Вся лирика Лермонтова наполнена выражением мятежного духа поэта-гражданина. Его протест против угнетения народа, жестокости бездушия, лицемерия и фальши светского общества выражен в стихотворениях «Смерть Поэта», «Жалобы гурка», «Из Андрея Шенье», «83-го июня дня», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Желанье» и многих других. Как человек и поэт Лермонтов формировался в эпоху николаевской реакции. Воспитывался он в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки А.Столыпин дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пестеля. С детства будущий поэт буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, принужденное молчание только разжигали мятежность духа. Лермонтов с ненавистью относился как к деспотизму «господ», так и к пассивности «рабов» («Прощай, немытая Россия!») Уже в ранних произведениях он противопоставлял миру «господ» и «рабов» образ человека, стремящегося к свободе. Таков поэт, похожий на Байрона, который принимал участие в освободительной борьбе в Италии и Греции: Я молод, но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; О, если б одинаков был удел!.. Мотивы гражданской поэзии прорывались уже в стихах 5-летнего Лермонтова. В стихотворении «Жалобы турка» автор, намекая на положение в России, восклицал: Тем стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! Этот край… моя отчизна! Однако юный поэт не собирался мириться с рабством. И в стихотворении «83-го июня дня» он писал: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал… Постоянные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание вот что волнует Лермонтова- поэта, который жаждет действовать. Он порицал свое поколение за то, что оно стояло в стороне от общественной борьбы. Он призывал современников не жить «ошибками отцов и поздним их умом» «Дума». Поэт предчувствовал, что потомок «прах наш оскорбит презрительным стихом» «обманутого сына» за отсутствие твердых убеждений и сильных чувств, за неспособность на большое дело, на подвиг. Сам поэт готов был пожертвовать своей свободой и жизнью во имя дела. В стихотворении «Из Андрея Шенье» он соглашался с таким будущим: За дело общее, быть может, я паду, Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу. Мятежный поэт, переживающий боль за свою родину, оказывается в полном одиночестве среди «пестрой толпы» светского общества. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» поэт показывает маскарад бездушных и безликих людей, на котором гибнет живая душа. В этом стихотворении сатирические мотивы переплетаются с эпетическими. Вначале поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», «дымящееся село» и «туманы над полями». Поэт задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест: О, как мне хочется смутить веселость ихИ дерзко бросить им в глаза железный стих,Облитый горечью и злостью!.. Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия пассивности, малодушия своего поколения. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина. В то время, когда было запрещено упоминать имя А. С. Пушкина, Лермонтов во всеуслышание заявил, что Поэт потому убит, что «восстал» против высшего света. Б ответ на продолжающуюся клевету против погибшего Поэта Лермонтов дописал последние 6 строк. В них он обратился к «жадно стоящим у трона», называя их: Свободы, Гения и Славы палачи! И грозил им суровой карой за убийство Поэта: И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов помает рамки общепринятых жанров и создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» – это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения; его речь то звучит грустно-лирически, то наполнена обличительным пафосом. Стихотворение «Смерть поэта» вызвало большое волнение среди современников. Критик В. Стасов писал, что читающая публика и не знала, к кому относятся слова «…вы, жадною толпой стоящие у трона», но все волновались, приходили в глубокое негодование, пылали от всей души. Сила стихов Лермонтова была столь велика, что, как отмечал Стасов, особенно молодежь была готова, «пожалуй, на что угодно». Критик также отмечал, что вряд ли когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. В стихотворении «Желание» поэт подчеркивает, что он любит риск и готов сразиться со стихией. Поэт не желает иметь крепкую ладью, которая спасет его от бури. Дайте мне челнок дощатый с полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Поэту необходима борьба, чтобы увериться в своих силах и стать вровень со стихией. Чем она яростнее, чем меньше возможности защититься от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. «Буйный спор с дикой прихотью пучин» делает поэта радостным и свободным. Мятежный дух поэта удовлетворен. Лермонтов с честью принял у Пушкина эстафету гражданской тематики в русской лирике. Его творчество отразило думы и чувства лучших представителей передовой России. Понимая невозможность победы свободы в ближайшее время, Лермонтов утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Он вступал в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. И не одно последующее поколение воодушевлялось на борьбу за свое человеческое и гражданское достоинство. sochineniena5.ru Лермонтов и его поэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего — все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: "К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?" На этот вопрос он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта — служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции. Я молод, но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; О, если б одинаков был удел!.. Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов пишет о том, как "большой свет" пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается "забыться памятью" в "недавней старине", почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. "Пестрая толпа" видится поэту "как будто бы сквозь сон". Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь "дикий шепот". Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет "вольной птицей" только тогда, когда он вспоминает: ...и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут Спящий пруд, А за прудом село дымится... Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В "буре тягостных сомнений и страстей", как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь "свежий островок". При всей ее притягательности мечта хрупка. И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью... После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание "смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью". В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе. Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни "без шума и следа", не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о "плачевном состоянии" его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который "восстал... против мнений света" и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией. Дайте мне челнок дощатый С полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Эти строки из стихотворения "Желанье" говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. "Буйный спор с дикой прихотью пучин" способен сделать поэта радостным и свободным. Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта — тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью. mirznanii.com Лермонтов и его поэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего — все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: "К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?" На этот вопрос он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта — служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции. Я молод, но кипят на сердце звуки,И Байрона достигнуть я б хотел:У нас одна душа, одни и те же муки;О, если б одинаков был удел!.. Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов пишет о том, как "большой свет" пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается "забыться памятью" в "недавней старине", почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. "Пестрая толпа" видится поэту "как будто бы сквозь сон". Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь "дикий шепот". Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет "вольной птицей" только тогда, когда он вспоминает: ...и кругомРодные все места: высокий барский домИ сад с разрушенной теплицей;Зеленой сетью трав подернутСпящий пруд,А за прудом село дымится... Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В "буре тягостных сомнений и страстей", как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь "свежий островок". При всей ее притягательности мечта хрупка. И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью... После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание "смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью". В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе. Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни "без шума и следа", не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о "плачевном состоянии" его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее. К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушны,И перед властию — презренные рабы. Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который "восстал... против мнений света" и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием: Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и правда — все молчи!..Но есть и божий суд, наперсники разврата!Есть грозный суд: он ждет;Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией. Дайте мне челнок дощатыйС полусгнившею скамьей,Парус серый и косматый,Ознакомленный с грозой. Эти строки из стихотворения "Желанье" говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. "Буйный спор с дикой прихотью пучин" способен сделать поэта радостным и свободным. Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта — тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью. www.seznaika.ru Сочинения по литературе: Мятежный дух лирики лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору - Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о "певце свободы" с пылкой и деятельной душой. "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой...", - пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант - это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником. Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение "отравленным с детства". Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а Юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай 1 твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая 1 сводилась к повиновению. Нужно было быть. очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть им слово: "Палачи, стоящие у трона." Лермонтов-поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. "Смерть поэта" - это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт против стоящих у трона "свободы, гения и славы палачей." Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству - Одоевского. Одоевский был опальный поэт. По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую "тишину". Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении "Дума" поэт пишет: Печально я гляжу па наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. "Дума" заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и "Смерть поэта", оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении "Поэт" Лермонтов говорит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, "как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных." Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал "Отечественные записки" был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова. Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: "Перед опасностью позорно малодушны и перед властью презренные рабы." Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями "Как часто пестрою толпою окружен..." и "Родина". Он писал: "О! как мне хочется смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью." Бабушка Лермонтова, безумно любя внука, постоянно сокрушается, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: "Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком." Но кто-то же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших целей, а не увлекаться призрачной мишурой. Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет; Нет, я не Байрон, я другой, Еще нeвeдoмый избpaннuк, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. В стихотворении "Пророк" звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в "злобе и пороке". Жажда свободы и недостижимость ее - важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским "на свете счастья нет, но есть покой и воля, "Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь "пустой и глупой шуткой". Лермонтов написал "Бородино", которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы "Войны и мира". Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом своей страны. В стихотворении "Родина" он писал: "Люблю Отчизну я, но странною любовью..." Высоко Лермонтова оценил Чехов. Чехов писал: "Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать." Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только был в опале, но и за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. "Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой," - писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: "Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла". Делая вывод, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучите как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, - это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова. ruslit.biz Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему стихи, проза, личная судьба поэта волнуют миллионы людей до настоящего времени? Причина здесь только одна: каждый человек находит в произведениях Лермонтова много созвучного со своей душою. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений он говорит о себе как о «певце свободы» с пылкой и деятельной душой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой...» — пишет поэт. Мятежность юного Лермонтова, необъяснимая зрелость и точность его мысли — это дар свыше. Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение «отравленным с детства». Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них — их ума, таланта, энергии, — то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится выразителем взглядов передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо полезной общественной деятельности, потому что в эпоху Николая I от общества требовалось только повиновение. Надо было обладать большой смелостью и мужеством, чтобы кинуть в лицо власть имущим слова: «Палачи, стоящие у трона». Лермонтов-поэт не побоялся произнести эти слова. В один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. «Смерть поэта» — это гневный протест, настоящий обвинительный акт против стоящих у трона «свободы, гения и славы палачей». Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству, — Одоевского. По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую «тишину». Он обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении «Дума» поэт пишет: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. «Дума» заканчивается предсказанием о грядущем строгом суде последующих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и «Смерть поэта», оно оказало сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении «Поэт» Лермонтов говорит о роли поэта в обществе и напоминает о том времени, когда страстные слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Публиковать Лермонтова было опасно. Редактор журнала «Отечественные записки» Краевский, напечатав ряд стихотворений поэта, чувствовал себя, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал пользовался большой популярностью, и редактор весьма рисковал, доводя до читателя стихи Лермонтова. Лермонтов едко охарактеризовал современное ему общество: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властью презренные рабы». Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «Как часто пестрою толпою окружен...» и «Родина». Он писал: «О! как мне хочется смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью». Бабушка Лермонтова, безумно любя внука, постоянно сокрушалась, как будто предвидя его трагический конец. Она говорила: «Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком». Но ведь одно из назначений поэта — говорить правду! Он должен будить сознание людей, а не увлекаться призрачной мишурой. Лермонтов сам определил свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он писал: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о судьбе поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и недостижимость ее — важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским «на свете счастья нет, но есть покой и воля», Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь «пустой и глупой шуткой». В то же время Лермонтов пишет знаменитое «Бородино». Это стихотворение стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой скажет, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». Лермонтов был горячим патриотом своей страны. В стихотворении «Родина» он писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» Высоко Лермонтова оценил Чехов, который писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать». Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только попал в опалу, но за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. «Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой», — писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла». Можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит, как набатный звон в безмятежной тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, — означало проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу Отечества. В этом выразился мятежный дух поэзии Лермонтова. lit-helper.comМятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Мятежный дух лермонтова
Мятежный дух лирики М.Ю.Лермонтова | Сочинения на все темы
Мятежный дух лирики М.Ю.Лермонтова
Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
Сочинение. Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. на Сёзнайке.ру
Мятежный дух лирики лермонтова
Материалы по теме:
Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения
Есть что добавить? Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору — Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов
Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о “певце свободы” с пылкой и деятельной душой. “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой...” — пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант — это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником. Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение “отравленным с детства”. Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что любая деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Нужно было быть очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть им слова: “Вы, жадною толпой, стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!” Лермонтов-поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. “Смерть поэта” — это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт стоящим у трона “Свободы, Гения и Славы палачам”. Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству — Одоевского. Одоевский был опальный поэт. По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую “тишину”. Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении “Дума” поэт пишет:
Печально я гляжу на нагие поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.
“Дума” заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и “Смерть поэта”, оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении “Поэт” Лермонтов говорит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, “как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных”. Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал “Отечественные записки” был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова. Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: “Перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы”. Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями “Как часто, пестрою толпою окружен...” и “Родина”. Он писал: “О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..” Бабушка Лермонтова, безумно любившая внука, постоянно сокрушалась, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: “Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком”. Но кто-то же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших дел, а не увлекаться призрачной мишурой. Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет:
Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
В стихотворении “Пророк” звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”. Жажда свободы и недостижимость ее — важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским “на свете счастья нет, но есть покой и воля”, Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь “пустой и глупой шуткой”. В то же время Лермонтов пишет “Бородино”, которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы “Войны и мира”. Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом. В стихотворении “Родина” он писал: “Люблю Отчизну я, но странною любовью...” Высоко Лермонтова оценил Чехов. Чехов писал: “Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать”. Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. У поэта трудная судьба. За свои дерзкие стихи М.Ю.Лермонтов не только оказался в опале, но за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его творчеством. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. “Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой”, — писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: “Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла”. Подводя итог, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, — это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.
7487 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
www.litra.ru
Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова – готовое школьное сочинение
Вся лирика Лермонтова наполнена выражением мятежного духа поэта-гражданина. Его протест против угнетения народа, жестокости, бездушия, лицемерия и фальши светского общества выражен в стихотворениях «Смерть Поэта», «Жалобы турка», «Из Андрея Шенье», «1831-го июня 11 дня», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Желанье» и многих других.
Как человек и поэт Лермонтов формировался в эпоху николаевской реакции. Воспитывался он в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки А. Столыпин дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пестеля. С детства будущий поэт буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, принужденное молчание только разжигали мятежность духа. Лермонтов с ненавистью относился как к деспотизму «господ», так и к пассивности «рабов» («Прощай, немытая Россия!»). Уже в ранних произведениях он противопоставлял миру «господ» и «рабов» образ человека, стремящегося к свободе. Таков поэт, похожий на Байрона, который принимал участие в освободительной борьбе в Италии и Греции:
Я молод, но кипят на сердце звуки,И Байрона достигнуть я б хотел:У нас одна душа, одни и те же муки;О, если б одинаков был удел!..
Мотивы гражданской поэзии прорывались уже в стихах 15-летнего Лермонтова. В стихотворении «Жалобы турка» автор, намекая на положение в России, восклицал:
Там стонет человек от рабства и цепей!..Друг! Этот край… моя отчизна!
Однако юный поэт не собирался мириться с рабством. И в стихотворении «1831-го июня 11 дня» он писал:
Мне нужно действовать, я каждый деньБессмертным сделать бы желал…
Постоянные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание — вот что волнует Лермонтова — поэта, который жаждет действовать. Он порицал свое поколение за то, что оно стояло в стороне от общественной борьбы. Он призывал современников не жить «ошибками отцов и поздним их умом» («Дума»). Поэт предчувствовал, что потомок «прах наш оскорбит презрительным стихом» «обманутого сына» за отсутствие твердых убеждений и сильных чувств, за неспособность на большое дело, на подвиг.
Сам поэт готов был пожертвовать своей свободой и жизнью во имя дела. В стихотворении «Из Андрея Шенье» он соглашался с таким будущим:
За дело общее, быть может, я паду,Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу.
Мятежный поэт, переживающий боль за свою родину, оказывается в полном одиночестве среди «пестрой толпы» светского общества. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» поэт показывает маскарад бездушных и безликих людей, на котором гибнет живая душа. В этом стихотворении сатирические мотивы переплетаются с элегическими. Вначале поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Поэт задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест:
О, как мне хочется смутить веселость ихИ дерзко бросить им в глаза железный стих,Облитый горечью и злостью!..
Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина. В то время, когда было запрещено упоминать имя А. С. Пушкина, Лермонтов во всеуслышание заявил, что Поэт потому убит, что «восстал» против высшего света. В ответ на продолжающуюся клевету против погибшего Поэта Лермонтов дописал последние 16 строк. В них он обратился к «жадно стоящим у трона», называя их:
Свободы, Гения и Славы палачи!
И грозил им суровой карой за убийство Поэта:
И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь!
Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров и создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» — это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения; его речь то звучит грустно-лирически, то наполнена обличительным пафосом.
Стихотворение «Смерть поэта» вызвало большое волнение среди современников. Критик В. Стасов писал, что читающая публика и не знала, к кому относятся слова «..вы, жадною толпой стоящие у трона», но все волновались, приходили в глубокое негодование, пылали от всей души. Сила стихов Лермонтова была столь велика, что, как отмечал Стасов, особенно молодежь была готова, «пожалуй, на что угодно». Критик также отмечал, что вряд ли «когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».
В стихотворении «Желание» поэт подчеркивает, что он любит риск и готов сразиться со стихией. Поэт не желает иметь крепкую ладью, которая спасет его от бури.
Дайте мне челнок дощатыйС полусгнившею скамьей,Парус серый и косматый,Ознакомленный с грозой.
Поэту необходима борьба, чтобы увериться в своих силах и стать вровень со стихией. Чем она яростнее, чем меньше возможности защититься от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. «Буйный спор с дикой прихотью пучин» делает поэта радостным и свободным. Мятежный дух поэта удовлетворен.
Лермонтов с честью принял у Пушкина эстафету гражданской тематики в русской лирике. Его творчество отразило думы и чувства лучших представителей передовой России.
Понимая невозможность победы свободы в ближайшее время, Лермонтов утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Он вступал в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. И не одно последующее поколение воодушевлялось на борьбу за свое человеческое и гражданское достоинство.
www.1kessay.ru