Моральный дух личного состава (также воинский дух) — совокупность моральных и психологических качеств, которые определяют боеспособность армии[1], флота и авиации. Н. Н. Головин отмечал, что бой «кончается не исчерпанием материальных сил и средств, а отказом от борьбы одной из сторон»[2]. В. А. Артамонов[1] вслед за Головиным измеряет «предел моральной упругости» войск в проценте потерь («победная кровь», «цена крови»), которые войска готовы заплатить за победу. Например, в войне 1870—1871 годов немцы одерживали победы вначале при 9 % потерь, а к концу войны из-за падения боевого духа французов потери составляли лишь 2 %. Артамонов также предлагает для оценки духа показатель «эффективности» — отношение потерь противника убитыми и ранеными к численности своей армии, хотя и отмечает, что на эффективность влияют много других факторов боеспособности армии (качество вооружения, тактика и тому подобное), и потому прямой связи между эффективностью и боевым духом нет. Более аккуратным показателем является соотношение между погибшими и пленными (несдающийся противник обладает сильным боевым духом). Для ожесточённых сражений с участием морально сильных армий этот показатель может быть очень высоким (в Бородинском сражении у обеих сторон потери пленными составляли менее 1 % потерь убитыми и умершими от ран). Во время Великой Отечественной войны отношение убитых к пленным у противников СССР варьировало от почти 1:1 для итальянцев до более чем 30:1 у финнов (у СССР отношение росло в течение войны: в первые месяцы войны 1:7, в последние месяцы 8:1). — фельдмаршал князь А. И. Барятинский Достигается путём воспитания идейных убеждений, храбрости, сплочённости, созданием атмосферы взаимовыручки и боевого товарищества, в том числе улучшением социальной защищенности и сплочением воинских коллективов. Австрийский полководец эрцгерцог Альбрехт говорил: «Многие смешивают воинский дух с минутным энтузиазмом и считают, что гениальный полководец может вдохнуть этот дух в свое войско в каждую данную минуту. Оба эти положения весьма сомнительны, и их неправдоподобность засвидетельствована историей. Один энтузиазм, не опирающийся на привитом заранее в армии воинском духе, вызывает в самом счастливом случае опрометчивое удальство, а при малейшей неудаче может породить панику, причём на долю несчастливого полководца придется весь позор звания изменника, если он не поплатится жизнью за неуспех»[3]. Снижение (подрыв) боевого духа войск противника и повышение боевого духа собственных вооружённых сил является, в частности, одной из основных целей пропагандистской / контрпропагандистской работы в ходе боевых действий. Работа по усилению боевого духа также входит в обязательный набор многих индивидуальных восточных практик. В последнее время[когда?] словосочетание «боевой дух» стали периодически использовать в средствах массовой информации. С первого взгляда складывается впечатление будто категория «боевой дух» заменяет (подменяет) категорию «моральный дух», что эти категории тождественны, а их логические объёмы совпадают. Но это не совсем так. Логический объём категории «моральный дух» значительно больше, чем категории «боевой дух». «Моральный дух» соотносится с «боевым духом» как родовая категория с видовой категорией, как целое и его составная часть [с. 79][4]. Моральный дух личного состава — это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям [с. 41][5]. Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной работы означающее идейную и моральную готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к постоянной нацеленности на победу и исполнению моральных устоев и принципов. wikiredia.ru Моральный дух личного состава (также воинский дух) — совокупность моральных и психологических качеств, которые определяют боеспособность армии[1], флота и авиации. Н. Н. Головин отмечал, что бой «кончается не исчерпанием материальных сил и средств, а отказом от борьбы одной из сторон»[2]. В. А. Артамонов[1] вслед за Головиным измеряет «предел моральной упругости» войск в проценте потерь («победная кровь», «цена крови»), которые войска готовы заплатить за победу. Например, в войне 1870—1871 годов немцы одерживали победы вначале при 9 % потерь, а к концу войны из-за падения боевого духа французов потери составляли лишь 2 %. Артамонов также предлагает для оценки духа показатель «эффективности» — отношение потерь противника убитыми и ранеными к численности своей армии, хотя и отмечает, что на эффективность влияют много других факторов боеспособности армии (качество вооружения, тактика и тому подобное), и потому прямой связи между эффективностью и боевым духом нет. Более аккуратным показателем является соотношение между погибшими и пленными (несдающийся противник обладает сильным боевым духом). Для ожесточённых сражений с участием морально сильных армий этот показатель может быть очень высоким (в Бородинском сражении у обеих сторон потери пленными составляли менее 1 % потерь убитыми и умершими от ран). Во время Великой Отечественной войны отношение убитых к пленным у противников СССР варьировало от почти 1:1 для итальянцев до более чем 30:1 у финнов (у СССР отношение росло в течение войны: в первые месяцы войны 1:7, в последние месяцы 8:1). — фельдмаршал князь А. И. Барятинский Достигается путём воспитания идейных убеждений, храбрости, сплочённости, созданием атмосферы взаимовыручки и боевого товарищества, в том числе улучшением социальной защищенности и сплочением воинских коллективов. Австрийский полководец эрцгерцог Альбрехт говорил: «Многие смешивают воинский дух с минутным энтузиазмом и считают, что гениальный полководец может вдохнуть этот дух в свое войско в каждую данную минуту. Оба эти положения весьма сомнительны, и их неправдоподобность засвидетельствована историей. Один энтузиазм, не опирающийся на привитом заранее в армии воинском духе, вызывает в самом счастливом случае опрометчивое удальство, а при малейшей неудаче может породить панику, причём на долю несчастливого полководца придется весь позор звания изменника, если он не поплатится жизнью за неуспех»[3]. Снижение (подрыв) боевого духа войск противника и повышение боевого духа собственных вооружённых сил является, в частности, одной из основных целей пропагандистской / контрпропагандистской работы в ходе боевых действий. Работа по усилению боевого духа также входит в обязательный набор многих индивидуальных восточных практик. В последнее время[когда?] словосочетание «боевой дух» стали периодически использовать в средствах массовой информации. С первого взгляда складывается впечатление будто категория «боевой дух» заменяет (подменяет) категорию «моральный дух», что эти категории тождественны, а их логические объёмы совпадают. Но это не совсем так. Логический объём категории «моральный дух» значительно больше, чем категории «боевой дух». «Моральный дух» соотносится с «боевым духом» как родовая категория с видовой категорией, как целое и его составная часть [с. 79][4]. Моральный дух личного состава — это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям [с. 41][5]. Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной работы означающее идейную и моральную готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к постоянной нацеленности на победу и исполнению моральных устоев и принципов. wikiredia.ru
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Спасибо! Я начинаю лучше разбираться в качествах человека.
Вопрос: несусветный — это качество или свойство человека/лица (высокий, известный, храбрый, модный) или отношение к внешней тематике, лицу, явлению, этносу (научный, соседский, будущий, французский)? Качество/свойство Тематика/внешнее Другое Не знаю
Текст комментария:
kartaslov.ru О нем говорят много, а вот что это такое – никто не может объяснить Если б меня спросили: «Скажите, что такое воинский дух? Но чтоб было кратко», – я бы ответил: воинский дух – это то, что делает человека большим перед смертью. То есть воинский дух – это то неуловимое состояние души, которое позволяет человеку перед лицом смерти не только остаться человеком, но и вырасти. Армия – это же ненормальное образование. В мирное время со стороны все это выглядит как игры сумасшедших – кто-то отдает какие-то команды, которые с точки зрения здравого смысла выглядят совершенно несуразно, и кто-то выполняет эти команды. Вот, например, тебе дают саперную лопату и говорят: «Надо вырыть траншею до подхода танка!» – а ты говоришь: «Так нет же никакого танка!» – а тебе приказывают рыть. Жара сорок градусов, в глазах темнеет, солнце в зените, ты в робе под ремень – ее почему-то нельзя сделать навыпуск – и у тебя курс молодого бойца. А саперная лопатка какая-то несерьезная, маленькая, и ты ее бросаешь в землю, а она от земли отскакивает, потому что земля тверда как камень. И ты говоришь: «Не копается!» – а тебе в ответ: «А ты поковыряй и пойдет!» – и вот ты уже ковыряешь землю – совершенное, кстати, со стороны занятие для идиота, – и на ней появляется бороздка, как на листе металла, а потом – бороздка увеличивается, увеличивается, становится глубже. И вот уже на лопату можно что-то взять – ты начинаешь копать, а тебе говорят: «Надо вырыть окоп в полный рост за двадцать минут, потому что за это время подойдут танки», – а никаких танков, как уже говорилось, и в помине нет, но ты выроешь этот проклятый окоп за двадцать минут. И потом – когда тебя будут обкатывать танками на самом деле, по-настоящему и они действительно на тебя пойдут, – ты сохранишь эту способность – в минимальное время без особых страданий, спокойно вырыть окоп в полный рост, независимо от того, твердая земля или нет. Спокойно – тут главное слово. Перед опасностью человек собран и спокоен. И все это ради духа, все это ради одного – преодоления страха смерти и самого инстинкта сохранения жизни. Все ради доблестной смерти. А точнее, все для того, чтоб победить ее – смерть. Человек подходит к черте, за которой небытие, и у этой черты он должен испытать не страх, но необычайное вдохновение, легкость, восторг и потрясающую ясность мысли. Зачем? Зачем это все? Ради победы. А победа нужна, чтоб уменьшить свои потери. Офицер должен показать солдату, как надо умирать, – без офицера армия бежит. Это основное назначение офицера. Это его основная обязанность: показать, как надо умирать. Отсюда и исконная русская забава офицеров – бравада на переднем крае, под пулями. «Пулям не кланялся» – вот такую характеристику дали князю Вяземскому на Бородинском поле. Отсюда и поведение Андрея Болконского, описанное графом Толстым в «Войне и мире». Он же мог упасть перед бомбой на землю и остаться живым, а он не упал и предпочел ранение и мучительную смерть. Вот для этого офицера готовят. И готовят его долго. Всем укладом его жизни. Это дух делает человека бессмертным, заставляет его идти в рукопашную, бросаться голыми руками на танк или без оружия идти в атаку. Человеку становится все равно, сколько перед ним противников, – он один пойдет на них на всех. Я и сам не сразу осознал, что такое воинский дух, но через некоторое время пребывания в армии почувствовал, что я стал другим. А люди на гражданке вокруг меня – они какие-то не такие. Будто я обладаю неким знанием, знаю что-то, чего не знают они, им что-то неведомо. Это входит в тебя постепенно. Тут важен пример, который должен быть перед глазами. На кого-то ты себя все время равняешь. Это непроизвольно. Чаще всего это твой командир, младший командир – командир отделения. Он старше тебя всего-то на два года, но в армии это большой срок, это почти пропасть. Я помню одного командира отделения. Это был не мой командир. Мой наказал меня, дал мне наряд на работу. И вот уже все наказанные после вечерней поверки выстроились для мытья полов. Я тоже взял тряпку, ведро с водой и начал мыть свой участок пола. Он подошел, посмотрел и говорит: «Ты неправильно моешь. Очень много воды на тряпке. Надо выжать ее почти насухо – так она больше грязи соберет и убирать легче. Вот, смотри, как надо», – и он взял мою тряпку, выжал ее и начал мыть за меня пол. Я этого командира отделения помню до сих пор. Я многих забыл, но его помню. Потом я напишу в одном рассказе, что Родина начинается с половой тряпки. И это так. А потом я стал командиром отделения на младшем курсе, и уже я всем показывал, подсказывал и рассказывал о том, как надо служить. Потом ты становишься для ребят примером. Они тебе подражают. Они смотрят на тебя во все глаза, и эти глаза нельзя обмануть. И когда они прибежали ко мне однажды и сказали, что у клуба пятикурсники грабят первокурсников, то я – курсант третьего курса и их командир отделения – не мог не побежать и не мог не вмешаться в драку. Я дрался один на десять пьяных пятикурсников. Я просто влетел в драку, и спас меня только прибежавший дежурный по училищу. Это были не наши пятикурсники, не из нашего училища. Их перевели из другого училища к нам доучиваться. Вот они и притащили с собой свои порядки. А у нас это было не принято. Драки случались, но у младшего курса карманы не выворачивали. Каспийское училище вообще было особенное – сюда попадали самые строптивые офицеры, умные, с чувством собственного достоинства – это чувствовалось. Воинский дух – это когда ты не можешь бросить командира, а командир не может бросить тебя. У нас офицер бросится спасать матроса, потому что так устроен его дух. Он духом выше матроса. А если матрос выше духом офицера, то им стоит поменяться местами. Вы знаете, почему на подъеме флага на Военно-морском флоте все стоят лицом к флагу, построенные в одном строю, и командиры, и матросы, и нет никого, кто бы вылез вперед? Потому что честью все равны перед флагом. Ответственность перед Отчизной разная, поэтому командир во главе строя, но сам строй развернут к флагу, и по отношению к флагу все равно удалены. Ежедневное отдание чести флагу – это напоминание о чести. Честь – это нерушимые правила поведения. Почему нерушимые? Потому что они смертью подправлены. Смерть поправляет – все буквы написаны кровью. Автор – Александр ПОКРОВСКИЙ, писатель. Фото Льва ФЕДОСЕЕВА, Татьяны ГОРД vecherka-spb.ru Моральный дух личного состава (также воинский дух) — совокупность моральных и психологических качеств, которые определяют боеспособность армии[1], флота и авиации. Н. Н. Головин отмечал, что бой «кончается не исчерпанием материальных сил и средств, а отказом от борьбы одной из сторон»[2]. В. А. Артамонов[1] вслед за Головиным измеряет «предел моральной упругости» войск в проценте потерь («победная кровь», «цена крови»), которые войска готовы заплатить за победу. Например, в войне 1870—1871 годов немцы одерживали победы вначале при 9 % потерь, а к концу войны из-за падения боевого духа французов потери составляли лишь 2 %. Артамонов также предлагает для оценки духа показатель «эффективности» — отношение потерь противника убитыми и ранеными к численности своей армии, хотя и отмечает, что на эффективность влияют много других факторов боеспособности армии (качество вооружения, тактика и тому подобное), и потому прямой связи между эффективностью и боевым духом нет. Более аккуратным показателем является соотношение между погибшими и пленными (несдающийся противник обладает сильным боевым духом). Для ожесточённых сражений с участием морально сильных армий этот показатель может быть очень высоким (в Бородинском сражении у обеих сторон потери пленными составляли менее 1 % потерь убитыми и умершими от ран). Во время Великой Отечественной войны отношение убитых к пленным у противников СССР варьировало от почти 1:1 для итальянцев до более чем 30:1 у финнов (у СССР отношение росло в течение войны: в первые месяцы войны 1:7, в последние месяцы 8:1). — фельдмаршал князь А. И. Барятинский Достигается путём воспитания идейных убеждений, храбрости, сплочённости, созданием атмосферы взаимовыручки и боевого товарищества, в том числе улучшением социальной защищенности и сплочением воинских коллективов. Австрийский полководец эрцгерцог Альбрехт говорил: «Многие смешивают воинский дух с минутным энтузиазмом и считают, что гениальный полководец может вдохнуть этот дух в свое войско в каждую данную минуту. Оба эти положения весьма сомнительны, и их неправдоподобность засвидетельствована историей. Один энтузиазм, не опирающийся на привитом заранее в армии воинском духе, вызывает в самом счастливом случае опрометчивое удальство, а при малейшей неудаче может породить панику, причём на долю несчастливого полководца придется весь позор звания изменника, если он не поплатится жизнью за неуспех»[3]. Снижение (подрыв) боевого духа войск противника и повышение боевого духа собственных вооружённых сил является, в частности, одной из основных целей пропагандистской / контрпропагандистской работы в ходе боевых действий. Работа по усилению боевого духа также входит в обязательный набор многих индивидуальных восточных практик. В последнее время[когда?] словосочетание «боевой дух» стали периодически использовать в средствах массовой информации. С первого взгляда складывается впечатление будто категория «боевой дух» заменяет (подменяет) категорию «моральный дух», что эти категории тождественны, а их логические объёмы совпадают. Но это не совсем так. Логический объём категории «моральный дух» значительно больше, чем категории «боевой дух». «Моральный дух» соотносится с «боевым духом» как родовая категория с видовой категорией, как целое и его составная часть [с. 79][4]. Моральный дух личного состава — это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям [с. 41][5]. Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной работы означающее идейную и моральную готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к постоянной нацеленности на победу и исполнению моральных устоев и принципов. ru.wikibedia.ru Человек без сильного духа – словно стебель без корней. Любой ветер собьёт его с ног. Дух сильнее плоти, а потому укрепление силы духа – первоочередная задача. В советское время мы пребывали в блаженном неведении, что насилие – неотъемлемая часть человеческого бытия. Жизнь в СССР была, во многом, беспечна. Ни особой преступности, ни наркомании, ни терактов, ни междоусобиц. Войны, если и были, то шли где-то далеко, в горах Афганистана или джунглях Вьетнама. Живя, словно под тёплым одеялом, где уютно и безопасно, мы свыклись с мыслью, что так будет всегда. Но все сказки когда-нибудь кончаются. С нас сдёрнули одеяло заботы, и мы поразились, насколько мир жесток. И поняли, насколько важно не терять присутствия духа и воинской доблести. Без них не выжить. И не мир во всём мире, а война – вот постоянное состояние человечества. Не знаю, естественное ли. Гераклит называл войну отцом всех вещей, а Эрих Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» приводит динамику увеличения численности вооружённых конфликтов с развитием (!) человеческой цивилизации. В 1480-1499 гг. в Европе произошли 9 сражений. В1600-1699 – уже 239. В 1700-1799 – уже 781. Дальше люди, кажется, становятся всё более агрессивными, так как в 1800-1899 имели место 651 сражение. В 1900-1940 – 892. Вот она, динамика человеческого развития (или недоразвитости?)!Поэтому быть мирным, значит, быть слабым. Помните, у Пушкина: «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. («Свободы сеятель пустынный»)? Можно и нужно быть миролюбивым и благоразумным, но, вместе с тем, воинственным и готовым к стычкам. Не следует трусость выдавать за миролюбие. Моему сыну 4 года. Я не оберегаю его от дворовых стычек, но и не заставляю быть задирой. Важен гармоничный баланс. Сам не лезь, но, если тебя тронули, будь мужчиной, дай сдачи. И дай так, чтобы второй раз отпала охота тебя задирать. Как говаривал знаменитый Брюс Ли, человеку можно отказать сходить с ним в кино, но если тебя зовут драться, ты должен принять вызов. Я показываю своему сыну видео боевых действий в Чечне. Вместе мы смотрели короткий ролик недавнего штурма квартиры с террористами в Казани. Я не показываю ему зверства чеченских боевиков. В таком возрасте это ему ни к чему. Будет ему 15-16 лет, обязательно покажу, и скажу, кем не надо быть. Пусть привыкает к правде, и знает, что всё зависит от силы духа. И, скажу, не хвастая, я уже вижу боевой стерженёк в его маленьком пока тельце. На Кавказе при детях режут баранов. Это жестокость или презрение к смерти и крови? Наверное, второе. Ведь мягкотелые любители зверушек не думают о них, когда уплетают на банкетах шашлыки и шурпу за обе щеки. Мой дед – потомственный кубанский казак. В нашем дворе я, ещё малец 10-ти лет отроду, рубил курицам и гусям головы, если бабушка хотела сварить борщ, а дед был занят. Мне, как мужчине, доверяли эту обязанность. Я убивал домашнюю птицу не из жестокости, а по необходимости. Потом была секция борьбы, и к встрече с уличной реальностью я был готов. Что меня многократно выручало в жизни. Наши предки поморщились бы от презрения, если бы увидели некоторых из наших современных мужчин. В старину на Руси (да и не только на Руси) редкий год проходил без войн. В 1055-1462 – русская история насчитывает 245 нашествий и войн! Из 547 лет со дня Куликовской битвы до 1-й Мировой 334 года были проведены нами в боях. В старину на Руси мальчугану уже давали в руки меч. Позже – саблю и винтовку. Почему мы решили, что знаем лучше, как надо воспитывать наших мальчишек, чем наши предки? Только потому, что мы живём в другую эпоху? Так Эрих Фромм показал нам со всей убедительностью, что это за эпоха – мирная или не совсем. Почитайте биографии знаменитых наших генералов и солдат. У каждого за спиной – по три-четыре войны! Не успели надавать тумаков французам, как уже лезут турки. Справились с турками, показались шведы. Разделались со шведами, пришли поляки. И т.д., и т.п. Разве мог такой народ не совершать великих деяний? И он совершал, укрепляя силу государства Российского. Поэтому-то на те годы и приходится основное величие России. Бывало, что и нам доставалось. Но силён не тот, кто никогда не падал, а тот, кто, упав, находит в себе силы подняться. Александр Зорин в статье «Русско-тлинскитские войны» о освоении русскими первопроходцами Аляски описывает, со ссылкой на очевидца, следующий случай: «В Ситхе в 1824 г. ...по одному случаю произошла размолвка между русскими и колошами (индейцами-тлинкитами), которая столь была немаловажна, что все русские стояли под ружьём…, а колоши ещё ранее взялись за ружья и заняли дорогу к одному дому за крепостию… И тогда некто г.Носов … пошёл по этой дороге для переговоров с колошенскими тоэнами (вождями), один, вооружённый только саблею; то один храбрый колоша, стоявший на самой дороге, тотчас прицелился в него. Но г.Носов, не обращая на него внимания, шёл прямо и, подошед к прицеливавшемуся колоше, дал ему такую оплеуху, что тот и с ружьём полетел в грязь, а г.Носов продолжал свой путь не оглядываясь. И колоша, как ни было это ему досадно и обидно, тем более что товарищи его начали над ним смеяться, но не смел предпринимать ничего противу своего врага и обидчика». Вот она, сила духа! При этом тлинкиты были бесстрашными воинами, с трёхлетнего возраста готовившие своих детей к войне. Русские отзывались о них, как о народе «убийственном и злом, злее самых хищных зверей». Но русский Носов своей силой духа морально сломил кровожадных индейских воинов. Война – это бедствие. Но оно же и оздоровительное средство. Недаром говорят в народе, что войны посылаются нам за грехи наши. Обе чеченские кампании явили нам и грязь, и честь. Одни – все в орденах. Другие – все в позоре. Первым – народный почёт. Вторым – народное презрение. Кстати, как-то в моём присутствии один украинец обронил такую фразу (дело было в начале 2000-х, когда мы долбили исламистов в кавказских горах): «Русские – молодцы! Русские привыкли воевать, а не сидеть дома!». Слабаки, прячась от трудностей, думают, что им достанутся все пышки, а достаются им – шишки. Сколько раз приходилось наблюдать, как какой-то дюжий агрессор задирает менее сильного оппонента. Но чувство жалости к слабому смешивается с чувством гадливости, если видишь, как этот слабый телом ещё и слаб духом, и готов отдать свою честь на поругание, лишь бы сохранить свои дряблые щёчки в неприкосновенности от чужих кулаков. Вспоминается один случай, свидетелем которого я был в школьные годы. 16-летний оболтус побил 13-летнего подростка. Младший драку быстро проиграл, преимущество было явно не на его стороне. Но он находил в себе силы вставать после очередного удара, и смело смотреть старшему прямо в глаза. 16-летний приходил в бешенство. Он не выдерживал этого стойкого взгляда. Он кидался на мальчишку снова и снова, но тот вставал, и, утирая кровь, гневно смотрел своему обидчику в глаза. Физически победил 16-летний, но морально победа была на стороне его младшего соперника. Греки придерживались принципа калокагатии – гармонии внешней и внутренней красоты, красоты тела и красоты души. По их понятиям, гармоничный человек должен быть крепок и подтянут снаружи, добр, мужествен и умён внутри. Философ Платон был, например, искусным кулачным бойцом. Сократ тоже проявлял храбрость в битвах. Дай Бог, чтобы наши сыновья росли именно такими – благородными и мужественными. Ведь русские всегда были народом-воином и народом-мыслителем. www.segodnia.ru Материал из Википедии — свободной энциклопедии Моральный дух личного состава (также воинский дух) — совокупность моральных и психологических качеств, которые определяют боеспособность армии[1], флота и авиации. Н. Н. Головин отмечал, что бой «кончается не исчерпанием материальных сил и средств, а отказом от борьбы одной из сторон»[2]. В. А. Артамонов[1] вслед за Головиным измеряет «предел моральной упругости» войск в проценте потерь («победная кровь», «цена крови»), которые войска готовы заплатить за победу. Например, в войне 1870—1871 годов немцы одерживали победы вначале при 9 % потерь, а к концу войны из-за падения боевого духа французов потери составляли лишь 2 %. Артамонов также предлагает для оценки духа показатель «эффективности» — отношение потерь противника убитыми и ранеными к численности своей армии, хотя и отмечает, что на эффективность влияют много других факторов боеспособности армии (качество вооружения, тактика и тому подобное), и потому прямой связи между эффективностью и боевым духом нет. Более аккуратным показателем является соотношение между погибшими и пленными (несдающийся противник обладает сильным боевым духом). Для ожесточённых сражений с участием морально сильных армий этот показатель может быть очень высоким (в Бородинском сражении у обеих сторон потери пленными составляли менее 1 % потерь убитыми и умершими от ран). Во время Великой Отечественной войны отношение убитых к пленным у противников СССР варьировало от почти 1:1 для итальянцев до более чем 30:1 у финнов (у СССР отношение росло в течение войны: в первые месяцы войны 1:7, в последние месяцы 8:1). — фельдмаршал князь А. И. Барятинский Достигается путём воспитания идейных убеждений, храбрости, сплочённости, созданием атмосферы взаимовыручки и боевого товарищества, в том числе улучшением социальной защищенности и сплочением воинских коллективов. Австрийский полководец эрцгерцог Альбрехт говорил: «Многие смешивают воинский дух с минутным энтузиазмом и считают, что гениальный полководец может вдохнуть этот дух в свое войско в каждую данную минуту. Оба эти положения весьма сомнительны, и их неправдоподобность засвидетельствована историей. Один энтузиазм, не опирающийся на привитом заранее в армии воинском духе, вызывает в самом счастливом случае опрометчивое удальство, а при малейшей неудаче может породить панику, причём на долю несчастливого полководца придется весь позор звания изменника, если он не поплатится жизнью за неуспех»[3]. Снижение (подрыв) боевого духа войск противника и повышение боевого духа собственных вооружённых сил является, в частности, одной из основных целей пропагандистской / контрпропагандистской работы в ходе боевых действий. Работа по усилению боевого духа также входит в обязательный набор многих индивидуальных восточных практик. В последнее время[когда?] словосочетание «боевой дух» стали периодически использовать в средствах массовой информации. С первого взгляда складывается впечатление будто категория «боевой дух» заменяет (подменяет) категорию «моральный дух», что эти категории тождественны, а их логические объёмы совпадают. Но это не совсем так. Логический объём категории «моральный дух» значительно больше, чем категории «боевой дух». «Моральный дух» соотносится с «боевым духом» как родовая категория с видовой категорией, как целое и его составная часть [с. 79][4]. Моральный дух личного состава — это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям [с. 41][5]. Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной работы означающее идейную и моральную готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к постоянной нацеленности на победу и исполнению моральных устоев и принципов. ru.bywiki.comРусский воинский дух. Воинский дух
Воинский дух Википедия
Измерение боевого духа
Изменения боевого духа
Боевой дух армии, необходимо исчезает, если административное начало, только содействующее, начинает преобладать над началом, составляющим честь и славу военной службы.Примечания
Литература
Ссылки
Боевой дух Википедия
Измерение боевого духа
Изменения боевого духа
Боевой дух армии, необходимо исчезает, если административное начало, только содействующее, начинает преобладать над началом, составляющим честь и славу военной службы.Примечания
Литература
Ссылки
Синонимы к слову ВОИНСКИЙ ДУХ
Делаем
Карту слов лучше вместе
Связанные
слова и
выражения
Предложения со
словом «воинский дух»:
Оставить комментарий
Воинский дух | "Вечерний Санкт-Петербург"
Воинский дух Вики
Измерение боевого духа[ | код]
Изменения боевого духа[ | код]
Боевой дух армии, необходимо исчезает, если административное начало, только содействующее, начинает преобладать над началом, составляющим честь и славу военной службы.Примечания[ | код]
Литература[ | код]
Ссылки[ | код]
Русский воинский дух | Сегодня.ру
Боевой дух — Википедия
Смотрите также