Водяной - как выглядит и где живет? Водяной дух


Водяной дух | Мистические Факты

Водяной дух

Водяной дух – это хозяин всех водоемов: рек, озер, болот и омутов. Его существование не одному человеку испортило жизнь. О водяном говорят, что он может превращаться в лошадь и заманивает людей в омут, плачет как ребенок и заводит человека в болота, становиться большой рыбой. В древних сказаниях говорится, что водяной использует вместо коня сома, и когда объезжает свои владения держится за длинные усы. Вся рыба и болотная нечисть находятся в его подчинении. Он своеобразный пастух в своем царстве. Благодаря чудо-коню, водяной дух разыскивает тех, кто утонул в его владениях.

Как выглядит водяной дух

По древним мифам и сказкам до наших дней дошло описание непонятного существа, которое живет в водоемах на самой их глубине. Его логово обычно располагается под мельничным колесом, как говорят поверья. Водяной дух человеку кажется очень страшным и непривлекательным. Его тело очень толстое и зеленое, очень часто он покрыт бородавками. Его кожа и волосы имеют зеленый оттенок, а сам он покрыт тиной и сетями. Когда у рыбаков пропадают снасти, они говорят, что это водяной проказничает. Возможно, что большая рыба их повреждает, но отношение к водному духу от этого лучше не становится. Его спутанные длинные волосы и крючковатый нос не делают существо более привлекательным. 

 

Даже если водяной превращается в человека, его легко узнать. Так как с одежды того, в кого он превратиться будет капать вода.

Чем занимается водяной дух

Самым любимым занятием водяного является расчесывание его волос. Для этого он носит с собой специальный гребень. Подбирать расческу на водоеме примета не очень хорошая, так как водяной дух обязательно придет за ним и потребует вернуть.

Жизнь водяного достаточно насыщенная. У него много забот в хозяйстве, поэтому досаждать человеку времени нет, но зато он очень мстительный и никогда не простит вмешательства в водный мир. Самая страшная месть – это утащить человека на дно и сделать его своим слугой. В качестве мелкой проказы, он разгоняет свои стада рыб и ломает мельничные колеса.

Водяной дух не любит жить один. В жены он берет молодых девушек, которые утонули, но при жизни были крещены. Девушки очень проказливы, они путают сети, и делают это так ловко, что ни один человек не может их распутать. Век жены водяного недолгий. Она рожает ему ребенка, после чего умирает. Водяной дух может пошалить с вдовой, которая родит ему ребенка. Только дитя он забирает с собой рано или поздно.

Зимой водяной впадает в спячку. В замерзшем водоеме ему нечем заняться, а вот с апреля начинается его время. Надо ломать толстый слой льда и приступать к своим обязанностям.

Очень часто на святки девушки обращались к водяному, чтобы гадание было удачным. Но это было очень опасно, так как если кто-то не успевал сказать нужные слова, то оказывался утопленный.

Рыбаки без благословения водяного не могли поймать рыбу. Чтобы улов был большой, надо выпускать самую первую рыбу обратно, в этом случае водяной дух пригонит большой косяк.

Очень часто владыку водоемов задабривали. Чтобы он не допустил разлива воды, в нее кидали жертву в виде шкур и голов животных. Чтобы не утонуть люди наливали в водоемы вино, кидали хлеб и табак. Они очень не любят снасти, которые сплетены в церковный праздник, поэтому рвет их.

Людям нельзя возле водоема говорить о святых вещах или церковнослужителях, а так же громко кричать и будить водяной дух. Так же не любит он пьяных. Те, кто заходит в воду под воздействием алкоголя, могут утонуть, поэтому лучше не рисковать.

Водяной дух может быть добрым или мстительным в зависимости от того, как к нему относится человек.

mistich.ru

Водяной это властелин водной стихии

Водяной мифология

Водяной – колоритный представитель мира нечистой силы, а конкретно – водной стихии. Внешность его обусловлена местом обитания существа и не слишком приятна: противный обрюзглый старец, ноги которого заменяет скользкий рыбий хвост. Вместо рук могут быть гусиные перепончатые лапы. Кожа холодная и слизкая. Волосы длинные, зеленого цвета, переплетенные с тиной. В продолжение образа – окладистая борода такого же болотного оттенка. Выпученные как у рыбы глаза пристально наблюдают за каждым, кто осмелится приблизиться к границе его владений.

Легенды о водяном

Обитает это создание исключительно в водоемах с пресной водой. Это может быть озеро или река либо даже болото. Водяной любит забираться в самые глубокие уголки, подальше от любопытных взоров. Также по душе ему крайне опасные для человека участки стихии: губительные водовороты, места, находящиеся под давно заброшенными, а иногда и новыми, водными мельницами.

Перемещается по своим владениям чудище вплавь самостоятельно либо использует для этого крупных обитателей своего водного царства, например, усатого сома. Недаром эту рыбу в народе прозвали «чертовой лошадью». Считают, что иногда водяной покидает свои владения и даже совершает путешествия в ближайшие селения.

В течение дня водяной не показывается людям, предпочитая скрываться в темноте своего убежища. Любимое время бодрствования – это время заката солнца и полночь. Поэтому стоит взойти луне, как он появляется на поверхности водоема. Особенно опасными водные духи становятся накануне больших праздников и во время них. В ночь перед Ивана Купала или в Ильин день люди стараются обходить водоемы стороной и ни в коем случае не заходить в них. А вот в период от большого церковного праздника Крещения до светлого дня Пасхи считается абсолютно безопасным для купания. Кроме того, опасаться стоит тем, кто в воду зашел, не осенив себя крестным знаменем, не носит вообще или по рассеянности забыл надеть нательный крест.

Водяной не всегда считается абсолютно злобным духом, творящим гадости без цели. Но вот те, кто осмелился нарушить границы его владений и растревожить покой хозяина водоема, получают сполна. Старик может основательно покалечить провинившегося или затянуть его на самое дно. Души и тела утопленников навсегда остаются в плену хозяина водной стихии, вынужденные вечно развлекать своего губителя и заниматься кабальной работой: переливать беспрестанно воду, промывать песок. Если водяной отправил труп утопленника на поверхность, то на нем обнаруживают кровоподтеки и ссадины, что свидетельствует о том, что несчастный побывал в лапах водного монстра. Есть только один способ откупиться от чудища, но цена очень велика. Чтобы вернуться на землю придется пожертвовать душегубу своего первенца.

Дабы незаметно подкрасться к не подозревающей ничего жертве, водяной любит превращаться в различных представителей водного мира, таких как сом или щука, например. Может обернуться уткой или гусем. А для пущего страха принимает облик неподвижного бревна либо даже утопленника.

В своем водоеме это создание является беспрекословным хозяином. Он способен управлять родной ему стихией. Развлекаясь, он то создает бурные волны на поверхности, то заставляет реку или озеро выйти из берегов, затапливая близлежащие территории. Все живые существа, будь то рыбы или русалки, находятся в полном подчинении у него. Последних, к слову, водяные нередко берут себе в жены, причем сразу нескольких. Иногда в пару себе водяной выбирает какую-нибудь утопленницу. Особенно по нраву ему приходятся те девицы, которые были прокляты родителями.

В подвластных ему владениях, водяной обладает беспрекословной властью и губительной силой. Но выбравшись на поверхность, на сушу, он рискует столкнуться со своими заклятыми врагами, которыми являются лешие и домовые. Чаще всего собственник рек и озер не рискует вступать в схватку на чужой территории, а ретируется бегством в свою родную стихию.

Если водяной находится в хорошем настроении, то может даже по-доброму позабавиться, даровав рыбакам хороший улов. Но способен и наказать непрошеных гостей, не дав поймать даже самого маленького карася. Поэтому умудренные опытом старцы, рассказывают свои секреты, как завести дружбу с хозяином водоема. Прежде всего, отправившись на рыбалку, запрещается отвечать на вопросы о том, куда именно человек направляется. Первую рыбу из улова необходимо обязательно бросить обратно в воду. Это своеобразная жертва, позволяющая задобрить вредного старика.

У разных народов есть свои предания, касающиеся водяного. Так,белорусы считают, что в канун Крещения, перед непосредственным освящением всех водоемов, зеленых дух стремится вывезти своих детей из воды. Для этого ему нужны сани. Поэтому в селеньях жители переворачивают телеги и сани, имеющиеся в хозяйстве, дабы не дать водяному использовать их в своих целях. Русский народ испокон веков верит, что во время зимы хозяин водоемов почивает в своем убежище на дне, а с наступлением апреля, первого числа, просыпается. И в это время он очень голоден и зол, отчего начинает буйствовать, ломая застоявшийся на поверхности лед и мучая рыбу.

Как бороться с водяным?

Находясь на его территории, смертному человеку вступать с ним в схватку абсолютно бессмысленно. Поэтому люди издавна учились жить в мире с водяным, стараясь не тревожить его без надобности лишний раз. Многие мудрецы пытались заранее задобрить владельца водоема. Для этого бросали в воду хлеб. Но самым эффективным способом было принесение в жертву какого-нибудь животного черной масти. Особенно это актуально было для владельцев водяных мельниц, под которыми мог поселиться водяной.

Водяной, теряющий на поверхности свои силы, мог хитростью заманивать нерадивых путников в воду. Одурманенный несчастный приближался к берегу и моментально оказывался захваченным хитрым злобным чудищем. Чтобы освободиться от дурмана, манящего к гибели, необходимо было сразу кольнуть себя железной иглой. Это позволяло снять чары и избежать гибели.

 

darkbook.ru

Водяной | Древнерусский словарик - славянская мифология

ВОДЯНОЙ — хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу Beлесу.

 

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост — рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне — старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь — подопечный Лешего — забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Жена водяного — водяница, женщина-утопленница. Любит шутить над рыбаками — рвать их сети. Когда водяница рожает, водяной принимает вид обыкновенного человека и идет к людям приглашать к себе повивальную бабку, которую потом за услуги хорошо награждает.

Всю зиму водяной спит крепким сном в своих подводных хоромах, а после первого апреля просыпается голодным и сердитым и начинает со злости лед ломать да рыбу гонять. Чтобы задобрить водяного дедушку, рыбаки приносили ему в жертву весной, во время половодья, лошадь. По некоторым данным, этот обряд совершался 16 апреля (по новому стилю).

У цыган, не торгуясь, покупалась самая дохлая лошаденка. Три дня ее откармливали хлебом. В последний вечер лошадь украшали лентами, голову смазывали медом и посыпали солью, ноги спутывали веревками, а к шее привязывали старые жернова. Ровно в полночь отправлялись на реку и топили лошадь, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Осенью, пятнадцатого сентября, водяному жертвовали гуся, поскольку считалось, что все лето он их пасет и охраняет. Гусю отрывали голову и бросали туловище в воду. Голову же полагалось вернуть на двор: домовой считает скотину по головам и не заметит недостачи. Иначе он может догадаться о причине убыли и сильно осерчать на хозяев, потому как постоянно враждует с водяным.

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребенком или лошадью, ягненком, собакой, селезнем, лебедем и стариком.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому. Это доказывает пословица — «Дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Особой силой наделеляись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды водяной выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. По ночам он, случается, вылезает на берег и чешет волосы, то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница).

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

Водяному приносили жертвы самого разного рода — от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого" должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух — «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали...»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.

 «Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой"».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного — кружочками.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

кто это такой и как его вызвать?

Вода необходима для жизни человека. Славянские племена, ведущие оседлый образ жизни, селились возле водоемов. Однако, эта опасная стихия способна лишить урожая, жилья и даже жизни. Перед стихийными явлениями первобытный человек был беззащитен. В условиях незнания законов природы возникла вера в сверхъестественные силы.

Кто такой Водяной?

Таинственные и могущественные духи в представлениях первобытных людей являлись хозяевами подвластных им территорий и обладали человеческими качествами. В зависимости от степени опасности человек наделял их злобой или добродушием. Одним из представителей сверхъестественных сил был дух воды, названный Водяным в честь управляемой им стихии.

Водяной в славянской мифологии

По мнению древних славян, виновником всех бед, связанных с водой, был Водяной. Мифология представляет его как злобного, но очеловеченного персонажа:

  1. Дух воды не живет отшельником. Его окружает множество жен, которых он выбирает из молодых утопленниц, превратившихся в русалок. А ночами, обернувшись человеком, он захаживает в гости к вдовам. Узнать Водяного можно по капающей с его одежды воде. Родившихся от него детей Водяной забирает в свой водоем. Там же растут его дети, рожденные русалками.
  2. Хозяин воды дружен с хозяином леса. Частенько два сварливых духа ссорятся, и тогда шум и треск по всей округе наводят ужас на суеверных крестьян.
  3. Водяной знается с мельником. Дружбой это назвать сложно, скорее деловым сотрудничеством. Мельник одаривает Водяного зерном, мукой и пивом, время от времени приносит жертвы, для чего на мельнице всегда водятся черный петух или кот. А Водяной не ломает мельничное колесо и оберегает плотину.

Как выглядит Водяной?

В мифологии местечковые божества и духи описываются как глубокие старцы и старухи, ведущие обычную для человека хозяйственную деятельность. Не стал исключением и Водяной, мифы о котором описывают подводные пастбища, где пасутся его стада, повествуют об утопленниках, которые становятся его работниками, а также о неприглядной внешности хозяина воды. Описание Водяного разнится в деталях в зависимости от места его обитания, но есть и общие черты:

  • дряблое, раздутое тело, опутанное тиной и водорослями;
  • длинные зеленые волосы и такая же борода;
  • перепонки между пальцами рук;
  • ноги, напоминающие гусиные лапы, либо нижняя часть тела в виде русалочьего хвоста.

Где живет Водяной?

Любой водоем становится местом обитания Водяного, будь то озеро, река, болото или искусственный пруд. Его жилище представляет собой нору, вырытую в земле. В реках и озерах она украшена гладкими камнями и ракушками, а в запрудах и болотах – ряской и водорослями. Вход в жилище находится в омуте – самом глубоком месте водоема. Зимой, когда подводная жизнь замирает под толстым слоем льда, дух засыпает в своих чертогах.

Весной хозяин воды выбирается из своей берлоги голодный и злой. Он с треском ломает лед, пугает рыб и других водных обитателей. Чтобы в половодье Водяной не натворил бед, а летом не лишил рыбаков улова, крестьяне задабривают его угощениями. В ход идут съестные припасы (хлеб, мука) и питье (пиво и медовуха). Когда угроза затопления слишком велика, нужны более радикальные меры – жертвенные подношения. В воду бросают черных животных (петухов и кошек) или череп лошади.

Подобные ритуалы могут повторяться и летом, если происходит слишком много несчастных случаев на воде. В народе считалось, что дух гневается, о чем свидетельствует большое количество утопших. Ходят легенды, что эти традиции являются отголоском более древних и жестоких обрядов, когда в качестве жертвы на дно водоема отправляли живую лошадь или красивую девушку. В летний период Водяной, как правило, тихий и спокойный. Ночами он выбирается на берег и расчесывает гребнем бороду.

Как вызвать Водяного?

Наши предки знали, как вызвать водяного духа:

  1. Рыбаки отпускали первый улов обратно в воду с просьбой нагнать больше крупной рыбы.
  2. Если принести домой найденную на берегу расческу, то и вызывать никого не нужно. Водяной сам придет за своим гребнем.

Современные рекомендации о том, как вызвать духа воды, касаются в большей степени русалок и предполагают использование:

  • зеркала и расчески;
  • подарка-украшения;
  • серебряного кольца.

 

womanadvice.ru

Водяной дедушка в славянской мифологии

В славянской мифологии водяной — часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

 

Водяной в славянской мифологии — это дух воды?

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

 

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина — это его волосы, а пена на поверхности воды — слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

 

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

 

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

 

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября, прощались с Водяным — несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной — олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

slavyane.northernfable.ru

ВОДЯНОЙ ДУХ. Тропою души

Утро не предвещало ничего доброго, потому что старый Клюв увидел во сне огромное речное чудовище, похожее на рыбу с рогами, и из-под жабр его валил дым.

– Оно стояло у нас на пути и громко чихало, – сообщил старик, задумчиво поморщившись. – Позади этого существа я видел деревянный дом, вокруг которого сидели люди со светлыми глазами.

– Бледнолицые?

– Да, племя Светлоглазых. Я не люблю их, так как я не понимаю слишком многого в их поведении. Иногда я даже думаю, что Бледнолицые вовсе не люди…

Клюв сокрушённо покачал головой, и привязанные к его уху четыре костяных колечка на длинных нитях негромко брякнули. Морщинистое лицо индейца обратилось к стоявшим вокруг него крепким юношам, и они увидели его открывшийся правый глаз. Обычно этот глаз был прикрыт широким веком, рассечённым в давние времена в схватке с Людьми-Из-Земляных-Домов, и казался мёртвым. Но сейчас он раскрылся, нижнее веко оттопырилось, показывая розовое нутро, и сделало правый глаз раза в полтора больше левого.

Некоторое время царило молчание. Молодые воины ждали решения старшего. На фоне сияющей белизны утреннего неба их застывшие фигуры смотрелись тёмными изваяниями, и лишь длинные волосы шевелились на ветру.

– Мы продолжим путь, – произнёс старик, подумав, и указал коричневой жилистой рукой в сторону не видимой ещё реки. – Чудовище ничего не сделало нам в моём сне. Но ваши глаза должны стать зорче, а слух и обоняние – острее.

Индейцы запрыгнули на лошадок, и через минуту все исчезли из виду. Лишь чёрное пятно золы на месте костра напоминало, что здесь были люди. Вскоре из-за кустарника, осторожно ступая мягкими лапами и принюхиваясь к человеческим следам, появился крупный волк. Потоптавшись на месте, он вдруг проворно повернулся и затрусил обратно, повинуясь одному ему слышному голосу.

А отряд индейцев из рода Куропатки двигался по склонам пологих холмов, привычно задерживаясь перед тем, как показаться на гребне, чтобы не обнаружить себя на фоне небосвода, если поблизости окажется кто-то из врагов.

Первым скакал Медведь, пригнувшись к шее своего коня и что-то нашёптывая ему. Десять лет прошло с того дня, когда Медвежий Бык вручил ему нож и помог зарезать медведя. Теперь он был известным воином. Его кожаные ноговицы, как и спрятанная в сумке военная рубаха, были украшены длинными прядями волос, срезанными с врагов. На висевшем за спиной вместе с колчаном щите красовался рисунок чёрного медведя с длинными когтями.

Впереди засверкала на солнце широкая лента реки, обрамлённая густым лесом, когда Медведь остановил коня и тревожно помахал рукой тем, кто ехал позади. Всадники замерли, по-звериному наклонив головы. Клюв пристально посмотрел на остановившегося возле него круглолицего Смеётся-Молча. Старик не мог уже тягаться с молодыми остротой слуха и ждал от воина объяснений.

Они находились неподалёку от места слияния Лосиной и Бурной рек, где стояли, как рассказывали разведчики, жилища белых людей, огороженные деревянной стеной. Лакоты редко появлялись здесь, так как территория принадлежала враждебному племени Псалоков – Вороньих Людей, здесь же кочевали Хохе – Кипятящие Камни, считая эти земли своими. Лакоты пока лишь исследовали этот чудесный край, высылая военные и разведывательные отряды, подобные тому, который возглавлял старый Клюв.

– Шипит, – произнёс Медведь.

– Да, что-то шипит, – кивнули другие, – но очень далеко, стало быть, очень громко.

Тут один из индейцев издал возглас удивления и звонко шлёпнул себя по голым ягодицам, при этом длинная бахрома на его ноговицах заколыхалась. Все дружно проследили за его рукой.

Из-за далёкого поворота реки (в том месте её закрывали верхушки деревьев) двигался дым. Двигался прямо над рекой.

– Хо! – протянул Смеётся-Молча, вытягивая шею. – Дым плывёт по воде!

– Что за чудеса?

– Кто-то пустил по воде горящие деревья?

– Нет…

Так переговариваясь, отряд медленно направился к реке.

– Этот дым плывёт туда, где построены за деревянной стеной дома Светлоглазых.

– Бледнолицые наколдовали.

– Клюв не случайно видел сегодня чудовище, которое дымилось, – вспомнил Медведь.

– Да, – закивали остальные, не спуская глаз с поднимавшихся из-за зелёной чащи клубов…

Внезапно они увидели это и остановились, от изумления не в силах произнести ни звука. Внизу открывалось свободное от леса пространство, за которым просматривался огромный участок реки. По ней плыло, пыхтя и взбивая воду, нечто громадное с двумя высокими прямыми чёрными трубами, из которых валил густой дым.

– Унктехи! – воскликнул Клюв и разлепил своё изуродованное веко. – Водяной Дух!

– Я видел однажды, – произнёс медленно Три Пальца, впившись глазами в чудовище, – как Унктехи утянул под воду сразу восемь быков, но при этом сам не появился над водой и дым не пускал. Белая Выдра был тогда со мной. Он тоже видел.

– Те, кто живут на Священном Озере, говорят, что Водяной Дух телом похож на быка, но имеет хвост рыбы.

– Нет, – отрицательно покачал головой Клюв, – ты сам видишь, что на бизона он не похож, но рога у него есть.

В это мгновение дымящееся чудо несколько раз протяжно прогудело. Индейцы вздрогнули от неожиданности и переглянулись.

– Когда мы возвратимся в деревню, – заговорил Три Пальца, – и расскажем об этом, люди сложат о нас песню. Мы первые из нашего рода увидели Унктехи.

– Это не чудовище, – произнёс вдруг Медведь. – Я различаю на нём людей. Я думаю, что это большая лодка, о которой рассказывали наши южные братья с Плохой Реки. Они часто бывают там у Светлоглазых и торгуют с ними. Они говорили, что белые люди привозят много красивых вещей на большой лодке, которая плавает сама и пускает дым…

В ту же секунду лошади резко дёрнулись, испуганные раскатистым грохотом. Их хозяева тоже занервничали. И было с чего – плывущее чудовище окуталось белым облаком.

– Хей! Хей! – послышалось снизу, и вверх по лесистому склону с берега помчались всадники, которых индейцы из рода Куропатки, поглощённые невероятным зрелищем, не замечали до сих пор. Теперь они внезапно обнаружили не более чем в десяти метрах от себя Псалоков. Заклятые враги быстро приближались, то ныряя в глубокую тень, то вновь показываясь в ослепительных солнечных пятнах. Растерянность Лакотов была так велика, что лишь трое из них сообразили схватиться за колчаны. Но Псалоки тоже до настоящего момента, как было ясно по их лицам, не видели своих врагов. Теперь же, не останавливая коней, они делали знаки руками, что не собирались драться. Они промчались мимо на ярко раскрашенных лошадях, то и дело поглядывая через плечо на громыхающее водяное существо. Люди Куропатки в замешательстве крутили головами, то провожая взглядом скрывшихся между деревьями воинов из враждебного племени, то посматривая на окутанную сизым дымом реку.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

ВОДЯНОЙ ДУХ. Тропа

Утро не предвещало ничего доброго, потому что старый Клюв увидел во сне огромное речное чудовище, похожее на рыбу с рогами, и из-под жабр его валил дым.

– Оно стояло у нас на пути и громко чихало, – сообщил старик, задумчиво поморщившись. – Позади этого существа я видел деревянный дом, вокруг которого сидели люди со светлыми глазами.

– Бледнолицые?

– Да, племя Светлоглазых. Я не люблю их, так как я не понимаю слишком многого в их поведении. Иногда я даже думаю, что Бледнолицые вовсе не люди…

Клюв сокрушённо покачал головой, и привязанные к его уху четыре костяных колечка на длинных нитях негромко брякнули. Морщинистое лицо индейца обратилось к стоявшим вокруг него крепким юношам, и они увидели его открывшийся правый глаз. Обычно этот глаз был прикрыт широким веком, рассечённым в давние времена в схватке с Людьми-Из-Земляных-Домов, и казался мёртвым. Но сейчас он раскрылся, нижнее веко оттопырилось, показывая розовое нутро, и сделало правый глаз раза в полтора больше левого.

Некоторое время царило молчание. Молодые воины ждали решения старшего. На фоне сияющей белизны утреннего неба их застывшие фигуры смотрелись тёмными изваяниями, и лишь длинные волосы шевелились на ветру.

– Мы продолжим путь, – произнёс старик, подумав, и указал коричневой жилистой рукой в сторону не видимой ещё реки. – Чудовище ничего не сделало нам в моём сне. Но ваши глаза должны стать зорче, а слух и обоняние – острее.

Индейцы запрыгнули на лошадок, и через минуту все исчезли из виду. Лишь чёрное пятно золы на месте костра напоминало, что здесь были люди. Вскоре из-за кустарника, осторожно ступая мягкими лапами и принюхиваясь к человеческим следам, появился крупный волк. Потоптавшись на месте, он вдруг проворно повернулся и затрусил обратно, повинуясь одному ему слышному голосу.

А отряд индейцев из рода Куропатки двигался по склонам пологих холмов, привычно задерживаясь перед тем, как показаться на гребне, чтобы не обнаружить себя на фоне небосвода, если поблизости окажется кто-то из врагов.

Первым скакал Медведь, пригнувшись к шее своего коня и что-то нашёптывая ему. Десять лет прошло с того дня, когда Медвежий Бык вручил ему нож и помог зарезать медведя. Теперь он был известным воином. Его кожаные ноговицы, как и спрятанная в сумке военная рубаха, были украшены длинными прядями волос, срезанными с врагов. На висевшем за спиной вместе с колчаном щите красовался рисунок чёрного медведя с длинными когтями.

Впереди засверкала на солнце широкая лента реки, обрамлённая густым лесом, когда Медведь остановил коня и тревожно помахал рукой тем, кто ехал позади. Всадники замерли, по-звериному наклонив головы. Клюв пристально посмотрел на остановившегося возле него круглолицего Смеётся-Молча. Старик не мог уже тягаться с молодыми остротой слуха и ждал от воина объяснений.

Они находились неподалёку от места слияния Лосиной и Бурной рек, где стояли, как рассказывали разведчики, жилища белых людей, огороженные деревянной стеной. Лакоты редко появлялись здесь, так как территория принадлежала враждебному племени Псалоков – Вороньих Людей, здесь же кочевали Хохе – Кипятящие Камни, считая эти земли своими. Лакоты пока лишь исследовали этот чудесный край, высылая военные и разведывательные отряды, подобные тому, который возглавлял старый Клюв.

– Шипит, – произнёс Медведь.

– Да, что-то шипит, – кивнули другие, – но очень далеко, стало быть, очень громко.

Тут один из индейцев издал возглас удивления и звонко шлёпнул себя по голым ягодицам, при этом длинная бахрома на его ноговицах заколыхалась. Все дружно проследили за его рукой.

Из-за далёкого поворота реки (в том месте её закрывали верхушки деревьев) двигался дым. Двигался прямо над рекой.

– Хо! – протянул Смеётся-Молча, вытягивая шею. – Дым плывёт по воде!

– Что за чудеса?

– Кто-то пустил по воде горящие деревья?

– Нет…

Так переговариваясь, отряд медленно направился к реке.

– Этот дым плывёт туда, где построены за деревянной стеной дома Светлоглазых.

– Бледнолицые наколдовали.

– Клюв не случайно видел сегодня чудовище, которое дымилось, – вспомнил Медведь.

– Да, – закивали остальные, не спуская глаз с поднимавшихся из-за зелёной чащи клубов…

Внезапно они увидели это и остановились, от изумления не в силах произнести ни звука. Внизу открывалось свободное от леса пространство, за которым просматривался огромный участок реки. По ней плыло, пыхтя и взбивая воду, нечто громадное с двумя высокими прямыми чёрными трубами, из которых валил густой дым.

– Унктехи! – воскликнул Клюв и разлепил своё изуродованное веко. – Водяной Дух!

– Я видел однажды, – произнёс медленно Три Пальца, впившись глазами в чудовище, – как Унктехи утянул под воду сразу восемь быков, но при этом сам не появился над водой и дым не пускал. Белая Выдра был тогда со мной. Он тоже видел.

– Те, кто живут на Священном Озере, говорят, что Водяной Дух телом похож на быка, но имеет хвост рыбы.

– Нет, – отрицательно покачал головой Клюв, – ты сам видишь, что на бизона он не похож, но рога у него есть.

В это мгновение дымящееся чудо несколько раз протяжно прогудело. Индейцы вздрогнули от неожиданности и переглянулись.

– Когда мы возвратимся в деревню, – заговорил Три Пальца, – и расскажем об этом, люди сложат о нас песню. Мы первые из нашего рода увидели Унктехи.

– Это не чудовище, – произнёс вдруг Медведь. – Я различаю на нём людей. Я думаю, что это большая лодка, о которой рассказывали наши южные братья с Плохой Реки. Они часто бывают там у Светлоглазых и торгуют с ними. Они говорили, что белые люди привозят много красивых вещей на большой лодке, которая плавает сама и пускает дым…

В ту же секунду лошади резко дёрнулись, испуганные раскатистым грохотом. Их хозяева тоже занервничали. И было с чего – плывущее чудовище окуталось белым облаком.

– Хей! Хей! – послышалось снизу, и вверх по лесистому склону с берега помчались всадники, которых индейцы из рода Куропатки, поглощённые невероятным зрелищем, не замечали до сих пор. Теперь они внезапно обнаружили не более чем в десяти метрах от себя Псалоков. Заклятые враги быстро приближались, то ныряя в глубокую тень, то вновь показываясь в ослепительных солнечных пятнах. Растерянность Лакотов была так велика, что лишь трое из них сообразили схватиться за колчаны. Но Псалоки тоже до настоящего момента, как было ясно по их лицам, не видели своих врагов. Теперь же, не останавливая коней, они делали знаки руками, что не собирались драться. Они промчались мимо на ярко раскрашенных лошадях, то и дело поглядывая через плечо на громыхающее водяное существо. Люди Куропатки в замешательстве крутили головами, то провожая взглядом скрывшихся между деревьями воинов из враждебного племени, то посматривая на окутанную сизым дымом реку.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru


Смотрите также