Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора. Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей. Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества. Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр – это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д. Прежде чем разобрать жанры музыкального фольклора, необходимо понять, что относится к музыкальному народному искусству. Музыкальный фольклор – это такое творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме. Обычно существует только в устной форме и передается от одного исполнителя другому. Своему долгому сохранению в народе фольклор обязан даровитым и талантливым исполнителям, которые именуются у разных народов по-разному: гусляры, менестрели, ашуги, шпильманы, кобзари и т.д. Итак, какие бывают жанры музыкального фольклора? Для начала скажем, что все жанры фольклора, связанные с музыкой, можно разделить по трем основным литературным родам: эпос (описание каких-либо событий, связанных с историей), драма (в произведение основное место занимает действие) и лирика (повествование основано на чувствах). Также жанры фольклора делятся в зависимости от типа исполнения: сольное (одноголосое), ансамблевое, хоровое и оркестровое. Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие слишком велико. Связано это с тем, что появление нового типа танца, песни или рассказа уже считается отдельным жанром, например колыбельная, хоровод, частушка, веснянка, былина, коляда и т.д. Основной причиной такого разнообразия народной музыки считается ее прямая связь с жизнью людей. Вся трудовая, религиозная и семейная жизнь народа сопровождается своими песнями, танцами и музыкой. Поэтому вопрос «какие жанры музыкального фольклора существуют» не имеет окончательного ответа. Развивается жизнь, развивается и искусство. Ярчайший пример этой связи – появление пролетарского жанра рабочей песни. До этого мы рассматривали фольклор вообще, теперь поговорим о русском музыкальном искусстве. Доминирует здесь песня, однако из-за большого своего многообразия подразделяется на несколько видов, каждый из которых самостоятельно включен в жанры музыкального фольклора. Список видов русских песен довольно внушителен, но условно его можно разделись по тематической направленности. Календарно-обрядовый фольклор является одним из самых древних жанров. И связано это с тем, что жизнь людей всегда была связана с природой, поэтому ее надо было задобрить. Так появилось множество праздников плодородия. На этих празднествах проводились обряды, сопровождающиеся танцами и песнями. Основная мысль подобных ритуалов – улучшить благосостояние крестьян. Жанры русского музыкально фольклора включают и песни, исполняемые во время гаданий. Чаще всего гадали именно на Святки, которые начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. Песни, звучащие в эти дни, называли подблюдные и исполняли по жребию. Считалось, что их текст в метафорической форме предсказывает будущее. Вот фрагмент одной из таких песен: «Как идет мужик из Новагорода, У того мужика обрита борода; Он ни плут, ни вор, за спиной топор; А к кому он придет, тому голову сорвет. Кому вынется, тому сбудется; А кому сбудется, не минутся. Слава!» Какие бывают жанры музыкального фольклора, относящиеся к данному типу еще? Также к календарно-обрядовым песням относят песни, звучащие на свадьбах, похоронах, крестинах, во время родов. Здесь же можно назвать рекрутские песни, которые исполнялись, когда мужчин провожали на войну. Самыми интересными являются свадебные обряды и связанные с ними песни. Делятся они на три этапа, которые могут длиться от нескольких недель до месяцев. Начинается свадебный обряд со сватовства (сваты приходят к родителям невесты и просят ее руки), затем происходит сговор (окончательное соглашение родителей молодых на обряд) и завершается все непосредственно свадьбой. Все эти этапы сопровождались песнями, отражающими то или иное событие и поясняющими действие ритуалов. Итак, какие есть жанры музыкального фольклора, кроме названных? Как было сказано выше, в фольклоре отражалась вся жизнь народа, в том числе и трудовая. Часто такие песни служили для сохранения определенного рабочего ритма, синхронизации действий. Примером может служить известная «Дубинушка», которую исполняли бурлаки во время работы: «И-эх-ма, бра-атцы, дюже жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!» Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату. Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни. В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы. И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием. Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни. Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке. Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная. Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе. Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности. Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество. fb.ru Тема урока: «Музыка в народном стиле» Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле. Задачи: Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры. Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле. Музыкальный материал к уроку: 1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение). 2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание). Ход урока 1. Вступительная беседа – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси. – Пролетели утки – уронили дудки.Пролетели гуси – уронили гусли. – Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси? – Говорит, что с песней на Руси родились. – Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом. 2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц” И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам? – Хоровод и плясовая. – Чем они отличаются? – Хоровод – медленный, плавный, лирический танец. Плясовая – подвижный, задорный, парный танец. – Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы. Работу мы начнем с начала. Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека. Что это? – Это ритм. – И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок? – Из долей ТА и ТИ. – Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи? – Количество долей ТА в такте. – На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки. Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями. На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц” А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя. – Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему? – Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения. – Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней. Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней – Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода. Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО” – Это мелодия плясовой. Так как… – Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов. Вспомните известные вам русские инструменты. – Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки… – Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах. 3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением – Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов. Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…? Детям показывается портрет. Они называют имя композитора – Из “Детского альбома” П.И.Чайковского. – И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия. – Это были Вальс, Полька и Камаринская. – Какой же из этих танцев родился в России? – Камаринская. – Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле. Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете? – Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена. – Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения. Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу? 4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского. – Она близка к русской плясовой. – Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой! Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их. – Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского. – Чем они отличаются? – Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов. “Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении. – Что же их тогда объединяет? – Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу. – Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру. Спасибо большое за урок. До скорой встречи! kopilkaurokov.ruКонспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле". Что такое музыка в народном духе
Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют?
Что такое фольклор?
Жанр - это?
Что называют музыкальным фольклором?
Многообразие музыкального фольклора
Календарные и обрядовые песни
Трудовые и рабочие песни
Частушки
Изучение фольклора в школе
Вывод
Конспект урока музыки на тему: "Музыка в народном стиле"
НАРОДНАЯ МУЗЫКА - Мои статьи - Каталог музыкальных статей
Поделитесь с друзьями: Еще статьи:
www.muzikavseh.ru