Пустынь Святого Духа Параклита: второе рождение. Параклит святой дух


Пустынь Святого Духа Параклита: второе рождение

Параклит по-гречески: Дух-утешитель. Знаменитая в прошлом своими насельниками и безмолвным уединением Параклитова пустынь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - переживает сегодня свое второе рождение. Особая благодатная тишина сохраняется в этом уголке и в наши дни. Безмолвный в советское время скит Святого Духа Параклита сегодня наполняется прихожанами. Об этом рассказывает настоятель скита архимандрит Лука (Ионов).

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой скит Параклит?

- Сегодня скит Параклит – это в первую очередь ее главный храм, посвященный Святому Духу Параклиту, в котором насельники скита ежедневно совершают Божественную литургию. Великое счастье преклонить колени в храме, в котором молились Святейший Патриарх Пимен и новомученик Радонежский Иларион Троицкий, принявшие здесь монашеский постриг перед самым закрытием скита. По этой земле ходили многие великие подвижники православия, нашедшие здесь покой и уединение, необходимые для стяжания благодатной молитвы. Главное в Параклите – это молитвенная уединенная жизнь и она здесь сохраняется. Дыхание Духа Святого особенно чувствуется в храме, когда мы по благословению Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста стали служить литургию каждый день. Дух Святой Сам творит себе форму. Никакой коммерческой деятельностью не занимаемся вообще. В храме ничего не продается: ни свечи, ни книги, ни иконы. Живем на пожертвования. Что люди в копилочку положат – то и есть.

-Батюшка, в вашем храме красивый иконостас, старинные оклады на иконах. Это все новое, или сохранилось с прежних времен?

- Все новое. Единственная старинная икона – Казанской Божией Матери. И в алтаре на стене сохранились изображения Божией Матери, Спасителя и Бога-Отца с Ангелами. Эти росписи позднего периода, но они Параклитовские. Их удалось найти под слоем штукатурки, они были замазаны. Все остальное было сбито. Скитские здания после закрытия в 1927 году передали коммуне. До середины 60-х годов в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – скотный двор. Все, что смогли сломать, сломали. Ограду растащили. Сохранилась колокольня в разрушенном виде и сгоревшее здание угловой башни. И еще вокруг храма – деревянные дома – это бывшие монашеские кельи. В них сейчас живут граждане, потомки тех, кто выгонял монахов из скита и некоторые до сих пор гордятся этим.

- А их нельзя переселить в другое место, ведь государство вернуло Параклиту его имущество?

- Они там прописаны, дома приватизированы. И нам надо как-то выстраивать с этими людьми отношения. Многие из них просто воинствующие безбожники. Но есть и радостные моменты. У нас рядом с поселком есть святой источник. И на Крещенье каждый год мы там совершаем Великое Освящение воды. В этом году из поселка приходили на молебен человек 50. И на Рождество приходили. Причастников только около 150 человек на Рождество и на Крещенье было. В основном, люди приезжие. Но и местных было много. Так, со временем, может, кто-то и приживется в скиту, останется насовсем. Обычно в воскресные дни, в двунадесятые праздники к нам приезжает на службу не меньше 40 человек. Недавно открыли воскресную школу для детей. По воскресеньям после службы на занятия остаются 10-12 ребятишек. Все они – местные. Может быть, это наши будущие прихожане.

- У скита совсем небольшой внутренний двор сейчас, даже не двор, а дворик, огороженный забором, а раньше, до революции, как рассказывает в своих воспоминаниях старец Алексий Зосимовский, здесь были огороды, сенокосы, конный двор и он, приехав в Параклит, внутри скита не увидел ни одного монаха, все были в поле на послушаниях…

- Земля монастырская простирается дальше огороженного двора, до самой дороги. Она принадлежит скиту, документы на нее оформлены, есть кадастровый план. Вдоль дороги – бывшие монастырские корпуса, которые раньше заменяли угловые башни кирпичной ограды, сегодня уже несуществующей. Может быть нам, Бог даст, удастся когда-нибудь их восстановить. Эти здания были построены еще в XIX - начале XX века на средства жертвователей по проекту архитектора А.А.Латкова. Параклитова пустынь - плод молитв и трудов архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Начало общежительной пустыни святого Параклита было положено в 1858 году. По случаю рождения великого князя Сергея Александровича император Александр Второй пожаловал Лавре значительные лесные угодья и среди них вблизи Гефсиманского скита. В этот лес и направились летом 1858 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний со старцами-пустынниками "ревнителями отшельнической жизни" иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом.

Место, которое они выбрали для пустыни, находилось в самой глубине леса. Никаких строений, вплоть до Гефсиманского скита, не было поблизости. Не было и проезжих дорог. Только безлюдная дорога из Лавры в Тарбеевское подворье была проложена впоследствии неподалеку от пустыни. Она же соединила ее с Лаврой.

Фото начала XX века

Вначале архимандрит Антоний останавливался пожить в палатке, посещая пустынь, где жили старцы. Затем были построены кельи для старцев и деревянная часовня, где старцы собирались по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Братство пустыни постепенно умножалось. К упомянутым старцам присоединились иеромонах Никандр, монахи Феодор и Никон. Спустя некоторое время в одной из келий пустыни поселился иеросхимонах Илья. На территорию пустыни не допускались женщины. Здесь опасались молвы и нарушения безмолвия. И в дожди и в зимнюю стужу для участия в совершении литургии старцы ходили в Гефсиманский скит, где и причащались Святых Тайн. Это продолжалось до 1860 года, когда московский купец Иван Кириллович Королев выразил желание построить каменную церковь для пустыни за свой счет. Посвятить церковь он просил во имя Святого Духа Параклита.

Каменный храм в пустыни строился в 1860-1862 годах. Всеми подробностями строительства храма интересовался свт. Филарет. 2 июля 1861 года сам митрополит Московский и Коломенский Филарет в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония и старцев совершил освящение верхнего престола во имя Святого Духа Параклита. Прошло меньше года, и 24 апреля 1862 года освятили нижний престол во имя Иоанна Предтечи в память третьего обретения его честной главы. Скромному облику двухъярусного храма с одним куполом посередине соответствовала простота внутреннего убранства. Храм построен на том самом месте, где когда-то ставил свою палатку прп. Антоний Радонежский. После строительства колокольни облик пустыни окончательно сложился: храм и колокольня были в центре окружающих его низких деревянных изб-келий, колокольня и сейчас возвышается над лесом и видна издали.

Фото начала XX века

- Батюшка, сколько в скиту насельников сейчас, раньше было 12 по Уставу и столько же послушников по числу Двенадцати Апостолов… Какие у вас послушания? Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня в скиту.

- Судя по заупокойному синодику и по числу домиков вокруг храма, составлявших некогда центр Параклита, здесь могло жить до 50 человек. Домики частично сгорели во время пожара, их было больше. А те дома, которые остались, и сейчас могут вместить 20 насельников. Из постоянно проживающих у нас сейчас 3 человека вместе со мной, но есть еще сменный коллектив – трудники, рабочие на строительных работах, потому что мы не все можем сделать сами, тут и специалисты нужны. Всего человек 15 набирается.

Устав у нас простой. Богослужения начинаются с полунощницы в 7 часов утра, потом утреня, литургия, перед литургией бывает исповедь, поскольку люди приезжают издалека. Заканчивается служба в 11.00 или в 12.00 часов. А вечером в 17.00 часов - вечерня, повечерие, примерно в 18.30 служба заканчивается. У нас ведь есть же еще и другие заботы по устройству обители, они занимают все остальное время.

- У вас весь двор в стройматериалах: пескобетон, глина, гравий… Видимо, по весне тут закипит работа… Вам не нужна будет дополнительная рабочая сила? Кто помогает сегодня монахам восстанавливать скит?

- Работа у нас и сейчас ведется, делаем дренажную систему на первом этаже храма. Храм стоит на болоте, под полом в нижнем храме стоит вода, даже сейчас, зимой. Когда-то там была дренажная система, по кирпичным трубочкам вода стекала в пруд, но со временем она разрушилась. Здание храма было возвращено Церкви в 1992 году. Это были сплошные руины. Наши предшественники многое сделали, восстанавливая храм, мы сейчас продолжаем начатое ими. Весной и летом нам нужно крышу отремонтировать, фундамент сделать, чтобы не протекал. Трудники, конечно, будут нужны…Милости просим, если кто-то захочет поработать.

За последний год мы довольно много сделали: восстановили отопительную систему, сделали душевые, туалеты хорошие, проложили дорогу в храму от главной магистрали, чтобы можно было к нам проехать на машине, построили крестильню на берегу речки. Конечно, нам помогают. Одни мы бы ничего здесь не сделали. Помогают люди, с которыми познакомился в Москве, в Донском монастыре, куда меня посылали в командировку. Я нес там послушание от Лавры. Посылали на непродолжительное время, а командировка растянулась на 18 лет. Там тоже вначале многое было разрушено. В храме было холодно, ноги примерзали к полу. Наконец, когда все было построено и последний больничный корпус был сдан в эксплуатацию, меня отозвали обратно и направили сюда, в скит Параклит.

- Ну, наверное, для того, чтобы и здесь все было построено… Батюшка, а Вам помогают духовные чада? Ведь Вы являетесь духовником многих российских предпринимателей. Они приезжают сюда, в скит?

-Да, и приезжают, и помогают во всем. Без них ничего бы здесь не было сделано. Святой Дух- утешитель, чем больше мы здесь делаем, тем больше нам помогает, и силы дает, и средства. Небольшие денежные вложения нужны, конечно, чтобы жизнь в скиту окончательно наладилась.

Здесь сама обстановка помогает молиться, отрешиться от всего суетного. К нам приезжает автобус из Москвы раз в две недели, привозит студентов вузов, семинаристов. Все они участвуют в богослужении.

- У людей сейчас появился интерес к православной вере, и у молодых тоже. Что нужно для того, чтобы стать монахом? Каким должен быть истинный монах на Ваш взгляд? И есть ли у вас нужда в тех, кто хочет отречься от мира сего?

- Наверное, для того, чтобы стать монахом, надо верить, что Бог есть. И человек просто должен хотеть быть с Богом в жизни вечной. Когда мы говорим о жизни вечной, то многие думают, что она там, после смерти начнется. Жизнь вечная потому и называется так, что она и здесь, и там, она не обрывается.

Скиты Лавры непременно пополнятся. Поток туристов, который все нарастает и нарастает, вынудит братию искать более уединенного места для молитвы. Желающие строгой жизни могут придти к нам, мы будем рады. У нас уютнее будет лаврским монахам. Здесь Божественная тишина…С дореволюционных времен сохранилась во дворе липовая аллея, она называется "липовая аллея для одного монаха", потому что деревья посажены так, чтобы удобно было пройти одному человеку и никакой беседы не совершалось во время прогулки. А на противоположной стороне от храма, за речкой, есть лес, выросший по обетованию. Когда монахи уходили из скита после его закрытия в 1927 году, то посадили лес на капустном поле, еловый и березовый. И сказано было: когда лес вырастет, монашеская жизнь в скиту возродится. Так и произошло. Лес уже большой сейчас. И монашеская жизнь вернулась в скит. Если мы будем жить внимательно, то благословение тех, кто жил здесь раньше, будет с нами.

-Что Вас сегодня волнует больше всего, какая проблема или задача является наиважнейшей?

- Для меня самое главное – сохранить духовное равновесие, мир в душе, все остальное к этому подтянется. Эта задача самая главная для любого монаха.

-Храни Вас Господь, Батюшка.

Беседовала Людмила Ковригина

P.S. Пустынь в честь Святого Духа Параклита расположена в 6 км от Троице-Сергиевой Лавры и в 4 км от Гефсиманского скита. Сюда можно добраться от вокзальной площади Сергиева Посада, доехав на 38-м автобусе до поворота, не заезжая в поселок Смена. Затем пройти пешком по дороге между гаражами и далее не более километра. Скит видно издалека.

STSL.RU

19 Февраля 2014

www.stsl.ru

второе рождение / Монастырский вестник

Архимандрит Лука (Ионов)

Параклит по-гречески: Дух-утешитель. Знаменитая в прошлом своими насельниками и безмолвным уединением Параклитова пустынь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – переживает сегодня свое второе рождение. Особая благодатная тишина сохраняется в этом уголке и в наши дни. Безмолвный в советское время скит Святого Духа Параклита сегодня наполняется прихожанами. Об этом рассказывает настоятель скита архимандрит Лука (Ионов).

— Батюшка, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой скит Параклит?

— Сегодня скит Параклит – это в первую очередь ее главный храм, посвященный Святому Духу Параклиту, в котором насельники скита ежедневно совершают Божественную литургию. Великое счастье преклонить колени в храме, в котором молились Святейший Патриарх Пимен и новомученик Радонежский Иларион Троицкий, принявшие здесь монашеский постриг перед самым закрытием скита. По этой земле ходили многие великие подвижники православия, нашедшие здесь покой и уединение, необходимые для стяжания благодатной молитвы. Главное в Параклите – это молитвенная уединенная жизнь и она здесь сохраняется. Дыхание Духа Святого особенно чувствуется в храме, когда мы по благословению Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста стали служить литургию каждый день. Дух Святой Сам творит себе форму. Никакой коммерческой деятельностью не занимаемся вообще. В храме ничего не продается: ни свечи, ни книги, ни иконы. Живем на пожертвования. Что люди в копилочку положат – то и есть.

— Батюшка, в вашем храме красивый иконостас, старинные оклады на иконах. Это все новое, или сохранилось с прежних времен?

— Все новое. Единственная старинная икона – Казанской Божией Матери. И в алтаре на стене сохранились изображения Божией Матери, Спасителя и Бога-Отца с Ангелами. Эти росписи позднего периода, но они Параклитовские. Их удалось найти под слоем штукатурки, они были замазаны. Все остальное было сбито. Скитские здания после закрытия в 1927 году передали коммуне. До середины 60-х годов в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – скотный двор. Все, что смогли сломать, сломали. Ограду растащили. Сохранилась колокольня в разрушенном виде и сгоревшее здание угловой башни. И еще вокруг храма – деревянные дома – это бывшие монашеские кельи. В них сейчас живут граждане, потомки тех, кто выгонял монахов из скита и некоторые до сих пор гордятся этим.

— А их нельзя переселить в другое место, ведь государство вернуло Параклиту его имущество?

— Они там прописаны, дома приватизированы. И нам надо как-то выстраивать с этими людьми отношения. Многие из них просто воинствующие безбожники. Но есть и радостные моменты. У нас рядом с поселком есть святой источник. И на Крещенье каждый год мы там совершаем Великое Освящение воды. В этом году из поселка приходили на молебен человек 50. И на Рождество приходили. Причастников только около 150 человек на Рождество и на Крещенье было. В основном, люди приезжие. Но и местных было много. Так, со временем, может, кто-то и приживется в скиту, останется насовсем. Обычно в воскресные дни, в двунадесятые праздники к нам приезжает на службу не меньше 40 человек. Недавно открыли воскресную школу для детей. По воскресеньям после службы на занятия остаются 10-12 ребятишек. Все они – местные. Может быть, это наши будущие прихожане.

— У скита совсем небольшой внутренний двор сейчас, даже не двор, а дворик, огороженный забором, а раньше, до революции, как рассказывает в своих воспоминаниях старец Алексий Зосимовский, здесь были огороды, сенокосы, конный двор и он, приехав в Параклит, внутри скита не увидел ни одного монаха, все были в поле на послушаниях...

— Земля монастырская простирается дальше огороженного двора, до самой дороги. Она принадлежит скиту, документы на нее оформлены, есть кадастровый план. Вдоль дороги – бывшие монастырские корпуса, которые раньше заменяли угловые башни кирпичной ограды, сегодня уже несуществующей. Может быть нам, Бог даст, удастся когда-нибудь их восстановить. Эти здания были построены еще в XIX – начале XX века на средства жертвователей по проекту архитектора А.А.Латкова. Параклитова пустынь – плод молитв и трудов архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Начало общежительной пустыни святого Параклита было положено в 1858 году. По случаю рождения великого князя Сергея Александровича император Александр Второй пожаловал Лавре значительные лесные угодья и среди них вблизи Гефсиманского скита. В этот лес и направились летом 1858 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний со старцами-пустынниками "ревнителями отшельнической жизни" иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом.

Место, которое они выбрали для пустыни, находилось в самой глубине леса. Никаких строений, вплоть до Гефсиманского скита, не было поблизости. Не было и проезжих дорог. Только безлюдная дорога из Лавры в Тарбеевское подворье была проложена впоследствии неподалеку от пустыни. Она же соединила ее с Лаврой.

Вначале архимандрит Антоний останавливался пожить в палатке, посещая пустынь, где жили старцы. Затем были построены кельи для старцев и деревянная часовня, где старцы собирались по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Братство пустыни постепенно умножалось. К упомянутым старцам присоединились иеромонах Никандр, монахи Феодор и Никон. Спустя некоторое время в одной из келий пустыни поселился иеросхимонах Илья. На территорию пустыни не допускались женщины. Здесь опасались молвы и нарушения безмолвия. И в дожди и в зимнюю стужу для участия в совершении литургии старцы ходили в Гефсиманский скит, где и причащались Святых Тайн. Это продолжалось до 1860 года, когда московский купец Иван Кириллович Королев выразил желание построить каменную церковь для пустыни за свой счет. Посвятить церковь он просил во имя Святого Духа Параклита.

Каменный храм в пустыни строился в 1860-1862 годах. Всеми подробностями строительства храма интересовался свт. Филарет. 2 июля 1861 года сам митрополит Московский и Коломенский Филарет в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония и старцев совершил освящение верхнего престола во имя Святого Духа Параклита. Прошло меньше года, и 24 апреля 1862 года освятили нижний престол во имя Иоанна Предтечи в память третьего обретения его честной главы. Скромному облику двухъярусного храма с одним куполом посередине соответствовала простота внутреннего убранства. Храм построен на том самом месте, где когда-то ставил свою палатку прп. Антоний Радонежский. После строительства колокольни облик пустыни окончательно сложился: храм и колокольня были в центре окружающих его низких деревянных изб-келий, колокольня и сейчас возвышается над лесом и видна издали.

— Батюшка, сколько в скиту насельников сейчас, раньше было 12 по Уставу и столько же послушников по числу Двенадцати Апостолов... Какие у вас послушания? Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня в скиту.

— Судя по заупокойному синодику и по числу домиков вокруг храма, составлявших некогда центр Параклита, здесь могло жить до 50 человек. Домики частично сгорели во время пожара, их было больше. А те дома, которые остались, и сейчас могут вместить 20 насельников. Из постоянно проживающих у нас сейчас 3 человека вместе со мной, но есть еще сменный коллектив – трудники, рабочие на строительных работах, потому что мы не все можем сделать сами, тут и специалисты нужны. Всего человек 15 набирается.

Устав у нас простой. Богослужения начинаются с полунощницы в 7 часов утра, потом утреня, литургия, перед литургией бывает исповедь, поскольку люди приезжают издалека. Заканчивается служба в 11:00 или в 12:00 часов. А вечером в 17:00 часов – вечерня, повечерие, примерно в 18:30 служба заканчивается. У нас ведь есть же еще и другие заботы по устройству обители, они занимают все остальное время.

— У вас весь двор в стройматериалах: пескобетон, глина, гравий... Видимо, по весне тут закипит работа... Вам не нужна будет дополнительная рабочая сила? Кто помогает сегодня монахам восстанавливать скит?

— Работа у нас и сейчас ведется, делаем дренажную систему на первом этаже храма. Храм стоит на болоте, под полом в нижнем храме стоит вода, даже сейчас, зимой. Когда-то там была дренажная система, по кирпичным трубочкам вода стекала в пруд, но со временем она разрушилась. Здание храма было возвращено Церкви в 1992 году. Это были сплошные руины. Наши предшественники многое сделали, восстанавливая храм, мы сейчас продолжаем начатое ими. Весной и летом нам нужно крышу отремонтировать, фундамент сделать, чтобы не протекал. Трудники, конечно, будут нужны... Милости просим, если кто-то захочет поработать.

За последний год мы довольно много сделали: восстановили отопительную систему, сделали душевые, туалеты хорошие, проложили дорогу в храму от главной магистрали, чтобы можно было к нам проехать на машине, построили крестильню на берегу речки. Конечно, нам помогают. Одни мы бы ничего здесь не сделали. Помогают люди, с которыми познакомился в Москве, в Донском монастыре, куда меня посылали в командировку. Я нес там послушание от Лавры. Посылали на непродолжительное время, а командировка растянулась на 18 лет. Там тоже вначале многое было разрушено. В храме было холодно, ноги примерзали к полу. Наконец, когда все было построено и последний больничный корпус был сдан в эксплуатацию, меня отозвали обратно и направили сюда, в скит Параклит.

— Ну, наверное, для того, чтобы и здесь все было построено... Батюшка, а Вам помогают духовные чада? Ведь Вы являетесь духовником многих российских предпринимателей. Они приезжают сюда, в скит?

— Да, и приезжают, и помогают во всем. Без них ничего бы здесь не было сделано. Святой Дух-утешитель, чем больше мы здесь делаем, тем больше нам помогает, и силы дает, и средства. Небольшие денежные вложения нужны, конечно, чтобы жизнь в скиту окончательно наладилась.

Здесь сама обстановка помогает молиться, отрешиться от всего суетного. К нам приезжает автобус из Москвы раз в две недели, привозит студентов вузов, семинаристов. Все они участвуют в богослужении.

— У людей сейчас появился интерес к православной вере, и у молодых тоже. Что нужно для того, чтобы стать монахом? Каким должен быть истинный монах на Ваш взгляд? И есть ли у вас нужда в тех, кто хочет отречься от мира сего?

— Наверное, для того, чтобы стать монахом, надо верить, что Бог есть. И человек просто должен хотеть быть с Богом в жизни вечной. Когда мы говорим о жизни вечной, то многие думают, что она там, после смерти начнется. Жизнь вечная потому и называется так, что она и здесь, и там, она не обрывается.

Скиты Лавры непременно пополнятся. Поток туристов, который все нарастает и нарастает, вынудит братию искать более уединенного места для молитвы. Желающие строгой жизни могут придти к нам, мы будем рады. У нас уютнее будет лаврским монахам. Здесь Божественная тишина...С дореволюционных времен сохранилась во дворе липовая аллея, она называется "липовая аллея для одного монаха", потому что деревья посажены так, чтобы удобно было пройти одному человеку и никакой беседы не совершалось во время прогулки. А на противоположной стороне от храма, за речкой, есть лес, выросший по обетованию. Когда монахи уходили из скита после его закрытия в 1927 году, то посадили лес на капустном поле, еловый и березовый. И сказано было: когда лес вырастет, монашеская жизнь в скиту возродится. Так и произошло. Лес уже большой сейчас. И монашеская жизнь вернулась в скит. Если мы будем жить внимательно, то благословение тех, кто жил здесь раньше, будет с нами.

— Что Вас сегодня волнует больше всего, какая проблема или задача является наиважнейшей?

— Для меня самое главное – сохранить духовное равновесие, мир в душе, все остальное к этому подтянется. Эта задача самая главная для любого монаха.

— Храни Вас Господь, Батюшка.

Беседовала Людмила Ковригина

P.S. Пустынь в честь Святого Духа Параклита расположена в 6 км от Троице-Сергиевой Лавры и в 4 км от Гефсиманского скита. Сюда можно добраться от вокзальной площади Сергиева Посада, доехав на 38-м автобусе до поворота, не заезжая в поселок Смена. Затем пройти пешком по дороге между гаражами и далее не более километра. Скит видно издалека.

monasterium.ru

О знамени «параклит» Знаменное пение Древней Руси

Обычно человеку неинтересно знать, как устроен телевизор или автомобиль. Ему хочется нажать на кнопку и просто смотреть, или завести и поехать; а что там под капотом, или какие там электроны да пиксели — мало кого интересует. Это интересует сборщиков, наладчиков, изобретателей.

Подобным образом дело обстоит и с пением. Певец, стоящий на клиросе, не очень-то желает знать, как устроен его голосовой аппарат, из каких мелодических формул состоит то или иное песнопение, как организовать хор, чтобы не было занижения тона, и другие подобные теоретические выкладки. Ему просто хочется петь, славить Бога. А все знания тонкостей пения остаются уделом учителей и головщиков. Но при этом все желают — и певцы, и остальные прихожане — чтобы пение в храме было стройным, внятным и приятным на слух.

Старообрядческий хор г.Ижевска, из архивных фотографий

Такая расстановка вещей существовала всегда, и так всегда и будет. Поэтому теория пения всегда отставала от практики, во все века. Но стремление к тому, чтобы церковный хор пел как можно лучше, часто присутствует, поэтому время от времени возникает необходимость обучения певцов. Да и не только певцам полезно знать некоторые вещи. К примеру, знание всеми молящимися какого-то текста делает слух менее придирчивым к дикции хора.

Для того, чтобы на клиросе было как можно больше ведущих певцов (а не статистов), и с тем, чтобы повысить тем самым качество исполнения богослужебного пения, предлагаю серию лекций по теории знаменного пения. Предполагается, что отдельные лекции будут посвящены некоторым крюкам: Параклиту, Крюку, Стопице, Статие, Стреле; а также некоторым особым темам: осмогласию, фитам, лицам и пр. Сегодня мы поговорим о знамени Параклит.  

Всякое дело начинается с молитвы

Михаил Федорович Никонов (1935-2012 гг.) — известный в старообрядчестве учитель знаменного (столпового и демественного) пения; головщик Нижегородского Успенского храма; много внимания уделял изучению священного писания, особенно о последнем времениНачиная занятия с Михаилом Федоровичем Никоновым около десяти лет назад по изучению знаменного пения, мы всегда, перед каждым занятием, пели молитву «Царю небесный». Это была одна из самых первых стихер, которую с нами стал разучивать Михаил Федорович. То есть, мы перед учебой испрашивали помощь у Бога — «прииди и вселися в ны» — молитвой, обращенной к третьей ипостаси — Святому Духу.

Потом какое-то время перед занятиями мы пели антифон 4-го гласа — «Святым Духом» демественного распева, затем какое-то время — «Днесь благодать Святаго Духа».

Призвание благодати Святого Духа уместно при начале разных дел, особенно при занятиях таким богоугодным делом, как пение. Последней нашей работой с Михаилом Федоровичем была запись кондаков и тропарей двунадесятым праздникам из «Обедницы». Мы подошли вплотную к тропарю и кондаку на праздник Святой Троицы. А эти две стихеры, на мой взгляд, являются наглядным пояснением к знамени — параклит. Поэтому было бы логично начинать занятия группы «Ликъ» в новых условиях с призвания благодати Святого Духа. Предлагаю к изучению новых стихер добавить более глубокое знакомство с крюками. А изучение крюков с давних времен принято начинать со знамени параклит.  

Первое знамя азбуки

С параклита начинаются все древние знаменные азбуки. Происходит это из-за особенностей духовного восприятия этого крюка. Слово Параклит позаимствовано из греческого языка. Им именуется, как Утешитель, Святой Дух. Знамя же параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.

Фрагмент знаменного древнерусского песнопения. Обиход

Как для молитвы и прославления Бога мы используем специально предназначенный для этого язык — церковно-славянский, так и для записи мелодий богослужебного пения мы используем специальную нотацию — знаменную. И открывает азбуку знамен, как и начинает многие стихеры, знамя параклит. Вообще роль знамен в пении является вспомогательной. Они нужны для напоминания мелодии и обучения новых певцов. Крюки знаменуют, то есть напоминают мелодию песнопений. А также играют свою роль в воспитательных целях, знаменуют собой некоторые действия, исполняя которые певцу легче научиться богослужебному пению. Для углубленного понимания того, что показывает (знаменует) нам параклит, еще раз вспомним знаменательное событие в истории человечества — послание от Отца Святого Духа на апостолов.  

Горе от ума

Христос нам заповедал изучать Писание. Но изучать Писание можно лишь с помощью Священного Предания. Иначе можно заблудиться. Например, протестанты изучают Евангелие, но трактуют его «кто во что горазд». Изучение крюков, таким образом, подталкивает нас к изучению творений святых отцов церкви. Здесь необходимо напомнить еще про один важный момент — знание не всегда полезно! Об этом мы еще будем говорить с вами, когда станем рассматривать знамя стопицу. Но и сейчас коснемся этой темы.

Знания часто идут рука об руку с гордостию. К примеру, когда Адам и Ева жили в раю, они общались с Богом. То есть, я хочу сказать, что когда змей их прельстил познанием добра и зла, добро они и так уже знали. Нарушив первую заповедь, они познали зло. Что вкушать плод — это зло, они знали. Но теперь они его познали. Произошло грехопадение, получается, из-за тяги к знанию и из-за гордости: «будете яко бози, ведяще добро и зло» [1].

 

Прообразы и Промысел

Так вот. Вернемся к Параклиту и вспомним о послании Святого Духа на апостолов. В кондаке на праздник Святой Троицы говорится: «Егда сшед языки размеси, разделяше племена вышнии. Егда же огненыя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятый Дух» [2].

В Библии часто можно видеть повторяющиеся какие-то события или прообразы других событий; многие географические места становятся неоднократными свидетелями знаменательных событий. Весь мир создан каким-то цикличным. Галактики, планеты, звезды вращаются. Дни недели оборачиваются (мы будем рассматривать это при изучении принципа осмогласия). Существуют такие понятия, как годовой круг, солнечный индиктион, лунный индиктион и т.д. История, как многие замечают, приходит на круги своя. Одни события как бы замыкают другие. Человек погиб через женщину (Еву) и через древо (запретный плод), и получил спасение через женщину (Богородицу) и древо (Крест Спасителя). На горе, где Авраам чуть-было не принес в жертву сына Исаака, был воздвигнут Соломоном Храм с жертвенником. И т.д. и т.п.

Один из самых важных исторических циклов был открыт, когда Святой Дух сошел к людям, строившим башню до неба. О чрезвычайной важности этого события мы можем догадаться из текста Библии: «И сниде Господь видети град и столп, иже зидаше сынове человечестии. И рече Господь, се род един, и язык един всем, и се начаша творити и не престанут дондеже скончают. Приидете и изшедше смесим им ту языки их, да не услышат кождо друга своего. И разсея их от туду Господь полицу всея земли, и престаша зиждуще град и столп. Сего ради наречеся имя месту тому смешение, яко ту смеси Господь уста всех язык. И от туду разсея их Господь по лицу всея земли»[1].

Здесь как бы описан разговор Бога с самим собой. Подобное происходит, когда Господь решает создать человека. Поэтому делаю вывод, что столпотворение — очень важное событие для человечества. «Свыше показав единьственое, в триех богоначалных составех державу, Отче рекл еси равнодетельному Сыну Своему и Духу, придите сошедшее языки их размесим». Канон воскресной полуношницы гл.1 песнь 1.

При вавилонском столпотворении произошло разделение людей на народы (язЫки — по-славянски) посредством разделения речи на несколько языков. В день же сошествия Святого Духа на апостолов произошло объединение всего человечества в Единую Христову Церковь посредством Святого Духа, почившего на главах апостолов в виде огненных языков. «И егда скончавашеся день пятидесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом идеже бяху седяще. И явишася им разделении языцы яко огнени. Седе же на едином кождо их, и исполнишася вси Духа Свята. И начаша глаголати иными языки, якоже дух даяше им провещевати» [1].

Почему случилось это при наступлении Пятидесятницы? По толкованию святых отцов: «Понеже убо в день пятдесятница, дастся закон, Богу явльшуся и закону положившу, и Моисею скрыжали приемшу. Подобаше в той же день и Духа Святяго благодать христовем учеником и апостолом ниспослатися, да и господьство Духа покажется, и Божие явление явится, и покажется нераздельно естество Божия состава; в ветсем завете и новем, и в различных временах едино содевая согласие божественых словес. Яко же спас наш Исус Христос хотя исполнити святую страсть. Не изволи во ино время, себе вдати на страсть. Но в неже время древним дастся закон. Да явится яко Святый Дух и тогда закон положи, и ныне закон полагает» [3].

«Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, Кто над купиной явился также в виде огня. Почему же они приняли огненные языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины, так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста, на сердце, и наполнила собой совершенно всего человека.

Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной, а рукоположение свершается не иначе, как на голову. Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому, что имели разойтись по всем странам; как и во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке... Не от себя говорили, но провещевали от Духа Божия, проповедуя, то есть уразумевая и провозглашая изреченные святыми пророками свидетельства о Христе» [4].

 

Язык

До всемирного потопа был один язык, один народ. И все люди были подвержены более легкому влиянию друг на друга. А человек быстрее учится плохому, чем хорошему. И дошло до того, что кроме Ноя не осталось на земле праведника. Разделение народов произошло, может быть, для того, чтобы обособить один народ от других, который впоследствии сохранит веру в Единого Бога.

Трипеснец на Лазареву субботу, песнь 8: «Ныне посылая ученики Христос, рече, отрешивше ми жребя приведите всести, да разрешю языком безсловесия, и покорю яко сын отцу». Что же, до этого все народы были бессловесные? Нет, конечно. Тут под безсловесием понимается неразумие, неверие в Еединого Бога. «Почто яко огнени, почто языцы? Понеже проповеданием бе спасение. Да образ скажет действо. Яко иным чином не дается Дух Святый видением язык, но о еже проповеданию процвести апостольским учением. И яже лишаеми быша рыбари ненавычением своею грубостию. Сия дадеся им их ради, да теми глаголемая различными яязыки, и приимение дарование имуще просвещати слышащих. Подобаше же и огненую силу имети,во еже снести сущии по всему миру тименный грех. И яко же огнь имать светлостную и горящую силу, сице и слово апостольское просвещаше верующая, и снедаше сопротивящаяся» [3].

Очень интересно само понятие «язык». В славянском языке слово «язык» означает как «речь» (русский английский, греческий), так и «народ» (англичане, скифы, арабы), а при изменении первой буквы я на z — ещё и орган речевого аппарата. В греческом языке слово γλώσσα — язык — 1.орган тела; 2.речь, наречие. Думаю во многих языках мира понятие языка-речи, языка-органа тела и языка-народа совпадает. Это вполне объяснимо. Когда произошло смешение языков, люди разделились по группам соответственно пониманию речи и простоты общения. Появились языковые границы общения. И общества говорящие на разных языках стали распознаваться и самоопределяться по языку-речи.

В ноябре 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашен Международный день родного языка. С 2000 года этот день отмечается ежегодно 21 февраля. «Он призван содействовать языковому и культурному разнообразию, так как именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия». Повторю. Именно язык является самым сильным инструментом сохранения духовного наследия. Теперь понятно, почему Петровские реформы и становление советской власти сопровождались изменением грамматики и азбуки.  

Благовестие

Вернемся к празднику Святой Троицы и Сошествию Святого Духа на апостолов.

Когда Святой Дух сошел на апостолов и они заговорили на разных языках, окружающие подумали, что они пьяны. Тогда апостол Петр, вставши, произнес речь, после которой многие присутствовавшие уверовали во Христа и приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начала устраиваться на земле Святая Церковь Христова. А называть этот праздник стали Троицыным днем, так как с этого дня раскрылось миру действие Пресвятой Троицы и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святаго Духа. После сошествия Святого Духа на апостолов, они стали просвещать вселенную. И знаменное пение является отчасти проповедью. А знамя параклит является его первым знаменем, как знамя, развевающееся впереди полка. Итак, сошествие Святого духа на апостолов создало Единую Церковь, объединяющую всех людей земли, приходящих ко Христу, а знамя параклит объединяет все крюки в знаменную азбуку, с помощью которой записываются богослужебные мелодии.

Поэтому параклит одновременно несет на себе следующую смысловую нагрузку:

  • призывание к поющим Святого Духа;
  • благословение песнопения;
  • благословение всей знаменой нотации;
  • собирание под единый церковный кров знамен, попевок и фит, а также собирание в один хор поющих и призывание их на пропевание данной молитвы.

 

Иконография

Когда мы находимся в храме на богослужении, на нас воздействует одновременно вся окружающая атмосфера: весь строй богослужения, иконы и даже архитектура. Чтобы лучше уяснить себе значение параклита, посмотрим, как сошествие Святого Духа отобразилось в иконографии. Иконы, отражающие это событие, можно разделить на две категории, в зависимости от присутствия Богородицы. На одних иконах Сошествия Святаго Духа на апостолов Богородица изображается, на других нет.

Сошествие Святаго Духа на апостол. Золотая наводка на меди. Врата Рождественского собора, 1230 гг., Суздаль

На иконах, как правило, изображаются апостолы в два вертикальных ряда. Посредине внизу иконы изображены или двери, или решетчатое окно, за которым видна сплошная темнота. На фоне этой темноты можно увидеть либо две группы людей (двух людей): племена и народы — израильский народ и языческий мир; либо одного человека в царской короне — Космос, символизирующий все человечество. В руках он держит, как правило, белый плат, на котором лежит либо свиток, либо двенадцать свитков, означающих апостольскую проповедь.

Это выражение опять же той  мысли, что послание Святого Духа от Отца на апостолов, как обещал Исус Христос перед вознесением, есть момент создания Единой Соборной Апостольской Церкви, которая объединяет проповедью всю вселенную.

«Не вдаваясь в подробности и тонкости всех элементов композиции, обратим внимание на то, как формальная композиционная схема иконы передает ее внутренний смысл.

Главным в иконе является энергия Святого Духа, пронизывающая пространство образа сверху вниз. Пустое пространство на иконе становится каналом, по которому Святой Дух осуществляет «сошествие». Вертикальные и диагональные элементы композиции в совокупности передают активные нисходящие движения. Начинаясь в верхней части иконы с огненных языков, движение взгляда перемещается вниз и завершается на плате с двенадцатью свитками, символами апостольской проповеди Слова Божия» [5].

Иконописцы доносят до нас суть праздника — Господь явил людям свое благоволение через сошествие Святого Духа, и через апостолов научил православно поклоняться и славить три лица Единого Бога.

Кстати, никогда не задумывались, почему по 50-м псалме в субботу на Славе поем: молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших?

Если богородичный праздник или на «И ныне», то «молитв ради Богородицы». Если какому-то святителю, то «молитв ради святителя». А почему в субботу не поем, например, «Отче, Слове и Душе...». Теперь становится понятно. Потому, что молимся на праздник — Воскресение Христово. А кто нам поведал о Воскресении? Апостолы.  

Архитектура

Просмотрев несколько фотографий храмов, освященных во имя Послания Святого Духа на апостолов, поначалу ничего особенного не заметишь, если особо не разбираешься в архитектуре. Но как только посмотришь на храм, расположенный в Троице-Сергиевой ларве, то чувство восторга постепенно начинает переполнять. Как удивительно точно и лаконично был выстроен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов в день пятидесятницы.

Посмотрите сами: видите?!

Над центральным местом храма, над куполом расположена звонница. Не как обыкновенно, над западной частью храма или вообще отдельно, а прям над куполом.

Как называют звон церковных колоколов? — Благовест. Что означает слово Евангелие? — Благая весть. Благая весть дошла до нас от апостолов, которые стали проповедовать на разных языках. А в звоннице висят колокола, которые благовествуют о христианской вере в Святую Троицу.

А чем они, колокола, проповедуют? Как называется било у каждого колокола? Да! Совершено верно! Язык! Колокольный звон — это проповедь! «И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом идеже бяху седяще. И явишася им разделении языцы яко огнени».  

Певческое исполнение

Ставится параклит, конечно же, в начале песнопения, хотя может встретиться и в середине песнопения, но обязательно в начале певческой строки. Исполнение параклита, как правило, единостепенно, то есть один звук в ½ или ¾.

Для слаженности пения хором бывает полезно первый звук, то есть параклит, немного потянуть (¾), чтобы все певцы успели подстроиться к головщику. Иногда параклит имеет дополнительные знаки подчашия или подвертки, и, соответственно, нисходит (поется в два звука вниз, по ½ или по ¼ соответственно). Песнопения обычно не начинаются в самом высоком или в самом низком согласиях, поэтому параклит по высоте звучания находится в среднем диапазоне человеческого голоса. Чаще всего от сольки н(ре) до сольки п(соль). По рекомендациям старых азбук параклит поется «светлО и сановИто». Что бы это значило? Вспомним слово сановник. Представился важный солидный чиновник государевой службы. То есть петь параклит, а значит, начинать петь стихеру надо собравшись, подтянувшись, расправив плечи, понимая важность и полезность процесса пения — прославления Творца.  

Связь знамен и текстов

Был такой император Восточной Римской Империи (Византии) с 886 года по 911, то есть примерно за сто лет до нашего равноапостольного князя Владимира, император Лев Мудрый, ученик знаменитого патриарха Фотия. Большой был любитель наук. Много чего хорошего он написал: каноны, стихеры, поучения. «Когда Левъ, въ память первой супруги, которую все считали благочестивою и святою, построил храмъ и перенесъ въ него останки ея; то по совету собора отцевъ переименовалъ новый храмъ храмомъ всехъ святыхъ, и съ того времени установлено праздновать память всехъ святыхъ во 2-ю неделю после Пятьдесятницы» [6]. К сочинениям Льва Деспота относится стихера на праздник Троицы «Приидите людие Трисоставному Божеству поклонимся» восьмого гласа. Это очень красивая и сильная по догматичесскому смыслу стихера. В заключительных словах этой стихеры «Тройце Святая, слава Тебе» на слове Троица распевается красивая фита, которая по месту нахождения в этой стихере получила название свое — троична.

Вообще, надо сказать, фиты — пространные мелодические обороты — оправданно присутствуют в кульминационных или просто в значимых местах (словах) песнопений, как бы разукрашивая и иллюстрируя текст. Благодаря фитам стихеры становятся торжественными, праздничными. Троична фита из праздничной, торжественной, производящей сильное впечатление стихеры Святой Троице присутствует в распеве и тропаря, и кондака этого праздника.

Тропарь. Благословен еси Христе Боже наш, иже премудрыя ловцы явлеи, послав им Дух Святыи, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Троична фита распевает слово Человеколюбче, на слове вселенную — фита высокая.

Кондак. Егда сошед языки размеси, разделяше племена вышнии. Егда же огненныя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятыи Дух. Слово Егда во второй фразе распето фитой подчашной, а троична фита опять в кульминации на слове Славити. Получается, что троичная фита как бы уточняет или напоминает, что в обеих стихерах звучит догмат о Пресвятой Троице.

Обе стихеры редкого гласа для тропарей и кондаков — восьмого. Восьмой глас, скорее всего, присвоен этим стихерам в знак бесконечности и безначальности Божества. Стоит ли говорить, что и тропарь и кондак Троице начинаются с параклита?! Знамя параклит также является посрамлением ереси католиков, так как означает послание Святого Духа от Отца на апостолов в день пятидесятный.  

Надежда на лучшее

Вот такое удивительное и многогранное понятие знамени параклит. Теперь, надеюсь, когда вы увидите в начале песнопения этот крюк, вы воодушевитесь, начиная петь. Не обязательно, что вы вспомните все то, о чем сегодня говорилось, но исполнение стихеры начнете светло и сановито. И если вас кто-нибудь спросит: какое знамя является первым в знаменной азбуке? Вы твердо ответите — Параклит.

Продолжение следует

 

Литературные источники:

1. Острожская Библия. Репринтное издание;2. Триодь цветная;3. «Толковый Апостол». Сборник толкований св. отцев;4. Феофилакт Болгарский «Толковый Апостол»;5. А.М. Авдонин «Возникновение и развитие иконографии Сошествия Святаго Духа на апостолов». Журнал «Благовест», № 2012 года;6. «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви». Филарет (Гумилевский) Архиепископ Черниговский. С.Петербург. 1902г.

ruvera.ru

Пустынь Святого Духа Параклита

Общежительная Пустынь Святого Духа Утешителя или Пустынь Святого Духа Параклита - под такими названиями известно это уединенное тихое место, расположившееся в 6 километрах от Сергиева Посада и одного из самых крупнейших мужских монастырей России – Троице-Сергиевой Лавры. С греческого языка слово «параклит» переводится как Дух-Утешитель. Название это конечно не случайно.

Сами по себе скиты – места строгого поста, уединения и молитвы монахов. Жизнь в них всегда была труднее, чем в монастыре, она служила очищением духа, исполнением обетов, данных Богу. И места выбирались особые, вдали от поселений и людей. Так произошло и со скитом Святого Духа Параклита.

В 1857 году, в момент особой радости в связи с рождением сына, император Александра II подарил Троице-Сергиевой Лавре земли около Гефсиманского скита. Место было удаленное на существенное расстояние от деревень и дорог. Спустя год, наместником лавры Антонием вместе с монахами Иларионом, Феодотом и Агапитом, были заложены первые кельи. Жизнь монахи вели затворническую, и поистине трудную, особенно тяжело приходилось им в суровые зимы проделывать путь в несколько верст до Гефсиманского скита к литургии. Так писал к наместнику Лавры почётный гражданин Москвы Иван Кириллович Королёв, пожелавший облегчить жизнь монахов и возвести храм. Вскоре от Митрополита Филарета поступило одобрение на постройку храма, и через год на месте скитов появилась каменная церковь, освещённая митрополитом Московским Филаретом во имя Святого Духа Параклита.

Церковь представляет собой двухъярусное сооружение, с одним куполом, в окружении деревянных келий, сада и небольшого пруда. Архитектор Александр Афанасьевич Латков в 1987 году спроектировал и построил каменные ворота с аркой и колокольней. Здание расположилось с западной стороны церкви, и сформировало окончательно облик Пустыни: храм и ворота с колокольней в окружении изб, липовой аллеи, ягодного сада, цветника и нескольких искусственных прудов. До наших пор сохранилась и «аллея одного монаха», узкая тропинка между лип, по которой можно пройти лишь одному, а прогулки и беседы вдвоем никак не возможны, только полное уединение и раздумье наедине с Богом.

В 1903 году Пустынь Святого Духа Параклита стала подведомственным монастырем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с прилегающими к ней территориями. Рассвет Лавры пришелся на начало XX века, сооружались новые кельи, подворья расширялись. Черниговский, Гефсиманский скиты принимали послушников, и Пустынь Святого Параклита не была исключением, более тысячи монахов разместилось к тому времени на ее территории. Однако история страны вносила свои коррективы, и жизнь в монастыре менялась. В 1918 году указом правительства Троице-Сергиева Лавра, как и многие церкви России, были обращены в трудовые артели. Монахи продолжали службы, но постепенно переходили в близлежащие Гефсиманский и Черниговский скиты, которые позже, в 1921 году также были закрыты. Лишь Пустынь Параклита продолжила свое существование вплоть до 1927 года, именуясь трудовой артелью «Параклит» и продолжая совершать службы. Именно тогда, один из поселенцев скита, Сергей Михайлович Извеков принял в храме монашеский постриг под именем Пимен, впоследствии, патриарх Московский и всея Руси. У дверей в монастырь можно увидеть памятную табличку с надписью, гласящей, что в 1927 году 21 сентября в тишине и безмолвии Параклита духовник пустыни, иеромонах Агафадор, совершил монашеский постриг с наречением имени "Пимен", ставший позже Патриархом Пименом.

Существует легенда, что уходя и прощаясь с монастырем, монахам пришло благословение высадить лес с противоположенной стороны небольшой реки, и когда лес вырастет, вернется монашеская жизнь в монастырь. Так и произошло. Спустя более шестидесяти лет, в 1992 году Параклит-Тарбеева Пустынь вновь вернулась Церкви. Общий архитектурный ансамбль монастыря несколько обеднел, не было ворот, стены, окружавшей поселения монахов, некоторые кельи были полуразрушены, в других жили обычные сельчане. Но силами монахов и церкви, восстанавливающих шаг за шагом скит, Пустынь обрела свое второе рождение. Скит приобрел статус приходской церкви при Троице-Сергиевой Лавре.

В церкви ничего не продается, храм и послушники живут трудом и пожертвованиями прихожан. А прихожан становится все больше. Многое изменилось с момента основания скита, многое было утрачено, разрушено и забыто. Единственное напоминание о прошлом храма - старинная икона Казанской Божьей Матери, и более поздние росписи на стенах, обнаруженные при восстановлении под слоем штукатурки: изображения Божией Матери, Спасителя и Бога-Отца с Ангелами.

Сегодня Пустынь Святого Духа Параклита – это, прежде всего храм, в котором проходят богослужения. Пустынь остается особенной: непередаваемая уединенность, спокойствие и то самое очарование святого места, одухотворяющее и наполняющее верующего человека, сохраняется до сих пор. Здесь совершали молитвы Святейший Патриарх Пимен, ново мученик Радонежский Иларион Троицкий, бывали великие подвижники православия, монахи, находившие покой и благодать, в тишине и молитве. Литургии в монастыре проходят ежедневно, а Дух Святой Параклита, как говорят монахи, «сам творит себе форму».

Адрес: Располагается в посёлке Смена близ Сергиева Посада (в 6 км от Лавры).

 

 

 

v-puty.com

Параклит — Уроки веры

Удивительно, но очень мало литературы, посвящённой Господу Святому Духу. Господа Святаго Духа изображают на иконах в виде белой голубицы. Именуют Параклитом. Кто же такой Параклит?

  Перевод этого слова сложен. Само слово «параклит» состоит из двух греческих слов. На русский можно перевести имя Параклит так: Тот, кто приходит, когда позовут и кто бывает бок о бок. Христос называет Духа Святаго Утешителем. Утешитель – тот, кто приходит по призыву, просьбе и остаётся бок о бок для помощи.Христиане имеют источник радости по имени Параклит.После прихода Господа Христа на землю сатана утратил власть над миром. Миром стал править Параклит. Он – Господин Церкви и главный её служитель. Ведь службы в церкви служит не священник, не епископ или патриарх. Службы совершает Святый Дух. А священнослужители – его первые помощники.Дух Святый приносит истину и способность её познать. Он – Личность. И помогает нам стать Личностями. Личность имеет волю, чувства, знания, разум. Это то неистребимое, что останется при нас навсегда. Даже когда мы временно потеряем тело. Но личностью мы быть не перестанем.От Личности неотемлема свобода. Вообще свобода и личность – это величайшие Божьи дары людям. Свободу Бог никогда не отнимает от своего любимого творенья. Люди, получившие энергии Духа Святаго, Его благодать и силу, не обязаны делать то, что им не нравится и неприемлемо для их личности. Человек остаётся свободным. Святый Дух, окормляя наши разум, волю, чувства, лишь помогает нам направить их в Божественное русло. Мы перестаём противоречить Богу. Иное действие у сатаны. Люди, одержимые демонами, полностью теряют свой рассудок, память, волю, чувства. Они делают то, чего никогда бы не сделали по своей воле. Святый Дух обожествляет человека. Злые духи унижают и низводят до уровня животного – не редкость, когда бесноватые люди начинают кукарекать, мяукать, гавкать, теряя дар человеческой речи.Святый Дух спасает нас от одиночества. Когда мы попадаем в среду, которая нам чужда, без Святаго Духа мы оставались бы одни. Те, в ком Святый Дух сотворил себе обитель, именно потому, что не бывают одиноки, — всегда радостны. Совет апостолов «всегда радуйтесь» сложно исполним для того, кто мало общается со Святым Духом. Общение с Ним даёт истинную, непрестанную радость. Кроме этой радости мы мало имеем в жизни того, что вызывает у нас всегда и непременно радостные чувства.Дух Святый может в одночасье изменить человека, сделать трусливого — храбрым, унылого – уверенным, скорбного – радостным. Так он изменил апостолов, которые были потеряны и не имели никаких душевных сил после того, как утратили общение с Господом. Святый Дух одарил их таким разумом, знанием истины, такою смелостью и уверенностью, бесстрашием и свободой, что 12 человек смогли изменить весь земной мир. Святый Дух никого не различает. Потому есть святые равноапостольные жены, которые так же бесстрашно и искренне шли на проповедь и изменяли мир. Как яйцо в человеческих руках непостижимым образом стало из обычного красным, так изменился мир по проповеди апостолов и равноапостольных.Именно Святый Дух делает человека способным к несению царского сана, несению бремени главы государства. Без благодати Святаго Духа удел человечества — иметь только плохих правителей: человеческий ум несовершенен.Святый Дух каждому из нас даёт наше сердце! Человек, принявший в себя благодать Духа Святаго, становится подобен музыкальному инструменту с хорошо настроенными струнами. На таком инструменте может играть Сам Бог.Проявление Святого Духа никогда не бывает бессмыссленным, бесполезным, а тем паче – вредным. Ведь Бог – не есть Бог неустройства, как говорит ап. Павел в 1 Послании к коринфянам (гл.14, 33).Дух Святый приносит господство, но не рабство. Это очень важно! Рабство – полное подчинение чужой воли при полном подавлении своей собственной. А господство есть ограничение воли в рамках разумного и воспитание чувства свободы, чтобы оно не было противоположно Божьему пониманию свободы. При этом человек действует сам и по своей разумной воле, при полной памяти, в полном сознании, согласно со своим сердцем. У Бога нет деспотизма. И богохульны слова верующих о том, что Бог насилует человеческую природу и посылает нам то, что мы не хотим. Об этом прекрасно сказано в работе Вл. Лосского « По образу и подобию» (гл. 12), которую легко можно отыскать в интернете в Православной библиотеке. Именно поэтому для православного человека должна быть очень дорога ветхозаветная Книга Иова. И особенно обидно, что именно эта книга, так ярко раскрывающая сыновне-отцовские отношения человека с Богом, понимается православными зачастую, как книга, поднимающая, как знамя, отношения рабски-подчинённые. Друзья Иова, пытавшиеся оправдать любую несправедливость и назвать её «волей Божией», вызвали Гнев Творца. Для Бога оскорбительно такое наше представление о Нём. Иов, человек дерзнувший спорить с Богом, оказался Богом любим! Любим именно за веру, что Бог выслушает его, как Отец сына. Бог – не деспот.Вл. Лосский говорит так же о том, что Бог пошёл на определённый риск: Он сотворил Вселенную , образ которой и совершенство напрямую зависят от свободы и разума человека! Но тот, кто не любит, никогда не пойдёт на такой риск! Тот, кто не любит других, никогда не даст им свободы и никогда не позволит этим другим самим что-то решать в обустроенном Богом мире! Именно любящий Бог разрешил каждому человеку быть самим собой и лишь призывает нас быть созвучными Богу и идти навстречу к своему совершенству и обожению, слиянию с Божественной природой. Мы же вообразили себе Бога стариком, который готов ударить каждого из нас по голове в любой момент нашего непослушания. И мы просим Бога бить по голове всех тех, кто нам в данный момент мешает! А Он ждёт каждого из нас, как жаждал на Кресте покаяния Иуды: «Жажду!» Жажду увидеть тебя, падшего человека, добровольно припавшего к подножию Креста и орошающего это подножие искренними слезами добровольного раскаяния – не из-за страха, что Бог превратит тебя в пыль, а из Любви к Нему! Тот, кто любуется своим самосовершенством, говорит Лосский, никогда не позволит нарушить обустроенный им порядок. Бог не любуется Своим самосовершенством. Потому он пошёл на риск дозволить человеку вести к совершенству Вселенную. Мир земной и человеческий должен усовершенствоваться человеческими разумом и волей, ведомыми Святым Духом. В конечном результате мир человеческий должен слиться с миром Божьим.Христане очень слабо осознают свою свободу. А собственную лень, нерадивость мы готовы богохульно списать на «промысл Божий», на «волю Божию». Именно потому, что мы не осознаём своей личной свободы, мы стараемся подавить её и в других людях. Но где Господь – там свобода! Мы не чувствуем Бога ни в душе, ни в разуме. Потому тиранически относимся к своим ближним – детям, жёнам или мужьям, к престарелым родителям, к сотрудникам по работе, к тем, кто беднее нас и ниже по социальной лестнице. Но Бог не есть Бог неустройства, но мира – вновь повторим слова апостола! Бог никого не лишает самобытности, личных желаний, личного видения окружающего его мира. Потому каждый человек имеет право быть самобытной личностью – в семье, на работе, в церкви.Бог друзей Иова, говорит Лосский, угнетает человека своим господством, что есть искажение царственности Бога! По сути, речи друзей Иова – это речи защитников сатаны, который мечтает о неограниченном господстве над личностью, о неограниченной власти и тиранстве, о безраздельном влиянии на человека и человеческий мир: всё только по чужой воле; сам человек « не смеет пикнуть»: чужая сила в любой момент готова раздавить человека, унизить его, показать человеку «его место»: кал, раб, пыль, гной…Вера подчинения есть и у бесов. Бес боится Бога. Боюсь, потому слушаюсь. И бегу от Бога. Но вера православного человека, вера христианина должна быть отличной от веры бесов!Дух Святый не вырабатывается и не тренируется. Дух Святый нисходит, изливается на того, кто готов добровольно Его принять, кто жаждет «воды живой». Дух Святый Сам – Личность, потому Он не отменяет наш разум, но просвещает его и делает глубже. Дух Святый не отменяет нашу волю, но делает её полезной и разумной. Дух Святый не упраздняет наши чувства, но облагораживает их. Дух Святый предлагает, но позволяет нам принять или не принять. Дух Святый дарит каждому из нас свои дары. Дары мы получаем даром! А от нашей воли зависит развить их или не развить, воспользоваться Божьим подарком или нет, стать Божьим сыном или дочерью или отказаться от своего Верховного Отца. И вот парадокс: господство и подчинение, воля и подчинение не есть нечто противоположное у божьего человека. Потому у Божьих людей нет анархии, дерзости, непослушания, хотя и нет обязанности думать и поступать одинаково.Бог доверил нам так много – совершенство мира. Мы же не приложили никакого труда для усовершенствования мира. А всю разруху, которую сами творим в мире ежедневно, списали на Бога: так дал Бог! А Бог нам дал быть личностью, от которой зависит бытие. Личность первична по отношению к земной материи.Пора нам осознать своё безответственное отношение к Божьему мирозданию, которое Господь доверил нам. Святый Дух, очисти нас от всякой скверны и спаси души наши!Послание к Римлянам ап. Павла, гл 8; 14-17: «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии; Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва! Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи. А если дети, то и сонаследники, наследники Божии, сонеследники же Христу, если только с ним страдаем, чтобы с ним и прославиться».

88 просмотров

Похожее

xn--b1aghhtlfr3f.xn--p1ai

Пустынь Святого Духа Параклита: второе рождение :: Ново-Иерусалимский монастырь

10 июня 2014 г.

Параклит по-гречески: Дух-утешитель. Знаменитая в прошлом своими насельниками и безмолвным уединением Параклитова пустынь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – переживает сегодня свое второе рождение. Особая благодатная тишина сохраняется в этом уголке и в наши дни. Безмолвный в советское время скит Святого Духа Параклита сегодня наполняется прихожанами. Об этом рассказывает настоятель скита архимандрит Лука (Ионов).

— Батюшка, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой скит Параклит?

— Сегодня скит Параклит – это в первую очередь ее главный храм, посвященный Святому Духу Параклиту, в котором насельники скита ежедневно совершают Божественную литургию. Великое счастье преклонить колени в храме, в котором молились Святейший Патриарх Пимен и новомученик Радонежский Иларион Троицкий, принявшие здесь монашеский постриг перед самым закрытием скита. По этой земле ходили многие великие подвижники православия, нашедшие здесь покой и уединение, необходимые для стяжания благодатной молитвы. Главное в Параклите – это молитвенная уединенная жизнь и она здесь сохраняется. Дыхание Духа Святого особенно чувствуется в храме, когда мы по благословению Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста стали служить литургию каждый день. Дух Святой Сам творит себе форму. Никакой коммерческой деятельностью не занимаемся вообще. В храме ничего не продается: ни свечи, ни книги, ни иконы. Живем на пожертвования. Что люди в копилочку положат – то и есть.

— Батюшка, в вашем храме красивый иконостас, старинные оклады на иконах. Это все новое, или сохранилось с прежних времен?

— Все новое. Единственная старинная икона – Казанской Божией Матери. И в алтаре на стене сохранились изображения Божией Матери, Спасителя и Бога-Отца с Ангелами. Эти росписи позднего периода, но они Параклитовские. Их удалось найти под слоем штукатурки, они были замазаны. Все остальное было сбито. Скитские здания после закрытия в 1927 году передали коммуне. До середины 60-х годов в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – скотный двор. Все, что смогли сломать, сломали. Ограду растащили. Сохранилась колокольня в разрушенном виде и сгоревшее здание угловой башни. И еще вокруг храма – деревянные дома – это бывшие монашеские кельи. В них сейчас живут граждане, потомки тех, кто выгонял монахов из скита и некоторые до сих пор гордятся этим.

— А их нельзя переселить в другое место, ведь государство вернуло Параклиту его имущество?

— Они там прописаны, дома приватизированы. И нам надо как-то выстраивать с этими людьми отношения. Многие из них просто воинствующие безбожники. Но есть и радостные моменты. У нас рядом с поселком есть святой источник. И на Крещенье каждый год мы там совершаем Великое Освящение воды. В этом году из поселка приходили на молебен человек 50. И на Рождество приходили. Причастников только около 150 человек на Рождество и на Крещенье было. В основном, люди приезжие. Но и местных было много. Так, со временем, может, кто-то и приживется в скиту, останется насовсем. Обычно в воскресные дни, в двунадесятые праздники к нам приезжает на службу не меньше 40 человек. Недавно открыли воскресную школу для детей. По воскресеньям после службы на занятия остаются 10-12 ребятишек. Все они – местные. Может быть, это наши будущие прихожане.

— У скита совсем небольшой внутренний двор сейчас, даже не двор, а дворик, огороженный забором, а раньше, до революции, как рассказывает в своих воспоминаниях старец Алексий Зосимовский, здесь были огороды, сенокосы, конный двор и он, приехав в Параклит, внутри скита не увидел ни одного монаха, все были в поле на послушаниях...

— Земля монастырская простирается дальше огороженного двора, до самой дороги. Она принадлежит скиту, документы на нее оформлены, есть кадастровый план. Вдоль дороги – бывшие монастырские корпуса, которые раньше заменяли угловые башни кирпичной ограды, сегодня уже несуществующей. Может быть нам, Бог даст, удастся когда-нибудь их восстановить. Эти здания были построены еще в XIX – начале XX века на средства жертвователей по проекту архитектора А.А.Латкова. Параклитова пустынь – плод молитв и трудов архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Начало общежительной пустыни святого Параклита было положено в 1858 году. По случаю рождения великого князя Сергея Александровича император Александр Второй пожаловал Лавре значительные лесные угодья и среди них вблизи Гефсиманского скита. В этот лес и направились летом 1858 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний со старцами-пустынниками "ревнителями отшельнической жизни" иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом.

Место, которое они выбрали для пустыни, находилось в самой глубине леса. Никаких строений, вплоть до Гефсиманского скита, не было поблизости. Не было и проезжих дорог. Только безлюдная дорога из Лавры в Тарбеевское подворье была проложена впоследствии неподалеку от пустыни. Она же соединила ее с Лаврой.

Вначале архимандрит Антоний останавливался пожить в палатке, посещая пустынь, где жили старцы. Затем были построены кельи для старцев и деревянная часовня, где старцы собирались по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Братство пустыни постепенно умножалось. К упомянутым старцам присоединились иеромонах Никандр, монахи Феодор и Никон. Спустя некоторое время в одной из келий пустыни поселился иеросхимонах Илья. На территорию пустыни не допускались женщины. Здесь опасались молвы и нарушения безмолвия. И в дожди и в зимнюю стужу для участия в совершении литургии старцы ходили в Гефсиманский скит, где и причащались Святых Тайн. Это продолжалось до 1860 года, когда московский купец Иван Кириллович Королев выразил желание построить каменную церковь для пустыни за свой счет. Посвятить церковь он просил во имя Святого Духа Параклита.

Каменный храм в пустыни строился в 1860-1862 годах. Всеми подробностями строительства храма интересовался свт. Филарет. 2 июля 1861 года сам митрополит Московский и Коломенский Филарет в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония и старцев совершил освящение верхнего престола во имя Святого Духа Параклита. Прошло меньше года, и 24 апреля 1862 года освятили нижний престол во имя Иоанна Предтечи в память третьего обретения его честной главы. Скромному облику двухъярусного храма с одним куполом посередине соответствовала простота внутреннего убранства. Храм построен на том самом месте, где когда-то ставил свою палатку прп. Антоний Радонежский. После строительства колокольни облик пустыни окончательно сложился: храм и колокольня были в центре окружающих его низких деревянных изб-келий, колокольня и сейчас возвышается над лесом и видна издали.

— Батюшка, сколько в скиту насельников сейчас, раньше было 12 по Уставу и столько же послушников по числу Двенадцати Апостолов... Какие у вас послушания? Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня в скиту.

— Судя по заупокойному синодику и по числу домиков вокруг храма, составлявших некогда центр Параклита, здесь могло жить до 50 человек. Домики частично сгорели во время пожара, их было больше. А те дома, которые остались, и сейчас могут вместить 20 насельников. Из постоянно проживающих у нас сейчас 3 человека вместе со мной, но есть еще сменный коллектив – трудники, рабочие на строительных работах, потому что мы не все можем сделать сами, тут и специалисты нужны. Всего человек 15 набирается.

Устав у нас простой. Богослужения начинаются с полунощницы в 7 часов утра, потом утреня, литургия, перед литургией бывает исповедь, поскольку люди приезжают издалека. Заканчивается служба в 11:00 или в 12:00 часов. А вечером в 17:00 часов – вечерня, повечерие, примерно в 18:30 служба заканчивается. У нас ведь есть же еще и другие заботы по устройству обители, они занимают все остальное время.

— У вас весь двор в стройматериалах: пескобетон, глина, гравий... Видимо, по весне тут закипит работа... Вам не нужна будет дополнительная рабочая сила? Кто помогает сегодня монахам восстанавливать скит?

— Работа у нас и сейчас ведется, делаем дренажную систему на первом этаже храма. Храм стоит на болоте, под полом в нижнем храме стоит вода, даже сейчас, зимой. Когда-то там была дренажная система, по кирпичным трубочкам вода стекала в пруд, но со временем она разрушилась. Здание храма было возвращено Церкви в 1992 году. Это были сплошные руины. Наши предшественники многое сделали, восстанавливая храм, мы сейчас продолжаем начатое ими. Весной и летом нам нужно крышу отремонтировать, фундамент сделать, чтобы не протекал. Трудники, конечно, будут нужны... Милости просим, если кто-то захочет поработать.

За последний год мы довольно много сделали: восстановили отопительную систему, сделали душевые, туалеты хорошие, проложили дорогу в храму от главной магистрали, чтобы можно было к нам проехать на машине, построили крестильню на берегу речки. Конечно, нам помогают. Одни мы бы ничего здесь не сделали. Помогают люди, с которыми познакомился в Москве, в Донском монастыре, куда меня посылали в командировку. Я нес там послушание от Лавры. Посылали на непродолжительное время, а командировка растянулась на 18 лет. Там тоже вначале многое было разрушено. В храме было холодно, ноги примерзали к полу. Наконец, когда все было построено и последний больничный корпус был сдан в эксплуатацию, меня отозвали обратно и направили сюда, в скит Параклит.

— Ну, наверное, для того, чтобы и здесь все было построено... Батюшка, а Вам помогают духовные чада? Ведь Вы являетесь духовником многих российских предпринимателей. Они приезжают сюда, в скит?

— Да, и приезжают, и помогают во всем. Без них ничего бы здесь не было сделано. Святой Дух-утешитель, чем больше мы здесь делаем, тем больше нам помогает, и силы дает, и средства. Небольшие денежные вложения нужны, конечно, чтобы жизнь в скиту окончательно наладилась.

Здесь сама обстановка помогает молиться, отрешиться от всего суетного. К нам приезжает автобус из Москвы раз в две недели, привозит студентов вузов, семинаристов. Все они участвуют в богослужении.

— У людей сейчас появился интерес к православной вере, и у молодых тоже. Что нужно для того, чтобы стать монахом? Каким должен быть истинный монах на Ваш взгляд? И есть ли у вас нужда в тех, кто хочет отречься от мира сего?

— Наверное, для того, чтобы стать монахом, надо верить, что Бог есть. И человек просто должен хотеть быть с Богом в жизни вечной. Когда мы говорим о жизни вечной, то многие думают, что она там, после смерти начнется. Жизнь вечная потому и называется так, что она и здесь, и там, она не обрывается.

Скиты Лавры непременно пополнятся. Поток туристов, который все нарастает и нарастает, вынудит братию искать более уединенного места для молитвы. Желающие строгой жизни могут придти к нам, мы будем рады. У нас уютнее будет лаврским монахам. Здесь Божественная тишина...С дореволюционных времен сохранилась во дворе липовая аллея, она называется "липовая аллея для одного монаха", потому что деревья посажены так, чтобы удобно было пройти одному человеку и никакой беседы не совершалось во время прогулки. А на противоположной стороне от храма, за речкой, есть лес, выросший по обетованию. Когда монахи уходили из скита после его закрытия в 1927 году, то посадили лес на капустном поле, еловый и березовый. И сказано было: когда лес вырастет, монашеская жизнь в скиту возродится. Так и произошло. Лес уже большой сейчас. И монашеская жизнь вернулась в скит. Если мы будем жить внимательно, то благословение тех, кто жил здесь раньше, будет с нами.

— Что Вас сегодня волнует больше всего, какая проблема или задача является наиважнейшей?

— Для меня самое главное – сохранить духовное равновесие, мир в душе, все остальное к этому подтянется. Эта задача самая главная для любого монаха.

— Храни Вас Господь, Батюшка.

Беседовала Людмила Ковригина

P.S. Пустынь в честь Святого Духа Параклита расположена в 6 км от Троице-Сергиевой Лавры и в 4 км от Гефсиманского скита. Сюда можно добраться от вокзальной площади Сергиева Посада, доехав на 38-м автобусе до поворота, не заезжая в поселок Смена. Затем пройти пешком по дороге между гаражами и далее не более километра. Скит видно издалека.

http://monasterium.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=698:pustyn-svyatogo-dukha-paraklita-vtoroe-rozhdenie&catid=291&Itemid=247

 

www.n-jerusalem.ru


Смотрите также