Ответы на вопросы: Святой Дух. А и осипов что такое святой дух


Профессор А. И. Осипов. Ответы на вопросы: Святой Дух

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версияOsipov

- Объясните подробнее, что такое дух и Дух Святой? Я имею в виду не что-то магическое, а в реальной практике нашей жизни.

- Бог есть Дух, и Он не связан ни пространством, ни временем. Более того, апостол Иоанн Богослов говорит: "Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8), вот что есть Дух Святой. Дух не подобен некоторой материальности, которая пронизывает все как закон тяготения. Часто не могут понять, что дух - это не материальная субстанция. Это есть, выражаясь нашим языком, - состояние. Но это опять не то слово. Простые вещи можно почувствовать, пережить, но они невыразимы языком. Например, как вы слепому объясните, что такое зеленый цвет? Можете до бесконечности приводить аналогии из музыки, из тактильных ощущений, но он не сможет понять, что такое зеленый цвет. Его можно только увидеть. Так и дух есть первичная реальность, которую описать словами невозможно. Истинное, здоровое, нормальное состояние человеческого духа - это богоподобное состояние любви ко всем. Но это не состояние моих чувств, которые сейчас есть, а через минуту прошли. Это не мимолетное состояние, не увлеченность, не вспышка. Это свойство очищенной души.

- Дух Святой - самостоятельная ипостась Святой Троицы, но Он исходит от Отца и спокланяем Сыну. Как это соединить?

- Мы хотим говорить о том, о чем лучше бы молчать. Для нас закрыта и душа ближнего. Бог постигается не напряжением рассудка, поскольку нет таких понятий и слов, чтобы выразить относящееся к Нему. Мы пытаемся коснуться природы Того, Кто принципиально отличен от нас.

Ум человека рождает мысли. Мысли и ум имеют определенный дух. И дух - это реальность! Каждая книга имеет свой дух, каждый дом, семья, народ и каждая эпоха имеют свой дух.

Одного журналиста спросили, как бы он охарактеризовал современную жизнь, он сказал: "Это эпоха лжи". Так что дух - это реальность, хотя его, правда, не пощупаешь.

В книге святителя Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа, тело" есть много интереснейших примеров, связанных с попыткой изъяснения, что же такое дух. Так, одному погруженному в состояние транса медиуму дают галстук и спрашивают: "Скажи, чей это галстук". Тот берет его, смотрит, а потом в ужасе отбрасывает и дрожащим голосом произносит: "Это галстук того, кто повесился на нем в тюремной камере".

С каким удовольствием вы возьмете вещь любимого человека и не прикоснетесь к вещам того, кого терпеть не можете.

Дух - это реальность, он присущ нашему уму и мыслям. На основе своего опыта мы можем по аналогии говорить и в отношении Бога.

- В Библии часто кроме слова "душа" упоминается "дух человеческий". Какая разница между духом и душой?

- Эти слова употребляются и как синонимы, и с различным смыслом. Святые Отцы тоже толкуют их по-разному, некоторые духом называют высшую часть души, а иногда под духом разумеется ум. Немного отойдя от этих различных точек зрения, попытаюсь сказать, что понимается под духовным состоянием человека.

Духовность человека определяется тем идеалом, к которому он стремится, той последней, окончательной целью, которую ставит перед собой человек. Цели могут быть различны. Кто-то ищет богатства, другой - славы, третий - правды, истины, смысла жизни. Духовность человека определяется характером его веры. Некоторые верят во всякие предрассудки, например, в число "три шестерки". Придет такой человек в гардероб, а ему дадут номерок шестьсот шестьдесят шестой, и все - он обомлел от страха. Бедные люди, чем только себя не мучают, какими идеалами, какими нормами. Поэтому-то антихрист придет как совокупность всех страстей, когда люди страсти примут за добро.

Духовность человека определяется той конечной целью, к которой он стремится. Душа обладает рядом свойств, таких как ум и воля, а духовность, дух - это состояние, направленность души.

Многозначность понятий "дух" и "душа" не имеет существенного значения, главное, чтобы направленность была верная. Поэтому мы говорим, что духовный человек весь устремлен к Богу. Это значит, что он ищет жизни по совести и евангельским заповедям. И это прекрасные заповеди: относись к другому так, как хотел бы, чтоб к тебе относились; снисходи к немощам и недостаткам других; не осуждай никого, ты ведь не хочешь, чтобы осуждали тебя; покажи пример кротости, воздержания, миролюбия. Духовность человека определяется степенью стремления и степенью приобретения всех этих качеств.

Для нас важно не столько понятие духа, сколько понятие духовности. Да избавит Бог, чтобы она была направлена на искание хвалы человеческой, на честолюбие, тщеславие, гордыню и тому подобное.http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/06/02/otvety_na_voprosy_svyatoj_duh/

pokrov-fond.info

Осипов А.И.: - А что же такое святость?

- Святость - это причастность Духу Святому, которая в земных условиях колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Она - не птичка, которую ловец поймал в клетку - и всё в порядке. Нет. Это постоянное наблюдение за своим ветхим человеком, бодрствование сердца, трезвение ума в молитве и богомыслии, подобное той бдительности, в которой пребывают защитники осажденной крепости. Но как халатность стражей нередко оборачивалась поражением войска, так и в истории христианства бывали случаи, когда подвижники, достигшие очевидных благодатных даров (прозорливости, чудотворений), но оставив бдительность над своими мыслями и чувствами, падали и погибали. Другие так и не поднимались выше чистоты детского уровня. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Святой Макарий Великий говорит, что... встречаются души, соделавшиеся причастницами Божественной благодати... – вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном в отношении к тому состоянию, которое требуется и доставляется истинным подвижничеством.... В монастырях употребляется о таких преуспевших старцах изречение свят, но не искусен, и наблюдается осторожность в советах с ними». Чем же святость отличается от спасенности? Подавляющее число православных христиан замечают лишь свои самые грубые нравственные падения, большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни красоты его души, ни силы страстей своих, ни блага бесстрастия и радости жизни в Боге. Однако только познание всего этого свидетельствует о том духовном совершенстве человека, которое именуется в Церкви святостью, и которое приобретается лишь правильной духовной жизнью. Большей частью состояние святости сопряжено с чрезвычайными дарами Духа Святого, прежде всего, любви ко всем людям - добрым и злым, независимо от их убеждений, веры, нации и проч., непрестанной молитвы покаяния и благодарения, особой духовной радости, мира Божия, который превыше всякого ума (Фил. 4:7). Проявляются нередко и другие дарования: исцеления, прозорливости, провидения будущего, но эти дары у святых мало чтимые, в отличие от язычествующих христиан, ищущих более всего именно чудес, исцелений и предсказаний. К сожалению, сейчас жажда всего этого стала чуть ли не эпидемией в нашем народе, и активно подпитывается массовой «церковной» литературой, из которой можно точно узнать к какому святому или перед какой иконой нужно молиться, чтобы получить всё необходимое в этой жизни. Всё это является одним из ярких показателей плачевного духовного состояния народа, выходящего из огня атеизма и попадающего нередко в полымя язычества. Церковь канонизируют и некоторых не достигших бесстрастия, чистоты душевной, но это делается из благоговения к их ревностной жизни или подвигу смерти за Христа, как, например, мучеников. Здесь, правда, всегда есть опасность поддаться мирским критериям оценки человека, придав значение его внешней деятельности и превратить святцы в пантеон, где «святыми» являются славные земли: цари, князья, иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема, которая, возможно, скоро и станет актуальной. Каков путь святой жизни? Начинается она с внимания к своей нравственной жизни, к своему внутреннему состоянию: стремлениям и чувствам своей души и их сопоставления с заповедями Евангелия, с образом и поведением Самого Христа. Это сопоставление открывает человеку внутри его странный и до того неведомый ему и не очень-то симпатичный мир внутри себя. Оказывается, в нас, с одной стороны, присутствует устойчивое чувство, что мы добрые, умные, справедливые и т.д., одним словом - хорошие, праведные. И потому, конечно, и в голову не придет, что мы можем оказаться где-то вне Царствия Божия. Где-нибудь в уголке, в самом маленьком уголочке, но, конечно будем там! Пусть не с великими святыми, но все-таки в Царстве Божьем. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, не изменял жене (мужу), не нарушаю законов – а что еще нужно?! Право слово, святой да и только - осталось лишь живьем канонизировать. С другой, несколько присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам, отношениям к друзьям и недругам, и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, начинаем видеть и нечто прямо противоположное. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не объедаться, - и столько еще этих «не могу», что от моей хорошести ничего не остается. Даже когда делаю, кажется, доброе дело и то оскверняю его тщеславием, расчетом и проч. Слушаю общую исповедь с огромным перечислением грехов и 99% в ней моё. То есть, вижу, я ни в чем не соответствую Евангельским нормам жизни. Остается одно - воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это видение и является началом правильной духовной жизни. Оно снимает с меня розовые очки и открывает очень далекую от чистоты реальность моей души. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской. Но это лишь начало пути, ведущего к святости. На нем еще много серьезных вопросов, без правильного понимания которых христианину грозят большие бедствия: как молиться, как подвизаться, как совершать добрые дела, как соблюдать церковные установления о посте, молитвенных правилах, посещении богослужений, принятии Таинств и т. д.? Важнейшим из них является, конечно, вопрос о молитве, ибо она - главнейшее делание христианина. Только в молитве осуществляется духовный контакт человека с Богом.

avs75.ru

Ответы на вопросы: Святой Дух

- Объясните подробнее, что такое дух и Дух Святой? Я имею в виду не что-то магическое, а в реальной практике нашей жизни. - Бог есть Дух, и Он не связан ни пространством, ни временем. Более того, апостол Иоанн Богослов говорит: "Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8), вот что есть Дух Святой. Дух не подобен некоторой материальности, которая пронизывает все как закон тяготения. Часто не могут понять, что дух - это не материальная субстанция. Это есть, выражаясь нашим языком, - состояние. Но это опять не то слово. Простые вещи можно почувствовать, пережить, но они невыразимы языком. Например, как вы слепому объясните, что такое зеленый цвет? Можете до бесконечности приводить аналогии из музыки, из тактильных ощущений, но он не сможет понять, что такое зеленый цвет. Его можно только увидеть. Так и дух есть первичная реальность, которую описать словами невозможно. Истинное, здоровое, нормальное состояние человеческого духа - это богоподобное состояние любви ко всем. Но это не состояние моих чувств, которые сейчас есть, а через минуту прошли. Это не мимолетное состояние, не увлеченность, не вспышка. Это свойство очищенной души.- Дух Святой - самостоятельная ипостась Святой Троицы, но Он исходит от Отца и спокланяем Сыну. Как это соединить? - Мы хотим говорить о том, о чем лучше бы молчать. Для нас закрыта и душа ближнего. Бог постигается не напряжением рассудка, поскольку нет таких понятий и слов, чтобы выразить относящееся к Нему. Мы пытаемся коснуться природы Того, Кто принципиально отличен от нас.

Ум человека рождает мысли. Мысли и ум имеют определенный дух. И дух - это реальность! Каждая книга имеет свой дух, каждый дом, семья, народ и каждая эпоха имеют свой дух.

Одного журналиста спросили, как бы он охарактеризовал современную жизнь, он сказал: "Это эпоха лжи". Так что дух - это реальность, хотя его, правда, не пощупаешь.

В книге святителя Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа, тело" есть много интереснейших примеров, связанных с попыткой изъяснения, что же такое дух. Так, одному погруженному в состояние транса медиуму дают галстук и спрашивают: "Скажи, чей это галстук". Тот берет его, смотрит, а потом в ужасе отбрасывает и дрожащим голосом произносит: "Это галстук того, кто повесился на нем в тюремной камере".

С каким удовольствием вы возьмете вещь любимого человека и не прикоснетесь к вещам того, кого терпеть не можете.

Дух - это реальность, он присущ нашему уму и мыслям. На основе своего опыта мы можем по аналогии говорить и в отношении Бога.

- В Библии часто кроме слова "душа" упоминается "дух человеческий". Какая разница между духом и душой? - Эти слова употребляются и как синонимы, и с различным смыслом. Святые Отцы тоже толкуют их по-разному, некоторые духом называют высшую часть души, а иногда под духом разумеется ум. Немного отойдя от этих различных точек зрения, попытаюсь сказать, что понимается под духовным состоянием человека.

Духовность человека определяется тем идеалом, к которому он стремится, той последней, окончательной целью, которую ставит перед собой человек. Цели могут быть различны. Кто-то ищет богатства, другой - славы, третий - правды, истины, смысла жизни. Духовность человека определяется характером его веры. Некоторые верят во всякие предрассудки, например, в число "три шестерки". Придет такой человек в гардероб, а ему дадут номерок шестьсот шестьдесят шестой, и все - он обомлел от страха. Бедные люди, чем только себя не мучают, какими идеалами, какими нормами. Поэтому-то антихрист придет как совокупность всех страстей, когда люди страсти примут за добро.

Духовность человека определяется той конечной целью, к которой он стремится. Душа обладает рядом свойств, таких как ум и воля, а духовность, дух - это состояние, направленность души.

Многозначность понятий "дух" и "душа" не имеет существенного значения, главное, чтобы направленность была верная. Поэтому мы говорим, что духовный человек весь устремлен к Богу. Это значит, что он ищет жизни по совести и евангельским заповедям. И это прекрасные заповеди: относись к другому так, как хотел бы, чтоб к тебе относились; снисходи к немощам и недостаткам других; не осуждай никого, ты ведь не хочешь, чтобы осуждали тебя; покажи пример кротости, воздержания, миролюбия. Духовность человека определяется степенью стремления и степенью приобретения всех этих качеств.

Для нас важно не столько понятие духа, сколько понятие духовности. Да избавит Бог, чтобы она была направлена на искание хвалы человеческой, на честолюбие, тщеславие, гордыню и тому подобное.

http://www.russned.ru/stats/1189

ruskline.ru


Смотрите также