В Москве открылся Х Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации
… В рамках работы форума на секционных дискуссионных площадках специалисты обсудят проблемы: - гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, эстетического воспитания детей и подростков; организации культурного досуга детей; - воспитательной роли учреждений культуры и современной информационно-коммуникационной среды; - нравственно-психологической безопасности детской игровой среды. Особое внимание будет уделено проблемам и приоритетным задачам семейного воспитания и социализации подрастающего поколения, его подготовки к будущей семейной жизни, формированию ответственного отношения к рождению и воспитанию детей. В работе съезда примут участие уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в том числе, представители новых субъектов - Республики Крым и г.Севастополя, представители Федерального Собрания Российской Федерации, профильных федеральных министерств и ведомств, Правительства г.Москвы, эксперты и специалисты в области воспитания несовершеннолетних, представители региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных и религиозных организаций, родительской общественности из разных регионов страны. «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство, во всех регионах трудятся уполномоченные по правам ребенка, осуществляя контроль за неправомерными действиями в отношении детей и подростков. И, тем не менее – еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов», - отметил Путин. «Уверен, что нынешний съезд запомнится участникам заинтересованными, конструктивными дискуссиями, будет служить востребованной площадкой для диалога между представителями профильных министерств и ведомств, неправительственных объединений, экспертного сообщества. А выработанные вами идеи и предложения – найдут воплощение в практической деятельности. Желаю вам успешной, плодотворной работы», - подчеркнул Президент РФ. По его словам, сама тема нынешней встречи — «Формирование государственной политики в области воспитания детей — приоритетная задача семьи, общества и государства» — свидетельствует о том, что в этой сфере накопилось немало проблем, и рассчитывать на их успешное решение возможно лишь при условии совместных усилий. «Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и Интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души», - отмечается в приветствии.Владимир Путин: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма – основа уверенного развития страны». Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма
«Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма – основа уверенного развития страны»
«Церковь готова и в дальнейшем развивать диалог и сотрудничество с представителями федеральных и региональных властей, преподавателями, психологами и общественными организациями в деле воспитания детей и молодежи. Надеюсь, что нынешний Съезд внесет свой весомый вклад в обсуждение столь важной для всей нашей страны темы, а принятые им итоговые документы найдут практическое применение. От души желаю вам крепости сил, помощи Божией и успехов в предстоящих трудах», - заключил Его Святейшество.
ruskline.ru
Русская Сила | Владимир Путин: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма – основа уверенного развития страны»
В Москве открылся Х Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации …
6-7 октября 2014 г. в Москве проходит X Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей – приоритетная задача семьи, общества и государства», сообщает сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.В рамках работы форума на секционных дискуссионных площадках специалисты обсудят проблемы:
– гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, эстетического воспитания детей и подростков; организации культурного досуга детей;
– воспитательной роли учреждений культуры и современной информационно-коммуникационной среды;
– нравственно-психологической безопасности детской игровой среды.
Особое внимание будет уделено проблемам и приоритетным задачам семейного воспитания и социализации подрастающего поколения, его подготовки к будущей семейной жизни, формированию ответственного отношения к рождению и воспитанию детей.
В работе съезда примут участие уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в том числе, представители новых субъектов – Республики Крым и г.Севастополя, представители Федерального Собрания Российской Федерации, профильных федеральных министерств и ведомств, Правительства г.Москвы, эксперты и специалисты в области воспитания несовершеннолетних, представители региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных и религиозных организаций, родительской общественности из разных регионов страны.
Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам Х Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.«Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство, во всех регионах трудятся уполномоченные по правам ребенка, осуществляя контроль за неправомерными действиями в отношении детей и подростков. И, тем не менее – еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов», – отметил Путин.
«Уверен, что нынешний съезд запомнится участникам заинтересованными, конструктивными дискуссиями, будет служить востребованной площадкой для диалога между представителями профильных министерств и ведомств, неправительственных объединений, экспертного сообщества. А выработанные вами идеи и предложения – найдут воплощение в практической деятельности. Желаю вам успешной, плодотворной работы», – подчеркнул Президент РФ.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также направил приветствие участникам X Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сообщает Патриархия.ru.«Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и Интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души», – отмечается в приветствии.
«Пропаганда жестокости, насилия и вседозволенности, культ комфорта и потребления, социальное расслоение и несправедливость — все эти и многие другие отрицательные явления особенно остро воспринимаются подрастающим поколением. Не наученные настоящей любви и дружбе, состраданию и милосердию, не имеющие навыков социальной адаптации и творческой реализации, такие дети и подростки зачастую оказываются лишенными истинной радости бытия. Проявляя пастырскую заботу о судьбе молодых людей, Русская Православная Церковь старается наполнить их жизнь подлинным смыслом. Она уделяет особое внимание духовно-нравственному состоянию подрастающего поколения, неизменно подчеркивая, что работа с детьми должна быть приоритетной и комплексной», – сказано в документе.
«Церковь готова и в дальнейшем развивать диалог и сотрудничество с представителями федеральных и региональных властей, преподавателями, психологами и общественными организациями в деле воспитания детей и молодежи. Надеюсь, что нынешний Съезд внесет свой весомый вклад в обсуждение столь важной для всей нашей страны темы, а принятые им итоговые документы найдут практическое применение. От души желаю вам крепости сил, помощи Божией и успехов в предстоящих трудах», – заключил Его Святейшество.
http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/06/vladimir_putin_vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_v_duhe_patriotizma_osnova_uverennogo_razvitiya_strany/
rusila.su
Статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
А.М. Биктагирова
МБУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
МО «Лениногорский
муниципальный район» РТ
г.Лениногрск, с.Шугурово
Педагог- организатор
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важнейших направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Великий праздник - День Победы напоминает нам о том, как наши деды и прадеды не только отстояли собственную страну, но и помогли остановить великую опасность, которая грозила всему миру.
Сегодня все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, но подвиг советских людей, вставших с оружием в руках на защиту Родины, будет вечно жить в памяти народа. У Александра Мингерова есть такие стихи:
«…Наша разница в возрасте не велика:
Полдесятка не будет годов,
Но во мне ты недаром узрел старика-
Я с тобой согласиться готов.
И жестокость наивной твоей правоты
Я тебе не поставлю в вину,
Потому что действительно старше, чем ты
На отечественную войну»
«Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцам и матерями. Но и это не все: наши дети - наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С. Макаренко)
Патриотическое воспитание дошкольников – важная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, а без него человек слаб, не уверен, не ощущает своих корней. Поэтому очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал свою ответственность за свою Родину и ее будущее.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в играх, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
В детском саду воспитатель выступает организатором и руководителем, партнером и помощником в саморазвитии детей. Главным условием самообразования является проявляемый ими интерес к истории страны.
Тема Великой Отечественной войны способствует объединению, сплочению нашего народа. Но для наших детей Великая Отечественная война – далекая история. И если мы не передадим нашим внукам и детям то, что хранится в нашей памяти, того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока малыш не перестал интересоваться событиями, происходящими в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Мы обратили внимание, что наши дети старших групп часто страдают дефицитом знаний об освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, об участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне. Для преодоления этого пробела был разработан проект «Мы чтим и помним…». Воспитатели познакомили детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат, устроили выставку книг на военную тематику. Очень увлекательно прошли занятия, на которых дети рассказывали о героях войны: маршале Г.К. Жукове, о подвиге А. Матросова, о летчике-истребителе В.В.Талалихине, о трижды героях Советского Союза А.И.Покрышкине и И.Н. Кожедубе. Эти рассказы они подготовили дома вместе с родителями и поделились ими с детьми в детском саду. Наше счастье, что мы имеем пока возможность приглашать в детский сад на День Победы, живущих в нашем городе ветеранов. Эти встречи производят глубокое впечатление на детей и самих ветеранов, когда они говорят: «Нам теперь и умирать не страшно…». То есть видно, что есть кому страну передать. Неизгладимое впечатление оказали на ребят посещение обелиска и возложение цветов героям, погибшим в Великой Отечественной войне. Свои впечатления ребята передали в рисунках. Все работы были представлены на выставке, посвященной Дню Победы. После проведения такой работы, каждому ребенку захотелось узнать побольше о причастности членов семьи к освобождению Родины от врага. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети принесли фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Чтобы ребята почувствовали свою ответственность за то, что они сделали и испытали от этого гордость и удовольствие, мы оформили и показали всем детям детского сада слайд-шоу «9 мая! ПОМНИМ И ЧТИМ»
Патриотическое воспитание тесно связано с физическим развитием детей. Такие качества, как сила, смелость, ловкость необходимы будущим защитникам Отечества. И лучше всего они развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим воспитанием. Такие игры сплачивают детей, родителей и воспитателей. Некоторый багаж знаний для таких игр у наших детей уже есть. На занятиях они уже знакомились с родами войск, с воинскими званиями, изучали художественную литературу на военную тему. На занятиях по рисованию отображали свою позицию в рисунках, на музыкальных занятиях прослушивали и разучивали военные песни. На уроках физкультуры дети и маршируют, и играют в военно-спортивные игры, где стремятся выиграть, победить. Цели этих игр весьма злободневны. В первую очередь – это гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, возрождение престижа военной службы, пропаганда здорового образа жизни, чувства товарищеской поддержки, взаимовыручки.
Говоря о воспитании патриотизма, в первую очередь мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
infourok.ru
«Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма – основа уверенного развития страны»
В Москве открылся Х Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации …
6-7 октября 2014 г. в Москве проходит X Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей - приоритетная задача семьи, общества и государства», сообщает сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.В рамках работы форума на секционных дискуссионных площадках специалисты обсудят проблемы:
- гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, эстетического воспитания детей и подростков; организации культурного досуга детей;
- воспитательной роли учреждений культуры и современной информационно-коммуникационной среды;
- нравственно-психологической безопасности детской игровой среды.
Особое внимание будет уделено проблемам и приоритетным задачам семейного воспитания и социализации подрастающего поколения, его подготовки к будущей семейной жизни, формированию ответственного отношения к рождению и воспитанию детей.
В работе съезда примут участие уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в том числе, представители новых субъектов - Республики Крым и г.Севастополя, представители Федерального Собрания Российской Федерации, профильных федеральных министерств и ведомств, Правительства г.Москвы, эксперты и специалисты в области воспитания несовершеннолетних, представители региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных и религиозных организаций, родительской общественности из разных регионов страны.
Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам Х Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.«Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство, во всех регионах трудятся уполномоченные по правам ребенка, осуществляя контроль за неправомерными действиями в отношении детей и подростков. И, тем не менее – еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов», - отметил Путин.
«Уверен, что нынешний съезд запомнится участникам заинтересованными, конструктивными дискуссиями, будет служить востребованной площадкой для диалога между представителями профильных министерств и ведомств, неправительственных объединений, экспертного сообщества. А выработанные вами идеи и предложения – найдут воплощение в практической деятельности. Желаю вам успешной, плодотворной работы», - подчеркнул Президент РФ.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также направил приветствие участникам X Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сообщает Патриархия.ru.По его словам, сама тема нынешней встречи — «Формирование государственной политики в области воспитания детей — приоритетная задача семьи, общества и государства» — свидетельствует о том, что в этой сфере накопилось немало проблем, и рассчитывать на их успешное решение возможно лишь при условии совместных усилий.
«Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и Интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души», - отмечается в приветствии.
«Пропаганда жестокости, насилия и вседозволенности, культ комфорта и потребления, социальное расслоение и несправедливость — все эти и многие другие отрицательные явления особенно остро воспринимаются подрастающим поколением. Не наученные настоящей любви и дружбе, состраданию и милосердию, не имеющие навыков социальной адаптации и творческой реализации, такие дети и подростки зачастую оказываются лишенными истинной радости бытия. Проявляя пастырскую заботу о судьбе молодых людей, Русская Православная Церковь старается наполнить их жизнь подлинным смыслом. Она уделяет особое внимание духовно-нравственному состоянию подрастающего поколения, неизменно подчеркивая, что работа с детьми должна быть приоритетной и комплексной», - сказано в документе.
«Церковь готова и в дальнейшем развивать диалог и сотрудничество с представителями федеральных и региональных властей, преподавателями, психологами и общественными организациями в деле воспитания детей и молодежи. Надеюсь, что нынешний Съезд внесет свой весомый вклад в обсуждение столь важной для всей нашей страны темы, а принятые им итоговые документы найдут практическое применение. От души желаю вам крепости сил, помощи Божией и успехов в предстоящих трудах», - заключил Его Святейшество.
pravoslavnye.ru
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.С.А.Ахтямова с.Манзарас»
Кукморского муиципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
Выполнил
Преподователь - организатор ОБЖ
Шафигуллин И.К.
I квалификационной категории
2012 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..…….…3
Глава 1. «Значимость патриотического воспитания»……………………………………..5
Глава 2. «Формирование гражданско-патриотических качеств
обучающихся на уроках ОБЖ»……………………………………………………….…….7
Достижения учащихся………………………………………………………..…………....…9
Заключение…………………………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………..……………..……………15
Приложение……………………………………………………………………...……………16
Введение
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания –формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Цель проекта:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей;
-создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
Задачи проекта:
-создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
Срок реализации проекта:
4 недели
Место реализации проекта:
МБОУ СОШ им.С.А.Ахтямова с.Манзарас
Актуальность проблемы:
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Глава 1. «Значимость патриотического воспитания»
Патриотическое воспитание учащихся – главное в работе нашей школы. Мы воспитываем молодежь в духе преданности и любви к своей Родине, растим юношей – защитников Отечества, воспитываем уважение к людям труда, живущим на нашей соловецкой земле. Организуем встречи с ветеранами войны, с женщинами – труженицами тыла. Все воспоминания записаны и собраны в папку «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Часто этот материал используется на уроках истории, литературы, во внеклассной воспитательной работе. Именно на таких занятиях дети получают урок преданности и любви к своей большой и малой Родине.
Обязательным почетным ритуалом стало в нашей школе празднование Дня Победы и проведение торжественного митинга у памятника воину – победителю в центре села. Лучшие учащиеся - старшеклассники получают право нести Вахту Памяти и возлагать к памятнику и на могилы воинов, погибших за нашу Родину.
В школе имеется музей Героя Советского союза им.С.А.Ахтямова, накопление материала в которой осуществляется на протяжении нескольких лет. Годы идут, фронтовиков и тружеников тыла остается все меньше, наша задача - сохранить в памяти поколений воспоминания еще оставшихся в живых.
Силами учителей, учащихся, родителей собран богатый материал о наших выдающихся земляках: фотографии, фронтовые письма, государственные награды с удостоверениями. На основании этой работы в комнате оформлены стенды, рассказывающие о фронтовиках ВОВ и наших земляках.
Воспитание подрастающего поколения на примере подвигов героев – земляков является важнейшей задачей нашей школы.
В нашей школе разработана и утверждена комплексная воспитательная программа по патриотическому воспитанию. Деятельностью этой организации руководит совет, в состав которого входят представители школы, общественности, родители, ветераны войны и труда.
Педагоги школы убеждены в том, что патриотическое воспитание достигает своей цели только тогда, когда методы и формы работы у детей вызывают интерес при активном участии их в деятельности. Доброй традицией в нашей школе стало проведение военно – патриотических месячников, встреча Героем Советского Союза С.А.Ахтямовым посвященных Дню защитников Отчества и Дню Победы, соревнования по военно – прикладным видам спорта.
У школы есть конкретные показатели в воспитании патриотических качеств у детей:
- отсутствует уклонение от выполнения конституционной обязанности служить
Воспитание патриота невозможно без использования такого важного средства, как детское самоуправление.
Для учащихся начальных классов разработана сюжетно – ролевая игра «Путешествие по тропе полезных дел». Это коллективное творческое дело дает возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную. Ребятам и учителям нравится такая форма работы. Учащиеся оформляют свои классные уголки, ведут «Дневник путешественника», в котором рассказывают о своем продвижении по маршрутам: «Мы – путешественники», «Мир нашей школы», «Я сам», «Выше, дальше, быстрее», «Мир прекрасного», «Защита Отечества», «Хочу все знать», «Моя Родина – Россия», «Зеленый мир».
В школе имеются условия для дополнительного образования учащихся. Организованы кружки: военно-патриотичекое объединения «Юный патриот» краеведческий, язык родного края. В школе работают мастерские: народные промыслы, рукоделие, а также спортивные секции: гимнастика, баскетбол, тяжелая атлетика.
Глава 2. «Формирование гражданско-патриотических качеств
обучающихся на уроках ОБЖ»
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.
Так, большое место уделяю мотивации. Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Преподавание осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через педагогические технологии:
1) проектную;
2) информационную;
3) игровую (деловые и ролевые игры).
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Символы воинской чести и славы" акцентирую внимание учащихся на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит как "знамя". А вот слово "прапорщик" в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I , а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: "При утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу". При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дают такие учебные предметы, как химия, физика, биология, география, математика и другие.
Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.
Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают учащимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень учащихся.
Считаю важным показывать учащимся социальную значимость их творческой деятельности. Так, например, в сотрудничестве с преподавателем технического труда ребята изготовили макет бомбоубежища для оформления кабинета основ безопасности жизнедеятельности, а также пополнения материально-технической базы согласно требованиям оснащения кабинета. Ролевая игра «Ориентирование на местности» наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека.
Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащиеся выполняют проекты в виде сайта с применением компьютерных технологий:
«Вооруженные Силы Российской Федерации в живописи»;
«История развития пулевой стрельбы»;
«Дни воинской славы России»;
«Оказание первой медицинской помощи»;
«Гражданская оборона»;
«Электронный учебник по разделам «Основы военной службы», «Гражданская оборона».
Выбранная форма – сайт – дает возможность обучающемуся не только пополнить свой багаж знаний, расширить кругозор, развивать свои практические умения, но и позволяет воспользоваться ими другим людям, быть им полезным. Предлагаемая тематика таких работ носит и воспитательный характер.
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. Разработаны мини-тесты (10-15 вопросов с вариантами ответов), которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю). Также разработаны тестовые задания на 20, 30, 60, 80 вопросов, которые позволяют также оценить знания всех учащихся при закреплении определенной темы или раздела. Для проверки тестовых заданий я разработал матрицы, с помощью которых затраты времени на проверку работ минимальные. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом
Разработан раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы». Этот материал разработан в виде систематизированных и структурированных таблиц, алгоритмов, вопросов в виде писем по правовым основам военной службы, и это позволяет проводить уроки намного эффективней и интересней.
Достижения обучающихся за последние 3 года
Название конкурсного мероприятия
Год
Уровень (районный, республиканский, российский, международный)
Место
Ф.И.О. участника/класс
Соревнование по спортивному ориентированию
2008
районный
3место
командный
Соревнование по скалолазанию на VII открытом слете военно-патриотических клубов РТ в старшей возрастной группе
2008
республиканский
1место
Мифтахов Вадим
10 кл
Соревнование
военно-прикладным видам спорта по метание гранаты
2009
районный
2место
Шайхиев Айрат
10 кл
Конкурс ЮИД «Безопасное колесо-2009»
2009
районный
1 место
командный
Конкурса ЮИД «Безопасное колесо»,«Фигурное вождения велосипеда»
2009
районный
2 место
Федорова Эльмира
8 кл
Конкурс «Капитанов»
2009
республиканский
5 место
Хакимов Ильхам
5 кл
Районный тур Всероссийской олимпиады по ОБЖ
2009
районный
1 место
Мухетдинова Эндже
8 кл
Соревнование
военно-прикладным видам спорта среди призывной молодежи по подтягиванию на перекладине
2010
районный
3место
командный
Конкурс «Статен в строю ,силен в бою»
военно-прикладным видам спорта,
посвященных65-летию Победы в ВОВ среди объединений военно-патриотического направления
2010
районный
3место
командный
Соревнование
военно-прикладным видам спорта,
посвященных65-летию Победы в ВОВ среди объединений военно-патриотического направления
2010
районный
3место
командный
Конкурс Многоборье «Защита»
военно-прикладным видам спорта,
посвященных65-летию Победы в ВОВ среди объединений военно-патриотического направления
2010
районный
3место
командный
Конкурс «Перетягивание каната»
военно-прикладным видам спорта,
посвященных65-летию Победы в ВОВ среди объединений военно-патриотического направления
2010
районный
1 место
командный
Конкурс ЮИД «Безопасное колесо-2010» в номинации «Лучшая команда по фигурному вождению велосипеда»
2010
районный
1 место
командный
Конкурс первенстве по пулевой стрельбе
2010
региональный
3место
Мингазов Ранис
11кл.
Военно-спортивная игра «Зарница»
2010
районный
2 место
командный
Конкурс «Статен в строю ,силен в бою»
военно-спортивной игре «Зарница»
2010
районный
1 место
командный
Конкурс «Разборка и сборка автомата»
военно-спортивной игре «Зарница»
2010
районный
3 место
командный
Конкурс «Меткий стрелок»
военно-спортивной игре «Зарница»
2010
районный
1 место
командный
Конкурс «Если ты остался один на один с пострадавшим»
военно-спортивной игре «Зарница»
2010
районный
3 место
командный
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школников по ОБЖ
2010
районный
1 место
Мухетдинова Эндже
9кл.
Региональный этап Всероссийской олимпиады школников по ОБЖ
2010
районный
Свидетель-
ство
Мухетдинова Эндже
9кл.
Конкурс «Меткий стрелок»
военно-прикладным видам спорта,
посвященных65-летию Победы в ВОВ среди объединений военно-патриотического направления
2010
районный
1 место
командный
Соревнование по технике пешеходного туризма
2010
районный
2 место
командный
Соревнование
военно-прикладным видам спорта среди призывной молодежи
2010
районный
2 место
Командный
Соревнование
военно-прикладным видам спорта среди призывной молодежи по подтягиванию на перекладине
2011
районный
1место
командный
Конкурс ЮИД «Безопасное колесо-2011»
2011
районный
2место
командный
Соревнование
военно-прикладным видам спорта среди призывной молодежи в беге на лыжах
2011
районный
2место
командный
Соревнование
военно-прикладным видам спорта среди призывной молодежи по метанию гранаты
2011
районный
2место
командный
Соревнование
военно-прикладным видам спорта среди призывной молодежи
2011
районный
2место
командный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве руководителя патриотического военно-патриотического объеденения «Юный патриот, преподавателя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося».
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-партиотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых автором в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников патриотического военно- патриотического объеденения «Юный патриот», а также обучающихся на уроках ОБЖ, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
· Используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ и деятельности патриотического военно- патриотического объеденения «Юный патриот» эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.
· Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.
· Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся школы рано.
· Программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.С.А.Ахтямова с.Манзарас», разработанная до 2014 г., призвана решать проблемы данного направления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. – 431 с. (Мыслители ХХ века). – С. 218.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173 с.
8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
9. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
Приложение
План-конспект урока по теме
«Памяти поколений - дни воинской славы России»
Цель урока: Расширить и закрепить понятие патриотизма и его глубокие исторические корни. Учащиеся должны уяснить, что быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств невозможны. Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней неиссякаема.
Основные понятия: Отечество, патриотизм, подвиг, дни воинской славы, формы увековечения памяти.
Форма проведения урока: работа с гипертекстом, сочетающая в себе закрепление и объяснение материала. Помимо гипертекста, предлагается и другое упражнение - решение кроссворда, которое позволит учащимся расширить понятие «патриотизм».
Раздаточный материал: кроссворды, составленные учениками, на тему «Русская армия».
Объяснение материала.
В истории нашей страны были победы и поражения, но сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивавших веру, честь и независимость государства, в решающих битвах за независимость России всегда побеждала.
Победы русского оружия над врагами Отечества в России всегда отмечались, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской Православной Церковью были установлены специальные «викториальные дни» (Виктория - в римской мифологии богиня победы). Это были дни, когда русское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.
Возрождая одну из лучших традиций, 10 февраля 1995 года Государственная Дума РФ приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который 13 марта того же года был подписан Президентом РФ. В список праздников вошла часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории России - Советского Союза. В законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Законом установлены 15 дней воинской славы России. Коротко вспомним о каждом из них, мысленно заглянем в глубину истории нашей страны в установленной законом хронологии, чтобы получить представление о воинской славе России, о духовном неиссякаемом источнике патриотизма русского народа.
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).
Ледовое побоище - сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими рыцарями-крестоносцами, завершившееся полным разгромом захватчиков. Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя, проявило высокую доблесть и мужество. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев на многие годы обезопасила западные границы Руси.
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).
Куликовская битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошла 8 сентября 1380 г. Она завершилась разгромом монголо-татарского войска. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович стал называться Донским.
Куликовская битва положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.
7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.).
10 июня - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).
Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у м.Гангут (1714 г.).
Во время Северной войны (1700 - 1721 гг.) около мыса Гангута (русское название полуострова Ханко в Финляндии) авангард русского галерного флота под командованием Петра I разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н.Эреншельда и захватил 10 вражеских кораблей. Так была одержана первая в истории русского флота крупная морская победа. Эту победу Петр I назвал «второй Полтавой».
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова.
Падение Измаила вынудило Турцию начать переговоры с Россией о мире.
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).
Победа у Тендры в кампании 1790 г. обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французкой армией (1812 г.).
Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тыс. человек и 580 орудий, у Кутузова было более 120 тыс. человек и 620 орудий.
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).
23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитников Отечества.
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 г.).
Битва за Москву в Великой Отечественной войне началась 30 сентября 1941 г. Основные усилия немецко-фашистских войск были направлены на захват столицы СССР - Москвы.
Победа Красной Армии под Москвой имела крупное международное значение и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).
Сталинградское сражение - самое крупное сражение второй мировой войны. Оно началось 17 июля 1942 г. 23 августа немецкие танки вошли в Сталинград. Бои в самом городе продолжались более 2 месяцев. 19 ноября Красная Армия начала успешное наступление на флангах немецкой группировки войск. 23 ноября кольцо окружения немецких войск под Сталинградом было замкнуто. В течении января 1943 г. окруженные немецкие войска были разгромлены. 31 января сдались в плен генерал-фельдмаршал Паулюс со своим штабом. 2 февраля сопротивление немцев прекратилось.
В ходе операции были разгромлены 22 дивизии 160 отдельных частей противника. В плену оказались 91 тыс. человек, в том числе более 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.).
27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).
В январе 1944 г. в результате успешных действий советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов была разгромлена группировка немецких армий «Север», блокировавшая Ленинград. Вокруг Ленинграда протяженностью более 200 км. (таков периметр блокадного кольца) в честь его героических защитников создан пояс Славы, сооружено множество памятников, высажены тысячи деревьев.
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.
Великая Отечественная война и ее основные этапы.
Первый период войны - 22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.
22 июня 1941 г. немецкие войска вероломно вторглись на территорию СССР на всем протяжении ее западной границы. Символом стойкости российского воина в первую неделю войны стала оборона Брестской крепости. Несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, противник поначалу имел значительные успехи. Было потеряно две трети европейской территории страны. В конце сентября началась битва под Москвой, ставшая одним из важнейших событий Великой Отечественной войны. Она завершилась поражением вермахта.
Летом 1942 г. вермахт организовал крупное наступление на юге с целью захвата бассейна Волги, угленосных и нефтеносных районов страны. Осенью 1942 г. советские войска остановили немецкие войска в районе Сталинграда и в предгорьях Кавказа.
Второй период войны - 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.
Он ознаменован коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. 19 ноября 1942 года началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. Битва на Волге явилась решающим этапом в достижении коренного перелома в войне.
Летом 1943 года немецкое командование предприняло крупное наступление в районе Курского выступа. Разгром немецких войск в Курском сражении (июнь-август 1943 г.) завершил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Третий период войны - январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.
Он включает изгнание немецких войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и ее безоговорочную капитуляцию.
16 апреля 1945 года началась Берлинская операция, в ходе которой советские войска окружили и разгромили крупную группировку противника и 2 мая 1945 года овладели столицей Германии - Берлином.
8 мая 1945 года в Карлхорсте (пригород Берлина) был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
«Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил и Верховного Командования Союзных войск, уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования», - так сказал маршал Г. К. Жуков, открывая это историческое заседание в Карлхорсте в здании бывшей столовой военно-инженерного училища 8 мая в 24 часа.
В 0 часов 43 минуты 9 мая 1945 года процедура подписания Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил осуществилась. Так закончилась Великая Отечественная война.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы.
Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются:
Создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, организация выставок;
Сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов.
Могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, в том числе связанных с днями воинской славы России.
Принимая участие в таких мероприятиях, каждый гражданин России устанавливает незримую связь поколений, приобщается к духовным ценностям российского народа. Изучение истории подвигов народов России во имя защиты Родины, участие в увековечении событий и памяти героев защиты Отечества есть основное направление в деле патриотического воспитания, подготовки достойного гражданина России, гордящегося своей историей, своим народом и его героическими делами во славу России.
Упражнение 1. Решение кроссвордов.
Собрать составленные учащимися дома кроссворды на тему «Русская армия» и перераспределить их для решения. Время задания 10 минут.
Домашнее задание.
1. Внимательно прочитать § 2.2. учебника и ответить на вопросы в конце параграфа.
infourok.ru
Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин
Большие требования предъявлены сегодня к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Одной из главных задач профессорско-преподавательского состава, работающих в этой сфере, является качественное преподавание этих дисциплин, краеугольным моментом которого должен стать процесс воспитания молодежи в духе толерантности относительно представителей других наций и народностей, а также патриотизма и любви к своей Родине.
Общая цель воспитания, как указывает Саттарова М. А., предполагает решение конкретных задач, составляющих его содержание. Развитие духовно-нравственного потенциала личности в современном меняющемся обществе создаёт условие для устойчивого и стабильного развития общества на основе способностей и потребностей индивидов в ответственном, сознательном и целенаправленном поведении, в творческом конструировании социальной реальности (4).
Государство регулирует систему образования, определяя уровень требований к содержанию образования и его объему. Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике осуществляется в 66 высших учебных заведениях — университетах, институтах. Программы, по которым ведутся преподавания в ВУЗах республики, предусматривают в 1 блоке до 25 % социально-гуманитарных дисциплин. Такой процент данных дисциплин отвечает требованиям проводимых в стране реформ, согласно Национальной Программе по подготовке кадров.
Огромное значение приобретает в связи с этим воспитание у студентов практических навыков, выработки идеологического иммунитета, гражданского осознанного поведения, опираясь на духовные нормы и общечеловеческие ценности современного мира.
Чтобы стать гражданином свободного, справедливого, демократического общества этому необходимо учиться, овладевать определенными способностями, это прежде всего: коммуникабельностью, аналитическим мышлением, толерантностью по отношению к окружающим, самостоятельностью, предприимчивостью, инициативностью и т. д. Долг преподавателей социально-гуманитарных наук — обучить студентов общечеловеческим ценностям, которые придают нашей многогранной жизни определенную осмысленность.
Актуальным сегодня является вопрос, — каким образом необходимо «преподавать» духовные ценности? Ответом на этот вопрос является выделение главных, приоритетных методов преподавания. Эффект приобретают прежде всего те методы, которые достигают поставленных целей.
Важно констатировать, что новые педагогические технологии и современные методы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин призваны буквально, заставлять студентов критически мыслить, выдвигать свои точки зрения, смотреть на ситуацию через призму общечеловеческих ценностей и норм. Красной нитью через весь процесс преподавания должна проходить идея трансляции фундаментальных ценностей, их усвоение в процессе обучения.
«Сегодня, — как подчеркнул Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, — на пути строительства нового демократического государства, справедливого общества, использования нашего огромного потенциала, развития экономики и повышения духовности, одним словом, достижения процветания страны, создания благоприятных условий для живущих на этой священной земле людей ярко демонстрируется созидательная деятельность нашего народа» [1].
В системе гражданского общества духовное возрождение граждан занимает ключевую позицию, т. к. духовность совершенствует национальную государственность, на первый план, выдвигая задачу анализа исторического опыта, возрождение национальных и общечеловеческих ценностей в процессе построения нового справедливого демократического, правового, светского общества с устойчивой рыночной экономикой. Таким образом, коренные изменения в суверенном Узбекистане, вызвали к жизни возрождение национального самосознания, духовно-нравственного потенциала, что определяется конкретными шагами по построению гражданского общества, в основе которого лежат интересы каждого его гражданина.
Построение гражданского общества требует действенного функционирования всех сторон жизни общества, а это возможно лишь с учетом накопленного исторического опыта. История Узбекистана богата историческими примерами, когда строительство централизованного сильного государства могло осуществляться только при духовном обогащении народа. Поэтому развитие просвещенного общества в Узбекистане — это процесс сочетания опыта традиционных структур и поиска новых демократических форм. При углублении процесса демократизации в нашей стране учитывают национальные традиции и конкретный исторический опыт.
В основе добрых устремлений, высоких начинаний лежат присущие нашей нации, нашему народу великодушие и благородство, а также изменившееся за годы независимости мировоззрение наших соотечественников, действенность и эффективность проводимой работы по воспитанию и духовному совершенствованию, в первую очередь подрастающего поколения. [1]
Коренные изменения в суверенном Узбекистане, вызвали к жизни возрождение национального самосознания, духовно-нравственных ценностей. В этом процессе, как подчеркивал глава нашего государства исключительно важное место «…занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа» [2].
Все это предопределило настоятельную потребность, с позиций идеологии национальной независимости, осмысления того, как развивается и обогащается духовная сфера жизни нашего общества. И в частности, как преподаются социально-гуманитарные дисциплины в ВУЗах Республики.
Глава Республики Президент И. А. Каримов, глубоко осмыслив закономерности современного прогресса, заложил фундамент духовного развития при строительстве демократии в нашем государстве. Социально-гуманитарные дисциплины обоснованы в произведениях Президента. Для изучения и пропаганды основных понятий и принципов духовного развития, толерантности было принято распоряжение о внедрении в систему высшего образования нашего государства новых дисциплин, среди которых: Основы духовности и просветительства, Национальная идея, теория и практика построения демократического общества в Узбекистане и т. д.
Целью данных дисциплин является разъяснение сущности и содержания понятий: толерантность, духовность, просветительство, суверенитет, демократия, их исторические разновидности, сущности картины мира и процессов глобализации, смысла и содержания понятий ценности, возрождения, гражданской ответственности. Приоритетных принципов нашего общества, сущности «узбекской модели», основополагающей цели, основных идей и специфики идеологии национальной независимости, путей и средств ее внедрения в души и сердца наших соотечественников.
Главными задачами изучаемых дисциплин является формирование основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета, навыков самостоятельного мышления у молодежи, путем внедрения в сознание студентов всех понятий и принципов духовной сферы, недопущение появления так называемого, духовного вакуума, среди молодого поколения. Одним словом, должна решаться благородная задача по воспитанию в духе патриотизма своей страны здорового и совершенного молодого поколения, имеющего творческое мировоззрение и живущего прогрессивными идеями человечества.
За прошедшие годы независимого пути развития в нашем обществе был накоплен определенный опыт, как теоретический, так и практический по формированию и развитию социально-общественной жизни, который строился, и впредь будет строиться на демократических принципах и ценностях, учитывая собственную культуру, историю и менталитет многонационального состава населения Республики Узбекистан.
Социальные дисциплины является составной частью современного гуманитарного образования, и дают студентам, всем ее изучающим гражданам необходимую базисную подготовку по теории и методологии анализа духовной жизни, вырабатывает мировоззренческие ценностные критерии оценки общественных событий, умение связывать просветительские знания с духовной практикой.
Изучение социально-гуманитарных дисциплин, предоставляют возможность студентам научиться государственному мышлению и подходам к актуальным вопросам современности, высоким морально-этическим требованиям к политике, реально представлять возможности, достижения и просчеты людей по устройству и созиданию правового социального государства, гражданского общества.
Таким образом, социально-гуманитарные дисциплины помогают объективно освещать проблемы духовного развития и просвещения нашего общества. Практической значимостью изучения общественно-гуманитарных дисциплин является то, что они не только прививают чувство толерантности, духовно возвышают молодого человека, но и помогают расширить наше представление об истории края, и могут быть использованы при разработке конкретных вопросов политики государственной независимости, построения демократического общества.
Литература:
1. Каримов И. А. Приветствие Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных 9 годовщине Независимости Республики Узбекистан.// Народное Слово, 2000, 1 сентября.
2. Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Народное Слово — 8 декабря 2007г.
3. Каримов И. А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.-Т., Узбекистон, 1997, с.134.
4. Сатторова М. А. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности. // Молодой ученый. 2014. № 9. стр.514.
moluch.ru
К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения
Радякин И. В., педагог дополнительного образования объединения «Стендовое моделирование» ДДТ № 4 г. Новокузнецка
«Без высокой духовности и патриотизма Россия
никогда бы не стала великой державой, вызывающей
законную гордость у каждого из нас»
историк С. М.Соловьёв.
«Патриот - ревнитель блага Отечества»
В. Даль.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное понимание значения интернационализма. В этих условиях стала очевидной неотложность принятия мер по усилению гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Без знания правды о прошлом не бывает достойного настоящего, не может быть и лучшего будущего. Молодое поколение должно знать свои корни, помнить и ценить достижения предков, чтить свершения своих истинных героев.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами, настоятельно требуют эффективной воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимой составляющей которой должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, сориентирован на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, уважение к истории и культурных ценностей малой родины и родной страны — России.
Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.
Гражданско-патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано со свершениями духовных деятелей и основателей Киево-печерской Лавры преподобными Антонием и Феодосием, митрополитом Алексием, преподобным Сергием Радонежским. Именно они и их духовные сыновья были наставниками князя Александра Невского, защитника земли русской, князя Дмитрия Донского, собирателя земли русской и победителя в Куликовской битве; предводителей народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина, положивших конец смуте начала 17 в. и многих других великих деятелей российской истории, положивших свою жизнь за сохранение и процветание Отечества.
В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности: «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности.
Одним из популярных направлений патриотического воспитания в Советском Союзе стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».
В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи; снизился статус высших человеческих ценностей. Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. Усиление социальной поляризации общества сказалось на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии. Ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране. Это существенно повлияло на то, что основные социально-культурные ценности современного молодого человека, как правило, слабо сформированы и развиты.
Заимствованный в 80-е и 90-е годы прошлого века либерально-демократический вариант гражданского образования с характерным для него упором на ценности личной свободы, критического мышления стал чужеродным явлением, предполагавшим развитие морально-психологического состояния российского общества, не в направлении объединяющих традиционных отечественных нравственных ценностей, норм и правил, а в ущерб им. Проблема патриотического воспитания приобрела государственное значение.
В конце второй половины 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно наметилось начало преодоления кризисных явлений. Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из глубокого морально-политического кризиса, в котором оно оказалось в конце XX века.
В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях началось возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев, в работе учреждений дополнительного образования обозначались новые направления и подходы. Получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи.
В общественную жизнь России, российскую политику, социальную практику, самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы объединения общества и укрепления государства. Признаны наличие острейших проблем в формировании гражданско-патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне.
К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Важнейшим качеством гражданина-патриота названа способность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
С другой стороны гражданско-патриотическое воспитание не может быть делом только государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания, поворот государства к ценностям гражданственности и патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией подрастающего поколения, повышением его социальной активности.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача воспитания патриотизма (события на Украине), а потому необходимо помнить о важности четкого понимания сущности истинного патриотизма; необходимости учета возрастных особенностей различных групп подрастающего поколения; о том, что воспитатели сами должны быть искренними и убежденными патриотами: не только декларировать любовь к Родине, но и показывать ее личным примером; что любовь к Родине - чувство и его нужно пробуждать и заботливо выращивать, а не навязывать.
Воспитание гражданско-патриотического самосознания включает в себя несколько основных этапов связанных со становлением личности. Первый из них связан с воспитанием родственных чувств к своей семье, ближним и дальним родственникам. Семья это начальная школа русского национального характера, закладывающая основы для проявления в последующей жизни доблести, великодушия, стремления и готовности к служению Отечеству; рождения веры в духовные силы своего народа. Второй связан с воспитанием у детей любви к малой родине: деревне, поселку, городу, их сообществам, традициям и истории; с уважением к детским коллективам в которых они воспитывались. Третий основан на воспитании у подрастающего поколения любви к истории, культуре, традициям общества, на реальных замечательных примерах служения народу, Отечеству. Российская отечественная история очень богата достойными примерами проявления гражданственности и патриотизма.
Так имена генералиссимуса Александра Суворова, адмиралов Федора Ушакова и Павла Нахимова стали символами непобедимости российского воинства и в высшей степени достойного служения Отечеству. Из суворовской школы вышли Михаил Кутузов, Пётр Багратион, Михаил Милорадович, Алексей Ермолов, Михаил Скобелев, Иосиф Гурко и другие генералы – герои войн ХIХ века. В первую мировую войну достойно преумножил суворовские традиции русский генерал от кавалерии Алексей Брусилов, который командовал 8-й армией, с марта 1916 Юго-Западным фронтом, войска которого осуществили блестящий прорыв австро-германского фронта. Тщательная подготовка и успешное руководство операцией выдвинули Брусилова в число лучших военачальников этой войны. В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов эту же школу успешно «окончили» десятки советских военачальников, удостоенных ордена Суворова, прежде всего маршалы Александр Василевский и Георгий Жуков, которого по праву называют Маршалом Победы.
Не менее значительны и достойны восхищения и подражания достижения в мирной жизни нашей Родины, связанные с созданием ее научной, экономической и культурной мощи.
Так исследования, выполненные физиками под руководством Курчатова Игоря Васильевича, привели к открытию самопроизвольного деления урана. Он возглавлял научные работы, связанные с атомной проблемой. Под его руководством был сооружен первый в Москве циклотрон и первый в европе атомный реактор, создан атомный щит Родины. Неоценим вклад Сергея Павловича Королева, российского ученого и генерального конструктора, академика в развитие космонавтики. Под руководством Королева созданы баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. В российском культурно-историческом опыте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности.
Отражение народных идеалов мы видим в древнерусской литературе («Повесть временных лет»). Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят обучающиеся при изучении «Слова о полку Игореве». Изучая «Житие Александра Невского» говорим о подвигах Невского, о его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» раскрываются мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину перед врагом, размышления автора о значении Бородинской битвы, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается победа. Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества издавна присущи русскому солдату. На этом же примере видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
На лучших образцах художественной литературы, как части великой русской культуры, раскрывающей судьбы достойных соотечественников, мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.
По словам В. А. Сухомлинского «путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством состоит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам, чтобы чужие судьбы входили в его сердце, становились глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы он прошел путь к познанию высших интересов».
Гражданственность и патриотизм являются базовыми элементами воспитания личности и наиболее значимыми ценностями общества, поэтому задача формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма актуальна сегодня как никогда. Значит, учителям и педагогам нельзя забывать о том, что подготовить к жизни необходимо не пассивного созерцателя или активного потребителя, но деятеля, стремящегося к гармонии чувства и разума, гражданина России, настоящего патриота, человека высокой культуры.
Патриотизм - это чувство любви к Отечеству, которое рождается и живет в сердце человека; и его нельзя передать воспитаннику логическим способом, его сначала нужно испытать самому воспитателю и укоренить в своей душе.
Такие понятия как Родина, честь, совесть, достоинство, патриотизм и гражданственность должны пронизывать каждодневную работу учителя, педагога – только тогда они могут стать смыслом, основой жизненной позиции ученика.
Литература
Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. № 4.
Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2005. – 177 л.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. – Волгоград, – 2006.
Суходольская, С. А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка илитературы / С. А. Суходольская. - М., 2007.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». – М., – 2010, стр.1.
infourok.ru