Когда нечистый дух выйдет из человека... Когда дух нечистый выйдет из человека


Когда нечистый дух выходит из человека… (Мт 12:43-45)

Современный русский перевод

 

43 Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводной пустыне, ища пристанища, но не находит. 44 Тогда он говорит: «Вернусь-ка я в свой прежний дом». И, возвратившись, находит его незанятым, подметенным и прибранным. 45 И тогда отправляется он, берет с собой семь других бесов, ещё худших, чем он, и они, войдя, там поселяются. И в конце концов человеку тому становится ещё хуже, чем было вначале. Так будет и с людьми этого негодного поколения.

 

В Синодальном переводе вместо «негодного поколения» – «злого рода». В остальном – практически точное совпадение.

 

0219

Обычно, на это место самым распространённым толкованием является контекстное. Мол, перед этим Господь укорил фарисеев за их клевету, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского, Вельзевула. На что Господь задал резонный вопрос, какою тогда силой изгоняют бесов иудеи-экзорцисты, кои существовали и не будучи учениками Христа. Экзорцисты того времени могли изгнать беса из человека, но не давая людям после этого духовных знаний на закрепление результата, могли привести к худшему результату

Еще одна мысль заключается в словах Спасителя. В этом контексте толкователи считают, что рассказ о нечистом по поводу просимого фарисеями знамения в подтверждение его мессианства духе – это иносказание. Если дать иудеям явное знамение, то они на время исправятся. Но, не имея нового инструмента спасения, вновь вернуться к своему новому навыку, когда впечатления от чуда притупеют и забудуться. Страсти же, после их временного укрощения имеют свойство проявляться с удвоенной силой. Многие из нас православных, которые восприняли больше внешнее, чем внутренне деланье, могут припомнить, как они «разносят холодильник» после строгого поста))). И только большим усилием некоторые проявляют постоянное воздержание.

Думаю, что Господь мог найти примеров для притчи удвоенного действия страстей из повседневной жизни более чем достаточно. Но приведён именно этот рассказ о нечистом духе. Просто так ничего в Евангелиях не написано. Потому, считаю, что должно быть и прямое толкование, без аллегорий и иносказаний. Попытка дать прямое толкование присутствует в Толковом Евангелии (архим.Михаил), но оно идёт вперемежку с иносказательным пояснением, что снижает его качество и понимание.

Одно из чисто аллегорических толкований связано с судьбой Израиля от его избрания до рассеяния. После избрания из него было «выметено» язычество Моисеем и пророками, но иудеи не заполнили сердце верой, опять и опять уклонялись в язычество и не признали в Иисусе Мессию. За это они подверглись длительному в исторической перспективе наказанию в виде уничтожения Иерусалима римлянами и рассеяния, которое было намного существеннее предыдущего плачевного состояния.

В комментариях к этому месту в переводе РБО содержится и такая мысль: «Ключом к пониманию притчи являются последние слова: «Так будет и с людьми этого негодного поколения!», которыми начинался предыдущий отрывок (ст. 39). Толчком для создания притчи явился собственный печальный опыт Иисуса: многие люди, из которых Иисус изгнал бесов, так и не поверили в Него. Но речь, вероятнее всего, не только о них. Темой притчи является народ Израиля в целом. Людям выпала великая привилегия видеть и слышать Божьего Помазанника, Он возвещал им Весть, Он исцелял их недуги, но они отвергли Его. Им было много дано, но кому много дано, с тех много и спросится. Поэтому на Суде им придется тяжелее, чем тем городам, к которым Иисус не обращал Свою проповедь. Им было бы даже легче, если бы Иисус не являлся к ним вообще».

Однако, попытаюсь всё же вернуться к прямому толкованию. Очевидно то, что здесь, в этой притче, закладывается учение о человеке, как о сосуде, в котором может жить дух. Апостол Павел говорит прямо: «Неужели вы не знаете, что вы – Храм Бога и в вас живёт Божий Дух?» (1 Кор.3:16). Но это было позже. Причем, мы так устроены, что не только сказанное касается духовной составляющей – души, но и тела, т.е., всего человека. «Разве вам неизвестно, что ваше тело – Храм, в котором живёт Святой Дух, полученный вами от Бога, и вы не принадлежите Себе?» (1 Кор.6:19).

Подтверждает мою мысль о том, что данный отрывок имеет цель показать, что человек создан жилищем и тот факт, что в первом абзаце «Слова о человеке» первого раздела «Определение человека» святитель Игнатий Брянчанинов ссылается именно на это место из Евангелия. На основе этой притчи он утверждает: «Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом.» Определение человека у святителя в этой связи весьма лаконично: «Человек есть Богом созданный храм Божества по душе и телу». С чем сложно не согласиться, поскольку кроме вышеприведенных подтверждений из Нового Завета, в последнем содержится ещё множество подтверждений о том, что человек создан сосудом для Духа.

Но если человек сосуд, и в нем не обитает Дух Святой, в силу неготовности или нежелания Его принять, то в нем может обитать нечистый дух (ангелы в людей не вселяются в принципе). Может, но не должен. Есть много людей, которые не имеют в себе нечистого духа, их свобода не нарушается, но они подвержены косвенному влиянию нечистого духа (включая автора этих строк). Но в некоторых людях бесы поселяются. И вселиться в человека они могут по двум причинам: по Промыслу Бога и с разрешения человека.

Вообще, очень показательно, что демон не в состоянии овладеть волей человека без его согласия или попущения Бога. Это понимание даже вошло в кинематограф и художественную литературу. Если бы сериал «Твин Пикс» не содержал такого количества жестоких сцен, я бы его даже рекомендовал к просмотру. Там приведены два способа овладения бесом человека. Причем, то, как это представлено, полностью соответствует христианским представлениям по этому поводу. Бес может обманом и лестью добиться согласия на вхождение в человека. В конце же фильма бес покупает душу главного героя фильма за возвращение ему его возлюбленной. При этом у фильма жуткий конец, никакого хэппи энда (что есть огромная, просто нереальная редкость для штатовского фильма), но очень реалистичный с позиций готовности человека со светскими ценностями продать душу и свою вечность ради страсти. В сериале «Дневники вампира» встречается сцена, когда вампир не просто не может зайти с разрешением, ему для вхождения просто в дом к человеку нужно его приглашение. Это всё есть реализация онтологических знаний, встроенных в человечество, что зло не может овладеть человеком просто так. Все люди под защитой Бога. А если кому-то хочется поиграть с нечистой силой, то он наперекор защите Бога может дать разрешение. Но расхлёбывать придётся самому.

Есть ещё один способ овладения бесом человека – запугивание. Кстати, он тоже отчасти был реализован в пресловутом “Твин Пиксе”. Запугивание может быть разным, от угроз личной жизни и здоровью, до козней родственникам и друзьям. Допускаю, что первый бес из притчи (изгнанный), вместе с семью приглашёнными ним, могли взять именно испугом, раз на уговоры уже человек не пойдёт. Потом изгнанный и взял злейших себя. Надо отдавать отчёт себе в том, что большинство угроз бесов, не более чем угрозы. Любые их действия сверх меры будут заблокированы благодатью Бога. Но кое-что они могут конечно сделать, в рамках того, насколько объекты их воздействия окажутся поддатливы злу. Нужно быть готовым к этому, но соглашаться с ними и впускать из страха – ни в коем случае. Они всё равно сделают то, что хотели. Обещания их – пустой звук. Потому нет в мире причин для разрешения бесу войти в себя. Если же с верой и молитвой им противостоять, то они вообще ничего не сделают, и постыженные удалятся. Главное – после этого не превозноситься. Иначе попущено будет Богом намного больше, точно, как в толкуемом тексте.

Но вернемся к толкованию. Если нечистый дух вышел из человека, то значит он туда раньше зашёл, возможно обманом или подкупом. По своей воле из комфортного жилища он не выйдет. И для выхода нужна только воля Бога, поскольку воля человека под существенным контролем жильца. Происходит это часто по молитвам самого одержимого, что есть редкостью, или по молитвам экзорциста. Но вот пасьянс сложился, и беса выгнали. Бесу не комфортно в астрале, а за бездарное творение зла с помощью подконтрольного человека могут и на астральные Соловки отправить, в ад, места сухие и безводные, а то и очень жаркие. Побродив и набравшись злости, он возвращается к человеку, из которого вышел. Оказывается, человек после такой напасти не удосужился дальше молить о защите и не приобрёл навык к обретению благодати. Правда он усвоил причину прошлого несчастья, прибрал свой внутренний дом от последствий бесовского присутствия и наверняка уже не пустит его тем же способом. Бес тоже это понимает, а может и наткнулся на блокаду самого человека. Если он, при этом, не обнаружил и благодати, тогда он идёт и находит других бесов, более опытных в искушении, чем он сам, и они снова завладевают человеком. И теперь ему намного хуже, чем было. 8 – число основных страстей, по толкованию отцов. Теперь его раздирают все страсти вместе взятые, вместо одной. Хотя берут меня сомнения, что Господь имел ввиду восемь страстей. Тогда аскетика так не была развита и страсти не были классифицированы. Думаю, здесь подразумевается полнота бедствий, которые обрушаться на человека с входом 8 бесов.

Ещё один интересный вывод можно сделать из сюжета. Есть бесы более и менее злые (может от голода, недостатка энергии или долгого пребывания в аду), а может и от индивидуального уровня злобности. Менее злые, возможно, менее изобретательны во зле. Потому бес берёт более изощрённых во зле, чтоб с помощью них взломать сопротивление человека, например, запугиванием. Но всё равно они все злые, никакого беса Господь совестливым не назвал, значит нужно избегать мудрований на тему покаяния бесов.

Какие выводы напрашиваются, исходя из возможности бесов овладевать людьми исходя из их согласия (обманом или запугиванием) или путём торга за душу? Думаю, бесноватых в мире очень много, и становится всё больше. Бесы ведь не обязательно должны афишировать своё присутствие пеной у рта и разрыванием цепей. Лукавство становится тоньше, если желаешь и даже иметь возможность исподтишка гадить и портить жизнь, а то и уводить от спасения. Предполагаю, «профессионализм» бесов в этом плане существенно варьируется.

Человечество очень быстро разлагается. Процессы нравственного разложения и утраты веры наиболее видны в Европе и Северной Америке. Недаром на последнем Всемирном церковном форуме, который закончится 8 ноября в Пусане (Южная Корея), представители разных церквей именно этого региона подняли синие карточки во время выступления митр.Иллариона Алфеева и его слов против гомосексуализма. Это свидетельствовало, что они высказывают видимым образом несогласие со сказанным (оранжевые – согласие). Представление о некоторых грехах как не грехах входит в практику многих «продвинутых» церквей. Епископалы в Штатах дошли до утверждения, что греха нет! И человеку всё можно, что хочется. Эти процессы будут постепенно продавливаться на всё человечество, которое превратится в живой труп. А «Где будет труп, там соберутся стервятники». Они уже собираются. И львиная доля человечества в этих стервятников не верит, чего им и нужно. Ведь как просто:

– Тук, тук.

–  Кто там?

– Это я, твоё подсознание, твоё второе Я, глубинное и настоящее, впусти меня.

– Конечно, заходи!

Зашёл: Стоять-бояться! Стой там, иди сюда! Лежать – отставить!

Или, более мягко: Я знаю наперед, что нужно делать, так что слушайся меня и будешь богатым и счастливым. А с Богом не заморачивайся, я твой бог. А я – это ты. Всё понял? Не понял? Ну и хорошо. Понимать уже поздно.

Для неопытного верующего-христинина, не знающего по опыту святых отцов, как отличить посещение в сердце духом злобы, облеченного в свет (ведь он обманщик искони), от посещения Духом Святым, может быть и такой вариант:

– Тук, тук.

–  Кто там?

– Это я, утешитель, дух истины, пришел наставить тебя на всякую истину.

– Конечно, заходи!

Зашёл: Теперь ты точно будешь понимать смысл Евангелия. Я тебя научу. Слушай меня во всем остальном, и спасешься.

Это самый опасный вариант. Если дух не выдаст себя проявлением тщеславия, гордости, заносчивости, гнева или других форм зла, то верующий будет водим бесом. Бес будет искажать понимание цели, приводя к погибели человека. Понятно, что диалоги выше, полушутка. Человек чувствует дух, который пытается войти в сердце. И, либо распахивает дверь любому по неопытности, либо начинает выяснять, кто и зачем. Тогда может быть и диалог. И даже более пространный, чем я привел.

Есть основания предполагать, что ряд знаменитостей, которых мы знаем, были или являются бесноватыми. И вопрос об их популярности может оказаться в плоскости продажи души. Я не утрирую. У некоторых, даже русских исполнителей (не буду публично тыкать пальцем), это пробивалось в песнях, что вдохновение они получали от внезапно приходившего духа. И по содержанию песен ясно, что это был совсем не ангел.

Судя по биографии, с огромной вероятностью можно утверждать, что у группы “The Doors” название очень не случайное, не случайна популярность и не случайна такая смерть Джима. Довели, в принципе, хорошего и очень умного хлопца до ада. А он не сильно и сопротивлялся. Есть и некие родственники, назовём их Сикорски, написавшие очень популярную книгу, по которой сняли популярный фильм, принёсшие правообладателям кучу денег. Бесноватость одного из них проявилась для всего мира самым видимым образом. Просто большинство в мире не поняло, что это за явление, и его духовную причину. И чем дальше, тем это непонимание будет становиться тотальным. И процессы разложения, как правило, только ускоряются. Нет оснований считать, что и наша страна не будет со временем вовлечена в процесс гниения. И большинству наших граждан уже сейчас термин «беснование», либо ни о чем не говорит, либо вызывает реплику – «поповские басни». Я уж не говорю о гражданах ЕС или Штатов.

Думаю, процесс усиления контроля бесами над людьми, через секуляризацию и безбожие и приведет к тому, что когда в Конце придёт Сын Божий, обретет ли он веру на Земле? Даже без непосредственного овладения человеком, отсутствие духовных знаний приводит к тому, что люди уже считают, что все мысли в их голове и все страсти – их собственные. Хотя очень часто это не так. Особенно у тех, кто пытается жить хотя бы по совести.

Первый приход Христа был как изгнание беса из поверившего в мессианство Иисуса человечества. Но возвращение набродившихся по безводным местам чертей приведет к тому, что скорбь в конце будет такой, какой ещё никогда не было. И я не кликуша на теме апокалиптики и эсхатологии, я просто трезво смотрю на то, что происходит прямо сейчас. Просто мы живём во время, когда «добрый» бес пошёл звать семерых корешей, злейших, чем он сам.

ex-farisey.com

Азбука Спасения - Нечистый дух

 ----картинка линии разделения----

 

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит, тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел»…

Иисус Христос

 

ЕВАНГЕЛИЕ

  

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель) 

---картинка линии разделения---

Возвращение нечистого духа

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит, тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф.12:43-45).

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Апостол Лука

Апостол Лука 

---картинка линии разделения---

Когда нечистый дух выйдет из человека

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк.11:24-26).

 

---картинка линии разделения текста---

 

Апостол Марк

Апостол Марк 

---картинка линии разделения---

Изгнание духа нечистого  

И приходят в Капернаум, и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее (Мк.1:21-28).

 

---картинка линии разделения текста---

 

Авва Серен

----картинка линии разделения----

Бесноватые, когда бывают схвачены нечистыми духами, говорят или делают то, чего не знают

Известно, они неодинаково терпят влияние духов. Ибо некоторые так бывают овладеваемы, что нисколько не сознают того, что делают или говорят, а некоторые сознают и после вспоминают. О таком влиянии нечистого духа нельзя думать так, чтобы он, проникая в самое существо души, как бы соединившись с нею и некоторым образом облекшись ею, произносил слова и речи устами страдальца. Никак нельзя верить, чтобы это возможно было для них сделать. Это происходит не чрез какое-либо умаление души, а чрез ослабление тела, когда в тех членах, в которых заключается сила души, нечистый дух, заседая и налагая на них невыносимую, чрезмерную тяжесть, умственные способности ее покрывает густейшим мраком и прерывает чувства. Это, как видим, иногда приключается также от вина и лихорадки или от чрезмерного холода и от других болезней, приключающихся отвне. Чтобы блаженному Иову диавол, получив власть над его плотию, не постарался причинить это, Господь запретил ему, говоря: Вот Я предаю его в твои руки, только душу его сбереги (Иов. 2, 6), т. е. только не делай его безумным, расслабив жилище души, овладев рассудком или повредив орган разума, посредством которого ему необходимо противиться тебе, своею тяжестью не подавляй рассудка и мудрости противящегося.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения----

Этот нечистый дух изворотлив и многообразен

Без смиренномудрия (смирения) напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен, поэтому употребляет всякие усилия возобладать всеми, и каждому, кто каким ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудрого уловляет мудростью, крепкого – крепостью, богатого – богатством, благообразного – красотой, красноречивого – краснословием, имеющего хороший голос – приятностью голоса, художника – искусством, оборотливого – оборотливостью. И подобно этому не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному – в воздержании, безмолвнику – в безмолвии, нестяжательному – в нестяжательности, многоученому – в учености, благоговейному – в благоговении, сведущему – в знании (впрочем, истинное ведение сопряжено со смиренномудрием).

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель Дмитрий Ростовский

Святитель Дмитрий Ростовский 

---картинка линии разделения---

На него внезапно напал нечистой дух

Когда преподобный Исаак пришел из Сирии в Сполето, то он прежде всего вошел в церковь; здесь он попросил пономарей разрешить ему молиться в церкви столько времени, сколько он хочет, хотя бы даже он пожелал остаться на ночь в храме, когда уже будут закрыты церковные двери. И, став на молитву, он без отдыха провел в ней двое суток с половиной. Заметив это, один из пономарей, отличавшийся гордостью, - последняя и довела его до согрешения, возбудив в нем несправедливое негодование на преподобного, - начал поносить святого Исаака бранными словами, называя его лицемером, притворно молившимся почти трое суток для приобретения известности; затем, подойдя к преподобному, он ударил его по щеке, требуя, чтобы тот, как лицемер, оставил с бесчестием храм. Тотчас же этого пономаря постигло наказание: по Божию попущению на него внезапно напал нечистой дух и, причиняя ему сильные мучения, поверг его к ногам Божия человека с криком: "Исаак меня изгонит!"

Никто до этого объявления имени нечистым духом не знал, как называется странник. Преподобный наклонился над мучимым и его тотчас оставил нечистый дух. Весть о происшедшем в церкви быстро разнеслась по городу, и тотчас мужи и жены, богатые и бедные поспешили ко храму, чтобы пригласить в свой дом угодника Божие; одни обещали ему устроить монастырь с селами и имениями, другие желали его снабдить пищею и всем необходимым для жизни.

Но раб всесильного Бога отринул все обещание предлагавших: выйдя из города он нашел невдалеке пустынное место, где создал себе маленькую келию. 

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Евагрий Понтийский

 Авва Евагрий Понтийский 

---картинка линии разделения---

Пиявка есть нечистая сила, высасывающая из разумных душ кровь праведности.

 

 ----картинка линии разделения----

www.azbukaspaseniya.com

"Когда нечистый дух выйдет из человека...": pretre_philippe

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;и, придя, находит его выметенным и убранным;тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, -- и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11: 24-26).Это из сегодняшнего календарного рядового чтения на литургии.

В каком контексте были сказаны эти слова? В полемике с фарисеями, клеветавшими на Иисуса, что Он изгоняет бесов, исцеляя людей силой "князя бесовского". У Луки, впрочем, сказано, что некоторые из народа говорили это (Лк. 11: 15), но у Матфея в 9: 34 или 12:24 прямо сказано, что фарисеи. Понятно, что не все фарисеи были столь слепыми и злонамеренными, чтобы дойти до жизни такой, но во всяком случае все из них наверняка стремились к святости и богоугождению. Почему же тогда столь благое намерение может окончиться своей полной противоположностью?..Очень многое зависит от того, как эту самую святость понимать и представлять. В те самые времена, да и во многом сейчас и тоже, что-то святое из предметов культа - это отделённое, посвященное Богу, освящённое и используемое только в сакральных целях. Святой человек - тоже во многом отделённый, неотмирный, посвященный Богу. В общем, так оно и есть... Но здесь всегда кроется вечный соблазн - что-то святое или кого-то из святых отделить еще дальше от мира, да и выделить, и возвеличить так, что "малым не покажется", действительно. И саму Церковь стремиться отделить от остального мира так, чтобы "подальше от людей она была ещё святей", как иронично заметил Вл. Соловьёв. В практическом приложении к повседневной жизни у разных верующих это выходит таким образом: нужно неукоснительно выполнять все молитвенные, ритуальные и дисциплинарные правила, непременно часто исповедоваться и тщательно отслеживать, как бы с чем-нибудь нечистым не соприкоснуться, как бы во что-то не вляпаться, как бы в очередной раз чем-нибудь не согрешить... Церковные люди поинтеллектуальнее будут рассуждать об обожении и бесстрастии с умным деланием, а люди попроще, в основном женщины, каждый раз будут задаваться вопросами: "а я не согрешила"? "батюшка, это грех?" "батюшка, а это не грех"? И вопросам этим, естественно, не будет конца и числа.

Есть, правда, и другой подход, но он гораздо менее популярен. В своём пределе и очень кратко это - "люби и делай, что хочешь", как говорил блаж. Августин. Более развёрнуто - значит не бояться каждый раз чем-то согрешить, ибо всё равно согрешаем, и страх от повторного впадения в грех часто вовсе не спасает от очередного падения. Почему бы просто не учиться на своих ошибках и не благодарить Бога за то, что Он нам их показывает? Но стремиться при этом к свету, к истине, к любви, к радости, и если этого всего не хватает, то тем более и прежде всего искать именно этого! И любовь сама по себе будет вытеснять ненависть и неприязнь. Не обязательно любить при этом тех же самых людей, к которым мы испытываем негатив, но если мы в самом деле любим кого-то ещё из окружающих и рады каждый раз их видеть, то наше внимание и душевные силы так или иначе будут уже во многом ориентированы на них, а в отношении тех, кто нас не любит и кого мы пока не любим, уже останется меньше времени и сил, чтобы "вариться" в этом негативе. Там, где больше света, автоматически меньше тьмы - она рассеивается, для неё просто не остаётся места. В общем, как важно внутреннее наполнение! Если кто-то из нас, заботясь о внешнем и внутреннем очищении и освящении, не наполняется чем-то положительным - любовью, радостью, миром, то его дом, естественно, остаётся пустым. Выметенным, прибранным, но пустым. И эта пустота не терпит долгого отсутствия, она непременно чем-то заполнится рано или поздно, таков закон не только физики, но и жизни. И заполняется она, естественно, уже таким сконцентрированным негативом, которого не было до того, как человек вошел в церковную среду. А еще сильнее, чем в рядовых прихожанах, это иной раз видишь и в священнослужителях, включая архиереев!

Мы удивляемся, почему у нас в церкви так много злых или неприветливых людей, холодности, отчужденности. А ответ уже дан, в этих самых евангельских строках! Оказывается, можно многие годы ходить в храмы, выполняя молитвенные и прочие дисциплинарные правила, заботясь о своем освящении или обожении, и при этом всего лишь навсего строить свой карточный домик на песке, который рассыпается при малейшем дуновении ветра, то есть испытании. Наша церковь уже и так во многом "убита" тем, что превращена по большей части в торгово-коммерческий комбинат ритуального обслуживания и соответствующих потребительских услуг. И люди другого не видят и себе не представляют! Они думают, что это и есть церковь, как она есть...

Индивидуалистическое потребление этих услуг, включая, между прочим, тех же исповедей и причастия (исключительно для себя, для своего освящения, обожения) может ли привести к какому-то другому результату помимо того плачевного, что мы уже имеем? Если местная церковь как храм, куда мы приходим, - вовсе не место встречи друг с другом, где мы испытываем радость, где мы рады видеть друг друга, а лишь временный "сборный пункт" для тех, кто озабочен лишь своими собственными проблемами в отрыве от соседей? Где уж тут тогда молитва "едиными устами и единым сердцем", как об этом каждый раз говорится на литургии. Говорите, мы "к Богу" приходим в храм, а не к людям? Но это и показывает, что по-настоящему вы не поняли, что есть церковь. Бог не в рукотворенных храмах живет. Бог вездесущ, и встретиться с Ним можно где угодно, и там, где вы совсем этого не ждете (так произошло с будущим апостолом Павлом, например). Но если мы отгораживаемся от людей вокруг нас, начиная с того же храма, к какому "Богу" мы можем прийти, если не воображаемому под воздействием собственного индивидуализма и даже эгоизма? А потом сокрушаемся, почему так всё в церквях плохо...

Но, конечно, проблема есть, помимо нас, и в самом церковно-приходском устройстве, и в господствующей идеологии (сначала смиряйся перед начальствующими, терпи, а потом уже люби! Любовь - высшая ступень христианского совершенства, куда тебе до неё, даже и не думай, и т.д. и т.п.) и прежде всего в ритуализме и неизбывном потребительстве религиозных услуг в простонародье. Понятно, что данное пророчество может касаться отнюдь не только разных людей, но и целых религиозных сообществ. "Так будет и с этим злым родом" (Мф. 12: 45) - был вынесен приговор в отношении Израиля 2000-летней давности. Судьбу ветхозаветного Израиля рискует повторять и неоднократно повторяла уже и новозаветная земная церковь в разных местах мира. Почему бы не начать учиться на прошлых и нынешних ошибках христиан, пока еще есть время?...

pretre-philippe.livejournal.com

Когда нечистый дух выйдет из человека...: pretre_philippe

Из сегодняшнего календарного евангельского чтения:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. (Мф. 12: 43-45)

"Для чего сказал им сие? Так как они искали у Него знамения, то этот пример предложил им, как бы говоря: что пользы вам, если на время и исцелитесь, оставаясь неверующими? Ведь если после исцеления опять возвратитесь к сомнению, то вам приключится зло, худшее прежнего" (преп. Ефрем Сирин). Далее, по мысли того же святого, Израиль в данном случае можно уподобить этому самому человеку. "Когда израильтяне жили в Египте и находились под властью фараона, нечистый (дух) был у них. А когда Господь послал им спасителя, который вывел их (из Египта), то нечистый убежал, и они исцелены были. «Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от погибели» (ср. Пс. 106:20). Провел их чрез море, дабы освятились, и не захотели; и провел их чрез пламень огненный, и не очистились, как засвидетельствовал и апостол (1 Кор. 10:1–5). Итак, нечистый (дух), изгнанный из них, прошел по местам безводным, то есть по язычникам, чтобы найти себе покой, но не нашел, так как и язычники услышали голос Божественного предречения: «кои некогда жаждали воды» и пр. (ср. Ис. 55:1)"

Но понятно, что говорится здесь отнюдь не только об Израиле, который в данном случае лишь прообраз. И уж точно не только о тех далеких от нас временах.

Беда многих современных православных в том, что, годами практикуя литургическую жизнь, основной акцент у них делается как раз на этом очищении, подметании и некотором внешнем и внутреннем украшении своего дома. Но чаще всего он остается незаполненным, свободным... Занимаясь собой и озабочиваясь, как бы в очередной раз чем-нибудь не согрешить, почему-то забывается другое. Например: "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп. 4: 8). То есть, стремление к свету, правде, любви, ко всему положительному, которое бы само собой вытесняло внутреннюю тьму! Но в одиночку с этой тьмой не справишься. Потому и задумана Церковь как сообщество христиан-единомышленников, где бы мы были открытыми друг для друга и помогали друг другу хоть в самом малом. Помогая в чем-то другим, мы помогаем себе самим... Но часто ли это сейчас встретишь в современном церковно-приходском быту?

Процитирую современного автора Уильяма Баркли:

""В этой сжатой и жуткой маленькой притче о покинутом и призрачном доме заключен целый мир практических истин.1. Нечистый дух изгнан из человека, но не уничтожен. Другими словами, в этом мире зло может быть побеждено, изгнано, но оно не может быть уничтожено. Оно всегда ищет возможности для контратаки и захвата потерянного. Зло – это сила, которая может быть загнана в угол, но которую в этом мире невозможно уничтожить.2. Из этого вытекает, что религия, которая только запрещает, не может быть достаточной. Религия, которая сводится к одним запретам – ты не должен, обречена на неудачу. Проблема такой религии заключается в том, что человека можно очистить, запрещал ему поступать плохо, но его нельзя сохранить чистым.Рассмотрим это на практике. Пьяницу можно исправить; он может обещать, что не будет больше сидеть в пивных, но он должен найти себе какое-то занятие, чтобы заполнить свое свободное время, иначе все равно вернется к прежнему порочному занятию. Может быть другой, постоянно искавший наслаждения, решит прекратить свою порочную практику, но он должен найти что-то новое, чтобы заполнить свое свободное время, иначе сама пустота жизни вернет его к прежним поискам. Надо не только очистить жизнь человека от порока, надо привить ей доброе. Всегда остается истиной, что «дьявол найдет какую-то проказу для праздных рук». И если из жизни устранено одно занятие, надо взамен ему найти другое, потому что жизнь не может оставаться пустой.3. Из этого следует, что единственным стабильным исцелением от порока является христианская активность. Любое учение, которое лишь говорит человеку чего он не должен делать обречено на неудачу: человеку нужно также сказать, что он должен делать. Безделье, праздность – вот роковая болезнь. Даже самая невинная праздность скоро будет заражена пороком. Самый простой способ искоренить в саду сорняки – засадить его полезными растениями. Самый простой способ освободить жизнь от греха – наполнить ее здоровой деятельностью.Попросту говоря, Церковь тогда сможет удержать своих членов, если она даст им христианскую работу. Наша цель не просто жизнь, свободная от порочных занятий, а жизнь, заполненная доброй работой для Христа. Когда нам очень угрожают искушения, лучший способ преодолеть их - окунуться головой в работу для Бога и для наших собратьев"".

Понятно, что есть еще и проблема "выгорания", и проблема личной "богооставленности" - это уже вне рамок данной темы. Не всё здесь читателям обязательно принимать на свой счет. Но лукавый в любом случае не дремлет... В церковной среде особенно.

pretre-philippe.livejournal.com


Смотрите также