Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Урок 4. Возникновение земледелия и скотоводства План: 1. Мотыжное земледелие 2. Приручение животных 3. Глиняная посуда и одежда из тканей 4. Родовые общины и племя 5. Духи, идолы и жертвы Более 2 млн лет люди жили за счёт даров природы, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Охоту и собирательство называют, поэтому присваивающим хозяйством. Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты питания, то есть перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледёлие и скотоводство. Земледелие и скотоводство возникли примерно 10 тысяч лет назад. 1. Мотыжное земледелие. Возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие. Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были - ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые научились выращивать. Например, родиной ячменя, риса и чая является Азия; пшеницы - Азия, Африка и Европа; капусты – Европа; а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао, табака и тыквы — Америка. Земледелие было тяжёлым делом, Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вырубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия. Полученное зерно перетирали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу выпекали у костра на углях. Но не все племена на планете перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые, Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва, и где в диком виде росли подходящие для посева растения. «С какой целью люди занимались собирательством и с какой – земледелием?» В ходе беседы выясняется, что с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу. «В чем различие между собирательством и земледелием? - продолжает учитель и вновь называет линию сравнения. - Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения».Первобытная религия. Духи идолы и жертвы первобытных людей
Разработка урока по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства" (5 класс, параграф 4)
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
2.Приручение животных.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники разделывали тушу, а выброшенные остатки доставались собакам. Дикие собаки старались жить возле людей, предупреждали лаем о приближении других хищников. Собака стала первым приручённым домашним животным, она помогала человеку на охоте.
Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных.
Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Собаки охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам. Таким образом из охоты возникло скотоводство.
Учитель предлагает учащимся уже самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод. Сотни тысяч лет люди, подобно зверям, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от труда и умений, а не только от природы.
Рядом с поселениями зеленели поля, на лугах пасся скот. Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте, по берегам рек и озёр, чтобы было удобнее орошать поля.
Записать. Оседлое население – население, постоянно проживающее на одном месте.
3. Глиняная посуда и одежда из тканей. Появление ремесла.
Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища, научились гладко шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань.
Вначале для хранения продуктов использовались пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы для этого имеются в готовом виде. А вот обожжённая глина, или керамика, созданная людьми примерно 8 тысяч лет назад, — материал, которого нет в природе. Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода. Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой. Глиняную посуду лепили вручную. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.
Другими важными изобретениями земледельцев и скотоводов были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше. Но вот прясть нити из шерсти и волокон льна научились лишь те, кто разводил коз и овец или выращивал полезные растения.
Ранее ткачеством занимались вручную, потом около 6 тысяч лет назад был изобретен простейший ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей
Такую несложную работу в родовых общинах умели делать многие. Каждому оказалось под силу вылепить грубый глиняный горшок, изготовить каменное орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге, который (как и колесо) люди изобрели около 6 тысяч лет назад, обжигать в специальных печах, украшать выдавленным орнаментом, раскрашивать яркими красками. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Мастер обеспечивал посудой многих людей. Гончарство стало его основным занятием, ремеслом.
Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.
4. Родовые общины и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку было очень трудно, поэтому существовало несколько родов, во главе которых стояли старейшины. Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно.
Родовые общины были небольшими. Несколько родовых общин объединялись в племя.
Племенем управлял совет старейшин. Самый главный из них становился вождём. Мужчины племени избирали его на общем собрании. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи.
Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. «Чужим» для человека становился теперь иноплеменник, а соплеменник — «своим». У каждого племени появилась «своя» территория, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились, лучше сражались с врагами.
Родовая община – коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе.
Записать. Старейшина – руководитель рода. Племя – объединение нескольких родов. Вождь – руководитель племени.
5. Духи, идолы и жертвы. Мировоззрение.
Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.
Самые могущественные духи назывались богами.
Если все вокруг живое, то со всем можно договориться – нужно только обратить к богам просьбу – молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.
Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов к идолам приносили жертвы.
Невозможность объяснить многие явления природ привела к тому, что у первобытного человека возникла вера в сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами и религиозными обрядами.
Вопросы и ответы:
1. Чем отличается мотыжное земледелие от плужного? (Мотыга – орудие труда для рыхления почвы. Плуг – орудие труда для вспашки земли, более качественная обработка)
2. Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? (Улучшилась: Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от их труда и умений, а не только от природы).
3. Какое первое животное приручил человек и почему? (Собака)
4. Что такое родовая община? (Родовая община – коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе).
5. Кто и как становился старейшиной? (Самый опытный и умный член рода становился старейшиной – руководителем рода).
6. Что называется племенем? (Племя – объединение нескольких родов, которым руководит вождь)
infourok.ru
Зарождение первобытного общества. Несмотря на высокие достижения человеческой
Несмотря на высокие достижения человеческой цивилизации в изучении прошлого, мы так до сих пор и не прояснили, когда же появились первые люди современного типа. Наличие множества теорий эволюций и общего происхождения человека не могут нам однозначно сказать, к какому тысячелетию можно отнести формирование родовой или соседской общины.
Само понятие «первобытный» в профессиональном сообществе историков и археологов подразумевает древнее общество, которое не имело собственного письма, своего государства и городов. Этот далекий загадочный мир уносит нас своими корнями в Восточную Африку, где и сегодня археологи не перестают находить новые свидетельства колыбели жизни человечества (их обычно датируют 2 млн лет назад).
Напоминавший обезьяну, человек имел очень грубое лицо, нос которого был приплюснут, а подбородок выступал строго вперед по сравнению с широколобой физиономией, около глаз которой находился толстый и массивный широколобый надбровный валик. Был ли первобытный человек похож на нас современных? Очень отдаленно. Первобытный человек еще не был на 100% прямоходящим, скорее обладал прыгающей походкой, а его длиннющие руки свисали и находились ниже колен. Мог ли он говорить, как говорили мы? Нет, его речь, скорее, напоминала отдаленные и не связанные между собой звуки.
Несмотря на сложные условия жизни, он начал быстро адаптироваться к той среде, которая его окружала. Он брал в руки округлый камень – гальку, и ударами гальки о гальку раскалывал камни, а затем все племя их точило. Так появились каменные рубила, натачивались палки-копалки и другие важные орудия труда, которые превратят дикую непокорную природу в маленькое пристанище жизни людей.
Пройдет еще немного времени и человек овладеет огнем. Добыча пищи путем собирательства и охоты сможет обеспечить человека запасами еды, а процесс нагрева, жарки и варки этой еды сделает пищу вкуснее и питательнее сырой. Огонь грел, защищал и отпугивал диких животных. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.
Это медленное движение навстречу к комфортной цивилизации займет тысячи тысячелетий. Но пройдет несколько таких сотен тысяч, и вот уже изменения в человеке становятся снова заметны: его мозг стал больше, он уже говорит, а прямохождение становится все более явным. Люди занимают просторы Европы и Азии, строят примитивные жилища (размещались в пещерах, а там, где их не было, рыли землянки, строились примитивные шалаши из веток и деревьев), из-за более холодного климата на них появляется первая примитивная одежда из шкур животных.
Изменение места жительства и другой климат сделали охоту важнейшим занятием для выживания первобытных людей. Вскоре для охоты появилось копье, которое изготавливалось из дерева, обжигалось на огне для особой прочности, вскоре люди стали изготавливать острые каменные наконечники, которые привязывались к копью, делали его опасным оружием против диких зверей.
Совершенствование орудий меняло и отношение к охоте. Примитивные первобытные люди стали продумывать каждый свой шаг на охоте, используя эти копья, они стали гнать стада диких животных к крутым обрывам или оврагам, где животным было чрезвычайно сложно выбраться и они становились легкой добычей для группы примитивных охотников. Охота шла на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, но главным трофеем считался мамонт, которого убить было крайне тяжело.
Родовые общины
Время шло и около 40 тыс лет назад мы уже можем наблюдать человека, очень похожего на нас самих. Это HOMO SAPIENS SAPIENS. Он уже обзавелся своим родом, а родовая община стала важнейшим социальным институтом этого примитивного общества. В это же время утверждаются и первые табу (что не делают, о чем не говорят и не думают) – запрет на промискуитет и каннибализм. Эти люди живут по своим первым примитивным нормам – один за всех и все за одного: они убьют любого, кто причинит вред их сородичу и помогут своему родственнику-соседу в любой житейской ситуации. У них все общее, кроме жен и детей, они строят быт сообща. В это же время закладываются и первые азы разделения труда: мужчины, обладая природной физической силой и чрезвычайно высокой выносливостью, занимаются охотой, а женщины поддерживают домашний очаг (очень сложное занятие при условии, что люди достаточно поздно научились сами добывать или создавать из ничего огонь), готовят пищу, собирают растения, которые по их наблюдениям пригодны к пище и воспитывают детей. Эти же женщины создают первые фигурки, которые олицетворяют прародительниц и хранительниц очага.
Охота
Самое главное и важнейшее занятие позволяло охотникам добыть мясо, шкуры и кости. Примитивная загонная охота отлично работала на крупных животных, однако мелкие и ловкие зверьки вряд ли смогут попасться. Люди долго принаравливались на такую добычи, а в скором времени придумали новое важнейшее орудие, которое намного облегчит сложную и дикую жизнь – лук и стрелы. А для того, чтобы заполучить крупную и быструю рыбу, люди изобрели костяной гарпун.
Похожая картина наблюдалась и на просторах нашей необъятной прекрасной Родины. Несколько десятков тысяч лет назад, когда на русских равнинах паслось бессчетное количество стад мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонт всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному ладу водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках.
Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта — иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.
Возникновение искусства и религиозных верований
Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста тридцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла вглубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком.
Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца; для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей. Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.
Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых Древняя могила, раскопанная ещё недавно, были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряду поражая копьями нарисованное на песке животное.
Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрёт.
Люди верили, что души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков. Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.
Духи, идолы и жертвы
Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевлённые предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева». Такие же духи обитают в любом растении или камне, туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу — молитву. А ещё нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам. Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называются идолами. Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.
Возникновение земледелия и скотоводства
Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхлённую почву. Так из собирательства возникло земледелие. Подготовить участок земли для посева было нелегко — приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад.
Приручение животных
Первым прирученным животным стала собака. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умений.
Глиняная посуда и одежда из ткани
Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя — глина размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
На полу в жилище обычно расстилали циновку — коврик, сплетённый из соломы, травы или древесного лыка. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани.
Родовые общины и племя
Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и песнями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте. Все сородичи считали, что происходят от одного предка — человека или животного. Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом, два рода вступали друг с другом в нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.
Появление ремесел и ремесленников
Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи. Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе его свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие. Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Изобретение плуга
Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины, на полях.
У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.
Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.
В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли. Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам. Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи. Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.
Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.
Счёт лет в истории
При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое — позже, на сколько лет позже. Вы знаете, что большие отрезки времени считают годами, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков — тысячелетие. События истории Древнего мира произошли много веков и даже тысячелетии тому назад. Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта — страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием. Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие — основание города, большое наводнение, война с соседями.
Как в древности считали года? В разных странах по-разному. Например, в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй — вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий. Иным был счёт лет, применявшийся жителями одного из древнейших городов мира — Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующий — вторым и так далее.
Счёт лет, которым мы пользуемся
Этот счёт лет возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа — основателя христианской религии. Сказания о жизни и мучительной казни Иисуса Христа создавались около двух тысяч лет назад. В те времена почитатели Иисуса уверовали, что он Сын Божий, вознёсшийся после смерти на небо. Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа, распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Иисуса. «Пусть год Его рождения будет первым годом, — рассуждал он, — следующий — вторым и так далее». Он сумел высчитать год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания города Рима. В нашем летосчислении Рождество Христово является точкой отсчёта для всех исторических дат. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра (а пишем сокращённо н. э.). Продолжается наша эра более двух тысяч лет.
Источник информации:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014. 303с.
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / А.А. Майков. М.: Вентана-Граф, 2013. 128с.
История Древнего Мира. Атлас. М. 2013.
История Древнего Мира: 5 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС/ М.Н. Чернова. – М.: Изд-во «Экзамен». 2015. – 127 с.
История Древнего мира/ под ред. Кузищина. М. «Высшая Школа», 2003.
История Древнего Мира. Рабочая тетрадь. Годер Г.И. М. «Просвещение», 2011.
Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс. История Древнего мира. Алебастрова А.А. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2010.
centr-intellect.ru
Первобытная религия | Первобытная история. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Человек создаёт богов
Попробуем представить, что чувствовал и думал человек десятки тысяч лет назад. Со всех сторон его окружало загадочное и непонятное. Почему снятся сны? Что такое смерть? От чего зависит удача на охоте? Что такое солнце, луна и звёзды? Почему дует ветер или идёт дождь? Это и многое другое требовало объяснений. И человек искал их, как умел.
Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живёт душа, которая покидает тело во время сна и встречается с другими душами. С возвращением души спящий просыпается. Смерть — это тот же сон, только более глубокий, когда душа покидает тело и уже больше не возвращается. Люди верили, что души бессмертны и попадают в «страну мёртвых». Люди клали в могилы различные вещи, считая, что они потребуются человеку после смерти.
Всё в мире связано между собой. Солнце даёт тепло, дождь несёт влагу — потому растут деревья и травы. Молния попадает в дерево — и вспыхивает огонь. Значит, считал человек, миром управляют высшие одушевлённые силы — духи, или боги.
Могила первобытного человека. Современный рисунок |
Идолы и колдуны
Первобытный человек представлял себе богов в виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога — идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь, нужно только, чтобы они услышали просьбу. Он думал, что сделать так, чтобы боги и духи помогли, умеют только шаманы, колдуны. Для этого они приносят идолам жертвы (убивая животных или даже человека), устраивают пляски, твердят заклинания. С помощью магии (волшебства, колдовства) они вызывают дождь или солнце, делают охоту успешной, изгоняют болезни.
Перед началом охоты или другого важного дела люди совершали особые действия — обряды, с помощью которых они стремились задобрить богов и духов, добиться их помощи. Рисуя на стене пещеры раненое животное или поражая изображение копьём, древний человек верил, что охота будет успешной. Так появилась религия — вера в сверхъестественные силы, управляющие жизнью людей и природой, и поклонение им. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Идол. Древняя скульптура |
Что такое мифы?
Первобытные люди не знали истинных причин природных явлений и объясняли окружающий мир так, как они себе представляли. Например, что молния — это небесное копьё или стрела, что вулкан — это великан, напавший на небо с камнями и пламенем в руках. В глубокой древности возникли мифы — посильные для понимания людей объяснения того, что происходит в окружающем мире. За десятки тысяч лет люди придумали бесчисленное множество мифов.
Миф основан на жизненном опыте человека. В одном древнем мифе, например, говорится, что солнце — это бог, проезжающий по небу в огненной колеснице. Мог ли такой миф придумать древний охотник? Нет, его создал человек, который уже приручил лошадь и изобрёл колесо. Изучая мифы, учёные узнают многое о жизни и мышлении людей в древности.
Вопросы по этому материалу:Почему у первобытных людей возникла религия?
Почему возникла вера в душу?
doklad-referat.ru
Урок Возникновение земледелия и скотоводства Предмет: история
Класс 5.
Дата: 14.09.11.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели: познакомиться с процессами возникновения земледелия и скотоводства, появления глиняной посуды и одежды; рассмотреть основные обычаи во внутриплеменных и внутриродовых отношениях; исследовать проявления анимализма в сознании древнего человека. План- Проверка домашнего задания.
- Мотыжное земледелие.
- Приручение животных.
- Глиняная посуда и одежда из ткани.
- Родовые общины и племя.
- Духи, идолы и жертвы.
Оборудование: Виг. § 4.
Ход урока- Проверка домашнего задания.
- Что изображали первобытные художники?
- Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
- Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках?
- В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козлёночка, камень – в гору, гребень – в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения
- Мотыжное земледелие.
Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.
Подготовить участок земли для посева было нелегко – приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни.
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны.
Земледелие возникло более десяти тысяч лет назад.
- Приручение животных.
Мужчины иногда приносили с охоты детёнышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам – выслеживала и гнала зверя. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.
- Глиняная посуда и одежда из ткани.
Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя – глина размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
На полу в жилище обычно расстилали циновку – коврик, сплетённый из соломы, травы или тростника. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали, из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.
- Родовые общины и племя.
Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин – самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и пенями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.
Все сородичи считали, что происходят от одного предка – человека или животного.
Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом, роды заключали между собой нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.
Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени – ведь человек не мог прожить в одиночку.
- Духи, идолы и жертвы.
Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевлённые предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева».
Такие же духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу – молитву. А ещё нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.
Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называли идолами.
Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями.
Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.
- Вопросы самоконтроля.
- Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?
- Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?
- Почему сородичи слушались старейшин?
- Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известно, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали, подражая медвежьей походке. Подумайте, с какой целью они так поступали. Как могли называться эти роды?
- Домашнее задание: читать и пересказывать §4 (сс. 20-23).
mognovse.ru