2.2.4. Г.В.Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа. Мировой процесс как процесс становления мирового духа


Феноменология духа Гегеля как выражение всеобщих этапов и закономерностей развития мира, человеческого общества и познания. Решение проблемы соотношения бытия и мышления

Философия Гегеля является оппозицией тем философским представлениям, которые разделяют объективный мир и человеческое сознание непреодолимым барьером, считая невозможным познание независимой от человека реальности, или в лучшем случае описывающие её через наши субъективные состояния. В наиболее развитой форме подобные взгляды были отражены в философии Д.Беркли, Д.Юма, И.Канта.

В работе «Феноменология духа» (1807) Гегель ставит задачу преодоления разрыва между субъектом и объектом, между сознанием человека и внешним объективным миром, не зависящим от нас.

Для этого Гегель даёт своё видение мировой истории, показывая его как процесс развития и самопознания себя мирового духа, единственной идеальной мировой субстанции. Пытаясь познать самого себя, мировой дух проходит различные этапы своего существования: как субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Это позволяет мировому духу увидеть себя в различных аспектах своей природы, каждый из которых является одновременно этапом развития мира.

1. Субъективный духэто чистое сознание или мировая идея, существующая в период когда ещё не было материального мира. Субъективный духживёт в самом себе и для себя, постигает самого себя, пребывает в отношениях с самим собой.

2. Объективный дух - порождённый мировым духом объективный материальный мир, включающий в себя природу и человека. На этом этапе мировая идея становится материальной природой, проходя три ступени развития: механических явлений, химических и органических.

3. Абсолютный дух -высший уровень развития мирового духа, на котором он объединяет в себе и субъективную и объективную стороны своего существования: достигая истинного, совершенного знания о себе самом: и как идеальной и как объективно-материальной составляющей мира. На этом уровне мировой дух постигает себя с точки зрения завершившейся истории мира – истории своего развития, которая показывает несостоятельность противоположности между субъективным и объективным миром, «сознанием» и «внешним объектом», и утверждает тождество мышления и бытия.

На трёх уровнях своего существования процесс самопознания мировой идеи происходит в трёх видах познания:

1) Как логика, постигающая процесс существования, развития и отношения между идеями, лишёнными объективного содержания, то есть как чистое мышление. Гегелевская логика диалектична: это постоянное развитие мысли, переход идей в свои противоположности, обобщение их на более высоком уровне познания.

2) Как философия природы, изучающая ту же мировую идею в форме её объективного материального воплощения. Так как главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика, органика, то и самопознание мирового духа на этом уровне происходит через аналогичные научные дисциплины: механику, физику и органические науки.

3) Как философия духа, постигающая идею в её бытии «в себе и для себя», поднявшуюся на уровень единства своего субъективного и объективного содержания. Абсолютная идея существует сначала как бессознательная сфера природы, затем пробуждается к самосознанию в человеке, проходит в своём развитии через общественные формы жизни и мышления, и затем достигает своей законченности и наивысшего уровня знания о самом себе в искусстве, религии и философии.

 

Таким образом в процесс развития и самопознания мирового духа включается история человека и человечество. Человек проходит в своём развитии те же стадии, что и развитие мирового духа. Сначала он способен постигать лишь самого себя, развивая своё самосознание и свою субъективность (субъективный дух). Затем он начинает понимать, что люди вокруг него, такие же существа как и он сам, в силу чего они выражают его собственную природу в объективной форме (объективный дух). И завершающая стадия: понимание человеком себя одновременно и как субъекта и как объекта действительности (абсолютный дух).

На этом уровне своего духовного развития человек преодолевает границу между своей субъективностью и объективным миром, понимая наконец, что сознание внутри нас, так же как и объективный мир вне нас, есть проявление одного и того же единого абсолютного начала, которым является мировой дух. Поэтому процесс противопоставления нашего сознание внешнему миру, это лишь этап на пути понимания их единства.

4. Диалектический метод Гегеля как способ понимания процессов развития. Основные законы диалектики.

Так как процесс становления мира у Гегеля является одновременно процессом самопознания себя мирового духа, то законы развития природы для него неотделимы от законов мышления (логики). «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно» - утверждает он. Поэтому гегелевская диалектика, как учение о развитии, описывает одновременно и процессы мышления и реалии объективного мира.

Гегель выстраивает свою диалектику прежде всего в сфере мышления. При этом его логика не стремится постичь истину как нечто неизменное и завершённое. Гегель понимает истину как процесс постоянного развития представлений о предмете познания, который стремится ко всё более полному и совершенному знанию.

«Тезис – антитезис – синтез» - такова универсальная формула, описывающая диалектический процесс движения и изменения мысли.

В процессе мышления это выглядит таким образом. Сначала утверждается какой-то тезис (например: «человек по природе добр»), который в процессе развития мысли, показывает свою неполноту и ограниченность, в силу чего со временем отрицается своей противоположностью – антитезисом («человек по своей природе зол»). Затем, антитезис также показывает свою неполноту и на смену отрицания тезисами друг друга, приходит их объединение - синтез, который раскрывает полную и завершённую картинуреальности, более близкую к истине и абсолюту («в природе человека заложено и доброе и злое начала»).

Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без которого не было бы никакого движения, никакой жизни. При этом само противоречие в процессе развития мысли не должно уничтожаться, а лишь «сниматься», т. е. неявно сохраняться в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты.

Истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального.

 

По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять.

Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны.

Гегель приводит основные законы диалектики, которые лежат в основе всякого процесса развития:

1. Закон о превращении количественных изменений в качественные.

2. Закон «отрицания – отрицания»: любое отрицание в процессе развития само становится отрицаемым.

3. Закон единства и борьбы противоположностей: противоположности одновременно и утверждают друг друга («холодное» и «горячее» не существуют друг без друга), пребывая тем самым в неразрывном единстве, и одновременно, находятся в постоянной борьбе друг с другом.

 

megaobuchalka.ru

2.2.4. Г.В.Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа

2.2.4. Г.В.Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа

В XIX веке немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал, вероятно, первый собственно культурологический труд «феноменология духа», в котором он представил типологию культур в форме конкретно-исторических проявлений поступательного развития абсолютного духа. Философ выделяет типы культуры, исходя из того, насколько тот или иной тип овладел «свободой духа»: восточный тип (свободен один – монарх), греческий тип (свободные некоторые – граждане полиса), германский тип (свободны все – демократия).

Согласно Гегелю всемирная история есть прогресс в последовательных этапах становления духа, каждый этап при этом занимает в ней необходимое и только ему присущее место. Концепция развития культуры Гегеля представлена концепцией развития мировой культуры как прогрессирующих форм развития духа пробуждается саморазвитием абсолютной идеи. Гегелевская система содержит в понятийно переработанном виде весь мир культурных ценностей, главным из них является – мышление, ставшее предметом для себя самого. Феноменальность культуры выступает в качестве моментов развития сознания и самосознания, которые становятся содержанием для мышления.

Рис. 92. Дом в Штутгарте, в котором родился Г.В.Ф. Гегель

(http://wewantsexualfreedom.com/?p=19839)

Абсолютный идеализм гегелевской системы, является подлинной основой грандиозного культур-философского синтеза, осуществленного мышлением. Культура является частью истории духа, которая составляет множество уникальных формообразований, каждое из которых неповторимо и может быть постигнуто лишь как момент всеобщего. Для Гегеля всеобщее духовное содержание несет в себе каждый тот или иной конкретный феномен. Жизненность духовного – в постоянной смене форм сознания, за текучестью которых скрыты устойчивость духовной субстанции – мышления. Для гегелевской концепции культуры каждый феномен мира идеального представляет собой нечто внутренне целостное благодаря причастности мировому духу. Идея постоянного прогресса в развитии сознания (и, следовательно, культуры) основывается на принципе совпадения ступеней развития индивидуального сознания и этапов шествия мирового духа. В истории этого процесса реализуется его сущность, которая, в понимании Гегеля есть свобода. Свобода – величайшая проблема всей истории культуры человека, и ее решение у мыслителя не исчерпывается знаменитым тезисом о познанной необходимости как у Канта. Свобода у Гегеля это творческий дух негативного, отрицающий устойчивость достигнутого, критика и саморефлексия, движущая сила всего мира идеального. В конечном счете, свобода – это реализация Абсолютного духа, полное его воплощение и осуществление в виде гармоничного устроенного мира.

Термин «культура» у Гегеля связан с понятием «образованность». Это понятие включает в себя не только образование как процесс и его результат – образованность, но также тот способ, посредством которого возникают новые формообразования духа, образование самой формы духовного. В таком толковании оно в ряде аспектов становится близким понятию культуры, рассматривается как преодоление непосредственной природной сущности человека, как рефлексия, вносящая всеобщность в материале его многообразия влечений. В выявлении этой всеобщности Гегель усматривает абсолютную ценность культуры.

Содержание культуры определяет приобретенное достояние того всеобщего духа, который составляет субстанцию индивида. Образование составляется созиданием сознания личности, обретением культуры. Духовный рост в процессе получения образования представляет собой последовательность формообразований, которые сознание проходит на этом пути, с одной стороны происходит отчуждение природного бытия индивида, с другой – подлинное освобождение личности. Человек не может бросить тяжкий труд образования, поскольку всеобщее духовное содержание, которое ему предстоит усвоить, наличествует в самих общественных отношениях. Гражданское общество с его правосудием, системой корпоративных интересов установлений государственной власти, создает нормы и правила поведения, которым подчиняется человек в своем нравственном мире. Система потребностей, существующих в обществе, определяет характер труда, а вместе с тем, и особенности образования. Суммируя свои воззрения на его сущность, Гегель предлагает различить теоретическую и практическую образованность (культуру). Первая рассматривается им не только как совокупность знаний и навыков, но прежде всего как «формирование рассудка вообще, а вместе с ним и языка». К сфере культуры субъективного мышления также относит формы умозаключения и всю формальную логику в целом. Практическая культура состоит в потребности и привычке к занятиям вообще, затем в ограничении своей деятельности.

Созидание подлинно человеческой способности рассудка и преодоление субъективизма чувственности – существенные моменты культуры. Однако нельзя ставить знак равенства между подобной теоретической образованностью и подлинной духовной культурой в современном понимании. Если следовать логике гегелевской концепции, то итогом развития должен быть сам человек во всей полноте своей индивидуальной сущности. Тогда дух преодолевает конечность индивидуального бытия посредством конкретной всеобщности философствующего разума. В качестве интегрального результата гегелевской культуры философии выступает конкретная полнота духовного бытия субъекта, в которую всеобщий дух воплощается.

Противопоставленная индивидуальному сознанию культура человечества, как объективированное в своём развитии, предстаёт перед сознанием как то, с чем последнее должно считаться. Подчинение и уважение к формам мирового духа индивидуального сознания приходит в результате воспитания и образования. Естественное состояние человека – это состояние некультурности, поскольку культурой согласно Гегелю обладает только тот, кто подчинил данную ему от природы волю всеобщему, сделал ее посредством своего мышления разумной.

Всеобщее, являясь существенным, внутренним, образует противоположность «другого», которым является единичное как внешнее, несущественное. Если единичное существует как отдельная вещь, явление, и его мы чувствуем, напротив, всеобщее не существует внешним образом: род как таковой не может быть воспринят, непосредственно, всеобщего мы не слышим и не видим, и, тем не менее, оно существует. В действительности оно есть сущность единичного и присутствует всегда там, где чувственно воспринимаемая вещь, оставаясь сама собой, превращается в представителя совсем «другого», где это «другое», вселяясь в нее, превращает ее в форму своего бытия. Поэтому единичные вещи, будучи осязаемо телесными, многообразными образованиями, свое значение и функцию получают именно от сознания человека «всеобщего» и обязаны ему своим существованием. Однако, несмотря на зависимое положение единичного от всеобщего, оно все же является необходимым моментом в развитии мышления, поскольку без него, не существует особенное, представленное в единстве единичного и всеобщего.

Для мысли единичное важно как внутреннее различение по отношению к всеобщему, и как таковое оно представляет особенное. Особенность понимает его как определенного всеобщего и как соотнесения единичности и всеобщности друг с другом. Единичное и особенное в итоге определяются только как абстракции, не имеющие действительности независимо от мышления всеобщего, которое в таком ракурсе выступает как «идеальная схема», «план» в голове индивида. Культура, размышляя таким образом, предстает перед индивидом как мышление предыдущих поколений, осуществленное в естественно-природном и интеллектуальном материале, в виде национальной и мировой культуры. Она таким образом осуществляется посредством мышления и рук человеческих, и те формы, в которые «воплощен» «головой» и руками индивидов «всеобщий дух» человечества, являются основой ее познания, разгадки и освоения. Культуру составляют формы как наука, искусство, мораль, государства, быт народов и т. п.

Логической основой гегелевского историзма является принцип свободы духа. В проведении этого принципа в мирских делах и происходила работа культуры, составляющая смысл, реального исторического процесса. Мировая культура есть результат этой работы по подчинению дисциплине «необузданной естественной воли и возвышении ее до всеобщности и субъективной воли».

Истолковав культуру как форму самораскрытия «абсолютной идеи», реализующей себя в исторической деятельности человечества, Гегель отождествил понятие культуры с сознанием, обусловил в учении об «исторических» и «неисторических» народах односторонний европоцентризм. Но именно Гегель впервые сумел перейти от простого сопоставления культуры и цивилизаций как исторических ценностей к анализу логики их исторической связи, изобразив эти культуры и цивилизации как закономерные ступени единого культурно-исторического процесса. Каждая из них реализуя свои специфические задачи, готовит вместе с тем более высокую ступень развития.

Гегель развитие культуры характеризует одновременно в двух плоскостях: это движение объективного духа, выражающего себя в духе определенных народов, активно творящих историю. Дух каждого из всемирно-исторических народов представляет собой осуществление понятия, которое мировой разум имеет о самой себе на той или иной стадии своего развития, а мировая история предстает как последовательность созданных этими народами и сменяющих друг друга три мировых цивилизаций: Древний Восток, Античность (Греция и Рим), германский мир. Во-вторых, развитие культуры Гегель связывает с диалектическим движением так называемого абсолютного духа, т. е. он говорит о воплощении «мирового разума» в духовной жизни человека, через которую этот разум познает сам себя. Абсолютный дух проходит через три ступени: искусство, религию и философию. В искусстве он сознает себя в форме чувственно наглядного созерцания, в религии – посредством представлений, в философии – посредством понятий. В истории культуры народов, определявших собой начальные этапы человеческой истории, преобладали художественные формы выражения духовного содержания, затем первенство переходит к религии и, наконец, к теоретическому мышлению. Внутри каждой из этих ступеней развития (и, вместе с тем, самосознания) абсолютного духа Гегель выделяет три стадии. Например, в художественной культуре это символическое (Древняя Индия, Египет, Вавилон и т. п.), классическое (Греция, Рим) и романтическое искусство (данным понятием охватывается весь процесс художественного развития христианских народов, представленных в своих вершинных достижениях такими именами, как Аристотель, Петрарка, Шекспир, Сервантес и др.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Этап становления духа

Количество просмотров публикации Этап становления духа - 165

Ранний Гегель. В. Дильтей – ʼʼИстория молодого Гегеляʼʼ. В книге развенчивается миф, по которому Гегель является сухим рационалистом. Не смотря на рационализацию, которой подвергается сама действительность, в философии Гегеля есть частичка мистицизма. Оно первоначально связана с интуицией религиозной. Он начинает свою философскую карьеру с осмысления религии. Он вскрывает структурные моменты, обращаясь к анализу христианства. Гегель пытается познать развитие человечества и мира в целом. ʼʼФеноменология духаʼʼ – ранняя основополагающая работа Гегеля. Античность духа представлена через некую меру (гармонию) единичного и всœеобщего. Человек вполне доволен своей жизнью. Гармония утрачивается человечеством. Гегель описывает данный момент как дальнейшее развитие. Он приходит к рассмотрению иудаизма. Иудаизм вырисовывается в размышлениях Гегеля как религиозная система, делающая акцент на всœеобщном начале. Это всœеобщее (закон яхвы) – растворяет в себе единичное. Человек должен страдать. Критикуя иудаизм, Гегель приходит к христианству. Это есть попытка соизмерить единичность и всœеобщность в ситуации утраты гармонии, ибо античность не возродить. Первоначально Гегель к христианству относится сугубо негативно, он находится под идеологией просвещения. Но его отношение к христианству меняется. Он приходит к кантовскому пониманию религии. Он начинает критиковать просветителœей. Он видит в христианстве объективный процесс, учитывающий потребности общества определённого времени. Он не может отрицать христианство и считать его сводом суеверий. Христианство крайне важно в делœе развития человечества в становлении человеческого общества. Эта крайне важно сть и есть матрица рассуждений Гегеля, он пытается в действительности увидеть некий процесс её свершения, объективную логику развития событий. И этой логикой и есть развитие духа. Дух - ϶ᴛᴏ всœегда самосознание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подлежит завоеванию. Речь идёт о понимании духом своих собственных действий и самого себя. Самосознание требует этого завоевания, этого развития. Вот почему бытие является субъектом, где в развитии дух должен прийти к предельной точки самопонимания себя. Здесь стоит проблема опредмечивания, и осознания себя в своих действиях и поступках, в связи с этим здесь движение, которому подчиняется дух, является познание, или понимание. Завоевание осознания своей собственной сущности раскрывается в диалектике ʼʼГосподина и рабаʼʼ.

Завоевание возможно по факту риска потерять абсолютно всё. Человек, который оказывается на этом пределœе своей собственной смерти расщепляется на две природы: господа (они выдерживают эти пари со смертью, они становятся абсолютно свободными, они завоёвывают это самосознание, он отделяется от природы) и рабы (подчиняются крайне важно сти служить, рабу открывается самосознание в борьбе). Это есть начало для утверждения общественного неравенства. В момент, когда раб наконец-таки начинает ущемлять свою собственную плоть и свои собственные потребности, он высвобождается из власти природы. В таком случае, господин становится рабом тех результатов труда, которые высвобождают раба; господин становится зависимым от своих рабов. В этом и сталкиваемся с диалектикой. Диалектика раба хорошо ложится в идеологию новой социалистической революции. У самого же Гегеля присутствует двойственная позиция по поводу революционности как таковой. В Гегельском объективном рационализме сочетаются анархизм, революционность. В таком случае, для гегелœевской философии действительность, какой бы ужасающей она не была с точки зрения справедливости всœегда разумна. Со стороны Гегеля больше присутствует его положительного отношение власти, нежели революционность.

ʼʼВсё, что действительно – разумно, а что разумно, то действительноʼʼ. Здесь мы сталкиваемся с панлогизмом: логика мировой идеи и есть логика мирового универсализма. Гегель переходит критике просвещения и революции. Просветители это злобные, но при этом никчёмные люди, которые предлагают эту бессильную философию, которая отвергает христианство как религию разума.

До Гегеля мы метаемся от индивидуализма до универсального всœеобщего.

Философия тождества есть некий абсолютный синтез, который растворяет индивида в универсальности.

Для Гегеля это подобно смерти, он предлагает выход, который оказывается развитием и синтез является творением некой новой реальности. Мы обогащаемся и это понятие становится конкретным.

Три периода:

1. Субъективный дух. Познаётся психологией, антропологией. Здесь сосредоточено на индивидуальном и единичном. Мы сосредоточены на своих потребностях, на самих себе.

2. Объективный дух. Встречаемся с крайне важно сть познавать что-то другое. Это и есть государство. Государство есть частица, причастная к мировому разуму.

3. Абсолютный дух. Религия, искусство и философия - ϶ᴛᴏ есть подступы к пониманию духа.

Мы познаём действительность духа, но на третьем периоде дух понимает, что всё является результатом его деятельности по самопознанию.

Возникает логическая философская трудность для понимания этого развития. Развитие требует отчуждения, некоего перехода развивающейся реальности в своё, иное. Гегель и приходит к помощи диалектики. Формально эта логика должна быть представлена через три ступени.

Лестница развития знаний:

1. Рассудочная ступень (метафизическая ступень). Разум знакомится с самим собой, как с данностью посредством категорий рассудка. Разум жёстко фиксирует противоположные понятия и разделяет их. Находясь на этой ступени развития, в молодости Гегель испытывает разочарования во всё, ибо для него, человека ожидающего благость, эта ситуация не может стать действительностью.

2. Отрицательно-разумная (диалектическая ступень). Разум, познакомившись с собой как с данностью, отрицает своё собственное содержание. В случае если всё развивается, то всё переходит в свою собственную противоположность. Развитием является мировой разум.

3. Положительно-разумная (спекулятивная ступень). Посредством спекуляции мы объединяем противоположности в некое единство.

Тезис – антитезис. – синтез противоположности, сочетающий в себе противоположные начала.

Изначально бытие есть идея, которая ещё не является мировой, ибо мир здесь в процессе своего становления. Эта идея есть чистое, абстрактное и бессодержательное понятие, оно лишено какой-либо конкретики, это есть чистое бытие. Но будучи бессодержательным, это чистое бытие сталкивается с ничто. Этот тезис предлагает противоположность. Борьба этих противоположностей приводит к появлению нечто.

Идеализм подразумевает переход идеального в материальное (природное). Идея переходит в своё иное бытие мысли = природное. Здесь, заявивший о себе забывает о своей реальности, воплощаясь в свою собственную противоположность.

В природе возникает человек, который ознаменован борьбой за свое самосознание, за ним и человеческое общество. В конечном итоге возникает борьба между единым человеком и государством (моралью, правом).

1. Реальность в себе (чистое бытие как идея)

2. Важно заметить, что для себя бытия

3. В себе для себя бытия (основополагающая важность).

Гегель представил развитие мировой идеи в наш универсум посредством этих трёх стадий.

Диалектическая логика. Представлена тремя законами:

1. Утверждает единство и борьбу противоположностей

2. Подразумевает категории качества, количества и меры. ʼʼКачествоʼʼ - есть лишь категория конечная, которая в связи с этим и находит своё подлинное место лишь в царстве природы, а не в мире духов. ʼʼКоличествоʼʼ - есть чисто бытие, в котором определённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятое или безразличное. ʼʼМераʼʼ - есть качественно определённое количество, она исчисляема, но определяет предел качества. Количество переходит в качество.

3. Касается ситуации развития, но уже под новым углом. Касается отрицания отрицания. Развитие какой-либо качественной определённости невозможно написать через одно единственное отрицания, нужно использовать и второй.

Гегель посредством этого описывает становление мирового духа, который в мышлении Гегеля достигает предела. Мышление человека причастно абсолютному разуму, и в тот самый момент, когда Гегель достигает знания того, что вся действительность есть сам мировой разум. Эта мировая идея достигает абсолютной точки своего развития. История на сем заканчивается.

Разворачивание это не есть появление нового. В этом ключе мы никогда не поймём рождения творчества. Логика всœегда ограничена. Она никогда не может выразить самого процесса развития. С точки зрения Гегеля вырисовывается следующая картина: если факт не укладывается в теоретическую систему, тем хуже для факта – пример подхода Гегеля к истории. Стоит сказать, что для него рационально-разумным является создание государственности. Государство это оплот свободы. Сила всœеобщего закона здесь необходимые ступени для утверждения борьбы единичного со всœеобщим – достижения абсолютного.

К государству человек приходит своими силами. Возникает вопрос, как изначально неразумное существо (человек) выражает всœеобщую логику мирового разума. Гегель на данный подвох отвечает: действует хитрость разума, на человека данный мировой разум воздействует через его чувственную природу, через слабые стороны, которыми славен человек. Гегель приходит к этому решению через обращению к политэкономии Адама Смита. Хитрость разума представлена разрозненностью первоначальных промышленников и экономистов, строящих общую экономическую систему.

Гегель антипацифист – он описывает крайне важно сть войны.

Диалектика:

- статика

- метафизика

- сущность

- динамика

Сущности дано развитие.

Критика

У Гегеля вырисовывается парадоксальная ситуация: развитие представляется как бесконечный процесс, но он полагает предел всœему – стадия абсолютного духа.

Логика подразумевает некие границы, которые обозначают в виде шара. У Гегеля есть задача: свести всю действительность к логике идей. Она должна быть вписана в жёсткий предел. Здесь появляется проблема панлогизма. Гегель становиться тем, в мышлении которого мировой разум понимает самого себя.

Гегель становится основателœем философии истории. Он не ставит философский вопрос о смысле этой истории.

Архэ – начало

Телос – цель

Безличность того духа, которому он выражает почтение, она есть последствие. Он находит данный выход в материи (бесконечном разнообразии форм). В рамки логики у Гегеля входит разумение, всœе части, всё, что есть.

Человек, обладающий мышлением, есть лишь предмет логики.

Тема опредмечивания, переход в своё иное (инобытие). Связана в любом случае со свободой и касается свободы. Опредмечивания связано с крайне важно стью развиваться, совершенствоваться. Всякое развитии доходит до определённой точкой, где мы сталкиваемся с феноменом отчуждения, когда, то чем мы гордились, начинает нас порабощать. Для того, чтобы развиваться, нужно быть чем-то, чтобы что-то подлежало этому развитию. Этот эмбрион переходит в природу, а в лоне природы появляется человек, возникает общество, семья, этическое общее универсальное, и переход бытие для себя.

Необходимо постижение самого себя, только опредмечивая это, но предмет здесь не значим, это то, в чём я пытаюсь себя обрести, предметность нужно ассимилировать. Надо потеряться в природе, а потом в ней же прийти к самосознанию.

Три периода – критерии свобода и высвобождение:

1. Восток. Он деспотичен, значит, свободен один, всœе остальные несвободны

2. Античность. Степень осознания человеком своих свобод увеличен. Период демократии. Многие свободны и многие несвободны.

3. Пруссия (Прусская демократия, монархия). Истинное демократическое государственное устройство. Свободны всœе. Осознание своей собственной свободы.

Гегель обожествляет в неком смысле государственность. С точки зрения Гегеля революционный толк бессмыслен. Гегель совмещает разрывность и контентуальность.

Революционный скачёк

Мера

Маркс начинает сочувствовать пролетариям.

Периодымарксизма:

1. Гуманистический этап становления мысли. Занимается проблемой отчуждения, проблемой разрешения той матрицы взаимоотношений, которая характеризует любое общество.

Он связан с проблемой отчуждения, это отчуждение есть отчуждение от результатов своего собственного труда. Он анализирует первоначальный этап капитализма, который характеризуется бесчеловечностью к рабочим и крестьянам. Он начинает с моральной проблемы. Это отчуждение подразумевает, что пролетарий, которого нанимает буржуа своими же рукам производит товар, который с ещё большей силой закрепощает этого рабочего. Это отчуждение приводит к отчуждению от общества совершенно закономерно, ибо несправедливость и злоба порождают только несправедливость и злобу, так и от природы. В результате утверждается проблема поляризации общественного целого на классы. Здесь утверждается класс угнетателœей и класс подчинённых. Маркс формулирует основание для классовой теории стратификации общественного целого. Эта классовая теория подразумевает экономический критерий для выделœения того или иного класса. Разделœение по классам утверждается за счёт собственности на средства производства. В соответствии с владением им происходит разделœение на классы: пролетариат и буржуазию – оказывает реальной политической силы. Надо постичь крайне важно сть перехода по линии восхождения пролетариев.

Она не отменяет условие революции, которая предуготовлена благими намерениями.

Ключевую роль играет собственность на средства производства. Для характеристики общественного развития Маркс приходит к понятию формации – определённого способа производства, характеризующий развитие общества на том или ином историческом этапе становления. Она подразумевает способ производства, который определяет всё, носит определяющий характер. Размещено на реф.рфСпособ производства представлен через производительные силы и производственные отношения. В производительные силы входят технологии и человек, как рабочая сила. Производственные отношения, это отношения, связанные с экономикой: отношения по поводу производства, распределœения, обмена и потребления товаров. Всё это формирует экономический базис, на базе которого утверждаются надстроечные элементы и сама надстройка, которая идеалогична. Надстройка представляется автономной по отношению к базису, это говорит о том, что надстройка скрыта и определœена базисом, но никогда в данном не признаётся. Надстройка включает всœе остальные отношения (политические, религиозные, научные, философские).

Идеология– иллюзорное ложное сознание. Смысл идеологии состоит по сути в том, что восходящий класс, характеризующийся наличием собственности на средство производства выдаёт интересы самого себя за интересы всœего общества в целом, навязывая нисходящему классу ту матрицу отношений, которые свойственны ему самому.

Религия есть опиум для народа.

Ленин, как представитель диалектического материализма, предстаёт нам в качестве ревизиониста – он пересматривает всё это. Пролетариат, свергая несправедливую власть дворянства, буржуазии и всœего остатка прошлых времён, творит свою идеологию, которая по определœению не должна быть ложной системой отношений.

Маркс – представитель класса буржуазии, но он выходит за рамки тотальности мировоззрения нисходящего класса. Марксизм даёт возможность критиковать общество потребления, находя свою мысль, проникнутой идеологией. Реальность избегает слово реальность. Сам по себе марксизм, как теория, полагает предел самому себе. Социалистическая революция, с точки зрения его учения, возможна только в развитом буржуазном обществе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в своём развитии пришло к крайне важно сти разрешить назревшие в нём противоречия. Марксизм понимает всякую ограниченность полагания сущности.

Сила марксизма касается практики.

Исторический материализм.Представлен ретроспективной теорией развития событий. Есть формации, которые человечеству крайне важно пройти.

Есть 5 формаций:

1. Первобытнообщинный строй

2. Рабовладельческий строй

3. Феодальный строй

4. Капиталистический строй

5. Коммунистический строй

Она обусловлена противоречием. Развитие и переход от одной формации к другой обусловлен противоречием между производительными силами и производственными отношениями.

Карл Маркс был пойман в ловушку своего теоретизирования и мышления. Этот закон, который выдвигается Марксом как закон обоснования, не подтверждается. Капитализм выродился в беспроблемное сосуществование рабочих и тех, кто их нанимает.

С развитием капитализма марксизм классического толка теряет основу для осуществления социалистической революции. Рабочий не осознаёт давления отношений господства и подчинœения, он проникается буржуазной идеологией и идеологией потребления, но не пользуется этой свободой.

Дальнейшее развитие марксизма (неормарксизм) решает проблему отыскания новой революционной силы. Здесь на ум приходит франкфурдская (социологическая) школа, которая утверждает свою теорию на базе материализма. (одномерный человек, эрос и цивилизация). Франкфурдцы (Маркузе) пытаются совместить психоаналитическую теорию и марксистскую теорию. Лозунгом новых неомарксистов становится высвободить воображение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывается подавлено.

2. Политэкон. Проблемы политики и экономики. Философско-экономические рукописи.

3. Капитал

С точки зрения Маркса нужно не познавать действительность, упиваясь идеей объективности, развития мирового духа. С точки зрения Маркса, прилщённого Гегельянством, который понимает всю несправедливость положения рабочего, дело философии касается преображения этого мира. Когнитивную установку, которая выражается в панлогизме Гегеля, он не отражает, но он требует, чтобы когнетивность имела и практическое выражение. Но это не отменяет сферы идеального.

Маркс с Энгельсом переворачивают философию Гегеля с головы на ноги. Метод, оформившийся в Гегельянстве, существует и в марксизме и носит название диалектики.

Диалектический материализм Карла Маркса.

Система подразумевает движение мирового духа.

Здесь появляется диктомия диалектики – метафизика. Здесь Маркс на стороне диалектики. Диалектика, как метод познания не позволяет замкнуться в пределах догматизма сущности. Диалектика утверждает процесс развития, а метафизика – статику, вечность, сущность, неизменность. Материализм (диалектический материализм) оказывается неким революционным учением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ до сих пор непревзойдено. Он вновь вырывает человеческое мышление из цепких лап догматизма. Маркс критикует идеализм Гегеля за то, что пытается конкретное бытие вывести из абстракционной идеи. Материя становится главным в его философии. Материя, в лоне которой появляется человек, отягощённый этим светочем разума, становится основой диалектики. Диалектический материализм утверждает специфику идеального.

Безусловно данный момент становится сложным в материализме и до конца ответить на вопрос о природе сознания как идеального невозможно. Маркс описывал ситуацию сложившегося сознания. Стоит заметить эту фундаментальную форму: сознание есть свойство высокоорганизованной материи. С одной стороны – правота эволюционизма, а с другой – даёт толчок к становлению психологии на научное обоснование.

Сознание отсылается к трудовой деятельности. Труд становится тем способом понимания природы сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отсылает к материальному началу. Эта формула не нова – она отсылает к категории господина и раба.

Трудовая деятельность есть ключ к пониманию природы сознания.

Георг Лукач – венгерский мыслитель. Заявляет о себе, как величайший знаток буржуазной философии, он пишет книгу об эстетике. Он делает неприглядный для своих коллег выбор в строну марксизма и коммунизма, обрекая себя на нелицеприятное общение с представителями этого общения в СССР. Он основоположник экзотерического марксизма. Лукач стоит перед моральной дилеммой: с одной стороны, он, будучи представителœем буржуазии, он может выражать идеи социал-демократии, с другой – он утверждает сам коммунизм, который опирается на большевизм, как политическую силу. Эта моральная дилемма предстаёт в следующих очертаниях: большевизм оборачивается возможностью через социалистическую революцию утвердить человеческое общество на основах гуманности. Социал-демократы выбирают эволюционный путь развития (оборачивается предательством идеалов, который лишает их возможности критиковать коммунистов), когда как коммунисты – революцию. Он выбирает коммунизм и революцию, забывая, что эта революция несправедлива в принципе.

Лукач обращается к Канту и его априорным условиям, которые формируют опыт. Рабочий пролетариат находится в выигрышном условии по сравнению с буржуазией: нам нечего терять кроме своих оков и цепей. По этой причине сознание пролетария свободно от предрассудков буржуазии, единственным делом которой является защита своей собственности на средства производства. Это сознание пролетария становится иллюзорным. Он видоизменяет марксизм и старается представить его в некой чистоте. Чистота эта представляется априорной структурой познания, о которой писал Кант. В таком случае, теория Марксизма и позволяет выйти за рамки задействования превращённых форм, которыми тешет себя сознание буржуа.

Марксизм даёт понять, что это отчуждение, как таковое, непреодолимо. С точки зрения Маркса это отчуждение должно быть преодолено упразднением частной собственности. Весь коммунизм оказывается нереализуемым целым этой теории. Маркс попадает в свою собственную ловушку теоретизирования.

Холизм – целостность.

referatwork.ru

Мировой процесс

Навигация:DJVU Библиотека PhotogalleryБрокгауз и Ефронknolik.com Статистика:Рейтинг@Mail.ru

Значение слова "Мировой процесс" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Мировой процесс— Основное понятие естественного процесса принадлежит к области физиологии; так называется здесь более или менее сложный ряд последовательных физико-химических явлений в организме, происходящих в пределах известной анатомической системы органов, причем эти явления связаны между собою одним общим результатом и составляют единую функцию, или отправление, данной группы органов; таков процесс дыхания, процесс кровообращения и т. д. Различные процессы в организме в свою очередь связаны между собою или координированы как элементы более сложного ряда явлений, исполняющего одну общую функцию — поддержание жизни, так что все существование организма в совокупности его процессов представляется как один определенный процесс. Но, с другой стороны, и разрушение жизни происходит через последовательные и координированные ряды явлений в организме, почему и говорится о процессе болезни, процессе умирания, процессе разложения. Из общего понятия о процессе ясно, что оно занимает среднее место между понятием намеренной деятельности и понятием простой смены или чередования фактов. В понятии процесса содержится понятие сменяющихся или чередующихся явлений + их координация относительно одного определенного результата или общей функции. В понятии деятельности содержится понятие многих процессов, или координированных рядов явлений, + их новая сознательная и намеренная координация, заведомо принадлежащая определенному личному уму и воле. Смена дня и ночи при всей своей неизменной правильности не есть процесс, ибо здесь отсутствует существенный признак этого понятия — координация нескольких рядов явлений в одной общей функции; в свою очередь, процессы дыхания или кровообращения только в переносном смысле могут быть названы деятельностью легких или сердца; наконец, такая совокупность явлений, как, напр., преобразования Петра Великого, очевидно не исчерпывалась ни простым чередованием физических фактов, ни физиологическою координацией органических процессов, а была деятельностью в собственном и полном значении этого слова. Простая смена явлений сама по себе бессмысленна; процесс имеет объективный смысл; наконец, деятельность предполагает субъективную осмысленность. Новый, существенный оттенок понятие процесса получает тогда, когда оно применяется к такой координации рядов явлений, которая ведет не к поддержанию или разрушению жизни организма уже сложившегося, а к созданию сложного организма из простого зародыша. Здесь ярче обнаруживается объективная и сверхмеханическая целесообразность жизненного процесса. Под влиянием эмбриологии и истории развития организмов самое понятие процесса в общем сознании обыкновенно поглощается понятием поступательного развития, или эволюции. Этот оттенок преобладает и в применении понятия процесса к совокупности всех перемен, совершающихся во вселенной, т. е. в понятии М. процесса. Во избежание односторонних взглядов не следует, однако, упускать из виду того видоизменения, которое получает общее понятие процесса в области юридической. Так как процесс в отличие от деятельности определяется объективным характером координации входящих в него элементов, а не тем или другим свойством самых этих элементов, то нет основания ограничивать понятие процесса областью физиологии и эмбриологии. Гражданская тяжба и уголовное преследование суть процессы в точном смысле слова, хотя их ближайшие элементы суть ряды человеческих действий, а не физико-химических явлений. Так как координация этих человеческих действий, делающая из них один сложный ряд событий, направленных к одному общему результату, не определяется субъективным сознанием и волею одного из действующих лиц, а имеет общий объективный характер, одинаково обязательный для них всех, то совокупность этих действий, составляющая тяжбу или преследование, не может называться деятельностью (чьею?), а есть настоящий процесс (самый этот термин возник в юридической области ранее, чем в естественно-научной). Философия, стремясь дать отчет в общем характере всего существующего, ставит вопрос: что представляет собою совокупность происходящих в мире движений и перемен? Есть ли это только бесцельное и бессмысленное чередование явлений, из которого, собственно, ничего не выходит, или же это есть определенная координация частных элементов, приспособляющихся к одному общему объективному результату, подобно жизни и развитию организмов (или ходу судебного дела), или, наконец, это есть непосредственное произведение единоличной воли и сознания? Второе из этих трех возможных решений есть применение понятия процесса к всеобщему бытию, или утверждение М. процесса. От Гераклита до Гегеля, Герберта Спенсера и Гартмана философы самых различных направлений разрабатывали понятие М. процесса, которое теперь может считаться прочным достоянием науки. Из трех представлений всего существующего: как хаотической смены явлений, как М. процесса и как произведения единоличной воли, второе, господствующее ныне в философии, логически предполагает первое и требует третьего. Всякий положительный процесс, как координация известных элементарных данных или образование из них единого целого, мыслим только под условием двух других терминов: 1) образуемого материала, который, следовательно, сам по себе находится в хаотическом состоянии, и 2) образующего начала, которое для того, чтобы через процесс вводить данные элементы в определенный образ единства, должно само по себе обладать этим образом, как идеей. Независимо от того или другого понимания этих двух начал бытия (материального и идеального) в их внутренней сущности и абсолютном состоянии общий объективный ход обусловленного ими М. процесса можно считать достаточно выясненным в его трех главных степенях или стадиях: астрофизической, биологической и исторической. Наша солнечная система, согласно общепринятой Канто-Лапласовой теории, находится в состоянии устойчивого равновесия, которое есть следствие предшествовавшего образовательного процесса. Такой процесс, уже минувший для тел нашей системы, оказывается еще продолжающимся для других областей звездного неба, положительным исследованием которых занялась новейшая астрофизика, отметившая на основании точных наблюдений различные моменты образования небесных тел через концентрацию и уплотнения космического вещества, первоначально находящегося в рассеянном газообразном состоянии. Для познания дальнейших фазисов М. процесса наука уже по самым условиям исследования должна ограничиться областью нашей солнечной системы и в ней одним только планетным телом — Землею. Геология показывает постепенность в образовании земной коры или постепенное создание среды, приспособленной для возникновения и развития органической жизни, а эта жизнь обозначает вторую главную стадию М. процесса. Связующее звено между предметами геологии и биологии образует область важнейшей для понимания М. процесса науки — палеонтологии, которая показывает, посредством каких последовательных приспособлений, опытов и поправок вырабатывались законченные и устойчивые формы растительных и животных организмов. Для второй, биологической стадии М. процесса теория Дарвина имеет такое же значение, какое Канто-Лапласова теория представляет для первой; обе теории исследуют только материальную сторону процесса в данной области, его внешние условия или ближайшие причины, нисколько не объясняя его происхождения из определяющих его начал и, следовательно, не восходя к его полной и окончательной причинности (см. Эволюционизм). Как результатом первой (астрофизической и геологической) стадии М. процесса было образование сверхмеханических тел, или живых организмов, как затем вторая биологическая стадия имела своим результатом появление сверхживотного организма, или разумно мыслящей и действующей человеческой личности, так, наконец, на третьей, исторической своей стадии М. процесс явно направляется к образованию сверхличного человека, или собирательного нравственно-общественного целого — и в этом отношении наука, занимающаяся человечеством, справедливо названа социологией. Внешним образом общее направление исторического процесса может быть определено как постепенное расчленение и индивидуализация частных сфер человеческой жизни при возрастающем взаимодействии людей и объединении целого человечества. Поскольку этот результат достигается не преднамеренным действием какого-нибудь единичного лица в человечестве, а координациею всех частных действий, всемирная история подходит под общее понятие естественного процесса, хотя особый характер элементов этого процесса не позволяет переносить на него всецело аналогии из области жизни органической. Более определенное представление о сущности исторического процесса и его последовательных фазах дается в различных системах философии истории (см.). Вл. С.

Статья про слово "Мировой процесс" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 1766 раз

Брокгауз и Ефрон, избраное

be.sci-lib.com

Метод и система философских взглядов Гегеля

Завершение развития немецкой классической философии выпало на долю Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). В отличие от Ф.В. Шеллинга, который сделал акцент на эстетических формах познания мира, для Г. Гегеля важнейшее значение приобрела история в ее разнообразных формах.

Фундаментальность и основательность философской системе Г. Гегеля придало глубокое знание истории философии, в которой он усмотрел ясную логику развития форм мирового сознания. Длительное время Г. Гегель находился под влиянием идей Ф.В. Шеллинга, вместе с которым он выступал с критикой субъективизма И.Г. Фихте. Однако в 1807 году в работе «Феноменология духа» он уже сам выступил с критикой Ф.В. Шеллинга, упрекая его в необоснованном увлечении иррациональными эстетическими формами знания. В этой работе Г. Гегель четко сформулировал принцип исторического подхода к истине, согласно которому истина всегда представляет собой не просто результат развития, а включает также весь процесс, который привел к этому результату. Эта первая крупная работа, несмотря на тяжеловесный стиль и неясность изложения, принесла Г. Гегелю признание в качестве нового оригинального представителя немецкой классической философии. Цель этой работы состояла в том, чтобы проследить развитие мирового разума, начиная с первых первых форм и заканчивая современностью. Отличительной особенностью первого варианта системы Г. Гегеля, которая опиралась на достижения И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга, стало беспрецедентное использование конкретного исторического материала. За множеством форм духовной культуры, сменявших друг друга в течение многих столетий, Г. Гегель сумел увидеть логичность и последовательность развития единой идеи, которую он отождествлял с божественным разумом. Логика развития мирового духа в «Феноменологии духа» воспроизводит стадии развития отдельного индивида, начиная с простейшего чувственного опыта и актов наименования вещей, проходя через формы философии, права и pent различных эпох и заканчивая абсолютным знанием, преданным искусством, религией и философией.

В завершенном варианте философская система Г. Гегеля представлена в трехтомной работе «Энциклопедия философских наук» (1817). Она включала три части: логику (учение о бытии), философию природы (учение о неорганической и органической природе) и философию духа (учение о человеке и обществе). Триадитическое деление системы обусловлено диалектическим методом Г. Гегеля, который вобрал в себя как влияния И.Г. Фихте и Ф.В Шеллинга, так и Платона и неоплатоников. Три этапа диалектического развития представляют собой единство (тезис), множество (антитезис) и структурированное единство (синтез двух Предыдущих моментов). Диалектическое движение - предполагает выявление целостности предмета, аналитическое разбиение его на отдельные моменты и восстановление единства на новом, более высоком уровне. Все три момента являются частями единого процесса, органично переходя друг в друга. Поэтому три части системы Г. Гегеля - это три момента развития единого божественною разума, три этапа творения, которые разворачиваются в ходе Человеческой истории. Г. Гегель был убежден, что его философская система одновременно является теологическим учением, которое объясняет весь мир как явление Бога.

В «Логике» Г. Гегель рассматривает систему понятий, которые определяют структуру и направление развития любого мирового процесса. Для Г. Гегеля все множество вещей и событий окружающего мира является проявлениями единого мирового разума, который выступает в виде развивающейся системы понятий. Поэтому в мире нет и не может быть ничего неразумного, все представляет собой проявление божественного разума и подчинено логике понятий. Гегелевские понятия представляют собой объективные духовные образования, которые можно сравнить с платоновскими идеями. Как у Платона учение о бытии есть учение о множестве идей, из которых состоит космический ум, так и у Г. Гегеля логика представляет собой учение о множестве понятий, из которых состоит мировой разум. Важнейшее из таких понятий - понятие бытия, из которого путем постановки и разрешения противоречий диалектически развиваются понятия становления, количества, качества, меры и т.д. Г. Гегель справедливо полагает, что без этих понятий невозможно помыслить ни про одну вещь, следовательно, они составляют условие бытия каждой вещи и мира в целом. Действительно, любая вещь представляет в мышлении человека как обладающая качественными, количественными, структурными характеристиками. Развитие категорий происходит от абстрактного к конкретному, то есть каждая следующая категория более конкретна и богата по содержанию, чем предыдущая. Этот же принцип определяет и развитие божественного мирового разума, которое представлено в трех частях гегелевской системы. Поэтому первая часть системы, «Логика», является наиболее абстрактным состоянием мирового разума, а последняя - «Философия духа» - наиболее конкретным и содержательным. Порядок развития категорий в «Логике» соответствует у Г. Гегеля порядку смены философских течений в истории философии. Каждое философское течение прошлого Г. Гегель рассматривает как один из моментов развития мирового разума или абсолютной идеи. В этом смысле ход истории философии, представленный в «Лекциях по истории философии», становится блестящей иллюстрацией диалектического развития категорий в «Логике».

Вторая часть системы, «Философия природы», показывает, в духе натурфилософии Шеллинга, каким образом система понятий «Логики» порождает и определяет ход природных процессов. Природа, таким образом, предстает как опредмечивание или «инобытие» мирового разума. Главная задача этой части - показать единство и взаимосвязь всех явлений природы как закономерных моментов развития мирового разума. К преимуществам «Философии природы» следует отнести стремление Г. Гегеля синтезировать в единое целое множество данных различных естественных наук, привести в систему знания о природе. Кроме того, одним из важных достоинств учения о природе является попытка объяснить природные процессы как моменты развития единого организма. Г. Гегель противостоит господствующей в философии и науке Нового времени тенденции механицизма и возрождает органичное античное понимание природы. Три части «Философии природы» - механика, физика и органическая физика - представляют собой три диалектических момента развития природы, показывающих развитие от мертвой материи к возникновению живого организма.

Третья, наиболее известная и влиятельная часть системы Г. Гегеля - «Философия духа», которая рассматривает возникновение и развитие человека, общества и знания. Первый раздел, субъективный дух» посвящен рассмотрению развития индивидуального сознания. Второй раздел, «объективный дух», рассматривает возникновение и развитие общества. В 1821 году, учитывая колоссальный интерес к проблемам объективного духа, Г. Гегель опубликовал на эту тему отдельную работу под названием Философия права». Членом общества, правоспособной личностью человек становится лишь тогда, когда приобретает частную ценность. Именно в собственности воля личности обретает наивное воплощение. Такой первый экономический акт социализации Г. Гегель именует «абстрактным правом», подчеркивая тем самым его поверхностный характер. Углубление личностного начала и совершенствование правовых отношений происходит на второй стадии объективного духа, которая характеризуется как Моральность», право субъективной воли, которое основано на внутреннем убеждении личности. Мораль представлена Г. Гегелем как субъективная и, следовательно, односторонняя и неполноценная сторона объективного духа. Полноценная реализация личности возможна лишь на третьей стадии, «нравственности», когда субъективные моральные представления личности получают подкрепление в объективных законах общества. Здесь человек выступает уже не как отдельная личность, а как гражданин, жизнь которого подчинена не только внутренним велениям морального закона, но и внешним объективным законам общества. Нравственное состояние гражданина реализуется в трех формах: семье, гражданском обществе и государстве. В духе античной традиции Г. Гегель рассматривает государство как важнейшее условие полноценной человеческой жизни, называя его «шествием Бога в мире». Только в государстве приводятся в гармоничное единство субъективная и объективная свобода, интересы отдельного индивида и общества в целом. Государство является воплощением мирового разума и служит важнейшим инструментом реализации его целей. В таком качестве государство выступает в ходе всемирной истории, которая является процессом постепенной реализации развития мирового разума.

«Лекции по философии истории» Г. Гегеля рассматривают развитие истории как единый закономерный процесс движения от состояния несвободы к осуществлению всеобщей свободы. Развитие истории движется с востока на запад, от древних восточных цивилизаций через античность и средневековье, завершаясь в современной Г. Гегелю Европе. В ходе этого процесса отдельные народы выступают как средства реализации целей мирового разума, хотя сами они этого не осознают. Такими избранными народами были греческий, римский и германский. В духе протестантизма Г. Гегель рассматривает человека и человечество в целом как единственную сферу реализации возможностей божественного мирового разума. Особая роль отводится Г. Гегелем великим людям, таким как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, через поступки которых и проявляется воля Бога. Однако и массы, и сами великие люди являются лишь средствами, которые отбрасываются мировым разумом после достижения поставленных целей.

Высшей формой развития мирового разума является третья стадия философии духа - абсолютный дух, который предстает в трех формах: искусстве, религии и философии. Это сфера знания, которая является завершением развития мирового разума. Подробное рассмотрение искусства и исторических этапов его развития предпринимается Г. Гегелем в «Лекциях по эстетике». В искусстве истина предстает в чувственной форме, что отражает общедоступность и одновременно ограниченность эстетического. Как и в других случаях, Г. Гегель использует исторический подход, выделяя три формы искусства - символическую (Восток), классическую (античность) и романтическую (Европа). Подлинным искусством для Г. Гегеля является лишь классическое, которое предстает как гармоничное единство формы и содержания. Символическая форма лишь подготавливает искусство, а романтическая, современная самому Г. Гегелю, является упадком и разложением искусства. Упадок искусства, в то же время, освобождает место более высокой ступени развития абсолютного духа - религии, на которой преодолевается ограниченность чувственного образа искусства.

В «Лекциях по философии религии» Г. Гегель подробно рассматривает исторические формы религии, показывая важнейшую необходимую роль религиозного сознания в жизни человечества.Различные формы религии от древности до современности представляют как этапы прогрессивного движения к познанию Бога, при котором каждая следующая религия оказывается более совершенным способом богопознания, чем предыдущая.

Высший этап развития абсолютного духа - философия - предстает как диалектическое единство, синтез искусства и религии, в котором преодолевается ограниченность двух предшествующих форм. Главное достоинство философии - понятийное постижение истины в систематическом виде, которое возвышается над образами искусства и откровением религии. Г. Гегель предельно сближает религию и философию, стремясь представить свою физическую систему как наиболее адекватное выражение высшей религии откровения-христианства. Философия и религия занимаются изучением одного и того же предмета, Бога, различными способами. Поэтому философские системы прошлого, закономерно сменяющие друг друга, представляют собой этапы постепенного приближения ко все более полному пониманию Бога. Единственным способом изучения философии становится история философии, которая позволяет увидеть процесс становления истинного знания как неотъемлемую часть этого знания.

Немецкая классическая философия стала главным и наиболее масштабным течением эпохи Нового времени, в котором новые представления о человеке, обществе и истории синтезировались с величайшими философскими идеями прошлого.

psyera.ru

12. Единый мировой процесс, его направленность и структура

закономерный мировой процесс развития можно представить как единство трех основных неравноценных направлений (рис.1):

1 — магистральное направление развития;

2 — «подчиненное» направление развития;

3 — направление развития «невключенного» низшего.

Магистральным, или главным, направлением единого мирового процесса является последовательность основных форм материи, в известных нам пределах представленная физической, химической, биологической и социальной формами материи. Развитие материи выражено здесь в наиболее полном, ясном и концентрированном или «типическом» виде, поскольку именно на магистрали развития происходит смена качественно различных основных форм материи.

Каждая узловая точка на магистральной линии дает начало трем ветвям развития. При этом основные «точки роста» сложности всегда находятся на магистральной линии. Наибольшая творческая активность материи связана с магистральной линией развития. Линия магистрального развития невозможна без подчиненного ей развития низшего, включенного в состав высшей ступени организации материи. Однако развитие имеет здесь уже не столь ярко выраженный, радикальный, типический характер. На линии «подчиненного» развития изменения не выходят за рамки одной и той же качественно определенной формы материи. Так, физика человека остается по своей природе физикой, подчиняется тем же физическим законам, что и «свободная» физика, физика в природе.

Особый характер имеет развитие низшего, не включенного в состав высшей ступени, составляющего природную среду последующего развития. Развитие представлено здесь в наиболее стертом виде, носит наименее радикальный характер. Здесь тоже есть свои точки и ступени развития, но они не выходят за пределы соответствующих основных форм материи. Вероятно, с третьим направлением развития можно связать некоторое многообразие более частных направлений. Так, можно допустить, что на основе кремния или азота, выступающих, по мнению многих ученых, в качестве «конкурентов» углерода в процессе эволюции химического в направлении к живой материи, могут возникать, при каких-либо особых условиях, некоторые аналоги живой материи. Правда, в силу значительного превосходства углерода в способности образовывать многообразные химические связи возникновение аналогов жизни на базе кремния или азота, а тем более — равноценной с углеродистой, является крайне маловероятным.

С направлением «невключенного» низшего связано формирование комплексных форм материи — астрономической, геологической и географической. Последовательность этих форм материи является производной от магистрального направления мирового процесса развития. С линиями «подчиненного» развития и «невключенного» низшего необходимо связать также круговороты развития, оставляющие необходимый элемент единого мирового процесса.

13 Аккумуляция и универсализация как закономерности развития.

Химическая эволюция подчинена общим закономерностям единого мирового процесса – аккумуляции, универсализации и конвергенции.

Элементарное событие в развитии материи – реализация ее очередной возможности, возникновение нового действительного содержания. Аккумуляция означает его последующее сохранение в какой-то форме и, следовательно, накопление новообразований.

Их безусловным аккумулятором выступает мир как целое, но в нем действует два разных механизма аккумуляции и имеется две общие формы, непосредственно аккумулирующие возникающее содержание, которое по этой причине не равномерно распределено в пространственно-временном континууме Вселенной, а локализуется в некоторых его областях. Существуют «горизонтальная» и «вертикальная» аккумуляции. Вертикальная аккумуляция соответствует включению низшей основной формы материи в высшую форму в качестве ее уровня, который в пространственно-временном отношении совпадает с ней, а не является ее частью, связанной физическими, химическими и т.п. взаимодействиями с ее другими частями. Вертикальная аккумуляция непосредственно обеспечивает построение ряда основных форм мате-рии. То же, что аккумулируется по горизонтали, аккумулируется каким-то целым как его относительно обособленные части, взаимодействующие путем обмена веществом, квантами полей, энергией. Результатом горизонтальной аккумуляции являются, в конечном счете, комплексные формы материи – астрономические, планетарные, геологическая, географическая, биосфера.

Можно заметить, что «горизонтальный» механизм более демократичен в том отношении, что способен аккумулировать объекты, еще не подлежащие вертикальной аккумуляции, каких подавляющее большинство. Среди химических объектов вертикальной аккумуляции подлежат только те, что имеют биохимическую форму основной полноты химического содержания. Ни вода, ни аминокислота, ни полипептид в принципе не могут быть сами по себе химическим уровнем живого, но легко аккумулируются комплексными формами материи, которые в этом отношении являются, так сказать, складами полуфабрикатов для этого уровня.

Горизонтальная аккумуляция создает внешние предпосылки вертикальной аккумуляции. Однако ее продукт – геохимическая форма основной полноты химического содержания – не может быть включен в живое. То, что будет аккумулировано им по вертикали, является результатом универсализации – следующей закономерности мирового процесса, наиболее полно выраженной на магистрали химической эволюции. Универсализация означает закономерное появление в ходе роста предметного разнообразия таких объектов, которые имеют весь набор основных свойств и признаков, по отдельности или в ограниченных сочетаниях присущих остальным членам этого разнообразия. Это, естественно, предполагает и их большую, чем у других объектов, сложность. Среди отдельных соединений наибольшей степенью сложности и сопряженной с ней химической универсальностью обладают белки, совмещая в себе основные свойства и функции всех соединений. Поэтому они и являются главной составляющей биохимической формы основной полноты химической материи.

На первый взгляд, универсальные объекты возникают после других, чьими основными свойствами и признаками они должны обладать. Однако закономерность универсализации имеет и противоположную сторону: универсальное предшествует специализированному (не универсальному), что характерно отношениям магистрали и тупиков на каждой ступени химической эволюции.

Магистраль первична по отношению к тупикам, и это значит, что каждая ступень химической эволюции начинается появлением универсальных для нее объектов, набор основных свойств которых затем как бы распределяются с их (объектов) переходом в тупики между ее остальными продуктами. В этом отношении именно магистраль выступает главным источником основного содержания ступеней эволюции. Важнейшим аспектом универсальности продуктов магистрали является сочетание у них свойств, позволяющих им двигаться по ней дальше (биохимическое предопределение), со свойствами, от которых зависит направленность тупиков на формирование необходимых для этого внешних условий.

studfiles.net

Часть 1. Мир и мирoвой процесс

Почти тридцатилетняя философская дискуссия по поводу атрибутив­ности и сущностного признака развития свидетельствует о том, что тео­ретический синтез диалектики и материалистического понимания мира еще не завершен. По-прежнему "логический переход от категории материи к категории развитая, в особенности - от понятия единства материи к по­нятию единства развития, является сложной теоретической проблемой, слабо разработанной в философской литературе” (9). Затяжной характер дискуссии и относительная устойчивость противостоящих точек зрения во многом обусловлены замкнутостью друг на друге двух принципиальных вопросов: как следует понимать материю, чтобы признать развитие ее атрибутом, и как нужно понимать развитие, чтобы призвать его атрибутом материи. Очевидно, что ответ на один вопрос зависит от ответа на другой и наоборот, поэтому каждая точка зрения может быть так или иначе внутренне согласована. Это не делает их заведомо равнозначными и одинаково объективными, но снижает продуктивность самой дискуссии, особенно когда ее участники апеллируют к одним и тем же конкретно-научным данным. Необходим временный выход из круга, образуемого назван­ными вопросами, и обращение к материализму и диалектике как к логи­чески различным и в известном смысле даже несовместимым концепциям, какими они фактически оставались еще в начале XIXвека. Речь идет не об объективной разделенности материи и развития, а о своеобразной до­полнительности материализма и диалектики как способов отражения одной и той же действительности, единство которых не может основываться на ослаблении и размывании специфической логики ни одного, ни другого. В наиболее важном для нас здесь аспекте различие их логик состоит в следующем.

Материализм отражает прежде всего предметную, вещную сторону ми­ра, берет мир как состоящий из множества предметных форм и их измене­ний - процессов, как совокупность отдельных, обособленных, но как-то связанных вещей, составляющих тем самым некое протяженное в прост­ранстве-времени целое. Логика материализма есть в данном аспекте ло­гика предметного целого и его предметных составляющих, логика отноше­ний между вещами и присущими им процессами, логика единства мира, природы, движения. Философский материализм тесно переплетается здесь с конкретно-научными представлениями о единстве мира и не должен им противоречить, но не может быть и простым их повторением. То же, что он со своей стороны может сказать об этом единстве, в существенной мере определяется характером теоретических средств самой философии. С их помощью нужно установить прежде всего наиболее общую природу тож­дества и различия составляющих мир вещей и - на этой основе – вероятных системообразующих отношений мира. Нужно решить в принципе, какой системой является материальный мир с точки зрения философского материализма и можно ли с этих позиций рассматривать мир как изменяющуюся в целом систему. Поскольку материализм имеет дело не только с вещами, но и с процессами, в которые они вовлечены, нужно установить приемлемость его логике самой идеи единого мирового процесса. Если она не исключается предметно-вещной логикой материализма, то встающий далее вопрос о направленности этого процесса является уже пограничным между материализмом в этом его аспекте и диалектикой.

Диалектика же сама по себе, в отличие от материализма, беспредметна в том смысле, что отражает существующее как тотальность, не имеющую ни вещных элементов и частей, ни соответствующих им прост­ранственно-временных характеристик и в этих отношениях неделимую. Для диалектики как таковой действительность, мир состоит не из вещей и процессов, а из противоположностей в их глубоком взаимопроникновении и тождестве. Эта логика не допускает никакой "материалистической" корректировки, и, если скажется, что материализм не исключает идеи единого мирового процесса, а диалектика имеет какое-то отношение к пониманию его направленности, ее позиция должна быть принята материа­лизмом без возражений, что требует, однако, адекватной формы его тео­ретического синтеза с диалектикой. Проблема состоит прежде всего в том, как логически наделить вещи противоположными сторонами и, осо­бенно, кат "овеществить" сами противоположности. Ее решение требует категории, которая могла бы служить своеобразным мостом между логи­ческими рядами материализма и диалектики, выступать, с одной стороны, универсальной характеристикой предметно-процессуальной стороны мира, а с другой - выражать природу каких-то мировых противоположностей.

Такой категорией является "сложность" и производные от нее "низ­шее", "высшее", "прогресс", "регресс"', и если до конца выдержать ло­гику материализма и логику диалектики как равных философских концеп­ций, необходимо признать, что развитие должно быть единым мировым процессом восхождения oт низшего к высшему, интегральный прогрессом, в котором материальный мир находится как целое и система. Отрицание единого мирового процесса, а также его трактовки как круговорота или просто необратимого качественного изменения противостоят этому пони­манию развития не как более отвечающие духу и совокупному материалу частных наук, а как не доведенные до логического завершения философс­кие полуфабрикаты, хотя и опирающиеся на какую-то часть данного мате­риала, но малоэвристичные в отношении его интерпретации.

studfiles.net


Смотрите также