Конспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле". Что такое музыка в народном духе


Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют?

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

жанры музыкального фольклора

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр - это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр – это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

жанры музыкального фольклора список

Что называют музыкальным фольклором?

Прежде чем разобрать жанры музыкального фольклора, необходимо понять, что относится к музыкальному народному искусству.

Музыкальный фольклор – это такое творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме. Обычно существует только в устной форме и передается от одного исполнителя другому. Своему долгому сохранению в народе фольклор обязан даровитым и талантливым исполнителям, которые именуются у разных народов по-разному: гусляры, менестрели, ашуги, шпильманы, кобзари и т.д.

какие бывают жанры музыкального фольклора

Итак, какие бывают жанры музыкального фольклора? Для начала скажем, что все жанры фольклора, связанные с музыкой, можно разделить по трем основным литературным родам: эпос (описание каких-либо событий, связанных с историей), драма (в произведение основное место занимает действие) и лирика (повествование основано на чувствах).

Также жанры фольклора делятся в зависимости от типа исполнения: сольное (одноголосое), ансамблевое, хоровое и оркестровое.

Многообразие музыкального фольклора

Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие слишком велико. Связано это с тем, что появление нового типа танца, песни или рассказа уже считается отдельным жанром, например колыбельная, хоровод, частушка, веснянка, былина, коляда и т.д.

Основной причиной такого разнообразия народной музыки считается ее прямая связь с жизнью людей. Вся трудовая, религиозная и семейная жизнь народа сопровождается своими песнями, танцами и музыкой. Поэтому вопрос «какие жанры музыкального фольклора существуют» не имеет окончательного ответа. Развивается жизнь, развивается и искусство. Ярчайший пример этой связи – появление пролетарского жанра рабочей песни.

До этого мы рассматривали фольклор вообще, теперь поговорим о русском музыкальном искусстве. Доминирует здесь песня, однако из-за большого своего многообразия подразделяется на несколько видов, каждый из которых самостоятельно включен в жанры музыкального фольклора. Список видов русских песен довольно внушителен, но условно его можно разделись по тематической направленности.

Календарные и обрядовые песни

жанры русского музыкального фольклора

Календарно-обрядовый фольклор является одним из самых древних жанров. И связано это с тем, что жизнь людей всегда была связана с природой, поэтому ее надо было задобрить. Так появилось множество праздников плодородия. На этих празднествах проводились обряды, сопровождающиеся танцами и песнями. Основная мысль подобных ритуалов – улучшить благосостояние крестьян.

Жанры русского музыкально фольклора включают и песни, исполняемые во время гаданий. Чаще всего гадали именно на Святки, которые начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. Песни, звучащие в эти дни, называли подблюдные и исполняли по жребию. Считалось, что их текст в метафорической форме предсказывает будущее. Вот фрагмент одной из таких песен:

«Как идет мужик из Новагорода,

У того мужика обрита борода;

Он ни плут, ни вор, за спиной топор;

А к кому он придет, тому голову сорвет.

Кому вынется, тому сбудется;

А кому сбудется, не минутся. Слава!»

Какие бывают жанры музыкального фольклора, относящиеся к данному типу еще? Также к календарно-обрядовым песням относят песни, звучащие на свадьбах, похоронах, крестинах, во время родов. Здесь же можно назвать рекрутские песни, которые исполнялись, когда мужчин провожали на войну.

Самыми интересными являются свадебные обряды и связанные с ними песни. Делятся они на три этапа, которые могут длиться от нескольких недель до месяцев. Начинается свадебный обряд со сватовства (сваты приходят к родителям невесты и просят ее руки), затем происходит сговор (окончательное соглашение родителей молодых на обряд) и завершается все непосредственно свадьбой. Все эти этапы сопровождались песнями, отражающими то или иное событие и поясняющими действие ритуалов.

Трудовые и рабочие песни

Итак, какие есть жанры музыкального фольклора, кроме названных? Как было сказано выше, в фольклоре отражалась вся жизнь народа, в том числе и трудовая. Часто такие песни служили для сохранения определенного рабочего ритма, синхронизации действий. Примером может служить известная «Дубинушка», которую исполняли бурлаки во время работы: «И-эх-ма, бра-атцы, дюже жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!»

какие есть жанры музыкального фольклора

Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату.

Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни. В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы. И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием.

Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни.

Частушки

какие жанры музыкального фольклора существуют

Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

жанры музыкального фольклора 5 класс

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

fb.ru

Конспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле"

Тема урока: «Музыка в народном стиле»

Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.

  2. Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.

  3. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).

2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).

Ход урока

1. Вступительная беседа

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

– Пролетели утки – уронили дудки.Пролетели гуси – уронили гусли.

– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

– Говорит, что с песней на Руси родились.

– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

– Хоровод и плясовая.

– Чем они отличаются?

– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.

– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.

Работу мы начнем с начала.

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

Что это?

– Это ритм.

– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?

– Из долей ТА и ТИ.

– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?

– Количество долей ТА в такте.

– На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.

Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.

На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”

А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.

– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.

Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней

– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.

Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”

– Это мелодия плясовой. Так как…

– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением

– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.

– Это были Вальс, Полька и Камаринская.

– Какой же из этих танцев родился в России?

– Камаринская.

– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?

– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Она близка к русской плясовой.

– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Чем они отличаются?

– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

– Что же их тогда объединяет?

– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Спасибо большое за урок.

До скорой встречи!

kopilkaurokov.ru

НАРОДНАЯ МУЗЫКА - Мои статьи - Каталог музыкальных статей

<br><br>НАРОДНАЯ МУЗЫКА (музыкальный фольклор), одна из главных ветвей западной музыки, стоящая наравне с музыкой популярной, классической и передаваемой в устной традиции. Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты. Приведенная дефиниция отделяет народную музыку от других видов музыки, подчеркивая негородской, сельский ее характер и примитивные методы исполнения. <br><br>Народную музыку можно также определять через связь с определенной этнической общностью, в которой она бытует. Эта музыка обычно развивается вне институтов школы и церкви. <br><br>Данные характеристики народной музыки верны особенно по отношению к сельской культуре Западной Европы до 20 в. Однако в конце 20 в. подобные определения перестали отражать статус народной музыки и народных музыкантов во всем мире. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов, она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами и любителями, звучит на компакт-дисках и в Интернете, а также в живом исполнении. <br><br>Поэтому современное определение должно учитывать эту новую ситуацию. Народная музыка в конце 20 в. – это музыка, которая часто (но не всегда) передается путем устной традиции и отличается от западной классической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения. Народные музыканты могут быть такими же высокими профессионалами, как и академические музыканты или звезды поп-музыки, но чаще всего они исполняют музыку для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия. <br><br>В данной статье речь пойдет о народной музыке западного полушария (Европа и территории, находящиеся под ее прямым влиянием). <br><br>РАННИЕ ТЕОРИИ <br><br>Специалисты по истории и социологии музыки рассматривали народную музыку как определенное понятие и определенную форму музыкального творчества. Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803), немецкий поэт, философ, историк и критик, был одним из первых ученых, систематизировавших народную музыку и описавших ее с теоретической точки зрения. Гердеровская теория народной музыки и народной песни не утратила своего влияния в области фольклора и фольклористики до конца 19 в. Гердер, как и немецкий фольклорист и философ Якоб Гримм (1785–1863), указывал на прямую связь между народной музыкой и природой. Согласно этой теории, у народной музыки нет автора, она как бы сочиняет себя сама (через тех людей, кто непосредственно связан с природой) и являет себя в живом исполнении. Народ, пребывающий в нецивилизованном состоянии, скорее может услышать музыку природы. <br><br>В сборниках Голоса народов мира в песнях (1778) и Народные песни (1779) Гердер впервые ввел термин Volkslied (народная песня). Эти антологии песенных текстов Гердер использует для иллюстрации различных черт народной песни. Литературный компонент песни позволяет проследить ее историческое развитие и изучить через нее всю культуру народа. В соответствии с гердеровской концепцией, народная песня занимает особое место в культуре, частью которой она является, и сохраняет исторические связи с прошлым. Изучая народные песни этого собрания, можно лучше понять романтизм 19 в. Примечательно, что собрание Гердера не подтверждает представление 19–20 вв. о принципиальном различии между народной песней и популярной, классической или создаваемой в народном духе. Напротив, в него включены стихи Шекспира и Гёте, популярные и духовные песни, записанные миссионерами нового света, и песни различных национальных и языковых регионов Европы. <br><br>С развитием теории, которая стала использоваться для изучения отдельных видов музыки, концепция народной музыки почти не изменилась: в 19 в. музыка народа считалась если не «музыкой природы», то, по меньшей мере, природной, естественной музыкой, не подверженной городским влияниям. Исследователи народной музыки начали использовать теорию эволюции Дарвина для описания изменений в музыке при переходе от одного региона к другому, от одного стиля к другому (например, от танца к песне со словами). Отдельные музыканты стали считаться носителями этой эволюции, но не творцами или композиторами. Важно помнить, что эти ранние теории касались лишь понятия народной музыки и не были результатом восприятия самой этой музыки.

Поделитесь с друзьями: Еще статьи:

www.muzikavseh.ru


Смотрите также