Тема 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Воспитание школьников в духе прав человека


3. Воспитание и образование школьников в духе прав человека.

Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других людей, способности решать конфликты без использования открытых и скрытых форм принуждения - одна из основных задач современной школы. Нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям (толерантность), если сама педагогика и существующая практика школьной жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных позициях. Подтверждением этому может служить проблема отношений «учитель-ученик», в основе которых в идеале должны быть доброжелательность, уважительное отношение, соответствующее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика, улыбка и многое другое. В комплексе они создают культуру человеческих взаимоотношений.

Школа, учитель могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Усвоение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что служит одной из психологических основ для самосовершенствования.

Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обосновано и в том смысле, что в нормальном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею. Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание. Кроме того, права (особенно в раннем возрасте ) и не в чисто юридическом смысле, могут усваиваться как нравственные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т.д..

Особенно необходимо подчеркнуть нравственный смысл воспитательной работы на материале прав человека. Усвоение этих прав способствует формированию человеческого достоинства, как одного из кардинальных, нравственных качеств свободного человека, а также - чувство ответственности, являющееся по своей природе нравственно-правовым и основным свойством личности, воспитанной в духе прав человека.

Существеннейшее значение в воспитательной работе школы имеет формирование у школьников такого качества, как миролюбие (означает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство). Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: способности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противоположному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «моими» и «твоими ».

Воспитание школьников в духе прав человека – процесс длительный, многоаспектный. А.Ф.Никитин считает, что данный процесс имеет три условных этапа. Целевая установка первоначальной программы (5-6 кл.) - мотивационное ориентирование учащихся, формирование и укрепление у них представлений о значимости прав человека в жизни общества. Достигается это подключением к изучению предмета опыта самих учащихся, их знаний о прошлом и настоящем родины, экскурсами в историю таких стран, как Англия, США, Франция и др., рассказами о Всеобщей декларации прав человека, Декларации и Конвенции о правах ребенка.

Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права и свободы человека. В подростковых классах (7-9 кл.) эта работа проводится на разных учебных предметах и во внеурочной работе. В старших классах вводится новая программа курса «Человек и общество», кроме того организуются факультативные занятия, уроки по курсу «Права человека», осуществляются межпредметные связи по этой теме.

Цель заключительного этапа - активизировать общественную деятельность учащихся, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя на практике как знание самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

По мнению Певцовой Е.А начало XXI в. ознаменовано появлением новых тенденций в правовом обучении.

Их особенностями являются:

  • практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов; - опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоот­ношениях в реальной жизни;

  • формирование активной гражданской позиции личности;

  • уважение к правам человека и нормам международного права;

  • обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;

  • решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.

Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответ­ственности и социальной активности.

Произошел переход от экспериментальных форм преподавания права в школе, которые соответствовали этапу опытного освоения правового обучения, к устойчивым (стационарным) формам стабильного правового образования.

Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование:

  • уважения к праву,

  • собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

  • компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

  • способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

  • коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

  • систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализа­цию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

  • конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами. Например, самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право»; набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п.; часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизма в воспитательно - образовательном процессе школы?

2. Какие нормативно - правовые документы провозглашают основные права ребенка? С какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют?

3. Что необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий?

studfiles.net

Тема 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

План темы

Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия.

Нормативно-правовыедокументы о правах ребенка.

Воспитание школьников в духе прав человека.

Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия

Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их родоначальниками некоторые считают представителей современной гуманистической психологии и педагогики (Ш. Бюлер, А, Маслоу, К. Роджерс). Однако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах выдающихся ученых-просветителеймногих стран мира. В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.

Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.

Гуманизация воспитательно-образовательногопроцесса в целом склады-

вается из трех основных составляющих:

•правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,

•гуманистическое воспитание,

•гуманизация образования.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую.

Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной стороны, принятие и соблюдение законов, а с другой - соответствующеевоспита-

ние [123].

Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в на-

правлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.

Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.

Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ребенка. Результаты неутешительные:

1.В школах господствует авторитарный стиль общения в системе «администрация - учитель - ученик».

2.В школах широко практикуются различные виды насилия над учащи-

мися.

Виды насилия:

• физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются учащиеся младших классов - 22%,5-6кл. - 5%. Это удар указкой, линейкой, книгой и др. предметами,

• словесное оскорбление - в большей степени используется по отношению

кучащимся 5-6кл. - 56%, начальной шк. - 42%;7-8кл. - 30%. Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей,

• публичное унижение - оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большой степени подвергаются учащиеся младших классов - 70%,5-6кл. - 15%,10-11кл. - 0,5%.

• коллективное осуждение с унижением достоинствапроисходит при пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем или учителями, могут вовлекаться и родители. Начальная школа - 60%, 5-7 кл. - 40%.

• шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения. Лидируют по данному показателю учащиеся7-9кл. - 70%,10-11кл. - 40%,

• наказание трудом - наиболее завуалированная форма. Начальная школа

- 92%, 5-9кл. - 82%,10-11кл. - 15%.

Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно.

Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах страны [118], показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% опрошенных учащихся оскорблены тем, что «большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта».

Но существует и другая, не менее сложная, проблема. Провозгласив гуманистический принцип, педагог любого учебного заведения поставил себя в ситуацию острых постоянных противоречий ежедневной школьной и вузовской реальности: уважение ученика со стороны учителя ни в коем случае не гарантирует уважения учителя со стороны ученика - более того, даже созда-

ет опасность формирования потребительского отношения к педагогам, как бы обслуживающим детей [123].

Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти лишь знаянормативно-правовыедокументы, где человек признается как наивысшая ценность жизни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики?

Какая причина, по-вашему,наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.

Причины:

-педагог долгие годы воспитывался на традициях авторитарной педагогики и не подготовлен к работе в новых условиях (учитывая, что и в школе, и в вузе работает старшее поколение: каждый третий учитель и каждый пятый профессор - пенсионер или близок к этому возрасту),

-происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов; только 34,1% признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,

-многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,

-общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию

подрастающего поколения.

2. Согласны ли вы с данным утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».

Какова ваша точка зрения на эту проблему?

stydopedia.ru

Нормативно-правовые документы о правах ребенка — Мегаобучалка

Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия документов, законодательно определяющих права ребенка:

1924 г. - принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги на­ций,

1948 г. - Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека,

1959 г. - провозглашена Декларация прав ребенка, ставшая мощной мо­ральной основой для реализации ее требований,

1989 г. - принята Конвенция ООН о правах ребенка (в нашей стране Кон­венция была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 г.)

Декларация (от лат. declaration - объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, является рекомендацией. В ней провозглашаются основ­ные принципы, программные положения.

Конвенция (от лат. convention - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Конвенция ООН о правах ребенка конкретизировала основные положе­ния Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства пра­вовую ответственность за их действия в отношении детей. Положения кон­венции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспе­чить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни. Конвенция - это документ высочайшего пе­дагогического значения.

Статья 8 . Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не до­пуская противозаконного вмешательства.

Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем во­просам, его затрагивающим.

Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого ро­да, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.

Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или

незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ре­бенка.

Статья 28. Право на образование на основе равных возможностей. Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

Авторитаризм в отношении к детям (как родительский, так и педагогиче­ский) - явление интернациональное. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на другой нравственно-правовой и педагогической основе. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к лич­ности ребенка не только стало нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Педагогика требований, воспитания должна стать педагогикой доброжелательных отношений личностей - равноправных субъектов права.

Родитель и педагог должны сегодня знать, что права ребенка также за­щищены Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи: 5, 6, 32, 50, 51). В статье 15 Закона «Об образовании» говорится, что «применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающему­ся воспитаннику не допускается».

Конвенция, как и Декларация о правах ребенка и Закон «Об образова­нии», провозглашает основополагающие принципы организации гуманисти­ческой жизни: свободу, неприкосновенность, равенство, созидание. Однако на практике данные принципы имеют и свои противоречия. Разрешить эту проблему педагогу помогут советы Н. Е. Щурковой [123].

СВОБОДАПрофессиональная свобода педагога постоянно наталкивает­ся на стену сопротивления учащихся: им кажется, что учитель ущемляет их свободу. Предоставление же свободы воспитанникам перечеркивает все пе­дагогические замыслы учителя. Разрешением данного противоречия может стать договор, отражающий коллективное осмысление и принятие опреде­ленных норм и правил поведения. Договор способствует предотвращению либо смягчению межличностных столкновений в реализации личностной свободы каждого участника педагогического процесса.

РАВЕНСТВОЭто наиболее противоречивый принцип в его практи­ческой реализации: разность социальных условий, способностей, характеров, интеллекта, психических процессов и т. д. Всё это делает проблематичным осуществление равенства между учащимися, а также между педагогом и уче­никами. И здесь на помощь может прийти поиск общих интересов, совмест­ное СОЗИДАНИЕ в процессе творческой деятельности. Созидательная дея­тельность помогает осуществить равенство каждого ребенка, получившего доступ к самоутверждению, творчеству, состязанию с другими.

Таким образом, разница в правах, разноправие - естественный феномен социокультурного развития человечества. Нельзя искусственно сократить или увеличить дистанцию общения, дать больше или меньше прав кому-

либо; педагогу необходимо человеческое чутьё и профессиональное досто­инство, уважение личности ребенка, его прав и свобод. Как отмечал Я. Кор-чак: «Первое, неоспоримое право ребенка - высказывать свои мысли, актив­но участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дора­стем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше».

Вторая составляющая гуманизации воспитательно-образовательного процесса - это гуманистическое воспитание, которое неразрывно связано с гуманизацией образования и обучения учащихся. Гуманистическое личност-но-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореали­зации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможно­стей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соав­тора. В становлении субъектности учащемуся требуется духовная и нравст­венная поддержка, помощь. Ее оказывают педагоги, родители, взрослые, со­трудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досу­га. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т. е. осуществляется адресно, с любовью и уважением к детям, заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

Гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном воз­расте осуществляется как процесс сохранения и обеспечения здоровья ре­бенка, развития его природных способностей - ума, нравственных и эстети­ческих чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опы­том общения с людьми, природой, искусством.

В подростковом возрасте - это процесс интенсивного физического и со­циального созревания личности, создающей предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного само­совершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопреде­ления.

Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных качеств.

Гуманизация образования может получить реализацию при соблюдении по крайней мере трех условий:

■ нужен педагог с высоким уровнем развития нравственных и интеллекту­альных качеств, подлинный интеллигент,

■ нужно конструировать и внедрять новые технологии обучения, макси­мально учитывающие предпочитаемые обучающимся способы переработ­ки учебного материала,

■ нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития

личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание. 3. Воспитание обучающихся в духе прав человека

Воспитание молодежи в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других людей, способности решать конфликты без использования открытых и скрытых форм принуждения - одна из основных задач современного обра­зования. Нельзя у воспитанника сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика и существующая практика школьной и вузовской жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных позициях. Подтверждением этому может служить проблема отношений «учитель - ученик, преподаватель - студент», в основе которых в идеале должны быть доброжелательность, уважительное отношение, соответствую­щее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика и многое другое. В комплексе они создают культуру человеческих взаимоотношений.

Школа и вуз могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Ус­воение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что слу­жит одной из психологических основ для самосовершенствования.

Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обоснованно и в том смысле, что в нормаль­ном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею. Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание. Кроме того, права (особенно в раннем возрасте) и не в чисто юридическом смысле могут усваиваться как нравст­венные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т. д.

Особенно необходимо подчеркнуть нравственный смысл воспитательной работы на материале прав человека. Усвоение этих прав способствует фор­мированию человеческого достоинства как одного из кардинальных нравст­венных качеств свободного человека, а также чувства ответственности, яв­ляющегося по своей природе нравственно-правовым и основным свойством личности, воспитанной в духе прав человека.

Существеннейшее значение в воспитательной работе учебного заведения имеет формирование у обучающихся такого качества, как миролюбие (озна­чает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство). Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: спо­собности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противопо­ложному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «мои­ми» и «твоими».

Воспитание школьников в духе прав человека - процесс длительный, многоаспектный. А. Ф. Никитин [70, 71] считает, что данный процесс имеет три условных этапа. Целевая установка первоначальной программы (5-6 кл.)

- мотивационное ориентирование учащихся, формирование и укрепление у них представлений о значимости прав человека в жизни общества. Достига­ется это подключением к изучению предмета опыта самих учащихся, их зна­ний о прошлом и настоящем родины, экскурсами в историю таких стран, как Англия, США, Франция и др., рассказами о Всеобщей декларации прав чело­века, Декларации и Конвенции о правах ребенка.

Следующий этап - расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права и свободы человека. В подрост­ковых классах (7-9 кл.) эта работа проводится на занятиях по курсу «Гражда-новедение» (название пока условное). В старших классах вводится новая программа курса «Человек и общество», кроме того, организуются факульта­тивные занятия, уроки но курсу «Права человека», осуществляются меж­предметные связи по этой теме.

Цель заключительного этапа - активизировать общественную деятель­ность учащихся, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя на практике как знание самих прав и свобод, так и умение их реализовывать. В вузе правовая подготовка студен­тов предусмотрена учебными планами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия со­временной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизации в воспитательно-образовательном процессе школы?

2.* Какие нормативно-правовые документы провозглашают основные права ребенка? С какой целью принимались данные документы, в чем их от­личие и какие основные права ребенка они закрепляют?

3 * qT0 необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выпишите основные, на ваш взгляд, статьи Конвенции ООН о правах ребенка, которые в обязательном порядке должны знать: а) учащиеся, б) учителя, в) родители (см.: Советская педагогика. 1991, № 10; Воспитание школьников. 1993. № 3, 4, 5). При выполнении данного задания вам окажет помощь пособие: Никитина А. Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителя. М., 1993. С. 71-79.

2. Предложите свою методику знакомства школьников с правами чело­века (воспользуйтесь методикой С. Щербина: создайте рисунок (или подбе­рите иллюстрацию) к одной или нескольким статьям документа со своими комментариями или воспользуйтесь идеями из статей: Дмитриева Г. Школь­никам - о правах человека // Народное образование. 1990. № 8. С. 89; Прихо­жан А. Мой портрет в лучах солнца (Занятие 5: Мои права и права других людей) // Воспитание школьников. 1997. № 1. С. 31-32.

3. Создайте вместе с учащимися во время практики «Кодекс равенства в общении».

4. Подготовьте сообщение на тему: «Основы гуманистического подхода к педагогической деятельности» (при подготовке используйте книгу: Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. Ч. 1. С. 292-316).

5. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного вос­питания:

а) уважение прав и свобод личности,

б) поощрение добрых дел,

в) предъявление разумных и посильных требований,

г) уважение позиции воспитанника,

д) уважение права человека быть самим собой,

е) воспитание в духе христианской морали,

ж) полная свобода действий воспитанника,

з) воспитание милосердия,

и) отказ от наказаний, унижающих достоинство человека, к) формирование положительных качеств личности (ответы см. в приложении № 2).

ЛИТЕРАТУРА

6. 8, 13, 24, 27, 30, 31, 43, 46, 55, 70, 71, 82, 85, 86, 101, 115, 117, 118, 123.

megaobuchalka.ru


Смотрите также