3 класс Литературное краеведение (хрестоматия) страницы северного фольклора. Комполэн дух болотный


3 класс Литературное краеведение (хрестоматия) страницы северного фольклора

3 класс

Литературное краеведение

(хрестоматия)

СТРАНИЦЫ СЕВЕРНОГО ФОЛЬКЛОРА

Врос корнями во тьму времен

Этих песен древний мотив.

Л. Лапцуй

СЕВЕРНЫЕ СКАЗКИ.

УМНАЯ СОВА.

(мансийская сказка)

Сидел однажды Верхний дух Топал-Ойка с женой у окна своего дома. Жена сказала:

- Ты кто такой, Топал-Ойка?

- Как кто такой? Верхний дух.

- А если ты Верхний дух, почему же в таком плохом доме живешь?

- Чем же наш дом плох? - удивился Топал-Ойка. - Мне наш дом нравится.

- У людей точь-в-точь такие дома. Это для Верхнего духа стыдно. Построй новый, просторный, высокий, чтобы все удивлялись, все его хвалили.

- А из чего же я такой дом построю? - спросил верхний дух Топал-Ойка.

- Хорошо бы из костей, - посоветовала жена.

- Да где же столько костей взять?

- Очень просто, - отвечает жена. - Собери всех зверей, птиц, рыб и убей. Из костей новый дом построишь.

- Что ж, это можно, - говорит Топал-Ойка. - Так и сделаем.

Рыб собирать щуку послал. Зверей - юркого горностая. Птиц созывать длинноногому куличку.

Немного прошло времени - приплыли рыбы, прибежали звери, прилетели птицы. Вышел Топал-Ойка, пересчитал всех и говорит:

- Звери все тут, рыбы все. А птицы не все – совы не хватает. Так, куличок, сову видел?

- Нет, не видел, - куличок отвечает.

- Ну, беги, найди ее, - говорит Топал-Ойка. – убивать так всех сразу.

Побежал длинноногий куличок сову искать. Долго искал, наконец, нашел. Она на высоком кедре сидела.

- Ты что, сова, сидишь? Разве не слышала, тебя звали!

- Кто звал?

- Топал-Ойка, Верхний дух. Он всех рыб, птиц, зверей собирает.

- А зачем?

- Всех убьет. Из наших костей новый дом построит. Старый дом жене Топал-Ойки не нравится.

- Ах, вот оно что! – говорит сова – Ну тогда ты иди, я потом прилечу.

Куличок обратно побежал.

- Нашел сову? – спрашивает Топал-Ойка.

- Нашел, - отвечает куличок.

- Где же она?

- На кедре сидит. Говорит, потом приду.

Ждут, ждут сову - не летит. Топал-Ойка опять куличка посылает.

- Беги скорей. Что ее так долго нет?

Побежал длинноногий куличок.

Сова все еще на кедре сидит.

- Что ж не идешь? – кричит куличок. – Все тебя ждут.

- В таком деле торопиться незачем, - отвечает сова, - еще немного подумаю. И за себя, и за вас мне ведь думать приходится, раз вы сами за себя не умеете. Иди, я следом за тобой полечу.

Побежал назад куличок, от усталости еле дышит. Отдышался, сказал:

- Сова следом за мной летит.

Опять все ждут сову. А ее нет и нет. Рассердился Топал-Ойка на куличка.

- Беги за совой, да смотри, без нее не возвращайся!

В третий раз пустился куличок. А сова еще лапами на ветке не переступала. Как сидела, так и сидит. Куличок ей говорит:

- Ноги меня уже не держат, не могу больше за тобой бегать. И Топал-Ойка гневается.

Сова взмахнула крыльями, сделала круг над куличком.

- Видишь, лечу. А ты уж, в последний раз ног не жалея, беги вперед да скажи, пусть жена Топал-Ойки окно в доме растворит.

Прибежал куличок.

- Сова за мной летит. А вы окно в доме распахните – так она сказала.

Распахнули окно. Тут как раз и сова явилась. Села на окно, хвостом внутрь дома, клювом – наружу.

- Ты где пропала? – спрашивает Топал-Ойка.

- Я думаю, - отвечает сова.

- О чем же? – сердится Верхний дух.

- Я то думаю: чего на земле больше – сухих деревьев или зеленых?

- Глупо ты думаешь, - говорит Топал-Ойка. – Зеленых деревьев на земле больше.

- Хэ! – говорит сова. – Так только кажется. А я считаю: если у дерева сердцевина высохла, оно все равно скоро засохнет, хоть еще и зеленое.

- Это ты правильно говоришь, это ты умно думаешь, - сказал Топал-Ойка. - Уж раз начало дерево сохнуть – высохнет, ничего не поделаешь!

- И еще я думаю, - говорит сова, - если взять всех птиц, рыб, зверей, кого среди них больше живых или мертвых?

- Ясное дело – живых, - отвечает Топал-Ойка, - зачем и спрашивать?

- Вот и нет, - говорит сова. – Ты собрал нас тут, чтобы убить, себе новый дом построить. Мы уже все равно, что мертвые. Скоро совсем живых не будет.

- Так и есть, - закричал Топал-Ойка. – Как же я раньше не догадался!

Сова опять молчит. И все молчит. Наконец Топал-Ойка не вытерпел:

- Неужели ты думать не кончила?

- Не кончила, - отвечает сова. – Как, по-твоему: кого на свете больше – мужчин или женщин?

- Тут и думать не надо, - засмеялся Топал-Ойка. – мужчин больше. Что, не правда, скажешь?

Сова покачала головой:

- Это как считать! Рассуди сам. Если мужчина чужим умом живет, можно его мужчиной назвать?

- Не мужчина такой человек, - сказал Верхний дух.

- А ведь это ты о себе говоришь, Топал-Ойка, - сказала сова. – Не мужчина ты!

- Как это не мужчина?! – закричал Верхний дух.

- А вот так! Когда зверей, птиц, рыб создавал, никого не спрашивал. Тогда мужчиной был. Теперь глупую свою жену послушался. Ей на прихоть хочешь нас всех погубить. Меня-то не убьешь, я нарочно так села – хвост назад, клюв вперед. Взмахну крыльями и улечу. Всем, кого ни встречу, кричать буду: не мужчина Топал-Ойка, умом глупой женщины живет, не своим!

Стыдно стало Топал-Ойке.

- Подожди, не улетай! – сказал он сове. – А вы, рыбы, птицы, звери, идите, откуда пришли. Не стану вас убивать.

Мне и в старом доме хорошо. А жена как хочет.

Обрадовались все. Рыбы уплыли, птицы улетели, звери убежали.

А сова сидит, желтыми глазами светит.

- Ну, что скажешь, сова? – спрашивает Топал-Ойка. – Теперь не будешь про меня говорить, что я не мужчина?

- Теперь, пожалуй, не буду, - сказала сова.

Верхний дух Топал-Ойка очень обрадовался.

КОМПОЛЭН – БОЛОТНЫЙ ДУХ.

(мансийская сказка)

Давно то было, скажу я тебе. Так давно и далеко, что птица памяти, если и долетит туда, назад не вернется – ослабнет и навсегда потеряет перо. Тогда луна только что зарождалась из кедрового орешка, а Солнце забиралось высоко, на Седьмое небо. И было тогда мало света и было больше тьмы. И молнии были красными, зелеными, и даже черными были те молнии, а ветры – синими или совсем, белыми. Из тьмы выходил Страх – лютый, безглазый Страх, нападал на людей, набрасывал аркан и по капельке выцеживал из сердца мужество. Потеряв рассудок, бежали от Страха люди из лесной чащи на открытые просторы и в долинах рек разбивали стойбища, но в долины скатывался Страх с глухих верховьев. Страх наплодил и разбросал вокруг себя, словно кедр в урожайный год, тысячу тысяч мелких и злых духов. В те времена люди еще понимали язык трав и зверей, потому что дорожили их дружбой, а самые мудрые из племени хранили тайны Понимания. И Страх со своими духами пугал людей затаенной кровожадностью зверя, а зверю нашептывал о притворстве и хитрости человека. Страх сеял зло, раздор, чтобы украсть и одному завладеть тайнами Понимания, плодами трав и деревьев, зверями и рыбой. В далекие те времена дарили звери людям лишние шубы, а в худые годы делились последней шкуркой, - ведь они были братьями, ведь они понимали друг друга, оберегая любую жизнь.

Самые старые манси слышали от своих прадедов, тем передавали их прадеды, что в те времена Медведь был их старшим братом. Лось – средним, а Журавль и Лебедь – младшими. Чайки и Гагары были людям сестрами, а значит, для кого-то матерью – Сюк, бабушкой – Сняк, и положили начало роду людей Чайки, Гагары, Гуси и Лоси. И кедр был одним из многих братьев, а Береза – сестрой. Березовые рощи окружали острова Кедрачей и берегли их в тепле своих полян.

Разве могла с этим смириться тьма, из которой выползал лютый Страх? И духи Зла разве могли согласиться с тем, что все живое дружит между собою?

Но из всех Духов самым злым и коварным был Комполэн – Дух Болотный. Он путал все в клубок, устраивал ловушки, засады, подслушивал и разглашал чужие тайны, пугал из безглазой чащи, заводил в гиблые места, расстилался тропою над трясиной и уходил вдруг под землю, навсегда уводя того, кто шел по ней. Долго не могли манси увидеть и разгадать Болотного Духа Комполэна, чтобы понять и не спутать его с другим Духом. Только старейшие из народа манси, преодолевая Страх, разгадали Комполэна, заглянув в тайны Понимания.

- Комполэн – не зверь, не человек, - говорили мудрые отцы народа манси. – Это сила Зла, это чудовище. Оно рождается там, где человек отступает от правды, где тайно хочет служить Тьме, где тайно прячет маленькую подлость.

А когда разгадали, то стали угадывать. Комполэн – Дух Болотный – полумужчина, полузверь. Одна нога у Комполэна лосиная, с расплющенным копытом, другая нога лошадиная, и Комполэн оставлял за собой две тропы – то ли стадо лосей прошло, то ли табун коней проскакал. Служит Комполэн Страху и Тьме, проникает в мысли людей и тягучие думы зверей.

Медведь наловил в реке тайменей, поел и принес семь рыбин охотнику Касюму.

- Кушай, Касюм – младший брат! Свежая, сочная рыба!

Охотник Касюм принял рыбу, поблагодарил и вынес Медведю берестяной кузов-пойву малины.

- Кушай, Яцум – старший брат! Наливайся жиром – тебе скоро в берлогу, под снег ложиться!

Поел медведь малины, поломал рябины, сладкими корешками закусил, расчесал шерсть на загривке и собирался уже прилечь на зиму, как подкрался к нему Комполэн, обернулся лосем, разгреб копытом мох и протрубил над ухом медведя:

- Спать собрался, брат?!

- Да, пора! – подтянулся, зевая, Медведь.

- И не боишься, брат?

- А чего мне бояться? – удивился Медведь. – Холода, что ли, мне бояться? Шерсть густая, под шерстью жира накопил, юрта моя теплая и без горящего чувала. Мне, брат Лось, зимой зеленые сны снятся…

- Охотника Касюма не боишься? – еще громче протрубил лось. – Пока тебе сны зеленые снятся, он юрту твою разорит…

- Он брат мой младший! – ответил Медведь.

- …или спалит твою юрту, - продолжает лось. – Спалит, пока тебе сны из леса приходят.

- Младший брат не пойдет на старшего! – сурово ответил Медведь. – Мы одного народа!

- А вот попомни меня, - раздул ноздри лось - Комполэн. – Не подарили звери летом ни одной шкуры охотнику Касюму… Замерзает он зимой у костра в травяной одежде… Замерзает без теплой шкуры и горячего мяса. Вспомнит, что у тебя шуба теплая, и разденет тебя до голенького. Помни!

- Не узнаю тебя, Рогатый! – рассердился Медведь. – Иди с глаз моих!

Прилег Медведь в берлоге, голову на лапу положил – неудобно. С одного бока на другой повернулся – неудобно. Постель жесткая, еловые лапы торчком – не уснуть. Уже вошла и присела на глаза тетушка Сонница: запел колыбельную ветер, раскачал сосны, и сосны запели, и лес тихонько подпевал. И Медведь стал засыпать. И только погрузился в сон, как гром раздался над головой. Вскочил Медведь, выглянул из своей юрты – то дятел ударил по сухой лиственнице. Как в воду вошел в сон Медведь, но тут раздался тонкий-тонкий скрип, точно снег скрипит под лыжами.

Что такое? – вскочил Медведь. – Неужто охотник Касюм крадется?

Выглянул Медведь из юрты – две сухие елочки вершинками друг о дружку трутся и тоненько крипт.

- Да что это… почему я спать не могу? – взмолился Медведь.

А Комполэн примчался к лесной юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в травяной одежде у костра, дрожит от холода. Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает:

- Холодно тебе, охотник Касюм?

- Ничего, - стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину костер – тепло в юрте станет…

- А где твоя зимняя шуба? – пискнул бурундучок. – Нету? Потерял?

- Так получилось, - улыбнулся охотник. – Не было у братьев лишней шкурки… Ничего… Уху поедим, чаю попьем – согреемся!

- А у Медведя, старшего твоего брата, есть лишняя шуба. Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, - тихонько присвистнул бурундучок.

- Если бы она была у него, то поделился бы со мной, - ответил охотник. – Он ведь мне тайменей ловил. Он добрый, мой старший брат, с кедра шишки мне сбивал. В гости ко мне приходил, сказки рассказывал.

- Да это он юрту твою смотрел, - закружился вокруг ног бурундучок. – Ему в твоей юрте чувал понравился. Говорил мне: «Приходи в гости, вот я выгоню охотника из юрты. На огне стану кедровые шишки жарить».

- Пусть приходит, - ответил охотник. – Места у меня всем хватит.

- А Медведь говорил мне, - продолжает поскрипывать бурундучок- Комполэн: - «Все ел в тайге. Все пробовал, а вот не знаю, какой на вкус охотник. В темную ночь приду и съем!», - чуть не плачет бурундучок.

- Всего, что ли? – удивился охотник.

- Нет, - зарычал зверек. – Сначала с ног до головы, а потом с головы до ног.

- Почему сердит на меня старший брат? – воскликнул охотник. – Может, чем-то обидел нечаянно? Пойду, попрошу у него прощения.

- Иди, иди! – закружился бурундучок- Комполэн. – Только собак с собой возьми, острый нож да стрелы…

- Кто же в гости с ножом ходит? – удивился охотник, надевая лыжи.

- А вдруг на тропе злые духи? – ответил Комполэн, - Вдруг не пустят тебя к брату Медведю… Возьми, охотник, острый нож и стрелы.

- Ну ладно! – согласился охотник. – Зимой много в урмане злых духов.

Страшным ветром впереди охотника помчался Комполэн. Остановился перед юртой Медведя, надавил плечом на громадную сосну и опрокинул ее на берлогу. В ужасе вскочил Медведь, ум его запутался во сне – ничего не понимает. Еще одна сосна упала на медвежью юрту, сорвала крышу, и ударил Медведя в грудь ледяной ветер.

- Ай-е! Астюх! – воскликнул медведь. – Неужто, младший брат Касюм мою юрту ломает? Наверное, шубу пришел снять с меня в такой свирепый мороз?

Выглянул Медведь из юрты и не узнал мир – темно, звезд не видно, снега, сугробы по грудь, мороз визжит, ветер воет. Первый раз вылез Медведь в зиму из зеленых снов.

- Правду Лось говорил, - вспомнил Медведь. – Охотник юрту мою разорил, сейчас, наверное, раздевать меня начнет до голенького. Но я тебе не дамся, охотник! – И вылез Медведь из берлоги, притаился за дремучей елью.

- О…о…о, брат мой старший, - услышал Медведь сквозь ветер голос охотника.

- О, бра-ат мо-о-ой… И-ду… у-у-у, - подхватила пурга.

- Иди, - прохрипел Медведь, - иди, я тебя встречу. – И прыгнул Медведь на охотника, сбил с ног и раскрыл горячую пасть.

- Правду бурундучок мне говорил. Съесть меня хотел старший брат. – И ударил охотник ножом в грудь Медведя.

- Аю-аю! Больно… больно мне, - простонал Медведь, - зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь?

Зарычал, зарыдал Медведь и, зализывая рану, помчался в слепую ночь. Всю зиму бродил-шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывал ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть-чуть не умер с голода.

И охотник всю зиму просидел у очага-чувала: поломал ему ноги Медведь.

Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн. Не спит зимою Медведь-шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

Но мудрые из народа манси говорят:

- Придет время, наступит то время, когда все вернется к своему началу: медведь вновь будет братом, Кедр вновь будет братом, а Береза – сестрой. Оно наступит, когда каждый навсегда изгонит из себя Комполэн, не оставит в себе ни пятнышка Тьмы.

ПОБЕЖДЕННЫЙ КИТ.

(ненецкая сказка)

На самом краю земли, на берегу большого моря, жил в одном стойбище старик. Имя его – Старик Белой Земли. У старика сын был – Вай его звали.

Вышел раз утром Вай из чума, к морю пошел. Пришел, сел на самый край берега. Сидит, смотрит на море. Большое море, конца ему нет. Перед Ваем море тихое-тихое. Над Ваем солнце горячее-горячее.

«Много в море разных зверей, - думает Вай. – Сесть бы сейчас в лодку, отправиться на промысел!»

Никогда он еще на промысел не ходил, никогда далеко от берега не отплывал. Не стал Вай откладывать. Пошел в чум, говорит отцу:

- Взрослый я стал. Силы у меня много, смелости много. Отправляюсь я на море зверя промышлять. Нерпу убью, моржа убью. А то и кита убью.

Замахал руками Старик Белой Земли:

- Не ходи на море! Не ходи! Хорошая, крепкая, большая лодка для этого нужна. Где такую лодку достанешь? Наша плохая, маленькая, узкая, нельзя на ней далеко от берега уходить. Перевернется она. Волны ее захлеснут. Утонешь, пропадешь. Я куда старше тебя, и то за морским зверем не хожу: боюсь.

Не испугался Вай:

- Не утону, не пропаду я! И море сейчас тихое, спокойное, ни одной волны нет.

Видит отец, трудно отговорить сына.

- Ладно, - отвечает, - иди, если хочешь. Только далеко не отплывай: много на море худого! Сейчас тихо, а немного спустя ветер поднимется, волны побегут – унесут тебя. Никогда в наш чум не вернешься. Совсем пропадешь. Один я тут останусь. Как без тебя жить буду?

Жалко Ваю отца, а от своего все-таки не отступает:

- Пусть налетает хоть какой ветер, пусть поднимаются хоть какие волны – не побоюсь я! У меня сила в руках есть, у меня жилы крепкие. Не дам ветру перевернуть мою лодку. И сам невредимый вернусь, и морских зверей много привезу!

Старик Белой Земли еще больше испугался, руками замахал.

- Плохие слова говоришь! Напрасно своей силой и ловкостью похваляешься. Много людей в море погибает. Если не ветер, так большой морской зверь погубит. Нападет морж с четырьмя клыками, что делать будешь?

Вай смеется, говорит отцу:

- Нападет морж с четырьмя клыками – одним моим кулаком убью его!

- Где ты слыхал, чтобы человек моржа кулаком убивал? – говорит отец. – Да не только морж в море. Медведь нападет, что делать будешь?

- За ухо его одной рукой схвачу, - отвечает Вай, - другой по голове ударю – убью!

- Что говоришь! Видно, не думаешь! Ну, с медведем справишься – кит-полосатка погубит тебя. Он твою лодку, как ножом, разрежет. Его-то не одолеешь!

Не отступает Вай:

- Если кит-полосатка подойдет, и его одолею, толстую шею его перебью!

Рассердился Старик Белой Земли:

- Упрямый ты! Не переспоришь тебя! Ладно! Если за­теял идти в море, иди. Только знай: никто тебя потом и вспо­минать не будет. Бери моё ружьё. Хорошо оно бьёт, за доро­гую цену куплено.

Отказался Вай:

- Не нужно мне твоё ружьё. У меня кулак крепкий, у меня лук хороший, у меня стрелы острые!

Собрался Вай, взял запасные вёсла, пошёл к морю. Ма­ленькую лодку на воду спустил, сел, в море поплыл.

Море тихое, ни волны на нём нет. Лодка хорошо идёт. Да­леко Вай от берега отплыл: если присмотреться хорошенько, чуть заметная полоска земли видна. Там стойбище, там чум отца. В чуме отец сидит, о своём сыне думает.

Долго Вай по морю плыл. Во все стороны зорко всматри­вался: нигде зверя усмотреть не мог. «Где же тут моржи с четырьмя клыками? Где тут медведи? Где кит-полосатка, о котором говорил отец? Видно, пугал он меня только!»

Повернул Вай лодку к берегу—в стойбище решил возвра­титься. Только повернул, подул ветер. Сначала тихонько, слабо подул, потом всё сильнее и сильнее.

Закричал Вай ветру:

- Эй ты, ветер безрукий! Сильнее дуй! Не боюсь тебя, справлюсь с тобой! Видишь, какие у меня крепкие руки? Не поддамся тебе, безрукому!

Тут ветер ещё сильнее подул. Закачалась лодочка у Вая, вёсла сломались. Вай вторые, запасные, вёсла взял, стал грести. Всю силу свою собирает.

А ветер ещё сильнее дует. На море волны поднялись. Ма­ленькая лодочка с одной волны на другую прыгает, того и гляди, перевернётся. Пена большими комьями в лодку бьёт. Ветер вёсла из рук вырывает, всё дальше и дальше Вая в море уносит. Глянул Вай в сторону берега—не увидел его: совсем скрылась земля!..

Три дня и три ночи ветер носил Вая по морю, отдыха ему не давал, во все стороны швырял. На четвёртый день стих ветер. Какая-то земля показалась. А вокруг лодки нерпы снуют. Много нерп. Вай десять нерп убил, в лодку сложил, сам радуется:

«Долго меня ветер по морю таскал, зато с хорошей добы­чей в стойбище вернусь! Не зря трудился!»

Гребёт Вай, спешит домой. Вдруг у самого носа лодки кто-то фыркнул громко. Глянул Вай, из воды морж с четырьмя клыками показался. Зацепил своими большими клыками лодку, не даёт плыть. Вай говорит моржу:

- Отойди, не мешай мне плыть, не то плохо тебе будет! Не слушает его морж, держит клыками лодку. Рассердился Вай, схватил моржа одной рукой за клык, голову его высоко поднял, другой рукой по голове ударил.

Упал морж в море замертво.

Поплыл храбрый Вай дальше. Слышит, опять кто-то гром­ко фыркает.

Глядит, белый медведь к нему подплывает. Подплыл мед­ведь, лапу на лодку положил, плыть не даёт.

Тогда Вай одной рукой медведя за ухо схватил, другой ру­кой по голове ударил—убил медведя. В лодку его положил. Гребёт он потихоньку, сам радуется, думает:

«Хорошая была моя охота! Нерп везу, медведя везу!»

Вдруг потемнело вокруг. Волны высокими горами подня­лись. Из воды кто-то огромный, чёрный показался. Видит Вай—кит. Не простой кит—с гребешком. Страшно ему ста­ло. Сбросил он поскорее в море и нерп и медведя, изо всех своих сил грести принялся — хотел от кита уйти.

А кит не отстаёт от него, говорит ему человеческим языком.

- Не отпущу тебя! Дерзкий ты очень! Отец твой никогда не отваживался сюда заходить. И другие люди не отважи­вались. Один ты такой дерзкий!

Видит Вай, не уйти ему от кита. Стал просить его:

- Отпусти меня, прости мою вину! Всё, что у меня есть, отдам тебе и оленей, и нарты,—только от меня отступись! Кит говорит:

- Нет, не отступлюсь! И тебя съем, и отца, и твою мать, и всех твоих родичей, и всех твоих оленей съем!

- Что же тебе надо?

- Сестру мне отдай!

Видит Вай, ничего не поделаешь: надо соглашаться.

- Ладно,—отвечает,—отдам сестру! Кит говорит:

- Смотри, если не дашь мне сестру, плохо тебе будет! Погублю тебя!

Сказал так и отпустил Вая. А сам нырнул, далеко в море ушёл.

Вай к берегу гребёт, сам думает:

«Зачем я киту сестру отдам? Меня он поймал, со мной пусть и разделывается!»

Приплыл Вай к берегу, выскочил из лодки, поднял кулак и закричал:

- Эй ты, большой кит с гребешком! Никого я тебе не от­дам: ни сестры, ни отца, ни матери, ни оленей, никого не от­дам, от страха я обещал тебе. Лучше давай силой поме­ряемся!

Вынырнул кит и говорит сердито:

- Ладно, уходи! Только помни: встретимся в море—не миновать тебе гибели! Не буду с тобой разговаривать: съем тебя! Ты запомни это!

Вернулся Вай в чум, рассказал обо всём отцу: и как его ветер по морю носил, и как он на нерп охотился, и как одо­лел моржа с четырьмя клыками и белого медведя, и как с ки­том встретился.

Испугался Старик Белой Земли:

- Ой, неладно ты сделал! Теперь беда будет! Разгневал ты кита. Нельзя теперь к морю ходить ни нам, ни тебе: всех кит съест!

Вай говорит:

- Пойду, не боюсь!

- Пустые слова твои! Гибель ты на нас накликал! Не охо­титься теперь в море нашим людям. Из-за твоего без­рассудства, из-за хвастливости твоей не видать им больше морского зверя! Не пустит их в море большой кит с гребеш­ком! Плохо будет жить нашим людям!

Понял Вай: правду говорит отец. Стал думать: что теперь делать? Как людей от беды избавить? Решил к морю идти: сам кита рассердил, сам должен дело исправить.

Спустил лодку на воду, принялся грести от берега.

Гребёт Вай, плывёт всё дальше и дальше. Вдруг кругом потемнело, высокими горами волны поднялись. Из воды что-то огромное, чёрное показалось. Показалось один раз — про­пало. Показалось второй раз — пропало. Показалось третий раз—узнал Вай кита с гребешком. Кит около Вая очутился.

- Э, вот мы и опять встретились! Опять, наверно, обе­щать мне будешь и сестру, и родичей, и оленей? Только я те­перь уж твоим словам не поверю!

- Нет,— отвечает Вай,—ничего тебе обещать не буду! Всё равно мне от тебя теперь не уйти: съешь ты меня. Только дай мне объехать вокруг тебя: я ведь никогда тебя всего не видел!

- Ладно,— говорит кит,—объезжай, смотри! Кит повернулся, а Вай вскочил ему на спину и крепко, как мог, схватил его за усы, над водой китову голову поднял.

Стал кит вырываться, да не мог вырваться. Заметался он по морю. Морские звери в страхе прячутся, птицы к облакам поднимаются, рыбы стаями в стороны мчатся. И нырял кит и перевёртывался— никак не мог Вая сбросить.

Всё море кит переплыл много раз, а Вай за усы его дер­жит, не отпускает.

- Устанешь скоро, ослабеешь, тогда скину,— говорит кит.

- Руки у меня сильные, жилы крепкие, не устану! — от­вечает Вай.

Опять принялся кит по морю метаться. Волны поднимает до неба, рыб и зверей распугивает. Никак не может Вая сбросить, Вай словно прирос к нему.

Ослабел кит. Задыхаться стал. Хвостом не бьёт и не фыр­кает больше. Тихим голосом говорит он Ваю.

- Я большой, а ты маленький, однако справиться с тобой я не могу. Ты сильнее меня! Никогда больше тебя не буду трогать! Никогда не буду ничего от тебя требовать! Без опас­ки охоться на морского зверя!

- А людей наших не будешь трогать? Ничего у них требо­вать не будешь?

- И людей ваших не буду трогать. Пусть охотятся. Нико­го обижать и пугать не буду! И требовать ничего не стану!

- Тогда к берегу меня вези!

Поплыл кит к берегу. Со всего стойбища люди собрались, стоят на берегу, дивятся: плывёт по морю большой кит, на спине у него Вай стоит, за усы его держит, правит им, будто это не кит, а олень ездовой.

Подплыл кит к самому берегу. Соскочил Вай на землю, а кит поскорее в море ушёл.

С того времени кит больше не трогал людей, не мешал им в море на промысел ходить.

Хорошо люди охотились на морского зверя, без всякого страха. По многу мяса и шкур привозили. Всех досыта мясом кормили. Всем стало жить хорошо.

edu.znate.ru

Урок литературного чтения 4 класс «Комполэн – Болотный Дух» | DOBROSLET.RU

Муниципальное общеобразо$вательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №9»

ХМАО — Югра Тюменской области

Урок литературного чтения 4 класс

«Комполэн – Болотный Дух»

подготовила

учител$ь начальных классов

Коваленко Людмила Алексеевна

$

г. Нягань

2011

Тема урока: Анна Митрофановна Конькова. «Комполэн – Болотный Дух»

Взаимоотношения человека и животных.

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.

2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения

$ выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать

свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.

3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного

чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания,

наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.$

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

— Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

  1. Проверка домашнего задан$ия. Словарная работа.

— Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске: Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун

$ Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман

Мансийская печка – очаг из глины … чувал

Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта

Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх

Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень

Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и о$н остаётся открытым)

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».

— Ребята, кто такой Комполэн? По$лузверь-получеловек

— В какой сказке мы встречались с этим персонажем? Зайчонок и Комполэн.

— Дайте характеристику этому персонажу. Злой, сердитый, свирепый,

хитрый, совершает плохие поступки.

— Почему ему удалось обмануть зайчика? Он был маленький, глупый трусливый.

На доску вывешивается таблица со словами:

зайчик

маленький — взрослыми

глупый —

трусливый —

— Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над …

$(учитель вывешивает первое слово)

— Подберите антонимы и продолжите ряд.

(появляется следующая запись)

маленький – взрослыми

глупый — умными

трусливый – храбрыми

  1. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

$

(Работа по «звуковому ориентиру» А. Кушнира)

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

    $
  1. Работа по содержанию сказки.

— Определите настроение сказки. Грустная, трагическая … медведь

поссорился с охотником и оба пострадали.

— Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в ______________ одежде у костра, _____________________ от холода.

Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: ____________ тебе охотник Касюм?

Ничего, — стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____________ — ________________ в юрте станет …

$— А где твоя _____________ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял?

— Так получилось, — улыбается охотник.

– Не было $у братьев лишней ______________

Ничего … Уху поедим, чаю попьём — ______________________ !

А у Медведя, старшего твоего брата, есть ___________________ шуба.

Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, — тихонько присвистнул Бурундучок». (Отрывок взят из сказки)

5. Проверка.

— Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

— Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

$- Что решил сделать охотник?

(сходить в гости к Медведю и проверить)

  1. А в это время!

  2. $

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …

  2. Вскочил, запутался, не понимает, …

  3. Упала, сорвала, ударил, …

— Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя гл$аголы, что произошло)

— Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? Разбудить, рассердить медведя.

— Удалось ему это? Да, удалось.

7. — И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

— А вы, ребята, вниматель$но следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат.

— И ударил охотник ножом в грудь Медведя.

  1. – Аю – аю! Больно … больно мне, — простонал Медведь, — зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.

  1. Всю зиму бродил – шатался в урмане Медведь, $как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.

  1. И охотник всю зиму просидел у очага – чувала: поломал ему ноги Медведь.

  1. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.

  1. Не спит зимою Медведь – шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

— Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

— Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

— Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми?

(Медведь и охотник поссорились)

$— Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же с$сора произошла.

— Какого качества им не хватало?

(доверия, друзья должны доверять друг другу)

— Мудрости!

— А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ!

Так давайте и мы с вами будем учиться быть м$удрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

Список используемой литературы

1. Анна Митрофановна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»;

2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

dobroslet.ru

Урок литературного чтения по теме А.М. Конькова. "Комполэн — «Болотный Дух» . Взаимоотношения человека и животных" : Начальная школа

  1. Начальная школа

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.
  2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.
  3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания, наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

– Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

2. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

– Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске:

Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун
Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман
Мансийская печка – очаг из глины … чувал
Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта
Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх
Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень
Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

(Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».)

– Ребята, кто такой Комполэн? (полузверь-получеловек)

– В какой сказке мы встречались с этим персонажем? (Зайчонок и Комполэн)

– Дайте характеристику этому персонажу. (Злой, сердитый, свирепый,хитрый, совершает плохие поступки.)

– Почему ему удалось обмануть зайчика? (Он был маленький, глупый трусливый.)

На доску вывешивается таблица со словами:

маленький –глупый –трусливый –

– Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над … (учитель вывешивает первое слово "взрослыми")

– Подберите антонимы и продолжите ряд. (появляется следующая запись)

маленький – взрослыми глупый – умными трусливый – храбрыми

3. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

4. Работа по содержанию сказки.

– Определите настроение сказки. (Грустная, трагическая … медведь поссорился с охотником и оба пострадали.)

– Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в _____ одежде у костра, _____ от холода. Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: _____ тебе охотник Касюм? Ничего, - стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____ – _____ в юрте станет … – А где твоя _____ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял? – Так получилось, – улыбается охотник. – Не было у братьев лишней _____. Ничего … Уху поедим, чаю попьём – _____ ! А у Медведя, старшего твоего брата, есть _____ шуба. Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, – тихонько присвистнул Бурундучок. »

5. Проверка.

– Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

– Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

– Что решил сделать охотник? (сходить в гости к Медведю и проверить)

6. А в это время!

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …
  2. Вскочил, запутался, не понимает, …
  3. Упала, сорвала, ударил, …

– Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)

– Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? (Разбудить, рассердить медведя.)

– Удалось ему это? (Да, удалось.)

7. И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

– А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат. – И ударил охотник ножом в грудь Медведя.
  2. – Аю – аю! Больно … больно мне, – простонал Медведь, – зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.
  3. Всю зиму бродил-шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.
  4. И охотник всю зиму просидел у очага-чувала: поломал ему ноги Медведь.
  5. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.
  6. Не спит зимою Медведь-шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

– Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

– Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

– Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми? (Медведь и охотник поссорились)

– Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.

– Какого качества им не хватало? (доверия, друзья должны доверять друг другу) Мудрости!

– А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ! Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

www.poznanie21.ru


Смотрите также