Славянские духи, какие они? Славянские духи


Духи древних славян - Духи славян

Духи славян

Черт Один из самых популярнейших героев поверий, сказок, притч и пословиц. Упоминание о нем встречается как в древние времена, так и в современном языке. Образ черта многопланов: с одной стороны, он яв-ляется обобщающим названием для любых нечистых духов, и в крестьянских поверьях его трудно отличить от водяного, лешего, банника и т. д. Но наряду с этим существует и конкретный образ чертей как обитателей адского, подземного мира, где они огнем мучают несчастных грешников. Свое обиталище черти оставляют с единственной целью – делать пакости людям. Происходят они, согласно тем же поверьям, от восставших ангелов, которые в наказание были низвергнуты с Неба. Часть их провалилась под землю вместе со свои предводителем сатаною, и из них получились черти, бесы, дьяволы. Другие, упав на землю, расселились по лесам, болотам, рекам, домам и стали называться домовыми, водяными, лешими, болотниками. В адском царстве у чертей есть своя иерархия. “Черт, дьявол, бес, сатана – сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих”. Из вышесказанного видно, что черти отличаются от других злоносителей, по народным представлениям, они менее зловредны и зача.стую обладают добродушным характером. Черт и соблазняет людей, и любит подшутить над ними, поэтому во многих областях его называли “шут”.
В одной из быличек рассказывалось о маленьком чертенке, отказавшемся делать пакости и взмолившемся Богу, чтобы он помог ему избежать наказания за это со стороны старших чертей. Бог его услышал, спрятал, а чертенок после этого стал ангелом. Изображали черта обычно в виде черного мохнатого существа с хвостом, рожками, острыми когтями и копытцами на ногах. Он летает, глаза его горят как угли; может быть хром и плешив. Черт – оборотень, является к людям в образе человека, животного, птицы, гада, показывается также в своем излюбленном обличье – вихре, который подхватит, закружит, собьет с пути человека. (”Вечера на хуторе близ Диканьки”).

Слово “черт” старались не употреблять, не то он привяжется, в покое не оставит, будет постоянно преследовать и чинить зло. Чаше вместо черта говорили: “окаянный”, “лукавый”, “черный”, “рогатый”, “немытик”. Обитают черти, как правило, в болотах, оврагах, омутах, считавшихся входом в подземное царство сатаны. Водятся они и в горных пещерах, заброшенных домах, на водяных мельницах, в непролазных чащобах. Любят собираться на перекрестках и играть в бабки или биться на кулачках, именно здесь, если есть на то надобность, ищут встречи с лукавым. В обмен на душу черт может одарить, чем только пожелаешь, - и славой, и богатством, и любовью, но страшна расплата за это – вечные мучения в адском пекле. Черт вездесущ, он проникает и в баню, и в овин, и даже в саму избу, где удобно прячется на чердаке или в подполе. “Пусти черта в дом – не вышибешь лбом” *. В дом лукавый проходит через трубу, которая считается “местом нечистым”. Предусмотрительные хозяйки обычно трижды крестили ее, прежде чем затопить печь. Во время же гаданий, наоборот, трубу обязательно оставляли открытой. У чертей, как и у простых смертных, бывают свои жены, дети. Обыкновенно чертовы свадьбы приходятся на лето и кажутся людям пылевыми вихрями, очень опасными для человека, т. к. могут нести с собой всевозможные недуги. Черти женятся на чертовках, ведьмах, но иногда посещают тоскующих женщин, принимая облик любимого человека. Дети, рожденные от таких союзов, - чертенята, ведьмаки, безбожники, рождаются также жабы, змеи, мыши. Есть у чертей и свои обязанности – сторожить клады, особенно заклятые. Взять такой клад непросто, даже если его отыскать, черт все равно, совершив какую-нибудь каверзу, уведет сокровища прямо из-под носа. Такие клады ищут с цветком папоротника, который расцветает единственный раз в году, в ночь на Ивана Купалу. Этот цветок делает человека всевидящим и указывает ему, где зарыт клад. Черт же всеми правдами и неправдами старается не допустить, чтобы заветный цветок попал в руки человека. Почти все истории о кладоискателях имели плохой конец. По распространенным поверьям, пьянством и курением человечество также обязано чертям, которые изобрели эти занятия исключительно для разжигания ссор и драк между людьми.

Излюбленная бесовская добыча – припозднившийся одинокий пьяница. “Пьяница – черту брат”. Болезни, особенно душевные, психические расстройства, кликушество, порча, сглаз также приписываются вселению в человека нечистого. Особенно активны черти в период Святок, без них не обходится не одно гадание, правда, желающим заглянуть в собственную судьбу надо быть крайне осторожными, это чревато гибелью. Но зимой чертей все-таки меньше, чем летом. С наступлением тепла они появляются в таком количестве, что Илье Пророку приходится довольно часто садиться в свою крылатую колесницу и гонять нечистых по всему белу свету. Верное и безотказное средство от супостатов – чертополох, но неплохо зарекомендовали себя и семя льна, чертогон (переполошная трава), аконит, плакун-трава (от которой все нечистые плачут), ладан (”Боится, как черт ладана”), петух, крестное знамение, матерная брань. Рекомендовалось также быть бдительным и не соблазняться разными посулами от незнакомых людей, не поминать чертей к слову, не снимать нательный крест. С чертом связано и множество русских пословиц: “Господь на языке, черт на сердце”; “Ангельский голосок, чертова думка”; “Бога зови, а черта не гневи”; “У него черт в подкладке, сатана в заплатке”; “Послал Бог работу, да отнял черт охоту”; “Не бойся смертей, а бойся чертей”; “Богу – свечу, а черту – кочергу” и т. д.

Берегиня, Русалка, Вила, Купалка Древний женский Дух, обитающий в водах. Берегиня - Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини - Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета. Есть сведения, что у неё между перстов есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост. Живёт Берегиня - Русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву или плакучую берёзу. Следы от Берегини - Русалки изредка остаются на мокром песке, но это можно видеть только застав её в расплох, в противном случае она перерывает песок и заглаживает свои следы. Появиться Берегиня - Русалка может и одна, и с подружками. Вместе они купаются, поют весёлые песни восхитительными и заманчиввыми голосами, качаются на ветвях, аукаются меж собой, вьют плетенницы из цветов и украшаются ими, водят хороводы, с песнями, играми и плясками. Когда они плещутся в воде они любят путать сети у рыбаков, а у мельников портить жернова и плотины. Играя они похищают у женщин нитки, пряжу. Любят Берегини - Русалки привлечь прохожего и начать его щекотать, для отпора надо иметь полынь, которую нужно бросить в лицо. От скуки у заночевавшего стада гусей завёртывают крылья за спиной одно за другое. Из волшебных предметов у Берегини - Русалки есть гребень, которым она может затопить и сухое место. Доколе она чешет им свои волосы, дотоле с неё будет струиться вода, если же на ней и волосы обсохнут, тогда она умрёт, поэтому она не отходит далеко от берега.

Бесы Бесы (общеславянское слово; старослав. ед., ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. виjec, словен. бкs, чеш. bus, польск. bies и т.д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счете восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Бесы — того же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. daimones — демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Бесы» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав, языческих богов (Перун, Белее, Мокошь и др. называются здесь тоже Бесы). Бес – одно из названий Чернобога. Позже – обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь; пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы. Бес — злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о Бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте. В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах Бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в — блудный грех). Бес обычно описывался как существо черного (синего) цвета, ср. рус. черный, синец 'бес, черт'; Бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения Беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко 'черт'). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения Бесов с гипертрофированными гениталиями.

Алконос

Алконос, Алконост ( Алкион, Аколностъ, Алканостъ, Алконотъ, Алкуностъ, Альконостъ, Антоностъ ) - райская птица, представляемая полуженщиной - полуптицей с большимим разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в котором иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоста есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живет она на райском дереве, на острове Буяне ( Макарийском ) вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поет, то сама себя не ощущает. Услышавший ее чудесное пение все в мире сем позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Зимой Алконост летит на море и откладывает там яйца, высиживая их в течении семи дней. В течении этого времени на море царит полный штиль.

Амбарник, Амбарный ( Анбарный )

Амбарник - Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник. Девушки встав возле амбара, приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!» Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником, ее ждало замужество за бедняком.

Баба Яга Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское; Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет Баба Яга со своими дочерьми. Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу.

Банник Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Банница, Обдериха, Лазник) - хозяин бани. Банник - невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии - голый старик с длинными черными растрепанными волосами и покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком. Поселяется банник тогда, когда в бане рождается ребенок. Обитает он под полком или за печкой - каменкой. Иногда не один, а с женой - банницой и детьми. Хозяин бани бывает жесток - он кричит, стучит, щекочет, запаривает, раскалывает камни с каменки и кидается в людей, может затащить на печку, а может ободрать кожу и повесить ее на печку. Банник любит париться и моется либо в четвертый, либо в седьмой пар, после захода солнца или в полночь. Часто париться он не один, а со своей семьей и гостями, которых приглашает на посиделки - русалками, лешими, овинниками. Он может украсть младенца, либо заменить его своим ребенком, который уродлив, не разговорчив и плохо растет. Необходимо содержать баню в чистоте, оставлять банникам воду, мыло, веник. Нельзя мыться в четвертый пар, либо после захода солнца. Вымывшись нужно поблагодарить банника и пригласить его: "Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости". Либо обратиться к самой бане: "Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье". Чтобы задобрить банника, нужно принести в баню кусок ржаного хлеба, посыпанного солью и бросить горсть соли на каменку. Оградить себя от козней банника можно задушив черного петуха и закопав его в четверг под порогом, уйти пятясь задом и кланяясь. У банника можно научиться играть на музыкальных инструментах. У него храниться шапка - невидимка, которую можно получить раз в год. Также есть у банника "беспереводной" целковый. Для того, чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню со словами: "На тебе ребенка - дай мне беспереводной целковый".

Белая Баба, Девка Белая Баба, Девка - предвестница несчастья. Внешне Белая Баба - это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будующее. Исчезает также внезапно, как и появляется. Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

Щур Щур - бог межи, по ту сторону которой смерть (прищуриться), не путать с чурами, чур связан с культом предков-охранителей жилища(чураться). Чуры - духи хранители, а щуры - типа римских ларвов, лемуров, духов смерти, от которых откупались.

slavv.ru

Славянские духи, обитающие в доме

Введение

Духи в славянском мире населяли не только леса и воды. Они так же жили рука об руку с человеком прямо у него дома. У каждого из них была своя функция: кто-то помогал по хозяйству, а кто-то, наоборот, наказывал нерадивых хозяек.домовой баенник овинник кикимора

В данной работе мне бы хотелось по подробней рассмотреть именно этих существ, т.к. на мой взгляд очень многие приметы и действия, которые мы делаем сегодня, уходят корнями в те далекие времена, когда наши предки верили в столь интересное соседство.

Домовой-доможил

Выделился из осиротелой семьи старший брат, задумал себе избу строить. Выбрал он под стройку обжитое место. Лес рубил: сто бревен - сто помочан, чтобы вырубить и вывезти каждому по бревну. Десятком топоров (успели повалить лес поздней осенью, когда дерево не в соку, и вывезли бревна по первопутку: и работа была легче, и лошади меньше наломались. Плотники взялись "срубить и поставить избу", а если сладится хозяин с деньгами в этот же раз, то и "нарядить" ее, т. е. сделать внутреннее убранство, доступное топору и скобелю. Плотники подобрались ребята надежные, из 'ближнего соседства; где испокон веку занимаются этим ремеслом и успели прославиться на дальние окольности. Помолились на восходе солнца, выпили "заручную" и начали тяпать от ранней зари до самой поздней.

Когда положили два нижние бревна - два первые венца так, что, где лежало бревно комлем, там навалили другое вершиной, приходил хозяин, приносил (водки, пили "закладочные". Под передним, святым углом, по желанию хозяев, закапывали монету на богатство, плотники сами от себя - кусочек ладану для святого. Пусть де не думают о них с бабьих бредней худого и не болтают, что они знаются с нечистой силой я могут устроить так, что дом для жилья сделается неудобным.

Переход в новую избу или "влазины", новоселье,- в особенности жуткая пора я опасное дело. На новом месте словно бы надо переродиться, чтобы "начать новую тяжелую жизнь в потемках и ощупью. Жгучая боль лежит на сердце, которое не чует (а знать хочет), что ждет впереди: хотелось бы хорошего, когда вокруг больше худое. Прежде всего напрашивается неотразимое желание погадать на счастье. Для этого вперед себя в новую избу пускают петуха и кошку. Если суждено случиться беде, то пусть она над ними и стрясется. За ними уже можно смело входить с иконой и хлебом-солью, всего лучше в полнолуние я обязательно ночью12 .

Искушенные житейским опытом хозяйки-бабы ставят икону в красный угол, отрезают один сукрой от каравая хлеба и кладут его под печку. Это тому незримому хозяину, который вообще зовется "домовым-доможилом". В таких же местах, где домовому совершенно верят и лишь иногда, грешным делом, позволяют себе сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о котором в других местах давно уже я забыли. Кое-где (например, по Новгородской губ., около Боровичей) хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видал) старается три раза обежать новую избу нагишом, с приговором: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил и дедушка-лесной через него не заглядывал". А чтобы был этот "замок" крепок, баба в воротах перекидывается кубарем также до трех раз и тоже с заученным приговорным пожеланием, главный смысл которого выражает одну заветную мысль, чтобы "род и плод в новом дому увеличивались".

О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь, при сотворении мира, сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людское жилье тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к "им привыкла, так примирилась с "ими, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую, отдельную добрую породу.

Никто не позволяет себе выругаться их именем. Всегда и все отзываются об них с явным добродушием и даже с нежностью. Это вполне определенно выражается во всех рассказах и согласно подтверждается всеми сведениями, полученными от сотрудников в ответ на программные вопросы по демонологии из разных концов Великороссии.

Каждая жилая деревенская изба непременно имеет одного такого жильца, который и является сторожем не только самого строения, но, главным образом, всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.

Живет-слывет он обычно не под своим прирожденным именем "домового", которое не всякий решится произносить вслух (отчасти из уважения к нему, отчасти из скрытой боязни оскорбить его таким прозвищем). А величают его за очевидные и доказанные услуги именем "хозяина" и за древность лет его жизни на Руси - "дедушкой"13 .

Поскольку все это разнообразие имен и прозвищ свидетельствует о живучести домашнего духа и близости его к людским интересам, постольку он сам и неуловим, и неуязвим. Редкий может похвалиться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, тот либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться. Видеть домового нельзя: это не в силах человека (в чем совершенно согласно большинство людей сведущих, искусившихся долгим опытом жизни). И если кто говорит, что видал его в виде вороха сена, в образе какого-либо из домашних животных, тот явно увлекается и строит свои догадки на том предположении, что домовой, как всякий невидимый дух с нечеловеческими свойствами, наделен способностью превращаться, принимая на себя разновидные личины, и даже будто бы всего охотнее образ самого хозяина дома. Тем, кто пожелал бы его видеть, предлагают нелегкие задачи: надо надеть на себя, непременно в пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной зубьями на себя и сидеть между лошадьми, которых он особенно любит, целую ночь. Говорят даже, что если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то устраивает так, что лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить любознательного. Верно и вполне доказано только одно, что можно слышать голос домового (и в этом согласны все поголовно), слышать его тихий плач и глухие, сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда и отрывисто краткий и глухой голос в виде мимоходных ответов, когда умелые и догадливые хозяева успевают окликнуть и сумеют спросить его при подходящих случаях. Впрочем, все, кто поумнее и поопасливее, не пытаются ни видеть этих духов, ни говорить с ними, потому что, если это и удается, добра не будет: можно даже опасно захворать. Впрочем, домовой по доброму своему расположению (к большакам семьи - преимущественно и к прочим членам - в исключение) имеет заветную привычку наваливаться во сне на грудь и давить. Кто, проснувшись, поспешит спросить его: "К худу или к добру?" - он ответит человеческим голосом, словно ветер листьями прошелестит. Только таким избранным удалось узнать, что он мохнатый, оброс мягкой шерстью, что ею покрыты даже ладони рук его, совершенно таких же, как у человека, что у него, наконец, имеются, сверх положения, рога и хвост.

Часто также он гладит сонных своею мягкою лапой, и тогда не требуется никаких вопросов - довольно ясно, что это к добру. Зла людям он не делает, а напротив, старается даже предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности.

Если он временами стучит по ночам в подызбице, или возятся за печью, или громыхает в поставцах посудой, то это делает он просто от скуки и, по свойству своего нрава, забавляется. Давно и всем известно, что домовой - вообще большой проказник, своеобразный шутник и, где обживется, там беззаботно и беспричинно резвится. Он и сонных щекочет, и косматой грудью на молодых наваливается также от безделья, ради шутки. Подурит и пропадает с такой быстротой, что нет никакой возможности заметить, каков он видом (что, однако, удалось узнать про лешего, водяного я прочих духов - подлинных чертей). В Смоленской губернии (в Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губернии" он одет в свитку желтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, "словно обрубок или кряж", но с большой седой бородой и неповоротливый; всякий может (увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он. иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.

Поселяясь на постоянное житье в жилой в теплой избе, домовой так в ней приживается на правах хозяина, что вполне заслуживает присвоенное ему в некоторых местностях название доможила. Если он замечает покушение на излюбленное им жилище со стороны соседнего домового, если, например, он уличит его в краже у лошадей овса или сена, то всегда вступает в драку и ведет ее с таким ожесточением, какое свойственно только могучей нежити, а не слабой людской силе. Но одни лишь чуткие люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и отличать возню домовых от лошадиного топота и шараханья шальных овец. Каждый домовой привыкает к своей избе: в такой сильной степени, что его трудно, почти невозможно выселить или выжить. Не достаточно для того всем известных молитв и обычных приемов. Надо владеть особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он внял мольбам и не признал бы ласкательные причеты за лицемерный подвох, а предлагаемые подарки, указанные обычаем и советом знахаря, за шутливую выходку. Если при переходе из старой, рассыпавшейся избы во вновь отстроенную не сумеют переманить старого домового, то он не задумается остаться жить на старом-пепелище, среди трухи развалин в холодной избе, несмотря на ведомую любовь его, к теплому жилью. Он будет жить в тоске и на холоде и в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов, которые вместе со всеми другими жильцами успевают перебраться незваными.

mirznanii.com

Навьи Духи Славян | Славянский Ведический Портал

Со временем люди всё меньше трепетали перед животным миром и природой и всё больше понимали её,  поэтому  образы божеств менялись, постепенно утрачивая звериные черты. Хозяином леса, на смену медведю стал Леший, с рогами и звериными лапами, но уже более напоминал человека, как по внешнему виду, так и по характеру. Леший покровительствовал охотникам, поэтому первую добычу […]

Финист – воинственная птица-сокол. Воплощение Бога войны – Волха, стоящего на страже границ Руси. Финист ясный сокол известен каждому ребенку, который читает сказки в книжках или смотрит художественные фильмы-сказки. Финист часто выступает в роли главного героя в Русских народных сказаниях, повериях и преданиях, где его можно увидеть в образе непобедимого могучего воина или чудесного, счастливого жениха, […]

Птица Стратим, как и Алконост, является воплощением (инкарнацией) Бога ветров Стрибога. Стратим управляет морской погодой. Штормы и бури, водовороты, волны  и цунами все это находится во власти волшебной птицы Стратим. Огромные крылья птицы Стратим очень долго отдыхают, но как только они распрямляются, на море-океане сразу начинают подниматься бури и  ураганы. Но самую страшную бурю Стратим поднимает не […]

Снегурочка (Снежинка, Снегурка) каждый год рождается из самого чистого снега, поэтому и носит такое имя. Девушка Снегурочка относится к облачным существам, покрывающим весеннее небо после таяния льда и снега. Снегурочка является частой гостьей Русских народных сказок. Белокожая, белолицая Снегурочка с белыми ресницами, бровями и косой может соперничать по красоте, чистоте и свежести с самой снежной […]

Рарог – солнечный, огненный сокол, птица пламени, инкарнация (воплощение) Бога-Сварожича Семаргла. Семаргл большую часть времени проводит в образе огромной огненной собаки. Образь Рарога он использует в случаях чрезвычайной срочности выполнения заданий Верховного Бога. Рарог обладает удивительной способностью: в виде огненного вихря, смерча или урагана перемещаться в пространстве и времени. Очень часто Рарог посещает человеческое жилье, […]

Могол – огромная, могучая птица, обладающая невероятной силой и живущая в подземном царстве Смерти. Ее песни одурманивают человека и завлекают его в глубины Навьего мира.  Птица Могол смогла унести сурицу, бывшую на горе Березань. Это она проделала для того, чтобы оживить Бога  Перуна. Могол летает между двумя мирами, миром Яви и миром Нави. Однажды она помогла Мудрому […]

Матерь Сва – Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов Русских. Матерь Сва Слава является воплощением (инкарнацией) Богини Лады. Матерь Сва приходит к нам иногда в образе птицы. Прежде всего ей близок образ вещей птицы Гамаюн. Матерь Слава или Славуня, вместе со славным Богумиром, являются прямыми прародителями Русского Рода. Наши великие Предки всегда […]

Лихорадка – дух, злой демон, спрятавшийся под личиной женщины. Лихорадка бродит по миру простоволосой женщиной. У нее постоянно огнем горят глаза, а руки вцепляются в свою жертву мертвой хваткой. Наши Предки пытались отвадить Лихорадку приветливыми и ласкательными словами: тетушка; гостьюшка; сестрица; кума.  Образ Лихорадки слабо отражен в славянской традиции, ритуалах и обрядах.  В основном, конечно, […]

Лихо Одноглазое –  брат-близнец великана Верлиоки, Дух несчастий и зла. Когда говорят про Лихо, обычно имеют в виду  какую-либо беду. Лихо – одноглазый огромный великан. Ростом он выше самого высокого дерева, а у него во лбу горит всего один глаз.  Силы у Лиха столько, что он с легкостью ворочает гигантскими камнями и деревьями. Кроме того, он обладает чрезвычайной […]

Кикимора – веселая и игривая женщина-привидение. Днем она любит проводить время за Русской печкой, а ночами выходит поиграть с прялкой и веретенами. Она любит брать и перекладывать с места на место какие-нибудь домашние вещи. Особенно ей нравиться играть со всякими женскими безделушками и украшениями, поэтому хозяйка дома иногда может обнаружить свою «пропавшую» вещь где-нибудь совсем […]

Жар-птица – волшебное чудесное существо, воплощение Бога грозы, грома и молний Всесильного Громовержца Перуна, прилетающее к нам из божественного Ирия или из далекого тридесятого  царства. В тридесятом царстве находятся сказочно богатые люди и земли, потому-то и окраска самой Жар-птицы золотая. Питается Жар-птица молодильными яблоками, дарующими каждому бессмертие, молодость и красоту. Пьет воду Жар-птица только из […]

Деды – старинное славянское название духов Предков. Деды выступают в роли хранителей Рода и, в первую очередь, конечно, своих детей и внуков. К Дедам относится каждый представитель родового клана старейшин, самые старшие мужчины, отвечающие за усмирение страстей, ссор и раздоров внутри своего Рода и за его пределами. Дед – хранитель основных моральных принципов своего Рода […]

Грифон – млекопитающее с крыльями и на четырех ногах, могучая и свирепая птица-лев или птица-собака. Тело у грифона, как у волка или льва и голова и крылья, как у орла.  Могучие Грифоны охраняют дорогу к Рипейским горам, проход в пекельное царство Нави, стерегут сокровища Богов в Ирии. Грифон терпеть не может лошадей и, при первой возможности, […]

Дубыня – огромный лесной великан, побратим Горыни и Усыни, поставленный Богом Велесом для охраны земель Русских от всевозможных гадов и тварей, выползающих на свет Солнца из глубин своего подземного царства. Дубыня является одним из трех великанов-богатырей, охраняющих пределы Руси. Его напарники – Горыня и Усыня. Каждый из этих богатырей-великанов отвечает за свою стихию: Дубыне подвластна […]

Усыня – огромный великан, побратим Горыни и Дубыни, поставленный Богом Велесом у входа в царство Нави для охраны земель Русских от черных сил, живущих в подземном царстве. Усыня несет ответственность за стихию воды и использует ее в качестве своего главного оружия. Когда враг земли Русской вторгается в ее пределы, Усыня поднимает в воздух огромную массу […]

Горыня, Гор – огромный великан, поставленный Велесом на охрану Русских земель от существ, выходящих из темного царства Нави. Горыня обладает способностью обращаться в разбушевавшуюся стихию огня,  в гигантского змея или в каменную скалу.  Великан Горыня является одним из великанов-богатырей, представляющих разные стихии: Горыня – камни и огонь; Усыня повелевает водой; Дубыня – землей и деревьями. Эти богатыри-великаны являются […]

Птица Гамаюн – вещая птица, рассказчик и предсказатель. Птица Гамаюн является инкарнацией (воплощением) Бога мудрости Велеса. На восточной окраине Руси, там, где живет птица Гамаюн, там, где восходит Солнце, находится волшебный остров. На этом острове птица Гамаюн получает божественные пророчества и доносит их от Богов к людям. Птица Гамаюн – вестник, глашатай славянских Богов, их […]

Волкодлак – человек-оборотень, получивший способность оборачиваться волком. Чтобы совершить обряд обращения, волкодлак должен перекувыркнуться через пень, нож или осиновый кол, вбитый в землю. Человек-оборотень, волкодлак способен превращаться в волка, собаку, медведя, кошку, упыря или в пень. Приметы, по которым можно распознать волкодлака: шерсть, растущая на теле; ноги со сгибающимися вперед коленями. Самый известный оборотень-волкодлак в […]

Водяной – водный дух, обитающий в реках и прудах, болотах и озерах, везде, где есть вода. Водяной очень редко выходит из воды. Больше всего ему нравиться коротать свое время в омутах, находящихся вблизи водяной мельницы. Из воды Водяной выходит к своему другу, старому колдуну Мельнику. Они вместе обмениваются последними новостями, сплетничают и разговаривают под мельничным колесом […]

Вилы – прекрасные очаровательные девы с крыльями и распущенными волосами. Одежда Вил состоит из длинных белых волшебных платьев. Если кто силой отбирал у них эти платья, тому они вынуждены были подчиниться.  Ко всем людям, и особенно к мужчинам, вилы относятся очень дружелюбно, помогают сиротам и обиженным. Однако, разгневавшись, вила становиться очень агрессивной и страшной. Она запросто […]

Болотник – болотный дух, обитающий, как видно из его имени, в заболоченной местности. Болотник – друг Водяного и Лешего, он старается заманить неосторожного путика в болотную трясину. Жена Болотника – стройная, шаловливая красавица-русалка Болотница. Болотник и Болотница  охраняют утопленные клады и сокровища от людского ока. Длинные, лягушачьи руки Болотника хватают заблудившегося человека и утаскивают его на болотное […]

Бадзула (Бадзуля) – дух Русских преданий и сказаний, заставляющий людей заниматься бродяжничеством. Бадзула – брошенная одинокая женщина, вымещающая свою обиду на всех встреченных ею людях. Она бродит по обочинам дорог, вглядываясь в прохожих и выбирая, к кому бы лучше пристроиться. Если Бадзула выбрала вас, то можно сказать, что вы теперь не просто неудачник, теперь вы […]

Банник, Банница (Баенник, Байник, Баенница) – хозяин и хозяйка бани. Банники – духи, невидимые для глаза человека. Банники могут предстать перед человеком в виде знакомых или родственников, однако, их истинное обличье – голый шустрый старичок, с длинными черными волосами и густой черной бородой и статная голая баба с большими грудями, задом и животом. Они постоянно […]

Аспид – враг земель Русских, чудовищный, огромный крылатый змей.   Тело аспида черно, как черные подземелья Нави, откуда Аспид приходит к нам. Только крылья у него переливаются и светятся, как две большие радуги. В какие бы края ни отправился Аспид, за ним всегда остается полоса выжженной и мертвой земли.   Аспид живет в скалистых, каменных горах, прячась от своего […]

Анчутка – очень древнее название представителя Навьих духов. Анчутки могут обитать в совершенно разных местах. Бывают Анчутки полевые, бывают Анчутки водные, а бывают Анчутки банные. Стоит только человеку вспомнить об Анчутке, как он сразу же является на вызов. Поэтому лучше всего о нем помалкивать, иначе можно ожидать всевозможных проказ и шуток. Банный Анчутка любит исподтишка […]

putisvaroga.ru

Духи восточных славян

У восточных славян существовало множество поверий. Верили они и в различные невидимые существа – духи. Не стоит путать духов с богами. Дух – это такая энергетическая субстанция, сущность. Он обитает поблизости о человека, непосредственно взаимодействует с ним и его бытом.

А боги – это Высшие существа, они могущественны, управляют силами природы.

Духи восточных славян чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Духи были хорошие (добрые) и плохие (злые). Хороших славяне пытались всячески задобрить, а от злых – защититься.

А вот и основные духи восточных славян:

  • Домовой. Относится к хорошим духам. Как понятно из названия, он обитает в доме. Его функции – это защищать жилье от бед (краж, пожаров) и помогать хозяевам. Но, если ему что-то не нравится, то он может и навредничать. Кто-то считает, что Домовой – это душа предыдущего хозяина. Изображают его как маленького старичка с бородой и длинными волосами. Обитает Домовой около печи. Хозяева, чтобы иметь с ним дружеские отношения, ставили там тарелки с угощениями.
  • Водяной. Это существо обитает в различных водоемах. Он считается отрицательным духом. Водяной – злой по натуре, он всячески пытается утащить утопающих на дно.
  • Леший. Дух, или хозяин леса. Его изображают в виде старика, который ходит в зеленых лохмотьях, волосатый. Что касается характера лешего, то он может проявлять себя как добрый, так и злой дух. Например, он может помочь заплутавшему путнику найти выход из леса. Но, с другой стороны, может завести его в самую чащу.
  • Банник. Дух, обитающий в банях. Это старик с бородой, покрытой плесенью. Живет Банник за печью. Он может совершать злые поступки. Например, шуметь и пугать людей, ошпаривать их. Поэтому необходимо было задобрить хозяина бани. Для этого клали в бане кусочек ржаного хлеба с солью.
  • Русалка. Дух, обитающий в водоемах. Русалки – это красивые, пышногрудые девушки. Точнее сказать, это наполовину девушка, а наполовину – рыба. Волосы ее – длинные, часто зеленого цвета. Чаще русалки селятся в нелюдных местах, могут выходить на берег. Согласно легендам, они могут своим красивым и звонким пением заманить мужчину в омут. Также русалки любят вредничать: путать у рыбаков сети, ломать плотины. Поэтому скорее они относятся к отрицательным духам.
  • Анчутка (бесенок). Изображается в виде небольшого существа, с рогами и хвостом. Анчутки бывают банными, полевыми и болотными ( в зависимости от места проживания). Они относятся к злым духам, потому что часто вредят людям. Например, болотный Анчутка может утащить человека на дно.
  • Амбарник. Дух, живущий в сараях и амбарах. Его по праву можно отнести к добрым духам. Амбарник старается контролировать хозяйство, чтобы у людей был достаток.
  • Дрема. Дух, ответственный за сновидения. Это милая бабушка с нежными руками и мягким голосом. Она приходит к маленьким детям и убаюкивает их, гладит по голове, укрывает одеялом. Также дрема уберегает младенцев от кошмарных снов.
  • Кикимора. Существует две их разновидности: домашняя и болотная. Обе они относятся к злым духам. Первая может даже выжить хозяев из их собственного дома, а вторая – утащить человека в трясину болота.
  • Луговик. Добрый дух, живущий на лугах и опушках. Это маленькое зеленое существо, помогающее человеку на сенокосах.

Верования древних славян

Источник

slavicnews.ru

Славянские духи, какие они?

Испокон веков славяне верили в то, что в мире, помимо людей и животных, обитают и другие существа. Мы их невидим, не имеем существенных доказательств их существования, но мы их чувствуем.

Славянская мифология создавалась из обоготворения сил природы и культа предков. Будучи язычниками, они наделяли божественной силой все явления природы – от солнца до шуршания листвы. Параллельно с миром людей обитал мир духов, одни были добрыми, а другие – злыми. Одни не мешали или помогали в житейских делах, другие же вредили людям и могли даже убить. Эти существа получили название «нежить» — потому что не живые. Люди их не боялись, скорее уважали.

Конечно, мифологические существа отличаются друг от друга местами обитания, способностями, внешностью. Некоторые из них похожи на людей, некоторые – на животных, а некоторые не похожи ни на кого.

Духи обитают везде, с чем сталкивается человек, например:

  • Лес – Боли-Бошка, Лесавка, Леший
  • Болото – Болотынник, Болотынница, Анчутка
  • Река – Водяной, Русалка
  • Горы – Борсокун
  • Дом — Баюнок, Домовой, Ледащи

Домашние духи могут быть добрыми и злыми. Добрые помогают в домашних делах, охраняют членов семьи и домашний скот от болезней, оберегают имущество от воров.

Баюнок, иногда его называют Котом-Баюном – это домашний сказочник, он оберегает сон членов семьи, успокаивает их, поет колыбельные и следит за спокойствием.

Домовой – хранитель очага, самый главных дух в доме. Он представляется как низенький старик, покрытый теплой шерстью, он селится в одном доме и никуда не уходит, за исключением особенных случаев, которых лучше избегать. Потому что если разозлить Домового и он уйдет, то дом станет проходным двором для различной нечисти, которая будет приносить лишь беды.

Ледащий – соломенный дух, зимой он спит, как и многие другие духи. А летом, когда он просыпается, то начинает ждать его конца, чтобы снова залезть в пахучую солому и сладко спать. Его никогда не видели, а только слышали, как кто-то вздыхает и шуршит иногда в соломе.

Неотъемлемой частью деревенской жизни был лес с его дровами, иголками, ягодами, грибами и дикими фруктами. В лес ходили регулярно, поодиночке и группами, почти весь год. Лес был прибежищем для животных и птиц, люди старались селиться к нему поближе, потому что он защищал от сильных порывов ветра и, если что, от голода.

Главой леса всегда считался Леший. Чаще всего он изображается стариком с длинной бородой, в длинном одеянии, в его болотных волосах запутались ветки и шишки. Но Леший способен менять свой внешний вид по своему желанию. Леший – смотритель леса. Он единственный и самый главный. Любит жить в труднодоступных местах, но всегда обходит свои владения, так что повстречать его можно в любой части леса. Его главное развлечение – пугать гостей леса и зверей. Он подражает их голосам и громогласно хохочет. Но если вдруг Лешего чем-нибудь разозлить, то он может завести в топь, наслать волков или даже убить. Так что злить лешего совершенно точно не стоит. У Лешего есть особенный день – 4 ноября по непонятным причинам, Леший становится опасным. Он крушит деревья, убивает зверей. В этот день людям лучше не попадаться ему на глаза. Вообще Лешие бессмертны, но когда им хочется уйти на покой, они могут похитить из ближайшей деревни человеческого ребенка и выучить его себе на замену. Тогда Леший превращается в дерево и остается таковым, отрешенным от всего мира.

Есть в лесу такие духи, которых нельзя назвать ни злыми, ни добрыми, как, например, Боли-Бошка. Этот старичок не делает ничего страшного, живет он в местах, где растет много ягод. Боли-Бошка выходит к людям в виде несчастного старичка и просит помочь найти лукошко, корзинку или клюку, которую он потерял где-то тут. Ни в коем случае нельзя ему помогать – он залезет на спину и будет водить по лесу, запутывать, а потом начнет болеть голова.

Есть в лесу лесавки – это разные лесные духи, похожие на маленьких зверьков, они считаются родственниками лешего. Иногда они заманивают в лес маленьких детей, но зачем – непонятно. Зимой лесавки спят, а бодрствуют лишь летом и чуть-чуть весной.

Там, где лес заканчивается, часто есть река или болото. В болоте обитает Болотынник и его жена, Болотынница. В зависимости от характера они могут быть безобидными или агрессивными, могут заманивать в свои владения и убивать или запугивать. Считается, что Болотынник – это человек, который погиб в болоте.

Водяной – это злой дух чистых водоемов. Он голый и похож на утопленника. Обычно водяные женятся на несчастных девушках, которых прокляли родители и они утопились — русалках. Водяные очень тщательно следят за всяким, кто ступит на его мокрые и влажные владения, а также забирает себе всех тех, кто осмелится заходить в воду после захода солнца или же в полночь. Таких нерадивых он заставляет таскать воду и перемывать песок. Точно так же, как и Леший, Водяной бессмертный, но зависит от фаз луны. Когда луна молодая, тогда и Водяной молод, когда же луна уже стара, то и Водяной стареет.

Иногда, сказания и легенды навевают романтическое настроение, дух приключений, но иногда мистические легенды бывают жуткими, что начинаешь бояться всякого шороха. На самом деле, к верованиям древних людей иногда стоит прислушиваться, а не насмехаться, ведь они были к природе ближе, чем мы и конечно же, понимали о ней больше, чем мы.

Post Views: 338

Поделиться ссылкой:

Похожее

ezo4u.ru

Славянские духи, какие они?

Испокон веков славяне верили в то, что в мире, помимо людей и животных, обитают и другие существа. Мы их невидим, не имеем существенных доказательств их существования, но мы их чувствуем.

Славянская мифология создавалась из обоготворения сил природы и культа предков. Будучи язычниками, они наделяли божественной силой все явления природы – от солнца до шуршания листвы. Параллельно с миром людей обитал мир духов, одни были добрыми, а другие – злыми. Одни не мешали или помогали в житейских делах, другие же вредили людям и могли даже убить. Эти существа получили название «нежить» — потому что не живые. Люди их не боялись, скорее уважали.

Конечно, мифологические существа отличаются друг от друга местами обитания, способностями, внешностью. Некоторые из них похожи на людей, некоторые – на животных, а некоторые не похожи ни на кого.

Духи обитают везде, с чем сталкивается человек, например:

  • Лес – Боли-Бошка, Лесавка, Леший
  • Болото – Болотынник, Болотынница, Анчутка
  • Река – Водяной, Русалка
  • Горы – Борсокун
  • Дом – Баюнок, Домовой, Ледащи

Домашние духи могут быть добрыми и злыми. Добрые помогают в домашних делах, охраняют членов семьи и домашний скот от болезней, оберегают имущество от воров.

Баюнок, иногда его называют Котом-Баюном – это домашний сказочник, он оберегает сон членов семьи, успокаивает их, поет колыбельные и следит за спокойствием.

Домовой – хранитель очага, самый главных дух в доме. Он представляется как низенький старик, покрытый теплой шерстью, он селится в одном доме и никуда не уходит, за исключением особенных случаев, которых лучше избегать. Потому что если разозлить Домового и он уйдет, то дом станет проходным двором для различной нечисти, которая будет приносить лишь беды.

Ледащий – соломенный дух, зимой он спит, как и многие другие духи. А летом, когда он просыпается, то начинает ждать его конца, чтобы снова залезть в пахучую солому и сладко спать. Его никогда не видели, а только слышали, как кто-то вздыхает и шуршит иногда в соломе.

Неотъемлемой частью деревенской жизни был лес с его дровами, иголками, ягодами, грибами и дикими фруктами. В лес ходили регулярно, поодиночке и группами, почти весь год. Лес был прибежищем для животных и птиц, люди старались селиться к нему поближе, потому что он защищал от сильных порывов ветра и, если что, от голода.

Главой леса всегда считался Леший. Чаще всего он изображается стариком с длинной бородой, в длинном одеянии, в его болотных волосах запутались ветки и шишки. Но Леший способен менять свой внешний вид по своему желанию. Леший – смотритель леса. Он единственный и самый главный. Любит жить в труднодоступных местах, но всегда обходит свои владения, так что повстречать его можно в любой части леса. Его главное развлечение – пугать гостей леса и зверей. Он подражает их голосам и громогласно хохочет. Но если вдруг Лешего чем-нибудь разозлить, то он может завести в топь, наслать волков или даже убить. Так что злить лешего совершенно точно не стоит. У Лешего есть особенный день – 4 ноября по непонятным причинам, Леший становится опасным. Он крушит деревья, убивает зверей. В этот день людям лучше не попадаться ему на глаза. Вообще Лешие бессмертны, но когда им хочется уйти на покой, они могут похитить из ближайшей деревни человеческого ребенка и выучить его себе на замену. Тогда Леший превращается в дерево и остается таковым, отрешенным от всего мира.

Есть в лесу такие духи, которых нельзя назвать ни злыми, ни добрыми, как, например, Боли-Бошка. Этот старичок не делает ничего страшного, живет он в местах, где растет много ягод. Боли-Бошка выходит к людям в виде несчастного старичка и просит помочь найти лукошко, корзинку или клюку, которую он потерял где-то тут. Ни в коем случае нельзя ему помогать – он залезет на спину и будет водить по лесу, запутывать, а потом начнет болеть голова.

Есть в лесу лесавки – это разные лесные духи, похожие на маленьких зверьков, они считаются родственниками лешего. Иногда они заманивают в лес маленьких детей, но зачем – непонятно. Зимой лесавки спят, а бодрствуют лишь летом и чуть-чуть весной.

Там, где лес заканчивается, часто есть река или болото. В болоте обитает Болотынник и его жена, Болотынница. В зависимости от характера они могут быть безобидными или агрессивными, могут заманивать в свои владения и убивать или запугивать. Считается, что Болотынник – это человек, который погиб в болоте.

Водяной – это злой дух чистых водоемов. Он голый и похож на утопленника. Обычно водяные женятся на несчастных девушках, которых прокляли родители и они утопились – русалках. Водяные очень тщательно следят за всяким, кто ступит на его мокрые и влажные владения, а также забирает себе всех тех, кто осмелится заходить в воду после захода солнца или же в полночь. Таких нерадивых он заставляет таскать воду и перемывать песок. Точно так же, как и Леший, Водяной бессмертный, но зависит от фаз луны. Когда луна молодая, тогда и Водяной молод, когда же луна уже стара, то и Водяной стареет.

Иногда, сказания и легенды навевают романтическое настроение, дух приключений, но иногда мистические легенды бывают жуткими, что начинаешь бояться всякого шороха. На самом деле, к верованиям древних людей иногда стоит прислушиваться, а не насмехаться, ведь они были к природе ближе, чем мы и конечно же, понимали о ней больше, чем мы.

Просмотров 232

Поделиться ссылкой:

Похожее

vedmo4ka.com


Смотрите также