Сильные литературные герои: мужские персонажи. Часть первая. Литературные герои сильные духом


Сильные литературные герои: мужские персонажи. Часть первая

Совершенно не собиралась писать статью на эту тему, но однажды читательница в теме «Свободный микрофон» спросила, что я вкладываю в понятие «сильный литературный герой». Я ответила кратко. Тема ведь на самом деле неисчерпаемая… После «болела» этим вопросом, снова и снова возвращаясь к нему в мыслях, перекатывая на языке, словно косточку от вишни, и в итоге решила, что он заслуживает отдельного поста. Всё, как обычно: жизнь любит создавать ситуации, демонстрирующие, насколько, на самом деле, иллюзорен контроль над происходящим. Я планирую одно, но происходит целая череда событий, и выясняется, что всё, что я могу, это работать с тем, что есть на данный момент. В частности, над этим постом.

Сильный литературный герой… Настоящий мужчина, о котором «хотя бы в книгах почитать». Сознательно сейчас не касаюсь темы сильных героинь, иначе уйду в дебри сравнений и противопоставлений, и в итоге будет много букв ни о чём.

В моём понимании, «настоящий мужчина» из книги не слишком разительно отличается от «настоящего мужчины» в жизни. Такого, который вместо долгих и красивых разглагольствований о том, как он сейчас пойдёт и спасёт мир/кошку с дерева/кран от протекания (нужное подчеркнуть) сделает это молча, без лишнего рисования и самолюбования, мол, гордитесь все и смотрите, как я неимоверно крут. Крутость ведь совсем не в том, чтобы кричать о ней на всех углах. К тому же, определение «настоящий мужчина» часто тождественно понятию «мужчина с твёрдым характером». Сильный, волевой, тот самый, который «пришёл, увидел, победил», «мужик сказал — мужик сделал», и если уж дал слово, то сделает всё возможное и невозможное, чтобы его сдержать. Иначе — зачем?

Если говорить более детально, на мой взгляд, сильный персонаж должен соответствовать нескольким критериям. Да, где-то баланс может быть слегка смещён, но не критично.

1)   Равнодушие к чужим оценкам. Сильной личности плевать с самой высокой колокольни, что о нём и его действиях думают всякие посторонние окружающие граждане, враги, чужие друзья, духовные практики с вершин местных гор и даже особы королевских кровей. Не потому, что он такая бесчувственная скотина, а потому, что он считает ненужным тратить время на бесконечный анализ того, что о нём думают другие. Или принимайте меня таким, как есть, или принимайте успокоительные, чтобы принять меня таким, как я есть. Точка.

И я сейчас говорю не о напрочь упоротом эгоисте, неспособном на компромиссы. Сильный мужчина учитывает мнение своего личного близкого круга, но ответственность за решения полностью принимает на себя. Потому что он — ведущий. И у него реально нет времени на то, чтобы загоняться вопросом «А что же будет говорить княгиня Марья Алексевна?»

2)   Уважение к женщине. Да, у меня очень серьёзный пунктик по этому поводу. Если мужчина решает свои личные проблемы за счёт женщины, более того, обвиняет её в своих слабостях, из разряда мужиков он однозначно перекочёвывает в раздел мычащих английских уток. И яйценосцев. Насильники сюда же. И не надо рассказывать о том, что если героине понравилось, это не насилие. Одним из признаков насилия является отсутствие согласия женщины на половой акт. То есть, если героиня чётко и внятно сказала «не хочу», а герой всё равно её поимел, пусть даже в итоге она получила удовольствие, это всё равно изнасилование. И об этом вам скажет любой юрист.

3)   Стальные нервы и чёткое распознавание провокаций. Возможно, это прозвучит грубо, но у настоящего мужика яйца по определению крепче, чем у любой женщины, даже с самым независимым характером. Даже у мэрисьюшки. Хотя бы потому, что они у него в принципе есть, ага. Демонстративно-обиженное молчание из серии: «Угадай-ка, на что я обиделась» и попытки манипулирования а-ля «Если ты не принесёшь мне хрустальные черевички/звезду с неба/голову Юлия Цезаря/апрельские тезисы, то никакого интиму/я от тебя уйду/ты не мужик/ и так далее» обречены на провал. Он на такое не ведётся.

4)   Последовательность. Нет, серьёзно. Если вы изначально заявили героя как властную и жестокую личность, вырубленную из цельного куска гранита, пожалуйста, не надо превращать его в дрожащее розово-сопливое желе, как только героиня снимет перед ним лифчик. И если вы изначально говорите читателю о том, что герой наделён властью и несёт ответственность не только за себя, и по заданным условиям он не может всё это просто так похе... гхм, отбросить, задумайтесь: с какого перепугу он вдруг решит, что его личные хотелки выше долга?

Вторая часть будет позже. А пока традиционно приглашаю всех желающих порассуждать на заданную тему. Флуд возможен, я комментарии, которые чем-то не угодили моей левой пятке, не удаляю : )

Обновление: 16.02.2017, 20:35 1020 просмотров | 45 комментариев | 4 в избранном

prodaman.ru

10 героев русской литературы - ЭкспертРУ

Они настоящие герои. Не просто персонажи книг, а именно герои: они борются со злом. И даже если не побеждают, в них воплощаются представления эпохи о том, что такое хорошо и что такое плохо. Меняются взгляды на справедливость и добро, враги принимают новые обличья, но, несмотря на все условности и непостоянство правил игры, даже в нашу ироничную эпоху появляются книги о тех, кто воюет с несправедливостью. Конечно, вчерашние герои могут выглядеть сегодня комично. Но ведь то же самое может завтра про­изойти и с героями нашего времени.

1. Илья Муромец

Былины об Илье Муромце

Герой Илья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Автор. Русский народ

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит.  Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,

…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник — он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

2. Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум — первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Автор. Сам протопоп Аввакум, один из родоначальников автобиографического жанра в русской литературе.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» — Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума. 

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

3. Тарас Бульба 

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Автор. Николай Васильевич Гоголь

Год создания.  Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана — но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель — убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете — 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом.  С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

4. Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой.  Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками — с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Автор. Михаил Юрьевич Лермонтов

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

С каким результатом.

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася».

Но зато и Кирибеевича закопали.

Против чего борется. Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» — то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка.

5. Данко «Старуха Изергиль»

Герой Данко. Биография неизвестна.

«Жили на свете в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди… Данко — один из тех людей…»

Автор. Максим Горький

Год создания. Новелла «Старуха Изергиль» впервые напечатана в «Самарской газете» в 1895 году.

В чем суть. Данко — плод неудержимой фантазии той самой старухи Изергиль, чьим именем названа новелла Горького. Знойная бессарабская старуха с богатым прошлым рассказывает красивую легенду: во времена оны произошел передел собственности — случились разборки между двумя племенами. Не пожелав оставаться на оккупированной территории, одно из племен ушло в лес, но там у народа случилась массовая депрессия, ибо «ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». В критический момент Данко не позволил своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предложил следовать за ним — в неизвестном направлении.

Как выглядит. «Данко… молодой красавец. Красивые — всегда смелы».

За что борется. Поди знай. За то, чтобы выбраться из леса и тем самым обеспечить своему народу свободу. Где гарантии, что свобода именно там, где закончится лес, непонятно.

Способ борьбы. Неприятная физиологическая операция, свидетельствующая о мазохическом складе личности. Саморасчленение.

С каким результатом. С двойственным. Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным организмом даром не проходит. Благодарности за свой подвиг герой не получил: его собственноручно вырванное из груди сердце было растоптано чьим-то бессердечным каблуком.

Против чего борется. Против коллаборационизма, соглашательства и низкопоклонства перед завоевателями.

6. Полковник Исаев (Штирлиц)    

Корпус текстов, от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя», важнейший из романов — «Семнадцать мгновений весны»

Герой. Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, он же Эстилиц, Бользен, Брунн. Сотрудник пресс-службы правительства Колчака, чекист-подпольщик, разведчик, профессор истории, разоблачающий заговор последователей нацизма.

Автор. Юлиан Семенов

Годы создания. Романы о полковнике Исаеве создавались на протяжении 24 лет — с 1965 по 1989 год.

В чем суть. В 1921 году чекист Владимиров освобождает Дальний Восток от остатков Белой армии. В 1927-м его решают направить в Европу — именно тогда рождается легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице. В 1944 году он спасает Краков от уничтожения, помогая группе майора Вихря. В самом конце войны ему поручена важнейшая миссия — срыв сепаратных переговоров Германии с Западом. В Берлине герой вершит свое нелегкое дело, попутно спасая радистку Кэт, конец войны уже близок, и Третий рейх рушится под песню Марики Рекк «Семнадцать мгновений апреля». В 1945 году Штирлицу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как выглядит. Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

За что борется. За победу коммунизма. Неприятно себе в этом признаваться, но в некоторых ситуациях — за родину, за Сталина.

Способ борьбы. Разведка и шпионаж, местами дедуктивный метод, смекалка, сноровка-маскировка.

С каким результатом. С одной стороны, он спасает всех, кто в этом нуждается, и успешно ведет подрывную деятельность; выявляет законспирированные агентурные сети и побеждает главного врага — шефа гестапо Мюллера. Однако Советская страна, за честь и победу которой он борется, благодарит своего героя по-своему: в 1947 году его, только что прибывшего в Союз на советском теплоходе, арестовывают, и по распоряжению Сталина расстреливают его жену и сына. Штирлиц выходит из тюрьмы только после смерти Берии.

Против чего борется. Против белых, испанских фашистов, германских нацистов и всех врагов СССР.

7. Николай Степанович Гумилев «Посмотри в глаза чудовищ»

Герой Николай Степанович Гумилев, поэт-символист, супермен, конкистадор, член ордена Пятый Рим, вершитель советской истории и бесстрашный уничтожитель драконов.

Авторы. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский

Год создания. 1997

В чем суть. Николай Гумилев не был расстрелян в 1921 году в застенках ЧК. От расстрела он был спасен Яковом Вильгельмовичем (или Джеймсом Уильямом Брюсом), представителем тайного ордена Пятый Рим, созданного еще в XIII веке. Обретя дар бессмертия и могущества, Гумилев шагает по истории XX века, щедро оставляя в ней свои следы. Укладывает в постель Мэрилин Монро, попутно строя куры Агате Кристи, дает ценные советы Яну Флемингу, по вздорности характера затевает дуэль с Маяковским и, бросив в Лубянском проезде его хладный труп, бежит, предоставив милиции и литературоведам сочинить версию самоубийства. Принимает участие в съезде писателей и подсаживается на ксерион — магическую дурь на основе драконьей крови, которая дарит членам ордена бессмертие. Все бы ничего — проблемы начинаются позже, когда злые драконьи силы начинают угрожать не только миру вообще, но семейству Гумилева: жене Аннушке и сыну Степе.

Как выглядит. Авторы не сочли нужным сильно менять внешность поэта, известную нам по портретам. Очень коротко стрижен. Глядит пронзительно. Периодически ходит в оленьей дохе.

За что борется. Сначала за добро и красоту, потом ему становится уже не до высоких идей — он просто спасает жену и сына.

Способ борьбы. Гумилев участвует в немыслимом количестве битв и сражений, владеет приемами рукопашного боя и всеми видами огнестрельного оружия. Правда, для достижения особой ловкости рук, бесстрашия, всесилия, неуязвимости и даже бессмертия ему приходится закидываться ксерионом.

С каким результатом. Этого не знает никто. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» обрывается, так и не дав ответа на этот животрепещущий вопрос. Все продолжения романа (и «Гиперборейская чума», и «Марш экклезиастов»), во-первых, куда в меньшей степени признаны поклонниками Лазарчука — Успенского, а во-вторых, и это самое важное, тоже не предлагают читателю разгадки.

Против чего борется.  Узнав о реальных причинах бедствий, обрушившихся на мир в XX столетии, он борется прежде всего с этими напастями. Другими словами — с цивилизацией злобных ящеров.

8. Василий Теркин

«Василий Теркин»

Герой. Василий Теркин, рядовой запаса, пехотинец. Родом из-под Смоленска. Холост, детей нет. Имеет награду по совокупности подвигов.

Автор. Александр Трифонович Твардовский (не считая бесчисленных подражателей)

Годы создания. 1941–1945

В чем суть. Вопреки распространенному мнению потребность в таком герое появилась еще до Великой Отечественной войны. Твардовский придумал Теркина во время финской кампании, где он вместе с Пулькиными, Мушкиными, Протиркиными и другими персонажами газетных фельетонов сражался с белофиннами за Родину. Так что в 1941 год Теркин вошел уже опытным бойцом. К 1943-му Твардовский от своего непотопляемого героя устал и хотел было отправить его в отставку по ранению, но письма читателей вернули Теркина на фронт, где он провел еще два года, был контужен и трижды попадал в окружение, отвоевывал большие и малые высоты, вел бои в болотах, освобождал деревни, брал Берлин и даже говорил со Смертью. Его простоватое, но искрометное остроумие неизменно спасало его от врагов и цензоров, но вот девушек оно решительно не привлекало. Твардовский даже обратился к читательницам с призывом полюбить его героя — просто так, от сердца. Все-таки не обладают советские герои сноровкой Джеймса Бонда.

Как выглядит. Красотою наделен Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой — героем.

За что борется. За дело мира ради жизни на земле, то есть задача у него, как у любого солдата-освободи­теля, глобальная. Сам Теркин уверен, что воюет «за Россию, за народ/ И за все на свете», но иногда на всякий случай упоминает и советскую власть — как бы чего не вышло.

Способ борьбы. На войне, как известно, любые средства хороши, поэтому в ход идет все: танк, автомат, нож, деревянная ложка, кулаки, зубы, водка, сила убеждения, шутка, песня, гармошка…

С каким результатом . Несколько раз находился на волосок от смерти. Должен был получить медаль, но из-за опечатки в списке награда так и не нашла героя.

Зато его нашли подражатели: к концу войны практически в каждой роте был уже свой «Теркин», а в некоторых — и по два.

Против чего борется. Сначала против финнов, потом против фашистов, еще иногда против Смерти. На самом деле Теркин был призван бороться с депрессивными настроениями на фронте, что с успехом и делал. 

9. Анастасия Каменская

Серия детективов об Анастасии Каменской

Героиня. Настя Каменская, майор МУРа, лучший аналитик Петровки, гениальный оперативник, в манере мисс Марпл и Эркюля Пуаро расследующая тяжкие преступления.

Автор. Александра Маринина

Годы создания. 1992–2006

В чем суть.  Работа оперативника предполагает нелегкие будни (первое свидетельство тому — телесериал «Улицы разбитых фонарей»). Но Насте Каменской трудно носиться по городу и ловить бандитов в темных переулках: она ленива, слаба здоровьем и больше всего на свете любит покой. Из-за этого у нее периодически возникают сложности в отношениях с руководством. Только первый ее начальник и учитель по прозвищу Колобок верил в ее аналитические способности безгранично; прочим же приходится доказывать, что лучше всего она расследует кровавые преступления, сидя в кабинете, попивая кофе и анализируя, анализируя.

Как выглядит. Высокая худощавая блондинка, черты лица невыразительные. Никогда не пользуется косметикой, одежду предпочитает неброс­кую, удобную.

За что борется.  Определенно не за скромную милицейскую зарплату: зная пять иностранных языков и имея кое-какие связи, Настя может в любую минуту уйти с Петровки, но не делает этого. Выходит, борется за торжество правопорядка.

Способ борьбы.  Прежде всего аналитика. Но иногда Насте приходится изменять своим привычкам и самостоятельно выходить на тропу войны. В этом случае в ход идут актерские способности, искусство перевоплощения и женское обаяние.

С каким результатом. Чаще всего — с блестящим: преступники разоблачены, пойманы, наказаны. Но в редких случаях некоторым из них удается скрыться, и тогда Настя не спит ночами, курит одну сигарету за другой, сходит с ума и пытается примириться с несправедливостью жизни. Однако пока благополучных финалов явно больше.

Против чего борется. Против преступности.

10. Эраст Фандорин

Серия романов об Эрасте Фандорине

Герой. Эраст Петрович Фандорин, дворянин, сын мелко­го помещика, проигравшего фамильное состояние в карты. Начал карьеру в сыскной полиции в чине коллежского регистратора, успел побывать на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, послужить в дипломатическом корпусе в Японии и вызвать немилость Николая II. Дослужился до статского советника и ушел в отставку. Частный детектив и консультант при различных влиятельных персонах с 1892 года. Феноменально удачлив во всем, особенно в азартных играх. Холост. Имеет некоторое количество детей и других потомков.

Автор. Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)

Годы создания. 1998–2006

В чем суть. Рубеж XX–XXI веков вновь оказался эпохой, которая ищет себе героев в прошлом. Акунин нашел своего защитника слабых и угнетенных в галантном XIX столетии, но в той профессиональной сфере, которая становится особенно популярной именно сейчас, — в спецслужбах. Из всех стилизаторских начинаний Акунина Фандорин — самое обаятельное и потому живучее. Его биография начинается в 1856 году, действие последнего романа датируется 1905-м, а конец истории пока не написан, так что от Эраста Петровича всегда можно ждать новых свершений. Хотя Акунин, как ранее Твардовский, с 2000 года все порывается покончить со своим героем и написать про него последний роман. «Коронация» носит подзаголовок «Последний из романов»; написанные после нее «Любовник Смерти» и «Любовница смерти» издавались в качестве бонуса, но потом стало ясно, что так просто читатели Фандорина не отпустят. Нужен, нужен народу элегантный сыщик, знающий языки и пользующийся бешеным успехом у женщин. Не все же «Менты», в самом деле!

Как выглядит.  «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». После пережитого несчастья его облик приобретает интригующую дам деталь — седые виски.

За что борется. За просвещенную монархию, порядок и законность. Фандорин мечтает о новой России — облагороженной на японский манер, с твердо и разумно установленными законами и их скрупулезным исполнением. О России, не прошедшей через Русско-япон­скую и Первую мировую войну, революцию и войну гражданскую. То есть о России, которая могла бы быть, если бы у нас хватило удачи и здравого смысла ее построить.

Способ борьбы. Сочетание дедуктивного метода, приемов медитации и японских боевых искусств с почти мистической удачливостью. Кстати приходится и женская любовь, которой Фандорин пользуется во всех смыслах. 

С каким результатом. Как мы знаем, той России, о которой мечтает Фандорин, не случилось. Так что глобально он терпит сокрушительное поражение. Да и в мелочах тоже: те, кого он пытается спасти, чаще всего гибнут, а преступники так и не попадают за решетку (умирают, или откупаются от суда, или просто исчезают). Впрочем, сам Фандорин неизменно остается жив, как и надежда на финальное торжество справедливости.

Против чего борется. Против непросвещенной монархии, революционеров-бомбистов, нигилистов и общественно-политического хаоса, который в России может наступить в любой момент. По ходу дела ему приходится сражаться с бюрократией, коррупцией в высших эшелонах власти, дураками, дорогами и обыкновенными уголовниками.

Иллюстрации: Мария Соснина

expert.ru

10 книг о сильных личностях и преодолении трудностей

Хотите истории про сильную личность, про трудности и их преодоление? и все это с бизнес контекстом? Пожалуйста, вот список из 10 таких книг.
1. «Жизнь взаймы» Эрих Мария Ремарк
Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это — любовь на грани обреченности.   Это — роскошь на грани разорения. Это — веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего — нет. Смерть — не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..  
2. «Цветы для Элджернона» Дэниэл Киз
Сорок лет назад это считалось фантастикой. Сорок лет назад это читалось как фантастика. Исследующая и расширяющая границы жанра, жадно впитывающая всевозможные новейшие веяния, примеряющая общечеловеческое лицо, отважно игнорирующая каинову печать «жанрового гетто». Сейчас это воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности.  
3. «Дары волхвов» О. Генри
Замечательный короткий рассказ О'Генри. Его можно назвать бумажным антидепрессантом для любого возраста. Главные герои – любящая семейная пара. Накануне рождества у них совсем нет денег на подарки. Тогда Делла продает свои роскошные волосы и покупает мужу цепочку для его золотых часов. А Джим продает свои часы и покупает своей любимой набор гребней. Но это совсем не портит им праздника и наоборот показывает их преданность и любовь друг другу!10 Лучших книг
4. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес
«Сто лет одиночества» — культовый роман, вызвавший, по словам современников, «литературное землетрясение», принес своему автору необычайную популярность во всем мире. Зло ожесточившихся душ, потеря духовной связи с людьми и природой, деспотия, бюрократизм постепенно уничтожают нашу планету. Только в любви, доброте и милосердии автор видит спасение человечества. «Любовь — моя единственная идеология», — так считает один из самых знаменитых писателей современности, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес.  
5. «Над кукушкиным гнездом» Кен Кизи
Подобно многочисленным громким событиям, связанным с именем «веселого проказника» Кена Кизи, его первая книга «Над кукушкиным гнездом» (1962) произвела много шума в литературной жизни Америки. Кизи был признан талантливейшим писателем, а роман стал одним из главных произведений для битников и хиппи. «Над кукушкиным гнездом» — это грубое и опустошающе честное изображение границ между здравомыслием и безумием. «Если кто-нибудь захочет ощутить пульс нашего времени, пусть читает Кизи. И если все будет хорошо и не изменится порядок вещей, его будут читать и в следующем веке», — писали в газете «Лос-Анджелес Таймс». Действительно, и в наши дни книга продолжает жить и не теряет своей сумасшедшей популярности.  
6. «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу
Колин Маккалоу создала эту книгу — и навеки вписала свое имя в «золотой фонд» высокого любовного романа. Нора Галь перевела эту книгу на русский язык — и сделала читательницам нашей страны бесценный подарок. Читательницам, которые стали шить себе платья фасона «фокстрот» и цвета «пепел розы». Читательницам, которые искренне переживали радость, страсть и боль истории любви Мэгги Клири и Ральфа де Брикассара. Истории любви, не имеющей себе равных!..  
7. «Три товарища» Э.М. Ремарк
Роман `Три товарища` известного немецкого писателя Э.М.Ремарка рассказывает о трагической судьбе немецких солдат, вернувшихся с полей первой мировой войны, о так называемом `потерянном поколении`, разочаровавшемся в буржуазных ценностях и стремящемся найти опору во фронтовом товариществе, крепкой мужской дружбе и верной любви.  
8. «Белое на черном» Рубен Давид Гонсалес Гальего
Русский писатель, живущий в Мадриде, Рубен Давид Гонсалес Гальего, внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, в полной мере ощутил на своем личном опыте значение слов «коммунистическая мораль». Об этом опыте его блистательный литературный дебют — автобиографический роман в рассказах «Белое на черном», ставший сенсацией уже в журнальной публикации. Книга кому-то может показаться грустной, кому-то веселой. Одно безусловно: всем нам Рубен подарил уникальную возможность взглянуть на наш страшный, жестокий и прекрасный мир чуть-чуть добрее, светлее и радостней.  
9. «А зори здесь тихие… » Борис Васильев
Одно из наиболее искренних и проникновенных произведений о Великой Отечественной войне. Историю пятерых девушек-зенитчиц, во главе со своим командиром — старшиной Васковым — вступивших в неравный и смертельный бой с немецкими диверсантами, отличают психологическая достоверность и выразительная лаконичность авторского стиля, которые превращают рассказанный в повести фронтовой эпизод в высокую трагедию.  
10. «Я, которой не было» Майгулль Аксельссон
У этой девочки не было имени. Вернее, было сразу два. Отец называл ее Мари. Мать — Мэри. Друзья-вундеркинды — победители национального конкурса на лучшее сочинение на тему «Народовластие и будущее» — решили проблему, окрестив ее МэриМари. Но ни эти многообещающие подростки, каждый из которых сделал потом блестящую карьеру, ни все остальные так и не поняли, что у МэриМари не только имя двойное. Что она и в самом деле живет двойной жизнью. В одной своей ипостаси она — блестящая светская леди, занимающая в правительстве пост министра, в другой — преступница, отбывающая тюремный срок за убийство мужа. И все это время она ищет себя и свою любовь.

asinvest.ru

о том, как рождается настоящая личность

Книги о сильных людях всегда вдохновляют. Особенно, когда плохо и хочется опустить руки. Возможно чей-то чужой сильный дух, книжного или реального героя, даст вам сил.

1. «Пока я жива», Дженни Даунхэм

Для шестнадцатилетней девушки девиз «Нужно сейчас, пока я жива, все успеть!» - слишком серьезный и мудрый. Но, тем не менее, героиня не только составляет список желаемых дел, но и берется за их воплощение в жизнь. Вот где у кого поучиться! Роман с главной героиней показывает нам главное: жить здесь и сейчас, не откладывать что-то на потом, поскольку «потом» может не настать никогда, быть решительным и не бояться действовать.

2. «Жизнь взаймы», Эрих Мария Ремарк

Несмотря на то, что действия романа происходят после войны, в этом произведении отсутствует политическая составляющая. Главные герои – автогонщик Клерфэ и его любимая женщина. Лилиан смертельно больна туберкулезом, поэтому каждый новый день для нее – это подаренная ей вечность. Пара женится. Каково это, когда один из любящих стоит на краю пропасти, а другому без любимого человека жизнь не нужна?

Психологический роман, где точкой опоры, как и в других произведениях Ремарка, является только вечные чувства: любовь, дружба, взаимоподдержка.

3. «Белое на черном», Рубен Давид Гонсалес Гальего

Автор родился в 1968 году в кремлевской московской больнице. При рождении ему поставили диагноз ДЦП, его разлучили с матерью и отправили в детдом. Это внук вождя испанских коммунистов. Роман был переведен на многие языки мира, и был удостоен «Русского Букера», став лучшим романом 2003 года. Автор сполна хлебнул «коммунистической жизни», о чем и рассказал в автобиографическом романе. Собственно, это рассказы о жизни детей-инвалидов в Российских детдомах.

4. «Раковый корпус», Александр Солженицын

Произведения Нобелевского Лауреата 1970 года очень сильно повлияли на общественное сознание не только советских людей, но и всего мира. Помню, что после этого романа я с полгода не могла ничего читать – настолько мощное впечатление он произвел на меня.

По сути, «Раковый корпус» - это автобиографическое произведение, основанное на личном опыте автора, когда сам Александр Исаевич болел раком и лежал в больнице. Потрясающая вещь, очень рекомендую.

5. «Ангел для сестры», Джоди Пиколт

Страшно сказать, но Анну родили только для того, чтобы она стала донором для своей сестры, больной лейкемией. Каково это осознавать 13-летней девочке?! В свои годы ей пришлось перенести множество хирургических операций. По сути Анной постоянно жертвуют, и она понимает, что ее жизнь – это постоянная привязка к сестре. В один прекрасный момент девочка подает на своих родителей в суд…

6. «Как закалялась сталь», Николай Островский

Сколько советских людей было воспитано на этом патриотическом произведении! Образ знаменитого Павки Корчагина вобрал в себя все лучшее, что есть в человеке: любовь к отчизне, способность к самопожертвованию, честь, высокую мораль, преданность партии и народу. В романе отображены события гражданской войны в России, и послевоенное восстановление жизни, народного хозяйства, строительство нового общества – социалистического.

7. «Апрельская ведьма», Майгулль Аксельссон

Этот фантасмагоричный, волшебный роман-притча переведен на многие языки мира и удостоен специальной шведской литературной премии Августа. Главные героини – четыре женщины: доктор Кристина, физик Маргарет, алкоголичка Биргитта и Дезире. Их судьбы неожиданно переплелись и они стали друг для друга, буквально сестрами. Дезире – парализована и нема от рождения, но она особенная. Она – «апрельская ведьма», умеет постигать тайны Вселенной, летать сквозь пространство и время, проникая тем самым в судьбы своих нечаянных сестер.

8. «Последняя лекция», Рэнди Пауш

Ученый в компьютерной области, доктор философии Р. Пауш написал свою книгу, когда ему поставили диагноз «рак поджелудочной железы». Ему оставалось жить всего 2 года. За несколько месяцев до смерти он выступил со своей последней лекцией «Действительное достижение мечты вашего детства». Это книга – послание, наставление близким и друзьям о том, что нужно ценить каждое мгновение, жить сейчас, не застревать в рутине, не думать, что у каждого впереди масса времени. Паушу было всего 48 лет, когда он умер. Эта книга моментально стала бестселлером, повлияв на сознание масс.

9. «Скафандр и бабочка», Жан-Доминик Боби

В 44 года преуспевающий редактор издательства Боби перенес тяжелейший инсульт, в результате чего он был «заперт» в собственном теле. Все что было в движении у мужчины – это левый глаз. Скафандр – это его тело, бабочка – это ресницы единственного действующего органа и мысли. Именно этими ресницами автор и «надиктовал» книгу своему помощнику, создав свой собственный алфавит. Это послание всему миру и из мира, в котором кроме разума ничего не осталось. Книга стала бестселлером и отозвалась в сердцах миллионов читателей.

10. «Кандидат на выбраковку», Антон Борисов

Книгу о тяжелой жизни российского инвалида стоит прочесть каждому, тогда на ее фоне наши проблемы покажутся детским садом. Насколько сильным должен быть дух человека, чтобы любить мать, которая желает тебе только одного – смерти. Чтобы прощать сестру, которая бьет и отца, который стыдится тебя. Чтобы иметь силы ползти, когда уже не можешь встать. Чтобы терпеть бесконечную боль. Чтобы учиться писать левой рукой, когда сломана правая. Эту книгу нужно продавать в аптеке вместо антидепрессантов!

Елена Ангелина

Рассказать друзьям:

Подписаться на журнал:

Идет загрузка

miridei.com

Кто такие герои? Герои времени, литературные и другие герои

Ответим на вопрос: "Кто такие герои?" Начиная с ранних лет нашей жизни, мы слушаем рассказы о храбрых воинах, людях, совершивших подвиг, о спасавших человеческие жизни собаках и других животных. В нашем представлении герой - это храбрый, самоотверженный человек, который готов в любую минуту прийти на помощь. Им восхищаются, его восхваляют, о нем говорят... Вот кто такие герои, по мнению многих. Обычным людям до них далеко. Но так ли это?кто такой былинный герой

Герои - обычные люди

На самом деле герои по сути своей - люди обычные. Единственное, что отличает их от остальных - цель в жизни. У героя всегда цель жить ради других. Такие люди никогда не делают что-либо для себя. Они видят сущность человеческого бытия, страдания, проблемы нашего рода, им больно смотреть на безработицу, нищету, болезни, войны и голод. Вот кто они такие. Герои - люди, живущие среди нас, при определенных условиях и стремлении приблизиться к ним может каждый.

Отличительные черты героев

Герой славы не ищет. Она его находит сама. Он просто живет, как считает правильным, совесть его непоколебима и чиста. Героев далеко не всегда принимают и признают. У них всегда есть множество завистников, которые норовят их уничтожить или подставить. Однако они переживают все беды с улыбкой, не теряя веры в лучшее для всех нас. Итак, мы ответили на вопрос: "Кто такие герои?" Однако тема может быть раскрыта подробнее. Существуют различные типы героев. Предлагаем вам познакомиться с ними поближе.кто такой герой в литературе

Герои нашего времени

Как известно, каждая эпоха характеризуется своими героями. Кто такие герои времени, да и что такое "наше время" вообще? Гете однажды сказал устами Фауста о том, что дух времени - это "дух профессоров и их понятий". Возможно, действительно не существует времени с его духом, а есть только мы со своими мечтами и идеалами, представлениями, модой, мнениями и другим "культурным багажом", непостоянным и изменчивым. Мы, бредущие из прошлого в будущее за кем-то...

Героями нашего времени могут быть как конкретные личности, так и вымышленные персонажи, собирательные образы, которые появились благодаря литературе, кинематографу или фольклору. Например, Печорин был таким героем. Это образ, созданный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, человека с сильным внутренним миром, противостоящей серости общества яркой личности.

кто такие герои

Происхождение слова "герой"

Само слово "герой" пришло из Древней Греции. В переводе оно означает "хранитель", "защитник", связано этимологически с именем Геры, богини-покровительницы обетов и брака. Аналогичное понятие в латинском языке означает "хранить целое".

Мифологический герой, как правило, является сыном бессмертного отца и смертной матери. Типичный пример - Геракл. Он родился на земле и после многочисленных испытаний вернулся к своему бессмертному отцу, преодолев окончательно земную, смертную природу. Своими подвигами Геракл показал путь человечеству.

Вот кто такой настоящий герой. Его отличительная черта - огромная физическая сила. В русской культуре также всегда была в почете физическая сила. Каждый человек, живущий в России, знает, кто такой былинный герой. Даже ребенок может сказать, какими качествами обладали русские богатыри.

кто такие герои времени

Различные смыслы, которые вкладываются сегодня в понятие "герой"

Мы употребляем сегодня слово "герой" в разнообразных смыслах, которые порой очень далеки от изначального. Есть, например, герои войны и труда, театральные, книжные, кинематографические, лирические и трагические. Понятие это изменилось, однако не устарело. В нас все-таки живет еще что-то, заставляющее душу искать ориентиры в этом мире. В подобных примерах для подражания, словно в фокусе, собирается все ценное и лучшее, к чему мы сами стремимся. Поэтому говоря о том, какие герои у нас сегодня, можно судить и о нас, о ценностях, которые являются для нас дорогими и важными.

Литературный герой

Кто такой герой в литературе? Это персона многоплановая и сложная. Она имеет два облика - внутренний и внешний.

кто такой настоящий герой

Внешний облик создают следующие составляющие:

  1. Портрет. Это фигура, лицо, особенности телосложения, отличающие героя от остальных (например, уши у Каренина или горб у Квазимодо).
  2. Одежда, которая может также отражать черты того или иного характера.
  3. Речь. Ее особенности не меньше, чем внешность, характеризуют героя.
  4. Возраст, определяющий потенциальную возможность некоторых действий.
  5. Профессия, показывающая степень социализации, положение в обществе того или иного героя.
  6. История жизни. Это сведения о родителях, стране, в которой он живет, которые придают историческую конкретность герою.
  7. Составляющие внутреннего облика следующие:
  • Этические убеждения и мировоззрение, наделяющие ценностными ориентирами, вносящие смысл в существование героя.
  • Привязанности и мысли, намечающие его многообразную душевную жизнь.
  • Вера (или ее отсутствие), определяющая отношение к церкви и Богу, присутствие в духовном поле.
  • Поступки и высказывания, обозначающие результаты взаимодействия духа и души некоторого героя. Он может не только любить, рассуждать, но также и анализировать свою деятельность, осознавать собственные эмоции, другими словами, рефлексировать. Автору того или иного литературного произведения художественная рефлексия позволяет выявить самооценку героя как личности, охарактеризовать его отношение к себе.

Рассуждать на тему о том, кто такие герои, можно довольно долго. Однако мы ограничимся вышеизложенным. Это, на наш взгляд, самые существенные моменты, которые стоит запомнить.

fb.ru


Смотрите также