Япония - это страна, буквально пронизанная мистикой и наполненная сакральными знаниями. Каждый японец свято чтит традиции своих предков и на праздник старается задобрить духов нижнего и верхнего мира. С этой целью еще с самых давних времен в различных ритуалах использовались японские маски демонов, выполненные из дерева и раскрашенные в яркие цвета. Эти предметы имеют большое значение не только в религиозных обрядах, но также в культуре и искусстве страны. Об этом и пойдет речь в статье. Мифология японцев очень богата персонажами, имеющими порой абсолютно противоположные черты характера. Дело в том, что в Японии всегда было принято уживаться с массой демонов и нечистых духов. Мудрые жители островов никогда не воевали с нечистью, они, наоборот, задабривали ее и в случае необходимости всегда могли заручиться поддержкой духов.Ритуальные маски народов мира. Маски духов
значение, особенности, виды и интересные факты
Япония: история возникновения масок
Трудно представить себе театр Но без различных масок. Традиция разыгрывать театрализованные представления возникла приблизительно в седьмом веке. В это время красочные театральные шоу проходили возле храмов, а маски изготавливались из глины и бумаги. Они были крайне просты и служили для сокрытия личины актера. Лишь в семнадцатом веке театр Но оформился в нечто особенное, а маски превратились в настоящее искусство. Они стали выражать различные характерные эмоции и служили теперь для того, чтобы ярче охарактеризовать персонажей представления. Маски наделялись мистической силой, а трогать их было позволено только в месте прикрепления шнурков. Сейчас в каждом театре существует своеобразный алтарь, на котором собраны старинные маски. Считается, что в них живут души актеров.
Красочные маски используются в ритуалах, театральных представлениях и на праздниках. Большинство из них имеет устрашающий вид и призвано отпугивать другую нечисть. С этой целью их помещают на фасады домов и в комнаты. Имейте в виду, что японские маски демонов, несмотря на свой ужасающий вид, весьма добры к людям. Духи, живущие в них, способны помогать нуждающимся и защищать обездоленных. Можно сказать, что добрым людям бояться демонов не стоит, а вот жадные, эгоистичные и лицемерные люди однозначно получат от высших духов наказание. Стоит отметить, что разнообразие, которым отличаются японские маски демонов, позволяет использовать их в разных ситуациях. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Японская маска демона: тенгу
В японской мифологии тенгу - это духи леса, иногда их сравнивают по характеристике с русскими лешими. Тенгу нелюдимы, любят чистоту и обладают хитростью. Эти духи не выносят надменности и могут наказать того, кто высокомерен. Одной из сверхъестественных способностей демона является возможность перевоплощаться в человека. Чаще всего он принимает вид монаха, живущего высоко в горах. Он помогает хорошим людям и живет в ветвях искривленных деревьев.
Маска тенгу выглядит как лицо краснолицего старика с длинным носом и веером из перьев. На голове демона часто помещают маленькую смешную шапочку - токин. Очень часто маска лесного духа используется как оберег от зла, но никогда не стоит вредить лесу, иначе тенгу обернет свой гнев на хозяев дома.
Демоны Они
Японские маски демонов часто изображают Они. Эта нечисть весьма популярна в стране и насчитывает несколько разновидностей. Обычно Они изображаются на масках в виде страшной, искаженной гневом гримасы, с огромными клыками. Демоны могут иметь красную, черную или золотую окраску. В мифологии Они символизируют грозных духов огромного роста, которые появляются везде с дубинками из железа с шипами. Демоны могут вырастить оторванную часть тела и вылечить любую рану. Довольно часто эти духи ассоциируются с троллями или чертями, живущими в японском аду.
Изначально Они были бесплотны и приносили с собой катастрофы, болезни и неприятности. Со временем духи обрели человекоподобный вид, но остались крайне свирепыми и часто баловали себя человечиной.
Изгнание Они в ад
Японские маски демонов Они особенно часто используются в праздник изгнания демонов. Он проводится третьего февраля и широко празднуется в стране. Для того чтобы защитить свой дом, японцы раскидывают повсеместно соевые бобы, которые Они просто не выносят. В последние годы стало распространенным разбрасывать еще и арахис, иногда его оборачивают в золотую фольгу.
На улицах городов в праздник всегда проходит театрализованное шествие. Мужчины наряжаются в костюмы Они и обязательно надевают устрашающие маски. Считается очень правильным украсить дом маской демона: благодаря такому оберегу в дом не проникнет зло, а все домочадцы могут не бояться оказаться во сне в аду.
Татуировки с изображением масок
В японской культуре с самых давних времен было принято делать татуировки. Жители островов отличались этим от европейцев, удивляющихся разнообразию рисунков на теле, о которых рассказывали купцы и путешественники, посетившие Страну восходящего солнца.
Татуировки в той или иной степени использовались японцами всегда. Изначально они наносились на тело для того, чтобы привлечь удачу на рыбалке или охоте. К семисотым годам нашей эры нательная роспись стала делиться на рисунки для знати и те, которыми метили преступников. Это существенно снизило популярность татуировки, но затем она вновь стала применяться практически всеми слоями общества. Довольно часто тату наносили представители различных профессий, делая рисунок отличительным знаком целой группы.
В последнее время среди молодежи стала весьма популярна японская маска демона (тату). Для рисунка выбираются абсолютно различные мистические существа, но для женщин предпочтительнее всего Ханья. Эта маска символизирует демона женского рода, лицо которого искажено ревностью и страстью. Согласно легенде, Ханья когда-то была прекрасной девушкой, влюбленной в одного молодого монаха. Возлюбленный отверг ее, и девушка в порыве безумной страсти превратилась в злобного демона, мстящего всем мужчинам, обижающим представительниц прекрасного пола.
Также популярна у женщин татуировка с маской кицунэ. Этот демон изображается в виде лисицы и является губительным для мужчин. Кицунэ может обернуться прекраснейшей женщиной и околдовать мужчину, и он сделает все, что она ему скажет. Довольно часто это заканчивается безумием. А вот сама хитрая лисица вряд ли бывает кому-то благодарна, она всегда получает желаемое и потом исчезает.
Можно ли сделать японскую маску в домашних условиях?
Многие поклонники культуры Страны восходящего солнца интересуются, как сделать японскую маску демона самостоятельно. Можно найти даже специальные мастер-классы с подробным описанием процесса создания масок из папье-маше, но мы бы не советовали вам довольствоваться такими кустарными методами. Настоящие японские маски демонов являются настоящими предметами искусства, мастера тратят на изготовление одного изделия несколько месяцев. До сих пор практически все ритуальные и театральные предметы в Стране восходящего солнца изготавливают вручную, поэтому лучше всего заказывать маску именно в Японии. Только таким образом можно получить действительно красивый коллекционный экземпляр.
Мир духов в Японии очень тесно соседствует с обыденностью, ведь в каждом доме найдется как минимум пара масок, оберегающая дом и его жителей.
fb.ru
Маска — Энциклопедия символики и геральдики
Материал из Энциклопедия символики и геральдики
маски театральные, ~ обрядовые, ~ карнавальные личина Masque Le masque représente le plus souvent une partie de tête humaine ou animale terminée par des plumes ou des feuilles. [ghhe] Masqué Se dit d'un animal qui a la tête couverte d'un capuchon. 1772 Se dit d'un lion qui a un masque. 1780 Se dit d'un lion qui a un masque. 1864 Se dit d'un lion qui a un masque. 1887 Se dit d'un animal qui a la tête couverte d'un capuchon. [ghhe] Маска может иметь как унифицирующее (маскирующее), так и идентифицирующее значения. Во многих, в том числе и бесписьменных культурах маски выражают присутствие сверхъестественных существ (духов, демонов, богов). Ношение маски — это способ идентификации с тем, что она воплощает: носитель маски, ощущает себя внутренне преображенным, приобретает на время качества представляемого маской существа. Так, древние маски, изображавшие животных служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитой от его нападения. Более поздние тотемные маски позволяют членам племени идентифицировать себя с духами и предками. Маска-божество — вместилище или место обитания божества или предка, наделяемая мистической силой, рассматривается как действенное средство защиты (отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или духов смерти) и сообщения с предками и/или богами. Надевая во время обрядов или ритуальных танцев маски их носители манифестировали присутствие изображаемого существа. В первобытных культурах такое отождествление было полным (маска животного обладала тем же свойством, что и шкура, в которую обряжался маг): тот, кто носит маску, есть тот, чью маску он надевает. Маски часто «абсолютизировались» и расценивались как самостоятельные объекты культа. Связь масок с миром могущественных существ наделяет её апотропаическим значением. Широко распространена практика использования масок как средства изгнания злых духов. Наделенная магическим свойством, воинственная маска обеспечивает неуязвимость и придает сверхъестественную силу; простого смертного она превращает в героя. Подтверждением этому служит современный военный мундир, гарантирующий тому, кто его носит, особое положение в обществе. Маски или мешки на голове используются в африканских, индейских и океанских ритуалах инициации, отмечающих переход от детского состояния к взрослому. Похоронные маски, передающие внешность покойных, широко используются как средство сохранить черты лица покойного и гарантировать возвращение душ к своим телам — мысль, которая особенно заботила египтян и некоторые другие народы. Разрушение же облика усопшего приговаривает последнего к вечным скитаниям. Будучи связана с преображением и трансформацией, служит средством сокрытия преобразования, которое должно быть скрытым от взгляда. Эта сокровенность помогает «тому-что-есть» стать «тем-чем-хотелось-бы-быть»; в этом смысле маска похожа на куколку бабочки. Вкладываемое в маску значение выражается посредством её мимики, материала или особенностей формы (цвет, числа перьев, украшений, орнамента и т. д.). Тесно связана с символикой переодевания (трансвестизма), карнавала и т. п. Основные значения:
|
См. также: Объекты Янус Трансвестизм Шкура Карнавал Горгона Майя |
Во многих частях Черной Африки и на Меланезийских островах деревянные маски играют значительную роль в ритуале, в том числе и в ритуале тайных союзов. Считается, что они могут передавать свою собственную силу.
Дверь, распахнутая в Вечность. Образуя верхнюю оболочку, плотно укрывающую тело, представляла собой портрет усопшего и его идеальный слепок-двойник.
В микенское время умершим накладывались на лицо маски из листового золота[1], вероятно, чтобы скрыть разрушение черт лица[2].
В религиозных обрядах маски представляли (олимпийских) богов и богинь. Наибольшую известность получили обряды, посвященные богу плодородия Дионису. От масок участников празднеств Диониса ведут своё происхождение театральные маски.
Трагические и комические маски олицетворяла типы персонажей в древнегреческой драме. «По сути своей дионисийская маска греческого театра выражает только одну эмоцию — это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу… основным же выражением маски того времени являлась Растерянность. Маска имела целью внушить зрителю ощущение Фатальности, являясь основой античной трагедии».
Маска ужаса — горгийон, символ смертоносной силы Горгоны, часто используемый как декоративный элемент на вооружении и строениях, призван предохранять от неблагоприятных влияний.
Атрибут:
- Талия — комическая маска;
- Мельпомена — трагическая.
В античности в Средиземноморье маски были также средством отождествления со «сверхъестественным».
Маски на шлемах римского времени, по-видимому, имели не только функцию защиты: их носители казались окружающим героями.
Китайские карикатурные маски, высмеивающие человеческие недостатки.
Отпугивающие демонов маски, используются до сих пор, например, в танцах льва и дракона.
Деревянные маски традиционного японского театра Но в концентрированной форме воспроизводить характеры персонажей (девушек, мужчин, стариков, старух и демонов) и подчеркивают жестикуляцию актеров.
Имеют цветовой символизм:
- красный — достоинство,
- белый — продажность,
- чёрный — подлость.
Золотые маски инков олицетворяют собой Солнце.
Как самостоятельные объекты культа рассматриваются отшлифованные зеленокаменные маски теотиуаканской (Мексика).
Северная Америка
[править]Члены ирокезской касты Фальшивых Лиц — общество профессиональных изгонятелей духов болезней; надевали маски, символизирующие мрачного брата-близнеца Творца мира.
Шаман племени сиу, надевший божественную маску, полностью идентифицируется с Духом, который эта маска воплощает. Его походка, голос, жесты модифицируются магической силой, скрывающейся в маске. Каждый её элемент наделён особым смыслом. Космос здесь представлен цветами:
- Север — желтый;
- Юг — красный;
- Запад — голубой;
- Восток — белый;
- Зенит — радуга;
- Надир — черный.
Австралия и Океания
[править]Маски австралийских аборигенов, называемые «душа зарослей», идентифицируют того, кто её носит, с силой представленного ею растения, животного или птицы.
Фрэзер отметил некоторые весьма своеобразные типы масок, используемых в церемониях инициации ряда океанических народов: юноши завязывают глаза, одевают на лицо склеенные или керамические маски и притворяются, что не слышат приказы, выкрикиваемые их старейшинами. Но они постепенно «приходят в себя», на следующий день умываются, счищают краску, покрывавшую их лица (а также тела), и их посвящение на этом совершилось[3].
Майя, иллюзия существующего мира, является Маской Бога.
Маски из папье-маше или ткани, вышитой золотом (упоминаемые в Рамаяне), вкупе с гримированными лицами актеров Катакали и экспрессивными движениями танцоров символизируют силу (универсальную власть) демонического существа, или доброту благосклонных богов.
Атрибут:
- персонифицированного Обмана;
- персонифицированной Лжи (пороки) см. Геркулес;
- персонифицированной Ночи — даёт укрытие пороку;
- Мельпомена (муза трагедии).
Маска
- Эта личина никого не обманет.
Persona — тот идеальный образ Я, который желают внушить другим и который, таким образом, и слывет нашим истинным Я.
В то же время играет роль защиты и наделяет анонимностью, благоприятной для избавления от подавленности и страха.
Эффективное средство перевоплощений, и, в более широком смысле, трансформации самой личности. Благодаря своей способности преображать реальность по воле воображения, маска служит опорой для проекции[4], а выбор этого притворства уходит корнями в глубины бессознательного.
Выбор предпочитаемого типа личности, наиболее желанной маски со всеми предполагаемыми ею переменами и освобождением, обнаруживает также скрытые тенденции человеческой психики, не имеющие возможности проявиться в повседневной жизни.
Маска (просто как лицо) служит выражением солнечных и энергетических аспектов жизненного процесса.
Живое лицо, которое преображают макияж, прическа (парик), пластическая операция — аналог маски, обнаруживающий желание нравиться и соблазнять. Бодлер описывает следующий арсенал масок у женщин (очаровательные формы, создающие впечатление красоты):
- скептический,
- скучающий,
- легкомысленный вид,
- циничная наружность,
- равнодушие,
- погруженность в себя,
- вид властный,
- решительный,
- злая наружность,
- вид болезненный,
- вид кошачий,
- ребяческий,
- беспечный и насмешливый одновременно.
Маски, хранящиеся в священных местах, олицетворяют сверхъестественные силы тех божеств, которых они представляют.
В местах, не носящих сакрального характера, они символизируют внутренние качества, обычно скрытые за внешней стороной личности.
Маски зверей и птиц означают восстановление сообщения с животными и птицами, обретение райского состояния. Кроме того, они олицетворяют инстинктивную мудрость зверей, которой человек может научиться, а также звериную природу человека, с которой ему приходится считаться.
«…маски передают некое послание, содержат в себе безличное, неосязаемое значение, которое открывается внезапно, как невольное признание… обнаруживая истинные влечения, настоящие притязания; смутное, дикое, безмерное восприятие чего-то такого, что мы не способны распознать, а вот это безглазое лицо, в отличие от нас,— кажется, видит внутри себя самого, в глубинах самой жизни».
Черновые материалы
[править]«Выражение комической маски жизнерадостно. Она представляет собой образ перевернутого мира. Дикий ужас перед лицом Рока сменяется грубой, насмешливой иронией, вот две маски, в которых заключена тайна бытия. Восточные же маски выражают поверхностные аспекты человеческой природы, иллюзорные представления, усвоенные человеком…»
По Циммеру, Шива создал чудовище с головой льва и маленьким телом, обладающее ненасытным аппетитом. И когда это создание требует от своего творца жертвы для поглощения, Бог говорит, чтобы он ел своё собственное тело, которое, когда чудовище сделало это, уменьшилось просто до его маски. Существует китайский символ — «маска великана-людоеда» — происхождение, которого, по-видимому, аналогично.
- Маска Митры — персидский образ Солнца
Примечания и комментарии
[править]- ↑ Известна, например, «маска Агамемнона»
- ↑ Подобный этот обычай обнаруживается также в Гальштатской культуре, что подтверждается, например, раскопками могильных курганов Гросс-Клайна (Штирия).
- ↑ Керл — 21
- ↑ Проекция — психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него самого не осознаваемых им мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям.
www.symbolarium.ru
Ритуальные маски народов мира
Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.
Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.
Африканская маска ©Flickr
Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).
Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr
Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.
Китайская маска / ©Flickr
Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.
Индейская маска / ©Flickr
Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.
Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr
Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.
Источник: naked-science.ruanimalworld.com.ua