Святитель Феофан Затворник письма - О духовном руководителе. Бодрости духа и крепости тела


Целебные напитки для крепости тела и бодрости духа

25.06.2017 Целебные напитки для крепости тела и бодрости духа

Не секрет, что наши мудрые Предки бережно заботились о своём здоровье и здоровье окружающей среды, так как одно непосредственно перетекает в другое. Ели только полезную природную пищу, а пили чистую, живую воду и различные целебные напитки из трав, ягод и мёда, которые умели должным образом приготовить. 

Самая полезная пища, это естественная пища региона, в котором проживает человек. То же самое можно сказать и о питие. Травы садовые, дикие, цветы пахучие - всё сгодится для приготовления напитков, дарующих здоровье, силу и бодрость духу и телу.

Сбитень

Сбитень долгое время (примерно до конца XIX в.) на Руси пили вместо чая и кофе.

Считается, что сбитень берёт своё название от глагола «сбивать» поскольку приготавливался в двух раздельных сосудах. В одном настаивался мёд, а в другом травы, и непосредственно перед употреблением содержимое сосудов смешивалось — «сбивалось», откуда и произошло название «сбитень».

Существует и такое мнение: одно из значений глагола «сбивать» синонимично «соединять, уплотнять», а «сбитень», по существу, представляет собой концентрированный (уплотнённый) напиток, состоящий из нескольких ингредиентов. Состав и способ приготовления (в 2-х сосудах или более) варьируется в зависимости от рецептуры изготовителя.

Приготавливали сбитень в самоварах. Существовали стационарные «сбитенные курени», которые располагались в многолюдных местах города. Роль прилавка играло большое окно, пробитое в стене дома. Уличные торговцы сбитнем носили за плечами особый сосуд с этим горячим напитком, обёрнутым тёплой материей, чтобы он не остывал.

Травы для сбитня

Если вы хотите приготовить самый вкусный сбитень, то полезные травы для него нужно собирать своими руками, или покупать (принимать в дар) от хороших людей, которые с травами обращаются бережно, с любовью.

При сборе трав важно травку не обидеть, говорить с ней, просить поделиться немного её листочками, и никогда не срывать её полностью. Когда вы идёте собирать травы не на своём приусадебном участке, а в поле или в лес, то нужно ещё поприветствовать духов того места и попросить разрешение на сбор. Как духи леса/поля, так и травки, любят ласку и доброту и отвечают взаимностью.

Хорошо, когда есть своё место, где растения и духи, их оберегающие, знакомы с собирателем трав и рады его приходу.

Список трав (листья, цветки): Иван-чай (кипрей), таволга (лабазник), смородина, малина, черника, брусника, мята, мелиса, котовник, яснотка, липа, вишня (черешня), земляника (клубника), дуб, клён, ежевика, шиповник, шалфей, зверобой, крапива, чабрец, ромашка, клевер, бадан, лимонник, жасмин, иссоп, душица, лаванда, груша, вереск, змееголовник, фенхель, эстрагон.

Сбитень с чабрецом (тимьяном) является противовирусным и противомикробным. Запах этого душистого сбитня полезен для профилактики различных респираторных заболеваний.

Сбитень с розмарином спасёт от головных болей и вообще чудодейственен по своему эффекту. Розмарин богат эфирными маслами, содержащими массу минералов (кальций, фосфор, натрий, калий, цинк, магний, марганец), а также, витамины: А, В и С. Розмарин полезен при заболеваниях верхних дыхательных путей, облегчает астму. Его пьют при расстройствах нервной системы, при мигренях, а также для улучшения памяти. Розмарин улучшает цвет лица и укрепляет кровеносную систему.

Сбитень с имбирём и лимоном незаменим при первых симптомах простуды. Он бодрит, улучшает настроение и прогоняет начинающуюся простуду. Благодаря целебным свойствам имбиря, этот напиток способствует укреплению иммунной системы, очищает кровь.

Сбитень с мелиссой или мятой прекрасно подходит для снятия стресса и тревоги. Запах мяты успокаивает и повышает настроение. И мята, и мелисса способствуют хорошему пищеварению. Мелисса хороша в сочетании с лавандой и ромашкой.

Бодрящий сбитень с перцем даёт силы и энергию, очищает организм. Этот оригинальный по вкусу пряный сбитень подойдёт тем, кто любит острое — как в прямом, так и в переносном смысле. Чёрный перец убивает микробы, мёд придаёт сил. На один чайник понадобится 4 «звёздочки» кардамона, 3 гвоздики, 4 горошины чёрного перца, имбирь и корица по вкусу.

В сбитень можно, также, добавлять свежие, мелко порезанные апельсиновые корки.

Пряности, которые обычно используют для сбитня: корица, имбирь сухой и свежий, гвоздика, лавровый лист, перец горошком (разные виды), мускатный орех, кардамон. Количество специй вы определяете самостоятельно по вкусу. В сбитень добавляли до 25 различных трав, подходящих для травяных чаёв.

Зная свойства специй и чайных трав, вы можете экспериментировать по своему усмотрению и вкусу.

Способы приготовления

По-сыроедчески:

Смесь трав и специй поместить в термос, залить водой, нагретой до 40-60 градусов по Цельсию, дать настоятся несколько часов – можно оставить на ночь. Затем, смешать напиток с мёдом и лимонным соком, процедить и наслаждаться.

С завариванием трав:

В чайнике довести воду до кипения, но не кипятить. Затем специи и травы сложить в сотейник, залить приготовленным кипятком и подогреть, чтобы смесь начала закипать, но не кипятить. Затем снять с огня, укутать полотенцем и дать настоятся 15-20 минут. После того, когда ваша смесь с травами остынет до 40-60 градусов, добавить и размешать мёд, по желанию можно добавить лимонный сок.

Дополнительные рецепт приготовления сбитня:

Состав: листья малины, смородины, душица, зверобой – по щепотке, корня имбиря - 20 гр., мёда цветочного - 100 гр., листа лаврового - 1 шт., гвоздики - 1 гр., корицы - 1 гр., кардамона - 3 гр., воды - 1.5 литра. Способ приготовления такой же, как уже описан выше.

Ещё один древний рецепт приготовления сбитня:

Сначала подбираем травы, в сбитень добавляли до 25 различных трав, таких как: ромашка, листья малины, чёрной смородины, мята, корень имбиря, душица и липовый цвет и так далее…

Берём по щепотке, измельчаем травы и смешиваем в равных пропорциях. Заливаем горячей водой, закрываем крышкой и настаиваем сутки.

После того как травы настоялись, берём другой сосуд (желательно глиняный горшочек) и на 1 литр воды, кладём 200 граммов мёда. Настаиваем ещё 24 часа.

Смешиваем оба настоя в однородную массу и парим 3 часа, не нагревая смесь более, чем 45 градусов Цельсия. Как вы понимаете, раньше это делалось в Руской печи. Но на современной плите это тоже возможно сделать. Когда пройдёт нужное время, надо будет процедить сбитень и разлить по кружкам.

Сурья

Сурья - питный мёд, настоянные на открытом солнце в холодной ключевой воде травы с мёдом.

Сурица – это солнечная Богиня радости и света и является дочерью Даждьбога. Она и символизирует жизнь, и покровительствует ей. Богиня не просто является символом жизни, но и помогает продлить её. Сурица подносит своим детям божественный напиток жизни - сурью.

Приготовление

Мы знаем, что все самые полезные растения для человека растут в том регионе, где он живёт. Поэтому любые травы и цветы, садовые и дикие сгодятся для того чтобы приготовить этот напиток.

Вода для приготовляемого напитка должна быть Живой.

При приготовлении сурьи необходимо использовать силу мыслей и слов, а не просто смешать мёд и травы. Хотите исцеление, силы или знания – мыслите об этом.

Рецептов сурьи много, всё зависит от назначения, выбранных трав, их количества и количества мёда.

Травы и ягоды: череда, кислица, листья бадана, ягоды морошки, ромашка аптечная, облепиховый или липовый цвет, молодые листья репея (лопух большой), молодой золотой корень (родиола розовая), железница крымская (лимонник крымский)

Солнечная сурья:

Травы и ягоды просушить на солнце в течение дня, на ночь замочить живой водой. Повторить сушку и замачивание ещё два дня. Переложить в глиняный сосуд, залить ключевой водой и поставить на солнце. В конце дня вскипятить на костре. Пить горячим, перед сном натощак.

Можно воспользоваться таким рецептом: 

Заполняем 1/3 банки травами, заливаем ключевой или очищенной водой, добавляем мёда (150 грамм), накрываем тряпочкой и ставим на солнышко. Если погода жаркая, то листья можно убрать через два дня, если прохладно, пускай постоят чуть дольше. После того, как убрали листья нужно разлить напиток по бутылкам и плотно закупорив поставить в прохладное место до зимы.

Сурья на молоке:

18л воды, 4,5кг мёда, 400г ягодного гриба (или немытый изюм), 2л коровьего молока, настои кореньев.

Мёд развести в воде, добавить ягодный гриб, молоко и коренья, закрыть пробкой так, чтобы в процессе брожения мог выходить углекислый газ. На 3 дня поставить на солнце. Затем убрать в тёмное тёплое место, через 21 день, когда перестанут идти пузырьки, процедить и перелить в широкую бадью. Поставить в ледник на сутки для вымораживания. Снять образовавшуюся корку льда, добавить 0,5кг мёда, разлить по бутылкам, закупорить и убрать в холодное место на 3 дня.

Овсяный кисель

Плющенный овёс протомить в духовке до золотистого цвета. Переложить в чугунок, залить холодной водой и варить на слабом огня полчаса. Затем кисель осторожно слить с осевшей гущи в чистую посуду и дать ему остыть. Кисель должен иметь густоту сметаны. Можно добавить для сладости мёд.

  • Лечебный овсяный кисель просто незаменим при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, так как нормализует микрофлору, вызывая послабление, очищает толстый кишечник. 
  • Чрезвычайно полезен для печени (помогает даже при циррозе), желчного пузыря и поджелудочной железы.
  • А также при сердечно-сосудистых заболеваниях и гипертонии. Работа сердца улучшается, нормализуется пульс и давление приходит в норму.
  • Замечательно регулирует обмен веществ и ликвидирует последствия тяжёлых инфекционных заболеваний. Даже самые тяжёлые больные через три месяца отмечают значительное улучшение самочувствия.
  • Кроме того, овёс значительно улучшает состав крови и препятствует образованию тромбов.

А какую огромную благодарность выразит вам ваш организм за нормализацию иммунитета… Так как кисель создаёт условия для того, чтобы организм сам справился со своими недомоганиями и восстановил свою внутреннюю среду.

Ну, а здоровым любого возраста – самое время заняться профилактикой и начать варить лечебный овсяный кисель. Результат почувствуете вскоре – повысится выносливость, появится лёгкость и бодрость. Мозг станет лучше работать и вы даже выглядеть станете моложе своих лет.

Почему кисель делают именно из овса? Всё очень просто. Овёс содержит наиболее благоприятное соотношение белков, углеводов, жиров и, главное, витаминов группы В. А во время брожения живые ферменты пробиотических бактерий улучшают все перечисленные свойства.

Приготовление овсяного киселя

Предлагаем вам четыре варианта пропорций для получения концентрата лечебного овсяного киселя, которые перекликаются между собой. Основное условие здесь – готовить его в стеклянной или эмалированной, без сколов, посуде.

1. 500, овса на 1,5 литра тёплой кипяченой воды. Настаивать трое суток, накрыв салфеткой. По истечении этого срока размешать, процедить. Нужное количество концентрата довести до кипения при непрерывном помешивании.

2. Заполнить трёхлитровую банку на одну треть геркулесом или дроблёной овсяной крупой. Долить до плечиков охлаждённой кипяченой воды. Добавить 0,5 стакана кефира или пару кусочков чёрного, чисто ржаного хлеба. Оставить бродить на двое-трое суток.

По завершении брожения процедить в эмалированную кастрюлю через дуршлаг. Густую смесь промыть ещё два-три раза небольшим количество холодной кипяченой воды, которую выливать в кастрюлю. Теперь пусть отстоится 12-14-16 часов.

Не взбалтывая осадок, верхнюю жидкость слить. Получившийся концентрат перелить в банку – и в холодильник, накрыв крышкой. 

3. В этом рецепте другие пропорции. 200,0 овсяной крупы и 100,0 геркулеса на 1,5 литра воды. Добавить: корочку ржаного хлеба, или 0,5 кефира, или 1-2 столовые ложки сметаны. Также настаивать 2-3 суток. Процедить через дуршлаг с марлей и отжать, не промывая.

4. Этот концентрат готовится только из геркулеса. 700,0 хлопьев залить холодной кипяченой водой в трёхлитровой банке. Добавить 100, кефира. Дать перебродить двое суток. Процедить, отжать.

Будьте здравы i

 

© Методический центр «Древо Рода»

Для анонса взята картина А.Шишкина «Сурица».

Статьи, которые могут быть интересны: 

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

drevoroda.ru

Поза Воина (Вирабхадрасана) для крепости тела и бодрости духа! :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру

Поза Воина (Вирабхадрасана) для крепости тела и бодрости духа!

 «Поз Воина» насчитывается в разных школах йоги от 3 до 5. Мы расскажем сегодня об одной из важнейших по воздействию. Эта поза обычно называется «Вирабхадрасана-II» или «Поза Воина-2». По легенде, Вирабхадра («Благородный герой») был сильным, непобедимым воином, созданным первым йогином Шивой для борьбы с оскорбившим его врагом. Как бы то ни было, по своему воздействию эта асана очень благоприятно сказывается на здоровье и действительно придает бодрости и сил!

Это довольно непростая поза, т.к. несмотря на ее статичность, при неправильной отстройке она совершенно некомфортна, поэтому поза эта развивает и силу, и волю, и пытливость ума – согласитесь, очень ценные качества! На физическом плане, поза укрепляет все тело не хуже целого набора тренажеров! Специально она не «прописана» мужчинам, однако учитывая ее воздействие на Свадхистану (вторая чакра, центр сексуальности) и Манипуру (третья чакра, центр воли и решимости, управления людьми), а также ее общеукрепляющий и бодрящий эффект, она очень рекомендуется к ежедневной практике всем представителям сильной половины человечества.

Техника выполнения (см. также фото в нашей Энциклопедии):

  1. Встать в Тадасану (Позу горы), затем с выдохом сделать широкий шаг назад, на расстояние 120—125 см.,
  2. Передняя стопа «спотрит» вперед, задняя – под углом примерно в 45градусов внутрь. Поверхность обеих стоп не отрывать от пола;
  3. Крепко упираясь обеими стопами пол, согнуть переднее колено (максимум – до прямого угла 90% но не больше, колено не выдается перед стопой). Распределить вес так, чтобы положение тела было устойчивым. Начинающим допускается чуть поишире, не на прямой линии, расставить ступни в стороны (как бы «в шахматном порядке») для баланса;
  4. Тянуть копчик вниз, а лобковую кость – вверх, разворачивая таз и убирая «лордоз» позвоночника: это выпрямляет поясницу и усиливает ротацию бедра в тазобедренном суставе. Эта также поднимает поток энергии по позвоночнику;
  5. Вытянуть руки четко в стороны от воображаемой линии позвоночника;
  6. Вытянуть макушку вверх. Затем, сохраняя вытяжение шеи, повернуть лицо вперед;
  7. Сохранять асану в течение 30 секунд или более (увеличивать продолжительность постепенно), дыша ровно, осознанно, через нос. Можно закрывать глаза, чтобы лучше сконцентрироваться на ощущениях. Можно практиковать Уджайи-пранаяму («психическое дыхание»), тогда поза принесет еще больше спокойствия и центрированность. Затем выходим обратно в Тадасану, вытягиваемся в этой позе, и затем отдыхаем в Баласане («Позе ребенка») половину времени, проведенного в основной позе; если сильно устали (сильно участилось дыхание и сердцебиение) - короткая Шавасана.

Отстройка:Стопы: плотно прижаты к полу, положение устойчивое. Не отрывайте центр ступни.Ноги: переднее бедро по возможности параллельно полу, задняя нога выпрямлена в колене.Таз: раскрыт. Комфортно тянитесь корпусом от таза вверх, избегая сильного напряжения.Грудь: развернута в сторону. Сводите лопатки, раскрывая плечи назад и вниз.Позвоночник: не прогибайте поясницу вперед! При появлении прогиба – направляйте копчик вниз. Не запрокидывайте голову назад.Взгляд: мягкий, не гневный; лоб расслаблен, губы тоже.Эффект:«Вирабхадрасана II» принадлежит к позам йоги, значительно укрепляющим и вытягивающим мышцы ног, спины и живота. Йога в целом мало соприкасается с фитнесом, но именно эту позу хорошо делать после тренировки в зале (т.к. она вытягивает мышцы). Поза также восстанавливает подвижность суставов, убирает жировые отложения с талии и живота, укрепляет мышечную систему всего организма, тренирует выносливость и координацию. Расширение легких способствует их вентиляции и выведению токсинов. Освоение правильной работы в позе становится «ключом» к выполнению более сложных и силовых поз стоя (таких как Паривритта Паршваконасана и др.).

Тонкости и ошибки выполнения (см. также фото внизу в нашей Энциклопедии):Все тело должно быть в одной плоскости, в т.ч. таз держим плоско (для выравнивания тела можно вначале попрактиковать позу спиной к стене)! Руки в тонусе, но сильно не напряжены, плечи расслабляем - удерживая позу. Не уводите таз в сторону: заднее бедро не должно поворачиваться вперед; таз изначально жестко зафиксирован и остается в позе таким же (перпендикулярно линии рук).

Философия позы (внутренняя форма):Эта поза при неправильном выполнении очень дискомфортна. Если вы стаете в позу Воина и чувствуете, что стоять очень тяжело и «неудобно», обратите особое внимание на отстройку и типичные ошибки (см. выше). Идея отстройки тела в этой позе основывается на осях передачи веса (одно из ключевых понятий в корректном подходе к позвоночнику). Проще говоря, если вы выстроили позу так, что вес тела не «висит» на мышцах, а «свисает с костей» и «уходит в пол» – поза становится удобной и легко выполнимой.Мастера этой позы могут демонстрировать в ней сверхчеловеческую стойкость: их бесполезно будет толкать спереди, сверху, сзади, сбоку, и даже если на них в стойке залезает мужчина среднего веса – поза непоколебима как скала!

Помните, что это все же Поза Воина, и если вы стоите в ней еле-еле, покачиваясь – что-то выстроено не так! Очень полезно может быть для начала простоять в позе максимальное время, 3-5 минут, чтобы почувствовать неверную постановку отдельных элементов, напряжения в теле. Убирайте эти напряжения в дальнейшем. Наблюдайте, удобно ли положение коленей, плечей, ступней. Изучайте свои ощущения, положение суставов и костей, напряжение\расслабление отдельных мыщц. Анализируйте: что мешает, а что помогает удержанию позы в состоянии покоя умиротворенности? Как истинный Воин избегает ненужных битв, так и вы убираете напряжения в теле, которые не поддерживают форму позы. Никто не мешает вам поэкспериментировать, вставая поуже и пошире, разводя ступни чуть в стороны и т.п. Найдите такое положение тела, в котором вы действительно чувствуете себя непоколебимым, как скала! Настоящим подвигом будет найти в этой позе своего рода «глаз бури» - такое положение, в котором вы можете не сбивая дыхание (т.е. не напрягаясь) простоять 5-15 минут.

В этой позе интеллект включается в работу не меньше, чем тело, так что эта поза не банальна, к ней нужен вдумчивый подход. Настоящая мужская работа, настоящая йога! Успеха в практике. 

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

hanuman.ru

Для крепости тела и бодрости духа

Для крепости тела и бодрости духа Большая делегация Общественного совета при Красноярской митрополии побывала в центре реабилитации и социальной адаптации «Енисей» на дне открытых дверей. Поводом для его проведения стала презентация спортплощадки.

По пути в одно из отделений центра «Енисей», расположенное в Большемуртинском районе недалеко от деревни Юксеево, гости из Красноярска — общественники и журналисты — сделали остановку у источника Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Знаменитый хирург и епископ жил и работал в этих краях во время ссылки и, по свидетельствам очевидцев, часто брал воду из лесного родника для изготовления лекарств. Ребята из «Енисея» взяли шефство над источником, они поддерживают здесь порядок, рассказывают приезжим об особенном роднике.

Задержались красноярцы и у поклонного креста, установленного на месте разрушенного после революции храма.

Реабилитационно-оздоровительный комплекс центра, где нарко- и алкозависимым помогают начать новую жизнь, находится в красивейшем месте на берегу реки, среди зелёного леса. Трезвеющие живут в добротных деревянных корпусах, их день расписан по минутам: они работают над собой под руководством консультантов-психологов, трудятся, занимаются творчеством, физкультурой. После открытия здесь современной площадки с тренажёрами и оборудованием для баскетбола и футбола, выздоравливающие смогут полноценно развивать свои спортивные возможности.

— Эта спортивная площадка поможет физическому и духовному оздоровлению трезвеющих, — уверен протоиерей Сергий Рыжов, настоятель храма Святителя Луки в посёлке Большая Мурта во время освящения сооружения.

Освятив площадку, батюшка благословил всех участников реабилитации на восстановление и на добрые дела.

— Спортплощадка послужит не только тем, кто проходит у нас реабилитацию, но и позволит принимать команды гостей, устраивать состязания, — полагает Антон Мишин, директор по развитию центра реабилитации и социальной адаптации «Енисей». — Мы благодарны всем, кто приложил усилия к тому, чтобы площадка появилась: краевой администрации, выпускникам центра, нашим ребятам, силами которых мы выстроили сооружение в срок.

Специалисты центра «Енисей» рассказали гостям о своих достижениях за прошедший год.

— Мы рады, что сотни людей получают в нашем центре второй шанс на жизнь, на радость, на счастье, — делится Александр Назаров, генеральный директор центра «Енисей». — За последний год у нас прошли реабилитацию 47 человек, большинство из них участвовали в программах комплексной реабилитации и социальной адаптации. И всего лишь два человека вновь нуждаются в повторной реабилитации.

Александр Назаров рассказал о грантовом проекте помощи зависимым, которые направляются в центр от службы ГУФСИН, остановился на духовно-нравственном направлении работы.

— Большую помощь оказывает нам отец Сергий, он проводит лекции и беседы по истории отечества и истории православия. От него мы узнали, что недалеко от нас была церковь, которую уничтожили после 1917 года. Обратившись к архивам, установили место, где она находилась. И поставили там все вместе поклонный крест. После установки креста ребята говорили, что пережили удивительные благодатные ощущения.

В прошлом в центре «Енисей» стартовала инновационная программа социальной адаптации по сопровождению выпускников, развивается волонтёрство. Реабилитанты помогают детскому дому и школам района, вместе с общественниками ведут антинаркотическую работу среди красноярской молодёжи, развивают творческие способности.

В том, что талантов в центре немало, стало ясно уже после начала концерта, который хозяева устроили для гостей. Песни и стихи, сценки, футбольный фристайл и фокусы зрители принимали аплодисментами.

— У меня ощущение, что побывал на КВН и на музыкальном фестивале одновременно, — говорит член Общественного совета при Красноярской митрополии, депутат Красноярского горсовета Владимир Владимиров. — Оказалось, среди клиентов центра есть спортсмены, музыканты и другие интересные люди. То, что ребята стараются вырваться из зависимости и хотят начать жить нормально, вызывает уважение. Желаю, чтобы с Божьей помощью у них всё получилось.

Другой представитель Общественного совета при Красноярской митрополии — главный редактор газеты «АиФ на Енисее» Ольга Лобзина уже давно общается с сотрудниками и клиентами центра реабилитации.

— Я признательна руководителям центра за ту колоссальную работу, которую они проводят, чтобы помочь «потерявшимся» молодым людям обрести себя, — заметила она.

Ольга Григорьевна рассказала историю знакомства с «Енисеем»:

— Два года назад ребята из центра приняли участие в акции нашей газеты ко Дню Победы. Наша команда объезжала край, поздравляя ветеранов из отдалённых районов. В одном из экипажей был тогда ещё реабилитант, а сейчас выпускник центра Евгений. Только благодаря его настойчивости удалось добраться в посёлок Чиндат практически по бездорожью. Дважды пробивало колесо, возвращались, думали уже не рисковать, но Женя невозмутимо повторял: «Надо ехать». В итоге они встретились с фронтовиком, которому был 101 год, поздравили, записали его историю. Отрадно, что в центре поддерживают такие важные для всех нас патриотические темы. Убеждена, впереди у нас много совместных хороших дел.

Подобные мероприятия, на которых присутствуют представители власти и общественности, необходимы для развития гражданского общества, считает Наталья Сергеева, начальник ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю.

— На таких встречах мы может поддержать ребят, вставших на путь исправления, а они, в свою очередь, укрепятся в решении менять свои жизни, — отмечает Наталья Владимировна. — Хочу отметить и тот факт, что все граждане, проходившие реабилитацию здесь по направлению краевого ГУФСИН, не совершают повторных преступлений и не возвращаются к пагубным зависимостям. Этот факт не может не радовать.

КОММЕНТАРИЙ

Эдуард ЯГОВДИКОВ, руководитель отдела по взаимодействию с общественными организациями Красноярской митрополии:

— Сотрудничество с реабилитационными центрами — часть системной профилактической деятельности Общественного совета при Красноярской митрополии. С центром «Енисей» мы давно и эффективно работаем, реализуем совместные проекты, связанные с профилактикой химических зависимостей. Представители Совета находятся в постоянном взаимодействии с сотрудниками центра, специалисты центра, в свою очередь, участвуют во встречах со студентами, которые организует Совет, оказывают консультационную помощь. Уверен, это сотрудничество продолжится.

АКЦЕНТ

В реабилитационном центре «Енисей» побывала большая делегация Общественного совета при Красноярской митрополии: Владимир Владимиров, депутат красноярского Горсовета, Дмитрий Медвецкий, директор по общим вопросам АО «СУЭК-Красноярск»; Светлана Кутищева, учредитель антинаркотического волонтёрского движения; Ольга Лобзина, главный редактор газеты «АиФ на Енисее»; Наталья Сергеева, начальник ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю; Эдуард Яговдиков, руководитель отдела по взаимодействию с общественными организациями Красноярской митрополии; Максим Мухаметдинов, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Красноярской епархии.

20861576_461823287512936_2217546095457083445_o.jpg

20770327_1374413229274799_4662405686637711664_n.jpg20770380_1374413212608134_4324669690552307458_n.jpg20799004_1374413142608141_7054014263314606767_n.jpg20819226_461824207512844_3015159793377486761_o.jpg20819397_461826504179281_8556443508466698953_o.jpg20819697_461825000846098_3850676402612578089_o.jpg20841121_1374413295941459_7398218802707048898_n.jpg20819554_461825067512758_5988956125692730409_o.jpg20882163_1374413265941462_5003600760691286687_n.jpg20901517_461825157512749_4750261504928934977_o.jpg3R4YF_sitUo.jpgJ7XZ_HrTjas.jpgJBgC5kpre6c.jpgRFBdEaB0wZQ.jpg  

sobor24.ru

Сезонная депрессия. Психиатрия

Всё это — признаки настоящей осенней депрессии, которой по данным Всемирной Организации Здравоохранения, страдает каждый пятый.

Считается, что сезонным колебаниям настроения подвержены люди с «тонкой» психической организацией, а также все ослабленные стрессами, недовольные жизнью, не вполне физически и психически здоровые. То есть, увы, основная часть населения планеты. Это ежегодное осеннее недовольство собой и окружающей действительностью может быть разным — от лёгкого, не всегда фиксируемого чувства беспокойства до полной беспросветности и невозможности что-либо делать. В тяжёлых случаях выход один — обратиться к специалисту, не пугаясь слов «психотерапевт» или «психиатр».Но с более распространёнными вариантами (упадок сил, общая вялость, раздражительность и т.д.) можно бороться самостоятельно.

Подмечено, что осенью люди чаще болеют, причём не только простудными заболеваниями. У многих обостряются хронические болезни, возникают боли в спине, ломота в суставах, учащаются головные и сердечные боли, напоминают о себе желудочно-кишечные проблемы. Объясняется это тем, что с резким уменьшением светового дня, особенно в северных регионах, уменьшаются и дозы поступающей в организм солнечной энергии. Вот простые советы, которые помогут Вам обрести бодрость духа и крепость тела.

Как удлинить световой день

Всеми силами старайтесь скомпенсировать недостаток солнечного света. Резкое сокращение светового дня — одна из серьёзных причин внутреннего дискомфорта, влияющих как на нашу психику, так и на обмен веществ. Единственный способ продлить световой день — более полное использование утренних светлых часов. Совам, конечно, перестраивать свой режим сложно, но больше дневной свет взять неоткуда. Выходные следует проводить вне помещения. Хотя бы один день. Пусть не весь, пусть половину, но это должна быть полноценная прогулка, желательно за городом.

Цените каждый погожий осенний денек. Как только рассеиваются хмурые серые облака, не сидите дома перед телевизором: одевайтесь теплее и отправляйтесь на прогулку. Можно начать ходить в солярий. Но не переусердствуйте! Минут 5 — 10 в неделю вполне достаточно, не надо доводить себя до коричневого цвета.

В обеденный перерыв хорошо бы хоть минут на 15 выйти на улицу или просто посмотреть на небо. Следите, чтобы дома и на работе присутствовало достаточное количество света, позаботьтесь о максимально эффективном использовании дневного освещения.

Больше двигайтесь

Отлично, если это будет групповой вид спорта и желательно на свежем воздухе. Не стесняйтесь погонять мяч с детьми, вытащите на прогулку своего благоверного или подружку. А если вы воспримите осень как время для самосовершенствования и займетесь какими-нибудь оздоровительными комплексами, организм не замедлит вас отблагодарить хорошим самочувствием. В качестве такого «лекарства» годятся комплексы Тай Чи, Ци Гун, фитнесс, шейпинг, аэробика... Да что угодно, лишь бы приносило вам удовлетворение. Секрет успеха этих упражнений прост: при физической активности в нашу кровь выделяются эндорфины или, как их называют, «гормоны удовольствия».

Витаминные комплексы

В том случае, если снижение работоспособности вносит серьёзные нежелательные коррективы в ритм вашей жизни, попробуйте взбодриться различными природными стимуляторами типа травяных чаёв, фитобальзамов, китайского лимонника, отвара шиповника или настойки элеутерококка. И продолжайте есть, как можно больше свежих фруктов и овощей. Не тешьте себя надеждой, что летом вам удалось обеспечить организм витаминами на целый год. Знайте, что поступающие в организм витамины не откладываются про запас, а сразу же усваиваются, поэтому организму нужна постоянная витаминная подпитка.

Для того чтобы покрыть суточную потребность организма в витаминах, надо ежедневно съедать по 400 граммов фруктов и овощей. Если у вас это не получается, выручат поливитамины, продающиеся в аптеках. Прежде всего обратите внимание на достаточное содержание витаминов А и С. Осенью они вам особенно необходимы.

Окружайте себя красивыми вещами

После многообразия лета и цветового пиршества золотой осени нам так не хватает прекрасного! «Эстетический голод» — это не пустой звук. Вообще яркие цвета заметно поднимают настроение. Психологи даже доказали, что в ненастную погоду ярко-красный цвет поднимает настроение. Не брезгуйте яркими деталями в гардеробе, позвольте себе какие-нибудь забавные пустячки — весёленькую шапочку, варежки, шарфик. Купите загородную куртку какого-нибудь экстремально-яркого цвета, особенно если по долгу службы вы вынуждены носить тёмную консервативную одежду. Чаще ходите в театры и кино.

Осень — время худеть?

Осенью в организме происходит заметная перестройка. Например, если летом мы спокойно утоляли голод лёгкой пищей, то теперь хочется съесть что-то более тяжёлое и жирное, поскольку организм нуждается в тепле, а значит, ему требуются дополнительные калории. Не стоит этому противиться, так как, если вы будете совершать насилие над собой и вопреки своему желанию будете по-прежнему обходиться низкокалорийной пищей, ничего хорошего из этого не выйдет: у вас рано или поздно обязательно возникнет чувство внутреннего дискомфорта, на фоне которого начнет развиваться осенняя депрессия. Поэтому лучше расслабиться, забыв о всяких диетах, и есть то, что вам хочется, но, безусловно, в разумных количествах.

Это была традиционная точка зрения, но как ни парадоксально существует много людей, успешное похудение которых началось именно в промозглом, слякотном ноябре. При сокращении светового дня, когда, как нас убеждают умные книги, худеть невероятно трудно! Но факт остаётся фактом — людей, взявшихся за себя осенью, довольно много. Мало того, среди них немалый процент тех, кто добился успеха. Может, и вы окажетесь из их числа?

Чай и кофе — источник бодрости

Нередко для борьбы с осенней депрессией многие употребляют крепкий чай или кофе. Действительно, эти напитки бодрят. Главное — не злоупотреблять ими. Отказаться от крепкого чая и кофе следует только людям с больным желудком, печенью, почками, а также при аллергии. Чай и кофе им заменят контрастный душ, гимнастика, быстрая ходьба на свежем воздухе. Вообще, осень при всех её недостатках — прекрасное время года. Просто надо уметь им наслаждаться. Только осенью можно полюбоваться на буйство красок листьев, послушать тишину леса, пошуршать опавшей листвой, подышать целебным осенним воздухом. Не упускайте этот шанс.

medportal.ru

Святитель Феофан Затворник письма - О духовном руководителе

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Святитель Феофан Затворник. Письма. Часть 5

803. В ответ спорщикам о земном жребии праведников. Слово для долголетней труженицы и для вступающего в двери покаяния. О своей старости

Милость Божия буди с вами!

На вопрос, вам предложенный, ответьте: это решено в Евангелии, когда говорится об узком и трудном пути и о пути легком и просторном. Прочитайте, и решите, по какому идти, судя по тому, куда каждый приводит. Затем воззрите на небо, теперь уже довольно наполненное многими, шествовавшими по Евангелию, и рассмотрите, кто они, льготники или труженики. Каких там усмотрите, тем и подражайте. Так скажите и больше нечего говорить таким суемудренникам, и задирам, и спорщикам. Карточку я вам пришлю, и большенькую. Я плохо рассчел и мало заказал кабинетных, но еще есть.

Жду 5-й том "Добротолюбия", когда получу, вам пришлю, - и туда вложу карточку.

28 лет служения Господу! Сколько масличных ветвей! Сколько венцов! Какие палаты состроены там для вечного упокоения. Приветствую ее с такими надеждами. Да утверждает ее Господь все более и более в том же разуме и в тех же решениях. "Угодила ли?" Это Господь измеряет, но никому не сказывает, а только делом покажет в конце. Для нас же лествица восхождения определяется ступеньками нисхождения в самоуничижении и самоукорении: сии покрышки смирения, как это у нее и значится.

Благослови ее Господи ступать всегда сими словами!

Благослови Господи вашу поездку в... И успеха желаю вам в деле, ради которого отправляетесь туда. Кающемуся двери рая отворяются и объятия Отца Небесного простерты к нему. Не велико, если земные двери затворены и людские объятия и очи отворачиваются. Да укрепит его Господь в мужестве, с каким готовится он вступить в отложенные ему. Даруй ему Господи и благодушие. Если желаете знать что-либо о мне, то ведайте, что не словом только, но и делом старик: ослабел и телом и духом. Болезни никакой нет, а есть одно желание лежать и лежать, что я усердно и исполняю.

Это, впрочем, делается по совету гомеопатических врачей в книгах.

Желаю вам здоровья, бодрости духа и крепости сил.

1890 г.

 

804. О продолжении образования по отношению к делу духовной жизни

Письма к лицу искавшему спасения в скитском уединении М-ской С-кой пустыни К-кой губернии

Знание никогда не будет лишним грузом. Может быть опасение, не разбилась бы душа, живя четыре года среди молодежи, которая не всем своим составом будет одного с ним духа; это уж всегда так, но всегда также в среде ее бывают, не хорошие только, но и отличные юноши, умеющие хранить свою духовную жизнь в силе, не выдаваясь, при том, наружно. Для внутренней жизни, внешняя благоприятствующая обстановка полезна, но не безусловно необходима. Она может идти своим чередом, может и не благоприятствующее ей обращать в свою пользу. Руководителя подходящего трудно найти. Сразу положиться ни на кого нельзя. Остается, все искушающе, добрая держать. Указателем, чего держаться из искушаемого будет свой внутренний строй, письменные отеческие указания и постепенно прибавляющаяся своя опытность. Впрочем, пусть раб Божий N.N. предаст себя воле Божией и со слезами молит Господа: "пути Твоя, Господи, скажи ми". Прочитал бы он книжки: "Что есть духовная жизнь" и "Путь ко спасению" (и, пожалуй, "118 псалом"). Благослови его Господи! Вас все обременяют ходатайственными хлопотами. Помогай вам Господь! Вы добре рассудили, что это не есть напрасная трата времени, а напротив, должное его употребление.

То, что у нас такие иерархи многолетние и многоопытные, - есть честь и слава нашей иерархии. Их блюсти надо.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 1891 г.

 

805. Дается совет установиться на определенном образе жизни и предаться духовным руководителям с отсечением своей воли

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи ваш приезд в ... пустынь!

Теперь у вас о. архимандрит да о. духовник - два, справа и слева, блюдя вас, не дадут вам уклониться на неподобающую дорогу. Их вам и слушаться во всем надо. Их Бог вам дал. Я не могу быть вам указателем, потому что иначе могла бы исполниться на нас старая притча: слепец - слепца... Судя по тому, что вы рассказали про Афонские обстоятельства, мне думается, вы хорошо сделали, что не остались там. Теперь об этом вам уж нечего толковать. Решайтесь скорее. Неопределенность вашего положения не дает вам установиться в простых порядках обыденной жизни. От сего у вас и бывают томления, и тяготы. У вас нет впереди точки, куда все направлять, а когда решитесь, точка покажется. Тогда все туда и погонится, и как это должно занять всего вас, так, чтобы и вспять не было видно пустоты, то вам некогда будет скучать и томиться.

Если возьметесь усердно, то скоро и успехи пойдут, чуточные, но все след их будет отзываться внутри, и заохочивать, и пойдет дело ни шатко ни валко. Как ожидаете - все пойдет по маслицу, или что ни шаг, то ой - ой! Чем теснее будет в начале, тем лучше потом. Впрочем, во всем и Божия бывают мановения, и дорога настоящая пойдет среди всего сего, и справа и слева, и спереди и сзади, толчки и понукания. Спаси вас Господи. С своими планами и бывшими и теперь рассчитанными расстаньтесь с грубостью и, вдавшись в руки водящих, не встревайте в дело с предложениями своими, не лучше ли так, или этак. Я не был под руководством. Все сам и по-своему, и ничего из меня не вышло, из дряней дрянь. А вы, если хотите наконец явиться стоящим, - сразу и с первых шагов забросьте свою волю подальше.

Благослови вас Господи!

2 авг. 92 г.

 

806. Отрезанный ломоть. Скромный отзыв о своем духовном опыте

Поздравляю с подрясником!

День Преображения - светлый - полагает начало вашему внутреннему преобразованию себя. Благослови Господи начало, для успешного достижения и предположенной цели! И прямо в скиток. Мир за густым лесом. Не перетягивайте его к себе. Лес не дает возможности видеть что за ним, - и для вас открыто только небо. Не блуждайте же по земле, а привлеките к себе небо, и так близко, чтобы между ним и вашим скитком и линию повести нельзя было. Для сего все, что видит ваш глаз в скиту и около, облеките в духовный хитон, подражая святителю Тихону в его сокровище духовном от мира собираемом. Сделав это, вы ни на чем видимом и мгновения останавливаться не будете, а как только взглянете на что, тотчас от того будете переходить к созерцанию духовного его знаменования, которое вы дали ему, а от сего далее и выше, и будете всегда не на земле, а на небе. Если же не сделаете этого, то видимое будет всегда наводить вас на воспоминания мирские с утехами его и держать вас как в тумане в помыслах мирских, а к этому подладится и весь строй ваш внутренний. Родитель ваш - да благословит его Господь! - премудро отвечал вам - благословеньем вас. Что он ничего не помянул о свидании вашем с ним, - и это премудро; не хочет поднимать мирскую пыль и тину, оседшую у вас, и тем затруднить вас в начале новых шагов ваших. Вам и не следует тянуться к нему. Вы отрезанный ломоть.

Вспомните того подвижника, который, когда мать пришла повидать его, не соглашался выйти к ней, когда же настоятель уговорил его выйти к ней, он вышел, обратив к матери лицо, зажмурив глаза, и немного спустя возвратился в келию. Сейчас мне пришло на мысль, что вам, побывши немного в скиту, надо воротиться в обитель - и пройти там все послушания, какие обычно проходят все поступающие в монашество. Ибо надо все переиспытать, и всюду показать и послушание и разумность. Я думаю, Авва ваш и с вами так поступит, - иначе Вы останетесь необожженным кирпичом.

Приезжал Б-й, и, думаю, написал к вам и к о. игумену. Моя хата заперта, и никого не пускает. И он не прошел. Тоже бы и с вами было. Хорошо, что вы дома сидите, и устав прибыл на Вышу один. Нашли советника!! - Я и монастырской-то жизни не испытал и не знаю, а не только скитской. Какой это у Крылова есть стишок, - что заставлять пироги печь сапожника не совсем удобно.

30 авг. 92 г.

 

807. Безопасная пристань

Таким образом после долгого плавания вы благополучно вступили в безопасную пристань. Благослови Господи сие вступление ваше. Случалось ли вам встречать стихи: - "из-за облак месяц красный встал и смотрится в реке; сквозь туман и мрак ужасный путник едет в челноке. Вот уж берег видится ему, и он мечтает как вступить на твердую землю - встретить своих и проч. Как вдруг налетела волна, опрокинула челнок и путник пошел ко дну". Почаще вспоминайте этот случай.

Вы в скиту; - на один переход опередили прочее воинство. Но как Главнокомандующий при вас недалеко, то вам нечего бояться случайных превращений; при случае Он вас подхватит. Я писал, что вас следует посадить на монастырские послушания, чтобы обжечь как сырцовый кирпич, полагая, что вы вступаете с барского покоя. - А теперь вижу, что вы долго уже были в огне. Потому для вас должен быть другой черед, - и о. игумен очень мудро поступил, укрыв вашу ладью от начавших бить в нее волн. Да поможет вам Бог улаживаться с собою.

Вы правду говорите, что я смотрел на скит, как на жилище решительных отшельников. - Вы пишете, что заметили в монастыре иноков, кои кроются, чтобы не развлекаться. Вот таких я разумел кандидатов на скитское пребывание. Игумен же полагает, пусть наклевываются уединенники в скиту же, и тогда, как обнаружится у кого сильное влечение внутрь, отряжать его на задворик, который о. игумен имеет в мысли заготовить для них. Мои мысли оказались негожими, я и писал о. игумену, что делом не видал ни монастырской, ни скитской жизни, и пишу с ветру. Вот Преосвященный Ю-й прибудет, и будет для вас добрым и верным указателем всего подобающего. Вы предлагаете мне указать вам для скита старца опытного в настоятели. - Не знаю ни одного. - Где же я был и что видел? Все сижу на одном месте. Свой быт, т.е. помещение в скиту вы можете безопасно считать окончательно решенным. - Помогай вам Господи здесь же полагать прочные основы для дальнейшей жизни. Имеете благословение родительское, и преосвященного Т-го, - вот и преосвященный Ю-й благословит, и будете огороженны. Да поможет вам Бог.

В дополнение к тому, что вам будет толковать о. игумен, - ройтесь в книгах.

Ваш доброхот Е. Феофан. 22-го ноября 1892 г.

 

808. Благословение в Саров

К князю И.И. К-ву.

В Саров и пешком! Доброе дело, - Бог благословит! Запаситесь терпением! Не слушайте врага, который начнет вам внушать, чтобы бросили это дело, и с пути будет гнать, вместо Сарова, домой. Стойте и держитесь на своем. Помоги вам Господи! - Пишите. Буду отвечать.

Е. Феофан. 3 мая 1890 г.

 

809. Наставление ученику, желающему отправиться в Саров. Искушения. Товарищи

Милость Божия буди с вами!

Пиша к вам, что писал, я разумел все ваше намерение, и идти в Саров пешком, и вступить в обитель, чтобы спастись.

Прежде надо добраться до Сарова, а потом и другое дело сделать. Сие последнее - не вдруг бывает. Еще посмотрят на вас, гожи ли вы. И благословение матушки надо, которое, добравшись до Сарова, и потрудитесь испросить. Но из школы не увольняйтесь теперь. Это надо сделать, когда потребуется, из Сарова.

Не подумайте, что добраться до Сарова - простое дело. - Оно просто по виду, а не на деле. По пятам за вами пойдет враг, чтобы смущать душу вашу и расшатать ваше благое намерение. Смотрите, внимайте себе и не давайте хода этим смущениям, но тотчас их подавляйте. Тут же, как заметите, так и начинайте взывать к Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, пока внутри не восстановится тишина.

Враг всем будет смущать: и утомлением и ломотою ног, и неприятностями от людей, и страхами от зверей, - и всем. Держитесь! Если устоите, дальше легче будет. А если не устоите, то все расстроится начинание ваше. Помощь Божия будет сопутствовать вам, но она помощна борющемуся, а не поддающемуся первому удару искушения.

Господень и Божией Матери покров буди на вас. Мужайтесь!

Если попадется кто из нехудых, наверно, тоже шествующих в Саров, в Муроме или по дороге, это было бы не худо. Но смотрите сами. - Если случится это, и тот не одного с вами духа, не вступайте с ним в беседу. Пустая беседа разобьет голову и расшатает ваши решимости, и вообще не вверяйтесь, особенно сразу.

Когда доберетесь до Сарова, тут начнутся другие искушения - и со стороны поклонников, и со стороны монастырских, ибо не все, как следует, держат себя, - и эти всегда снаружи видны, а хорошие скрываются. Поэтому, не бросайтесь ко всякому, а держите себя особняком, одно дело исполняя, какое лежит на поклоннике: в церковь ходите и там благоговейно стойте и молитесь. Ни на кого не смотрите, как он молится, а себе внимайте. В номере своем сидите - думайте и читайте что-либо. Монастырь и что около монастыря после осмотрите, а теперь только духовным заняты будьте. Только к о. Серафиму на колодезь сходите, и почаще просите его принять вас.

Отдохнувши, можете с каким-нибудь старцем потолковать будто стороною о монашестве, а потом и с настоятелем.

Больше всего будьте в церкви - се дом Божий. Господь тут встретит вас и в объятия заключит.

Ничем не спешите. И будьте все в молитве. Чем бы ни смущал враг - не поддавайтесь.

Вялость, нерасположение к церковному и духовному, холодность и безвкусие, мыслей шатание, все отбивайте от себя.

Вашим б-ским, если пришлют, напишу, что вы собрались на богомолье в Саров, спрашивали - и я благословил.

Перед выходом из Мурома и вы напишите в Б-нки, что пошли в Саров, и скажите, что тотчас по приходе в Саров известите их; а о втором деле не пишите ни из Мурома, ни из Сарова. Напишете, осмотревшись там.

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан.

 

810 Ему же после неудавшейся попытки

Милость Божия буди с вами!

Дело ваше не удалось. Ничего: после удастся, - держите только пред Господом сердце к Нему обращенное. И Он устроит все. Помогай вам Бог!

Что вам делать? Ничего особенного. Живите, как свойственно всякому доброму человеку. Страх Божий имейте и не отступайте от памяти о Боге и о смерти. Читайте понемногу книги духовные, особенно Евангелие.

Что там по школе - разорено, опять устроится, с Божией помощью.

Да пребудет на вас Божие благословение и Божий покров. Спасайтесь!

 

811 Ему же на вопрос о продолжении науки

Милость Божия буди с вами!

Так вы опять в Муроме! Благослови Господи! Как вам уже ведомы тамошние поводы к преткновениям, желание же не претыкаться у вас живо, - то на этот предмет нечего вам что-либо особенное приводить на память. Блюдитесь, себе внимайте и к Господу взывайте - о вразумлении и помощи.

Учение за плечами не тянет. Потому оно жизни не помеха. Дотяните его до конца. Помоги вам Господи!

Как это пришло вам в голову, будто чтение Писания Божественного отвлечет вас от науки. От науки отвлекает блуждание мыслей, неудержность желаний недобрых, больше же разленение и позыв на льготную жизнь. Вот от этого надо воздерживаться, и ничто так не помогает отгонять все такое, как чтение Св. Писания и других добрых книг. И положите себе за правило - утром и вечером прочитывать понемногу, стихов по 10, из Нового Завета, с рассуждением и к себе приложением.

Наука - наукой, а жизнь - жизнью. И учитесь, и держите себя, как подобает тому, кто решился Богу угождать. То, чего требует Богоугождение, может быть исполняемо и среди занятий. Страх Божий, память Божию и смертную, и ревнование о спасении души, как о едином на потребу, - держите, не прерывая. Тут вся суть дела.

Поминайте, что вы испытали у препод. Сергия и в Гефсиманском скиту, и тем оживляйте свои духовнык стремления.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

29 октября 1890 г.

 

812. Доброму воину о военной службе

Милость Божия буди с вами!

Как Илья Муромец - да будете вы в свое время грозою немцев!

Добре делаете, что не даете ходу дурным движениям, и подавляете их при их порождении. Трудитесь так над собою, и пребудете непобедимы!

Сон ваш хорош! Он значит, что на небе имеется в виду исполнение вашего главного желания.

Поступить вольноопределяющимся, может быть, хорошо. Если советующие вам сие принадлежат к числу опытных в военном деле, то можно последовать их совету. Или лучше, может быть, будет предоставить дело обычному течению.

Спасайтесь! Благослови вас Господи!

 

813. О том же

Доброе дело задумали вы, И.И., поскорее начать военную службу. Благослови Господи и благопоспеши вам!

Держитесь строго своих прежних решений жить, как следует. Соблазнов много. Товарищество там широкое, не неоднородное. Есть такое, которого одобрить нельзя. Блюдитесь от него, как от чумы.

Господь да умудрит вас! К Нему прибегайте непрестанно.

Спасайтесь!

 

814. Ловушка врага. О малакии

Милость Божия буди с вами!

И.И., Господь сохранил вас. Слава Богу! И всегда уповайте, будет хранить. Но держите в уме пословицу: береженного Бог бережет. И блюдитесь!

То, о чем вы писали, надо совсем пресечь. Кто сам в воде и в опасности утонуть, тому не следует протягивать руку другому утопающему, а то оба утонут, один другого утопит. Спасение и обращение других предоставьте Богу. Молитесь только. Или лучше: помолитесь однажды поусердней и затем забудьте совсем - и на ум не приводите. Вы справедливо видите в этом ловушку врага, который покушается снова ввергнуть вас в пагубу.

Другое дело ваше, которое и по вашему сознанию, делает вас виновным пред Богом, вы, кажется, почитаете легким. Найдите и прочитайте следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл.6, ст.9. Что здесь названо: малакии, то есть ваше дело. Оно лишает царствия. Следовательно, есть смертный грех. Блудная страсть здесь во всей силе - и удовлетворяется. Поразмыслите о сем. И положите конец сему делу. Оно иссушает, и преждевременную смерть причиняет. У иных способности расслабляет, здравомыслие и энергию подавляет, бывает причиною и умопомешательства. Блюдите себя!

Уж если положили вы исправно жить, попекитесь не давать хода блудной похоти!

Кончить учение вам надо, - и позаботьтесь о сем.

Помоги вам Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

 

815. Возбуждение ревности. Дыхание души. Уголок для уединения

Милость Божия буди с вами!

Добре делаете, что строго держитесь принятого намерения. Стойте, мужайтесь, утверждайтесь.

Поминайте последняя, и легко будет удерживать себя от непозволительного.

Дух бодр, плоть же немощна. Но так бывает, что когда дух бодр, то немощь плоти властного влияния не имеет. Дух бодр есть ревность о спасении, - коренная сила, содевающая спасете наше в том, что требуется при сем с нашей стороны. - Молюсь, чтоб Господь хранил в вас сию силу. Она есть свидетельство, что благодать Божия обитает в духе, имеющем и деятельно проявляющем ее.

Не ослабевайте в молитве. Она то же в духе, что дыхание в теле. Дышит тело - и живет. Пресеки дыхание - и жизни конец. Старайтесь непрестанно дышать сим дыханием. Для этого изберите себе несколько коротеньких молитовок - и все их повторяйте. А то - одну держите, именно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

Уголка желаете, чтобы скрыться? Это вам легко делать и дома. А то - уединяйтесь в духе, именно - отвлекайте - внимание от всего внешнего и, собравшись, внутрь, стойте пред Господом.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

 

816. Опасная прогулка

Милость Божия буди с вами!

В первый раз слышу о прописанном вами. - По существу дела - это прогулка по узкой жердочке, тонкой и хрупкой, - над пропастью. Доселе все шло сносно; но долго ли закружиться голове? И полетите в пропасть. В виду такой опасности, я понуждаюсь просить вас прекратить эту прогулку. Вы дали слово поступить так, как я скажу. Вот - я сказал, и питаю уверенность, что вы исполните мое слово. Вы готовитесь к борьбе с собою по сему случаю. Воодушевитесь! Будет дело святое и принесет внутреннее утешение и светлость в воззрении на себя и на свое положение, - и особенно на Бога в молитвах к Нему.

Буду молиться, чтобы Бог помог вам одолеть себя.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

 

817. О том же. Обличение непочтения к матери

Милость Божия буди с вами!

Очень жалею, что вы такую оказали слабость. Скрепитесь и стойте потверже. Знали вы свою шаткость? И напрасно выходили. Если так и после будет, когда же дождемся исправления?! - А смерть за плечами, не забывайте этого. - Помоги вам Господи установиться.

От чего слабость? - Нет помощи благодатной; а она отчего не приходит? - Оттого, что грех на вас лежит и отгоняет благодать. Грех не разрешенный всегда на вас. Преодолейте себя - и исповедуйтесь духовному отцу своему. И увидите помощь. Укрепитесь нравственно. - Что вы мне сказали, это все же есть что-нибудь, а если поплакали пред Господом, - еще больше хорошо. Но все это подготовки. Настоящее же дело покаяния завершается разрешением духовного отца. Сделайте так. И Бог да поможет вам.

Вторая причина вашей слабости - ваша резкость в разговоре с матушкою своею. Резкость предполагает ослабление уважения или и прямо неуважение, - виднее же их неблюдение покоя матери. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для нечтущих - лишение благ. Вот у вас все и не строится. Извольте сейчас идти к Н.И., падите в ноги и испросите прощение - и вперед обещайте всячески чтить ее, и блюсти покой ее.

Благослови вас Господи!

 

818. Предостережение угрожаемому любовною страстью. Плеть для усмирения плоти

Милость Божия буди с вами!

Враг и лукавое, грехолюбивое сердце все тянет на свою сторону. Благодать Божия помогает тому, кто сам себя бережет, а кто бросается в огонь, того она оставляет сгореть. Вам с своею С. надо пресечь свидания и близко-бывание, и особенно один на один, если хотите сохранить себя целым от греха. Сколько раз говорили вы - не буду, - и все то же и то же. Надо вам придти в стыд перед самим собою - и показать себя не легкоречивым, не легкомысленным и верным Господу.

Извольте завет с собою положить пред лицом Господа быть твердым. Грубость некую надо возыметь и к себе и к той, и неумолимое оттолкнутие. Без этого толку не будет.

Касательно поступления в полк, сами все смотрите. Мне же думается, что чем скорее поступить, тем лучше. Будет дело на руках. А теперь праздность учит худому и всяким себе поблажкам.

Я думаю, что вы не обсуждаете порождающихся позывов дурных, и как явятся, так склоняетесь. Враг и тянет вас к делу, как за веревку. Внешнее дело последует за созрением вожделений внутри и склонением на него воли. Надо всегда первую мысль схватывать и гнать, не давая ей ходу. Это очень не трудно, если будет желание хранить себя чистым от греха.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Сейчас вспомнил, что тут, в обители, был некто из дворян. Борьба у него была с блудною страстью. Он держал под подушкой плеть, и как плоть начинала свои тревоги, он дул себя без жалости плетью, и усмирил плоть. Попробуйте.

1 августа 1891 г.

 

819. При перерыве искушения; напоминание о непрестанной борьбе

Бросили?! Держитесь! Ибо враг сбоку, и даром не уступит. Боритесь, - и всегда будьте наготове к борьбе. Выбросьте из головы, что держать добрый путь можно льготно, и что это устроится как-нибудь без усилий. - Нет; неизбежный труд и борьба до крови. Припоминайте слово Апостола: "не у до крове стасте противу греха подвизающеся", эта некоторый укор и указание, что борьба до крови неизбежна.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

Затеяли бы какую-либо работу или мастерство, - например, столярничать. А то праздность - злая товарка.

 

820. Колеблющемуся убеждение к решимости порвать со страстью. Примеры доброй решимости

Желающий быть рабом Божиим - И! - Когда же, наконец, желание сие станет делом?! Все завтра, да завтра. А удерживает что? Дрянь какая-то. И из-за этой дряни - лишать себя душевного спокойствия, причинять сердечную боль матери, себя в грязь лицом бросать (ибо это срамная страсть) и подвергать верной опасности лишиться царствия Божия и наследовать ад с невообразимыми муками его - есть ли смысл?! Но страсть помрачает смысл, - и он не видит и всего безобразия, и всей пагубности подобного поведения.

Решимость у вас бывает, но пред лицом страсти она рассеивается, как легкое облако ветром. Отчего это? Оттого, что вы, как только появится помысл или легкое желание, тотчас склоняетесь на их сторону. А это отчего? Оттого, что принимаете помысл и даете ему доходить до желания. Сколько раз напоминать вам - гнать помысл и подавлять желание. - Или без борьбы хотите избавиться от греха?! Слышали, что те, кои Христовыми желают быть, плоть распинают со страстьми и похотьми?!! - Зачем же, желая быть Христовым, даете себе привилегию не распинать себя?! Потрудитесь довести свою решимость до того, чтобы, хоть бы резану на части быть предлежало, не поддаваться страсти. Тогда страсть даже не подступит. Решимость такая будет попалять ее, как огонь стружки. Слабость решимости у вас от саможаления. - Надо принесть себя в жертву.

В древних отечниках рассказывается такой пример решимости. Юноша - умный и богатый - возымел желание все оставить и удалиться в пустынь. Но сколько раз ни собирался он сделать это, всегда отлагал на завтра, потому что жаль бывало то того, то другого, и себя еще попокоить немного желание приходило. - Стыдно ему было перед собою самим, и бояться стал он, что и умрет, не исполнивши своего намерения. - Наконец, видя, что никакого толку не выходит от таких отлагательств, рассерчал на себя - выбежал за город, сбросил одежду - и голый убежал в пустынь. Из сего видеть можете, что истинная решимость такова, что от всего отрезывает себя и душевно, и телесно.

Извольте подражать.

Вот и еще пример, как по решимости устоять против искушения. Была в городе некоем блудница - красивая, и у нее в любимцах недостатка не было. Сжалился над нею правитель города, и сказал: перестань безобразничать, и я возьму тебя в жены себе, будешь у меня жить в довольстве и почете. Она согласилась - и вступила с ним в брак и стала жить в доме его. - Любители ее искали ее всюду и не находили. Наконец узнали, что она стала женою градоправителя. - Однако ж не отказались от надежды перетянуть ее опять к себе. И для того всячески усиливались увидеть ее, ходили под окнами, и на двор врывались, но их гнали отовсюду. - Наконец придумали: пойдем сзади дома и свиснем ей: она услышит наш свист - и выйдет. И сделали так. Но она, как только услышала свист, заткнула уши и убежала во внутреннейшие покои. Искушенно и места не было.

Вот как следует поступать. Вы же как поступаете? - Лишь только эта гадкая змея прошипит под окошком, вы весь не свой, и - как ослик, за веревочку ведомый, выходите.

Затыкайте уши, и искушениям конец. - Советую вам рассерчать на нее, и хорошенько ее приколотить.

Е. Феофан.

 

821. Изгоняющему страсть предупреждение об изменчивости добрых намерений. Отзыв ждущему хорошей службы

Милость Божия буди с вами, И.И!

Очень рад, слыша: "креплюсь - и отгоняю помыслы лукавые". - Помоги вам Господи и навсегда так пребыть. Не забывайте об изменчивости добрых намерений человеческих и собирайте мысли в поддержание их. Вы хорошо поступили с змеею, жалящею вас, но поопаситесь. Она орудие врага, который умеет прикидываться спокойным, между тем как выжидает только случая, - и вдруг набросится.

Поступить вам на службу было бы очень хорошо. Да поможет вам Бог!

Сейчас только пришло мне на ум, что ваши ожидания слишком светлы - и едва ли сбыточны.

Места, о коих говорите, верно, заняты и пустыми никогда не бывают. Ждущих таких мест всегда много, - и ваш родственник не всегда бывает свободен распорядиться ими, когда опрастываются. - Потому можете проездить в Москву попусту. Лучше наперед снестись, и тогда ехать. Ждать же места, там живя, - пустая трата денег.

Благослови вас Господи!

 

822. Слово ободрения и наставление кающемуся

Милость Божия буди с вами, И.И!

На свои силы и не должно никогда полагаться; а как только какая тревога внутри, тотчас надо обращаться к Господу, - и все взывать, пока стихнет тревога. - Что сокрушаетесь, доброе дело, и пусть да пребудет у вас сердце сокрушенно и смиренно.

О. Илариона вам нечего бояться. Он не судья, а только свидетель - и оправдатель. А что стыдно, то ведайте, что чем стыднее будет, тем лучше.

Случай, - что будто что-то зажглось, - не худое что означает, а милость Божию. Господь дает вам знать, что Он готов вселиться в вас и навсегда, если позаботитесь очистить внутри себя Ему обиталище.

Вы правду говорите, что слова на Четыредесятницу - самые подходящие для кающихся. Прочтите теперь же слова на среду и пятницу первой недели поста. Еще есть большой трактат о покаянии - в книге: "Путь ко спасению".

Вот вам обе эти книги. Изучите их хорошенько, и особенно "Путь ко спасению". Влагаю и портрет.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

 

823. Рвотное для грешной души

Милость Божия буди с вами!

Господь да благословит чувства ваши и да утвердит в сердце вашем добрые решения. Будьте тверды. Запасайтесь твердостью на случай соблазна со вне или внутрь.

Все выложить, что кроется в сердце, - доброе дело. Это то же, что рвотное при лечении расстройства желудочного. После него здоровье быстро поправляется, а после искреннего раскаяния - быстро начинает исправляться внутренний строй и добрый нрав. Помоги вам Господи все это получить - и вступить, наконец, твердою ногою на путь к Господу в лоно Его благодати и милости.

Книжка та - "Путь ко спасению" - после исповеди указывает и на то, что должно делать затем, чтобы начатое добре - добре и продолжалось и достигало конца.

Господь да благословит вас!

 

824. По получении Божией милости

Радуюсь вместе с вами, что так устроил о вас Господь. Поминайте сию милость - и ею всегда остепеняйте себя и упорядочивайте возмущающийся и расстраивающийся внутренний мир. Благослови вас Господи на новую жизнь.

Книжка - рассказы странника - внешний чин дела изображает, а писания отеческие - внутренний. Наука ходить пред Богом и проста, и мудрена. Она требует ума крепкого. Все же от Господа.

Спасайтесь!

Е. Феофан.

 

825. Значение молитвы Иисусовой и способ приучить себя к ней

Милость Божия буди с вами, И.И!

Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней. Непрестанная молитва есть дар благодати, и о сем молиться надо: Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться! Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать.

С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовою. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй. В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой. Не в словах сила, а в этом чувстве.

Для занятия молитвой Иисусовой определите особое время от утреннего и вечернего молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых с поклонами - поясными при маленьких узелках и земными - при больших.

Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь.

Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть - и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно.

Постоянство в исполнении - главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуются месяцы и годы. Потому нечего отчаиваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда.

Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, - и сну поблажать не должно.

Не должно и развлечений допускать - и смехов и балагурства.

Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя.

Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.

В книгу - рассказы - не смотрите. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести.

Читайте книгу о трезвении и молитве.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

 

826. О терпеливом упражнении в делании молитвы

Милость Божия буди с вами, будущий отец И. или главнокомандующий К-в!

Уж коли начали учиться, то не пресекайте. Все тяните и тяните. На успех требуются не часы и дни, а месяцы и годы, иной раз долгие. Терпеливо несите труд сей, и Бог благословит успехом. Так, как вы разделили труд, можно делать. Бог благословит! Страх Божий, внимание к душевным движениям и поминутное чаяние смерти - необходимы для оживления и поддержания энергии. Каждый день прочитывайте что-нибудь из духовных книг с размышлением.

Доложите сестрице своей, что она спит, как мне думается. Се жених грядет! - Глас сей прозвучит внезапно. И пребудет вне толкущи!

Спасайтесь все!

P.S. Вот вам всем - книжка - "Путеводитель по Афону". Тут есть немножко и о Пантелеимоновском монастыре. А подробного описания его и его иноческой жизни не имею. Можете удержать книжку у себя - в домашней вашей библиотеке.

 

827. О том же

Милость Божия буди с вами, И.И!

Благодарствую за поздравление с именинами!

Что о себе пишете, все хорошо. Трудитесь, не жалея себя, и Бог благословит вас успехом.

Смирением паче и паче украшайтесь, - все глубже и глубже внедряйте его в сердце. И Господь, паче всего любящий смиренных, во всем поблагопоспешит вам.

Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, - что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят, вседушно внимает - и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящего принять просимое.

Благослови вас Господи! Прочитывайте понемногу статьи Добротолюбия.

Спасайтесь!

 

Система Orphus   Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.biblioteka3.ru


Смотрите также