Батюшка Серафим — архим. Тихон (Шевкунов). Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся


«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»

Преподобный Серафим Саровский сказал замечательные слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Какая великая мудрость исходит из этих, казалось бы, таких простых слов!

15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. Во всех православных храмах и монастырях проходит праздничная служба . В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного отмечают свои именины.

Что завещал преподобный старец и как он провел последние дни своей земной жизни

15 января (2 января по старому стилю) Православная церковь отмечает день преставления преподобного Серафима Саровского и второе обретение его мощей. Как провел свои последние дни самый известный русский старец, обращавшийся ко всем людям «радость моя!».

Последние дни

Священномученик Серафим (Чичагов), погибший при советской власти, посвятил годы исследованию жизни Серафима Саровского и многое сделал для подготовки его канонизации. Он писал: преподобный Серафим, слава о котором уже при жизни разнеслась по всем концам России, знал о своей кончине заранее. В 1832 году (это был последний полный год его жизни) старец указал братии место, где его нужно похоронить — близ алтаря Успенского собора. Собор, бывший украшением Саровской обители, позже уничтожит советская власть, на его месте разобьют сквер. Сейчас ведутся работы по восстановлению здания.

Чичагов пишет: «1-го января 1833 года, в день воскресный отец Серафим пришел в последний раз в… церковь во имя свв. Зосимы и Савватия, ко всем иконам поставил сам свечи и приложился, чего прежде не замечали за ним; потом причастился, по обычаю, Св. Христовых Таин. По окончании же литургии он простился со всеми здесь молившимися братиями, всех благословил, поцеловал и, утешая, говорил: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся". В сие время все заметили в нем крайнее изнеможение сил телесных; но духом старец был бодр, спокоен и весел».

В первый день 1833 года монахи видели, как старец в течение дня трижды выходил на место, указанное им для своего погребения. Он оставался там довольно долго и смотрел на землю. Вечером в монастыре услышали, как он поет в своей келье пасхальные песни (Воскресение Христово было, без сомнения, одной из любимых тем для размышлений у преподобного, и всех приходивших к нему он встречал в любое время года фразой «Христос Воскресе!»).

На следующий день утром братия почувствовала запах дыма, исходивший от кельи старца. Монахи взломали дверь, потушили тлеющие вещи и книги и только потом в дыму сумели разглядеть преподобного. «Он стоял на коленях, в молитве, со сложенными крестообразно руками. Он был мертв», — пишет Серафим (Чичагов).

Подвижник

Служба в нашем храме в день памяти прп. Серафима Саровского

«Какой духовной силой обладал батюшка Серафим, если смог в России XIX века, живя в глухих мордовских лесах, затмить по популярности Пушкина, блиставшего в тогдашней столице?» — недоумевал, давая интервью «Русской планете», Игорь Мещан, один из создателей полнометражного мультфильма по мотивам жития преподобного старца.

Курский юноша по имени Прохор Мошнин, которому судьба уготовила стать всенародно любимым «батюшкой», оказался в Саровской обители в 1778 году. Саров как место будущего подвижничества указала Прохору старица Досифея из Киево-Печерской лавры: к ней юноша пришел просить благословения на уход в монахи. В 1786 году, проведя восемь лет в послушании у саровского старца Досифея, он принял монашество, получив при постриге имя Серафим. Так начался его путь к славе, которой сам он вовсе не желал.

Серафим (Чичагов) пишет: около 1794 года преподобный ушел в лес, расположенный в пяти километрах от монастыря, и стал жить там в уединении. Впрочем, уже тогда, прослышав о новом подвижнике, к нему потянулись паломники. Добрыми были не все встречи: вместе с теми, кто хотел совета, в один из дней пришли и разбойники, прослышав, что к Серафиму часто захаживают богатые особы и, вероятно, оставляют ему дары. Они ничего не нашли в его келье, и сам он выжил после нападения лишь чудом. Топором ему проломили голову, на всю жизнь он остался сильно сгорбленным.

Приблизительно в 1807 году Серафим возвратился в обитель и ушел в затвор до 1825 года. Он продолжал принимать посетителей, но из затвора, как свидетельствовали насельники монастыря, не выходил до тех пор, пока в одном из видений сама Богоматерь не разрешила ему сделать это.

Абсолютно все, кто приходил к старцу, отмечали его прозорливость, желание помочь людям и бесконечную доброту. Житие преподобного говорит: молитвы старца Серафима были так сильны пред Богом, что отмечены примеры восстановления болящих от одра смерти. Так, в мае 1829 года жена одного из окрестных жителей тяжело занемогла, и тот попросил помощи у старца. Тот сообщил, что не может помочь, — жене суждено умереть, и тогда просивший кинулся старцу в ноги, прося хотя бы помолиться о возвращении супруге здоровья. «Отец Серафим тотчас погрузился в умную молитву минут на десять, — пишет автор жития. — А потом открыл очи свои и с радостию сказал: "Ну, радость моя, Господь дарует супружнице твоей живот. Гряди с миром в дом твой"». Когда проситель вернулся домой, он узнал, что жена его почувствовала облегчение именно в те минуты, когда преподобный пребывал в молитвенном подвиге.

Чудеса исцеления продолжались и после смерти преподобного. Когда в 1903 году состоялась его канонизация, монастырь заполнили тысячи верующих. Все они желали приложиться к раке с его мощами, веруя в их силу: нижегородские и тамбовские газеты в то лето пестрели свидетельствами о чудесах и исцелениях, происшедших в Саровской обители.

Второе обретение

Второе возвращение преподобного Серафима состоялось в 1991 году: были обретены его мощи, считавшиеся утраченными в годы советской власти.

Данные архивов свидетельствуют: мощи преподобного были вскрыты большевиками в декабре 1920-го. В конце 1920-х годов их выставляли в музее Союза безбожников СССР — музей занял здания московского Страстного монастыря. После этого следы мощей потерялись.

В 1990 году при проверке запасников Ленинградского музея истории и религии сотрудники обнаружили неизвестные останки, не числившиеся в описи. Их идентификация и сопоставление с советскими актами о вскрытии мощей позволили ученым заявить: перед ними — мощи преподобного Серафима Саровского.

Спустя полгода раку с мощами торжественно перенесли в женскую обитель в Дивееве, которую основал и поддерживал старец. Там мощи находятся и ныне, и всегда есть те, кто приходит им поклониться. «Как с живым, со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!» — так заповедовал батюшка Серафим, который и при жизни, и после смерти не отказывал просящим в помощи.

 

www.hram.canash.ru

«СТЯЖИ ДУХ МИРЕН, И ТОГДА ТЫСЯЧИ ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ»! Сегодня день памяти преподобного Серафима Са...

«СТЯЖИ ДУХ МИРЕН, И ТОГДА ТЫСЯЧИ ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ»! Сегодня день памяти преподобного Серафима Саровского Чудотворца

Батюшка Серафим — один из тех, чьё имя стало символом религиозного подвижничества. Он же основатель Четвертого удела Пресвятой Богородицы – Дивеева, рожденного из Мельничной девичьей общины. За все труды, понесённые во имя Господа и Девы Марии, Батюшка получил дар предвидения, дар чудотворения и дар исцеления страждущих. Он никогда не жил для себя самого. С детства, возлюбив Господа, отец Серафим восходил от силы к силе, имея перед собой высшую цель — стяжание Духа Святого. А преуспев в этом, щедро делился его плодами с людьми, во множестве притекавшими к его келье. Поэтому день памяти Серафима Саровского отмечается всем Православным Миром, Святой Русью, Триединым русским народом (и всеми, кто считает себя Русскими), всеми православными разных «языков и народов» с особой любовью и почитанием.

Подвиг старчества Господь возложил на Батюшку величайший крест — подвиг старчества. В монашеской жизни нет более высокого служения. Весь его прежний жизненный путь был лишь преддверием будущей миссии. Старец в православии — это не просто монах, достигший преклонного возраста. Это человек, получивший от Господа дар творить чудеса. В воле Божьей избрать для этой миссии любого, кого Ему будет угодно, но вся история христианства показывает, что Свой выбор Господь останавливает лишь на самых достойных. В своей жизни святой Серафим следовал примеру древних подвижников, и сумел опровергнуть столь часто бытовавшее мнение о том, что вершины их духовного роста в наше время недосягаемы. Он всегда держал в сердце своём слова апостола Павла о том, что во все времена, и в прошедшие, и в настоящие, Господь Бог неизменен. Следовательно, и к служению Ему предъявляются те же самые требования — исполнять заповеди Христовы и подражать примеру Его земной жизни. День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день, когда, стоя на молитве в своей келье, святой Серафим, мирно отошёл к Господу, и 1 августа — день обретения его мощей и канонизации. К лику святых он был причислен в 1903 году, но его почитание началось ещё во дни земной жизни. Труды духовного окормления День Серафима Саровского всегда начинался и заканчивался трудами духовного окормления всех, у кого была нужда в его мудром слове. О нём пишут, что он буквально излучал внутренний свет.

Батюшка даже обращался к людям не иначе, как «Радость моя»! Отец Серафим учил, что нет большего греха, чем уныние — порождение неверия в милосердие Божье. Отсюда и его постоянное Пасхальное приветствие всем, кто переступал его порог: «Христос Воскрес!» Та радость, которую все мы испытываем в день Светлого Христова Воскресения, не оставляла его круглый год. Ведь если Спаситель воскрес, значит, и нам, Его детям, уготована жизнь вечная. Следовательно, всё, что происходит в этой жизни, столь малозначительно по сравнению с уготованным для нас Царством Божиим, что нет причины для слёз. Он даже обращался к людям не иначе, как «Радость моя»! Проявляя глубокое смирение, он всегда называл себя «убогим Серафимом». В этом не было надуманности и лицемерия. Просто это сознание того, что всё хорошее в нас от Бога. Мы Его творения, и наши достоинства — не наша заслуга. Даже после своей честной кончины в 1833 году приносил Серафим Саровский исцеление всем, кто обращался к нему в своих молитвах. История его подвижнической жизни хранилась в многочисленных легендах, передаваемых из уст в уста. Очень многое для сохранения памяти об отце Серафиме сделали сёстры женского Дивеевского монастыря (учрежденного в 1861 году после объединения Мельничной девичьей общины и Казанской общины, основанной матушкой Агафьей Мельгуновой). Этим инокиням и послушницам мы обязаны многими воспоминаниями о старце, а также дошедшими до нас его предсказаниями.

Канонизация и празднования, связанные с ней День памяти Серафима Саровского, отмечаемый 1 августа, установлен в память его канонизации, состоявшейся в 1903 году. Следует отметить, что почитатели святого старца были не только среди простого народа, но и среди аристократии, и даже царской семьи. Именно от них, от императора Николая Александровича, исходила непосредственная инициатива причисления его к лику святых. День рождения Серафима Саровского стал днём, когда в обстановке особой торжественности были открыты его святые мощи и перенесены в серебряную раку, сделанную для этого случая. В те дни пресса широко освещала это знаменательное событие в жизни России. В торжествах, связанных с канонизацией нового небесного заступника нашего Отечества, принимали участие более 150 000 человек. Проходили они в присутствии государя-императора Николая и членов его Семьи, которые лично несли на плечах раку с драгоценными мощами. К этому великому дню были заранее составлены акафист, канон и тропарь Серафиму Саровскому. Согласно православной традиции, прославление святого сопровождалось многочисленными крестными ходами. Когда в период богоборчества, столь прозорливо им предсказанного, церковные праздники были уделом лишь наиболее убеждённых приверженцев православия, день памяти Серафима Саровского неукоснительно отмечался во всех храмах нашей страны. Только поклониться святым мощам россияне не имели возможности в течение почти семидесяти лет. После революции безбожные власти вскрыли раку и изъяли святыню, и лишь в 1990 году мощи были вновь обретены, а через некоторое время помещены для общего поклонения в Дивеевском монастыре — детище преподобного Серафима. День святого Серафима Саровского принято отмечать также и 15 января. Это день его кончины. В житии святого очень трогательно описывается, как келейник обнаружил его уже остывшее тело, в молитвенной позе склонённое перед образом Пресвятой Богородицы. В этот день в храмах совершается поминальная служба и читается тропарь Серафиму Саровскому.

Духовное наследие святого Серафима Нельзя не вспомнить о том духовном наследии, которое оставил нам Серафим Саровский. День почитания его — 1 августа, это ещё и годовщина дня, с которого началось обретение миром записей, содержащих его знаменитые наставления. До прославления Серафима Саровского они хранились у наследников Н. А. Мотовилова, симбирского помещика, первого биографа святого. И только после знаменитых Дивеевских торжеств стали достоянием широкой публики. Среди ближайших духовным чад Батюшки — помещик Михаил Васильевич Мантуров из села Нуча, Ардатовского района. Неожиданно его постигло несчастье — он очень серьезно заболел и, как это часто бывает — врачи не смогли помочь. Михаил Васильевич слышал о чудесном старце из Сарова, который исцеляет людей, поэтому отправился в Саровскую пустынь, за сорок верст от своего поместья. Тех, кто немного знаком с историей Дивеево, уже догадались, о ком идет речь. Серафим Саровский, только взглянув на неизлечимо больного, в своем обычном веселом тоне сказал: «Вот, радость моя, все, что ни имеешь, отдай Господу и возьми на себя самопроизвольную нищету!» Помещик поколебался, но другого выхода у него не было: — Согласен, батюшка! Что же благословите мне сделать? — А вот, радость моя, помолимся, и я укажу тебе, как вразумит меня Бог, — ответил ему Серафим. Так была заложена непоколебимая дружба между святым старцем и Михаилом Васильевичем. Серафим ласково называл его Мишенькой. Особо близки были к старцу юная схимонахиня Марфа Дивеевская (крестьянка Мария Семёновна Мелюкова) и Елена Дивеевская (дворянка Елена Васильевна Мантурова), В 2000 году сбылось предзнаменование Серафима Саровского — храм Рождества Богородицы стал усыпальницей четырех мощей: преподобной Александры Мельгуновой, Елены и Марфы Дивеевских, которые были причислены к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. …В своих наставлениях преподобный Серафим указывает главной целью христианской жизни стяжание Духа Святого. Умудрённый богатым опытом аскетической жизни, он отводит выполнению всех религиозных предписаний лишь вспомогательную роль. Он подчёркивает, что как ни полезны пост, молитва и чтение духовной литературы, но они лишь инструменты, коими следует пользоваться в трудах по достижению главной цели. Что же понимает под этими словами преподобный? Он сам даёт этому объяснение. Дух Святой отождествляется им с Духом Мирным. Мотовилов цитирует его: «Стяжи Дух Мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»! И это воистину так. Что мы знаем из нашей повседневной жизни.

Святый преподобный отче Серафиме, великий угодниче Богородичен и всея России чудотворче, моли Бога о нас!

*****Читайте еще интересный очерк «Игумен и Святой», опубликованный в газетах «Спецназ России» и «Россiя», был в числе других отобранных работ, представленных Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию...

russia-reborn.ru

Батюшка Серафим - Архимандрит Тихон (Шевкунов)

(27 голосов: 4.44 из 5)

Радость моя, стяжи Духа Святого и вокруг тебя спасутся тысячи. В сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно, по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы они были православные и любили Бога из глубины душ своих, и имели в Него веру хотя бы с горчишное зерно.

Житие преподобного Серафима для детей

 

 

По благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

Радость моя, стяжи Духа Святого и вокруг тебя спасутся тысячи. В сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно, по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы они были православные и любили Бога из глубины душ своих, и имели в Него веру хотя бы с горчишное зерно. Сам Господь говорит: “Все возможно верующему!” Все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимите, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего. Но если бы даже и для собственной вашей нужды или пользы вам что-либо было нужно, то и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла. Ибо любит Господь любящих Его, благ, добр Господь ко всем и прошения боящихся и чтущих Его исполнит, и молитву их услышит. Преподобный Серафим Саровский

Жил в Курске благочестивый купец Исидор Мошнин со своей женой Агафией. В ночь на 20 июля 1754 года у них родился сын, которого в святом крещении нарекли Прохором. Когда мальчику было всего три года, умер его отец и Агафия стала воспитывать младенца одна. Она сама продолжила и дело мужа: строительство в Курске Божиего храма.

к01

Мальчик подрастал, и скоро мать Прохора поняла, что сын ее – необыкновенный ребенок. Однажды семилетний Прохор забрался на недостроенную колокольню. Вдруг он оступился и упал на землю. Мать в ужасе бросилась к сыну, не ожидая увидеть его живым. Каковы же были изумление и радость Агафий и сбежавшихся соседей, когда оказалось, что мальчик невредим! Так с раннего детства матери и близким было открыто, что Бог чудесным образом хранит Своего избранника.

Но скоро Прохор тяжело заболел. У врачей не было надежды на выздоровление. И вот во время самых тяжких страданий мальчика Сама Божия Матерь в неизреченном сиянии явилась ему. Она ласково утешила маленького страдальца и сказала, что надо потерпеть еще совсем немного и он будет здоров.

На другой день мимо дома, где жил больной Прохор, шел крестный ход: несли великую святыню города Курска и всей России – чудотворную икону Богородицы – Курскую-Коренную. Мать Прохора увидела это из окна. Взяв на руки больного сына, она поспешила вынести его на улицу. Здесь икону пронесли над мальчиком, и с этого дня он начал быстро поправляться.

Прохор не был похож на своих сверстников. Он любил уединение, церковные службы, чтение священных книг. Это было ему совсем не скучно, через молитву перед ним все больше приоткрывался неизведанный и прекрасный духовный мир, в котором царят Божественная любовь и добро.к001

Учился он хорошо, когда же несколько подрос, стал помогать брату, который по примеру отца занялся торговлей. Но сердце Прохора не лежало к земному. Ни дня он не мог провести без храма и всей душой стремился к Богу, Которого любил всем сердцем, больше всего на свете. Он желал быть с Богом постоянно, и потому ему все сильнее хотелось уйти в монастырь. Наконец он признался в своем желании матери. Как ни тяжело Агафий было расставаться с любимым сыном, но она не препятствовала ему. Когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он покинул родной дом, получив материнское благословение – большое медное распятие, которое носил на груди и которым необычайно дорожил всю жизнь.

Теперь перед Прохором встал вопрос: какой монастырь избрать. С этим он направился в Киев к мощам святых первоначальников русского монашества, преподобных Антония и Феодосия. После молитвы ко святым угодникам воля Божия открылась Прохору через старца Досифея, монаха-затворника Киево-Печерского монастыря. “Иди в Саровскую обитель, – сказал Прохору старец. – Там Дух Святой будет вести тебя ко спасению, там ты окончишь свои дни”. Прохор поклонился в ноги затворнику и от всего сердца поблагодарил его.

Накануне великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Прохор, проделав нелегкий путь от Киева до Темниковских лесов, вошел в Саровский монастырь. То было славное монашеское братство, известное своими строгими подвижниками. Здесь юного боголюбца заботливо принял настоятель отец Пахомий. И настоятель и братия искренне полюбили доброго и усердного послушника.

Молитва ко Господу и труд – из них состоит жизнь инока, через них Господь укрепляет дух подвижника, его стремление к высшему горнему миру. Прохор, который в сердце своем твердо решил всего себя отдать Господу, с радостью проходил все самые тяжелые монастырские послушания. Он рубил деревья в лесу, целыми ночами выпекал хлеб для братии, трудился плотником и строителем. Но самое главное, он учился молиться, приучал свой ум и душу возноситься к Богу, чтобы ничто в мире не могло отвлечь от молитвы.к2

Мудрые люди говорят, что молитва, настоящая молитва к Богу, – самый тяжелый на свете труд. Как ни тяжко порой бывало, но к церковным службам Прохор приходил первым, а покидал храм последним. Душа его стремилась к полному уединению, туда, где ничто не отвлекает от общения с Богом. Однажды он сказал об этом своем желании духовнику, и тот благословил послушника Прохора по временам удаляться в глухой монастырский лес для уединенной молитвы.

С самого начала своего монашеского пути преподобный Серафим твердо решил, что в жизни будет надеяться только на помощь Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Эта вера и надежда послушника Прохора подверглись суровому испытанию: Прохор тяжко занемог и проболел целых три года. Болезнь была так тяжела, что братия уже отчаялась в его выздоровлении. Но Прохор вверил жизнь свою в руки Божий. Когда страдания достигли предела, вновь явилась Пресвятая Богородица и исцелила его.

Через много лет Господь Иисус Христос даровал и самому преподобному Серафиму силу исцеления больных, предвидения будущего, молитвенной помощи несчастным. Но прежде его мужество и верность Богу были испытаны и укреплены в трудностях и искушениях.

Душа его была очищена от всякой нечистоты, помыслов маловерия, сомнения, превозношения над другими, гордости – всего того, что есть в душе каждого человека. Когда позже у преподобного Серафима спрашивали, почему в нынешнее время нет таких великих святых, как прежде, он отвечал, что происходит это потому, что у людей нет решимости полностью довериться Богу и всю надежду свою возложить лишь на Него.

Когда Прохору исполнилось 32 года свершилось то, к чему он стремился долгие годы, – его постригли в монашество. Новое имя, которое он получил, Серафим, означает “пламенный”; действительно, подобно пламени горел его дух к Богу. С еще большей ревностью принялся отец Серафим за монашеские подвиги, и его посвятили в иеродиаконы. В этом служении он провел шесть лет.

к1

Однажды во время литургии, в Великий Четверг, с ним случилось чудесное событие. “Меня озарил свет, – позже рассказывал он, – в коем я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во славе, сияющего, светлее солнца, неизреченным светом и окруженного Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. От церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил служащих и молящихся. Посем Он вступил в местный образ, что близ царских врат. Я же, земля и пепел, удостоился особенного от Него благословения. Сердце мое возрадовалось тогда в сладости любви ко Господу”. После этого видения преподобный Серафим изменился в лице и не мог вымолвить ни слова; его под руки ввели в алтарь, где он два часа простоял неподвижно. Еще суровее стали его подвиги: теперь он по целым ночам проводил в молитве к Богу за весь мир.

Вскоре преподобный Серафим был рукоположен в иеромонаха. А когда ему исполнилось 39 лет, он оставил обитель и поселился в деревянной келлии, которая находилась в густом лесу на берегу реки Саровки, в пяти верстах от монастыря.

Здесь он начал вести особую пустынническую жизнь. Пост его доходил до неимоверной строгости. Пищей его стала лесная трава, которая в изобилии росла около его келлии. Жил и молился преподобный по чину древних пустынножителей. Иногда кто-либо из братии встречал его на пути, в белом простом балахоне, с медным крестом – благословением матери – на груди, с сумкой за плечами, наполненной камнями и песком, а поверх них лежало святое Евангелие. Когда преподобного Серафима спрашивали, зачем он носит на спине такую тяжесть, он отвечал кротко: “Томлю томящего меня”. И те, кто разумели в духовной жизни, догадывались, какая борьба смертной человеческой плоти и бессмертного духа совершается в жизни этого подвижника.

Враг рода человеческого, диавол, желая отвратить преподобного Серафима от подвига, сделал своим орудием злых людей. Однажды преподобный Серафим рубил в лесу дрова. Вдруг перед ним очутилось трое неизвестных. Они набросились на монаха, требуя от него денег.к3

“К тебе многие приходят и наверняка приносят и золото и серебро!” – “Я ни от кого ничего не беру”, – отвечал им преподобный Серафим. Но они кинулись на него, желая либо получить мнимые сокровища, либо убить подвижника. Преподобный Серафим был очень крепок и силен, к тому же в руках у него был топор, однако, будучи монахом, он не мог никому ответить ударом на удар. Предав себя в руки Божий, он сказал: “Делайте, что вам нужно”. Один разбойник ударил его по голове обухом топора, изо рта и ушей преподобного хлынула кровь и он упал замертво. Разбойники долго избивали его, наконец, устав, бросили его возле келлии и устремились в жилище пустынника искать деньги. Но обнаружили там лишь икону да несколько книг. Тогда они поняли, что убили праведника; на них напал страх, и они опрометью кинулись прочь от нищенской келлии и от лежащего на земле бездыханного монаха.

Но преподобный Серафим остался жив. Придя в чувство, он, преодолевая страшную боль, возблагодарил Господа за безвинное страдание, подобное страданиям Самого Христа, и помолился о прощении злодеев. А когда наступило утро, он с огромным трудом, весь в крови, истерзанный, побрел в обитель.

Братия пришла в ужас от его состояния. Вызванные из города врачи нашли, что голова у него проломлена, ребра перебиты, на теле страшные ушибы и смертельные раны; все были уверены, что смерть неизбежна. Пока врачи совещались, преподобный уснул. И вот пред ним предстала Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном.

– Что вы трудитесь? – сказала, обернувшись к врачам, Пресвятая Богородица. – Сей от рода Моего!

Проснувшись, преподобный Серафим почувствовал возвращение сил. В тот же день он начал вставать, но все же пять месяцев ему пришлось провести в монастыре. А окрепнув, он снова вернулся в свой лесной затвор. Диавол был посрамлен: ему не удалось заставить подвижника оставить свой монашеский подвиг. Но после избиения спина преподобного навсегда осталась согнутой.

Надо сказать, что разбойников удалось поймать. По закону их ждало суровое наказание, но преподобный вступился за своих обидчиков. Он даже сказал, что, если их не простят, он навсегда уйдет из этих мест. Злодеев отпустили, но их настигла кара Божия. Пожар уничтожил их дома со всем имуществом. Только тогда они раскаялись и пришли к преподобному Серафиму, прося прощения и молитв.

к4

Снова преподобный повел свою уединенную жизнь.

Сердце его горело любовью и жалостью не только к страждущему человечеству, но и ко всему живому. Он достиг уже такой духовной чистоты, что даже хищные звери стремились к нему. Многие из тех, кто посещал его, видели, как он кормил из рук огромного медведя. Но об этом преподобный запрещал рассказывать до своей смерти.

Видя такое преуспеяние подвижника в святости, диавол все сильнее ополчался против него. Однажды ночью, во время молитвы, преподобный Серафим услышал за стенами келлии вой зверей. А затем словно толпа народа начала ломиться в дверь; косяки не выдержали, дверь упала, а к ногам старца рухнул громадный обрубок дерева, который на следующий день с трудом смогли вынести наружу восемь человек Ярость падших духов доходила до предела, и они принимали видимый облик, чтобы смутить святого. Во время молитвы стены келлии как бы расступались и на преподобного пытались наброситься страшные адские чудовища. Однажды неведомая сила подняла его и несколько раз с силой ударила об пол.

к5

И тогда преподобный Серафим приступил к труднейшему в его жизни подвигу, – к подвигу молчания и столпничества. Три года он ни с кем не говорил ни слова, 1000 дней и 1000 ночей он провел в молитве, стоя на камне. Таких камней у него было два: один находился в его келлии, другой лежал в лесной чаще. На камне в келлии святой стоял с утра и до вечера, а на ночь шел в лес. Воздев руки к небу, он молился словами евангельского мытаря: “Боже, милостив буди мне, грешному!” В жестокие морозы и под проливным дождем, в знойный полдень и в тревожную ночь, облепленный тучами комаров, страдая от злых духов, нес свой подвиг преподобный. Тело его за это время пришло в изнеможение, дух же достиг необыкновенной свободы и высоты. Такой подвиг он смог пронести только укрепляемый особой благодатной помощью Божией.

После 16– летнего пребывания в пустыни, в 1810 году, преподобный Серафим вернулся в монастырь. И снова не для упокоения, а для особой молитвы. Сменив любимую ему лесную пустыньку где чистый воздух, журчащая речка, дикие звери – все радовало душу, преподобный на долгие годы ушел в затвор монашеской келлии, где, кроме иконы, перед которой всегда горела лампада, да обрубленного пня, служившего стулом, не было ничего. В сенях стоял дубовый гроб, постоянно напоминавший подвижнику о смерти. Старец никого не принимал, единственным его разговором была беседа с Богом – молитва.

Еще через семнадцать лет он вышел из затвора, получив на то благословение от Самой Царицы Небесной. Она повелела ему принимать посетителей и духовно руководить ими.

По всей России разнеслась весть, что в Саровском монастыре Господь воздвигнул великого подвижника, который исцеляет больных, утешает скорбных, наставляет на правый путь заблудших.

С тех пор ежедневно, после окончания ранней литургии и до вечера, старец принимал у себя людей. Та любовь, которой был исполнен святой, привлекала к нему всех. К этому времени он уже обладал прозорливостью: видел духовное устроение, помыслы и жизненные обстоятельства каждого человека. Самое же главное, ему была открыта воля Божия касательно всякого, так что советы его принимали как от Самого Бога. Тысячи людей благодаря молитвам и советам преподобного Серафима счастливо устраивали свою жизнь, избегали опасности, и даже смерти, получали исцеления от тяжелых болезней. Но самое главное, находили путь спасения души и учились восходить к Богу через любовь и послушание Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу. Это главное, чему учил преподобный Серафим.

Всех старец встречал с величайшей приветливостью: “Радость моя, Христос воскресе!” – говорил он, с любовью обнимая пришедшего к нему паломника.

Но тех, кто приходил с коварством, лишь прикрываясь благочестием (а были и такие), он грозно удалял от себя. Преподобный провидел не только будущее каждого человека, но и грядущие судьбы России и всего мира. Однажды к нему в пустыньку пришел офицер. Преподобный в это время стоял у чудотворного источника, некогда изведенного из-под земли молитвами самого старца и имевшего великую целительную силу.

к6

Офицер приблизился к пустыннику, и в это время вода в источнике потемнела и возмутилась, стала бить мутным ключом. С гневом взглянул преподобный на офицера и грозно повелел: “Гряди вон! Подобно тому как замутился этот святой источник, так возмутишь и ты со своими единомышленниками всю Россию!”

В ужасе и смятении отошел от него офицер: он действительно приходил с коварным желанием хитростью получить от старца одобрение готовящегося государственного переворота. Это был человек из среды так называемых декабристов и масонов, которые, одни по преступному неразумию, а другие по ненависти, хотели разорить Россию и Православие. Преподобный провидел великие несчастья, которые принесут народу революционеры, и заранее предупреждал православных о событиях, которые должны были произойти, порой через много десятков лет.

Предвидел он и кровавые смуты в нашем православном отечестве, предвидел разорение Церкви за умножившиеся грехи, невиданные гонения на христиан, предвидел и возрождение Святой Руси за верность ее Православию. “Злодеи поднимут высоко свою голову, – говорил он. – Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость самодержавия его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского.к7

До рождения антихриста произойдут великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающие всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…”

Батюшка Серафим оставил православным людям замечательное учение о спасении. “Истинная цель нашей христианской жизни, – говорил он, – состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа”. Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие. “Как же мне узнать, – спросил у преподобного один юноша, – что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и прочувствовать это хорошенько”. Разговор этот происходил в зимнем лесу, на заснеженной поляне; юноша очень любил преподобного Серафима и приходил к нему за советами.

Ответ преподобного Серафима был действительно чудесным. Он крепко взял юношу за плечи и сказал ему: “Мы оба теперь с тобой в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?” Юноша отвечал: “Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, а у меня глаза ломит от боли”. Преподобный на это сказал: “Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Смотрите просто мне в глаза и не бойтесь!”

к8

“Я взглянул после этих слов в лицо его, – вспоминал позже юноша, – и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца”.

Необыкновенно хорошо было юноше. На всю жизнь запомнил он тот день, когда батюшка Серафим преподал ему урок того, что значит “стяжание Духа Святого”.

К концу жизни преподобного старца чтила уже вся Россия. Благодатные его способности были необычайны. Ему дано было видеть даже райские обители, уготованные Богом в вечности для добродетельных людей. Когда он рассказывал своим самым близким людям об этих откровениях, лицо его преображалось и изливало чудный свет. С небесной радостью и умилением он говорил: “Ах, если бы люди знали, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, они решились бы во временной жизни все скорби переносить с благодарением. Если бы эта самая келлия была полна червей, и они бы всю жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо было бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости”.

Людская слава тяготила старца, от великих трудов он пришел в сильное изнеможение. Когда преподобный возвращался к себе в пустыньку из монастыря, по обеим сторонам дороги стояли толпы народа, желавшего хотя бы прикоснуться к его одежде, хотя бы увидеть его.

Последние годы жизни преподобный Серафим много заботился об основанном им женском Дивеевском монастыре. В монастырь поступали девушки-сироты, а также те, кто искал высокой и богоугодной жизни под руководством батюшки Серафима. Святой направлял жизнь обители, следуя благословениям Божией Матери.

к9

Незадолго до кончины святого его в двенадцатый раз посетила Пресвятая Богородица. Это было в присутствии одной из дивеевских сестер. Вдруг сделался шум, подобный ветру заблистал свет, послышалось пение. Келлия старца чудно преобразилась: она словно раздвинулась, потолок исчез и вверху было одно сияние. А затем явилось чудесное шествие: шла Богоматерь в сопровождении двенадцати святых дев, Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи; впереди шли два Ангела с цветущими ветвями в руках. На Царице Небесной была сияющая, несказанной красоты мантия, голову венчала дивная корона. Старец на коленях встречал Владычицу неба и земли. Матерь Божия обещала святому не оставлять дивеевских сестер Своей помощью.

Она предсказала преподобному скорую кончину, переход в Небесное Царство и благословила его. Благословили старца и святые, пришедшие к преподобному вместе с Божией Матерью. “Сей от рода нашего!” – прорекла Пресвятая Богородица с любовью глядя на Своего послушника, который мужественно прожил долгую жизнь по заповедям Ее Сына.

За день до смерти, 1 января 1833 года, в воскресенье, батюшка Серафим в последний раз побывал в храме. Поставил свечи к иконам. Весь погрузившись в себя, молился за литургией и причастился Святых и Животворящих Тайн Христовых. Затем стал прощаться с братией, всех благословлять и утешать. Телесно он был очень слаб, духом же бодр, спокоен, радостен.

– Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: в нынешний день нам венцы готовятся! – говорил он.

Вечером в тот день он пел в своей келлии пасхальные песнопения.

к10

А 2 января один монах почувствовал запах дыма, исходящий из келлии преподобного. Зайдя в нее, он увидел, что преподобный стоит на коленях перед иконой “Умиление”; огня не было, но тлели книги, загоревшиеся от упавшей свечи. Так сбылось еще одно пророчество преподобного, говорившего: “Кончина моя откроется пожаром”. Скрещенные руки святого лежали на аналое, голова покоилась на руках. Думая, что старец уснул, монах тронул его за плечо, но ответа не было. Тогда брат понял, что старец скончался; горе его и остальной братии было безграничным.

Тело преподобного положили в дубовый гроб, который был сделан его собственными руками. Похоронили преподобного Серафима возле монастырского собора у алтаря. В течение семидесяти лет после кончины батюшки Серафима люди во множестве приходили к нему на могилу. По молитве угодника Божия тысячи и тысячи христиан были исцелены от болезней, телесных и душевных.

19 июля 1903 года произошло открытие святых и многоцелебных мощей батюшки Серафима и прославление его в лике святых, ставшее всенародным торжеством.

В 20– е годы XX века во время революционной смуты и гонений на Церковь, предсказанных преподобным Серафимом, святые мощи его пропали. А совсем недавно они чудесным образом были обретены вновь. В июле 1991 года мощи были перенесены в возродившийся после разрухи Дивеевский монастырь. Здесь они покоятся и ныне.

С тех пор, сколько бы ни было православных людей во всех народах, все узнавали о преподобном Серафиме, дивились его великой любви к Богу и людям, просили его святых молитв, а многие стремились подражать его жизни и подвигам. Сколько бы подвижников – монахов, мирян, святителей, мучеников, юродивых – ни воздвигал Господь с тех пор на Русской земле, все они как бы приходили к убогой келлии батюшки Серафима, прося благословения на труды, подвиги и терпение. И всем им, и будущим поколениям христиан, желающим жить, исполняя заповеди Божий, раздавался и раздается голос преподобного Серафима:

РАДОСТЬ МОЯ, НЕ ВРЕМЯ НАМ УНЫВАТЬ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

СТЯЖИ ДУХ МИРЕН

И ВОКРУГ ТЕБЯ

СПАСУТСЯ

ТЫСЯЧИ!к11

Тропарь, глас 4-й

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак, глас 2-й

Мира красото и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

azbyka.ru

стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся люди

«Плод же праведности в мире сеется теми, которые творят мир» (Иак 3:18)

Мне глубоко омерзительно все, что происходит вокруг истории с pussy riot. Как выходка глупых девочек, так и то безобразие, которое развернулось вокруг них в суде и в обществе. Особенно же прискорбно, что по обе стороны церковной ограды мы так легко идем на провокации.

Неужели те, кто кричат: «Отпустите pussy riot!» — совершенно не понимают, что эти крики никогда не будут услышаны теми, к кому обращены?! Боюсь, многие не дают себе труда понять, вернее, просто обратить внимание на очевидный факт: если в нашей стране и людях, судьба которых с этой страной связана, что-то изменится, то не благодаря тем, кто это кричит.

А тогда чего орать?

Вообще вопрос «зачем?» — один из самых ценных для человеческого сердца. Он позволяет искать во всем духа и смысла, а значит, не совершать бессмысленных телодвижений и пустых усилий, и главное — не участвовать в том, что сам ненавидишь. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим 14:22), — это об этом.

Неужели те, кто кричит: «Негодяи, мракобесы, отпустите pussy riot!» (а особенно же те, кто подобными криками надеется вразумить церковь), не понимают, что тем самым они оказываются втянуты в ту же провокацию, что и церковные власти — и ведут себя в ней не менее предсказуемо, чем иные церковные чиновники? Просто им досталась другая роль. Уйдите со сцены, умоляю!

Неужели не понятно, что эта омерзительная (предположу самый простой вариант — кэгэбэшная) провокация на то и нацелена, чтобы стравить «добрых, просвещенных и свободолюбивых» со «злыми, глупыми и мракобесными»?! Достаточно вспомнить инспирированный советской властью в 1922 году обновленческий раскол. Сценарий повторяется почти слово в слово: от стравливания т.н. «правых» и т.н. «левых» до обвинений патриарха в неправославности и сговоре с иностранцами. По сути же провокация нацелена на то, чтобы те, кто более расположен к фундаментализму, сделали центром своей веры непременное сожжение еретиков на костре, а более склонные к противоположному искажению в вере — секуляризму, обмирщению — окончательно впали в него и стали проповедовать наивный просвещенческий гуманизм двухсотлетней давности вместо христианства. Разделяй и властвуй.

В результате и те, и другие действуют совершенно по нотам. Одни говорят: «Мочи негодяек!», другие: «Долой этих ублюдков от власти, ну а заодно и долой эту церковь, которая не научилась этим ублюдкам достойно противостоять!». Мало кто при этом вспоминает, что господин Тучков, возглавлявший VI отделение Секретного отдела ГПУ НКВД «по борьбе с православной церковью, конфессиями и сектами» (привет сектоборцам!), в 1939 году был уволен не за какую-то провинность, а потому что на свободе осталось четыре епископа, остальные были либо расстреляны, либо работали на каторге. Mission, что называется, complete. И что вторую половину столетия «эти ублюдки» методично пытались приручить тех епископов, которые остались в живых и вернулись из лагерей. Только вот непричастных этому разорению церкви (и общества, судьба которого с Церковью связана гораздо теснее, чем принято считать) среди нас нет. Мы все — наследники своей истории.

Поэтому и не могу больше слышать заявления типа: «Долой мерзкую власть!» (хотя эта власть действительно часто ведет себя мерзко), «Долой Путина!» (хотя едва ли Путин может вызывать симпатию у сколько-нибудь разбирающихся в происходящем в стране людей), «Отпустите pussy riot!» (хотя процесс совершенно беззаконный и позорный) и уж тем более «Долой РПЦ!» (хотя и реагируют многие ее члены на эту ситуацию весьма неуклюже).

Чего, собственно, греха таить?

У нас большие проблемы с правосудием.

У нас большие проблемы с правительством и государственным устройством.

У нас большие проблемы со свободой слова.

У нас большие проблемы с дорогами.

У нас большие проблемы в церкви, во многом действительно восходящие к Декларации митрополита Сергия 1927 года.

Куда ни ткни — у нас всюду проблемы. По многим причинам. Больше того: где люди — там всегда проблемы. До скончания века у нас будут проблемы — причем, если верить Писанию, то чем дальше — тем больше. И никто не говорит, что не надо пытаться исправить ситуацию. Весь вопрос лишь в том, с какого конца взяться. Как говорил Николай Александрович Бердяев, «великая тайна скрыта в том, что средство важнее цели. Именно средства, путь свидетельствуют о духе, которым проникнуты люди». И чтобы что-то изменилось, сначала должны измениться мы сами, должен измениться наш дух.

А единственный дух, который считывается в «протестных» заявлениях типа: «Посмотрите, какие дураки и уроды! Мы не такие, как они — мы правильные!» — безответственность, претензия и желание оправдаться, отмежеваться от тех, кто говорит или делает что-то не то, вместо того, чтобы взять на себя ответственность и принципиальным образом изменить ситуацию (начиная при этом с себя, но на себе не заканчивая).

Неужели кто-то и впрямь серьезно рассчитывает подобными криками изменить нашу страну или нашу церковь? Или просто хочется хорошо выглядеть на их фоне? Вот что сказал о таких людях Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророков и украшаете памятники праведных и говорите: “если бы мы жили во дни отцов наших, мы не были бы сообщниками их в крови пророков”. Тем самым вы свидетельствуете против себя, что вы сыновья тех, которые убили пророков» (Мф 23:29-31).

С таким же успехом можно было бы заявлять примерно следующее:

«Если бы мы были у власти, мы бы не допустили безобразия…»

«Если бы у меня было побольше полномочий, я бы показал, как надо…»

«Если бы я был патриархом, я бы вел себя по-другому…»

«Если бы у нас в стране не было коррупции, я бы не давал взяток…»

«Если бы мне ничто не мешало, я бы не грешил…»

Все хорошо, только причина и следствие перепутаны.

Но надо вспомнить (здесь я уже, конечно, могу обращаться только к верующим), как вел себя в условиях не меньшего количества проблем Христос.

Многие ждали от Него, что Он возглавит освободительное движение и спасет Израиль от осточертевших оккупантов. Плохое дело? Нужное! Насущное! Заметное! А Он ходил по жаркой пустыне с двенадцатью учениками и еще толпой народу, исцелял (от слова «целый», а не просто «здоровый», кстати), проповедовал и изгонял бесов (т.е. тех самых чуждых духов злобы (Еф 6:12)) столько, что некогда было спокойно помолиться и поесть.

Когда двое из учеников предложили Ему свести с неба огонь на тех, кто Его не принял, Он сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54-56).

Кто-то предлагал Ему все царства мира (Мф 4:8) и тысячу гарантированных способов повести за собой людей. Он пренебрег всеми и избрал наименее эффектный, который привел Его к тому, что в Него плевали, били и назвали богохульником. Этот выбранный Христом способ оказался настолько трудным, что в результате один из тех, кого Он любил больше всех, Его предал.

Многие кричали Ему и перед самой смертью: «Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы увидели, и уверовали» (Мк 15:32). Но Он выбрал поступить по-другому.

Даже и после Воскресения Он не являлся тем, кто Ему не верил.

У любого верующего есть много способов сойти с креста, отделаться попроще, выбрать дорожку пошире, выглядеть получше. Вокруг столько проблем, что можно указывать на любую. И всегда будешь прав. И всегда найдешь виноватого.

Но пока мы сами не изменимся, не научимся отличать главное от второстепенного, причину от следствия, маргинальное от сердцевины, этот лукавый век так и будет разделять и порабощать нас на почве второстепенного, а главное будет пренебрегаемо. Вообще в этом, наверное, главная беда современного человека — в этой утрате центра, в том, что главное вытесняется на периферию сознания, на периферию жизни, на периферию внимания СМИ (хотя, что касается последних, это, увы, в их природе). А вот все маргинальное, скандальное, глупое, старое, сто раз пройденное, напротив, собирает несчастную публику и невольных исполнителей.

mikha-el.livejournal.com

«Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи».

15.Янв.2015

«Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи».

image1.jpgПреподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия".

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

image2.jpg Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.

image3.jpgПосле смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

image4.jpg В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

image5.jpgДиавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии.

В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку.

image6.jpgВыходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "Дивеевских сиротах". Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину - Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся".

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

Православие.Ru

www.mccvu.ru


Смотрите также