Искусство парфюмерии и косметики было известно людям с древнейших времен. Человечество еще не знало, что такое хлеб, а уже широко применяло благовония и средства для украшения кожи и волос. И, конечно, в разные времена форма и средства применения были различными, взгляды на «красоту» менялись. Промышленность выпускает огромное количество парфюмерно-косметической продукции. Однако применять ее многие, в сущности, не умеют. Есть немало научных печатных трудов по лечебной косметике, но почти нет популярных работ подобного рода, которые влияли бы на развитие эстетических вкусов людей. Поэтому автор этих статей стремился увязать сведения чисто познавательного характера с возможностью практического их использования. Цель - помочь читателям в уходе за внешностью, дать возможность разобраться в ассортименте парфюмерно-косметических изделий, дать нужные рекомендации по выбору парфюмерии и косметики и в какой-то степени способствовать воспитанию вкуса, соблюдению основных требований эстетики в этой области. Тут приведен не весь перечень парфюмерно-косметических изделий, ассортимент которых огромен (свыше тысячи наименований), а только те изделия, которые облают наилучшими свойствами, получили наибольшее распространение среди потребителей или, по мнению автора, заслуживают особого внимания. Автор обращается к читателям с просьбой оставлять свои отзывы, замечания и пожелания. Как часто, проходя мимо парфюмерных магазинов, любуемся мы красиво расставленными в витринах изящными флаконами с благоухающими кристально прозрачными жидкостями. Рядом с флаконами - баночки, тюбики с кремами, флаконы с жидкими кремами и лосьонами, пудры, помады. Все это продукция парфюмерно-косметических фабрик. Приятный запах... аромат - что за чудесные слова! Вряд ли найдется па земле человек, который не восторгался бы чудесным ароматом плодов, цветов, трав, духов. Сколько вдохновенных строк посвятили им поэты, неудивительно, ведь наравне со звуками и красками запахи сопровождают человека всю жизнь, они сопутствуют ему и в радости и в горе. Зеленые, как луг, есть запахи свежей,Чем тельце детское, напевней флейты нежной...И есть порочные, богаче и пышней,Зовущие в простор таинственный, безбрежный...Как ладан, и бензой, и мускус хороши!Они поют экстаз и тела и души Немало наслаждений приносят нам и чудесные ароматы, трудом парфюмеров призванные дарить человеку радость и хорошее настроение. А какое удовольствие получаем мы при виде здоровой, чистой, красивой кожи! Не секрет, что красота и здоровье нашего тела в значительной степени достигаются с помощью содержимого тех флаконов, баночек, тюбиков, которые выставлены в окнах парфюмерных магазинов. Парфюмерия, хоть и примитивная, применялась человеком с памятных времен, на всех ступенях его развития, в разных и нередко весьма своеобразных, причудливых, с точки зрения современного человека, формах. Возможность эмоционального воздействия на человека через его обоняние до того велика, что она часто использовалась при различных религиозных обрядах, колдовстве, магии, в алхимии. Однако, несмотря на то что парфюмерия издавна стала неразлучным спутником человека, немногие имеют представление о ее сущности и истории, о научных основах, на которых она создается. Сейчас парфюмерия стала наукой в полном смысле благодаря тому, что немыслимо представить ее без таких бурно развивающихся смежных дисциплин, как химия, биология, физиология, эстетика. Эти смежные дисциплины словно корни питают современную науку о парфюмерии. Парфюмерия как наука переживает эпоху расцвета. Этому во многом помогли открытия, касающиеся самой сущности природы запаха. Как, однако, называется наука о запахах? Она является самой молодой наукой, настолько молодой, что только недавно получила свое точное наименование: одорология. В древнейшие времена и частично в средние века большинство душистых веществ, источники их получения и свойства описывались довольно примитивно. Объясняется это в основном тремя причинами: во-первых, коммерческой, во-вторых, влиянием религии и, в-третьих, слабостью науки вообще в древние и средние века. В древние и отчасти средние века торговля «ароматами» находилась в руках арабов. Большие количества их они привозили через Индийский океан с островов Шри Ланка (Цейлон), Суматра и Малаккского полуострова. Эти вещества главным образом включали корицу, алоэ, сандал, бензойную смолу, камфару, герань, мускатный орех, ладанник, серую амбру, мускус, цибет. Кроме этих веществ, арабы торговали ладаном, миррой, «ароматическим тростником», нардом, опопанаксом, меккским бальзамом и другими, перевозя их караванными путями в Тир и Египет. Торговля такими веществами индийского происхождения была одним из источников богатства и могущества Вавилона, расположенного как на морских путях, ведущих к Персидскому заливу и к Евфрату, так и на караванных путях, пересекающих пустыню. В апокалипсисе перечисляются продававшиеся тогда товары: изделия из золота и серебра, драгоценные камни, жемчуг, тонкие льняные ткани, пурпур, шёлк, шарлаховая краска, благоухающее дерево, вазы из слоновой кости, медь, железо, мрамор, корица, ароматы, духи, вино, масло, хлеб. Фактическая монополия арабов на торговлю ароматическими веществами, с одной стороны, материальная заинтересованность или полная монополия храмов на душистые вещества, широко применявшиеся с религиозной или эстетической целью, - с другой, были причиной того, что арабы не были заинтересованы в распространении знаний о душистых веществах и источниках их получения и выдумывали всякие небылицы, которые принимались на веру тогдашними учеными даже многих просвещенных стран (греческими, римскими). Древнегреческий ученый Теофраст, один из первых ботаников древности, «История растений» (Hystoria Naturalis) которого написана в IV веке до нашей эры, писал о весьма распространенных в те времена ладане и мирре, что кустарник, дающий ладан, происходит из Аравии и растет в более гористых местах, нежели кустарник, дающий мирру. Оба они встречаются в диком состоянии или тщательно культивируются. После сбора ладан и мирру сносят в храм Солнца и к нему приставляют вооруженную стражу. При продаже, совершаемой в стенах храма, определенная доля (треть) отделяется на нужды храма. Насколько туманны или фантастичны были сведения о многих душистых веществах, можно заключить из следующего текста, взятого Габриэлем Ферраном у Абдула Фазлы (1595): «Некоторые говорят, что амбра растет на дне моря и что это - отбросы переваренной пищи разных животных, обитающих в море. Другие утверждают, что рыбы едят ее и погибают и что добывают амбру из их внутренностей. По мнению некоторых, - это навоз морской коровы. Есть и такие, которые полагают, что она падает, капля по капле, с гор некоторых островов. Многие считают ее морской камедью, другие, к мнению которых я присоединяюсь, считают ее воском. Говорят, что в некоторых горах находят большие количества меда, такое количество, что он действительно стекает в море. Воск поднимается на поверхность и теплота солнца превращает его в твердое вещество. Так как пчелы извлекают мед из благоухающих цветов, то амбра имеет прирожденный аромат. В амбре находят по временам пчел...» Далее в той же книге читаем об алоэ: «...запах дерева (алоэ)... удаляет блох... Алоэ часто входит в состав духов; когда его едят, делаются веселыми...» О камфаре, которая тогда была излюбленным душистым веществом, Абдула Фазлы пишет так: «Камфарный лавр представляет собою дерево больших размеров, которое растет в горных и приморских местностях Индии и Китая. Сто всадников и даже более могут поместиться под тенью такого дерева. Камфара добывается из ствола и веток. Некоторые говорят, что в летнюю пору множество змей обвиваются вокруг дерева, потому что оно имеет свойство освежать, местные жители надрезают его кору и собирают камфару в течение зимы. Другие говорят, что леопарды часто приходят к камфарному лавру: они до такой степени любят камфару, что никогда не удаляются на слишком большое расстояние от дерева...» Для того чтобы набивать своему товару цену, древние греки, не зная подлинного происхождения денных ароматных смол, привозимых из Южной Аравии йеменскими купцами, повторяли их басни о том, что добыча ладана сопряжена с опасностью для жизни, так как ладанные деревья якобы охраняют ядовитые змеи, висящие на их ветвях. Некоторые элементарные сведения о благовониях дали Диоскорид, Гомер, Геродот и другие ученые. Даже описания душистых веществ и сведения о них, представленные в 1306 году профессором анатомии Генрихом Мондвилем в «Книге по косметике», довольно примитивны; к ним принадлежат - розовая и фиалковая вода, масло и смола мирры, аир, тимиан, майоран, гвоздика, мускатный орех, корица, иссоп, ирис, ладан, серая амбра, мускус, ароматический тростник, нард, опопанаксовая смола и немногие другие. Современный ассортимент натуральных душистых веществ, к которому присоединилось огромное количество великолепных синтетических душистых веществ, конечно, не идет ни в какое сравнение с перечисленным ассортиментом, хотя некоторая часть его и сейчас широко применяется в парфюмерии. Урок истории: 3 неизвестных факта об ароматах. Парфюмерия как наука
Парфюмерия и косметика
Только недавно ученые приступили к основательному изучению механизма ощущения и восприятия запаха, поэтому и неудивительно, что иногда мы не можем ответить на многие интересующие нас вопросы.
sevia.ru
Парфюмерия - наука или искусство
Парфюмерия – наука или искусство? Что двигало людьми, положившими начало смешиванию ароматов в единый коктейль, способный завораживать, вдохновлять, разрушать и менять судьбы? Возможность различать запахи - самая важная в жизни человека с момента его рождения. Младенец не умеет фокусировать взгляд и прислушиваться – он находит маму благодаря обонянию. Кому-то нравится запах свежескошенной травы, и он не может пройти мимо, не закатив от удовольствия глаза; она любит аромат промокшего от утренней росы асфальта; тебе нравится вдыхать дым от печи, костра или сигареты. Все мы получаем удовольствие, уловив любимое амбре, оно как сигнал – индивидуальный для каждого. Изучив человеческие инстинкты, люди с древних времен научились создавать более сложные ароматы, чем могла предложить нам природа. Цветок цветет лишь мгновение, а наслаждаться его ароматом хочется вечность, это желание и стало главное мотивацией для начала истории парфюмерии.
Египет – родина духов
Египтяне первыми начали использовать травы и минералы для создания чуждых природе ароматов, привлекающих, по их мнению Богов. Каждый ритуал сопровождался курением благовоний, а тела умерших смазывали бальзамами из ароматных масел. Первой, кто начал создавать и использовать ароматерапию не в религиозных целях, была жительница Месопотамии Белатекаллим Таппути. Женщина была надзирательницей во дворце, и ее жизнь была в безопасности пока жив правитель. В Египте после смерти фараона умертвляли не только царицу, но и всех слуг. Жизнь при дворе сродни смертельной болезни, настигающей жертву совершенно неожиданно. Чтобы вырваться из замкнутой цепи, нужно было обладать неповторимыми качествами и быть важной персоной для страны в целом. Будучи хорошим химиком Таппути проводила эксперименты с дистилляцией масел, добавления в них трав, мирры, коры пахучих деревьев и т.д. К сожалению, это все, что нам известно о жизни первого в мире парфюмера из древних источников, датируемых вторым тысячелетием до нашей эры. Ясно лишь одно – она попала в историю, а значит была важым для страны человеком, и была спасена от смерти вместе с фараоном.
Вторая ступень в истории парфюмерии
Древняя Греция с удовольствием переняла традицию использования ароматных ресурсов для разного рода мероприятий, и использования в личных целях. Самолюбивые греки спасали кожу от пересыхания в жарком климате нанесением ароматических масел, которые ко всему прочему придавали ей приятный аромат и посвежевший вид. Началась настоящая конкуренция между высокопоставленными особами в погоне за совершенством. Там где есть спрос - всегда рождается предложение. Каждый химик в стране жаждал получить одобрение от господ и усердно работал над созданием идеального аромата достойного царского двора. Так появились первые в мире официальные парфюмеры. Римляне пользовались ароматными маслами в банях, ароматизировали помещения, натирали тела и волосы. В каждом богатом доме было несколько флакончиков первых образцов парфюма. История духов обрела тут новую технику обработки ресурсов, появилась мацерация – пахучие травы и растения вымачивали в масле, а выжимку прессовали. Извлекать чистое масло из цветов научился арабский химик и целитель Авиценна, благодаря особой дистилляции. В дальнейшем его способ стал прорывом в парфюмерии, т.к. он облегчил процесс добывания цветочного эфира. Купить парфюм в те времена могли позволить себе далеко не многие, ведь новые экземпляры стоили невероятных денег.
Первые современные духи
Что подразумевается под современными духами? Мы уже определили, что парфюм появился еще в Древней Египте, тогда почему первые духи появились в 14 веке в Европе? Что-то не сходится, подумаете вы, но я с радостью все объясню. В данный момент, я имею в виду тот парфюм, который мы видим на прилавках и пользуемся каждый день. Отличается он наличием в составе не только ароматических масел, но и спирта. И первые такие духи были созданы для венгерской королевы Елизаветы в 1370 году, и стали известными на всю Европу как легендарная венгерская вода. В запахе можно было услышать нотки мяты, мелиссы, лимона, розы, флердоранжа и розмарина. В отличии, от помешанных на чистоте греков, европейцы не страдали излишним комплексом чистоты, и пользовались парфюмерной водой для маскировки неприятного запаха. Знать не тратила баснословные суммы на элитные мыла и шампуни, они могли купить духи в неограниченных количествах, чтобы полностью заливать ими одежду, аксессуары и даже экипаж. Не хотелось бы мне попасться на пути такого человека, опасаюсь умереть от слишком специфического амбре из коктейля ароматов нескольких десятков разных духов вперемешку с запахом пота и грязной одежды.
Франция – столица парфюмерии
Франция всегда считалась родиной моды и стиля. Француженки с детства были приучены к этикету, в который входили и правила правильного подбора одежды от нижнего белья и до перчаток. Парфюм – первый элемент одежды, который надевали француженки сразу после водных процедур. Сдесь купить духи могли не только представители королевских семей, но и мелкая знать. Купцы расширили круги потребителя и спровоцировали настоящий пик популярности парфюмерии, что запустило процесс массового производства. Для создания духов были выделены огромные плантации для цветов и ароматных растений. Пиком парфюмерной жизни стал приказ короля Людовика создавать для него новый уникальный флакон каждый день. Поддержал страстную любовь к духам и император Наполеон с женой Жозефиной, который, несмотря на жестокость, был ярым фанатом фиалок и жасмина. Поговаривают, что даже после смерти императрицы, в её будуаре можно было ощутить запах мускуса. В современной жизни, создание духов стало не столько наукой, сколько искусством. Химики всего мира могут извлечь из одного цветка десятки разных ароматов, но не все способны объединить их в неповторимый волшебный коктейль. Создание духов – как создание кода, из миллиона вариантов выбрать нужно всего несколько, и только истинному парфюмеру это удается.
Парфюмерия – наука или искусство?
Пройдя по истории создания и развития парфюмерии, можно сделать вывод: парфюмер объединяет в себе сложнейшие познания в сфере химии и физики, и смешивает вместе те ароматы, которые совершенно несовместимы, создавая новые шедевры. Наука и искусство рука об руку идут рядом и дополняют друг друга. Посмотреть результаты труда самых популярных брендов сегодняшнего дня вы можете в интернет-магазине парфюмерии, и купить элитные духи по очень низким ценам.
Рассказать друзьям:xn----htbmnjagynu.xn--p1ai
Наука о духах
Иногда можно услышать или прочитать о духах, что они могут быть эротичными и даже привлекать противоположный пол благодаря неким таинственным "горячим" ингредиентам. На самом деле, как заявляют нейробиологи, это не так.
Результаты исследований показывают, что в человеческом запахе (также смешанном с духами) нет ничего такого, что органически стимулировало бы сексуальное желание. Духи на 100% являются культурным, приобретенным явлением, и оказывают воздействие на наши эмоции, только если их запах ассоциируется с каким-то воспоминанием. Для новорожденного, например, все запахи одинаково ценны и приятны. Его предпочтения в плане запахов будут формироваться с возрастом. Но если мама ребенка, например, в его первые дни жизни пахла розой, ребенок и во взрослой жизни будет предпочитать запах розы, если же мама пахла сельдереем, соответственно, и ребенок будет любить сельдерей... Что касается "эротизма" ароматов, то возможным катализатором сексуального влечения может оказаться тот запах духов (или чего угодно), который связан в памяти с неким очень мощным эротическим событием в жизни, что и заставляет человека при определенном запахе испытывать определенные эмоции. Именно поэтому запахи тела и веществ, выделяемых во время акта любви, запоминаются и даже могут разбудить сексуальное желание в иной ситуации. Этим объясняется также тот факт, что нам нравятся запахи животных, используемые в парфюмерии (бобровая струя, выделения желез дикой кошки цивет, серая амбра и т.д.) - они похожи на наши собственные...
Ауру "сексапильности" или "афродизиака" вокруг духов создает часто эротичная реклама - обнаженные тела, поцелуи, томные позы, намеки на любовные игры...
И далее невозможно обойти вниманием знаменитые феромоны, о которых ходит так много легенд.
Феромоны - это определенные химические вещества, выделяемые животными для привлечения партнеров противоположного пола. Например, если самка лосося, готовая к икрометанию, находится поблизости от самца-лосося, готового к соединению, самец-лосось будет следовать за самкой, куда бы та не отправилась. И все это из-за феромонов или запаха самки. Моча мышей-самцов заставляет набухать яичники и матку мыши-самки. Животные реагируют на запахи моментально, это инстинкт, никакого разума. Некоторые животные познают мир с помощью обоняния, так как они не могут различать цвета или слышать. С помощью нюха они узнают пол другого животного, с помощью запахов ускоряется сексуальное созревание, привлекаются сексуальные партнеры, стимулируется спаривание и откладывание яиц. Запахи заставляют животных поднимать тревогу и организовывать защиту от опасности, с помощью запахов помечается территория или ведется охота, регулируется социальное поведение животных. Воздух для животных наполнен запахами-сигналами, дающими им информацию об окружающем мире.
Сегодня известно множество различных феромонов, однако для этого потребовалось 17 лет исследований и 750 000 экземпляров шелкопрядов Bombyx Mori, изученных химиком и Нобелевским лауреатом Адольфом Бутенандтом, чтобы выделить в 1959 году первое сексуально-привлекающее вещество и идентифицировать его - Bombykol или 10E, 12Z-Hexadecadienol. Но до сегодняшнего дня ученым не удалось обнаружить связи между структурой феромонов и их воздействием на животных. Так, на муравьев феромоны действуют только при определенной их концентрации в нано-граммах. Более высокая концентрация того же феромона муравьев уже не впечатляет, зато действует на другие виды животных. К тому же часто феромоны выделяются лишь при наличии определенной комбинации таких сигнальных веществ, да еще и определенного количества.
Феромоны регистрируются у животных так называемым сошниково-носовым органом, который непосредственно соседствует с органом обоняния. Такой орган есть у насекомых, земноводных, змей и многих видов млекопитающих, но его нет у рыб и птиц. В последние годы анатомы обнаружили и у человека рудиментарный сошниково-носовой орган рядом с носовой перегородкой через сanalis incisivus, длиной примерно в 1 см. И этот сошниково-носовой орган в 70% случаев реагировал на человеческую кожу без запаха другого пола, в то время как соседние клетки обоняния - нет. Всего 30 пикограмм феромонов достаточно, чтобы создать потенциал в обонятельной клетке. Возможно, сигналы сошниково-носового органа достигают самую старую зону мозга - гипоталамус, однако связь сошниково-носового органа с центральной нервной системой так и не была пока доказана (гипоталамус влияет на настроение и поведение человека посредством гормональных изменений).
К сожалению, феромоны не действуют на человека так же сильно, как на животных. Человеческий организм и мозг являются намного более сложными, и поэтому с помощью определенного запаха нельзя "влюбить" в себя другого человека. Если бы это было возможно, парфюмеры (а еще скорее - маркетологи) давно бы использовали феромоны в своих духах, как утверждает парфюмер Кристине Нагель. Пока же "чудесные" духи или эликсиры, содержащие "сексуальные" феромоны, можно найти в интернете, но в таком случае никто не может дать гарантию того, что это не обман. Даже если такие духи содержат феромоны, как это рекламируется, на сегодняшний день не существует никаких свидетельств того, что они могут привлекать противоположный пол или делать их хозяйку(ина) неотразимой(ым) в сексуальном отношении...
Животные запахи в парфюмерии
Раньше натуральные животные пахучие вещества считались украшением парфюмерии. Их получали из выделений дикой кошки цивет, бобра (что дает бобровую струю), кашалота (серая амбра), кабарги (мускус) и из экстракта воска пчел. В концентрированном виде животный запах зачастую неприятен, но при достаточном разбавлении он становится незаменимым компонентом в парфюмерии, придавая духам тепло, гармонию и полноту.
После обработки животных веществ получают экстракты амбры, мускуса, бобровой струи и цивет в виде спиртового раствора, а также абсолют воска пчел после экстракции. Эти компоненты являются дорогими из-за того, что они очень редки.
Использование животных натуральных компонентов в парфюмерии сегодня достаточно ограничено, так как некоторые из животных веществ вызывают аллергическую реакцию на коже, а упомянутые животные находятся под охраной как редкие виды. Именно из-за редкости таких "эликсиров" охотники не колеблясь убивают животное. Таким образом сегодня в парфюмерии используются как натуральные выделения животных, так и их синтетические эквиваленты, а также некоторые пахучие вещества, получаемые из растений, запах которых похож на запах животных.
Новые открытия
В середине октября 2004 года были объявлены лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии, это американские ученые Ричард Эксел и Линда Бак. Основным достижением исследователей стало объяснение того факта, что животные, умеющие распознавать несколько тысяч запахов, не имеют прямо на морде огромного анализирующего органа для этого. Ответ оказался изящно-прост. Человек, распознающий напрямую около 350 различных молекул запахов, имеет в своем носу для каждого элементарного запаха клетку обоняния, у каждой из которых есть свои рецепторы. Когда, например, в комнате начинает пахнуть кофе, одновременно активируются несколько десятков типов рецепторов. Ведь почти все ароматы состоят из множества отдельных запахов. Мозг постоянно регистрирует (запоминает) те виды запахов, которые проявляются одновременно. При появлении типичного набора запахов кофе мозг вызывает подходящее обонятельное представление аромата. Таким образом человек располагает запасом из примерно 10000 "заученных" наборов запахов. Поэтому знаток вина может без проблем уловить носом "ноту свежескошенной травы" в "Шатонеф дю Пап", а консультант по парфюмерии воспевает "пудровый букет" новейших духов. На основе этого открытия американских ученых другие исследователи могут теперь продвигаться дальше в изучении человеческого чувства обоняния.
На этом пути не обошлось и без несчастного случая, который принес с собой "счастье". Один немецкий исследователь потерял однажды в результате вирусной инфекции полностью свое обоняние. Повсюду, даже в напитках и еде, он чувствовал запах застоявшейся воды и моющих средств. Кофе на вкус казался ему похожим на бензин... Очевидно, после инфекции выжили рецепторы только этих запахов. Но как такое возможно, что кофе пахнет бензином, хотя его в нем нет ни капли? Оказывается, достаточно и того, что в составе запаха кофе находятся частицы запаха бензина, которые в отдельности пахнут именно им. Если разобраться в химическом составе кофе, то можно обнаружить в нем такие отдельные запахи как... моча кошек и творожистый запах потных ног. В сумме же аромата эти отдельные запахи растворяются без следа.
Все это объясняется способом функционирования мозга. Он следит только за набором - или, фигурально выражаясь, как бы за "отдельными словами" ароматов - и пропускает сами "буквы", из которых состоят эти "слова".
kremchik.ua
Введение в парфюмерию — Naked Science
Обоняние может влиять на нас так, как не снилось даже зрению. Мы не в шутку встревожимся, почувствовав запах дыма, и уж точно откажемся есть пищу, которая пахнет «как-то не так». Вокруг ароматов выросла многомиллиардная индустрия парфюмерии, развились сложные научные гипотезы и странные псевдонаучные мифы. Это и неудивительно, ведь обоняние – древнейшее из наших чувств.
Как и вкус, обоняние полагается на детекторы химических веществ, присутствующих в растворе: попадая на слизистую носа, летучие соединения взаимодействуют с рецепторными белками на поверхности чувствительных клеток. Если взаимодействие прошло «как положено» и белок распознал вещество, связавшись с ним, он быстро меняет свою форму. Эти изменения запускают стремительный каскад реакций, превращая сигнал в электрический импульс, отправляющийся в мозг для интерпретации. Свежая пища или показалось?.. Пожар? Или нечто новое?..
Обонятельная система, как иммунная, способна не только распознавать химические соединения, но и учиться узнавать новые. Но если иммунные реакции проходят по большей части вне нашего сознания, то обоняние тесно связано с ключевыми центрами мозга, участвующими в работе эмоций и памяти. Недаром мы так легко узнаем запахи, встречавшиеся когда-то невероятно давно, в детстве. Обонятельная луковица, первичный центр обработки этой информации, расположен прямо по соседству с миндалевидным телом и с гиппокампом, которые для большего понимания можно назвать «центром эмоций» и «узлом памяти».
©Depositphotos
Начало запаха
Все стартует в момент взаимодействия летучего вещества с белковым хеморецептором. Некоторые соединения (такие как ацетон или спирт) быстро испаряются и имеют сильный аромат, тогда как другие (поваренная соль или железо) практически не пахнут. Легко понять, что температура, влажность и другие факторы будут влиять на количество летучих веществ, а их растворимость в воде или жирах делает их более доступными для рецепторов, расположенных в клетках обонятельного эпителия и покрытых защитными слизистыми выделениями. Клетки, которыми мы нюхаем, – это особые разновидности нейронов с теми же узнаваемыми, похожими на веточки отростками-дендритами, которыми они «собирают информацию». Именно поверхность дендритов, как новогодняя елка игрушками, усеяна белковыми рецепторами. Между ними вьются дендриты верхнего отростка тройничного нерва, чувствительного к болевым ощущениям. Так что если мы вдохнем нечто с опасно резким запахом – например аммиак – то уберем нос от пробирки так же быстро, как если бы обожглись.
Поддерживающие клетки обеспечивают структурную целостность обонятельного эпителия, а стволовые клетки – ресурс, благодаря которому рецепторные клетки могут постоянно обновляться. Здесь мы встречаем один из редких примеров того, как «нервные клетки восстанавливаются», то есть рождаются заново уже во взрослом организме. Нейроны обонятельного эпителия обновляются примерно каждый месяц. Все это выглядит чрезвычайно просто, а главное, не объясняет, каким же образом мы способны распознавать тысячи химических веществ и что такое запах?
Механизм работы обоняния / ©Википедия
Нюхающий мозг
На самом деле, эти вопросы оставались загадкой для науки вплоть до конца ХХ в. Несмотря на столетия поисков, настоящий прорыв случился лишь в 1991 году, когда Ричард Аксель и Линда Бак обнаружили обширное семейство, объединяющее около 3% всего нашего генома – около сотни генов, кодирующих белковые рецепторы обоняния. Но главное началось дальше, когда команды Ричарда Акселя и Линды Бак проделали колоссальную работу, которая позволила в общих чертах описать работу обонятельной системы и была оценена по достоинству, принеся ученым Нобелевскую премию в 2004 году.
В частности, ученые выяснили, что каждая обонятельная клетка несет рецепторы лишь одного типа, чувствительные к похожим друг на друга веществам, хотя и с разной степенью. И каждая клетка отправляет сигнал к своему, строго определенному крошечному участку обонятельной луковицы – первичного центра обработки «запаховой» информации в мозге. Дальше сигналы поступают на обонятельные клубочки (гломерул). Их нейроны возбуждаются одновременно, но с разной силой, создавая схемы активности (паттерны), которые мозг и связывает с соответствующим ароматом.
©Depositphotos
На фоне слуха, а тем более зрения, обоняние человека выглядит довольно бледно. В самом деле, если сравнивать, например, с собаками, то обонятельных рецепторов у нас на порядки меньше. Но и недооценивать нюх человека тоже не стоит. Эксперименты, поставленные на добровольцах в Университете Беркли, показали, что те способны указать направление на источник запаха, расположенный на расстоянии в 10 м, даже с завязанными глазами и закрытыми ушами. А недавно группа судмедэкспертов предложила официально использовать запах преступников в качестве одного из приемов их опознания.
Смутный запах способен сбить нас с толку и навеять полузабытые воспоминания; особенную власть, которую имеет над нами обоняние, замечал, наверное, каждый. И дело тут, конечно, в мозге: обонятельная луковица относится к лимбической системе, которая анатомически – и функционально – находится на самой границе между древнейшим стволом мозга и его высшими, молодыми отделами. Сюда входит и миндалина, дирижирующая нашими эмоциями, и гиппокамп, сохраняющий ассоциативные воспоминания. Выраженный запах в сочетании с ярким эмоциональным переживанием наверняка сохранится в памяти: обонятельная луковица – ближайшая соседка гиппокампа. Ну а поскольку большинство запахов мы впервые встречаем в детстве, то именно детские воспоминания всплывают чаще всего.
Обонятельный нерв и опорная клетка / ©Википедия
Химики и парфюмеры
Сильное влияние, которое оказывают на нас запахи, привлекает интерес не только нейрофизиологов. Маркетологи и рекламисты используют их для привлечения публики, и аромат «Макдоналдса», различимый издалека и так и манящий заглянуть в ресторан, – это неспроста. Запахи свежеиспеченного хлеба или шоколада, сладостей или дымной мясной корочки можно приобрести в виде спреев. Особого запаха стараются добиться дизайнеры в салоне автомобилей премиум-класса. Некоторые крупные модные марки имеют собственные «брендированные» запахи, к которым всячески приучают своих клиентов.
Не обошли своим интересом ароматы и силовые структуры. «Вонючие бомбы», содержащие в целом безвредные, но исключительно дурно пахнущие вещества, используются в качестве нелетального оружия армиями и полицией в США, Израиле и других странах. При разгоне толпы они безопаснее водометов и светошумовых гранат, а при необходимости удержать людей подальше от опасной (например заминированной) территории куда эффективнее надписей «Осторожно!». Упрощенные версии таких игрушек можно купить в магазинах розыгрышей.
Средством защиты и нападения служит запах американским скунсам. По бокам от анального отверстия у этих млекопитающих расположены выходы парных желез, выделяющих секрет с невероятно отвратительным запахом. Его основной компонент – производное меркаптана – способен раз и навсегда отпугнуть любых хищников, включая человека. Стойкий аромат продержится несколько дней – кстати, впоследствии эти соединения разложатся и при чрезвычайно сильном разведении превратятся в популярные ароматические компоненты, имеющие запах мускуса.
Но, конечно, настоящий бизнес на запахах делается в совсем другой области. Парфюмерия – искусство, известное с древнейших времен. Первым парфюмером, чье имя сохранила история, был мастер Таппути из Междуречья. Модники и модницы Древнего Египта и Рима, Китая и Нубии использовали выделения желез африканской виверры, мускусные секреты европейской и азиатской кабарги и, конечно, порошки, экстракты и вытяжки ароматных растений. Сегодня этот процесс требует куда более серьезной работы химиков. Но затраты окупаются: некоторые престижные ароматные композиции продаются по цене дороже золота, но не переводятся модники и модницы, готовые их покупать.
Масла, духи и все-все-все
Ароматные масла – самые концентрированные из видов парфюмерии: фактически это просто «чистая смесь», получаемая прессованием, возгонкой или другими способами напрямую из растения или другого источника, растворенная в 98%-процентном спирте. Добавляя спирт, из них получают продукты постепенно понижающейся концентрации: духи (parfum) содержат 25% ароматического масла; парфюмерная вода (eau de parfum) – уже 15–18%; туалетная вода (eau de toilette) – 10%; наконец, дезодоранты (eaux de cologne), а также всевозможные гели, шампуни, освежители – еще меньше.
Дело вовсе не в какой-то особой жадности производителей парфюмерии: спирт, испаряясь, быстро разносит с собой запах, делая его не только мягче, но и позволяя легче ощущаться. «Носить» каплю чистого ароматического масла – все равно что ходить с громко играющими колонками на плече. Разбавление позволяет ослабить это ароматное звучание и различить в нем отдельные аккорды, которые даже называются в парфюмерии похоже – «нотами».
Верхние ноты проявляются уже через несколько минут после нанесения. Их стараются сделать необычными, яркими, чтобы привлечь внимание к ароматной композиции, которая через 3–4 часа раскроется «нотой сердца», более медленными, спокойными и насыщенными оттенками, обычно цветочными или цитрусовыми. Как правило, описывая какой-нибудь любимый аромат, женщины указывают именно на эти ноты в его спектре. И, наконец, 4–5 часов спустя после нанесения парфюма проявляются его базовые ноты. Они «звучали» и до того, но создавали низкий (обычно мускусный или древесный) фон для ярких аккордов других ароматов, и лишь через некоторое время, когда львиная доля остальных веществ уже улетучилась, базовые ноты проступают в полную силу.
Жасмин, лаванда или роза – все это понятные компоненты для приятного запаха. Но как насчет окаменевших фекалий?.. Аромата мокрого дерева-плавника? Некоторые популярные парфюмерные композиции содержат и не такое. Гирацей (высохшие выделения похожих на кроликов африканских даманов) входит в состав Montecristo Mascue, кастореум («бобровая струя», которой те метят территорию) – в Dior Diorama, а уж амбру (вещество, скапливающееся в пищеварительном тракте кашалотов) использует великое множество весьма дорогих ароматов.
Masque Montecristo / ©YouTube
Ароматный бизнес
По данным проекта Daily Finance, стоимость аромата, который мы приобретаем в магазине, на 40% состоит из наценки самого продавца, 20% – наценки производителя, в среднем 16% уходит на налоги и сборы, 10% на упаковку и флакон, 12% – на маркетинг, рекламу и оплату звезд, рекламирующих аромат. И только оставшиеся 2% – это цена самой драгоценной жидкости. Но самое интересное скрывается, конечно, в ней.
Первыми к созданию нового аромата приступают маркетологи, которые готовят «бриф», описывающий задачу парфюмерам и химикам. Как он должен звучать? Какие мысли навевать? Должен ли он быть дерзким или томным, дорогим или доступным? Все это решается прежде всего, и под эти задачи парфюмеры подбирают компоненты, опираясь на собственные знания и опыт, на справочники и таблицы. При этом приходится оценивать не только уместность того или иного вещества, но и его доступность для производителя, стоимость и другие факторы.
Стеллаж с парфюмерией / ©wikipedia
Ароматные летучие вещества в составе парфюмерных композиций не слишком химически стойки. Поэтому флаконы для них часто изготавливаются не только с плотно притертыми крышками, но и непрозрачными. Это позволяет оберегать недешевое содержимое от окисления кислородом воздуха и от протекания фотокаталитических (стимулированных светом) реакций. Теоретически более долгого срока хранения можно добиться, держа их в холодильнике, но на практике это не столь важно, и уже при комнатной температуре в хорошем флаконе парфюм «продержится» не меньше пары лет.
Нередко химикам удается выделить новые вещества, которые их коллеги также берут на заметку. Различные комбинации смешиваются в разных пропорциях и в разной концентрации. Иногда приходится опробовать десятки и сотни вариантов, подбирая нужную композицию, которая раскрывается в нужной последовательности нот. Эффектный аромат – всегда результат долгой и кропотливой работы. Но иногда немного вдохновения и удачи дают куда больший результат, вдыхать который – сплошное удовольствие.
naked-science.ru
Как развивалась парфюмерия.
Парфюмерия в современно мире имеет гигиеническое и косметическое назначение. Духи, туалетные воды называются парфюмерными изделиями. К парфюмерным изделиям относятся освежители воздуха и кондиционеры, предназначенные для придания приятного аромата белью. Ценность изделия зависит от качества его запаха.
Когда появились духи
В IV тысячелетии до нашей эры люди открыли для себя мир ароматов. Первые духи создавались путем сожжения различных трав, смол, растений, древесины. Процесс происходил во время ритуальных действий в честь богов. Полученные таким непривычным для современного человека способом ароматы считались священными. Дым, исходивший от компонентов древних парфюмов называли per fumum (лат. яз.). То, что аромат может приносить удовольствие вначале стало известно древним римлянам. Духи в те времена использовали аристократы, причем, не только для ароматизации одежды и приема ванн, но и придания приятного аромата жилищу.
С шестого по одиннадцатое столетия парфюмерия как наука изучалась преимущественно монахами. Делали они это в садах закрытого типа, где самостоятельно выращивали необходимые растений и цветы. Примерно в 15 веке парфюмерии нашлось применение на праздничных мероприятиях. Египтянки сделали духи средством, помогающим добиться мужского внимания.
Падение Римской Империи стало причиной торможения активного развития парфюмерного дела. Новый виток в популяризации ароматов произошел в XII веке благодаря развитию международной торговли. Семнадцатый век стал периодом, когда духи получили широкую славу. Во Франции даже появились ароматизированные перчатки (1656 год), а замок Людовика XV был полностью пропитан ароматной жидкостью.
Настоящая эволюция парфюмерии началась уже после окончания Французской революции, когда парфюмеры и перчаточники прекратили совместную деятельность. В 1608 году появилась первая фабрика, занимавшаяся только производством парфюмов. Располагалась она во флорентийском монастыре, носившем название Санта-Мария-Новелла. Работали над созданием ароматов монахи-доминиканцы, а помощь им оказывали разные знатные особы, в том числе сам Папа Римский.
Первый, состоявший из травяной смеси одеколон попал во Францию в 18 веке. Он пах лимоном, розмарином и бергамотом, а использовался по назначению и не очень: им ароматизировали ванны, вещи, мебель и делали клизмы. Предшественницей стала «Кельнская вода», появившаяся благодаря французу, торговавшем
у пряностями и специями. Ароматное произведение получило название в честь города, в котором было придумано− Кельна.
Духи хранились в разных, не специальных упаковках, а в 1765 году на территории Франции построили фабрику, специализацией которой стало производство упаковочных коробочек. Чуть позже появилась специальная стеклянная тара, предназначенная для хранения ароматных жидкостей. Первыми поставщиками флаконов из стекла стали производители Francois Coty и Rene Lalique, Baccarat.
Появление парфюмерии, которая известна в наши дни
Основателями той парфюмерии, которую люди знают сейчас, стали сразу три бренда: Carоп, Guerlain, Coty. В те времена ими руководили Э. Дальтоф, Ж. Герлен и Ф. Коти. В результате их сотрудничества появилось несколько основных теорий создания парфюма, что сделало производство духов искусством. В 1910 году произошло объединение модельного и парфюмерного бизнеса. В 1911 году выпуск ароматов приурочили к появлению линии модной одежды. Автором идеи стал П. Пуаре, продолжила развитие тенденции Коко Шанель. Ароматы стали составляющими имиджа.
Первый популярный аромат синтетического происхождения появился в 1921 году. Произошло это во Франции и стало толчком к появлению нового вида парфюмерии – дизайнерской. В Америке парфюмерное дело развивалось немного медленнее (с 1950 года), потому первые дизайнерские духи американцев увидели свет лишь в 1960 году.
Франсуа Коти стал первым парфюмером, рискнувшим соединить в единое целое натуральный и искусственный ароматы. Самым известным результатом его экспериментов стал «Шипр», превратившийся в основу очень большого количества парфюмерных композиций. В 1950 годах французские парфюмеры создали мужские духи. Спустя 20 лет появилась линия одежды, которую «сопровождали» качественные, но доступные по цене ароматы. Обе линии назывались pret-a-porter, только к духам шла приставка de lux.
В восьмидесятых появились амбровые духи: тяжелые и мало востребованные. В девяностых годах запахи стали натуральными, нежными, очень приятными. В них чувствовались нотки зеленых листьев, цветочных полей, морских волн, сладость ягод и свежесть цитрусовых фруктов. Очень популярными стали парфюмы наполненные фруктовыми нотками. В конце 20 века наибольшее распространение получили запахи манго, ананаса, смородины, апельсина.
В наши дни парфюмерная промышленность продолжает неустанно развиваться, выпуская дорогие и не очень, хорошо знакомые и эксклюзивные ароматы.
vbutike.net
Урок истории: 3 неизвестных факта об ароматах — Наука о красоте — Красота и здоровье — Beauty EDIT
1. ГДЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ ПЕРВЫЕ АРОМАТЫ?Есть несколько теорий о происхождении ароматов, в равной степени упоминаются жители Месопотамии, персы и египтяне. Первым известным «парфюмером» считается женщина-химик по имени Таппути (Tapputi), которая жила во II тысячелетии до н.э.
Почти четыре тысячи лет назад в Египте люди использовали аромат везде: и для религиозных обрядов, и для погребальных ритуалов. Можно упомянуть Нефертума, который считался богом растительности, парфюмерии и ароматов в египетской мифологии. Чаще всего Нефертум изображается в виде юноши с цветком лотоса на голове, божественным растением, символом плодородия и процветания. В наше время лотос — один из распространенных ингредиентов для духов. Есть легенда, что бог Ра появился из первозданного цветка лотоса, который вдохнул в него жизнь.
Еще одними почитателями парфюмов были персы, они использовали ароматы как символы политической власти. На изображениях царей можно найти парфюмерные флаконы. Так и продолжалось, пока греки и римляне не захватили Персию: с приходом новой власти создание ароматов стало восприниматься как искусство. Этот «тренд» пошел по всему миру, и уже в 1190 году достиг до Франции, где парфюмерное искусство росло промышленными масштабами и превратилось в дорогостоящий бизнес.
2. КАКОЙ БЫЛ САМЫЙ ПЕРВЫЙ АРОМАТ В МИРЕ?Развитие парфюмерной промышленности в разных странах шло по разному. Типов ароматов было множество. Но венгры стали первыми, кто сделал парфюм на основе спирта и масел. Такой подарок был преподнесен королеве Елизавете Венгерской в XIV веке. Этот парфюм назывался венгерской водой (Hungary Water), а главными нотами были розмарин, мята и мелисса. По легендам он обладал омолаживающими свойствами и помогал королеве сохранить красоту.
3. КАКИЕ ПАРФЮМЕРНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ САМЫЕ ДОРОГИЕ?Самые дорогие и ценные духи изготовлены из абсолютов масел, концентрированных и масляных смесей, экстрагированных из растений или цветов. Натуральные ингредиенты — самые ценные: жасмин, болгарская роза, уд, мускус и ирис. Самый дорогой в мире ингредиент — серая амбра, которая образуется в пищеварительном тракте кашалотов, как бы странно это не звучало. Высокая цена ингредиента связана с тем, что естественный источник потерян, например, удовое масло, или добывается не в сезон, как мадагаскарский иланг-иланг.
Для создания ароматов мы в Oriflame используем только высококачественные ингредиенты со всего света. Хочешь узнать подробнее? Приглашаем в парфюмерное путешествие!
www.oriflame.ru
Как рождается парфюм: удивительные факты
Автор книги «Аромат и ниспровержение: век соблазнительных ароматов» и просто фанат парфюма Барбара Герман погружает читателя в сексуальную и гендерную историю духов. Писательница делится весьма занимательными фактами из истории создания классического парфюма. Мы приводим несколько фрагментов из этого сочинения:
Создатели парфюмерного бренда Dana хотели, чтобы их дебютный парфюм Tabu (1932) напоминал аромат распутной женщины
Парфюмерная компания Dana сделала необычный заказ создателю аромата Tabu Жану Карлесу, а именно «создать парфюм, которым бы душилась проститутка».
Классический парфюмер Жак Герлен обладал похожими представлениями об идеальном парфюме
Однажды создатель классического парфюма Shalimar (1925) Жак Герлен заявил: «Духи должны напоминать запах промежности моей любовницы».
Для создания парфюма часто используют вещества из ануса животных
Чтобы придать таким духам, как Shalimar “интимные нотки”, парфюмеры добавляли в них такой ингредиент, как цибетин, источником которого является задний проход похожего на мангуста животного цибетты.
Создателей парфюма Bandit de Robert Piguet вдохновили женские трусики
Аромат Bandit (1947) был создан бывшей моделью и лесбиянкой Жермен Селье, а побудил ее к этому показ мод Роберта Пиге и запах трусиков манекенщиц. Парфюм обладает ароматом мха и кожи. Также будет создан аромат и для мужчин.
В 20-х годах вместо того, чтобы выкурить сигарету, женщины могли просто побрызгать на себя сигаретный парфюм
Аромат духов Habanita (1925) от Molinard – это фактически аромат сигарет. Раньше образ курящей женщины считался порочным и морально опустившимся, а парфюмерный дом Molinard добавил к образу еще и нотку декаданса. Получились специфические духи с табачным акцентом.
Духи создаются не только для человеческого тела
Например, парфюм Zibeline от Weil был создан исключительно для того, чтобы душить им меха.
Содержимое желудка кита является залогом успеха нового аромата
Амбра – воскоподобный парфюмерный ингредиент, который ценится дороже золота. Он образуется в результате раздражения слизистой желудка кита, после чего выбрасывается в море и прибивается к берегу, где его находят и продают парфюмерным фирмам. Амбра как хорошее вино: чем дольше она плавает и окисляется на солнце, тем лучше становится его аромат.
Бобры вырабатывают химическое вещество с фруктовым запахом под названием «бобровая струя»
Этот ингредиент образуется из брюшной железы бобра и используется для создания группы кожаных ароматов, а также может встречаться в виде натурального ароматизатора малины и клубники для конфет и мороженого. Такой фруктовый запах бобры выделяют для маскировки.
Участник группы Роллинг Стоунз Кит Ричардс использует женские духи как дезодорант
Ходят слухи, что Кит Ричардс освежает свои подмышки исключительно «самым дорогим из когда-либо созданных» парфюмов Joy от Patou (1931)
Животные усиливают природный и эротический аромат человеческого тела
Ингредиенты животного происхождения в прошлом использовались, чтобы подчеркнуть натуральный запах тела, который считался эротически манящим и сексуально притягательным. Это идет вразрез с предположением, что парфюм задумывался как способ отбить неприятные запахи людей, которые не принимают ванну.
http://www.fresher.ru/2013/12/13/kak-rozhdaetsya-parfyum-udi...
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
naucaitechnika.ru