Разделы: Литература Цели урока:
“Письма в точном значении слова, суть
разговоры или беседы с отсутствующими. Они
заступают место изустного разговора, но
заключают в себе речи только одного лица”. Так
определялось понятие письма в старинной
риторике Греча (1819 г.). Письма, как ряд
прозаических произведений, ставились в ней
первым из семи классов сочинений в прозе, и им
приписывались следующие черты: “изустный
разговор имеет свойства неприготовленного,
непринужденного, безыскусственного сочинения, –
и сии же качества составляют необходимость
принадлежать всякому хорошему письму. При
сочинении писем должно следовать правилу: пишу
так, как стал бы говорить в сем случае, но говори
правильно, связно и приятно”. Этими положениями уже более 100 лет
назад определялось высокое значение писем –
показателей о времени и лицах, которые их писали. Тема нашего урока “Письма первой
половины 19 века”, а точнее письма А.С. Пушкина,
его современников и его героев. И начнем мы с вами
со знаменитого письма Татьяны Лариной к Онегину.
Это письмо – признание в любви. Послушайте его.
(Чтение вслух учителем письма Татьяны Лариной). Скажите, что странного в этом письме, на ваш
взгляд? Что в нем вам непонятно? Слово учителя: Самым интересным в этом письме является так
называемый “пушкинский парадокс”. Заключается
он в том, что гениальные русские стихи
оказываются лишь “списком бледным” с
французского послания влюбленной барышни.
Пушкин разделил процесс выражения у самой
Татьяны в ее предполагаемом тексте на
поэтическое выражение этого выражения в тексте
романа (пушкинский “перевод”). По свидетельству
Вяземского, “автор сказал, что он долго не мог
решиться, как заставить писать Татьяну без
нарушения женской личности и правдоподобия в
слоге: от страха сбиться на академическую прозу,
думал он написать письмо прозою, думал даже
написать его по-французски. Но, наконец,
“счастливое вдохновение пришло кстати и сердце
женское запросто и свободно заговорило русским
языком: оно оставило в стороне словарь Татищева и
грамматику Меморского”. В. Виноградов заметил об
этой мистификации Пушкина: “Ведь язык письма
Татьяны, вопреки предварительным извинениям
автора , русский, непереводной. Он не
предполагает стоящего за ним французского
текста”. Поэтому – то письмо Татьяны называют
“лирическим переводом с “чудесного
подлинника” – сердца Татьяны. Но выбор языка (французский) также примечателен
и для эпохи первой половины 19 века. Приведем
пример из другого произведения – “Анны
Карениной” Л. Н. Толстого. В момент, когда чувства
героев для них уже прояснились, но отношения еще
не сложились окончательно, для Анны и Вронского
стало невозможным говорить между собой
по-русски: русское “вы” было слишком холодным, а
“ты” означало опасную близость. Французский
язык придавал разговору нейтральную светскую
беседу, его можно было по-разному истолковать, в
зависимости от жеста, улыбки или интонации. Другая особенность, характерная для
французских писем русских дворян , широкое
использование цитат. Цитата позволяла придать
тексту смысловую неопределенность. Пушкин
широко использует стилистические возможности
письма. – Найдите в тексте письма Татьяны литературные
цитаты. – Но почему: “Я к вам пишу – чего же боле?”. Что
настораживает в подобной фразе? Слово учителя: Чтобы объяснить, в чем дело, я прочту отрывок из
книги “Жизнь в свете, дома и при дворе”,
выпущенной в 1890 году, из главы “Правила
написания письма”. В этой главе раскрываются
некоторые подробности корреспонденции, а именно
сроки ответов, чувств, выражение которых
допускается в письмах, и приличия, которые должно
соблюдать в них. Глава гласит: “Молодая девушка
никогда не пишет мужчине, даже от имени ее
родителей, лучше всего ни строчки, написанной ею
в руках мужчины, который не приходится ей родней
или который еще не совершенный старик”. Вот
почему письмо к Онегину для Татьяны означало
“стыдом и страхом замираю”, даже если бы там
были написаны какие-нибудь непредосудительные
пустяки, уже сам факт переписки – “чего же
боле?” – мог дорого стать чести и доброму имени
Татьяны. Итак, узнав обо всем, что касается письма
Татьяны к Онегину, что нового вы можете сказать о
героях романа А.С. Пушкина? Что дополняет это в их
характер? Как по-новому можно взглянуть на их
поступки? Слово учителя: Письмо Татьяны пронизано громадным чувством,
несмотря на это оно выражено книжными цитатами:
“несчастная доля”, “души неопытной волненье”,
“то в вышнем суждено совете”, “до гроба ты
хранитель мой”, “ты в сновиденьях мне являлся”,
“кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный
искуситель”. Более того, в письме есть места,
прямо заимствованные из любимых книг Татьяны.
Недаром она бродит по лесам, “воображаясь
героиней своих возлюбленных творцов”, и “в
забвении” шептала “наизусть письмо для милого
героя”. Но в том-то и дело, что Пушкин сумел
показать, как за книжными словами живет
настоящее чувство. Татьяна прекрасно понимает,
что поступок ее неприличен с точки зрения
привычной морали окружающих людей: “Теперь, я
знаю, в вашей воле меня презреньем наказать”.
Любой знакомый Татьяне молодой человек стал бы
презирать её за то, что она первая написала ему
письмо. Любой, но не Онегин! Неопытная Татьяна
чувством понимает людей лучше, чем умом, она
знает: Онегин не такой, как все, для него не имеют
значения законы света, он не осудит, не станет
презирать ее" – ведь эта самая необычность
Онегина и привлекла её к нему. Письмо Татьяны –
порыв, смятенье, страсть, тоска, мечта. Но при этом
оно все “подлинно, оно написано именно русской
девушкой, начитанной и неискушенной, нежной и
одинокой, чувствительной и застенчивой”. В книге “Жизнь в свете, дома и при дворе”
говорится: “Почерк, складывание письма, форма,
качество и вид бумаги – все эти мелочи
определяют возраст, положение и характер
пишущего. Слог свидетельствует о его такте и
светскости ”. В ключе этого положения прочтите вслух письмо
Онегина к Татьяне. – Что вы можете сказать о характере, “такте и
светскости” Евгения Онегина, судя по его письму? А теперь прочтите письма самого А. Пушкина и
героев других произведений. (Работа по группам) Продолжаем разговор по поводу слога писем. Что
вы можете сказать, исходя из этого правила, о
Пушкине и его героях, судя по их письмам. Следующее правило написания писем гласит: “В
переписке нужно избегать острот и
двусмысленностей, нужно весьма смягчать
выражения. Письменная передача мыслей имеет
большой недостаток, не обладая свойством
передачи тона голоса и выражения лица пишущего”.
Почему же в письме Дубровского к Троекурову
налицо резкость, а в письме Пушкина к Бестужеву
автор не боится острот? При отправлении в путешествие, уехавший
пишет первым, оставшийся отвечает, не откладывая
это надолго. Относительно близких друзей, высших
по общественному положению и старших возрастом,
в корреспонденции соблюдаются те же правила, как
при визитах, то есть письмо посылается в такой же
срок, в какой нужно было сделать визит.
Неприлично в письме выражать близость,
несуществующую в личных отношениях. Письмо
начинается ответом на полученное письмо, а если
такового не было, тогда несколькими словами,
относящимися к последующему свиданию
корреспондирующих лиц. Следует писать о том лице,
которому предназначается письмо, и касается
предметов”, могущих его заинтересовать. Затем
уже можно сообщить о самом себе, описать свою
обстановку и препровождение времени, в
заключение снова обратиться к личности
корреспондента, расспросить о различных
обстоятельствах, имеющих к нему отношение, а
затем выразить желание скорого свидания,
руководствуясь желанием как можно меньше
говорить о самом себе, не следует, однако, впадать
в крайность, и, как делают многие, наполнять
письмо одними лишь повторениями письма своего
корреспондента. Встречаются письма в высшей
степени достойные людей, содержащие
приблизительно следующее: “В Вашем последнем
письме вы сообщаете об отъезде Вашем в Н..., где,
по-видимому, Вы очень приятно провели время. Вы
пользовались там такими-то и такими-то
удовольствиями, и говорите, что с сожалением
покидаете это место, так как боитесь чувствовать
себя слишком одиноким на морских купаниях в Н.... и
прочее” Словом, это точная копия полученного
письма, предупреждает книга “Жизнь в свете, дома
и при дворе” Обратимся к письму Саши из “Романа в
письмах” А.С. Пушкина. – Пользуется ли автор письма приведенными выше
правилами? А теперь поговорим об официальных письмах.
Официальный документ обязательно должен быть
“чистым и ясным текстом”, без орфографических
ошибок, где не допускалось постскриптумов. Какие
из приведенных писем можно отнести к официально
– деловым? Обратим внимание на обращения и подписи в
письмах. Чем отличаются они от тех, что мы
пользуемся сейчас в письмах? (В первой половине 19
века обращения и подписи – это переносимые из
одного письма в другое застывшие формулы:
“Милостивый государь”, “Милый друг”, “Ваш
покорнейший слуга”, “Нижайший слуга”). Слово учителя: А что касается официальных писем (особенно
среди военных людей), здесь четко отличаются
формы писем от “младших” к “старшим” по чину и
от “старших” к “младшим”: “Когда старший пишем
к младшему, то обыкновенно при означении звания,
чина и фамилии он подписывает собственноручно
только свою фамилию; когда младший пишет к
старшему, то сам подписывает звание, чин и
фамилию. Так что, если в письме младшего чина к
старшему собственноручно, а не рукой писаря,
подписанной окажется только фамилия, то это
грубое нарушение правил, это оскорбление.,
которое может окончиться скандалом. Точно также
значимым было место, где должна ставиться дата
письма: начальник ставил число сверху,
подчиненный – внизу, и в случае нарушения
подчиненным этого правила ему грозили
неприятности. Также в официальных письмах
следовало строго соблюдать форму обращения к
особам разных чинов в соответствии с их
классом”. Игровое задание: Перед вами карточки, с одной стороны которых
наименование чина или звания, а с другой стороны
– обращения. Подберите подобающее каждому чину
обращение. Слово учителя: Вообще этикет в письмах должен был соблюдаться
с большой точностью. Известен случай, когда
сенатор, приехавший с ревизией, в обращении к
губернатору (а губернатор был из графов
Мамоновых и славился гордостью) вместо
положенного: “Милостивый государь” употребил:
“Милостивый государь мой!”, сердито подчеркнув
неуместность притяжательного “мой” в
официальном обращении, был лишен чина. Итак, вы познакомились с правилами написания
писем, существующих в первой половине 19 века.
Чтобы проверить, насколько материал этого
занятия вами усвоен, я попрошу вас самих написать
письма в стиле интересующей нас эпохи, соблюдая
при этом все правила письма. (Выполнив задание, школьники оформляют газету,
в которую включают письма Пушкина, его героев и
свои собственные письма) Письма, использованные на занятии: Письмо Татьяны к Онегину. Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня,
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим.
Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать. Другой!... Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете,..
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
ТЫ в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно…нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда, ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью.
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна,
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом я страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю... Продолжение статьи xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiЭтикет 19 века. Общение в духе 19 века
Переписка первой половины XIX века
Ход работы
Вступительное слово:
Беседа:
Работа с текстом
:
Беседа:
Беседа:
Беседа:
– Его императорскому величеству
государю
– царь императору
– Ваше высокопревосходительство
– главнокомандующий армии
– Ваше превосходительство
– высшие военные чины
Ваше высокородие
– университетский ректор
– класс бригадиров
– Ваше высокоблагородие – штабные офицерские чины
– Ваше благородие
– любой дворянин
– Ваше высокопреосвященство,
высокопреосвященный владыка
– митрополит и архиепископ
– Ваше преосвященство,
преосвященный владыка
– епископ
– Ваше высокопреподобие
– архимандрит и игумен
– Ваше преподобие
– священник
Домашнее задание:
Бальный этикет начала 19 века :: Trianon Studio
Бальный этикет начала 19 века
"Он может иметь прекрасные манеры, производить прекрасное впечатление; но он не обладает бережным отношениям к чувствам других, которое разумеет анличанин под истинной любезностью".Джейн Остин, "Эмма"
Первым обладать все джентльмены и дочери джентльменов обязаны, ко второму нужно стремиться.
Общий этикет
- Без перчаток на бал появляться нельзя. Если вы замечаете, что они часто рвутся, то берите с собой вторую пару, ну или оставайтесь в порванных, но ни в коем случае не с голыми руками.
- Будьте вежливыми и предупредительными, внимательными и галантными. Если вы не знаете, как себя вести, то представьте, что перед вами король или королева, и все получится само собой.
- Если познакомились с кем-то в хорошие для этого человека времена, то забыть о нём в плохие - невежливо.
- Если дама подходит к сидящим, то кавалеры встают и не садятся до тех пор, пока дама не отходит или не садится.
- Для особо рьяных: в зал семья входит по старшинству: отец с матерью, замужние сёстры, девицы.
- Перед дамой открываются двери, она пропускается вперёд всегда. Младшие пропускают старших вперёд.
- Прежде чем иметь дело с незнакомым человеком, он должен быть вам представлен общим знакомым.
Этикет для кавалеров
- Если вы пришли на бал, то попадаете в распоряжение танцмейстера и его дамы. Они могут вас попросить потанцевать с определенной дамой. Отказаться выполнять такую просьбу нельзя. Так же вас может попросить об этом ваши знакомые почтенного возраста. Даме этой надо выказывать полное внимание, быть с ней галантным и учтивым.
- Если вы видите, что какая-нибудь дама одиноко сидит у стенки уже который танец, то верхом галантности будет пригласить ее на танец. Она вам будет очень признательна. Знайте, именно вы можете сделать бал волшебным для каждой дамы.
- Если вы не танцуете, то не заслоняйте даму от других кавалеров.
Приглашение на танец
- Если вы хотите пригласить незнакомую даму, то сначала представляетесь, потом произносите фразу: "Позвольте, сударыня, иметь честь пригласить вас на (название танца)". Если вы хотите пригласить вышеозначенную даму повторно, то сперва представляетесь её родителям (представлять вас должна не дама) и только с их разрешения и одобрения, приглашаете. Обратите внимание, если вы танцевали с замужней дамой (а по тому, как она представилась, будет ясен её статус), то разрешения ни у кого спрашивать не надо, ибо замужняя дама считается существом самостоятельным.
- Если вы хотите пригласить знакомую даму, то здороваетесь (если раньше не сделали) и произносите фразу: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами (название танца)".
- Если дама отказала вам в танце по причине того, что уже приглашена, то вы обязаны спросить, какой именно танец она может вам предоставить, и пригласить на этот танец.
- Пригласить даму и забыть про это - недопустимо (Записывайте все в бальные книжки).
- Если дама случайно отдала вам и еще одному кавалеру танец, то вы должны остаться и развлекать ее в продолжение всего танца разговорами. Освободить от этой обязанности может только сама дама. Если она так сделала, то не забудьте пригласить ее на другой танец.
- Если вы и еще один кавалер одновременно приглашаете даму на танец, то дама может прибегнуть к небольшой лжи, сказав, что один из вас ее пригласил. Если это были не вы, то вы должны поверить, не обижаться и не настаивать. Если хотите, можете ее пригласить на другой танец.
- Если вы хотите пригласить одну даму, но это приглашение приняла на свой счет другая дама, то ни тени неудовольствия не должно быть на вашем лице. Дама ни в коем случае не должна понять, что ошиблась.
- Танцевать часто с одной дамой, если это не котильоны, и большое количество танцев за один вечер могут только родственники (муж с женой, братья с сёстрами) и жених с невестой. В остальных случаях это может бросить тень на репутацию вашей дамы, а вам, как честному джентльмену, придётся на ней жениться.
Во время танца
- Когда объявили танец, найдите даму, поклонитесь ей, извинитесь перед ее окружением коротким кивком, предложите ей руку и введите в круг танцующих. В зависимости от танца поклонитесь или перед тем, как заиграет музыка, или во время музыкального вступления.
- Никогда не вставайте впереди первой пары и в середине ряда.
- Подстраивайтесь под шаги дамы, запомните, шаги у нее короче ваших.
- Смотрите на даму во время танца, в конце концов, для этого вы ее пригласили.
- Развлекайте даму светскими разговорами. Говорите на темы, которые ей приятны.
- Если вы ошиблись, то извинитесь, но при этом не застывайте на месте.
- Если вы видите, что дама устала и не в состоянии продолжать танцевать, то под руку выведите ее из круга танцующих, усадите на ближайший стул и принесите воды по ее желанию.
После окончания танца
- После окончания вальса или другого быстрого танца не отпускайте сразу руки дамы, пусть сделает реверанс, опираясь на вашу руку.
- Когда музыка закончилась, то поклонитесь даме, поблагодарите за танец и спросите, куда ее отвести. Потом предложите руку и проводите. Еще раз с поклоном поблагодарите за танец. Спросите, не принести ли даме воды, фруктов, конфет. Исполните ее просьбу. Если дама вам знакома, то можете несколько минут с ней поговорить. Это же касается всех котильонов!!!! Не бросайте даму по середине зала!
Этикет для дам
- Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение.
Приглашение на танец
- НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЙТЕ КАВАЛЕРА САМОСТОЯТЕЛЬНО!
- Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец. Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.
- Если вы приглашены на танец, который будет совсем скоро, то не удаляйтесь от бальной залы, чтобы кавалер не бегал и вас не искал.
- Если вы отказали одному кавалеру, то вы не имеете права танцевать этот танец с другим. Это кокетство самого дурного тона (Это не касается случаев, если вы уже на этот танец были приглашены другим кавалером).
- Если вас приглашают сразу два кавалера на один танец, то можно прибегнуть к небольшой лжи и сказать, что один из них пригласил вас раньше. А лучше отказаться от танца, сославшись на усталость.
- Если вы случайно обещали двум кавалерам один танец, то опять же сошлитесь на усталость и откажитесь его танцевать.
- Если вы обещали танец, но забыли про это, то вы обязаны пообещать пострадавшему кавалеру любой другой танец на его усмотрение.
- Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.
Во время танца
- После реверанса кавалеру, коснитесь предложенной руки только пальчиками. Не надо на нее опираться всем весом.
- На все поклоны кавалера отвечайте реверансами.
- Смотрите на кавалера, поддерживайте светский разговор.
- Старайтесь сгладить или не заметить ошибок партнера, не падайте в обморок, если сами ошиблись.
После танца
- Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку, скажите, куда вас отвести. На нужном месте поблагодарите кавалера. На все его вопросы отвечайте вежливо, но не задерживайте подле себя надолго. Не лишайте других дам кавалеров.
- Не давайте кавалеру на сохранение веер или платок, потому что это может служить доказательством, что вы приглашаете его остаться рядом с собой, а это признак дурного тона.
Обращения друг к другу
Так как в Англии того времени "ты" и "вы" обозначаются одним словом , то каждый понимает его из условий контекста. В русском же языке эти два слова различны, поэтому и правила этикета адаптированы под русский язык.
- Все обращаются к друг другу на Вы за исключением особых случаев, которые будут прописаны ниже.
- Родители - к детям. Родители зовут детей по имени и на ты.
- Дети - к родителям. Дети, как правило, обращаясь к родителям, называли их "сударыня" (или "мэдэм", "мэм" и "сэр". Если отношения сердечные, то наедине можно называть "папенька", "маменька", но лучше официальный вариант.
- Родители друг друга. Жены и мужья, даже в кругу семьи, говорят друг о друге "мистер" и "миссис"; та же форма употреблялась и при обращении друг к другу (Например, "мой дорогой мистер Беннет", "уважаемая миссис Беннет".
- Братья и сёстры между собой могут называть друг друга на ты, но если в семье холодные отношения или разница в возрасте велика, то младшие сёстры зовут старших братьев на вы.
- Родственники. При обращении к родственникам широко употреблялись слова, обозначающие степень родства (кузен, свояк, деверь, золовка, тётя, дядя, брат, сестра, сын. НО! Обращение "дочь" не употреблялось!). Например, "Мой дорогой брат", - обращается миссис Беннет к мистеру Гардинеру. По правилам той эпохи муж сестры, так же как и жена брата считались братом или сестрой соответственно.
- Незнакомые или коротко знакомые люди. Обычно к ним обращаются так, как они представятся.
* Сыновей при живом отце зовут по имени-фамилии (например, мистер Джон Дэшвуд). Если отец умер, то старшего сына зовут по фамилии (мистер Дэшвуд), а остальных по имени-фамилии (мистер Ричард Дэшвуд). * Старшую дочь зовут по фамилии (мисс Беннет), остальных по имени-фамилии (мисс Элизабет Беннет, мисс Лидия Беннет). * В обращении между молодыми людьми наблюдалась большая сдержанность. Даже будучи хорошо знакомы друг с другом, они употребяли формы "мисс" и "мистер" с фамилией; по имени назывались лишь близкие родственники либо подруги, с которыми дружили с пелёнок и стали практически сёстрами. Иногда употреблялась компромиссная форма - "мисс" в сочетании с именем (а не фамилией, как обычно). Обращение по имени при кратком или далёком знакомстве считалось признаком дурного воспитания. * Женщины, говоря о мужчинах, обычно употребляли слово "мистер" и фамилию; впрочем, на рубеже веков наблюдалось и употребление просто фамилии без слова "мистер". Употребление этой формы в обращении, однако, свидетельствует об известной вольности и фамильярность, а иногда и вульгарности.
- Употребление или опущение имени при фамилии имеет всегда определённый смысл.
Представление незнакомых людей друг другу
Общее пожелание: при знакомстве присовокуплять небольшую информацию о человеке, которого знакомите.
- 1. Младших по возрасту и рангу представляют первых вышестоящим.
- Мужчин первых представляют женщинам. Например, «Миссис Гардинер, позвольте Вам представить мистера Мура. Мы с ним служим в одном полку. Мистер Мур, это моя тётя».
- Если вы представляете людей одного возраста, статуса и пола, то сначала представляете менее знакомого вам человека более знакомому.
- Членов своей семьи представляют без указания фамилии, например, «мой сын Джордж». Чаще всего их представляют по старшинству.
- Следует помнить, что принято представлять детей и супругов знакомым, но знакомых — родителям.
Близко к знакомству стоит и правила приветствия людей.
Право первенства при приветствии
Основополагающий принцип: младший по возрасту или рангу всегда приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет.
Титул при обращении
Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями. Так, лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в названии титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы типа «да» и «нет», являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную забывчивость или неуважение.
Рукопожатие и поцелуй руки
В 19 веке поцелуй руки сохранился только по отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались поклоном.
Поцелуй как форма приветствия
В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко.
Поклоны и коленоприклонение
Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Принцип ранжирования поклонов: «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон». Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек, сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.
Ритуал прощания
Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято провожать уходящего.
Статья взята с сайта студии "Академия Изящных Искусств" г. Челябинск http://academy-arts.ru/
www.trianon-studio.ru
Этикет 19 века — СоцОбраз
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Светская жизнь
Набор светских развлечений к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение зимы - главное место знакомств потенциальных невест и женихов, поездки в театр (для дам только ложи), гулянья в парках, катания в праздники. Все эти развлечения становятся все более открытыми, в подражание парижским появляются публичные балы и маскарады, куда можно было просто купить билет. Планировка столичных и провинциальных городов включает бульвары - по ним прогуливаются, сидят на скамейках с книгой или рукоделием. Все больше внимания уделяется спортивным занятиям - охоте и верховой езде, как и прежде, но особенно аристократичным считается к концу века лаун-теннис. Характер массового увлечения приобретает бег на коньках. К развлечениям стремятся и низшие сословия: самым доступным для них оказываются цирк и кинематограф. Появляется эстрада в современном понимании этого слова. Актеры, прежде в общественном сознании принадлежавшие к самым низам общества, становятся кумирами публики, и принимать их у себя теперь большая честь. Большим успехом пользуются "живые картины", любительские спектакли.
В советский период само понятие "светской жизни" отменяется. Дворян уничтожают, их привычки и обычаи высмеивают и искажают. Нарочитая грубость обращения считается признаком пролетарского происхождения, вместе с тем разного рода начальники теперь неизмеримо больше дистанцируются от подчиненных, чем прежде. Знание хороших манер считается необходимым лишь для дипломатов. Вместе с тем с упрочением советского государства предпринимаются попытки организации торжественных приемов, балов в духе придворных, вводятся уроки танцев в военных училищах и школах. Но традиционной укоренившейся формой досуга советских руководителей становятся торжественные застолья и охота.
Индивидуальные столовые приборы
Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому. Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола. В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.
Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам; Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы. В Англии об употреблении вилок не упоминалось ранее 1600 года, а редкие исключения вызывали удивление. Например, в начале 17 века англичанин Томас Кориат, побывавший в Италии, писал: "Я видел обычай... который не распространен ни в одной христианской стране, а лишь в Италии. Итальянцы... всегда пользуются маленькими вилами, когда режут мясо.. и если кто-либо, сидя за едой в компании, коснется общего блюда руками, он нанесет собравшимся обиду как преступивший правила хороших манер... Причина этой диковины такова, что итальянцы не хотят, чтобы блюд касались руками, считая, что пальцы человека не всегда чисты". Тем не менее Кориат быстро привык к вилке и продолжал пользоваться ею по приезде в Англию, за что получил от соотечественников прозвище "вилконос", и охарактеризовал их как "грубых, невежественных, неуклюжих, жадных варваров". Пользование ножом и вилкой стало общепринятым лишь к середине 18 века, что чрезвычайно способствовало повышению культуры застолья.
Изменение застольных манер
Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало тогдашние застольные манеры утонченнее, если еще в 17 веке рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. В 18 веке необходимостью стало соблюдать за собой чистоту, накладывать пищу своей ложкой, не есть с ножа и не сморкаться во время еды. Признаками роскошного стола в этот период являлись уже не только серебряная посуда, дорогие скатерти, салфетки, свечи и светильники, как это было в 16-17 веках, но и изысканные блюда, поскольку в 18 веке появляется кулинария как искусство и как следствие этого - кулинарная мода, законодательницей которой являлась Франция. После Великой французской революции открывается больше ресторанов, а процесс принятия пищи в обществе все более усложняется. Для 19 века характерны очень сложные застольные манеры, четкий порядок рассаживания и обслуживания гостей. В этот период появляется очень большое количество столовых приборов (для закусок, рыбы, мяса, салата, устриц, десерта, фруктов, чая, кофе и т. д.), умение правильно пользоваться которыми считалось необходимым. Также усложняются правила пользования салфеткой, строго регламентируются правила общения за столом, осанка, ритуалы произнесения тостов, начала и конца обеда.
Застольная беседа
Но застольные манеры сводились не только к умению пользоваться приборами и соблюдению правил еды и питья. Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета. Еще в средние века появился обычай сажать вместе мужчин и женщин, и тогда обычай есть и пить из общего прибора естественным образом приводил к беседе между соседями, часто не желавшими быть услышанными. Позже, в 15-16 веках, когда в знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале, правила застольной беседы продолжают развиваться. Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.
Во все времена считалось, что молодежь должна была больше молчать, прислушиваясь к словам старших. Для молодого человека 15-16 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет. Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление. В 18 веке уже считалось дурным тоном говорить слишком громко, привлекая к себе излишнее внимание, а также много говорить о себе и упорно настаивать на своей точке зрения. Вообще споры никогда не приветствовались в застольной беседе и их положено было избегать. Идеальной в 18-19 веках считалась ситуация, когда все приглашенные могли свободно вступить в беседу, не обременяя своими монологами.
В 19 веке правила общения за столом стали еще более строгими. Необходимо было поддерживать общий разговор, а с соседями общаться так, чтобы разговор был слышен окружающим. Молчание не приветствовалось, даже если сказать было нечего. В руководстве 19 века по этикету описан случай, когда дама, которую посадили за стол рядом со своим личным врагом, сочла необходимым в течение времени, "достаточного для пристойного разговора с соседом", декламировать ему таблицу умножения, чтобы не обидеть хозяйку. Закономерно для 19 столетия расширился и список запретных тем: помимо политики и религии, в него входили болезни, прислуга, отношения между мужчинами и женщинами и любые сколько-нибудь серьезные проблемы, затрагивающие присутствующих. Если беседа шла в общественном месте (например, в ресторане), нельзя было упоминать личных имен, особенно женских. Многие из этих правил сохранились до настоящего времени, другие давно забыты, но общие принципы общения людей за одним столом сохранились и в наше время - беседа должна быть более или менее общей и не доставлять неудовольствия никому из приглашенных.
socobraz.ru
Чай и беседа в викторианской Англии - TeaTerra
Эта статья подготовлены на основе материалов, написанных о чайном этикете в самом конце XIX века и собранных в небольшой и милой книжке, которая так и называется — «Чай и беседа» («Tea & Conversation». Beryl Peters / Copper Beech Publishing Ltd 2000, перевод с английского Ольги Никандровой).Честное слово, когда мы обрабатывали эти материалы, очаровательное ощущение викторианской Англии ни на минуту не оставляло нас. Надеемся, что и вам достанется частичка этот старого и доброго времени…
* * *
Чай и беседа близки по духу. Они созданы друг для друга и с незапамятных времен сплелись как верные друзья. Вместе с окружающими их традициями чай и беседа прошли через те века, когда социальные приличия составляли основу общества.
Однако не только британская история пропитана чайными традициями. Такие страны как Китай и Япония славили чаепитие, делая значительное ударение на гостеприимстве. Легенды об открытии чая разнообразны и захватывающи, они представляют собой занимательное чтиво, но в былые дни общим было одно — чай пили за его полезные свойства — для здоровья, отдыха и беседы. Одним словом, чай — вещь социальная.
Таким образом, далеко не совпадение, что английские «Penny Universities» (общее название для кофеен в 1650-х годах) были так популярны. Там для посетителей были представлены новые и экзотические вкусы чая, кофе и какао, в чьих теплых ароматах с удовольствием можно было продолжить деловые разговоры. Чай и пиршественное окружение подталкивали на открытые дебаты, длительные дискуссии и сплетни о высшем обществе.
Однако, женщин не допускали в кофейни. Те же, кто мог позволить себе такую роскошь как чай, посылали слугу в аптеку, чтобы купить там чай, и заваривали его дома. Во избежание воровства, хозяйка брала на себя ответственность за коробочку с чаем (tea-caddy), которую запирала на замок, возглавляла весь процесс приготовления чая, а иногда даже сама мыла маленькие, изящные фарфоровые чашечки, в которых подавался чай.
Приготовление чая занимало много времени, поэтому был принят обычай приглашать друзей на чаепитие. Такая мода была установлена Анной, седьмой Герцогиней Бедфордской, а за ней последовали люди высшего и среднего класса. Этим женщинам не хватало развлечений, так как многое было для них под запретом. А потому не стоит и говорить о том, что идея Afternoon Tea — вечернего чая — была ими с радостью принята и доведена до совершенства!
Многое изменилось с той давней поры, когда чаепитие было окружено формальностями [напомню, что текст подготовлен по материалам, написанным в самом конце XIX века — Д.Ш.]. В настоящее время чаепитие стало гораздо свободнее, но мы по-прежнему наслаждаемся этими приятными периодами отдыха. Льется чай, и льется беседа, и, не отдавая себе в этом отчета, мы продолжаем вековую традицию того времени, когда жизнь была неспешной, а вечера казались длиннее.
Прием гостей и сезонные чаепития (Англия, XIX век)
Нет беседы более изящной, более разнообразной, более искристой, чем беседа умной, утонченной женщины.
Принимая гостей, первое чего нужно добиться, это сделать так, чтобы гости чувствовали себя как дома; правило сохраняется неизменным вне зависимости от того являетесь ли вы хозяйкой большого особняка или маленького коттеджа. Нужно приложить все усилия, чтобы визит их был приятным. Своим обхождением убедите своих друзей, что их присутствие величайшее удовольствие для вас.
В качестве хозяйки дома вашей обязанностью является удобно рассадить гостей за столом и следить за каждым их желанием, а во время беседы уделять равное внимание всем гостям.
Если ваша точка зрения отличается от мнения любого из присутствующих, если даже вы абсолютно уверены в правильности вашей точки зрения на предмет разговора и способны отстоять свою позицию твердо и уверенно — все равно избегайте в любой форме авторитетных, категорических заявлений и педантизма. Подобные проявления со стороны женщины вызывают только отвращение…
Многие дамы предпочитают проводить встречи и обсуждать дела в старинных и изящных чайных. Идеальное место встречи за чашечкой чая в компании друзей в уютной атмосфере, сравнимой с домашней. Какое чудное окружение, для того чтобы поболтать о последних тенденциях в моде!
В Лондоне излюбленное место для встреч — Gunter`s of Berkeley Square. Наряду с другими чайными комнатами известных отелей, это место идеально подходит для спокойного визита после магазинной суеты.
Сегодня автомобили расширяют наши горизонты, и особым удовольствием является послеобеденный выезд, сопровождаемый личной беседой во время поездки. Настоящее наслаждение представляет собой компания друга, чайничка с чаем и свежеиспеченного пирога в какой-нибудь сельской чайной.
Хорошая хозяйка выберет еду в зависимости от времени года и степени формальности чаепития.
Afternoon tea — это идеальное время для встречи с друзьями, а каждое время года приносит с собой собственные темы для бесед. Хозяйка должна быть смелой в выборе еды, украшения стола и тем для бесед, также как и в выборе своего наряда, все с тем, чтобы произвести впечатление на гостей.
Она должна подобрать по цвету скатерть и салфетки к определенному месяцу года. Цветовая палитра должна быть соблюдена и в выборе еды. Следует тщательно подбирать цвет начинки для сандвичей. Оборки из гофрированной бумаги, украшающие изысканные угощения-закуски, цвет глазури и желе, десертов, гарнира и приправ — все должно быть подобранно по цветовой гамме!
Гости будут в восторге получить изысканные сандвичи с различными начинками, такими как огурцы, паста из анчоусов, яйца с кресс-салатом и аккуратно нарезанная ветчина.
Тонкие кусочки домашнего зернового хлеба, намазанные маслом и домашним вареньем, также порадует гостей. На выбор могут быть представлены сконсы, пироги, булочки, кексы, имбирное печенье и другая выпечка, а также свежие фрукты или фруктовое мороженное.
Чай в гостиной ни в коем случае не должен быть изобильным столом для насыщения голодных желудков, но, напротив, представлять собой легкие закуски, сопровождающие чаепитие. Это мостик между ленчем и обедом, который со временем переносится все позже и позже на вечер.
Не заставляйте гостей съесть больше, чем им того хочется. Со стороны хозяйки это было бы несовременно и грубо.
Чай и беседа весной. Молодые люди и чай (Англия, XIX век)
Весна предлагает огромные просторы для полной энтузиазма хозяйки. После зимних месяцев уединения весна приносит множество гостей, жаждущих новых бесед и возможностей блеснуть новинками моды.
Для тех, кто зимовал за рубежом, Afternoon tea — идеальная возможность продемонстрировать свои европейские манеры; для тех же, кто провел зимние дни в уюте домашнего очага, создавая новые наряды — это лучший шанс обновить плоды своих трудов.
Проснувшиеся после зимней спячки клумбы вдохновят проницательную хозяйку весной и на Пасху. Она спланирует Afternoon tea в единении с сельской местностью, подражая окружающей природе.
Все оттенки желтого, зеленого и фиолетового — вот цвета этого времени года. Для украшения стола хозяйка соберет садовые и полевые цветы; это украшение она сделает произведением искусства, оно станет стимулом для беседы и создаст непринужденную обстановку для приглашенных.
Хозяйка должна проследить, чтобы центральный букет не был слишком высок, и гостям не приходилось бы вытягиваться, выглядывая из-за него, и переговариваться друг с другом через листву!
Необходимо выбрать тему и подобрать в соответствии с ней скатерть, салфетки, чайные принадлежности, фарфор, салфеточки под выпечку, столовые дорожки и прочие обязательные мелочи. Скатерть может быть украшена вышитыми крокусами и тюльпанами, а уголки салфеток — подходящим фигурным орнаментом. Цвет посуды, а также цвет полотенца для подноса, по возможности, должны совпадать с одним из выбранных для сервировки стола цветов.
Первые чайные вечера весны всегда были идеальным временем для введения молодых людей в собрания взрослых. Прежде чем вступить в деловой мужской мир, им необходимо было попрактиковаться в искусстве ведения разговора.
Нахальство, развязность, себялюбие и самодовольство более чем непривлекательны, а неуместное или чрезмерное чинопочитание или преклонение перед возрастом являются признаком плохого воспитания.
Молодым людям следует занимать беседой женщин, не одаренных чрезмерной красотой. Мастерство вести беседу и манеры таких женщин более отточены, чем у тех, кто привык полагаться на свои природные данные. Отсутствие гордости и претенциозности помогают им совершенствовать свое добродушие, а так как они не слишком заняты размышлениями о своих прелестях, то и не склонны увлекаться благосклонной критикой других дам.
Самый изысканный комплемент женщине утонченной и остроумной — это суметь повернуть беседу так, чтобы отметить вашу высокую оценку ее превосходных знаний. Умело, насколько это только возможно, адаптируйте свой разговор под собеседников.
Обращаясь к дамам, ни в коем случае не занижайте интеллектуальный уровень беседы. Сделайте им комплемент, убедив, что считаете их способными понимать разговор наравне с мужчинами.
Приводя классические цитаты, попросите у собеседников прощение или переложите фразу на свои слова. Будь то женское общество или мужское, излишняя демонстрация начитанности всегда не к месту.
Чай и беседа летом (Англия, XIX век)
В наших дружеских разговорах за Afternoon Tea мы можем легко обходиться без высокопарных фраз. Беседы теперь стали проще и более естественны, менее догматичны и эгоистичны.
Свободная обстановка на свежем воздухе заставляет гостей забыть о правилах беседы. И хотя расслабленная атмосфера только приветствуется, необходимо помнить о том, что в английском слове «беседа» — conversation — первый слог con означает «с», а это значит, что говорить нужно друг с другом. Следует воздерживаться от лекций и монологов, и также охотно слушать, как и говорить!
В обязанности женщины должно входить совершенствование искусства ведения беседы, как в помещении, так и на открытом воздухе. Женщина должна быть в курсе последних новостей и исторических событий, по крайней мере последних пяти лет, и умело вводить новую тему для разговора, когда беседа приобретает слишком фривольный вид.
Голос во время беседы должен быть нежным и негромким. Использование жаргонов и каламбуров вульгарно и, ни в коей мере, не может служить заменой остроумия. Во время летних месяцев так легко позабыть о стандартах ведения беседы. Некоторые женщины полагают, что использование дерзкого шика американизмов может быть забавно.
Громкий голос звучит неприятно и вульгарно — даже в саду.
Изобилие энергичных красок открывает любые возможности для летнего Afternoon tea, а перспектива развлекать гостей в саду предлагает новые аспекты. Разумеется, у умудренной опытом хозяйки всегда наготове должен быть план на случай непредвиденных обстоятельств, вызванных природными явлениями! Что касается выбора цветовой палитры, выбор предоставляется огромный, но лучшим контрастом для белой льняной скатерти будет ярко красный цвет роз и маков.
Симпатичная зеленая беседка, газон, затененный свисающими ветвями деревьев, или небольшой участок возле садового ручья — все это создает идеальное окружение для чая на открытом воздухе.
В отличие от пикника, где, для того чтобы перекусить на свежем воздухе, гости могут располагаться на расстеленных на траве покрывалах, приглашенных на Afternoon tea нужно усадить за стол. Стол же при этом должен выглядеть так, словно чаепитие проходит в помещении.
Подбирая букет для стола, нужно учитывать расцветку чайного сервиза. Чудесная идея расположить в центре стола миниатюрную имитацию озера, состоящую из плоского зеркала, овальной или круглой формы, обрамленного зеленым мхом или листьями папоротника, среди которых могут ютиться маленькие букетики цветочков, красиво отражаясь на поверхности зеркала. Особенно привлекательно это будет смотреться на столе, поставленном возле ручья.
Предлагая гостям анекдоты, хозяйка должна помнить, чтобы они были короткими, остроумными, яркими и не слишком сложными, ведь солнце часто утомляет гостей, сокращая продолжительность их внимания.
Чай и беседа осенью (Англия, XIX век)
После долгого лета женщины охотно прощаются со своими легкими платьицами и достают более тяжелые и богато украшенные наряды. От уличной прохлады и осеннего полумрака гости прячутся в гостиной, где близость стен подталкивает на более интимные темы для беседы.
Осенний Afternoon tea — это отличный шанс для энергичной хозяйки попробовать себя в организации формальной вечеринки. Это поможет освежить память и вспомнить необходимые навыки, ведь для хозяйки грядет череда официальных обеденных вечеров.
Для этих более официальных Afternoon Tea приглашения и ответы на приглашения следует писать в третьем лице и простым слогом. Для них нужно использовать лучшую бумагу, а посылать их следует вложенными в конверты.
Приглашение может быть написано только на имя хозяйки и следовать приблизительно следующему образцу:
«Миссис Джоунз просит Миссис Томсон оказать ей удовольствие и составить компанию во вторник 15-го мая в 4 часа вечера за Afternoon Tea».
Ответ должен выглядеть следующим образом:
«Миссис Томсон имеет огромное удовольствие принять любезное приглашение Миссис Джоунз на Afternoon Tea во вторник в 4 часа вечера».
Уделив большое внимание украшению стола, еде, выбору гостей и своей внешности, хозяйка дома должна не забыть и о форме беседы.
Чтобы между гостями сразу наладился контакт, хозяйка может предварительно составить меню беседы, и разложить их на тарелку каждому.
Неправильным было бы посчитать искусство вести беседу неважным на формальной чайной вечеринке. Попытаться осчастливить собеседников — это ваша обязанность.
Мы, англичане, с нашим сдержанным темпераментом и надменным отношением, часто считаем беседу легкомысленным занятием, и, говорят, представляем лучшую компанию, когда перед нами есть четкое меню для беседы.
Меню для беседы представляет собой две-три разные темы на каждом листе, которые можно искусно ввести в разговор, если в беседе возникает затишье. При этом навыки ведения разговора должны использоваться очень умело, чтобы никто не догадался, что вы позаимствовали тему из предложенного списка.
Погода как тема для разговора очень часто помогает заполнить паузу, возникающую после того, как вас представили незнакомцу за чайным столом.
Одна из самых сложных вещей — это правильно подобрать и рассадить гостей так, чтобы характер беседы всегда оставался общим.
Чай и беседа зимой. Молодые леди и чай (Англия, XIX век)
За зимним Afternoon tea может царить непринужденная неформальная атмосфера. Таким образом, хозяйке не доставит больших беспокойств то, что гости могут не успеть к назначенному времени из-за неблагоприятной погоды. Гостям также разрешается уйти пораньше, если они заняты подготовкой к собственному званному обеду, какие часто устраиваются долгими зимними вечерами.
По такому неофициальному случаю чай можно подать у камина, в уютной обстановке, задернув шторы от зимней стужи.
На столе должна быть посуда, еда и чай. Можно украсить стол подходящими зимними цветами и листвой — например, остролистом.
Гости могут сидеть там, где им только удобно, впитывая тепло от камина, разговаривая друг с другом, наслаждаясь чаем.
Менее официальное приглашение может быть простой дружеской запиской примерно следующего содержания:
«Дорогая Мисс Сандерсон, завтра к нам приходят несколько друзей, чтобы вместе выпить чаю. Не присоединитесь ли и Вы к нам? Надеемся, Вы не лишите нас этого удовольствия».
Зимний Afternoon tea — идеальная возможность представить молодую леди обществу, и, конечно же, обучить ее изящным манерам беседы. Чтобы занять молодых леди с пользой, им можно доверить разносить тарелки с едой и наполнять опустевшие чашки чаем.
Это застрахует их от сидения в углу, ведь они находятся в сложном возрасте — слишком взрослые для детского чая и слишком молодые для всех взрослых собраний.
Не все молодые леди обладают даром очаровательных манер. Одни невероятно застенчивы, другие не по годам развиты и склонны к спорам! Робость свойственна девушкам при их первом появлении во взрослом обществе.
Если присутствует молодой человек, девушка должна быть естественна во время беседы, не хихикать, не кокетничать и не быть чопорной. В беседе она не может использовать знания мировых событий. Она увлечена домашним окружением, любимыми животными и спортом. Такая девушка будет восхитительной компанией, если ее научили, что подобные истории не должны быть затянутыми.
Ей следует учиться умению молчать, пока ее не вовлекут в разговор, ведь слушать — хороший способ учиться. Громкий голос, громкий смех и вульгарные манеры не получат одобрения. От девушки ожидают уважения к правилам поведения.
На молодых леди можно возложить ответственность за поднос для приготовления тостов, так как они приучены к этому с детства.
Поднос, поставленный рядом с камином, наполненный кусочками хлеба, кексами, маслом, вареньем и крайне важной вилкой для поджаривания хлеба, надолго займет девушек, став источником их веселья и задав тему для разговора!
Они доставят истинное удовольствие, угощая гостей свежеподжаренными тостами, смазанными тонким слоем масла.
Молчание, сплетни, неудачные темы (Англия, XIX век)
Долгое молчание стесняет, тем не менее, не стоит говорить только ради поддержания разговора! Ничто так не отталкивает, как непрекращающийся речевой поток людей, считающих достоинством скорее говорить глупости, чем просто молчать.
У опытной хозяйки всегда под рукой должна быть парочка легких тем и идей, чтобы заполнить такие минуты неловкости. И, пожалуйста, не перебивайте!
Помните, скандал — это наименее простительная из всех вульгарностей в беседе.
Есть сплетни, а есть сплетни. Слово «сплетни» получило дурную славу; сплетни ассоциируются с клеветой, банальными придирками и критикой других. Этот вид сплетен ни в коем случае не следует использовать. Обидные и циничные сплетни могут развлечь, могут рассмешить вас против вашей же воли, но они оставляют вкус горечи во рту.
Однако некоторые женщины считаются замечательными хозяйками, просто потому что они умеют очаровательно сплетничать. Они пользуются своим талантом показывать истинные расположение и интерес к своим знакомым и их безобидным чудачествам и невинным слабостям.
«Темой для разговора может быть что угодно, кроме одного, а именно — ваших болезней» (Ralph Waldo Emerson).
В поисках элементов для разговора никогда не прибегайте к невразумительным или труднопонимаемым темам. Если сами вы хорошо в них разбираетесь, то окружающие решат, что вы выбрали тему ради хвастовства; если же нет — то путаность ваших мыслей вскоре вызовет неуважение слушателей.
«Существует одна тема безоговорочно запретная для всех разумных смертных, а именно — их расстройства. Выспались ли вы или нет, случилась ли у вас мигрень или радикулит, проказа или удар молнии, умоляю вас всеми святыми, сохраняйте спокойствие, не оскверняйте утро своими расстройствами и жалобами». (Ralph Waldo Emerson)
В беседе гораздо безопаснее не переходить на личности. Имея чрезмерный интерес в делах наших соседей, невероятно сложно не опуститься до сплетен. Такими разговорами, затрагивающими личности, обычно наслаждаются люди лишенные интеллекта, образования и культуры. Люди читающие и думающие предпочитают беседовать об идеях и предметах. Толки о доходах, ссорах и одежде соседей утомительны.
Не хвастайтесь ни прямо, ни косвенно. Не пытайтесь монополизировать весь разговор. Избегайте бесчестной и ненужной критики. Не пересказывайте длинные истории о себе. Неправильно поваляться своими собственными подвигами. Не увлекайтесь сленгом.
Пожалуйста, не делайте себя, свою семью, свои дела и связи частой темой для пустой болтовни. Не говорите: «В мои обычаи и привычки входит…», «По утрам я не ем и не пью…», «Меня беспокоят мозоли…», «Вчера вечером мой ребенок сказал такую остроумную фразу…»
F.A.Q. об этикете и умирающее искусство беседы (Англия, XIX век)
Q: Как правильно подавать чай?A: Разлейте его и сами подайте гостям; если же, однако, в вашей семье есть молодые девушке, то последнее они должны выполнить за вас.
Q: Следует ли использовать салфетку для подноса на серебряном подносе для чая?A: Серебряный поднос застилать салфеткой не принято, это уменьшит его эффектность. Можно использовать пробковые подставки под чайники. Старое и бесценное серебро — часто просто яркая деталь, но эта деталь добавит общей атмосфере, продемонстрировав, как долго его используют в вашей семье.
Q: Допускаются ли перебивать собеседника во время разговора?A: При любых обстоятельствах перебивать нельзя. Это нарушение приличий, частое проявление которого не может быть сглажено блистательностью фразы.
Q: Может ли мужчина быть в бриджах в гостиной за Afternoon tea?A: Разумеется; чай — это неофициальный прием пищи в сельской местности, и мужчина может носить повседневную рабочую одежду до обеденного времени.
Q: Следует ли при five o`clock tea накрывать на стол до прибытия гостей или после?A: И то и другое будет правильно. Если комната небольшая, а гостей ожидается много, то будет удобнее, если прислуга заранее принесет в комнату стол, поднос, чайные принадлежности и прочее, что может понадобиться, а чай, горячую воду и свежую выпечку подаст непосредственно к чаепитию.
Q: Когда приходит гость, должна ли прислуга разнести чашки чая, или мне следует самой разлить чай?A: При любых обстоятельствах любезнее будет самой налить чай; смысл гостеприимства состоит в том, чтобы ввести гостей в вашу домашнюю жизнь.
Q: Как часто в беседе следует упомянуть титул человека, к которому я обращаюсь?A: Слишком частое упоминание титула придает оттенок подобострастия и низкопоклонства. Служанкам может быть разрешено украшать свою речь часто повторяющимися «моя госпожа», но в беседе леди редко используют этот эпитет. Случайное «ваша милость», только с тем, чтобы показать ваше признание и уважение звания леди — это все, что позволяют нормы хорошего тона, и это все, что требуется.
Q: Что делать, если гость — зануда?A: Все по своему печальному опыту знают, что такое зануда! Зануда — обременительный, напыщенный, надоедливый человек, твердящий об одном и том же, занимающий большую часть беседы, который говорит десять слов там, где можно было сказать всего два; не приглашайте его больше!
* * *
Возможно, это неизбежно, что чрезмерное нервное напряжение и высокая скорость сегодняшней жизни приведут к деградации всех видов искусства, однако, очень жаль, что не прилагаются усилия для восстановления потерянного для нас искусства вести беседу. Не осталось времени на чтение интеллектуальных книг. Современный читатель требует легкого чтива с захватывающим сюжетом и счастливым концом.
Бридж — вот убийца разговора. Можно ли ожидать блестящей мысли или речи от человека, просидевшего несколько часов за партией в бридж?
Люди помоложе вздыхают по танцам, постарше — об игре в бридж, и после нескольких комментариев о погоде, обсуждения последнего скандала и дел некоторых отсутствующих друзей оказывается, что все темы за чайным столом исчерпаны. Скучающие гости рано расходятся по домам!
Наиболее важное из всех женских достижений — способность поддерживать разумный, живой разговор с семьей, друзьями, гостями. Женщина, способная хорошо говорить вне зависимости от того, кто ее гости — благословение миру.
Материал подготовлен на основе книги «Tea & Conversation». (Beryl Peters / Copper Beech Publishing Ltd 2000). Перевод с английского Ольги Никандровой.
Картины американского художника Gregory Frank Harris
Источник: http://teatips.ru
www.tea-terra.ru