Женские штучки Ladies tricks. Парфюм мадам де помпадур


Женские секреты маркзы де Помпадур

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше, 1756

Главным успехом и тайной Жанны Антуанетты Пуассон (29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), которую король Франции Людовик XV сделал маркизой де Помпадур, стало ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое “долголетие” при дворе. Ведь фаворитки век недолог - за стремительным взлетом обычно следовало столь же скорое забвение. А маркиза де Помпадур двадцать лет не покидала Версаля, до самой смерти оставаясь ближайшим другом и советчиком короля. Фаворитка Людовика XV вошла в историю как некоронованная королева Франции.

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше

Мадам Помпадур была фавориткой Людовика XV с 1745 по 1764 год при дворе в Версале.Из  всех любовниц Людовика только маркиза де Помпадур обладала способностью развеять скуку короля. Она старалась быть по-новому привлекательной и часто придумывала для Людовика XV новые развлечения. Она пела и играла специально для короля или рассказывала со свойственной только ей пикантностью новые анекдоты. А когда какой-нибудь министр надоедал Людовику докладами, что, естественно, раздражало короля, она старалась быстрее выпроводить докладчика. Например, если это был Морепа: “В вашем присутствии король прямо желтеет. Прощайте, господин Морепа!”

Портрет Людовика XV в 1760-е годы, художник Луи-Мишель Ван Лоо

Маркиза де Помпадур гуляла с Людовиком по роскошным садам летних замков Версаля и постоянно сопровождала его из Версаля в Кресси, а оттуда в Ла Сель, а оттуда в Бельвю, а потом в Компьен и Фонтебло. На Святой неделе она развлекала его концертами духовной музыки и литургиями, в которых участвовала сама. А когда она играла на сцене в театре Этиоля или Шантемерле у госпожи де Вильмур, ей удалось пленить Людовика своим исполнительским искусством, и она даже создала в Версале в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей небольшой театр, названный “Камерным театром”.

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше, 1755

Секреты любви маркизы де Помпадур

Секрет ароматный. Во время свидания с Людовиком XV фирменные духи мадам Помпадур, приготовленные ею самою, делали свое дело. Она смешивала несколько капель пота короля со всевозможными ароматами цветов. Спустя много лет ученые доказали, что запах собственного тела самый приятный для человека.

Секрет кулинарный. Любовница короля изобрела рецепт риссолей — маленьких пирожков, жаренных во фритюре и похожих на пончики, с начинкой из сальпикона — фарша, нарезанного маленькими кусочками. Чтобы поддерживать любовный пыл короля, сама мадам Помпадур готовила ему напиток из шоколада с амброй, а для пробуждения фантазии — причудливые блюда из нежных прелестей барашка. А сама перед свиданием с Людовиком XV выпивала большую чашку шоколада с сельдереем.

Секрет стратегический. Любовные утехи короля с молоденькими, но обязательно глупенькими девушками она устраивала сама. Они были нужны на ночь, не больше, а удовлетворенный король возвращался вновь к мадам Помпадур. Только такая женщина могла говорить с ним и о самых незначительных делах, и давать дельные советы в самых сложных ситуациях.

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше, 1759

И без того неглупая и образованная женщина, для того, чтобы удержать короля как можно дольше, совершенствовалась, развивалась и занималась самообразованием до конца своих дней. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Женские уловки мадам Помпадур, конечно, действовали на Людовика.

Маркиза де Помпадур, художник Карл Ван Лоо
Современники утверждают, что мадам Помпадур внесла немалый вклад в развитие культуры. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель. Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря.
Моцарт у мадам де Помпадур, M. V. de Parédès , "Monde illustré" 1857
Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и энциклопедию,но могла отправить в тюрьму три десятка писателей за нелестные высказывания о ее особе. Вольтер восхищался ею, хотя, в тоже время, подсмеивался над ее мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с нею никакого дела.
Маркиза де Помпадур, пастель Кантена де Латура, 1755
  • Бриллианты, огранка которых называется “маркиз” (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки.
  • Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур.
  • Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожи - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
  • Прекрасные нежные розы, ее любимый цветок, который маркиза сажала, где только могла, со временем были названы “розами Помпадур”.
Мадам Помпадур, художник Александер Розлин
Двадцать лет продержалась маркиза у трона, хотя ее положению часто грозили опасности. Она не была жизнерадостным человеком, хотя и хотела казаться им. На самом же деле Помпадур обладала холодным рассудком, честолюбивым характером и к тому же железной волей, что удивительным образом сочеталось с ее слабым, уставшим от тяжелого недуга телом.
Маркиза Помпадур в образе Дианы-охотницы, художник Жан-Марк Наттье
Умерла маркиза де Помпадур в возрасте 43-х лет. В день, когда гроб с ее телом перевозили из Версаля в Париж, шел проливной дождь. Людовик XV не нашел в себе сил последовать за кортежем. Он наблюдал за процессией через окно дворца, и как утверждают очевидцы, произнес фразу: «Какую же отвратительную погоду Вы выбрали для последней прогулки, мадам»…Кстати, в надгробной эпитафии было написано: «Здесь покоится та, которая 20 лет была девственницей, 10 лет – шлюxой, а 13 лет – сводницей»…
Последний прижизненный портрет маркизы де Помпадур, художник Франсуа Друа
Высказывания Маркизы де Помпадур
  • Любовь – это страсть мужчин…
  • Амбиции большинства женщин состоят в том, чтобы нравится…
  • Смерть одного человека часто меняет судьбу других…
  • Сердце мужчины имеет большие ресурсы…
  • После нас хоть потоп…
  • Нужно быть очень способной, чтобы суметь влюбить в себя…
  • Счастливы те, кто не любит…
  • Политика – не хороша для женщин, ибо умные мысли приходят лишь с возрастом…
  • Любовь – это удовольствие на один сезон, дружба – на всю жизнь…
  • Грусть утомляет и способствует старению…
  • Легче сделать вид, чем изменить свою суть…
  • Красивая женщина боится окончания молодости больше, чем смерти…
  • Нужно самому иметь достоинства, чтобы разглядеть их в других…
  • Надо иметь ум, чтобы делать добро, дураки на это не способны…
  • Искусство политика состоит в том, чтобы соврать в подходящий момент…
  • Если Вы хотите иметь безукоризненных друзей, ищите их среди ангелов…
  • Ежь бы отказался от своих колючек, если бы у волка не стало зубов…
  • Политика и война – это не для красивых женщин…
  • Даже женщины могут быть правы и давать хорошие советы…
  • Великие не должны совершать маленьких ошибок…
  • Не сожалейте о мертвых, сожалейте о тех, кто остался жив…
  • Смерть – это освобождение…
 
Бюст Маркизы де Помпадур, Жан-Бартист Пигалль, 1951
Комната мадам де Помпадур в Версале

blogwgolb.blogspot.com

Мадам де Помпадур - Мысль изреченная есть ложь..

Вчера посмотрела французский фильм про мадам де Помпадур. Очень красивый

Могу сказать, что любовь к монархии во французах не проснулась :( Луй, а особенно, его наследник-дофин - думают только о себе, один ищет развлечений, второй занят злобой и интригами против несчастной маркизы. Королем этот дофин, правда, не стал, помер.

Сама маркиза, красавица и умница, обожает короля, но делает всё, чтобы обрушить монархию: всячески поддерживает Вольтера и Дидро, нарушает все правила осторожности, выставляя короля подкаблучником безродной фаворитки, убирает разумных министров только потому, что они не любят Помпадур. Ох, как мне это напоминает Марию-Антуанетту, играющую в "Женитьбе Фигаро"! Где был их ум, хотя бы, осторожность.

Одна королева показана истинным ангелом. Не женщина , сама доброта, любовь и понимание.

Маркиза же в фильме слишком суфражистка, на мой взгляд. Она красива, очаровательна, но современна. Лично мне мадам не Помпадур нравится, нравится её способность создавать свой стиль, умение приспосабливаться к обстоятельствам ( я имею в виду Олений парк), мне нравится, что она сумела, перестав быть любовницей короля, остаться рядом с ним как лучший друг и верный боевой товарищ. Ведь любовницей она была всего 5 лет, а боевой подругой и самым близким королю человеком - целых 15. Вот, что значит красота , соединенная с холодным рассудком и железной волей.

Когда одна из куколок короля ( любимая куколка, между прочим) из Оленьего парка Мария-Луиза о’Мэрфи, изображенная на картине Буше, сказала дурно о маркизе, куколка была немедленно изгнана навсегда

Помпадур не удалось родить ребенка от короля, а её единственная дочь умерла. Да и сама маркиза прожила недолго.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». А заменила её, такую изысканную икону стиля, портовая проститутка мадам Дюбарри. Такая вот ирония судьбы

mysea.livejournal.com

Мадам Помпадур

– Мадам Лебен, а что вы скажете о моей дочери? Ее зовут Жанна, и ей уже целых девять лет! Чего ей следует ждать от жизни? Гадалка молчала и пристально глядела на явно смутившуюся и даже потупившую взгляд девочку: хрупкое тельце, бледные щечки, тонкие светлые волосы. – Мое предсказание будет кратким: ваша дочь однажды станет фавориткой самого короля! Это так же верно, как то, что мы с вами живем в благословенной и прекрасной Франции. Девочка встрепенулась, лицо ее покрыл жаркий румянец – она оторвалась, наконец, от разглядывания кончиков своих туфель и медленно подняла глаза. Их цвет не поддавался определению: они не были карими, синими или серыми, они были бездонными, и казалось, что взгляд идет из самой глубины души. А какого цвета она, душа, кто ж ее знает?

Цель оправдывает средства?

Жанна-Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года. По гороскопу она, следовательно, была Козерогом. Те, кому известны особенности людей этого знака, легко подтвердят: своей заветной цели Козероги умеют добиваться всеми правдами и неправдами, упираясь иной раз рожками так, что создается впечатление незыблемой скалы. Хрупкая внешность в данном случае не имеет значения. О таких еще говорят, что им легче дать, чем объяснить, почему, собственно, дать невозможно или не хочется. Звездного часа эта особа ждала почти 15 лет – именно столько прошло со времени предсказания гадалки до того момента, когда Жанна станет диктовать свои вкусы обществу, а свои законы – не только Франции, но и Европе. А между тем очевидных предпосылок к столь головокружительной судьбе у малютки не было. Внешность миловидная, но не отличалась особой яркостью, а темперамент являл собой нечто среднее между довольно охлажденным шербетом и устрицами во льду. Но, пожалуй, самым ужасным было происхождение: мсье Пуассон в один прекрасный день умудрился, правда, из лакеев сделаться интендантом, но повлиять на ход своих мыслей, и тем более поступков, был, увы, не в силах. Проворовался. И сбежал из благословенной Франции, беспечно кинув деток на попечение жены. В судьбе Жанны принимал, как модно было говаривать в ту завуалированную тайнами эпоху, участие некий господин Ленорман. Был ли то голос крови и забота о внебрачной дочери или просто симпатия к почти сироте, точно неизвестно. Но благодаря счастливому покровительству девушка получила превосходное для своего времени образование: умела рисовать и музицировать, петь, танцевать и слагать вирши, словом – отлично годилась для салонной жизни. Ну а когда ученик готов, то, как известно, появляется и учитель, то есть и салон не заставил себя долго ждать. Жанна выходит замуж за богатого племянника г-на Ленормана. Ее супругом становится дворянин д’Этиоль, фамилия нечистого на руку родителя забыта, и молодая целиком и полностью сосредоточивается на обустройстве новой жизни. Достаток позволяет ей принимать гостей на широкую ногу, являя друзьям и знакомым бесчисленные таланты и наслаждаясь похвалой в адрес ее музыкальных и прочих способностей. Разумеется, Жанна не любит своего маленького и некрасивого мужа, но ценит его состояние. И естественные в ее возрасте соблазны, возникающие на пути хорошенькой держательницы салона, не могут сбить ее с раз и навсегда намеченного пути к королевскому ложу, каким бы эфемерным этот путь в действительности ни был. Она во всеуслышание объявляет, что будет беспримерно верна супругу. И сможет изменить ему только с Его Величеством королем! Очевидно, эта французская Ассоль эпохи Просвещения была на редкость убедительна: во всяком случае, никому из ее окружения и в голову не пришло усомниться в здравом рассудке будущей маркизы де Помпадур.

Театр одной актрисы

Итак, она готовится к великой миссии: пока просто ненавязчиво выуживая из уст особ, приближенных ко двору, сведения о вкусах августейшего монарха, его привычках и симпатиях. Оказывается, больше всего Людовик XV не может терпеть скуку. Красивый, молодой, темпераментный, он долгое время был влюблен в свою жену, польскую принцессу Марию Лещинскую. За двенадцать лет брака, исправно выполняя супружеский долг, он обеспечил жене появление на свет десятерых детей. Стоит ли удивляться тому, что пыл знатной панночки, каким бы он ни был изначально, значительно поутих за это довольно напряженное в смысле женской доли время? И тогда венценосный супруг заскучал. Не изобретая велосипед, он стал искать развлечений самым что ни на есть нехитрым мужским способом, пользуясь королевским правом приближать к себе привлекательных женщин двора. На тот момент, когда мадам д’Этиоль созрела, чтобы начать покорять королевское сердце, оно принадлежало герцогине де Шатору. Но последней не было ни места в планах будущей фаворитки, ни роли в спектакле, который она начала разыгрывать. Место действия: Сенарский лес. Время: часы охоты короля. Действующие лица: Его Величество и прекрасная Незнакомка, а также косули, лани и прочие обитатели лесного царства. Декорации: луга и рощи, внезапно появляющаяся роскошная карета, исчезающая прежде, чем заинтригованный король успевает разглядеть Незнакомку как следует. И этот спектакль повторялся не один раз, причем действующие лица оставались неизменно теми же, менялись лишь карета и наряды восседавшей в ней красотки. Если, например, экипаж был нежно-лазоревого цвета, то одеяния мадам д’Этиоль - розовыми, а если на горизонте Людовика XV мелькала розовая карета, то ее хозяйка блистала пышным нарядом цвета летнего неба. Король был заинтригован. Между тем слухи о настойчивой нимфе Сенарских угодий достигли ушей действительной фаворитки. Ее статус при дворе определялся отнюдь не слухами, а реальными правами – герцогиня де Шатору запретила сопернице появляться на королевской охоте вообще. Может быть, у кого-то подобный щелчок по носу вызвал бы упадок прыти или вполне понятное осознание ситуации «где я, а где король», но только не у Жанны. Она прекращает свои эскапады ровно до того времени, когда у герцогини де Шатору случаются воспаление легких и последовавшая за этим смерть. Пока при дворе строят предположения, кто же займет освободившееся почетное место, в голове Жанны складывается завидный пасьянс, как и в случае с давним гаданием ее детства, карта ложится точно в масть.

Вовремя исправленная ошибка не считается

На бале-маскараде, состоявшемся в конце зимы 1745 года в знаменитой парижской ратуше, взору Его Величества предстает особа, чей пламенный взор, обращенный к королю, не в силах скрыть ни одна бархатная маска. Поведение дамы можно назвать интригующим, король явно увлечен или, во всяком случае, взволнован. Он общается с маской, смеется ее остроумным шуткам, забывает не то, что о скуке, но и о времени. За свою верность единственной даме целый вечер монарх вправе требовать награды: и вот маска после соответствующих уговоров снята. У Жанны достаточно хорошенькое личико, чтобы Людовик XV остался доволен выбором. История умалчивает, в какую именно сумму обошлась мошне господина д’Этиоля ложа по соседству с королевской, в которой пышно разместилась его супруга на последовавшем за маскарадом спектакле итальянской комедии. То, что Жанне удалось подкупить соответствующих распорядительных лиц, еще раз доказывает несгибаемую волю и целеустремленность этой женщины. А что, скажите, оставалось делать августейшему монарху, обнаружившему новую знакомую в столь близком соседстве, да еще и в обстановке веселья, сопутствующей итальянским шуткам? Людовик во второй раз не скучал так явно и так не по-детски, что после спектакля, будучи не в силах расстаться, пригласил мадам д’Этиоль на изысканный ужин. Что побудило честолюбивую красавицу отдаться монарху в первый же вечер? Отсутствие пикантного опыта в делах измен или просто пылкая жажда осуществления самой заветной мечты жизни, а может, безусловная магия королевского величия… Так или иначе, но Жанна не устояла, и, по ее собственному признанию, это была самая большая ошибка, допущенная когда-либо за ее недолгий, но воистину блистательный век. Скорее, все же, это была слабость, с учетом всех обстоятельств вполне простительная, и которую, надо отдать ей должное, новоиспеченная любовница французского короля, исправила блестяще и виртуозно. Потому что, вкусив королевской любви, она затем исчезает из поля зрения Его Величества раз и навсегда. А тридцатипятилетний Людовик, совсем недаром прозванный современниками Прекрасным, уже заготовил для новой встречи дежурные фразы на тему, что, дескать, было очень приятно, но продолжения не последует. Продолжения действительно нет, но, похоже, совсем не по его королевской воле. И его меланхолия сменяется раздражением, сомнениями в собственных мужских достоинствах, а затем и жгучим любопытством: понравился ли он все же или?.. Появление перед ним возлюбленной внезапно и стремительно, как комета, а ее рассказ – нектар и амброзия даже для венценосного самолюбия. Оказывается, красавица сбежала от своего чувства, раз и навсегда потеряв голову от Его Величества. Но что еще более раззадоривает монарха, привыкшего к довольно пресным сценариям безотказного флирта, это рассказ о безумно ревнивом муже (знал бы кроткий и крохотный супруг, что в глазах своего венценосного господина он предстает в образе Отелло!). Словом, у короля есть только один способ спасти от неминуемого убийства неверную жену и столь драгоценную любовницу – оставить ее в Версале, укрыв во дворце понадежнее. Надо ли говорить, что монарх сделал все в точности, как ему было объяснено? И даже на поля боевых действий во Фландрию он уехал, только предварительно обеспечив своей избраннице безопасность. А затем присвоил ей титул маркизы Помпадур и по возвращении в Париж представил двору и королеве (о времена, о нравы) как свою официальную фаворитку. Жанна, наконец, получила возможность блистать и немедленно этой возможностью воспользовалась. Между прочим, мадам Лебен, гадалка, будет до конца дней получать от всесильной фаворитки завидную пенсию – маркиза умеет благодарить и совсем не отличается забывчивостью, свойственной, как правило, большинству парвеню.

Мадам Помпадур - Мадам Помпадур

Фабрика развлечений

Та просвещенная эпоха ознаменовалась для Европы правлением целых трех женщин: Екатерины Второй в России, Марии-Терезии в Австрии и мадам де Помпадур во Франции. Влияние последней на дела королевства было столь огромным, как если бы она и впрямь родилась на троне. А объяснялось это уникальными способностями этой женщины: она просчитывала каждый свой шаг и играла в любовь до такой степени виртуозно, что король всецело попал под ее влияние. Маркиза убедила царственного возлюбленного, что только с ней он раз и навсегда забудет о ненавистной скуке. И впрямь забывал! Утонченные беседы с самыми знаменитыми поэтами и философами, спектакли (в которых фаворитка с упоением играла главные роли – на сцене все, как в жизни) для малого круга избранных, где у короля появлялась возможность сидеть на обычном стуле и выражать свой восторг, как простой смертный. Бесконечные концерты, костюмированные розыгрыши на пикантные мифологические темы, прогулки в парках и дальние путешествия по Франции, о географии и красотах которой беспечный монарх раньше и понятия не имел. Никакая самая суперсовременная и преуспевающая фабрика развлечений не выдержала бы конкуренции с одной-единственной маркизой Помпадур! Хобби маркизы была архитектура. Она приобретала замки, дома и загородные дворцы и сразу же переделывала их по своему вкусу, приглашая короля оценить этот вкус. Впрочем, и королевские резиденции перестраивались ею влегкую – для их общей с Людовиком забавы. Стиль Помпадур в интерьере вошел в века: некая помпезность в сочетании с роскошью, которая изо всех сил рвет глаза, но при этом якобы стремится остаться незамеченной. Разумеется, фаворитка обожает драгоценности: овальная огранка камней напоминает формой ее рот и именуется «маркиз», а новомодные конусообразные бокалы для шампанского – это не что иное, как копия грудей королевской любовницы. Поскольку Жанна невысокого роста, она носит обувь на больших каблуках и высокие замысловатые прически, которые тоже старательно копируют при дворе. Ну и, наконец, не выходит из-под контроля та часть жизни, которая и помогла этой женщине обрести свое положение. То, что маркиза не обладает завидной пылкостью, очевидно. Но, разумеется, тщательно скрывается, хотя и прорывается в переписке с преданной подругой герцогиней де Бранка: «Дорогая моя! Я боюсь потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Вы знаете, мужчины придают большое значение некоторым вещам, а у меня, к несчастию, очень холодный темперамент. Я решила применить к себе несколько возбуждающий режим, чтобы исправить этот недостаток, и вот в эти два дня этот эликсир мне помог или, по крайней мере, мне так показалось». История не донесла до нас рецепт уникального эликсира, но меню маркизы Помпадур весьма красноречиво и включает в себя набор афродизиаков. Горячий шоколад, густо сдобренный (втрое больше обычного!) ванилью. Корица в качестве обильной приправы ко всем сладким блюдам, неизменно украшавшим столы эпохи рококо. Суп из сельдерея. Салат из трюфелей. Петушиные гребешки в остром соусе с луком-пореем. Фаршированные грибами раковые шейки. Но… еда едой, а природа, которую гнали в дверь с помощью гастрономических ухищрений, вламывалась в окно: маркиза все больше утомлялась от свиданий с Его Величеством. Изменить свою натуру она была не в силах. Женщина заурядная на ее месте непременно получила бы отставку, лишившись вместе с доступом в королевскую опочивальню всех привилегий фаворитки. Но мадам де Помпадур решает поступиться ролью первой актрисы, оставаясь бессменным режиссером королевских развлечений. Верная своему долгу избавлять монарха от скуки, она сама начинает подыскивать ему любовниц. И в укромном уголке Парижа устраивается таинственный Олений парк: в доме, увитом плющом и скрытом густой зеленью, происходят свидания переодетого простым дворянином короля с прелестными особами одна другой краше. Поставщице развлечений были отлично известны вкусы высокородного клиента, и очередная акция маркизы увенчалась успехом.

Налогообложению подобная

Вариант оказался беспроигрышным – Жанна сделалась ко всему еще и наперсницей в интимных делах. Ее влияние на Людовика XV ничуть не уменьшилось, на посту друга всесильная фаворитка пребывала тринадцать лет, в то время как царственное ложе разделяла всего лишь около пяти. Как-то одна из временных любовниц Его Величества, забывшись, пошутила насчет маркизы, вскользь поименовав ее «старой кокеткой». Король вроде бы даже усмехнулся шутке, но через считанные дни его остроумная и уже бывшая пассия собиралась из Версаля – с вещами на выход. Конечно, врагам мадам Помпадур не было счета, но оскорбленная знать, которой предложили считаться с безродной фавориткой, тем не менее терпеливо дожидалась аудиенции в комнату, где стоял единственный стул. На нем сидела маркиза, всем остальным предписывалось в ее присутствии стоять. Что до французского народа, то он упражнялся в «пуассониадах» – песенках, героине которых приходилось очень несладко. О безумных тратах маркизы и налогах, которые придумывали, чтобы исполнить ее прихоти, ходили легенды. Но что удивительно. Когда маркиза, всю свою жизнь тайно изводимая чахоткой, заболела уже серьезно, ее дворецкому пришлось занимать деньги на лечение. А после ее смерти в секретере нашли 36 луидоров, тем самым явно поставив под сомнение сказки о нажитых миллионах. Всесильная фаворитка умирала в Версале, в котором до нее имели право прощаться с жизнью лишь особы действительно королевской крови. Сразу после кончины – по установленным монархами порядкам – тела усопших уносили из дворца, дабы не создавать пауз и невразумительной грусти в непрерывном празднике жизни. Когда отнюдь не многочисленная процессия с телом маркизы, прожившей всего 43 года (по нынешним меркам смешной возраст), покидала Версаль, разразился проливной дождь. Вышедший на балкон, чтобы почтить прощальным взглядом свою бессменную и верную подругу, государь выразительно произнес: «Мадам! Ну что за погоду вы выбрали себе для последней прогулки!» Спектакль ухода мадам Помпадур из жизни короля, казалось, был отлично срежиссирован самой маркизой даже и после ее смерти. Во всяком случае, главному герою выпала весьма запоминающаяся реплика.

Лика Нестерова

vginekolog.ru