Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других людей, способности решать конфликты без использования открытых и скрытых форм принуждения - одна из основных задач современной школы. Нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям (толерантность), если сама педагогика и существующая практика школьной жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных позициях. Подтверждением этому может служить проблема отношений «учитель-ученик», в основе которых в идеале должны быть доброжелательность, уважительное отношение, соответствующее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика, улыбка и многое другое. В комплексе они создают культуру человеческих взаимоотношений. Школа, учитель могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Усвоение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что служит одной из психологических основ для самосовершенствования. Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обосновано и в том смысле, что в нормальном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею. Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание. Кроме того, права (особенно в раннем возрасте ) и не в чисто юридическом смысле, могут усваиваться как нравственные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т.д.. Особенно необходимо подчеркнуть нравственный смысл воспитательной работы на материале прав человека. Усвоение этих прав способствует формированию человеческого достоинства, как одного из кардинальных, нравственных качеств свободного человека, а также - чувство ответственности, являющееся по своей природе нравственно-правовым и основным свойством личности, воспитанной в духе прав человека. Существеннейшее значение в воспитательной работе школы имеет формирование у школьников такого качества, как миролюбие (означает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство). Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: способности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противоположному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «моими» и «твоими ». Воспитание школьников в духе прав человека – процесс длительный, многоаспектный. А.Ф.Никитин считает, что данный процесс имеет три условных этапа. Целевая установка первоначальной программы (5-6 кл.) - мотивационное ориентирование учащихся, формирование и укрепление у них представлений о значимости прав человека в жизни общества. Достигается это подключением к изучению предмета опыта самих учащихся, их знаний о прошлом и настоящем родины, экскурсами в историю таких стран, как Англия, США, Франция и др., рассказами о Всеобщей декларации прав человека, Декларации и Конвенции о правах ребенка. Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права и свободы человека. В подростковых классах (7-9 кл.) эта работа проводится на разных учебных предметах и во внеурочной работе. В старших классах вводится новая программа курса «Человек и общество», кроме того организуются факультативные занятия, уроки по курсу «Права человека», осуществляются межпредметные связи по этой теме. Цель заключительного этапа - активизировать общественную деятельность учащихся, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя на практике как знание самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. По мнению Певцовой Е.А начало XXI в. ознаменовано появлением новых тенденций в правовом обучении. Их особенностями являются: практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов; - опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;Тема 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Воспитание школьников в духе прав человека
3. Воспитание и образование школьников в духе прав человека.
уважение к правам человека и нормам международного права;
обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.
Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.
Произошел переход от экспериментальных форм преподавания права в школе, которые соответствовали этапу опытного освоения правового обучения, к устойчивым (стационарным) формам стабильного правового образования.
Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование:
уважения к праву,
собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:
способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами. Например, самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право»; набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п.; часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизма в воспитательно - образовательном процессе школы?
2. Какие нормативно - правовые документы провозглашают основные права ребенка? С какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют?
3. Что необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий?
studfiles.net
Тема 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
План темы
Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия.
Нормативно-правовыедокументы о правах ребенка.
Воспитание школьников в духе прав человека.
Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия
Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их родоначальниками некоторые считают представителей современной гуманистической психологии и педагогики (Ш. Бюлер, А, Маслоу, К. Роджерс). Однако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах выдающихся ученых-просветителеймногих стран мира. В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.
Гуманизация воспитательно-образовательногопроцесса в целом склады-
вается из трех основных составляющих:
•правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,
•гуманистическое воспитание,
•гуманизация образования.
Рассмотрим подробнее каждую составляющую.
Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной стороны, принятие и соблюдение законов, а с другой - соответствующеевоспита-
ние [123].
Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в на-
правлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.
Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.
Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ребенка. Результаты неутешительные:
1.В школах господствует авторитарный стиль общения в системе «администрация - учитель - ученик».
2.В школах широко практикуются различные виды насилия над учащи-
мися.
Виды насилия:
• физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются учащиеся младших классов - 22%,5-6кл. - 5%. Это удар указкой, линейкой, книгой и др. предметами,
• словесное оскорбление - в большей степени используется по отношению
кучащимся 5-6кл. - 56%, начальной шк. - 42%;7-8кл. - 30%. Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей,
• публичное унижение - оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большой степени подвергаются учащиеся младших классов - 70%,5-6кл. - 15%,10-11кл. - 0,5%.
• коллективное осуждение с унижением достоинствапроисходит при пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем или учителями, могут вовлекаться и родители. Начальная школа - 60%, 5-7 кл. - 40%.
• шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения. Лидируют по данному показателю учащиеся7-9кл. - 70%,10-11кл. - 40%,
• наказание трудом - наиболее завуалированная форма. Начальная школа
- 92%, 5-9кл. - 82%,10-11кл. - 15%.
Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно.
Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах страны [118], показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% опрошенных учащихся оскорблены тем, что «большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта».
Но существует и другая, не менее сложная, проблема. Провозгласив гуманистический принцип, педагог любого учебного заведения поставил себя в ситуацию острых постоянных противоречий ежедневной школьной и вузовской реальности: уважение ученика со стороны учителя ни в коем случае не гарантирует уважения учителя со стороны ученика - более того, даже созда-
ет опасность формирования потребительского отношения к педагогам, как бы обслуживающим детей [123].
Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти лишь знаянормативно-правовыедокументы, где человек признается как наивысшая ценность жизни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики?
Какая причина, по-вашему,наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.
Причины:
-педагог долгие годы воспитывался на традициях авторитарной педагогики и не подготовлен к работе в новых условиях (учитывая, что и в школе, и в вузе работает старшее поколение: каждый третий учитель и каждый пятый профессор - пенсионер или близок к этому возрасту),
-происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов; только 34,1% признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,
-многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,
-общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию
подрастающего поколения.
2. Согласны ли вы с данным утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».
Какова ваша точка зрения на эту проблему?
stydopedia.ru
Нормативно-правовые документы о правах ребенка — Мегаобучалка
Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия документов, законодательно определяющих права ребенка:
1924 г. - принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги наций,
1948 г. - Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека,
1959 г. - провозглашена Декларация прав ребенка, ставшая мощной моральной основой для реализации ее требований,
1989 г. - принята Конвенция ООН о правах ребенка (в нашей стране Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 г.)
Декларация (от лат. declaration - объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, является рекомендацией. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения.
Конвенция (от лат. convention - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Конвенция ООН о правах ребенка конкретизировала основные положения Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства правовую ответственность за их действия в отношении детей. Положения конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни. Конвенция - это документ высочайшего педагогического значения.
Статья 8 . Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не допуская противозаконного вмешательства.
Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим.
Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.
Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или
незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.
Статья 28. Право на образование на основе равных возможностей. Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.
Авторитаризм в отношении к детям (как родительский, так и педагогический) - явление интернациональное. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на другой нравственно-правовой и педагогической основе. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только стало нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Педагогика требований, воспитания должна стать педагогикой доброжелательных отношений личностей - равноправных субъектов права.
Родитель и педагог должны сегодня знать, что права ребенка также защищены Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи: 5, 6, 32, 50, 51). В статье 15 Закона «Об образовании» говорится, что «применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающемуся воспитаннику не допускается».
Конвенция, как и Декларация о правах ребенка и Закон «Об образовании», провозглашает основополагающие принципы организации гуманистической жизни: свободу, неприкосновенность, равенство, созидание. Однако на практике данные принципы имеют и свои противоречия. Разрешить эту проблему педагогу помогут советы Н. Е. Щурковой [123].
СВОБОДАПрофессиональная свобода педагога постоянно наталкивается на стену сопротивления учащихся: им кажется, что учитель ущемляет их свободу. Предоставление же свободы воспитанникам перечеркивает все педагогические замыслы учителя. Разрешением данного противоречия может стать договор, отражающий коллективное осмысление и принятие определенных норм и правил поведения. Договор способствует предотвращению либо смягчению межличностных столкновений в реализации личностной свободы каждого участника педагогического процесса.
РАВЕНСТВОЭто наиболее противоречивый принцип в его практической реализации: разность социальных условий, способностей, характеров, интеллекта, психических процессов и т. д. Всё это делает проблематичным осуществление равенства между учащимися, а также между педагогом и учениками. И здесь на помощь может прийти поиск общих интересов, совместное СОЗИДАНИЕ в процессе творческой деятельности. Созидательная деятельность помогает осуществить равенство каждого ребенка, получившего доступ к самоутверждению, творчеству, состязанию с другими.
Таким образом, разница в правах, разноправие - естественный феномен социокультурного развития человечества. Нельзя искусственно сократить или увеличить дистанцию общения, дать больше или меньше прав кому-
либо; педагогу необходимо человеческое чутьё и профессиональное достоинство, уважение личности ребенка, его прав и свобод. Как отмечал Я. Кор-чак: «Первое, неоспоримое право ребенка - высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше».
Вторая составляющая гуманизации воспитательно-образовательного процесса - это гуманистическое воспитание, которое неразрывно связано с гуманизацией образования и обучения учащихся. Гуманистическое личност-но-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соавтора. В становлении субъектности учащемуся требуется духовная и нравственная поддержка, помощь. Ее оказывают педагоги, родители, взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т. е. осуществляется адресно, с любовью и уважением к детям, заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.
Гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте осуществляется как процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
В подростковом возрасте - это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающей предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения.
Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных качеств.
Гуманизация образования может получить реализацию при соблюдении по крайней мере трех условий:
■ нужен педагог с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент,
■ нужно конструировать и внедрять новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые обучающимся способы переработки учебного материала,
■ нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития
личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание. 3. Воспитание обучающихся в духе прав человека
Воспитание молодежи в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других людей, способности решать конфликты без использования открытых и скрытых форм принуждения - одна из основных задач современного образования. Нельзя у воспитанника сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика и существующая практика школьной и вузовской жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных позициях. Подтверждением этому может служить проблема отношений «учитель - ученик, преподаватель - студент», в основе которых в идеале должны быть доброжелательность, уважительное отношение, соответствующее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика и многое другое. В комплексе они создают культуру человеческих взаимоотношений.
Школа и вуз могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Усвоение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что служит одной из психологических основ для самосовершенствования.
Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обоснованно и в том смысле, что в нормальном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею. Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание. Кроме того, права (особенно в раннем возрасте) и не в чисто юридическом смысле могут усваиваться как нравственные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т. д.
Особенно необходимо подчеркнуть нравственный смысл воспитательной работы на материале прав человека. Усвоение этих прав способствует формированию человеческого достоинства как одного из кардинальных нравственных качеств свободного человека, а также чувства ответственности, являющегося по своей природе нравственно-правовым и основным свойством личности, воспитанной в духе прав человека.
Существеннейшее значение в воспитательной работе учебного заведения имеет формирование у обучающихся такого качества, как миролюбие (означает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство). Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: способности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противоположному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «моими» и «твоими».
Воспитание школьников в духе прав человека - процесс длительный, многоаспектный. А. Ф. Никитин [70, 71] считает, что данный процесс имеет три условных этапа. Целевая установка первоначальной программы (5-6 кл.)
- мотивационное ориентирование учащихся, формирование и укрепление у них представлений о значимости прав человека в жизни общества. Достигается это подключением к изучению предмета опыта самих учащихся, их знаний о прошлом и настоящем родины, экскурсами в историю таких стран, как Англия, США, Франция и др., рассказами о Всеобщей декларации прав человека, Декларации и Конвенции о правах ребенка.
Следующий этап - расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права и свободы человека. В подростковых классах (7-9 кл.) эта работа проводится на занятиях по курсу «Гражда-новедение» (название пока условное). В старших классах вводится новая программа курса «Человек и общество», кроме того, организуются факультативные занятия, уроки но курсу «Права человека», осуществляются межпредметные связи по этой теме.
Цель заключительного этапа - активизировать общественную деятельность учащихся, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя на практике как знание самих прав и свобод, так и умение их реализовывать. В вузе правовая подготовка студентов предусмотрена учебными планами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизации в воспитательно-образовательном процессе школы?
2.* Какие нормативно-правовые документы провозглашают основные права ребенка? С какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют?
3 * qT0 необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Выпишите основные, на ваш взгляд, статьи Конвенции ООН о правах ребенка, которые в обязательном порядке должны знать: а) учащиеся, б) учителя, в) родители (см.: Советская педагогика. 1991, № 10; Воспитание школьников. 1993. № 3, 4, 5). При выполнении данного задания вам окажет помощь пособие: Никитина А. Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителя. М., 1993. С. 71-79.
2. Предложите свою методику знакомства школьников с правами человека (воспользуйтесь методикой С. Щербина: создайте рисунок (или подберите иллюстрацию) к одной или нескольким статьям документа со своими комментариями или воспользуйтесь идеями из статей: Дмитриева Г. Школьникам - о правах человека // Народное образование. 1990. № 8. С. 89; Прихожан А. Мой портрет в лучах солнца (Занятие 5: Мои права и права других людей) // Воспитание школьников. 1997. № 1. С. 31-32.
3. Создайте вместе с учащимися во время практики «Кодекс равенства в общении».
4. Подготовьте сообщение на тему: «Основы гуманистического подхода к педагогической деятельности» (при подготовке используйте книгу: Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. Ч. 1. С. 292-316).
5. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:
а) уважение прав и свобод личности,
б) поощрение добрых дел,
в) предъявление разумных и посильных требований,
г) уважение позиции воспитанника,
д) уважение права человека быть самим собой,
е) воспитание в духе христианской морали,
ж) полная свобода действий воспитанника,
з) воспитание милосердия,
и) отказ от наказаний, унижающих достоинство человека, к) формирование положительных качеств личности (ответы см. в приложении № 2).
ЛИТЕРАТУРА
6. 8, 13, 24, 27, 30, 31, 43, 46, 55, 70, 71, 82, 85, 86, 101, 115, 117, 118, 123.
megaobuchalka.ru