Новости высоких технологий. Nioh духи хранители


Обзор игры Nioh - даты выпуска, обзоры, отзывы и лучшие новости из мира видеоигр на Hi-News.ru

Японская мифология невероятно богата и многообразна со всеми своими тысячами духов, божеств и демонов. Но что будет, если разбавить её порцией реальной истории Страны восходящего Солнца, где в войне за территорию и влияние сходятся два могущественных клана периода Сэнгоку? Добавим сюда кучу мистики, яркого главного героя, отличную визуальную составляющую и невероятно глубокую боевую систему, продуманную до мелочей. В итоге у нас получится игра Nioh, разработанная эксклюзивно для консоли Sony PlayStation 4, ознакомиться с которой я бы рекомендовал в первую очередь поклонникам легендарной серии Dark Souls. Но обо всём по порядку.

У создания игры Nioh достаточно длинная история, полная взлётов и падений. Начать стоит с того, что разработка её началась аж в 2004 году, а в основу сюжета игры был положен незаконченный сценарий Акиры Куросавы на фильм «Демон» (Oni), снять который уже после смерти великого режиссёра должен был его сын Хисао. Но фильм так и не вышел, а игра по ряду причин оказалась в так называемом «производственном аду». Восемь лет разработчики трудились над проектом, но в итоге продюсерами было решено переименовать игру из Oni в Nioh, многое в ней переработать с нуля и выпустить уже наконец. На доведение проекта до ума ушло ещё четыре года.

Пару слов следует сказать о разработчике Nioh. Речь идёт о студии Team Ninja, которая в своё время прославилась такими сериями, как Dead of Alive и Ninja Gaiden. Есть в послужном списке студии и весьма неожиданные проекты вроде игры Metroid: Other M, разработанной по заказу Nintendo, а также Dissidia Final Fantasy, превращающей легендарную серию JRPG в зрелищный файтинг. В 2008 году из-за финансовых разногласий с издательством Tecmo пост главы студии оставил легендарный гейм-дизайнер Томонобу Итагаки. Многие сомневались, что Team Ninja удастся реабилитироваться и прийти в себя после такого потрясения, но, как говорится, незаменимых людей не бывает, поэтому процесс разработки продолжился по плану. И пускай на разработку Nioh было потрачено безумное количество времени, нервов и средств, но в итоге у разработчиков получилось создать нечто поистине удивительное.

Отважный английский мореплаватель Уильям Адамс был хорошо знаком мне ещё по сериалу «Сёгун» (1980), который я смотрел в далёком детстве. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что как раз он и является главным героем Nioh, правда здесь он почему-то до боли напоминает Геральта из польской серии видеоигр «Ведьмак». Действие игры, как и в телепостановке, разворачивается в 1600 году. Сюжет закручен вокруг противостояния Адамса с британским оккультистом Эдвардом Келли (персонаж этот также существовал в реальности). Вслед друг за другом они отправляются в морское путешествие в попытке найти магические камни «амрита» (название позаимствовано из индуистской мифологии), способные дать преимущество Британской короне в войне против Испании. В результате корабль Адамса терпит крушение у берегов феодальной Японии, и вот тут-то начинается всё самое интересное.

Nioh, несмотря на то что черпает вдохновение в реальности и позволяет нам вспомнить огромное количество знаменитых исторических фигур начала XVII века, захватывает воображение игроков прежде всего благодаря умелому вкраплению в сюжет элементов японской мифологии. Злобных демонов, заполонивших Страну восходящего Солнца, в игре называют не иначе как «ёкаи». Я уже рассказывал вам об этом термине в обзоре на игру Yo-kai Watch, только там речь шла о безобидных призраках-хулиганах, а не о мрачных чудовищах, уничтожающих всё вокруг себя. Вот и получается, что два могущественных клана Токугава и Исида сражаются не только между собой, но ещё и с полчищами нежити, оставляющей после себя выжженную землю и пустые деревни.

Уильям Адамс знакомится с представителями одного из кланов и вызывается помочь им в нелёгкое для Японии время. Он чувствует, что Эдвард Келли где-то поблизости плетёт свои коварные сети. Вполне возможно, что это именно он приложил свою руку к тем ужасам, что обрушились на головы местных жителей. В борьбе против нечисти Уильяму помогают не только люди, но и доброжелательные мифические создания. То и дело вы будете натыкаться на небольшие святилища, в которых обитают крошечные лесные духи Кодама. В этом уголке спокойствия и гармонии вы сможете восстановить свои жизненные силы, повысить уровень персонажа, сделать подношения духам или же наоборот получить дары из бонусных DLC к игре, получить благословение и повысить некоторые свои характеристики, а также многое, многое другое. Если во время прохождения игры вы вдруг наткнётесь на заблудившегося Кодаму – укажите ему путь к ближайшему святилищу, и в знак благодарности духи обязательно вознаградят вас за доброту.

Главный герой, как и многие другие персонажи игры, неразрывно связан с духами-хранителями. Эта сверхъестественная сущность, как правило, олицетворяющая собой некое животное, оберегает своего хозяина и помогает ему в бою. В самом начале игры вы сможете выбрать себе одного из трёх элементальных духов: огненного пса Като (повышает силу атаки), водяную акулу Исонадэ (позволяет лучше чувствовать приближение врагов) или же воздушную птицу Дайба-васи (улучшает уклонение от вражеских атак). Позднее, по мере прохождения Nioh, вам станут доступны новые духи-хранители, переключаться между которыми вы сможете в святилищах. В том случае, если ваш персонаж погибает в бою, дух воскрешает вас у ближайшего алтаря, при этом сам он остаётся сторожить ваше убиенное тело, а также весь накопленный вами опыт, остающийся лежать на поле брани. Как и в серии Dark Souls, вы должны добраться до места своей гибели и вернуть утраченный опыт. В случае же, если по дороге к месту прежней гибели вас убивают вновь – опыт теряется навсегда и дух возвращается к вам автоматически. Также духи-хранители способны вселяться в ваше оружие, на время делая его «живым» и наделяя элементальной энергией. Сделать это можно лишь в том случае, если полностью заполнена специальная круглая шкала в верхнем левом углу экрана.

Во время игры периодически вы будете натыкаться на могилы убитых воинов. Это могут быть как NPC, так и реальные игроки, погибшие конкретно в этом месте. Лично мне очень понравилось, что можно слышать последние мысли убитых воителей, позволяющие прочувствовать атмосферу игры ещё лучше. В любой момент вы можете призвать духов павших воинов и сразиться с ними за ценный лут и дополнительный опыт, только имейте в виду, что, если уровень противника будет значительно выше вашего, бой будет крайне напряжённым и закончиться может не в вашу пользу. Поэтому иногда лучше не рисковать, а просто пройти мимо могилы. Иначе вы увидите на экране печальную надпись «покинул сей бренный мир» и начнёте игру с ближайшего святилища лишившись накопленного опыта. К слову говоря, опытом в данной игре выступают те самые камни Амрита, являющиеся эквивалентом душ из Dark Souls. Я буду очень часто сравнивать эти игры, ведь разработчики Nioh даже не скрывали того, что вдохновлялись произведениями Хидэтаки Миядзаки из From Software. Впрочем, создатель Dark Souls был ничуть не против такого заимствования. Мне кажется, что ему даже льстит подобное отношение к его творчеству.

Управление в Nioh достаточно простое. Зафиксировавшись на враге нажатием на стик R3, вы можете наносить ему слабые или сильные атаки своим оружием (кнопки «квадрат» и «треугольник» соответственно). При этом не забывайте активно пользоваться блоком L1, а также манёвром уклонения – кнопка «Х». Кнопка «круг» позволяет убрать оружие. Триггером R1 вы можете в любой момент поменять боевую стойку, и вот здесь начинаются отличия боевой системы от того, к чему мы все привыкли в Dark Souls. У главного героя есть три стойки: верхняя, усиливающая силу его атаки, средняя, позволяющая максимально эффективно защищаться от урона, а также нижняя – делающая Уильяма Адамса максимально подвижным и изворотливым. Научившись комбинировать три стойки в бою, вы с лёгкостью сможете одержать победу над любым противником. И не верьте тем, кто говорит, что Nioh гораздо сложнее, чем игры Хидэтаки Миядзаки. Это не так. Просто перед нами несколько другая механика, к которой всего-то необходимо привыкнуть.

Важным элементом боевой системы является так называемая «энергия Ки», представляющая собой аналог стамины. С каждым нанесённым вами ударом шкала Ки сокращается, но, если вовремя нажать триггер R1 в момент появления вокруг персонажа синей вспышки, шкала практически мгновенно заполнится, позволяя вам по сути рубить противников без перерывов на восстановление сил. Нечто подобное мы видели в серии Gears of War, где можно ускорить процесс перезарядки оружия, вовремя нажав соответствующую кнопку. Называется эта техника «пульсация Ки» и её вам придётся освоить в первую очередь. Без Ки в игре выжить будет ох как нелегко. Особенно учитывая, что многие ёкаи генерируют вокруг себя магическое поле, внутри которого ваша выносливость тает буквально на глазах, а сила противников заметно увеличивается. Пульсация способна не только регенерировать вашу стамину, но ещё и рассеивать эту самую тёмную энергию, позволяя вам сражаться максимально эффективно. Ки есть не только у вас, но и у противников. Шкала их стамины отображается прямо над ними, поэтому вы всегда будете видеть, насколько выдохся враг, чтобы вовремя атаковать его и вывести из строя.

У главного героя есть восемь ячеек быстрого доступа, куда можно воткнуть особенно полезные в бою предметы, вроде фляжек с лекарством. Использовать эти предметы вы сможете стрелками D-Pad. Всегда помните, что убитые противники в Nioh респавнятся после того, как вы посетили святилище и восстановили жизненные силы. Чтобы этого не происходило, лечитесь при помощи предметов или же отдыхайте в горячих источниках – это не повлечёт за собой столь неприятных последствий, к тому же ненадолго активирует в вас процесс регенерации здоровья даже на поле боя. Наряду с амритой, за которую вы получаете новые уровни, вам также придётся собирать деньги. Монеты вы будете получать не только за убийство врагов, но ещё и разбивая многочисленные кувшины, вазы, ящики и прочие разрушаемые объекты. В начале игры деньги кажутся бесполезными, но по мере прохождения вы поймёте, насколько важную роль они играют в экосистеме Nioh.

С каждым новым уровнем главный герой улучшает свои основные характеристики. «Сложение» напрямую связано с количеством очков здоровья и сопротивляемостью к ядам и параличу. Увеличение «Силы духа» наращивает запасы энергии Ки. «Стойкость» позволит вам переносить в инвентаре большее количество предметов, а «Сила» — является ключом к использованию тяжёлого вооружения и брони. «Навык» необходимо прокачивать, чтобы улучшить владение более сложными и технически продвинутыми видами оружия. «Ловкость» позволит вам освоить мастерство Ниндзюцу, а «Магия» — постичь тайны древних заклинаний Оммёдо. И, наконец, «Дух», который улучшает характеристики вашего духа-хранителя.

Помимо очков, распределяемых между основными характеристиками, главный герой с каждым новым уровнем получает также очки навыков трёх разных категорий. Очки навыков воина (или самурая) позволят вам увеличить запасы внутренней энергии Ки, научиться оглушать противника, увеличить урон при атаке врага со спины, изучить новые атаки и комбо-цепочки ударов из различных стоек, а также многое, многое другое. Вы можете улучшить владение любым видом оружия, которому отдаёте своё предпочтение, будь то катана, двойные катаны, копьё, топор или кусаригама (небольшой серп с ударным грузом на цепи). Одновременно главный герой может экипировать на себя до четырёх видов оружия: два для ближнего боя, и два – для боя дальнего (как правило это луки и мушкеты, требующие наличия у вас соответствующих боеприпасов). У каждого оружия есть свой собственный уровень прокачки, уровень привычности (если постоянно драться этим оружием – уровень мастерства владения им растёт), а также ряд бонусов к характеристикам персонажа. Важным я считаю упомянуть, что оружие в игре не разрушается по мере использования, так что можете не волноваться, что ваш меч вдруг затупится или вовсе сломается в разгар сражения.

Очки навыков ниндзя позволят вам в совершенстве освоить мастерство легендарных невидимых убийц. Здесь студия Team Ninja оторвалась по полной, ведь не даром столько лет она выпускала игры про ниндзя Рю Хаябуса серии Ninja Gaiden. Игроку предложат научиться швырять во врагов сюрикэны и кинжалы кунай. Вы также сможете отравлять своё оружие, покрывая его сильнодействующими ядами и создавать всевозможные бомбы. Расшвыряйте вокруг себя металлические колючки макибиси (так называемый «чеснок»), чтобы противники, наступая на них, теряли очки здоровья, или же создайте дымовую завесу, чтобы привести врага в замешательство. Техники ниндзя позволят вам передвигаться максимально бесшумно, мягко приземляться на землю при падении с высоты, и даже становиться полупрозрачным, чтобы враги не замечали вашего присутствия. Но самое эффектное на мой взгляд умение – это навык, позволяющий резким движением двух ладоней схватить вражескую катану и выбить оружие из рук противника. Выглядит это просто невероятно эффектно!

Очки навыков магии Оммёдо открывают перед вами совершенно новые возможности. Вы научитесь создавать всевозможные талисманы, понижающие защиту врагов и их силу атаки. Сможете зачаровывать элементальной магией своё оружие, тем самым делая его максимально эффективным против некоторых противников, невосприимчивых к обычным атакам. Всего в игре представлены пять стихий: вода, земля, огонь, ветер и молния. Каждый элемент влияет на врага по-своему, например, молния замедляет его, огонь медленно отнимает жизненные силы, а вода – снижает защиту. Магия Оммёдо также позволит вам повысить свою сопротивляемость к миру ёкай, тому самому тёмному полю, которое генерируют вокруг себя демоны. Вы научитесь регенерировать здоровье не только для главного героя, но и для его союзников, сможете получать за убийство врагов большее количество амриты, а также выбивать из них редкие предметы, ну и заодно повысите собственную устойчивость к магическим атакам.

Правильно подобранная экипировка в игре является ключом к победе. Не даром кто-то из разработчиков обмолвился, что серия Diablo сильно повлияла на их подход к реализации экипировки в Nioh. Всевозможного оружия и брони в игре просто огромное количество. Вы получаете новые предметы одежды практически после каждой победы над противником и постепенно ваш инвентарь превращается в огромную свалку. Не отчаивайтесь! Лишнее барахло можно толкнуть в ближайшем святилище, получив за него деньги. А деньги, в свою очередь, можно потратить на благословения и улучшения оружия. Все предметы в игре делятся по цветовым категориям в зависимости от их ценности. Самые простые вещи имеют белое название, вещи получше – жёлтое, следом идут синие, а самыми лучшими (во время первого прохождения игры) являются фиолетовые предметы. После того, как вы пройдёте игру в первый раз и начнёте New Game + (привет, Bloodborne!) вам станут доступны предметы самой редкой зелёной категории. Вы также сможете коллекционировать сеты брони, тем самым автоматически улучшая характеристики каждого отдельного предмета в наборе, если они надеты на вас одновременно. В каждый сет обязательно входят: головной убор «мэнгу», броня «до», наручи «котэ», брюки «хидзаёрои», а также обувь «сунэатэ». Ещё в вашем инвентаре имеются два слота под магические амулеты.

Игровые локации, будь то мрачное сырое подземелье или же заброшенная рыбацкая деревушка, представляют собой торжество level-дизайна. Они максимально разнообразны, многоуровневы, полны тайников и коротких путей, которые вам придётся разблокировать по мере прохождения. Часто я ловил себя, что мне хочется исследовать каждый уголок этого фантастического мира. Прохождение игры состоит из сюжетных, а также из ряда второстепенных миссий, выбирать которые вы сможете, попав на карту мира. Уже пройденные вами локации открывают возможность их повторного прохождения с новыми противниками, боссами и наградами. Встречаются и весьма необычные задания, например, дуэли с могучими самураями того времени, победа над которыми позволит вам заполучить редкое оружие и экипировку. Сайд-квесты также могут вознаградить вас совершенно новыми духами-хранителями. А ещё на карте мира вам доступен кузнец, в роли которого выступает правнучка легендарного мечника Сэндзи Мурамасы – Томэ. У неё вы сможете не только улучшить уже существующее оружие, но и выковать совершенно новое из найденных в ходе игры материалов. Здесь же находятся додзё, где вы можете оттачивать своё боевое мастерство, а также врата Тории, открывающие доступ к кооперативным онлайн-режимам (PvP-режимы обещают завезти чуть позднее).

Сражаясь с NPC и призраками погибших игроков, вы повышаете свою репутацию и престиж. А за выполнение всевозможных испытаний – получаете новые титулы. Например, атаковав противников 50 раз со спины, вы получите титул «Тихоня», и таких вот «челленджей» в игре полным-полно. За них вы получите дополнительные бонусы в бою, например, увеличение выбиваемой из врагов амриты или же повышение количества получаемых денег. В некоторых локациях вам предстоит столкнуться с опасными ловушками. Стая летучих мышей запросто может столкнуть вас с опасного уступа в пропасть, а горящие дротики пригвоздят вас к стене, как только вы зазеваетесь. В Nioh нельзя расслабляться ни на секунду, как и в играх серии Dark Souls. Любой сундук с сокровищами может оказаться опасным монстром-мимиком, а дверь, ведущая в следующее помещение, внезапно открывает глаза и нападает на вас. И ведь всё это разработчики почерпнули из богатейшего японского фольклора. Моим личным фаворитом в Nioh является карманный кот для определения времени. Это может показаться вам полным бредом, но в далёком прошлом ниндзя узнавали время, просто посмотрев на мордочку своего карманного кота. Кошачьи зрачки сужаются по-разному в разное время суток, благодаря чему ниндзя понимал, сколько сейчас времени.

Игра Nioh в самом начале предлагает игроку выбрать один из трёх режимов производительности. Вы можете активировать «экшен-режим» и наслаждаться стабильными 60 кадрами в секунду, правда играть придётся с несколько меньшим разрешением картинки, можете активировать «режим фильма», и тогда фреймрейт будет зафиксирован на отметке 30 fps, однако картинка будет выводиться в максимальном разрешении, а можете выбрать нечто среднее между обоими режимами и выбрать «режим фильма с переменной частотой кадров и разрешением», тогда игра будет оптимизировать параметры на лету, выдавая максимально доступное на вашей консоли качество. Обладателям PlayStation 4 Pro будет проще всего, так как их консоль способна обрабатывать графику гораздо более высокого качества. Но и на обычной PS4 Nioh выглядит очень хорошо. Так что обиженным не останется никто. Вообще, визуальная составляющая очень близка к Dark Souls, картинка на экране очень тёмная и мрачная, но вот художники Team Ninja постарались на славу и придали миру игры невероятно красивый облик. Местами вам могут встречаться расплывчатые текстуры или угловатые объекты, но всего этого не замечаешь на фоне общей красоты и высочайшей детализации игры.

Откровенно слабым в игре мне показался разве что сюжет. При всём богатстве «лора» игры можно было бы придумать куда более яркую историю, но, по всей видимости, разработчики были сосредоточены исключительно на игровом процессе. Очень быстро начинаешь путаться в многочисленных японских именах персонажей и названиях, а противостояние между главным героем и его заклятым врагом выглядит крайне невзрачным. Персонажи перед нами раскрываются неохотно, отчего ты сильнее привязываешься к отдельным духам, нежели к людям. Тот же самый кот-часы вызывает больше симпатии, чем ключевые персонажи истории. Некоторые боссы могут показаться вам не совсем честными, уж слишком их атаки «читерские», но это вряд ли можно отнести к минусам. Ведь мы с вами любим сложные игры, в которых приходится много думать и быть настоящим боевым стратегом, не правда ли?

Плюсы:

  • Огромный мир, сотканный из фрагментов японской истории, мифологии и фольклора.
  • Впечатляющий бестиарий, включающий в себя целый пантеон всевозможных существ.
  • Художники проделали великолепную работу и создали игру с неповторимым стилем.
  • Игровые локации радуют своим разнообразием, обилием тайников и обходных путей.
  • Огромное количество различных видов оружия и экипировки с возможностью крафта.
  • Крутая система прокачки персонажа, разбираться в которой можно днями напролёт.
  • Боевая система Nioh крайне изящна и эффективна, но освоить её получается не сразу.
  • Просто нереальное количество внутриигрового контента, от которого голова идёт кругом.
  • Наличие нескольких многопользовательских режимов с добавлением новых в будущем.
  • Сражения с боссами оставят в вашей памяти много ярких и незабываемых моментов.
  • Большая продолжительность игры может занять вас на недели, а то и на месяцы.
  • Говорящий карманный кот, по которому можно узнавать текущее время.
  • Полный и очень грамотный текстовый перевод игры на русский язык.

Минусы:

  • Откровенно слабый сюжет, в котором, помимо всего прочего, легко запутаться.
  • Не самый удачный инвентарь, который быстро превращается в помойку.

Nioh впитала в себя черты таких игр, как Diablo, Onimusha, Ninja Gaiden, Dark Souls и Bloodborne, но на выходе мы получили не бездумный микс перечисленных выше хитов, а вполне самобытный проект, насквозь пропитанный японской историей и восточным фольклором. Реальные исторические фигуры привносят в игру толику реализма, но по-настоящему уникальной её делают невероятно тщательная проработка боевой системы, великолепный level-дизайн, а также огромный сказочный мир, полный жутких демонов, впечатляющих боссов и дружелюбных духов. Ничего подобного я никогда не видел в других играх, посему хочется снять шляпу перед разработчиками из Team Ninja за проделанную ими титаническую работу. Несмотря на то, что разработка игры затянулась на долгие 13 лет, в итоге мы получили ещё один великолепный эксклюзив в библиотеку консоли PlayStation 4, который обязательно должны приобрести все без исключения поклонники японской культуры, а также сложных видеоигр, бросающих игроку вызов. Ставлю Nioh заслуженные 9 баллов из 10.

hi-news.ru

Японский самурай. Исторические факты и мифы в Nioh — Спец — Статьи — Игромания

Разбираемся, что именно Nioh позаимствовала из реальной истории и японских легенд.

Уже немало добрых слов об игре Nioh было сказано на страницах «Игромании». В рецензии мы поведали о боевой системе, а также о жутких демонах и сюжете, а теперь решили поговорить о заимствованиях командой Team Ninja разных историй из древних японских легенд. Меж тем в Nioh также нашлось место событиям англо-испанской войны, разгоревшейся в конце XVI века, реальным историческим личностям и, конечно же, монстрам, о которых немало говорится в книжках по японскому фольклору. И в самом центре всего этого — главный герой, и у него с нашим миром гораздо больше общего, чем можно подумать.

Студия Koei Techmo показала вступительный ролик игры, который мало что говорит о сюжете, но прекрасно сделан.

Большой переполох в маленькой префектуре

Приключения Уильяма, отправившегося к берегам Японии в поисках похищенного духа-хранителя, основаны на истории Уильяма Адамса, первого «западного самурая». Участник англо-испанской войны, бывший под началом самого сэра Фрэнсиса Дрейка, и не собирался посещать Японию. Экспедиция, снаряженная Адамсом, должна была обменять товары на серебро у берегов Южной Америки. Однако экипаж корабля вместо торговых партнеров нашел только беды и вынужден был направиться к Японским островам. До суши доплыл лишь один корабль, на борту которого находились сам Уильям Адамс и остатки команды.

Слева — реальный Уильям Адамс. Справа — главный герой Nioh. Пара шрамов на лице и грязь даже из моряка сделают героя.

Впечатлив будущего сёгуна Иэясу Токугаву познаниями в мореходстве, кораблестроении и естественных науках, Адамс заслужил уважение двора. В дальнейшем он помог Токугаве модернизировать японские суда, наладил торговлю с Западом и стал личным советником сёгуна по вопросам, касающимся западных держав. После этого английскому моряку дали имя Миура Андзин, и он стал первым западным самураем. Кое-где в Японии по сию пору празднуют его день.

Игровой Уильям, конечно, отнюдь не торговец. Он промышлял пиратством и добычей амриты — ценных магических камней (в действительности амрита — «эликсир бессмертия» из индуистской мифологии), а помогала ему Сирша, дух-хранитель, с детства оберегавший его. Так было до тех пор, пока Уильям не прознал о планах королевского алхимика Эдварда Келли — тот вздумал с помощью амриты захватить мир.

Героя как государственного изменника заключили в Тауэр. Во время побега Уильям встретился с Келли лицом к лицу. Злодей натравил на героя злобного демона, заточил Сиршу в кристалл и был таков. И тогда пират решил отправиться в погоню за алхимиком и прибился к торговой экспедиции, в которой состояли те же корабли, что в свое время вел реальный Уильям Адамс.

И вновь: слева — английский медиум, а справа — Келли из Nioh. Бледная кожа, татуировки, красные глаза. Типичный алхимик.

Здесь сценаристы постарались на славу. Эдвард Келли — исторический персонаж, английский медиум, живший во второй половине XVI века. Сам Келли, к слову, называл себя магом и убеждал всех, что способен «заточить ангела в хрустальный шар». Однако на двух отсылках к истории Team Ninja и не подумала останавливаться.

Кровь на листьях сакуры

Добравшись до неведомого берега, Уильям становится участником событий, имеющих важнейшее значение для истории Японии. Победы Токугавы сказались на внутренних делах страны. Кровопролитный период Сэнгоку близился к своему завершению, классовая система и экономика устоялись, и на иностранцев перестали смотреть косо. Все это произошло не без участия Уильяма Адамса: торговец помог наладить инфраструктуру и вывести технологии на новый уровень. А игровой Уильям помог делу Токугавы, истребляя древних демонов-ёкаев. Однако война остается войной, даже если ведется во имя благих целей.

Желание выжить, а не спасти мир движет солдатами.

Последствия войны мы и наблюдаем глазами «западного самурая». Разбойники пируют на останках деревень, небо затянуто дымом от пожаров. От величия храмов и святых мест не осталось ничего. Разруха и погибель — привычные спутники радикальных реформ. А тут еще и рогатые черти полезли изо всех щелей. И впрямь без помощи английского пирата не обойтись!

В Японии никогда не было недостатка в демонах, но с приходом войны все стало еще хуже.

В существование демонов свято верили аж до самого XIX века. С давних времен в Японии процветало оммёдо — оккультное учение, совмещающее несколько религий, китайскую философию и естественные науки. Те, кто решился практиковать оммёдо, призывали на службу духов, заточенных в бумажных листках (в Nioh этим ритуалам тоже уделили внимание). К духам в этой стране всегда относились серьезно. Частенько их проделками пытались оправдать явления, которые нельзя было объяснить иначе. Поэтому появлению жутких монстров в Nioh никто из героев и не удивился — виной тому стали конфликт даймё и человеческая жестокость.

В мире животных

Терминология японского фольклора так запутанна, что без ученой степени не разберешься. Но один термин все-таки важнее остальных. «Ёкай» — этим словом со временем стали называть почти любое существо из японских мифов и легенд. Узнать их просто: все демоны обладают странной, отталкивающей и даже пугающей внешностью. Но не все из них враждебны. Некоторым по нраву дурить простаков и веселиться.

В поисках Сирши Уильям встретится со множеством ёкаев. И вот самые причудливые...

Каппа

Не смотрите, что «лягушонок» похож на дохляка. Хлопот он может доставить немало. Игровой вариант — справа.

Каппа — пожалуй, один из самых известных ёкаев. Антропоморфная лягушка с черепашьим панцирем, в котором, по легенде, таскает несметные сокровища. Каппа носит на голове небольшой сосуд — в нем заключена вся ее сила. Ёкай известен тем, что предлагает встречным бороться на руках. Чтобы победить, нужно прибегнуть к хитрости — перед началом борьбы поклониться каппе, чтобы он поклонился в ответ и опустошил миску со своей силой. Кроме того, можно настоять на поединке при солнечном свете, тогда вся сила каппы попросту испарится. А если дела плохи, бросьте демону огурец и бегите — ёкай не кинется вдогонку, он будет слишком увлечен поеданием любимого лакомства.

Уильям, правда, предпочитает разбираться с этим монстром в стиле самурая — клинком. Если получится убить каппу, тот оставит после себя большое количество амриты и трофеев. Прямо как кристальные ящерки из Dark Souls.

Бива-бокубоку

Игровой Бива-бокубоку (справа) гораздо страшнее. Вот и верь после такого в красоту музыки.

Этот ёкай известен как «монах с лютней». Одержимый инструмент, принявший вид человека, просто хочет играть музыку — сам на себе. Для того и отрастил себе человеческое тело с руками и ногами. А вместо головы у него лютня. Считается, что первой бива-бокубоку стала легендарная лютня Гэндзо, которой очень дорожил император. Но лютня эта не давалась в руки музыкантам. Лишь единицы могли извлечь из нее звук.

По легенде, Гэндзо похитили из императорского дворца. Спустя какое-то время один музыкант прогуливался мимо врат Расёмон в Киото и услышал ни с чем не сравнимые звуки — пение Гэндзо, доносившееся с самой верхушки врат. Не увидев того, кто играл бы на лютне, музыкант понял, что имеет дело с демоном. Тогда он крикнул, чтобы существо показалось. С арки врат тут же свесилась веревка, к концу которой была привязана лютня. Оказалось, что она попросту сбежала из императорского дворца.

По поверью, такой ёкай не причиняет вреда. Однако по версии Nioh Бива-бокубоку — суровый противник. Приятными звуками он заманивает главного героя в засаду, а затем призывает на подмогу летающих чертей. Для победы над монстром нужно знать только одно: слабое место ёкая — неприметная лютня, а не голова музыканта.

Кара-каса

Такому гостю мало кто будет рад. Особенно после захода солнца.

Буквально — «одержимый зонтик». Часто ходит парой со своим другом бура-бура, «одержимым фонарем». Кара-касу отличить от обычного зонта очень просто — у ёкая есть огромный глаз, длиннющий язык, и вместо рукояти у него волосатая ножища. Легенды гласят, что кара-касы — выброшенные зонты, обиженные на своих владельцев. Эти демоны обожают пугать людей, показывая им язык и дико вращая глазами. Еще они любят прыгать на одном месте, чтобы казаться страшнее. Но ничего страшнее этого кара-касы сделать не могут.

В Nioh кара-касы гораздо опаснее. Подгнившие, истрепанные зонтики пикируют с воздуха в попытке заколоть Уильяма. Они осыпают героя дождем из острых щепок, да и лягаться не стесняются. На такое агрессивное поведение никак не получится закрыть глаза, а потому предстоит сражаться.

Мудзина

Озорники, обманщики и любители покутить. Как можно назвать такую мордашку «демоном»?

Один из самых известных ёкаев. Забавные енотоподобные зверьки, давно ставшие чем-то вроде маскота. В древности они расселились по всей территории Японии, но рост городов и загрязнение природы сильно сократили их численность. Розыгрыши, трюки и обман — призвание мудзина. Эти ёкаи частенько меняют облик, чтобы позабавиться. Могут, например, стать человеком и попытаться «купить» вино за камушки и листья.

В Nioh мудзина играют роль мимиков, знакомых по Dark Souls, и поджидают игрока, сидя в сундуках. Как только сундук откроется, мудзина выпрыгнет оттуда, тут же превратится в точную копию игрока и нападет. Драться необязательно, если знать, как с ним общаться. Однако если вы ошибетесь, то придется обнажить мечи.

Заметно, что Team Ninja создавала свою игру с немалым вниманием к деталям. Такое трепетное отношение к источникам нынче большая редкость. Неосторожных игроков Nioh может затянуть на десятки и сотни часов, и дело не только в проработанном игровом процессе. Игровой мир, основанный на реальных исторических фактах и древних мифах, — еще один повод погрузиться в игру без остатка.

www.igromania.ru

Nioh - Рецензия - Сияние и ржавчина

В первых строках своего письма, разлюбезный читатель, повинюсь и покаюсь: вина в том, что рецензия на Nioh появилась у нас так поздно, целиком лежит на моих плечах. Сознаю свою вину, меру, степень, глубину. Игра оказалась поистине огромной. И чем дальше, тем сильнее она разрастается во все стороны. Её практически нельзя охватить целиком за неделю и даже за две, хотя просто пройти от старта до финала за это время можно (мировой рекорд сейчас составляет меньше полутора часов, но то спидран, совершенно отдельная манера играть). Изучить и осознать — нет.

Как хороший слешер — а это именно слешер, даром, что прикрывается элементами RPG — Nioh раскрывается постепенно. Достаточный для прохождения сюжетной кампании навык приходит относительно быстро. Но это всё равно, что оценивать дорогое многолетнее вино, опорожняя бутылку чуть ли не залпом и приговаривая: «Между первой и второй...». У Nioh есть всеобъемлющее достоинство — боевая система. Именно её освоение способно выдернуть игрока из социальной жизни на несколько десятков часов. Именно им ценна игра. Именно без неё все остальные плюсы не стоили бы выеденного яйца. И именно она, буквально в одиночку, выдерживает натиск минусов.

Да, тут есть пара однозначно кривых элементов, которые можно только бранить на чём свет стоит — это полный спорных решений мультиплеер, который, с другой стороны, сам по себе интересен далеко не всем. И всё, что связано с бесполезно-рандомным крафтингом и сотнями мусорных предметов. В остальных элементах игры можно увидеть в примерно равной степени как достоинства, так и недостатки, — в зависимости от того, с какой стороны на них смотреть. И угол зрения, как мне кажется, как раз почти целиком зависит от отношения к боевой системе.

Сияние

Боёвку Nioh я мог бы хвалить бесконечно, лишь иногда в сердцах матеря её за пару-тройку дисбалансирующих навыков (ими, правда, пользоваться не обязательно). Система многослойна, её части встраиваются одна в другую. По отдельности, составляющие просты. Но в разных сочетаниях создают бездну вариантов разной степени убийственности и интересности.

Есть база: лёгкий, но быстрый, — и мощный, но медленный удар, а также блок (что может быть проще?). Сюда же добавляется менеджмент выносливости, которая расходуется при уворотах, ударах и быстром беге. Выносливость можно экстренно пополнить нажатием кнопки в строго определённый момент. На базу нанизываются боевые стойки: верхняя (для усиленных атак), нижняя (для быстрых и слабых выпадов), средняя (сбалансированная). Между ними можно переключаться по ситуации: нижняя стойка позволяет экономить выносливость в бою с несколькими противниками. Верхняя удобна для нанесения урона оглушённому врагу. Средняя — для агрессивного «фулл-контакта»: достаточно сильные изматывающие соперника удары и возможность мгновенно уйти в глухую оборону.

Затем добавляются разные виды оружия. Условно говоря, специализация: меч, двуручный топор, копьё, серп на цепи, два коротких меча. Закрепить на горячие клавиши можно два вида, — опять же, подстраиваясь под ситуацию. Экипированное оружие, кстати, никак не влияет на подвижность. К каждому виду прилагается развесистое древо навыков, открывающее как активные приёмы, так и пассивные навыки (вплоть до замены анимации движений). Навык владения каждым видом оружия прокачивается по мере использования, повышая урон. Есть ещё безоружный бой, который поначалу кажется насмешкой. Но прямые руки и грамотный подбор навыков способны превратить героя в чудовищную иноземную Сайтаму, что ловит ладонями лезвия мечей, ударами кулаков приколачивает уши самых страшных боссов к их же пяткам и пьёт из гранённых стаканов их горькие слёзы.

И, конечно, есть три вида дальнобойного оружия: с ними можно ходить на кролика, медведя и бегемота. Всё это — не считая активных расходуемых предметов.

До кучи существуют дополнительные линейки навыков — ниндзя (масса убойных приспособлений и уклон в скорость и подвижность) и маг (пачка баффов и дебаффов). В арсенале мага есть, например, ломающая баланс к чертям комбинация заклинаний «замедление врага — снижение защиты врага — усиление атак игрока». А ещё есть «духи-хранители» — это, по сути, разные наборы постоянных баффов. В качестве «бонуса» при накоплении специальной линейки они активируют специальный приём. Ничего не забыл? Кажется, ничего.

Вообразили объём возможностей? Если ещё нет, то представьте этакий «Майнкрафт от боевиков», где в качестве строительных материалов выступает весь перечисленный инструментарий. Да, в Nioh можно играть без всех этих заморочек. Создать банальный класс бойца — что-нибудь типа «тяжёлый и медленный танк с огромным топором» или быстрый и юркий, порхающий бабочкой «тряпочник». Сосредоточиться на одном виде оружия. Бегать, никогда не меняя стойку. Так получится.

Но это неправильно.

Игра раскрывается в тот момент, когда вы начинаете экспериментировать. Сочетать то, что кажется несочетаемым. Создавать, например, тяжеловооружённый, но скоростной класс. Вдумчиво подбирать ему навыки и экипировку. Учиться играть им. Сбрасывать характеристики и создавать нечто совершенно иное. Скажем, пикенёра средней дистанции, чья тактика строится на точечных контратаках, ядах, выматывании и торжественных плясках на упавшем от изнеможения враге. Снова учиться. И так далее. Вот тогда Nioh начинает сиять сталью в лучах пламенеющего заката на фоне отцветающей сакуры. Тогда это сияние может быть затенено лишь слегка.

Тень может бросить, например, дурацкий мультиплеер. Слабо пригодный для кооператива (играть в него можно только если один из участников уже прошёл соответствующий эпизод; по словам разработчиков, сделано это «чтобы не было слишком просто» — и это говорят люди, придумавшие совершенно легальные заклинания «Sloth» и «Carnage»). И вообще без PvP (спрашивается, где можно можно по-настоящему проверить выстраданного бойца, как не в схватке с живым соперником?!).

Пример того, во что Sloth и Carnage превращают быстрых и сложных боссов.

Слегка попортить кровь может и глупое, бессмысленное, мешающее решение с предметом, сбрасывающим навыки. Это книга, которую можно найти в побочных миссиях, либо купить у кузнеца. С каждой очередной покупкой цена на неё растёт. Возникает риск: сбрасываешь навыки в десятый раз. Экспериментируешь. Получаешь нечто неиграбельное (от ошибок никто не застрахован). И что делать? Пройти злополучный уровень и получить книгу не получается — выращенный гомункулус оказывается неспособен сопротивляться мощным противникам. На покупку книги нужна килотонна денег — которую этим уродцем не соберёшь за полгода. Можно, конечно, держать одну-другую книжку в запасе. Но для чего вообще, скажите, создавать сверхгибкий «конструктор» и устанавливать на нём счётчик использований? Зачем бить игрока по рукам? Чтобы что?

Но то, повторюсь, проблемы, возникающие в том случае, если вы решаетесь на эксперименты. Углубляетесь в игру, дотошно её изучаете, оттачиваете мастерство, стремясь к совершенству. При обычном прохождении их можно вообще не заметить. Однако в этом случае проблемами обернётся то, на что иначе можно было легко закрыть глаза.

Ржавчина

Назвать как достоинством, так и критическим недостатком (хватает и того, и другого), можно любой из следующих элементов: дизайн локаций, сюжет, дизайн рядовых противников и боссов. Всё зависит от точки зрения.

Так, дизайн локаций выстроен с завидным тщанием. Это хитрые лабиринты, изобилующие засадами, тайными закутками, ловушками, петлями, срезами. Это постоянное испытание на внимательность, слегка подпорченное повторами: каждая сюжетная локация с косметическими изменениями повторяется в одной-двух побочных миссиях. А потом повторяется ещё раз, но в усложнённом «сумеречном» виде. Изученные один раз, при возвращении они изрядно теряют в интересности. Хотя что уж там кривить морду — и интереса первого посещения хватает с лихвой. Словом, дизайн локаций хорош.

Но лишь в том случае, если мы не говорим об их художественном дизайне: так сходу и не вспомнишь, где ещё сегодня в больших проектах можно увидеть что-то настолько безыскусное. Художников словно перезаражала идейная серость. Вокруг игрока — просто пещеры, просто деревни, просто скалы. Деревни посреди скал, изрытых пещерами. Японские замки. Японские замки посреди деревень посреди скал. Глазу не за что зацепиться. Локации лишены событийности, фоновой истории. Здесь почти никогда не замираешь, рассматривая руины, скульптуры, архитектуру или что-то ещё. Обычные декорации, исправно выполняющие свою утилитарную функцию и не претендующие на что-то большее. Претендовать при этом могли бы: события игры происходят в реальном и значимом отрезке истории Японии, после конкретных эпохальных событий, оставивших на этой земле след. Только не в Nioh. Всё, на что хватило фантазии — расставить тут и там похожие друг на друга руины хижин и дать вводную справку: «Тут вот была война и шли бои. И там была война. И там, но совсем немножко, поэтому руин меньше».

Схожим образом поступили и с сюжетом — он столь же утилитарен. Очередная историческая личность появляется на экране, произносит пару в меру пафосных фраз, даёт задание, исчезает навсегда. Чего ещё? Нужно двигаться вперёд — вот мы и движемся. Вероятно, есть некая тайная техника ниндзюцу, позволяющая превратить историю о героицких современниках самого Оды Нобунаги в нечто абсолютно посредственное. И Team Ninja овладела ей в совершенстве.

При этом там, в глубине, скрывается не только легендарная эпоха, но и не менее интересный японский фольклор. В этом плане Nioh иногда напоминает (не смейтесь) игры и книги о Ведьмаке, где западные мифы заменены на восточные. Здесь оживают страшные сказки и суеверия.

Истерзанная войной земля. На залитые кровью поля сражений сползаются демоны и они, упыри, ходячие мертвецы. Убитая горем женщина возвращается к месту гибели любимого, обратившись вечно страдающим ледяным умертвием. Мать погибшего сына проклинает весь свет и жутким безумным чудовищем бродит у его могилы, проливая кровавые слёзы. Где упадёт слеза, там из земли вырастают алые цветы. Словом, земной кошмар сплетается с потусторонним, рождая монстров. И среди всего этого странствует седовласый герой, наделённый даром видеть духов (сумасшедший, по-нашему) — и не то убивает чудовищ, не то дарит им покой.

Здорово? Считаю, что да. Но не раскатывайте губу: «иногда» — это только «иногда». Темы касаются только краем. Сценаристам интереснее писать бессодержательные диалоги и заваливать игрока чередой лиц и имён. А мистика и потусторонняя жуть так, седьмая в восемнадцатом ряду, за колонной.

Наконец, на всю её немалую продолжительность игре явно не хватает разновидностей противников. Не стоит ждать, что чем-то неожиданным будут радовать в каждой новой локации. Team Ninja в этом плане далеко до, например, From Software. Поначалу всё хорошо: боссы сложны и нагоняют жути. Противники словно перенесены со старинных рисунков. Однако запас фантазии иссякает примерно на середине сюжетной кампании. Где-то там же кончается и разнообразие боссов — сначала их надолго сменяет поток усиленных самураев. А под конец и вовсе прибегают к самому тривиальному решению задачи «сделать финал сложнее» из всех, которые только может предложить игровая индустрия. Четверых из уже пройденных ранее боссов заставляют убивать снова, друг за другом. И это ещё без учёта того, что тех же ребят приходится побеждать в побочных миссиях — но там хоть условия меняют периодически, то выставляя декорации с другой архитектурой, то выпуская на игрока боссов по двое.

Всех этих недостатков вполне хватило бы на то, чтобы игру похоронить. И непременно хватит — в том случае, если играть в неё «бегло» и ждать больше, чем она может дать. Все по понятным причинам сравнивают её с Dark Souls: обе сложны, у них практически одинаковы принципы построения локаций и на первый взгляд схожа схема ведения боя. Но такого сравнения Nioh не выдержит. Для полноправной борьбы ей не хватит разнообразия, глубины лора, внимания к деталям. Рядом с играми от From Software творение Team Ninja хоть и держится молодцом, но первенства не отберёт. Однако такое сравнение неуместно.

Nioh гораздо ближе к техничным слэшерам. Да, она заменяет высокие скорости вдумчивой тактикой, а вместо глубокого «комбо-листа» стремится нарастить боевые механики вширь. Но суть остаётся той же. В каких-нибудь Bayonetta или DMC интересен не столько сюжет, сколько бесконечный процесс оттачивания мастерства. Не пройти уровень, а победить красиво, победить чисто. Повысить сложность, повторить. То же и с Nioh.

В таком ракурсе безразлична становится слабость сюжета, а однообразие уровней и «поторяемость» боссов и рядовых врагов воспринимаются обычным полигоном с удобной возможностью в любой момент поднять уровень сложности. Недостатки оказываются лишь инструментами, поддерживающими стержневую механику. И уже в этом качестве игра оказывается более чем достойна внимания.

ВердиктПо сути, Nioh — как отточенный, покрытый узорами меч, на лету рассекающий шёлковый платок. Здесь можно отыскать кучу минусов, но большинство из них на поверку окажется лишь претензиями к форме узора на гравировке. Игра совсем не для беглого знакомства и определённо нишевая. Но при внимательном рассмотрении под неказистой и неприветливой оболочкой обнаруживается умный слешер, способный подарить терпеливому игроку море удовольствия. Первый сильный кандидат на звание «Лучшего экшена» в 2017 году.

ru.ign.com

Обзор Nioh — фантастическое путешествие на Восток PS4

Вчера состоялся релиз долгожданного средневекового боевика Nioh, разработанного студией Team Ninja и изданного компанией Sony Interactive Entertainment. Этот проект можно смело назвать одним из самых крупных долгостроев в игровой индустрии, ведь разрабатывался он ещё с 2004 года. Тогда генеральный продюсер забраковал сценарий и все игровые наработки, отправив их в долгий ящик. Шли годы, проект оставался в заморозке, пока в Koei Tecmo о нём не вспомнили и не решили привлечь команду Team Ninja, уже отметившуюся прекрасной серией Ninja Gaiden на ниве самурайских боевиков.

В отличие от многих других разработчиков, которые выкапывали старые проекты и продолжали доить те самые наработки, Koei Tecmo и Team Ninja поступили нестандартно, но очень мудро — выбросили в окно всё содержимое ящика Nioh, оставив лишь достойный каркас в виде ключевой идеи и основы сценария. Затем игра стала разрабатываться с нуля. В процессе задействовали наработки из сериала о Рю Хаябусе, очень внимательно посмотрели в сторону популярной Dark Souls, сделав пару-тройку ценный выводов и позаимствовав немного идей, а затем сделали то, что у японцев всегда получается чудесно — поставили сценарий на рельсы альтернативной истории, рассказав игрокам о том, как период Адзути-Момояма сменился периодом Эдо.

Открывающий ролик игры. Все сюжетные заставки выполнены в двух вариантах: CG-ролики с отличного качества моделями и хорошей постановкой, и рисованные мини-истории. Первые обычно касаются основных приключений Уильяма, а вторые — личные истории второстепенных персонажей, рассказываемые нам их духами-хранителями.

История игры начинается на стыке XIV и XVII веков в Великобритании. Наш главный герой по имени Уильям Адамс — воин и заключённый Лондонского Тауэра, владеющий ценными знаниями о новом источнике энергии, амрите. Эти камни были обнаружены в Японии и согласно слухам способны наделять своих владельцев нечеловеческими силами, в том числе воскрешать мёртвых. Британская корона пытается добраться до амриты, чтобы одержать окончательную победу над Испанией, и в качестве «посла» в Японию отправляется Эдвард Келли — чёрный маг, которому покровительствует дух-уроборос. Чтобы поскорее и проще справиться со своей задачей, Келли похищает духа-хранителя Уильяма — Сиршу, которая сопровождала нашего героя с детства, не раз спасая ему жизнь. Естественно, смириться со столь ценной утратой Адамс никак не мог, поэтому отправился вслед за Келли.

Прибыв в Японию Уильям видит, что страна сильно изменилась — война за объединение провинций в единое государство в самом разгаре, повсюду хаос и сражения, но в битвах участвуют не только люди. Земли полны вырвавшихся на свободу злых духов, не знающих пощады и прислуживающих одной из сторон. Как следствие, наш герой занимает другую сторону — следует за встреченным им ниндзя Хандзо Хаттори и фактически присоединяется к армии Токугава Иэясу, что в будущем станет правителем единой Японии. В боях со злыми духами нам помогают духи добрые — различные хранители, что наделяют нас дополнительными способностями и оберегают по мере сил.

Ёкай — это сверхъестественные существа в японской мифологии, которых часто называют демонами или монстрами, адаптируя для отечественного читателя, зрителя или игрока. Однако это не совсем верно. В число ёкай входит огромное количество самых разных существ, преимущественно разного рода духов, как кровожадных и жестоких, так и безобидных, а подчас даже полезных. Например, домовой отечественного разлива, он же барабашка, вполне себе попадает под классификацию «ёкай» в Японии. А ведь он считается добрым духом.

Видимо исходя из данной концепции, в Nioh чаще всего встречается составное слово «ёкай-монстры», которое дополнительно подчёркивает, что нашими противниками являются именно злые духи, овладевшие предметами или телами людей, возникшие в результате кровопролитных сражений и запретных колдовских ритуалов.

Игровой процесс Nioh ещё с момента первых роликов, имею ввиду анонс данной версии игры, а не проекта 2004 года, то и дело сравнивали с Dark Souls. И это вполне закономерно. Несмотря на сюжетную концепцию масштабной войны, мы играем одиноким воином, имеющим собственные цели и просто «попутно» помогающим своим союзникам, а те в свою очередь помогают ему. Информацией, советом или боевой поддержкой во время некоторых заданий. Однако из общего с Souls-играми по части игрового процесса у Nioh не так много, как могло показаться изначально. Да, перед нами такой же экшен от третьего лица, где мы исследуем локации, сражаемся с противниками, ищем экипировку, открываем новые пути и свергаем боссов. Идея та же, да вот реализация выгодно отличается.

Кодама — это милые и добрые духи деревьев из японской мифологии. В Nioh они напуганы и прячутся в самых разных уголках локаций, спасаясь от бесчинствующих орд ёкай и людей. В наших силах спасти малюток и отправить их в безопасность ближайшего алтаря. Зелёные человечки в долгу не останутся! Они будут благословлять наше путешествие, обеспечивая на выбор, но не бесплатно, различные бонусы — повышенное получение опыта, повышенный же шанс выпадения экипировки и так далее. Кроме того, малыши любят купаться в горячих источниках и всегда рады пригласить в них Уильяма, случись светловолосому чужестранцу забрести в секретные места, где такие источники располагаются. Основа Nioh, как и Dark Souls — это не исследование, пусть оно и играет важную роль, а боевая система. А по данному параметру эти произведения кардинально отличаются. Боевая система нового произведения Team Ninja, не побоюсь этого слова, настоящий изумруд — она простая и понятная в целом, но достаточно глубокая, чтобы заинтересовать и заставить игрока углубиться в нюансы. Для каждого из доступных типов оружия Уильям может прокачивать новые боевые способности, которые позволят вручную настроить несколько действий — заключительный удар в комбинации и два варианта ударов из блока. На первый взгляд они могут показаться не столь важными, но если игрок захочет комфортно играть дальше, чем первый уровень, освоить пару-тройку новых приёмов ему определённо следует. Изучение навыков не ограничивается лишь обеспечением разнообразия, также оно приводит к раскрытию большего боевого потенциала. В Nioh используется необычная система восполнения энергии ки, она же выносливость. Проведя серию ударов, Уильям собирает вокруг себя остатки потраченной энергии и в случае своевременного нажатия игроком кнопки «R1», он поглотит их, таки образом вернув часть потраченной шкалы выносливости. В каждой оружейной ветке есть способности, влияющие на эффект поглощения остаточной энергии, и применяются они в зависимости от выбранной стойки.

Боевая стойка — ещё один ключевой и демонически важный аспект местной боевой системы. Да, игру вполне реально пройти без переключения стоек, пользуясь, например, кусаригамой в верхнем положении и ломая всех на своём пути. Но это более сложный и менее интересный путь. Каждая боевая стойка имеет свои сильные и слабые стороны, позволяет прикрывать блоком разные части тела, и обеспечивает разный выходной урон. Нижние стойки самые слабые по урону, зато они очень быстрые. Верхние стойки — самые медленные, зато наносимый урон значительно выше, чем в нижних или средних. Последние же самые сбалансированные.

Если вы не хотите то и дело наталкиваться на блоки, терять выносливость и затем панически удирать от противника, вам однозначно стоит привыкнуть к системе стоек и пользоваться ей. Но не поймите превратно — это не значит, что надо всю игру жонглировать стойками, отнюдь. Такая необходимость появляется лишь в битвах с некоторыми особо хитрыми боссами. Для большинства противников будет подходить какая-то одна из трёх стоек, в зависимости от их стиля сражения, скорости и положения. Так, пауков и ползающих на карачках призраков шахт лучше уничтожать в нижней стойке, потому что в верхней и средней некоторые удары могут пройти в холостую.

Вообще Nioh по части боевой системы игрового процесса в целом, кажется мне этаким особым блюдом, приготовленным по домашнему рецепту Team Ninja, но с использованием соседских приправ. Каких? А вот таких:

____________________

Кусочек Ninja Gaiden____________________

Вполне очевидно, что разработчики весьма хардкорной и мрачной Ninja Gaiden, также предлагавшей игрокам вкусить японских мифов, вперемешку с традициями (из которых совсем немного выбивалась шикарная блондинка), в своей новой игре использовали былой опыт. Это сказалось на дизайне игровых локаций и общем ощущении от управления. Уильям Адамс своими движениями напоминает Рю Хаябусу, да и формула сложности используется похожая: обычные враги сравнительно несложные, если не вляпаться в бой с несколькими сразу, зато боссы при любой прокачке и навыках игрока могут удивить. Смертельно удивить.

Каждый босс в Nioh уникален и соответствует своей «расе», с позволения сказать. Если мы сражаемся против человека, неважно в здравом он уме или одержим злым духом, он всё равно остаётся человеком. Его можно выбить из равновесия, он подобно герою игрока реагирует на удары, и часто применяет доступные нам техники. Когда же сражение против босса-демона или духа, окончательно овладевшего человеком — картина кардинально меняется. Демонов куда как сложнее конфузить, анти-человеческие уловки работают крайне редко, а некоторым вообще плевать на сам факт соприкосновения тяжёлого молота с их кожей. Они будут гнуть свою линию и плести комбинации, выводя Уильяма из равновесия, и нередко одна такая серия ударов отправляет нас к последнему алтарю. Очень похоже на Ninja Gaiden.

Всё это готовилось в горячем источнике...

_________________

Веточка Dark Souls_________________

Впрочем, предыдущий абзац похож и на данную серию игр, Dark Souls, а вместе с ней Bloodborne и Demon’s Souls. Влияние проектов From Software на Nioh очевидно и сомнению не поддаётся — львиная доля игровой основы сделана практически аналогично, но масса хитрых и собственных механик не позволяют назвать приключения Уильяма «клоном Souls». Могилы других игроков, алтари, особая «валюта», что используется для прокачки и получается в результате побед над врагами, множество мелких деталей, повышение осторожности игрока пропорционально накоплению душ-амриты-опыта — всё это будет приветливо кричать и махать ручками ветеранам Souls-серии.

Однако каждая такая мелочь встречалась и ранее, просто команде From Software удалось всё это собрать в единый механизм, заставить работать и набрать популярность. Поэтому я рассматриваю влияние Souls на Nioh как ценную приправу, придающую блюду «тот самый неповторимый вкус». Не будь его — не было бы и такого блюда.

... и под наблюдением снежной девы!

__________________

Щепотка Muramasa__________________

Это ещё одна скромная приправа, как немного сладкой паприки или мёда к сочному стейку. Вроде можно обойтись, но с ними гораздо вкуснее. На протяжении всего своего прохождения Nioh, а это более 50 часов на данный момент, я не могу удержаться от параллелей именно с игрой Muramasa: The Demon Blade. Судите сами: непростое, требующее от игрока внимательности и реакции путешествие по нескольким провинциям средневековой Японии, сражения против ниндзя, самураев и всевозможных ёкай, коллекционирование оружия, прокачка способностей, получение новых боевых навыков, участие в дворцовых интригах, которые ведутся реальными историческими личностями того периода, нередко под воздействием сверхъестественных сил. Вот так много общего у двух игр, хотя их игровой процесс кардинально отличается — трёхмерный экшен и двухмерный экшн-платформер.

Немного идей игра позаимствовала и у Diablo, обратившись к системе редкости экипировки. Чем реже вещь, тем большим количеством бонусов она обладает.

Благодаря уникальным наработкам и использованию успешных решений, как собственных, так и подсмотренных у других разработчиков, Nioh получился пряным, ароматным и сочным блюдом, от которого трудно оторваться. А когда встаёшь из-за стола, ещё длительное время ощущаешь потрясающее послевкусие, словно кусаригамой притягивающее обратно к трапезе. Игра вышла в меру сложной, но в то же время доступной для преодоления. Финальный релиз несколько упростили по сравнению с демо-версиями, но в целом сложность сопоставима с любой игрой цикла Souls. Сначала очень сложно, а постепенно привыкаешь и становится заметно легче играть, читать движения врагов и сражаться с боссами. Что в общем-то неизбежно в любой игре.

Техническая реализация игры хорошая, за все свои 50+ часов я встретил всего два-три сильных проседания кадровой частоты. В целом же fps старается держаться в рамках адекватности и не ронять счётчик в бездну тормозов картинки. Чтобы обеспечить лучшую производительность, разработчики несколько пожертвовали объектами на дальнем плане — нередко можно увидеть, как противники вдалеке перемещаются с проскакиванием кадров, будто телепортируясь. Возможно, кто-то посчитает такие нюансы за нечто плохое, однако они никак не влияют на игровой процесс и получаемое от игры удовольствие. Также подчеркну, что игру проходил и играю на обычной PlayStation 4. Возможно, на PlayStation 4 Pro с кадрами всё ещё лучше.

Очень порадовало меня музыкальное сопровождение и уникальное решение по части озвучек — все герои игры разговаривают на своих языках. Уильям не знает японского, а не все японцы могут говорить по-английски, но все герои понимают друг друга. Каким образом? В игре это толком не объясняется, но вероятнее всего дело в духах-хранителях, которые интерпретируют речь и передают её своему хозяину на понятном тому языке. Картинками, например, как суб-сюжетные сценки. Несмотря на сомнительность, такое решение не просто имеет право на жизнь, а очень органично вписывается в повествование. Всё же перед нами необычный мир полный духов.

Перед итогом хочется сказать несколько слов о переводе игры на русский язык и списке трофеев. Локализация проекта только текстовая, выполнена она на среднем уровне — встречаются ошибки в родах, путаница в полах, выход текста за пределы экрана и странные переносы по буквам. Но суть происходящего передаётся достаточно качественно, чтобы игрок мог разобраться как в сюжете, так и в механиках игры. Обучение детальное, описание способностей тоже. А вот список трофеев обещает задать жару охотникам — он потребует прохождения игры на 100%, фарма редких материалов, поиска всех секретов и накопления чудовищной суммы в ~12 миллионов золотых. Это очень много! Готовься, самурай, путь будет непростым. Ты, главное, не нервничай и клинок для харакири спрячь подальше, а то не ровен час…

Удачного пути, чужестранец!

Команда Team Ninja в очередной раз доказала, что она умеет делать не только прыгающие прелести в пляжных купальниках, а и настоящие хардкорные экшены, полные кровопролитных сражений, могущественных боссов, хитрых колдунов и добрых духов. Nioh удался на славу. Перед нами замечательное средневековое приключение с интересной историей, уникальной боевой системой и превосходными декорациями, которое строго обязательно к приобретению всем поклонникам сериалов Ninja Gaiden, Dark Souls и Onimusha, а также игрокам, которые интересуются историей средневековой Японии. Последние получат возможность встретить немало интересных личностей в уникальном для них сеттинге, уводящим историческую действительность в плоскость альтернативной реальности.
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции компанией Sony Interactive Entertainment.

www.stratege.ru


Смотрите также