Особенности воспитания ребенка с сильной волей. Как воспитать сильного духом ребенка


Как воспитать ребенка сильного духом

Возраст ребёнка: 2 года 10 месяцев

Как воспитать ребенка сильного духом

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, я воспитываю дочку одна, папа наш погиб, когда была беременная. Я периодически в депрессивном состоянии. Поговорить не с кем, с мамой отношения тяжелые. Мне не с кем посоветоваться. На данный момент очень беспокоит тема, как воспитать ребенка сильного духом. В плане этикета, уважения к другим вроде получается. Но на площадке и в жизни много невоспитанных людей, или некоторые считают, что они придерживаются других правил воспитания, например, не вмешиваться, пусть дети сами разбираются. В школе и университете мне тоже доставалось, но я особо не зацикливалась, считала, что в общем всем достается время от времени. Но сейчас мне кажется, что я действительно, по натуре очень слабый человек. Мои родители развелись когда мне было 4 года, видимо какие-то были травмы и поэтому у меня нет стержня. Ребенок мой слабый, не умеет постоять за себя. Мне сказала об этом воспитательница, хотя я и сама это видела, но подумала, что она просто девочка, потом поймет, что да как. Научила ее, сохранять свое, не отдавать. Много раз повторяла, объясняла, что надо давать сдачи, если тебя обижают. И вот воспитательница сказала, что моя дочь начала за себя стоять И я успокоилась. Но, когда забираю ее из сада, иногда все-равно замечаю, что она боится детей. Сейчас я очень расстроена, даже зла, еле успокоилась. Нашла даже ваше сообщество, понимаю, что мне не справится, мне нужно с кем-то посоветоваться, я не знаю что делать. Гуляли с дочерью на маленькой детской площадке. На ней гуляла еще одна мама с девочкой помладше моей дочери. Был еще мальчик, но он сидел с мамой на скамейке. В общем, моя дочь захотела прокатится на горке, но эта девочка ее не пускала, мама девочки ей говорила, чтобы она пустила, но та не слушалась. Мой ребенок никого не обижает, просто стояла и ничего не делала. Я ей, что девочка хулиганка и предложила поиграть пока на мостике (другая часть площадки). Потом когда девочка ушла в песочницу, мой ребенок сразу это заметил и попросился снова на горку. Мы спустились с мостика и пошли на горку, девочка эта нас заметила и обогнав нас снова забралась на горку. Моя дочь испугалась ее, хотя она младше ее на год, наврно, ниже где-то на голову. Я говорю, давай пойду вместе с тобой, забралась с ней на горку, дочь расплакалась. Мама девочки, ей сказала пустить, но эта девочка упрямо нас не пускала. Ребенок мой орет. В итоге маме девочки просто пришлось снять с горки своего ребенка. Но мне от этого не легче, моя дочь ревела просто ужас, мы ушли с площадки. Я была так зла, потому что я не знала как поступить в этой ситуации. И, наверно, я еще больше все усугубила наорав на своего ребенка, сказав ей, что никуда с ней больше не пойду, раз она плачет и не умеет за себя постоять. Потом я подумала, что мне нужно было сразу сказать этой мамаше с довольной физиономией, чтобы она убрала своего ребенка. Но у меня просто стопор како-то, я не понимаю границ... Помогите, пожалуйста!

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия.

Ваши переживания можно понять. Насколько я поняла, Вы чувствуете растерянность, обиду за дочь, злость и вину, и эти чувства в такой ситуации нормальны. Любому родителю хочется защитить своего ребенка, а затем воспитать так, чтобы в будущем он мог защищать себя сам. Но не всегда родители знают, как это сделать, и порой справиться со своими собственными чувствами бывает непросто. Вы молодец, что обращаетесь за помощью к специалистам. Но, чтобы глубоко проработать причины Вашего поведения и поведения Вашей дочери, лучше всего обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе. В особенно тяжелые моменты можно получить помощь по телефону доверия 8-800-2000-122. Звонок на него анонимный и бесплатный с любого телефона.

Вы правы в том, что развивать у ребенка способность отстаивать свое мнение и умение постоять за себя очень важно. Эта способность обычно основывается на внутреннем чувстве уверенности в себе и своей правоте. А уверенность в себе формируется на основе семейных отношений и общения родителей с ребенком, а также в процессе подражания поведению родителей. Поэтому так важно честно оценить обстановку и отношения в Вашей семье: не подавляете ли Вы волю девочки, не считаете ли свое мнение единственно верным, прислушиваетесь ли к ней. Чтобы развить какое-либо качество в ребенке, необходимо давать возможность ему это качество проявлять в отношениях с Вами и таким образом тренировать.

Кроме того, Вашей дочери необходимо постоянно чувствовать Вашу поддержку, понимать, что Вы всегда на ее стороне, что никогда не оставите ее, и особенно в трудной ситуации. Это ощущение очень важно для ребенка такого возраста, чтобы впоследствии на основе него сформировалась внутренняя опора на самого себя. Эта опора даст ей возможность постепенно научиться защищать свои границы.

Конечно, когда Вы ругаете девочку за слабость, это не прибавляет ей уверенности в себе. Однако винить за это себя тоже не стоит, так как Ваша злость, скорее всего, происходит от бессилия и растерянности в описанной Вами ситуации. Поэтому лучше начать с укрепления собственной уверенности в себе, чтобы в дальнейшем давать опору дочери.

В конфликтных ситуациях лучше обучать девочку конструктивному поведению: умению договариваться, меняться, отвлекаться, если цель не особенно значимая. Если без конфликта все-таки не обошлось, важно принять чувства ребенка, проговорить их и выразить понимание. Так малышка поймет, что Вы ей сочувствуете, признаете ее право на негативные эмоции. А затем, когда эмоции улеглись, лучше обсудить произошедшее в спокойном тоне, подумать, как лучше было бы поступить, чтобы разрешить этот спор мирным путем. Таким образом, постепенно она научится оценивать свое и чужое поведение, исправлять собственные ошибки и приобретет полезные коммуникативные навыки.

В целом, чаще хвалите дочь за достижения, высказывайте критику только в позитивной форме («Давай посмотрим, как это можно сделать еще лучше/по-другому»). Если необходимо за что-то поругать ее, старайтесь использовать «Я-сообщения» и делиться собственными чувствами, а не обвинять. Уделяйте ей максимум возможного времени и внимания, проявляйте любовь. Это основы, на которых строится ощущение уверенности человека в себе на всю жизнь.

Анастасия Вялых,Семейный психолог

www.ya-roditel.ru

Как воспитать ребенка сильным | Мама и ребенок

Как воспитать ребенка сильным, чтобы уже во взрослой жизни он с успехом применял свои лидерские качества? Любые родители мечтают вырастить успешного ребенка из своего чада. Но секрет кроется в том, что сильным вырастет тот ребенок, которого любят в семье, который является самостоятельным и открытым и успешно преодолевает трудности самостоятельно.

Позиция психологии

Так как воспитать ребенка сильным? В первую очередь для проявления лидерских качеств ребенка он должен быть любим с раннего детства в семье. Это первое, а также наиважнейшее условие для воспитания сильного ребенка. Еще одно условие формирования лидерских качеств – ребенок ни в коем случае не должен постоянно слышать «нельзя», «не смей», «плохо» и тому подобные фразы. Ведь они обязательно найдут отражение на формирующемся детском характере. При этом нельзя говорить ребенку, что он плохой, но важно и не слишком попустительствовать своему чаду. То есть, если кроха что-то делает не так, ему об этом нужно сообщать. Но для этого нужно выбирать выражения. Пусть он поймет, что сейчас он оступился, но он понял свою ошибку, и на самом деле ничего страшного не случилось. Ведь чтобы воспитать ребенка сильным, нужно чтобы он сам осознавал себя хорошим человеком, даже если он вдруг случайно поступит плохо.

Непременно ребенок должен получать одобрение и поддержку в любых своих начинаниях – это воспитает в нем уверенность в себе. Ведь каждый, даже самый маленький успех ребенка, непременно нужно отмечать как огромное достижение. Ведь как раз в родителях дети видят своих основных критиков и друзей. Если вдруг нечто не получилось сделать сразу, крохе нужно объяснить, что это еще не повод расстраиваться – все получится, только чуть позже.

Для того чтобы воспитать ребенка сильным, родители ни в коем случае не должны скрывать от него жизненные трудности. Ведь каждый день требует преодоления несовершенств, каких-то проблем, да и самого себя. Важно, чтобы с ранних лет ребенок уверенно заглядывал в лицо трудностям, преодолевая их. Но для этого родители должны изначально позволить своему чаду не только самостоятельно преодолевать преграды, но и рисковать. Ведь ему просто необходимо на собственном опыте убедиться в том, что далеко не все и не всегда идет гладко.

Еще один момент: чтобы воспитать ребенка сильным, его нужно непременно поддерживать в стремлении к самореализации, то есть, к выступлениям на публике, посещению кружков и секций. Ведь нередко именно здоровое соперничество может сотворить чудо. А при условии поддержки родителей уверенность ребенка в себе возрастет в несколько раз.

При этом сильный характером человек – это тот, кто берет не грубой силой и нахрапом, а своей коммуникабельностью и целеустремленностью.

Практические советы

Специалисты формулируют несколько советов, чтобы воспитать ребенка сильным. Так:

1. Мнение малыша нужно уважать, поэтому с ним обязательно нужно обсуждать поступки сказочных героев и обычных людей.

2. Ребенка нужно с ранних лет учить правильно говорить, а также поддерживать его стремление к выступлениям на сцене.

3. Пусть малыш не боится ответственности, ставит для себя цели и планомерно их достигает.

4. Ребенок совершенно не должен получать только хорошие оценки. Ведь намного важнее, чтобы у него была мотивация к учению, стремление к расширению собственного кругозора. То есть, чтобы воспитать ребенка сильным, мотивация должна быть именно к учебе, но не к оценкам.

5. Родители в свою очередь должны проявлять достаточный интерес к личной жизни своего ребенка. Это позволит вовремя увидеть, если малышом кто-то попытается начать манипулировать и предупредить его об этом. Но и сам ребенок не должен при этом манипулировать своим окружением, это тоже важно.

6. Любому ребенку нужно своевременно научиться проигрывать и переживать любые неудачи, ведь без них не бывает становления сильной личности.

7. Пусть малыш с ранних лет знает о правилах поведения в обществе, где он живет, соблюдает их.

Итак, сильный ребенок совершенно не обязан быть самым лучшим везде и просто исключительным. Пусть он просто научится притягивать людей к себе и вырастет уверенным в себе и просто любимым человеком.

mamairebenok.com

Особенности воспитания ребенка с сильной волей – Развитие ребенка

Особенности воспитания ребенка с сильной волей

Рейтинг15

Советы родителям ребенка с мощным волевым характером, которые помогут раскрыть его потенциал

Некоторые дети приходят в мир с невероятным даром сильной воли и неукротимого духа. Такие дети часто испытывают глубокое непонимание по отношению к себе. Существуют целые ряды книг, выстилающие полки книжных магазинов, с инструкциями о том, как сломить их волю, подчинить дух, заставить повиноваться. Какие невероятные потери лидерства, увлеченности и озарений несет этот мир, когда родители следуют таким карательным методам воспитания! Мы должны воспитывать таких детей мягко, бережно и уважительно, ведь дары, которые мы получаем взамен, просто бесценны.

Взгляните на некоторые распространенные слова, используемые для описания характеристик волевого ребенка: требовательный, придирчивый, упрямый, своенравный, властный, дерзкий, трудный, зацикленный, капризный, строптивый, непослушный, непокорный.

А теперь посмотрим на некоторые общие характеристики взрослых людей, которые являются мировыми лидерами, крупными руководителями, предпринимателями, новаторами, спортсменами мирового класса и т. п.: решительный, волевой, настойчивый, целеустремленный, авторитетный, уверенный, храбрый, находчивый, непрогибающийся.

Обратите внимание, что черты характера, по сути, одинаковы, но применительно к ребенку используются характеристики с негативным оттенком, а в отношении взрослых людей – с позитивным.

Вот еще несколько характеристик волевых детей, которые совпадают с характеристиками взрослых людей – лидеров в своих областях:

  • Они обычно творческие и интеллектуальные.
  • Они, как правило, страстно и пылко следуют своим интересам и убеждениям.
  • У них бывает неудержимая потребность знать «почему».
  • Они чаще всего учатся на собственном опыте.
  • Для них характерна сильная потребность проверять и ставить под сомнение статус-кво.
  • Они, как правило, в высшей степени перфекционисты, но часто более требовательны к себе, чем к другим людям.
  • Им необходим высокий уровень признания.
  • Им необходимо, чтобы их слышали.
  • Они часто имеют сильную потребность в эмоциональной безопасности.
  • Они, как правило, устойчивы к изменениям, если чувствуют, что контролируют их.
  • Они обычно очень чувствительны.
  • Они, как правило, полностью сосредоточены на текущем проекте или сфере интересов.
  • Они, как правило, добросовестны и преданны.
  • Они, как правило, очень независимы.

Хотя нет никаких сомнений в том, что ребенок, который бросает вызов всему окружению, сам является сложным вызовом, существуют способы совместной работы с ним, а не против него, направленные на сохранение и развитие его уникальных черт характера. Поддержание здоровых отношений между родителями и ребенком имеет исключительное значение, и вам необходимо найти баланс и установить ограничения для своего яркого ребенка, не ограничивая при этом его свободу роста, развития и становления таким человеком, каким он был создан.

Ключ к сохранению доверительных отношений с ребенком заключается в том, что необходимо сохранять спокойствие, быть рядом с ним и помогать ему, даже устанавливая и поддерживая разумные границы дозволенного. Полезно помнить, что самые волевые дети обычно больше, чем кто-либо, идентифицируют себя с родителями. Поэтому не нужно рассматривать их постоянные требования как сопротивление или попытки подвергнуть сомнению ваш авторитет, просто воспитывайте волевых детей, понимая, что они находятся в постоянном поиске и постижении.

Они проводят над вами бесконечные «исследования», многократно проверяя, узнавая и испытывая все ваши причуды и слабости, взлеты и падения, сильные и слабые стороны. Такого рода тестирование не является негативным, если только вы не превращаете его в ссору вместо того, чтобы реагировать с помощью мягкого и уважительного руководства. Приняв разумную позицию, вы не будете рассматривать проблемы, связанные с ребенком, как личное оскорбление, а вместо этого будете видеть в задачах, которые он ставит перед вами, его попытки учиться, расти и обретать понимание.

Однако также верно и то, что воспитание ребенка с даром сильной воли это постоянное упражнение в терпении и саморегуляции. Вы достигнете небывалого личностного роста, так как станете родителем, проявляющим эмпатию, мудрость и сострадание, хотя этот процесс может опустошить вас и вывести далеко за пределы вашей зоны комфорта. Только знания и внутренняя готовность помогут вам справиться с неизбежными стрессами, а дальновидность и некоторые специфические стратегии решения задач помогут реагировать на них спокойно и эффективно.

Стоит вспомнить правило мягкой дисциплины под названием «Три С» – связь, средства общения и сотрудничество.

Связь – очень важно постоянно поддерживать связь с вашим энергичным, ярким и сильным ребенком. Это основа, на которой строятся все ваши взаимодействия с ним, и это точка отсчета, к которой вы оба будете возвращаться снова и снова, когда ваши взаимоотношения будут натянутыми, помрачневшими и напряженными.

  • Играйте в словесные, настольные игры и неструктурированные игры на открытом воздухе, стройте рожицы перед зеркалом. Игра – это язык детства, поэтому старайтесь ежедневно говорить на языке вашего ребенка.
  • Смейтесь вместе. Юмор – это недооцененный инструмент воспитания детей. Он снижает уровень сопротивления, вызывает улыбки, объединяет людей и воссоединяет сердца.
  • Читайте сказки, рассказы, туристические брошюры, энциклопедии и все, что помогает вам вместе мечтать, разговаривать, строить планы, волноваться и разделять интересы.
  • Уделяйте больше внимания самому ребенку, чем его поступкам. Помните: вы воспитываете человека, а не исправляете проблему. Поэтому старайтесь уделять время на то, чтобы лучше узнать всего человека, его личность, а не только ипостась ребенка. Это не требует больших усилий. Просто гуляйте вместе, разговаривайте друг с другом, делитесь мороженым, выискивайте облака интересной формы и получайте удовольствие друг от друга.

Общение – у детей есть собственный внутренний мир мыслей и планов, проблем и забот, надежд и мечтаний, которые занимают их время и внимание, поэтому нехватка сотрудничества зачастую просто является результатом того, что у детей и у нас, взрослых, разные цели и задачи. Для уважительного и мягкого наставничества и воспитания родителям важно получить некоторое представление об этом «внутреннем мире».

  • Слушайте сердцем. Прислушивайтесь «между строк» к тому, что ваш ребенок пытается сообщить вам с помощью своего поведения. Слушайте, слушайте и еще раз слушайте. Это самый первый шаг на пути к правильному общению с ребенком.
  • Задумывайтесь, связывайтесь и перенаправляйте ребенка. Задумайтесь над тем, что вы слышите, будь то слова или поведение вашего ребенка. Так вы не только покажете, что цените его эмоции, слышите и понимаете, но и поможете ему самому понять собственные чувства и переживания. Например, если ваш ребенок расстроен, потому что вы не разрешаете ему съесть печенье после того, как он почистил зубы перед сном, попробуйте сказать: «Я тебя услышал(а). Ты расстроен потому, что хочешь печенье». Затем восстановите связь с ним: «Я тоже люблю печенье!». И предложите решение: «А что, если мы выберем два самых вкусных печенья, положим их в специальную коробку и утром возьмем их с собой в парк на прогулку?».
  • Не принимайте непослушание как личное оскорбление. Волевой ребенок зачастую самостоятелен и имеет собственные цели и задачи. Приглашайте его к сотрудничеству вместо того, чтобы требовать послушания. Будь то время отхода ко сну, уборка комнаты или любой другой вопрос, сделайте это делом команды и планируйте свои подходы заранее. Например, вы можете сказать: «Тебе, судя по всему, трудно заставить себя лечь в постель. Как ты думаешь, что поможет тебе подготовиться к отходу ко сну?» или «Нужно убирать за собой свои вещи, чтобы они не ломались. Давай включим таймер, вместе за десять минут уберем твои игрушки, и посмотрим, кто из нас сможет убрать их больше и быстрее».
  • Примите твердое обязательство не прибегать к наказаниям с целью управления поведением. Обида, которая приходит в результате наказания, в сознании ребенка освобождает его от ответственности. Наказание не учит ответственности, а обида может служить причиной поведения, которое вы пытаетесь искоренить.
  • Ежедневно обсуждайте с вашим ребенком и внутренне с самими собой положительные аспекты его личности. Когда вы пытаетесь «исправить» ребенка, он получается информацию о том, что с ним что-то не в порядке, а это не способствует развитию позитивного восприятия самого себя, которое ребенок должен пронести через всю жизнь.
  • «Нет» – это не завершенная мысль. Это требование, команда. Команда не учит, она приказывает. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился думать, как взрослый, обстоятельно объясняйте ему ход своих взрослых рассуждений.
  • Помните, что дети, особенно когда они расстроены, «говорят» своим поведением, и только мы, взрослые, можем мягко направлять их в сторону выражения своих мыслей и эмоций при помощи слов, а также вооружать их необходимыми для этого инструментами.
  • Также имейте в виду, что такие негативные манеры, как хамство и грубость, не являются врожденными и не проявляются у детей в раннем возрасте. Они учатся такому поведению, повторяя его за нами, родителями. Вежливость – ключевой вопрос, и она не может появиться у одного человека по воле другого, если мы не хотим, чтобы она стала внешней оболочкой, фасадом ребенка, а не его искренним чувством. Вы научите своего ребенка разговаривать по-доброму, вежливо и любезно, если сами будете обращаться к нему по-доброму, вежливо и любезно, а также направлять и исправлять его, если он проявляет грубость. Вы можете сказать: «Тон твоего голоса неприемлем» или «То, что ты сказал, нельзя назвать вежливым», а затем предложите способ исправиться: «Попробуй сказать мне это более приветливым голосом. Я всегда буду стараться изо всех сил быть с тобой вежливой (вежливым) и хочу, чтобы ты старался проявлять вежливость и по отношению ко мне».

Сотрудничество – ставьте своей главной воспитательной целью вдумчивое сотрудничество, а не бездумное подчинение. Так вы будете помнить, что нужно относиться к своему ребенку как к мыслящему человеку с собственными идеями, потребностями и чувствами, а не как к бездумному роботу, предназначенному выполнять ваши распоряжения.

  • Установите четкие ограничения и объясните их понятными ребенку словами. Помните: если вы хотите привлечь его к сотрудничеству с вами, вы должны пригласить его!
  • Ограничьте количество ограничений. Энергичные, яркие дети часто подвержены стрессам просто по причине собственных сильных эмоций и реакции, поэтому настраивайте их на успех, устанавливая немногочисленные и четкие ограничения и последовательно придерживаясь их.
  • Предоставьте ребенку право голоса при определении ограничений, чтобы он чувствовал некоторый контроль над своей жизнью и считал принятые ограничения своими собственными.
  • Вместе с ребенком обдумывайте способы совместной работы. Можно придумать несколько сигнальных жестов или слов, которые станут вашими секретным языком и будут служить знаками того, что пришло время заканчивать прогулку или выполнять домашнее задание или снизить уровень активности или громкости на несколько делений.
  • Пригласите ребенка к сотрудничеству, вместе составляя режим дня. И не удивляйтесь, если он станет строго придерживаться совместно разработанного режима и потребует того же от вас. Одаренные дети, как правило, склонны полностью сосредотачиваться и выполнять свои обязательства и хотят, чтобы так же поступали все!
  • Сотрудничайте с потребностями и личностью вашего ребенка, будьте на его стороне, а не против него. Например, если вы знаете, что ребенку трудно оторваться от выполнения задания, дайте ему достаточно времени, чтобы найти хороший момент остановиться, если вам действительно нужно, чтобы он на время прервался. Или, если вы знаете, что ребенку трудно выполнять все процедуры перед сном, попытайтесь написать или нарисовать задания, которые ему необходимо выполнить, на шариках для настольного тенниса (например, почистить зубы, надеть пижаму и т. д.) и поместить их в «банку для отхода ко сну». Ребенок будет чувствовать определенный контроль над выполнением своих процедур, так как сможет доставать шарики по одному и выполнять задания в произвольном порядке или достать их все и решить самостоятельно, в каком порядке он будет выполнять процедуры перед отходом ко сну.
  • Если вы уже вступили в противоборство с ребенком, первым снимите свои «боксерские перчатки», чтобы ребенок (в конце концов!) почувствовал себя в безопасности и тоже снял свои. Когда вы боретесь с ребенком, то можете победить в одном-двух столкновениях, но вы потеряете главное сокровище – ваши доверительные отношения. «Снять перчатки» означает остановиться, выдохнуть собственные эмоции и найти способ решения проблемы вместе с ребенком. Помните: в ваших взаимоотношениях взрослый человек – это вы, но это не дает вам права подавлять ребенка; на вас лежит ответственность вдохновлять его и расширять его возможности. Это означает, что вы должны обучать и моделировать использование инструментов дипломатии – общения, сотрудничества, компромисса, которые вооружат ребенка на всю жизнь.

Помните: дети, которые рождаются в «боксерских перчатках», часто становятся теми, кто изменяет этот мир намного больше, чем другие. Воспитывать личностей такого масштаба нелегко, но награда за правильное воспитание необыкновенна!

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 3 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка27.05.2016

childdevelop.ru

как воспитывать силу духа у ребенка

Айгуля Татебаева 22.03.20163360

Будь духовно сильным, твердым, выносливым, несгибаемым, мужественным. Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишения, которых бы не мог одолеть человек не молчаливо перетерпеть, перестрадать, а именно одолеть, выйти победителем, стать сильнее. В минуты, когда трудность кажется тебе непреодолимой, когда появляется мысль отступить, пойти по легкому пути, больше всего бойся жалеть себя. Жалость к себе чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным незавидный удел. У тщедушного мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе. Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Помни, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом. Как донести до детей это поучение, как добиться, чтобы оно стало принципом и правилом личного поведения? Здесь прежде всего важно то, чтобы у каждого вашего питомца с детства утвердилось ив сознании, и в эмоциональном мире глубоко личное отношение к силе духа: отвращение, презрение к тщедушию и увлеченность, одухотворенность духовной несгибаемостью. Без отрицательных чувств невозможны и положительные. От того, как удастся вам уже в младшем возрасте утвердить презрение к слабоволию, тщедушию, нытью, жалости к себе, зависит очень многое. В детстве исключительно большую роль играют духовное самовоспитание, самопознание, закалка, умение требовать от себя и отдавать приказы себе. Дух неотделим от тела; сила духа проявляется в умении напрягать физические силы, в слиянии физической выносливости с тонкими, нежными чувствами. Меня всегда удивляло, что физическое воспитание детей и в теории, и на практике отрывается от задач духовного становления личности. Этот разрыв недопустим. Физическое напряжение всегда должно захватывать духовную сферу и пробуждать отношение личности к силе собственного духа лишь при таком условии человек приобретает способность воспитывать себя. Я еще раз подчеркиваю исключительную важность закалки духовных сил уже в младшем возрасте. Упустите младший возраст всё упустите. Совершенно недопустимо вселять в сознание первоклассников мысль: мы еще маленькие, нам и то непосильно, и это трудно. Ребенку не хочется думать и чувствовать, что он слабый, беззащитный и маленький. То, что он маленький и нуждается в вашей защите, то, что его надо постоянно ограждать от бед и опасностей, держите это в уме, а в детском сознании и в сердце утверждайте мысль: я должен быть сильным и мужественным; не меня пусть защищают, а я должен защищать, мир полон существ, которые неизмеримо слабее меня, я должен быть их защитником. Очень важное правило воспитания: в детстве человек пусть тысячу раз изумится, сделав то, что казалось ему недостижимым, изумится силой собственного духа. Только в этом изумлении корень презрения к тщедушию и слабоволию. Лишь тот, кто изумлялся силой собственного духа, способен стыдиться своего слабоволия, не может проявить слабость. То, что в жизни называют беззастенчивостью, горький плод бесконечного вдалбливания в сознание маленьких детей мысли о том, что они маленькие. До леса шесть километров; мамам кажется это невообразимо далеко: разве не сошел с ума учитель, уходя пешком с детьми в такую даль? Но дети в восторге, и учитель знает, что эта восторженность станет источником духовных сил. В конце концов из тридцати трех мам только две не пускают детей: маленькие. Дети собираются в школе на рассвете. Отправляются, сопутствуемые тревожными взглядами нескольких мам. За селом детей догоняют и двое маленьких, слабеньких: они просто убежали от мам, им стыдно быть маленькими и слабенькими. В пути дети вначале забывают о том, куда им идти и какие будут трудности. Когда становится трудно, мальчикам тяжело показать свою слабость перед девочками, а девочкам перед мальчиками. Каждому хочется быть выносливым и несгибаемым. Собственная выносливость переживается как доблесть, это возвышает каждого ребенка в его глазах. Наконец дети в лесу. Никто из них никогда не проходил такого расстояния пешком: шесть километров. А еще и обратно тоже шесть. Да и в лесу не усидят дети на месте. Учитель уговаривает детей отдохнуть: давайте ляжем, уснем... Но дети неутомимы. Они открывают множество интересного. Потом, к середине дня усталость все-таки берет свое, уставшие малыши спят под тенистым дубом, просыпаются со свежими силами, варят обед. Солнце склоняется к закату, когда дети выходят из лесу. Теперь усталость значительно сильнее, но никому не хочется выглядеть слабым. В село дети возвращаются в сумерках. Матери с нетерпением ожидают малышей. Дома последняя вспышка бодрости: дети рассказывают о своих впечатлениях, все уверяют, что ноги не болят и вообще никакой усталости нет, но, едва прикоснувшись к подушке, засыпают.

Айгуля Татебаева 22.03.20163360

maminclub.kz

25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

воспитываем-ребенка-в-любви-и-спокойствии

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации. Читаем советы психолога как правильно поощрять детей
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.

Читаем по теме:

Воспитание ребёнка – очень сложный процесс. Ребёнка воспитывают не только родители, но и сама обстановка, которая царит в доме, другие члены семьи, детский сад, школа. Но именно родители – главные люди в жизни ребёнка. Родительская любовь делает его сильным, жизнестойким, способным добиваться успехов и справляться с любыми трудностями. Работайте над собой, меняйте неудачные модели воспитания на более эффективные, обретайте родительскую мудрость и воспитывайте ребёнка в спокойствии и любви!

razvitie-krohi.ru

Как воспитать в ребёнке силу духа

Говоря о детской силе духа, мы не имеем в виду, что ребёнок не заплачет, если ему будет грустно или что не столкнётся с провалом. Сила духа не застрахует ваших детей от сложностей и нужна вовсе не для того, чтобы подавлять свои эмоции.

Напротив, сила духа – это то, что поможет ребёнку оправиться от неудач и продолжать идти вперёд, даже если в какой-то момент возникнет сомнение в собственных силах. Развитие психологической устойчивости – верный способ помочь детям максимально раскрыть их потенциал и добиться успеха.

Но воспитание психологически сильного ребёнка потребует от родителей определённых усилий. Вот самые распространённые и вредные ошибки, которые совершают родители, лишая тем самым ребёнка возможности закалить силу духа.

  1. Потворствовать психологии жертвы

Проигрыш в игре с друзьями или провал теста по математике не делает  ребёнка жертвой обстоятельств. Неприятие, неудача, несправедливость – лишь часть нашей жизни.

Не поощряйте жалости к себе. Постарайтесь научить их тому, что независимо от того, как сложны или несправедливы обстоятельства, они всегда могут выбрать конструктивный подход.

  1. Воспитывать без чувства вины

Когда вы поддаётесь чувству вины, ребёнок видит как это мучительно. И с детства считая это ужасным и невыносимым, в дальнейшем не сможет противостоять тем, кто попытается им манипулировать, говоря «соври для меня, ты же мой друг» или «сделай это, если любишь меня”.

Покажите вашему ребёнку, что хоть вы и чувствуете себя виноватым иногда, а случается это со всеми, даже самыми замечательными родителями, но вы не позволите неудобным для вас эмоциям помешать вам принять верное решение.

  1. Делать ребёнка центром вселенной

Если вся ваша жизнь крутится вокруг детей, то они вырастут, считая, что все им должны. Но давайте признаем, эгоцентричные и заносчивые взрослые вряд ли многого добьются в жизни.

Научите своих детей фокусироваться на том, что они могут предложить этому миру, нежели на том, что они могут получить от него.

  1. Позволять страху определять их выбор

Можно вечно ограждать вашего ребёнка от потенциальных проблем – ребёнок в надёжном пузыре родительской заботы, да и вам спокойнее. Но последовательный выбор более простых и безопасных путей покажет ребёнку, что всего сложного и потенциально страшного нужно непременно избегать.

Покажите детям, что лучший способ одолеть свои страхи – это столкнуться с ними лицом к лицу, и вы вырастите смелых людей, готовых выйти из своей зоны комфорта и добиться большего.

  1. Давать детям слишком много власти

Когда вы даёте детям диктовать, что будет на ужин или куда семья отправится на каникулы, это может дать им чрезмерную свободу выбора, с которой они не готовы справиться в силу своего психологического развития. Обращение с детьми как с равными или как с начальством на деле подрывает их силу духа.

Дайте детям шанс научиться слушаться, слышать вещи, которые, возможно, им не хочется слышать и делать то, что возможно, в данный момент им делать не хочется. Они должны научиться следовать правилам, прежде чем смогут вести остальных за собой. Позвольте детям совершать несложный выбор, в то же время чётко поддерживая семейную иерархию.

  1. Предъявлять завышенные требования

Это нормально, рассчитывать на то, что у ребёнка получится. Но постоянное ожидание идеальных результатов может привести к серьёзным негативным последствиям. Объясните детям, что это нормально, иногда не справляться и не быть идеальным во всём. Дети, которые стремятся стать лучшей версией себя, а не лучшими во всём, что они делают, в дальнейшем не будут определять свою ценность, лишь сравнивая себя с другими.

  1. Позволять детям избегать ответственности

Иногда так заманчиво дать детям улизнуть от домашних обязанностей или не настаивать на первых попытках подработки после школы. В конце концов, вы хотите, чтобы детство ваших детей было радостным и беззаботным.

Но, на самом деле, выполнение адекватных возрасту обязанностей вовсе не бремя для вашего ребёнка. Напротив, это позволяет закалить силу духа и вырасти ответственным гражданином.

  1. Пытаться уберечь детей от боли

Грусть, тревога, обида – часть нашей жизни. И когда мы даём детям возможность испытать и справиться с этими болезненными эмоциями, мы даём им шанс научиться преодолевать дискомфорт.

Дайте детям поддержку и наставления, которые нужны им, чтобы справиться с эмоциональной болью, чтобы им хватило уверенности, когда придётся столкнуться с неизбежными сложностями взрослой жизни.

  1. Брать на себя ответственность за эмоции ребёнка

Подбадривая детей, когда им грустно и успокаивая их, когда они расстроены, означает, что вы берёте на себя регуляцию их эмоций.  Детям нужно научиться справляться со своими чувствами самостоятельно. Постарайтесь обсудить и научить вашего ребёнка здоровым способам справиться с эмоциями до того, как это понадобится. Это поможет ребёнку справляться самому, не ожидая помощи от окружающих.

  1. Не давать детям совершать ошибки

Исправляя их домашку по математике, перепроверяя, взял ли ребёнок свой ланч, и постоянно напоминая им о домашних обязанностях, мы на самом деле не помогаем детям. Естественный ход вещей и последствия, которые могут возникнуть из-за совершённой ребёнком ошибки, запомнятся гораздо лучше и позволят усвоить урок.

Позвольте ребёнку иногда напортачить и подскажите, как научится на своих ошибках, чтобы стать сильнее и мудрее.

  1. Подменять дисциплину наказанием

Наказание заставляет детей страдать от того, что они уже сделали, в то время как дисциплина учит их лучшему поведению в будущем.

Воспитание ребёнка, который боится попасть в неприятности не то же самое, что воспитание ребёнка, который хочет поступать правильно. Используйте последствия действий ваших детей, чтобы помочь им развить самодисциплину и в будущем делать  осознанный и лучший выбор.

  1. Терять из виду собственные ценности

Многие родители не прививают детям тех ценностей, которых сами придерживаются. Они так поглощены рутиной, что зачастую не видят леса за деревьями.

Убедитесь в том, что ваши приоритеты в точности отражают то, что вы цените больше всего, и вы дадите своим детям силы прожить осмысленную жизнь. 

www.keencentre.com

Ошибки в воспитании сына

Женщины мечтают о принцах, но потом живут с реальными людьми. Они сетуют, что настоящих мужчин не осталось, но чтобы настоящий мужчина родился как вид – его надо воспитать таким.   Чтобы стать мужчиной, ребенку нужен пример, на который он мог бы равняться. В реальности же мальчики с детства чаще всего находятся при маме и за мамой. Отца либо нет, либо он не принимает участия в воспитании, либо мама не видит в нем настоящего мужчину и не может показывать сыну мужа как образец.   Все эти случаи суммарно покрывают львиную долю российских семей, в которых сыновья в итоге воспитываются мамами. И вместо того, чтобы воспитывать мужские качества, женщины часто выращивают инфантильны чад, а-ля Обломов.   Впрочем, необходимо определиться, кого называть настоящим мужчиной и на кого равняться? Этот образ окружен сотней стереотипов. Для кого- то настоящий - Онегин или Ленский, Джонни Депп или Джек Воробей, Робин Гуд или Капитан Сорвиголова… Увы, в поиске идеалов женщины сами себя обманывают. Поговорим о тех качествах, которые должны быть присущи мужчинам и которые надо воспитывать в мальчиках.   Настоящий мужчина должен быть храбрым, смелым, уметь защитить даму

Учите ли вы ребенка смелости? Многие мамы думают, что этому он учится по умолчанию. Но как быть смелым, если мама не отпускает, контролирует, диктует, что можно, а что нельзя?   Каждая мать старается на уровне инстинктов защитить ребенка, оградить его от неприятностей. Мамы переживают, если сына обижают, если у него отнимут машинку в песочнице, если он подерется с одноклассником. Родительская логика поведения понятна, но научится ли ваш ребенок отстаивать свои интересы, если всегда все проблемы будет решать за него мама?   Задача родителей - показать способы проявления храбрости, объяснить, что храбрость не всегда означает драчливость и агрессию, но и силу духа, умение заступиться за слабого.   Мужчина должен быть благородным, готовым пожертвовать собой ради дамы   Периодически я наблюдаю сцены, когда мама ругается с пассажирами в метро, чтобы ребенку уступили место или нападает на посетителя кафе, который сделал замечание ее чаду.   Очевидно, что материнский инстинкт берет свое, но тем самым вы воспитываете в ребенке привычку добиваться всего истериками. В этих ситуациях корни излишней эмоциональности и капризности взрослых мужчин, которые добиваются целей эмоциональным давлением.   Конечно, ситуации бывают разные, но если ребенку сделано замечание по делу, если он здоров и вполне способен постоять в автобусе, не нужно перегибать палку в заботе. Напротив, надо учить его признавать ошибки и извиняться, нести ответственность за других, уступать места девочкам и пожилым людям. Ведь такого мужчину мамы сами искали?   Женщины хотят видеть рядом с собой щедрого мужчину, чтобы на ней не экономили, не торговались при покупке цветов, предназначенных для нее.   В жизни нередко можно наблюдать, как мама во всем себе отказывает, ради того чтобы дать ребенку лучшее: начиная от лакомых кусочков блюд до вложения последних средств в модную одежду или гаджеты.   Конечно, родители хотят, чтобы у ребенка была лучшая доля. Это оправдано, когда речь идет об инвестициях в образование, развитие. А обилие просто материальных ценностей балуют ребенка, прихоти которого будут возрастать с каждым днем. Воспитывайте в детях стремление к нематериальным ценностям, показывайте труд, стоящей за каждой зарплатой. Кроме того, старший школьник может сам вполне за лето заработать на телефон или стильную куртку.   И, наконец, настоящий мужчина должен быть опорой женщине. От него ждут способности принимать решения и готовности нести ответственность за них. Догадываюсь, что многие мамы улыбнутся, вспомнив, как любят все решать за сына.   Чтобы мужские качества проявлялись в ребенке, надо давать им свободу проявиться, позволять сыну самому пройти ситуации, в которых надо действовать как мужчина. Русская же женщина, как правило, любит спасать – собачек, котиков, амурских тигров, а также нередко алкоголиков и бездельников - всех, кого, кажется ей, можно спасти. В частности, и сыновей они спасают от всего, от чего можно: не только от бед, но и от жизни, самостоятельных решений.   «Но они же совсем дети, - возразят мне родители. - Они не могут, не умеют, они попадут под плохое влияние». Истина в том, что в плохие компании попадают даже дети из прекрасных семей, а сыновья заботливых мам тоже курят и пьют пиво. Задача родителей – не оградить ребенка от мира, а наблюдать за ним, прийти с советом в нужный момент, поддержать доверительные отношения, показать пример. Ощущая ответственность за свои действия, ребенок будет более тщательно оценивать людей и ситуации. Вы же не сможете ходить за ним всю жизнь…   А если сможете? Захотите ли вы кормить и выгуливать, содержать и оберегать сыночка 50 лет?

Психолог Анна Шенк

www.ya-roditel.ru


Смотрите также