Художник. LJ Magazine. Озеро горных духов чорос гуркин
ГУРКИН Григорий Иванович - Чтобы помнили
Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин) родился 12 января 1870 года в селе Улала (ныне г. Горно-Алтайск) Бийского уезда в семье кустаря-седельника из древнего алтайского рода «чорос». Позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его артистический псевдоним.
В Улале располагался главный стан Алтайской духовной миссии, при которой имелась начальная школа с иконописным классом. Гуркин учился в этой школе с 1878 по 1883 год.
Впоследствии Григорий Гуркин почти 15 лет проработал иконописцем, сначала в Улале, а затем в Бийске.
Гуркин - ученик русской художественной школы, его творческая жизнь посвящена Алтаю. Биографы художника отмечают решающую роль в его судьбе Андрея Викторовича Анохина, убедившего друга в возможности и необходимости получить специальное образование в Петербурге.
Приехавший в Бийск на каникулы слушатель Петербургской певческой капеллы Анохин, ознакомившись с творчеством художника, уговорил его вместе поехать в столицу.
В октябре 1897 года Гуркин предпринимает попытку поступить в Академию художеств, но не хватало как общих, так и профессиональных знаний. Однако рисунки и наброски попали на глаза знаменитому пейзажисту И. И. Шишкину, и тот сразу пригласил Гуркина в личную мастерскую. В марте 1899 году художник был зачислен в пейзажный класс Академии художеств вольнослушателем.
Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставках, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Г. И. Гуркин стал участником выставок передвижников. Так ни 31-й выставке Товарищества было представлено 5 его рисунков, а в 1903 году он стал экспонентом первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Известно, что уже в этот период произведения Гуркина охотно приобретали коллекционеры и любители искусства. Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.
В 1903 году Григорий Иванович поселился на левом берегу Катуни, в селе Анос. Эти места в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой для глаза и кисти художника. Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в многочисленных этюдах.
В 1905 году Григорий Иванович вернулся на родину. Первая персональная выставка Гуркина в январе 1907 года в Томске имела исключительный успех и сразу же возвела его в ранг первого пейзажиста Сибири.
«Явятся новые художники, подымут его до европейского уровня, но первым на этом пути останется Г. И. Гуркин, и в этом его огромная заслуга перед родным краем, который он приобщил к искусству и его радостям», - писал петербургский критик М. Далькевич, подводя итоги выставки.
Сибирский ученый и публицист А. В. Адрианов писал позднее: "Уже первая выставка Григория Гуркина в Томске показала, что у Сибири, наконец, появился свой художник".
На выставках Гуркина приковывали внимание картины "Корона Катуни", "Озеро горных духов", "Озеро Каракол". И, по сути, эпическое произведение в красках "Хан Алтай". В этом собирательном образе родной земли мастер через суровое величие горных вершин начинал воплощать свое кредо.
И не только в красках нашло оно отражение, но и в его яркой прозе:
"Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после векового мрака ты, Хан-Алтай, впервые был освещен восходящим солнцем, как загорелись тогда твои причудливые скалы и как заблистали тогда твои изумрудные ледники! Как зацвело и затрепетало все вокруг, сливаясь в одну сплошную музыку, в один нескончаемый чудный аккорд природа ликовала… Божья песнь, как волосяная струна, прозвучала тогда и наполнила тебя музыкой природы грохотом водопадов и шумом бурных рек. И полилась та музыка через горы и стремнины, через цветущие и благовонные долины. Взбивая пену о громадные камни, неслась бурливая красавица Катунь. Шумели водопады, окрашиваясь радугой и серебряными нитями обвивая уступы скал твоих, Хан-Алтай!"
В последующее десятилетие художник пишет сотни этюдов, тысячи самых разнообразных рисунков - натурных, станковых, этнографических, создает десятки больших картин. Особую известность приобрела картина "Озеро горных духов", впервые появившаяся на выставке в Томске в 1915 году, и заказов на ее авторское повторение появилось столько, что, по признанию самого художника, он устал от их выполнения.
Гуркин становится знаменит и популярен. Его произведения приобретаются, поступают заказы и предложения на повторения. Это давало определенную материальную поддержку и способствовало осознанию гражданской, общественной значимости творчества.
Для художника первые послереволюционные годы были мучительными. Сложная социальная и политическая ситуация в стране и на Алтае, начавшаяся гражданская война мешали художнику определить свое место в ожесточенной борьбе.
Гуркин не уклонялся от общественной деятельности, стремился к осуществлению лозунга "Право нации на самоопределение" для своего народа. Это связано с деятельностью Алтайской Горной Думы, председателем которой он был. Вот выдержка из письма Алтын-Кельской Волостной Земской Управы:
Разъясните населению, что теперь создается краевое объединение с непосредственным подчинением центральной власти, для чего на 20 февраля сего года на селе Улала созывается Учредительный Краевой Инородческий Съезд с расчетом по одному уполномоченному от каждой 1000 душ населения.
Разъясните населению, что, как и прежде мы не чуждаемся сожительства с русскими, почему русское население должно тоже прислать своих представителей для освещения своих нужд и взглядов, что мы как и прежде не гоним от себя, а предлагаем мирное братское сотрудничество в нашем начинании, не на пользу какой-либо одной национальности, а на пользу населения целого края...
Речь идет в письме о выделении Горноалтайского уездного земства, с подчинением его центральной власти. Это было стремление дать права народу, обойденному ранее земской реформой.
Если в политической и общественной борьбе Гуркин не сразу нашел свое место, то на основании его произведений безошибочно можно увидеть демократизм его творчества.
В сентябре-ноябре 1921 года им были сделаны рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.
Художник не просто много рисовал и писал, но и собирал героические сказания, народные сказки, легенды, песни, образцы музыки и прикладного искусства. "По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор" - так не раз объяснял народное понимание природы и так хотел выразить Алтай в своих работах Григорий Иванович.
С 1917 года по 1919 год возглавлял Горную думу, пытавшую наладить местное самоуправление и обеспечить национальное равноправие алтайцев. Спасаясь от ареста, выехал за пределы России и с 1919 года по 1925 год жил в Монголии и Туве.
Пребывание в Монголии обогатило живописную палитру художника. Цвет в работах стал звучным, более открытым, воздушные дали чисты и прозрачны. Художник, вновь оказавшись лицом к лицу с природой, ощущал и талантливо передавал своеобразие цвета и света северо-западной Монголии.
Плодотворным для Гуркина стало пребывание в Тувинской Народной Республике. Разнообразие тем, аспектов жизни республики и ее природа волновали воображение и нашли воплощение в рисунках и целом ряде живописных работ.
В живописи художника по-прежнему преобладает пейзаж, но рисунки запечатлели многие стороны жизни тувинцев.
В Монголии и Туве в графических работах, как в записной книжке писателя, накапливались образы, типы людей, опыт работы над портретом и жанровой композицией. Пейзажист в дореволюционное время, Гуркин большую часть рисунков 20-30-х годов посвящает многофигурной композиции.
В зарисовках 1923 года он неоднократно обращается к темам "Революционный съезд тувинцев", "Первое мая 1923 г.", "Жизнь в Урянхае".
В рисунках присутствует ощущение праздника на многолюдном народном собрании, тишина раздумья, когда собравшиеся на съезд слушают оратора. Для решения многофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к задуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев - "Улу-Наир". Автор назвал эскиз "На празднике предков".
К теме народного праздника с разнообразными спортивными состязаниями особенно много было сделано рисунков. Судя по ним, художника из всех событий праздника увлекала борьба на поясах. Он рисует типы тувинцев, национальную одежду и ее детали, фигуры полуобнаженных борцов. В 1923 году выполнен рисунок "Игры, состязания". На листе наряду с зарисовками перечислены имена борцов, с которых художник делал наброски. Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движения. Динамизм, напряжение борьбы достигаются размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширения творчества, но и в плане пластических находок, в развитии возможностей хоровой народной картины. Стремление накопить опыт для ее создания прослеживается во всем послереволюционном творчестве художника.
В период пребывания в Тувинской республике Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства. В 1924 году он сделал эскиз первого учебника "География Танны-Тувин-ской земли". На подготовительном рисунке к эскизу - надпись автора: "Для первой книги учебника "География земли тувинцев (писать книгу исполкомом поручено Якимову. Мои рисунки. Изучение экономической жизни). Чорос-Гуркин 1924".
Большой интерес представляют эскизы (25 листов) и обложка первого тувинского букваря. По работе Григория Ивановича над афишами и обложками в предшествующие годы можно судить о том, что он стремился максимально насытить лист содержанием для передачи смысла и духа издания или выставки. В обложке тувинского букваря он использует опыт, употребляя с чувством меры и такта новую символику. В орнаментальные мотивы включен герб и лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Любимым символом новой жизни стало у художника изображение восходящего солнца.
В графических paботах для печати художник идет по пути стилизации орнамента и всех мотивов листа, в том числе солнца и его лучей, понимаемых как свет новой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитывается сразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображения предполагают долгое рассматривание, вживание. Гуркин прекрасно чувствовал специфику жанpa и умело владел ей. Подтверждение тому - произведения 20-30-х годов. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи. Художник наблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественное осмысливание действительности, сокровенные чувства свободно выражал присущим ему языком - пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот период меньше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причем самые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешь руку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое, отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.
"Пейзаж. Озеро" (1924) - настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная в эти трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.
"Горное озеро. Весна" (1923) - очень характерный пейзаж 20-х годов. Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни - деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета: от темного, густого до изумрудного и совсем светлого в дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе, как обычно у Гуркина, очень тонок, бережными любовными касаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте, вспоминается сказанное об А. Рублеве "аки дымом". В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуются поиски автора: в темпераментности, большей пастозности мазка, в звучности и контрастах цвета воплотить жизнеутверждающий мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди подобных работ - пейзаж с всадником "Кудюр-Тепкен".
Как отмечалось ранее, в рисунках, выполненных в Монголии и Туве, художник настойчиво обращается к национальным типам. Он сам называет листы "Монгольские типы", "Тувинские типы". Обстоятельно зарисовывает в них автор лица, одежду, зачастую записывает имя, возраст, местность.
Вернувшись, он активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества "Новая Сибирь" с 1926 года, и в том же году приняв участие в двух крупных экспозициях в Москве.
Нарком просвещения А. В. Луначарский сказал при открытии: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам, пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника - я уже не знаю".
В 1927 году в ноябре в Улале художник работает над эскизом плаката "Что нужно Автономной Ойротии!" На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: "Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание!!! Все силы, все средства только на это!"
Художнику возвратили национализированный ранее дом в Аносе, где Гуркин восстановил мастерскую. Также по его инициативе в Горном Алтае открылись музей, национальное издательство, художественная школа. Он иллюстрировал первые учебники на алтайском (ойротском) языке, книги, продолжал писать картины.
В период «большого террора» Чорос-Гуркин был арестован как «враг народа».
По версии сотрудников спецслужб: "Он стал японским шпионом еще в 1901 году, когда приехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Завербовал его Г. Н. Потанин, посмертно зачисленный чекистами в агенты японской разведки. Вся работа Гуркина на посту председателя Горной думы, затем Каракорум-Алтайской окружной управы протекала под руководством японской разведки и в интересах Японии.
Главная причина его возвращения из Тувы - стремление продолжить контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти. С этой целью он организовал Блок алтайских националистов, который вместе с контрреволюционными националистическими организациями Хакасии, Тувы, Горной Шории ставил задачей создание буржуазного государства в границах старого Джунгарского ханства под протекторатом Японии".
4 октября на заседания тройки управления НКВД Чорос-Гуркин обвинен в японо-военной контр-терроритстической повстанческой деятельности. Постановление: Чорос-Гуркина Григория Ивановича расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать.
11 октября 1937 года постановление приведено в исполнение.
29 марта 1956 года Президиум Алтайского Краевого суда рассмотрел протест прокурора края. Протест был удовлетворен. Постановление НКВД от 4 октября 1937 года в отношении Чорос-Гуркина Григория Ивановича отменено.
Реабилитирован в 1956 году.
12 января 1870 года - 11 октября 1937 года
chtoby-pomnili.livejournal.com
Тайна Горного Алтая в картинах художника Григория Чорос-Гуркина
Ольга Цыбенко
Тайна Горного Алтая в картинах художника Григория Чорос-Гуркина
- Какой везде простор и какая мощь!Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!..Это ты окутался туманами, которые как мысли бегут с твоего могучего чела в неведомые страны...Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы...
Григорий Чорос-Гуркин. "Алтай и Катунь"
Художник Чоросов в рассказе Ивана Антоновича Ефремова "Озеро горных духов" - это алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин, с которым Ефремов мог познакомиться во время своего путешествия по Алтаю в 1930-е годы. В рассказе он так описывает встречу своего героя с художником:
Я ожидал увидеть брюзгливого старика, и был удивлён, когда на крыльце появился подвижный, суховатый бритый человек с быстрыми и точными движениями. Только всмотревшись в его желтоватое монгольское лицо, я заметил сильную проседь в торчащих ежиком волосах и жестких усах. Резкие морщины залегли на запавших щеках, под выступающими скулами, и на выпуклом высоком лбу. Я был принят любезно, но не скажу, чтобы радушно, и, несколько смущенный, последовал за ним. Вероятно, под влиянием искренности моего восхищения красотой Алтая Чоросов стал приветливее. Его немногословные рассказы о некоторых особенно замечательных местах Алтая ясно запомнились мне - так остра была его наблюдательность.
Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.
А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.
Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание - пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине. Нужда, бытовые неурядицы всю жизнь преследовали художника, и просто удивительно многообразие и объём созданного им.
В своих лучших работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
Особое место в творчестве Григория Гуркина занимают пейзажи горы Белухи. Иван Антонович Ефремов, которого сближало с художником восхищение красотой алтайских гор, напишет о вершинах Алтая в рассказе "Озеро горных духов":
Между двумя деревьями, левее, был широкий просвет. В нём, как в черной раме, висели в розоватом чистом свете легкие контуры четырёх острых белых вершин. Воздух был удивительно прозрачен. По крутым склонам белков струились все мыслимые сочетания светлых оттенков красного цвета. Немного ниже, на выпуклой поверхности голубого ледника, лежали огромные косые синие полосы теней. Этот голубой фундамент ещё более усиливал воздушную легкость горных громад, казалось излучавших свой собственный свет, в то время, как видневшееся между ними небо представляло собой море чистого золота.
...Как видите, моя первая любовь к высокогорьям алтайских белков вспыхнула неожиданно и сильно. Любовь эта не несла в дальнейшем разочарования, а дарила меня всё новыми впечатлениями. Не берусь описывать ощущение, возникающее при виде необычайной прозрачности голубой или изумрудной воды горных озёр, сияющего блеска синего льда. Мне хотелось бы только сказать, что вид снеговых гор вызывал во мне обострённое понимание красоты природы. Эти почти музыкальные переходы света, теней и цветов сообщали миру блаженство гармонии. И я, весьма земной человек, по-иному настроился в горном мире.
Видимо, человеческие мысли, следуя треугольникам горных уступов, становятся чище и возвышеннее.
В картинах Григория Гуркина отразилась именно эта живая духовность Алтая, о которой пишет и Ефремов, тайна гор, которые издавна представлялись алтайцам думающими и живыми.
Жителям Алтая свойственна духовная связь с Природой. Они считают, что всё пространство среднего мира заселено духами, с которыми необходимо сотрудничать. Алтайской духовной культурой является множество вполне здравых верований об отношениях людей к природе и людей между собой. Но издавна были и шаманы, своими корыстными устремлениями портившие древнюю практику целительства. В начале 20-го века шаманизм на Алтае начинает вытесняться бурханизмом - "белой верой", отказывающейся от почитания темных духов и усиливающей почитание светлых божеств.
Началось всё со сбывшегося пророчества - явления трех старцев (Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год дракона. Ойрот-хан это историческое лицо, Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, солнца и луны. Бурханисты с симпатией относились к буддизму и поддерживали связи с монгольскими ламами. По поверью, сам Будда Гаутама когда-то посетил Алтай. "Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности", - писал Н.К. Рерих, исследователь Гималаев, Алтая, Монголии и Тибета. Изучив пророчества Центральной Азии, Рерих увидел их общность с алтайскими. Также на Алтае существует легенда о Беловодье. Беловодье - легендарная страна великих праведников, страна свободы, Шамбала. Именно в поисках её пришли на Алтай старообрядцы.
Самое заповедное место Алтая - заповедник "Катунский" в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы именуют Белуху Сумер-Улом (священная гора) или Уч-Сумер (трехвершинная). Сумер происходит от индийского Сумеру, или Меру, - имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы называют Ак-Сумер. В дневнике Николая Константиновича Рериха "Алтай - Гималаи" читаем:
"Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах". ...Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру.
Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1925Много раз писал Григорий Гуркин пейзажи Белухи, алтайских озёр и долин, предпринимая для этого часто длительные переходы. Длинный ряд работ вёл художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине "Озеро горных духов". Образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, то место, где могут обитать духи гор, привлекало художника. Он по-своему сумел выразить особую духовность этого места. Григорий Гуркин записал в каталоге выставки 1910 года:
Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами.
Иван Антонович Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекла именно эта картина:
Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков...
...От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.
Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая, величавая природа которого способна внушать благоговение, с которым издавна относились к ней алтайцы.
Озеро горных духов. 1912Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа) и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы "за сепаратизм и измену Родине". Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли "практических действий"), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.
В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве. А.В. Луначарский в своей статье о московской выставке отметил особенно поразившие работы Гуркина такими словами:
Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утончённая техника - я уже не знаю.
Вид на Белуху | Алтайцы-охотники в горах |
Творческий путь художника в 20-30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах - гармоничность мироздания.
В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.
В последнем письме, написанном в апреле 1937 года детям и внукам, художник пишет:
Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан... По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях лесов Алтая, он не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай - живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие... Он - живой кормилец - отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера - это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки его - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...
- Web-страницы, посвящённые Г.И. Гуркину
- Биографические материалы
- Л.И. Снитко. Анализ картин
май 2008 г.
Ноогенnoogen.narod.ru
Озеро горных духов - Лавка
В начале прошлого века в урочище Акташ на Горном Алтаепри невыясненных обстоятельствах скончался молодой русский художник.Бредовая, бессвязная речь, судороги, эпилептические припадки - вотсимптомы болезни, предшествовавшие смерти. Полость рта покойного быластранного медно-красного цвета... Оставшиеся после смерти художникакартины наводили на мысль о тяжелом психическом заболевании их создателя.Мнение горцев, местных жителей, было единодушным: покойник побывал взапретном для смертных месте - на озере Горных духов. И духи отомстилисмельчаку. Спустя сто лет, эти края посетил замечательный геолог, палеонтолог,этнограф и писатель Иван Ефремов. Он узнал о смерти художника и о духах,силах зла, охраняющих озеро. Молодой тогда еще писатель внимательно изучилвсе эти сообщения, собственно, уже легенды минувшего века, а затемпредпринял поход в запретный район. В скором времени Ефремов опубликовалнебольшой рассказ об этом озере и трагически погибшем художнике. Рассказвышел в сборнике, посвященном приключениям и фантастике, и потому не былсерьезно воспринят специалистами. А зря. В районе Акташской котловинынаблюдаются мощные термальные явления, а сами скалы состоят из минералакиноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета, содержится до 86%
ртути. Подогpеваемая летним солнцем свеpху, гоpячими источниками снизукиноваpь начинает отдавать pтуть в виде паpов (в химии это явлениеназывается возгонкой). Затем пары ртути конденсируются и оседают пятнамитяжелого серебряно-свинцового цвета. Скопление этих пятен и принимали затаинственное озеро Горных духов. Все остальное - отравляющее воздействиепаров ртути на организм человека.
Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека
В Ойрот-Туре не было художественной школы, но с ним индивидуально занимался директор местного музея - художник, который был учеником знаменитого (в узких кругах тогда) ойротского алтайского художника Чорос-Гуркина.
Чорос-Гуркин в свое время был последним учеником нашего великого Шишкина. Чорос-Гуркин был достаточно известным в России художником. Его персональные выставки проводились в Барнауле, Томске и некоторых других сибирских городах. Но в 38-м году он таинственным образом исчез. Его не посадили, его ни в чем не обвинили. Он куда-то поехал, не доехал и не вернулся. И тайна его гибели, по-моему, до сих пор не раскрыта. Но когда он исчез, его картины в Ойрот-Туре на всякий случай из его дома и из музея убрали в запасник. И его имя никак не афишировались. И вот однажды мне Будик сказал, что его учитель хотел показать ему картины Чороса и разрешил взять с собой меня. Мы отправились в запасники музея, где я увидел в первый и, наверное, в последний раз картины Чорос-Гуркина.
Когда, много лет спустя, я в Москве увидел картины Рериха, я про себя воскликнул: "Я это уже видел!" Это была та же манера живописи, те же необыкновенные горные пейзажи. Надо сказать, что сейчас художественный музей в Горно-Алтайске носит имя Чороса-Гуркина. Года два назад проходила его выставка в Третьяковской галерее. Жалею, что я тогда уже не мог этого увидеть.
Время: 1941-1943Место: Ойротия, Горно-Алтайск
Художник Чоросов в рассказе Ивана Антоновича Ефремова
"Озеро горных духов" - это алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин, с которым Ефремов мог познакомиться во время своего путешествия по Алтаю в 1930-е годы. Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.
А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.
Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание - пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине
Жителям Алтая свойственна духовная связь с Природой. Они считают, что всё пространство среднего мира заселено духами, с которыми необходимо сотрудничать. Алтайской духовной культурой является множество вполне здравых верований об отношениях людей к природе и людей между собой. Но издавна были и шаманы, своими корыстными устремлениями портившие древнюю практику целительства. В начале 20-го века шаманизм на Алтае начинает вытесняться бурханизмом - "белой верой", отказывающейся от почитания темных духов и усиливающей почитание светлых божеств.
Началось всё со сбывшегося пророчества - явления трех старцев (Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год дракона. Ойрот-хан это историческое лицо, Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, солнца и луны. Бурханисты с симпатией относились к буддизму и поддерживали связи с монгольскими ламами. По поверью, сам Будда Гаутама когда-то посетил Алтай. "Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности", - писал Н.К. Рерих, исследователь Гималаев, Алтая, Монголии и Тибета. Изучив пророчества Центральной Азии, Рерих увидел их общность с алтайскими. Также на Алтае существует легенда о Беловодье. Беловодье - легендарная страна великих праведников, страна свободы, Шамбала. Именно в поисках её пришли на Алтай старообрядцы.
Самое заповедное место Алтая - заповедник "Катунский" в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы именуют Белуху Сумер-Улом (священная гора) или Уч-Сумер (трехвершинная). Сумер происходит от индийского Сумеру, или Меру, - имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы называют Ак-Сумер. В дневнике Николая Константиновича Рериха "Алтай - Гималаи" читаем:
"Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах". ...Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру.
Много раз писал Григорий Гуркин пейзажи Белухи, алтайских озёр и долин, предпринимая для этого часто длительные переходы. Длинный ряд работ вёл художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине "Озеро горных духов". Образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, то место, где могут обитать духи гор, привлекало художника. Он по-своему сумел выразить особую духовность этого места. Григорий Гуркин записал в каталоге выставки 1910 года:
Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами.
Иван Антонович Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекла именно эта картина:
Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков...
...От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.
Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая, величавая природа которого способна внушать благоговение, с которым издавна относились к ней алтайцы.
Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа) и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы "за сепаратизм и измену Родине". Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли "практических действий"), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве.Творческий путь художника в 20-30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах - гармоничность мироздания.
В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.
Иван Ефремов к моему глубочайшему сожалению умер. И я не думаю что мне представился бы случай его расспросить подробнее о смерти художника в урочище Акташ . ? Где именно нашли этого художника? И что было изображено на его картинах? И почему в некий господин Валерий Митюшёв в своих "Записках обыкновенного человека" упоминая Гурского пишет о его исчезновении..хотя везде официально сообщается о его расстреле? Что это? Очередная мистификация? Огромная просьба всем кто что нибудь знает об этой "темной " истории..напишите мне.moroz200.livejournal.com