О значении ароматов в христианском богослужении. Церковные духи


Церковные благовония. Как использовать

08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Поделиться статьей с друзьями:

 

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.

С молитвой на больные места

Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...»). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.

Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.

В автомобиле

Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.

Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.

Маргарита Волкова

 

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

Благовония для использования вместо духов:

Церковные благовония с ароматом цветов

Патриаршие благовония во флаконе с шариком

«Ароматы Святой Горы Афон» во флаконе с шариком

Масло высокой концентрации «Дары волхвов» во флаконе с шариком

Праздничные благовония с распылителем и ладаном

Цветочные благовония во флаконе с шариком

Для нанесения на больные места с молитвой:

Елей, освященный на мощах Целителя Пантелеимона

Елей, освященный на мощах Николая Чудотворца

Елей, освященный на мощах блаженной Матроны Московской

Для добавления в лампаду или аромалампу:

Благовонное масло «Святые места»

Благовония в ассортименте

Греческие благовония в ассортименте

Набор «Дары волхвов»

zyorna.ru

О значении ароматов в христианском богослужении

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества. В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом. Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.

Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания», — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром…, – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить«.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную» [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа» — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас«, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)«.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём«. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».

Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех…«. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы» : «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых…«.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу» [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания» [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение. По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне» [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа. Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

— «Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится!»

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!«

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4137) раз

vichuga-voskr.cerkov.ru

Парфюмерная коллекция Монастырский Сад ~ Новые ароматы

 

Те, кто побывал на выставке InterCHARM, точно заметили в секции La Niche стенд с ароматами марки Монастырский Сад. Эти скромные флакончики, полупрозрачные композиции, названия, соотносящиеся с историей христианской религии... да, это та самая марка, ароматы которой не так давно появились в церковных лавках. Не самый очевидный концепт, не так ли? Об истоках его появления нам расскажет Наталия Черкасова, эксперт в области косметики и парфюмерии, глава Московского Клуба Визажистов ФОРУМ, а также создательница марки Монастырский Сад.

Наталия Черкасова, идеолог и владелица проекта:

Все началось, когда я узнала, что перед началом службы в храме священники моют руки розовой водой. Чтобы совершать молитву в чистоте и благоухании розы.

А что же прихожане, подумала я. Использование духов, туалетной воды не приветствуется в храме, в храме есть свои благоуханные потоки: курятся кусочки ладана, горят восковые свечи, в чашах ароматное миро, сваренное для обряда помазания. Ни к чему в храме шлейфы светских духов и ароматов….

Но парфюмерия так серьезно вошла в нашу жизнь, стала неотъемлимым элементом имиджа, что собираясь в храм, нам не хочется расставаться со своим ароматом.

Я пришла советоваться к Владыке Сергию, епископу  Солнечногорскому, уместно  ли предложить прихожанам в церковной лавке ароматную воду (сродни розовой воде) с разными парфюмерными нотами. Каждая парфюмерная нота должна ассоциироваться с тем, что несет  человеку молитва и посещение храма: чистота помыслов, доброта, терпимость, радостное ощущение жизни, душевное равновесие. Владыка Сергий благословил на продолжение развития идеи, на разработку специальной ароматической линейки, в которой соберутся парфюмерные ноты, близкие православному человеку: роза, белая лилия, кедр, яблоко, свежая луговая трава, сандал, фиалка и т.д.  В этом списке ароматических нот нет ладана, нет смолистых и восковых нот… Это ароматы храма, и у молящегося их быть не должно. 

Именно так родилась идея коллекции Монастырский Сад.

 

Все люди и мир вокруг них появились из любви Творца. Мы были созданы по образу Его и подобию, став венцом творения, любимыми чадами, ради которых Вечный плотью облек Слово. С тех пор во всем, что делает человек, скрыта искра Его любви.  

С начала времен Всевышний наставлял людей и направлял их жизнь. Он даровал им свое милосердие и благосклонность, но и в строгости своей судил их по поступкам и сердцу. Господь научил людей выражать благодарность Ему в особых подношениях, сжигаемых в священном огне. Дым от жертвенника, поднимающийся к небу, достигал небесных чертогов и был «благоуханием, приятным Вечному».

История религии прочно связана с курением благовоний – особых составов, чей аромат услаждал Бога, являлся благодарностью за милость Творца к роду человеческому и сопровождал молитвы верующих. В Ветхом завете Творец сам вручил людям рецепт благовонного состава, угодного Ему, но запретил использовать его где бы то ни было, кроме святилища: «Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; Кто сделает подобное, чтобы курить им, [душа та] истребится из народа своего».

С начала времен человек общался с Богом посредством ароматных подношений. Возжигаемые в храмах, благовония превращались в дым и устремлялись к небесным чертогам, вознося слова молящихся. Парфюмерная коллекция Монастырский Сад состоит из пяти ароматных вод, пересказывающих некоторые библейские сюжеты и напоминающих факты из истории развития христианской культуры. Каждый аромат – благоухание во славу Вечного и акт человеческой благодарности Богу за принесенную веру и Слово. Все они по-разному воздействуют на духовный мир человека и его эмоциональное состояние. Эта коллекция напоминает об истории Спасения и Церкви, о деяниях Всевышнего во благо людей, чтобы мы преисполнились благодарности и благоговения перед Господом. Эти ароматы – не только дар Всевышнего, благословившего мастеров, но и дар Ему, благоухание во славу Его.

С течением времени люди научились определять ароматические свойства сырья, из которого изготавливались благовония. Ароматы ладана и мирры, ассоциирующиеся у нас с посещением храма, способны отгонять страхи, унимать тревогу, наполнять сердце светом, упорядочивать мысли и способствовать установлению внутренней гармонии. В работе над этими ароматами чистота и святость, завещанные Моисею Творцом, были приняты за прекрасный идеал, и потому, прежде чем попасть в формулу композиции, каждый ингредиент был тщательно изучен и проверен на соответствие православной традиции.

Синтез науки, культуры, истории православного христианства и искусства парфюмерии лег в основу пяти ароматов, являющихся ольфакторным отражением значимых для верующих моментов истории Спасения.

 

Райские Цветы. Благодарность за сотворение. Ветхий завет.

Эдемский сад – начало человеческой истории и всего сущего. Место, где Господь определил быть человеку, беззаботному и безгрешному, наслаждаясь светом и красотой сада, который в любви своей и мудрости Он взрастил для него. Цель нашей веры – обретение утраченных в результате первородного греха райских кущ, возвращение души к Божественному Престолу и вечное её блаженство, а цель аромата – напоминание об этом и благодарность Всевышнему за возможность вернуться в Его царство.

Райские Цветы – хрупкая цветочная композиция, вобравшая в себя скромность фиалки, свежесть утренней розы, нежный звон колокольчиков ландыша и сладкую томность жасмина. Они находятся в постоянном движении внутри композиции, мягко сияют, открываясь новыми гранями и создавая новые сочетания. Цветочный аккорд прозрачной завесой обволакивает мускус со сливочными оттенками сандала и ванили. Он словно обещание Рая, путеводная звезда. Но эта прозрачная завеса так прочна, что никакой силой через нее не прорваться – к великолепному саду и полноте изначального совершенства ведет только один путь – путь праведника.

 

Гранатовые Яблоки. Благодарность за Спасение. Ветхий завет.

Гранатовое яблоко или просто гранат имеет в христианской традиции множество символических значений. Это и воскресение Иисуса Христа, и вселенское и христианское единство, и заступничество Церкви за многочисленных верующих. Жесткая оболочка граната защищает множество зернышек, наполненных сладким рубиновым соком, который нередко также отождествляют с кровью мучеников за веру Христову. Но Творец выделил гранат среди прочих плодов земли еще до прихода Мессии, как символ благодати и плодородия Земли обетованной для избранного Им народа, которой для православных христиан станет грядущий Небесный Иерусалим. Мы благодарим Всевышнего за любовь и заботу о своих чадах, вознося к Нему благоухание приятное.

Фруктово-цветочное полотно простирается от начала и до конца композиции. Кисло-сладкие акценты красного яблока и легкая зеленая горечь гиацинта соединяются на нем с влажным, бархатистым звучанием фиалкового корня, облагораживающим и успокаивающим аромат, придающим ему цветочно-мускусный характер. В финальной фазе к мускусным оттенкам добавляется деликатная древесная терпкость, обеспечивающая природную гармонию и сопровождающая угасание композиции. Это классическая структура освежающего спрея, где в основе аромата – мускусный аккорд, сливающийся с запахом кожи, оттененный цветами и фруктами.   

 

Галилейские Волны. Благодарность за Слово. Новый завет.

Период Галилейского служения Спасителя мы знаем по Нагорной проповеди. В ней Иисус дал ученикам Своим Заповеди Блаженства вместо строгих и подчас суровых заповедей Ветхозаветных скрижалей. Следующий им человек обретет обратный путь в  Царствие Небесное и возвратится к вечной благодати, из которой был исторгнут в начале времен. Это акт Господнего сострадания и любви к людям. Это желание вернуть их на праведный путь, с которого они сбились. И, наконец, это испытание веры двенадцати апостолов –  ближайших Его учеников.

Парфюмерная композиция вобрала в себя сладкий, бальзамический и древесно-амбровый аккорды. Сложность и глубина звучания символизирует без преувеличения огромное значение слов Спасителя для слушавших Его. Ладан, мирра и сладкая амбра создают мягкий контраст с горечью полыни, терпкостью бергамота и чистотой белого мускуса. Аромат звучит бархатисто, глубоко и высоко, заполняя собою эмоции. Мягкие бальзамические переходы создают ощущение мерно бьющегося сердца, сочащегося медом и растворяющегося с прозрачно-пудровой дымке.

 

Белые Ризы. Благодарность за праведничество. Новый завет.

В белые ризы облачаются служители Господни в праздники Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, Бесплотных небесных сил, на Лазареву субботу, а также при совершении таинств крещения, венчания, заупокойных богослужений и облачении новопоставленного в священный сан. Они символизируют чистоту и благодатный свет Всевышнего, изливающийся на землю и живущих на ней.

Аромат, рассказывающий о единстве Ветхого и Нового заветов. Ибо в Ветхом завете описано пророчество о приходе Мессии и наставления о том, как его опознать, а в Новом – явление Спасителя и его земное служение людям. В белые ризы облачатся праведники, когда Мессия придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых в Судный день. Мы возносим благодарение Господу за позволение и возможность пребывать в Нем и служить Ему.  

Белые Ризы – чистый, звенящий аромат, ассоциирующийся с белым цветом и всепроникающим взглядом Всевышнего. Хрустящее альдегидное начало, часто используемое парфюмерами для выражения идеи чистоты, оплетено бергамотом с благородной зеленой горчинкой нероли. Дальнейшее развитие композиция получает в аскетичном цветочном букете, где главную роль играет жасмин, соединенный с геранью. Однако их звучание и характер смирены чистотой и бесстрастностью, воплощенных в верхнем альдегидном и базовом мускусном аккорде, которым и завершается аромат.

 

Малиновый Звон. Благодарность за веру. Православное христианство в наши дни.

Колокольный звон – особенный язык, отождествляемый христианстве с гласом Всевышнего, на котором Церковь говорит со всеми верующими. Звуки, льющиеся с колоколен, могут созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви и её богослужений, возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных их частей. Малиновым звоном в наши дни принято называть мягкий по тембру колокольный звон, благозвучный и умиротворяющий. Это стало возможным благодаря особому сплаву, из которого еще в средние века европейские мастера из французского города Малин (ныне – бельгийского Мехелен) изготавливали колокола, отличавшиеся исключительно приятным звучанием. Радостным, торжественным трезвоном колоколов мы благодарим Небесного Отца за то, что тысячи лет он не покидает нас и укрепляет веру в Него.

Малиновый звон – череда сладостных фруктовых переливов. Основной тон в ней задает малина - любимая и родная для русского человека ягода, с которой связано множество легенд и сказаний. Она соединена с персиком и пионом, что позволило создать композицию высокой тональности с торжественным и светлым характером. Малиновый звон можно сравнить с рассветом, с розовым солнцем, возвещающим рождение нового дня и победу света над мраком ночи. Аккуратные древесно-мускусные тона придают аромату необходимый вес и естественную гармонию звучания.

 

Марка Монастырский сад появилась в продаже в церковных лавках московских храмов и монастырях в августе этого года. В линейке пять ароматов : два мужских и три женских. Парфюмерные композиции для них разработал креативный центр Takasago (Париж). Декорации флаконов и разработка упаковки — дизайн-студия Татьяны Розовой. 

Материал подготовлен по пресс-релизу марки

Evgeniya Chudakova

Columnist & Photographer

Evgeniya studied French and English phylology at the  Linguistic University of Pyatigorsk. 

In 2013 she joined the Fragrantica team as an author and editor. In 2015 she became  Executive Editor of fragrantica.ru

At this time, Evgeniya resides in Moscow.

www.fragrantica.ru

О запахах в церкви | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Апрель 27th 2015 -

Каждение — это символ встречи Бога с людьми в Раю, а отвращение человека к ладану говорит о дисгармонии его души.

Одним из трех даров, принесенных волхвами в дар Иисусу Христу, был ладан. С тех пор эта ароматическая смола неразрывно связана с Церковью и храмовыми действами. О назначении ладана и других храмовых благовоний, о том, стоит ли их носить в повседневной жизни, например, в качестве духов, а также что делать, если испытываешь отвращение к ладану, мы поговорили с настоятелем Киевского храма святых апостолов Петра и Павла, архимандритом Алипием (Светличным).

— Отец Алипий, расскажите, как в Церкви начали использовать благовония?

— Обряд каждения, в котором используются разные ароматические благовония, в том числе и ладан, возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к запахам ладана во времена гонений — когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

— Какие запахи используются в нынешних богослужениях? Только ли ладан?

— В первую очередь это запахи ладана, ароматы мирра, елея, свечей, ароматизированной воды, цветов. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата, и запаха икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь ее специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее все пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленные угли и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Сегодня благоухание в храме означает ни много ни мало — присутствие Божие. Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется с присутствием Бога, которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба.

Аромат этой древесной коры является для христианина символом присутствия Божьего и благоухания святых.

Во время служения в храме в один момент священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю, в другой момент каждение означает священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Благоухание — это состояние небесного. Дым кадила превращает Церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет отец Павел Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих „обыкновенных“ запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, — прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых». Ценность ароматических средств исключительно велика. Волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония — ладан и смирна – наряду с золотом. Аромат несет в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

— А если человек не переносит церковных запахов, то это о чем говорит?

— Человек может этого не осознавать, но его душевное состояние может находиться в противоречии с ценностной системой христианства. Из-за этого возможно неприятие того, что связано с Церковью даже на физическом уровне, что внешне проявляется как реакция на запах. По мере гармонизации и духовного развития эта реакция исчезнет.

— Выносить церковные запахи за пределы храма хорошо или плохо?

— Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют.

БЛАГОВОНИЯ В ПАРФЮМЕРИИ: какие духи содержат запах ладана

Несмотря на то что многие мировые парфюмерные бренды не могут представить себя без ноток ладана, в наших широтах подсказать, какой парфюм сдержит этот библейский запах, сможет далеко не каждый консультант косметики. В лучшем случае вам предложат аромат лаванды или мелиссы с зеленым чаем. Тогда как, увы, даже собрав воедино эти ароматы, букет окажется лишь пиратской копией ладана. И дело не в некомпетентности продавцов, а в том, что парфюмеры действительно используют этот аромат не как доминирующий, а как тонкий, ненавязчиво вплетенный в парфюмерную композицию. Из мировых брендов наиболее часто его использует Армани, например Bois d’Encens.

Джорджио Армани посвятил этот парфюм таинственным ароматам итальянских церквей. Bois d’Encens претендует на то, чтобы называться возрождением древнейшего в мире парфюма «Кифи», созданного египтянами 4000 лет назад. Рецепт «Кифи» выгравирован на каменных стенах храмов, в нем восхваляются его необыкновенные свойства. Этот овеянный тайной парфюм был для египтян священным и использовался в религиозных целях. Он служил способом общения с богами и использовался как мазь для статуй и окуривания. В грекоримские времена ладан был известен как эликсир, обладающий лечебными свойствами. Он символизировал бессмертие. Остается добавить только что Bois d’Encens — это дань детским воспоминаниям Джорджио, воскрешение минут, проведенных с бабушкой в церкви. Поскольку цены на духи нынче немилосердны, отправимся просто понюхать ладанные запахи. Для лучшего восприятия, прихватите с собой немного зерен кофе и вдыхайте их запах между духами, чтобы лучше услышать парфюм.

Парфюмы мировых брендов с ноткой ладана:

  • Les Exclusifs de Chanel Coromandel,Chanel;
  • Private Blend: Tuscan Leather, Tom Ford;
  • Kenzo Perfums, Passage d’Enfer, L’Artisan Parfumeur;
  • Fahrenheit Absolute, Dior;
  • Encens et Lavande, Serge Lutens;
  • Poison, Dior;
  • Opium, Yves Saint Laurent;
  • Black Orchid, Tom Ford;
  • Un Jardin Sur Le Nil, Hermes;
  • Lacoste Pour Femme, Lacoste.

.

Материал подготовлен редакцией портала PravLife специально для газеты Сегодня.

alchevskpravoslavniy.ru

О значении ароматов в христианском богослужении

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи . В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ла́дан ( по-еврейски – lot ) - ароматическая древесная смола ( благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) - тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной - свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых ( согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Ми́ро - ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание - таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.

Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) - растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи - источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров - в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние - это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания» , - говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

"Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром..., – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить".

"Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, "безразличных" запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную" [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

"Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас", а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) ".

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: "Я всё и во всём" . Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», - говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».

Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: "...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех..." . Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы» : «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: "Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих "обыкновенных" запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых...".

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. "Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу" [Исх. 29,41]. "На нём Аарон будет курить благовонным курением" [Исх. 30,7]. "Возьми себе самых лучших благовонных веществ... Это будет миро для священного помазания" [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жерт­воприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <...>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: "Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано "душа" (вместо обычного "человек"). Потому что: "Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне" [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа. Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - " Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!"

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

religiya.temaretik.com

Христианский сайт - Парфюм или …!

Парфюм или …!

 

В 16 лет, как известно, хочется больше чем в 15. «Как подобрать парфюм, чтобы девчонки обращали внимание», – думал Простодушный, и смотрел на себя в зеркало. Такое разочарование в юности, если не отличаешься ни ростом, ни фигурой, все метрики очень средние, грудь впалая; он даже костюм-тройку носил для солидности. Самовлюбленные таких называют «ботаник» и «мышь серая». Наверное потому красавицы класса легко обсуждали с тобой уроки, и даже доверяли какие-то тайны, но никто не влюблялся, обидно …. И это на фоне того, что на одних парнях девчонки гроздьями виснут, хотят, чтобы их «потанцевали…», записки, встречи, признания, с утра до ночера. Особенно тоскливо, когда один домой возвращаешься… «Так и до комплекса неполноценности недалеко» – нашептывал лукавый.

Думы томные и желания сердечные привели Простодушного в парфюмерный магазин, где он сбивчиво рассказал продавщице причину своих исканий.

«Ты, что рекламы насмотрелся, такого не бывает, чтобы парфюм имел такое большое значение, иначе у нас бы очередь была круглосуточно, но посоветовать могу утренний – легкий и вечерний – со стойким запахом, сколько у тебя есть денег?»

Простодушный промямлил, что вопрос не столько в деньгах, сколько в том, как обратить на себя другое внимание? «Какое другое?» – спросила продавщица, превращаясь в женщину. Завязывая разговор, она, хотела понравиться, учитывая, что у парня проблемы, а «у нее поезд уходит»…Простодушный еще более смутился от ее слов и своих тайных желаний, так что щеки стали красными. И уже с женским обаянием, продавщица и глазами и интонацией тонко подвела итог разговора: «На днях поступит новая партия, это то, что вам надо, вот вам моя визитка, звоните!»

От прилива женского шарма еще более погруженный в блудливые помыслы Простодушный пошел домой.

Сначала сам определись, к кому у тебя сердечные переживания или это в целом, а уж потом слушай непонятных взрослых женщин; и обязательно надо поговорить с отцом, в десятый раз повторяла совесть. «Хорошо, что в наше время можно оплатить в библиотеке подборку материалов в копиях по любой теме, – подумал юноша и заказал полный анализ по теме «История, запахи, духи».

Интересно как сказать отцу, чтоб он понял? Разговор на кухне с отцом был своевременным. Отец выслушал и ответил кратко и емко: «Не ищи приключений, береги чувства, а за терпение… Господь управит».

 Легко сказать подумал наш герой, а как беречь чувства, если каждый день в состоянии влюбленности?

Полученная подборка из библиотеки напоминала вырванные страницы из разных умных книг. История запахов, как и история людей началась, когда наши древние предки имели статуи, вокруг которых обязательно танцевали в круге и под звон бубнов, отмечая таким образом каждое событие: удачную охоту, победу в войне, рождение ребенка и т.д. Один шаман предложил курить листья табака, второй шаман предложил вдыхать, что-то особенное, вызывая головокружение и духов (если придут). Более изощренные шаманы смешивали травы и вдыхали, доводя себя до экстаза, так создали первую коллекцию запахов, которыми и вызывали те или иные воспоминания…. Ароматы, травы, благовония и так далее…имеют даже целебные свойства, и почему-то эта тема в истории тесно связана с женщинами. И затем старейшины и шаманы, не сговариваясь, во всех племенах установили право первой брачной ночи за собой на всей планете? «Ничего себе, - подумал Простодушный, - какая большая планета, и как быстро все пришли к одному…, и как же они убедили в этом всех остальных?». Так далеко унесли мысли Простодушного даже уши покраснели.

Но более всего поразила Простодушного Франция в 16-18 веках после отхода от Христианства. В стране творился такой блуд, даже войны из-за этого начинались. Вся история пропитана этим. Города начали бурно развиваться, воды не хватало, а канализаций не было, были только стоки, которые текли (или не текли) по улицам в реку. Такие вонь и смрад, например, в Париже породили нужду в парфюмерах и парфюмерии.

У нас в России всегда считали: «в здоровом теле здоровый дух», и бесчисленные реки, озера, и бани у всех, поэтому в производстве запахов мы отстали. Но известно с нашей древности, что злой человек имеет терпкий неприятный запах, и всем понятна фраза: «чтоб духу твоего здесь не было».

Современное же развитие этой темы звучит так: каждая женщина имеет свой неповторимый запах, а мужчина до старости реагирует на свою единственную женщину. А тайная идея парфюмеров - тупо развить эротику через запахи! Чтоб было слюноотделение как у «собаки Павлова».

Дальнейшие исследования Простодушного привели к чистому доброму и святому. Благовония и «миро» у святых мощей со дня обретения до настоящего времени имеют такое неземное благоухание, которое не иссякает веками. По истине «по мощам и миро», «приходите, берите даром», выпала какая то страница … из Библии.

Буду терпеть и ждать ….свою любовь, очень очень неуверенно решил Простодушный!

 

Авторский сказ: Парфюмерия имеет только одно назначение - привлечь дополнительное внимание, остальное блудная правда и в жизни.

На главную страницу

www.pravoslavie-alt.ru

как они применяются в быту?

Ладан используют еще с древних времен как благовоние в Китае, Индии и во время христианских богослужений. Его применение во время служб способствует замедлению дыхания, чтобы человек полностью смог отдать себя молитве и Богу. Способствует внутреннему спокойствию.

Существует поверье, что кусочки ладана, оставшиеся в кадиле после богослужения, избавляют не только от хворей, но и помогают в поисках клада. Ладан еще используется и в парфюмерной промышленности в качестве закрепителя запаха, а также в медицине.

Еще одним применением ладана является гадание. После таких магических ритуалов приснится сон, раскрывающий все тайны.

Ладан, благовония, эфиры противостоят не только разной нечисти, но и болезням. Дышать на ладан - значит лечиться. В институте химической физики раскрыли секреты ладана, секреты его удивительных свойств. Не зря он был неоднократно упомянут в Ветхом Завете. Ладан еще называют ароматом Солнца, вселенской благодати. Для приготовления аромата используют ладанное дерево, которое растет в Африке, Индии. Но не существует точного рецепта, каждый приход имеет свои секреты при изготовлении благовония. Порой и другие ароматические смолы обобщено называют ладаном.

Ученые выяснили, что дым от ладана способен долгое время висеть в воздухе. Тем самым создается такой эффект ингаляции. Не зря комнаты, где лежал больной, раньше окуривали, чтобы хворь, болезни и микробы ушли прочь. Люди верили, что после такого ритуала, светлые силы поборют темные и человек обязательно поправится. Частицы дыма меньше микрона способны беспрепятственно попадать в альвеолы легких и оттуда уже всасываются в кровь. Божественный ладан можно сравнить с внутривенным введением лекарственного препарата, который действует сию минуту. Причем человек еще вдыхает запах Солнца на протяжении длительного времени, что тоже имеет значение.

Сладкий, сильный запах благовония ощущал наверняка каждый, приходивший хоть раз на богослужение. Этот дым способен заживлять раны, лечить органы дыхания и омолаживать кожу. В Вавилоне церковные благовония использовались в качестве лекарства для души. Они помогают справиться с депрессиями, нервными истощениями. Сейчас налажено производство эфирных масел на основе ладана, которые поборют бессонницу, депрессию, устранят тревоги и страхи.

Божественное благовоние брали за основу при производстве пластырей, зубных паст, ароматических свечей, эликсиров. В странах Европы власти уже стали задумываться над установкой ограничения в посещении религиозных мероприятий из-за того, что ладан содержит канцерогены.

Если в семье часто возникают ссоры и конфликты, церковные благовония, масла помогут это предотвратить. Необходимо раскалить сковородку и положить на нее немного церковного ладана. Окуривая дымом, пройти по часовой стрелке всю квартиру, при этом в голове держать мысль о процветании мира и благополучия в доме. Если в квартире завелась нечистая сила, и домочадцы это явно ощущают, то и здесь помогут церковные благовония. Как использовать их, чтобы справиться с темной силой? Нужно три дня подряд каждое утро и вечер окуривать квартиру дымом.

Согласно народным рецептам, если на человека навели порчу, то ему нужно съесть кусочек ладана и запить его святой водой. Если на ребенке порча, то нужно кусочек ладана смешать с тремя частями меда и наносить полученную смесь на уязвимые места каждый день утром и вечером. От ожогов поможет следующий рецепт: потребуется взять ладан и три части густого жира, все хорошо смешать и нанести тонким слоем на раны. От кровохарканья применяют настойку, сделанную на основе ладана (1 чайная ложка) , красного крепленного вина (0,5 л. ) , уксус (50 мл. ) . Данную смесь взболтать и пить за 30 минут до еды три раза в день. Чтобы волосы были густыми и шелковистыми, следует смешать одну столовую ложку измельченного ладана и 0,5 л. сухого красного вина. Втирать полученную массу в волосяные луковицы. Залечить язвы на теле поможет нанесение тонкого слоя измельченного ладана. Людям, страдающим расстройством кишечника и мочеполовыми болезнями, нужно сделать настойку из старого вина и ладана.

Если болят и кровоточат десна, то на помощь опять же придет божественное лекарство. В православии используют еще одно благовоние - миро. Это ароматическое масло применяется для помазания человека, стен, престола и только что построенного храма.

Сильные благовония могут помочь справиться не только с физическими, но и с психическими недугами. Их используют уже не одно столетие для исцеления души и тела, для изгнания злых духов из жилища. Каждый может найти свое применение церковным благовониям.

www.astralomir.ru


Смотрите также