Любой человек оказывается в таком положение, когда опускаются руки и, кажется, что выйти из сложившейся ситуации нет никакой возможности. Чувство отчаяния, растерянность и безысходность в эти минуты поглощают и не дают выпрямить спину и проанализировать проблему, чтобы найти из нее выход. Существует три типа людей: первые – сильны духом и от ударов судьбы отходят в считанные мгновения; вторые – верно, но четко ищут выход и находят его. Но есть и третий тип – таких людей неоднозначные ситуации выбивают из колеи. Они надолго замыкаются в себе, перестают полноценно жить, считают себя никчемными и неудачниками, нередко заболевают, выпивают или впадают в депрессивное состояние. Что же делать в подобной ситуации? Как из нее правильно выйти, не потеряв человеческий облик? Как научиться не падать духом? Чтобы не поддаваться паники, не отчаиваться и не впадать в состояние хандры, можно использовать действенные способы для поднятия боевого духа. Главное, не жалеть себя – жалость – это признак слабости, что само по себе уже неправильная установка на преодоление возникшей ситуации.Норман Коупленд. ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК[34]. Боевой дух
Боевой дух и сила духа. Как поднять боевой дух и не падать духом?
Поднимаем боевой дух доступными способами
- Извлечение уроков. Вырабатывайте в себе такое отношение к различного рода ситуациям, в котором неудача воспринимается, как горький, но опыт. Извлекайте из провала нечто важное и ценное, что в дальнейшем не даст наступить на те же «грабли». Эти знания приведут при следующей попытке к успеху.
- Не отказывайтесь от поддержки. Замыкаясь в себе, вы усугубляете ситуацию. Поддержка друзей, семьи, коллег поможет легче перенести все тяготы. Да и, обговаривая ситуацию вслух, вы лучше осознаете и примете основные проблемы.
- Поиск позитивных ноток в любой, даже самой удручающей ситуации. Главное, чтобы все близкие были здоровы и живы, а все остальное – это этап и очередная ступень, к тому же преодолимая. И пусть сегодня не получилось, позже обязательно выйдет.
- Чтите общепринятые моральные и государственные законы. Это обстоятельство не даст возможности прийти к каким-либо непоправимым ситуациям.
- Отвлекитесь. Любая трудноразрешимая задача – это лишь часть жизни, которая рано или поздно придет к своему логическому завершению. Займитесь чем-то, что вам нравится – это отвлечет от тяжелых дум и не даст согнуться под тяжестью жизненных трудностей.
- Отвечайте за свои поступки. Взяв ответственность за совершенные действия, вы берете свою жизнь в свои руки. Перекладывание вины на других людей – это не выход из ситуации, а лишь ее зарывание в глубокое подсознание, которое когда-нибудь все равно всплывет.
- Улыбайтесь. Даже если на душе плохо, старайтесь как можно чаще улыбаться: цветочку, солнышку, проходящему мимо ребенку. Тогда вы сами не заметите, как тяжесть отступит, оставляя в душе место для позитивных, светлых чувств. А при таких обстоятельствах любая ситуация уже не будет казаться столь печальной и неразрешимой.
Любой провал вырабатывает у человека или страх неудач, или стратегию поведения и избегания возможных неуспехов в дальнейшем.
В первом случае, человек не стремится достигнуть успехов, а всеми силами убегает от ситуаций, которые могли бы привести к изменениям в жизни, но страх оказаться снова загнанным в угол, не даст свершить шаг по направлению к своей мечте. Во втором случае, произошедшие ранее неудачи наоборот помогут справиться с новыми, возможно более серьезными, испытаниями.
Прелесть человеческой жизни в том, что у каждого есть выбор: быть сильным или плыть по течению. Удачи.
sunmag.me
Боевой дух, профессионализм и воля командира » Военное обозрение
Три основных составляющих успеха в нелегком ратном деле. Да простят меня представители технических и тыловых специальностей, но в современном мире противодействия однополярному мироустройству даже передовые страны с высокоразвитой экономикой не смогут достичь преимущества, способного обеспечить им полное превосходство только силой технического оснащения. Всегда найдутся союзники, способные найти «прием против любого лома». Войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии тому ярчайший пример, не без помощи внешней поддержки, конечно, но США и СССР своих целей вооруженными силами не достигли. Можно вспомнить и об Ираке, но там решающую роль сыграло скорее предательство в высших кругах власти. Поэтому, как и ранее, определяющим фактором современного вооруженного противоборства будет человеческий.
Но в какой степени эти три составляющие должны присутствовать в военнослужащем, сотруднике, воинском коллективе, командире или начальнике любого уровня? На первый взгляд ответ прост: стремиться к бесконечности, чем выше уровень каждого показателя, тем лучше. Это действительно так в идеальном представлении, но практические реализации далеки от идеала, пожалуй, единственный пример их удачного сочетания — царь Леонид и его 300 спартанцев (не стоит поддаваться голливудской пропаганде, лучше самому прочитать подлинное описание Фермопильского сражения). И достичь этого не совсем просто, даже в небольшом подразделении.
Предлагаю читателю совместно, на фоне исторического опыта и мыслей людей, сумевших удачно совместить все три составляющие, порассуждать как отдельно по каждой категории, так и по их взаимосвязи и влиянии на достижение успеха.
Что есть боевой дух? Боевой дух — одно из основных понятий военной психологии, означающее моральную и физическую готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к противостоянию тяготам и лишениям воинской службы, постоянную нацеленность на победу. Наполеон, пожалуй, лучше других выдающихся полководцев понимал значение морального состояния войск. Он говорил, что один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия. Не учел он, правда, одного: то, что называлось им боевым духом, является частью более общей духовной сущности, называемой национальным духом, и то, где происходит война. Войска, защищающие рубежи своих стран, родных и близких, партизанские движения, созданные на справедливых принципах, психологически сильнее солдат, пришедших на чужую землю. Защитники Брестской крепости, Москвы и Сталинграда, 6 рота Псковской воздушно-десантной дивизии совершили свой подвиг исключительно благодаря боевому духу, исполнив свой воинский долг перед Родиной.
Норман Коупленд в работе «Психология и солдат» наиболее доступно раскрыл понятие боевого духа: «Это самое могущественное оружие, известное человеку; более могущественное, чем самый тяжелый танк, чем самое мощное артиллерийское орудие, чем самая разрушительная бомба. Высокое моральное состояние войск — это средство, способное превратить поражение в победу. Армия, не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения, ибо поражение — это заключение ума, а не физическое состояние». Это важно помнить всегда.
Но если боевой дух невидим и неосязаем, то подготовленность военнослужащего, подразделения, соединения к действиям можно проверить. Насколько его знания, навыки и умения соответствуют, тому, что его ожидает в реальном бою? Конечно, каждый командир знает уровень подготовки своих подчиненных, и стремится его повышать всеми доступными ему способами. Тяжело в ученье — легко в бою, суворовская мудрость, которая никогда не утратит актуальности. Успех прямо пропорционален уровню подготовки войск и профессионализму его командиров.
В научной литературе очень много определений и толкований профессионализма и профессионала. Мне наиболее импонирует такое: профессионал — это «высшая ступень развития личности в профессии, характеризующаяся необходимыми профессионально важными качествами, особой компетентностью, обеспеченной специальным образованием, развитой профессиональной мотивацией, профессиональным мышлением, ценностно-смысловой сферой, профессиональным самосознанием, реализующаяся не в виде простого функционирования в профессии, а в личностном и профессиональном росте». Именно в росте, век живи, век учись, гласит народная мудрость, совершенству нет предела. Достижение такой ступени позволит не только умело действовать, но и предвидеть развитие обстановки, своевременно реагировать и предотвращать негативные последствия ее изменения. Наполеон говорил: «Я тогда понял, что стал великим, когда сам разобрался во всех тонкостях».
И если для вооруженных сил есть мирное время для повышения своего уровня, то для военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел его не так много. Каждый день боевая служба и внезапно возникающие служебно-боевые задачи, отсюда и возрастающие требования к их профессионализму.
Здесь же можно проследить четкую связь между уровнем подготовки и боевым духом. У хорошо подготовленных военнослужащих, подразделений боевой дух непременно будет выше, у них будет уверенность в способности выполнить боевую задачу с минимальными потерями, а то и вовсе без них. Но даже этого может оказаться мало для победы. События на Украине тому пример, после первых коктейлей Молотова «Беркут» и внутренние войска имели все для выполнения стоящих перед ними задач. И боевой дух, и подготовку, и обеспечение, но команды не последовало. Почему? Это тема для другого исследования, важен сам факт.
Вот здесь и поговорим о воле командира. Волевые качества — это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них — сила и стойкость воли, целеустремленность. Сила воли — степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении трудностей. Стойкость воли — уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли. Целеустремленность — степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении. Самое лучшее решение, не доведенное до конца, окажется хуже самого простого, выполненного с точностью. Это аксиома, проверенная на практике. Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.
Сколько сражений было выиграно благодаря воле командира, не перечесть. Победа Цезаря над Помпеем при Фарсале, знаменитое стояние на Угре, Кунерсдорфское сражение. Но, пожалуй, самое яркое, когда целеустремленностью была достигнута победа, — это битва при Треббии, в которой русско-австрийские войска под предводительством фельдмаршала Александра Васильевича Суворова разбили превосходящие силы французов. Когда даже сам любимец Суворова, Багратион, доложил, что убыль велика, ружья от грязи не стреляют, войска в изнеможении, не могут больше драться, полководец сказал: «Нехорошо, князь Петр» и, крикнув: «Коня!», как был в рубашке, поскакал к войскам. Разом все воскресли, и усталости как ни бывало. Все военные историки признают, что если бы за Суворовым даже не было раньше никаких подвигов, то за одно его движение к Треббии и бои 6-8 июня 1799 года он заслуживает звания великого полководца.
Но и проявление волевых качеств не должно быть на ровном месте, любое решение командира должно быть обосновано и подкреплено расчетами, в том числе с учетом боевого духа и профессионализма подчиненных. Вот как Николай Кириллович Поппель отзывается о действиях в окружении в 1944 году: «Теперь у нас в тылах десятки, если не сотни фашистских танков. Со стороны Станислава, Надворной, Нижнюва атакуют недавно пополненные немецкие дивизии. Мы не скрываем от бойцов сложности обстановки, да они и сами видят, что снаряды, бинты и письма доставляются по воздуху. Но я ни разу не слышал смятенного крика или трусливого шепота: «Окружены!» Танковая армия живет нормальной, по сравнению с 1941 году, боевой жизнью, лишь более напряженной, чем обычно. Никаких проявлений растерянности. Рост боевого мастерства? Безусловно, но не только. Это и рост духовной стойкости, человеческого самосознания».
Так должны ли рассматриваемые категории стремиться к бесконечности? Или все-таки гармонично дополнять друг друга, ради одной цели — победы с минимальными рисками и затратами? И не просто дополнять, а органично взаимодействовать друг с другом и сливаться в одно целое, создавая единый высокорезультативный механизм, способный выполнить поставленную задачу.
Но под силу это только тому командиру и начальнику, который это понимает. Который живет жизнью своих подчиненных не только на службе, совершенствуется вместе с ними, переживает за каждый момент их жизнедеятельности, а при необходимости и личным примером увлечет за собой. А таких у нас, слава Богу, все больше и больше!
topwar.ru
У какой армии самый высокий боевой дух?
Что же это такое – боевой дух? Некая литературная абстракция или устоявший психологический термин, с набором критериев? На этот вопрос мы и попробовали ответить.
Добровольцы батальона«Азов» во время присяги в Киеве
Боевой дух, как феномен В городском округе Арлингтон (США) находится Пентагон, а чуть поодаль – знаменитое Арлингтонское национальное кладбище, на котором похоронены солдаты, погибшие в 1-й и 2-й мировых войнах. Там же – памятник «Могила неизвестного солдата». Каждый американский военнослужащий, побывавший в этих местах, чувствует прилив патриотических чувств и гордость за свою страну.В то же время, они отмечают, что боевой дух – переменная величина, которая может меняться в зависимости от обстоятельств.
Американские военнослужащие на Арлингтонском кладбище, штат Вирджиния
Немцы против американцевВторая Мировая война оказалась полна алогизмов, опровергающих строгость военной науки. Так, историки и эксперты Франции и Англии были вынуждены констатировать, что войны не выигрываются одним военным потенциалом.
В частности, изучая свое поражение в 1939-1940 годах, они признали, что войска Гитлера имели более высокий боевой дух, который вкупе с организационным немецким гением, был способен решать самые непростые боевые задачи. И даже после открытия Второго фронта, союзники, имея многократное превосходство, вели тяжелые бои с переменным успехом. Например, 6 июня 1944 года, в день высадки десанта союзников в Нормандии, по словам немецкого адмирала Вильгельма Маршалля, против 319 немецких самолетов действовали 6700 истребителей и бомбардировщиков экспедиционных сил. Всего до 24 июля 1944 года на побережье Франции высадились 2 876 439 солдат США, Англии и Канады, им противостояли чуть больше миллиона немцев.
Об этих днях американский генерал Омар Брэдли в своих воспоминаниях написал: «наш рывок к Рейну оказался неудачным, и вместе с ним развеялась наша заветная мечта на скорую капитуляцию Германию». Причины он видел в «низкой психологической подготовке к боевым действиям американских солдат» и в «боевом духе» германцев.
Русский боевой дух
Те же самые немцы, о боевом духе которых с нескрываемым уважением отзывался Омар Брэдли, считали, что именно это качество русского солдата переломило ход восточной компании 1941-1945 годов. В частности, генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии, описывая начало войны с СССР, признал факт высокого боевого духа советских войск: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». Таких высказываний в мемуарной литературе немецких участников восточной компании 1941-1945 годов – масса.
Однако вопреки сложившимся стереотипам о русском боевом духе, он не всегда был на высоте. Россия имеет свою историю проигранных баталий по этой причине, например, крымскую войну 1853—1856 гг. Анализируя её итоги, военный министр Д.А. Милютин писал: «В деле военном, которым Николай I занимался с таким страстным увлечением, занимались не существенным благоустройством войска, не приспособлением его к боевому назначению, а гонялись за внешней только стороною, за блестящим видом на парадах, педантизмом, соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинно воинский дух».
В то же время Милютин уточнял, что устранение этих недостатков, сразу же сказывается на боевом духе российской армии. В этой связи военный министр приводил пример французского вторжения в Россию в 1812 году.
Великая Отечественная война, 1941 год год. Москва. Солдаты направляются на фронт
Наследники Наполеона
Уже в первой половине 20 века французы считали себя абсолютными рационалистами и большими поклонниками комфорта. Именно поэтому им, по мнению самих же французских экспертов, для мобилизации боевого духа нужны яркие примеры, такие, как Жанна Д'Арк, Наполеон и Шарь де Голь. Но в начале Второй мировой войны такого лидера у французов не было.Даже легендарный Шарь де Голь, которого 14 мая 1940 года из полковника произвели в бригадного генерала, действовал крайне осторожно. Например, 19 мая его многочисленные танки не смогли захватить в лесу Олно штаб 19-го моторизованного корпуса немцев, охраняемого только несколькими 20-мм зенитками. В целом же, при виде первых убитых среди своих, французы отступали. Спустя всего три дня после того, как немцы вступили в Париж, маршал Петен обратился к немцам о перемирии, и это окончательно сломило боевой дух французов.
Вторая мировая война, 1943 год. Западный фронт. Пилоты добровольческой французской эскадрильи «Нормандия» во время отдыха
Верность императоруВ отличие от многих европейцев, японцы воевали иначе. Так, в сражении за атолл Кваджалейн пять японских офицеров, после того, как у них кончились боеприпасы, атаковали американский танк мечами. Американец С. Э. Мирисон, участник тех событий, вспоминал: «когда экипаж оправился от изумления, самураи были преданы почетной смерти, которой они, по своей видимости, искали».
Дело в том, что на японскую воинственность и боевой дух в значительной мере влияет кодекс Бусидо («путь воина»). В этом учении, весьма почитаемом в Японии, в одно целое объедены основные положения буддизма, синтоизма, Конфуция и Мэн-цзы. Именно поэтому большинство постулатов Бусидо заключаются в самопожертвовании в бою. Например, одно из них гласит: «На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг».
Одним из первых русских журналистов, кто в «Иллюстрированной летописи русско-японской войны», издаваемой в 1904-1905 году, написал об этом качестве японцев, был Федор Ильич Булгаков. «Уже в первые месяцы войны стали появляться указания, что, помимо общих свойств народного характера, японская армия проникнута еще началами неписанного кодекса воинской чести, выработанной бывшей военной кастой самураев, – констатировал Булгаков. - Моральному элементу принадлежит первое место в ряду прочих причин, породивших выдающуюся дееспособность японских войск на театре войны».
Война до первой кровиИзучая опыт Второй мировой войны, многие военные психологи призывают несколько иначе смотреть на современный боевой дух, прежде всего с учетом возросшей ценности жизни солдата. В частности, следует учитывать психологический предел, после которого резко падает способность к подвигу и к сопротивлению. Речь идет о потерях. Оказывается, если они превышают некий условный процент от развернутых сил, то ухудшается психологическое состояние солдат.
Причем такие уровни имеют ментальные особенности разных национальных армий.
Так, в компании «Шок и трепет», в которой потери не превышали одно сотой процента, военнослужащие США чувствовали себя психологически комфортно. А в Афганистане, напротив, резко возросло число случаев депрессии и посттравматического стресса. И это притом, что, согласно статистике, из 90 тысячного американского контингента число погибших солдат составило на текущий момент 2 320 человек, то есть 2,5% за весь срок операции, начиная с 2001 года, или усреднено 0,2% за год.
Американские военнослужащие в Ираке, 2011 год
Особо остро эта проблема проявилась во вьетнамской войне. Например, в 1968-м году, когда американцы потеряли погибшими 16 тысяч человек, резко увеличилась статистика не исполнения приказов и уклонения подразделений от боевых столкновений. Между тем, речь шла о 3% потерь за год от численности американских войск.Именно поэтому на первый план вышла концепция «бесконтактной» войны, когда сухопутные войска вступают в боестолкновение с противником после того, как он был деморализован авиацией.
Признак упадка духа
Первым показателям упадка боевого духа является спонтанное дезертирство. Эти проблемы по-прежнему волнуют всех военных экспертов, в том числе и американских. В частности, военный психолог Келли С. Эрвин, который изучал острейшую проблему армии США – аффективное дезертирство, опросил по специальному тесту 649 офицеров. В результате анализа этих сведений было установлено влияние тех или иных событий или качеств военнослужащих на спонтанное желание солдата уйти из армии. В итоге Келли С. Эрвин пришел к выводу, что главным фактором, сдерживающим дезертирство, является авторитет командира.
«Все наши военные организации заинтересованы в сохранении качества персонала, - считает Келли С. Эрвин, - ни в какой другой армии мира нехватка качественных кадров, возникшая в кризисную ситуацию, так остро не влияет на боеспособность, как в США».
В этой связи вспоминают проблему дезертирства во время войны во Вьетнаме. Так, до сих пор считают, что президент Джеральд Форд поступил неправильно, когда в 1974 году помиловал всех дезертиров и тех, кто уклонился от призыва. Речь идет о 27 тысячах военнослужащих, которые в связи с этим законом явились с повинной и были освобождены от ответственности. Военные психологи убежденны, что в будущем это может сослужить плохую службу американскому обществу.
Генерал Уильям Уэстморленд с военными первого батальона 16-го полка 2-й бригады первого дивизиона США в их позиции близ Бьен Хоа во Вьетнаме, 1965 год
Китайский дракон и другиеДо недавнего времени американские ответственные эксперты не видели реального противника в неядерной войне. Однако в последние годы все чаще говорят о том, что армия Китая по своей структуре и, главное, патриотическому воспитанию не уступает вооруженным силам бывшего Советского Союза. Считается, что китайские солдаты имеют достойный боевой дух и способны к массовому самопожертвованию.
По мнению экспертов Арлингтонского института, среди солдат других стран высокими индивидуальными качествами обладают израильтяне, северные корейцы, индусы, кубинцы.
С другой стороны, огромное значение имеет характер войны. Так, специалисты в области военной психологии индийские ученые Свати Мукерджи и Манас Мандал утверждают, что войска, защищающие рубежи своих стран, движения национального сопротивления, созданные на справедливых принципах, психологически сильнее солдат, выполняющих карательные приказы.
interpolit.ru
Как и зачем развивать боевой дух
Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Инструктор: Азамат Чинасов. 8-919-114-18-27 О школе
Есть такое понятие в любом физическом и не только столкновении, как боевой дух. И у кого этого самого духа больше, тот и на коне. Не будем вдаваться в дебри психологии и философии, а поговорим о боевом духе применительно к любому рукопашному бою, соревновательному ли, уличному ли.
Откуда у человека берётся решимость идти в бою до конца, превозмогая боль и напор противника (противников)? Тут всё дело в психологических установках человека, его уверенности в свое правоте и, конечно же, в своих силах. Бывает, ситуация никак не решается без жёсткой победы над конкретными людьми, а на кону стоят близкие или просто что-то очень дорогое. Как поступают обычно в такой ситуации? Здесь люди моментально делятся на 2 типа: те, кто наложил в штаны и будет всё улаживать мирным путём, испытывая унижение за свои такие действия, но всё же не желая засунуть свой страх куда подальше и те, кто бросится, возможно, всё молниеносно обдумав, ДЕЙСТВОВАТЬ и выбьет все продукты пищеварения желудочно-кишечного тракта из врагов, дорого или не очень за это заплатив, это зависит от удачливости конкретного субъекта.
Интересно, что не всегда среди вторых оказываются сплошные крепыши с рельефными мускулами или приверженцы боевого спорта, есть и вполне обыкновенные с виду люди, просто не привыкшие терпеть унижение и воспитанные в духе противостояния хамству, чрезмерной наглости, насилию. Наверняка, вы и сами знаете щуплого очкарика или толстого неповоротливого зануду, который готов любого стереть в порошок за то, что тот прикоснулся и осквернил нечто дорогое ему (обидел ребёнка, нагадил в подъезде, нахамил, попытался отнять заработанные средства). У этих людей нет комплекса жертвы. Они не чувствуют себя баранчиками на заклании, когда кто-то сильный грубо вторгается в их зону комфорта.
Индивидуальные тренировки. Только рабочие красивые своей рациональностью реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.
Комплекс жертвы – это зло. Как его победить? Просто не будьте жертвой в повседневной жизни. Вас жестоко оскорбили и унизили – дайте обидчику под глаз, я люблю под дых, чтоб знал, что дышать ровно – это счастье, а унижая вас ему этого счастья не видать. Обсчитали или обидели в магазине, причём явно? Напишите жалобу в жалобную книгу, потом проверьте исполнение мер к виновным. На вас «ездят» родственники – поговорите с ними и чётко объясните то, как теперь будет строиться ваше взаимодействие. Делать это нужно не торопясь, но методично изживая из себя комплексы, которые в напряженные моменты не дают вам раскрыть свой волшебный потенциал, сдерживая вас, словно узда сноровистого жеребца. И ещё. Не нужно перегибать палку. Во всём хороша мера. Уметь побеждать и быть полным мудаком и сволочью – это абсолютно разные вещи (прошу прощения, не знаю, как доходчиво сказать по-другому). Боевой дух нужно растить, как дерево, подпитывая его и укрепляя.
Однако, например, в спорте мотивация на победу идёт несколько другим путём: человек жаждет признания и доказательства всем и вся, что он (или она) – лучший (лучшая). Тренировки и предварительные соревнования (это те же бои) превращают неуверенного начинающего в уверенного мощного спортсмена. Психологический тренинг, организованный правильно и методично, даёт этому мощному спортсмену, напрягая все свои силы, задействуя все свои резервы стать мастером в избранном спорте и начать побеждать, а также не сломаться после поражения. Если говорить про боевой спорт, то несомненно важна специальная и общая физическая подготовка, высоко развитое умение импровизировать известными элементами и готовность применять их в самых неожиданных сочетаниях с полной уверенностью и решительностью, тактика и стратегия поединка. Для умения реализовать боевой дух в требуем русле нужны поединки, спарринги с сильнейшими, изучение их опыта и образа мышления в бою.
Вообще, на одном боевом духе сложно выехать в бою, однако и выиграть ни один серьёзный бой без боевого духа нереально. Боевой дух — крайне важный компонент эффективного применения навыков любого стиля рукопашного боя от СГБ до вьетводао, но он должен быть подкреплен техникой и физическими кондициями.
Азамат Чинасов.
budmuzhchinoi.ru
Новости дня: У какой армии самый высокий боевой дух? - Свободная Пресса
Сразу же после президентских выборов 25 мая сего года Петр Порошенко заявил, что Донецкое движение сопротивления будет подавлено в считанные часы. Однако этого не случилось. Эксперты и журналисты, побывавшие в зоне столкновений, сходятся в одном: украинская армия имеет крайне низкий боевой дух.
Что же это такое — боевой дух? Некая литературная абстракция или устоявший психологический термин, с набором критериев? На этот вопрос мы и попробовали ответить.
Боевой дух, как феномен
В городском округе Арлингтон (США) находится Пентагон, а чуть поодаль — знаменитое Арлингтонское национальное кладбище, на котором похоронены солдаты, погибшие в 1-й и 2-й мировых войнах. Там же — памятник «Могила неизвестного солдата». Каждый американский военнослужащий, побывавший в этих местах, чувствует прилив патриотических чувств и гордость за свою страну.
Наверное, неслучайно, что именно здесь, в Арлингтоне, расположен специальный армейский институт поведенческих и социальных наук, который занимается изучением военной психологии. «Эта тема находится в центре внимания наших исследований, — заявляют ведущие ученые института Такер, Синклер и Томас. — Успешность любой армии проявляется через индивидуальные качества каждого бойца в отдельности и организационную сплоченность всех солдат».
В то же время, они отмечают, что боевой дух — переменная величина, которая может меняться в зависимости от обстоятельств.
Немцы против американцев
Вторая Мировая война оказалась полна алогизмов, опровергающих строгость военной науки. Так, историки и эксперты Франции и Англии были вынуждены констатировать, что войны не выигрываются одним военным потенциалом.
В частности, изучая свое поражение в 1939—1940 годах, они признали, что войска Гитлера имели более высокий боевой дух, который вкупе с организационным немецким гением, был способен решать самые непростые боевые задачи. И даже после открытия Второго фронта, союзники, имея многократное превосходство, вели тяжелые бои с переменным успехом. Например, 6 июня 1944 года, в день высадки десанта союзников в Нормандии, по словам немецкого адмирала Вильгельма Маршалля, против 319 немецких самолетов действовали 6700 истребителей и бомбардировщиков экспедиционных сил. Всего до 24 июля 1944 года на побережье Франции высадились 2 876 439 солдат США, Англии и Канады, им противостояли чуть больше миллиона немцев.
Об этих днях американский генерал Омар Брэдли в своих воспоминаниях написал: «наш рывок к Рейну оказался неудачным, и вместе с ним развеялась наша заветная мечта на скорую капитуляцию Германию». Причины он видел в «низкой психологической подготовке к боевым действиям американских солдат» и в «боевом духе» германцев.
Русский боевой дух
Те же самые немцы, о боевом духе которых с нескрываемым уважением отзывался Омар Брэдли, считали, что именно это качество русского солдата переломило ход восточной компании 1941−1945 годов. В частности, генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии, описывая начало войны с СССР, признал факт высокого боевого духа советских войск: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». Таких высказываний в мемуарной литературе немецких участников восточной компании 1941−1945 годов — масса.
Однако вопреки сложившимся стереотипам о русском боевом духе, он не всегда был на высоте. Россия имеет свою историю проигранных баталий по этой причине, например, крымскую войну 1853—1856 гг. Анализируя её итоги, военный министр Д.А. Милютин писал: «В деле военном, которым Николай I занимался с таким страстным увлечением, занимались не существенным благоустройством войска, не приспособлением его к боевому назначению, а гонялись за внешней только стороною, за блестящим видом на парадах, педантизмом, соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинно воинский дух».
В то же время Милютин уточнял, что устранение этих недостатков, сразу же сказывается на боевом духе российской армии. В этой связи военный министр приводил пример французского вторжения в Россию в 1812 году.
Наследники Наполеона
Уже в первой половине 20 века французы считали себя абсолютными рационалистами и большими поклонниками комфорта. Именно поэтому им, по мнению самих же французских экспертов, для мобилизации боевого духа нужны яркие примеры, такие, как Жанна Д’Арк, Наполеон и Шарь де Голь. Но в начале Второй мировой войны такого лидера у французов не было.
Даже легендарный Шарь де Голь, которого 14 мая 1940 года из полковника произвели в бригадного генерала, действовал крайне осторожно. Например, 19 мая его многочисленные танки не смогли захватить в лесу Олно штаб 19-го моторизованного корпуса немцев, охраняемого только несколькими 20-мм зенитками. В целом же, при виде первых убитых среди своих, французы отступали. Спустя всего три дня после того, как немцы вступили в Париж, маршал Петен обратился к немцам о перемирии, и это окончательно сломило боевой дух французов.
Верность императору
В отличие от многих европейцев, японцы воевали иначе. Так, в сражении за атолл Кваджалейн пять японских офицеров, после того, как у них кончились боеприпасы, атаковали американский танк мечами. Американец С. Э. Мирисон, участник тех событий, вспоминал: «когда экипаж оправился от изумления, самураи были преданы почетной смерти, которой они, по своей видимости, искали».
Дело в том, что на японскую воинственность и боевой дух в значительной мере влияет кодекс Бусидо («путь воина»). В этом учении, весьма почитаемом в Японии, в одно целое объедены основные положения буддизма, синтоизма, Конфуция и Мэн-цзы. Именно поэтому большинство постулатов Бусидо заключаются в самопожертвовании в бою. Например, одно из них гласит: «На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг».
Одним из первых русских журналистов, кто в «Иллюстрированной летописи русско-японской войны», издаваемой в 1904—1905 году, написал об этом качестве японцев, был Федор Ильич Булгаков. «Уже в первые месяцы войны стали появляться указания, что, помимо общих свойств народного характера, японская армия проникнута еще началами неписанного кодекса воинской чести, выработанной бывшей военной кастой самураев, — констатировал Булгаков. — Моральному элементу принадлежит первое место в ряду прочих причин, породивших выдающуюся дееспособность японских войск на театре войны».
Война до первой крови
Изучая опыт Второй мировой войны, многие военные психологи призывают несколько иначе смотреть на современный боевой дух, прежде всего с учетом возросшей ценности жизни солдата. В частности, следует учитывать психологический предел, после которого резко падает способность к подвигу и к сопротивлению. Речь идет о потерях. Оказывается, если они превышают некий условный процент от развернутых сил, то ухудшается психологическое состояние солдат.
Причем такие уровни имеют ментальные особенности разных национальных армий.
Так, в компании «Шок и трепет», в которой потери не превышали одно сотой процента, военнослужащие США чувствовали себя психологически комфортно. А в Афганистане, напротив, резко возросло число случаев депрессии и посттравматического стресса. И это притом, что, согласно статистике, из 90 тысячного американского контингента число погибших солдат составило на текущий момент 2 320 человек, то есть 2,5% за весь срок операции, начиная с 2001 года, или усреднено 0,2% за год.
Особо остро эта проблема проявилась во вьетнамской войне. Например, в 1968-м году, когда американцы потеряли погибшими 16 тысяч человек, резко увеличилась статистика не исполнения приказов и уклонения подразделений от боевых столкновений. Между тем, речь шла о 3% потерь за год от численности американских войск.
Именно поэтому на первый план вышла концепция «бесконтактной» войны, когда сухопутные войска вступают в боестолкновение с противником после того, как он был деморализован авиацией.
Признак упадка духа
Первым показателям упадка боевого духа является спонтанное дезертирство. Эти проблемы по-прежнему волнуют всех военных экспертов, в том числе и американских. В частности, военный психолог Келли С. Эрвин, который изучал острейшую проблему армии США — аффективное дезертирство, опросил по специальному тесту 649 офицеров. В результате анализа этих сведений было установлено влияние тех или иных событий или качеств военнослужащих на спонтанное желание солдата уйти из армии. В итоге Келли С. Эрвин пришел к выводу, что главным фактором, сдерживающим дезертирство, является авторитет командира.
«Все наши военные организации заинтересованы в сохранении качества персонала, — считает Келли С. Эрвин, — ни в какой другой армии мира нехватка качественных кадров, возникшая в кризисную ситуацию, так остро не влияет на боеспособность, как в США».
В этой связи вспоминают проблему дезертирства во время войны во Вьетнаме. Так, до сих пор считают, что президент Джеральд Форд поступил неправильно, когда в 1974 году помиловал всех дезертиров и тех, кто уклонился от призыва. Речь идет о 27 тысячах военнослужащих, которые в связи с этим законом явились с повинной и были освобождены от ответственности. Военные психологи убежденны, что в будущем это может сослужить плохую службу американскому обществу.
Китайский дракон и другие
До недавнего времени американские ответственные эксперты не видели реального противника в неядерной войне. Однако в последние годы все чаще говорят о том, что армия Китая по своей структуре и, главное, патриотическому воспитанию не уступает вооруженным силам бывшего Советского Союза. Считается, что китайские солдаты имеют достойный боевой дух и способны к массовому самопожертвованию.
По мнению экспертов Арлингтонского института, среди солдат других стран высокими индивидуальными качествами обладают израильтяне, северные корейцы, индусы, кубинцы.
С другой стороны, огромное значение имеет характер войны. Так, специалисты в области военной психологии индийские ученые Свати Мукерджи и Манас Мандал утверждают, что войска, защищающие рубежи своих стран, движения национального сопротивления, созданные на справедливых принципах, психологически сильнее солдат, выполняющих карательные приказы.
Снимок на открытии: два немецких солдата устроили соревнования, сидя на коровах.
Фото: ИТАР-ТАСС, EPA
svpressa.ru
Боевой дух - как поднять боевой дух сотрудников?
В военной психологии боевой дух играет очень важную роль. Его заранее формируют в каждой личности для качественного настроя на результат. Многие восточные страны практикуют его повышение в обязательном порядке и это заметно сказывается на результате боевых действий.
Что такое боевой дух?
Считается, что боевой дух – это основное понятие, которое формирует моральную и физическую подготовку военнослужащего, включая все тяготы и лишения в период службы. В ход идут следующие способы для достижения цели:
- физические нагрузки;
- повышение выносливости и храбрости;
- следованиям воинских дисциплин;
- обучение командным работам и сплочённости.
Если моральный дух в воинской части пошел на снижение, то эта проблема коснется даже самых высших чинов. Правильный настрой дает силы двигаться дальше и не сдаваться, при этом преследуя свои личные цели. Правильно сформированная психика помогает организовать себя и команду, правильно провести первые действия и разработать стратегию, но результат противостояний будет зависеть еще и от навыков.
Проблема боевого духа
Правильная поддержка морального духа оказывает влияние не только в военных условиях. Морально сильные люди лучше развиваются в карьере, семейные отношения складываются хорошо и в целом реализация их в социуме проходит отлично. Если боевой дух у человека неустойчив и с ним имеются проблемы, то результатом может стать:
- замкнутость;
- одиночество;
- пессимизм;
- неуверенность в завтрашнем дне.
Как повысить боевой дух?
Стоит помнить, что боевой дух жизни имеет свойство постоянно понижаться. На это влияет множество факторов, таких как:
- место проживания;
- работа;
- отношение в семье;
- проблемы с друзьями;
- проблемы со здоровьем.
Зная, как поднять моральный дух, человек самостоятельно сможет контролировать свое состояние. Первое что нужно сделать – это выявить причину, которая влияет на внутреннее состояние. Как правило это событие, которое произошло недавно, но заклинило на себе все внимание оппонента. Специалисты советуют вернуться к проблеме и еще раз попытаться избавиться от груза, до момента пока он еще не затянул полностью.
Как поднять боевой дух сотрудников?
Многие работодатели сталкивались с проблемой поднятия боевого духа у своих сотрудников. Зачастую эти проблемы возникают после продолжительных выходных, неудачных сделок или задержек заработной платы. Главное в данной проблеме – это мотивация, которую должен предоставить каждый работодатель.
- Материальное премирование за хорошо проделанную работу.
- Предоставление выходных дней при работе в сверхурочные часы.
- Повышение в должности успевающих сотрудников.
Главное настраивать боевой дух так, чтобы работа приносила коллективный результат. Если хорошо будет работать только один из ста человек, то сколько ни выплачивай ему премий, изменений в бизнесе не будет. Добиться общего подхода можно при частых совместных совещаниях и обсуждением проблем с каждым сотрудником, включая его в работу и настраивая на результат. Затраченное время покажет себя уже через несколько дней и эффективность работы повысится.
Как укрепить боевой дух?
Психологи разделяют укрепление боевого духа на три основных шага, после которых сломить человека становиться практически невозможно. Главное, следовать указаниям и не сходить с поставленной цели.
- Избавиться от своих страхов как внутренних, так и внешних. Они проектируют в голове множество ситуаций, которым даже не суждено произойти, но постоянная паника убивает самооценку человека.
- Прекратить испытывать к себе жалость. Постоянные переживания по поводу своей несчастливой судьбы запросто перечеркнут нормальное будущее.
- Полностью отпустить и забыть плохие события из прошлой жизни. Тягостные обиды на себя и окружение будут тянуть назад, закрывая дорогу в счастливое будущее.
womanadvice.ru
Боевой дух, Норман Коупленд. ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК[34]. Психология экстремальных ситуаций. Шойгу Ю. С. Страница 51. Читать онлайн
...
Боевой дух
Появление нового оружия неизбежно ведет к изменениям в тактике. Еще в недалеком прошлом исход сражения решался в рукопашной схватке. Человек сходился с человеком, нанося и отражая удары. В действие вступали могучие психические силы. Менее чем в метре от своего противника вражеский солдат с шипеньем произносил проклятья на непонятном языке. Он выглядел чужим и страшным, глаза его выражали ужас или злобу, а весь его вид свидетельствовал о бессмысленной жажде убийства. В таких условиях единственный выход – собрать всю энергию и мужество и сбить противника с ног.
Автоматическая винтовка, пулемет, взрывчатые вещества расширили возможности уничтожения, и армии вынуждены были окапываться для защиты от новых средств истребления. В результате психические силы, которые прежде играли столь видную роль, начали утрачивать свое значение по мере увеличения разрушительной силы оружия. Теперь оказалось сложнее поддерживать ненависть к противнику, ибо он стал почти невидим. Скорее оружие сейчас противостоит оружию, чем человек человеку. И солдаты почти перестали испытывать к противнику чувство личной вражды.
В рождество 1914 года в ничейной зоне были случаи настоящего братания между английскими и немецкими войсками. Происходил обмен чаем и табаком, сопровождаемый криками «ура!» на английском и немецком языках. Командующий английскими войсками генерал сэр Джон Френч немедленно принял меры, чтобы предотвратить в будущем подобные явления, и провел длительную кампанию бесполезной критики.
Показательно, что не известно ни одного случая братания между французскими и немецкими войсками. Сама мысль об этом в период 1914–1918 годов показалась бы французам чудовищной. Настроения двух союзных армий оставались резко противоположными с первого до последнего дня войны. Для француза война была личным, а не посторонним делом. Он сражался на своей земле; его жена и дети были вынуждены покинуть свой очаг или находились рядом с полем боя; его города, деревни, церкви превращались в руины. Если английские солдаты почти дружески называли своего немецкого противника «Джерри», то для француза он был ненавистным «бошем».
В самом деле, англосакс обычно психологически не подготовлен к войне по той простой причине, что он не способен к кому бы то ни было питать длительную и глубокую ненависть. Кельты же и романские народы личную ненависть передают своему потомству. Англосаксу чувство ненависти непонятно и ставит его в тупик. Пусть его дом уничтожен при бомбардировке, его жена и дети убиты, все самое дорогое для него уничтожено, но его ближайший сосед будет требовать гуманного обращения с врагом. Будучи сам жертвой, он не способен пылать жаждой мести. Эта поразительная особенность часто приводила критиков к выводу, что англичанин не обладает боевым духом в общепринятом значении этого термина: он упрям и бесстрашен, но уступает в огне и натиске.
Но тогда встает вопрос: что же такое боевой дух? Ибо если англичанин не обладает им, то как удается ему поддерживать высокую репутацию отличного солдата? Народ, лишенный боевого духа, не может выигрывать войны в течение столетий.
Боевой дух – это реакция человека на страх. Перед лицом неизбежной беды один бежит прочь, другой сопротивляется с яростью дикого зверя, третий противопоставляет ей хладнокровную осмотрительность.
Кто осмелится утверждать, что боевой дух третьего ниже, чем второго? Боевой дух находит свое выражение в различных формах, зависящих от национального склада, обстоятельств и т. д. У кельтов он обычно выражается в злости, у англосаксов – в упрямстве. Англосакс не способен долго ненавидеть, но когда им овладевает непреклонная решимость, перед ним не может устоять ни один противник. В опасной обстановке он способен проявить неистовую ярость, которую нельзя преодолеть.
Большой недостаток англосакса состоит в том, что он не умеет абстрагироваться. Ему свойственно чувство юмора, но не остроумия. Он не может по-настоящему оценить философию. поскольку она имеет дело с неосязаемыми категориями, которые ему непонятны. Он понимает только то, что видит и ощущает. Ребенок, сбитый автобусом в его деревне, значит для него гораздо больше, чем смерть полумиллиона женщин в Центральном Китае. Но это отнюдь не признак его бессердечности. Когда нищета приходит в его дом, он ощущает ее столь же остро, как и всякий другой человек, и чтобы избавиться от нее, он готов принести себя в жертву. Однако ему недостает воображения. Такова специфическая черта, переданная ему по наследству.
Характерная особенность англичанина состоит в том, что единственная форма борьбы, которую он понимает, заключается в испытании силы и выносливости в открытом бою. Он непригоден для такого вида боевых действий, когда требуется зарыться в землю и вести огонь по невидимому далекому противнику. Он предпочитает встречаться с противником в рукопашной схватке, когда бой становится для него личным делом. Англосакс – уверенный в себе солдат с высокой личной инициативой.
Немец, напротив, с давних пор главную ставку делает на огонь, и только на огонь. К штыку он относится как к оружию обороны, а не наступления. Штык, направленный на немца, повергает его в ужас и деморализует.
Рост могущества Германии в XIX столетии был достигнут гораздо больше, чем это может показаться, благодаря преимущественному развитию огнестрельного оружия. Это полностью соответствовало психологии армии, которая никогда не проявляла энтузиазма в наступлении, если боевой порядок не был линейным. Немцы исключали индивидуальный бой в форме рукопашной схватки, ибо в этом бою их превосходили очень многие.
По иронии судьбы оружие, находящееся сейчас на вооружении немецкой армии, требует тактических приемов, которые не соответствуют психологии немцев. Движение маятника изменилось в сторону приемов ведения боя, сходных со старым рукопашным боем. Небольшие группы солдат в бронированных машинах, называемых танками, штурмуют поле боя, чтобы войти в непосредственное соприкосновение с противником. С точки зрения немцев, этот метод хорош только в том случае, если создается ощутимое материальное превосходство. Но если наступает равенство сил, то непривычный для немцев метод ведения боя вызывает у них страх. Немцы никогда не славились высокими моральными качествами.
В Норвегии, Франции и на Крите английский солдат дал новое доказательство тому, что в ближнем бою он значительно превосходит немецкого солдата. Более того, он обескуражил своих критиков, сражаясь с такой яростью, которая в прошлом овладевала им очень редко. Появление новых методов ведения войны вызвало изменение тактики и вновь отдало врага во власть английского солдата.
Такова обстановка, которой наилучшим образом соответствует психология английского солдата. Опаснейшая ошибка заключалась в том, что этому огромному моральному превосходству придавали ничтожное значение, считая, что английский солдат способен противостоять своему противнику только при равных материальных условиях. Во Франции под массированными бомбовыми ударами пикирующих бомбардировщиков английский солдат часто шел на танки с винтовкой и штыком, и только пулеметный огонь прижимал его к земле. Никто, кому известны его выдающиеся боевые достоинства, не может сомневаться в конечном исходе войны. Если английский солдат соответствующим образом вооружен и имеет опытное руководство, он ведет бой с исключительной энергией и решительностью.
Англичанин очень скромен в оценке своих боевых качеств. Это превосходно проиллюстрировал Андрэ Моруа, который приводит свой разговор с одним из офицеров наших военно-воздушных сил.
«Трудно ли уничтожить немецкий бомбардировщик? – спросил я как-то парня лет девятнадцати, который уже имел на своем счету несколько сбитых немецких самолетов.
– Трудно? – переспросил он. – Нет, нетрудно. Нужно только точно выполнять инструкции, полученные в летной школе, а это значит – лететь за самолетом противника, не обращая внимания на его огонь, а когда до него останется метров триста, поймать его в маленький красный кружок, который видишь на переднем стекле фонаря. В этот момент, как учили меня в школе, необходимо нажать на гашетку. Тогда придут в действие все восемь пулеметов и немец будет сбит. Я всегда следовал инструкции. На расстоянии трехсот метров я брал противника на прицел, нажимал на гашетку и сбивал самолет. Вы видите, это совсем нетрудно».
Этого молодого офицера обучали инструкторы, знающие свое дело. Все искусство ведения воздушного боя было сведено к простейшей формуле: «Сблизиться с противником, тщательно прицелиться и задать ему трепку». Хорошее моральное состояние было результатом тщательного обучения. Летчик был совершенно уверен, что дело будет обстоять именно так, как говорили инструкторы.
Трудно? Нет, это совсем нетрудно.
В дополнение к таким материальным условиям, как выучка, вооружение и снаряжение, играющим большую роль в создании превосходящего боевого духа армии, существуют определенные психологические факторы, которые имеют еще большее значение.
К ним можно отнести следующие:
1) индивидуум должен верить в себя;
2) армия должна верить в свои силы;
3) армия должна верить в своего командира;
4) армия должна верить в свою страну;
5) армия должна верить в дело своей страны.
Во всех случаях, как это нетрудно заметить, необходимы вера, доверие, убежденность. Проанализируем перечисленные нами пункты.
1. Индивидуум должен верить в себя. Солдат должен быть не только обучен и вооружен не хуже своего противника – он должен испытывать моральное превосходство над ним. Он должен в большей степени обладать уверенностью в своих силах, чувством собственного достоинства, самоконтролем и личной дисциплиной. Необходимость этих качеств признана уставами. Эти качества он усваивает в результате умелой пропаганды высоких нравственных идеалов.
В этом заключается метод старого мудрого солдата лорда Бадена-Пауэлла. Он чудесно преобразил души миллионов парней. Но чтобы этот метод дал хорошие результаты, необходимо вдохновенное руководство. Каждый солдат должен проникнуться твердой верой в то, что его личный вклад чрезвычайно важен для успеха общего дела.
2. Армия должна верить в свои силы. Еще недостаточно понято влияние пацифистской пропаганды, которая в течение двадцати лет непрерывно внушала англичанину, что солдат немногим лучше наемного убийцы и что война в любой форме – чудовищное зло для англичанина.
Это учение чрезвычайно ценно для врагов Англии, и они не замедлили воспользоваться им. Призыв, повторяющийся во всех уголках страны, может вызвать массовый интерес к пацифистским книгам, которые еще можно найти в наших публичных библиотеках. Хотя под напором самой истории пацифизм был решительно отвергнут, ранее нанесенный им вред еще не изжит.
Долг всех, кто отвечает за моральное состояние солдата, – знакомить его с историей замечательного боевого коллектива, к которому он принадлежит: с наиболее выдающимися актами самопожертвования, с безупречной преданностью стране и империи, с подвигами, заслужившими бессмертную славу. Эти примеры привлекают внимание людей несравненно больше, чем вся глупая и пустая болтовня о том, каким прекрасным был бы мир, если бы англичанин позволил всем остальным бить себя.
3. Армия должна верить в своего командира. Гендерсон придерживается того мнения, что «исход сражения решается в сердцах людей и главным образом в сердце командира».
Нет конца жертвам, которые приносят войска, если ими командует человек, которому они верят и которого уважают. Когда лорд Робертс прибыл в Южную Африку, чтобы принять командование войсками, потерпевшими ряд неудач от находчивого и решительного противника, солдаты радостно приветствовали его возгласами: «Бобз и удача неразлучны!» (Бобз – уменьшительное от Робертс. – Прим. ред.)
Вскоре изменилась и обстановка. Армия, проигрывавшая сражение за сражением, стала одерживать одну победу за другой. Под влиянием волшебного руководства Робертса моральное состояние английских войск настолько окрепло, что они преодолели трудности, которые при других условиях оказались бы непреодолимыми. Глубокая привязанность Робертса к своим солдатам вызвала ответную привязанность солдат. Все, что он требовал, выполнялось войсками беспрекословно.
4. Армия должна верить в свою страну. Когда солдат переносит множество лишений и за несколько шиллингов в день подвергает опасности свою жизнь, он имеет право ждать, чтобы и все другие вносили свой вклад в общее дело. Его дело в такой же степени является делом остальных граждан. Однако солдату приходится читать и слышать о праздности, роскоши, беспутном образе жизни. Это вредно отражается на его моральном состоянии. Когда ему приходится сталкиваться с такими фактами, он невольно задает себе вопрос: «Стоит ли воевать за этих людей?» – и отвечает: «Нет».
5. Армия должна верить в дело своей страны. Моральное состояние солдата будет поддерживаться на высоком уровне лишь в том случае, если он ясно понимает, что воюет за дело всей страны и в случае поражения пострадает вместе с ней.
Современная война – это конфликт между добром и злом, и английский солдат должен считать себя инструментом божьей справедливости. С врагом он может разговаривать только так, как на рассвете говорит палач с осужденным на казнь преступником.
bookap.info