ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ... Там русский дух там русью


ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО - «… ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ …»

«… ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ …»

«Как же мудр и проницателен был русский писатель Иван Шмелев, обратившийся в одном из писем к близкому человеку, а по сути, ко всем нам, с призывом: «Читайте Пушкина и Евангелие!»

Василий Ирзабеков;

«Через него (Пушкина) умнеет все, что

может поумнеть».

Ал. Островский

 

         Удивительный мир Пушкина в последнее время сильно преобразился в  российском обществе. Духовность русской поэзии и литературы, самой жизни, современной Пушкину, была невероятно искажена в прошедшем столетии. И потому сегодняшнему читателю, либо воспитанному в духе советской школы, либо уже «вкусившему» дух безнравственной вседозволенности, – не всегда понятен вновь открывающийся поэт, настоящий гражданин Православной Державы – грешный, но покаявшийся…

Неповторимая встреча с Пушкиным рано или поздно происходит в жизни каждого  русского человека. И многим становится понятно, что даже назвать его просто поэтом или писателем невозможно. Ведь Сам Господь Бог благословил прославить его гением Русской словесности…

Жизненный путь поэта был тернистый. Но исследователи утверждают, что после Таинств исповеди и Причастия к нему, словно сами собой, приходили стихи просветленные, с гармоничным мироощущением. Пушкин и сам интуитивно понимал свое призвание быть богоизбранным для пророческого служения в искусстве:

                            И Бога глас ко мне воззвал:

                            «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                            Исполнись волею Моей,

                            И, обходя моря и земли,

                            Глаголом жги сердца людей».

Не зря император Николай Первый назвал поэта «умнейшим человеком России». Впрочем, любая человеческая судьба складывается не просто. В архивах сохранились строки, подтверждающие   сильную духовную борьбу самого Пушкина: «Суть в нашей душе, в нашей совести и в обаянии зла. Это обаяние было бы необъяснимо, если б зло не было одарено прекрасной и приятной внешностью…» Истинная сила Пушкина как человека и как поэта – в необычайной искренности покаяния, в стремлении к очищению души:

   

«… Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

И дух смирения, терпения, Любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

К слову о некоторых субъективных высказываниях пушкиноведов, сам Александр Сергеевич завещал ни в коем случае не публиковать богохульные произведения своей «ветреной юности», за которые его очень мучила совесть: «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России!» Увы, те, кто ненавидит поэта и Русь, порочат его посмертный гений  и сегодня. Ими же попирается завет и Святой Руси: «Об усопших плохо – ни слова!» Ведь Един только Бог без греха. Именно это и не дает права никакому человеку судить судом неправым (ибо «всяк человек – ложь»…) Тем более, если речь идет о том, кого русская история и словесность признала великим…

Александр Сергеевич Пушкин получил неповторимый дар Божий – дар слова с поэтическим прозрением. Этот дар особо раскрылся к концу его короткой жизни стремлением напитать себя и народную поэзию духовной славой.

         Во-первых, поэзия Пушкина – прославление красоты, великолепия и мощи земли наших отцов…

Перенесемся на миг в родовое гнездо великого Пушкина. Михайловское… Знойное лето.   Облака, освещенные нежарким псковским солнцем, оголтело носятся по лазоревому небу, словно играя в «салки» друг с другом. Вдоль песчаных ухоженных тропинок выстроились часовые громадного роста –  величественные ели старинной Михайловской вотчины. Они, наверняка, еще помнят грустного молодого человека, который в свое время истоптал этот парк вдоль и поперек. Во-он за тем песчаным холмом несет свои воды из века в век задумчивая река Сороть. Очень вероятно, что именно на ее скромном берегу Александр Пушкин с поэтической грустью вспоминал свою южную ссылку в Одессу и «гордую красу» покинутого моря. Здесь, скорее всего, и рождались поющие строки, уводящие в сказочный мир царя Салтана:

                               «Ветер по морю гуляет

                               И кораблик подгоняет…»

         Герои пушкинских сказок – и простые люди,  и цари, и чудо-богатыри Древней Руси.  Земля эта застроена домами-избушками, рублеными из столетних кряжей. Причудливая Русь, обнесенная деревянными кремлями,  спрятанная за непроходимыми лесами и топкими болотами, поблескивающая маковками церквей, - таинственная в своей неповторимости Русь «…Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит,  …там царь Кащей над златом чахнет; там русский дух… там Русью пахнет!» 

А в затерявшемся от больших дорог Михайловском, среди зимы, завалившей сугробами проселки и старенький дом поэта, в светелке Арины Родионовны пылкий юноша с непослушными кудрями, затаив дыхание, слушал нянюшкины сказки, необыкновенно простые и чарующие. И потом под беглым пером талантливого поэта в теплом сумраке долгих зимних вечеров  оживали и золотая рыбка, и мертвая царевна, и золотой петушок…

Во-вторых, поэзия Пушкина – это искренняя любовь к народу, его православным традициям и святости...

Любить Россию, понимать поэзию родной стороны научила Пушкина его няня. «Помещицы Пушкиной сельца Михайловского, вдова, дворовая жена Ирина Родионовна». Именно к ней относился поэт с настоящей сыновней любовью. Пушкиным няня ласково величается Ариной, пожалуй, так имя звучит более нежно. Кстати, вся поэзия на Руси повелась от старых нянюшек, бабок и простых крестьянок. Они ее плели как кружево и берегли. Передавали из уст в уста  слушателям. Волновали этой поэзией сердца своих питомцев так сильно, что один поднялся до вершин чистейшей поэзии и стал всенародным гением. Сам Пушкин, живя в Михайловском, также очень часто посещал ярмарку близ Святогорского монастыря. Слушал там народные сказы и предания, нищие и слепцы рассказывали ему стихи и пели песни о добрых молодцах и красных девицах … которые поэт запоминал и преображал в чудные строки.

   Вот Дива пушкинская, Царевна Лебедь - красоты несказанной и доброты неописанной, словно выплывает из волн морских навстречу своему счастью:

                                      «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

                                      Что ты тих, как день ненастный?

                                      Опечалился чему?» …

 Здесь поэт переживал уединение ссылки. Здесь, в сказочном Михайловском, сплелись воедино сказка и история – в прошлом эта старинная усадьба  принадлежала славному прадеду поэта, Аврааму Петровичу Ганнибалу, крестнику императора Петра Первого…

В-третьих, именно поэзии Пушкина в первую очередь мы и обязаны тем, что перед нами, наконец, раскрывается человек духовный, прославляющий Создателя…

  И новейшие публикации пушкиноведов открывают нам совсем другого поэта – потомка  святых родов, человека ищущего, страдающего, верующего…

«Имя предков моих поминутно встречается в русской истории», - с радостью обнаружил еще в юности Александр Пушкин. В двадцатом колене он является прямым потомком Радши, «мужа честна», - говорит летописец.

                   «Мой предок Рача мышцей бранной

                   Святому Невскому служил…»

По материнской линии через родную бабушку Марию Александровну Ганнибал, в девичестве тоже Пушкину, через ее мать, урожденную Ржевскую, был в тридцать третьем колене потомком Рюрика и первых киевских князей: Игоря Святослава, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В старинном знатном роду Пушкина и Великая княгиня Ольга, и Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. В том числе, по женской линии в двадцать первом колене –  поэт из рода святого благоверного Князя Александра Невского. Также потомок Великого князя Димитрия Донского, Муромских святых Петра и Февронии – хранителей семейной любви и верности… Незадолго до гибели Александр Сергеевич писал другу П.Я. Чаадаеву: «… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Великий поэт, «солнце русской поэзии», слава и гордость Руси родился в древней столице под звон колоколов, в день двунадесятого праздника - Вознесения Господня. По семейным традициям новорожденный был назван в честь Александра Невского, который и считался его Небесным Покровителем. В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с выгравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней величайшей святыней - частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына и перешла к Поэту от бездетного дяди Василия Львовича. В день праздника Положения Ризы Александр Сергеевич неуклонно исполнял святой обет семьи, - служить перед святыней молебен…

 «Духовное попечительство над опальным Пушкиным в годы Михайловской ссылки поручили настоятелю Святогорского монастыря игумену Ионе. Сам Александр Сергеевич охотно ездил в обитель, бывая в гостях у настоятеля. Летописи и древние книги в монастырской библиотеке, жизнь монахов, вопросы веры, народные обычаи живой памятью связывали поэта с многовековой историей Руси. Между настоятелем и поэтом сложились добрые дружеские отношения. На вопрос секретного агента к игумену Ионе: «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» последний ответил: «Он ни во что не вмешивается и живет как красная девка». По признанию самого поэта: он «в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!»

Когда задумываешься о судьбе Пушкина, неизменно встает вопрос: а могла ли состояться встреча поэта и великого подвижника того времени – преподобного Серафима, Саровского чудотворца?! Известно, что Александр Сергеевич оберегал свою душу от  праздного любопытства светского общества и хранил свою веру сокрытой в глубине сердца. Вспомним, что преподобный Серафим всех приходящих наставлял именно так: «Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Из тысячи можно найти одного, который бы сохранил твою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она будет сохранена другим? Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно… Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований: в противном случае потеряешь и не найдешь»… Если поэт и доверил тайну встречи со старцем кому-то близкому, кто мог бы сохранить тайну, тот ее и сохранил!

В автографе стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны» (1836) есть рисунок, настолько замечательный, что Николай I после смерти поэта высказал пожелание опубликовать эту рукопись вместе с рисунком. На нем поэт изображает молящегося монаха в келье. На рисунке Пушкина старец согбен: преподобный Серафим после нападения на него разбойников остался таким навсегда. Рука монаха поднята выше лба, - значит, он не молится, а благословляет (легко догадаться кого)! Пушкинский монах и одет необыкновенно: он не в черной рясе, а в белом балахончике, какой носил батюшка Серафим. Левее правой ступни старца виден острый угол. Внимательно присмотревшись, догадываешься: это топорик, которым старец подпирался… Особенно выразительно пятно перед старцем в виде сидящего на задних лапах медведя. На уровне левой ступни старославянской вязью начертана буква «С». Все это подтверждает, что встреча состоялась, и преподобный Серафим благословил поэта. «Благовестное видение» святого старца отразилось в стихах:

                            Чудный сон мне Бог послал:

                            С длинной белой бородою,

                            В белой ризе предо мною

                            Старец некий предстоял

                            И меня благословлял…

 

***

Усыпальница Пушкинского рода находится в глухом уголке Псковской области. Здесь находятся Пушкинские (раньше – Святые) Горы и скромная могила поэта, похороненного на территории Святогорского монастыря. 

17 мая 1992 года празднично загудели колокола в Святогорской обители: крестным ходом из ближайшей приходской церкви Святогорская святыня, икона Божией Матери Одигитрия, торжественно возвращалась в монастырь Святых Гор. (По монастырскому преданию в 1569 году икона чудесно явилась пастуху Тимофею на Синичьей Горе.)  29 мая года обитель посетил патриарх всея Руси Алексий II и преподнес братии подарок – древнюю икону Николая Чудотворца, а также возжег лампаду от привезенного им из Иерусалима Благодатного Огня. Отслужив литию у могилы А.С. Пушкина,  Святейший сказал: «Общими трудами и общими усилиями надо возродить здесь обитель, которая в своих стенах сохраняет могилу великого поэта Земли Русской. С открытием монастыря, я думаю, это место приобретет еще большую притягательную силу». Чем дальше во времени, тем дороже становится воистину вечная память Поэта и благословение его всем нам:

« …Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!»

 

Серафима Дарина

Назад к списку

vasilevskoe.prihod.ru

ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ...: alexey43

…в Боливии. (!)

Латиноамериканские скрепыКак живется русским старообрядцам в Боливииhttp://lenta.ru/photo/2014/11/10/toborochi#0     В ХХ веке русским старообрядцам, дошедшим за 400 лет гонений до восточных границ России, пришлось окончательно стать эмигрантами. Обстоятельства разбросали их по континентам, вынудив налаживать быт на экзотической чужбине. Фотограф Мария Плотникова побывала в одном из таких поселений — боливийской деревеньке Тоборочи.     Старообрядцы, или староверы — общее название для религиозных течений в России, возникших в результате неприятия церковных реформ в XVII веке. Все началось после того, как московский патриарх Никон предпринял ряд нововведений (исправление богослужебных книг, изменение обрядов). Недовольных «антихристовыми» реформами объединил протопоп Аввакум. Староверы подвергались жестоким преследованиям со стороны как церковных, так и светских властей. Уже в XVIII веке многие бежали за пределы России, спасаясь от гонений. Не нравились упрямцы и Николаю II, и, впоследствии, большевикам. В Боливии, в трех часах езды от города Санта-Крус, в местечке Тоборочи 40 лет назад обосновались первые русские старообрядцы. Даже сейчас это поселение не отыщешь на картах, а в 1970-х тут были абсолютно необжитые земли, окруженные густыми джунглями.

Федор и Татьяна Ануфриевы родились в Китае, а в Боливию поехали в числе первых переселенцев из Бразилии. Помимо Ануфриевых в Тоборочи живут Ревтовы, Мурачевы, Калугиновы, Куликовы, Анфилофиевы, Зайцевы.

Деревня Тоборочи состоит из двух десятков дворов, расположенных на приличном расстоянии друг от друга. Большинство домов — кирпичные.

Вокруг поселения тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий. Дороги только грунтовые.

В Санта-Крусе очень жаркий и влажный климат, а комары донимают круглый год. Москитные сетки, такие родные и привычные в России, ставят на окнах и в боливийской глуши.

Старообрядцы бережно хранят свои традиции. Мужчины носят рубахи с поясами. Шьют их сами, а вот брюки покупают в городе.

Женщины предпочитают сарафаны и платья в пол. Волосы отращивают с рождения и заплетают в косу.

Большинство старообрядцев не позволяют чужакам фотографировать себя, однако семейные альбомы есть в каждом доме.

Молодежь идет в ногу со временем и вовсю осваивает смартфоны. Многие электронные устройства в деревне формально запрещены, но от прогресса не спрятаться даже в такой глуши. Почти во всех домах есть кондиционеры, стиральные машины, микроволновки и телевизоры, взрослые общаются с далекими родственниками посредством мобильного интернета.

Основное занятие в Тоборочи — сельское хозяйство, а также разведение амазонской рыбы паку в искусственных водоемах. Прикармливают рыбу два раза в день — на рассвете и вечером. Корм производится тут же, на мини-фабрике.

На обширных полях старообрядцы выращивают бобы, кукурузу, пшеницу, в лесах — эвкалипт. Именно в Тоборочи был выведен единственный сорт боливийских бобов, популярный сейчас во всей стране. Остальные бобовые завозят из Бразилии.

На деревенской фабрике урожай обрабатывают, пакуют в мешки и продают оптовикам. Боливийская земля плодоносит до трех раз в год, а удобрять ее начали только пару лет назад.

На кокосовых плантациях выращивают несколько сортов кокоса.

Женщины занимаются рукоделием и ведут хозяйство, растят детей, внуков. Большинство старообрядческих семей многодетные. Имена детям выбирают по Псалтири, согласно дню рождения. Нарекают новорожденного на восьмой день его жизни. Имена тоборочинцев непривычны не только боливийскому уху: Лукиян, Киприян, Засим, Федосья, Кузьма, Агрипена, Пинарита, Авраам, Агапит, Палагея, Мамелфа, Стефан, Анин, Василиса, Маримия, Елизар, Инафа, Саламания, Селивестр.

Арбузы, манго, папайя, ананасы растут круглый год. Из фруктов делают квас, брагу, варенье.

Жители деревни нередко сталкиваются с представителями дикой природы: нанду, ядовитыми змеями и даже небольшими аллигаторами, которые любят полакомиться рыбой в лагунах. Для таких случаев у старообрядцев всегда наготове ружье.

Раз в неделю женщины выезжают на ближайшую городскую ярмарку, где продают сыр, молоко, выпечку. Творог и сметана в Боливии так и не прижились.

Для работы в полях русские нанимают боливийских крестьян, которых называют Колями.

Языкового барьера нет, так как старообрядцы, помимо русского, говорят и по-испански, а старшее поколение еще не забыли португальский и китайский.

По деревне жители перемещаются на мопедах и мотоциклах. В сезон дождей дороги сильно раскисают и пешеход может увязнуть в грязи.

К 16 годам мальчики приобретают необходимый опыт работы в поле и могут жениться. У старообрядцев строго запрещены браки между родственниками до седьмого колена, поэтому невест ищут в других деревнях Южной и Северной Америки. До России добираются редко.

Девушки могут выходить замуж по достижении 13-летнего возраста.

Первый «взрослый» подарок для девушки — сборник русских песен, с которого мать снимает очередную копию и дарит дочери на день рождения.

Все девушки — большие модницы. Они сами придумывают фасон и шьют себе платья. Ткани закупают в крупных городах — Санта-Крусе или Ла-Пасе. Среднестатистический гардероб насчитывает 20-30 платьев и сарафанов. Девушки меняют наряды почти каждый день.

Десять лет назад боливийские власти профинансировали строительство школы. Она состоит из двух зданий и делится на три класса: дети 5-8 лет, 8-11 и 12-14-летки. Мальчики и девочки учатся вместе.

В школе преподают два боливийских учителя. Основные предметы — испанский язык, чтение, математика, биология, рисование. Русский язык учат дома. В устной речи тоборочинцы привыкли смешивать два языка, а некоторые испанские слова и вовсе вытеснили русские. Так, бензин в деревне называют не иначе как «гасолина», ярмарку — «ферия», рынок — «меркадо», мусор — «басура». Испанские слова давно обрусели и склоняются по правилам родного языка. Есть и неологизмы: например, вместо выражения «скачать из интернета» в ходу слово «дескаргарить» от испанского descargar. Некоторые русские слова, повсеместно употребляемые в Тоборочи, давно вышли из обихода в современной России. Вместо «очень» старообрядцы говорят «шибко», дерево называют «лесиной». Старшее поколение ко всему этому разнообразию примешивает португальские словечки бразильского разлива. В общем, материала для диалектологов в Тоборочи — на целую книгу.

Начальное образование не является обязательным, но боливийское правительство поощряет всех учеников государственных школ: раз в год приезжают военные, выплачивающие каждому ученику по 200 боливиано (порядка 30 долларов).

Что делать с деньгами — непонятно: в Тоборочи нет ни одного магазина, а в город детей никто не отпустит. Приходится отдавать честно заработанное родителям.

Старообрядцы посещают церковь дважды в неделю, не считая православных праздников: службы проходят в субботу с 17 до 19 часов и в воскресенье с 4 до 7 утра.

Мужчины и женщины приходят в церковь во всем чистом, надев поверх темную одежду. Черная накидка символизирует равенство всех перед Богом.

Большинство южноамериканских старообрядцев никогда не бывали в России, но свою историю помнят, отражая главные ее моменты в художественном творчестве.

Старообрядцы бережно хранят воспоминания о предках, тоже живших вдалеке от исторической родины.

Воскресенье — единственный выходной. Все ходят друг к другу в гости, мужчины ездят на рыбалку.

Мальчишки играют в футбол и волейбол. Футбол — самая популярная игра в Тоборочи. Местная команда не раз побеждала на школьных любительских турнирах.

Темнеет в деревне рано, ложатся спать к 10 вечера.

Боливийская сельва стала для русских старообрядцев малой родиной, плодородная земля обеспечила всем необходимым, и, если бы не зной, лучшего места для жизни они не могли бы и пожелать.

alexey43.livejournal.com

"Там русский дух, там Русью пахнет…"

В минувшие выходные тюменцы массово выезжали на природу – праздновать день Ивана Купалы, искать цветок папоротника, прыгать через костер, петь песни, ходить по углям, гадать и пускать в водоемы венки и свечи. Купальские праздники нынче прошли на самых разных площадках – турбазах, санаториях, базах отдыха – с мастер-классами, концертами, хороводами. Видно, что все больше и больше людей интересуются культурой древних славян, их мировоззрением, практиками оздоровления, воспитания, общинными правилами. И где, как не на праздновании Купалы, а у славян это бог здоровья, можно найти единомышленников, обменяться положительными эмоциями, почувствовать силу и красоту русской культуры.

Купальский костёр

«Формы, принятые извне, не могут служить выражением нашего духа, и всякая духовная личность народа может выразиться только в формах, созданных ею самой», — писал русский поэт, философ, публицист, основоположник славянофильства, член-корреспондент Императорской академии наук Алексей Хомяков. Известно, что лето-счисление славян насчитывает многие тысячелетия. Великий и могучий русский язык – один из древнейших на планете (по мнению лингвистов, это одно из ответвлений санскрита). Исповедуемое славянами мировоззрение принято называть ведическим (от слова «ведать» — знать). Кстати, ярчайший пример русского ведовства – это русские народные сказки, былины. Василиса Прекрасная, Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Садко, скатерть-самобранка, вода живая и мертвая, сотни иных персоналий и образов – это светоносный плод многовековых размышлений нашего народа о добре и зле, правде и кривде. Именно через сказки Арина Родионовна передала гениальному Саше Пушкину славяно-русскую систему жизнеречения, комплекс космологических и духовно-нравственных координат русского народа, которыми впоследствии руководствовался основоположник новой русской литературы.

Для славяно-руссов мир состоит из трех сфер: яви, нави и прави. Явь – это проявленный, видимый мир твердых тел. Навь – мир непроявленный, нематериальный. После смерти душа, покидая явь, переходит в навь.

Некоторое время она странствует там, пока не достигнет ирия (рая). Под правью славяне понимают истину или законы бога-вседержителя, управляющего всем миром.

Общее представление о духовных ценностях славян дает «Книга Велеса» — древнейший культурологический памятник руссов, записанный на глиняных дощечках и обнаруженный в начале прошлого века полковником А. Изенбеком в Орловской губернии. Автор книги пишет: «Отцам нашим и матерям слава! Так как они учили чтить богов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими славянами, которые богам славу поют и потому суть славяне».

Когда славяне высказываются о своих праотцах — дедах, прадедах, пращурах, они говорят: это наш Род. К нему они адресуются, когда им нужно содействие богов и предков, ибо боги и есть предки славяно-руссов. Обитая в мире яви, нави и прави, бог Род выделяет из себя мужское начало – бога Сварога и женское начало – богиню Ладу. Из своего лика Род зарождает бога Солнца Ра (Ярилу Трисветлого).

Посредником между Вседержителем и славянами является бог Семаргл (Огнебог) – бог Огня.

Ра – ипостась Вседержителя в мире яви, исполинский живой магнитно-плазменный организм, «око» Всевышнего. Главный бог жизни на Земле. Погаснет Солнце — и кончится Жизнь. Отсюда радость, радуга, радуница, красота, крапива (солнце пьющая), ура (победный клич), культура, вера (ведание законов бога Солнца Ра), Расея – Россия.

Сварог – бог небесной тверди, муж богини Лады.

Лада – богиня красоты, любви, создания семьи.

Перун – сын Сварога и Лады, покровитель ратоборцев, каратель недругов России.

Даждьбог – хранитель древней великой мудрости, сын Перуна, внук Сварога, дед славян и ариев. «Мы, славяне, внуци Даждьбога», — сообщает «Книга Велеса».

Макошь – мать славян и ариев, наших богов предков, пришедших на Землю из созвездия Большой Медведицы.

Купала – бог здоровья.

Велес – бог мудрости, покровитель животноводов, пророков и поэтов.

Коляда – бог, давший славяно-русским родам календарь (дар Коляды) и свои мудрые веды.

Леля – богиня любви и счастья, дочь Сварога и Лады, богиня лета и молодости, молодых девушек и цветов.

Простые инженеры, педагоги, рабочие, военные, программисты, этнографы  по крупицам восстанавливают обрядовость, систему хозяйствования, законы прави, популяризируют свод духовных ценностей славян, нашу народную культуру, становятся кобниками, волхвами, кудесниками, родноверами. И возрождение в России родноверческих общин остается только приветствовать.

В Купальские дни пронзительной красоты образы духовного мира славян проникают в самое сердце, приободряют, утешают и зовут, наделяют знанием и добротой, верой и восторгом, тем, о чем Пушкин когда-то сказал: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Радослав ВАСИЛЬЕВ,

фото автора

Славление русских богов

Участники купальских обрядов

 

 

 

 

 

Дата публикации: Воскресенье, Июль 9th, 2017

Время публикации: 18:00

park72.ru

Там русский дух там Русью пахнет…

09.12.2013

Там русский дух там Русью пахнет…

С давних лет Береза у многих людей ассоциируется с чем-то истинно Русским. Во многих сказках, песнях, поэмах она ассоциируется душой нашего человека. Береза – обладает огромной энергией, она заряжает все вокруг добротой и позитивом. Если постоять, прислонившись к стволу, погладить светлую кору, Вы почувствуете, как зло и раздражение покидают Вас, как успокаивается душа и тело, приходит умиротворение. Что же известно нам, современным людям об этом прекрасном растении. Помоет разобраться в этом Частный ландшафтный дизайнер Анна Виноградова.береза 1.jpg 

Наши предки поклонялись дереву как символу плодородия, здоровья и прибавления в семействе. Березу использовали для создания оберегов, которые дарились молодоженам, для скорейшего появления наследников. В то же время кору березы использовали для ритуалов по увеличению урожая. Часто для новорожденных, делая колыбель, выбирали в качестве материала именно стройную красавицу. Наши предки считали, что молодые веточки растения с только что раскрывшимися почками способны вылечить тело от болезней, защитить душу от скорби и расстройств. 

В Европе, как и на Руси, березовые веточки использовались для защиты младенцев от всего плохого. Для этого их клали в ложе или использовали при создании колыбели. Второе имя растения – «Дерево жизни». 

Если рассматривать березу со стороны эзотерических познаний, то ее связывают с рунами Ураз и Беркано – Старшего Футварка. Мастера магии говорят, что, несмотря на мягкий нрав и ненавязчивость воздействия растение обладает неимоверной силой. Дерево охотно дарует энергию нуждающимся, облегчает страдания болеющих и ускоряет процесс выздоровления. Так же она защищает своих хозяев от злых духов, негативной энергии и посягательств со стороны злых сил. 

Если при создании ландшафтного дизайна высадить березу под окнами спальни, или же возле зоны отдыха Вы можете быть уверены, что она поможет восстановить душевное спокойствие, успокоить нервы и даже избавит Вас от ночных кошмаров. Композиция, созданная с использованием одного или нескольких деревьев, будет не только прекрасным украшением сада, но и домашним врачом для всех его обитателей. 

береза гриб.jpgВ наши дни медицине доподлинно известно, что различные части березы обладают разными лекарственными свойствами. Из поколения в поколение от ворожеи к знахарю передавались рассказы с рецептами из почек березы, рецепты с использованием коры и смол. Первые упоминания о чудодейственных препаратах и свойствах растения можно найти в литературе 16 века. В современной аптеке можно найти немало препаратов, в которые входит березовый деготь, почки или активированный уголь, полученный из коры. Так же широкое применение в медицине нашел чагу – березовый гриб. Чага – содержит вещества замедляющие рост раковых опухолей. Поэтому современная медицина продолжает проводить исследования и искать более широкое применение свойствам на стволе березы. Различные части дерева богаты на каротин, витамин С, дубильные вещества и многие другие микро и макро элементы. 

Некоторые части растения активно используются при косметологических процедурах. Так же береза не теряет свое популярности при посещении бань. Попарится с березовым веничком. Это не с чем несравнимое удовольствие, которое должен испытать в жизни каждый. Сложно даже представить себе Русскую Баньку без березового веничка, который добавит здоровья, сил и изгонит все негативное, что возможно гложет Вас. Береза помогает в лечении кожных заболеваний, различных дерматитов и ран. Ее отвар помогает снять зуд и обеззараживает. 

Несмотря на уникальность и природность всех частей растения, Мастерская ландшафтного дизайна "Сады от Виноградовой" не рекомендует заниматься самолечением, перед применением отваров, настоек и прочих препаратов рекомендуем получить консультацию врача. 

Еще один продукт получаемый от берез – сок. Этот нектар, который собирают ранней весной обладает чудодейственными свойствами. Он содержит такое огромное количество витамин, и полезных веществ, что способен заменить витаминные комплексы. Однако собирать сок необходимо вдалеке от дорог и больших городов. Процесс должен быть контролируемым и производить его нужно так, чтобы не погубить дерево. 

Создавая ландшафтный дизайн, не пренебрегайте березой, несмотря на свою видимую простоту, она станет не только дополнением композиций, но и изюминкой Вашего участка. Мастерская ландшафтного дизайна "Сады от Виноградовой" рекомендует использовать растение как центр клумб, или же как элемент акцентирующий внимание на определенные части газона. Так же дерево будет прекрасно смотреться вдоль аллеи, на участке большой площади. 

Если же Вы владелец небольшой территории с водоемом похожим на естественный: озеро, болотце, ручеек, белоствольные красавицы будут прекрасно смотреться группой у истоков водоема. Они подчеркнут естественность форм. 

Несмотря на то, что береза – символ жизни и плодородия, она сама абсолютно неприхотлива к почве. Это позволяет мастерам ландшафтного дизайна использовать ее для озеленения песчаных, глинистых или каменистых участков. Однако не стоит забывать, что береза очень любит влагу. Взрослое растение с помощью корней в летний день поглощает более 200 литров жидкости, вытягивая ее из различных слоев почвы. Поэтому необходимо тщательно продумать системы полива. Если Вы планируете использовать дерево как центр композиции, убедитесь что окружающим растениям достаточно влаги. В осенний период необходимо своевременно убирать опавшую листву, так как во время гниения она выделяет вещества вредные для других жителей сада. 

Высаживать березу можно при помощи семян, однако тогда Вам придется ждать много лет, пока всходы превратятся в прекрасные стройные деревья. Мастерская ландшафтного дизайна "Сады от Виноградовой" рекомендует Вам более простой способ – высадку подращенных саженцев, привезенных в контейнерах из питомников, или Вы можете заказать высадку крупномеров, это позволит Вам в короткие сроки получить прекрасный «взрослый» сад. 

береза.jpgБереза прекрасно сочетается в композициях с елями и шиповником. Создав на участке композицию с этими растениями, Вы получите прекрасный всесезонный островок здоровья. Бело-черные стволы берез на фоне вечно зеленых елей будут украшением участка, как летом, так и зимой. Яркие ягоды шиповника добавят зимой праздничный вид в созданный ранее ландшафтный дизайн. 

При желании можно создать композицию, используя только различные виды берез. Мало кто знает, но она может быть не только деревом, но и кустарником. При этом окраска коры различных видов может колебаться от белой, до темно – вишневой, проходя через оттенки серого, розового и золотистого цветов. Так же растение различают по виду кроны. Существуют сорта с более прямыми ветвями и с поникшими. 

Основное преимущество выращивания березы в нашем регионе – ее неприхотливость и устойчивость к переменам погоды. Она не является "экзотом", поэтому прекрасно переносит морозные зимы, не теряя своих декоративных свойств. По желанию клиента Мастерская ландшафтного дизайна "Сады от Виноградовой" может использовать как высокорослые, так и карликовые сорта. Доверяйте выполнение работ профессионалам, и Ваш сад будет выглядеть всегда красивым и ухоженным. 

 С ув. Частный ландшафтный дизайнер Анна Виноградова

www.househost.ru

Там русский дух… там Русью пахнет! / Владимир Кезлинг

В России очень много необыкновенных мест. Одно из них — древний город Изборск, в окрестностях которого я провёл несколько тёплых дней в начале марта. Расположенное неподалёку Труворово городище, окутанное тайнами и легендами, считается одним из древнейших укреплений Руси. Среди окрестных лесов прячутся многовековые белокаменные храмы, у стен которых, словно славянские богатыри, стоят вросшие по пояс в землю старые могильные кресты. Здесь всё дышит древностью. Реки и озёра ещё помнят скрип вёсел скользящих по их глади славянских ладей. А покрытые травой крутые холмы наверняка ещё не забыли тяжёлую поступь немецких рыцарей. Здесь даже в шелесте ветра слышны обрывки легенд о былых неспокойных годах...

Я был в Изборске несколько лет назад. За это время крепость отреставрировали и облагородили.

В качестве краткой исторической справки процитирую сам себя:

Первые упоминания об Изборске в летописях относятся к 862 году, там Изборск упоминается как владение варяжского князя Трувора, младшего брата легендарного Рюрика. В те времена Изборск занимал важное место на торговом пути, пролегавшем по находящимся рядом Городищенскому и Мальскому озёрам, и только в X веке значение Изборска как центра торговли начинает уменьшаться в связи с укреплением Пскова, более выгодно расположенного на большом водном пути на реке Великой.

По преданию, Изборск был основан Словеном, сыном Гостомысла, и назывался вначале Словенском, и лишь потом был переименован в Изборск — в честь Избора, сына Словена. Первое городище было расположено на треугольном плато над Городищенским озером и было ограждено частоколом и земляным валом.

В 1302 году крепость была перенесена на находящуюся в полукилометре от старого городища Журавлиную гору. Изначально крепость была деревянной, с единственной дозорной каменной башней — Луковкой. Первые каменные стены появились в 1330 году.

Самое сказочное время суток — раннее утро. Древняя земля ещё спит, а предрассветная мгла витает среди вековых лесов.

Изборск

Наконец, небо медленно начинает светлеть.

Изборск

В назначенный час, с точностью до секунды, над горизонтом появляется солнце. За последние несколько миллиардов лет оно ни разу не опоздало на свою ежедневную прогулку по небосводу.

Изборск

Первые утренние лучи касаются скованной ночным заморозком травы.

Изборск

Мгла рассеивается.

Изборск

Цвета постепенно теплеют. Наступает день.

Изборск

От Изборска к деревне Малы тянется живописная Изборско-Мальская долина.

Изборск

На её территории расположено два озера — Городищенское и Мальское. Между ними виляет русло реки Смолки.

Изборск

Мальское озеро, в свою очередь, соединено рекой Обдёх с Псково-Чудским озёрным комплексом (или Псковсим морем, кому как больше нравится), из которого уже по реке Нарове можно попасть в Балтийское море. Этот водный торговый путь играл когда-то важнейшую роль в развитии этого региона.

Вид на долину с Труворова городища.

Изборск

Древняя дорога. Подозреваю, что тысячу лет назад она выглядела точно так же.

Изборск

Спуск с плато к Словенским ключам. Таким пустынным его можно застать лишь очень ранним утром.

Изборск

Словенские ключи — главная разрекламированная природная достопримечательность Изборска.

Упоминания путешественников о таинственных родниках на скалистом берегу Городищенского озера встречаются уже несколько веков. Даже в географическом описании Руси, созданном в XVII веке, так и написано: «От Пскова в тридцати верстах к западу, город Изборск стоит на Словенских ключах».

ИзборскИзборск

По национальной традиции любой мало-мальски значимый родник на территории России сразу магическим образом становится православной святыней. Словенские ключи — не исключение.

Местная вода считается целебной. Паломники активно набирают её в бутылки. При этом, они вряд ли подозревают о том, что в последнее время Роспотребнадзор ежегодно находит в этой воде признаки бактериального загрязнения и крайне не рекомендует употреблять её в пищевых целях, хотя бы не прокипятив.

Изборск

На неторопливые прогулки по окружающим долину холмам можно смело потратить несколько дней.

Изборск

Здесь хорошо думать о делах и принимать ответственные решения.

Изборск

Левое фото — старый дом на окраине Изборска. Правое фото — вид с противоположного берега Городищенского озера на Труворово городище.

ИзборскИзборск

Вид с окраины Изборска на стены Изборской крепости.

ИзборскИзборск

Главные ворота крепости — Никольские. Перед ними — Никольский захаб.

Если кто забыл, захаб — длинный узкий коридор, построенный в оборонительных целях и ведущий от внешних крепостных ворот к внутренним.

Изборск

Башня Луковка. С неё началось строительство крепости.

Изборск

Это — единственная в России башня, находящаяся внутри крепостных стен.

Изборск

Наверху — смотровая площадка.

Изборск

С неё открывается вид на псковские дали.

Изборск

Дорога от Луковки к Словенским ключам и Труворову городищу.

ИзборскИзборск

На территории крепости расположена церковь и два жилых здания — дом местного приходского священника и дом директора музея.

Изборск

Дом священника.

Изборск

Дом директора.

Изборск

Страж цитадели.

Изборск

Труворово городище. Закатные тени на церкви Николы на городище.

Изборск

Труворов крест. Согласно преданию, он стоит на месте, где был похоронен Трувор, брат Рюрика. Хотя сам крест появился лет эдак на пятьсот позже этих легендарных времён.

В конце XIX века по заданию российского императора под Труворовым крестом были произведены археологические раскопки. Отчётов об этой экспедиции до наших дней не сохранилось, за исключением краткой записи: «Ничего примечательного найдено не было».

ИзборскИзборск

Автопортрет на закате. Городищенское озеро.

Изборск

Вечерний перфоманс в Изборско-Мальской долине.

Изборск

Зловещий мрак неторопливо поглощает стройные ряды русских берёз.

Изборск

Древняя земля замирает в тревожном ожидании очередного утра.

Изборск

The show will go on!

kezling.ru


Смотрите также