Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет большую ценность в православии. Евангельский сюжет, изображенный на иконе, подтверждает подлинность события, ежегодно вспоминаемого всеми верующими людьми. Сошествие Святого Духа на апостолов произошло спустя десять дней после Вознесения Спасителя на Небеса. После этого апостолы обрели способность говорить на всех языках мира. Это великое чудо стало началом проповедования Слова Божьего по всему миру, и христианская вера начала стремительно завоевывать сердца людей со всего света. Самые древние и почитаемые в православном мире иконы находятся в соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в городе Сергиев Посад. Также копии иконы можно встретить в музеях Московского Кремля, Исакиевском соборе города Санкт-Петербурга, в карельской Преображенской церкви острова Кижи. В России находится множество храмов и церквей, посвященных этому историческому событию, и их число растет. Сейчас историки насчитывают более ста пятидесяти таких мест. Одни из самых ранних изображений датированы 6 веком нашей эры. В традиционном исполнении на иконе изображены двенадцать апостолов, сидящих полукругом, и Богородица, а в центре иконы изображены апостолы Петр и Павел. Мужчине в короне отведена центральная нижняя часть иконы: он олицетворяет народы, ждущие просвещения. В это время на присутствующих нисходит Святой Дух, наделяющих апостолов силой слова и завещающий просвещать народы о православной вере. Икона помогает каждому православному утвердиться в своей вере и получить Божью благодать. Святой образ олицетворяет собой путь каждого, борющегося с искушениями и противостоящего дьявольским проискам. Церковное толкование иконы основывается на том, что Святой Дух, сошедший на землю, защищает каждого. Усердные молитвы, искренняя вера, праведная жизнь помогают с честью и справедливостью выходить из каждого испытания, не причинять боль близким. Каждого защищает любовь Высших Сил, которая способна уберечь от невзгод и печалей, направить заблудшие души к свету, помочь в духовном росте. Перед иконой православные христиане возносят молитвы о помощи и защите себя и своей семьи от зла и негатива. Просят верующие и о наставлении на путь, который приведет душу каждого к Царствию Небесному в безгрешности. «Царь наш Небесный и Утешитель душ наших грешных! Приди на землю грешную да войди в дом каждого верующего, защити и помоги нам не сворачивать с пути избранного и истинного. Посели в сердцах наших веру православную, помогающую жить в радости и благочестии. Да не гневись за грехи наши невольные, позволь искупить их деяниями праведными. Аминь». Молитвы перед иконой способны помочь вам изменить свою жизнь к лучшему. Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в самых различных ситуациях. ... Малоизвестная икона Мироносицы упоминается достаточно редко. Об изображенной на ней женщине, Иоанне, чье имя переводится ... Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять от любых ... Иоанн Русский — православный праведник и святой, глубоко почитаемый в христианском мире. Его истинная вера в Бога и усердие творили ... Японская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" Икона Троицы или Пятидесятницы имеет сложную иконографию. Сегодня все, почитающие Дух Святой, отмечают день Пятидесятницы или Троицы, в который исполнилось обещание Иисуса послать апостолам в скором времени Утешителя, Духа Истины. Он их всему научит и о всем напомнит. Это событие отмечается как день рождения кафолической, вселенской церкви. Праздник Троицы ассоциируется с поминанием предков, зеленью, самой длинной и самой красивой службой года. После Троицы, на следующий день, отмечается День Духа Святого. Но так сложилось, что он меньше почитаем, чем воскресная Троица, хотя Пятидесятница – это день Святого Духа. У католиков в этом смысле существет четкое разделение: два праздника разнесены календарно и отмечаются раздельно. Одно воскресение - Пятидесятница, как у Нас, второе - Троица. У праздника таким образом есть две иконы. Одна – Троица, богословская идея которой наиболее прозрачно выражена в иконе Андрея Рублева, другая – Пятидесятницы или Сошествие Духа Святого на апостолов. Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" Эта икона находится в праздничном ряду иконостаса, в то время как икона Троицы находится на самом верху, венчая иконостас. Т.е. они даже разнесены по разным местам в иконостасе. О двух замечательных иконах мы и расскажем, сначала об иконе Пятидесятницы, потом о Троице. Икона Пятидесятницы имеет очень интересную историю, поскольку ее иконография складывалась непросто, а окончательная схема праздника так и не установилась. На одних иконах изображается Богородица, на других остается пустое пространство, на одних иконах Дух Святой изображается в виде голубя, на других – в виде языков пламени, на третьих символы Духа Святого объединены в единый образ. Греческая икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" Дело в том, что в начале христианской эры праздник Вознесения и Пятидесятницы не были разнесены по времени, как сейчас, так же, как не были разъединены праздники Рождества Христова и Крещения Господнего. Поэтому на первых образах два события – Вознесения и Пятидесятницы - были едины: Иисус Христос Возносится на небо и оттуда длань Божия посылает языки пламени на апостолов.Когда возникла необходимость разделить два образа, т.к. праздники стали отмечаться по-отдельности, то был найден самый простой способ – за основу взять одну и ту же схему – Богородица в центре стоящих группой апостолов, а сверху на них нисходят огненные языки. Но богословски это было неточно, потому что Вознесение заканчивает период Христова домостроительства, а Пятидесятница открывает новый этап – создание церкви и начало домостроительства Духа Святого. Выход был найден. За основу праздника Пятидесятницы был взят античный образ групповых портретов философов и мудрецов, сидящих полукругом. Сначала эта схема получила распространение в образе праздника Преполовения, где Иисус восседает в центре апостолов, потом эта же схема была взята для иконы праздника Собора Святых Отец, который отмечался в прошлое - седьмое воскресение по Пасхе, а потом и для праздника Пятидесятницы. Икона "Преполовение". или "Иисус Христос среди учеников" На иконе, которая считается канонической, мы видим апостолов, восседающих на дугообразной скамье по шесть человек слева и справа. В центре, между апостолами Петром (слева) и Павлом (справа), оставлено место – для Вознесшегося, но оставшегося главой Церкви, Иисуса Христа. Эту икону иногда даже называют второй Тайной Вечерей. Внизу две полудуги образуют арку, в которой виден античный образ Космоса, что характерно для многих икон, например иконы Крещения, где Иордан изображен в виде седовласового старца, а море – в виде убегающей женщины. Космос стоит на темном фоне со священным платом, на котором лежат 12 свитков. Они символизируют проповеди апостолов, которым предстоит, после принятия Святого Духа, по слову Господа, отправиться учить все народы, сидящие во тьме и сени смертной. Тьму олицетворяет фон, на которым мы видим Космос. Каноническая русская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" Сверху на апостолов нисходят лучи света с огненными языками пламени. На иконе все апостолы имеют нимб, в отличие от иконы Вознесения, на которой нимб был только у Богородицы, первой получившей Духа Святого. Разногласия в иконах касаются двух вопросов: следует ли изображать в центре Богородицу? А второй – запрет Стоглавого Собора XVI века изображать Святого Духа голубем: в книге Деяний Дух Святой был в образе огненных языков, а не голубя. В виде голубя Он явился только на Крещение. На Руси до XVII века было принято не изображать Богородицу среди апостолов, но постепенно, по мере обмирщения и все большей оглядки на запад, за основу брались католические образы Пятидесятницы, на которых Богородица изображалась всегда, начиная с X века. Учитывая культ Девы Марии, для запада это было естественным. Эль Греко. Сошествие Святого Духа на апостолов Но для России это было чужеродно, тем более, что в Деяниях апостольских, где рассказывается об этом событии, о Богородице в прямую не упоминается. Как впрочем, не упоминается и об апостоле Павле, который здесь тоже изображен. Его не могло быть среди апостолов, потому что он еще не был обращен из Савла в Павла и находился в стане гонителей христиан. Здесь уже вступает в силу Предание, а не Священное писание. Согласно Преданию, Богородица присутствовала в момент нисхождения Духа Святого вместе с апостолами, но если Богородица уже получила Духа Святого раньше, то второй раз получать Его вроде бы уже и не надо. Другими словами, существует несколько образов Пятидесятницы, которые в православии принимаются с равной каноничностью: без Богородицы и с Богородицей, с голубем или без голубя. Коптская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" Но мне нравятся не только русские иконы, но и те, что несут на себе очень ярко следы этнографической особенностей восприятия праздника. В самом начале текста размещена японская икона Пятидесятницы, очень лаконичная, без излишних деталей, но узнаваемая с первого взгляда. Она мне очень нравится, потому что чем-то похожа на картины Малевича. Чуть выше по тексту- коптская икона – тоже понятная, но имеющая свою особенность: здесь мы видим в центре Богородицу, которая заняла место Иисуса. Китайская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" А вот икона китайская со своей национальной спецификой и тоже с Богородицей в центре. И все иконы очень интересные, все необычные, со своим богословским смыслом и своей образной картиной. Есть иконы эфиопские, армянские, греческие. В России в основном сохраняется верность ранней традиции написания иконы Троицы, которая очень точно и прозрачно отражает суть Пятидесятницы. Тина Гай sotvori-sebia-sam.ru Православные иконы условно можно разделить на два типа. К первому относятся изображения, которые содержат минимум деталей и вполне понятны всем молящимся. Во вторую группу входят иконы, имеющие многоплановую структуру, насыщенные множеством символов, не всегда понятных. Как правило, простые иконы — это изображения святых, одиночные или групповые. Радикальным образом от них отличаются праздничные композиции. Они зачастую настолько сложны для понимания, что, подобно трудным местам Священного Писания, нуждаются в толковании. Такова, например, икона, которая рассказывает нам о важнейшем событии в истории Церкви — сошествии Святого духа на апостолов. Праздник Пятидесятницы (по-еврейски — Шавуот) в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение. Он был установлен в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Именно с этого момента потомки двенадцати сыновей Иакова, чудесным образом освобожденные Богом из египетского рабства, начинают свой исторический путь и превращаются в единую нацию. Пятидесятница — это день рождения еврейского этноса, его культуры, традиций, менталитета и глубинных религиозных чаяний. Две тысячи лет назад, в один из таких праздников, в Иерусалиме, в комнате, где временами собирались ученики Христа, совершилась другая Пятидесятница — на апостолов сошел Святой Дух, и с этого момента простые рыбаки, ремесленники и, как сейчас бы их назвали, мелкие предприниматели, окончательно преображаются внутренне и становятся проповедниками Евангелия. Собравшиеся в Сионской горнице ученики Иисуса, приняв божественную благодать, получают все необходимые дары, чтобы создать на земле святую Церковь — ту самую Церковь, в которой происходит восстановление некогда разорванной связи Бога и человека. Пятидесятница новозаветная тоже стала днем рождения народа – Церкви Христовой. Но этот народ имеет уже иные принципы своего бытия, нежели народ Израиля. Для члена Церкви абсолютно не важны ни его национальность, ни социальный статус, ни состояние здоровья, ни пол, ни возраст. Важно одно единственное условие — вера во Христа и следование Его святым заповедям. Все эти идеи и положены в основу иконы Пятидесятницы. Ранние изображения сошествия Святого Духа Изначально иконографический сюжет Пятидесятницы был совмещен с сюжетом другой календарной даты — Вознесения Господня. Это произошло потому, что оба праздника вплоть до V века отмечались в один день — через семь недель после Воскресения Христова. В таком подходе была своя, весьма резонная логика — сошествие Святого Духа на апостолов является исполнением того обетования, которое дал Спаситель ученикам перед Своим восхождением в небесную славу. Согласно книге Деяний, от Вознесения до Пятидесятницы прошло десять дней, но древние христиане не считали этот факт препятствием для совмещения двух событий. Пятидесятница была продолжением Вознесения. Это восприятие отразилось и на сакральных изображениях той эпохи. Первые иконы праздника очень похожи на образы Вознесения — внизу стоят апостолы вместе с Богородицей, а вверху находится Христос, окруженный ангелами. Верхнюю и нижнюю половинки изображения отделяет фигура голубя, которая символизирует собою Святого Духа. Зачастую наряду с фигурой Спасителя изображается десница Бога Отца, а над апостолами видны языки пламени — явное указание на аналогичную деталь, приводимую в Деяниях. Описанная композиция была широко распространена и на Востоке, и на Западе христианского мира, но очень скоро она продолжила развиваться и изменяться. Сначала восточные мастера убрали из иконы праздника фигуру Богоматери, поскольку это противоречило самой идее Пятидесятницы. Богородица послужила делу спасения человечества тем, что телесно родила Второе Лицо Святой Троицы. После Вознесения же богословский акцент в деле спасения человеского рода перемещается на домостроительство Третьего Лица Троицы – Духа Святого. Поэтому уже в конце VI века изображение Богородицы уступает место сложной аллегорической композиции, которая получила название Этимасии — Престола Уготованного. На этом престоле (символ Отца) лежит раскрытое Евангелие (символ Сына), а над ними парит Дух Святой в виде голубя. В целом это аллегория Святой Троицы, которая являет Себя во всей Своей полноте после Пятидесятницы. На раннесредневековых иконах и росписях Этимасия находится либо среди апостолов, занимая место Богородицы, либо над ними. Самым ярким примером такого изображения является мозаика XII века в одном из куполов венецианского собора святого Марка. Престол с Евангелием и парящим голубем размещен в центре полусферы, от него радиально исходят огненные языки. А вокруг престола по окружности стоят апостолы, на которых эти языки и нисходят. Примерно в то же время, что и Этимасия, на иконах Пятидесятницы появляется еще один новый элемент. Он иллюстрирует те строки книги Деяний, которые рассказывают о народах, пришедших в Иерусалим в день сошествия Святого Духа. Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях. Представители этих этносов и стали изображаться на иконах праздника непосредственно под фигурами апостолов. В таком виде композиция дожила примерно до рубежа тысячелетий, после чего произошла очередная смена ее структуры. Приблизительно с XII века появляется современная привычная нам каноническая икона Пятидесятницы. В Средние Века перед византийскими мастерами возникла серьезная проблема. Ни Этимасия, ни изображения шестнадцати иноплеменников не могли в полной мере отобразить богословский смысл праздника. Этимасия не подходила потому, что была слишком аллегорична и вызывала противоречивую трактовку у полуграмотных верующих. Изображение же иноплеменников, хоть и соответствовало точному числу, указанному в Деяниях, не поясняло той мысли, что Святой Дух сошел через апостолов на весь мир и на все народы без исключения. Нужно было найти такую форму, которая в полной мере выражала бы универсальное значение праздника. Эта форма была найдена среди образцов античной живописи и скульптуры. За основу была взята композиция «Учитель и ученики», широко распространенная в Древней Греции и Риме. На ней обычно изображался какой-либо философ, поэт или врач, вокруг которого в виде подковы размещались слушатели. Точно такую же структуру имеют современные иконы Пятидесятницы. На ней в виде подковы изображена скамья с сидящими на ней Апостолами. За ними находятся стилизованные колонны, портики, окна и прочие архитектурные элементы, указывающие на то, что действие происходит внутри помещения. С неба на учеников спускаются лучи, которые оканчиваются красными язычками пламени. Всего этих язычков двенадцать — по числу апостолов. В центре подковы находится пустое пространство, внутри которого стоит человек в царской одежде и короне на голове. В руках он держит перед собою большой кусок материи. На большинстве икон он подписан словом «Космос». Если с остальными элементами все понятно, то на странного «космического» старца следует обратить особое внимание, поскольку именно это изображение несет символическую нагрузку, чаще всего совершенно непонятную светским людям. К примеру, в наши дни некоторые уфологи видят в этой фигуре доказательство того, что Церковь якобы знает о существовании внеземных цивилизаций. На самом деле все просто. Человек в центре — это символ всего сотворенного Богом мира, всей вселенной, всего космоса. Он заменил собою те самые шестнадцать фигур иноплеменников, которые размещались под ногами апостолов на более ранних изображениях. Седовласый длиннобородый старик стал наиболее удачным образом для выражения той мысли, что Святой Дух через Церковь освящает весь мир и всякую тварь, живущую в нем. Старец изображен с полотнищем в руках — в древности считалось, что к святыне нельзя прикасаться голыми руками, и для этого применяли особые покровцы. Вообще-то Космос появился не сразу. Раньше на его месте изображались император и варвар как представители христианских и нехристианских народов. Но со временем они были заменены единым универсальным персонажем. Правда, с XVII века на православных иконах Пятидесятницы снова стала изображаться Богородица, но эта традиция по своей сути чужда восточному богословию и выработалась под влиянием католичества. И все же, в любом композиционном варианте, икона Пятидесятницы — одна из самых ярких в истории христианства. Она кратко и емко выражает важнейшую идею, что Бог воплотился, пострадал, воскрес и устроил Церковь не для отдельно взятого племени или народа, а ради спасения всей вселенной. foma.ru Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя. www.pravoslavie.ru Митрополит Иларион (Алфеев) В основе сюжета — хорошо известный иконографический тип «Гостеприимство Авраама». Этот сюжет встречается уже в римских катакомбах на виа Латина (между II и IV вв.), Катакомбы Виа Латина мозаиках римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.) Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре и мозаиках равеннского храма Сан-Витале (1-я пол. VI в.). Храм Сан Витале. Равенна Гостеприимство Авраама Он восходит к библейскому рассказу о явлении трех мужей Аврааму, то есть представляет собой иконографическое изображение конкретного библейского события. Во втором тысячелетии возникает обычай надписывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтири XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте. Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом. Золотые врата. Суздаль В эпоху, предшествующую Андрею Рублеву, появляются иконы Троицы со средним Ангелом, изображенным в трехчетвертном обороте, и без предстоящих Авраама и Сарры. Именно этому иконографическому типу следовал Андрей Рублев, когда создавал свою «Троицу». Он взял за основу тот тип, который почти полностью абстрагирован от исходного сюжета («Гостеприимство Авраама») и который наиболее подходит для того, чтобы подчеркнуть равенство между тремя Ипостасями Троицы. Над головой среднего Ангела — по крайней мере, в том виде, в каком икона сохранилась к настоящему времени, — отсутствует крестчатый нимб, что как бы лишает его центрального значения и делает необязательным отождествление его с Христом. Искусствоведы высказывают различные мнения по вопросу о том, какой Ангел представляет какое Лицо Святой Троицы. По всей видимости, однако, речь вообще не должна идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская «Троица» — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами. Прп. Андрей Рублев 1411 год или 1425-27 Символизм иконы и ее духовное значение увязывают с теми идеями, на которых строил монашеское общежитие преподобный Сергий Радонежский. Он посвятил свою обитель Святой Троице, видя в любви между Ипостасями Троицы абсолютный духовно-нравственный ориентир для монашеской общины. Икона Троицы была заказана Рублеву учеником Сергия, преподобным Никоном Радонежским. Образ в похвалу Сергия Радонежского «должен был носить подчеркнуто умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений Троицы». В то же время «Троица» Рублева, как и ее прототип «Гостеприимство Авраама», — это евхаристический образ, символизирующий бескровную жертву. Этот смысл иконы подчеркивался ее размещением в нижнем ряду иконостаса Троицкого собора, возле царских врат. Троица. Икона новгородской школы XV века. Ленинград, Русский музей. Св. Троица в Бытии. 1580-е гг. Двусторонная икона Святой Троицы и главы Иоанна Предтечи Троица Ветхозаветная. Век: XVI Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва Святая Троица. С. Ушаков. 1671 Троица Ветхозаветная. XVII век Святая Троица Святая Троица. Икона 18 в Авраам отдает сына на заклание. Мозаика Равенны. Сен Витале. мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна Святая Троица Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому ИКОНОГРАФИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Монахиня Иулиания (Соколова) После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в День сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница». В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства. Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах. Купол Собора св. Марка Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени. Пятидесятница. Софийский собор, 1040-1050 гг. В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы. В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы». Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна. Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде… В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст… достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «… Кто есть Сей?… Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани… И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти… и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне… (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно. Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой. Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа. Грузия. 12 век Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы». Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер. Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ. Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»). Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует. В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше. В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию. Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой. Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа. Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника. В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем. Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника. Сошествие Святаго Духа на апостолов Миниатюра из армянского Евангелия. 1391 год. Миниатюра Миниатюра Синайская икона – Рождество- воскресение – Вознесение Миниатюра из армянского Евангелия. 1305 год. Мексиканская икона Пятидесятницы Греческая икона 1790-1840 Греческая икона 1840-1870 Коптская икона Святая Троица. Пятидесятница. Икона Гребенниковых Поволжская икона 18 века Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век) Пятидесятница. Мозаика купола церкви Осиос Лукас в Фокиде. около 1000г. Сошествие Святаго Духа на апостолов. Сад семинарии на Филиппинах Дуччо ди Буонисенья (ок. 1255–1319) Пятидесятница Сошествие Духа Святого на Апостолов. Мозаика Греческого монастыря Осия Лукас. 11 век. Миниатюра, 15 век, Сиеннский собор Сошествие Святого Духа на апостолов Д. Врубель. Пятидесятница. 1885 г. Крещение. Пятидесятница. Успение Богородицы. Синайская икона Китайская икона www.pravmir.ru Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века. икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой. икона «Троица» (Андрея Рублева) В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей. В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия» То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна. icon.cerkov.ruСвятая Троица. Пятидесятница: иконы, фрески, мозаики (+80 изображений ). Святой дух икона
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
Где находится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
Описание иконы
В чем помогает и от чего защищает икона
Молитва перед иконой
Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)
Икона Иоанны Мироносицы
Балыкинская икона Божией матери
Икона Иоанна Русского
Икона Троицы
Related posts
coded by nessus Иконография праздника Пятидесятницы - Православный журнал "Фома"
Смысл праздника Пятидесятницы
Современная икона Пятидесятницы
иконы, мозаики и фрески / Православие.Ru
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Современная греческая фреска
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 год
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Византийский музей в Афинах XV
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XIV век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор св. Марка, Венеция
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Фрагмент 4-х частной византийской иконы
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Армянская книжная миниатюра XIII век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Монастырь св. Павла, Афон. XVIII век
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Пятидесятница. Фрагмент иконы. Монастырь Ватопед, Афон. XXI век
Святая Троица. Пятидесятница: иконы, фрески, мозаики (+80 изображений )
ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ
икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
икона сошествие святого духа | Святые
|
www.tsurganov.info