6класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант № Содержание задания Варианты ответов 1 Определите вид музыки А.композиторская Б.народная В.композиторская в народном духе 2 Определите музыкальный жанр А.вокальное произведение Б.инструментальная пьеса В.симфоническая музыка 3 Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра А.арфа В.валторна Г.контрабас Д.свирель 4 Определи тембр голоса А.бас Б.тенор В.сопрано 5 Музыкальное произведение для голоса без слов А.ария Б.вокализ В.романс 6 Что означает в переводе слово «рондо»? А.круг Б.бег В.соревнование 7 Определи композитора А. Бетховен Б. Шопен В. Чайковский 8 Определи исполнителя А.оркестр народных инструментов Б.орган В.симфонический оркестр 9 Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу – к победе!» А.Бетховен Б.Шопен В.Чайковский 10 Определи форму произведения А.вариации Б.рондо В.куплетная 11 Определи композитора А.Бетховен Б.Моцарт В.Скрябин 12 Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента А.концерт Б.симфония В.сюита 13 Какому виду музыки относится данный фрагмент? А.композиторская Б.композиторская в народном духе В.народная 14 Выбери слово, передающее интонации матушки А.беззаботные Б.взволнованные В.успокаивающие 15 Определи тип музыки А.песенно-танцевальный Б.танцевально-маршевый В.маршево-песенный 16 Определи характер музыки А.безмятежный, спокойный Б.бурный, взволнованный В.печальный, задумчивый 6класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант № Содержание задания Варианты ответов 1 Определите имя исполнителя А. Л.Г.Зыкина Б. А.В.Нежданова В. А.Пугачёва 2 Определите автора музыки А. Бетховен Б. Рахманинов В. Чайковский 3 Выбери инструмент медно-духовой группы симфонического оркестра А.арфа Б.гобой В.валторна Г.контрабас 4 Определи жанр музыкального произведения А.вокальная музыка Б.инструментальная пьеса В.симфоническая музыка 5 Высокий женский голос – это… А.альт Б.тенор В.сопрано 6 Что означает в переводе слово «форте»? А.быстро Б.высоко В.громко 7 Определите музыкальный жанр А.баллада Б.вальс В.этюд 8 Определите тип (склад) А.гомофонический Б.полифонический В.гомофонно-полифонический 9 Выбери девиз, характеризующий творчество Л. Бетховена А. «Через борьбу к победе!» Б. «…чтобы в моей музыке люди находили подпору и утешение» В. «Жизнь прекрасна» 10 В основе музыкального произведения лежит тема песни А. «Вниз по матушке по Волге» Б. «Во поле берёза стояла» В 11 Найди «зерно» интонации симфонии №5 Л.Бетховена 12 Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют. А.балет Б.опера В.симфония 13 Назовите тембр голоса А.бас Б.дискант В.меццо-сопрано 14 Выбери слово, передающее характер интонации дочери А.беззаботные Б.взволнованные В.успокаивающие 15 Определи жанр музыкального произведения А.вальс Б.полонез В.полька 16 Назови звучащий инструмент А.баян Б.орган В.фортепиано 6класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично. 17 Назови композитора, у которого любимым инструментом был орган 18 Назови жанр произведения и приведи 3 примера произведений этого жанра 19 Назови 5 известных тебе произведений Петра Ильича Чайковского 20 Определи композитора по стилю 21 Определи автора, название произведения и тембр голоса главного героя 22 Назови 3 произведения Сергея Сергеевича Прокофьева 6класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично. 17 Какого композитора называли в детстве вундеркиндом (чудо-ребёнком)? 18 Назови жанр произведения и приведи 3 примера произведений этого жанра 19 Назови 5 известных тебе композиторов 20 Определи композитора по стилю 21 Определи автора, название произведения и тембр голоса главного героя 22 Назови 3 балета Петра Ильича Чайковского СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Русская народная песня «Матушка» (з.1). П.И.Чайковский. Симфония №6, экспозиция (з.2). С.В.Рахманинов. Вокализ в исп. А.В.Неждановой (з.4). Ф.Шопен. Вальс ми минор (з.7). И.С.Бах. Фуга соль минор (з.8). А.С.Даргомыжский. Вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке по Волге» (з.10). Л.Бетховен. Симфония №5, экспозиция (з.11). С.С.Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке», песня Клавдии (сцена из картины 5) (з.13). Русская народная песня«Матушка» (з.14). П.И.Чайковский. Сентиментальный вальс (з.15). А.В.Скрябин. Этюд №12 «Революционный», соч.8 (з.16).Урок музыки в 4-м классе по теме "Музыка народная и композиторская". Композиторская музыка в народном духе
В. композиторская в народном духе
П.И.Чайковский. Концерт №1, ч.1, экспозиция (з.20).
Видеофрагмент из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря…» (з.21).
КОДЫ ОТВЕТОВ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.
1 вариант
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
ответ | Б | В | Б | В | Б | А | Б | Б | А | А | А | А | Б | В | А | Б |
2 вариант
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| А | В | В | А | В | В | Б | Б | А | А | А | Б | В | Б | А | В |
6КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.
1 вариант
№№ | Модель ответа | Баллы |
17 5б. | Иоганн Себастьян Бах Безошибочное написание | 1б. 1б. 2б. |
18 8б. | Вальс Шопен Вальс ми минор Чайковский Сентиментальный вальс Брель Вальс о вальсе | 2б. 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. |
19 7б. | Времена года Симфония №4 За любые другие произведения | 2б. 2б. 1б. |
20 2б. | П.И.Чайковский | 2б. |
21 7б. | Глинка Михаил Иванович Опера Иван Сусанин Жизнь за царя бас | 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. |
22 | За каждое название | 2б; всего 6 баллов |
2 вариант
№№ | Модель ответа | Баллы |
17 5б. | Вольфганг Амадей Моцарт Безошибочное написание | 1б. 1б. 1б. 2б. |
18 8б. | Русская народная песня За каждое название | 1б. 1б. 1б. 1б. |
19 7б. | За каждого композитора Имя (Отчество) | 1б. 2б. |
20 2б. | Чайковский | 2б. |
21 7б. | Николай Андреевич Римский-Корсаков Опера Садко тенор гусли | 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. 1б. |
22 | За каждое название | 2б; всего 6 баллов |
gigabaza.ru
Урок музыки в 4-м классе по теме "Музыка народная и композиторская"
Разделы: Музыка
Тип урока: углубление в тему
Задачи:
1. Познакомить с жанрами русской народной песни 2. Сформировать заинтересованное отношение к музыке
Оборудование: музыкальный центр, диски, иллюстрации, тексты песен, наглядные таблицы.
Вход в класс
Обучающиеся входят в класс под музыку И. Дунаевского “Песня о Родине”.
Музыкальное приветствие
Учитель и обучающиеся обмениваются музыкальными приветствиями под аккомпонимент фортепиано.
Повторение пройденного материала
Р. Щедрин “Озорные частушки”.
(Рисунок № 1)
Учитель. Звучит музыка народная или композиторская. Во время слушания Учитель комментирует звучание. Пошли на ярмарку дедушка, внук и внучка. Народ бежит на ярмарку, спешит, там продают сладости, крутятся качели, люди торопятся купить что-то новое. Внучка и внук просят у дедушки денежку на сладости. Дедушка скуповат: “Нет!”. В конце концов, Дети упросили деда.
(Внучка – звучит ТРУБА (Рисунок №2),
внук – ТРОМБОН (Рисунок №3),
дедушка - ТУБА (Рисунок №4)
Дети. Звучит композиторская музыка. Её написал Р. Щедрин, называется “Озорные частушки”.
Учитель. Какие инструменты симфонического оркестра солировали?
Дети. Медные духовые, тромбон (внук), туба (дедушка), труба (внучка).
Учитель. Слушаем и изображаем игру на медных духовых инструментах. Первая группа – труба, вторая группа – туба, третья группа – тромбон (группы по очереди встают, когда изображают игру на инструменте).
Введение в тему
Революционная песня “Смело товарищи в ногу”.
Слушание. (Приложение № 1)
(Дети определяют народная или композиторская музыка)
Дети. Музыка народная. Исполнял хор без сопровождения a : capella, мелодические повторы.
Учитель. Как называются русские народные песни?
Дети. По 1-ой строчке.
Учитель. Скажите название песни.
Дети. “Смело товарищи в ногу”
Учитель. Назовите характер песни, её жанр.
Дети. Песенно – маршевый, песня – марш.
Учитель. О чем поётся в песне?
Дети. О революционных событиях. В определенный период бывают трудности, народ начинает возмущаться, по – старому жить не могут, а новое время ещё не наступило, такой период и есть революция.
(Рисунок №5)
Учитель. Данная иллюстрация созвучна песне?
Дети. Иллюстрация, также как и песня передаёт мужественную борьбу народа, уверенность в победе.
Учитель. Жанр этой песни – революционная песня.
(Далее Дети сольфеджируют мелодию.
Учитель обращает внимание детей на пунктирный ритм. Этот ритм используется в маршевой музыке, что придает музыке большую четкость.
Исполнение 2-х куплетов)
Вокально-хоровая работа
“Шёл ленинградский паренёк”
Обучающимся раздается текст песни.
Слушание песни. (Приложение №2) (Рисунок №6)
Учитель. Какая это песня, народная или композиторская?
Дети. Песня народная. Она исполнялась без сопровождения, мелодия протяжная, распевы, мелодические повторы.
Учитель. Как называется песня?
Дети. По первой строчке, “Шёл ленинградский паренёк”.
Учитель. О каких событиях поётся в песне?
Дети. О Великой Отечественной войне. (Рисунок №6)
Учитель. Эта песня относится к старинной солдатской или к современной?
Дети. К современной песне.
Учитель. Жанр песни “Шёл ленинградский паренёк” - современная солдатская песня.
Разучивание песни – 2 куплетов
(Проговаривание в ритме текста, работа над кантиленой, четкой дикцией)
С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский”
Хор “Вставайте, люди русские”
Слушание. (Приложение №3)
Учитель. В годы Великой Отечественной войны звучала и такая музыка. Народная это или композиторская музыка.
Дети. Это композиторская музыка. Смешенный хор звучал в сопровождении симфонического оркестра.
Учитель. Сочинил это произведение композитор С.С. Прокофьев. (Рисунок №7)
Кантата “Александр Невский” хор “Вставайте, люди русские”.
(Объяснение жанра кантата)
Учитель. Похожа мелодия этого хора на русскую народную песню?
Дети. Похожа. Мелодия протяжная, поет хор, поочередное звучание мужских и женских голосов, мелодические повторы, распевы, название по 1-ой строчке.
Учитель. Изменяется ли характер музыки?
Дети. Изменяется. Маршевый характер музыки в начале и конце хора, а в середине песенный, мелодия протяжная.
Учитель. Сначала музыка была сочинена к кинофильму “Александр Невский”, который был популярен в годы Великой Отечественной войны, а позднее С.С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Получилась кантата “Александр Невский”
Учитель. Александр Невский (Рисунок №8) – защитник – защитник земли русской, полководец. Более 7 веков назад немцы – крестоносцы напали на русскую землю. Князь Александр Невский заявил: “Кто на Русь с мечом пойдет, тот от меча и погибнет”
Учитель. Почему в годы Великой Отечественной войны звучал хор?
Дети. Поется о защитниках земли Русской.
Учащимся раздаётся текст.
Вокально-хоровая работа.
На словах “Вставайте, люди русские” Дети поют все вместе, на словах “На Руси родной” вступают девочки, а потом подхватывают мальчики.
Затем исполнение вместе с хором в записи.
Вывод:
1. На уроке прозвучала музыка народная и композиторская; 2. Познакомились с жанрами русской народной песни: революционная песня и современная солдатская песня.
Выход . Дети выходят из класса под песню “Смело товарищи в ногу” (Приложение №1)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация по музыке по теме "Музыка моего народа"
Музыка моего народа
Музыка народная и композиторская
Учитель Музыки
Секисова Людмила Николаевна
песни
- Во поле береза стояла
- Калинка
- Уж как по мосту, мосточку
- Как родная меня мать
- Широка страна моя родная
- Сурок
- Скворушка прощается
- Наш край
Народные
Композиторские
Народная песня
Народные песни слагались в далекое от нас время, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ, музыкально-грамотных людей.
Песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на самодельных музыкальных инструментах. В этих песнях – картины народной жизни: о крепостном праве, бурлаках, о тяжести крестьянского труда, но каким бы тяжелым он ни был, люди не жаловались на труд.
Больше всего трудовых песен создавалось на Волге, Каме, Дону. В них работные люди призывали своих товарищей преодолевать трудности:
Да вы, ребята, бери дружно,
Тащить сваюшку нам нужно!
Да вы, ребята, не робейте,
Свою силу не жалейте!
Композиторская песня
- Позже, когда стали появляться грамотные люди, композиторские песни, в отличие от народных, сочинялись и сочиняются профессиональными музыкантами, а стихи сочиняли поэты. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи, а кто музыку. Очень часто композиторские песни по- своему характеру бывают похожи на народные. Такие песни, мы говорим, написаны в народном духе, в народном характере. Их трудно отличить от народных.
Тест 1.
Какая из этих песен народная:
a) Солдатушки - бравы ребятушки
b) Скворушка прощается
c) Любитель – рыболов
Тест: 2.
Народные песни сочиняли:
а)Обученные музыканты
b) Музыкально неграмотные люди
c) Писатели
Тест: 3.
Если вы сочинили песню, то она:
b) Композиторская
c) Зарубежная
Тест: 4.
Народные песни исполняет эстрадная группа:
b) Золотое кольцо
c) Блестящие
«Во поле береза стояла»
Русская народная песня
1.Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли-люли, стояла .
2.Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли-люли, заломати .
3.Я пойду, пойду, погуляю
Белую березу заломаю
Люли-люли, заломаю.
4.Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка
Люли-люли, три гудочка.
5.Стану я на дудочке играти,
А ребята стануть подпевати
Люли-люли, подпевати .
Вопросы к песне
- Определите характер песни?
-О чем говорится в песне?
- Известен ли автор песни?
-Какие слова в этой песне придают ей игривость?
Домашнее задание:
Найти в Интернете 5 народных и
5 композиторских песен.
Обобщение темы и итог урока
- С чем мы познакомились сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали о музыке в сети Интернет?
- Кто по вашему мнению хорошо работал на уроке?
- Давайте все вместе поставим каждому оценку за урок.
videouroki.net
"Народная музыка в творчестве русских композиторов" Из опыта работы учителя музыки
Статья ""Народная музыка в творчестве русских композиторов" Из опыта работы учителя музыки"
Трушина Светлана Юрьевна Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка "Народная музыка в творчестве русских композиторов" Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах. Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии, а главные признаки русской народной песни «проникают» во всё творчество русских композиторов. Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом . Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни . Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества. История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М.И. Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов. На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают русские народные песни , танцы , сами исполняют обрядовые песни , частушки. Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности. В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий . В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»). Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина , который продолжал традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..». Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодии спокойные и плавные , очень образно изобразил врага - войско половцев – «Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими . «А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» - получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема - интересная и запоминающая . Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» . В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью) Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням. В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы». М. Мусоргский опера «Хованщина» - в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни. С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица». В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах . Кф «Мы из будущего» М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей» Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.Использованный источники: 1. http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo 2. http://www.reffine.com/referatshow
www.uchportfolio.ru
Конспект урока музыки по теме:" Музыка народная и композиторская"
Урок музыки в 4 классе
«Музыка народная и композиторская»
Учитель музыки Дьяконенко Л. В.
Тема урока: «Музыка народная и композиторская»
Задачи:
Образовательные: знакомятся с музыкой народной и композиторской; знакомятся с тематикой и многообразием русских народных песен.
Развивающие:развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; уметь различать музыку народную и композиторскую; развивать творческие способности.
Воспитательные:прививать любовь к русской песне; воспитывать патриотизм.
Тип урока: усвоение нового материала.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор, портреты композиторов, презентация.
Технологическая карта урока
II.Актуализация знаний.Мотивация к учебной деятельности.
Озвучивает тему и задачи урока.
Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- применю свои знания на практике
Личностные: самоопределение.
III.Изучение новой темы.
История русской народной песни.
Слушание музыки.
Исполнение песни.
Краткая запись в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
Исполняют песню
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: усвоение нового материала.
IV.Динамическая пауза.
Учитель предлагает выполнить движения под музыку.
Ученики выполняют движения под музыку.
Двигательная активность. Снятие физического напряжения.
V. Закрепление материала.
Первичное обобщение. Работа с тестом.
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные: логическая цепь рассуждений.
VI.Итог урока.
Делает вывод.
Обобщение знаний.
Познавательные.
VII. Рефлексия.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Выставляет оценки с комментированием.
Ученики заканчивают предложения.
Развитие коммуникативных навыков.
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, интересов.
VIII. Домашнее задание
Дает комментарий к домашнему заданию.
Записывают задание.
Индивидуальный выбор учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, кто такой композитор? С какими композиторами мы уже познакомились? Что такое устное народное творчество? Каким образом до нас дошли народные песни? Кто из вас знает народные песни? Как вы думаете, как будет называться наш урок? (ответы детей)
3.Изучение новой темы
Учитель: Давайте исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Исполнение песни под аккомпанемент бубнов и трещеток.
Учитель:Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными художественными достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.
Народная песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его национальный характер, мировоззрение.
Народная песня – самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецки й задор.
Учитель:А сейчас посмотрите на экран. Русские народные песни имеют свою тематику. Они бывают трудовые, лирические, военные, революционные, обрядовые. Сейчас вы по фрагментам песен постарайтесь определить их тематику и внесите данные в таблицу.
Звучат фрагменты песен: «Дубинушка», Матушка, что во поле пыльно», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Ой, мороз, мороз».
- Но мы знакомились с вами и с веселыми, озорными, даже разудалыми мелодиями.
Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, а вы скажите мне, какие музыкальные инструменты здесь звучали. Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Звучит русская народная песня «Коробейники» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- Какие инструменты звучали?
-Везде ли одинакова была музыка?
-Что такое вариация? Вариации (от латинского variation – изменение), тема с вариациями. Это музыкальное произведение, в котором темп излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.
- А теперь прослушаем музыкальный фрагмент, вспомните и назовите мне его? Кто автор?
(С Прокофьев Кантата «Александр Невский»)
-Какая это музыка? Народная или композиторская?
- Кто такой Александр Невский? (ответы детей)
- Кого мы называем патриотами, героями? (людей, сражающихся за свою землю, свою Отчизну).
Давайте исполним песню «Орленок» музыка В. Белого, слова Я. Шведова
Исполнение песни «Орленок»
Учитель: Вторую жизнь песня приобрела в годы Великой Отечественной войны. Особенно широкое распространение песня получила среди партизан. В партизанских отрядах она была паролем и отрядной песней. Многие комсомольцы-разведчики, бойцы Красной Армии и партизанских отрядов повторили подвиг героев песни,многих из них в отрядах так и звали – Орленок.
Для поддержания боевого духа бойцов Красной Армии во время войны в 1943 году тиражом в 25 тысяч экземпляров в войска была разослана книжечка с песней «Орленок».
4.Динамическая пауза. Дети под фонограмму «Звуки природы» выполняют упражнения:
Есть на свете дивный лес,в нем полным-полно чудес,
Рыбки по небу летают,и в озерко все ныряют.
Ну а бабочки в прудуразыгрались в «чехарду».
5.Закрепление материала.
Работа с тестом.
1. Какие «киты» существуют в музыке?
А) песня, марш, полькаБ) песня, танец, вальсВ) песня, танец, марш
2. Что такое песня?А) музыка, под которую танцуютБ) музыка, под которую маршируютВ) музыка, под которую поют
3. Из чего состоит песня?
А) слова и мелодия;Б) слова, мелодия и музыка;В) мелодия и музыка.
4. Какая бывает музыка?
А) народная и фольклорнаяБ) народная и композиторскаяВ) композиторская и фольклорная
5. Что значит «народная музыка»?
А) музыка, которую создает народБ) музыка, которую создает композитор
В) музыка, которую создает и народ и композитор
6. На какие голоса подразделяется мужской хор?
А) тенор, бас, сопрано; Б) альт, баритон, бас;В) тенор, баритон, бас.
7. Что такое «смешанный хор»?
А) хор, в котором поют только мужчиныБ) хор, в котором поют только женщины
В) хор, в котором поют и мужчины, и женщины, и дети
8. Трехчастная форма – это…
А) форма, состоящая из одной части без изменения характера
Б) форма, состоящая из двух частей разного характера
В) форма, состоящая из трех частей, где первая и третья части одинаковы, а вторая часть имеет другой характер
9. Форма, основанная на одной и той же мелодии, которая варьируется и видоизменяется?
А) вариацииБ) рондоВ) трехчастная
10. К какому народу принадлежит композитор В. А. Моцарт?
А) русскийБ) австрийскийВ) немецкий
- В чём отличие народных песен от композиторских? (ународных песен нет автора, он остался неизвестным) Народные песни передавались устно из поколения в поколение, до тех пор, пока не стали издаваться сборники народных песен.
- Может ли композиторская и народная музыка выражать настроение, характер, мысли человека? (Да, может. Поэтому она бывает разной: медленной, быстрой, задумчивой, серьёзной, весёлой и т. д.)
6. Итог урока
Вывод: На уроке прозвучала музыка народная и композиторская.
Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Традиции, идущие от Шаляпина, Плевицкой, Руслановой и других выдающихся исполнителей русской народной песни, сегодня продолжают Татьяна Петрова, Светлана Копылова, Елена Сапогова, Евгений Бунтов и многие исполнители, бережно сохраняющие традиции русской народной песни, которая действительно является воплощением души народа, неотъемлемым элементом нашей духовной культуры.
7. Рефлексия.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
8. Домашнее задание: привести примеры композиторских и народных песен.
infourok.ru
Конспект урока музыки по теме: Музыка народная и композиторская
Урок музыки в 4 классе
«Музыка народная и композиторская»
Учитель музыки Дьяконенко Л. В.
Тема урока: «Музыка народная и композиторская»
Задачи:
Образовательные: знакомятся с музыкой народной и композиторской; знакомятся с тематикой и многообразием русских народных песен.
Развивающие:развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; уметь различать музыку народную и композиторскую; развивать творческие способности.
Воспитательные:прививать любовь к русской песне; воспитывать патриотизм.
Тип урока: усвоение нового материала.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор, портреты композиторов, презентация.
Технологическая карта урока
II.Актуализация знаний.
Мотивация к учебной деятельности.
Озвучивает тему и задачи урока.
Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- применю свои знания на практике
Личностные: самоопределение.
III.Изучение новой темы.
История русской народной песни.
Слушание музыки.
Исполнение песни.
Краткая запись в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
Исполняют песню
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: усвоение нового материала.
IV.Динамическая пауза.
Учитель предлагает выполнить движения под музыку.
Ученики выполняют движения под музыку.
Двигательная активность. Снятие физического напряжения.
V. Закрепление материала.
Первичное обобщение. Работа с тестом.
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные: логическая цепь рассуждений.
VI.Итог урока.
Делает вывод.
Обобщение знаний.
Познавательные.
VII. Рефлексия.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Выставляет оценки с комментированием.
Ученики заканчивают предложения.
Развитие коммуникативных навыков.
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, интересов.
VIII. Домашнее задание
Дает комментарий к домашнему заданию.
Записывают задание.
Индивидуальный выбор учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, кто такой композитор? С какими композиторами мы уже познакомились? Что такое устное народное творчество? Каким образом до нас дошли народные песни? Кто из вас знает народные песни? Как вы думаете, как будет называться наш урок? (ответы детей)
3.Изучение новой темы
Учитель: Давайте исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Исполнение песни под аккомпанемент бубнов и трещеток.
Учитель:Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными художественными достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.
Народная песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его национальный характер, мировоззрение.
Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецки й задор.
Учитель:А сейчас посмотрите на экран. Русские народные песни имеют свою тематику. Они бывают трудовые, лирические, военные, революционные, обрядовые. Сейчас вы по фрагментам песен постарайтесь определить их тематику и внесите данные в таблицу.
Звучат фрагменты песен: «Дубинушка», Матушка, что во поле пыльно», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Ой, мороз, мороз».
- Но мы знакомились с вами и с веселыми, озорными, даже разудалыми мелодиями.
Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, а вы скажите мне, какие музыкальные инструменты здесь звучали. Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Звучит русская народная песня «Коробейники» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
</ - Какие инструменты звучали?
-Везде ли одинакова была музыка?
-Что такое вариация? Вариации (от латинского variation - изменение), тема с вариациями. Это музыкальное произведение, в котором темп излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.
- А теперь прослушаем музыкальный фрагмент, вспомните и назовите мне его? Кто автор?
(С Прокофьев Кантата «Александр Невский»)
-Какая это музыка? Народная или композиторская?
- Кто такой Александр Невский? (ответы детей)
- Кого мы называем патриотами, героями? (людей, сражающихся за свою землю, свою Отчизну).
Давайте исполним песню «Орленок» музыка В. Белого, слова Я. Шведова
Исполнение песни «Орленок»
Учитель: Вторую жизнь песня приобрела в годы Великой Отечественной войны. Особенно широкое распространение песня получила среди партизан. В партизанских отрядах она была паролем и отрядной песней. Многие комсомольцы-разведчики, бойцы Красной Армии и партизанских отрядов повторили подвиг героев песни,многих из них в отрядах так и звали - Орленок.
Для поддержания боевого духа бойцов Красной Армии во время войны в 1943 году тиражом в 25 тысяч экземпляров в войска была разослана книжечка с песней «Орленок».
4.Динамическая пауза. Дети под фонограмму «Звуки природы» выполняют упражнения:
Есть на свете дивный лес,в нем полным-полно чудес,
Рыбки по небу летают,и в озерко все ныряют.
Ну а бабочки в прудуразыгрались в «чехарду».
5.Закрепление материала.
Работа с тестом.
1. Какие «киты» существуют в музыке?
А) песня, марш, полькаБ) песня, танец, вальсВ) песня, танец, марш
2. Что такое песня?А) музыка, под которую танцуютБ) музыка, под которую маршируютВ) музыка, под которую поют
3. Из чего состоит песня?
А) слова и мелодия;Б) слова, мелодия и музыка;В) мелодия и музыка.
4. Какая бывает музыка?
А) народная и фольклорнаяБ) народная и композиторскаяВ) композиторская и фольклорная
5. Что значит «народная музыка»?
А) музыка, которую создает народБ) музыка, которую создает композитор
В) музыка, которую создает и народ и композитор
6. На какие голоса подразделяется мужской хор?
А) тенор, бас, сопрано; Б) альт, баритон, бас;В) тенор, баритон, бас.
7. Что такое «смешанный хор»?
А) хор, в котором поют только мужчиныБ) хор, в котором поют только женщины
В) хор, в котором поют и мужчины, и женщины, и дети
8. Трехчастная форма - это…
А) форма, состоящая из одной части без изменения характера
Б) форма, состоящая из двух частей разного характера
В) форма, состоящая из трех частей, где первая и третья части одинаковы, а вторая часть имеет другой характер
9. Форма, основанная на одной и той же мелодии, которая варьируется и видоизменяется?
А) вариацииБ) рондоВ) трехчастная
10. К какому народу принадлежит композитор В. А. Моцарт?
А) русскийБ) австрийскийВ) немецкий
- В чём отличие народных песен от композиторских? (ународных песен нет автора, он остался неизвестным) Народные песни передавались устно из поколения в поколение, до тех пор, пока не стали издаваться сборники народных песен.
- Может ли композиторская и народная музыка выражать настроение, характер, мысли человека? (Да, может. Поэтому она бывает разной: медленной, быстрой, задумчивой, серьёзной, весёлой и т. д.)
6. Итог урока
Вывод: На уроке прозвучала музыка народная и композиторская.
Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Традиции, идущие от Шаляпина, Плевицкой, Руслановой и других выдающихся исполнителей русской народной песни, сегодня продолжают Татьяна Петрова, Светлана Копылова, Елена Сапогова, Евгений Бунтов и многие исполнители, бережно сохраняющие традиции русской народной песни, которая действительно является воплощением души народа, неотъемлемым элементом нашей духовной культуры.
7. Рефлексия.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
-
солнышко;
-
солнышко с тучкой;
-
тучку;
-
тучку с дождиком;
-
тучку с молнией.
8. Домашнее задание: привести примеры композиторских и народных песен.
botana.cc
"Героико-патриотическая тематика в народной и композиторской музыке"
Разделы: Музыка
Цели: выявить сходство между народной и композиторской музыкой, познакомить с новым понятием в музыке «кантата», развитие познавательной активности в процессе разучивания тем хора «Вставайте, люди русские», воспитание чувства гордости за свой народ и его героев.
Оборудование: плакат со словами «Солдатушки, бравы ребятушки», грамзапись хора «Вставайте, люди русские», плакат со словами первой и второй темы хора, фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский», видеофильм «Александр Невский».
Ход урока.
В тяжкие времена – каждый воин. Никто не избежит выбора. Каждый несет в себе Знамя своего Народа.
Русский свободный стих Михаил Орлов (1978)
Учитель: Здравствуйте, ребята! На уроках в этом году мы разучивали и слушали русскую народную музыку и композиторскую. Какую песню солдатскую мы с вами учили?
Д: «Солдатушки, бравы ребятушки». Это русская народная песня.
Учитель: Как мы её исполним, в каком характере?
Д: Бодро, задорно, в маршевом характере.
Учитель: Задорный, шутливый характер (наши сестры – пики, сабли востры…) лишь на поверхности, помогающий дружно шагать в ногу. А в каких же словах скрыт главный смысл песни?
Д: «Наша слава – русская держава…»
(Исполняется русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»)
Учитель: Ребята, а эта песня когда была написана – в наше время или в далекие времена?
Д: Это старая песня, когда у солдат были пики и сабли…
Учитель: Так почему же песню солдат, которые служили в царской армии, мы поем сейчас (в наше время)?
Д: Вспоминаем героев, прошлое; славим отчизну, как и в прошлые времена.
Учитель: Послушайте внимательно вот эту музыку, что вы почувствуете в ней (название не говорить).
(Хор из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева «Вставайте, люди русские» - 1 тема)
Д: Музыка решительная, героическая, призывная – слова «вставайте, люди русские»; в начале звучит колокол.
Учитель: Как звучал колокол?
Д: Тревожно, как будто что-то случилось.
Учитель: Правильно, колокол звучит как набат (пояснить, что такое набат). Кто исполняет эту музыку?
Д: Хор.
Учитель: А как вы думаете, почему не один человек (солист)?
Дети отвечают.
Разучивание первой темы.
Учитель: Послушаем дальше, изменится ли характер музыки.
Хор: «Вставайте, люди русские» - 2 тема
Д: Характер изменился, музыка звучит певуче, плавно, мягко, нежно.
На доску вывешивается плакат со словами.
Учитель: Как вы думаете, почему изменился характер?
Д: В начале музыка маршевая, призывающая на бой с врагами, а в этой части говорится о родной земле, о Руси.
Разучивание второй темы, слушание хора еще раз.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, это народная музыка или композиторская?
Дети отвечают.
Учитель: Эта музыка написана «в народном духе» композитором С.Прокофьевым (показать портрет). И первоначально она была написана к кинофильму известного режиссера С.Эйзенштейна о великом князе и полководце земли русской (показать фрагмент триптиха П.Корина «Александр Невский»). Знаком ли вам этот герой?
Дети хором отвечают, рассказывают о Невском.
Учитель: Фильм был создан в 1938 году. Это было время, когда угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Позднее в 1939 г. С.Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский». Прозвучало новое слово – кантата. Это крупное произведение для солистов, а еще кто там участвует? Дети подсказывают – хор и оркестр. Все ее части, хоть и разные по характеру, подчинены общей теме произведения, которое обычно посвящается какому–нибудь торжественному и важному событию. И фильм, и кантата прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».
Учитель: Сегодня мы вспомнили солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и познакомились с хором из кантаты композитора Сергея Прокофьева. Есть ли что-нибудь общего в этих произведениях?
Дети отвечают.
Учитель: И народ и композитор с любовью относятся к родной земле, воспевают подвиги своих героев. И народ и композитор создают музыку, способную поднять народ для защиты Родины, усилить веру в победу.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai