Толкование Евангелия на каждый день года.Пятница 24-й седмицы по Пятидесятнице. Семь злейших духов


13 ноября. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 23 - 26.

 

23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25. и, придя, находит его выметенным и убранным;

26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

(Лк. 11, 23 – 26)

 

Сегодняшнее евангельское чтение начинается со слов Господа: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 14, 23) , показывающих, что если дело Спасителя – собирать во спасение, то дело дьявола как врага человеческого спасения совсем другое – расточать ради гибели. Тем самым Господь объясняет, что не может быть с Ним тот, кто против Него, ведь перед лицом любви и славы Христовой невозможно оставаться равнодушным. Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу: принять или отвергнуть Его.

Святитель Феофан Затворник замечает: «Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, - жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области - добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным».

Далее Господь рассказывает притчу о нечистом духе, вышедшем из человека и вернувшимся в него с другими, еще более злыми, чем он сам. Этой притчей Христос наглядно объясняет, что, хотя бы Он и заставил людей, окружавших Его, каким-либо поразительным чудом уверовать в Себя, но нравственная их испорченность была настолько сильна, что через некоторое время неверие их возникло с еще большей силой и упорством, потому как неверие и испорченность в них и есть тот самый злой дух из притчи о бесноватом.

Святитель Кирилл Александрийский замечает: «В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и незанятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях; тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бе́сов».

В притче, рассказанной Господом, заключена фундаментальная истина – дом нашей души пуст, пока он не занят Господом. И поэтому недостаточно просто изгнать плохие помыслы наряду со скверными привычками и расстаться с прежним образом жизни. Человек должен выбрать Христа, выбрать спасение, выбрать жизнь. И Спаситель много раз помогает нам, снова и снова освобождая от всякого рабства, снова и снова даруя свободу выбора. Но если человек остается нерадивым, праздным, невнимательным к себе, то злой дух и страсти, изгнанные из него однажды, возвращаются к нему с гораздо большей силой.

Евфимий Зигабен, византийский богослов XII века, замечает, что «всякий, освободившийся от зла и не становящийся лучшим, подвергнется бо́льшему наказанию; всякий, освободившийся от власти греха и опять сделавшийся для него легко доступным, заслужит этим еще более жестокое осуждение».

Лучшим же способом уклонения от зла станет наполнение нашей жизни благими мыслями и совершение подлинно добрых дел, а также проявление милосердия к ближнему.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что невозможное для человека возможно для Бога. Если мы сознательно стремимся к духовной свободе, то наша задача очищать свою душу, свою жизнь от всякого греха и порока через покаяние. Мир, который «расточает» благодать Христову всегда будет стремиться запятнать нас своею грязью, но только осознание суетности всего земного и своей немощи может привести нас к очищающей милости Божией. Сын Божий непременно пойдет нам навстречу, наполняя Собою наше сердце – наш внутренний дом. Он и есть то величайшее сокровище и благо, которое никто не сможет у нас отнять. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

tv-soyuz.ru

Толкование Евангелия на каждый день года.Пятница 24-й седмицы по Пятидесятнице

Лк, 58 зач., 11, 23—26

Сказал Господь: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

«Кто не со Мною, тот против Меня, — говорит Христос, — и кто не собирает со Мною, тот расточает». Перед лицом любви и славы Христовой невозможно остаться равнодушным. Не делающий выбора, не идущий за Христом — отвергает Его. Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу. Принять Христа или отвергнуть, любовь или вражда — здесь решается все. И нет, не может быть ни для кого середины: мы или с Ним, или против Него. Это раскрылось у Креста, когда предан Он был позорной и мучительной смерти, и это раскрывается во всей истории человечества. Сколько грешников сделалось праведными и святыми — и доныне слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют. Но для скольких Он явился на их пути камнем преткновения и камнем соблазна, о который они преткнулись и упали! Откуда такая активная ненависть была у тех, кто стремился сжечь Его Церковь дотла, всех верующих, как свидетелей о Нем убить и само Имя Божие изгладить из памяти человеческой? Никому по отношению ко Христу не удается остаться нейтральным, может быть, до времени можно таиться, но наступает неизбежно момент, когда дальнейшее молчание становится соучастием в преступлении. Тебе дела нет, что на твоих глазах убивают? Христа распинала не только толпа, которая злобно улюлюкала вокруг Него, но и те, кто равнодушно смотрел на происходящее. Самые жестокие тирании в истории опираются на такое равнодушие — иначе они бы не удержались. Тот, кто равнодушен к чужой жизни и смерти, тот равнодушен и к своей. Эти люди живут, как будто не живут, — жизнь их как будто не касается. Раньше первой смерти, говорит Откровение, к ним приходит смерть вторая — вечная смерть, которой наказываются самые страшные нераскаянные грешники. И не только во времена гонений узнается Христос, как это было недавно у нас, — на восстание миллионов в славе мученической и на падение миллионов в отступничестве от веры. Те, кто безразличием своим отвергает Христа, с таким же безразличием примут и антихриста.

Христос говорит, что настоящая вера никогда не строится на одном отрицании. Заповеди Божии всегда имеют положительный смысл. В десяти заповедях все запрещения: «не делай того-то и того-то» сводятся к утверждению «делай» — к двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку (Мф. 22, 37—39).

Но прежде чем делать добро, нужно не делать зла. Существует непреложный закон духовной жизни: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Вначале надо увидеть зло и уклониться от него. И только так можно совершить благо. Необходимо очищение. Но после искоренения зла должно обязательно наступить насаждение добра.

Человеческая душа не может оставаться пустой. Недостаточно изгнать плохие помыслы и скверные привычки и расстаться с прежним образом жизни. Если душа при этом останется пустой, она всегда будет в опасности. Что говорит слово Божие о жизни по стихиям мира сего и о жизни в Господе? «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд, но паче исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18). Человек должен быть чем-то заполнен. Либо вином, либо Духом Святым. Это хорошо знают наши враги, а мы должны это знать несравненно лучше. Недостаточно изгнать зло, надо, чтобы вошло в нас подлинное добро.

Мы слышим в этом Евангелии страшный рассказ о человеке, из которого был изгнан нечистый дух. Изгнанный дух не находил себе покоя и решил возвратиться к тому человеку. Он нашел его душу выметенной и убранной, но пустой. Тогда он позвал семь духов, злейших себя, и они вместе вошли в человека. И было последнее состояние его горше первого (Мф. 12, 43—45).

Перед нами одна из основополагающих тайн жизни. Эта притча — рассказ о том, что произошло с нашим народом, после того, как из него был изгнан бес коммунизма. И о том, что происходит во всех религиях, стремящихся к очищению души. И о воспитании детей, и о проповеди. Как сказал поэт: «Сердца, не занятые нами, не мешкая, займет наш враг».

Возьмите, например, вопрос соблюдения воскресных и праздничных дней. Все знают (и особенно раньше строго к этому относились), что нельзя в эти дни работать — стирать, убираться и т.д. Такая, извините, почти иудейская строгость по отношению ко всем внешним предписаниям всегда была в нашем православном народе. И, несомненно, это было хорошо. Но если праздник для православного человека будет просто ничегонеделанием, «последнее будет для него горше первого». Перед революцией церковные праздники все чаще сопровождались пьянством и разгулом. Потому что сатана — мастер находить свое дело для ничем не занятых рук. В этом одна из главных опасностей духовной жизни.

Святые отцы говорят, что пока не будет дом нашей души занят Тем, Кому он принадлежит — Господом, он будет пуст. Потому самая первая наша молитва — к Духу Святому: «Прииди и вселися в ны». И в практическом плане лучший способ избежать зла — делать добро. Как говорится, в саду, сплошь засаженном цветами, почти не остается места для сорняков. Но там, где все заняла сорная трава, надо прежде позаботиться о том, чтобы ее не было.

Святые отцы предлагают также и такое прочтение этой притчи. Дом выметен, но не вымыт. Он должен быть вымыт, иначе в нем остается место диаволу. Подметание очистило его только от явной грязи, в то время как грех, глубоко проникший в сердце грешника, остался нетронутым. Дом выметен от мусора, видимого для людей, но на стенах его — проказа. Он убран по внешнему порядку, но не украшен чистотой благодати. Человек может считать себя праведником, но краска и лак, которыми он покрывает дом своей души, скоро слезут. Семь злейших духов войдут в него без труда, не встречая сопротивления. Лицемерие — прямая дорога к отступничеству. Если грех тайно укрывается в уголке сердца, в час испытания совесть молчит, и скрытый лицемер становится явным отступником. Последнее состояние его хуже первого. Отступники, как правило, хуже неверующих. Их грехи тяжелее, и в будущей жизни их ждет более суровое наказание.

www.pravoslavie.ru

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 12:45

Свт. Иоанн Златоуст

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

См. Толкование на Мф. 12:42

Свт. Кирилл Александрийский

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

И [это] весьма справедливо. Ибо если кто-нибудь, однажды освободившись от пороков, не образумится, то впадет в [нечто] тягчайшее прежнего. Поэтому Он сказал: не находит покоя (Мф 12:43), чтобы показать, что такой [человек] непременно по необходимости подвергнется козням демонским. Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен [от этого]. Есть еще и третья важная причина - угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех [причин] не привела ни одного из них к исправлению. Лукавый дух обитал в них и тогда, когда они были поденщиками в Египте и, живя по египетским обычаям и законам, были полны всякой нечистоты. А когда они были избавлены Моисеем и получили в качестве детоводителя закон, призывающий к свету истинного богопознания, скверный и нечистый дух удалился [от них]. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и незанятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Ведь как Святой Дух, когда видит, что сердце человека не занято никакой нечистотой, водворяется, обитает и почивает в нем, так и нечистый дух любит обитать в душах беззаконников.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 12:43

Блж. Августин

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Когда в таинствах происходит отпущение грехов, дом очищается. Но в нем непременно должен обитать Святой Дух. Однако Дух Святой обитает только в тех, кто кроток сердцем. Ведь Бог говорит: Где место покоя Моего? И отвечает на этот вопрос: На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим (Ис. 66:1-2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания. Но та страсть, из-за которой ты стал дурным, изгнанная из человека, то есть из твоего ума, когда были отпущены твои грехи, ходит по безводным местам, ища покоя (Мф. 12:43), и, не найдя покоя, эта страсть возвращается домой и, придя, находит его вычищенным, берет с собою семь других духов, злейших себя, и бывает для человека того последнее хуже первого. Берет с собою семь других. Что означает семь других? Сам ли нечистый дух состоит из семи? Что это значит? Числом семь обозначается совокупность. Целиком [дух] вышел, целиком вошел, и если бы вошел один! А что значит берет с собою семь других? Их не было, когда [человек] был зол, но будет иметь этих других, если ложно добр.

Внимайте, и я, если смогу, объясню, насколько мне удастся, свои слова. Святой Дух сообщается нам семикратным действием, чтобы в нас был дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страх Господний (Ис. 11:2-3). Этому семикратному добру противопоставь семикратное зло: дух глупости и заблуждения, дух безрассудства и малодушия, дух невежества и нечестия и дух гордыни против страха Божия. Эти семь духов — злые. Какие же семь других еще злейших? Другие семь злейших основаны на лицемерии: один - злой дух глупости, другой худший - лицемерная мудрость; злой дух - дух заблуждения, другой худший - лицемерная истина; злой дух - дух безрассудства, другой худший - лицемерное благоразумие; злой дух - дух малодушия, другой худший - лицемерная храбрость; злой дух - дух невежества, другой худший - лицемерное знание; злой дух - дух нечестия, другой худший - лицемерное благочестие; злой дух - дух высокомерия, другой худший - лицемерный страх. Первые семь были невыносимы: кто же вынесет четырнадцать? Поэтому, когда к порочности была прибавлена лицемерная истина, то эти новейшие духи неизбежно хуже для человека, чем были прежние.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

См. Толкование на Мф. 12:43

Блж. Феофилакт Болгарский

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

См. Толкование на Мф. 12:43

Евфимий Зигабен

тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Тако будет и роду сему лукавому

тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту

Лютейших, т.е. могущих причинять еще более страданий. Убоялся войти, чтобы когда-либо опять не изгнали его, как одного и слабого. Семь иудеи принимали в смысле множества, Злой дух, который берет еще семь духов, злейших себя, есть чревоугодие, за которым следуют – блуд, сребролюбие, гнев, уныние, нерадение, тщеславие и гордость.

и будут последняя человеку тому горша первых…

Прежде его мучил один демон, а после – много.

Тако будет и роду сему лукавому

Как бесноватые, говорит, когда освободятся от беса, если оказываются нерадивыми, переносят еще большее мучение, так будет и с этим неверным и непослушным родом. И действительно, это случилось с ним. Прежде иудеи были одержимы демонами, так как почитали идолов и приносили им в жертву своих сыновей и дочерей. Чрез пророков они освободились от этих демонов. Но так как нерадели о доме спасения, и убили своего Спасителя, то опять легко были пленены демонами. Беснуясь, они восстали друг на друга и наполнили Иерусалим убийствами единоплеменников, как пишет Иосиф. И последующие их бедствия были тяжелее прежних, потому что при Веспасиане и Тите они терпели больше и ужаснее, чем при египтянах, вавилонянах и Антиохе. Посему и Христос говорил: будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти (Мф. 24:21). Итак, высказанная притча и нас научает тому, что всякий, освободившийся от зла и не становящийся лучшим, подвергнется большому наказанию; всякий, освободившийся от власти греха и опять сделавшийся для него легко доступным, заслужит этим еще более жестокое осуждение. По этой причине и расслабленному Христос сказал: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

См. Толкование на Мф. 12:43

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.

Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, — то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, — всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, — вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд, — из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные.

А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…

Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, — сторожа нет.

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, — проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех». Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Настольная книга для монашествующих и мирян.

Троицкие листки

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

См. Толкование на Мф. 12:38

bible.optina.ru

Келейная книжица. Архимандрит Иоанн Крестьянкин " О cеми неч — православная социальная сеть «Елицы»

Семь нечистых духов

Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения, и нераскрытые прежде значения вечного и постоянного смысла.

Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45). Добавление Господа Иисуса Христа: Так будет и с этим злым родом — ясно показывает, что содержание притчи раскрывает прежде всего социально-историческую судьбу «рода лукавого и прелюбодейного», который «ищет знамения», ибо притча рассказывается Спасителем с намеком на этот «род».

Но мысль подвижников благочестия обычно останавливается на аскетической экзегетике* (* объяснение и толкование) притчи, и это очень понятно, так как она поучительна, серьезна и душеспасительна. Но исчерпана ли?

Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.

Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет,— то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека,— всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения,— вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд,— из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные.

А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…

Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит,— сторожа нет.

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности,— проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех»* (* самооправдание в грехах). Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия.Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Тем более — самая пора начать запить. Семь нечистых духов сделали все для того, чтобы духу — простенькому, очевидному духу, например, пьянства — вольготно жилось в опустошенной разрушенной храмине души.

Конечно, это — схема, и схема в реальности, по милости Божией, далеко не всегда доходящая до полного разрушительного предела. И вообще, жизнь представляет такие варианты развития бесспорнейших, кажется, схем, что только ахнешь, и ахать часто приходится. К тому же за пределами рассмотрения схемы остается аскетический вопрос — как противостать нечистым духам. Вместе с тем нравственно-психологический опыт рассмотрения такого механизма страстей может оказаться небесполезным для тех, кто порою в недоумении, ничего не понимая, останавливается перед фактами развития страстной природы души человека, незанятой, выметенной и убранной.

Дай нам всем Господь духа осторожности, внимательности и разумения.

elitsy.ru

СЕМЬ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ. (Иеромонах Серафим Роуз)

«Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать». (Свят. Иоанн Златоуст) Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).

Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, – нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную, насыщенную и интенсивно работающую страстность – семь злейших нечистых духов.

Первым в дело идет нечистый дух г-о-р-д-о-с-т-и, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц:

с-а-м-о-д-о-в-о-л-ь-с-т-в-о («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»),

с-а-м-о-н-а-д-е-я-н-н-о-с-т-ь («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»),

с-а-м-о-у-в-е-р-е-н-н-о-с-т-ь («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная,- что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя человека тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, – проникает и прочно обосновывается в бедной душе его. Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа –

н-е-р-а-с-к-а-я-н-н-о-с-т-и, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников:

с-а-м-о-о-п-р-а-в-д-а-н-и-я и невнимательности к себе. Многочисленные повседневные погрешности, видя свободу проникновения, безпрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное самооправдание в грехах. Нераскаянность гордыни уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они – многоопытные – знают как действовать, где удобнее всего нанести самый болезненный удар. Его наносит следующий нечистый дух –

дух н-е-б-л-а-г-о-д-а-р-н-о-с-т-и; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность,

н-е-р-а-с-к-а-я-н-н-о-с-т-ь. Дух сей – очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в человека и он катится в пропасть. Человек, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих ему на помощь, а все приписывает себе. Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой

р-а-в-н-о-д-у-ш-и-е ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И равнодушному все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут ему обиды (обиды, конечно, мнимые, но для него-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам в своей ослепленности и равнодушии, раздает обиды направо и налево, но, не видя людей, не видит и наносимые обиды. В его окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно отношение к тем, кто стремится его спасти… Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг одни обломки: обломки его души; обломки прежних добрых отношений. Еще по укоренившейся привычке во всех бедах человек видит вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное – невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый –

дух у-н-ы-н-и-я. О его действии можно написать диссертацию, но – печальную. Посему лучше здесь поставить точку

Просмотры (57)

kazanskii-hram.church.ua

"Семеро злейших" - Библиотека "Семеро злейших" - Каталог статей

  "СЕМЬ ЗЛЕЙШИХ СЕБЯ…”

/произвольное исследование/

ЗАКАЗЧИК: ЭТНОС ФОНД

© Санкт-Петербург, 1992 г.

"Когда нечистый дух выйдет из человека то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным;Тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом". /Мтф. 12,43-45/, тоже /Лука 11,24-26/.

— Так, согласно евангелию, учил Христос перед собравшимися о фарисеях.

" …род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка". /Лука II, 29/, тоже /Матф. 12,39/.— подразумевается трёхсуточное нахождение Ионы во чреве КИТА, после чего он был по Божьему произволению выпущен на берег ради той миссии, от которой прежде уклонялся /именно: для проповеди во граде Ниневии — исчерпавшем терпение и милость Небесную/. Жители страшного града вняли пророчествам Ионы о скорой гибели, покаялись, и кара их миновала /см. Иона 2,1 и 3,5/.

Следует отметить, что образ морского чуда — "рыбы"-кита символизировал в Ветхом завете собою Левиафана. Т.о. Христос указывал в проповеди, говоря о Знамении Ионы, на свою смерть, воскре¬сение и последующее явление в Мире, ради его /мира/ спасения. Три дня до своего воскресения Христос находился в аду /в "недрах" Зе-мли, 3 дня, 3 ночи — см, "кита" Ионы/, после чего не только вы¬шел оттуда, но и "вывел" за собою томящихся.

Т.о. Христос указывал на фарисейское сознание, как на одно из наибольших зол, т.к. "жители Ниневии покаялись", а здесь /перед фарисеями/ находится Тот, Кто больше чем Иона и они /фарисеи/ не покаяться /не переродятся в сознании своём/.

Пересказывать поучения и притчи о мнимом фарисейском "благочестии" здесь нет смысла — их достаточно можно найти в тексте Еван-гелия, а подытоживает их одна фраза Иисуса Христа, приведённая апостолом Лукой почти сразу после притчи о "выметенной горнице":

" Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?".

Любопытна и Фраза /согласно Луке/, сказанная непосредственно перед притчей: "Кто не со Мною, Тот против Меня; и Кто не собирает со Мною, - Тот расточает”; /Лука 11,23/.

Ключевым является и ответ Иисуса Христа одному из законников, слышавшему сказанное о фарисеях и пытавшемуся отмежевать от них свою "корпорацию":

"Горе вам, законникам, что вы взяли ключ ра¬зумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали” /Лука 11,82/ /...ключ от врат познания.../ — по другому переводу, /см. также: Лука 11,46 - 51/.

Таков видимый смысл речения о "злейших духах", и чтобы в этом плане составилась некая полнота, — следует привести ещё несколь¬ко строк /связанных с данным речением/ из посланий Св. Апостолов. Апостол Пётр /2-е послание 2,20/, предостерегая о лжеучителях и лжепророках, говорит о погибели, которую они сами на себя навлекут, но что Господь знает, как избавлять благочестивых, томящихся в среде людей "неистово развратных". Кстати указывает: "...не поща¬дил первого мира, но в восьми /душах/ сохранил /семейство/ Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых..." /здесь запомним число "8”/. О лжеучителях же далее говорит:" Это – безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять за¬путываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши возвратиться назад от преданной ими святой заповеди. Но с ними получается по верной пословице: пёс возвращается на свою бле¬вотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи" /2 Петра 2,17 - 22/. — /Сравни с "человеком №4 у Гюрджиева, который достигнув известных результатов, опять возвращается к прежнему уровню Бытия, - Гюрджиев говорит, что для такого было бы лучше и вовсе не знать иного состояния, чем его первоначальное, а теперь такому человеку во много раз мучительнее, чем прежде, когда он не осознавал себя игрушкой случайности.../.

Апостол Павел пишет в своём послании к евреям /см. главы 5 и 6 и другие/ о Христе, как о "наречённом от Бога Первосвященнике по чину Мелхиседека”.— /Вот отдельная тема: по чину не колена сынов Левия, а Мелхиседека /!/, благословившего Авраама и бравшего от него десятину, хотя он /т.е. Мелхиседек/ и не принадлежал к их роду /а сыны Левия брали десятину со своих по з а к о н у/; Авраам же сам выделил Мелхиседеку десятину по знаменованию. Так вот, Апостол Павел в этой связи пишет евреям:"...0 сём над¬лежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособными слушать. Ибо, по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища.../Евр.5,11, 12.../...Ибо невозможно - однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Дyxa Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему /Евр.6,4-6.../

...и далее, относительно закона, на строгом исполнении которого строилась иудейская иерархия, а право контрольно-толковате льных функций оставляла за собой административная и жреческая элита — "духовные вожди избранного народа" /т.е. книжники, фарисеи и иже с ними.../: "___________________ ____________________ _____

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжён закон народа, — то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

...По подобию Мелхиседека восстаёт священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. ...Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, Ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредст¬вом которой мы приближаемся к Богу. ...Ибо закон поставляет первосвященниками человеков имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного /Евр.7,11-28/. /Под¬робно см. всё послание к Евреям/.

Любопытно вспомнить и историю, приключившуюся с женой праведника Лота, оглянувшейся на пылающий Содом, — скверну которого они по¬кидали по слову Божьему, — здесь обнаруживается родственная тема, что и в притче о "выметенной горнице”.

"Вспоминайте жену Лотову, - говорит Евангелист Лука. — Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит её /Лука, 17,32-33/”.

Т.о. приведённые тексты дают достаточную картину по "сюжетному” срезу заданной темы.Теперь же рискую заняться некоторым, можно сказать, безосновательным разбором с радостью дилетанта.

Сказано: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит /скитается - по другому переводу/ по безводным местам, ища покоя /по безводным краям, - по другому переводу/, и не находит...".

Зададимся вопросом: "Что же такое - эти безводные края или места? И почему нечистый, ища покоя, ищет его именно там, - и естественно /судя по тону написанного/ не находит, и т.к. податься ему явно больше некуда - он возвращается в "дом свой”, т.е. к тому человеку, из которого он был извергнут.

Из евангельских текстов видно, что духам нечистым без воплощения в земном /3-х мерном/ мире находиться весьма затруднительно /см. хотя бы сюжет об исцелении бесноватого на берегу озера, коего Иисус Христос освободил от целого сонмища таких духов, и те упросили Ииcyca срочно поместить их хотя бы в стадо свиное, пасшееся неподалёку /а не выгонять за пределы этого края/, а когда это было исполнено, взбесившееся /примерно 20ОО/ стадо незамедлительно ринулось с крутизны в озеро /Марк 5,1 - 13/.

И что же такое вода? — Оплодотворенная Силой Небесной вместилище жизни /см. мифологию; см. хотя бы миф о пахтании богами Первичного Океана; см. начало 1-ой главы книги Бытия.../ Вода также и хранительница информации.Вода /по крайней мере здесь, в земном мире/ несёт и сохраняет жизнь, а её отсутствие означает отсутствие и жизни, во всяком случае органической, а тем более человеческой. - Видимо так?. Но в земном проявлении, в земном мире вода 100% по-видимому нигде не отсутствует, а пребывает в том или ином состоянии и виде /в то или другое время/ хотя бы в микронных количествах.

Конечно, можно было бы земные пустыни назвать "краями безводными”, но рассуждая логически: с чего бы это нечистому духу после изгнания скитаться исключительно там /т.е. в месте безлюдном и, условно, "безжизненном"/, ища покоя, когда ему вероятнее следовало бы искать себе новую жертву, новое "местопребывание"?

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что в момент изгнания из человека /который "состоит", отметим, не из одной лишь "физической" плоти/, нечистый дух получает такой "удар” /или "удары"/, который "вышибает" его на время из мира земного, 3-х мерного, в его "родное" инфро-пространство, а точнее даже ска¬зать инфро-плоскость, лишённую по природе своей, если не всякого на ней существования /в смысле жизнедеятельном/, то уж человеческого-то точно.

Это какой-то 2-мерный безжизненный инфро-мир — преисподняя, в /по/ которой и сами-то её "насельники” могут, разве, скитаться, ища покоя, и не находить. /Даже наши земные пустыни кажутся нам безжизненными плоскостями, а что же говорить о местах действительно безводных?/.

Небезынтересно тут будет отметить те свойства воды, которые представляют нам всевозможные сказания и просто сказки. _ — Например, о пойманном и заточённом /неким царём или даже царевной/ Кощее-Бессмертном, десятки лет висящем на цепях в каком-нибудь дальнем подземелье, пока некий "добрый молодец", сватающийся к дочери царя или же непосредственно к самой царевне, вдруг нарушает запрет входить в потаённые двери без разрешения,— заявляется туда во всей красе и сострадательно спаивает этому Кощею изрядное количество вёдер /обычно три/ воды, после чего Кощей делает ему ручкой — рвёт цепи и глумливо хохоча улетает из подземелья, похищая при этом, как правило, по пути и дорогую невесту /душу-!./ этого слишком доброго молодца, которому потом приходится её изволять с превеликими мытарствами /см. например сказку "Марья Моревна" в сборнике А.Н.Афанасьева: Ко¬щей 10 лет на 12 цепях в чуланчике прохлаждался, а затем "испил" 3 ведра воды…/.

— Не напоминает ли эта сказочная схема в ос¬нове своей сюжет из Евангелия? /Кстати, сейчас, т.е. в ночь на 7-е января около 3-х часов, т.е. в ночь на Рождество, возникла в связи с Кощеем тема, которую следовало бы отдельно рассмотреть: Кощей-Бессмертный, как Сатурн-Хронос…, который, помнится, был ввергнут Юпитером-Зевсом в мрачный Тартар, иначе говоря, — в преисподнюю. "Бессмертный" Хронос, который, однако, обретает свой конец - в смысле "кончины" разумеется, а не физиологически...

К слову, и Александр Васильевич Сухово-Кобылин использует похожий сюжет в его "маскарадном" варианте в своей пьесе "Смерть Тарелкина”, где Варравин выдавая этого Тарелкина в полицейском участке за вурдалака, морит его отсутствием воды, дабы тот набравшись "разрывной" силы не убежал, разорвав все цепи и решётки, а так "…он могши по своей натуре умереть — постоянно будет в томлении...". И Тарелкин /кто-б он ни был/ действительно "пребы¬вал в томлении".

— Т.о. видим, что отсутствие воды мучительно и для существа человеческого, и для того, которое пытается занять человеческое место. Только 3-мерная человеческая плоть, будучи тленна, при отсутствии воды мученически погибает, и человек переходит в иное состояние; а нечистый же дух, будучи по природе бессмертным /наверное, как и всякий дух, даже чистый/, мучени¬чески пребывает в томлении, т.е. не находит покоя, скитаясь в своём плоскостном /и следовательно, более ограниченном, чем 3-мерный/ мире.

"Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным…".

Вероятно, оправившись несколько после первого удара в своём мире и пребывая в беспокойстве, Нечистый стремится получить новое воплощение в мире более высоком, чем его собственный. К сл¬ову: само по себе желание м.б. и не заслуживает осуждения, но нечистый-то пытается пролезть, нарушая благие установления, определённую последовательность, - не путём самосовершенствовани я, а паразитируя на организме более высоком, и практически, обязательно уничтожая его. Идёт путём не эволюции /космической, а не дарвиновской, конечно/, а путём экспроприации, вмешиваясь и нарушая т.о. естественные процессы земного мира.

И, вероятно, имея на то какие-то свои причины, осторожно подбирается изгнанный нечестивец к объекту 3-мерного мира ему уже знакомому - освобождённому /или освободившемуся?/ от него ранее человеку.

Наверное, это естественно — начинать новое внедрение по уже проторённому, известному пути, а м.б. и по злобности и мстительности своей натуры возвращается он к тому человеку. И видит "дом" украшенным и прибранным, но — свободным; однако, войти туда один сам уже не решается /или по каким-то причинам не может/.

Данное состояние может говорить о том, что человек, так или иначе освободившийся от напасти и испытавший при этом какие-то тяготы,— "успокоился", считая, что достаточно поддерживать "оборону" на раз и навсегда данном уровне; и т.о. человек тщеславно остановился на пути эволюции, погрузился в некое "псевдо-завершённое" состояние, считая, что достиг предельного уров¬ня. Следовательно, он /может и невольно/ полагает себя "истиной в последней инстанции", не имея к тому реальных оснований. Не¬вольное, м.б. тщеславие, - и как следствие, — гордыня /прямо-таки "фарисейская"/.

— А главное, красивая /"прибранная"/, может быть, система, но лишённая в ы х о д а, развития.— За усилием не последовало СВЕРХ-усилия…

А нечистый дух? — Тогда идёт и берёт с собою семь "других"...

Итак, статичная /закостенелая и омертвеваюшая/ "оборона" преодолена "нечистыми силами", а человек омертвевшей тканью может этого уже и не почувствовать, даже не подозревать о новой у м -н о ж и в ш е й с я напасти, всё также считая себя "заслуженным примером".

Но в данном месте, пожалуй, интереснее будет задержать вни¬мание на количестве, а точнее, на ЧИСЛЕ вновь внедрившихся ду¬хов: один ходил-скитался, да ещё семерых злейших себя привел, итого: 1+7=8, т.о. именно восемь духов теперь помещаются в несчастном человеке /пока будем исходить из этого, а дальше, может быть, будут внесены некоторые коррективы/.А в качестве шутки: 8, да еще наполовину омрачённый дух самого человека = 8 1/2 — как у Феллини /либо душа омрачённая?/.

Итак, "8" — любопытное число. Вспомним, что при уничто¬жении 1-го мира были спасены /семья Ноя/ именно 8 человек. Но прежде, кратко, хочу вернуться к сказаниям-былинам и свойствам ВОДЫ; имеется достаточное множество всевозможных текстов заклинаний, обрядовых песнопений и проч., где недвусмысленно идентифицируется в о д а и к р о -в ь — как правило, из капель крови образуются озёра, а из потоков крови — реки.

В индийской йоге, при рассмотрении человека, как мак¬рокосма, сосуды его тела с текущей кровью представляются как реки; а при понимании Земли /т.е. планеты/, как целостного жи¬вого организма /если не существа/, водные её артерии будут её кровеносной системой.

Вода - вместилище жизни /хотя бы и в потенциальном её состо¬янии/, а кровь /по иудейской и др. системе/ — вместилище души живого существа. Т.о. покушаясь на душу человека, скитальцы безводного мира, возможно, покушаются на информацию, имеющую отношение непосредственно к АКТУ ТВОРЕНИЯ /нашего мира хотя-бы/, акту воплощения, материализации идеи; покушаются на КЛЮЧ, ов¬ладев которым, они, сами ничего сотворить не могущие, мнят ока¬заться хозяевами всего 3-мерного мира /а м.б. и не только его/.

Отсюда же, вероятно, и безудержные попытки во чтобы то ни ста¬ло синтезировать кровь в "лабораторных условиях". Но…"кровь стынет, сворачивается и далее... "/.

А теперь попробуем решить простой пример: 1 + 7 = 8. Думаю, чтобы его решить, прежде надо его преобразовать, а именно: /-/1 + /-/7 = /-/8. / Не зная других символов, пользуюсь здесь знаком "-" для обозначения нечеловеческих враждебных сущностей. Знак "-" здесь также указывает не на эволюционный, а на инволюционный процесс/.

Полагаю, что вполне закономерно записать именно /-/1 + /-/7, т.к. это выходит из текста: первоначальное действующее "лицо" нечистый дух — I, т.е. /-/, а далее духи, злейшие его, рассматриваются как нечто достаточно между собой связанное, можно сказать "цельное" - т.е./-/ 7. И первый дух прибавляет их к себе /или себя к ним/, и затем они уже составляют некую новую цельность, помещаясь в одном чело-веке.

Т.о. и получается: /-/1 + /-/7 = /-/8, где мы вправе рассмотреть /-/8 как самостоятельное качественное /или точнее: анти-качественное/ образование, а не простое механическое уве¬личение числа духов, — иначе к чему было подчёркивать, что первый дух привёл с собою ещё более злейших, и что человеку последнее его состояние хуже первого.

Для решения задачи в данном примере, пожалуй, недостаёт ещё одного важного компонента. Имеет ли человек в себе дух /+/ изначально?Разные системы, видимо, ответят по-разному; но системы, где начисто отрицается наличие духа человеческого /не метафорического "духа"/ позвольте не принимать в расчёт вовсе.

Другие же ответят в конечном счете, что или дух /наряду с душой/ присутствует в человеке как данность изначально, - либо, что, имея душу, человек может воссоздать в себе /при тех или иных условиях/ этот дух.

В нашем примере возможно принять наличие человеческого духа как данность /здесь неважно – изначальную или воссозданную/, т.к. в пользу этого свидетельствует сама неистовая "оккупация" духами человека.От первого духа-оккупанта человек избавился — сам ли, либо с чьей-то помощью — в любом случае ему пришлось пережить ряд "некомфортабельных" состояний в течение долгого времени /здесь не буду доказывать, почему - "долгого"/. В результате всех этих событий у человека вполне такой дух мог развиться /или "выкристаллизоваться "/.

Далее, изгнанный нечистый, поскитавшись несколько, возвращается опять, но сам проникнуть в человека не решается, а разведав, идёт обратно и потом при¬водит с собой "злейших".Где эти "злейшие" до сих пор сидели? Почему не проявляли себя? – Видимо, разрушительная сила их такова, что обычное существо, с "обычным" сознанием и духовым развитием, их не выдержит и разрушится почти сразу же – а, это паразитирующим тварям невыгодно.

Нечистый же "разведчик" сходил и убедился, что в 3-мерном мире развилась такая сущность, которая способна будет "вытянуть" на себе этих паразитов. Вот почему и покинули своё обиталище эти "7 злейших" /ведь сидели же они или скитались где-то до этого?/.

А почему, если дух человека развился и возрос, — смогли внедриться эти твари? Да, видимо, как раз в силу той успокоенности человеческой, о которой уже упоминалось.

— Достигнув результата, человек прекратил духовное возрастание — остановился на месте. Т.е. получилось некое "духовное окостенение", а к слову: костная материя — не переход ли от органики к неорганике и далее по инволюционному пути?

Значит, в своём примере можем /и должны/ учесть и еще один дух – человеческий. Но, как с ним поступить в плане материалистическом? Было бы неправомерно просто приплюсовать его к бесовским со знаком /-/, т.к. видимо к этому "математическому" действию и стремятся /-/ 8 остальных, желая т.о. получить /-/ 9! Для чего необходимо именно это число, будет ясно далее.

"Человеческая" же математика, вероятно, покажет опять-таки два направления:1-ое — либо человек оказывается в новом томлении и, осознав случившееся, призывает все возможные силы себе на помощь и сам стремятся изменить своё положение, т.о. /-/ + /-/ 7→(+1) /не владея математическими символами, пользуюсь здесь доморощенными/.

— Данная формула означает, что 7 и I нечистых духов стремятся к внедрению /слиянию?/ и поглощению /деструкции/ духа человеческого с последующей перестройкой его "структуры" ради получения "9", т.е. /-/ 9 - числа эфемерного. А дух человека, хотя и испытывает определённые вибрации /анти-/ и напряжения, но пытается избегнуть враждебного внедрения;2-ое — либо человек не чувствует и/или не осознаёт про¬исходящей с ним мутации /анти-/, и бесовское отродье поглощает его "изнутри". Здесь человеческий дух как бы окостеневает в догме, в омертвевшем "законе". Сам человек пребывает в страшной фанатической иллюзии, губительной для него.

А с подобного рода иллюзией, как будет показано далее, как раз и связано число "9" в отрицательном его аспекте, т.е. /-/ 9 — правда мне сейчас затруднительно выразить данный процесс деструктивной мутации и воплощения духа-химеры через математические символы и действия...

Происходит какое-то /анти-/ преобразование, /анти-/ таинство?Так как, вероятно, простое механическое прибавление /хотя бы и по одному до общей кучи/ НЕ даст иного каче¬ства./Кстати, - ухватил ли "ильич" этот момент перехода — это ведь он, кажется, трындил о законе перехода "из количества в качество"/?

А вот некто хорошо заметил, что "даже если собрать вместе 9 беременных женщин, - ребёнок всё равно не родится через месяц...".

Тоже и в Святом Писании: "...прилепится человек к жене своей, и будут два — плоть едина..." — потому и брак есть таинство /а не гражданский акт регистрации, т.к. для половых сношений ни в Тамбове, ни в Детройте он /акт/ вряд ли нужен/. А тут: 2 — плоть едина — /таинство/, следователь¬но: при участии 3-ей силы /это таинство обеспечивающей, - незримой, ускользающей/, — и явление, вроде бы от тех двух, - третьего /а по сути, как бы, четвёртого, которое зримо видится третьим/ на момент свершения таинства лишь как четвёртое. И явившись как третье, тут же включается как второе, т.к. те двое - плоть едина + это третье /которое было четвертым/ — но лишь в некий иррациональный момент, — поэтому как 4-ое и не присутствует в сознании.

Далее: относительно седмицы у Николая Кузанского.Прогрессия, кругообразно возвращается к себе самой, исчисляется шестерицей; прогрессия, не возвращающаяся к себе, а переходящая в иное, подобное /подчёркнуто мной/, cтоит после шестерицы и исчисляется седмицей. Необходимы, однако, обе эти прогрессии, и они измеряются десяткой. /…/ /…/Седмица прогрессий выходит из шестерицы, как время с его последовательностью – из вечности, Седмицу ты обнаружишь в природах порождаемых и гибнущих вещей. Например, когда из семени происходит дерево, а из дерева семя, обе эти прогрессии охватываются седмицей./...//…/ Это последнее — иное числом, чем первое, и, поскольку конец не совпадает числом с первым началом, а конец истечения с началом обратного течения совпадает, получается как раз седмица.

А из неё – десятка /... .../- подробно смотри Н.Кузанский "О предположениях", М. 1979. Мысль, т.1, стр.240-243/.

Далее, для рассмотрения "7 злейших себя" как целостного явления, будет полезным привести текст древней, ассиро-вавилонской молитвы против злых духов:

7 злейших себя, т.е. себя самих /моя трактовка/.Духи в каждый момент более злы, чем они сами есть по своей природе, т.е. постоянное возрастание зла в их замкнутой системе, вот почему им нужен выход, иначе "энтропия замкнутой системы стремится…"/?/. Интересно: "не мужчины они и не жены…детей не рождают…" см. разницу Истины и ее подмены: единое заключает в себе и Мужское и Женское /см. у Лао-цзы:Дао рождает 1; 1 рождает 2; 2 рождает 3; 3 – все существа/; вариант подмены – лишенное признаков пола – бесплодное.

Семеро их семеро их,В глубине океанасемеро их,яростных в небесемеро их.Возросли они в домев глубине океана,не мужчины они,и не жены они,ветры они,бродящие в саду,жен не имеют,детей не рождают,- ни прощенья они,ни пощады не знают,ни молитвам они,ни мольбам не внимают,словно кони, онивырастают в горах,разбойники Эа,посланцы богов,что стоят на дороге,помрачая пути.Злые они,злые они.Семеро их,Семеро их, дважды семеро,дважды семеро их.Клятвою небабудьте вы закляты,клятвою землибудьте вы закляты.

Молитва против злых духов

— текст дает богатую пищу для исследователя, особенно, если применить к нему нумерологическую дешифровку через образы и их соответствия принятые в Авестийской астрологической системе. Вот только несколько "зарисовок":

Семеро — число 7 соответст¬вует планете Сатурн /т.е. Кронос/, "яростных в небе" — "выс¬ший" воздушный знак — Водолей /17/-!, управитель Водолея - Уран /8/! т.к. 8 = 1+7=17/! Второй управитель Водолея - из¬вестный уже Сатурн см. мифологию об отношениях этих персон. "В глубине океана" — символ Океана, планета Нептун /9/ управитель знака Рыб /18/, заметим, что экзальтация /проявление во всей полноте качеств/ у Нептуна в знаке Водолея; "вырастают в горах" — горный ландшафт по преимуществу связан с Сатур¬ном... "Дважды семеро..." - 7+7=14 — число знака Девы /где происходит переворот зодиакальной плоскости по модели ленты Мёбиуса/, заметим, что в Деве происходит изгнание Нептуна, т.к. знак Девы диаметрален знаку Рыб. Сатурн также управитель Козерога, где должна быть вторая обитель Урана /а в Водолее наобо¬рот!/ - но она ещё не проявлена...

Интересно сопоставить эти данные с дешифровкой текстов авестийской мифологии, где говорится о возможности преодоления праведными космической Иллюзорности /Нептун, 9 в ее ипостаси/, избавиться от длительной цепи перерождений в Шамшаре и перейти Небесную Реку поперёк;

праведным даруется божественное сияние "Хварно" /которое символизирует Уран, т.е. 8/, Хварно, укрыто на дне глубокого озера, т.е. в воде /см. Нептун и Рыб/.

Его дарует божественная Ардвисура Анахита /соответствует планета Венера — 6/, а неправедным /хоть и сильным богатырям!/ - не дарует. Знак Рыб - завершает зодиакальный круг, — Венера экзальтируется в Рыбах /см. в конце→/.

Наконец, очевидно, что догадка о Кощее-Хроносе /см. в начале/ "имеет быть верной".И 7 злейших — это закрепощение человека /со всеми его зримыми и незримыми телами /в линейном /"плоскостном"/ времени /Сатурн-Крон/.

Христос в данном фрагменте /многоплановом, конечно/ вероятно и указывал на опасность возврата в линейное время уже вышедших из него. /У Н.Кузанского см. "7" - производящую иное подобное, т.е. иллюзия развития, механическое движение материи - нет качественного выхода за.../. А фарисейская е р е с ь как наглядный пример "бесконечного" самовоспроизведения замкнутой системы /в параллельном пространстве?!./ - нет выхода.

И стоит обратить внимание на слова Иисуса Христа о "знамении Ионы". — Сошествие во ад и вывод грешников из пасти ада. И Иона во чреве "кита" /о чём уже было подробно сказано/. Во чреве кита-Левиафана. А Левиафан, по преданию, помещается на дне Океана /т.е. см. связь с планетой Нептун – 9, владыкой знака Рыб - 18/ ещё раз сопоставьте с авестийскими мифами о божественной Ардвисуре Анахите, дарующей благо праведным преодолеть поперёк Небесную Реку /Витунгахаити, млечный Путь/ — цепь бесконечных перерождений-скитаний по звездам в замкнутом линейном времени.

Левиафан же и есть змей, кусающий свой хвост, т.е. замкнутое в пространстве линейное время, - из колец которого Христос указывает возможный выход ещё при жизни человека /см. Колесо Сансары/.

0бщая революция к рубежу, когда "времени больше не будет" /Апокалипсис/. Т.е. время, Вечность и Бог /вне времени-простран¬ств а и Вечности/ - Единый Сущий. /Вспомни, говоря о "выходе из линейного времени", —— Христос говорит: "Азъ Есмь Дверь в Царствие Небесное"/.

Что же касается "прибранной и украшенной горницы, то уже разбирали, что все элементы собраны в определенной последовательности, и взаимодействуя пребывают в гармонии, но /!/ - горница пуста, следовательно одной гармоничной последовательности /так сказать, технологическая часть/ - мало.

Место в "горнице" пустует без нравственного /истинного/ идеала, и человек впадает в гордыню и иллюзию /"-" 9/. Мнящий себя господином — раб. /Кстати, дополнительно о гармонии: Венера /6/ символизирует гармонию "земную", Нептун /9/ небесную, - помним, что Нептун является управителем Рыб /I8/, а Венера в этом знаке экзальтируется, а перед нами как раз пример обретения гармонии "земной" без небесной, добавим, что Венера управляет знаком Телец /15 = I + 5 = 6/, который считается "порто инферно" /врата ада/... Впрочем, здесь можно говорить много.

Не вполне только ясно: что такое этот первый злой дух, изгнанный из "дома своего" — что это значит, "дома своего"? /!/.Китайские чань /яп. дзен/ буддисты говорят: "Природа чело¬века изначально чиста..." /см. Алтарную сутру шестого патриар¬ха Хой Нена/. Тоже можем заключить и из библейских сведений об Акте Творения; и т.д.

Может изгнанный дух — результат внедрения в тело Лилит нечистого семени "эйцехоре", — налагающего своего рода печать на любое /или почти любое?/ существо 3-мерного мира, рождающееся на Земле?

Возникло вдруг по поводу слов Христа: "Азъ есмь Дверь в Царствие Небесное"— по знаку рождения, Иисус - Козерог /также и Заратуштра; под этим же знаком антихрист/. Управитель знака Сатурн /7/, а второй, ещё не проявленный, т.е. еще не влияющий на обычных людей - Уран /8/, если допустить, что в знаке рождения Иисуса Христа "работает" не только "7", но и "8" - это может навести на дополнительные штрихи к общей картине. /Кстати, сам факт составления и разбора "гороскопа" Мессии на первый взгляд может показаться странным, но есть одна маленькая деталь: в отличие от простых_ / и не простых/ смертных Христос выбрал себе воплощение /а следовательно и место, и время, и зодиакальную картину.../ САМ.

Вначале уже была приведена формула по поводу злых духов: 1+7=8, но мы вправе записать её и иначе – 1+7=17 (/-1/ + /-7/= /-17/).17 - 16 ипостасей времени +1 /выход/ — сначала проходят 16, затем I /выход/ — по авестийской системе.

По астрологической раскладке линейное время выражается через неподвижный крест Зодиака: Телец - Лев - Скорпион - Водолей. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.

Через Водолей, - выход из колец времени. Помним, что Водолей – 17.

Может быть поэтому, злой дух идёт и приводит в "дом свой" ещё семерых, злейших себя - попытка вырваться за пределы времени, замкнутые Творцом, дабы лока¬лизовать злые силы./?/.

Кстати, - Телец /15/ + Лев /19/ + Скорпион /21/ + Водолей /17/ = 72, = 9 - Нептун, владыка Рыб /знак экзальтации Венеры - 6/, или высшие небесные гармонии и преодоление иллюзий, либо /при "-"/ погружение в них. Так же 72 = 9∙8 /т.е. Нептун∙на Уран/. Также 6 ∙ 12 /т.е. Венера, символ Ардвисуры Анахиты, и знак Овна - в свёрнутом виде заключающий в себе весь зодиакальный круг/, и т.д. ...72 также: за 72 года ось прецессии проходит 1 градус.

В притче о вымеренной горнице вполне можем проследить мистерию знаков Рыб и Водолея /и м.б. Козерога/, и планет, относящих¬ся к ним: Сатурн /7/, Уран /8/, Нептун /9/, Венера /6/,— в зна¬ке Рыб /18/ владыка Нептун /9/, экзальтируется Венера /6/; второй владыка - Юпитер /5/, - земной закон.Если горница прибрана, украшена, но пуста, то работает только "6" - нет гармоний Не¬бесных /9/, а есть иллюзии /"-"9/, человеку кажется, что он обретает божественное сияние /Уран,8/ И получает Выход /Водолей,17/, где экзальтация Нептуна /9/, а второй владыка Сатурн, 7/» а на самом деле человек погружается в порто инферно /Телец, 15 в "-" ипостаси, и так же владычица Венера здесь может проявиться как /нет гармонии/ "-"6 — погружение в прошлое.

Благодать праведным /символ прошлого - Ъ (7), - старик, но есть связь с о; 15 /о/ - прошлое, настоящее, будущее по пяти стихиям.

С явлением Христа - эпоха Рыб /смещение по прецессии земной оси/; в 2ООЗ году прецессия вступит в 30 градус Водолея /королевский/.

Т.о. притча о выметенной горнице "проигрывается" в космическом масштабе для всей планеты Земля, для всех её населяющих возможность освобождения от иллюзорного существования, возможность ВЫХОДА, либо...

"Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; бывает для человека того последнее хуже первого...".

Конец 91 – март 92. СПб.

ethnos.ucoz.com


Смотрите также