Некоторые, говоря о таких сущностях, понимают связь с тем или иным местом как пребывание, “проживание” в данном месте. Скажем, дух озера живет в нем наряду с другими, но только видимыми нами существами, как живут в нем, скажем, карпы, караси или утки. Более углубленный взгляд готов видеть в такой сущности нечто более сложное-скажем, некое полевое образование, контуры которого совпадают с очертаниями озера и которое каким-то образом как бы включает в себя всех, обитающих в нем, образуя совокупность, осознающую себя как некое “я”. Возможно, однако, понимание значительно большей глубины и проникновения. Такое понимание открывает картину нарастающей сложности и непривычных зависимостей. Вот как излагает эту точку зрения московский исследователь Е.А. Файдыш: -Те, кто говорит о духах каких-то мест-озера, леса, гор, реки,-воспринимают их не физическим зрением, а визионерски, в ином измерении. Так что, скажем, дух озера нельзя локализовать как некое существо, обитающее в пространстве данного озера. Или даже как нечто занимающее все пространство этого озера. Это может пониматься скорее в том смысле, что через озеро возможно локализовать некое место нашего пространства, через которое возможно восприятие этой сущности. Сама же эта сущность, само это “нечто”, пребывает в некоем ином измерении, составляющем с этим озером единое целое. В нашем же мире она проявляется через озеро. Но основной смысл такой сущности лежит в ином измерении. Некоторые из них как бы “выскакивают” откуда-то к нам. А другие большую часть времени могут проводить в нашем мире. Они могут приходить и уходить, появляться и исчезать, путешествуя туда и сюда. Впрочем, само понятие того или этого мира есть лишь метафора более сложной реальности. Эти сущности, как и мы, являются многомерными существами, но иные измерения находятся за пределами нашего обыденного восприятия. Даже то, что воспринимается ясновидчески, визионерски, – это лишь некая малая часть, обозначение, иероглиф самой сущности. Это как бы тот ее срез, который проступает в области ее соприкосновения с нашей трехмерной реальностью. Сущности эти могут быть персонифицированы, наделены своим “я”, хотя и не обязательно. Это те сущности, которые могут иметь в нашем мире самый различный облик-того же, скажем, озера или реки, дерева, горы, камня. Чаще всего местное предание или традиция выделяют такой объект, связывая его с каким-то духом или другим существом, обитающим в нем. Таким, например, многие годы считался придорожный валун у одной деревни в графстве Эссекс, Великобритания. Из поколения в поколение передавалось предание о злом духе, который будто бы живет под ним и не может выйти, пока кто-нибудь не сдвинет камень. Во время войны, осенью 1944 года, американский военный бульдозер, расширяя дорогу, своротил камень в сторону. События, последовавшие за этим, привели к тому, что уже на следующий день-сама деревня и окрестности оказались наводнены репортерами. На церковной колокольне, которая была пуста и заперта, сами собой звонили колокола, тяжелые столбы и сельскохозяйственные орудия переносились с места на место, и их находили в самых неподходящих местах. Местные жители потребовали вернуть камень обратно на его место. Это было проделано в полночь с исполнением соответствующих магических ритуалов и заклинаний. Весь разгул непонятных происшествий прекратился тотчас же. Единственный след этой истории – газетные репортажи и фотографии тех дней. Подобные камни, так или иначе связанные с местным фольклором, известны во многих местах. Разные эти поверья объединяет одно-такой камень не следует трогать, сдвигать с места. Большой такой мегалит [Мегалит- необработанная или полуобработанная каменная глыба из древних святилищ.] (его называют “Королевский камень”) есть в окрестностях Оксфорда. Как-то местный лорд решил использовать его вкачестве опоры моста, который сооружался в его имении. Вопреки расчетам, большая упряжка лошадей не смогла сдвинуть его с места. Число лошадей пришлось увеличивать несколько раз, пока удалось это сделать. Однако стоило камень доставить на новое место, как в имении начались такие явления, что лорду пришлось поспешно распорядиться вернуть камень на место. Когда стали собирать упряжку и впрягли первую лошадь, она, не дожидаясь команды, сама двинулась с места, легко потащив с собой камень туда, где он был взят. Но если одни камни не терпят, чтобы их передвигали, о других, наоборот, известно, что они двигаются сами по себе, изумляя местных жителей и ставя в тупик исследователей. Самые убедительные из таких сообщений – передвижения больших валунов в Долине Смерти, национальном заповеднике Калифорнии. Такое движение оставляет четкий след на ровной песчаной поверхности, дне высохшего озера. Если судить по таким следам, в разных направлениях передвигаются как небольшие булыжники, так и огромные валуны, до полтонны весом. При этом камень не катится, движение его не вращательное, а он движется по поверхности, оставляя, как сказал я уже, четкий след. Ни одна из гипотез ученых (воздействие дождя, ветра, тектонических сил и т.д.) не кажется убедительной даже самим их авторам. Возможно ли, чтобы то, что представляется нам камнями, было частью, проекцией каких-то иных существ, пребывающих в других измерениях и лишь в такой форме частично присутствующих в нашем трехмерном мире? Говоря о такой сущности, выходящей далеко за пределы нашего мира, позволю привести себе некую аналогию. Некоторые индийские целители обращаются к каждому из органов или частей человеческого тела как к некоему самостоятельному существу, некоему “я”. Это может быть “я” руки, печени, желудка. И каждое такое “я”, согласно этой доктрине, реагирует, отзывается на такое обращение. При веек приблизительности, условности такой аналогии она позволяет понять меру различия, разрыва между малым “я” некоей сущности, пребывающей в нашем физическом измерении, к целостным многомерным ее “Я”, остающимся за пределами нашего восприятия. Следуя ограниченному нашему опыту, можно предположить, что сущности эти могут иметь систему собственной иерархии и совершенств. Однако построенная на иных, плавающих, подвижных и многомерных принципах, система эта несовместима с понятиями, в которых живем мы. У шаманов способность к восприятию таких тонких сущностей связана бывает обычно с посвящением. Пройдя обряд посвящения, шаман в ряду прочих получает и способность видеть, различать эти сущности и общаться с ними. При этом по желанию шамана ли, колдуна ли на краткое время в их присутствии такую способность может обрести и кто-то из обычных людей. В случаях, которые я имею в виду, шаман делал это, чтобы показать духов или сущностей, которые помогали ему. Когда Александра Дэвид-Нил находилась в Тибете, она обсуждала с ламами эту способность некоторых видеть сущностей и духов, не воспринимаемых другими. В том, что люди, находясь в обычном состоянии, не воспринимают их, пояснили ей, нет ничего удивительного. Где бы ни находились мы, нас окружает множество предметов. Наш взгляд вмещает их все, но сознание фиксирует лишь те несколько из этого великого множества, которые чем-то привлекли наше внимание. Остальные, находясь даже в поле нашего зрения, не входят в зону внимания. Так и сущности, которые находятся рядом с нами. Зрение может воспринимать их, но сознание не приемлет, не впускает в себя. “Именно поэтому такие объекты оказываются невидимы”. www.theafterlife.ru Озеро горных духов на Алтае не одно. Это безымянное озеро вблизи Акташа, среди гор Курайского хребета кто-то так просто назвал, и это название прижилось среди путешественников. Озером горных духов называют и озеро Дены-Дерь у горы Кара-Оюк между Катунской и Чуйской балками, оно было прототипом рассказа «Озеро горных духов» знаменитого геолога и писателя Ивана Ефремова . Припысывают это название и озеру Чейбеккель – Мертвому озеру, в котором не живет рыба, возле которого птицы не гнездятся. Да и другие, труднодоступные горные озера так прозывают. Но речь пойдет о высокогорном озере с координатами:50.32462, 87.78202 Местные ойроты (ойраты) рассказывали, что есть, мол, озеро, на котором живут злые горные духи. Если, по несчастливой своей судьбе, случалось кому выйти на холодные берега, окруженные горными пиками, в родное стойбище возвращался уже не тот человек, что уходил. Горные духи мстили непрошеному гостю, отнимая силу и храбрость, а взамен давая странную немощь. Особенно плохо приходилось тем, кому случалось подсмотреть, как духи пляшут над озером: загорались на скалистых берегах кровавые огни, а над водой извивались гигантские зелено-голубые полупрозрачные тени, снопы лучей пронизывали танцующих призраков, заставляя их сиять ни на что не похожим сумрачным отблеском. И терял рассудок завороженный несчастный, видевший то, чего не должно видеть человеку, и бросался ближе к воде, к огням, к зловеще прекрасным теням. Но, едва он добирался до берега, – все пропадало и наваливалась странная усталость, слабость и боль. Такие, даже, случись им добраться до дому, долго не жили. Умирали от непонятной болезни, «проклятия горных духов». А за озером ширилась дурная слава. Так передавалась легенда из уст в уста, пока в середине XIX века на Алтай не пришли первые геологи.В 1842 году состоялась экспедиция Петра Александровича Чихачева с целью исследования богатств Алтая. Позже Петр Александрович, человек из дворянской семьи, всесторонне образованный, описал результаты экспедиции в книге «Путешествие на Восточный Алтай».В этом-то путешествии, промывая речной песок в поисках золота, экспедиция Чихачева обнаружила красные зерна «крови дракона», как ее поэтически называли в близком Китае – киновари. Обнаруженное было тщательно описано, задокументировано и образцы сохранены.Как раз в эти места проводники шли особенно неохотно, прокладывая путь странно и утверждая, что так лучше. При расспросах ссылались на горных духов.Как вы понимаете, читатель, теперь самое время линиям сюжета сойтись в одно целое, дав разгадку ойротской легенды и объяснение – при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал.А то, что ойроты принимали за последствия тесного нежелательного общения с духами, на самом деле было симптомами отравления ртутью.В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Воздух, насыщенный ее испарениями, преломляясь в лучах солнца, давал странные оптические эффекты. А кровавые огни на берегах были богатыми выходами киновари, сверкавшими на свету.Вдыхая пары ртути, содержавшиеся в солнечные дни в воздухе в убийственных количествах, люди отравлялись. И постигавшее их возбуждение было первым симптомом отравления ртутью, Развиваясь далее, оно давало слабость и болезнь, зачастую приводившую к летальному исходу. Именно поэтому хуже всего приходилось тем, кто видел «пляску духов» — они выходили к месторождениям в солнечные дни, когда пары ртути были особенно насыщенными.Во времена Великой Отечественной войны была начата разработка Акташского рудника, принесшего за 30 лет его деятельности более 30000 тонн ртути. Но этим дело не ограничивается. Ртутная зона имеет протяженность более ста километров, в той же зоне находятся еще более десятка месторождений. Этим объясняется, почему ойроты указывали на несколько разных озер, как на озеро горных духов. Просто испарения ртути действительно возникали в разных местах. Ну вернемся к нашему озеру. Оно как раз и лежит в ртутной зоне, об этом говорят красные края осыпи ближней горы. Но не бойтесь, ртутного отравления вы не получите, для этого надо провести здесь очень много времени, и не факт что ртутные пары здесь вообще присутствуют. Зато получите несравнимое удовольствие от увиденного. От Акташа сворачиваем на ту же дорогу, которая ведет к Акташскому ретранслятору или Радиовышке УРС08609. Оттуда открываются отрясающие пейзажи на Северо-Чуйский хребет. Но свернуть нужно раньше подъема на ретранслятор на развилке после рудника и ехать по правой дороге вдоль реки Ярлыамры. Дорога вскоре заканчивается и начинается пешая часть пути по тропе. На первый подъем забираться особенно тяжело, но с него открывается красивый вид на долину Ярлыамры. Здесь тропа кончается, дальше нужно перевалить через огромный курумник. Эта часть маршрута будет самой тяжелой, дальше подъемы и спуски пойдут уже по мягкому травянистому склону, по которому идти гораздо приятнее, чем карабкаться по камням. Последний длительный подъем по покрытому карликовой березой, густой травой и толстым слоем мха склону. Высота увеличивается до 2500 метров. И вот оно, наконец покажется! Озеро! Сначала краешек, потом все больше и больше… Цвет! Изумрудный!Фото с сайта Мои дороги: kp74.ru Часовня, озеро Горных Духов и ледник. Озеро духи
Духи озера, духи природы
Проклятые камни
Движущиеся камни
Почувствовать духа
Поделиться c друзьями
Читайте также:
Озеро горных духов | Клуб путешественников
Озеро горных духов - необычные истории из истории
ртути. Подогpеваемая летним солнцем свеpху, гоpячими источниками снизукиноваpь начинает отдавать pтуть в виде паpов (в химии это явлениеназывается возгонкой). Затем пары ртути конденсируются и оседают пятнамитяжелого серебряно-свинцового цвета. Скопление этих пятен и принимали затаинственное озеро Горных духов. Все остальное - отравляющее воздействиепаров ртути на организм человека.
Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека
В Ойрот-Туре не было художественной школы, но с ним индивидуально занимался директор местного музея - художник, который был учеником знаменитого (в узких кругах тогда) ойротского алтайского художника Чорос-Гуркина.
Чорос-Гуркин в свое время был последним учеником нашего великого Шишкина. Чорос-Гуркин был достаточно известным в России художником. Его персональные выставки проводились в Барнауле, Томске и некоторых других сибирских городах. Но в 38-м году он таинственным образом исчез. Его не посадили, его ни в чем не обвинили. Он куда-то поехал, не доехал и не вернулся. И тайна его гибели, по-моему, до сих пор не раскрыта. Но когда он исчез, его картины в Ойрот-Туре на всякий случай из его дома и из музея убрали в запасник. И его имя никак не афишировались. И вот однажды мне Будик сказал, что его учитель хотел показать ему картины Чороса и разрешил взять с собой меня. Мы отправились в запасники музея, где я увидел в первый и, наверное, в последний раз картины Чорос-Гуркина.
Когда, много лет спустя, я в Москве увидел картины Рериха, я про себя воскликнул: "Я это уже видел!" Это была та же манера живописи, те же необыкновенные горные пейзажи. Надо сказать, что сейчас художественный музей в Горно-Алтайске носит имя Чороса-Гуркина. Года два назад проходила его выставка в Третьяковской галерее. Жалею, что я тогда уже не мог этого увидеть.
Время: 1941-1943Место: Ойротия, Горно-Алтайск
Художник Чоросов в рассказе Ивана Антоновича Ефремова
"Озеро горных духов" - это алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин, с которым Ефремов мог познакомиться во время своего путешествия по Алтаю в 1930-е годы. Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.
А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.
Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание - пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине
Жителям Алтая свойственна духовная связь с Природой. Они считают, что всё пространство среднего мира заселено духами, с которыми необходимо сотрудничать. Алтайской духовной культурой является множество вполне здравых верований об отношениях людей к природе и людей между собой. Но издавна были и шаманы, своими корыстными устремлениями портившие древнюю практику целительства. В начале 20-го века шаманизм на Алтае начинает вытесняться бурханизмом - "белой верой", отказывающейся от почитания темных духов и усиливающей почитание светлых божеств.
Началось всё со сбывшегося пророчества - явления трех старцев (Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год дракона. Ойрот-хан это историческое лицо, Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, солнца и луны. Бурханисты с симпатией относились к буддизму и поддерживали связи с монгольскими ламами. По поверью, сам Будда Гаутама когда-то посетил Алтай. "Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности", - писал Н.К. Рерих, исследователь Гималаев, Алтая, Монголии и Тибета. Изучив пророчества Центральной Азии, Рерих увидел их общность с алтайскими. Также на Алтае существует легенда о Беловодье. Беловодье - легендарная страна великих праведников, страна свободы, Шамбала. Именно в поисках её пришли на Алтай старообрядцы.
Самое заповедное место Алтая - заповедник "Катунский" в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы именуют Белуху Сумер-Улом (священная гора) или Уч-Сумер (трехвершинная). Сумер происходит от индийского Сумеру, или Меру, - имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы называют Ак-Сумер. В дневнике Николая Константиновича Рериха "Алтай - Гималаи" читаем:
"Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах". ...Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру.
Много раз писал Григорий Гуркин пейзажи Белухи, алтайских озёр и долин, предпринимая для этого часто длительные переходы. Длинный ряд работ вёл художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине "Озеро горных духов". Образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, то место, где могут обитать духи гор, привлекало художника. Он по-своему сумел выразить особую духовность этого места. Григорий Гуркин записал в каталоге выставки 1910 года:
Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами.
Иван Антонович Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекла именно эта картина:
Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков...
...От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.
Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая, величавая природа которого способна внушать благоговение, с которым издавна относились к ней алтайцы.
Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа) и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы "за сепаратизм и измену Родине". Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли "практических действий"), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве.
Творческий путь художника в 20-30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах - гармоничность мироздания.
В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.
Иван Ефремов к моему глубочайшему сожалению умер. И я не думаю что мне представился бы случай его расспросить подробнее о смерти художника в урочище Акташ . ? Где именно нашли этого художника? И что было изображено на его картинах? И почему в некий господин Валерий Митюшёв в своих "Записках обыкновенного человека" упоминая Гурского пишет о его исчезновении..хотя везде официально сообщается о его расстреле? Что это? Очередная мистификация? Огромная просьба всем кто что нибудь знает об этой "темной " истории..напишите мне.historyonline.livejournal.com
Озеро-призрак в Южной Осетии | Мир тайн
Наш бурный век далеко продвинулся в области развития нанотехнологий и других достижений научного прогресса, однако мы до сих пор не можем найти объяснения многим природным явлениям, которые происходят повсеместно и с завидной регулярностью. Одним из таких необъяснимых феноменов является древнее озеро Эрцо, расположенное на южном склоне большого Кавказа, у Кударского ущелья.
Дело в том, что Эрцо – не просто горное озеро с голубыми холодными водами, а самое настоящее озеро-призрак. Оно имеет обыкновение раз в 4–5 лет исчезать с поверхности земли. Те, кто наблюдал этот феномен воочию, заявляют, что загадочный водоём уходит в землю, как если бы кто-то вынул «пробку из ванны». Впрочем, водица не пропадает внезапно и за одну ночь, а потихоньку выливается из своей озёрной чаши в течение трёх – четырёх недель.
Причём это удивительное явление не зависит от времени года: озеро часто пропадало зимой, покрытое сверху толстым слоем льда. Ледяная «крышечка» при этом держится несколько дней, а затем падает на опустевшее дно, разлетаясь вдребезги.
Водоём может пустовать несколько дней или недель, а может быть «опорожнённым» в течение многих месяцев. А затем озёрная чаша вновь наполняется до краёв «возвратившейся» неизвестно откуда водой. И так происходит на протяжении даже не веков – тысячелетий.
Занесённое в русскую книгу рекордов и достижений «Диво», озеро Эрцо полностью оправдывает короткое и точное слово «диво».
Если не считать необъяснимых «пропаданий», учёные довольно неплохо изучили коварное в своей неуловимости озеро. Оно расположено на высоте 1 711 метров над уровнем моря, в бассейне реки Квирила. Его площадь в полноводье составляет около 0,5 квадратного километра. Наибольшая длина – 940 метров. Правда, точная глубина до сих пор неизвестна, так как у озера нет постоянного уровня воды. Учёный мир относит озеро Эрцо к «типичным и самым крупным карстовым озёрам», то есть – провальным, и объясняет феномен озера-призрака именно карстами.
Как известно, карстовые явления связаны с растворением природными водами горных пород (например, гипса или каменной соли) и образованием вследствие этого целого комплекса подземных и поверхностных форм рельефа: пещер, полостей, естественных колодцев, воронок и так далее.
Провальных водоёмов по всему миру наберётся немало. Например, на западе Вологодской области располагается целая группа (шесть крупных и несколько более мелких) подобных озёр, одно из которых, Куштозеро, иногда обезвоживается даже на несколько лет, и тогда его дно служит пашней.
В Архангельской области, в бассейне реки Емцы, левого притока Северной Двины, имеется Сямозеро, воды которого неоднократно исчезают в течение двух – трёх дней, а затем водоём вновь наполняется водой.
Вот и Эрцо, полагают учёные, регулярно сливается в карстовые пещеры, расположенные под озёрным дном, а затем возвращается обратно, в зависимости от «настроения» подземных вод.
Наиболее рьяно эту теорию отстаивал в своё время известный исследователь Ю. Ефремов. Он писал в своей работе, посвященной кавказским озёрам: «Озёрная котловина занимает северную часть довольно обширной депрессии Эрцо, сложенной верхнеюрскими известняками. Сильная трещиноватость коренных пород способствовала интенсивному развитию карстовых процессов в этом районе. Котловина озера отделена от остальной части депрессии невысокой известковой грядой. Озеро занимает четыре карстовые воронки с максимальными глубинами от 5 до 19 метров, разделённые подводными грядами».
Казалось бы, всё просто – вода сливается сквозь трещины в какой-то подземный резервуар. Однако почему она возвращается обратно? Как это возможно вообще – возврат воды из непонятных глубин? И почему это происходит регулярно? Причём, строго регулярно – каждые четыре – пять лет? И вот на эти вопросы ответов пока нет.
Со времён исследований Ю. Ефремова минуло больше двадцати лет, а учёный мир в отношении озера-призрака «и ныне там». Исследователи пока признали озеро Эрцо местом «с удивительными, но пока не объяснёнными, физическими процессами». Категоричность и однозначность учёных суждений наконец-то отошла на периферию, натолкнувшись на упорство и непробиваемую тайну этого природного феномена. Одними карстами «убегающую» из этого озера воду не объяснить.
До сих пор также не имеется никаких вразумительных объяснений и другому поразительному феномену, связанному с озером Эрцо: в нём совершенно нет рыбы, и не водится какая-либо другая водная живность, за исключением тритонов. Это, возможно, объясняется тем, что рыб, способных выжить в пустой озёрной чаше, не бывает. Но птицы… Самое удивительное, что наземные птицы избегают селиться поблизости непонятного и подозрительного водоёма, который то есть, то его нет. Их что-то отпугивает в этом месте. Они даже не подлетают близко к озеру Эрцо.
Чего не скажешь о людях. Эти благодатные земли давным-давно были облюбованы людьми. Они привыкли жить бок о бок с озером-призраком, и именно от местных жителей стали известны другие подробности «тайной» жизни озера Эрцо.
В частности, многие свидетельствовали, что перед «уходом» воды из озера в долине начинают вибрировать скалы. Имеются также свидетельства, что вода в озере вдруг начинает бурлить, и там даже появляются водовороты.
Среди необъяснимых фактов является и то, что когда уходит вода, на дне озера не остаётся ничего: ни бутылок, ни палок, ни корней отмерших растений, только лишь чистая котловина. Словно что-то всасывает в подземные глубины вместе с водой всё, что могло хранить озеро.
Несмотря на то, что люди живут рядом с непонятным озером уже многие сотни лет, всё-таки на берегу этого водоёма местные так и не обосновались. А вот туристы и прочие любители красот не могут пройти мимо. Местность вокруг озера очень живописная, а ближайшие горные склоны, пологие и гладкие, являются весьма привлекательными для любителей зимних видов спорта. Они-то и могут стать потенциальными жертвами коварной воды. Имеются свидетельства, что около озера пропадали и продолжают пропадать люди. А также есть случаи умопомешательства. Вряд ли причиной тому служит головокружительная краса окружающей природы.
Источник: ufolog.ru
Другие статьи по теме:
Views All Time
5330
Views Today
7
mirtayn.ru
путешествие в Горный Алтай: описание долины Кара-Оюк (Катунский хребет), маршрута движения к озеру Горных Духов от озера Ак-Кем, информация об озере Горных Духов (алт.Дены-Дерь), мифах о нем, истории исследования и фотографии озера и близлежащих пейзажей
Озеро Горных Духов, находится на высоте 2500 метров в юго-восточном ответвлении висячей долины Кара-Оюк (от алтайского «кара» - черная, «оюк» - долина).С Озером Горных Духов (алтайское название - Дены-Дерь) связано очень много легенд. По одной из них люди издревле искали озеро, расположенное в Горном Алтае, красота которого была неземной и населено оно было душами злых людей. По легенде богатырь, нашедший озеро, сможет победить этих духов и обрести небывалую силу. Однажды на поиски отправился сильный и красивый юноша Тарын. На дне глубокого ущелья между Чуйским и Катунским белками в долине, плоской и широкой, Тарын увидел несколько озер. Их было пять, они лежали цепью: одно за другим. Все пять озер были красоты неземной, но последнее, пятое, как магнитом тянуло к себе юношу. Тарын достиг его и обнаружил озеро на противоположном берегу которого прямо в воду обрывались кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетовых и палевых оттенков. От воды веяло отрешенностью и холодом. Внезапно Тарын заметил кроваво-красные огни на скалах и похожие на людей сине-зеленые тени, но, почувствовав прилив сил, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков, как вдруг ощутил страшную слабость, словно окружавшие озеро снеговые пики, придавили ему голову с чудовищной силой. Задыхаясь, юноша добрался до той горы, но как только он сделал это, все исчезло. С угнетенной душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище прочь от этого рокового места, но сильного юношу смерть настигла у ближайшей юрты. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь и люди старались не бывать на озере, где нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу - там, где собираются духи, не растет даже трава.Маршрут к "Озеру Горных Духов" по продолжительности занимает около четырех часов, если идти со стоянок на Ак-Кеме. Отдельной тропы к озеру нет: необходимо выйти на морену Аккемского ледника и перейти Ак-Кем по мостику, затем, придерживаясь тропы, которая уходит под склон, нужно как можно дальше уйти от русла реки. Необходимо подойти к левому склону долины в том месте, где наверху виден распадок между вершинками. Прямо под склоном ориентир – небольшое место для стоянок с ручейком. Отсюда начинается довольно крутой подъем вертикально вверх по склону через большие камни. Там уже хорошо заметна натоптанная тропа. Идти сложно из-за крутизны, порой приходится прыгать с камня на камень. Время подъема - до 40 минут, после чего склон быстро выполаживается, и хорошо набитая тропа идет по нему с небольшим подъемом, за которым берет свое начало небольшая долина которую необходимо пройти тропой до большой и крутой морены, на которой тропа теряется. Забравшись на верх морены - попадаешь к озеру с бирюзово-зеленой, искрящаяся в солнечных лучах водой. Озеро очень глубокое и холодное. Высоко на склоне находится водопад, который и питает озеро. Поднявшись сюда можно самостоятельно определить насколько реальны или нет легенды этого озера: вокруг стоит нереальная тишина, и лишь слегка слышен далёкий шум небольшого водопада, падающего сверху по склону. Невозможно выразить словами то, что ощущаешь: какая-то странная аура и сильнейшая энергетика этого места заставляют всех замолчать. Озеро считается настолько священным, что сюда не отважится подняться ни один алтаец. Проводники говорят, что это озеро, находящееся в непосредственной близости с вершиной Белухи в географическом плане, также очень близко ко входу в мир духов в не материальном плане. На это место силы можно подниматься только в отличном физическом состоянии и хорошем расположении духа, иначе лучше воздержаться от восхождения к этому месту.Об озере написан рассказ «Озеро Горных Духов» писателем Иваном Ефремовым, который написал его под впечатлением от рассказа алтайского художника Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода чорос, часто бывавшего в этих местах и еще в 1908 году нарисовавшего пейзаж «Озеро горных духов Дены-Дер. Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек».
wild-chip.ru
Алтай. Озеро Горных духов, ледник и часовня.
Сегодняшний день не задался, погода металась от постоянно льющих дождей до выглядывающего на 5 минут солнца. Большинством команды было решено идти в долину Ярлу, кроме нас троих, естественно, мы-то там уже побывали. Чтобы хоть с какой-то пользой провести день, мы направились в сторону часовни, которая находилась у подножия горы Белухи.
Часовня в горах.
Добрались до переправы, перешли небольшой мостик (хоть на мост похож), далее через курумник (кто не знает, это большие россыпи камней), а там и часовня уже показалась. Ливень начался как всегда в самый «подходящий» момент, пришлось сидеть в часовне почти час, зато успели посмотреть все 4 деревянные стены и полюбоваться пейзажами.
После часовни решили сегодня больше никуда не идти, настроение было ни к черту, не хватало тепла и положительных эмоций, можно было спокойно покопаться в залежах собственных мыслей, тем более погода способствовала.
к содержанию ↑Озеро Горных Духов.
А на утро состоялся совет, приняли решение все же осуществить то, что задумали вначале. Дней хватало, сил тоже. Завтра мы собирались перевалить Каратюрек, чтобы возвращаться по реке Кучерле. Уж очень не хотелось идти тем же маршрутом и снова карабкаться на Казуяк, а тут и места новые, и появилась возможность поглазеть на «петроглифы» — наскальные рисунки древних. В связи с этим, ребята решили набраться сил в лагере. А нас с Олегом, как самых неугомонных такой расклад не устраивал, раз уж мы тут, надо получать от путешествия всё, поэтому впереди нас ждало оз. Горных Духов.
Добираться нужно было от часовни. Туда мы дошли быстро и без проблем, а потом долго мозговали, в какую сторону топать. Примерные ориентиры у нас были, решили начать с подъема по курумнику. Было немного неуютно, когда камни скользили под берцами, и казалось, будто земля уходит из-под ног, а внизу бурлящий ручей «проглатывал» то, что скатывалось с уступов. Но, я думаю, мы достаточно пережили за свое путешествие по Алтаю, и через некоторое время уже стояли на ровной поверхности. Это место произвело на меня большее впечатление, наверное, чем само озеро, так как почти весь уступ с камнями порос зеленой сочной травой (тут сразу в голову приходят картины Альпийских лугов из рекламных роликов :)), а между камнями весело журчат ручьи с такой же прозрачной водой, как и в озерах вокруг, и тут же лежит шапка снега.
Правда, само озеро Духов оказалось выше. Нечего делать, забрались и туда. Как я уже говорил, оно меня не сильно впечатлило, да кристально чистое, да с таким же бирюзовым отливом и камнями вокруг, в принципе, в долине «семи озер» даже поинтереснее будет. Но, я считаю, что ради одного «альпийского» уступа перед озером стоило сюда лезть.
к содержанию ↑Поход к леднику.
Дальше был долгий спуск и ходка к леднику. Пусть лёд был грязный, а солнца не хватало для полноты красок, его величие воодушевляло. На это горное творение тоже стоило взглянуть: размер, здоровые скатывающиеся сверху камни, поток воды, с силой вырывающийся из под толстой корки льда, именно здесь берет свое начало могучая река Аккем. Ходить только оказалось трудно, оледенелые камни постоянно норовили выскользнуть из-под ног.
И вдруг, в этом холодном сером месте я нашел бабочку, надо же бабочка на леднике, не чудо ли?!
Изначально в план Паши еще включался поход к «Томским стоянкам» — это у самого подножия Белухи. Оттуда альпинисты выдвигались к покорению вершины. Мы решили, что для нас двоих без теплых вещей такое путешествие будет слишком сложным, поэтому оставили на следующий раз этот «аттракцион».
В лагере мы были уже к вечеру, ребята лениво играли «в ножички». Похоже, об ужине придется заботиться самостоятельно. Еще познакомились с соседями, это были парень и девушка (Стас и Александра). Я тогда и не подозревал, что придётся с ними провести оставшиеся дни похода. Это была последняя ночь на Аккеме, небо очистилось, и вышла луна, наконец-то мы смогли увидеть её и звёзды, ведь тут они кажутся ближе. Сама же ночь выдалась безумно холодной, я надел на себя всё, что было можно, с головой залез в спальник, жалея, что не взял шапку и спал один.
litetrip.ru
Озеро Горных Духов - в походе к подножию Белухи
В солнечную погоду озеро особенно поражает чистотой своей воды. Когда нет ветра, кажется, будто это не вода, а марево над камнями, лежащими на дне. Вода почти невидима. Когда поднимается ветерок, то она "появляется" — на озере возникает бирюзо-серебристая рябь. Высоко на склоне находится водопад, который питает озеро. Дены-Дерь (алтайское название озера) считается настолько священным для местных жителей, что они предпочитают не ходить сюда без особой надобности. Туристы, побывавшие в этом месте, отмечают небывалую тишину, которая царит здесь, нарушаемая лишь шумом водопада. Какая-то странная аура и сильнейшая энергетика этого места заставляют всех замолчать. С трудом верится, что было время, когда мало кто хотел навещать эти красивые места, лишь редкие смельчаки рисковали до него добраться. Об озере ходили такие слухи: будто парит над его поверхностью серое облако, похожее на гриб, а из тумана возникают загадочные фигуры, похожие на сказочных джинов.
Может быть эффект размытости границы между воздухом и водой, а так же ощущение волшебства, зачарованности, возникающие, когда долго смотришь на воду, и вызвали легенды об озере, как о пристанище горных духов. Одну из таких легенд пересказал писателю-фантасту Ивану Ефремову алтайский художник Г.И. Чорос-Гуркин.
«Красота озера издавна привлекала к себе людей. Озеро искали годами, но найти не могли. Старики говорили: души злых людей, причинявших при жизни страдания, уносились далеко в горы в какое-то озеро. Тот, кто это озеро найдет, может победить духов, но если долго будет искать, может опоздать и погибнет сам. На поиски озера отправился самый сильный и красивый юноша Тарын. Наконец, нашел он это озеро.
Место это в Катунском хребте, на его восточном конце. Это глубокое ущелье между Чуйским и Катунским белками. Километрах в сорока вверх по Аргуту от его устья. Справа по течению выходит речка Юнеур. Это место приметно, потому что Аргут дает здесь кривун и устье Юнеура выходит в широкое плоское место. От устья Юнеура юноша пошел вверх по Аргуту левым берегом, где-то пять-шесть километров.
Справа по ходу оказалась маленькая речка – ключ. Речка эта маленькая, а долина широкая и глубокая, уходит она в Катунский хребет. По этой долине Тарын и пошел. Место сухое. Лиственницы большие, раскидистые. Когда он поднялся уже высоко, увидел большой, крутой порог, а с него водопад маленький, и в этом месте долина сворачивает вправо. На дне долины, плоском и широком, Тарын увидел несколько озер. Их было пять, они лежали цепью: одно за другим. Меж ними расстояние: где с полверсты, где с версту.
Все пять озер были красоты неземной, но последнее, пятое, как магнитом тянуло к себе юношу. Тарын подошел к нему. На противоположном берегу прямо в озеро обрывались кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетовых и палевых оттенков. Горы гигантской лестницей спускались прямо в озеро. От воды веяло какой-то отрешенностью и холодом.
Тарын напряженно всматривался в озеро. У подножия горы поднималось зеленоватое облако, излучавшее слабый свет. А в тех местах, где из-за белых вершин хребта проникали лучи солнца, над водой, над камнями на берегу вставали длинные, похожие на людей, сине-зеленые тени, принимавшие зловещий вид.
У Тарына задрожали руки, подогнулись колени, а сине-зеленые громадные человеческие фигуры то стояли на месте, то быстро передвигались и таяли в воздухе. С чувством гнетущего страха смотрел на небывалое зрелище юноша. Вдруг он почувствовал прилив сил. Схватив меч, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков. И неожиданно ощутил страшную слабость. Словно окружавшие озеро снеговые пики надавили ему на голову чудовищной силой. В его глазах началась жуткая пляска световых лучей. Но Тарына неудержимо тянуло к горе на противоположный берег, где ему мерещились сотни злых духов. Все-таки, задыхаясь, юноша добрался до той горы. Но как только он сделал это, все исчезло. С угнетенной душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище, прочь от этого рокового места.
Сильного юношу смерть настигла у самой ближайшей юрты. Много еще охотников пытались повторить его путь к страшному озеру. Но обязательно потом или кто-то из них долго болел, невероятно мучаясь от удушья, а кто-то навсегда терял былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нем.
Там нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу, где собираются духи, не растет даже трава-подруга.»
Маршрут к Озеру Горных Духов по продолжительности занимает около четырех часов, если идти со стоянок на Аккемском озере. Отдельной тропы к озеру нет, необходимо выйти на морену Аккемского ледника и перейти Аккем по мостику, затем, придерживаясь тропы, которая уходит под склон, нужно как можно дальше уйти от русла реки.
Подъем к Озеру Горных Духов начинается чуть дальше от Часовни Архангела Михаила. Время подъема - около 40 минут. Слева от часовни бежит ручей Кара-Оюк, который берет начало в Озере горных духов. Ручей надо перейти по камням и следовать вверх по тропе. Тропа идет между россыпи камней. По краям тропы растет карликовая береза, можжевельник. В камнях пищат мышки пищухи-сеноставки. Преодолев подъем на первую ступеньку, видим под ногами долину ручья Кара-Оюк. Спускаемся в долину. Прозрачная вода ручья обтекает камни, похожие на геометрические фигуры — треугольники, пирамиды. Перейдя ручей у заметного сколотого большого камня, который лежит в середине русла, надо следовать тропе, поднимающейся по левому берегу ручья. Тропа приводит к морене, преодолеть которую придется по большим камням. От водопада снова подъем и вот, наконец то, долина озера Горных духов!
altayavtotour.ru