Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным.Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса. Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: • искусство; • религия; • философия. Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. 30. Гегель Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Исходным методологическим принципом его доктрины явилось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система", — подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика. Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диалектику единственно истинным способом познания. Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе. "Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета". Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права — единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности. В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. "Истиной в философии называется соответствие понятия реальности". Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету. Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства. "Наше произведение, — писал Гегель в "Философии права", — поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть..." Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно". В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля вызвало прямо противоположные интерпретации. Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы — противопоставления естественного права положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью". Гегель продолжал использовать термин "естественное право", однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Представлять себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным". Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву. Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной свободы", — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью. Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. Первая ступень — абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц". Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. Основное внимание в этом разделе "Философии права" уделено обоснованию частной собственности. Признавая неограниченное господство лица над вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных актах победившей буржуазии. Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. "В природе вещей, — писал он, — заключается абсолютное право раба добывать себе свободу". Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым. Вторая ступень в развитии идеи права — мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные, предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. Третья, высшая, ступень осмысления права человеком — нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство. Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства". Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью — государством. Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны. С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха. Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении законности". Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной конституционной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное "я хочу". С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство— это шествие бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю". Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху. В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией. Кант Воздействие идей Руссо, французской революции заметно сказались на учении о государстве. Государство, по мнению Канта, — это объединение людей в рамках правовых законов. Его цель — соблюдать и обеспечивать действие принципа «справедливости для всех его граждан, отсюда гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским» (Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963—1966. Т. VI. С. 289). От Руссо Кант принимает идею народного суверенитета, согласно которой законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В условиях ее попрания со стороны тирана его низложение справедливо, однако со стороны подданных «в высшей степени несправедливо» путем революций добиваться своего права. «Против законодательствующего главы государства, — пишет Кант в «Метафизике нравов...», — нет правомерного сопротивления народа <...> Малейшая попытка в этом направлении составляет государственную измену <...> изменник может караться только смертной казнью, как за попытку погубить свое отечество». Такая тенденция государственно-правовой теории, при всей своей противоречивости, в сущности, реализовала основные принципы радикального либерализма, генетически связанного с политико-юридическим мышлением, подготовлявшим великие события Франции 1789—-1794 г. Как свод категорических требований к властям, она тяготела к форме революционного ультиматума, но личностные установки Канта как политического мыслителя противостояли этому смыслу. Он высказывался тоном просителя, обвиняя тоном верноподданнейшего советника. Неотъемлемой частью государственно-правового учения, как и всей философской системы Канта, является концепция о неизбежности вечного мира. Согласно этой концепции, развитие общества как единого организма осуществляется в направлении к всеобщему правовому гражданскому состоянию, к некой идеальной республике, а впоследствии, к союзу народов и вечному миру. История человечества для Канта это область, которую еще «предстоит завоевать для Царства моральных целей», человечество неизбежно приближается к постижению тайны провидения. Именно им поддерживается механизм природы, совершенствующийся по общим законам целесообразности. Категорические императивы морали и права, внедряясь путем просвещения, воспитания через сознание отдельных лиц, призваны преобразовать историю в единый технологический процесс в сторону торжества морали. И назначение развития человеческой природы «заключается именно в этом движении вперед, к будущему великому государственному объединению, упразднению войн, к вечному миру», несмотря на то, что пока нет никакой почвы для этого и пока «господствует не право, а только сила». Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой. Рассматривая отношения права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, значит, поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других. Подобного рода отношения не являются полностью нравственными, поскольку вступающие в них индивиды руководствуются не велением долга, а совсем иными мотивами – соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется "полный антагонизм". По определению Канта право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: .наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. В практико-идеологическом плане данное определение созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту. megalektsii.ru Абсолютный дух проходит через многие стадии, но всегда возвращается к самому себе, превращается в конечное единство. То, что находится в конце, на самом деле было в начале. Как у древних греков: спираль времени. Что такое философия? Обратимся к истокам. Аристотель: философия – это созерцание ради созерцания, логика ради логики. Чистое абсолютное знание. Философия не имеет практического применения. Ей это и не требуется, философия не нуждается в практической проверке. Философия движется путем умозрения. У Гегеля это высшая ступень умозрения. Одно из слабых мест – нельзя абстрагироваться от опыта, наука движется только с помощью логики разума. Важно, насколько теория завершена, представляет собой замкнутый круг. Любая теория должна иметь завершение, закругляться, иначе теория просто не окончена. Приглашает последователей закончить. Пока не будет возврата к началу, теория не завершена. У Гегеля всего по три, и каждый завиток возвращается к началу и всего по три. Теория Гегеля завершенная окончательно и бесповоротно. Если дополнять, то будешь гегельянцем. Хайдеген, Гергибор (?) – вскарабкавшись на плечи Гегеля, свое что-то прокричали. Гегель, сам оказавшись в конце идеи, сформулировал конечную задачу и вернулся к началу. Сам конец определил, сам явился этим концом. Учение довольно простое. Главный принцип - диалектика, наука об изменчивости. Первый заговорил о ней Платон. Диалектика – движущая душа любого научного развертывания мысли. Принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость. Закон диалектики – из единства выходят противоположности, которые потом опять соединяются в единство. Закон абсолютен, действует для всех, это закон разума. Любое понятие содержит в себе два начала: начала: общее и частное. Изначально они соединены в вещи, затем в нечто иное. Два начала взаимно исключают друг друга. Общее всегда отрицает частное во имя общего, частное отрицает общее во имя частного. Следовательно, они отрицают связь между собой. Значит, отрицают сами себя. Частное – это не общее, общее это не частное. Друг без друга общее и частное существовать не могут, так как они часть одного целого, понятия. Пример человек: нечто общее (альтруистическое) и нечто частное (эгоистическое). Так у Гегеля двойное отрицание. Отрицание отрицания (ОО). О.О. неизбежно приводит к позитиву. Поэтому 2 противоположных начала должны соединиться в третьем, более высоком, что позволит их совместить или направить противоречие в положительное русло. Если по-другому, то получится абсурд. Иначе получится, что человек распадается на молекулы. Чтобы два начала уживались, необходимо, чтобы ОО приводило к позитиву. С помощью логики приходим к такому выводу. 1. Духовный мир (субъективный дух) человека состоит из трех элементов: субъективный дух (низший), проявляется как душа, естественная форма. Постепенно человек противопоставляет себя миру и начинает его отражать. Появляется сознание. С помощью сознания человек осмысливает окружающий мир и начинает осознавать свое место. Сознание приводит к появлению разума – истинного духа. Субъективный дух: душа – сознание – разум. Разум встает в трех формах: · дух теоретический (познание) · практический (влечение) · свободный (самоопределяющаяся воля) свободная воля – высшее проявление субъективного духа. Потом дух мир переходит к 2. объективному духу – главное начало – свобода, деятельность воли во внешнем мире. Воля – практический разум, действует во внешнем мире. Объективный дух также содержит идеи противоположности - общее (воля может действовать по собственному усмотрению) и частное (воля всегда имеет цель, направлена на что-то). Воля свободно переходит от мысли к действию, ничем не связана. Выбирая между мыслью и действием, воля остается сама собой (это формы). Воля объединяет и то и другое, это не 2 + 2, а именно 4, мысль + действие = воля. Воля выбирает сама различные способы поведения. Способность выбора – есть свобода воли. Поэтому все обладающие волей сознают себя свободными. Цель воли – осуществление своей свободы во внешнем мире (это право). Право складывается из трех элементов: · формальное право (право в узком смысле) – проявление личной свободы – отдельные индивиды действуют, вступают во взаимные отношения. Принцип: обладай правосубъектностью и уважай ее у других. Запрещается посягательство на свободу других людей. Во внешнем мире свобода человека проявляется в действиях - у Гегеля это собственность. Человек присваивает себе вещи, другие должны это право соблюдать. Главное – проявить свою волю по отношению к этой вещи. Потом Гегель будет делить народы на исторические (создали государство своей волей) и неисторические. Нет воли – нет собственности. С присвоенной вещью человек может делать все что угодно. · проявление личной свободы - по договору вещь переходит из собственности одного к другому. Сначала договор, потом переход права собственности. Неисполнение договора – это посягательство на собственность другого. · неправда – отрицание свободы другого, сама по себе является проявлением свободы. Неправда сама себе противоречит и потому должна быть отрицаема. В ответ на неправду требуется правомерное насилие. Источник неправды – в воле правонарушителя. Наказание – направлено на отрицание воли нарушителя. С помощью этого восстанавливается право. Возмездие соразмерно тяжести содеянного. Гегель указывает на то, что наказание направлено на побуждение воли нарушителя, в воле должен быть восстановлен закон. Это вполне необходимое требование разума. Если наказание направлено на волю правонарушителя, то переходим к следующей ступени – мораль. Мораль – область внутреннего самоопределения воли. Внешние факторы не действуют. В этой области воля определяет себя по отношению к действию – вина. Воля признает только сознательное свое действие. И свободное. · Вина является первым проявлением · Цель – то к чему воля стремится · Личное благо – люди стремятся к общей цели · Добро – общая цель, к которой стремятся люди. Общее благо иногда в противоречии к личной цели · Обязанность – человек обязан действовать по общему закону. Личное уступает общему. В каждом случае человек решает, что является его обязанностью. Решение принимается с помощью совести (центр нравственного мира человека), она решает что надо, что не надо – высшее проявление воли морали (содержит противоположности: совершить добро или зло). Совесть не соответствует в полной мере идее добра. Изменчива, идея добра зависит от человека. Следовательно надо искать нечто более высокое. Нравственность: единство формального права и мораль достигает полного совершенства. Идея добра как общей цели проявляется в системе законов и органов власти. Человек обязан выполнять именно эти законы. В законах выражается и разумная воля. Законы – начала свободы и общего блага. В исполнении законов, следовании свободе человек достигает удовлетворения и удовлетворения потребностей, личных конкретных. Выполнение законов – не только обязанность, но и право. В нравственности права и обязанности соединяются. Сколько прав – столько и обязанностей. В наличии взаимности происходит формирование нравов. В основе нравов – добродетель. Соответствие качеству личности требованиям нравственности. Схожесть нравов людей – дух нации. Складывается нравственный юридический союз. 3. абсолютный дух – проявляется в союзе, который создается между людьми с одинаковыми нравами. Нравственных союзов три: Семья – на отношениях естественных, природных, основана на чувствах любви. Естественное соединение людей – духовное единство, сознательное действие. Цель – дети, их воспитание. Дети вырастают, создают свои семьи. Между ними отношения гражданского общества. Гражданское общество – основной элемент: личность с потребностями и интересами, частные отношения, хозяйственные, экономические. Общая система потребностей, их удовлетворение – разделение труда, общество удовлетворяет ВСЕ свои нужды. Движется к цели. Несколько состояний: · Земледельческое · Промышленное ремесленники купцы · Правовое (общее, господствует над всеми, охраняет труд, защищает человека, в этом состоянии устанавливаются законы, преступления влекут за собой наказания.) Появление суда, который применяет закон к отдельным случаям, но одного суда недостаточно, нужно следить за безопасностью, порядком – полиция. Защитные элементы общества. Нужна внутренняя связь в обществе – корпорации. Цехи, ремесленники. У каждой свои собственные интересы. Третий нравственный союз государство – полное осуществление нравственной идеи. Государство - цель, а не средство. Раз оно цель, оно имеет духовную власть над человеком. Только в государстве человек достигает высшего назначения. Обязанность человека быть частью государства. В этом же союзе человек находит полную реализацию свободы и своего права. Полное воплощение свободы и права только в государстве. Государства строятся из трех ветвей власти: · Законодательная – низшая. Принадлежит народу · Правительственная – исполнительная · Власти последнего решения – князя, правителя, царя. Государство абсолютно полновластно, полновластие принадлежит госву как единому организму. Наиболее полно и наиболее явно может реализовать единый организм – человек. Государства существуют не сами по себе, а в мире, есть другие, наличие правоотношений – договор – основа международного права. Договоры могут нарушаться, приводят к войне, к гибели государства. Вместо него новое, круговорот. Государство - договор - война - гибель. Абсолютный дух принимает свою форму, исторические и неисторические народы (волю свою не проявили), государство наиболее полное и яркое выражение абсолютного духа. 38. Политико-правовые взгляды Б. Констана Б. Констан (Лекция) «Начала к политике» Ограничения у власти: 1) Общественное мнение 2) Разделение властей 3) Общественное мнение не может узаконивать произвол. § Человек сам и может и должен определить, насколько закон является правильным Теория разделения властей (5 ветвей): Он делит законодательную власть на две: 1. Верхняя палата (аристократическая, наследственная) 2. Нижняя палата (выражает общественное мнение) 3. Исполнительная 4. Судебная 5. Королевская – нейтральная (гарантия того, что они не объединятся) § Каждая власть самостоятельна, но пятая сдерживает. § Считает, что Великобритания приближается к данной модели § Ответственность правительства § В абсолютной монархии и республиках – связана с революцией § В других – мирно § Необходимо наследственное сословие. В том числе для поддержания власти короля, иначе она будет держаться на силе. § Наследственные пэры нужны для поддержания порядка. § Будет эффективно, если создано историей Нижняя палата Виды собственности Функционирование государственного механизма. Существует необходимость эффективной работы правительства => министры должны быть абсолютно компетентны Основания ответственности: О недобросовестной деятельности судить должны народные представители (верхняя палата) Выступает за федеративное устройство (не позволяет узурпировать; региональная власть может осуществлять наиболее эффективные меры на своей территории). Общефедеральная власть – общие полномочия, в местности – региональная власть, абсолютное верховенство. Однако, такое устройство обязательно ведет к распаду. Политико-правовые взгляды Б. Констана (25 окт 1767 – 8 дек 1830)(Дополнительные материалы) Анри-Бенжамен Констан де Ребек родился в Швейцарии, обучался у частных преподавателей в университете Эрлагена в Баварии и в университете Эдинбурга. В течение своей жизни он провел много лет во Франции, Швейцарии, Германии и Англии. Во время второй половины Французской революции и между 1815-1830 гг он активно публиковал свои работы и участвовал в политической деятельности. Он заседал в Палате Депутатов, нижней палате парламента Франции. Он был одним из самых красноречивых ораторов и лидером левый либеральных оппозиционеров, известный как индепенденты. Будучи либеральным автором, он в духе англо-саксонской традиции видел в Англии практический образец свободы, реализуемой в рамках большого общества. Он выделял «свободу древних» и «свободу современных». Свобода древних – это общая, республиканская свобода, которая предоставляла гражданам право прямо влиять на управление государством посредством дебатов и голосований на публичных собраниях. Чтобы поддерживать такой уровень участия, требовалось много времени и сил, что налагало на граждан тяжелые моральные обязательства. Поэтому было необходимо наличие рабов, которые бы занимались производительным трудом, в то время как граждане могли бы спокойно совещаться на своих собраниях. Свобода древних также могла существовать только в относительно небольших обществах, где людям проще собираться в одном месте для проведения таких собраний. Свобода современных, напротив, была основана на гражданских свободах, господстве закона и свободе от чрезмерного вмешательства государства. Прямое участие граждан в управлении государством в таких условиях ограничена, во-первых, большим размером современных государств, во-вторых, тем, что в таких государствах нет рабов и практически каждый должен сам зарабатывать себе на жизнь. Поэтому вместо прямого участия, граждане выбирают представителей, которые бы заседали в Парламенте от их имени, поскольку тогда отпадает необходимость постоянного участия граждан в управлении. Констан подвергал критике некоторые аспекты Французской революции и неудачи, сопутствующие социальному и политическому подъему. По его словам, французы пытались навязать древние свободы современному государству. Он также утверждал, что свобода требует наличия границы между личной жизнью человека и публичной властью. Восхищаясь благородным духом тех, кто хотел восстановить государство, но одновременно удивлялся их наивной вере в то, что за 2000 лет потребности людей не изменились. По его мнению, современное население совсем отлично от того, которое существовало во времена этих «древних свобод». Он даже утверждал, что при большой численности населения, человек никак не может повлиять на управление государством, независимо от формы правления. Отрицательное отношение Констана к тирании выразилось и в его критических работах о французском мыслителе Жан-Жаке Руссо и о Габриэле де Мабли. Эти влиятельные французские авторы, по мнению Констана, перепутали власть со свободой и одобряли любые средства расширения влияния власти. Реформаторы использовали за образец древние государства, управляемые силой, и построили самую настоящую тиранию под именем Республики. Констан также подчеркивал губительную природу якобинского террора. Он утверждал, что именно террор отпугивал людей и порождал новых тиранов, таких как Наполеон. К тому же, Констан считал, что в современном мире торговля важнее войны. Он порицал воинственность Наполеона, потому что считал, что она не соответствует нуждам современного общества. Современное общество, в отличие от древнего, по его мнению, - это общество мирно сосуществующих народов. Констан считал, что последствия Революции может пережить только практически достижимая «современная свобода», а не «древняя». Он утверждал, что конституционная монархия лучше подходит для поддержания «современной свободы», приводя в пример Англию, пережившую Славную Революцию 1688 г. Он работал над проектом «Дополнительного акта» 1815 г., превращающим правление Наполеона в современную конституционную монархию. Французскую конституцию 1830 г. можно рассматривать как воплощение многих идей Констана: наследственная монархия, существующая наряду с избираемой Палатой Депутатов и Палатой Лордов, в которой исполнительная власть осуществлялась министрами. Таким образом, Констан произвел большой, хотя и косвенный вклад в развитие французской конституционной традиции. Констан также разработал новую теорию конституционной монархии, в которой королевская власть должна быть нейтральной, обеспечивающей баланс других, «активных» ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Это было значительным достижением по сравнению с теорией, доминировавшей в английской науке, согласно которой король должен быть главой исполнительной власти. По замыслу Констана, исполнительная власть должна быть поручена Совету (или Кабинету) министров, которые, хотя и назначаются королем, но несут ответственность перед парламентом. Король, однако, не должен быть чисто номинальной фигурой, как это было в Англии. Он должен был иметь множество полномочий, включая право назначать судей, распускать Парламент, назначать новые выборы, назначать лордов, принимать решения об отставке министров. Однако король не имел бы права выбирать политический курс или управлять его реализацией, поскольку это бы входило в полномочия министров. Эта теория была буквально воплощена в Португалии (1822) и в Бразилии (1824), где король (император) был прямо наделен «координирующими полномочиями», а не руководил исполнительной властью. Среди других идей Констана можно отметить идею о «новом типе федерализма», которая была серьезной попыткой децентрализации управления во Франции посредством передачи некоторых полномочий выборным муниципальным советам. Это предложение было реализовано в 1831 г., когда такие советы были созданы. 39 Политико-правовые взгляды Ф. Гизо. Ф. Гизо Занимает среднее положение между легитимистами и революционистами § Абсолютное повиновение. § Парламент: 2 палаты (т.к. общество делится на аристократическое и простонародное) § В выборах участвуют все. Избираемые должны быть немногочисленны и хорошо известны. § Существует ценз для пассивного голосования. § Выборы должны быть прямые. Предпочтительно открытое голосование, но может быть и закрытое. § Уважение естественного неравенства людей. § Наивысший элемент – Монарх. Власть едина. § Не нейтрален. Имеет опору в парламенте. § Ограничение монарха – оппозиция. § Министры – власть получают от короля. Король безответственен, обладает правом роспуска. § Конституция государства – договор между различными партиями. poisk-ru.ru Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин)- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее развитии, как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей. Главная идея учения о бытие Гегеля – отождествление бытия и мышления. Результатом чего становится выводимое Гегелем философское понятие «Абсолютная идея», являющееся исходным пунктом его философии. Абсолютная идея – это: - единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; - Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Мировая душа в философии Гегеля: Мировая душа или абсолютный дух — в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. Абсолютная идея существует вечно и независимо от природы и человека. В своем движении она проходит три ступени: Логика Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития. Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя. Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика. Философия природы Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне и времени и пространства. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю кору материальности как чего- то низшего. По мнению Гегеля, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. «Философия духа» Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. – труд посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития. -Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе» . Действительная свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем носило прогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков. Раскрытие абсолютного духа в истории: Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис. Раскрытие абсолютного духа в природе: субъективный дух (антропология, феноменология, психология) Антропология - это наука о душе, еще во многом зависимой от материи, и в своих действиях человек здесь остается «природным существом». Феноменология - это наука о развитии сознания, т. с. души, которая теперь обрела способность самоотражаться. Сознание вступает в борьбу с телесностью, субъект воздействует на объект и через различные феномены познания стремится к истине. Психология объединяет учения о душе и сознании, о субъективном и объективном в развитии самой субъективности. Здесь складывается учение о личности, начинаемое Гегелем снова с вопроса о созерцания, а завершаемое проблемами влечения и счастья. объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) абсолютный дух (искусство, религия, философия) cyberpedia.suГегель о культуре, как о саморазвитии Абсолютного Духа. Абсолютный дух гегель
Философская система Гегеля. Понятие абсолютного духа. — МегаЛекции
Проявление этого Абсолютного духа Гегель видит во всем.
Гегель о культуре, как о саморазвитии Абсолютного Духа. — КиберПедия
Смотрите также