Сентиментализм в литературе, его основные черты и представители. Сочинение в духе сентиментализма


Сочинение на тему Сентиментализм в русской литературе»

1. Сентиментализм как литературное направление. 2. История любви крестьянки и молодого дворянина. 3. Характеристики главных героев. Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина. Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы. Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной. Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным. Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной. Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации. Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце». Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам. Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс. Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью. Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

500

Сочинение на тему Сентиментализм в русской литературе»Карамзин Н.М.Стр. 1

500

Сочинение на тему Сентиментализм в русской литературе»Карамзин Н.М.Стр. 2

my-soch.ru

Сентиментализм в литературе

Сентиментализм в литературе

Сентиментализм – течение в искусстве и  литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства.

Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века.

Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:

  • Авторы произведений главную роль отводят чувствам. Важнейшим качеством личности считается умение сочувствовать и сопереживать.
  • Если в классицизме главными героями были в основном дворяне и богатые люди, то в сентиментализме это – обычные люди. Авторы произведений эпохи сентиментализма пропагандируют идею о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
  • Приверженцы сентиментализма писали о фундаментальных человеческих ценностях: любви, дружбе, доброте, сострадании
  • Авторы данного направления видели свое призвание в том, чтобы утешить обычных людей, задавленных лишениями, невзгодами и безденежьем, и открыть их души навстречу добродетели.

Сентиментализм в России

Представители русского сентиментализма

Самыми яркими авторами русского сентиментализма считаются Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Жуковский и Радищев.

Сентиментализм в нашей стране имел два течения:

  • Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.
  • Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.

Путешествие из Петербурга с Москву

(Сентиментализм в произведении радищева "Путешествии из Петербурга с Москву")

Героями авторов-сентименталистов становились обычные люди. Это привело к тому, что литературный язык этого периода стал проще, появились даже произведения с элементами просторечий.

Русский сентиментализм – особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.

Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

XVIII век

В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.

Херасков Михаил Матвеевич

(Херасков Михаил Матвеевич)

В произведения поэтов этого периода природа и чувствительность начинают выступать критериями общественных ценностей. Авторы сосредотачивают свое внимание на отдельном человеке и его душе.

  • II этап (с 1776 г.)

На этот период приходится расцвет творчества Муравьева. Муравьев уделяет большое внимание душе человека, его чувствам.

Николев Николай Петрович

(Николев Николай Петрович)

Важным событием второго этапа стал выход комической оперы «Розана и Любим» Николева. Именно в этом жанре впоследствии пишутся многие произведения русских сентименталистов. В основу этих произведений закладывался конфликт между помещичьим произволом и бесправным существованием крепостных крестьян. Причем духовный мир крестьян зачастую раскрывается как более богатый и насыщенный, чем внутренний мир богатых помещиков.

  • III этап (конец 18 века)

Карамзин Николай Михайлович

(Карамзин Николай Михайлович)

Данный период считается наиболее плодотворным для российского сентиментализма. Именно в это время создает свои знаменитые произведения Карамзин. Начинают появляться журналы, в которых пропагандируются ценности и идеалы сентименталистов.

 XIX век

  • IV этап (начало 19 века)

Кризисный этап для русского сентиментализма. Направление постепенно теряет свою популярность и актуальность в обществе. Многие современные историки и литературоведы считают, что сентиментализм стал мимолетным переходным этапом от классицизма к романтизму. Сентиментализм как литературное направление достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Родиной сентиментализма как литературного направления считается Англия. Отправной точкой можно назвать произведение «Времена года» Томсона. Этот сборник поэм раскрывает для читателя красоту и великолепие окружающей природы. Автор своими описаниями пытается вызвать у читателя определённые чувства, привить ему любовь к удивительным красотам окружающего мира.

 После Томсона в похожем стиле начал писать Томас Грей. В своих произведениях он также уделял большое внимание описанию природных пейзажей, а также размышлениям о тяжелой жизни обычных крестьян. Важными фигурами данного направления в Англии были Лоренс Стерн и Сэмюэл Ричардсон.

Развитие сентиментализма во Французской литературе связано с именами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Особенность французских сентименталистов была в том, что они описывали чувства и переживания своих героев на фоне красивых природных пейзажей: парков, озер, лесов.

Европейский сентиментализм как литературное направление также достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Сентиментализм в русской литературе - Сочинение

Сентиментализм в русской литературе. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. Сентиментализм как литературное направление. 2. История любви крестьянки и молодого дворянина. 3. Характеристики главных героев.

Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении

Рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.

Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.

Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.

Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.

Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.

Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновени

я влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.

Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».

Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.

Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.

Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.

Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

www.litsoch.ru

"Бедная Лиза" сентиментализм сочинение - Сочинение по литературе

Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении

рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.

Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.

Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.

Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.

Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.

Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.

Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».

Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.

Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.

Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.

Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

referat5vip.ru

Сочинение на тему Сентиментализм в русской литературе

1. Сентиментализм как литературное направление. 2. История любви крестьянки и молодого дворянина. 3. Характеристики главных героев. Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина. Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы. Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной. Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным. Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной. Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации. Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце». Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам. Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс. Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью. Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

500

Сочинение на тему Сентиментализм в русской литературеКарамзин Н.М.Стр. 1

500

Сочинение на тему Сентиментализм в русской литературеКарамзин Н.М.Стр. 2

my-soch.ru

Сентиментализм в литературе, его основные черты и представители

Термином «сентиментализм» (чувственность) в искусстве принято называть мышление, особо подчеркивающее эмоциональную подоплеку всех проявлений жизни. Сентиментализм в литературе представлен целым поколением как западных, так и российских художников слова, несмотря на то, что эпоха его длилась сравнительно недолго – с начала 18 до начала 19 века. Родиной данного литературного жанра является Великобритания. Именно здесь в конце второго десятилетия 18 века появились на свет и стали доступными массовому читателю «Времена года» Джеймса Томсона. Это литературное произведение, состоящее из нескольких ранее разрозненных поэм, прививало людям любовь к окружающему их миру. Каждая поэма открывала читателю удивительный мир сельских просторов, красоту загородных ландшафтов.

Эстафету Томсона принял английский писатель Томас Грей в своей элегии «Сельское кладбище». Автор также старался заинтересовать читателя описанием природы, пробудить в нем любовь или хотя бы сострадание к простому деревенскому люду, который живет просто и трудится в поте лица на благо семьи и родины. Все творчество Грея пронизано размышлениями о жизни сельских людей, что придает ему задумчивый и меланхолический характер. Сентиментализм в литературе неизменно связан с именами Лоренса Стерна («Сентиментальное путешествие») и Сэмюэля Ричардсона («Кларисса Харлоу»). Второй никогда не писал о природе, смысл его произведений заключался в описании разных человеческих характеров, а также судеб их обладателей. Ричардсон искусно заставил в свое время все высшее английское общество вздыхать и переживать, любить и ненавидеть вместе с главными героями своих произведений.

Сентиментализм в литературе Франции связан с творческими работами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Под влиянием сентиментальных настроений английских писателей создавались такие произведения, как «Жизнь Марианны», «Новая Элоиза», «Поль и Виржини». В романах французских писателей середины 18 века преобладает сочетание сентиментальных настроений героев на фоне красоты природы: городских парков, лесных озер и рек. Особенно далеко в своих литературных изысканиях заходит де Сен-Пьер, перенеся главных героев романа «Поль и Виржини» в далекую Южную Африку. Перед читателем его произведения предстает чета влюбленных молодых людей, живущих вдалеке от городского смога и суеты, наедине с девственной природой и своими искренними чувствами.

Сентиментализм в русской литературе заявляет о себе только в последние десятилетия 18 века, когда воодушевленный произведениями Гетте, Ричардсона и Руссо Николай Карамзин пишет свои «Письма русского путешественника». Следует заметить, что в будущем у Карамзина нашлась дюжина подражателей, как в начале 19 столетия, так и многими годами позднее. Его произведение «Бедная Лиза» считается настоящим шедевром русской сентиментальной прозы. История бедной, обманутой мужчиной девушки покорила сердца многих тысяч читателей. Александр Измайлов, вдохновленный романом, пишет в 1801 году свою «Бедную Машу», Иван Свечинский – «Генриетту» (1802 год). Основными чертами российского сентиментализма являются:

  • культ чувственности, преобладание чувств над волей человека;
  • богатство внутреннего мира главных героев;
  • стремление героев к высоким идеалам, их вечный поиск настоящих чувств.

Целью российской чувственной прозы было создание нового поэтического языка, который должен был прийти на смену старому высокопарному и давно себя изжившему языку аристократов. К сожалению или к счастью, этого не произошло. К 1820 году русский сентиментализм полностью себя исчерпал, а его цели так и остались недостигнутыми.

Сегодня многие историки и искусствоведы склонны считать, что сентиментальное литературное направление являлось всего лишь мимолетным этапом развития общемировой литературы в целом. Сентиментализм в литературе середины 18 века стал переходным этапом от классицизма к романтизму. Став в конечном итоге ненужным, он исчерпал себя, открыв тем самым дорогу новому литературному направлению.

fb.ru

Сочинение на тему Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий.. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием, оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием». Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления. Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы — к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно — нравственными нормами поведения. Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор «благозвучных» и «не портящих вкуса» слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». «. Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени. Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

500

Сочинение на тему Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Карамзин Н.М.Стр. 1

500

Сочинение на тему Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Карамзин Н.М.Стр. 2

my-soch.ru


Смотрите также