21 - 27 октября. Осенние Деды - Навья Седьмица. Деды духи предков


публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

ЕДЫ - ДУХИ НАШИХ ПРЕДКОВ

Деды – духи предков, которые призваны хранить и защищать свой Род. В этом отношении дед (не путаем с наименованием живого предка) является мощным родовым духом, которому приписываются не только охранные, но и гармонизирующие функции. Деды — духи предков, которые призваны хранить и защищать свой род. Круг предков-защитников был велик. Надо сказать, славяне, вне зависимости от их сословия и рода занятий, очень подробно знали свою родословную, могли назвать имена не только дедов и прадедов, но и очень далеких предков. Все это — благодаря особым поминальным дням и Культу Предков. 

Периодически говорили, что Домовой, Банник, Овинник и другие домашние духи тоже являются предками. Но Деды — это отдельные духи. Строго говоря, они не живут в доме или на хозяйстве постоянно, посещают только по приглашениям и определенным дням. Считалось, что Предки-Деды обитают в Белой Нави — ближайшему к Яви слою мира мёртвых, Нави. То есть дед способен улаживать конфликты внутри рода, но он это делает лишь в случае крайней необходимости, стараясь не вмешиваться в жизнь и семейный уклад своих потомков без надобности. К дедам обращались за помощью, за советом, когда не знали, что делать. При этом не стоит путать деда и домового. Домовой является эгрегором жилища, иными словами он имеет территориальную «привязку», он контролирует конкретный дом, определенное жилое пространство. Дед – это эгрегор рода, то есть он представляет собой персонифицированный дух всех предшествующих поколений, их суммарную энергетику. 

По другой версии дед – это конкретный дух конкретного предка, вероятно – самого старого и самого мудрого. В тоже время по этой версии за одним родом могут «приглядывать» несколько дедов, образуя своеобразный круг хранителей. При этом не стоит заблуждаться, будто каждый достаточно старый и достаточно мудрый дух-предок . Вероятно, речь в данном случае идет с одной стороны о личном выборе духа, с другой – о его кармическом теле, теле причинно-следственной связи. Грубо говоря, один из старших духов мог остаться в роду в качестве хранителя для того, чтобы исполнить определенную миссию, решить конкретную задачу. Либо же мог выбрать служение, помощь своему роду как один из вариантов дальнейшего развития.В славянском календаре есть особый праздник, в который происходит чествование и поминовение всех усопших родственников это - Осенние Деды. 

По времени он соотносится с распространенным сейчас европейским и американским праздником Хэллоуином (аналогом кельтского праздника Самайн (Самхейн)). Следуя европейской моде, многие люди нашей страны стали вырезать тыквы и украшать ими свои дома, совершенно забыв и презрев традиции своих предков. Между тем славянский праздник Осенние Деды имеет свою традицию, уходящую в глубокую древность. Осенние Деды празднуются 1-2 ноября. Древние славяне верили, что раз в год – на Осенние Деды - их пращуры, перешедшие в мир иной, могут повлиять на весь свой живой род, помочь ему в его делах и поспособствовать гармонизации его жизни. Праздник Осенние Деды приходится на исход осени неспроста. Дело в том, что у славян весь ритм жизни сводился к календарю времен года, и осень у славян была сезоном размышлений и анализа того, как они прожили текущий год. Исправить совершенные ошибки и тем самым защитить и направить своих потомков на верный путь славянам помогали их умершие предки, которые в Осенние Деды были близки к своему роду. 

Праздник Осенние Деды отмечался славянами испокон веков, - духи предков приходят к своим потомкам в особые дни и творят обереги для своих родов. «Живы родители – почитай, а умерли – поминай» - эта пословица была основой в общении славян с духами тех, кто давно прошел свой земной Путь и отправился в другой, дабы оттуда наблюдать и направлять свой род в соблюдении законов Богов - Рода Небесного. 

Осенние Деды, как никакое другое событие в жизни славян, показывали и укрепляли связь единого рода. А от этой связи зависело, да и поныне зависит очень многое в жизни отдельно взятого человека. То, как Предки рода заботятся о своих потомках, сказывается на развитии всего рода. Это и благополучие рода, и деторождаемость, и здоровье членов рода, да и сама их судьба... 

Об умершем человеке говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». По поверьям славян, в День Осенних дедов души предков, которые спустились к своим потомкам уходят в свой мир - в Навь. Навьи покидают этот мир и в дни их ухода люди дарят им весёлое празднество. В России сегодня этот праздник практически позабыт и чтится разве только современными староверами-родноверами и их общинами. Существует и весенний праздник встречи и поминовения предков называется Родоница (Радуница, Радоница, Радавница, Деды). Эти же дни называли Родительскими. 

На Осеннии Деды, как и в другие дни поминовения предков, существуют особые обряды и традиции. Одной из самых характерных традиций на Осенние Деды является особая ритуальная пища, а также традиция ставить на стол лишнее блюдо с яствами для предков, которые в эти дни празднуют с живыми и вкушают их дары. Обрядовыми блюдами, которые ставятся на праздничный стол, являются: кутья, пироги, различные каши, сладости, молоко, яйца, блины, сыта, канун, хлеб, печенье, борщ, кисель, квас, хмельные напитки. После праздника души предков улетают . День почитания предков или Дедов в древности был очень значимым, но, видимо, за отсутствием какой-либо привязки к праздникам новой религии, воцарившейся на Руси, он был практически позабыт и только сейчас традиции и обычаи этого светлого дня вновь возрождаются в русской культуре. Стоит отметить, что данный праздник отмечался не только у славян и кельтов, но и во многих других древних странах. Шотландцы и Германцы в это время то же обращаются к своим предкам, зажигают специальные поминальные огни. В Литве и Белоруссии этот день называют Поминальным, Задушным, Дзяды. Здесь так же организуется пир, приглашаются к столу души предков, совершаются гадания. Дедовы дни отмечались в Украине, Латвии, Литве, Дании, Персии, Прибалтике и др. У всех народов, что отмечают Деды, существует поверие, что этот праздник является семейным. Весной и осенью в специальные дни люди ходят на кладбище, ухаживают за могилкой, и приглашают своих умерших родственников на праздник. В узком семейном кругу собирается стол с угощениями и специальной едой. Обязательным атрибутом является дополнительное блюдо с самыми вкусными яствами для предков, которые пришли на праздник и празднуют эти знаменательные дни вместе с живыми. Есть и такой обычай, когда каждый откладывает из своего блюда в блюдо для Дедов, и только после этого начинается трапеза. Блюдо может оставаться на столе на всём протяжении трапезы, а чаще всего на всю ночь до самого утра. В некоторых регионах отдельное блюдо ставят не на стол, а на подоконник. При этом не стоит забывать, что в отдельное блюдо стоит положить и ложку (выемкой вверх, выпуклой частью вниз)! Если на Осенние Деды имеются хмельные напитки, то стоит отдельную рюмку, стакан или чарку поставить и для Дедов. Пищу, которая останется на утро в отдельном блюде, стоит отдать птицам, уличным кошкам или собакам. В древней Руси, кроме домашней трапезы для живых и мёртвых, в отдельных блюдах вкусные угощения ставили на крыше дома и на крыше бани, несли блюда на опушку леса или в сам лес, а также на берега рек, озёр, прудов или водоёмов для духов утопших людей. 

Так же в этот день принято принимать баню (ванну или душ), чтобы в праздник быть чистым.Если на Деды топится баня, то для предков, которые придут в баню после того как все люди помоются, ставят ведро чистой воды и новый веник. В доме прибираются. На столе ставят свечу, как символ вечного огня, который с древних ведических времён является символом почитания предков. В этот день в доме открывались настежь двери, чтобы души могли зайти в дом. Конечно же, на Деды принято вспоминать о своих предках только хорошее, разговаривать о тех, кто ушёл, и вспоминать их былые заслуги и добрые дела. Едят и пьют в этот день только за своих предков, умерших родственников. Не принято на Осенние Деды говорить тосты за ещё живых людей. Если вы посещаете могилку в этот день, то стоит оставить угощения - кусочек пирога, блины, яйца, печенье, сладости, если есть питьё - квас, пиво или другой хмельной напиток, то его также принято ставить либо на могилку, либо вылить питьё на прямо на землю. В этот день могут происходить разные вещи, удивляться которым не стоит, потому как Деды, родители и родственники в этот день слетаются на праздник. Могут скрипеть половицы, слышаться звуки шагов, стучаться птицы в окна, залетать мотыльки и другие насекомые, звенеть стекло в рамах. В общем, думайте сами, решайте сами, праздновать заморский Хэллоуин или почтить память предков вместе с Осенними Дедами.

www.livemaster.ru

Деды. Почитание Дедов в славянской культуре

Деды — это и духи родоначальников, которые часто посещают свои семьи, следят за порядком, дают советы, вмешиваются в жизнь по необходимости, разрешают внутрисемейные раздоры. Их почитали по особым дням: накрывали дедам на стол, приглашали их. Кто же такие Деды?

 

Деды — кто такие и каково происхождение?

Деды — духи предков, которые призваны хранить и защищать свой род. Круг предков-защитников был велик. Надо сказать, славяне, вне зависимости от их сословия и рода занятий, очень подробно знали свою родословную, могли назвать имена не только дедов и прадедов, но и очень далеких предков. Все это — благодаря особым поминальным дням и культу Дедов.

Периодически говорили, что Домовой, Банник, Овинник и другие домашние духи тоже являются предками. Но Деды — это отдельные духи. Строго говоря, они не живут в доме или на хозяйстве постоянно, посещают только по приглашениям и определенным дням. Считалось, что Предки-Деды обитают в Белой Нави — ближайшему к Яви слою мира мёртвых, Нави.

Деды, духи умерших родственников могли являться во сне и предупреждать об опасностях, звать к себе. Об этом есть очень много историй, например, такая:

Когда мы сгорели, мне приснились отец, мать и тетка. Они все давно уж померши были. Они пришли в черном во всем и легли на пол и зовут меня к ним лечь. А я говорю: «Да нет, я лягу здесь, с Сережей». Они три раза меня звали, а я не иду к ним. Сон-то этот сбылся. Все сгорело, а остались только я с Сережей. А если б и я пошла к ним, так и я сгорела б.

Не всякий умерший предок мог стать Дедом. В основном, после смерти над своим родом оставались надзирать Ведуны, «знающие люди», те, кто дал подобный зарок. Не обязательно ему было умереть в старости — Деды часто использовались как собирательное название. Верили, что после смерти Деды рода покойного встречают его на том свете.

 

Как почитали Дедов славяне?

До принятия христианства в каждом славянском доме был алтарь, на котором размещались деревянные фигурки — стилизованные изображения Дедов. На алтаре оставляли и дань, чаще бескровную. Обычно он располагался в потайном месте, куда никто не мог случайно заглянуть.

Верили, что любой умерший человек мог навестить свою родню, указать им на какие-либо ошибки при похоронах или поминании (надели не ту одежду, не приготовили нужное блюдо и др.), раскрыть тайну, иногда просто заниматься теми делами, какие не доделал при жизни:

Муж у меня фураж возил, ночевал в одной деревне. Вот приехал он в эту деревню, а в доме, где ночевал, давно уж он не был. Постучал. Женщина открыла, постелила постель. Старуха и дед спят. Стала ребенка кормить. Он думал, его сноха. Утром проснулись, дед и старуха спрашивают: «Кто тебе открыл дверь?» — «Сноха». «Она умерла!» — отвечают. «Она мне его сделала», постель то есть. Испугались, что задушит ребенка, еще сорок дней не было, вот и приходили. «Надо что-то делать», — забегали старшие. Так было.

Но часто такие случаи происходят, когда живые слишком печалятся и убиваются по покойнику, своими слезами не отпускают их от себя.

Верили, что на сороковой день после смерти души покойников окончательно уходят в другой мир и становятся Дедами.

 

Навные Дни

Деды приходят на землю в особые дни года: летом, накануне Купалы, когда цветут травы и деревья. Оттого и обычай приносить зеленые ветки в дом — полагали, что на них рассиживаются души предков-дедов. А после дней поминальных эти ветки выносили из дома. Ходили былички, когда нерадивая хозяйка случайно забыла выкинуть одну из них, и ее Дед находился дома до следующего поминального дня.

В Дедовы дни запрещалось заниматься тяжелой работой: верили, что дома и на подворье приходят Деды, незаметные глазу, и их можно обидеть, прогнать, активно выполняя домашние дела. По этой же причине за поминальным столом строго-настрого было запрещено качать ногами — верили, что деды садятся на перекладину. Также деды могли перевоплотиться в этот день в птиц и насекомых. Верили, кстати, что Дед появляется в виде птицы, отсюда и приметы, связанные с птицами, садящимися на окно, — так духи умерших предвещали какое-то важное событие в семье.

За столом в день Дедов стояло молчание, тишина. Если и говорили, то только вспоминали предков, каковы они были. За столом клали несколько лишних столовых приборов. Старались готовить пищу, которая дает пар, ароматна, потому что Деды ее тоже пробуют. Обязательно зовут Дедов и домой, и к столу, и столь же обязательно их провожают. Иногда накрывали для дедов отдельный стол ночью, отдельно их звали. Можно было прислушаться, услыхать легкие звуки, разговор предков, а если через окошко в коридоре посмотреть на комнату или воспользоваться щепками от гроба, то можно было увидеть призраки дедов. Знающие люди не пугались, а слушали, о чем говорят Деды за столом — они часто упоминали, кто из домашних умрет в ближайшем году, кто родится, женится и т. д. Иногда могли высказать свое мнение о живых, о том, как их в этом году почитали:

Однажды в поминальный день пригласила к себе соседок. Мы втроем поужинали. А я думаю: «Я каждый раз в поминальные дни вареники варю. Испеку я пирожки». Поужинали. Одна соседка осталась у меня ночевать и говорит: «Я буду спать на печи». А я собрала на стол для дедов — поставила борщ, положила хлеб, полотенце, ложки. И в коливо ложку положила. И говорю сама себе: «Порежу я пирожки». А потом передумала: «Не буду резать, пускай целые берут». И не порезала. Легла я спать и сразу заснула. А та соседка, что легла на печи, не спала. И наутро мне рассказала, что она видела: открывается дверь и идут умершие родственники. Подходят к столу и говорят: «Все хорошо сделала, а пирожки не порезала».

Если проигнорировать день и не поставить стол Дедам или их как-то побеспокоить во время трапезы, они очень обидятся.

 

Деды — основные духи славянской мифологии, почитаемые и поныне, причем не только приверженцами Родной веры. Многие поминают умерших родственников по особым дням, подчас не зная о распространенных поверьях.

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Осенние Деды - Славянская бытовая магия

По просьбе моей любимой кумы Оксаны Абубекировой пишу этот пост. Долго вынашивала, сводила во едино разные кологодные календари и как всегда у меня родилось свое мнение по данному вопросу :) ПОДЧЕРКИВАЮ, ЧТО ДАТЫ ПРАЗДНИКОВ И ВРЕМЯ ПОЧИТАНИЯ ПРЕДКОВ ОСЕНЬЮ - ЭТО МОЕ СВЕДЕНИЕ ВОЕДИНО НЕСКОЛЬКИХ КОЛОГОДНЫХ КАЛЕНДАРЕЙ (АСОВА, ОБЩИНЫ СТАРОВЕРОВ СВАРОЖИЧ, КАЗАКОВА И АНАЛИЗ СКАЗОК БУРОГО МЕДВЕДЯ). Осенние Деды - это время почитания Предков перед закрытием Сварги на бессолнечный период. Деды - это Духи Предков улетевших в Сваргу, души Святых предков и Праведников. Длиться он меньше чем Весениие Деды, когда Сварга открывается, и почитаются, или вспоминаются или отмаливаются не только Деды, но и и заложные покойники - умершие насильственной, не своей смертью, утопленники, самоубицы и т.д. и т.п. Но Предкам - Дедам нашим важно почитание и воспоминание их перед бессолнечным периодом, да и нам внукам Богов важно совершить последние Славления, что бы зиму пережить душевное тепло и свет солнечный в сердце сохраняя, безопасно, тепло и уютно.Осенние деды начинаются в ближайшую субботу к 1 славеня, он же эвелисень,он же грудень (22 октября), т.е. в этом году 24 сентября. В этот день хорошо делать поминальную Тризну - варить кисель, кутью, печь блины, для нерожденных или мертворожденных детей - оладушки, предлагать пищу Богам и Предкам, ставить на стол лишние приборы и класть лишние ложки(есть всё ложками - все ложки обязательно класть горкой вверх, что бы нечисть не поселилась в них) и оставлять накрытый стол на ночь. Важно утром поблагодарить Богов и Предков и попросить их вернуться в свое время и Простарнство. Начинаясь в ближайшую субботу к 1 славня Осенние Деды, проходят через Макошье - последняя пятница октября - Параскеева пятница в Христианстве - в этом году выпадает на 30 октября. В этот день хорошо почитать женщин Рода, молиться женским Богиням и делать медитации и поклоны Проматерям Рода. Далее 31 октября - время, когда границы между Мирами сильно истощены и ближе к Нави, чем к Прави уже - та самая переходная точка от Белобога к Чернобогу, от Богов Прави к Богам Нави. В этот день впервые начинают рядиться, что бы обмануть нечисть. И этот день празднуется во многих культурах - Самхейн, Хеллоуин. В этот день так же очень хорошо делать поминальную Тризну. И в этот же период Сварожки - Сварожья Седьмица. Начинается она с осеннего Макошья и длиться 7 дней - в этом году соответственно с 30 октября по 5 ноября. Праздник - Деда Богов Сварога. Каждый день седмитцы посвящен соответсвующему Духу-покровителю. 1 день (30 октября)- Семарглу, прошу заметить, что это не противоречит Славленью Макоши - Богини судеб. Женщина берегиня своей семьи, своего Рода и криница силы, которая отвечает за силу берегини - это шестая синяя чакра, которой покровительствует Семаргл. Так, что одно другое только дополняет. 2 день (31 октября) - Яриле, 3 день (1 ноября) - Велесу, 4 день (2 ноября) - Перуну, 5 день (4 ноября) - Дажьбогу, 6 день (5 ноября) - Сварогу, 7 день (6 ноября) - Крышню. В эти дни хорошо славить соответствующих Богов, в день Перуна молиться за души войнов Рода.Хорошо на весь период Осенних Дедов взять какое либо благое дело и делать его каждый день во Славу Рода. Что можно делать - молиться Роду, Славить Богов, кланяться Роду, делать кукол - кукла всегда между человеком и Богом, писать поминальные писанки - сорококлинки синего цвета, кормить птиц, животных, делать благотворительные пожертвования и все это во Славу Рода. Помним, что какун праздника был очень важен, и самые мощные обряды и ритуалы женские делались в канун Праздника. Поэтому предлагаю завтра в канун Осенних Дедов написать свое намерение на этот период, какое дело в качестве аскезы берете на период с 24 октября по 6 ноября, и как вы будете жить по завершению этого периода, важно осознавать для чего все это делается. 6 ноября так же важно письменно завершить период Осенних Дедов, поблагодарить Богов и Предков и написать пожелание своему Роду. Очень много и подробно об практиках почитания Предков есть в Женской Санге http://womansanga.ru/, но там на ведический индийский манер - перекладываете на наше славянское. Очень хорошо русские славянские обычаи дает Анна Вокина https://vk.com/club54693977 и Веджена (ведающая жена) https://vk.com/vedjena.смотрите, изучайте, почитайте Богов и Предков - Дедов. Молюсь так молитва на огонь, молитва на воду, благословление на практику, Путь Веры-Веды Православной, Утренние Славление, Роду защитная, молитва о Предках, молитва о Родителях, молитва о детяхдетях, молитва моем Роде и Роде Дмитрия тексты молитв вышлю в личные сообщения по запросу.По куклам в этот период хорошо делать Берегиню Рода30, 31 октября Параскею Макошь Долю и Недолю Трипольскую 24 и 31 октября хорошо делать Поминальный Крестецписать поминальные писанки Ну вот вкратце все. Будут вопросы - пишите

annakosticina.livejournal.com

Осенние Деды. Праздник благодарения Рода — Naviget, haec summa est

Это последний праздник в годовом колесе. Отмечается 1 ноября.

Осенние Деды — поминальный день осенью.Говорили предки: «На Дедов день родители отдыхают».Это день поминовения своих родных, пращуров. В этот день поминают всех предков независимо от их места захоронения.

Деды – души (духи) предков, улетевших в Ирий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами».

У белорусов Восеньскiя Дзяды проводили “без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков.

В этот день деды приходят к своим потомкам смотреть, как те хозяйничают. Бабушки заглядывают в дом, хорошо ли ведет домашнюю работу женщина, ухожены ли дети и муж. Деды же смотрят амбар,хорошо ли вел хозяйство муж, полон ли амбар, есть ли в хлеву корова-кормилица, ухожены ли нивы.

Если все в порядке и хозяйка дома приготовила хороший обед, предки с радостью садятся за праздничный стол. За столом поминали каждого предка по имени. Берегиня-мать должна приготовить кушанья, которые когда-то любили деды или бабы. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин: «Дед, иди на обед». Над кушаньем должен быть пар, поскольку предки именно его потребляют. За обедом каждого блюда понемножку откладывают в отдельную тарелку и ставят к ней много ложек. Стол убирать нельзя — все кушанья остаются на ночь, рядом нужно поставить миску с водой и полотенце, чтобы души умерших могли помыть руки и вытереть их (чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали»). Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано.

Для подношений Предкам ставится отдельная посуда, которая потом уничтожается. Как правило, ее изготавливают специально из натуральных материалов (лодочка из дерева или бумаги, венок из цветов и трав…), но можно взять и одноразовую бумажную посуду. Если на столе будет питье, нужно подготовить плотный бумажный стакан «для Предков». Когда стол накрыт, зажигаются свечи, выключаются электроприборы и электрический свет и глава семьи зовет Предков: «Деды, приходите, ешьте, пейте с нами!». Если присутствует питье, каждый сначала отливает Предкам в стакан, затем пьет сам. В стакан для Предков подливается кипяток, чтоб шел пар. Едой сначала делятся с Предками (по чуть-чуть откладывают в лодочку), затем едят сами.

Если нужна помощь, после обеда семья обращается к предкам. Особенно хорошо, когда за помощью обращаются малые дети. Тогда предки откладывают все дела и, если не могут сами помочь, просят помощи у родоначальников — самых дальних предков, которые возле Бога стоят.

Праздник связан с почитанием своих предков, благодарением своего рода.В этот день вспоминают свой род по отцовской и материнской линии, соединяясь с силой, мудростью, опытом и знанием своего рода. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Осознавая опыт своего рода, мы можем дальше передать созидательный опыт и остановить разрушительный, очистить свой род от болезней, разрушительных целей, кармических программ.Данное время — время, когда врата между мирами открыты и возможно очень многое.Практики праздника направлены на исцеление, благодарение рода и создание родового оберега на год.

С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор.«Православные» христиане субботу перед Дмитрием Солунским (26 октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей, а также памяти воинов, погибших в Куликовской битве.Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы покойников и служат здесь панихиды. Женщины причитают на могилах родителей и родных.

Можно помедитировать и посмотреть, кто пришел. Если вы не знаете кого-то из пришедших, можно с ним пообщаться и спросить его имя (да и не только). В конце ритуала пространство нужно закрыть. Глава семьи говорит: «Поели-попили, теперь идите, нас долго ждите». По желанию, можно попросить Предков забрать с собой что-то, от чего вам хотелось бы избавиться, тогда к фразе нужно добавить: «….. с собой заберите.» Свечи гасятся хлебом и ни в коем случае не руками! После трапезы стол сразу не убирается. Можно оставить стол неубранным на ночь. Остатки еды членами семьи в пищу больше не употребляются. Их можно потом отдать нищим или животным и птицам. Еда и питье для Предков прямо в посуде либо отправляются по воде (реке), либо сжигаются.

Если вы чувствуете в этом потребность, Дедов можно провести в любую субботу.

Обрядовые поминальные блюда

Канун (сочиво,кутя, колыво) – мёд разведенный водой (сыта), в который крошили пирог, пресный хлеб, тёртый мак.

Кутья – обрядовая каша из цельных зерен пшеницы с сытою, изюмом, маком и орехами. Зерно – символ бессмертия, воскресающей жизни. Мёд – божественный нектар, пища Богов и Предков, символ вечной жизни, изобилия.

Кутью варили и из зёрен гороха, ячменя и других злаков. Зерна пшеницы сначала толкли в деревянной ступе, время от времени подливая чуточку теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Далее, ядра тщательно отделив от плевел, промывали, и варили рассыпчатую кашу. Подслащивали мёдом, добавляли мак, очищенные дробленые ядра орехов, изюм.

В дни поминовения предков обязательно пекли блины, оладьи, готовили лапшу, кутью, жарили яичницу.

Поговорки:Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются».Живы родители — почитай, а умерли – поминай.Добром поминай, зло забывай.Русский человек без родни не живёт.Мужик своей роднёю крепок.И велико поле, да не родимое.Дмитриева суббота — кутейникам работа.Пей, не жалей — поминай веселей.С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.Бедная родня краше чужого богатства!Родительское благословеньице – лучшее именьице!На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда). .

Приметы:Покровская суббота наголе, и Дмитриева наголе (т.е. без снега, пермск.).Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.Дмитриев день поголу (без снега), святая (Пасха) — тёплая.

Нечто о погребальной обрядности

Литература:Адамович Г. Почитание предков у белорусов. Мн., 2005.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869. Т. 1-3Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в трех томах. М.: Гослитиздат, 1954Власов В. Русский календарный стиль. Вокруг света, 1986, №8Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д: Феникс, 1996Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.Ермолов А.С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах и поговорках. Спб., 1902-1905. Т. 1-4Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия, — М.: Эксмо, 2002Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901.Месяцеслов – народный календарь / Сост. В.А. Миронов. М.: Агенство «ФИАР», 1997Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Народный дневник: Праздники и обычаи. Спб., 1885.Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия; М.: Высшая школа, 1987Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981Рыженков Г.Д. Народный Месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловия о временах года и о погоде. М.: Художественная литература, 1991

Еще на тему:— http://rada13.livejournal.com/3763.html— Цикл похоронно- поминальных обрядов в контексте времени земного бытия

fogelman.ru

21 - 27 октября. Осенние Деды

21 - 27 октября. Осенние Деды - Навья Седьмица - Тридевятое ЦарствоПредание:

Начинали праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Одевались по-праздничному, доставали белую скатерть. Перед тем как сесть за стол, открывали все двери, чтобы души умерших могли свободно войти. Хозяин или старший по возрасту зажигал свечку, ставил её возле иконы или на стол и читал молитву («Отче наш», «Богородица», «Верую», «Ангел господень»).

Поминальный стол начинали обычно с кутьи или кануна, которые брали по три раза из общей миски. Прежде чем попробовать каждое обрядовое блюдо, ложку клали в отдельную посудину и ставили на подоконник — для душ умерших. То же назначение имели отдельные тарелка и чарка, чтобы душа, угостившись, помогала оставшимся на земле и в хозяйстве, и в жизни вообще.

В народе была сильна вера в то, что души предков незримо присутствуют в доме. Никто не начинал есть, пока не отложил в дедовскую посудину ложку еды или не отлил водки в отдельную чарку.

Посадив гостей за поминальный стол, хозяин брал в одну руку свечку, завёрнутую в блин, в другую — буханку хлеба и обносил три раза вокруг стола, вспоминая умерших родственников.

Восклицания-приглашения Дедов имели разные оттенки. «Праведные родители! Идите к нам ужинать. Идите сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти!» Или: «Святые деды, зовём вас: идите к нам! Есть здесь всё, что бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!»

Ужин начинали с кутьи. Затем хозяин дома поднимал чарку, поминал покойников, желал всем присутствующим дожить до следующих «Дедов».

Зачерпнув еду из миски, клали ложку или вилку на стол, чтобы в короткий перерыв ими могли воспользоваться невидимые Деды. Ложку необходимо было класть выемкой не вниз, а вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицом вниз.

Застолье проходило достаточно напряжённо: все молчали или поминали умерших добрым словом и никогда — плохим. Сидели за столом долго. Каждый должен был обязательно попробовать все блюда, чтобы не обидеть Дедов. Разговоры шли исключительно о предках рода.

За трапезой вспоминали лучшее о своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода. Говорили только о Дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминали их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном Предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Если на свет залетал мотылёк, в нём видели божьего посланца. Скрип калитки, звон стекла в оконных рамах, шуршание последних листьев на дереве воспринимались как знаки невидимого присутствия предков.

После окончания ужина все расходились, пожелав неземным гостям: «Святые Деды! Ели и пили, идите к себе».

Поминальный стол, как правило, не убирали, оставляя еду, ножи, ложки, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. Часть еды выносили домашнему скоту, часть — птицам, оставляли на крыше своего дома или несли на реку, озеро или пруд и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

Если кто-то из семьи желал увидеть Дедов, он должен был выйти в сенцы и, достав солому из окошечка над дверьми, поглядеть сквозь него в комнату. Но все знали, чем это закончится. Смельчак, который отважился это сделать, обязательно умрёт в том же году.

На следующий день после поминального ужина отправлялись в гости к родичам, которые жили далеко. Семья принимала к обеду (около одиннадцати часов) или полднику (около четырнадцати часов). Гостевание в Дмитриевку не ограничивалось остатками дня, а порою тянулось до трёх дней (в зависимости от взаимоотношений хозяев с гостями).

С днём Осенних Дедов связан ещё один интересный обычай – вписывание и выписывание с семейной хроники членов семьи. Новорождённых вписывали, а умерших выписывали. Хроники эти вели на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто ещё жив, имеют даты рождения, а напротив оставлено место для вписывания даты смерти.

В этот день особенно прославляется Сварог Небесный, как прапредок всех Славян, а также Род Всевышний, как источник жизни.

В пору двоеверия на Руси субботу перед Дмитрием Солунским (26 листопада-октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя-ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя-ноября).

Осенние Деды праздновались дома и проходили без слёз. «Дзяды» — семейный праздник, и от всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в родном доме. Те, кто находился в отьезде, спешили домой. В этот день поминали всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете.

У белорусов Восеньскiя Дзяды - праздник семейный, домашний. В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Зажегши свечку, хозяин приглашал всех предков на ужин.

Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела.

Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

Люди просили у Дзядов поддержки в трудные времена. Дзяды и сами приходят на помощь потомкам в нужное время. Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи. На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.

Местные пастухи, зная, в какое время готовится еда, шли по селу и, останавливаясь у окна каждого дома, громко спрашивали: «Эй, хозяйка! Ты пекла блины? Прислали Деды по блины, свинки за солонинкой, овечки за яичком, бараны за солью, а коровки за сыром». После этого хозяйка выносила пастуху то, что он так забавно просил.

После Дедов быстро приходит Зима, покрывая Землю матушку снежным покровом... Так снова происходит вечный коловорот Живоявленя.

21 - 27 октября. Осенние Деды - Навья Седьмица - Тридевятое Царство

tridevatoecarstvo.com


Смотрите также