под деревней Лодвой описана в «Старике Державине», а первый бой поэта – в балладе «Семён Андреич». И. Г. Эренбург, с которым начинающий поэт познакомился в Москве, помог ему после ранения перевестись в начале 1944 в моторазведывательную роту. Самойлов участвовал в освобождении Польши («Польских смут невольный современник...»), кончил войну в Берлине. С военной темой связаны «Ближние страны» (1954-1959), «Снегопад» (1975), «Возвращение» (опубликовано в 1989). Военная тема у Самойлова – итог раздумий «о судьбе поколения, о его назначении», она смыкается с «лейтенантской» военной прозой в психологизме и интересе к нравственно-философским проблемам. Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: «И это всё в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!..» («Сороковые»). Нравственные представления его ровесников потребовали, чтобы они «... в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом» («Перебирая наши даты...»). Даже в войну общечеловеческие ценности остаются в центре внимания («Полночь под Иван-Купала...», «Семён Андреич» и др.), наряду с образом «пахаря», поскольку «главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В драматической сцене «Поэт и старожил» через рассказ Поэта о расстреле пленника (дословно повторяющий фрагменты мемуаров автора) показана актуальность военной памяти. Творчество Давида Самойлова – исповедь поколения двадцатилетних, встретивших в окопах свою юность. Книга-открытие, новый, неожиданный взгляд не только на его поэзию, такую современную и своевременную, но и на саму войну, память о которой не оставляет фронтовика, снова и снова возвращая его в те роковые годы. Это не просто книга о войне – это гимн юности вопреки войне, торжество жизни над смертью и страхом. Главное для тех молодых солдат сороковых – возможность любить, встречать мирное утро и жить вопреки ожидающей тебя смерти. «Сороковые роковые. Стихи и проза о войне» – пронзительная книга целиком автобиографична. Все годы молодой поэт вёл дневники: создавал хронику войны, сохраняя для истории непосредственные переживания современника. Впервые в одной книге соединились два фронтовика: поэт и художник, Самойлов и Жуков. Они дополняют и объясняют друг друга, и мысль поэта становится зрима, а кисть художника воспаряет строкой поэта. И лицо войны обретает реальность, увиденную гением двух творцов... Впервые так откровенно и доверительно поэт пишет о поиске любви на дорогах войны, преподнося нам урок человечности из тех кровавых лет, когда любовь спешила, а смерть поджидала каждое утро. Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! 1961 1957 Книги рельефно-точечного шрифта Самойлов, Д. С. Избранное: стихотворения и поэмы [Шрифт Брайля] / Д. С. Самойлов. – СПб. : «Чтение» ВОС, 2000. – 1 кн. – С изд.: М.: Худож. лит.,1999. «Говорящие» книги на кассетах Самойлов, Д. С. Поденные записи: в 2 т. Т. 1 [Звукозапись] / Д. С. Самойлов. – М. : «Логос» ВОС, 2009. – 5 мфк., (17 час.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Время, 2002. Самойлов, Д. С. Поденные записи: в 2 т. Т. 2 [Звукозапись] / Д. С. Самойлов. – М. : «Логос» ВОС, 2009. – 4 мфк., (14 час.47 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Время, 2002. Аудиокниги на флеш-картах Прутков, Козьма. Сочинения [Звукозапись] / К. Прутков ; читает В. Самойлов. Витязь в тигровой шкуре : поэма / Ш. Руставели ; читает В. Самойлов. Стихотворения ; Поэтические страницы / Д. Самойлов ; читает М. Казаков. Разные дни войны: дневник писателя : роман ; Стихотворения / К. М. Симонов ; читает автор ; Батый ; Чингисхан ; Юность полководца : романы / В.Г. Ян ; читают: В. Конкин, А. Клюквин. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2013. – 1 фк., (61 час.29 мин.). С изд.: БД СКБСС. Плоскопечатные издания Самойлов, Д. С. «Мне выпало всё...» [Текст] : стихи / Д. С. Самойлов. – М. : Время, 2000. – 624 с. stavropollibblind.blogspot.ru Имя Давида Самойлова мало что может сказать современному поколению, хотя еще полвека назад оно было на слуху у подавляющего большинства жителей СССР. Это достаточно известный поэт-фронтовик, на стихи которого было создано множество песен. Практически все они посвящены событиям Великой Отечественной войны, которая круто изменила жизнь 20-летнего московского паренька, вынужденного оставить литературный институт и стать пехотинцем. Однако именно в 1941 году Давид Самойлов начал печатать свои первые стихи, посвященные фронтовым событиям, которые впоследствии вошли в его дебютный сборник под названием «Ближние страны». Позже автор вновь вернулся к теме войны, написав в 1961 году свое знаменитое стихотворение «Сороковые». Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, кокетничать с незнакомыми девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление. Все имущество поэта составляет «табак в кисете» да «мундштук наборный», которым автор очень гордится. Сам он «худой, веселый и задорный», словно бы и нет войны. Но именно ощущение постоянной опасности обостряет чувства людей, которые начинают ценить каждое мгновение своей жизни. Видимо, поэтому даже незначительные события военного периода так прочно врезались в память Давида Самойлова и спустя 20 лет трансформировались в стихотворение, наполненное легкой грустью, запоздалой тревогой, безудержной лихостью и даже некоторым позерством. Впрочем, все это присуще молодости. И спустя годы автор, вспоминая прошлое, не перестает удивляться тому, что жизнь сплела в один причудливый клубок такие понятия, как «война, беда, мечта и юность», которые, казалось бы, несовместимы. Но возраст все же берет свое, к постоянному гулу шпал и самолетов, рокоту артиллерии и виду погорельцем привыкаешь так же быстро, как и простым радостям мирной жизни, которые на войне кажутся недосягаемыми. Однако это не мешает поэту наслаждаться жизнью только потому, что он молод и полон сил, а также веры в то, что рано или поздно весь ужас войны закончится. Никому не дано знать, удастся ли в ней выжить, и осознание простой истины, что в любой момент можно погибнуть, заставляет дышать полной грудью. «Война гуляет по России, а мы такие молодые» — в этой фразе заключена суть всего стихотворения, которым автор хотел подчеркнуть, что даже на фронте можно не разучиться радоваться мелочам, которые спустя годы вспоминаешь с теплотой и ностальгией. Анализы других стихотворений Сороковые Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю. Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! 1961 45parallel.net Разделы: Литература Цель урока: активизировать знания
учащихся о Великой Отечественной войне, дать
понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых
испытаний для страны; закреплять умение
анализировать стихотворные произведения;
воспитывать чувство патриотизма, желание знать
историю своей страны. Задачи урока:
Оборудование урока: записи песен
военных лет, поэтические сборники, портреты
поэтов, иллюстрации. Методические приёмы: лекция с
элементами беседы, чтение и анализ
стихотворений, постановка вопросов. Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота. М. Кульчицкий Наша память – это душевный и
жизненный опыт, оплаченный дорогой
ценой.
Ю.Бондарев (из книги «Мгновения») ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Основная часть Вступительное слово учителя: Каждый
год мы отмечаем день святой народной памяти –
День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань
уважения поэтам и писателям, защищавшим родную
землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух
соотечественников своим творчеством в
трагические дни.
Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём,
пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь,
это после каждого боя уменьшающиеся списки у
полкового писаря, это последний сухарь во взводе,
разделённый на четырёх оставшихся в живых, это
котелок ржавой болотной воды и последняя
цигарка, которую жадно докуривает, обжигая
пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.
Война – это письма, которых ждут и боятся
получать, это особая любовь к добру и особая
жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые
жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся
надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся
открытия, невесты, не ставшие жёнами. (Ю.Бондарев.
Из книги «Мгновения»). Ученики читают стихотворение. Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс… Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице. А за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня…
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все. Смотрит на Невском с афиши Утёсов,
В кинотеатрах идет «Волга-Волга».
Снова Кронштадт провожает матросов,
Будет учебным поход их недолго. А за кормой белой ночи раздумье,
Кружатся чайки над Финским заливом.
Год сорок первый, начало июня…
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все. Мимо фасада Большого театра
Мчатся, трезвоня, на отдых трамваи.
В классах десятых экзамены завтра,
Вечный огонь у Кремля не пылает. Все впереди, все пока накануне,
Двадцать рассветов осталось счастливых.
Год сорок первый, начало июня…
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все. Вальс довоенный напомнил о многом,
Вальс воскресил дорогие нам лица,
С кем нас свела фронтовая дорога…
С кем навсегда нам пришлось разлучиться. Годы прошли, и опять тихий вечер,
Смотрят с портретов друзья молчаливо…
В памяти нашей сегодня и вечно
Все они живы, все они живы,
Все они живы! Все! Все! Все! Учитель. В первый же день войны
писатели и поэты Москвы собрались на митинг.
А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны
знают своё место в этой решительной схватке.
Многие из нас будут сражаться с оружием в руках,
многие будут сражаться пером». 941 поэт и
писатель ушли на фронт и 417 не вернулись
назад.
Начинающие поэты – студенты Литературного
института имени Горького, ИФЛИ, Московского
университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган,
Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто
предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали
о предстоящих жестоких испытаниях, которые
неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив
жертвенности.
Уже на третий день войны была создана песня,
ставшая символом единства народа в борьбе с
врагом, – «Священная война» на стихи
Василия Лебедева-Кумача. Прослушивание отрывка из песни. – Почему эта песня стала легендарной? (Эта
песня пробудила дух патриотизма, ее
торжественные, исполненные энергии слова и
музыка поднимали народ на защиту родины, война
названа «народной» и «священной», песня
призывала каждого к ответственности за судьбу
страны). – Почему поэзия оказалась необходима людям
– и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в
тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого
человека, передавала его мысли, чувства,
переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
Поэзия не боялась правды, даже горькой и
жестокой). Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия
мужества. Война родила многих поэтов, ведь
экстремальные условия создают такой душевный
напор, который тотчас смог реализоваться лишь в
таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия
сразу же выражала всю гамму чувств, которые
переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе.
Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с
врагом Ученик. В стихотворении Владислава
Занадворова, поэта, погибшего под Сталинградом в
1942 г., – неприкрашенная война: Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья. Ученик. Николай Майоров, Павел Коган,
Всеволод Багрицкий, Семён Гудзенко… В 1941 году
они были чуть старше нас, и не все из них
вернулись с войны. Лейтенант Павел Коган, поэт,
был убит под Новороссийском. Он был снят с
воинского учёта по состоянию здоровья, но в
начале войны поступил на курсы военных
переводчиков. Павел Коган писал в 1942 г.: «Только
здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная,
какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью
это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю,
верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!» Он
писал: Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать! Ученик. При выполнении боевого
задания в 1942 г. погиб 20-летний Всеволод Багрицкий.
В его кармане была найдена тоненькая коричневая
тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком,
который убил юношу.
В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб
Михаил Кульчицкий, автор известных строк: Война совсем не фейерверк:
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота. Ученик. Командир стрелкового взвода
Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943
г., поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как
предрёк в своём стихотворении: Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражён,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнёт, –
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперёд. Ученик. Добровольцем ушёл на фронт и
молодой поэт Семён Гудзенко. В записных книжках
солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На
минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в
живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу.
Везут на санях». Ученик. Из воспоминаний писателя Ильи
Эренбурга: «Утром в дверь моей комнаты постучали.
Я увидел высокого грустноглазого юношу в
гимнастёрке. Я сказал ему: «Садитесь». Он сел и
тотчас встал: «Я вам почитаю стихи» Я
приготовился к очередному испытанию – кто тогда
не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал
мне громко, а я слушал и повторял: «Ещё… ещё».
Потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то
утро Семён Гудзенко открыл многое из того, что я
смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он не
знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно
улыбался». Учитель. Одним из первых
стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало
стихотворение «Когда на смерть идут – поют». Ученик читает стихотворение. Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать,–
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
И умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят
Сорок первый год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв –
И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать,
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую. Прослушивание песни. Ученик. Незадолго до победы Семён
Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную
бомбёжку у переправы через Мораву…. Лежал там
долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не
хочется». В 1946 г. появятся его следующие строки:
«Мы не от старости умрём – от старых ран умрём».
Всё произошло с ним именно так в феврале 1953 г. Учитель. Поэзия связывала воюющих и
оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о
родных мысли фронтовиков. Связь с домом,
уверенность, что ты защищаешь свою семью, что
тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди
меня». К. Симонов сразу же отправился на фронт, и в
течение всего военного времени работал
корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради
нескольких строчек в газете Симонов переезжал с
фронта на фронт. Всё, что он опубликовал в годы
войны, позже вошло в его книги: «От Черного до
Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма
из Чехословакии». В военные годы Константин
Симонов пишет пьесы «Жди меня», «Русские люди»,
«Так и будет», повесть «Дни и ночи». Выходят два
его сборника стихов «С тобой и без тебя» и
«Война». О войне он знал не с чьих-то рассказов –
он бывал в окопах, знакомился с солдатами и
офицерами, хорошо знал тех людей, которые
командовали полками и дивизиями, составляли
планы военных операций. В послевоенные годы
появляется его трилогия «Живые и мёртвые»,
которая повествует о героических событиях
войны. Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил
исполнить его последнюю волю: писатель хотел
навеки остаться с теми, кто погиб в первые годы
войны, и прах его был развеян на поле неподалёку
от Бобруйска. Ученик читает стихотворение «Жди меня». – В чём сила этого стихотворения? (Стихотворение
звучит как заклинание, как молитва. Такое
ощущение создаётся настойчивым повторением слов
«жди меня», «жди» Стихотворение – гимн любви,
настоящей любви и преданности). Учитель. По признанию участников
войны, одно из самых первых поэтических
произведений, затронувших их души, –
стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша,
дороги Смоленщины», написанное в 1941 г. Ученик читает стихотворение «Ты помнишь,
Алёша, дороги Смоленщины». – Почему это стихотворение так затронуло души?
Каким чувством оно проникнуто? (Стихотворение
передаёт боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных
отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас
подождём». «Усталые женщины», «деревни, деревни,
деревни с погостами» – родные, оставляемые в
беде, родные, которые молятся «за в бога не
верящих внуков своих». И хотя стихотворение об
отступлении, вера в то, что это не навсегда,
очень сильна, невозможно оставить на растерзание
врагам родную землю). Учитель. Образ России в её единстве –
в лирических стихотворениях, в песнях на стихи
Михаила Исаковского: «Катюша», написанная ещё в
30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны, «До
свиданья, города и хаты», «Ох, туманы мои,
растуманы», «В лесу прифронтовом», «Огонёк». Поэт
передал всеобщее чувство – желание сберечь
родную землю, своё гнездо. Это чувство
обыкновенного человека, понятное всем и близкое
каждому. (Прослушивание песен) Это чувство объединяло разных людей, разных
поэтов, независимо от их отношений с властями.
Главным было стремление сохранить и охранить
Родину. Учитель. У Ольги Берггольц был свой
счёт к советской власти, принесшей ей много горя:
«проработки», «исключения», тюрьму. В 1937 г. пропал
во время репрессий её первый муж – талантливый
поэт Борис Корнилов. После 1937 г. о нём можно было
лишь шептаться. Сама О. Берггольц была арестована
по ложному доносу, и только в 1939 г.
реабилитирована. Две её дочери умерли ещё до её
ареста, а третий ребёнок, которого ждала
поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма. Её
второй муж, Николай Молчанов, умер от голода, и
сама она умирала от дистрофии. И именно в
голодном блокадном Ленинграде Берггольц
страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский
дневник». Ученик читает отрывок из стихотворения: Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие я могла найти слова,
Я тоже ленинградская вдова. – Как чувства выражены в этих строках? (О.
Берггольц пишет скупо, короткими предложениями,
внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому,
что так просто написано о страшном,
становятся понятными чувства, как будто
замёрзшие, замершие в душе) Ученик читает стихотворение: Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
Что в сотни раз почётней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила. В строчках поэтессы звучит уверенность в том,
что даже в это ужасное время человек остается
человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь
к своей Родине заставляет людей жертвовать
собственными жизнями. Анализ стихотворения Д.Самойлова
«Сороковые, роковые…» Учитель. В стихотворении Д.Самойлова
«Сороковые, роковые…» отражён первый, самый
тяжёлый период Великой Отечественной войны.
Начальные две строки – эпичные, дают общую
картину (войска, фронт, смерть, дорога): Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку… – Как следует понимать выражение «сороковые,
роковые»? Почему отсутствует существительное
«годы»? (Поэт использует далёкие по
происхождению, но близкие по смыслу слова. Они
воспринимаются как единство, передают трагедию
целой эпохи. При этом каждое слово многозначно,
что сообщает строке глубину и художественную
выразительность). – Какие поэтические средства использует автор
для описания происходящего? (Эпитеты «военные
и фронтовые», «похоронные», «эшелонные»,
слышимый читателем перестук вагонных колёс,
горькая картина разрухи воссоздают «сороковые,
роковые», страшные, жестокие, незабываемые…) Учитель. Особого разъяснения требует
второй стих второй строфы, не поддающийся
однозначному прочтению. Три безличных
предложения передают мироощущение человека на
войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое
воспринимается неоднозначно. В сочетании эти
слова вызывают впечатление чего-то
значительного, важного, напряжённого, ощущение
народной трагедии). Со строкой «И погорельцы,
погорельцы…», кочующие к востоку, связывается
огромная тема: народ, его судьба, Родина. Ученик. С третьей строфы возникает
воспоминание поэта о себе самом – тогдашнем. От
эпичных строк Самойлов переходит к лирическим. В
трёх четверостишиях воссоздан автопортрет
лирического героя – солдата на той войне: А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю. – Каким он предстает перед нами? Как создается
его образ? (Поэт использует детали портрета,
оценочные эпитеты, точно передает приметы
военной поры, чувствуется доброе и чуть
ироническое отношение к самому себе, тогда ещё
юному, наивному, душевно щедрому, желающему
походить на бывалого: «И все на свете понимаю»). Ученик. Шестая строфа несет
обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы
Отчизны и героя: Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!.. Ученик. В завершающей строфе воедино
сливаются лирическая и эпическая картины:
лирический герой ощущает себя частицей России,
своего поколения: Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! – Чем отличаются эпитеты в начальной и
заключительной строфах? (В заключительной
строфе они выразительные, метафорические.
Употребленные в переносном значении, они дают
не логическую, а эмоционально-образную
характеристику военных лет).
– Почему поэт избирает кольцевую композицию,
прибегая при этом к ритмическим параллелизмам? (Это
объясняется тем, что по мере развертывания
размышлений лирического героя о войне они
приобретают всё более многозначный философский
смысл). – Каков основной приём, на котором автор строит
стихотворение? (Через всё произведение
проходит антитеза, позволяющая широко
использовать антонимы: смерть, реальный ужас
войны, смерть и юношеское жизнелюбие, молодое
счастье; «Война, беда, мечта и юность!»;
высокое, трагическое и бытовое, будничное). Делаем вывод: «Сороковые, роковые…» –
стихотворение-воспоминание. Поэт ведет с
читателем задушевный разговор о пережитом и
передаёт боль от того, что молодые годы его
поколения, годы мечты, любви, надежды пришлись на
период жестокой войны; одновременно мы чувствуем
радостное, оптимистическое настроение поэта,
который гордится поколением юных защитников
Родины, сумевших выстоять и победить). III. Итог Учитель. Молодые поэты ушли на войну,
многие из них не вернулись. Остались талантливые
стихи, обещания яркой творческой жизни, которая
оборвалась на фронте.
Поэзия военных лет уловила самую суть
развернувшейся войны: «Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле» (А.Твардовский). IV. Домашнее задание – выучить наизусть одно из
стихотворений;
– прочитать статью учебника о прозе военных лет;
перечитать повесть В.Некрасова «В окопах
Сталинграда». xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiУрок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс. Как в стихотворении самойлова сороковые отображены сила духа и жизнелюбие
Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов
Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов
Здесь искали:
Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов
Самойлов Сороковые
Анализ стихотворения
Послушать стих Сороковые
На этой странице искали :
(3 голоса, в среднем: 4.7 из 5) Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов "Сороковые", Е.А. Евтушенко "Мед"
Доступное чтение: Давид Самойлов.«Сороковые роковые»
Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990) – поэт и переводчик, фронтовик.
Читайте: Давид Самойлов о себе
Анализ стихотворения «Сороковые» Давида Самойлова
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс