Храм Святого Духа. Тропарь святому духу


КАНОННИК. Канон Живоначальной Троице

 

Тропарь св. Живоначальной Троице(Праздника Пятидесятницы).Глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

 

Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, / ниспослав им Духа Святого / и через них уловивший вселенную. / Человеколюбец, слава Тебе!

КАНОНТВОРЕНИЕ МИТРОФАНОВО, ГЛАС 1

Песнь 1

Ирмос: Твоя победительная десница / Боголепно в крепости прославися: / та бо, Безсмертне, / яко всемогущая, противныя сотре, / Израильтяном / путь глубины новосоделавшая.

 

Ирмос: Твоя, Бессмертный, победоносная десница / божественно силою прославилась: / ибо она, как всемогущая, противников сломила, / а израильтянам проложила / новый путь по глубине.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Едино Триипостасное Начало, / Серафими немолчно славят: / Безначальное, Присносущное, творительное всех, непостижимое, / еже и всяк язык верно почитает песньми.

 

Серафимы, не умолкая, славят / Единое Триипостасное Начало / – безначальное, вечное, сотворившее все, непостижимое: / Его и всякий язык с верою / песнопениями прославляет.

Да человеком единственное, / трисиятельное Твое явиши Божество, / создавый прежде человека, / по Твоему образу вообразил еси, / ум ему, и слово и дух дав, / яко Человеколюбец.

 

Чтобы людям явить Свое единое, / Тройственным Светом сияющее Божество, / Ты, создав в начале человека, / по образу Своему устроил его, / ум, и слово, и дух даровав ему как Человеколюбец.

Слава: Свыше показуя единственную / Богоначальных в триех Ипостасех державу, Отче, / рекл еси равнодетельному Твоему Сыну, и Духу: / приидите сошедше, языки их слияим.

 

Слава: Проявляя свыше единую / в Трех Богоначальных Лицах власть, / Ты, Отче, изрек равнодействующему Сыну Своему и Духу: / "Давайте, сойдя, смешаем их языки".

И ныне: Ум убо есть нерожденный Отец, / образно премудрыми предречеся, / Слово же собезначально, соестественный Сын, / и Дух Святый, иже в Деве Слова создавший воплощение.

 

И ныне: Отец не рожденный / образно мудрыми как Ум предвозвещался, / Сын же, с Ним единый естеством, – как Слово собезначальное, / и как Дух Святой – совершивший воплощение / Слова во утробе Девы.

Песнь 3

Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь / и милостивно в не воображся, / препояши мя с высоты силою, / еже вопити Тебе, Святый, / одушевленный храме / неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.

 

Ирмос: Единый, Знающий немощь естества смертных, / и из сострадания принявший его образ! / Препояшь меня свыше силою, чтобы взывать Тебе: / "Свят одушевленный храм / пречистой славы Твоей, Человеколюбец!"

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Ты древле яве Аврааму / яко явился еси Триипостасный, / единствен же естеством Божества, / богословия истиннейшее образно явил еси, / и верно поем Тя, / единоначальнаго Бога и трисолнечнаго.

 

Когда Ты в древности Аврааму / явно явился в трех Ипостасях / и единым по естеству Божества, / богословие чистейшее образно показал; / и мы с верою воспеваем Тебя, / единоначального Бога и трисолнечного.

Из Тебе родивыйся боголепно нетленно Отче, / возсия свет от света, Сын непременен, / и Дух Божественный, свет изыде, / единаго Божества светлости триипостасней / покланяемся верно и славим.

 

Из Тебя Родившийся образом, достойным Бога, / не по законам тленным, Отче, воссиял / как Свет от Света – Сын неизменяемый, / и Дух Божественный как Свет исшел, / и мы сиянию единого Божества трех Ипостасей / поклоняемся с верою и славим.

Слава: Единица Троица преестественне, / неизреченно паче смысла, умными существы славится, / трисвятыми гласы немолчную вопиющими хвалу, / имиже согласно поется и нами / триипостасный Господь.

 

Слава: Единица-Троица сверхъестественно / неизреченно, выше постижения, / разумными Существами славится, / в трисвятых восклицаниях не смолкая возглашающими хвалу; / с ними согласно соспевается и нами / Триипостасный Господь.

И ныне: Из Тебе временне без семене / произыде Вышшелетный, / уподобивыйся нам невидимый, / и единому естеству и господству Отчу научив, / и Сыновню, и Духову, Богородице, / темже Тя славим.

 

И ныне: Из Тебя без семени произошел / во времени Сверхвременный, / – уподобившийся нам Невидимый, / и единству Естества и господства научил / Отца, и Сына, и Духа, Богородица; / потому мы Тебя славим.

Господи, помилуй, трижды.

 

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 1.Подобен "Гроб Твой, Спасе:"

Отцу и Сыну поклонимся вси, / и Духу правому и равночестну, / слава Троице несозданней, и пребожественней Силе, / Юже славят безплотных чинове, / Сию днесь и земнороднии / со страхом верно восхвалим.

 

Отцу и Сыну поклонимся все, / и Духу правому и равному Им честью; / слава Троице несотворенной, и сверх-божественной Силе, / Которую славят Бесплотных полки; / Ее в сей день и мы, на земле рожденные / со страхом восхвалим.

Слава, и ныне, Богородичен: Настави ны на путь покаяния, / уклоняющыяся присно к безпутием зол, / и преблагаго прогневающыя Господа, / неискусобрачная благословенная Марие, / прибежище отчаянных человеков, / Божие пребывание.

 

Слава, и ныне, Богородичен: Направь на путь покаяния / нас, всегда уклоняющихся к бездорожьям зол / и прогневляющих преблагого Господа, / не познавшая брака, благословенная Мария, / прибежище отчаявшихся людей, / Божия обитель.

Песнь 4

Ирмос: Гору Тя благодатию Божиею приосененную, / прозорливыма Аввакум / усмотрив очима, / из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, / во Спасение наше / и обновление.

 

Ирмос: Тебя, как гору, благодатию Божественною осененную, / Аввакум, усмотрев прозорливыми очами, / предрекал, что из Тебя произойдет Святой Израиля / для спасения нашего и обновления.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Возсияй ми Богоначалие трисолнечное, / сияньми Твоих богодетельных озарений, / в сердечных очесех доброте мечтатися, / еже паче ума богоначальныя Твоея светлости, / и светодетельнаго и сладкаго причастия.

 

Осияй меня, Боговластие Трисолнечное, / сияниями Твоих Боготворящих озарений, / чтобы очам сердца являлась красота / превышающего ум Богоначального Твоего блеска, / и светотворного и сладкого к Тебе приобщения.

Первее небеса утвердил еси, Господи, / и всю силу их словом Твоим вседетельным, / и Духом уст соестественным, / с нимиже владычествуеши всяческими / в трисиятельне единоначалии Божества.

 

Сперва небеса утвердил Ты, Господи, / и все Воинство их Словом Твоим всетворческим, / и Духом уст Своих, с Тобой по естеству соединенным: / с Ними Ты владычествуешь над всем / в трисветлом единовластии Божества.

Слава: Яко создал еси мя по образу Твоему и по подобию, / Богоначальная и вседетельная Троице, / неслиянная Единице, / вразуми, просвети, во еже творити волю Твою святую, / благую в крепости, и совершенную.

 

Слава: Так как создала Ты меня по образу Своему и по подобию, / Богоначальная (и) всетворческая Троица, / неслиянное Единство, / вразуми, просвети к исполнению воли Твоей святой, / благой в крепости и совершенной.

И ныне: Родила еси от Троицы Единаго Пречистая, / Богоначальнейша Сына, / воплощшася нас ради из Тебе, / озаряюща земнородных, трисолнечнаго Божества / невечерним светом и сияньми.

 

И ныне: Родила Ты, Пречистая, Одного из Троицы / – Богоначальнейшего Сына, / воплотившегося нас ради от Тебя, / озаряющего рожденных на земле / Трисолнечного Божества немеркнущим светом и сияниями.

Песнь 5

Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе, / и осветивый Крестом Твоим / мира концы, / сердца просвети / светом Твоего Богоразумия, / православно поющих Тя.

 

Ирмос: Осветивший блеском пришествия Твоего Христе, / и очистивший Крестом Твоим мира концы! / Светом Твоего Богопознания просвети сердца / православно воспевающих Тебя.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Яже первой ангельской непосредственне утвари, / неприступными Твоея доброты лучами осияваемой быти баговоливши, / Твоими светлостьми просвети, / Троице единоначальственнейшая, / православно Тебе поющих.

 

Первым Ангелов строй / неприступными красоты Твоей лучами / без посредства озаряя, Троица единовластнейшая, / Твоими сияниями просвети / православно Тебя воспевающих.

Ныне естество, единственное Богоначалия трисолнечное, / воспевает Тя, Еже осуществовала еси за благость, / прегрешений избавление и напастей испрошающи, / и бед, и скорбей.

 

Ныне единая природа, / которой Ты бытие дала по благости, / воспевает Тебя, Боговластие трисолнечное, / испрашивая избавление от согрешений, / и от искушений, и бед и скорбей.

Слава: Отца, и Сына, и Духа Святаго, / Едино Естество и Божество верою славим, / делительное, нераздельное, / единаго Бога невидимыя и видимыя же твари.

 

Слава: Отца, и Сына, и Духа Святого, / единое естество и Божество / мы с верою славим: / разделяемое, но нераздельное / – единого Бога и невидимого, и видимого творения.

И ныне: Речения вся пророческая преднаписаша, / Пречистая, Твое рождество, / неизреченное и неудобь сказуемое, / еже мы познахом, / тайноводительное единственнаго и трисолнечнаго Божества.

 

И ныне: Все речения пророков заранее описали, / рождение от Тебя, Пречистая, Христа, / неизреченное и необъяснимое, / которое мы познали, / вводящее в таинство единственного и трисолнечного Божества.

Песнь 6

Ирмос: Обыде нас последняя бездна, / несть избавляяй, / вменихомся, / яко овцы заколения, / спаси люди Твоя, Боже наш, / Ты бо крепость немощствующих и исправление.

 

Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, нет избавляющего: / сочли нас за овец закалаемых. / Спаси народ Твой, Боже наш; / ибо Ты – сила немощных и исправление.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Равностатную силу яко имущи, / Троице пресущественная, в тождестве хотения, / Единица еси проста и нераздельна: / Ты убо нас силою Твоею соблюди. [Дважды]

 

Как имеющая равнозначущую силу, / Троица сверх-существенная, / в тождестве воли Ты являешься / Единицей простой и нераздельной; / итак, силою Твоею / Ты нас сохрани. (2)

Слава: Ты вся веки хотением Твоим, / яко блага составила еси от не сущих, непостижимая Троице, / таже и человека создала еси, / но и ныне от всякаго избави мя обстояния.

 

Слава: Ты все века волею Твою, / как благая, устроила из небытия, / непостижимая Троица, / затем и человека создала; / но и ныне избавь меня от всякого несчастья.

И ныне: Солнца незаходимаго дом была еси, / создавшаго и в чину поставльшаго светила великая Всесильне, / Пречистая Дево Богоневестная, / но и ныне страстей мя избави помрачения.

 

И ныне: Солнца незаходящего домом стала Ты, / сотворившего и в поставившего в своем порядке / светила великие всесильно, / пречистая Дева, Божия Невеста; / но и ныне избавь меня от страстей омрачения.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

 

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Седален, глас 1.Подобен: "Гроб Твой, Спасе:"

Троице святей, и нераздельному Естеству, / в Трех Лицех секомей несечено, / и пребывающей нераздельней по существу Божества, / поклонимся земнороднии со страхом, / и славим яко Творца и Владыку, Бога преблагаго.

 

Троице почитаемой и нераздельному Естеству, / в трех Лицах рассекаемой без рассечения / и пребывающей нераздельной по природе Божества, / поклонимся, на земле рожденные со страхом, / и прославим, как Творца и Владыку, Бога преблагого.

Слава, и ныне, Богородичен: Управи Чистая, окаянную мою душу, / и ущедри ю от множества прегрешений, / во глубину поползшуюся погибели, Всенепорочная, / и в час мя страшный смертный Ты исхити / оглаголующих демонов, и всякия муки.

 

Слава, и ныне, Богородичен: Направь, Чистая, несчастную мою душу, / и сжалься, ради множества согрешений, / над нею, соскользнувшей в глубину погибели, Всенепорочная; / и в страшный смертный час Ты меня спаси / от обвиняющих демонов и всякого наказания.

Песнь 7

Ирмос: Тебе умную, Богородице, пещь / разсмотряем, вернии, / якоже бо отроки спасе три Превозносимый, / мир обнови, / во чреве Твоем всецел, / хвальный отцев Бог и препрославлен.

 

Ирмос: Тебя, Богородица, духовной печью / признаем мы, верные; / ибо как трех отроков спас Превозносимый, / так всего меня, человека, в Твоем чреве обновил / восхваляемый Бог отцов и препрославленный.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Слове Божий, соестественное сияние Вседержителя Бога, / якоже обещал еси еже у Тебе, / богодетельное вселение сотвори, яко благоутробен, / со Отцем Твоим и Духом, / и страшна бесом мя покажи, и страстем. [Дважды]

 

Слово Божие, единое по естеству сияние / Вседержителя Бога! / Как обещал Ты, то что от Тебя – богодейственное вселение сотвори, / как милосердный, со Отцом Твоим и Духом, / и яви меня страшным для бесов и страстей. (2)

Слава: Да Твоего благоутробия, Владыко, / покажеши пучину нам, / Сына Твоего послав к нашему смирению, / паки вообразил еси на первую светлость, / но и ныне Божественным мя вразуми Духом.

 

Слава: Чтобы показать нам Твоего, Владыка, милосердия пучину, / Сына Твоего послав к нам, уничиженным, / Ты снова возобновил в нас первоначальный блеск; / но и ныне вразуми меня / Божественным Духом.

И ныне: Иже на херувимстем престоле носимый, / и всех Царь, во чреве Твоем девственнем вселися Пречистая, / всех избавляя от истления, яко Человеколюбец, / но и ныне Твоими мя молитвами сохрани.

 

И ныне: Носимый на престоле Херувимском и всех Царь, / во чрево Твое девственное вселился, Пречистая, / всех избавляя от погибели, как Человеколюбец; / но и ныне меня Твоими ходатайствами сохрани.

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

 

Ирмос: Чуда сверхъестественного образ / показала в древности огненная печь, полная росы: ибо огонь не опалил юных отроков, / являя божественное без семени от Девы рождество. / Потому в песнях воспоем: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"*

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Манием богодетельным, Господи всех, / Триипостасне и Вседержителю, / небеса простерл еси яко кожу, / таже и земли повесил еси глубину, / всемогущею Твоею дланию. / Темже и рабы Твоя укрепи любовию и верою Твоею, Человеколюбче, / да Тя славим желанием во веки. [Дважды]

 

Мановением богодейственным, Господи всех, / Триипостасный и Вседержитель, / небеса простер Ты, как покров из кожи; / затем и земли повесил глубину / всемогущею Твоею дланью. / Потому и рабов Твоих укрепи / любовью и верою в Тебя, Человеколюбец, / чтобы мы, вожделея Тебя, славили вовеки. (2)

Слава: Просвети Богоначальным светом / поющих Тя, Трисолнечный Свете Лицы, / единственный же паки существом, / и к Твоим светодательным лучам взирати присно, / имиже насыщуся славы Твоея сладкия, / и светодательныя, и пребогатыя, / и превозношу Тя верно во веки.

 

Слава: Просвети Богоначальным светом / воспевающих Тебя, / Свет, трисолнечный Лицами, / но единственный в то же время Естеством, / и сподоби всегда взирать к Твоим светоподательным лучам, / через которые я насыщусь славою Твоею сладкой, / и светотворной, и всеблаженной, / и превозносить Тебя буду с верою вовеки.

И ныне: Вознесе на небеса, человеческое прием естество / непреложен Сын Твой, Пречистая Богородице, / превосхождением благости избавль древния тли. / Емуже благодарственно воспеваем: / да благословит тварь вся Господа, / и превозносит во вся веки.

 

И ныне: Вознес на небеса человеческое естество, / Сын Твой, Пречистая Богородица, / приняв его без изменения, / и по преизбытку благости / от древнего тления избавив. / Ему мы благодарственно поем: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Песнь 9

Ирмос: Образ чистаго рождества Твоего, / огнепалимая купина / показа неопальная; / и ныне на нас / напастей свирепеющую угасити, молимся, пещь, / да Тя, Богородице, / непрестанно величаем.

 

Ирмос: Образ чистого рождения Тобою Христа / представил терновый куст, горевший не сгорая; / и ныне Тебя молим угасить / свирепствующую против нас искушений печь, / чтобы мы Тебя, Богородица / непрестанно величали.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Спаси, Спасителю твари, чувственныя же и умныя / рабы Твоя от вражия навета и озлобления, / Пресвятая Троице Единосущная, / и соблюдай стадо Твое выну ненаветно. [Дважды]

 

Спаси, Спаситель всего творения, / постигаемого как чувством, так и умом, / Пресвятая Троица единосущная, / рабов Твоих от вражьего коварства и вреда / и всегда сохраняй стадо Твое от козней. (2)

Слава: Да глубину неизчетную / существенныя покажеши Твоея благости, / дал еси нам обеты, / трисолнечный и единоначальный Боже Всесильный, / спасительныя Твоим рабом, / ихже совершити сподоби.

 

Слава: Чтобы показать беспредельную глубину / по естеству присущей Тебе благости, / дал Ты нам обетования, Трисолнечный / и единоначальный всесильный Боже, / спасительные для Твоих рабов; / их благоволи и исполнить.

И ныне: Призри на наша моления, / иже в триех Богоначальных Ипостасех, / един сый Бог во истине веруемый, / и подаждь Твоим рабом утешение, / молитвами Пречистыя и препетыя Богоматере.

 

И ныне: Ответь на наши моления, / единый истинный Бог, / верою постигаемый, как Один в Трех Богоначальных Ипостасях, / и подай утешение Твоим рабам / по ходатайствам Пречистой и Всехвальной Богоматери.

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

Всемогущая и Животворящая Святая Троице и светоначальная, яже мирную всякую и премирную тварь, за едину благость от не сущих приведый, и промышляя и содержа. Иже по прочих Твоих неизреченных о земном роде благодеяниих, и покаяние нам ради плотскаго неможения до смерти даровавый: не остави нас окаянных в лукавых наших деяниих умрети, ниже злоначальнику и завистцу, и губителю посмешство быти. Зриши бо Благосерде, елик убо онаго на нас навет и вражда, елико же и наше страстование, и слабость, и небрежение. Но неоскудныя Твоя благости соделай на нас, молим на всякий день и час прогневающии Тя честных и животворных заповедей преступлением. И вся убо всего прешедшаго живота нашего, и до нынешняго часа согрешенная нами, в деяниих, или глаголаниих, или в помышлениих, остави и прости. Сподоби же нас, прочее скончати житие в покаянии, и умилении, и соблюдении святых Твоих повелений. Аще убо сладостию прельстившеся, многообразне согрешихом, или мерзкими похотьми неполезными и вредными обольстившеся препроводихом: аще гневом и яростию подвигшеся безсловесною, кого брата нашего оскорбихом, аще языком неизбежных и стропотных и крепких сетей объяхомся: аще коим чувств наших, или всеми, волею или неволею, ведуще или не ведуще, от восхищения, или поучения безумно поползохомся: аще же лукавыми помыслы и суетными совесть осквернихом: аще ли коим другим образом прегрешихом, от предприятия и обычая томими злаго: прости нам, и остави вся Всещедре, Преблаже и Многомилостиве: и даруй нам прочее бодрость и силу, во еже творити волю Твою благу, и благоугодну и совершенну: да нощнаго и мрачнаго зла, световидным покаянием пременшеся, и яко во дни благообразно ходяще, и очищени объявимся человеколюбию Твоему недостойнии, воспевающе Тя и величающе во веки, аминь.

 

Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.

 

azbyka.ru

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать   –   Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Песнопения праздника Святой Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов [человеков], ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак праздника Святой Троицы, глас 2

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа.

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

Троице-Сергиева лавра

День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре  - Фоторепортаж

По лаврским закромам - Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.

Последний лаврский монах - К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и "приговор" поспел: "Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу".

Академия Духа: сюда идут, чтобы приблизиться к Богу - статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

Святая Троица. Андрей
Рублев

Святая Троица. Андрей Рублев.

Троица Ветхозаветная. XVII век

Троица Ветхозаветная. XVII век

Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная. Середина XVI в

Троица Ветхозаветная. Середина XVI в

Гостеприимство
Авраама.

Гостеприимство Авраама. 

Троица Ветхозаветная. 1671. Симон Ушаков

Троица Ветхозаветная. 1671. Симон Ушаков

Троица Ветхозаветная. Н.Истомин

Троица Ветхозаветная. Н.Истомин.

Троица. 1671. Никита Павловец

Троица. 1671. Никита Павловец.

Святая Троица в бытии. 1580-е

Святая Троица в бытии. 1580-е.

Троица Ветхозаветная. Итало-критская школа

Троица Ветхозаветная. Итало-критская школа.

www.pravmir.ru

Храм Святого Духа - Служба в День Святого Духа с переводом.

В ТУ ЖЕ НЕДЕЛЮ ПЯТДЕСЯТНИЦЫ, НА ПОВЕЧЕРИИ.

 

 

НА ПОВЕЧЕРИИ

 

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение Феофаново. Ирмос по дважды: тропари на 4. Егоже краестрочие:Духа пою создавшаго всю тварь.

 

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение преподобного Феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4.

Песнь 1.

Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль, / непроходимое пройде яко сушу, / врага зря потопляема, / песнь яко Благодетелю поет Богу, / чудодеющему мышцею высокою, / яко прославися.

 

Песнь 1

Ирмос: От горького рабства избавленный Израиль / непроходимое море прошел как сушу; / врага видя потопляемым, / он песнь как Благодетелю поет Богу, / чудодействующему мышцею высокою, / ибо Он прославися.

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Божественный Душе Святый, / Иже всем разделяяй дарования, и вся творяй волею, / вдохни ми светоносное Твое дарование, / яко да славлю Тя, Отцу и Сыну совокупляема.

 

Божественный Дух Святой, / всем разделяющий дарования / и все творящий Своею волею! / Вдохни в меня светоносное Твое дарование, / чтобы я славил Тебя, / с Отцом и Сыном соединенного.

Иже небесным силам святостнаго дохновения Твоего / благодать даяй, Утешителю, / моего смысла, яко Благ, скверну исчистив, / святости Твоея покажи исполнена.

 

Небесным силам подающий благодать / освящающего дуновения Твоего, Утешитель, / моего разума скверну очистив, как Благой, / покажи меня святостью Твоею исполненнным.

Слава: Источниче жизни веруемый, / и струя естественныя благости, / Душе Божий Святый, / ум мой умерщвленный оживотворив, Твоим действом / возстави пети Твое Божество.

 

Слава: Источник жизни, верою познаваемый, / и струя благости по естеству, / Дух Божий Святой! / Ум мой умерщвленный оживотворив, / Твоим действием меня воздвигни / воспевать Твое Божество.

И ныне, Богородичен: Храм, Дево, бывши Божий, / нашествием Духа, содетельною си\лою Его, / силу дарующа рождественну, Благодатная, / еюже родила еси плотию Слово безначальное.

 

 

И ныне, Богородичен: Дева, ставшая Храмом Божиим наитием Духа, / Который Тебе родить способность даровал / Своею творческою силой, Благодатная! / Ее действием Ты по плоти родила / Слово безначальное.

 

Песнь 3.

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, Свят еси Господи.

 

Песнь 3

Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / "Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!"

Имея по естеству, хотения силу стечну, / небесныя премирныя, яко Бог, содетельствуя, / Дух Святый непрестанно учит вопити: / Свят еси, Господи.

 

Имеющий по естеству / желание все соединять и силу, / Дух Святой создав, как Бог, / небесные, превысшие мира, Воинства / непрестанно учит их взывать: / "Свят Ты, Господи!"

Песньми немолчными, облиставшую благодать Духа / богоглаголивых апостол, в дыхании бурне, / согласно славим, со безплотными вопиюще лики: / Свят еси, Господи.

 

Песнями неумолкающими / благодать Духа согласно славим, / богословесных апостолов озарившую в дыхании бурном, / с бесплотными хорами взывая: / "Свят Ты, Господи!"

Слава: Едину власть, и Божество едино, и силу, / едино начало и Царство Святыя Троицы, / мудрствующе поем, в трисвятом гласе вопиюще: / Свят еси, Господи.

 

Слава: Единую власть / и Божество единое, и силу, / единое начало и Царство Святой Троицы / умом постигая, воспеваем, / с трисвятым возглашением взывая: / "Свят Ты, Господи!"

И ныне, Богородичен: Колеснице светоносная, и светлое пребывалище, Всечистая, / херувим вышши сущи, Бога бо на руку носившая. / Темже Ти вси вопием, Чистая: / радуйся, Всеблаженная.

 

 

И ныне, Богородичен: Колесница светоносная и сияющая обитель / – Ты, Всечистая, Херувимов высшая: / ибо Бога Ты на руках носила! / Потому мы все Тебе взываем, Чистая: / "Радуйся, Всеблаженная!"

 

Песнь 4.

Ирмос: Жезл из корене Иессеова, / и цвет от него Христе / от Девы прозябл еси, из горы хвальный, / приосененныя чащи, / пришел еси воплощся / от Неискусомужныя невещественный и Боже, / слава силе Твоей Господи.

 

Песнь 4

Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Великая даруяй нам Дух Всесвятый, / на апостолы найде, яко Божествен, яко Благ, / яко исполняя всяческая, яко боготворя, яко освящая, / яко всех творителен, владыческий, и самовластен.

 

Великое дарующий нам Дух Всесвятой / на апостолов сошел, как Божественный, / как Благой, как исполняющий все, / как обоживающий, как освящающий, / как все творящий, владычественный и самовластный.

На престоле, Христе, Отеческом сед, / низпослал еси учеником Твоим Утешителя, / якоже обещался еси, Спасе, яко Бога грядуща: / посылая же несопротивна, / яко всех Содетеля, из Отца исходяща.

 

На престоле Отеческом воссев, Христе Спаситель, / Ты ниспослал по обещанию Своему / ученикам Твоим Утешителя, как Бога пришедшего; / посылаешь же Его, не противящегося Тебе, / как всех Создателя, от Отца исходящего.

Слава: Глаголати языки пророк будущая / научи Дух древле Всесвятый: / языки же премудрых апостол вещает / величия Божия во гласе дыхания бурнейша, / ныне существенне спребываяй.

 

Слава: Возвещать языками будущее / научил пророков в древности Дух Всесвятой; / языками же премудрых апостолов / говорит Он о великих делах Божиих / ныне в шуме дуновения бурного / Существом Своим пребывая.

И ныне, Богородичен: Врата умнаго света именуем Тебе, Богомати, / имиже вниде к нам Христос, / красен явися блистаньми Божества, / в плотстем одеянии покровен, невидимь яко Бог: / ныне же по нам видимь.

 

 

И ныне, Богородичен: Вратами Невещественного Света / мы именуем Тебя, Богоматерь: / ими к нам вошел Христос, / прекрасным в блеске Божества явившись, / в одеяние плоти облеченный – невидимый по Божеству, / но ныне в нашем естестве видимый.

 

Песнь 5.

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, / великаго совета Твоего Ангела, / мир подавающа послал еси нам. / Тем богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

 

Песнь 5

Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

О Душе премудрости и страха Божия, / истины, совета и разума, / мир подаваяй, вселися в ны, / яко да освятившеся Твоим вселением, / из нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

 

О Дух премудрости и страха Божия, / истины, совета и разума! / Мир подающий, вселись в нас, / чтобы мы, освятившись Твоим вселением, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Иже вся содержай, и всех сый Господь, / Иже тварь соблюдаяй непадаему, / подаждь святьбу нам и просвещение, / яко да насытившеся Твоего светодательства, / из нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

 

Все удерживающий и истинный всех Господь, / сохраняющий творение от распада! / Подай нам освящение и просвещение, / чтобы мы, насытившись подаваемым Тобою светом, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Слава: Иже древле закон начертавый Моисею, / новаго завета веления, / и закон благодати излагает ясно, / во апостольских сердцах написав, / Божественный Утешитель нашед, яко Человеколюбец.

 

Слава: В древности Закон начертавший Моисею / Нового Завета веления / и Закон Благодати излагает ясно, / в сердцах апостолов их написав, / пришедший Божественный Утешитель, как Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Клятву Евину всех матере, / Твоим Рождеством, Дево, упразднила еси, / миру благословение возсиявши Христа. / Темже радующеся, усты и разумом / Богородицу воистинну Тя исповедающе, блажим.

 

 

И ныне, Богородичен: Проклятие Евы, всех матери, / Ты родами Своими упразднила, Дева, / явив миру благословение – Христа. / Потому мы радостно устами и разумом / исповедуя Тебя истинной Богородицей, / блаженной именуем.

 

Песнь 6.

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият: / в Деву же всельшееся Слово, / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / рождшую сохрани неврежденну.

 

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь / таким же, как и принял; / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её нетленной; / ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, / так и Родившую соблюл невредимой.

Твоим учеником исполняя обещание, / Духа, Христе, сим послал еси, / действо великих чудес дарующа, / и языки огнезрачныя дарствующа, / да Твоего познания язык стада исполнят.

 

Исполняя обещанное Своим ученикам, / Ты, Христе, послал им Духа, / действие великих чудес дарующего, / и языками огневидными оделяющего, / чтобы они познанием Тебя / стада язычников исполнили.

Прииди к нам, Душе Святый, / причастники Твоея содевая святости, / и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния: / Ты бо река Божества, / из Отца Сыном происходящий.

 

Приди к нам, Дух Святой, / делая нас Твоей святости причастниками, / и света немеркнущего, и Божественной жизни, / и благоуханнейшего раздаяния: / ибо Ты – река Божества, / от Отца через Сына происходящий!

Слава: Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, / и очисти от всякия скверны, яко благоутробен, / и покажи достойны Твоего осияния, / и светом Твоим боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала.

 

Слава: Спаси, Утешитель, с верою воспевающих / достойное Бога пришествие Твое, / и очисти их от всякой скверны, как милосердный, / и покажи достойными Твоего озарения, / и светом Твоим боговиднейшим соделай / чуждыми нечистоты зеркалами.

svyatogo-duha.prihod.ru

Храм Святого Духа - Служба Святому Духу.

Служба Святому Духу.

 

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

НА ПОВЕЧЕРИИ

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение преподобного Феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4.

Песнь 1

Ирмос:От горького рабства избавленный Израиль / непроходимое море прошел как сушу; / врага видя потопляемым, / он песнь как Благодетелю поет Богу, / чудодействующему мышцею высокою, / ибо Он прославися.

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Божественный Дух Святой, / всем разделяющий дарования / и все творящий Своею волею! / Вдохни в меня светоносное Твое дарование, / чтобы я славил Тебя, / с Отцом и Сыном соединенного.

Небесным силам подающий благодать / освящающего дуновения Твоего, Утешитель, / моего разума скверну очистив, как Благой, / покажи меня святостью Твоею исполненнным.

Слава: Источник жизни, верою познаваемый, / и струя благости по естеству, / Дух Божий Святой! / Ум мой умерщвленный оживотворив, / Твоим действием меня воздвигни / воспевать Твое Божество.

И ныне, Богородичен: Дева, ставшая Храмом Божиим наитием Духа, / Который Тебе родить способность даровал / Своею творческою силой, Благодатная! / Ее действием Ты по плоти родила / Слово безначальное.

Песнь 3

Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земнымзаконамСыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / «Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!»

Имеющий по естеству / желание все соединять и силу, / Дух Святой создав, как Бог, / небесные, превысшие мира, Воинства / непрестанно учит их взывать: / «Свят Ты, Господи!»

Песнями неумолкающими / благодать Духа согласно славим, / богословесных апостолов озарившую в дыхании бурном, / с бесплотными хорами взывая: / «Свят Ты, Господи!»

Слава: Единую власть / и Божество единое, и силу, / единое начало и Царство Святой Троицы / умом постигая, воспеваем, / с трисвятым возглашением взывая: / «Свят Ты, Господи!»

И ныне, Богородичен: Колесница светоносная и сияющая обитель / – Ты, Всечистая, Херувимов высшая: / ибо Бога Ты на руках носила! / Потому мы все Тебе взываем, Чистая: / «Радуйся, Всеблаженная!»

Песнь 4

Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Великое дарующий нам Дух Всесвятой / на апостолов сошел, как Божественный, / как Благой, как исполняющий все, / как обоживающий, как освящающий, / как все творящий, владычественный и самовластный.

На престоле Отеческом воссев, Христе Спаситель, / Ты ниспослал по обещанию Своему / ученикам Твоим Утешителя, как Бога пришедшего; / посылаешь же Его, не противящегося Тебе, / как всех Создателя, от Отца исходящего.

Слава: Возвещать языками будущее / научил пророков в древности Дух Всесвятой; / языками же премудрых апостолов / говорит Он о великих делах Божиих / ныне в шуме дуновения бурного / Существом Своим пребывая.

И ныне, Богородичен: Вратами Невещественного Света / мы именуем Тебя, Богоматерь: / ими к нам вошел Христос, / прекрасным в блеске Божества явившись, / в одеяние плоти облеченный – невидимый по Божеству, / но ныне в нашем естестве видимый.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

О Дух премудрости и страха Божия, / истины, совета и разума! / Мир подающий, вселись в нас, / чтобы мы, освятившись Твоим вселением, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Все удерживающий и истинный всех Господь, / сохраняющий творение от распада! / Подай нам освящение и просвещение, / чтобы мы, насытившись подаваемым Тобою светом, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Слава: В древности Закон начертавший Моисею / Нового Завета веления / и Закон Благодати излагает ясно, / в сердцах апостолов их написав, / пришедший Божественный Утешитель, как Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Проклятие Евы, всех матери, / Ты родами Своими упразднила, Дева, / явив миру благословение – Христа. / Потому мы радостно устами и разумом / исповедуя Тебя истинной Богородицей, / блаженной именуем.

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь / таким же, как и при́нял; / а Слово, вселившись в Деву и плоть приня́в, / прошло через Нее, сохранив Её нетленной; / ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, / так и Родившую соблюл невредимой.

Исполняя обещанное Своим ученикам, / Ты, Христе, послал им Духа, / действие великих чудес дарующего, / и языками огневидными оделяющего, / чтобы они познанием Тебя / стада язычников исполнили.

Приди к нам, Дух Святой, / делая нас Твоей святости причастниками, / и света немеркнущего, и Божественной жизни, / и благоуханнейшего раздаяния: / ибо Ты – река Божества, / от Отца через Сына происходящий!

Слава: Спаси, Утешитель, с верою воспевающих / достойное Бога пришествие Твое, / и очисти их от всякой скверны, как милосердный, / и покажи достойными Твоего озарения, / и светом Твоим боговиднейшим соделай / чуждыми нечистоты зеркалами.

И ныне, Богородичен: Весь хор пророческий, / Богом таинственно научаемый, / предсказал таинство неизреченного и Божественного / воплощения Бога Слова от Тебя, Дева Матерь: / ибо Ты истиннейший и древний / замысел Божий явила.

Седален, глас 8

Всесвятой Дух, ныне сойдя / на Апостолов в виде огня, / ужасом исполнил народов собрания: / ибо от говорящих языками огненными, / каждый слышал собственное наречие, Человеколюбец. / Оттого это чудо и представлялось / неверующим – как опьянение, / верным же – как воистину спасительное. / Потому мы славим могущество Твое, Христе Боже, / прося отпущение согрешений / ниспослать обильно рабам Твоим.

Песнь 7

Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / «Боже Отцов, благословен Ты!»

Ныне срок обещания Христова исполняется: / ибо разделение языков явило ученикам / осиявшее их пришествие одного из Троицы / – Духа Пребожественного.

В древности распалось согласие народов безрассудное; / а ныне они явно к одному общему ликованию собрались, / под действием Самого Священного и Божественного Духа, / одного из Троицы Пребожественной.

Слава: Когда доносилось свыше / дуновение Святого Духа, / преславно вещали о великих делах Божиих / апостолы Христовы, согласно воспевая: / «Отцов Боже, благословен Ты!»

И ныне, Богородичен: Образ рождения Тобой Христа / три отрока в печи показали: / ибо как те в огне пребыли невредимы, / так Ты сохранила чистоту, / приняв во чрево Огонь нестерпимый / – Бога отцов Благословенного.

Песнь 8

Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Святой Дух, от Бога происходящий! / Подай святость всем, верующим в Тебя: / ибо Свят Ты, и податель людям святости. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Даешь Ты щедро, как Благодетель, дар благости / Тебя, Утешитель, воспевающим: / ибо Ты податель благ и благости пучина. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Слава: Дух есть Господь животворящий, / самодействующий, самовластный, / распределяющий, как хочет, раздаваемые дары, / Сам владычествующий, повелевающий, безначальный. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

И ныне, Богородичен: Кто великому множеству милосердия Твоего / не дивится, Безначальное Слово? / Ибо ради нас обнищал Ты, будучи богат, / и во чрево Девы святой вселился. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Песнь 9

Ирмос:Радуйся девства похвала, / радуйся Матерь Пречистая, / Которую мы и все творение / божественными песнопениями величаем.

Вот, Ты к нам иного Утешителя ниспослал, / единосущного Тебе, Слово, / и Отцу Твоему сопрестольного.

Спаси от искушения, Утешитель, / Богом признающих Тебя, / и славословящих Твое предевечное бытие.

Слава: Приди к нам, Утешитель, / Твоим утешением исполняя / о славе Твоей неизреченной богословствующих.

И ныне, Богородичен: Невеста Божия Всенепорочная! / Славословящих Тебя и чтущих достойно / избавь от искушений молитвами Твоими.

Вместо «Достойно» поем тот же ирмос. После Трисвятого – кондак праздника.

НА УТРЕНИ

На «Бог Господь:» тропарь праздника трижды.

После 1 стихословия седален, глас 4

Отпразднуем, верные, радостно / последний и заключительный праздник; / это – Пятидесятница, исполнение обещания / и всего, предрешенного о нас; / ибо в сей день огонь Утешителя / внезапно сошел на землю как бы в виде языко́в, / и просветил учеников, / и явил их посвященными в тайны неба. / Свет Утешителя пришел и мир просветил! (2)

После 2 стихословия седален, глас 8

Пришедший на землю источник Духа, / на огненосные реки разделяясь мысленно, / Апостолов орошал, к свету их возводя. / И стал для них росистым облаком огонь, / просвещая их и дождем проливая пламя; / от них и мы получили благодать / через огонь и через воду. / Свет Утешителя пришел и мир просветил. (2)

Затем оба канона праздника: 7 гласа со ирмосом на 8, и 4 гласа со ирмосом на 6.

Катавасия:Косноязычный Моисей, / божественным сокрытый мраком:

Каноны

Первый – преп. Космы Маиумского, глас 7, и второй – господина Иоанна Арклийского (иные же: преп. Иоанна Дамаскина), глас 4; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари все поем на 12, затем первый хор первый ирмос, а второй хор другой ирмос.

Песнь 1

Канон 1

Ирмос: Морем покрыл фараона с колесницами / Сокрушающий в битвах мышцею высокою; / воспоем Ему, ибо Он прославился.

На деле, как прежде обещал ученикам, / послав Утешителя Духа, Христе, / Ты озарил мир светом, Человеколюбец.

Предвозвещенное в древности / Законом и пророками исполнилось, / ибо благодать Божественного Духа / в сей день всем верным излилась.

Канон 2

Ирмос: Косноязычный Моисей, / божественным сокрытый мраком, / ясно изложил Богом писанный закон, / ибо, сбросив нечистоту со взора умственного, / он видит Сущего и знанию Духа научается, / прославляя Его божественными песнями.

Сказали священные и досточтимые уста: / «У Меня с вами, друзья, не будет разлуки; / ибо, на высочайшем Отчем престоле восседая, / Я обильную благодать Духа изолью / желающим просиять.

Пройдя предел, вернейшее Слово / тишиною исполняет сердце; / ибо дело окончив, возвеселил друзей Своих Христос, / в бурном дуновении и языках огня / даровав, как обещал, Духа.

Песнь 3

Канон 1

Ирмос: «Сидите в Иерусалиме», / – сказал Ты ученикам, Христе, / – «пока не облечетесь свыше силою, / Я же иного, подобного Мне Утешителя, / Духа Моего и Отчего пошлю, / в Котором вы утвердитесь».

Нисшедшая сила Божественного Духа / разделенный в древности говор на зло согласившихся, / божественно соединила в одно созвучие, / вразумляя верных знанием Троицы, / в Которой мы утвердились.

Канон 2

Ирмос: Расторгла бездетного чрева узы / и прекратила наглость многодетной неудержимую / в древности одна молитва пророчицы Анны, / имевшей сокрушенный дух, / к Властителю и Богу ведения обращенная.

Непостижима Троица Богоначальнейшая, / ибо неученых Она явила красноречивыми, / множеству мудрецов уста смыкающими словом / и из глубокой ночи извлекающими / людей бесчисленных молнией Духа.

Был исходящий от нерожденного Света / всесильно-действенный неиссякающий Свет, / Чье Сияние от природы Отеческой, / сродное Ему, через Сына народам являет / ныне огненный шум на Сионе.

 

После 3-й песни, седален, глас 8

Всесвятой Дух, ныне сойдя / на Апостолов в виде огня, / ужасом исполнил народов собрания: / ибо от говорящих языками огненными, / каждый слышал собственное наречие, Человеколюбец. / Оттого это чудо и представлялось / неверующим – как опьянение, / верным же – как воистину спасительное. / Потому мы славим могущество Твое, Христе Боже, / прося отпущение согрешений / ниспослать обильно рабам Твоим. (2)

Слава, и ныне: повторяем то же.

Песнь 4

Канон 1

Ирмос: Созерцая Твое пришествие / в последние времена, Христе, пророк взывал: / «Услышал я о могуществе Твоем, Господи, / что Ты пришел всех помазанников Твоих спасти.

Прежде чрез пророков говоривший / и в Законе возвещенный несовершенным людям, / как Бог истинный, Утешитель открывается в сей день / служителям и свидетелям Слова.

Дух, носящий признак Божества, / в сей день разделился во огне Апостолам / и в необычных языка́х явился, / так как Он есть Божественная Сила, / от Отца исходящая, самовластная.

Канон 2

Ирмос: Царь царей, Единый от Единого, / Единственное Слово, происшедшее от безначального Отца, / равносильного Тебе Духа Ты, как благодетель, / действительно послал Апостолам, поющим: / «Слава могуществу Твоему, Господи!»

Божественную купель возрождения словом растворив, / Ты, сложный по природе, / дождем проливаешь мне поток / из пронзенного Твоего нетленного ребра, о Слово Божие, / запечатлевая это кипением Духа.

Все преклоняет колена пред Утешителем, / и Сыном Отчим, сродным во всем Отцу, / ибо все увидело в трех Лицах Существо / истинное, неприступное, вневременное, единое: / ведь засияла как свет благодать Духа.

Исполняйтесь Богоначальнейшим / все, сколько вас ни есть, служители / трисветлого Существа, / ибо сверхъестественно всех делает совершенными, как благодетель, / и огненно просвещает во спасение Христос, / давая всю благодать Духа.

Песнь 5

Канон 1

Ирмос: По страху Твоему, Господи, / зачатый во чреве пророков / и рожденный на земле Дух спасения, / Апостольские сердца чистыми творит / и, правый, в верных обновляется, / ибо свет и мир – повеления Твои.

Нисшедшая в сей день сила / – это Дух благой, Дух Премудрости Божией, / Дух исходящий от Отца / и явившийся нам, верным, через Сына, / сообщающий тем, в кого вселяется по естеству, / святость, в которой созерцается.

Канон 2

Ирмос: Искупительным очищением от грехов / примите огнедышащую росу Духа, / о чада Церкви световидные; / ибо ныне вышел от Сиона закон – / благодать Духа в виде огненных языков.

Как благоволил Он самовластно, / неподвластный Дух нисходит от Отца, / языка́ми Апостолов умудряя, / с силою Отца, как сообразный Ему, / запечатлевая слово живоносное, / которое Спаситель изрекал.

Исцелял умы Апостолов от греха, / и устраивал из них Себе / всевластный Бог-Слово пречистый дом; / ныне же туда вселяется свет / равносильного Ему и единосущного Духа.

Песнь 6

Канон 1

Ирмос: Бедствующий среди волнения житейских попечений, / потопляемый сопутствующими мне грехами, / и к душегубительному зверю низвергаемый, / как Иона взываю Тебе, Христе: / «Из смертоносной глубины меня возведи!»

От Духа Твоего Ты излил обильно / на всякую плоть, как сказал, Господи, / и все исполнилось познания Тебя: / что Ты, Сын, от Отца не по законам земным родился, / и Дух нераздельно исходит от Него.

Канон 2

Ирмос: Умилостивлением и спасением для нас / воссиял Ты, Владыка Христе, от Девы, / чтобы как пророка Иону из груди морского зверя, / полностью исторгнуть из тления Адама, / падшего со всем своим родом.

Вожделенный, правый Дух / обнови внутри нас, Вседержитель, / чтобы нам навек Его принять, / чрез исхождение от Отца всесовершенно с Ним соединенного, / жгучего для скверн враждебного вещества, / а для нечистоты умов очистительного.

Как желанное достояние для Апостолов, / Сионских граждан, ожидавших пришествия Твоего, / Ты, Дух, огнедохновенно утверждаешь в них познание / от Отца рожденного Слова, / скоро изобличив жестокую речь / языческих обольщений.

После 6 песни – кондак и икос праздника. 

Кондак, глас 8

Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Икос: Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, / когда мы унываем духом нашим. / Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не отдаляйся от мыслей наших в напастях, / но всегда приходи на помощь нам. / Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, / как и с Апостолами Твоими был всегда, / так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, / дабы мы, с Тобою сочетавшись, / воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.

Песнь 7

Канон 1

Ирмос: В печь огненную вверженные / благочестивые отроки / огонь в росу песнопением претворили, так взывая: / «Благословен Ты, Господи, / Боже отцов наших!»

Когда Апостолы вещали / о великих делах Божиих, / неверующим представлялось опьянением / действие Духа, которым открывается Троица – / единый Бог отцов наших.

Православно богословствуем / о нераздельном естестве – / Боге Отце безначальном, / Слове и Духе с той же властью, взывая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Канон 2

Ирмос: Стройный напев музыкальных орудий загремел, / призывая чтить литой из золота бездушный истукан; / светоносная же Утешителя благодать / побуждает нас в благоговении взывать: / «Троица единая, равносильная, безначальная, / благословенна Ты!»

Безумные, вещавшего чрез пророков гласа не уразумев, / когда необычайные речи Апостолов услышали, / говорили, что это опьянение, произведенное вином; / мы же, благочестивые, Тебе взываем боговдохновенно: / «Обновитель всего, благословен Ты!»

Божественным гласом возгремел / боговдохновенный провидец Иоиль, / когда так чрез него сказало Слово: / «Те, кому Я изолью Богоначальнейшего / Моего Духа, вместе воззовут: / «Естество Трисиятельное, благословенно Ты!»

В третий час, но в единый День Господственный / ныне нас Он благодатью оделил, / чтобы убедить почитать Три Ипостаси / в нераздельности Их власти; / Сын, Отец и Дух, благословен Ты!

Песнь 8

Канон 1

Ирмос: Неопалимым для огня на Синае пребывший / куст терновый Бога явил / косноязычному и невнятно говорившему Моисею; / и трех отроков в огне ревность Божия / непоколебимыми песнопевцами показала: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

Когда живительное сильное дыхание / всесвятого Духа свыше / с шумом носилось над рыбаками / в виде огненных язы́ков, / тогда они витийствовали о великих делах Божиих: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

Как вступающие на гору, / которой нельзя коснуться, / не боясь устрашающего огня, / придите и станем на горе Сионской, / в городе живого Бога, / с духоносными учениками ныне торжествуя: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

Канон 2

Ирмос: Расторгает узы и орошает пламя / Трисветлый образ Богоначалия; / отроки поют, а все созданное творение / единого Спасителя и Творца всего, / как благодетеля, благословляет.

Память о спасительных для людей речах, / которые, от Отца услышав, / Апостолам изрек Христос, / Дух созидает, опускаясь в виде языко́в огня; / а творение, прежде отчужденное, / ныне же приближенное к Тебе, / Тебя, благословенного, воспевает.

Спасительно, самовластно приходящий, / являясь Светом самосияющим и подающим просвещение, / Ты, Дух, пришел, Апостолов исполняя, / как дуновение драгоценное. / Пребывай же от служителей Твоих неотступным!

Воспели преисполненные Духом уста пророков / Твое телесное, о Царь, пришествие / и Духа, исшедшего из недр Отца, / несотворенного, сотворческого и сопрестольного / Тебе, посылающему Его верным, / да благоговеют они / пред Твоим вочеловечением.

«Честью высшую Херувимов:» не поем.

На 9-ой песни «Честью высшую Херувимов» не поем, но поем припев:

Апостолы, сошествие Утешителя видя, удивились, / как в виде огненных языков сошел Дух Святой.

Песнь 9

Канон 1

Ирмос: Не нарушив девства во чреве носившая / и всеискусному Слову плоть давшая, / Матерь, не знавшая мужа, Дева Богородица, / вместилище Невместимого, / обитель Беспредельного Создателя Твоего, / Тебя мы величаем.

На пылающей огненной колеснице / в древности радостно носимый / ревнитель и огнедохновенный Илия / являл дуновение свыше, Апостолов ныне осиявшее, / озаренные которым, / они Троицу всем открыли.

Вопреки законам естества / слышалось необычайное: / ибо когда раздавался один голос учеников, / по благодати Духа различно оглашались / народы, племена и языки́ о великих делах Божиих, / в познание Троицы посвящаемые.

Канон 2

Ирмос: Радуйся, Царица, матерям и девам слава! / Ибо никакие подвижные красноречивые уста, / ораторствуя, не могут / Тебя воспевать достойно; / изнемогает и всякий ум, / стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.

Петь подобает полную жизни Отроковицу, / ибо Она одна сокрыла в пучинах Слово, / врачующее болящую природу смертных, / Которое, ныне воссев на седалище по правую руку Отца, / послало нам благодать Духа./

Все мы, на кого дохнула благодать Богоизлиянная, / светясь, блистая, изменяясь / необычайным благолепнейшим изменением, / познав равносильное, нераздельное, премудрое, / трисветлое Существо, Его прославляем.

 

 После 9 песни ексапостиларий праздника дважды, другой – один раз.

Ексапостиларий

Всесвятой Дух, от Отца исходящий / и чрез Сына пришедший к некнижным ученикам, / познавших Тебя, как Бога, / спаси, освяти всех. (2)

Слава, и ныне: Свет Отец, свет Слово, свет и Дух Святой, / Тот, Кто в языках огненных Апостолам был послан; / Им и весь мир просвещается / для почитания Святой Троицы.

На «Хвалите:» стихиры на 4, глас 2

Чрез пророков Ты возвестил нам путь спасения, / и в Апостолах воссияла, Спаситель наш, благодать Духа Твоего; / Ты – Бог – первый; Ты Бог – и после того, / и вовеки Ты – Бог наш!

Во дворах Твоих воспою Тебя, Спасителя мира, / и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе, / вечером, и утром, и в полдень, / и во всякое время благословлю Тебя, Господи!

Во дворах Твоих, Господи, / мы, верные, преклонив колена души и тела, / воспеваем Тебя, безначального Отца, / собезначального Сына, и столь же вечного и всесвятого Духа, / просвещающего и освящающего души наши.

Слава, и ныне, глас 8: Некогда языки́ были смешаны / за дерзость построения Вавилонской башни; / ныне же языки́ мудрости исполнились / через славу богопознания. / Там осудил Бог нечестивых за согрешение; / здесь Христос просветил рыбаков Духом. / Тогда неспособность изъясниться явилась в наказание; / ныне же обновляется согласие / ко спасению душ наших.

Славословие великое. Тропарь праздника, ектении, и отпуст праздничный:Ниспославший с неба в виде огненных языков: и час 1-й.

НА ЛИТУРГИИ

Поем Изобразительны; блаженны: из канона песни 3 и 6. Затем иерей или диакон:Премудрость! Станем благоговейно! И входное:Будь превознесен, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Тропарь, глас 8:Благословен Ты, Христе Боже наш: Слава, и ныне, кондак, глас 8:Когда сошел Всевышний и языки смешал: Трисвятое.

Прокимен, глас 6:Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. К Эфесянам послания святого апостола Павла чтение, зачало 229. Еф 5: 9–19. Аллилуия, глас 2:Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. Стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Евангелие от Матфея, зачало 75. Мф 18: 10–20. Причастен: Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Аллилуия. (3)

Назад к списку

svyatogo-duha.prihod.ru


Смотрите также